Куклотерапия. Застенчивость «В гостях, но под диваном»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ по направлению « Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста » (в рамках сетевого взаимодействия педагогических работников дошкольных образовательных учреждений города Курска по теме: «Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»)

Практикум

Тема: «Куклотерапия - как метод драматической психоэлевации».

Подготовили: педагог-психолог Гриченок Ирина Викторовна, учитель-логопед Горбатых Ирина Афанасьевна, инструктор по физической культуре Черная Марина Викторовна, воспитатель группы комбинированной направленности для детей 5-6 лет Воробьева Татьяна Николаевна.

Притча о 3 куклах (Приложение 1)

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Куклотерапия - частный раздел арт-терапии, в основе которого лежит приём идентификации.

Когда ребёнок идентифицирует себя определённым образом, он проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, которые возможно корригировать и направлять.

Эта методика эффективна для коррекции личности ребёнка с нарушениями в поведении и выравнивания детско-родительских отношений.

Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она - партнер в общении во всех его проявлениях.

Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня с помощью кукол коррегируют заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Куклотерапия способствует:

  • формированию позитивных установок
  • эмоциональной и моторной адекватности
  • формированию коммуникативных навыков.

Куклотерапия положительно влияет на развитие:

  • образного творческого воображения;
  • познавательной активности;
  • внимания;
  • памяти;
  • тонкой моторики;
  • помогает формированию пространственного анализа и синтеза;
  • Фонематическому восприятию речи.

Направления куклотерапии:

Психодрама

Игротерапия

Сказкотерапия

Арт-терапия

Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для ребёнка ситуациях и поиске оптимальных жизненных «ролей».

Куклотерапия как практика существует уже довольно давно. Ещё в 1926 году невропатолог Малком Райт из Уэльса использовал кукол и кукольнй театр для снятия неврозов, связанных с прививкой, у детей. А в 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. Куклотерапию практикуют во многих странах: в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции.

В России в 1990 году Ириной Яковлевной Медведевой и Татьяной Львовной Шишовой был разработан метод драматической психоэлевации. Метод драматической психоэлевации - это метод психокоррекции, применяемый в работе с детьми у которых выявлены страхи, агрессивное поведение, повышенная застенчивость, легкая степень аутизма, заикание, энурез и астма невротического происхождения, тики, навязчивости, демонстративное и асоциальное поведение.

Главный принцип - гармонизация психики в целом, преодоление недостатков. Проигрывая куклами индивидуально подобранные или специально написанные театральные этюды, дети незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая постепенно их в достоинства:

  • упрямство может быть преобразовано в упорство,
  • выскочка научится быть лидером,
  • жадный - бережливым.

Почти любой недостаток можно повысить до уровня достоинства. Или, пользуясь терминологией, элевировать. В этом суть методики. Методика драматической психоэлевации - это комплексное воздействие на детей с помощью разнообразных театральных приёмов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций.

Начальный этап ДПЭ - диагностический

Перед ребёнком раскладываются куклы: медведь, зайчик, волк, мальчик, мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга, клоун, непонятная фигура с глазами и предлагается выбрать понравившуюся

Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать.

  • Если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит.
  • Если выбирает волка- можно предположить проявление агрессивности.
  • Непонятную фигуру с глазамичасто выбирают расторможенные демонстративные дети.

Мы проигрываем с ребёнком знакомые ситуации:

  • позаботиться о заболевшей мама, (ЭТЮД «ЗАБОТА»)
  • как прошёл день в детском саду и т. п. - это помогает установить, уточнить проблемы ребёнка.

Позже задания становятся сложнее и интереснее:

  • надо найти выход из затруднительного положения;
  • (ЭТЮД «ПОМОЩЬ») помочь героям сказки и т. д.

Следуя методу «драматической психоэлевации» в этюдах, мы используем перчаточную куклу - собаку. Этюды про Хозяина и собаку - очень эффективный и интересный приём. Собака воплощает основной характерологический порок ребёнка («патологическую доминанту»)

Как правило, собаку в этюдах играет мама (если этюд задан на дом) или взрослый, показывая с её помощью поведение ребёнка, а Хозяин - это идеальная, как бы уже элевированная личность ребёнка. Хозяин (его роль играет ребёнок), воспитывая свою собаку и помогая ей правильно себя вести, воспитывает сам себя. Успех зависит во многом от степени включённости в коррекционный процесс родителей. Необходимо воодушевить родителей на активное сотрудничество.

Этюд (патологическая доминанта - ревность) «В МАГАЗИНЕ» (Приложение 2)

Этюд (патологическая доминанта - застенчивость) «В ГОСТИ ИЗ - ЗА ДОМА» (Приложение 3)

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи не только психолога, но и логопеда, инструктора по физической культуре, а также воспитателя, и дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка. (Этюд «ПОССОРИЛИСЬ», Этюд «ЗНАКОМСТВО»)

В своей работе мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы и удерживать внимание детей в процессе занятий, поэтому наша задача - окружить ребёнка игрой так, чтобы он и не заметил что занимается тяжёлой работой. Большой восторг вызывает у детей - возможность самому творить чудо, оживлять кукол, даровать им движения, характер.

Для совместной работы учителей-логопедов и педагога-психолога были разработаны и изготовлены штоковые и текстильные куклы, подобран ряд этюдов, упражнений и творческих заданий к ним.

Плоскостные штоковые куклы очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи детей, также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. Такими куклами можно разворачивать сказочный сюжет как за невысокой ширмой, так и на столе.

Этюд на развитие фантазии «ДОБРЫЙ ЗОНТИК» (Приложение 4)

Штоковые объёмные куклы с тактильными наконечниками полезны для массажа кончиков пальцев, что способствует развитию речи. Объёмные куклы сложнее удержать, потому что в работе задействованы все мышцы кисти (Диалог«НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ»)

Текстильные куклы-перевёртыши «Времена года». Используются для закрепления времён года и развития монологической и диалогической речи. Данное пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и с подгруппой.

Мы хотим представить вам конкурсную коллективную работу (педагога-психолога Гриченок И.В., учителей - логопедов Носоревой Е.С., Горбатых И.А.и воспитанников ДОУ 7-го года жизни «Мы вокруг берёзоньки хороводы водим», занявшая 2-е место в выставке-конкурсе детского творчества «Золотой ларец», проводимом в рамках городского фестиваля «Наши таланты родному краю» в технике «Работа с тканью» и 2 место в областной выставке детского творчества «Страна детства» в разделе декоративно-прикладного творчества.

(Этюд «АХ, ПОДРУЖКА ДОРОГАЯ…»)

Для проигрывания ролевых игр, разыгрывания диалогов мы используем различные варианты кукол:

Куклы с «живой рукой» , платковые куклы. Эти куклы дают возможность свободно двигаться. Развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов. (Этюд «НАУЧУ Я ДОЧКУ», Разыгрывание потешки «ЗДОРОВО, КУМА»).

Перчаточные и варежковые куклы привлекают своей яркостью, красочностью, динамикой, положительно воздействуют как на исполнителя, так и на зрителя. Кукла, играющая на сцене живёт для ребёнка не условно, она реальность, ожившая сказка. Кукла на руке ребёнка, выступающая для него в роли собеседника помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. (Использование кукол на сенсорной юбке, Кукольный спектакль «Теремок» с использованием театральной ширмы и декораций).

Этюды на фантазию и воображение занимают очень большое место в нашей работе. Этюды рождаются из строчек стихотворений или песенки, шутки, сценки, увиденной на улице. В этюдах с предметами мы стараемся «оживить» тот или иной предмет, сделать его движения похожими на человеческие, но вместе с тем стремимся найти и свойственные ему одному особенности. (Этюд «ТАНЯ СОБИРАЕТСЯ В ШКОЛУ»).

В своей работе мы используем кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Для этой цели мы разработали дидактическую куклу и серию упражнений, дидактических и творческих заданий, этюдных зарисовок.

Задачи:

  • развитие природных способностей,
  • образного мышления,
  • памяти,
  • эмоциональной сферы,
  • самосознания и самоконтроля.

Увлекаясь процессом работы с куклой, дети становятся

  • более спокойными и уравновешенными,
  • развивается произвольность психических процессов,
  • появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

Наша кукла «без лица», что позволяет фантазировать - в каком настроении находится герой куклы. Для выполнения упр. ребёнку даётся целый набор для работы с лицом (глазки, ротики, брови), что позволяет моделировать 6 осн. эмоций: радость, спокойствие, удивление, грусть, испуг, злость.

Функции пособия: игровая, дидактическая, развивающая, развлекательная.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное,
  • речевое,
  • художественно-эстетическое.

Работая с куклой, ребёнок может проявлять через неё те эмоции, чувства, состояния, которые ребёнок по каким-тио причинам не может или не позволяет себе проявлять. При помощи данного пособия можно проводить как целое занятие, так и его фрагменты.

Данное пособие можно использовать также иных дидактических задач: обучение

  • шнуровке,
  • плетению (работа в паре: д/и «Помоги куколке собраться»),
  • нанизыванию, (Д /и «Собери бусы»)
  • развитию тактильных ощущений/и «Узнай на ощупь») и др.

Вооружившись знаниями о серьёзности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребёнок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль или сделать куклу своими руками.

Игры и куклы можно и нужно использовать на занятиях по физической культуре. Инструктор по физической культуре в своей работе тесно взаимодействует с педагогами, воспитателями и медицинской сестрой по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, что является первостепенной задачей ДОУ.

Наша работа направлена на воспитание физически развитой, эмоционально стабильной личности. Мы стараемся помочь нашим воспитанникам научиться снимать мышечное и эмоциональное напряжение, преодолевать в себе такие качества, как стеснительность, замкнутость, агрессивность и развивать у них самостоятельность, общительность, умение включаться в совместную деятельность.

В достижении поставленных задач большим подспорьем для нас являются разнообразные куклы, ведь у дошкольников ведущий вид деятельности - это игровая деятельность.

На своих занятиях я часто использую плоскостные и перчаточные куклы. Плоскостные куклы я использую для обучения основным видам движений и введения общеразвивающих упражнений и упражнений дыхательной гимнастики у дошкольников младшего и среднего возраста, так как у них преобладает наглядно-образное мышление (например: летаем как птички; прыгаем как зайчики; идем как медведи). Плоскостные и перчаточные куклы используются и в подвижных играх, например «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Светофор», «Наседка и цыплята».

Перчаточные куклы я использую для проведения дыхательной гимнастики (кричим как петушок, шипим как гусь, пищим как мышь) и для введения рифмовок, например, с массажными мячами «Колобок», «Ёжик». Использование кукол на занятиях способствует развитию внимания, памяти, мышления, обогащает словарный запас детей. Куклы вызывают положительные эмоции у детей, что, в свою очередь, приводит к лучшему усвоению материала и повышает интерес к занятию.

На занятиях я часто использую приемы самомассажа. Во время самомассажа мы воздействуем на биологически активные точки на теле, что стимулирует развитие восприятия, памяти, мышления, речи. Самомассаж полезен для развития мелкой моторики рук, он снимает напряжение и улучшает эмоциональное состояние человека. Сегодня я предлагаю вашему вниманию небольшой практикум с использованием перчаточной куклы и массажных мячей. Приглашаю 5-7 желающих.

ПРАКТИКУМ (Приложение 5)э

Приложения

Приложение 1. ИНДИЙСКАЯ ПРИТЧА ПРО ТРЁХ КУКОЛ.

Говорят, будто один шах захотел узнать, умны ли подданные его соседа султана, и послал ему в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, я по весу; однако шах велел передать, что цены у них разные: одна кукла дешевле, другая дороже, третья ещё дороже, и просил дать ему ответ, почему это так. Придворные осмотрели все три куклы нашли, что никакой разницы между ними нет.

Вскоре слухи об этом подарке распространились по всему городу; о куклах узнал и стар и млад. Но никто не мог сказать, почему же этим одинаковым куклам разная цена.
И вот один бедный юноша, которого посадили в тюрьму за какой-то ничтожный проступок, попросил передать султану, что если ему позволят осмотреть кукол, то он, по милости аллаха и государя, узнает, какое между ними различие. «А если я окажусь прав, — говорил он, — пусть меня выпустят из тюрьмы».
Султан велел доставить юношу во дворец. Принесли кукол и поставили перед ним.
Юноша осмотрел их и заметил, что у всех трех в ушах просверлены дырочки.

Тогда он взял стебелёк и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у неё изо рта. Потом сунул стебелёк в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у неё из другого уха. Наконец, он сунул стебелёк в ухо третьей кукле, и весь стебелёк остался у неё в животе. Тогда юноша доложил:
— Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кому стоит что-то услышать, как он сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. На такого человека положиться нельзя. Потому-то цена этой кукле невелика.

Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, из другого вылетают. Этот человек беззаботный, он чужим речам не внимает и советов не слушает.

А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Этот человек достойный доверия, положительный, степенный. А потому цена этой кукле самая высокая.

Приложение 2. Этюд (ревность). В магазин за игрушками

Хозяин с собакой и щенком пошел в «детский мир».

Он сказал, что каждому купит игрушку, которую они выберут.

Собака выбрала красивый корабль и представляла, как они с хозяином будут в него играть.

И тут собака увидела, что щенок выбрал красивую маленькую машинку.

Я хочу такую же, - сказала собака хозяину.

Ты же выбрала корабль, - сказал хозяин.

А я хочу и корабль, и машину, - ответила собака.

Ну мы же договорились, - сказал хозяин.

А я хочу, хочу, - заныла собака.

Хорошо, я куплю тебе машину, как у щенка, а корабль купим потом, - сказал хозяин.

Нет, я хочу сейчас, - зарыдала собака, - ты меня не любишь.

Она стала кататься по полу, выть, потом сбила прилавок с машинками и закричала: «так пусть не достаются никому».

Хозяину стало стыдно за такое поведение собаки и в итоге они ушли из магазина вообще без игрушек.

А дома у них состоялся разговор.

Какой разговор у них состоялся дома необходимо дописать ребенку совместно с родителями.

Приложение 3. Этюд (Застенчивость) «В гостях, но за домом».

Однажды хозяина пригласили на день рождения вместе с собакой. В гостях было весело, много вкусного, а главное - там тоже был пёс, который очень обрадовался приходу гостя с собакой. Но…..собака даже не поздоровалась, сразу спряталась за дом и сидела там, пока хозяин не позвал её домой.

Пожалуйста, в следующий раз приходи один, твоя собак очень невоспитанная, — сказал хозяину его друг. - Я думал, она хоть с моей поиграет….

Хозяин очень расстроился.

Что он сказал собаке, когда они вышла на улицу?

Что собака ему ответила?

Приложение 4. ЭТЮДЫ НА ФАНТАЗИЮ. «ДОБРЫЙ ЗОНТИК»

Первый эпизод . На грядке, укрывшись одеялом, спит Зонтик. Слышно тиканье часов. Звонок будильника. Зонтик привстает. Слышен звук зевающего человека. Зонтик приоткрывается, снова закрывается и шлепается обратно. Затем вскакивает и сильно встряхивается. Зонтик «разминается», делая несколько энергичных взмахов — открываясь и за-крываясь.

Раздается музыка в ритме веселого марша. Зонтик, подпрыгнув не-сколько раз, уходит.

Второй эпизод . На грядке появляется Домик. За ним гонится Туча с дождем (вырезанная из фанеры или картона, на палке-держалке). Догоняет Домик и «поливает» его. Домик пытается убежать, но Туча не отстает.

В музыке звучит тема Зонтика. Врывается Зонтик. Он раскрывается и закрывает Домик. Туча опускается ниже. Зонтик складывается, сбивает Тучу на землю, прогоняет ее. Помахав Домику, бодро уходит.

Третий эпизод . На грядке появляется Цветок (на этот раз сделанный из бумаги). Разбойничий свист. Выскакивает кривая, зазубренная Сабля. Делает круги около него, грозя срезать. Цветок уклоняется, мечется. Тема Зонтика. Вбегает Зонтик. Вступает в единоборство с Саблей. Фехтуют. От сильного удара Сабля переворачивается и вонзается в землю. Зонтик вколачивает ее в землю по рукоятку. Пробует, крепко ли вбито, и, поклонившись Цветку, уходит. Цветок благодарно машет головкой.

Четвертый эпизод . Появляется лист картона. На нем нарисова-ны Он и Она, сидящие в обнимку на скамейке, спиной к зрителям. За сценой раздается ехидное хихиканье. Появляется рука и пальцем показывает на парочку. Картон поворачивается и становится к зрителям ребром. Рука перебегает на другую сторону. Хихиканье. Много рук. Картон снова в прежнем положении.

Под свою музыку вбегает Зонтик. Пытается разогнать насмешников. Но насмешников слишком много. Пометавшись, Зонтик принимает един-ственно правильное решение — приближается к парочке, раскрывается и загораживает ее. Руки собираются, советуются, перебирая пальцами, и, безнадежно махнув, уходят.

Пятый эпизод . Комната Зонтика. Зонтик входит усталой «походкой». Ложится на грядку и укрывается одеялом. Поворочавшись, засыпает. Музыка стихает. Тиканье часов.

Приложение 5. Сказка о ежике.

Еж - перчатка:

Я - славный непоседа-ёж,
На клубочек я похож,
На спине ношу иголки
Очень-очень колкие.
Хочу с вами поиграть,
Ваши пальчики размять.
Расскажу вам сказку я (сказку о ежике, друзья)
Про лесного ежика (расскажу сегодня я).

В одном сказочном лесу, в маленьком домике жил колючий непоседа-еж (спрятать мяч в ладонях). Однажды утром, маленький ежик проснулся, вышел из домика (раскрыть ладони) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по лесным дорожкам (прямыми движениями прокатывать мяч между ладонями) и прикатился на большую лесную поляну с цветами (круговые движения мячом по ладони). Цветы очень понравились ежику, и он стал их нюхать (прикасаться кончиками пальцев в щепотке к мячу и делать глубокий вдох) . Вдруг набежали тучки, и закапал теплый грибной дождик: кап-кап-кап (стучать кончиками пальцев по мячу) .

Ежик спрятался под большим зеленым листом (ладонью руки укрыть мяч) , а когда дождь закончился, маленький еж выглянул из-под листа и увидел на поляне много грибов (раскрыть ладони). Обрадовался ежик (подбрасывать и ловить мяч) и решил собрать грибы для своей мамы. Еж осторожно насадил грибы на иголки (кончиками пальцев прикасаться к мячу) и побежал домой (прямыми движениями прокатывать мяч между ладонями). Мама обрадовалась и похвалила ежика (погладить мяч ладонью). А вечером довольный маленький еж лег в свою кроватку и сладко уснул (спрятать мяч в ладонях).

Еж - перчатка

А на прощание у меня
Для вас есть пожелание:
Чтоб ничего не забывать,
Здоровым быть, внимательным,
Делайте себе массаж!
Каждый день, желательно!

Ирина Брагина-Марова
Куклотерапия как средство коррекции нарушений поведения у дошкольников

Куклотерапия является одним из методов арттерапии. Арттерапия – это такая форма психотерапии, которая доступна всем : и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется, и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Основным приемом куклотерапии является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психотерапевтом . Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия - это глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся :

Неврозы;

Повышенная тревожность, страхи;

Низкая самооценка;

Трудности взаимоотношений с окружающими;

Депрессии;

Стрессовые ситуации (в т. ч. семейные) .

Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Куклотерапия эффективно развивает нужные навыки, природные способности. Под куклотерапией понимается раздел частной психотерапии (арттерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача) .

По мнению А. Ю. Татаринцевой, «с помощью куклотерапии происходит изменение отношения ребенка к себе, накопление положительного эмоционального опыта, полученного при общении средствами творческого самовыражения, повышение самооценки. Использование кукол и масок позволяет ребенку моделировать различные реальные жизненные ситуации в условно-игровом плане» .

В рамках куклотерапии существуют различные направления психокоррекции . Так, например, куклотерапевтическая методика драматической психоэлевации (авторы : Медведева И. Я. и Шишова Т. Л.) эффективна для диагностики и коррекции личности ребенка с отклонениями в поведении и выравнивания детско-родительских отношений. Работа осуществляется в форме психотерапевтического театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. При этом в действии участвуют определенные кукольные персонажи, изображающие реальных людей из социума ребенка (в том числе и его самого) как непосредственно , так и опосредованно – по ассоциации из мира животных и сказочных персонажей. Соответствующие этюды проигрываются детьми совместно с их родителями, что позволяет психотерапевтам диагностировать особенность детско-родительских отношений для более эффективной их последующей коррекции . Родителям же эта процедура вместе с ее расшифровкой в ходе последующих индивидуально-групповых тематических занятий с психотерапевтом, предусмотренных в рамках рассматриваемой методики и посвященных психологическим основам воспитания, позволяет по-новому осознать противоречия между внутренним миром ребенка и его внешними поведенческими проявлениями .

В процессе куклотерапии проективная диагностика внутренней позиции ребенка по отношению к различным областям его жизнедеятельности (в частности, по отношению к социуму и к самому себе) в основном осуществляется в ходе театрализованного действия, спонтанно придуманного ребенком или предложенного психотерапевтом. Внутренняя позиция ребенка часто не соответствует своим внешним проявлениям. Главной задачей куклотерапии является выявление во внутренней позиции патологической доминанты (основного неврозообразующего поведенческого изъяна , не всегда соответствующего жалобам родителей). Ребенку предлагается стать актером, режиссером и постановщиком заранее разработанных психотерапевтических театрализованных этюдов про хозяина и собаку. При этом модель поведения хозяина постепенно возвышается, а поведение собаки отражает реальную внешнюю и внутреннюю позицию ребенка в рассматриваемой жизненной ситуации, в иносказательной форме демонстрируя патологическую доминанту. Обоих персонажей играет сам ребенок, опосредованно осуществляя работу над собой под психологическим сопровождением

Таким образом реализуется психотерапевтическая работа с субличностями, а также коррекция отклонений в поведении ребенка .

Помимо проигрывания этюдов детьми, работа включает в себя показ психотерапевтами мини-спектаклей о мальчиках и девочках с положительными и отрицательными моделями поведения по определенным ведущим темам (лень, страх, застенчивость, обидчивость, агрессивность, демонстративное и асоциальное поведение и т . д., где происходит детский тренинг сензитивности, общения, личностного роста с интенсивным обучением эффективным моделям поведения в различных жизненных ситуациях. Например, в рамках одного из приемов, используемых при работе со страхами и образом врага, дошкольникам предлагается рассмотреть негативного сказочного персонажа (Бабу-Ягу и т. п.) с трех точек зрения, поочередно находя в ней что-то смешное (снижая уровень страха, симпатичное (приближая к себе и адекватно оценивая, а также что-то, что вызывает жалость, сочувствие, сопереживание.

Рассмотрим принципы использования куклотерапии :

1. Внимательность к ребенку. По поведению ребенка , особенностям его восприятия можно определить верность выбранного направления, степень воздействия на ребенка метода.

2. Обратная связь. В ходе работы необходимо устанавливать обратную связь : спрашивать ребенка о происходящем, просить комментировать свои действия, действия своего персонажа.

3. Отсутствие оценочных реплик. Куклотерапия , как и вся арттерапия в целом – есть разновидность детского творчества и оценочные суждения взрослого : «правильно» , «неправильно» , «верно» и пр. превращают творческий процесс в обучение, что не способствует достижению цели.

4. Активизация действий ребенка. Необходимо мягко «подталкивать» ребенка к самостоятельным действиям, суждениям. Во-первых, это помогает лучше понять действенность метода в процесе, а также способствует творческому раскрытию ребенка.

5. Свобода действий ребенка. Необходимо, чтобы ребенок не чувствовал специальной организованности занятий, их плановости : все должно происходить в свободной форме, подразумевающей творческую активность ребенка. Если же таковой нет и не получается активизировать ее естественным способом, лучше отложить занятия.

6. Игровая форма. В занятии должна превалировать игровая форма : все остальные (беседа, обсуждение и пр.) должны быть вплетены в игру [Заботина, 14].

Средства куклотерапии :

Цветной изобразительный материал (фольга, краски, тесто и пр.) ;

Эмоциональный образ куклы (задается взрослыми и мягко предлагается ребенку) ;

Ролевое поведение куклы (мимика, слова, походка, образцы поведения ) .

Все это помогает ребенку скорректировать отношение и модель своего реагирования на определенные образы, связанные со страхами и агрессорами, в конфликтных ситуациях.

Список литературы.

1. Белоцерковец Н. Н. Психопрофилактика как средство предупреждения нарушений в развитии аффектоэмоциональной сферы развития ребенка дошкольного возраста . – М., 1999.

2. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.

3. Геннеберг Н. Девиантное поведение : типы и профилактика. – М., 2005.

4. Заботина О. Ю. Доктор кукла . – М., 2001.

5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000.

6. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986.

7. Калинина Р. Развитие эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. – М., 2002.

8. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – М., 1997.

9. Кряжева Н. Л. Коррекционная работа с агрессивными детьми. – М., 1997.

10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

11. Мид М. Социальные основы формирования личности ребенка. – М., 1999.

12. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок : пути помощи. - М., 1997.

13. Новикова Е. В., Кочубей Б. И. Как жить с тревожными детьми. – М., 1998.

14. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Т. А. Марковой. - М., 1980.

15. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2000.

16. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М., 1983.

17. Психология детства. Учебник. / Под редакцией члена-корреспондента РАО А . А. Реана - СПб., 2003.

18. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста . / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М., 1986.

19. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога , педагога, логопеда. – М., 2006.

20. Шевченко Ю. С. Аномальное поведение детей . – М., 1997.

В психологической работе с ребёнком бывают определенные сложности – это достучаться до него, завоевать доверие, получить своего рода разрешение на оказание помощи. Поэтому крайне важен выбор корректной формы общения с проблемным малышом. Сегодня во всём мире для психологической коррекции детей и подростков активно используются сказкотерапия и куклотерапия. Эти два метода позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и, главное, позволяют сделать так, что помощь взрослого будет принята, а все важные слова и советы – по-настоящему услышаны.

Куклотерапия – это одна из направлений арт-терапии и игротерапии , помогающая решить психологические проблемы, такие как:

  1. Зажатость, закомплексованность;
  2. Последствия психотравмы (в том числе и скрытой, до конца не осознаваемой);
  3. Отторжение реальности;
  4. Сложность выражения эмоций;
  5. Трудности в построении общения с другими людьми;
  6. Аутичность или аутизм.

Кукла в данном методе психологической помощи выступает посредником между ребёнком и кооректирующим взрослым. Сначала нуждающийся в коррекции малыш создаёт свою куклу, а затем под руководством помощника «играет» с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними.

Кукла – обязательный и привычный всем атрибут детства, пришедший в современную жизнь с древнейших времён. Столетия назад новорождённому малышу обязательно дарили куколку-оберег , которая охраняла малыша от болезней и злых духов. Этот подарок человек берёг на протяжении всей своей жизни как верный и самый главный талисман.

Воспринимая куклы как игрушки, родители тем не менее прекрасно знают об их «магических» свойствах : ребёнок будет есть, если «покушает» его кукла; с радостью пойдёт на прогулку, если любимого друга можно будет взять с собой.

В определённый период развития практически все дети верят в то, что на самом деле куклы живые, просто скрывают свою тайну от взрослых (вспоминайте и «Щелкунчика», и «Голубую стрелу», и «Буратино», и даже диснеевскую «Историю игрушек»). Куклам дети рассказывают о своих печалях, рядом с ними сладко засыпают по ночам.

Несомненно, обо всём этом размышляла Анна Фрейд – дочь великого Зигмунда, основавшая детский психоанализ и предложившая куклотерапию как один из его ведущих методов.

На наших просторах куклотерапию развивали и популяризировали такие советские учёные, как И.Медведева и Т.Шишова , впервые предложившие кукольные детские театры как форму досуга, укрепляющую психологическое здоровье подрастающего поколения.

Как вы видите, куклотерапия – это не просто модное слово, возникшее вчера и не имеющее под собой научной основы. За этим методом – годы и годы упорной плодотворной работы, плодами которой грех не воспользоваться современным родителям, психологам и педагогам.

Показания к применению, цели куклотерапии

Можно выделить ряд случаев, при которых применение куклотерапии будет целесообразно. Например, в жизни ребёнка присутствовала некая психическая травма , справиться с которой самостоятельно он не сможет. Или же ребёнок замкнут , потерян, закрыт для всего окружающего. Малыш может, наоборот, быть гиперактивным , не справляться со своими эмоциями, иметь склонность к истерикам, тяжело переживать кризисы. И наконец, куклы окажутся очень полезны для аутичного маленького человека.

В работе на всеми этими проблемами психолог, правильно применяющий куклотерапию, может достигнуть следующих целей:

  • Релаксация (психологическая разрядка напряжённого ребёнка, повышение градуса его доверия к миру);
  • Построение коммуникативных мостиков (налаживание отношений между ребёнком и взрослым или между ребёнком и ребёнком; создание детского коллектива);
  • Развитие (актуализация памяти, сообразительности, воображения, фантазии детей);
  • Получение новых знаний о мире.

Виды и методы куклотерапии

Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый. Он будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.

В самом общем виде методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует психолог. Это могут быть:

Не нужно думать, что кукла для занятий обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной. Куклу ребёнок делает сам , и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире. Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нём не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками.

Первым этапом работы куклотерапевта является создание куклы .

Затем идёт обучение управления ею.

Третий этап – самый тонкий и сложный – правильная беседа с куклой, её «оживление» .

И наконец венцом работы становится собственно создание спектакля (мини-спектакля или просто сценки) с участием созданной игрушки – по сути это сказкотерапия с участием кукол, сказкотерапия пластичная и наглядная, близкая и понятная каждому малышу.

Куклотерапия для детей дошкольников

Несомненными достоинствами куклотерапии в работе именно с детьми являются следующие её особенности:

  • Естественность. Игра – самая нормальная среда для ребёнка, такая форма занятий вызывает его доверие, что способствует быстрому и мягкому раскрепощению.
  • Наличие симпатичного посредника. Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться. Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.
  • Интерес. Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.

Занятия и упражнения

Куклотерапия – процесс сложный, интересный, захватывающий. Укажем лишь несколько основных упражнений, без которых сложно представить этот метод. Но помните, всегда можно придумать и что-то своё, подходящее именно вашему ребёнку.

  1. Установление доверительных отношений с ребёнком. Создание проекта будущей куклы;
  2. Изготовление уникальной куклы-помощника;
  3. Беседа или даже интервью с куклой;
  4. Монолог ребёнка о жизни куклы;
  5. Сочинение историй (сказок) о кукле;
  6. Знакомство куколок разный детей;
  7. Создание совместной истории о нескольких куклах сразу;
  8. Обсуждение сценария кукольного спектакля;
  9. Репетиции спектакля;
  10. Исполнение спектакля;
  11. Обсуждение спектакля с ребёнком наедине или в группе детей.

Спектакль (представление) служит своеобразным катарсисом куклотерапии, её кульминацией. Он дарит ребёнку удовольствие и неповторимые эмоции, которые и делают его более открытым и творческим.

Важно! Самостоятельное применение куклотерапии – не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Очень важно, чтобы ребёнок создал куклу именно сам, а типичная мама легко может увлечься помощью настолько сильно, что в итоге это будет её кукла, и ребёнок не будет чувствовать никакого родства с этой игрушкой.

Успехи куклотерапии в работе с особенными детками

Являясь одновременно частью игротерапии и арт-терапии, куклотерапия сегодня успешно используется в работе с детьми-аутистами.

Больших успехов в раскрепощении и социальной адаптации таких деток добиваются кукольные театры, в которых и куклы-актёры, и сценарии постановок создаются самими маленькими участниками.

Работа в таких театрах помогает малышам открыть глаза на реальность и своё место в ней, научиться распознавать свои эмоции и правильно владеть ими. Мамы детей-аутистов отмечают, что после участия в кукольном представлении они замечают значительные улучшения в речи, а также в социальной адаптации особенных малышей. У них появляются друзья, они становятся тактичнее и сдержаннее в проявлении негативных эмоций.

Скачать конспект и литературу по куклотерапии

1. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда.

2. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.

Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю

Куклотерапия, по сути, – это творчество . А любое творчество – это создание маленького чуда. Мы искренне желаем вам чудес в решении любых психологических проблем ваших замечательных детей.

Статью прочитали: 3 392

В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность.

Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков. Как считает В.С.Мухина, кукла для ребенка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и воспитателя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят ее к арт-терапии (Г. Денисова, Л. Лебедева), игротерапии (А. Тащева, С. Гриднева) или выделяют отдельно.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.
Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Куклы-марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах.. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости.Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Для ребенка раннего возраста наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Для создания положительной эмоциональной атмосферы в группе раннего возраста применяю куклотерапию.

Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т.д.).

На занятиях и в индивидуальной работе использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо.

При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание использую куклы бибабо и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т.п.). Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришел зайка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажите зайке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем.

Для малышей показываю простые спектакли, например, «История одной обезьянки», где единственным действующим персонажем будет кукла «бибабо» – обезьянка, с которой что-то происходит и она, от избытка чувств, поет и танцует, разговаривает, радуется и грустит. От такого представления не откажется не один ребенок! Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыши обучают ее хорошим манерам и кормить кашей.

Разыгрываю маленькие сценки между двумя игрушками: Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки . Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и со переживает.

Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надеваю сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он - живой актер. Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

Малыши очень любят настольный театр – все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники. С помощью таких кукол особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Показывая детям кукольный театр доставляет много радости и удовольствия и создает у них хорошее настроение. Театрализованные представления помогают более эмоциональному и глубокому восприятию детьми содержания произведений, способствует развитию их речи.

Игрушки-персонажи для детей раннего возраста занимают важное место, особенно куклы. Кукла – совсем не обычный предмет. В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого разговариваю с детьми от имени куклы, радуюсь или плачу «Куклиным» голосом, прошу детей о помощи и пр. Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным. Громко поздоровавшись со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами, приходить к ним в гости, вместе играть. Также организовываю вместе с детьми различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например: Кукла хочет спать. Ляля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом раздеваю куклу, укладываю в кроватку, поете колыбельную песенку и пр.
Кукла хочет есть. Ляля просит кушать. Вместе с ребенком накрываю на стол и кормите куклу игрушечной ложечкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с помощью взрослого вела себя как настоящий ребенок и чтобы малыш видел в ней живого человека. Подобные игры организовываю на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др.

Игра с куклой - это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует, принцип действия у них разный, а задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог.

Татьяна Белоусова

В данном проекте происходит интеграция ОО : «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационно-коммуникативные технологии, метод моделирования. игровые методы, мнемотехника, куклотерапия, обучение в сотрудничестве.

Вид проекта: групповой, информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети группы № 10 (подготовительный, старший и средний возраст, дефектолог, родители, воспитатели.

Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей, их музыкальности, познавательного и речевого развития.

Задачи проекта:

1. Активизировать познавательный интерес детей.

2. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

3. Снимать зажатость и скованность.

4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

5. Развивать чувство ритма и координацию движений.

6. Развивать пластическую выразительность.

7. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

8. Развивать дикцию.

9. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

10. Знакомить с театральной терминологией.

11. Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемый результат:

1. Дети умеют действовать согласованно.

2. Умеют снимать напряжение в отдельных группах мышц.

3. Запоминают заданные позы.

4. Умеют произносить слова, фразы в разных темпах, громко-тихо.

5. Умеют строить простейший диалог.

6. Знакомы с основами кукловождения.

7. Знают историю кукольного театра.

Использование кукол по лексическим темам недели.

Овощи. - Мышка

Фрукты. - Обезьянка

Ягоды. Грибы. - Ёжик

Осень. - Мудрая сова

Деревья. - Белочка

Дикие животные наших лесов. - Мишка

Дикие животные южных, северных стран. - Бегемот

Домашние животные- Кошка

Домашние птицы. - Петух

Семья. - Дедушка

Наш город. Наш край. - Бабушка

Россия- родина моя. - Иванушка

Зима. Зимние забавы. - Иванушка

Зимующие птицы. - Снегирь

Новый год. - Снеговик

Игрушки. - Робот

Посуда. Продукты питания - Федора

Одежда. Головные уборы - Маша

Обувь. - Кот в сапогах

День защитника Отечества. - Заяц-хвастун

Мебель. - Три медведя

Мамин праздник. - Маша

Профессии. - Иванушка

Инструменты. -Три поросенка

Весна. - Облачко

Перелетные птицы. - Сова

Космос. - Собака

Человек. - Фиксик Нолик

Рыбы. - Золотая рыбка

День Победы. - Дедушка

Насекомые. - Бабочка

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции образовательных областей

Познавательное развитие Речевое развитие

Беседы на тему

«Как появилась первая кукла?»

«Первый кукольный театр»

«Любимые куклы разных стран»

Рассматривание карт России и мира.

Составление творческих расска-зов:

«История одной куклы»

«Мой поход в театр»

Составление словесных описаний

«Угадай, что за кукла?»

«Моя любимая кукла» (использование мнемотаблиц)

Написание сценариев к мини-спектаклям.

Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.

Работа с родителями в рамках проекта:

Оформление альбома «Театр и дети»

Консультация для родителей «Кукольный театр на вашей кухне»

Совместное посещение театра

Изготовление кукол из бросового материала

Заключительный этап: показ кукольного спектакля для родителей и гостей.


Публикации по теме:

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня - Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской.

Педагогический проект. «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы - обереги) Тема: «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы - обереги). «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (народная мудрость) Пояснительная.

Позновательно - исследовательский проект «О чем молчат куклы» Тема проекта «О чем молчат куклы» Авторы проекта: Группа воспитанников средней группы № 2 МАДОУ «Детский сад №40-ЦРР» г. Тобольск Руководитель.

Вид проекта: информационно-познавательный,творческий. Продолжительность:краткосрочный. Участники проекта:дети подготовительной группы,.

Рассказать друзьям