Способы эффективного взаимодействия педагогов доу материал на тему. Взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Так же на организацию работы среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности учреждения, определяемой уставом и родительским договором.

Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ. Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения неразрывны на протяжении всего образовательного процесса. Старший воспитатель оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.



Осуществляется работа по соблюдению в образовательном процессе норм и правил пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов. Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя.

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:

Приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

Продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

Во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой сотрудничества, является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми. Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным. В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формирует вопрос таким образом, что в нём закладываются два варианта ответа. Например: «Какое настроение вызвала у вас музыка весёлое или грустное? », «Как поют птенчики высоким или низким голоском? ». Дети отвечают, как правило, всегда правильно.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей. В данной статье нами будет подробно рассмотрен данный процесс, на примере дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.

Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б Филичева, Т.В. Туманова и другие), отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Организация специализированных детских садов обнаруживает необходимость взаимодействия логопедов не только с воспитателями, но и с другими специалистами внутри детского сада, а именно с музыкальным руководителем, психологом и инструктором по физкультуре.

Большой вклад в изучение проблемы взаимодействия специалистов внесла М.А.Поваляева. Она разработала моделькоррекционно-развивающей деятельности в образовательном учреждении, которая включала :

· создание команды единомышленников, повышение профессионального уровня педагогов, родителей и медицинского персонала;
· организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
· разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики;
· непосредственную коррекцию всех компонентов речи детей;
· подбор лингвистического материала с учетом этапа работы и компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.

Данная модель взаимодействия специалистов в дошкольном учреждении способствует эффективным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, расширению границ познания родителей в области коррекционной педагогики. В образовательном процессе любого ребенка важна его своевременная ранняя поддержка педагогами и врачами, которая предупреждает большинство и позволяет быстро и вовремя исправить их.

Должностные инструкции работников специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи

Рассмотрим должностные инструкции работников специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.

Согласно должностным инструкциям, на музыкального руководителя любого дошкольного учреждения возлагается основнаяфункция по обеспечению выполнения программы эстетического развития и музыкального воспитания детей с учетом возраста воспитанников.

Музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения

Для этого музыкальный руководитель обязан:

1. Контролировать работу педагогов образовательного учреждения и родителей по вопросам музыкально-эстетического развития;

2. Проводить интегрированные занятия с воспитанниками дошкольного учреждения, совместно с воспитателями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами;

3. Активно участвовать в деятельности Совета педагогов дошкольного образовательного учреждения и методических объединений;

4. Проводить консультации для родителей и педагогов по вопросам музыкального и эстетического воспитания детей;

5. Представлять свой опыт работы на конкурсах, фестивалях, праздниках и в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Взаимоотношения и связи по должности музыкального руководителя:

Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения

На инструктора по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении возлагаются следующие функции :

1. Выполнение программы по физическому воспитанию детей с учетом их психофизических и возрастных особенностей;

2. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

3. Формирование у детей на своих занятиях:

А) основ и понятий здорового образа жизни человека;
б) двигательных умений и навыков;
в) двигательной активности в самостоятельных и коллективных видах деятельности;
г) культуры здорового образа жизни;
д) максимально осознанного освоения образовательной программы.

В своей деятельности инструктор по физической культуре обязан:

1. Грамотно и поэтапно выполнять работу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста;

2. Обеспечивать совместно с медицинским персоналом контроль состояния здоровья детей и их физического развития;

3. Обеспечивать индивидуальный подход к комплектованию подгрупп детей для проведения занятий физической культурой;

4. Проводить оздоровительные мероприятия;

5. Обеспечивать безопасность детей;

6. Осуществлять охрану здоровья детей;

7. Следить за эмоциональным комфортом в период занятий физическими упражнениями;

8. Проводить физическую реабилитацию воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

9. Активно участвовать в деятельности методических объединений и Совета педагогов дошкольного учреждения;

10. Проводить консультации для родителей и педагогов по вопросам физического воспитания детей;

11. Представлять свой опыт работы на конкурсах, фестивалях, праздниках и в рамках дошкольного образовательного учреждения

Взаимоотношения и связи по должности и нструктора по физической культуре:

1. В период, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией дошкольного учреждения к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени;

2. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками дошкольного учреждения;

3. Подотчетен руководителю дошкольного учреждения и Совету педагогов.

Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения

На педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении возлагаются следующие функции :

1. Обеспечение психического, соматического и социального благополучия и комфорта воспитанников учреждения;

2. Оказание психологической помощи нуждающимся воспитанникам учреждения, их родителям (лицам, их заменяющим) в вопросах поведения, обучения и воспитания ребенка, педагогическому коллективу.

Педагог-психолог обязан:

1. Осуществляя свою деятельность, педагог-психолог обязан проводить :

· Анализ работы педагогов дошкольного образовательного учреждения, оказывать помощь при возникших затруднениях, которые связанны с особенностями индивидуального развития некоторых детей;

· Развивающие занятия и игры для детей дошкольного возраста;

· Тренинги для педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

2. Педагог психолог должен уметь выявлять причины и степень отклонений в развитии детей (интеллектуальном, эмоциональном, личностном, социальном плане), проводить психолого-педагогическую коррекцию;

3. В случаях особой необходимости направлять детей на консультацию в медицинские, психологические и медико-педагогические Центры;

4. Уметь составлять психолого-педагогические заключения и составлять беседы с родителями и педагогами с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника;

6. Педагог психолог должен осуществлять :

· помощь детям, родителям и педагогам на протяжении всего адаптационного периода к дошкольному учреждению;

· психологическую помощь и поддержку одаренным детям и детям с определенными трудностями;

7. Развивать психологическую культуру в дошкольном учреждении у воспитанников, педагогов, специалистов и родителей;

8. Проводить консультации для участников образовательного процесса (родители, педагоги, специалисты);

9. Педагог психолог должен участвовать :

· в заседании Педагогического совета дошкольного учреждения;
· в заседании совета психолого-педагогической службы дошкольного учреждения;
· осуществлять «психологизацию» воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, осуществляя научные эксперименты;
· в собраниях для родителей и круглых столах для педагогов;

10. Участвовать в работе Совета педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Взаимоотношения и связи по должности п едагога-психолога:

1. Педагог психолог должен уметь самостоятельно планировать свою работу на год, полугодие, помесячно. Все разработанные планы согласуются и утверждаются руководителем дошкольного учреждения, согласуются с
психолого-педагогической службой.

2. Педагог психолог должен обменивается полученной информацией с работниками психолого-педагогической службы и педагогическим коллективом учреждения.

3. Педагог психолог должен информировать руководителя психолого-педагогической службы и руководителя дошкольного образовательного учреждения о возникающих трудностях в работе с детьми, родителями, различными социальными службами.

4. Педагог психолог должен передавать своим руководителям информацию, полученную на совещаниях и семинарах.

Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения

На учителя-логопеда возлагаются следующие функции :

1. Активное участие в образовательном процессе детей дошкольного возраста, направленном на диагностику,
предупреждение, компенсацию, коррекцию отклонений в развитии воспитанников учреждения.

2. Охрана прав личности детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

3. Проведение логопедического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от 3до 7лет.

4. Использование в работе детьми дошкольного возраста только апробированных методик по исправлению отклонений в речевом развитии и восстановлению нарушенных речевых функций.

5. Проведение консультаций для родителей (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам учреждения, по возникающим вопросам диагностики речевых нарушений детей, применению методик.

Для выполнения возложенных на него функций учитель-логопед обязан

1. Проводить :

·Ежегодное обследование воспитанников с целью определения структуры и степени имеющихся отклонений и дефектов речи;

·Комплектование подгрупп для логопедических занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;

·Подгрупповые, групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста по исправлению речевых нарушений;

2. Выявлять причины и степень отклонений в интеллектуальном, нервно-психическом и речевом развитии детей;

3. В случаях особой необходимости направлять воспитанников на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры;

4. Составлять заключения по результатам логопедического обследования;

5. Доводить до сведения педагогов и родителей результаты обследования с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника.

6. Разрабатывать и использовать в своей деятельности :
· коррекционные программы, циклы занятий, которые направлены на устранение речевых расстройств детей дошкольного возраста;

· рекомендации для педагогов, специалистов учреждения и родителей, касающихся особенности работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии; консультации при возможных отставаниях и пробелах в познавательной деятельности и при подготовке детей к школе; по социально-психологической готовности воспитанников к школьному обучению; по организации помощи детям с отклонениями в развитии и речевыми дефектами в условиях семьи;

7. Осуществлять взаимодействие с воспитателями и педагогами дополнительного образования по закреплению результатов;

8. Формировать у воспитанников навыки речевой культуры;

9. Проводить консультации для всех участников образовательного процесса с целью профилактики речевых нарушений;

10. Осуществлять выбор технологий логопедической помощи детям.

11. Участвовать :

·в заседаниях Педагогического совета дошкольного учреждения;
·в заседаниях совета психолого-педагогической службы;
·экспериментальной деятельности дошкольного учреждения;
·в родительских собраниях для родителей и круглых столах для педагогов учреждения;

5. В своем вооружении иметь наглядные пособия, материалы и инструменты для обследования и проведения коррекционно-развивающей работыс детьми дошкольного возраста.

Взаимоотношения и связи по должности учителя-логопеда:

1. Учитель логопед самостоятельно планирует свою деятельность на год, полугодие и помесячно. Все планы согласуются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются руководителем дошкольного учреждения.

2. Обменивается информацией входящим в свою компетенцию с работниками службы и педагогическим коллективом по вопросам;

3. Информирует руководителя психолого-педагогической службы и руководителя дошкольного образовательного учреждения о возникших трудностях в работе с родителями, детьми и различными социальными службами;

4. Передает выше стоящим руководителям информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах;

5. Подотчетен Совету педагогов.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения

На воспитателя дошкольного образовательного учреждения возлагаются следующие функции:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников;
2. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
3. Воспитание, обучение, развитие детей дошкольного возраста;
4. Оказание помощи социализации воспитанников;
5. Взаимодействие с семьями детей;
6. Проведение консультаций и оказание практической помощи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:

1. Способствовать созданию и закреплению благоприятной атмосферы и психологического климата в группе для каждого воспитанника.

2. Осуществлять :

· индивидуальную образовательную и оздоровительную работу с детьми;
· изучать особенности развития каждого ребенка;
· следить за состоянием здоровья каждого ребенка;
· быть чутким к эмоциональному самочувствию малыша;
· проводить в мониторинг;
· оперативно извещать руководителя о несчастных случаях;
· уметь оказывать первую доврачебную помощь;
· проводить оздоровительные мероприятия, рекомендуемые медицинским персоналом и психолого-педагогической службой;
· осуществлять текущее и перспективное тематическое планирование работы по воспитанию у детей дошкольного возраста патриотизма и гражданской позиции, обучению основам безопасности жизнедеятельности, организации самостоятельной художественно-речевой деятельности,формированию понятий здорового образа жизни ребенка;
· выполнять подготовку и проведение родительских собраний. С периодичностью 1раз в квартал;
· проводить консультации для родителей;
· оформление тематических стендов для родителей;

3. Обеспечивать :
· совместно с медицинским работником укрепление и сохранение здоровья детей;
· подготовку воспитанников в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта;
· регулярно информировать родителей детей о состоянии здоровья малыша;
· выполнять требования медперсонала;
· осуществлять работу в тесном контакте со старшей медсестрой, медсестрой ЛФК и ФТО;
· осуществлять выполнение режима дня детей и учреждения;
· соблюдать двигательную нагрузку детей;
· информирование медицинской службы и родителей об изменениях в состоянии здоровья воспитанников;
· информирование о плановых профилактических прививках родителей или лиц их заменяющих.

4. Контролировать зрительную нагрузку детей;

5. Принимать активное участие в подготовке и проведении детских утренников, праздников, спортивных мероприятий, развлечений, посещений музеев. экскурсий, открытых занятий, родительских гостиных.

Взаимоотношения и связи по должности воспитателя:

Воспитатель передает заместителю заведующей по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

Таким образом, несмотря на то, что все специалисты дошкольного учреждения наделены специфическими функциями и должностными обязанностями, в рамках коррекционно-воспитательного процесса их функции пересекаются, все педагоги должны работать в тесном контакте друг с другом.

(Опыт работы по реализации информационно-педагогического проекта)

Образовательные программы современных дошкольных учреждений направлены на формирование и гармоничное развитие личности ребенка, подготовку его к успешному переходу в новый социальный статус – статус школьника. Говоря о всестороннем развитии детей, нельзя не коснуться наиболее важного, на наш взгляд, вопроса овладения родным языком, поскольку речь является основой общего интеллектуального развития. Все психические процессы - восприятие, память, мышление, воображение, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В Запорожец и др.), а значит, нарушение в формировании одной функции неизбежно повлечет за собой нарушение в развитии другой. Поэтому крайне важно вовремя выявить возникшие трудности, принять все возможные меры по их устранению и предупреждению возникновения более глубоких отклонений.

Проведенный нами анализ данных диагностических обследований воспитанников нашего ДОУ за последние несколько лет показал, что количество детей с низким уровнем речевого развития ежегодно растет. Это доказывает и тот факт, что численность логопедических групп превышает установленные нормы.

Беседуя с воспитателями и родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями, выяснили, что во многих случаях трудности в овладении звуковой культурой речи, усвоении норм и правил русского языка отмечались у малышей уже в возрасте до 4 лет. Занятий воспитателя, каким бы высококвалифицированным он ни был, в этом случае оказывалось недостаточно. А родители следовали распространенному мнению о том, что обращаться к специалисту нужно после 5 лет и терпеливо ждали достижения ребенком этого возраста. Другие мамы попросту не замечали у своего малыша никаких трудностей, а если и замечали, то считали, что со временем «все пройдет».

Таким образом, обобщив многолетние наблюдения и изучив литературу, пришли к выводу о том, что основными причинами увеличения количества детей с нарушениями речи и, соответственно, психических процессов, являются следующие:

Недостаточный уровень компетентности родителей в вопросах развития ребенка: нормы и патологии, их причины и профилактика;

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи и интеллекта, проявляющийся либо в его интенсификации (опережении), либо в равнодушном к нему отношении.

Существенное снижение объема «живого» общения взрослых и детей;

Несогласованность единых требований к речи детей в детском саду и семье.

В связи с этим перед педагогическим коллективом ДОУ встает проблема организации тесного сотрудничества всех взрослых, окружающих ребенка, и создания таких психолого-педагогических условий, которые способствовали бы его полноценному интеллектуальному развитию. Одним из вариантов решения данной проблемы стала реализация разработанного нами проекта «Система взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в ДОУ». Срок реализации – один учебный год, участники - педагогический коллектив, родители, дети 4-5 лет, так как этот возраст является наиболее сензитивным для педагогического воздействия.

Цель данного проекта – создание единой воспитательной среды, способствующей максимальному раскрытию потенциальных возможностей детей, а также профилактику и преодоление выявленных нарушений.

Особо важную роль в этом проекте мы отводим семье, поскольку это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и оказывает решающее влияние на его комплексное развитие.

Привлекая родителей в союзники, организовали родительский клуб «Растем и развиваемся вместе». Взаимодействие с семьей в рамках работы клуба осуществляем по следующим направлениям (прил.1) :

Знакомим родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка;

Изучаем родительские социально- психологические установки, формируем адекватную позицию по отношению к проблемам ребенка;

Знакомим родителей с содержанием мероприятий;

Обучаем родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам поведения и общения и с ним;

Оказываем практическую помощь в случае возникновения затруднений;

Отслеживаем результаты проведенных мероприятий и определяем дальнейшие перспективы.

При организации заседаний используем различные формы: семинары – практикумы, тренинги, круглый стол, собеседования с привлечением специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинских специалистов). На итоговом заседании обсуждаем результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.

Обратную связь системы «педагог – родитель» осуществляем через ведение индивидуальных дневников под названием «Мамина шпаргалка». Это практическое руководство для родителей, в котором содержатся теоретические сведения об особенностях развития ребенка, предложены игры и упражнения для развития ребенка и коррекции выявленных недостатков. Занимаясь дома с малышом, мама отмечает в дневнике затруднения или, наоборот, его успехи. Далее записи анализируем, обсуждаем с родителями и прописываем частные рекомендации по дальнейшей работе. Опыт показывает, что такая форма взаимосвязи доступна, интересна родителям и, самое важное, эффективна в решении общих задач.

Критериями эффективности работы, на наш взгляд, являются:

Высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками процесса в ходе реализации проекта в 2009-2010 учебном году мы получили следующие результаты: удалось успешно способствовать не только повышению общего речевого развития, но и преодолению нарушений внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, решить многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с нарушениями речи, сформировать доброжелательные детско-родительские отношения.

Таким образом, мы убедились в том, что ни одна педагогическая система не может быть эффективной, если в ней не задействована семья, и, учитывая положительный опыт в данном направлении, приняли решение об использовании этой формы работы постоянно.

Приложение 1

План работы родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»

Этап, цель Тематика, средства срок результат
I. Ознакомительный

Цель: изучение особенностей развития ребенка, уровня компетентности родителей в вопросах его речевого развития.

Анкетирование.

Цель: сбор данных о раннем развитии ребенка, условиях его воспитания

сентябрь Список детей «группы риска»
Собеседования по результатам анкетирования.

Цель: получение более точных и полных данных о семье и ребенке; изучение родительских социально- психологических установок.

I половина Определение приоритетных направлений и форм работы с родителями и детьми
II. Теоретический

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах интеллектуального развития ребенка

Лекция с элементами тренинга «Возрастные особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет.

Цель: ознакомление родителей с нормами и патологиями развития ребенка на данном возрастном этапе

II половина октября Повышение уровня знаний родителей о нормах и патологиях речевого и психического развития; заинтересованность в преодолении выявленных нарушений.
Индивидуальное консультирование:

Как наблюдать за ребенком;

Детско – родительские отношения как условия полноценного развития ребенка;

Причины проблем в речевом развитии и пути их решения.

Цель: формирование адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка

I половина ноября
III. Практический

Цель: оказание помощи в овладении практическими способами развития речи.

Круглый стол «Виды работ при коррекции речевых нарушений» (психолог, логопед)

Цель: обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком.

II ноябрь Проявление активности родителей в мероприятиях; овладение практическими умениями;

работа с «Маминой шпаргалкой».

Собеседования с привлечением специалистов:

Артикуляционный аппарат и звуковая сторона речи ребенка;

Развитие речемыслительной деятельности;

Взаимосвязь моторного и речевого развития.

Индивидуальные практикумы по развитию артикуляционной, общей и мелкой моторики и психических процессов.

Цель: обучение родителей адекватным способам поведения и общения и с ребенком; помощь в преодолении возникших затруднений в ходе практических занятий.

Ноябрь, декабрь, январь
III. Рефлексивный

Цель: выявление затруднений родителей в практическом применении полученных знаний и возможные пути их преодоления

Лекторий «Говорим. Слушаем. Слышим».

Цель: акцентировать внимание родителей на том, что общение основывается на умении слушать и слышать друг друга.

февраль Пополнение «Маминой шпаргалки» индивидуальными рекомендациями.
Практические диалоги:

Наши достижения;

Перспективы на будущее.

Цель: отслеживание результатов проведенных мероприятий и определение дальнейших перспектив.

апрель
День открытых дверей;

Семейный праздник «Говорилки».

Цель: привлечение родителей к участию вактивных формахработы с детьми.

апрель
Индивидуальные собеседования:

Успехи и трудности вашего ребенка;

Правильно – неправильно;

Формирование психологической базы речи ребенка.

Цель: выявление индивидуальных достижений ребенка; рекомендации по дальнейшей работе.

март, апрель, май
Практические занятия вместе с ребенком: общение, сопровождение речевого развития.

Цель: привлечение родителей к закреплению полученных умений и навыков

с педагогами ДОУ»

Модернизация системы образования влечёт за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.
Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов. Методическая деятельность – особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Взаимодействие педагога с методической службой – важное звено непрерывного образования педагогических кадров.
На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами – это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами методической работы (МР) безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность.
В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

1. Традиционные:
- работа в едином образовательном пространстве
-проблемные семинары
- семинары- практикумы
- дни открытых дверей
- творческие микрогруппы
-наставничество
-эстафеты педагогического мастерства
- педагогические советы
- повышение квалификации

2.Инновационные:
-« копилка» педагогического мастерства
- мастер-классы
-проектная деятельность
- создание банка инновационных идей
- стажёрские площадки
- творческие конкурсы
- творческая лаборатория молодых специалистов
- издательская деятельность

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно - образовательного процесса.
Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы и технологий с педагогическим коллективом мы будем использовать. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику проектных моделей:
«Банк идей» нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применении в практике педагогов
«Педагогических портфель»- направлен на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОУ.
«Эффективный старт», модель проекта разработана на осуществление модульного принципа воспитательного процесса во взаимодействии всех субъектов педагогического процесса в соответствии со стратегическим планом развития дошкольного образовательного учреждения. Модульный принцип модели « Эффективный старт» имеет конкретный горизонт прогнозирования, который служит повышению эффективности организации качественного образования в детском саду и формирования образа будущего детского сада по ступеням.
В управленческой деятельности ДОУ эффективен современный метод
«Коучинг». Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять.

Коучинг- это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя. приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задаёт консультант.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ даёт возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя.
Педагогический ринг - сориентирует воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки, методической литературы, способствует выявлению различных подходов в решении педагогических проблем.
Метод мозговой атаки, или банк идей – рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических задач, не поддающихся решению традиционными способами.
Следует отметить ещё одну эффективную инновационную технологию в работе с педагогическим коллективом -
педагогическая гостиная. Эта форма организации взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивала обстановку свободного и непринуждённого общения.
работа с педагогами разнообразна как по форме, так и по содержанию.

Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педагогами:
- индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей
- индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребёнка
-дискуссионные клубы, гостиные, семинары- практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье проведение тренингов.

в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят: праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями: готовит консультации по просьбе воспитателя, рекомендации, памятки.

В детском саду инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы: походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.

Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог- психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планируется индивидуальную работу с детьми и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Оказывает помощь воспитателю в виде: консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.

Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями, посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводят с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учитель-логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Совместно создаются в группе условия для развития различных видов деятельности с учетом возможностей интересов, потребностей самих детей..

Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.

Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе с воспитателем. Здесь нужно учитывать, что специалисты должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты. Т.е. воспитателями или специалистами проводится предварительная работа перед занятием.

Б)На протяжении всего периода пребывания в детском саду, ребенок взаимодействует большую часть времени с детьми его группы, воспитателем и помощника воспитателя. от качества взаимодействия пом. воспитателя и воспитателя зависит эмоциональное и физическое благополучие воспитанников группы.

У каждого сотрудника детского сада есть свои должностные обязанности. Основная обязанность воспитателя – воспитание, обучение и развитие ребенка. Помощник воспитателя основной упор делает на сохранение, поддержание чистоты, обеспечение безопасного пребывания и сохранения здоровья воспитанников. Однако, существуют вопросы над которыми они работают совместно: сохранность жизни и здоровья воспитанников, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, речевое развитие детей, эстетика оформления помещений группы, создание условий для эмоционального благополучия ребенка.

Моделей взаимодействия помощника воспитателя и воспитателя существует несколько: начальник – подчинённый, каждый сам по себе, конфликтующие стороны, единомышленники, «Мы-команда».

Рассказать друзьям