Социо-игровая технология в детском саду. Семинар «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мастер-класс

«Социо-игровая педагогическая технология»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения поосвоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.

Задачи:

    Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.

    Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.

    Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

    Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Ход мастер-класса

    Теоретическая часть

Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.

Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов.

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):

    Игра для рабочего настроя.

    Игры разминки.

    Игры социо-игрового характера.

    Игры творческого самоутверждения.

    Игры вольные, требующие передвижения.

Сегодня мы рассмотрим некоторые приемы данной технологии.

    Практическая часть.

Для начала я вам предлагаю немного познакомиться друг с другом.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй

Справа друг и слева друг

Дружно за руки возмемся

И друг другу улыбнемся.

Группа стоит в кругу. Участники передают мяч по кругу, называют свое имя и качество на первую букву своего имени.

Молодцы! Можете присаживаться. Мы продолжим

Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя .

Я предлагаю использовать один из приемов, он называется «Волшебная палочка» (в качестве «волшебной палочки» можно использовать любой предмет: карандаш, линейка, зонт…)

Передачу палочки из рук в руки надо сопровождать речью по заданному правилу. В нашем случае Вам необходимо назвать свою любимую игру из детства. (Участники передают полочку друг другу и называют игры, в которые играли в детстве, н-р: догонялки, прятки и др.)

А теперь усложним задачу: Вам нужно передавая палочку, назвать игру и почему она вам нравилась. (играми группой, был лидер организатор, была подвижность, менялись места игр).

Я показала вам один из приемов, а вы в это время озвучили три золотых правила социо-игровой технологии:

    Двигательная активность обучаемых. (почему нравилась, потому что мы двигались)

    Смена мезасцен и ролей в ходе деятельности. (Нам нравилось играть в разных местах во дворе, дома и т.д.)

    Работа в малых группах. (играли небольшой группой)

Вывод: Вот эти три принципа заложены в основу социо-игровой технологии. И педагогу в работе с детьми нужно их придерживаться, чтобы все получилось.

После того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходитьк следующему этапу:Игры социо-игрового характера (для приобщения к делу).

Мне нужна группа из 6-ти человек. Посмотрите на сидение своего стула, те, у кого приклеен синий кружок – выходите.

Следующий прием называется «Видимо не видимо». Я вам дам листок, на котором разбросаны буквы, вам нужно будет найти среди этих букв название времени года, когда найдете название в слух не произносить. (группа работает).

Для приема «Видимо не видимо» можно использовать плакат, интерактивную доску. В работе с родителями на плакате можно написать, н-р качества человека, и предложить выбрать те качества, которые присуще их ребенку.

Следующий прием «Оживление» вам надо показать это время года пантомимой.

Данный прием способствует развитию творческого мышления, соблюдается работа с малой группой, не ограничивается место проведения.

Следующим этапом становитсяигры разминки , которые объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Предлагаю использовать игру «Зеркало». Выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы пообщаться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое –либо движение, а другой повторяет эти движения за ним.

В своей работе вы используете прием деления детей. Какие? Назовите?

Процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

По цвету и длине волос,

По цвету, виду (брюки, платье) одежды,

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

Кто на каком этаже живет

По их желанию,

По сходству или жизненным ситуациям

По сезону рождения

По разрезному материалу и др.

Мы поступим иначе: Вам надо взять из мешочка любую пуговицу, найти коллег с точно такой же пуговицей и организовать своё гнездышко.

Последним станет этап игры для творческого самоутверждения . Такие задания, под своим выполнением подразумевают художественно-исполнительский результат.

Итак, Вы поделились на пары и сейчас будете работать в парах, но для этого вам нужно самостоятельно приготовить рабочее место (стол и стульчики). Я умышленно этого не сделала. Когда ребёнок сам выбирает и готовит место для своей деятельности – результат его работы приобретает наибольшую значимость. Даже если ребёнок не рационально выбрал место с вашей точки зрения, уступите ему, значит ему так комфортно.

Каждая пара сейчас должны, узнать друг у друга какая рука является умелой не ведущей, а умелой, потом озвучить какая умелая рука у вашего партнера. Почему умелая, потому что я умею, что то делать данной рукой. Вы будете рисовать осенний пейзаж. Подумайте, что вы сможете умело нарисовать. Рисовать вы должны все вместе на одном листе умелой рукой, а на другом листе вы нарисуете пейзаж, но уже неумелой рукой и тоже вместе.

Важно: Ребенок, который не хочет, например, рисовать, он может выступить в роли снабженца (подносить нужные материалы)

Особенность состоит в том, что Игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.

А теперь, вы должны описать то, что нарисовали. (Каждый член микрогруппы рассказывает, что изображено на рисунке и высказывает свое мнение о успехах или трудностях, возникших во время совместного творчества).

Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

Рефлексия. Я предлагаю использовать прием шапка «Вопросов и ответов». Участники сами сочиняют вопросы- записки друг для друга, помещают их в шапку, потом вытягивают кому какая достанется. Ответы готовят в парах или тройках. В результате возникает обмен мнениями и живая дискуссия.

Вопросы могут быть самые разнообразные. Например:

    Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили?

    Что было сложным?

    Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?

    Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?

    Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?

Данный прием хорошо подойдет в работе с родителями. Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая).

Социо-игровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.

Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. При социо - игровом стиле обучения естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы, предлагаемые В.М.Букатовым, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.

Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:

    дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;

    у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;

    дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;

    у них не будет чувства страха за ошибку.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» Мастер класс проводил педагог первой квалификационной категории: Ермолаева Наталья Захаровна На мастер-классе присутствовали педагоги дошкольных учреждений района. ЦЕЛЬ мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ. ЗАДАЧИ: Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности. Социо-игровая технология это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Актуальность данной темы: Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики не слишком управлять» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. В своей педагогической практике применяем социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей. Наши педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Следуя этим советам, занятия организуем как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; социо-игровую технологию системно используем как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей

2 общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи: помочь детям научиться эффективно общаться; сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; воспитать в дошкольниках желание узнавать новое. Социо-игровой технологии направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым. Изучая труды основателей социо-игровой педагогики нам очень понравились законы общения, которые они предлагают: Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его; Не ворчать, не ныть, не бурчать; Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её; Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными; Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании; Поддержи, помоги подняться и победить; Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче; Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего; Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы. Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа: на самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; на третьем этапе общение это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников. Плюсы социо-игрового стиля: - Отношения: «ребенок-сверстники»; - Педагог является равноправным партнером; - Разрушается барьер между педагогом и ребенком; - Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; - Дети самостоятельны и инициативны; - Дети сами устанавливают правила игры; - Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; - Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих); - Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами; - Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; - Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Принципы, которыми мы руководствуемся в работе с детьми по социо-игровой технологии:

3 Воспитатель равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам. Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы. Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры. Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно то интересно. Движение и активность. Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках. Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп: 1. Игры-задания для рабочего настроя. 2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. 3. Игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. 4. Задания для творческого самоутверждения это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. В ходе практической части мастер-класса участники проиграли в различные игры и игровые упражнения из вышеперечисленных групп. Вопросы для рефлексии: 1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся? 2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали? 3. Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены? 4. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?

5 Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста. «Снежная королева» Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку. Ход: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего. Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры. «Телеграф» Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми. Ход: Четыре ребенка «связисты»; остальные наблюдатели; воспитатель отправитель телеграммы; один ребенок ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй третьему; третий четвертому; четвертый получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял? Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг. «Магазин игрушек» Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости. Ход: дети делятся на две группы «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки. «Мост дружбы» Цель: развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей. Ход: Воспитатель показывает детям линейку и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу

6 что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других. Можно использовать секундомер. «Радио». Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику. Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик) (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали. Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам. «Чемодан». Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми. Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков. Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие. Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).... «Подарки». Цель: развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я». Ход: Для того, чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться на две команды. Для этого предлагаю встать полукругом по номерам домов, в которых вы живете, по нарастанию (играющие встают), а теперь рассчитайтесь на яблоко апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По сигналу останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий дает ему жетон, если нет отдает свой. У каждого игрока по 3 жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны...

7 I. Игры для рабочего настроя «Буквы-загадки» 1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении. 2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву. 3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор) «Эхо» Воспитатель (ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.) Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором. «Волшебная палочка» «Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу. Варианты: -передающий называет существительное, принимающий прилагательное к нему; -передающий называет сказку, принимающий персонаж из этой сказки и т.п. Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи: -глядеть друг другу в глаза -вставать, если согласны с высказыванием принимающего -передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему «Неиспорченный телефон» Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово переданное первым игроком. Варианты: -слово, трудное слово, словосочетание, Ф.И.О., скороговорка (считалка), иностранное слово -две телефонные линии (эстафета): быстрый неиспорченный телефон. «Летает не летает» Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения (самолёт хлопают в ладоши или машут руками, шкаф ничего не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из игры. Логопед подбирает слова на неодушевлённые, одушевлённые предметы: синица, муха, ТУ-134, журавль, комар, ракета, парашютист, страус, акробат, тополиный пух. Варианты: растёт - не растёт, двигается не двигается, больше меньше, живое неживое и др.

8 II. Игры для приобщения к делу «Эхо» Воспитатель (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.). Говорящий (читающий) произносит играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором. Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. «Спор предлогами» Воспитатель предлагает детям по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и словами (1 гр. девочка в пальто, 2 гр. девочка в сапогах, 3 гр. девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. книга на столе, 2 гр. - книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. - книга в комнате, 3 гр. - книга перед глазами и т.д.). Дети выполняют задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или интонацией подтверждения. «Рассказ-рисунок о том, что вижу» Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными. «Составь слово» Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании, чтении слов на скорость. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберёт больше слов. Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова. «Пишущая машинка» Все участники игры выполняют синхронно ряд движений: -хлопают перед собой в ладоши -двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой) -выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами - выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами Вариант: -изменять темп движений, -вводить речевое сопровождение, -передавать эстафету глазами, голосом. «Знаки препинания» Воспитатель предлагает детям озвучить знаки препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной, восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу родилась ёлочка:!,?,.). Вариант: не читающим детям предлагается картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).

9 III. Игры разминки-разрядки «Руки-ноги» Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.). Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться. «Заводные человечки» Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения. Вариант: -выполнение упражнений на счёт, на хлопки смена движений, -изменение темпа выполнения, -выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п. «На 5 органов чувств» Дети задумывают ситуацию, изображают по заданному «билетику»: нарисованному (нос, глаз, рот, ухо, пальцы) или написанному. Воспитатель во время игры обращает внимание на работу каждого их органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, которые проявляются в поведении человека. На первом этапе играть по одному органу чувств, на втором по 2, по 3, на третьем все 5 (сценка-история про персонаж в обстоятельствах). Варианты: -прожить кусочек выдуманной истории с персонажем и обстоятельствами, -усложнение сравнение персонажей (карлик - великан, Дюймовочка Карабас Барабас, мышка медведь). «Слова на одну букву (звук)» Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас» или «Я вижу», «На пароход грузили». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя «Ловить зверюшку» Играющие по очереди берут «билетики» с заданием кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т.п.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике». Вариант: выполнение задания парами, тройками и т.п. IV. Игры для творческого самоутверждения «Стихи по ролям» Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов Чуковского, Маршака, Барто, Заходера, Михалкова, Хармса. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети

10 открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения. «Заданные слова» Воспитатель предлагает детям текст, которому нужно найти оправдание (сконструировать ситуацию, в которой текст произносится, выдумать персонажи, участвующих в ситуации, определить поведение самого говорящего и слушающих, понять характер произнесения слов). Начинать игру с бытовых распространённых фраз (Не делай этого, пожалуйста!), переходить к литературным (репликам из сказок, стихов, пьес-сказок и т.п.). Вариант: -играющий должен произнести «заданное слово (слова)», найдя подходящую цель, мотив, выбрав, выдумав, кому и зачем оно может быть сказано (ОГОНЬ, НЕТ, ДЕНЬ ПРОШЁЛ и т.п.), -один и тот же играющий выполняет задание разными способами, оправдывая произнесение заданных слов «Тело в деле» Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какогонибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии». Вариант: -дополнить «фотографию» своим пониманием -показать «фотографии» до и после задуманного Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и как занят тот или иной ребёнок. Смысл игры установление «Фраза с заданными словами» Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов. «Собрать диалог» Воспитатель предлагает детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определённый сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5. V. Игры вольные (на воле) «Воробьи-вороны» Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель (ребёнок-ведущий) ловит, другая убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего

11 особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «ны! (бьи!». Играющие убегают догоняют. Вариант: -вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило) «День наступает всё оживает,ночь наступает всё замирает» Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег). Вариант: -использование любых движений «День наступает всё оживает» -использование целенаправленных движений «День наступает всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание) «Слова на одну букву (звук)» Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас» или «Я вижу», «На пароход грузили». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя. «Люблю не люблю» Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю,». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю,» «Встань по пальцам» Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано. «Зеркало» Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров «зеркало», другой стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения. Варианты: воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие «осколки зеркала», его отражающие -«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный) «Изобрази профессию»

12 Играющие изображают действия, характерные определённой профессии (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге). Дети называют профессию. Варианты: дети называют ряд действий, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать предметы, узнанные в показе (врач градусник, таблетки, шофёр автомобиль, руль)

КАРТОТЕКА ИГР (СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ) Классификация игр социо-игровой технологии Игры для рабочего настроя Игрыразминки (разрядки) Игры социоигрового приобщения к делу Игры творческого самоутверждения

«Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология» Подготовила воспитатель СП Детский сад «Ляйсан» ГБОУ СОШ с. Новое Усманово Фархутдинова Алина Анасовна «Мы не учим, а налаживаем

Мастер-класс для педагогов. «Социо-игровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника». Авторы: Назырова Зулейха Сайткаряевна, воспитатель; Чередниченко Надежда Геннадьевна, зам. директора МАУДО

Картотека игр социо-игровой направленности, предложенная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатовым Девиз: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему

Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Реализация образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» Цель: Обучение использованию социо - игровой технологии для реализации образовательной

Консультация для педагогов «Золотые правила» социо игровой технологии (по В.М. Букатову) Подготовила: Тверскова Е.В.старший воспитатель 20.10.2015 г. 1 правило: используется работа малыми группами или

Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология (консультация) УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ФГОС п.3.2.5): 1 обеспечение эмоционального

Круглый стол «Формы, методы и инновационные педагогические технологии, которые максимально соответствуют поставленной цели развития личности ребёнка-дошкольника». Бец Алёна Михайловна, директор структурного

Приложение 4 Игры на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Проблема становления межличностного

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников Игра «Назови пропущенное слово» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток. Ход игры: Дети образуют полукруг.

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста п/п Название игры Содержание 1 «Отгадай звук по беззвучной артикуляции» А) Педагог беззвучно артикулирует гласный

Как работать вместе с детьми Ученики 4-5-х классов уже имеют первоначальные представления о работе в команде, основной акцент в организации работы с детьми данного возраста делается на формировании у них

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида 201» Конспект образовательной деятельности с детьми 5-7 лет Игровое занятие по развитию речи «Поможем Незнайке!»

Игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное

Технологическая карта интегрированного занятия «Поможем Буратино» в группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет (Образовательные области «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное

Картотека подвижных игр в подготовительной группе «ТУННЕЛЬ» (игра высокой подвижности) Цель: обучать детей в умении ползать. «СБЕЙ ГРУШУ» Цель: равновесие, броски мяча, метание. Участники стоят в двух

Игры для развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста. Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий

Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Игра «Фотоаппарат». Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь. Игровой материал

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Шестакова Наталья Валериевна Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, -это друзья, товарищи, которым сама

КОУ «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида» Игра - путешествие «Дружба начинается с улыбки» Цель: формировать дружеские взаимоотношения. Составитель воспитатель:

Игра со стульями Цель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, умение слушать музыку и выполнять определенные движения в зависимости от того, продолжает она играть или уже остановилась. Обучить ребят

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 256» Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников. Раздел «Количество и счет» Подготовила: воспитатель Тарасова

Игры на преодоление двигательного автоматизма Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память. Флажок Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх

МКОУ «Гимназия 13» ДСО 1 Методическая разработка ООД с детьми второй младшей группы -2 Тема: «Мишка в гостях у ребят» использование социо-игровой технологии в физическом развитии детей Воспитатели: Алхасова

Мастер класс для педагогов МАУДО «Детский сад 2» на тему «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социальноличностное развитие детей дошкольного возраста» Мясникова

Календарно-тематическое планирование по развитию речи 36 часов п\п Дата Тема занятия Программное содержание УУД Количество часов план факт Речь: говорение, слушание Речь: чтение, письмо Познакомить детей

Картотека игр по социальнокоммуникативному развитию в средней группе. «Назови себя» Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя

Графические диктанты (Рисование по клеточкам) Поступление в школу важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально,

НРМДОБУ «ЦРР д/с «Улыбка» Летнее путешествие на планету игр (для воспитанников старшего возраста) Автор составитель: Чайникова О.А. инструктор ФИЗО п Салым 2015 Цель: Создание атмосферы всеобщего праздника,

Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателем МАДОУ ЦРР д/с 49 Еременко СВ. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного

Танцевальные игры 1 1.«Цепочка» Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействия в группе. Участники становятся в колонну и двигаются «змейкой». Их руки находятся в постоянном сцеплении,

Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством игры Воспитатель группы 5/9 ГБОУ Школы 283 Ерошкина Елена Владимировна Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника Игры

Игры на развитие инициативы и самостоятельности. Дидактические игры. «Запоминалка» (Автор: Смирнова О.А.) Цель - визуальное развитие. Ход. Поставьте небольшое количество разных предметов перед ребенком,

Калинина С.А. Тема «чтение Русская народная сказка «Репка». (первая младшая группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 7 «СОЛНЫШКО» Коллективный просмотр непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Психологическая подготовка

1 класс ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ Технологическая карта 1 Тема «Мир общения» Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия Мир общения (10 часов) Познакомить учащихся с правилами позитивного

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Да здравствует, мыло душистое!» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально

Дорогой волонтёр! Если ты здесь, значит ты решил принять участие в нашем ежегодном Дне Волонтера! Спасибо тебе за твою готовность помогать и радовать окружающих! Как ты помнишь, если у организации нет

Коммуникативные игры: Рассказ по кругу Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнѐрах и ситуациях общения. Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида 20» «Самодельная дидактическая кукла как средство развития детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель

Консультация для родителей «Помогите своему ребёнку стать успешным» Подготовила воспитатель МБДОУ детского сада 1 Ершова Надежда Николаевна Вы любите своего ребѐнка. Вас очень волнуют его успехи в среде

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей 109» Конспект образовательной

Андреева Г.В. Обучение коммуникативной грамматике Мастер класс Тема грамматики немецкого языка это как вечно зеленое дерево, то есть она всегда актуальна. Учителя называют ее самым сложным аспектом в обучении

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Киселёва Светлана Васильевна музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад 32» г. Лениногорск, Республика Татарстан РЕЧЕВЫЕ И ИМПРОВИЗАЦИОННЫЕ ИГРЫ

Игротека для самых маленьких по знакомству с правилами дорожного движения «Воробушки и кот» Дети изображают воробушков. Один - «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый

Конспект НОД с дошкольниками в старшей группе по теме «Головные уборы», познавательное развитие 1. Интеграция образовательных областей Образовательные области Познавательное развитие Речевое развитие Социально

Открытая образовательная ситуация Тема: «Если добрый ты - это хорошо!» группа средняя Воспитатель Семенникова Марина Владимировна высшая квалификационная категория МДОУ «Детский сад» 142 Ярославль 2017

МУ «Управление образования Альметьевского муниципального района» Выступление на семинаре на тему: «Подвижные игры парами» Воспитатель I кв.к Барышева Н.Н. МБДОУ 37 «Сказка» Альметьевск 2013 г. Речь это

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 102 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 368» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Играем дома (игры на развитие мыслительных операций)» Материал подготовила: Учитель-дефектолог

Занятие 1 по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: «Звук и буква «А» Цель: формирование представлений о звуке и букве «А» Задачи: Образовательные: 1.Познакомить с артикуляцией

2 Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время

Так важно воспитать в ребенке личность. Суметь посеять знания, добро. Заставить думать, размышлять и верить, Ведь воспитателю другого не дано Хорошая речь-важное условие развития личности ребѐнка. Но речь

Конспект открытого урока по физической культуре для 5 класса Дата: 08.09.2015 г. Учитель: Ковалев Александр Александрович Предмет: физическая культура Класс: 5, ФГОС Раздел: баскетбол Цель урока: овладение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 11 Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе ДОУ Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слова Шары Разработала

План конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы в технологии ситуация по теме «Игрушки» воспитателя СП «Детский сад 1» ГБОУ СОШ 5 г. Сызрани Емелиной Ларисы Александровны.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ТЕМА: Логопедические игры на развитие связной речи Работа по развитию связной речи у детей неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря ребенка, работой

Система работы по формированию выразительности речи дошкольников ПОДГОТОВИЛИ: СОТПА А.Б. СУКТЕРМАА А.К. 1. Обучение детей интонационной выразительности речи с помощью таких компонентов, как мелодика, темп,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан Сценарий развлечения для детей средней группы

Дурягина Галина Петровна

воспитатель

МБДОУ № 24 комбинированного вида

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ

Уважаемые коллеги! Необходимость использования игр в усвоении программного материала настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Все понимают, что игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

Однако включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия. С такими трудностями встретилась и я. И прежде всего – боязнь превратить обучение в развлечение, когда дети и взрослые могут «заиграться».

Занятия старалась вести интересно, используя разные педагогические новинки, использовала и игру. Но желаемых результатов в полной мере не добивалась. И тогда разобраться с трудностями и повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо - игровая технология. «Главная забота воспитателей - не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба». Хочется верить, что в будущем эти слова педагога-психолога Е.Е. Шулешко станут значимыми для каждого педагога, работающего с дошкольниками. Социо -игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они прежде всего воспитывают ребенка, а потом развивают). Правильный смысл социо - игровой педагогики – группо - игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о “правах” на ошибку и “обязанностях” слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения .

Различия традиционной и социо - игровой педагогики, зародили в моём сознании, развили и утвердили идеи перехода от педагогики требований к педагогике отношений, восприятию детей, не как «объекта», а как «субъекта» развития и воспитания.

Различия традиционной и социо - игровой педагогики

Социо - игровая педагогика

Традиционная педагогика

Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата.

Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованием программ

Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект - субъектные отношения)

Диктат воспитателя (субъект - объектные отношения)

Развитие самостоятельности

Послушное повторение формулировок

Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом)

Наличие дискретности - дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты)

Занятие-игра - жизнь между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая»)

Занятие никак не располагает к свободному творчеству и игре

Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе.

Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть

Равноправие детей и взрослых - основа социо -игрового подхода. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения

Основа социо - игровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко).

Для получения ожидаемых результатов определила основную цель – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

Для достижения цели определила следующие задачи :

1.Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими. Снять страх и зажим перед деятельностью.

2.Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3.Формировать у детей навык слаженной работы.

Условия применения социо-игровой технологии:

1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой

2. Разработка перспективного плана

3. Соблюдение вариантов деления на группы:

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

Кто на каком этаже живет;

4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения (дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центрах, за столами, на полу, в любимом уголке).

Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

5. Смена темпа и ритма

6. Использование игр разнообразного характера (которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества). Эффект понимания непредсказуем. В любой момент занятия на любого из присутствующих детей может снизойти: «ЭВРИКА!» и тогда он совершит для себя открытие.

В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности.

I. Методы, повышающие познавательную активность:

Элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;

Сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Предлагаю группе равных интересное дело, при решении которого, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным. Дети здесь либо уже связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. Всё это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его, появляется желание действовать вместе, а не раздельно

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Используются игровые приемы на воображаемую ситуацию:

Сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;

Придумывание сказок;

Игры – драматизации;

Юмор и шутки.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

(Для чего на старшем возрасте разработала перспективное планирование).

Перспектива, направленная на последующую деятельность (ребенок запоминает лучше действие, которое осталось незавершенным, у них остается желание продолжить его и получить результат. Дети с готовностью возвращаются);

Беседа;

Создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений:

Повторение;

Наблюдение;

Экспериментирование;

Опыт.

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

Последовательность введения игр:

Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.

Игры разминки – «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.

Игры социо - игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет», «Ловишки», «Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь» и др.

В конце своего выступления кратко остановлюсь на проблемах, или как сейчас говорят «человеческом факторе». Мне, как и коллеге, было трудно сменить манеру учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Иногда на занятии неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу». Раньше был один ответ ребенку: «Твой вопрос мы решим после занятия», а теперь я пытаюсь услышать каждого. С помощью социо - игровой педагогики я поборола свой страх ошибки, лидерства, стремление демонстрировать свое умение, быть во всем правильной и правдивой. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними. И не беда, если что-то окажется нереализованным. Это не показатель педагогического неумения. И в результате всех «неуспеваний» и «программных отставаний» чаще всего оказывается пройденным программный материал не только качественно, но и досрочно!

В этом мы убедились на собственном опыте. Наши воспитанники уже на начало учебного года в старшей группе умеют:

  • слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
  • у детей развито речевое взаимодействие;
  • сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них нет чувства страха за ошибку.

Изменились не только дети, изменились и мы - воспитатели. Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом. Ведь что такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такие отношения со сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей.


Сфера применения: урочное обучение в начальной, средней и старшей общеобразовательной школе ;коллективные формы дополнительного образования , групповые формы дошкольного обучения и воспитания , интерактивные технологии аудиторного обучения в ВУЗе . Встречается разное терминологическое написание (помимо написания чарез дефис допустимо и слитное написание -социоигровые приёмы - и через косую - соци/игровые технологии). Разнообразие социо-игровых технологий в своей основе опирается:

· на игровые методики театральной педагогики русского психологического театра (которые с конца XIX векаразрабатывались К.С.Станиславским и с 30-х годов ХХ века активно пропагандировались в Америке одним изего лучших учеников - М.Чеховым);

· на психологические идеи герменевтики (разработанные в XIX-XX веке учениками и последователямиА.А.Потебни , а в последней трети XX века Е.Е.Шулешкой )

С 70 годов социо-игровые технологии активно разрабытываются А. П. Ершовой и В. М. Букатовым (1980;1998; 2000; 2008). Основные организационно-методические параметры (ориентиры):

· Двигательная активность самих обучающихся;

· Разнообразие (обязательная смена) во время урока: осуществляемых ролей (и учениками и учителем),темпо/ритма деятельности, рабочих мизансцен;

· Работа "малыми группами".

Комплексная ориентация на эти три параметра позволяет обеспечить у обучаемых ситуационную реализацию

· их мотивационной свободы (добровольности);

· их информационной инициативности (коммуникативности);

· их деловой компетентности (самостоятельности).

Сопряжение этих качеств в ходе учебно-познавательной деятельности ведёт к тренировке-укреплению-расширению креативного потенциала личности. В социо-игровой педагогике большое внимание уделяетсяособенностям поведения учителя и развитию его педагогического мастерства : см. "Режиссура урока" (А.Ершова, В.Букатов; 4 изд: М.2010). И ситуационному конструированию игровых приёмов:"Драмогерменевтика" (В.Букатов, 1994; см. www.openlesson.ru)



Разбор почты руководителя

Метод Разбор почты руководителя (документации, корреспонденции) имеет явно выраженную управленческую направленность. Реализация метода предусматривает моделирование деятельности организации, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителюорганизации для разбора. Это могут быть письма от сторонних организаций, служебные записки отруководителей смежных организаций и подчиненных, исходящие письма, подготовленные на подпись иотправку, докладные, а также документы частного характера и «случайные», не относящиеся к компетенции данного руководителя. Метод используется в виде дидактической игры. Участники должны изучить документы, принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, они должны составитьо пределенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть игры проводится в виде дискуссии сразбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

Одним из вариантов метода является так называемая мусорная корзина . При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов.

·didakticheskie_igry.docx

·http://pedagogicheskaya.academic.ru/1048/%D0%94%D0%98%D0%94%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95_%D0%98%D0%93%D0%A0%D0%AB

·Применение дидактических игр в процессе освоения профессиональных компетенций студентами педагогического вузаhttp://naukovedenie.ru/PDF/103PVN215.pdf

ТЕМА 14: Деловые игры

Деловая игра

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических целей.

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:

·уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;

·наличие тактического и (или) стратегического мышления;

·скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);

·способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;

·способность прогнозировать развитие процессов;

·способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;

·стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др.

Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто - генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения. Например, участники игры, уделяющие большое внимание мелким деталям, подробностям решения задач, как правило, являются прекрасными техническими работниками, хорошими исполнителями.

Профессиональная организация деловых игр - весьма дорогостоящее мероприятие, поэтому используют их, в основном, при отборе руководящих кадров.

Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид.

Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.

После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель - активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии - с другой.

Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

Pa6oтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача - дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:

1. Дать краткий анализ поставленной проблемы.
2. Обосновать выработанные предложения.
3. Доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, административные должности на период игры «ликвидируются», никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.

На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.

Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет.

·http://psyfactor.org/personal5.htm

Рассказать друзьям