Духовно нравственное развитие православной молодежи. Духовно - нравственное воспитание молодежи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  1. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет

    ... ; - конференции: I Всероссийская научно-практическая конференция «Светская и духовная системы образования : взаимодействие и сотрудничество» . В работе конференции приняли участие более...

  2. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ

    ... сотрудничеству и межкультурному взаимодействию . Интеграция обучающихся в национальную и мировую культуру – одна из важнейших задач системы образования ... сертификатов о светском и духовном образовании , религиоведческую специализацию в системе подготовки...

  3. Документ

    ... взаимодействуют с вполне светскими светской ... 10. Духовно системе образования . Документы. 1. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской...

  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ

    ... взаимодействуют с вполне светскими государствами в изучении соответствующих религий в светской ... 10. Духовно -нравственное воспитание в государственной системе образования . Документы. 1. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской...

  5. Основы духовной культуры

    Документ

    X-XV веках в системе религиозного и светского образования . Сущность сводилась к... новой духовной системы образования , создающей нового, духовно целостного... сотрудничество в решении возникающих проблем. Супружество – это сложная система взаимодействия ...

Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?

В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни.

Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.

Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние.

Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим».

Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным.

Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям.

Нравственное воспитание в педагогике

Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами. Задачи нравственного воспитания подростков:

  • Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
  • Формирование позиции личности и нравственных чувств;
  • Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.

Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.

Видео с YouTube по теме статьи:

«Образованию ума всегда должно

предшествовать воспитание сердца»

святитель Иннокентий (Вениаминов),

Митрополит Московский и Коломенский

Духовно – нравственное воспитание молодежи в школе

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие идеалы и ценности. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души..»

Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое м эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно – зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовной «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» - писал Н.И. Пирогов.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение страны, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно – нравственное воспитание детей и молодежи, основанное на приобщение их к православным традициям, является приоритетным направлением работы образовательных учреждений. Успех в области духовно – нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно – эстетического цикла, учителей ОРКСЭ.

Духовно – нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах православной направленности. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно – нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов школы.

    формирование в подрастающем поколении осознания необходимости нравственности и духовности в семейных и общественных отношениях, традициях и обычаях;

    развитие у молодежи патриотических чувств, гражданского самосознания, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей;

    формирование твердых навыков противостояния злу и всему нечистому;

    формирование активной жизненной позиции, воспитание добросовестного отношения к работе, учебе, дисциплинированности, ответственного отношения к судьбе страны, готовности служить ей;

    профилактика пагубных привычек у школьников и молодежи;

    изучение истории Крыма, понимание особенностей нравов, обычаев, верований и традиций народов, населяющих Крым;

    осмысление христианского вклада в культуру, науку, человеческую жизнь, искусство.

Целью духовно – нравственного воспитания в школе является сохранение духовно – нравственного здоровья детей. Для реализации данной цели педагоги ставят перед собой следующие задачи:

    воспитание уважения к нравственным формам христианской морали, уметь различать такие понятия, как добро и зло;

    формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

    развивать музыкальную культуру, приобщать детей к классической, духовной и народной музыке;

    развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;

    осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;

    прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Педагоги нашей школы осуществляют работу по следующим направлениям:

    духовно – образовательное;

    воспитательно – оздоровительное;

    культурно – познавательное;

    нравственно – трудовое;

    развитие творческих способностей учащихся.

Для реализации данного направления работы учителя используют следующие формы работы с детьми:

    факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

    лекции, семинары, практикумы (в старших классах);

    творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно - прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально – сценического движения;

    проведение праздников и мероприятий;

    исследовательская деятельность учащихся;

    экскурсии;

    организация выставок;

    тематические и творческие вечера;

    участие в конкурсах, фестивалях, концертах.

Для работы с родителями педагоги нашей школы используют следующие формы работы:

    родительские собрания на духовно – нравственные темы;

    лекторий для родителей;

    вечера вопросов и ответов;

    выставки, конкурсы;

    анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье;

    информационные стенды для родителей, выставки детских работ;

    совместно организованные с родителями праздники.

Предполагаемый результат:

    усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру;

    формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям;

    способность к сопереживанию;

    воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;

    формирование истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера;

    приобщение к опыту православной культуры;

    ответственность за свои поступки и действия.

В течение нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно – прикладного творчества учащихся. Наши учащиеся принимают участие в школьных конкурсах: «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси» и другие. Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучение культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.

Реализация работы по духовно – нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно – эстетического цикла.

Занятия в начальной школе (уроки ИЗО, технологии, чтение, музыка, внеурочная деятельность открывают учащимся путь к нравственной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формирует личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребенка. Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:

    чтение, рисование, художественный труд;

    слушание музыки и размышления о ней.

На уроках русского языка и литературы духовно – нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками следующие задачи:

    учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми, он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа;

    воспитать у детей любовь к своему родному языку, уважительно относиться к языкам других народов;

    выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли;

    пробудить интерес к старославянскому языку;

    Пробудить интерес к изучению духовной поэзии.

На уроках истории и МХК происходит знакомство с деятельностью интересных и великих людей, культурными и историческими памятниками. Невозможно понять специфику древнерусской истории и древнерусской культуры без знания имен и работ Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоаана Лествичника, Василия Великого….

На уроках музыкального искусства происходит постепенное введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Интересен опыт интегрированных уроков: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», «Колокольные звоны», уроки английского языка, посвященные празднику Рождества.

Особое место в реализации духовно – нравственного воспитания занимает взаимодействие учителей ОРКСЭ, православной культуры Крыма, изобразительного искусства и технологии. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов является участие учащихся в выставках, развитие творческой деятельности. Работы ребят, выполненные в различных видах техники, представлены на выставках в школе. Педагоги школы организуют и проводят мероприятия военно – патриотической и антинаркотической направленности, а также мероприятия по духовному воспитанию учащихся (также при участии родителей): «Жизнь, зачем ты мне дана!» (10 – 11 классы), «Поиграем у нарядной елки» (1 – 4 классы), «Святой помощник Николай» (1 – 4 классы) и другие.

Мы проводили анкетирование среди родителей и детей после преподавания предметов духовной направленности. Нам было интересно, какой результат это приносит. Мы не ожидали, что будут такие ответы. На вопрос родителям: «Ваше вероисповедание» - 82 % ответили – православие. «Влияют ли каким – либо образом на Вас занятия ваших детей в области духовно – нравственного воспитания?» (то есть, воспитывают ли Вас ваши дети?) - 53 % ответили - «да». «Считаете ли Вы нужным преподавание Основ православной культуры Крыма в школах?» - 80 % родителей высказались – «за». В пожеланиях и родители, и учащиеся старших классов, среди которых проводилось анкетирование, высказались однозначно, что этот курс помогает им. Отрицательные отзывы были крайне редки, в основном по той причине, что не хотят увеличивать нагрузку на детей.

Старшеклассники на вопрос «Что дало вам изучение Основ православной культуры?» - в основном положительная оценка. «Хочется желать людям счастья, добра, любви, выполнять заповеди; лучше ориентируюсь в жизни; стал (а) терпимее; понял(а), что надо помогать людям; прежде думаю, чем говорю; стала осознавать, что такое грех; стала лучше понимать людей, выслушивать их» - вот некоторые мнения. 75 % учеников высказались за дальнейшее проведение таких уроков, 10 % - против.

Возрождение Родины – это не только решение политических, экономических, социальных проблем нашего общества, но, прежде всего, духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е. воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно – нравственных и гражданско – патриотических качеств и национального самосознания. Духовно – нравственное и патриотическое воспитание – это очень важная, сложная, кропотливая работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Она должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной. В этой работе должны быть скоординированы деятельность и государственных органов и школ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит и здоровье нашего общества, а,следовательно, и их благополучие. На нас, родителях и педагогах, лежит огромная, поистине вселенская ответственность за их воспитание.. Каждый человек, пусть самый маленький – уникален, неповторим, это целая вселенная, для которой Творец предначертал свой путь, свое предназначение в жизни. И как же осторожно мы должны подходить к участию в формировании мировоззрения личности! Вот как сказал наш замечательный педагог А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди..» И наша задача -развивать все благое, все хорошее, изначально заложенное в человеке, опираясь на заповеди Божии. История нашего Отечества неразрывно связана с Православием, поэтому воспитывая гражданина своего Отечества, человека культуры, надо дать ему основы православной культуры.

Современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах, оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны.

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Народная пословица говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: если человек еще во дни своей юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Но сегодня воспитательные функции системы образования сведены к минимуму. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Необходимо совместными усилиями решать проблему «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Ведь согласно православному мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь.

В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России необходимо становятся традиции православной культуры и педагогики. Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в нескольких аспектах: культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры), нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни), этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, литература. Поэтому так важно привлечь подрастающее поколение к отечественной духовной традиции. Изучение православной культуры в государственной школе в форме отдельного предмета - это одна из наиболее полных форм освоения учащимися знаний о православной религиозной традиции и, следовательно, наиболее эффективное средство решения проблем духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный потенциал православной культуры позволяет существенно повысить образовательные возможности социально-гуманитарного образования. Спецификой изучения курса «Основ Православной Культуры» является ориентация содержания данного предмета на учебно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний о религии, но и приобщение их к имеющим общенациональное значение ценностям православной культуры, формирование и развитие социального опыта учащихся, российской мировоззренческой, культурной и гражданской идентичности. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, поэтому без изучения «Основ Православной Культуры» невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Таким образом, изучение курса «Основы Православной Культуры» ориентировано прежде всего на формирование активного нравственного и культурного сознания, активной нравственной позиции учеников.

Учитывая, что школа сама по себе не в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием, мы считаем чрезвычайно важным укрепление института семьи, потому что воспитательная работа должна начинаться в семье, а школа должна только проводить и завершать воспитательную работу. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к семейной жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы - распад семей, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети - это результат такого подхода. Если оставить всё, как есть - проблемы будут только углубляться. Ведь бóльшая часть того, что дети и молодежь слышат и видят в средствах массовой информации, не только не готовит к семье, но наоборот приобщает детей к греху. Православное учение о семье, о взаимоотношениях людей - вот средство для решения названных проблем. Болезни современного общества сейчас нужно не только лечить, но и заниматься своевременной и эффективной профилактической работой, влияя на семью, организуя досуг молодежи, объединяя подростков и детей для совершения добрых дел.

Не надо думать, что образование заключается в получении человеком какой-то определенной суммы знаний. Нет, образование - это раскрытие полноты образа Божия в человеке через совершеннейшее уподобление Богу. Православная культура - это не что-то, давно бывшее, но живущее и сейчас на земле, сохраненное в Церкви, это основа для подлинного образования. Осуществление образования на основе православной культуры принесет добрые плоды в лице наших подрастающих воспитанников, которые послужат на благо нашего родного края. В заключение я хотел бы обратить ваше внимание на слова Патриарха Алексия II: «Истинная свобода - свобода от греха, вражды, страданий - обретается на пути спасения и нравственного совершенствования, по которому ведет нас Господь Иисус Христос».

Божие благословение да пребывает на всех вас, подвизающихся на поприще образования и воспитания.

#молодежь #нравственность #духовность

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания молодёжи. В статье дано теоретическое обоснование ключевых понятий проблемы, отражены различные подходы современных теоретиков и практиков к воспитанию личности. Статья адресована педагогическим работникам, исследующим и реализующим идеи духовно-нравственного воспитания студентов.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное воспитание молодёжи, нравственность, ответственность.

Основным направлением модернизации высшего образования является организация деятельности вуза как социокультурного института, главная функция которого способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении .

Актуальность исследования проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, в обществе наблюдается деформация системы нравственных ценностей, забвение правил культурного поведения, цинизм . Возможная потеря российским обществом нравственных ценностей и ориентаций, моральных критериев поведения диктует необходимость осознания приоритета духовно-нравственного воспитания молодёжи. Во-вторых, основополагающими направлениями деятельности университетов в процессе обновления современной системы образования в России . Одним из требований ФГОС является обеспечение духовнонравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

В-третьих, негативным воздействием информационнокоммуникационных средств. Новые информационные возможности нередко вводят студентов в мир абстракций , препятствующий овладению ими реальным опытом нравственного поведения, проявлению заботы об окружающих людях, достижению гармонии личных и общественных интересов. Идеи реализации духовно-нравственного воспитания находятся в центре внимания многих современных теоретиков и практиков педагогической деятельности. Проблема духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в истории педагогики и образования не нова. Начало её изучения положено в работах Сократа, Платона, Аристотеля, Леонардо да Винчи и других мыслителей прошлого. Философские основы нравственности и духовности, их сущность, закономерности и условия формирования рассматриваются в трудах К. А. Альбухановой-Славской, Ш. А. Амонашвили, А. С. Аскольдова, Н. М. Борытко, А. И. Введенского, Е. В. Губановой, О. Г. Дробницкого, А. И. Ильина, А. А. Козлова, Л. Д. Кудрявцева, К. К. Платонова, И. С. Соловцовой и др. Психолого-педагогические закономерности, условия и факторы духовно-нравственного развития личности были исследованы в работах исследователей: Ж. Пиаже, Л. Кольберга, Д. Реста, К. Гиллиган, Д. Кребса и др. . Социальная значимость проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи определяет актуальность исследуемой темы. В литературе по данной проблеме наблюдается неоднозначная трактовка понятий «духовность», «нравственность», «мораль», «духовнонравственное воспитание». Как одно из следствий неоднозначности понимания феноменов нравственности и духовности - разные взгляды на технологическую составляющую духовно-нравственного воспитания, на пути, методы и средства его реализации.

Проанализируем различные определения ключевых понятий проблемы. Грамотное, социально ответственное поведение является первостепенной задачей воспитания молодёжи . Социально ответственное поведение тесно связано с понятием нравственности. Нравственность в философском понимании - характеристика поведения и деятельности субъекта (человека, социальной группы) в отношении соответствия нормам, не имеющим правового закрепления.

В этом же соотношении определяется мораль; иногда это понятие разделяется по субъекту: общественная мораль, нравственность индивида. К. К. Платонов видит различие межу нравственными и моральными явлениями в том, что первые - это явления реального мира, а вторые представляют собой психические явления. Личности присущи моральные свойства; она переживает свои и чужие поступки как моральные или аморальные. Но для других людей объективно эти же поступки являются нравственными или безнравственными актами объективного поведения. Нравственность учёными понимается многообразно: как личностное образование, как регулятор поведения субъекта, как совокупность его требований к самому себе, как целостная система ценностей, идеалов и воззрений на должную социальную жизнь. Понятие нравственности тесно связано с понятием «ответственности», «нравственно-экономической ответственности».

Нравственноэкономическая ответственность - это интегративное качество личности, отражающее способность человека понимать соответствие результатов своих действий в процессе экономической деятельности принятым в обществе нравственным нормам, сознательно и самостоятельно принимать обязательства перед обществом и самим собой за результаты экономической деятельности . Как синонимичные понятия «нравственность», «духовность», «моральность» используются в исследовании Н. М. Борытко и И. С. Соловцовой. К развитию теоретических представлений о сущности и содержании духовно-нравственного воспитания выделяют два подхода: нормативный и идеальный. Нормативный подход означает приобщение человека к заданным нормам и ценностям общества, рассматриваемым как обязательными для исполнения. Правила и нормы жизни рассматриваются как причинно-следственные детерминанты поведения, функциональноролевые механизмы взаимодействия. Идеальный подход ориентирован на существующий в обществе идеал (Бог, царь, известная личность в истории или собирательный образ). Идеал предполагает актуализацию культурных, ценностно-смысловых детерминант самоопределения и самореализации личности.

В движении к идеалу реализуются межличностные механизмы взаимодействия, коммуникативные, эмоциональные, смысловые аспекты. Рассмотрим аксиологический и культурологический подходы к духовно-нравственному воспитанию. Аксиологический подход при организации работы по духовно-нравственному воспитанию предполагает реализацию принципа ценностно-смыслового содержания познавательной деятельности. Культурологический подход в духовно-нравственном воспитании предполагает: ознакомление студентов с предметами материальной и духовной культуры; осмысление и переживание нравственной ценности, носителем которых являются объекты окружающей жизни; формирование желания сохранить и приумножить духовно-нравственный ресурс культурных ценностей своей семьи, университета, родного края, общества; формирование стремления следовать нравственным правилам и идеалу в повседневной жизни. Указанный подход предполагает реализацию принципа культуросообразности.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи актуальна на сегодняшний день. Духовно-нравственное воспитание молодёжи должно быть одним из основополагающих направлений деятельности образовательных организаций. Только в этом случае возможно становление гражданской идентичности молодёжи как основы развития гражданского общества.

Литература:

1. Гордеева Д.С., Демцура С.С., Федорова К.А. Функциональные области финансовой логистики // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. - С. 94-96.

2. Демцура С.С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики // Наука ЮУрГУ: сборник трудов 67-ой научной конференции. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2015. - С. 612-620.

3. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научнопрактической конференции. - Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. - С. 135-152.

4. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А., Демцура С.С. Проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 87-89.

5. Косенко С.С. Формирование нравственно-экономической ответственности старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 22 с.

6. Саламатов А.А., Косенко С.С. К проблеме содержания школьного экономического образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2005. - № 3. - С. 195-200.

7. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края: монография. - Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2015. - 392 с.

А. А. Сугутина Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Челябинск, Россия

Рассказать друзьям