Основы превентивной психологии. Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Страница 1

Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, его твёрдым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений. В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестёрка», которым все помыкают. Состав групп стабилен, приём новых членов сопряжён с особыми «испытаниями» или ритуалами. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму - условные знаки, свой «язык», свои клички, обряды. Подобные группы обычно образуются только из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечётким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы обычно разнополый и нестабильный - одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо чётких требований, удовлетворение которых необходимо для вступления в неё.

Группа защищает подростка, даёт ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему жёсткие требования. Группа создаёт особое чувство – «чувство мы». Деление на «мы» - сверстники, члены одной группы, и «они» - взрослые или ровесники, но члены другой группы - имеет для подростка очень большое значение.

Желание добиться признания со стороны сверстников оказывает серьёзное влияние на нравственное развитие подростка. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе ровесников. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди сверстников.

Реакцией группирования может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. В группе сверстников, как правило, начинается также алкоголизация, осуществляется первое знакомство с действием токсических веществ. Даже формирование психической зависимости к алкоголю или иным токсическим веществам проходит стадию особой «групповой зависимости» - когда, например, влечение к алкоголю вспыхивает только когда подросток попадает в «свою» группу. Отрыв от «своей» группы сразу же прекращает алкоголизацию.

Ранняя алкоголизация часто возникает поначалу как одно из проявлений деликвентности.

Под деликвентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от лат. Delinguo - совершить проступок), отличающихся от криминала, т. е. наказуемых согласно Уголовному кодексу серьёзных правонарушений и преступлений.

Деликвентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей. Реже встречается мошенничество, “домашние кражи” небольших сумм денег.

Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

Oсознание этнической идентичности
Осознание людьми своей этнической принадлежности значительно варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенно...

Динамика развития стрессового состояния
Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье. За описанной динамикой уровня активизации физиологических ресурсов четко прослеживаются связи с перестройкой функциональных систем обеспечения дея...

Способы быстрого запоминания учебного материала в классах детей с ЗПР
Наверное каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом, а существуют ли какие-нибудь приемы и техники, позволяющие запоминать различную информацию более эффективно, то есть сделать процесс усвоения знаний более легким и естественн...

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

О. О. Абзалова

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ
КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

В настоящее время объединения подростков в неформальные группы участились, т. к. для многих подростков объединения в неформальные группы и асоциальный образ жизни стали своеобразной формой протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших, удовлетворением потребности в общении вне школьной системы. Количество неформальных объединений выросло и продолжает расти. Поэтому обращение к теме их влияния на формирование личности является, на наш взгляд, чрезвычайно актуальным.

Группа – это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определённым образом осознают свою принадлежность к этому образованию .

В каждой группе формируются определённые нравы, обычаи, привычки, стереотипы поведения. Они усваиваются её членами и отличают данную группу от других. Группа через влияние на индивидов направляет их к достижению групповых целей, удовлетворяет потребность подростка в защите и безопасности. Группа выполняет также поддерживающую роль, так как вместе людям легче преодолевать «отрицательные» эмоции. В групповом общении дети получают друг от друга различную информацию, учатся формировать и отстаивать своё мнение по поводу разных явлений и событий, формируют свои представления о жизни, постигают систему социальных норм.

Потребность участия в группе особенно характерна для подростков в силу особенностей их психологии.

По мере взросления у подростка меняется иерархия интересов и потребностей. Особенно важным в этот период становится общество сверстников. И ни к какой другой когорте они не восприимчивы так, как к своей подростковой среде, с её положительными или отрицательными ориентациями и установками. Специфика социализации через группу сверстников является решающим фактором при передаче информации, моделей поведения, моды, возможности самоутверждения. У детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив, групповая солидарность, групповое поведение – следование образу жизни, действий, нормам поведения группы, подчинение её моде.

В ряде социологических исследований показано, что часто определяющее влияние на подростков оказывает неформальная группа, а не семья и школа. Именно неформальная группа выступает основным социализирующим институтом в подростковом возрасте. Группы сверстников занимают промежуточную позицию между семьёй и школой, между семьёй и социальной системой в целом. Управляя переходом мировоззрения подростков от частных ценностей к общественным, группы сверстников выполняют функцию обеспечения своих членов определённым способом поведения, самоидентификации и самоутверждения.

Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные группы можно классифицировать по трём группам:

1. Просоциальные, то есть социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и другие. Они имеют, как правило, позитивную направленность;

2. Асоциальные, то есть группы, стоящие в стороне от социальных проблем;

3. Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой – часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных её представителей .

Большинство социологов и психологов считает, что тяготение подростка к неформальной группе сверстников усиливается по мере ухудшения его отношений с семьёй и школой. Подростки, ощущая себя непринятыми, непонятыми в семье, отвергнутыми школой, ищут прибежища в обществе «себе подобных». В этих случаях оценка ценностей и норм сверстников становится для подростка более убедительной и значимой, чем те, которые существуют у старших. Существенным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что чем больше расхождение между привлекательностью сверстниковых ценностей и ценностей взрослых, тем все более возрастает влияние групп сверстников на подростка, все быстрее и больше происходит процесс его автономизации и отчужденности от взрослой среды. Именно в это время происходит разрыв в системе ценностей, норм, стереотипов поведения родителей и детей. Даже простое неучастие родителей в воспитании детей играет для них значительную роль – возможность оказаться под влиянием приятелей.

Участие в неформальных группах – явление закономерное для подростков. Оно объясняется следующими моментами:

Переориентацией общения с родителями на ровесников, ослаблением влияния семьи;

Маргинальностью социального положения (уже не ребёнок, но ещё не взрослый), что способствует появлению нестабильности, неловкости, беспокойства в поведении;

Необходимостью удовлетворить потребности подростка в общении, защите, солидарности в поведении;

Переходом форм контроля от детских к взрослым;

Трудностями переходного возраста.

Среди социальных факторов, способствующих приходу несовершеннолетних в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях; конфликты с родителями, преподавателями. Выявленные мотивы достаточно традиционны: желание провести свободное время, отсутствие взрослых и контроля, необычные приключения и переживания, общие интересы. Однако внешние причины заставляют задуматься о том, что это – внутреннее одиночество и желание найти друзей, уважение окружающих, достаточно высокая отчужденность от норм и ценностей активной творческой жизнедеятельности индивида. Одиночество отражает потребность в принадлежности к какой-либо группе, и как показывают наши исследования, подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чем им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни молодёжи, удовлетворяют информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности.

Особенности личности школьников среднего и старшего подросткового возраста, создающие психологическую основу их стремления к включению в неформальные молодёжные объединения, рассмотрел И. А. Невский. Он связывает участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельности, которых много у неформалов (атрибуты одежды и групповые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков к общению с образцовой для них полезным делом в школе и вне её, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами. Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью .

Социально-педагогическая деятельность в качестве субъекта имеет многочисленные неформальные группы учащихся. Самостоятельным направлением этой деятельности выступает использование возможностей групповой деятельности в интересах реабилитации, поддержки личности. Важным условием успешной работы с неформальными группами подростков является консолидация усилий социального педагога с родителями и педагогическим составом. В зависимости от типа и характера объединения «неформалов» выделяют три основных направления социально-педагогической работы: первое - это агитация молодёжи, если движение просоциально; второе - это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом; третье направление - перенацеливание лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков- «неформалов» находящихся в непосредственной близости.

Необходимо, чтобы социальный педагог находил общий язык с подростками. Если «неформалы» видят, что общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах и именно такая двусторонняя связь, между «неформалом» и социальным педагогам, налаженная путем подбора «ключика» к душе подростка и становится основой в профилактической работе или в социально-педагогической коррекции подростка, его поведения и взглядов.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. Москва: ВЛАДОС, 2003. 370 с.

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. Москва: Издательский центр «Академия», 2000. 624 с.

3. Степанов В. Г. Психология трудных подростков: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Степанов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.

Большинство родителей и воспитателей уверены в том, что они желают всего самого лучшего для своего ребенка, даже когда откровенно его ненавидят. “Все самое лучшее”, конечно же, включает в себя меры защиты, контроля, оптимального развития для последующей жизни ребенка. Это могут быть и наказания, ибо до сих пор еще распространена точка зрения, что наказания и запреты являются якобы лучшими методами воспитания. Их применяют из лучших побуждений, но в педагогическом отношении дело обстоит совершено иначе: лучшие намерения оказываются понятыми ребенком вопреки ожиданиям воспитателей и родителей как ограничения, насилие, унижение, черствость или просто осуждение.

Иллюстрацией этого является следующий отрывок из диалога между матерью и ребенком:

Мать. Знаешь что, Андреас, выходит, что если тебя слишком много хвалить, то тебе это нисколько не идет на пользу. Тогда ты делаешь все еще хуже, не так ли? Ну, ну, Андреас, я ведь так часто тебя хвалила, но это нисколько тебе не помогало. Но стоит мне снова тебя поругать, за что-нибудь, ты тотчас же быстро берешь себя в руки. Не правда ли, Андреас? При той ничтожной похвале, которую ты…

Мать Ну послушай, Андреас, я имею в виду те случаи, когда ты поступаешь правильно. Тогда я тебе часто говорю, видишь, если ты захочешь, ты сможешь еще лучше. Иногда ты недостаточно усерден.

Андреас. Что? Еще лучше, чем хорошо. Еще лучше, чем хорошо.

И тогда вместо ожидаемого послушания родители и воспитатели получают от ребенка такое поведение, которое их сердит, которое они не могут в большинстве случаев понять, которое приносит им новые заботы и часто воспринимается ими как неблагодарность по отношению к их педагогическому усердию. Едва ли родители вспоминают при этом о своих собственных чувствах и переживаниях в том же возрасте, едва ли они, будучи в качестве родителей «по другую сторону баррикад», смогут однозначно и без сомнений решить проблему соединения своих собственных интересов с интересами и жизненными потребления ими детей.

Но самое ужасное в педагогических отношениях — это неразборчивое смешение осуждения и одобрения, одновременно такового и агрессивного обращения, короче говоря, то, что вызывает у ребенка сомнения, любим он или нет. Родители и воспитатели уверяют детей в своей любви к ним и в то же время существуют так, как будто их ненавидят. Так ребенок оказывается в трагичном положении: с одной стороны, он вынужден переживать однозначное и откровенное осуждение, наказание и даже лишения, а с другой стороны, ему придется взваливать на свои плечи упреки в неблагодарности и чувство вины перед родителями, если он попытается восстать против скрытой за любовью ненависти.

Детскому стремлению к понятности и простоте видеоигры в войну соответствуют как нельзя лучше: здесь точно установлено, кто является врагом (противник на экране), какими средствами можно пользоваться в борьбе с ним, а также то, что играющий однозначно является «хорошим». Он подвергся нападению, он находится в ситуации вынужденной защиты единственной, оправданной законом ситуации, в которой снимается табу на агрессию. Но самое главное, собственные средства уничтожения в этом фантастическом мире выступают как положительные, мало того, они даже вплетены в ткань игры как необходимые для выживания меры.

Если в реальной ситуации ребенок может выражать свои чувства лишь так, как это ему позволяют воспитатели, то и в игре он может без всяких ограничений и чувства вины предаваться агрессии благодаря вышеописанным игровым структурам. В результате игры не происходит уничтожения любимого объекта (например, одного из родителей), несмотря на всю амбивалентность чувств к нему. Реальное же нападение на родителей означало бы причинение реального вреда собственному их существованию, например, потерю надежды на любовь, защиту и заботу родителей.

Но взрослый, оставаясь в твердой уверенности, что делал все лучшее для блага своего ребенка, неизбежно с ужасом воспримет столкновение с “внутренней, воображаемой войной” ребенка на экране. Неужели этот ребенок — продукт его воспитания? Считая самого себя миролюбивым воспитателем, он изумится, как могло случиться, что его ребенок ведет себя столь разрушительно. Это извращенное стремление его ребенка к садизму и разрушению может иметь свои корни лишь где-то на стороне: у соседских детей, в телевидении, в прогнившей системе ценностей нашего общества и так далее, и так далее…

Поведение ребенка отзывается в нем ударом по его самооценке как воспитателя. Оказывается, и он тоже испытывает желание сделать ситуацию однозначной, например, в отношении собственной самооценки и Я-концепции — «я делаю все лучшее для ребенка». Лишь немногие люди в состоянии позволить себе признать существование “злых” сторон своей души или даже позволить себе проявлять их в реальных действиях, но ни в коем случае не по отношению к ребенку, которого они любят от всего сердца. Большинство людей имеют тенденцию отрицать в себе все злое, травмирующее и проецировать все это на какого-нибудь врага, существующего где-то вовне. И они находят подтверждение этому механизму защиты от травмирующих их переживаний в действиях и словах других людей, совместно с которыми они создают гигантский защитный потенциал, охраняющий их от зла. Но и они — как дети — хотят, чтобы накопленное ими оружие не привело ни к чему серьезному, не привело к войне. И у них существуют лишь фантазии о войне. И в их представлении реальные маневры с настоящим оружием являются не более, чем “игрой”.

Особенности обращения с полярными чувствами ярко проявляются в поведении с партнером, например, в ранних отношениях ребенка и матери.

Все рубрики

Выберите рубрику Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Закономерности формирования взглядов на психику ребенка Криминологический анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения Обследование детей с неврозами, личность родителей и отношения в семье Особенности воспитания, патогенез неврозов у детей и подростков Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации Подходы к развитию детей в основных психологических школах Познавательные процессы, способности и эмоции юношеского возраста Превентивная психология — современная охранно-защитная концепция профилактики Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска Психоаналитическая педагогика в оценке агрессивности и страхов Развитие самосознания у подростков, самоуважение и самооценка Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних Своеобразие психического развития детей, страх и тревога в генезе неврозов Управление и педагогическое руководство, семейное воспитание Юность и юношество, социализация и ее институты Дополнительные тематические материалы: исследования, статьи, обзоры и пособия Динамика семейных отношений Семья и брак, супружество и брачные отношения Супружеские конфликты Истинные причины старения человека Поведение человека Демографические и экологические проблемы Психология и педагогика Волевая сфера человека Мотивационная сфера человека Предметно-практическая сфера человека Учебная деятельность школьника Эмоциональная сфера и учебная деятельность Реализация умственного потенциала Скрытый гипноз и тайны технологий гипноза Общие положения Оперативное гипновоздействие — эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование Основы внушения (суггестии) Порча и сглаз Процесс освоения приемов скрытого гипноза Цыганский гипноз Цвет в нашей жизни Ахромные цвета Зеленые тона Основные периоды и этапы в процессе взросления человека Символика цвета, цвет в искусстве и в моде Социальность и цветовая символика Теплые цвета Эволюция человека от рождения и до самой смерти Беременность и периоды развития плода, рождение ребенка и его здоровье Взаимосвязь между личностными особенностями человека, его семьей и его работой Выход на пенсию, стрессы и чувство удовлетворенности в пожилом возрасте Дети в возрасте от 2 до 6 лет: физическое и речевое развитие, мышление и познание мира Научно-исследовательские подходы к пониманию закономерностей развития человека Подростковый возраст, физическое развитие и особенности мышления в этот период Проблемы, с которыми часто сталкиваются люди среднего возраста Процесс взросления подростков — формирование идентичности, становление личности и рискованное поведение Развитие младших школьников в рамках социального познания, ответственности и предписаний Раннее детство — страхи, тревоги и агрессивность. Стили воспитания и просоциальное развитие детей Смерть и отношение к смерти в разных культурах, представления об умирании Социальный и культурный контексты развития человека и методы их изучения Среда обитания и наследственность человека: генетика, семья и развитие Средняя взрослость — физическое развитие и изменения интеллектуального функционирования Физические изменения, которые несет с собой старение, и основные проблемы пожилых людей Физическое развитие в период ранней взрослости и факторы, воздействующие на жизнь взрослого Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Мышление и интеллект, моторика и обучение Формирование личности младенца, просоциальное поведение и социокультурное развитие Человек Этапы физического и речевого развития ребенка в его первые два года

1.2 Роль группы в социализации подростков

Принадлежность к группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения, очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Позднее подростки ищут такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников .

В первобытном обществе важную роль в социализации подростков и юношей играли так называемые "мужские дома" и возрастные союзы, которые зачастую охватывали и предподростковый возраст (8-12 лет). Сознание своей принадлежности и эмоциональная привязанность к возрастной группе предшествуют образованию более тесных и индивидуализированных дружеских отношений, которые нередко поддерживаются всю жизнь .

Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин. И на первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т. д.

Любое общество дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.

Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации.

Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их успеваемости или принадлежности к "активу".

В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой подростковой среде. В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной, чем раньше. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского (1976), А.В. Киричука (1970) и др., более резкой становится разница в положении "звезд" и "отвергаемых" ("изолированных").

Типичное для подросткового возраста стремление к объединению в группы получило название реакции группирования (Личко А.Е., 1983) .

Социальная перцепция

Критерии, определяющие социометрический статус подростка, очень многообразны.

Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе – одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы. Девять десятых обследованных М.Л. Алемаскиным (1971) правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних, были в своих школьных классах "изолированными". Около половины обследованных Г.Г. Бочкаревой (1972) несовершеннолетних правонарушителей относились к одноклассникам безразлично или враждебно.

Я.Л. Коломинский установил ряд закономерностей социальной перцепции у подростков:

– тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;

– эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;

– ретроспективная оптимизация – тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах (1976).

Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. Очевидно, существует и обратная связь – социометрический статус зависит и от поведенческих особенностей подростка, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу "пренебрегаемых", склонные к нонконформизму – в группу "отвергаемых" (Коломинский Я.Л., 1976). Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения.

Сравнив реальную статусную структуру классов и ее оценку работающими в этих классах учителями, Я.Л. Коломинский нашел, что учителя невольно сглаживают статусную дифференциацию, преуменьшая значение крайних категорий. А без умения оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю трудно найти индивидуальный подход к нему.

Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой истории. Как уже говорилось, в первобытном обществе существовали "мужские дома", в феодальном – "королевства шутов", в деревнях "левобережные" враждовали (когда условно, а когда и всерьез) с "правобережными". В городе возникали "клики", "шайки" и "ганги". В послевоенном Ленинграде одно время происходили серьезные стычки между ребятами с Петроградской и с Выборгской стороны .

В группах подростки приобретают умения разрешать конфликтные ситуации.

Основа этого явления – противопоставление "Мы" и "Они" по территориальному принципу – существует практически везде.

Ослабление влияния семьи создает так называемый "эффект стаи" – повышение степени идентификации мальчика-подростка с группой сверстников, вызываемое ослаблением влияния семьи, особенно отцовского начала.

Параметры групп

Юношеские (и шире – молодежные) группы и объединения можно сравнивать и оценивать по различным параметрам: по их юридическому статусу (официальные и неофициальные, институционализированные и спонтанно-стихийные), по социально-психологическому статусу (группы принадлежности и референтные группы), по численности (большие и малые), по степени стабильности (постоянные, временные, эфемерные, одноразовые, случайные), по социально-пространственной локализации (внутришкольными, внешкольными, дворовыми, уличными), по типу лидерства (демократические и авторитарные), по идейной направленности (просоциальными, асоциальными и антисоциальными) .

Одно из наиболее обширных исследований молодежных групп в России было проведено И.С. Полонским в Курске. По его данным, стихийно-групповое общение охватывало не менее 80-85% всех подростков и юношей. На 9/10 эти группы были разновозрастными, включающими в себя и подростков, и юношей. Социальный состав также обычно был смешанным (школьники, молодые рабочие и учащиеся ПТУ). Численность колебалась от 5 до 15 человек. Больше трети групп были исключительно мужскими; остальные объединяли юношей и девушек. Примерно половина обследованных И.С. Полонским компаний – постоянные, стабильные, остальные – временные, ситуативные.

Обнаружив, что лидерами в стихийных группах чаще всего становятся подростки и юноши, не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе, И. С. Полонский изучил с помощью социометрии положение 30 неформальных лидеров (имеющих самый высокий статус на своих улицах) в тех классах, где они учатся. Выяснилось, что у младших подростков сколько-нибудь резких расхождений между позицией в школе и на улице еще не наблюдается, но к 9-10-му классу ощутимо просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше статус юноши в стихийной группе, тем ниже он в официальном классном коллективе. Этот разрыв в статусе и критериях оценок школьных и внешкольных лидеров создает сложную психолого-педагогическую проблему.

Будучи основаны, прежде всего, на межличностных отношениях, стихийные группы не знают того резкого расхождения между официальной структурой и структурой личных взаимоотношений, которое наблюдается в организованных коллективах .

Конформность

Типичная черта подростковых и юношеских групп – чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и её лидеров. Неокрепшее, диффузное "Я" нуждается в сильном "Мы", которое, в свою очередь, утверждается в противоположность "Они".

Страстное желание быть "как все" (а "все" – это исключительно "свои") распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. То есть, индивидуальность утверждается через единообразие, которое тщательно поддерживается. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести .

Таким образом, коллективно-групповое поведение подростков и общение со сверстниками принимает в этом возрасте характер первоочередной необходимости. Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка, юноши в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения. Для подростковой среды характерна дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей. В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной.

Дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни. Глава 2. Молодёжная субкультура. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта...

Экспертиза студенческих газет начала 90-х гг. Анализу языка и стиля газеты «Петрозаводский университет» за 1991-1992 и будет посвящена исследовательская глава. 3. Лингвоэкологическая экспертиза студенческой газеты Петрозаводского государственного университета за 1991 - 1992 3.1 Нарушения в области стилистики Понятия стиль и стилистика применяются в филологической науке давно, но научная...

Объединение подростков в группы – это традиционное явление для детей возраста 12-16 лет. Подростковые группы разнятся своей направленностью и способом занятости. Находясь в среде единомышленников с правильной целью, подростки значительно быстрее развиваются и совершенствуют свои умения.

Говоря о подростковых группах, их разделяют на формальные и неформальные.

Формальная группа является социально признанной, организованной государственными или частными учреждениями с целью развития детей. Все подростки, вступающие в формальное объединение, имеют общие интересы и стремления, а их действия, нормы поведения, а также права и свободы обозначены в официальном уставе.

К формальным группам относят различные кружки (театральные, музыкальные, литературные и т.д), а также редакции, секции и других организации, официально утвержденных по законам государства. Большинство формальных групп подростков занимаются на базе общеобразовательных или спортивных школ, спортзалов. Организаторами официальных групп являются родители, учителя, тренеры.

Неформальные группы подростков – это организации без официального руководства и правил. Выбор места, времени занятий и руководителей зависит непосредственно от членов группы. Неформальные сообщества объединяют подростков схожих во взглядах на искусство, музыку, культуру и т.д.

А.В. Толстых подает полную классификацию подростковых групп, которая дает возможность получить наиболее содержательную информацию о типах существующих организаций.

— Общественно-политические. Не агрессивные объединения, которые мирным путем пропагандируют определенные общественно-политические взгляды.

— Эколого-этические. Группы, объединенные общей целью сохранения природы, как источника здоровья.

— Группы образа жизни. Организации, создающие особый стиль жизни, имея индивидуальные музыкальные предпочтения, одежду, привычки и т.д.

— Нетрадиционно-религиозные. Группы, созданные на основе религиозных убеждений, к которым относятся различные секты, некоторые из которых могут быть социально опасными, особенно для подростков.

— Группы по интересам. Подобные организации объединяют подростков с различными хобби (филателистов, значкистов, любителей футбола, хоккея, компьютерных игр и т.д).

Общей характерной чертой формальных и не формальных организаций является групповая динамика, то есть тесное взаимодействие всех членов группы.

Процессы групповой динамики:

— руководство и лидерство в группе;

— сплоченность, групповое мнение, конфликты;

— возможность включаться в решение важных вопросов, как руководителям, так и другим членам группы.

В зависимости от структуры управления неформальных организаций, их разделяют на 2 основных типа: авторитарный (в основе формальные правила) и формальный (в основе лежат социальные роли).

Почему подростки объединяются в неформальные группы

В возрасте 12 -16 лет происходит интенсивное взросления подростка, как физическое, так и моральное. Ребенок желает стать взрослым, выразить себя, показать свою индивидуальность. Выдвигая собственные взгляды на жизнь, парни и девушки находят единомышленников, вместе с которыми чувствуют себя понятыми, не одинокими в своих мыслях и занятиях. Таким образом, появляются различные неформальные организации (субкультуры).

Распространенные виды субкультур

Эмо — объединение эмоциональных подростков, которые часто меняют смех на слезы и наоборот. Эмо носят одежду розово-черных цветов, длинную косую челку и короткие волосы. Украшениями подростков служат и смешные рисунки на одежде и эмблемы.

Готы – любители готической музыки и мрачного образа жизни. Одежда готов имеет черный цвет, а привычным местом для их собраний является кладбище. По своей натуре готы пессимисты, они отказываются от мыслей о счастливом будущем и не желают трудиться для достижения собственных целей. Именно поэтому, стоит обратиться к психологу и вывести подростка с состояния пессимизма, помочь ему посмотреть на мир глазами полными радости.

Хиппи – группа, желающая кардинально отличиться в одежде. Хиппи создают модные образы, носят различные фенечки и бусы, одним из любимых материалов называют текстиль в окраске «тай-дай». Парни хиппи отращивают длинные волосы, носят рюкзаки с вышитыми цветами и играют на гитаре.

Панки – любители ирокезов, пирсингов и татуировок. По мнению медиков, модификация собственного тела, которой предают себя панки, является травмой для психики подростка, поэтому увлечение панк движением – сигнал для родителей.

Рокеры – группа любителей рок музыки, кожаной одежды и метала. Полноценными членами группы рокеров являются мужской пол, а девушки могут присутствовать только в виде подруги участника.

Скинхеды – агрессивные бритоголовые парни, в большинстве футбольные или политические фанаты. Группа часто идет против закона, не обращая внимание на ответственность. Одежда скинхедов – выбритая голова, черная кожаная куртка, белая шнуровка на высоких черных сапогах.

Если подросток проявляет интерес к скинхедам, родители должны всерьез задуматься о его внутреннем мире, ведь озлобленность появляется не просто так. Обеспечив ребенку благоприятную атмосферу и помощь психолога, его сознание значительно изменится и он увидит светлую сторону жизни.

Подростковые группы помогают школьникам полноценно развиваться в кругу единомышленников. Очень важно, чтобы такие организации имели позитивный характер, а вот к неформальным группам отрицательного оттенка родители должны отнестись со всей осторожностью.

Рассказать друзьям