Коррекционные занятия с группой риска. Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

титушина наталья
Работа школьного социального педагога с детьми группы «риска»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №56 г . Чебоксары»

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

С ДЕТЬМИ ГРУППЫ «РИСКА »

Характеристика подростков группы «риска »

Школьные факторы риска

1. Привычное прогуливание уроков с употреблением ПАВ возле школы .

2. Негативный взгляд на школьный опыт .

3. Уклонения от участия в школьной деятельности .

4. Отсутствие контакта с учителями.

5. Низкий уровень использования доступной помощи.

Факторы риска в среде сверстников .

1. Общение с девиантными подростками.

2. Общение с «прогульщиками» и употребляющими ПАВ.

3. Общение со сверстниками, не имеющими целей продвижения в учебе.

4. Восприимчивость к негативному влиянию сверстников.

Семейные факторы риска .

1. Семейный стресс и серьезные конфликты в семье.

2. Слабая связь семьи со школой .

3. Нечеткие, недостаточно строгие правила в семье

4. Насилие в воспитании.

5. Злоупотребление наркотиками или алкоголем в семье.

6. Неопределенные представления о норме употребления ПАВ в семье.

Индивидуальные факторы риска .

1. Импульсивность.

2. Лтсутствие навыков преодоления стресса и принятия решений.

3. Неконтролируемые эмоции.

4. Беспомощность в учебе.

5. Употребление ПАВ для маскировки чувств.

6. Низкая самооценка, отклонения в представлении о себе.

7. Недостаточные социальные навыки общения .

изучения семьи школьника группы «риска »

1. Состав семьи.

2. Общие сведения о родителях (лицах их заменяющих) .

3. Материальное благополучие семьи.

4. Жилищные условия семьи.

5. Образование родителй (лиц их заменяющих) .

6. Участие родителей (лиц их заменяющих) в общественной деятельности.

7. 7. Культура общения и взаимоотношений в семье.

8. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?

10. Характктеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка в семье.

11. Осуществление контроля со стороны родителей (лиц их заменяющих) за поведением и учебой школьника .

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ГРУППЫ «РИСКА » .

(проверка работы классного руководителя с детьми группы «риска » )

Выбрать 1-2 класса, где больше всего детей, относятся к данной категории.

Имеется ли план воспитательной работы , утвержденный заместителем директора по воспитательной работе . Какие мероприятия проведены;

- социальный паспорт класса ;

Состав родительского комитета;

Тематика родительских собраний на учебный год;

Сколько детей состоит на внутришкольном учете , на учете в милиции, комиссии. За что и когда был поставлен на учет. Учет и анализ правонарушений учащихся класса за предыдущие годы;

Где занимаются эти дети во вннеурочное время, имеют ли общественные поручения, шефа-наставника, какое участие принимают в жизни класса, проведении общешкольных мероприятий ;

Сколько семей трудновоспитуемых посетил классный руководитель, было предпринято по улучшению условий жизни и учебы ребенка;

Какие меры принял классный руководитель по изоляции ребенка из неблагополучной семьи;

Какая материальная помощь оказана сиротам, детям из малообеспеченных семей (перечислить по фамилиям, что именно) ;

Как организуется контроль над отдыхом детей в каникулы, выходные, а также за посещением трудновоспитуемых кружков и секций;

Индивидуальные планы работы с детьми группы «риска » . Его исполнение, анализ проведенных мероприятий, их эффективность.

КАРТОЧКА УЧЕТА

ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Название ОУ :___

Ф. И. О. ребенка ___

Классный руководитель ___

Адрес, телефон ___

Мать (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы рабочий телефон )___

Отец (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы , должность, размер зарплаты, рабочий телефон ) ___

Условия проживания (краткая характеристика жилья; условий, созданных для несовершеннолетних) ___

Даты обследования на дому ___

Индикатор неблагополучия школьника ___

Форма работы с ребенком ___ ___

Формы работы с семьей

Необходимая помощь

Дата постановки на учет ___

Причина постановки на учет ___

Дата снятия с учета ___

Причина снятия с учета ___

Социальный педагог : /Н. В. Титушина. /

Индикатор неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности :

Учебная деятельность

Взаимоотношения со сверстниками

Проведение свободного времени

Отношение к труду и профессиональной ориентации

Поведение и поступки

Форма работы с ребенком :

Проведение профилактических бесед

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

Направление на консультацию к психологу или к врачам

Содействие в трудоустройстве

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

Разбор конфликтных ситуаций

Посещение на дому

Формы работы с семьей :

Посещения

Приглашение на Совет профилактики, КДН,

Привлечение к работе в классе , в школе

Проведение консультаций для родителей

Выступление на родительских собраниях

Оценка жизненных целей ребенка, его направленности

Вопросы : (выбери и подчеркни) .

1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего (выбери пять главных проблем)

Денежные проблемы твоей семьи

Отношения с родителями

Отношения между родителями

Отношения со сверстниками

Конфликты с педагогами

Трудности усвоения школьной программы

Здоровье близких родственников

Чем заняться в свободное время

Личная жизнь

Что-либо другое (что именно)

2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)

С высокой зарплатой

С гарантией от безработицы

Престижную

Не вредную для здоровья

Связанную с разъездами, новыми впечатлениями

Требующую личной предприимчивости, изобретательности

Нужную стране,людям

Связанную с общением с детьми

Связанную с общением с животными

Другую (какую именно)

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Карта наблюдений разработана для ранней диагностики отклоняющего поведения. Заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным педагогом совместно .

Ф. И. учащегося ___Класс ___

Критерии наблюдения Не наблюдается Иногда Часто

1. Учебная деятельность :

Равнодушие;

Нежелание учится;

Низкая успеваемость;

Затруднения в освоении учебных программ;

Систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

2. Взаимоотношения со сверстниками.

- Положение в классе :

Изоляция;

Противопоставление себя коллективу;

Положение дезорганизатора;

Положение вожака микрогруппы , состоящей из «трудных» учащихся.

Взаимоотношения со сверстниками :

Жестокое обращение со слабыми и младшими;

Пренебрежительное отношение к сверстникам;

Принадлежность к той или иной молодежной группе

3. Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями :

Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

Грубость, хамство;

Бестактность;

С родителями :

Конфликтный характер;

Грубость, хамство.

4. Проведение свободного времени :

Бросил заниматься в кружке, секции, студии;

В основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице) ;

Употребляет спиртные напитки;

Зарабатывает себе на жизнь.

5. Отношение к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников) :

Незнание своих возможностей и способностей;

Профессиональная неопределенность;

Неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.

Отношение к труду :

Отрицательное отношение к работе ;

Невыполнение трудовых обязанностей в школе ;

Неисполнение трудовых обязанностей дома;

Недобросовестное отношение к труду.

6 Поведение и поступки.

В школе :

Прогулы;

Нарушение дисциплины;

Нецензурная брань;

Жаргонная речь;

Порча школьного имущества ;

Срыв уроков;

В семье :

Побеги из дома;

Невыполнение домашних обязанностей;

Непослушание;

Противоправные поступки :

Бродяжничество;

Попрошайничество;

Азартные игры;

Употребление наркотиков;

Проституция;

Вымогательство;

Порча имущества;

Нанесение телесных повреждений (в результате драки) .

Классный руководитель :

Социальный педагог : Н. В. Титушина

Психолог : Н. А. Панова

Коррекционно-развивающие занятия с подростками

«группы риска»

Педагог-психолог Н.Я.Куваева

Пояснительная записка

Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.

В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе-интернате VIII вида. Выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрастепсихологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Общение подростков со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, попытке проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Цель программы:

формирование психосоциальной компетентности у подростков.

Задачи программы:

    обеспечение воспитанника средствами самопознания;

    развитие внутренней активности подростка;

    развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;

    перенос положительного опыта в реальную жизнь.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера подростков.

Средства коррекции: беседы, дискуссии, тематические релаксации, самодиагностика, самовыражение в рисунках.

Данная программа рассчитана на 10 индивидуальных занятий с подростком.

Ожидаемые результаты.

    изменение показателей психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);

    приобретаются жизненно важные навыки:

Умение общаться;

Умение устанавливать межличностные отношения;

Умение владеть эмоциями;

Умение принимать решения.

Занятие № 1

Цель:

Ход занятия

1. Приветствие.

3. Основная часть.

    Упражнение «Рыба для размышления» (вытянуть карточку и закончить предложение):

Самый большой страх – это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно, когда…

Когда я спорю…

    Упражнение «Коллаж «Мой герб» (рассказ о том, что такое герб).

Работа над гербом.

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложение».

Когда мне скучно, герб поможет вспомнить те дела…

Когда одиноко, герб поможет подумать о тех людях…

Стать более уверенными, вспомнив свои…

Мысленно представить то место…

Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа можно вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 2

Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Рыба для размышления» (выбрать карточку и закончить предложение).

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

    Упражнение «Какой я?»

Выбрать из списка с качествами характера, качества, присущие тебе, положительные и отрицательные.

Какие из них положительные, а какие тебе хотелось бы искоренить.

Выбери самого отрицательного героя из книги, фильма, мультфильма.

Какие его качества тебе нравятся, отталкивают.

Нарисуй его.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 3

Цель: формирование умения общаться с младшими, выявление ближайшего окружения.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.

Представьте себя в виде какого-либо растения – летом, зимой.

3. Основная часть.

    Упражнение «Ассоциации».

Подобрать ассоциации к словам:

семья школа

друг преступление

    Упражнение «Принятие чувств».

Выбери, как бы ты сказал:

- Не смей его бить! Он же маленький! или

- Ты можешь злиться на него, но бить его нельзя.

- Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону. или

- Не бойся, собака тебя не тронет.

- Улыбнись! Все не так плохо, как тебе кажется. или

- Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?

- Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты… или

- Да, укол – это больно. Если ты боишься, то можешь взять меня за руку.

4. Упражнение на закрепление.

Напиши письмо младшему брату или сестре с рассказом о себе, пожеланиями ему (ей).

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 4

Цель: выявление эмоционального восприятия окружающих людей, обучение налаживанию адекватных отношений.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Ночное небо».

3. Основная часть.

    Упражнение «Звездное небо» (на синий лист приклеить разноцветные звездочки, подписать «я», «друг», «родители», имена знакомых.

    Упражнение «Мой мир».

Анализ, где находится «я» (самооценка).

Анализ цвета звезды.

Отдаленность от родителей.

Кому достались звезды черного и серого цвета.

Что хотели бы изменить.

4. Упражнение на закрепление.

Изменение «Моего мира», сравнение с предыдущим вариантом.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 5

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, гармонизации отношений с окружающими.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Мое отражение».

Посмотри на себя в зеркало, как на постороннего, внимательно изучи отражение.

Ответь на вопросы:

Что привлекательного вы видите в этом человеке?

За что его можно любить?

Что не нравится?

Эти качества важны для жизни?

    Упражнение «Нападающий и защищающийся».

Ребенку предлагается та или иная роль:

1) ругает, указывает, критикует, требует, говорит громко;

2) извиняется, оправдывается, старается угодить, говорит тихо.

Как себя чувствуешь в каждой роли?

Какая роль больше по душе?

4. Упражнение на закрепление.

Заполнение таблицы из предложенного списка.

- Каких качеств больше?

Что хотел бы добавить в первую колонку?

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 6

Цель: актуализация опыта переживания конфликта, способов их разрешения.

Ход занятия.

1. Приветствие.

3. Основная часть.

    Упражнение «Детство»

Подростку предлагается вспомнить свои конфликты в детстве.

    Упражнение «Конфликтная ситуация».

Подростку даются конкретные ситуации и предлагается предоставить свои варианты решения конфликтов, чтобы это решение максимально учитывало интересы сторон.

    Правила решения конфликтов.

Выяснить как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий;

Постараться найти различные варианты разрешения конфликтов;

Дать оценку всем вариантам и выбрать тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта;

Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.

4. Упражнение на закрепление «Рисование конфликта».

Под медитативную музыку предлагается нарисовать конфликтные ситуации и пути выхода из них. Обратить внимание, что картинки могут быть как конкретные, так и абстрактные.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 7

Цель: формирование ответственного отношения в собственному здоровью.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды»

3. Основная часть.

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Ответь на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой потрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

    Беседа.

Обсуждение на тему: что может вредить нашему организму?

Перечисляются негативные последствия для организма курения, алкоголизма, наркотиков.

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложения».

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…

Я пойму, что счастлив, когда…

Меня огорчает, что…

Мое здоровье это…

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 8.

Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Отказ».

Придумать как можно больше аргументов для отказа в различных ситуациях.

    Упражнение «5 шагов отказа»

Сразу сказать твердо «нет»;

Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но…»;

Если давление продолжается, можете перейти в наступление;

- «Я не хочу больше говорить на эту тему»;

Предложить компромисс. «Давай лучше…».

    Чтение и обсуждение рассказа «Золотая муха».

4. Упражнение на закрепление «Спасибо, нет».

Представь ситуацию, что тебе предложили наркотики. Из списка причин для отказа отметь, какие причины являются уважительными с твоей точки зрения.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 9.

Цель: осознание специфики агрессивных воздействий, обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

3. Основная часть.

    Упражнение «Ассоциации».

Подобрать ассоциации к слову «агрессия», а затем к слову «улыбка».

    Упражнение «Портрет агрессивного человека».

Как выглядит агрессивный человек: черты лица, походка, жесты, мимика.

    Упражнение «Хорошо или плохо быть агрессивным».

Обсуждение.

4. Упражнение на закрепление «Футболка с надписью».

Придумать и записать надпись на своей «футболке».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 10.

Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Я могу, я умею»

    Упражнение «Волшебное зеркало».

Рассмотри в зеркале все свои сильные стороны, за которые тебя уважают учителя, друзья, родители.

    Чтение и обсуждение сказки «Лети вверх, Соня!».

4. Упражнение на закрепление «10 Я».

Предлагается 10 раз ответить на вопрос «Кто я? Какой я?»

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Литература

    Прохватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.

    Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.

    Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.

    Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью./ под науч. Ред.Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. – М., 2003.

    Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.

    Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2008.

Коррекционно-развивающие занятия с подростками
«группы риска»

Педагог-психолог О.С. Алтухова

Пояснительная записка

Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.
В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе-интернате VIII вида. Выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.
Общение подростков со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, попытке проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Цель программы:
формирование психосоциальной компетентности у подростков.

Задачи программы:
обеспечение воспитанника средствами самопознания;
развитие внутренней активности подростка;
развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;
перенос положительного опыта в реальную жизнь.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера подростков.

Средства коррекции: беседы, дискуссии, тематические релаксации, самодиагностика, самовыражение в рисунках.

Данная программа рассчитана на 10 индивидуальных занятий с подростком.

Ожидаемые результаты.
изменение показателей психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);
приобретаются жизненно важные навыки:
- умение общаться;
- умение устанавливать межличностные отношения;
- умение владеть эмоциями;
- умение принимать решения.

Занятие № 1

Ход занятия
1. Приветствие.

3. Основная часть.
Упражнение «Рыба для размышления» (вытянуть карточку и закончить предложение):
- Самый большой страх – это
- Я не доверяю людям, которые
- Я сержусь, когда
- Я не люблю, когда
- Мне грустно, когда
- Когда я спорю
Упражнение «Коллаж «Мой герб» (рассказ о том, что такое герб).
Работа над гербом.
Три слова, которые я хочу о себе слышать

Я умею лучше всего
Место, где мне хорошо и уютно

Мое самое большое достижение
Три человека, которым я могу доверять

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложение».
- Когда мне скучно, герб поможет вспомнить те дела
- Когда одиноко, герб поможет подумать о тех людях
- Стать более уверенными, вспомнив свои
- Мысленно представить то место
Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа можно вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 2
Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Рыба для размышления» (выбрать карточку и закончить предложение).
Когда на меня повышают голос
Самое грустное для меня
Человек считается неудачником, если
Мне скучно, когда
Я чувствую неуверенность, когда
Упражнение «Какой я?»
- Выбрать из списка с качествами характера, качества, присущие тебе, положительные и отрицательные.
- Какие из них положительные, а какие тебе хотелось бы искоренить.
4. Упражнение на закрепление.
- Выбери самого отрицательного героя из книги, фильма, мультфильма.
- Какие его качества тебе нравятся, отталкивают.
- Нарисуй его.

6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 3
Цель: формирование умения общаться с младшими, выявление ближайшего окружения.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.
- Представьте себя в виде какого-либо растения – летом, зимой.
3. Основная часть.
Упражнение «Ассоциации».
Подобрать ассоциации к словам:
семья школа
друг преступление
Упражнение «Принятие чувств».
-Выбери, как бы ты сказал:
- Не смей его бить! Он же маленький! или
- Ты можешь злиться на него, но бить его нельзя.

Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону. или
- Не бойся, собака тебя не тронет.

Улыбнись! Все не так плохо, как тебе кажется. или
- Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?

Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты или
- Да, укол – это больно. Если ты боишься, то можешь взять меня за руку.
4. Упражнение на закрепление.
- Напиши письмо младшему брату или сестре с рассказом о себе, пожеланиями ему (ей).
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».
6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 4
Цель: выявление эмоционального восприятия окружающих людей, обучение налаживанию адекватных отношений.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Ночное небо».
3. Основная часть.
Упражнение «Звездное небо» (на синий лист приклеить разноцветные звездочки, подписать «я», «друг», «родители», имена знакомых.
Упражнение «Мой мир».
- Анализ, где находится «я» (самооценка).
- Анализ цвета звезды.
- Отдаленность от родителей.
- Кому достались звезды черного и серого цвета.
- Что хотели бы изменить.
4. Упражнение на закрепление.
Изменение «Моего мира», сравнение с предыдущим вариантом.

6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 5
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, гармонизации отношений с окружающими.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Мое отражение».
- Посмотри на себя в зеркало, как на постороннего, внимательно изучи отражение.
- Ответь на вопросы:
- Что привлекательного вы видите в этом человеке?
- За что его можно любить?
- Что не нравится?
- Эти качества важны для жизни?
Упражнение «Нападающий и защищающийся».
Ребенку предлагается та или иная роль:
1) ругает, указывает, критикует, требует, говорит громко;
2) извиняется, оправдывается, старается угодить, говорит тихо.
- Как себя чувствуешь в каждой роли?
- Какая роль больше по душе?
4. Упражнение на закрепление.
Заполнение таблицы из предложенного списка.
Что мне помогает
Что мне мешает

Каких качеств больше?
- Что хотел бы добавить в первую колонку?
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».
6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 6
Цель: актуализация опыта переживания конфликта, способов их разрешения.

Ход занятия.
1. Приветствие.

3. Основная часть.
Упражнение «Детство»
Подростку предлагается вспомнить свои конфликты в детстве.
Упражнение «Конфликтная ситуация».
Подростку даются конкретные ситуации и предлагается предоставить свои варианты решения конфликтов, чтобы это решение максимально учитывало интересы сторон.
Правила решения конфликтов.
- выяснить как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий;
- постараться найти различные варианты разрешения конфликтов;
- дать оценку всем вариантам и выбрать тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта;
- обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.
4. Упражнение на закрепление «Рисование конфликта».
Под медитативную музыку предлагается нарисовать конфликтные ситуации и пути выхода из них. Обратить внимание, что картинки могут быть как конкретные, так и абстрактные.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 7
Цель: формирование ответственного отношения в собственному здоровью.

Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды»
3. Основная часть.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Ответь на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой потрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

Беседа.
Обсуждение на тему: что может вредить нашему организму?
Перечисляются негативные последствия для организма курения, алкоголизма, наркотиков.
4. Упражнение на закрепление «Закончи предложения».
Я очень хочу, чтобы в моей жизни было
Я пойму, что счастлив, когда
Меня огорчает, что
Мое здоровье это
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».
6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 8.
Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Отказ».
Придумать как можно больше аргументов для отказа в различных ситуациях.
Упражнение «5 шагов отказа»
- сразу сказать твердо «нет»;
- согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но»;
- если давление продолжается, можете перейти в наступление;
- «Я не хочу больше говорить на эту тему»;
- предложить компромисс. «Давай лучше».
Чтение и обсуждение рассказа «Золотая муха».
4. Упражнение на закрепление «Спасибо, нет».
Представь ситуацию, что тебе предложили наркотики. Из списка причин для отказа отметь, какие причины являются уважительными с твоей точки зрения.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».
6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 9.
Цель: осознание специфики агрессивных воздействий, обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.

Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».
3. Основная часть.
Упражнение «Ассоциации».
Подобрать ассоциации к слову «агрессия», а затем к слову «улыбка».
Упражнение «Портрет агрессивного человека».
Как выглядит агрессивный человек: черты лица, походка, жесты, мимика.
Упражнение «Хорошо или плохо быть агрессивным».
Обсуждение.
4. Упражнение на закрепление «Футболка с надписью».
Придумать и записать надпись на своей «футболке».

6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 10.
Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Я могу, я умею»
Упражнение «Волшебное зеркало».
Рассмотри в зеркале все свои сильные стороны, за которые тебя уважают учителя, друзья, родители.
Чтение и обсуждение сказки «Лети вверх, Соня!».
4. Упражнение на закрепление «10 Я».
Предлагается 10 раз ответить на вопрос «Кто я? Какой я?»
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».
6. Обратная связь.
7. Прощание.

Литература
Прохватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью./ под науч. Ред.Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. – М., 2003.
Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.
Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2008.

Настоящая программа осуществляет систему психологического сопровождения учащихся школы, включенных как в психологическую, так и в общешкольную «группу риска» (ВШК), составленную по результатам диагностики, проходящей 2 раза в учебный год в виде включенного наблюдения, изучения личных дел, бесед с лечащими врачами, родителями, педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43 г. Тюмени

Рассмотрено

Руководитель МС

МАОУ СОШ№43 города Тюмени

Т.В. Заялтдинова

Протокол №1 от 25.08.2016 г.

Согласовано

Заместитель директора

По УВР

МАОУ СОШ №43 города Тюмени

С.А.Ширшова

25.08.2016г.

Утверждаю

Директор

МАОУ СОШ №43 города Тюмени

Т.А.Диянова

28.08.2016 г.

Рабочая программа

работы с детьми «группы риска»

Направление: духовно-нравственное

Наименование программы: «Секреты успешных людей»

Педагог-психолог Курманова Наталья Валентиновна

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка.

Продолжающиеся изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, происходящая в обществе, оказывают негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.

Основное внимание в данной программе уделяется школьной и социальной дезадаптации. Нежелание учиться – проблема, которая влечет за собой дальнейшие жизненные сложности. Но именно на уровне школы наиболее эффективно работать с данной проблемой, использую школу как мини-модель общества.

Понятие дети «группы риска» и состав такой группы зависят от тех параметров, которые закладываются в выборку группы учащихся для более структурированного и плотного психолого-педагогического сопровождения с учетом иных форм контроля и при необходимости специальных маршрутов. Настоящая программа осуществляет систему психологического сопровождения учащихся школы, включенных как в психологическую, так и в общешкольную «группу риска» (ВШК), составленную по результатам диагностики, проходящей 2 раза в учебный год в виде включенного наблюдения, изучения личных дел, бесед с лечащими врачами, родителями, педагогами.

Данная группа учащихся отбирается по следующим параметрам:

  • Особенности адаптационного периода (учащиеся, поступившие в образовательное учреждение в данном учебном году, полугодии, а также соответственно все учащиеся 1 класса);
  • Психоэмоциональные особенности состояния, статуса учащегося;
  • Особенности диагностического компонента;
  • Особенности поведенческого компонента, связанные с социальными рисками или риском для здоровья учащегося и окружающих;
  • Выраженная социальная дезадаптация;
  • Нахождение в сложной жизненной ситуации (в том числе проблемы в семье);
  • Обращение классного руководителя или учителя к педагогу-психологу.

Целью программы является осуществление психологического сопровождения учащихся, нуждающихся в повышенном внимании, непосредственной помощи или контроле в связи с различными особенностями психики или социального статуса, создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:

  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
  • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
  • предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
  • психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
  • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
  • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
  • профилактика истощаемости и утомляемости учащихся
  • профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ (совместно с другими специалистами, администрацией и классными руководителями).

Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, коррекция отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах.

В рамках данной программы работа с учащимися, входящими в «группу риска осуществляется следующим образом:

  1. Индивидуальная работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку..
  2. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.
  3. Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.

Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу-психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом может рассматриваться как консультативное сопровождение индивидуального случая.
В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.

По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления дальнейшей коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми и подростками, при необходимости разработан индивидуальный маршрут сопровождения.

Продолжительность каждого занятия зависит от тематики, запроса и структуры, и при необходимости может быть осуществлена серия занятий с учащимся, состоящая из нескольких встреч. Единовременно занятие не превышает 60 минут.

Направления работы:

А) совершенствование системы социально-психологической поддержки детей из малообеспеченных семей,
Б) помощь детям и подросткам с девиантным поведением,
В) помощь в социализации и адаптации, обучение эффективным средствам и способам самореализации.

1. Дети, имеющие проблемы адаптации:

а) дети со слабым здоровьем;
б) тревожные;
в) с низкой самооценкой;
г) с проблемами в общении (социально отверженные);
д) с проблемами в самореализации;
е) с трудностями в обучении

2. Девиантные дети (отдельно дети с проявлением агрессии и без проявлений агрессии):

а) безнадзорные (побег из дома и пропуски уроков);
б) дети с вредными привычками (алкоголизм, наркомания, курение);
в) дети с проявлениями клептомании;
г) дети с плохой обучаемостью;
д) нарушители дисциплины

3. Социально незащищённые дети:

а) малообеспеченные дети;
б) дети из неполных смей;
в) дети из неблагополучных семей;
г) дети из семей с неадекватным стилем детско-родительских отношений

Этапы реализации программы:

I. Выявление проблем, диагностика:
1.1. изучение личностного потенциала детей;
1.2. изучение состояния здоровья детей;
1.3. изучение условий развития (социальная ситуация развития)

II. Профилактика попадания ребёнка в группу риска, профилактика социально-опасных для ребёнка последствий:

2.1. информационное обеспечение адекватного образа жизни;
2.2. обогащение социального опыта детей;
2.3. развитие самосознания, помощь в открытии ребёнком своих возможностей;
2.4. обучение наиболее эффективным средствам самореализации;
2.5. обогащение культурного багажа, расширение кругозора;
2.6. обучение этике поведения;
2.7. профилактика безнадзорности;
2.8. устранение или смягчение факторов, имеющих отрицательное влияние на детей;
2.9. витаминизация и фитотерапия;
2.10. материальная поддержка малообеспеченных семей;
2.11. обучение социально – психологическим формам поведения и саногенному мышлению

III. Коррекция нежелательных форм поведения и психологических проблем у детей:

3.1. повышение адаптационных возможностей:
3.1.1. снижение тревожности;
3.1.2. повышение самооценки;
3.1.3. развитие потенциала ребёнка;
3.1.4. помощь в приобретении положительного социального опыта;
3.1.5. обогащение социальных ролей;
3.1.6. укрепление здоровья детей;
3.1.7. развитие творческих способностей;
3.1.8. построение новых жизненных перспектив;
3.1.9. развитие позитивного образа «Я»;
3.1.10. развитие критичного мышления;
3.1.11. формирование эффективных способов саморегуляции;
3.2. замена отрицательной референтной группы на социально положительную.

Формы работы:

1. Диагностика:

Наблюдение;
- тестирование;
- беседы с детьми;
- беседы с педагогами и родителями;
- анкетирование

И нформация об учащихся (сбор сведений; акты)

Информация о семьях (сбор сведений, акты)

Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)

Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся

Списки состоящих на учете

Списки уклоняющихся от учебы

Папка классного руководителя

2. Профилактика:

Лекции и беседы специалистов для детей, родителей и педагогов;

Организация встреч с интересными людьми;

Организация тренинговых занятий;

Организация досуговых форм;

Смена обстановки, погружение в новую, педагогически обогащённую ситуацию;

Проведение медицинских мероприятий по оздоровлению

Профилактика правонарушений

  1. Беседы по факту
  2. Операция "Внимание, дети"
  3. Акция "Детям - заботу взрослых"
  4. Лекции специалистов, классные часы
  5. Конференция "Знаешь ли ты закон?"
  6. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
  7. Кинофильмы "Вредные привычки"
  8. Родительские собрания
  9. Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
  10. Выступления с информацией о состоянии преступности
  11. Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями
  12. Профилактика употребления ПАВ
  13. Организация летнего отдыха
  14. Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы
  15. Работа родительского комитета
  16. Рейды в семьи
  17. Работа органов ученического самоуправления

3. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

Организация досуговых мероприятий, экскурсий;

Организация кружков, студий и секций;

Кураторство семьи;

Организация самодеятельности и творчества – конкурсов, концертов, агитационных акций, выставок;
- организация новых форм общения (школьные СМИ, неформальные встречи, походы и пикники, вечерние «огоньки» и т.д.);

Организация социально-психологических тренингов;

Аутотренинг;

Мероприятия по типу КТД;

С нижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;

Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;

Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения;

Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми).

Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Работа с учащимися;

Работа с семьей;

Работа с педагогами;

Организация досуга детей

Работа с семьей.

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;

Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;

Разработка основных правил семейного воспитания;

Создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;

Всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей

Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формы работы:

Просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);

Психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);

Психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.

Принцип реализации работы с семьей:

Анкетирование;

Опрос родителей и детей;

Совместные праздники;

Творческие семейные выставки

Основные направления работы с семьей:

Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;

Формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;

Организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»

Работа с педагогами

Цели и задачи:

Расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;

Дать базовые психологические понятия о психологии развития личности детей;

Расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.

Работа с учащимися

Цели и задачи:

Формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

Профилактика вредных привычек (употребления ПАВ, табакокурения, алкоголя, наркотиков);

Профилактика правонарушений;

Психокоррекция;

Профориентация;

Пропаганда здорового образа жизни.

Адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа

Создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;

Сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

Укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

Методы:

Переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

Метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)

Направления организации досуга:

Изучение интересов и потребностей детей данной категории;

Расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;

Методическое сопровождение мероприятий досуга;

Организация социально-значимой деятельности детей.

Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)

Формы контроля:

  1. Индивидуальные карточки учета
  2. Рейды в семьи повторные
  3. Рейды в вечернее время
  4. Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН, ПДН
  5. Совместная работа с инспектором по охране прав детства
  6. Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
  7. Проверка занятости после уроков
  8. Анализ социального паспорта семей школы
  9. Совещания при директоре
  10. Административные совещания
  11. Методические семинары

Критерии оценки эффективности работы в рамках программы:

  1. расширение круга общения детей;
  2. повышение уровня адаптации, снижение тревожности;
  3. повышение социального статуса детей;
  4. расширение вариативности социального поведения;
  5. снижение частоты заболеваний, количества дней, пропущенных по состоянию здоровья;
  6. уменьшение количества конфликтных ситуаций;
  7. уменьшение количества пропусков уроков по неуважительной причине;
  8. повышение успеваемости;
  9. повышение социальной активности, проявление творческих способностей;
  10. улучшение общей атмосферы в семье, удовлетворительные отзывы родителей.

Методологическая основа проекта:

1. личностно-ориентированная педагогика;
2. гуманистические принципы психологической помощи ребёнку.

Методологическое оснащение программы:

Актуальность и новизна программы состоит в том, что она:

  • состоит из 3-х основных блоков работы, ориентированных на различные категории детей (группы риска);
  • является системой пролонгированных практик учащихся, представляющих образовательно-воспитательную программу в осенне-зимне-весенне-летние каникулы;
  • представляет систему мероприятий развития личности ребёнка, так как организован по принципу погружения детей в психологически благоприятную среду, создания оптимальной социальной ситуации развития, благодаря которой становится возможно формирование у детей новых форм поведения, нового образа жизни;
  • представляет собой форму сотрудничества с медицинскими, социальными и воспитательными учреждениями.

Принципы программы:

  1. Добровольное участие сторон (родителей и детей) в программе.
  2. Соблюдение прав детей.
  3. Организация и проведение мероприятий проекта в соответствии с нормативно- правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников проекта.
  4. Соблюдение педагогической и психологической этики.

Данная программа рекомендована педагогам, педагогам- психологам, классным руководителям, социальным педагогам для работы с детьми в возрасте от 9-ти до 18-ти лет, что соответствует 2-11 классам. Программа рассчитана на 2015-2017уч.гг.

Деятельность программы будет осуществляться в виде индивидуальных или групповых занятий для каждого возраста. Занятия в группах будут проходить по приведённому ниже плану, но будут различаться содержательно, с учётом специфики группы, поэтому для каждой группы будут приглашаться специалисты. Будет проводиться диагностическая и профилактическая работа социального педагога и психолога в семьях этих детей.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок

Организатор

Ответственный

Диагностический модуль

Сентябрь-октябрь

Социометрическое исследование классных коллективов, выявление учащихся с низким социальным статусом

Педагог- психолог

Н.В.Курманова

классный руководитель

Сентябрь-октябрь

Анализ социальных паспортов классных коллективов, выявление детей «группы риска»

Социальный педагог, инспектор по охране детства

А.Г. Бородина

Н.В.Курманова

Октябрь

Социально-психологическое тестирование учащихся 7-11 кл

Педагог- психолог

А.Г. Бородина

Н.В.Курманова

Октябрь-ноябрь

Профессиональные предпочтения выпускников 9,11 кл

Педагог- психолог,

ответственный за профориентацию

Н.В.Курманова

Э.В.Водилова

Ноябрь-декабрь

Мониторинг эмоциональных состояний учащихся 7-11 кл

Педагог- психолог

Н.В.Курманова

классный руководитель

Февраль

Мониторинг мотивации выбора профессии 8, 10 кл

Педагог- психолог, ответственный за профориентацию

Н.В.Курманова

Э.В.Водилова

Март-апрель

Мониторинг жестокого и несправедливого обращения с несовершеннолетними 5-11 кл

Педагог- психолог

Н.В.Курманова

Практический модуль

15.09.16

22.09.16

Занятие №1 «Мечта моей жизни».

Цель: Раскрыть и осознать в себе положительные качества личности, определить цель в жизни.

Педагог- психолог

Н.В.Курманова

Занятие №2 «Контраргуманты» .

Цель: Помочь разобраться в себе, в своих привычках, недостатках.

Профилактические беседы (личностный рост)

Педагог- психолог

Н.В.Курманова

15.09.16

Проведение профилактических рейдов, с целью проверки занятости школьников. Посещение кружков, секций.

Социальный педагог

А.Г.Бородина

сентябрь

Методическая помощь и консультирование педагогов по организации профилактических мероприятий

Индивидуальные консультации по вопросам профилактики употребления ПАВ детьми и подростками

Руководитель кабинета ПАВ

К.М.Лукащук

сентябрь

Организация родительских собраний в ОУ «Иммунохроматографическое тестирование детей как фактор профилактики асоциальных проявлений подростков»

(с участием ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации», ГБУЗ ТО «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», УФСКН РФ по Тюменской области, ПДН, КДН)

Социальный педагог

И.Н.Мельников

сентябрь

Инспектор по охране детства

Е.В.Писарева

20.09.16

Сбор информации об обучающихся, подозреваемых в употреблении ПАВ. Консультирование родителей, педагогов. Индивидуальные занятия с обучающимися «Вредные привычки и как их преодолеть»; «Последствия употребления ПАВ».

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

13.10.16

25.10.16

Занятие №3 «Какой Я?», «Моя индивидуальность!»

Цель: Осознать свою индивидуальность и неповторимость, развитие толерантности по отношению к окружающим

Профилактические беседы (толератность)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

Занятие №4 «Скажи мне кто твой друг»

Цель: Понять насколько хорошо или плохо мы знаем окружающих людей.

Профилактические беседы (безконфликтное взаимодействие)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

Круглый стол с субъектами профилактики «Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних»

Социальный педагог

А.Г.Бородина

октябрь

Формирование электронной методической библиотеки для педагогов на сайте школы

Создать виртуальную копилку материалов посвященных профилактики употребления ПАВ, предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних,

Руководитель кабинета ПАВ

К.М.Лукащук

октябрь

Социальный педагог

И.Н.Мельников

октябрь

Инспектор по охране детства

Е.В.Писарева

27.10.16

Консультирование педагогов и родителей: «Особенности поведения людей, употребляющих ПАВ. Признаки» видеоролик. Лекторий: Взаимопонимание, как основа эмоционального благополучия в семье»

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

10.11.16

17.11.16

Занятие №5 «Мои сильные и слабые стороны».

Цель: Осознать свои достоинства и научится их применять в конкретных жизненных ситуациях.

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

Занятие №6 «Моя поддержка»

Цель: Научиться анализировать на кого можно положиться в трудной ситуации

Профилактические беседы (командообразование)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

ноябрь

Мониторинг обучающихся, пропустивших более 40 часов без уважительной причины, представление информации по форме в Департамент образования и ПДН.

Социальный педагог

А.Г.Бородина

ноябрь

Индивидуальные консультации по вопросам профилактики ПАВ детьми и подростками (включая летний период)

Руководитель кабинета ПАВ

К.М.Лукащук

ноябрь

Деятельность по индивидуальным программам реабилитации обучающихся, совершивших преступления, общественно-опасные деяния, фиксация результатов в личных делах.

Социальный педагог

И.Н.Мельников

ноябрь

Инспектор по охране детства

Е.В.Писарева

24.11.16

Беседа с родителями «Контроль со стороны родителей о новых контактах, знакомых. Круг общения, круг интересов». Беседы с родителями «Родители - как образец для подражания. Установки семьи».

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

05.12.16

Консультирование классных руководителей «Мотивация к трудовой деятельности, профессиональные склонности». Лекторий для родителей: «Профессии: которые выбирают наши дети». Индивидуальные консультации «Пути преодоления асоциального поведения».

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

16.12.16

23.12.16

17.01.17

Занятие №7 «Автопортрет», «Ассамблея одаренных», «Минута славы».

Цель: Научиться самопрезентовать себя перед окружающими людьми.

Профилактические беседы (личностный рост)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

Занятие №8 «Без маски». «Профилактика конфликтности».

Цель: Осознать свои внутренние, скрываемые от окружающих переживания.

Профилактические беседы (несправедливое отношение)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

Занятие №9 «Письмо в будущее». «Здоровье – стимул, для реализации своей мечты».

Цель: Осознать собственные желания и потребности в данный момент.

Профилактические беседы (Я-концепция)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

декабрь

Проведение консультаций, информационно-разъяснительных бесед с обучающимися и родителями, фиксация результатов работы в журналах учёта посещений.

Социальный педагог

А.Г.Бородина

декабрь

Участие в проведении недель правовых знаний, включая викторины, конкурсы, беседы «Против зла всем миром»

Руководитель кабинета ПАВ

К.М.Лукащук

январь

Социальный педагог

И.Н.Мельников

январь

Инспектор по охране детства

Е.В.Писарева

19.12.16

Индивидуальное консультирование родителей, педагогов «Возрастные, индивидуальные особенности учащихся 5-9 кл, причины употребления ПАВ». Лекторий: Свободное время старшеклассника», «Чем живет подросток после школы? Внеучебные интересы Вашего ребенка». Беседы с родителями «Родители - как образец для подражания. Установки семьи».

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

08.02.17

12.02.17

26.02.17

Занятие № 10 «Я высказывание в жизни человека».

Цель: Обучить учащихся навыкам «Я» - высказывания для увеличения спектра чувств и переживаний и эмоций.

Профилактические беседы (коммуникативные навыки)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

Занятие № 11 «Эмоции и темперамент».

Цель: Обучить адекватному реагированию на различные виды эмоций людей различного темперамента.

Профилактические беседы

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

Занятие №12 «Я и моя семья».

Цель: Оценить и осознать свое местонахождение и значимость в окружении семьи.

Профилактические беседы (семейные и социальные ценности)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

февраль

Проведение совместных рейдов с инспектором по охране детства и классными руководителями в семьи обучающихся, состоящих на учёте или находящихся в группе риска.

Социальный педагог

А.Г.Бородина

февраль

Проведение мероприятий в рамках областной акции «Я выбираю спорт, как альтернативу вредным привычкам!» на базе (опорных) кабинетов профилактики ПАВ

Руководитель кабинета ПАВ

К.М.Лукащук

февраль

Социальный педагог

И.Н.Мельников

февраль

Инспектор по охране детства

Е.В.Писарева

20.02.17

Беседы: «Патриотизм и служба в армии». Акция: «Забота о ветеранах», круглый стол «Отцы и дети, давайте понимать друг друга!»

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

04.03.17

18.03.17

Занятие №13 «Развитие внимания, памяти, мышления, воображения».

Профилактические беседы (позитивное мышление)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

Занятие №14 «Развитие внимания, памяти, мышления, воображения »

Цель: Обучить учащихся приемам развития познавательных процессов.

Профилактические беседы (мотивация к обучению)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

март

Проведение классных часов на тему « Я-гражданин»

5-11 классы

Социальный педагог

А.Г.Бородина

Март

Интернет урок «Имею право знать». Семинар для педагогов:

- « Организация работы с родителями с целью активизации профилактического потенциала семьи»

Руководитель кабинета ПАВ

К.М.Лукащук

Март

Социальный педагог

И.Н.Мельников

март

Инспектор по охране детства

Е.В.Писарева

21.03.17

Неделя здоровья: «Быть здоровым здорово». Беседы с учащимися о здоровом образе жизни «Мотивация на формирование здорового жизненного стиля»

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

12.04.17

18.04.17

Занятие №15 «Я взрослею».

Цель: Помочь осознать изменения происходящие в психике и теле в зависимости от возраста.

Профилактические беседы (здоровьесбережение)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

Занятие № 16 «Во что люди могут вовлекаться».

Цель: Объяснить и расширить понятия наркомании, токсикомании, игромании, алкоголизме.

Профилактические беседы (здоровьесбережение, выявление и устранение причин склонности к употреблению ПАВ)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

20.04.17

Отработка навыков межличностного общения в детской среде, снижение уровня тревожности, конфликтности путем психологических тренингов «Я+МЫ!»

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

15.05.17

22.05.17

Занятие № 17 «Мужчина и женщина».

Цель: Ознакомить с элементарными понятиями полового воспитания.

Профилактические беседы (самооценка, личностный рост)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

Занятие №18 «Почему ребенок должен управлять собой».

Цель: Проанализировать полученные знания и умения. Психологическое анкетирование.

Профилактические беседы (саморегуляция, самоконтроль)

Педагог-психолог

Н.В.Курманова

май

Оформление актов посещения при посещении квартир обучающихся по запросу классных руководителей с целью проведения социально-педагогического патронажа

Социальный педагог

А.Г.Бородина

май

Проект «Здоровая школа» Беседы

Яхина Лилия Фарвазовна

Педагог-психолог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тазовская средняя общеобразовательная школа

ЯНАО Тазовский р-н п. Тазовский

Групповые занятия с детьми «группы риска»

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

Задачи:

    Образовательная: создать условия для сплочения коллектива; смоделировать ситуацию сотрудничества и взаимной поддержки для прожи­вания ее школьниками;

    Развивающая: развитие умений и навыков самоанализа, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

    Воспитательная: воспитать доброжелательность, взаимопомощь в детях.

Методы: игры, словесные – рассказ, беседа, наглядный.

Форма работы: групповая, в парах.

Технология занятия: тренинг.

Оборудование: игрушки, статуэтки, картина, ватман, фломастеры, листы А4- все по количеству детей, цветные карандаши.

Ведущий: педагог-психолог.

Ход занятия

1. Игра «Прорыв»

Выбирается учащийся, которому необходимо любыми силами прорваться в круг. Вся группа становится в тесный круг и старается не пустить внутрь прорывающегося. Ученику разрешается применять хитрость, уговоры, подкуп, но не грубую физическую силу. Затем участники прорыва меняются ролями. После игры идет обсуждение ощущений игравших.

2. Игра «Молчанка»

Выбирается ведущий. Он произносит:

- Кто скажет слово или рассмеется, тот исполнит мое желание. Стоп!

Все затихают. Ведущий должен разговорить или рассмешить кого-нибудь из участников. Кто издал звук, тот и исполняет желание ведущего.

3. Игра «Kтo летает?»

Детям объясняют, что это игра на внимание. Ведущий (сначала учитель, а затем участник группы) спрашивает, все должны без паузы отвечать. Если называется животное или механизм, который летает, например стрекоза, все хором должны ответить «летает» и руками показать, как это делает стрекоза. Кто ошибется, тот будет водить.

Игра проводится в кругу.

4. «Игры индейцев»

Выбирается доброволец. За его спиной расставляются в произвольном порядке игрушки, статуэтки. По сигналу доброволец резко поворачивается, в течение пяти секунд рассматривает установленные предметы и опять отворачивается. Затем рассказывает всем, что он видел. Игру можно повторить несколько раз. Кто запомнил наибольшее количество предметов, тот и выиграл.

5. Игровое упражнение «Песня»

Учащимся предлагается спеть хором. Для начала предлагается всем знакомая песня типа «В лесу родилась елочка». По первому хлопку ведущего все начинают петь, по второму хлопку - пение продолжается «про себя», молча, по третьему хлопку - опять поют вслух. И так несколько раз, до тех пор пока кто-нибудь не собьется. Тот, кто ошибется, платит штраф (стихи, песня и др.) и сам становится ведущим.

6. Игра «Пары»

Группа разбивается на пары в произвольном порядке. На каждую пару берется по одному листу бумаги. В этой игре надо стать друг к другу лицом и зажать лист бумаги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время движения по помещению без помощи рук - руки должны быть заведены за спину. Двигаться необходимо постоянно, в произвольном направлении.

Каждая пара имеет по три попытки. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала листок.

7. Упражнение «Художники»

Выбирается художник. Он будет рисовать то, что попросят игроки. Причем, прежде чем начать игру, участники договариваются, картину какого жанра они будут рисовать. Затем художник садится отдельно от игроков, а те говорят, что, какого цвета, в каком месте он должен нарисовать, то есть руководят «художником», когда он рисует. После того как картина готова, все обсуждают, что и как получилось.

8. Разминка «Я знаю пять названий...»

Игрок должен в ритме отскакивающего мяча назвать пять предметов, названий на заданную тему (транспорт, растения, животные и т.п.). Итак, каждый игрок проговаривает пять названий предметов, считая и ритмично ударяя мячом об пол.

9. Упражнение «За что мы любим...»

Ведущий говорит учащимся:

- Вступая во взаимодействие с людьми, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся (или не нравятся). Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем, одобряем. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который вам нравится. Укажите пять качеств, которые вам в этом человеке нравятся особенно. Имя человека на характеристике не пишите. Мы прочитаем и попробуем угадать человека, к которому относится характеристика.

10. Упражнение «Хор»

Выбирается водящий и выходит из комнаты. Вспоминают строчку из стихотворения, пословицу или поговорку и распределяют ее по игрокам: каждому одно слово.

Водящий приглашается в кабинет и внимательно слушает: игроки дружно хором произносят каждый свое слово из загаданной строчки. Водящий должен отгадать загаданное с трех попыток. Если отгадывает, то может загадать желание любому игроку. Если нет, то сам платит штраф (песня, танец и т.п.).

11. Упражнение «Конспиратор»

Группа становится в круг лицом, водящий - внутри круга. Ему завязывают глаза, и он должен узнать всех играющих на ощупь, начиная с головы. Лучший конспиратор - последний из узнанных.

12. Игра «Картинка»

Группе предлагается картинка (любая), но перед объяснением задания ее не показывают. Ведущий говорит, что по картинке надо будет составить рассказ из тех слов, которые ребята придумают заранее, еще не видя ее. Все придуманные слова надо записать на листе бумаги. Затем демонстрируется изображение, и участники составляют свой рассказ, используя записанные слова и добавляя служебные слова в случае необходимости.

13. Игра «Критики»

Используется та же картинка. Вся группа делится на две команды критиков: одна хвалит картинку, другая отмечает недостатки. Например, первая группа критиков говорит: «хорошая», вторая - «плохая» и т.д.

Выигрывает та группа, на которой игра закончилась.

14. Упражнение «Дополни предложение»

Выбирается ведущий. Он говорит короткое предложение. Игроки по очереди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», следующий игрок добавляет «в школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвертый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т.д. Игра ведется до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу.

15. Разминка «Закончи слово»

Ведущий называет начало слова и одновременно бросает мяч любому из участников. Тот ловит мяч, заканчивает слово и возвращает мяч. Так со всеми детьми. Причем слово можно и не загадывать, а лишь сказать первый слог, например «ма».

16. Упражнение «Свободный рисунок»

Всем участникам выдаются листки бумаги, карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы это было выражение своего настроения.

После выполнения задания организуется выставка рисунков, качество которых не оценивается, а идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.

17 . Игра «Разговор через стекло»

Двое желающих лишь с помощью жестов пытаются о чем-то договориться. Тема сообщается одному из них, а он должен передать эту информацию своему товарищу, как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. (Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах.)

Примерные темы: «Ты зовешь товарища на рыбалку», «Завтра в школе контрольная работа по математике, товарищу надо подготовиться», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Узнай, который сейчас час» и т.д.

18. Игра «Зоопарк»

Каждый из участников выбирает зверя, птицу, рыбу и т.д. Затем в течение двух-трех минут все должны побыть этим существом, переняв его манеру двигаться, повадки, звуки. Условие игры: о своем выборе не говорить.

Все дружно играют в зоопарк. Затем группа обменивается впечатлениями, угадывая, кто какое существо изображал.

19. Упражнение «Рисуем радость»

Подросткам в течение 5 минут с помощью цветных карандашей предлагается нарисовать, что такое радость. Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания все рисунки вкладываются в большой конверт, в котором есть работы и других групп.

Психолог достает рисунки по одному из конверта. Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают радость.

ЛИТЕРАТУРА

    Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского // В четырех книгах. - М.: Новая школа, 1994.

    Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: Академия, 2001.

    Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи...»: Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996.

    Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академический проект, 2002.

    Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1993.

    Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990.

    Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. - М.: Роспедагентство, 1996.

Рассказать друзьям