Что нужно 4 месячному ребенку. Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Четвёртый месяц – время больших перемен в плане антропометрических показателей, и нервно-психического развития. Остались позади первые волнения и бессонные ночи, связанные с коликами, трудностями кормления. Развитие ребенка в 4 месяца идёт ускоренными темпами. В данный период он учится познавать окружающий мир, с любопытством изучает увиденное, услышанное, попробованное на ощупь .

На языке педиатров данное словосочетание означает физические параметры тела. Оценка состоит из измеренного роста, веса и частично окружности тела.

  • В четыре месяца жизни малыш растёт медленнее более раннего периода. Постепенно сглаживается разница между окружностью головы и груди. Как вы помните, голова у новорождённых непропорционально большая.
  • Масса тела увеличивается на 750 г. , а в целом, весит малютка в четыре месяца на 2 950 г больше момента рождения. Рост увеличивается на 2.5 см , окружность груди – на 20 мм , головы – на 15 мм .

Постепенно совершенствуется и нервная система, формируются новые умения, навыки. Вырабатывается режим: днём кроха бодрствует, а ночью спит. Правда, ночной сон пока с пробуждениями. Но есть дети, начинающие уже в возрасте 4–5 месяцев спать всю ночь, не просыпаясь на кормление.

Несколько слов о прививках

В 4-месячном возрасте предстоит сделать несколько прививок (в поликлинике по месту жительства всегда имеется календарь профилактических прививок, принятый в регионе). Необходимо к ним подготовиться: сдать анализы, пройти специалистов. Избегайте очагов инфекций, места скопления большого количества людей (магазины и т. д.).

Накануне и после прививки следует измерить температуру. Делать термометрию следует ещё в течение 4–5 дней после укола. Следите за местом инъекции и за самочувствием крохи. В случае любых недомоганияй вызовите врача.

После прививки 2–3 дня нельзя купать малыша и выходить на прогулки.

Кормление малыша и правила ухода

Малютке, находящемуся на грудном вскармливании, необходимо давать грудь столько раз, сколько он попросит. Но не следует забывать о прибавке массы тела. Когда всё идёт по плану, то прикорм не нужен (даже если календарь питания говорит об обратном). Нет надобности и во фруктовых соках. Лучше всего маме постепенно включать их в свой рацион, следя за отсутствием аллергии у грудничка.

Младенцу же с недовесом начинаем вводить прикормы. Во избежание аллергии желательно сначала попробовать овощное пюре, а потом идти по плану питания. Но следует избегать продуктов, являющихся заведомо аллергенными: фрукты и овощи ярко-красного, оранжевого цвета, цитрусовые.

Детям, находящимся на искусственном вскармливании прикорм вводим согласно правилам: фруктовые соки, фруктовое пюре, овощное пюре, каши. Вначале порции совсем маленькие – всего несколько капель. Постепенно увеличиваем объем. Но надо внимательно следить за реакцией ребенка, стулом. В случае склонности к запорам, рекомендуется ввести в рацион груши, сливы, гречневую и овсяную каши.

Какое бы питание ни было, лучше, самим готовить ему еду. Намного полезнее свежие овощи и фрукты со своего огорода, с грядки. Каши аналогично — готовить самим. Главное – класть в блюда соли и сахара меньше обычного. Со временем стоит начинать добавлять чуть-чуть масла: сначала растительного, потом сливочного.

Уход за ребёнком в 4 месяца неизменен с рождения: тщательное соблюдение гигиены, своевременное купание (летом – ежедневно, зимой – реже).

Сон у деток в 4 месяца составляет приблизительно 15 часов в сутки. Из них в ночное время – 10 часов, остальное, поделённое на несколько частей – в дневное. Конечно же, нормы условные, каждый ребенок индивидуален. Сколько кроха хочет спать, столько он и проспит, вы ничего не поделаете. Учитывайте наличие индивидуальной потребности в сне, ребенок способен чувствовать себя хорошо, поспав днём всего 2–3 часа.

Важна выработка режима: укладываться спать и вставать в одно время. И кроха легче уснет, и вы спланируете свои дела во время «тихого часа».

Оценка нервно-психического развития

Важный показатель – нервно-психическое развитие (навыки грудничка в конкретном возрасте). Оценивается несколько важных параметров.

  • Прежде всего, в четвёртый месяц жизни угасают и исчезают безусловные рефлексы новорождённых (хватательный, опоры, шаговые, Моро, ползания), пропадает гипертонус рук. Наличии их в 4 — 4.5 месяца, скорее всего, потребует лечения и обследования. Здесь нужно подключать врачей: педиатра и невролога.
  • Общие движения – малютка должен уметь переворачиваться с живота на бочок и на спинку, со спины на живот, и, опираясь на ручки, приподнимать грудь и голову. Если он ещё не умеет переворачиваться, то стоит его немного «подстегнуть», подвесив к бортику кроватки игрушку. Попытка взять игрушку потребует тянуться к ней и переворачиваться на бочок. Все движения ребенок совершает из любопытства, ведь ему хочется увидеть мир вокруг себя. Родители ему помогают, перемещая «лежанку» в разные места. Иногда даже кладут малютку на пол, проверив, нет ли сквозняков.
  • Движения рук становятся точными и чёткими: он в состоянии брать, точнее, ловить заинтересовавший предмет, подолгу удерживать его, ощупывать. Маленький человек начал координировать свои движения. Но ещё нет целенаправленности движений рук: он случайно касается погремушки, а потом пытается ее поймать. Для более активного развития над ним вешаются яркие игрушки (в кроватке). Необходимо покрепче закрепить верёвочку, держащую погремушки, исключив неудобства для ребенка.
  • Малыш во время кормления трогает материнскую грудь (бутылочку). А когда ротик свободен, он начинает тянуть в него свой пальчик – начинается знакомство со своим телом.
  • В свой 4-й месяц грудничок ярко проявляет эмоции, на радость родителям. У него мама ассоциируется с приятными ощущениями, ласковым голосом, нежностью и любовью. Потому, увидев её, малыш начинает улыбаться, разговаривать, и у него появляется «комплекс оживления». Он громко хохочет во время игры со взрослыми, улыбается, когда с ним разговаривают и гладят его. Недовольный кроха хнычет, призывая маму обратить на него внимание. Плач у него уже не рефлекторный, а вполне осознанный. У плача есть серьёзная причина. Умеет выражать обиду, страх, любопытство, радость. На незнакомого человека реагирует хныканьем либо плачем. Способен запомнить человека, появляющегося 2 раза в неделю, и каждая встреча на данном этапе, как в первый раз.
  • У вашего ребенка развивается зрение – он рассматривает яркие предметы, различает объём, цвет и форму. Следит за движущимися предметами. Он вполне узнаёт близких. Но при виде мамы, к примеру, с другой причёской или в очках, он не узнает её. Реакция будет соответствующей.
  • Развивается и слух. При резком звуке младенец ищет источник, поворачивая голову в разные стороны. Отличает знакомые голоса от незнакомых. Самое время приобщить его к музыке, подходящая мелодия не только развивает музыкальный слух, но и влияет на мозговую деятельность.
  • Развивается и речь. К концу четвертого месяца малыш подолгу гулит. Произносит звуки (сначала гласные), слоги и старается повторять за взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с детьми: медленно, меняя выражение лица, чётко выговаривая каждый звук. И, говорить следует спокойным голосом, нежно и ласково. Необязательно выделять обучению время: допустимо делать всё «по ходу дела». Например, на прогулке называть все предметы, встречающиеся вам. А дома разглядывать картинки и называть изображенные предметы. Обращайте внимание и на речь вашего малыша: повторяйте за ним, обучая кроху подражанию. Когда он уже станет осознанно повторять за вами, начинайте проговаривать новые звуки (сначала гласные, затем согласные).
  • Мышление. Младенец понимает причинно-следственные связи. Например, увидел мамину грудь – значит, скоро покормят; увидел погремушку – значит, следует ее взять и погреметь и т. д.

Примечание: не слушайте советы говорящих, что детей в таком возрасте нужно подсаживать. Раньше, да, так и поступали, особенно с мальчиками. Сейчас нормы, возраста начала сидения, изменились кардинально. Дети должны сесть с окрепшими мышцами: на 5-й месяц, и в полгода и даже позже вне зависимости от пола. На раннем подсаживании — мышцы слабые, создаётся нагрузка на позвоночник, отсюда – проблемы с осанкой, боли и т. д.

Показатели из списка условны, в случае отклонений, не паникуйте. Все дети развиваются по-разному. При настороженности — лучше проконсультируйтесь с врачом. Важно помнить, отклонение иногда наблюдается и у недоношенного: отставание и в физическом, и в нервно-психическом развитии. Но имея хороший уход и любящих родителей, он быстро догонит своих сверстников.

Помощь в развитии

Полноценному развитию ребенка способствуют:

  • Общение и разговоры. Не обязательно создавать ситуации специально, допустимо просто носить малютку с собой и постоянно комментировать свои действия, разговаривать с ним.
  • Погремушки – яркие, содержащие не более 3–4 цветов. Пестрота кроху лишь утомит.
  • Различные игры: «Ку-ку» (вы прячетесь за своими ладонями), «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и т. д. Главное –проявление интереса у крохи (подробности на видео). Неплохая мысль – устроить импровизированный кукольный театр: детям нравится следить за зверюшками, у каждого из них своя интонация, тембр и ритм. В дальнейшем они будут пытаться воспроизводить услышанные звуки.
  • Книги. Младенцы с удовольствием слушают сказки, прочитанные с интонацией и мимикой. Стоит купить специальные обучающие издания, подходящие по возрасту. Очень полезны стихи. Доказано: детки, слушающие читаемые родителями стихи в юном возрасте, обладают хорошей памятью и слухом, им легко даются иностранные языки.
  • Массаж и гимнастика (основные движения на фото).

В отношении приспособлений типа ходунков, прыгунков – их применять ещё рано по причине неокрепших мышц позвоночника и спины, не готовых к нагрузке. Лучше подождать до 6 месяцев.

Очень популярны развивающие детские коврики. Изготавливаются даже дома, из кусков поролона и ткани. Должно получиться наподобие матраца. А «оснащают» изделие чем угодно. Например, пришить пуговицы, бусинки, кусочки тканей, различных по фактуре и т. д. Коврики – не только развлечение, но и тренировка мелкой моторики, влияющей на мозговую деятельность.

Растите здоровыми!

ЧТО УМЕЕТ МАЛЫШ В 4 МЕСЯЦА?

В четыре месяца поведение малыша может измениться. Он станет капризным, слюнявым, будет тащить все в рот и пробовать «жевать». Проверьте десны карапуза в области нижних резцов. Возможно, у него режутся зубки. Если

на десне появилось покраснение, припухлость и малыш не позволяет до этого места дотронуться — это дает о себе знать первый зуб. Кроме того, в это время возможно появление высыпаний и раздражений вокруг рта (из-за обильного слюноотделения), плохой сон и преждевременные пробуждения, снижение аппетита, жидкий стул, кашель и даже повышение температуры.

1. Периодически давайте малышу специальный «прорезыватель» для зубов.

2. Если вы сильно беспокоитесь за малыша, можете смазывать десны специальными мазями или гелями, предварительно проконсультировавшись с педиатром (дентинокс, солкосерил).

3. Коротко остригайте ногти ребенка, чтобы он случайно не оцарапал десны во время сосания.

4. Регулярно мойте руки малышу.

Физическое развитие и двигательная активность четырёхмесячного малыша

Мышцы спины и шеи малыша уже настолько окрепли, что он может удерживать голову в положении лежа на животе до 1 минуты. При этом он опирается на предплечья и локти вытянутых вперед и согнутых в локтевом суставе под прямым углом ручек. Грудь приподнята над опорой, а ноги разведены в стороны.

Если вы усадите малыша, аккуратно поддерживая за ручки, то он спокойно удержит голову.

Карапуз уже пробует самостоятельно перевернуться с живота на бок, на спину и даже со спины на живот. Также ребенок пробует самостоятельно ползать. У многих детей лучше получается пятиться назад, чем продвигаться вперед.

Малыш целенаправленно тянется ручками к заинтересо-вавшему его предмету и захватывает его. Попавшей в руки игрушкой он начинает махать и трясти. А во время кормления он уже придерживает мамину грудь или бутылочку.

Ребенок многократно проделывает одни и те же действия с разными предметами: тянет в рот, вертит, трясет, бросает. Иногда он выполняет стереотипные движения — раскачивается из стороны в сторону или стучит рукой.

1. Расширяйте комплекс физических упражнений малыша за счет введения пассивных упражнений руками, поворотов тела, развития хватания.

2. Разнообразьте приемы массажа: наряду с поглаживанием применяйте облегченные приемы разминания, растирания и похлопывания.

3. Увеличьте время воздушных ванн до 6-8 минут.

4. Заканчивайте купание обливанием водой на 1 градус прохладнее.

5. Летом постепенно проводите солнечные ванны в тени деревьев до 5-6 минут.

6. Уберите из зоны досягаемости малыша все острые, тяжелые и хрупкие предметы. Не допускайте нахождения ребенка возле емкостей с кипятком, горячих предметов (кастрюли, утюг, обогреватель), открытого огня.

Нервно-психическое развитие и воспитание ребенка 4-х месяцев

К радости всех домочадцев на этом этапе у малыша появляется более продолжительный ночной сон.

Ему нравятся крупные объемные игрушки, окрашенные в естественные цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Игрушки, издающие звуки, приводят его в восторг. Он прислушивается к ним, делает кратковременные паузы во время того, как трясет игрушкой. Ребенок уже способен на некоторое время запоминать события и впечатления. Поэтому он внимательно рассматривает разнообразные объекты, следит за поведением взрослых, обращает внимание на интонацию голоса.

Малыш намного лучше следит за предметом, фокусирует на нем взгляд, определяет расстояние до него и поэтому не промахивается, когда пытается ухватить рукой. Он уже ищет необходимый ему объект глазами (маму, игрушку, источник звука) и находит.

Карапуз откровенно радуется, когда к нему обращаются. Свою радость он проявляет оживлением, громким смехом, улыбкой, кряхтением, разнообразными звуками, гулением. И также активно протестует, если с ним перестают общаться и уходят.

Когда малыш расстраивается и плачет, на глазах у него уже появляются слезы.

1. Как можно больше разговаривайте с ребенком. Называйте предметы вокруг.

2. Сопровождайте разговор жестами, мимикой, интонацией, действиями.

3. При обращении к малышу называйте его по имени.

4. Поддерживайте у него положительные эмоции и хорошее настроение.

5. Давайте ему яркие, красочные, издающие звуки игрушки, которые легко удерживать в руках (погремушки, пищалки, молоточки).

6. Можете на некоторое время помещать ребенка в манеж с игрушками.

7. Играйте с ним в мяч, в прятки.

8. Организуйте для карапуза «песочницу» дома. Для этого в небольшой тазик насыпьте немного крупы и позвольте перебирать ее руками.

ИТОГИ ЧЕТВЕРТОГО МЕСЯЦА МАЛЫША

Теперь ваш малыш стал не просто наблюдателем, а активным участником событий. Он начал проявлять инициативу в общении с людьми, а также научился самостоятельно доставать и брать предметы.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 16 минут

А А

В первые месяцы жизни ребенок развивается настолько активно, что каждый день приносит новые достижения. К концу третьего месяца он уже накопил определенный багаж умений и навыков, и продолжает это делать все с большим энтузиазмом. Для дневного сна нужно уже меньше времени, поэтому часто после кормления малыш предпочитает изучать окружающий мир, а не сразу засыпать. Малыш растет, ему уже четвертый месяц. Что умеет ребенок в 4 месяца и чему он уже должен научиться в этом возрасте?

Свои эмоции и желания малыш проявляет по-разному. Но внимательной маме нетрудно общаться со своей крохой, потому что в это время еще очень сильна та тонкая связь, которая установилась во время внутриутробного развития. Но, помимо собственных интуитивных навыков, не помешает прислушаться к рекомендациям специалистов и получше изучить что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Физическое развитие

В четыре месяца малыш уже окреп, подрос, стал реагировать на свое окружение. Его организм адаптировался к новым условиям жизни. Особенно это касается пищеварительной системы: выработались необходимые пищеварительные ферменты, нормализовалась микрофлора кишечника.

Рост и вес ребенка в 4 месяца

Грудничок становится более спокойным, с удовольствием кушает, набирает в весе и спокойно спит. Прибавка в весе в 4 месяца идёт, примерно, 750 грамм в месяц.

Для оценки правильности развития вашего малыша, сравните ваши данные с показателями в таблице норм физических параметров ребенка в 4 месяца:

В таблице приведены среднестатистические данные. При оценке развития ребенка в 4 месяца учитывайте и индивидуальные особенности — у кого-то малыш родился уже крупным, а кто-то появился на свет недоношенным. Точную оценку даст педиатр, который вас сопровождает.

Рефлексы

Некоторые рефлексы в 4 месяца у ребенка уже угасают, такие как:

  1. Хватательный рефлекс . Палец взрослого человека, вложенный в ручку, младенец автоматически крепко сжимает. Четырёхмесячный малыш уже осознает движения своих рук. Он делает целенаправленные захваты и сам контролирует их;
  2. Рефлекс ползания . Кладем малыша на живот и плотно прижимаем свои руки к его стопам. Младенец рефлекторно делает отталкивающие движения. Этот рефлекс является основой навыка ползания. Если начать его стимулировать, то ваш малыш начнет раньше ползать;
  3. Рефлекс Моро . При воздействии каких-либо внешних раздражителей, при резком звуке или резком ярком свете, ребенок вскидывает руки и делает обнимающие движения. Именно из-за этого вскидывания ручек новорожденные очень часто просыпаются, пугаясь своих резких движений.

Помимо угасания старых рефлексов начинают появляются новые, которые называются установочными . На 4 месяце формируется верхний рефлекс Ландау . Малыш, находясь на животе и опираясь на ручки, приподнимает верхнюю часть туловища и способен довольно долго удерживаться в таком положении.

Малыш в 4 месяца сильно отличается своей подвижностью и жаждой познания по сравнению с и младенцем.

Режим дня и кормления

У каждого карапуза режим дня индивидуален, но есть общий распорядок, который нужно соблюдать.

Режим дня ребенка в 4 месяца
Время Распорядок
6: 30 Пробуждение для первого кормления, гигиенические процедуры.
8: 00 Первый дневной сон.
10: 00 Пробуждение для второго кормления, период бодрствования.
11: 30 Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе.
13: 30 Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления.
14: 00 Период бодрствования, развивающие игры.
15: 30 Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе.
17: 00 Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления.
17: 30 Период бодрствования.
19: 30 Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон.
00: 00 Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание.

Режим в 4 месяца для ребенка на искусственном и грудном вскармливании идентичный, разница лишь в том, чем вы будете кормить малыша — смесью или грудным молоком. Только в случае, если маминого молочка не хватает и кроха не наедается, он будет требовать питания чаще.

Обычно, если мамочка кормит младенца только грудью и у неё хватает молока, то никакого прикорма в этом возрасте не вводится. Давать воду можно при жаре, лихорадке, рвоте и поносе.

  1. Появление интереса малыша к взрослой еде;
  2. Грудничок хорошо держит голову, уже уверенно или с опорой сидит;
  3. При попадании в рот еды, отличной от молока или смеси, не выталкивает её;
  4. Уже наступило его удвоение веса с момента рождения;
  5. Малыш способен удерживать ложку и стремится засунуть ее в рот;
  6. Появление первых зубов.
  • Риск развития железодефицитной анемии,
  • Недостаточная прибавка в весе,
  • Функциональные расстройства пищеварения.

У младенца на искусственном вскармливании более строгий режим питания:

  1. 6 разовое кормление в сутки с промежутками в 3,5 часа.
  2. Количество смеси в сутки определяется, делением веса малыша на 7.
  3. Полученное значение распределяют поровну на 6 кормлений.

Прикорм начинают с добавления в рацион малыша овощных пюре или каш. Фруктовые пюре вводятся на месяц позже, иначе кроха может отказаться от несладких блюд.

С чего начать прикорм?

  • Если малыш склонен к запорам или имеет лишний вес, то начинать надо с овощей,
  • При риске развития анемии, малом наборе веса и неустойчивом стуле начинают с каш, обогащенных микронутриентами.

Микронутриенты (витамины, макро- и микроэлементы) – это незаменимые компоненты питания человека, поскольку необходимы для протекания многочисленных биохимических реакций в организме — Википедия

Стоит ли в 4 месяца уже прикармливать соками? Следует помнить, что раннее введение в меню ребенка соков может привести к закислению внутренней среды желудка и спровоцировать срыгивания. После сладких соков малыш может отказаться от безвкусных, на его взгляд, овощных пюре или каши.

Сколько съедает ребенок в 4 месяца

В среднем малыши в 4 месяца съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки — это 150-170 мл за одно кормление. В этом возрасте для детей на искусственном вскармливании уже начинают вводить прикорм. Новый продукт, в основном овощи и каши, начинают давать во второе кормление, постепенно увеличивая его количество до 100 г.

Физиологические особенности

  • Повышенный тонус мышц, характерный для раннего периода новорожденности, снижается. Если тонус мышц остается, нужно обязательно обратиться к невропатологу.
  • Повышение физической активности ребенка. Он не просто лежит на спине или на животе как раньше, а пытается делать перевороты, опираясь на ручки . Вы не успеете оглянуться, как малыш может переместиться на край стола или кровати. В этом возрасте оставлять его без присмотра очень опасно. Падение даже с небольшой высоты может привести к травмам младенца. Нужен специальный манеж, где он может быть в безопасности.
  • Не просто реагирует на игрушки, но пытается их удержать. Тянется к ним, самостоятельно берет в руки и все тащит в рот. Это такой способ познания мира. Необходимо следить, чтобы не было ничего опасного в окружении ребенка . Все острые, травмирующие предметы нужно убирать на безопасное расстояние.
  • Отмечается повышенное слюноотделение.
  • Сон становится более глубоким и продолжительным – до 8 – 10 часов в сутки. Днем спит меньше, чем раньше.

Что делает ребенок в 4 месяца:

Мышцы уже заметно окрепли и кроха все больше и уверенней использует двигательную активность. Он хорошо держит голову, когда ему помогают принять вертикальное положение. В положении лежа на животе он упирается ручками, приподнимает головку, поворачивает ее и осматривается по сторонам.

Лежа на кровати, 4-месячный малыш уже может перевернуться со спинки на животик, самостоятельно вытащив из-под себя ручку, а потом вернуться в положение на спине. Если он еще этого не умеет, то можно ему помочь. Как научить ребенка переворачиваться? Все просто. Нужно перевернуть его, придерживая ручку и ножку. Малыш довольно быстро понимает как это можно сделать и начинает переворачиваться сам. Ниже смотрите видео от Николая Никонова с инструкцией по массажу и упражнениям для 4-месячного младенца, там есть техника обучения перевороту.

Некоторые наиболее активные дети к концу третьего месяца уже пытаются садиться, но поощрять эти попытки не стоит, т.к. позвоночник малыша еще слабенький. Лучше все-таки придерживаться советов специалистов и начинать присаживать ребенка не раньше полугода.

Поскольку полным ходом идет развитие хватательного рефлекса, любимым занятием карапуза становится работа ручками. Сначала он может пытаться хватать крупные фрагменты рисунков на одежде мамы или постельном белье. Но вскоре его действия переносятся на реальные предметы – все, до чего можно дотянуться. Малыш будет перебирать их, рассматривать и даже пробовать на зуб. Ему быстро понравится не только ощупывать предметы, но и почувствовать текстуру различных материалов.

В четыре месяца идет активное развитие моторики, поэтому обеспечьте ребенку большое количество игрушек, которые удобно хватать и удерживать в руке. Это могут быть как купленные погремушки на ручках и кольцах, так и самодельные из подручных предметов.

У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.

Особенности развития зрения и слуха

В четыре месяца заметно развивается зрение. Маленькие глазки уже хорошо фокусируются на предметах и двигаются за объектами. Зрение обостряется, малыш способен различать оттенки цветов и охватить взглядом всю комнату.

Малыш в 4 месяца способен различать несколько основных цветов – синий, красный и желтый. Большое количество цветов и их оттенков напрягают зрение и создают повышенную нагрузку на ещё слабую нервную систему, поэтому не надо утомлять кроху многоцветными игрушками.

Ребенок превосходно различает и звуки. Он хорошо знает голоса родных и любит вслушиваться. Чтобы помочь развитию слуха, можно демонстрировать звучание различных музыкальных инструментов – ксилофона, колокольчиков, дудочек, гитары, пианино, в общем всё, что имеется у вас в наличии. Даже обычные погремушки берите так, чтобы они звучали по-разному.

В 4 месяца грудничок выясняет, что одним из наиболее интересных источников звука является он сам. Тогда начинаются всевозможные эксперименты со своим голосом: малыш меняет интонации, щелкает языком, складывает губы трубочкой и пробует еще очень много разных вариаций.

В это время ребенок может делать первые попытки говорить отдельные слоги или простые односложные слова.

Достижения в психоэмоциональном плане

Помимо физиологических навыков, идет адаптация к окружающему миру и развивается умение взаимодействовать с другими людьми. 4-месячный малыш – вовсе не живая кукла, как думают многие, с ним очень интересно общаться и нужно лишь научиться этому.

Что умеет ребенок в 4 месяца:

  • Начинает реагировать на свое имя. Нужно чаще звать его по имени, он будет поворачивать голову на звук голоса.
  • Начинает агукать, произносит отдельные звуки.
  • Разговаривать надо ласково, доброжелательно. У малыша сохраняется интуитивная способность улавливать интонации голоса. При громком голосе с угрожающими интонациями малыш испытывает страх и беспокойство.
  • Он начинает улавливать интонации голоса родных людей, успокаивается при звуке маминого голоса. Нельзя ссориться, кричать в присутствии малыша, он моментально пугается и начинает громко плакать.
  • Ребенок хорошо видит вокруг, взгляд становится более осмысленным. Он начинает узнавать родных и близких людей. Малыш следит за выражением лица. Стоит вам нахмуриться или загрустить, как у крохи тоже меняется настроение, он начинает беспокоиться. Были даже предположения, что дети обладают телепатическими способностями. Младенец успокаивается от звука ласкового голоса, доброжелательного выражения лица.
  • Появляются ответные эмоции. Если вы улыбаетесь, то младенец тоже начинает в ответ улыбаться. Первая улыбка малыша – это отличный повод добавить новое фото или видео в семейный альбом.

Все эмоции ребенка проявляются вполне осознанно. Он улыбается и смеется, когда ему действительно что-то нравится. Плачет он тоже всегда по-разному и мама по интонации умеет определять причину детского расстройства. А вот страх перед чужими людьми появится немного позже. Сейчас же малыш одинаково приветлив со всеми и не выказывает сопротивления, когда на руки его берет кто-то новый в окружении.

Дети очень быстро начинают ощущать преимущества общения и с большим удовольствием принимают все знаки внимания, особенно, если они преподносятся в игровой форме. Простые игры «сорока-белобока» , «шина-машина» , «пальчик-мальчик», «ладушки», «коза» и другие приводят ребенка в восторг и, кроме развивающего фактора, обеспечивают еще множеством положительных эмоций.

Важное место в развитии четырехмесячного ребенка занимает общение с другими детьми, особенно если это сверстники. Более старшие дети нянчат малыша как куклу или питомца, а с детьми такого же возраста устанавливается контакт немного другого плана.

На первый взгляд может показаться, что карапузы просто барахтаются и «гулят» , но, если присмотреться, можно заметить, что между ними происходит самое настоящее взаимодействие. Они разговаривают непривычным для взрослых образом, но хорошо понимают друг друга, каждый реагирует по-своему и реакцию эту выражает тоже особенно. Так происходит первая адаптация к обществу.

Когда необходима помощь врача

Все дети развиваются по-разному, и многие показатели зачастую не вписываются в строго определенные рамки. Кто-то начинает говорить раньше своих сверстников, кто-то позже встает на ножки, у кого-то зубки появляются не по одному, а по несколько сразу. Такие случаи не считаются отклонениями, это особенности индивидуального развития.

Но, к сожалению, бывают случаи, когда развитие идет с явными нарушениями. Отклонения диагностирует опытный врач. Однако любая мама, если она внимательна и знает, что должен уметь ребенок в 4 месяца, может заметить, что с ее малышом что-то не так.

Тревожные симптомы, на которые надо реагировать незамедлительно:

  • Грудничок мало двигается и не стремится к активности и приобретению новых навыков: переворачиваться, хватать предметы и удерживать их в ручке, делать попытки сесть.
  • Четырехмесячный малыш еще не научился уверенно держать голову.
  • У грудничка не вызывают интереса игрушки и любые другие предметы, особенно ярких расцветок.
  • Кроха не лопочет и не стремится проявлять эмоции, не смеется и не улыбается, а если и делает это, то как будто бессознательно.
  • Малыш не реагирует на свое имя и различные звуки, а также на родных, которые всегда рядом.
  • Ребенок вяло сосет грудь, отказывается от пищи и питья.

Вялость и апатичность могут свидетельствовать о начинающейся простуде или каких-то проблемах с пищеварением. Но такие временные недомогания сопровождаются высокой температурой, кашлем и другими симптомами. Если же врач не диагностировал никаких заболеваний, нужно обязательно обратить его внимание на признаки, вызывающие у вас тревогу.

Многие отклонения в развитии удается успешно корректировать, если вовремя их заметить и начать принимать меры. Полезно будет также учесть наследственную предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

Самыми опасными отклонениями, которые могут повлечь отставание в развитии, считаются нарушения слуха и зрения. Поэтому даже при малейших подозрениях не бойтесь перестраховаться и обратиться к врачу для профессионального обследования.

Что необходимо ребенку для дальнейшего развития

Если у малыша серьезные отклонения в развитии, необходима квалифицированная помощь. Но более простую корректировку под силу сделать и членам семьи. Ведь часто малыш не освоил какие-то умения лишь от того, что ему уделяют маловато внимания.

Что нужно для нормального развития ребенка:

  • Для хорошего развития необходимо делать укрепляющие упражнения для мышц и суставов. В этом помогут массаж, игры, плавание. Чем больше вы уделяете младенцу внимания, тем быстрее он развивается и раньше радует своими достижениями.
  • Обязательно регулярно наблюдаться у участкового врача , своевременно вакцинироваться, проходить диспансерное наблюдение у узких специалистов (ребенка в 4 месяца показать врачам: неврологу, окулисту, ЛОР-врачу, ортопеду, хирургу). Сдать общеклинические анализы, сделать ЭКГ, пройти УЗИ органов брюшной полости, по показаниям — НСГ головного мозга. Эти меры помогут своевременно выявить патологию у младенца и провести необходимые мероприятия для улучшения здоровья.
  • При беспокойстве и ухудшении самочувствия у ребенка нужно обязательно вызвать участкового врача. Нельзя заниматься самолечением или пользоваться рекомендациями по интернету . У детей болезнь развивается быстрее, чем у взрослых. Иммунитет недостаточно зрелый, быстро истощается, может наступить внезапная смерть. Берегите своих детей!
  • Недоношенные дети развиваются с задержкой. Особенно сильно отставание заметно у детей, которые родились раньше 30 недель, у них отставание может быть до 3-х месяцев. У детей, родившихся позже 30 недель, отставание может быть 1 месяц. Это обусловлено недоразвитием нервной системы, всех органов и тканей. Такой грудничок нуждается в постоянном наблюдении врача и особенной заботе родителей. При правильном уходе и кормлении недоношенные дети быстро растут и адаптируются , догоняют в развитии своих сверстников.

Развитие идет интенсивно и постоянно, поэтому нужно как можно больше общаться со своим малышом. Общение заключается не только в прогулках, кормлении и купании. Ребенку необходимы развивающие игры с игрушками и без них. Игровой момент можно использовать при любом удобном случае. Даже ежедневный профилактический массаж лучше сопровождать прибаутками, песенками и присказками.

Речевое общение

Общение должно быть как можно более эмоциональным. Щедро используйте мимику, различные оттенки голоса, характерные жесты, чтобы малыш видел разнообразные проявления чувств.

Однако разговаривать нужно четко и отказаться от всякого «сюсюканья» – ребенок изначально должен слышать правильную речь, чтобы впоследствии не было проблемы переучивания исковерканного произношения.

Не просто разговаривайте, а учите ребенка диалогу, различными вопросами и действиями провоцируйте его на ответ. Конечно, он будет отвечать по-своему, но быстро поймет, что ему нужно делать, и оценит это увлекательное занятие.

Проявляйте по отношению к малышу только ласку, любовь и нежность. Недопустимы крики и грубый тон — это откладывается в подсознании и негативно влияет на развитие.

Всякими способами развивайте слух и зрение четырехмесячного малыша. Игрушки должны быть яркими и красивыми, чистых натуральных цветов и правильной формы. Оградите кроху от телевизора и компьютера. Включайте ему приятную музыку с колокольчиками и другими инструментами, издающими не агрессивные, нежные звуки.

Дети – это наши подражатели. Чем чаще в 4 месяца ребенок будет слышать звуки речи, тем быстрее он заговорит. Рассказывайте стишки-потешки, прибаутки, знакомые всем с детства «Сорока-ворона» , «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. На видео представлена одна из речевых игр с ребенком в исполнении известного специалиста — Татьяны Лазаревой.

Массаж и гимнастика

Массаж четырехмесячному ребенку нужно делать после сна или перед купанием, цель — снятие повышенного мышечного тонуса и развитие крупной и мелкой моторики. Это должны быть легкие поглаживающие и растирающие движения, приятные малышу. Гимнастика для ребенка 4 месяцев направлена на укрепление мышц, выработку навыков равновесия и подготовку к ползанию. Если у малыша тонус мышц еще повышенный, следует ограничиться легким массажем.

Массаж и гимнастика для ребенка в 4 месяца:

  1. Массаж ручек начинается с поглаживания плеча и предплечья, ладоней и каждого пальчика, затем — растирание каждой области — все выполняем по 3 раза;
  2. Скрещивание рук на груди для укрепления мышц плечевого пояса. Если тонус мышц еще не прошел — это упражнение делать нельзя, иначе можно навредить младенцу;
  3. Массаж ножек — так же начинаем с поглаживания бедра и голени, пальчиков и стоп. Затем большим пальцем руки надавливаем на стопу, переходя от основания пальцев к пяткам — таким образом возникает кожный рефлекс, пальчики малыша рефлекторно сжимаются и разжимаются. После этого переходим к растираниям каждой области ножек. Заканчиваем массаж ножек разминанием, по тому же порядку — голени и бедра, пальчики и стопы. Все выполняем по 3 раза. Таким образом расслабляются мышцы-сгибатели ног и уходит повышенный мышечный тонус в ножках.
  4. Упражнения «скользящие шаги» — взяв в руки ножки грудничка (у основания стоп) имитируем шаги — таким образом он чувствует стопой поверхность стола и вырабатывается опорная реакция.
  5. Повороты со спинки на животик. Поворачиваем таз ребенка вправо, закидывая левую ножку за правую, при этом придерживаем за левую ручку. Дальше он поворачивается сам, помогаем ему закончить переворот. Если малыш сопротивляется — упражнение в этот день прекращаем. То же самое повторяем в другую сторону. Так мы вырабатываем правильный навык в изменении положения тела и укрепляем мышцы шеи, плечевого пояса и др.
  6. Массаж спинки — так же начинаем с поглаживания от головы к ягодицам, затем растирание и разминание, слегка надавливая на кожу, все делаем по 8 раз.
  7. Упражнение «активное парение» — ребенок лежит животиком на вытянутых руках взрослого лицом от него. При этом малыш рефлекторно поднимает голову и плечи. Это укрепляет заднюю мускулатуру малыша и вырабатывает рефлекс равновесия.
  8. Массаж животика — поглаживаем по ходу часовой стрелки 8 раз. Растираем косые мышцы животика, это укрепляет мышцы брюшной стенки и снимает спазм кишечника, т.е. убирает колики.
  9. Упражнение «парение на спине» — обратное «активному парению». Малыш лежит на вытянутых руках взрослого на спинке лицом от него и активно поднимает голову. Это укрепляет мышцы брюшного пресса, всю переднюю мускулатуру и вырабатывает чувство равновесия.
  10. «Бокс» — сгибание и разгибание рук. Ребенок зажимает большие пальцы рук взрослого и тот попеременно сгибает и разгибает его ручки в локтях.
  11. Сгибание и разгибание ног попеременно, в форме ходьбы.
  12. Сгибание и разгибание ног вместе.
  13. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки. Малыш зажимает пальчиками большие пальцы рук взрослого и тот, придерживая его ручку и предплечье остальными пальцами, подтягивает его на себя.
  14. Упражнение «лягушка» — сгибаем ножки грудничка к животику, разводим их и выпрямляем, получаются круговые движения.

Так идет развитие мускулатуры малыша и подготовка его к ползанию. Технику массажа и упражнений для 4-месячного ребенка смотрите в видео с участием ведущего врача и массажиста Николая Никонова:

Ребенку в 4 месяца нужен максимальный тактильный контакт. Младенцу жизненно необходимы ваши прикосновения, поглаживания, любящие руки. Чаще берите его на руки, носите, кормите грудью, делайте легкий поглаживающий массаж и при этом обязательно разговаривайте с малышом.

Игрушки и игры

Парк игрушек у ребенка 4 месяца значительно больше, чем у 1-3 месячного младенца. Так как у малыша начинают зудиться дёсна и хочется всё тянуть в рот и грызть, то к погремушкам прибавляются ещё прогрызыватели .

  • Если вы наполните различные по текстуре тканевые мешочки, гречкой, манкой, горохом, то ребенку будет интересно пробовать их на ощупь. Небольшие мячики и развивающий коврик , висящие над головой игрушки , которые надо обязательно захватить, становятся целым открытием нового мира для крохи. Это и цвета, и различные по тактильным ощущениям ткани, и зеркальце , в которое можно узнавать самого себя.
  • А вот ещё одна занятная игра для вашего малыша: оденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета или привяжите к ней колокольчик , такой, чтобы карапуз захотел ухватить его. Он будет брыкать ножкой, реагируя на звук, стараться дотянуться до неё. Обязательно хвалите вашего ребенка, когда он достанет носок или колокольчик.
  • Есть ещё мыльные пузыри , которые можно запускать, чтобы кроха наблюдал за тем, как они парят в воздухе, удивлялся и радовался одновременно.
  • «Ку-ку» – это, на первый взгляд, простая игра, но она помогает малышу понять, что мама или папа, которые на время исчезают, потом обязательно возвращаются. Так у малыша начинает формироваться доверие к миру.

Типичные ошибки родителей

Среди причин, тормозящих развитие, специалисты упоминают неправильно питание и плохой уход. Но не менее важным является и фактор воспитания. Ошибки, которые допускают родители, могут стать серьезнейшим препятствием для формирования полноценного человека.

  • Не нужно раньше времени присаживать ребенка или ставить на ножки . Кости в этом возрасте достаточно мягкие, могут развиться деформации, которые в дальнейшем осложнят развитие опорно двигательной системы вашего малыша. Всему свое время!
  • Нельзя резко поднимать за ручки и крутить ребенка . Могут быть вывихи, повреждения суставов.
  • В комнате, где находится младенец, нельзя включать громкую музыку , особенно бит или рок. Резкие, громкие звуки негативно сказываются на нервной системе, вплоть до развития эпилептических приступов. Если вдруг в абсолютной тишине раздается резкий звук, ребенок может сильно испугаться, вплоть до судорог.
  • Таким же эффектом обладают резкие, яркие краски . Нельзя, чтобы младенец смотрел телевизор.
  • Телевизор и компьютер являются источником электромагнитных излучений. Они негативно влияют на формирующийся организм ребенка, поэтому их следует убрать из детской комнаты.
  • При хорошем весе у мальчиков и девочек, а также при нормальной лактации у матери не нужно вводить дополнительный прикорм .

Любите своих детей, разговаривайте с ними, читайте сказки, пойте песенки, вовремя кормите, гуляйте с ними на свежем воздухе. Малыш должен чувствовать тепло и позитивные эмоции. От того, как ребенок развивается в младенчестве, зависит его дальнейшая судьба.

Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.

Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.

Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.

Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?

Развитие четырехмесячного ребенка

Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.

Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.

В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.

Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.

Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.

Стрижка ногтей и волос

В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.

Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.

Влажные обтирания

Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.

Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.

Кормление ребенка

Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.

На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).

Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.

С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.

С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.

Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.

Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.

Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.

Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.

Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.

Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.

Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.

Профилактическая прививка

Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.

Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.

Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.

Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.

Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.

Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!

Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.

Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.

Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
  • 4 месяц для вашего малыша "тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
    В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.
  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает "комплекс оживления".
  • Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
    Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
    В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
    В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: "ба”, "ма”, "ам”, "та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
    Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.
  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
  • Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
    Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
    В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего "незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.
  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
  • Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
    Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений…
  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

Рост и вес

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

Режим кормления и сна

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: . В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном , ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев , когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

Рассказать друзьям