Конспекты занятий по двигательной активности детей раннего возраста. Конспект открытого занятия в первой младшей группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Елена Горшкова
Консультация для воспитателей «Развитие двигательной активности детей раннего возраста»

Гиподинамия что это такое? Нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата , в ряде случаев психики. Угрожает ли она маленьким детям? Ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к раннему возрасту . В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша, к формированию его здоровья, умственной активности , умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ - движение! Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности ?

Физиологи считают : движение - врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте , когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают : без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение различного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов : маленький ребенок - деятель! Деятельность выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Познавание окружающего пространства посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.

Педагоги с древности и до наших дней отмечают : движение - важное средство воспитания . Двигаясь , ребенок познает мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.

Специальными исследованиями установлены значительные различия в двигательной

активности детей . Условно можно выделить три группы детей :

Полной подвижности

Средней подвижности

Малой подвижности

Дети первой группы (полной подвижности) всегда особо заметны, поведение неуравновешенное, чаще всех попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности они не успевают вникнуть в суть всей деятельности, в результате чего у этих детей отмечается малая степень её осознанности. Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности , умения заниматься более или менее спокойными видами деятельности.

Дети второй группы (средней подвижности) отмечаются наиболее ровным и спокойным поведением. Равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения у таких детей обычно четкие и уверенные.

Дети третьей группы (малой подвижности) часто вялы, пассивны, быстро устают. Они не вступают в общение. Дети стараются уйти в сторону, чтобы не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Малоподвижность следует рассматривать как серьезный недостаток поведения ребенка. Причины малоподвижности : однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка , запреты взрослого.

Лучший метод - игра. Роль воспитателя - создать условия для игры с движениями. Какие же движения и в какой последовательности надо развивать ?

В первые три месяца, необходимо содействовать современному умению ребенка удерживать голову в вертикальном положении, лежа на животе и находясь на руках взрослого. Это умение является очень важным, так как способствует формированию шейного изгиба позвоночника. Без умения удерживать голову в вертикальном положении невозможно формирование последующих, более сложных движений.

К концу трех месяцев ребенок должен хорошо приподнимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья, а затем на кисти рук. В этот же период появляется «комплекс оживления» . С момента его появления ребенок находится в движении и в радостном состоянии (активно двигает ножками , ручками, улыбается) . Что способствует развитию всей мускулатуры , повышению общего уровня жизнедеятельности, психическому развитию .

В период от 3-х до 6-ти месяцев важно развивать движения рук - это возможно только при хорошо развитой зрительно двигательной координации . Примерно в начале четырех месяцев появляются первые движения присаживания, малыш пытается приподняться, подтягивая голову и плечи к груди. К концу четвертого месяца это движение настолько оформляется, что если ребенка взять за руки и медленно подтягивать, то он сам легко присаживается. Однако ровно сидеть малыш может при поддержке взрослого и кратковременно. Взрослым надо помнить, что умение сидеть, не только содействует дальнейшему развитию движений ребенка , но и нередко является помехой этому. Длительное сидение негативно отражается на психическом и физическом состоянии ребенка, ведет к искривлению позвоночника, сжатию грудной клетки, вялости мускулатуры. Не надо сажать ребенка за столик в креслица, окружать подпорками. Ребенок сохраняет сидячее положение совершенно пассивно, на его неокрепший позвоночник ложится большая нагрузка. Тип «сидун» особенно известен работникам закрытых детских учреждений.

С 6-ти до 9-ти месяцев - активно развивается ползание . Почему важно ползать? Ползание - это активное динамичное движение , которое способствует развитию всех систем организма.

С10 -11 месяцев дети могут переходить от одной опоры к другой, вползают на

К 12-ти месяцам дети начинают ходить, не пользуясь опорой. Дети этого возраста в основном осваивают движения во время самостоятельной деятельности, поэтому им надо дать необходимые игрушки и предоставить достаточную площадь для передвижения. В условиях общественного воспитания эта площадь огораживается барьером, внутри может стоять стол для игры с яркими игрушками, диванчик, мягкое бревно.

Итак, для того чтобы ребенок овладел всеми перечисленными выше движениями, в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию , рос здоровым, необходимо активное взаимодействие ребенка с окружающей средой при целенаправленном воздействии взрослого.

Основные компоненты двигательного режима

1. Организованная двигательная деятельность .

2. Самостоятельная двигательная деятельность

Наибольшее время в режиме дня маленьких детей составляет самостоятельная деятельность. Основное место занимают различные игры. Разнообразие движений, в свою очередь обогащает содержание игры и делает её особенно интересной и желанной для малыша.

Как обогатить игру ребенка разнообразными движениями?

1. Прежде всего, необходимо выделить достаточную площадь для игр

2. Обеспечить разнообразным игровым материалом.

3. Учитывать настроение малыша.

4. Активное его стремление к выполнению движений.

Двигательная деятельность малыша тесно связана с игрой, а, следовательно, с предметами, игрушками. Пособиями. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребенка были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность , повышающие интерес к движениям. Задача взрослых - научить детей правильно и разнообразно их использовать. Игрушки и пособия надо располагать так, чтобы дети, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками можно подвесить на разном уровне. К одной позе, чтобы достать игрушку, дети должны наклониться, а к другой наоборот подтянуться, подняться на носки. Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Это рассеивает внимание детей и утомляет их нервную систему. В тоже время надо помнить, что для детей раннего возраста характерна большая подражаемость. Увидев в руках соседа мяч, ребенок хочет непременно завладеть им, поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько. Пособия нужно периодично менять, чтобы у детей не пропал интерес к ним. Как мы отмечали выше, двигательный опыт у малыша еще невелик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна проходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, воспитатели видят , как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие в играх детей активизирует малышей , создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа, высокой работоспособностью.

Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность дошкольного возраста, необходимо при её организации уделить большое внимание созданию условий. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам. Этапы – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.

    й этап педагогического процесса - «УТРО».

«Утро» - это самый короткий по времени педагогический процесс, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, выразить радость, что ребёнок пришёл в детский сад, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.

Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение физкультурного инвентаря, дидактических пособий. У нас в ДОУ в каждой возрастной группе есть физкультурные уголки, где имеется всё необходимое оборудование. Я хотела бы предложить внести сюда же альбомы, иллюстрации о спорте, фотографии, где наши дети занимаются физкультурой и т.д.

Утренняя гимнастика планируются и проводится учитывая возраст наших детей только игровая или сюжетная, желательно с музыкальным сопровождением, в 1 мл. группе возможно с предметами (султанчики, ленточки, кубики и т.д.)

Как было сказано ранее, желательно планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности. Здесь необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой, то лучше провести игру средне и иногда даже большой подвижности; если предстоит физкультурное или музыкальное занятие, то планируем более спокойную двигательную деятельность. Утром обязательно нужно проводить, индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а так же индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирение.

2- й этап педагогического процесса – «ПРОГУЛКА».

В течении дня прогулка проводится дважды: утром и вечером. Прогулка- это благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если это были физкультурное или музыкальное, то прогулку лучше начать с наблюдения. Но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных игр.

На прогулке планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитателю необходимо наметить игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал желательно подбирать в соответствии с основными движениями, включёнными в занятие. За несколько

дней до занятия, в котором планируется ввести новое движение, на прогулке целесообразно проводить подготовительные упражнения. На следующий день после занятия можно повторить те же упражнения или провести несложные игры с целью закрепления двигательного навыка. В дальнейшем, когда основные элементы движения автоматизируются, хорошим средством закрепления будет сюжетная подвижная игра.

    й этап педагогического процесса – «ВЕЧЕР».

Основная педагогическая задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации необходимо в группе создать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребёнку было комфортно. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий желательно планировать активный отдых. Физкультурные праздники, физкультурные досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми и на свежем воздухе, способствует расслаблению организма, укреплению здоровья.

Во вторую половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное, спортивное оборудование.

Вечером, перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные игры, упражнения и т.д..

Только при правильной организации двигательной активности можно удовлетворить естественную потребность детей в движении, развивать у них врождённую мотивацию к двигательной активности.

На формирование детских интересов влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями. Об этом мы воспитатели должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми. Выявив особый интерес и способности ребенка к какому-либо виду упражнений, воспитатель должен обратить на это внимание родителей, с тем, чтобы они в дальнейшем продолжили занятия.

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в совместной деятельности с детьми.

Цель: сделать физкультурные уголки более востребованными, увеличить режим двигательной активности.

Физкультурный уголок в группах вы можете пополнить самыми разнообразными атрибутами, сделанными из подручного материала.

«Рукоходы»

Материал: кубы из старого строителя, крепкие дверные ручки.

Цель: Развитие координации движений, развитие мышц плечевого пояса, позвоночника, мышц тазобедренного сустава.

«Ловишки»

Материал: верхняя часть пластиковый бутылки, тесьма или резиночки, пробки от бутылок.

Цель: Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умение регулировать и координировать движения, формирования навыков самоконтроля.

«Лабиринт»

Материал: четыре пластиковые бутылки, маленький мячик или любой шарик.

Цель: Развитие ловкости рук, гибкости локтевых суставов, логического мышления.

«Моталочки»

Материал: деревянные палочки, тесьма, мелкая игрушка или колокольчик.

Цель: Развитие мелкой моторики, развитие быстроты реакции, глазомера.

«Ухватки»

Материал: рукавицы для горячих блюд, перчатки любые, липучка, мячик тканевый или обклеенный липучкой.

Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции, мелкой моторики

« Калейдоскоп»

Материал: пластиковая бутылка, трубочка, мелко нарезанная фольга.

Цель: для дыхательных упражнений. Ребенок дует в трубочку, вставленную в пробку.

«Ходули»

Материал: пластиковые ведёрки из под майонеза, атласные ленты.

Цель: Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, координация движений, равновесия, ориентировка в пространстве.

«Волшебное колесо»

Материал: покрышка, цветной скотч.

Цель: профилактика плоскостопия.

"Варежковый массажёр»

Материал: рукавицы различные, пуговицы.

Цель: Укрепление мышц спины, плечевого пояса, ног, укрепление и формирование правильной осанки.

« Ёжик - массажёр»

Материал: проволока для ручки, ободки с пробок пластиковых бутылок, полый фломастер.

Цель: Укрепление мышц спины, укрепление и формирование правильной осанки, нормализации кровообращения.

«Король точности»

Материал: ленты или тканевые полоски, резинка, лёгкий мяч.

Цель: Гимнастика глазных мышц, развитие быстроты, точности, глазомера.

«Полёт бабочки»

Материал: плитка потолочная, бабочки из бумаги разного цвета.

Цель: Профилактика зрения.

(Его можно прикрепить на потолку, так и к стене, располагая на разном уровне. Ребенок лежит, сидит, стоит и глазками «ходит» к бабочкам в гости).

« Прокати по дорожке»

Цель: профилактика зрения.

Нарисованные на стене линии используются для выполнения упражнения, направленного на профилактику зрения.

«Дорожка трансформер»

Материал: небольшие куски напольного покрытия, липучки, различный бросовый материал.

(дорожка состоит из восьми цветных квадратов напольного покрытия размером 30Х30 см. между собой соединены цветными липучками)

Цель: Профилактика опорно-двигательного аппарата на физкультурных занятиях, групповых комнатах, после дневного сна и в течение дня

«Веселые карандаши»

Материал: доска с просверленными отверстиями для карандашей, карандаши.

Цель: профилактика плоскостопия

« Киндер-солнышко»

Материал: футляры от киндер яиц.

Цель: Профилактика плоскостопия, развитие двигательной активности.

Ребёнок ходит по лучикам, формируя стопу. А ещё можно перепрыгивать через лучики, тоже интересная игра, которую можно использовать в самостоятельной и совместной деятельности

«Тихий тренажёр»

Материал: моющаяся ткань, цветная самоклейка, поролон.

Цель: Развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право-лево), тренировки мышц плечевого пояса и рук

« Весёлые шарики»

Материал: шнур, элементы пирамидок, пластмассовые шарики, гимнастическая палка.

Цель: гимнастика для глаз, тренировка глазной мышцы, развитие двигательной активности.

(оборудование можно опускать на разную высоту

80 % деятельности детей – это опыт, полученный от взрослого поэтому, если вы хотите воспитать свободного, жизнерадостного, самостоятельного ребёнка чаще играйте с ним. Когда ребёнок вызывает взрослого на игру, значит она ему просто жизненно необходима.

Мы предложили для вас атрибуты, которые можно использовать в работе с детьми. Их изготовление не требует много времени и материальных затрат. Дети с удовольствием пользуются ими и даже если сломают, не беда, можно сделать новые.

Организация: МБДОУ Детский сад №36

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Для любого человека движение - это жизнь, а для маленького ребенка это важно вдвойне.

Задача нас, взрослых - растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными.

Привлекая детей к разнообразным двигательным упражнениям, следует помнить, что у детей раннего возраста главное - его интерес, удовольствие и радость от процесса, а не само по себе точное овладение какого то упражнения или движения.

В настоящее время проблема развития движений малышей приобретает особую актуальность, т.к. проблемы физического развития и повышения устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам окружающей среды важны и для педагогики.

Забота о физическом развитии и здоровье детей занимает приоритетные позиции, т.к. это помогает растить личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Поэтому, физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной работы, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы, повышению выносливости и развитию физических качеств, улучшению состояния здоровья.

Мы, взрослые, рады видеть ребенка здоровым. Поэтому работая с детьми раннего возраста я особое внимание уделяю овладению ребенком основами двигательной активности, гигиенической культуры, и не упускаю из виду его психическое самочувствие. Стараюсь организовать жизнь ребенка, учитывая возрастные и психологические возможности детей на третьем году жизни. Это режим пребывания в ДОУ: игры – занятия, организация питания, сна и других потребностей детей. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение – для ребенка загадка, которую он хочет разгадать, то есть проделать.

В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»,- писал Гиппократ.

Считая наши русские народные игры могущественными средствами воспитания, К.Д. Ушинский рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию этих игр для детей.

В этих играх ребенок приобретает навыки, привычки, у него вырабатывается характер. Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому у детей должно быть сознательное и ответственное. Выполнение их обязательно для всех, поэтому они имеют большую воспитательную силу. Игры развивают моральные качества – дисциплину, честность, правдивость, выдержку.

Движения, физические упражнения для растущего организма – насущная потребность. Известное изречение русского физиолога Сеченова «Функция творит орган» подтверждает, что развитие любого органа происходит благодаря действию, движению, тренировке; при бездействии же он ослабевает, не получая должного развития.

Наша задача – поддерживать и закреплять естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Двигательный опыт детей пока еще невелик, ориентирование в пространстве затруднительно. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны,

эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.

Упражнения для различных групп мышц способствует формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия у детей.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

Условия, необходимые для успешного физического развития детей:

Наличие спортивного оборудования в группе (горка, скамеечки, мячи, обручи, детские велосипеды, качалки и пр.);

Специально оборудованная площадка на участке детского сада;

Разнообразный дидактический материал по количеству детей, атрибуты для игр;

Правильная организация группового пространства (возможность детям свободно передвигаться по группе, открыт доступ к спортивным снарядам и игрушкам);

Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей с учетом их наибольшей продуктивности в течение дня;

Проведение НОД по физической культуре в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий.

Обязательное ежедневное проведение утренних гимнастик и оздоровительных гимнастик после дневного сна.

Приносим в группу новые игрушки – учим детей разнообразным движениям с ними.

Создали в группе предметно – развивающую среду для самостоятельной двигательной активности детей (много свободного места, различные каталки, коляски, машины; горка, различные предметы для составления дорожки препятствий). Стараемся значительно разнообразить

движения детей и в играх с использованием физкультурных пособий. Наиболее доступны для маленьких детей мяч, обруч. Сначала действия с ними просты и не носят специфического характера – дети обыгрывают их. Например, обруч может «превратиться» в машину, в домик, в гнездышко. Затем в детские игры входят наиболее сложные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы, ящики и др. Разнообразие пособий вызывает у детей интерес к движениям, активизирует творческие способности, умения использовать пособия в разнообразной деятельности – двигательной, игровой.


С самого начала жизни крохи необходимо правильно и гармонично развивать растущий организм ребенка, укреплять здоровье, повышать выносливость и закаливать ребенка, увеличивая его сопротивляемость к различным недугам. Особенностью физического развития детей раннего возраста является, несомненно, быстрый рост организма. Чем крепче и здоровее ребенок, тем растет и развивается он лучше. Важно уделять большое внимание правильному режиму питания, разумному распорядку дня. Много свежего и чистого воздуха, гигиеничная, теплая, легкая одежда, не позволяющая малышу перегреваться или переохлаждаться, чистота и уход – все это имеет важнейшее значение одежда


Основным фактором, формирующим здоровье ребёнка, является двигательная активность. Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма. Улучшается не только здоровье, но и эмоциональная, волевая, познавательная сферы малыша. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше интеллектуально развивается ребёнок. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка.


Двигательная активность Двигательная активность (ДА) - суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности.


Цели и задачи: Цели: совершенствовать работу педагога с детьми раннего возраста по физическому развитию, стимулировать потребность в познании двигательной активности детей Задачи: обеспечить формирование здоровьесберегающего и здоровье укрепляющего двигательного поведения, умение подчиняться установленным правилам, действовать по определенным сигналам, развивать у детей согласованность своих действий с движениями окружающих, формы двигательной активности, воспитывать интерес к движениям


Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей: чередование активной и пассивной деятельности; увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания; использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому воспитанию.


Формы организации двигательной активности: Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям: - утренняя гимнастика - гимнастика после дневного сна - подвижные игры и физические упражнения во время прогулок - физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой


Формы организации двигательной активности: - утренняя гимнастика; физкультминутки, подвижные и малоподвижные игры). Прежде всего решаются оздоровительные задачи. С этой целью наиболее значимы дыхательные, пальчиковые, коррекционные гимнастики (это лазание, корригирующая ходьба, упражнения для профилактики плоскостопия), самомассаж, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения (это прыжки на матах, батуте, хлопки, притопы, «качалки», кратковременные висы и т.п.). Все здоровье укрепляющие гимнастики необходимо проводить в игровой форме с приподнятым настроением и положительными эмоциями





Формы организации двигательной активности Формы организации утренней гимнастики Традиционный комплекс утренней гимнастики Утренняя гимнастика в игровой форме с использованием полосы препятствий с включением оздоровительных пробежек с использованием простейших тренажеров.




Дополнительные виды занятий двигательного характера оздоровительный бег на воздухе; пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами; двигательная разминка во время перерыва между занятиями; индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке; прогулки-походы в парк; корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела; использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне


При правильной двигательной активности в дошкольном учреждении и дома ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям. «Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине… создаёт ли их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение» И.М.Сеченов.


Петрова Анжелика
Консультация «Создание условий для двигательной активности в группе и на улице во второй группе раннего возраста»

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.

Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания. Всем давно известно, что движение - это : - врождённая, жизненно-необходимая потребность человека; - эффективное лечебное средство; - познание окружающего мира; - важное средство воспитания и обучения.

Предметно-двигательная среда группы должна :

Побуждать детей к двигательной активности ;

Позволять выполнять разнообразные движения;

Способствовать оздоровлению и познавательно-двигательному развитию детей .

Исходя из требований ФГОС, принципам и в комплектации физкультурного уголка являются :

Гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;

Вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

К центру физического развития и его оборудованию предъявляются следующие педагогические, эстетические, гигиенические требования.

1. Безопасность размещения.

2. Соответствие гигиеническим и педагогическим требованиям.

3. Центр должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.

4. Центр должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.

5. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Для организации работы по двигательной активности детей раннего возраста определили для себя основные задачи :

- создать условия , побуждающие детей к двигательной активности ;

Научить детей правильно двигаться ;

Заложить основы физической культуры.

Одним из основных условий полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе . Это разнообразные игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, разнообразные мячи, погремушки, колечки.

В младших группах любимые игрушки детей - куклы, мишки и др. - время от времени можно располагать на физкультурных пособиях, чтобы ребенок мог взять их, пролезая в ворота, пройдя по бревну и т. д. Большую роль в двигательном режиме играют атрибуты, сделанные силами родителей и педагогов. В младших группах можно использовать коляски, тележки-каталки, чтобы дети катали, садились в них.

Важно изготавливать нестандартное оборудование из бросового материала : мягкие комочки, цветные ведерки и яички («Гномики» , «Котята» , пеньки, грибки, гантельки из пластиковых бутылок с разными наполнителями, «шумелки-гремелки» , «моталочки» и т. д.

Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – создание новизны . Это достигается за счет смены переносного оборудования.

В игровой зоне обязательно наличие двигательных модулей .

У малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому пособия необходимо вносить постепенно, чередуя их. Мелкие пособия держать в открытых контейнерах, корзинках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

На прогулке необходимы такие игрушки, как машины, мячи, скакалки и т. д., что дает возможность обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей . Важное место отводим проведению занятий по развитию движений. На каждом участке должны быть изолированные теневые навесы, различное оборудование для упражнений в равновесии, лазании, метании : горки, бумы, зигзаги, гимнастические стенки. Все оборудование на групповых участках нужно размещать так, чтобы высвободить больше площади для упражнений детей в разных видах спортивных движений. Расширение и обогащение двигательного опыта детей - одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада. Для детей, особенно младшего возраста , основной вид деятельности - игра. Поэтому при составлении плана необходимо учитывать, как более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий . Эти задания в играх и игровых упражнениях должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего это такие движения как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание, ползание. Весь игровой материал распределять в определенной последовательности, с учетом сложности движений. В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяют научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие как «Бегите ко мне» , «Бегите к флажку» , «Догони мяч» , проводят в начале с небольшой подгруппой (8-10 детей) . При такой организации дети буду чувствовать себя свободнее, увереннее, а воспитателям легче научить их координации движений. Постепенно в играх усложнять задачу . Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросает воспитатель, а затем и сами дети.

Создание условий для разных видов двигательной активности детей в течение дня .

Планируя утреннюю гимнастику, необходимо ставить перед собой цели : поднять эмоциональный и мышечный тонус, совершенствовать двигательные навыки , пластичность, развивать умение соотносить движения со словами : например, дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом.

Планируя прогулку 1-ой и 2-ой половины дня, использовать подвижные игры различной интенсивности на равновесие, прыжки, метание, лазание, бег. Такие игры как «Бегите ко мне» , «Догони мяч» , «Найди свой домик» , «Найди свой цвет» , «Поезд» , «Мыши в кладовой» и т. д.

Малоподвижные игры : «Возьми флажок» , «Тишина» , «Каравай» , «Зайка серый умывается» и т. д.

Ставить перед собой задачи : закрепление ранее разученных видов ходьбы и бега, имитаций движений, метание на дальность, подлезание под препятствие, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, с препятствием, используя спортивное оборудование : зрительные ориентиры для ходьбы «змейкой» , гимнастические скамейки, канаты, стойка с рейкой для подлезания, переходной мостик, обручи, косички, корзина, корзина с мечами, кегли.

Давать детям возможность самостоятельно двигаться , придумывать игры самим на ту тему, которая им интересна.

В группе должен находится спортивный уголок. В его составе необходимо иметь : обручи, кегли, мячики, массажный мяч, скакалки, ленточки, дорожка для профилактики плоскостопия .

Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения используются различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому что «надо» и «полезно» , а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться , но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.

Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.

А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие .

Используемая литература : Н. П. Кочетова "Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста и т . д.

Публикации по теме:

«Создание условий для двигательной активности в режимные моменты» (Из опыта работы) Одна из самых главных задач в детском саду направлена на укрепление и сохранение здоровья детей. Поэтому я строю свою работу с учётом возрастных.

Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир, познавая через мир сказки, через.

Фотоотчёт уголков здоровья, физкультуры, двигательной зоны для самостоятельной двигательной активности детей. Выполнила: Горская Наталья.

Консультация для родителей «Значение двигательной активности для роста и развития ребёнка» Значение двигательной активности для роста и развития ребенка. Общепризнано, что двигательная активность в жизнедеятельности организма.

Рассказать друзьям