Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир Задания для дошкольников окружающий мир

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Занятия по предмету «Окружающий мир» для детей-дошкольников 5 лет включают множество различных тем. Из всего многообразия наши специалисты выбрали временные представления. С чем это связано? Во-первых, временные представления необходимо формировать в дошкольном возрасте - для детей 5-6 лет это важный аспект познания окружающего мира. Во-вторых, ни одно собеседование при приеме в школу не обходится без вопросов по данной теме. Кроме того, остальная информация по ознакомлению ребенка 5-6 лет с окружающим миром достаточно подробно представлена в блоках «Развитие» и «Науки». Выполняя задания, дошколята еще раз повторяют времена года и их последовательность, знакомятся с днями недели, частями суток и часами.

Большинство упражнений-тестов в разделе «Окружающий мир для детей 5-6 лет» имеют подробное объяснение. Оно содержится в обучающем видео перед заданиями, а также приводится в том случае, если малыш дал неправильный или недостаточно полный ответ.

Какова форма подачи материала?

Чтобы помочь дошкольникам в усвоении информации в процессе занятий, для всех упражнений в разделе «Окружающий мир для детей 6 лет» мы предусмотрели специальные тематические картинки и озвученный текст. Некоторые задания задействуют также двигательную сферу. Все упражнения в разделе «Окружающий мир для детей 5-6 лет» можно выполнить в режиме онлайн.

Как происходит оценка результатов?

За выполнение заданий в блоке «Окружающий мир для детей 5 лет» предусмотрена награда. Малыши получают виртуальные кубки, медали и т. д. Они становятся своего рода стимулом для ребенка и позволяют повысить его интерес к подобным занятиям. Практически все задания в разделе «Окружающий мир для детей 6 лет» оцениваются в зависимости от того, с какой попытки ребенок дал правильный ответ. При этом в случае необходимости малыш сможет вернуться к сделанному ранее упражнению, чтобы улучшить прежний результат и получить более высокую награду.

Перед тем как приступить к выполнению заданий в разделе «Окружающий мир для дошкольников 5-6 лет», мы рекомендуем пройти тестирование. Полученные результаты помогут понять, на каких темах потребуется остановиться более подробно. Кроме того, родителям будет легче определить, с каких именно заданий в разделе «Окружающий мир для дошкольников 5 лет» стоит начать обучение.

| Занятия по ознакомлению с окружающим миром

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Игрушки» в первой младшей группе Составил : Воспитатель Ермакова Елена Викторовна Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе Тема «Игрушки» Программное содержание : систематизировать знания детей об игрушках; форми-ровать обобщающее понятие "Игрушки", совершенствовать умение описывать...

Интегрированное занятие по экспериментальной деятельности и нетрадиционному рисованию «Друзья для Капитошки» Интегрированное занятие по экспериментальной деятельности и нетрадиционному рисованию «Друзья для Капитошки» Воспитатель : Украинская Наталья Ивановна, МБДОУ «ДС «Ромашка» , р.п. Усть–Абакан, Республика Хакасия Цель : создание социальной ситуации развития детей в процессе...

Занятия по ознакомлению с окружающим миром - Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за грецким орехом»

Публикация «Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за грецким...» Цель: познакомить с характерными особенностями, свойствами грецкого ореха, его значением. Задачи: Образовательные: познакомить детей с историей появления этого дерева в России, расширить знания детей о характерных особенностях и свойствах дерева и его плодов - орехов....

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Вода - источник жизни на земле. Где живёт вода? Для кого она важна? И какими свойствами обладает она? Мы попытались разобраться совместно с детьми. Цель: дать элементарные знания детям о некоторых свойствах воды; Задачи: формировать представление о воде, её назначении и важности...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Спасти Колобка» во второй младшей группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» пгт Пионерский Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром + развитие речи» на тему «Спасти Колобка» с детьми второй младшей группы Составлен...


Спортивно-развлекательное мероприятие по ознакомлению с правилами дорожного движения \"Дорожная азбука\" для детей старшей группы. Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Задачи: Формирование интереса к ознакомлению с правилами дорожного движения;...

Занятия по ознакомлению с окружающим миром - Конспект познавательного мероприятия «Многообразный мир профессий»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Новокубанский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Конспект познавательного мероприятия «Многообразный мир профессий» Составил воспитатель: Н. Е. Маргаченко хут. Марьинский 2019...

Конспект НОД по экспериментированию с водой и другими предметами. Цель: Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности; Задачи: Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление и умение делать выводы. Используемый материал: Таз с водой, полотенце,...

В этой статье:

Ребенок знакомится с миром прежде всего посредством личных ощущений и переживаний. Нужно понимать, что исследовательская, равно как и творческая, деятельность ребенка дошкольного возраста во многом будет зависеть от накопленного им в ходе изучения окружающего мира знаний. Иными словами, познавательное развитие детей дошкольного возраста - это не что иное, как получение опыта и знаний об окружающем мире.

Что собой представляет познавательно-исследовательская деятельность (ПИД) дошкольника?

Зарождение ПИД происходит в самом раннем детстве. Выражается это интересом малыша к окружающим его предметам, у которых он выделяет разные признаки.

Ближе к школьному возрасту ПИД у ребенка становится ведущей. Малышу интересно узнать о том, что находится внутри его игрушек
и других предметов, он увлечен познанием общества и стремится к систематизации своих представлений о мире.
В ходе познания детьми окружающего мира можно выделить несколько основных этапов:

  • любопытство;
  • осмысленность;
  • воображение;
  • использование приобретенных навыков.

Любопытство . С самого рождения малыш готов к знакомству с окружающим миром. Чем старше он становится, тем больше любопытства проявляет.

Осмысленность . В дошкольном возрасте малыши становятся более осмысленными. Дети уделяют особенное внимание интересным для них объектам, что, в свою очередь, стимулирует развитие познавательной деятельности.

Воображение. Наглядно-образное мышление наряду с воображением в дошкольном возрасте переходят на новый уровень.

Приобретенные навыки в деле. В дошкольном возрасте ребенок начинает отдавать себе отчет в том, что его действия приводят к какому-то результату. Малыш делает попытки предугадать события, которые станут результатом его действий. Все, что он делает, он делает потому, что ему это действительно интересно.

В процессе ребенок получает массу новых сведений из окружающего мира, усваивает новые навыки, приобретает бесценный личный опыт. В результате в детском сознании происходят изменения в картине мира, который дети теперь видят более гармоничным и целостным.

Развитие ПИД в 3-4 года

Уже к трехлетнему возрасту у детей скапливается целый багаж собственных впечатлений и умозаключений, связанных с окружающим миром. Они уже свободно ориентируются на территории, где часто бывают (дома, во дворе, в детском саду), запоминают названия предметов, знакомятся с их свойствами.

Нужно понимать,
что все эти понятия в сознании ребенка пока недостаточно крепкие. Малыши не всегда способны провести логические цепочки между названием, характеристиками и назначением предметов. Они постепенно изучают эти вопросы и ближе к концу 4-го года будут ориентироваться в них свободнее.

Инстинкт исследователя толкает ребенка на новые открытия, требующие раздвижения привычных жизненных рамок. Малыш старается изучить как можно больше новых предметов, проявляет повышенный интерес к разнообразным явлениям. Между тем накопленные сведения практически бессвязны.

Только ближе
к 4-5 годам накопленная ранее информация начинает систематизироваться, и познавательное развитие дошкольника переходит на новый, более качественный уровень.

Выделяют четыре основных направления познавательной активности дошкольников:

  • знакомство с новыми предметами и явлениями;
  • проведение связей между ними;
  • избирательные интересы;
  • формирование положительного взгляда на окружающий мир.

Новый шаг в познавательном развитии дошкольника 5-6 лет

Желание перейти на новый уровень в познавательной
активности у детей, как правило, наступает после 4 лет. Именно в это время они стараются извлечь максимум пользы из накопленных ранее сведений об окружающем мире. Для малыша такого возраста это очень непросто. Он постоянно хочет извлечь из множества информации что-то действительно нужное, систематизировать сведения для понимания ситуации.

Задача взрослых - деликатно помочь ребенку в построении элементарных связей, поощряя его избирательный интерес к отдельным явлениям и предметам.

К 5-6 годам малыш проявляет особую любознательность ко всему, что его окружает. Он пытается освоить как можно больше, даже то, что пока ему неподвластно. У дошкольников в этом возрасте все еще несовершенны способности к использованию поступающей информации об окружающей среде. Дети сталкиваются с избытком сведений, которые пока не в состоянии самостоятельно переработать, равно как и просто понять. Результатом может стать перегрузка сознания и угасание желания вести познавательную деятельность.

Как правило, у ребенка в старшем дошкольном возрасте можно наблюдать:

  • желание расширить кругозор;
  • стремление к выстраиванию связей и отношений;
  • желание понять свое место в окружающем мире.

Для достижения цели ребенок в пять лет может пользоваться:


Умение ребенка сравнивать, анализировать и обобщать в старшем дошкольном возрасте позволяют лучше разбираться в накопленных и отчасти систематизированных сведениях об окружающем мире.

В отличие от ребенка младшего дошкольного возраста, старшие дошкольники интересуются не миром в общем, а лишь той его частью, что их окружает.

Развитие познавательной активности в 6-7 лет

К 6 годам дети успевают накопить достаточно много информации, которая требует систематизации. И снова на помощь обязательно должны прийти взрослые, которые смогут направить процесс в нужное русло. С их помощью у ребенка должно получиться:

  • наладить причинно-следственные связи;
  • упорядочить информацию.

Работая со старшими дошкольниками, нужно обратить их внимание на то, что каждое из последствий может иметь несколько причин. Умение выделять и анализировать причинно-следственные связи поможет ребенку активно развиваться в разных направлениях.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) происходит качественное и функциональное совершенствование всех систем человеческого организма. По уровню своего развития к концу этого периода дошкольник должен быть готов к поступлению в школу. От этого будет зависеть успех его обучения в общеобразовательном учреждении. Ребёнку, поступающему в первый класс необходим известный запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о моральных нормах поведения человека в обществе. К 6 – 7 годам дошкольник уже имеет определённый багаж знаний. В основном это представления и первоначальные понятия о предметах и явлениях окружающей жизни. Но важен не столько объём знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщённости сложившихся в дошкольном возрасте представлений. А также уровень развития познавательных интересов и деятельности ребёнка, его речи. Поэтому ознакомление детей с общественными явлениями должно занимать в работе воспитателя почти такое же место, как ознакомление с природой.
Следует помнить о знаниях, полученных дошкольниками по данной теме в других группах, стараться обогащать и закреплять представления детей; при прохождении каждой темы основное внимание необходимо уделять центральным, стержневым вопросам. При сообщении новых знаний важно правильно организовать работу, учитывая опыт и впечатления ребят, их желания, уровень развития речи. Поэтому программа рассчитана на формирование у дошколят представлений об общественных явлениях и природе, в ней много внимания уделяется активизации детского словаря, речи, развитию у детей тех или иных нравственных качеств, необходимых им для успешного обучения в школе.

Основные разделы и темы программы, время их изучения в течение года.

Социальная действительность.

Сентябрь
День знаний. Школа.
Школьные принадлежности.

Москва – столица России.
Санкт – Петербург.

Октябрь
Русское народно -
Прикладное искусство.

Дом. Здания.
Строительство зданий.

Ноябрь
Техника быта.

Посуда.
День Матери.

Декабрь

Семья.
Одежда.
Обувь.
К нам пришёл Новый год.

Январь

Рождество.
Детский сад.
Профессии. Труд взрослых.
Орудия труда. Инструменты.

Февраль

Космос. Планеты. Звёзды.
Транспорт.
Наша армия.
Масленица.

Март

Продукты.
Культура общения
с окружающими людьми.

Апрель

Человек в космосе.
Основы безопасности
на дороге.
Пасха.
Промышленность города.

Май

День Победы.
Игрушки.

Связь в городе.
Основы безопасности в доме.

Сентябрь

Грибы и ягоды нашего леса.
Овощи. Огород.
Фрукты. Сад.
Ранняя осень.

Экология

Октябрь

Насекомые.
Комнатные растения.
Золотая осень.
Дикие животные
наших лесов и их детёныши

Ноябрь

Перелётные птицы.
Деревья. Лес. Кустарники.
Поздняя осень.
Вода. Водоёмы.

Декабрь

Обитатели водоёмов.
Север.
Обитатели уголка,
природы.
Аквариумные рыбы.

(Подготовка животных к зиме).

Январь

Русская зима.
Зимние забавы.
Зимующие птицы.

Дикие животные зимой.

Февраль

Наша планета.
Домашние животные.
Домашние птицы.

Животные жарких стран

Март

Ранняя весна.
Перелётные птицы весной.
Хлеб – богатство России.
Явления природы.

Апрель

Человек. Тело человека.
День здоровья.
Природные материалы.
Садовые ягоды.

Май

Весенние цветы.
Поздняя весна.
Растения луга, поля.
Здравствуй, лето красное!

Сентябрь

Грибы и ягоды нашего леса. (Экология)
Содержание темы
Грибы – простые, зависимые от других растения, у которых нет корней, стебля и листьев. Мы собираем плодовое тело гриба – его часть, поднятую над поверхностью земли. Оно состоит из ножки и шляпки (огромного количества бесцветных волокон – грибницы). Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Собирать нужно только те грибы, которые хорошо известны. Для каждого гриба в лесу – своё время и место. Ягоды – небольшие плоды некоторых растений. Зрелая (спелая) ягода мясистая и сочная, разная по своему вкусу. Ягоды, произрастающие в лесу, бывают несъедобными (вороний глаз, волчье лыко, ландыш). Чтобы не отравиться, нужно собирать только известные. Грибы и ягоды люди заготавливают впрок. Эти растения будоражат наше воображение своей красотой. С ними нужно обращаться бережно. Собирать дары леса нужно осторожно (не вытаптывать ягодники и грибницы) и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу. Обобщающие понятия: «лес», «грибы», «ягоды», «съедобный», «несъедобный», «ядовитый».

Цели и задачи
Закрепить представления детей о грибах и ягодах наших лесов. Учить классифицировать их на съедобные и несъедобные (ядовитые). Ввести в активный словарь дошкольников существительные: корзинка (лукошко), гриб, грибница, грибник, белый (боровик), подосиновик, подберёзовик, сыроежка, опёнок, рыжик, лисичка, сморчок, мухомор, сатанинский гриб, бледная поганка; ягода, земляника, черника, голубика, костяника, малина, ежевика, клюква, брусника, варенье, сок; глаголы: искать, собирать, солить, сушить, замораживать, мариновать, заготавливать, варить; прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сочный, вкусный, красивый, сладкий, кислый, грибной. Учить видеть красоту в природе, воспитывать бережное отношение к ней.

Народные приметы
Урожай сморчков – к урожаю проса и гречи. Появились опёнки – лето кончилось. Коли грибовно, так и хлебовно. Обилие грибов – к дождливой погоде. Если по грибы пойдёте босиком, - найдёте только старые грибы. Если после того, как снег растаял, на этом месте появилась плесень, - это к грибам. Малина рано плодоносит – к тёплому лету. Большой урожай ягод летом – предвещает холодную зиму.

Художественная литература
Алексеева Е. «Мухомор»; Благинина Е. «Белые грибы», «По малину»; Высотская О. «Грибок»; Демьянов И. «Под горою вырос гриб»; Кубилинскас К. «Красная шапочка»; Мусатов В. «Рыжик», «Сыроежки»; Павлова Н. «Опёнки»; Пикулева Н. «Опята»; Романовский С. Т. «Лукошко»; Русская детская песенка «Я по лесу по зелёному бреду…»; Рубцов Н. «У сгнившей лесной избушки...»; Суслов В. «Корзина малины»; Телегина В. «Мухомор», «Боровичок», «Опята».

Пословицы и поговорки
Весна – красна цветами, лето – солнцем и грибами. Со счастьем хорошо и по грибы ходить. Всякий гриб берут, да не всякий в кузов (лукошко) кладут. Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок. Грибов ищут – по лесу рыщут. Не поклоняясь грибу до земли, не поднять его в кузов. Бояться волков – быть без грибков. Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт; а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Наш обед с дымком да с сухим грибком. Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьёт. На окошке грибы не растут. Назвался груздем – полезай в кузов. Молоды опёнки, да черви в них. Сморщился, как гриб, - сморчок сморчком. Зимой съел бы грибок, да снег глубок. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Всякую ягодку в руки берут, да не всякую в кузов кладут. Гриб не хлеб, ягода – трава. Это ещё цветочки, а ягодки впереди. Это с нашего поля (бора) ягода. Не нашего поля (бора) ягода. С хорошего кусточка хорошая и ягодка. Куст тот, да не та ягода. Не малина – не опадёт. Пропустя лето – да в лес по малину. Собрался по малину, когда снегу навалило. Жаль Акулину, да посылать по малину. Рыба в реке – а ягода – в траве.

Скороговорки и чистоговорки
Белый гриб боровичок от Бори спрятал свой бочок. И – молчок! У опушки две старушки брали грузди и волнушки. Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок. На горе дубы, под горой грибы. Бы – бы – бы – в лесу растут грибы. Гриша шёл, шёл, шёл белый гриб нашёл. Ра – ра – ра – в лес идти пора. В лес пошли Кирилл, Иринка, а у них в руках корзинка. У пеньков опять пять опят. Опять пять ребят нашли пять опят. Пять утят, пять опят. У Вити утята, у Пети опята. Мила, Марк, Марина рвут в лесу малину. Малина манила Марину и Милу. Все Марины и Ирины обожают есть малину. Да жалко: в корзинке полполполовинки последней малинки. Вы малину мыли ли? – Мыли, да не мылили.

Дидактические игры
«Подскажи словечко», «Отгадай загадку» («Угадай»), «Опиши мы отгадаем» («Загадалки», « Что это?»), «Посчитай», «Четвёртый лишний» («Что лишнее?»), «Найди и назови», «Съедобный – несъедобный», «Чего не стало?» («Что появилось»), «Собери грибы в кузовок», «Что растёт в лесу», «Как называется?» («Какой сок из малины?»), «Какого вкуса (цвета) эти ягоды?», «Да – нет».

Пальчиковая гимнастика
«По грибы», «Земляника», «Где обедал пальчик», «Корзинка», «С веток ягоды снимаю», «Ягодки».

День знаний. Школа. Школьные принадлежности.
Социальная действительность
Содержание темы
Ежегодно первого сентября все дети школьного возраста начинают свою учёбу в школе. Вся наша страна отмечает этот день, как День знаний. Сначала ребята становятся первоклассниками. В первом классе они учатся писать, читать и считать. Учиться в школе надо несколько лет. Школа даёт знания об окружающей жизни, учит жить и трудиться. Учиться в ней трудно, но и в то же время интересно. Чтобы в будущем стать тем, кем захочешь, настоящим мастером своего дела, надо много знать и уметь, многому учиться. Учат и воспитывают детей в школе учителя (педагоги). Школа – учебное заведение, в котором учатся дети. Учащихся школы называют школьниками или учениками. Промежуток времени, в течение которого ученики занимаются с учителем в классе, называется уроком. Для занятий в школе детям нужны специальные принадлежности. После окончания школы можно учиться дальше, а можно идти работать. Обобщающие понятия: «школа», учёба», «школьник», «школьные принадлежности», «учитель».

Цели и задачи.
Расширить и обобщить представления детей о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях. Ввести в активный словарь существительные: школа, школьник, класс, одноклассник, первоклассник, урок, звонок, учитель (педагог), учёба, ученик, знания, перемена, ранец (портфель), пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, ластик (стёрка), линейка, краски, кисточка; глаголы: учиться, читать, писать, считать, узнавать, знакомиться, трудиться; прилагательные: интересный, увлекательный, первый, умный, новый, школьный. Развивать у детей интерес к школе, желание как можно больше узнать о школьной жизни, учиться в ней.

Художественная литература
Александрова З. «В школу»; Алексин А. Г. «Первый день»; Берестов В. «Читалочка»; Благинина Е. «Класс», «Букварик»; Блок А. «Учитель»; Голявкин В. В. «Как я боялся»; Дьяконов Л. «Первоклассникам»; Коваль Ю. И. «Чистый дор» - отрывок «Нюрка»; Маршак С. Я. «Семь ночей и дней в неделе...», «Читалочка»; Михалков С. «Как бы жили мы без книг», «Школьнику на память», Найденова Н. «Я спрятала кукол...»; Нигмати Р. «Счастливого пути»; Орлов В. «Что написано в тетрадке?»; Суслов В. «Весёлый звонок»; Токмакова И. «Скоро в школу»; Толстой Л. Н. «Филиппок»; Флорентьева Е. «Если кто – то свой учебник...»

Пословицы и поговорки
Перо пишет, а ум водит. Азбука – к мудрости ступенька. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял. Без муки нет науки. Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Ученье – свет, а неученье тьма. Ученье лучше богатства. Наука – не мука. Наш главный труд – ученье. Красна птица перьем, а человек ученьем. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. Был в той школе - уж не обманешь. По ученику и об учителе судят.

Рассказать друзьям