Семинар для воспитателей доу "такие разные дети". Практикум для педагогов доу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель:

Ознакомление педагогов с правами ребенка;

Предупреждение насилия над детьми;

- обучение педагогов положительным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста.

План проведения семинара-практикума

1. Приветствие

2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы

3. Игра «Волшебный сундучок»

4. Упражнение: «Какие условия необходимы для защиты прав ребенка»

5. Информационное сообщение «Насилие и его виды»

6. Упражнение: «Последствия насилия»

7. Показ видеоролика «Дети видят, дети делают»

8. Информационное сообщение «Насилие в детском саду»

9. Упражнение: «Реши ситуацию»

10. Притча о гвоздях

11. Прощание

Материал: оборудование для показа видео, мяч.

Ход семинара-практикума психолога детского сада

1. Приветствие (2 мин.)

Предлагает педагогам предлагается продолжить предложение «Ребенок это - ...»

2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы. (5 мин.)

Тема нашего семинара - «Защита прав ребенка-дошкольника ». Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на честь, на достоинство, на неприкосновенность личности, свободу совести, взглядов - необходимые условия гармоничного существования человека.

3. Игра «Волшебный сундучок» (5 мин)

Упражнение 4: «Какие условия необходимы для защиты прав ребенка?» (20-25 мин)

5. Информационное сообщение «Виды насилия» (5 мин.)

Известный польский специалист по предупреждению насилия Лес Алларкон дает такое определение насилия - это действия, совершаемые одним (или несколькими) лицами, характеризующиеся следующими признаками:

Осуществляются сознательно;

Направлены на достижение определенной цели;

Наносят вред (физический, моральный, материальный) другому лицу, нарушающие права и свободы человека;

Тот, кто осуществляет насилие, обычно имеет преимущества (административные, физические, психологические) что делает невозможным эффективную защиту жертвы от насилия.

Виды насилия:

Психологическое: применение брани, крика, унижения, оскорбления, ущемляющих достоинство и самооценку человека;

проявление грубости по отношению к родным или друзьям человека;

причинение ущерба домашним животным, к которым эмоционально привязан человек;

уничтожение, повреждение, сокрытие личных вещей;

грубая критика поступков, мыслей, чувств;

отношение как к прислуге;

ограничение свободы действий и передвижения;

контроль и ограничение возможности общения с родными или друзьями, преследование;

угрозы;

игнорирование, пренебрежение ребенка, отсутствие доброжелательной атмосферы;

недостаточное удовлетворение потребностей в пище, образовании, медицинской помощи;

недостаточное обеспечение ребенка необходимым вниманием, поддержкой, благосклонностью.

Психологическое насилие осуществляется тогда, когда упрекают за каждый поступок, критикуют личность или унижают грубой бранью.

Экономическое насилие: лишение или ограничение возможности пользоваться собственными денежными сбережениями, собственным или общим имуществом, нанесение ущерба или уничтожение имущества человека.

Физическое насилие: любое насильственное поведение может проявляться в виде шлепков, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву, лишение пищи или питья.

Сексуальное насилие: посягательство на половую неприкосновенность жертвы.

6. Упражнение: «Последствия насилия» (10 мин.)

Педагоги объединяются в 2 группы. Задача для первой группы - написать последствия насилия над ребенком, задания для 2 группы - написать причины проявлений насилия в семье.

Последствия насилия над ребенком :

беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита;

длительное подавленное состояние;

агрессивность;

стремление как можно больше времени провести на улице (страх возвращаться домой);

низкая самооценка;

конфликтность и недостаток навыков самоконтроля;

использование насилия как способа решения конфликтов в игре с друзьями, в семье;

чувство беспомощности;

слабое развитие социальных навыков;

психосоматические жалобы (нарушение работы сердца, пищеварения, снижение иммунитета и, как следствие, склонность к различным заболеваниям);

бунтарство, ложь;

побег из дома;

приступы истерии, кошмары, суицидальное поведение

Почему родители совершают насилие?

Некоторые родители сами подвергались в детстве насилию или имели недостаточно стабильные, теплые отношения в своей семье.

Часто одного ребенка выбирают в семье объектом для насилия, он может считаться умственно отсталым; также ребенок может стать жертвой из-за сходства с нелюбимым мужем или потому, что он был нежеланен, родился случайно.

Ребенок, который является жертвой в семье, психологически «разрушается», ребенок выступает в роли «мальчика для битья».

Некоторые родители склонны к жесткой дисциплине и считают любое поведение своих детей «неправильным», чрезмерно требовательны к своим детям.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми:

неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, в которых есть отчим или мачеха.

наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, бывшего заключенного.

безработица, постоянные финансовые трудности, постоянные супружеские конфликты.

статус беженцев, вынужденных переселенцев.

низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок.

умственные или физические недостатки ребенка.

негативные последствия насилия над детьми заключается также в том, что насилие порождает новое насилие.

7.Показ видеоролика «Дети видят, дети делают» (5 мин.)

8.Информационное сообщение «Насилие в детском саду » (5 мин.)

Не секрет, что истоки так всем известной «дедовщины» или издевательства над другими людьми, ведут к дошкольному детству. Примерно до 5 лет, дети, посещающие дошкольные учреждения, иногда проходят настоящую школу выживания, которая включает в себя агрессивное поведение некоторых детей, драки, ненормативную лексику, оскорбления и прозвища, вред и насильственное отбирание игрушек и личных вещей, провокации, угрозы и т. д. Это может привести к тому, что на смену достаточно доброжелательным отношениям между детьми приходит напряженный интерес к ровесникам, сосредоточенное и ревнивое наблюдение за ними. При этом успехи ровесника иногда огорчают, оскорбляют, а его ошибки, наоборот, радуют. Именно в 5-летнем возрасте дети могут интенсивно завидовать сверстникам, задевать их, бороться с ними и демонстративно подчеркивать свое преимущество. Острота эмоций может приобретать формы плача, ярко выраженной агрессивности, обидчивости или застенчивости. Нужно отметить, что подобное встречается, к счастью, не массово и характерно только для некоторых детей, которые иногда могут объединяться в группки. Сначала ситуации нападений могут принимать форму провокаций, а затем трансформироваться в физическое или психологическое насилие. Физическое насилие включает в себя драки, отбор личных вещей, психологическое (моральное) придумывание прозвищ, насмешки, запугивание, ненормативная лексика, угрозы, сплетни, а также социальное пренебрежение: бойкот, отчуждение. Девочки более склонны к вербальной агрессии и социальному пренебрежению, мальчики к физическому насилию.

Причинами детской агрессии могут быть:

1. Желание самоутвердиться (демонстрация своего лидерства).

2. Недопустимое поведение (ребенок проявляет агрессию, которую вовремя не останавливают, и это впоследствии становится разрешенным средством решения проблем в группе детей).

3. Гиперопека ребенка, повышенные требования, недружественная семейная атмосфера.

4. Девиантное поведение окружающих людей, влияние средств массовой информации, которые пропагандируют культ насилия, переполненность групп детского учреждения, сложные отношения ребенка с воспитателями или сверстниками.

Ситуация насилия по своей природе и своим последствиям является травматической, поскольку истощает всех: и активных участников (агрессоры) и пассивных (жертвы, наблюдатели). В группе, где издевательства и унижения случаются часто, практически все дети отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, проблемами в общении, игровой и учебной деятельности. К сожалению, достаточно типичными для жизни ДОУ стали педагогическое равнодушие, игнорирование, невмешательство взрослых. Часто детское насилие вообще не рассматривается как проблема. Многие педагоги ограничиваются устными замечаниями или силой своего авторитета просто подавляют насилие. Вмешательство взрослых в данном случае необходимо, ведь «агрессор» начнет воспринимать подобные ситуации как свою победу, а другие дети получают негативный опыт отношений в коллективе. Часто взрослые наказывают всех участников ситуации без тщательного разбора ситуации. В таком случае ребенок-жертва не понимает, почему его наказывают наравне с ребенком, который его обидел, чувствует несправедливость, обиду, зато дети-агрессоры празднуют победу и, чувствуя свою безнаказанность, как бы получают своеобразное разрешение и в дальнейшем так действовать. Иногда сами воспитатели могут стать причиной детской агрессии, поскольку насмехаются над детьми, оскорбляя их словесно в присутствии других детей, унижая их достоинство, грубо критикуя их поведение, чувства, мысли, обвиняют во всех проблемах. Все это формы психологического и словесного насилия. Нужно помнить, что в коллективе должны доминировать ценности толерантности и ненасилия.

Работать над проблемой насилия необходимо от самых первых его проявлений в детском коллективе. Во-первых, нужно объяснить всем детям правила дозволенного поведения, также было бы хорошо обсудить их с детьми, объяснить последствия запрещенного поведения. Педагог должен быть посредником между конфликтующими сторонами, явно отдавая предпочтение детям, которые выбрали ненасильственные способы решения конфликтов. Нужно обратить внимание на работу с различными участниками конфликта по «горячим следам» - объяснение, анализ поведения, рефлективное осмысление поведения с детьми, выбор общей стратегии, направленной на примирение, согласование действий. После этого воспитатель определенное время осуществляют контроль за участниками конфликта. Все педагоги, персонал детского учреждения должны быть образцом поведения. Таким образом, вмешательство педагогического направления будет эффективно в случае согласованной деятельности всех и на всех уровнях: учебного заведения в целом, детской группы и на личном уровне. Создано: 15 Февраль 2015

Цель: повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями «агрессия», «гиперактивность», «тревожность», причинами возникновения и признаками проявления
  2. Обучить методическим приемам работы с «трудными» детьми.
  3. Проанализировать полученную методическую информацию и результаты работы.

Форма работы: групповая, подгрупповая.

Методы работы: семинар-практикум.

Сроки проведения: 3 семинара по 35-40 минут.

Участники: педагоги возрастных групп 5-7 лет.

В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если ребенок постоянно дерется? Не идет на контакт со сверстниками? Не слышит ни сверстников, ни взрослых? Не может усидеть на месте? Количество таких вопросов неуклонно растет. Наверное, потому, что в наше трудное время родители не всегда имеют возможность и время заниматься ребенком, плохая экология, увеличение числа общих и хронических заболеваний у детей. Таким образом, перед родителями и педагогами встает вопрос: как научиться взаимодействовать с подобными детьми, чтобы они полноценно прожили период дошкольного детства. Данный цикл лекций, прежде всего, предназначен для педагогов ДОУ, так как они первые в образовательной системе встречаются с «трудными» детьми. И на их плечи ложится основная задача по социализации детей в общество. На наших встречах под «трудными» детьми будут пониматься агрессивные, гиперактивные и тревожные дети, так как на практике педагоги чаще всего встречаются с подобными детьми. Для закрепления полученной информации необходимо продемонстрировать или проиграть предложенные игры вместе с педагогами.

Семинар-практикум 1. «Методы взаимодействия с агрессивными детьми»

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический вред людям (Психологический словарь, 1997 г). В свою очередь, агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Выделяют 5 видов агрессии (А.Басс, А.Дарки):

  1. Физическая – физические действия против кого-либо
  2. Косвенная – бывает направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание)
  3. Раздражение – вспыльчивость, грубость
  4. Негативизм – оппозиционная манера поведения
  5. Вербальная – угрозы, крики, ругань.

Признаки агрессивности:

  • по темпераменту агрессивный ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем
  • по характеру агрессивный ребенок: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам других, дерзок, проявляет негативизм.

Причины возникновения агрессии:

  1. Нарушения эмоционально-волевой сферы – проявляются в неумении ребенком управлять своим поведением, а также в недостаточном усвоении им общественных норм поведения и общения.
  2. Неблагополучная семейная обстановка – в семье нет единых требований к воспитанию ребенка, асоциальное поведение родителей, физические и жестокие наказания, плохие жилищно-бытовые и материальные условия жизни.
  3. Трудности в обучении
  4. Неблагоприятный психологический климат в дошкольном учреждении.

В приведенной ниже таблице даны направления и методы работы педагогов с агрессивными детьми, а также указаны компоненты предметно-развивающей среды, которые помогут в выстраивании взаимодействия с данными детьми.

Взаимодействие с агрессивными детьми.

направление методы предметно-развивающая среда

1. Выражение гнева в приемлемой форме

  • Заявлять о своих чувствах
  • Выразить гнев в косвенной форме: на неопасном предмете
  • Упорядочить систему требований для ребенка

Резиновые игрушки, каучуковые шарики, подушки, поролоновые мячи, мишень с магнитными дротиками, стаканчик для крика.

Игры: Добрые-злые кошки, Каратист, Боксер, Упрямая подушка, Клоуны ругаются.

2. Обучение приемам саморегуляции

  • Релаксационные упражнения

Картотека релаксационных игр: «Загораем на солнышке», «Море», «Тропический остров», «Водопад», «Волшебный сон», «Пылесос и пылинки» и т. д.

3. Отработка навыков общения

  • Привлекать детей к ролевым играм
  • Подчеркивать значимость ребенка в выполняемом деле
  • Не навешивать ярлыки: злой, забияка, драчун

Настольный театр, разнообразие игровой атрибутики.

4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты)

  • Научить ребенка жалеть других
  • Чтение художественной литературы
  • Сочинение вместе с детьми сказок, историй
  • Создание «Эмоционального словаря»

Дидактические игры «Эмоциональные состояния», «Азбука эмоций», «Лица бывают разные», «Хорошо или плохо».

Предложенные в таблице игры и упражнения можно найти в Приложении 1 .

Семинар-практикум 2. «Методы взаимодействия с тревожными детьми»

О работе с тревожными детьми следует говорить обязательно, хотя эти дети не доставляют хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями. В современной литературе часто смешиваются понятия «тревожность» и «тревога». Однако это совсем неидентичные термины, и не следует их подменять друг другом. Под «тревогой» понимается эпизодическое проявление беспокойства и волнения. И она не всегда носит отрицательный характер: иногда тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей человека. А вот термин «тревожность» трактуется как индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги. Часто эта особенность является препятствием для гармоничного развития личности ребенка, его социализации и адаптации в коллективе сверстников.

Исследования Захарова А.И (1997) , что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, а Раншбург Й. (1983), что чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов и тревоги.

Причины тревожности следующие:

  1. Негативные требования, предъявляемые к ребенку, которые могут унизить и поставить зависимое положение
  2. Неадекватные, чаще всего, завышенные требования к ребенку
  3. Противоречивые требования, которые предъявляют ребенку родители или дошкольное учреждение.
  4. Высокая тревожность у родителей.

Критерии выявления тревожного ребенка

  1. Испытывает постоянное беспокойство
  2. испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо
  3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)
  4. Раздражителен
  5. Имеет нарушение сна

Для того, чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы два из перечисленных критериев постоянно проявлялись в его поведении.

Основные направления работы представлены в таблице.

Взаимодействие с тревожными детьми

Направление Методы предметно-развивающая среда

1. повышение самооценки

  • Чаще называть ребенка по имени
  • Выполнение престижных в данном коллективе поручений
  • Хвалить его в присутствии других детей и взрослых
  • Награждать жетонами
  • Тактильный контакт
  • Сравнивать результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад
  • Избегать заданий, выполняемых на время
  • Желательно спрашивать в середине занятия, задавать один вопрос и давать время на обдумывание (каждое повторение вопроса ребенок воспринимает как вновь раздражающий стимул)
  • Общение «глаза в глаза»

Картотека игр на повышение самооценки: « Похвалики», «За что меня любит мама»

2. обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения

  • Выполнять релаксационные упражнения
  • Телесный контакт с ребенком
  • Использование элементов массажа
  • Маскарад (переодевание, маски)

Картотека релаксационных игр: «Нарисуй губами», «Скульптура», «Ласковый мелок», «Покатай куклу», «Добрый – злой, веселый – грустный», психогимнастика М.И. Чистяковой.

3. отработка уверенного поведения в конкретных ситуациях

  • Ролевая игра
  • Игры с куклами

Проигрывание сценок с использованием кукольного театра или масок

Семинар-практикум 3. «Методы взаимодействия с гиперактивными детьми»

Если ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются «гиперактивностью, вследствии дефицита внимания».Гиперактивностью называют несвойственные для нормального развития ребенка невнимательность, отвлекаемость и импульсивность, двигательная расторможенность. Пики проявления: 1-2 года, 3 года, 6-7 лет.

Гиперактивные дети вызывают у взрослых наибольший протест, т.к. эти дети приносят много неудобств.

До сих пор точно не выявлено, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые полагают, что это нарушение функций головного мозга в лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания. Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают комплексную помощь: психолого-педагогическое сопровождение и медикаментозное лечение.

Основные причины возникновения гиперактивности:

  1. Пренатальная патология (токсикоз, обострение хронического заболевания, резус-конфликт)
  2. Осложнения при родах (преждевременные роды, роды со стимуляцией, асфиксия, внутреннее кровоизлияние)
  3. Психосоциальные факторы (попустительский стиль воспитания)

Признаки гиперактивных детей:

  • плохой сон
  • чувствительность к раздражителям
  • повышенный мышечный тонус
  • у ребенка не наблюдается попыток проникнуть в суть явления
  • действия спонтанные, беспорядочные
  • не задумываются о последствии своих поступков
  • эгоистичны, демонстративны, требовательны, конфликтны
  • чрезмерно болтливы

Если не проводить работу с гиперактивным ребенком в дошкольном детстве, то в подростковом возрасте у него будет наблюдаться асоциальное, деструктивное поведение.

Необходимо также отметить, что у детей с гиперактивностью порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они невосприимчивы к выговорам и наказанию. Но легко отвечают на малейшую похвалу.

Основные направления работы с данными детьми приведены в таблице.

Взаимодействие с гиперактивным ребенком

Направление работы Рекомендации Предметно-развивающая среда

Развитие внимания, контроля поведения, двигательного контроля

  • Проводить обучение ребенка в начале дня
  • Инструкции четкие и краткие (не более 6 слов)
  • Общаться мягко, спокойно, ровно (воздержаться от эмоционально приподнятого тона)
  • За несколько минут до начала новой деятельности предупредить ребенка об этом
  • Соблюдение четкого режима
  • Ограничить от просмотра телевизора
  • Спрашивать ребенка в начале и конце занятия
  • Найди отличия
  • Сделай так!
  • Бездомный заяц
  • Клубочек
  • Что нового
  • Будь внимателен
  • Послушай тишину
  • Пальчиковые игры
  • Психогимнастика

Отработка навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками

  • Перед началом занятий оговорить правила поведения, за выполнение которых ребенок получит вознаграждение
  • Награды – идти в первой паре, дежурство во время обеда, дополнительное время для игры
  • Чаще поощрять
  • Стараться избегать в речи частицу «НЕ»
  • Контролировать выполнение коротких заданий
  • Бездомный заяц
  • Колокольчик
  • Говори!
  • Колпак мой треугольный
  • Да и нет, не говорите
  • Кричалки, шепталки, молчалки
  • Пожалуйста
  • Давайте поздороваемся

Предложенные в таблице игры и упражнения можно найти в Приложении 1.

Список литературы:

  1. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми -- М., 2000.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. М., 1998.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 2. М., 1998.
  5. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
  6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  7. Шитова Е.В. Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. – Волгоград: «Панорама», 2006.

Семинар-практикум

"Секреты успешной работы с родителями "

Подготовила

Зам.зав по ВМР МБДОУ Платошинский детский сад «Солнышко»

Коновалова Галина Витальевна

Цель:

повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

    Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

    Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями, выяснить проблемы в общении и пути их преодоления.

    Познакомить педагогов с причинами эмоционального выгорания и способами его предотвращения и коррекции.

Предварительна работа:

1.Изучение ФГОС, методической литературы, составление презентации, наглядного материала.

Материалы, оборудование: памятки, ноутбук, медиапроектор, ручки, листы бумаги,

Этапы

Деятельность ведущего

Деятельность педагогов

1.Приветствие

Добрый день, уважаемые педагоги.

Нашу встречу я предлагаю начать с упражнения «Мозговой штурм» (или «включаем мозги»).

Цель - помочь членам группы включиться в работу, способствовать взаимодействию друг с другом, позитивному настрою.

Педагоги по кругу считают от 1 до 60 (100) в быстром темпе. Нельзя говорить цифру 6 и числа, которые делятся на 6. Вместо цифры хлопать в ладоши. Кто ошибается, встаёт и до окончания счёта продолжает стоять.

2.Основной этап

Практикум.

Выступление Коноваловой Г.В

Перефразируем Маяковского: «Е сли человек работает воспитателем в детском саду, то ему это зачем- нибудь нужно!»
Работа непростая, требующая больших эмоциональных вложений. Конечно, хочется, чтобы этот труд был по достоинству оценен. Хочется, чтобы ваша работа была отмечена, хочется числиться на хорошем счету и в коллективе, и, тем более, в глазах родителей. Для этого мы должны выяснить для себя: «Зачем я работаю, что меня мотивирует?». Не секрет, что мотивация у каждого своя.


Мотивация всегда внутренняя, и она может изменяться. Сегодня, например, меня мотивирует денежное стимулирование, завтра – профессиональный рост.

А сейчас давайте разберёмся, что может мотивировать наших родителей на взаимодействие с ДОУ, на участие в различных конкурсах, праздниках, мероприятиях.

Итак: для успешного взаимодействия с родителями необходимо знать:

Тренинговое упражнение « Минута на разговор».

Итак: что вы испытывали при общении, легко ли вы идёте на контакт с другим человеком. Что было легче, задавать вопросы или рассказывать о себе?

Используйте это упражнение на родительских собраниях с целью создания эмоциональной атмосферы комфортности, с целью получить дополнительную информацию о родителях, и родители смогут лучше узнать друг друга.

1.Выступление воспитателя Гобан И.А

Упражнение "Выбери фразу"

Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.

Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1 ) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять ;

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.

Задание.

Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом. Укажите стрелочкой "нежелательные" фразы в паре с "желательными" так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".

Извините, если я помешала.

Я бы хотела.

Вероятно, вы об этом еще не слышали.

Вам будет интересно узнать.

Я бы хотела еще раз услышать.

Мне представляется интересным то, что.

Я пришла к такому выводу, что.

Вы хотите.

Думается, ваша проблема заключается в том, что.

Давайте с вами быстро обсудим.

Как вы знаете.

Хотя вам это и неизвестно.

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.

Вы, конечно, об этом еще не знаете.

А у меня на этот счет другое мнение.

Конечно, вам уже известно.

Вы, наверное, об этом слышали.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала… ", "Я бы хотела еще раз услышать… ", "Давайте с вами быстренько обсудим… ", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ", "А у меня на этот счет другое мнение…».

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

"Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";

"Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";

"Мне представляется интересным то, что… " – "Вам будет интересно узнать… ";

"Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что… ";

"Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";

"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете …".

Воспитателям предлагаются памятки «Правила общения»

2.Выступление воспитателей Тимофеевой И.В с презентацией

«Причины недопонимания между родителями и педагогами ДОУ и пути их преодоления»

3.Выступление Гусельниковой О.А « Причины эмоционального выгорания педагогов и пути преодоления»

1.Деньги;

2.Профессиональный рост/ самореализация;

3.Признание/успех;

4.Стремление принести пользу обществу;

5.Возможность передать свой опыт;

6.Ощущение стабильности;

7.Власть;

8.Внешние обстоятельства, какие-либо жизненные ситуации.

9.Поддержка коллег, семьи, руководства.

Педагоги отвечают на поставленный вопрос:

1.Стремление доставить радость своему ребёнку;

2.Стремление принести пользу обществу;

3.Желание особенного отношения к ребёнку со стороны воспитателей.

4.Желание повысить свою пед.компетентность.

5.Самореализация/демонстрация своих умений, талантов.

6.Возможность передать свой опыт.

7.Стремление к изучению своего ребёнка в социуме.

Педагоги выбирают себе собеседника и в течение 3-5 мин ведут беседу на тему «Мои увлечения» (можно на тему «Спорт», «Семья», « Новости» и т.д) ,затем каждая пара представляет друг друга присутствующим.

Педагоги выполняют задание.

Педагоги знакомятся и обсуждают предложенные им памятки

Педагоги смотрят предложенную им презентацию

Педагоги знакомятся и обсуждают памятки.

Рефлексия

Уважаемый педагог!

Прошу дать обратную связь на нашу встречу, заполнив таблицу.

Критерии оценки Количество баллов

1 2 3 4 5

Физический комфорт

Психологический комфорт

Практическая польза

Ваша активность

Деятельность ведущего

Ваши пожелания / замечания

Педагоги заполняют таблицу.

Памятка для педагога.

Не критикуй других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.

Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.

С проблемными людьми, дабы не иметь проблем, никогда не создавай ситуацию "один на один". В присутствии других "проблемные" уже не столь проблемны!

Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.

Уверенность в своих знаниях придает силу.

Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.

Если собеседник ведет себя некорректно в общении с вами, никогда не повторяйте его поведение в ответ. Будьте тактичны и спокойны, пусть он сам увидит свое нелицеприятное поведение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

Методическая разработка

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Педагог-психолог:

Дорогова Марина Владимировна

г. Лесосибирск 2016г.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ

Цель: Повышение компетентности педагогов в работе с родителями воспитанников.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов по организации беседы с родителями.

2. Отработать и закрепить навыки через упражнения.

Материалы: Три банки пластиковые с крышками трех цветов (красный, желтый и зеленый). Смайлики. Призентация.

Ход:

(Слайд 2) Взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс. Основную роль в общении с родителями играют воспитатели. Поэтому они должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.

(Слайд 3) Самыми распространёнными методами работы с родителями являются:

1. Наглядная информация для родителей

2. Беседы с родителями

3. Родительские собрания

Все три метода заслуживают внимание, однако, сегодня мы рассмотрим, на мой взгляд, один из самых сложных методов, метод беседы. (Слайд 4)

Одна из самых значимых сложностей – коммуникативные барьеры (Слайд 5) .

Например:

Виспитатель думает, что мама бепокоиться, что ребенок будет плакать;

Говорит, что позвонит, если ребенок будет плакать;

Мама слышит, что ей будут звонить, когда ребенок заплачет;

Мама думает, что как только ребенок заплачет, мне начнут звонить.

Существуют общие

В начале беседы необходимо приветствие и установление доверительного отношения, для этого придерживаемся «Правила трех плюсов».

Имя собеседника

Комплимент

Предлагаем педагогам практические упражнения для закрепления «Правила трех плюсов»

Педагоги образуют два круга внутренний и внешний, располагаясь парами, лицом друг к другу. В течение 15 секунд смотрим в глаза друг другу, при этом улыбаемся. Через 15 секунд внешний круг передвигается на одного человека вправо, и снова 15 секунд смотрим в глаза партнера, при этом улыбаемся. Упражнение продолжаем до тех пор, пока все не поменяются.

Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение, какие испытывали трудности и почему.

В начале общения с родителями одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Упражнение «Имя»

Обсуждаем, что педагоги знают о происхождении своего имени, что оно обозначает, кто дал им это имя и что оно для них значит.

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук. Важно использовать имя-отчество при приветствии.

Упражнение «Красная дорожка»

Педагоги становятся в две шеренги лицом друг к другу, образуя как бы проход по «Красной дорожке». Один из добровольцев проходит медленно по красной дорожке, перед проходом объявляя, что он умеет что-то делать очень хорошо, замечательно. Задача всех хвалить, проходящего по дорожке, когда он поравняется с ними, желательно не повторяясь в комплементах.

Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение тому, кто шел по дорожке, тем, кто говорил комплементы, какие испытывали трудности и почему.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Сначала нужно рассказать об успехах и только потом тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы (Слайд 7) установления хорошего контакта с собеседником:

Упражнение «Черепаха»

Становимся в круг, прижавшись плечами друг к другу, поворачиваемся направо и делаем шаг в центр круга, при этом должны плотно встать друг к другу, руки положить на плечи впереди стоящего. Все одновременно садимся на колени сзади стоящему человеку. Сидя на коленях, начинаем медленно идти.

Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение. Это упражнение на доверие. Если доверяете, то идти легко.

Упражнение «Дистанция»

Педагоги становятся в две шеренги лицом друг к другу на растоянии3-х метров. Одновременно начинают разговаривать с тем, кто стоит напротив о том, как провели выходные. При этом одна шеренга постепенно во время разговора подходит к другой, пока ни встанут лицом друг к другу.

Обсуждение: На каком расстоянии разговаривать было комфортно?

Дистанция (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

- Жесты

Доминирующие жесты

Если человек пользуется указательным пальцем (показывает на кого-то реального или воображаемого).

Засунутые руки в карманы, при этом большой палец остается снаружи.

Руки, сложенные клином, большие пальцы также остаются снаружи.

Кончики пальцев соединены «домиком».

Крепкое рукопожатие, при котором ладонь лежит поверх ладони собеседника.

Руки, упертые в бока.

Агрессия, нервозность

Сжимает кулаки, собирает ворсинки с одежды, не согласен с тем, что говорит оппонент, он не готов защищать свою позицию, но агрессия есть.

Защита

Поза, в которой «закрывает» руками части тела. Это может быть грудь, горло, живот, половые органы.

Недоверие

- «молитвенно» сложены руки, прикрывает руками рот, нос, потирает пальцами губы, веки.

Неуверенность

Желание опереться на что-то, теребя при этом предмет в руках или играя с ним, регулярно потирает кисть одной руки, притрагивается к карману или манжету, поправляет воротник.

Манипуляторы

Активно жестикулируют, как бы невзначай притрагивается к вашей одежде, плечам.

Прикрывает руками рот, нос, чесать переносицу, глаза или уши

Закрывание рта (не обязательно самыми руками – это может быть книга, лист бумаги, ложка).

Открытость и готовность к сотрудничеству

Частая демонстрация ладоней во время беседы

Человек расстегивает кофту, снимает часы, кольца.

Уверенности в себе

Рука обхватывает кисть другой руки за спиной

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

- Прием присоединения

Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)

Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Основные правила проведения беседы: (Слайд 8)

I. Подготовка к беседе:

1. Определить цель беседы

Схема целеполагания

Факт (ребенок дерется)

Позиция родителя 1(защищается) Причина (дети обижают) Проблема (поведение детей по отношению к ребенку) Задача (изменить отношение других детей к ребенку)

Позиция педагога 2 (конфликтует) Причина (не сдержанность, не уступчивость, добиться своего любым способом) Проблема (агрессивное поведение) Задача (научить общаться, дружить, уступать, прислушиваться к мнению других)

2. Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать.

Распределите вопросы в порядке их значимости.

Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.

3. Определить вопросы, поддерживающие беседу.

Исходя из потребностей, интересов собеседника.

II. Вступление в контакт с собеседником

1. Улыбка, имя, комплемент о ребенке

2. Вопросы, поддерживающие беседу

Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его

III. Беседа

1. Интересующие Вас вопросы.

Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику.

2. Слушать внимательно и доверительно

Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации.

Предлагаем педагогам упражнение для отработки умения слушать и услышать нужную информацию игнорируя не заостряя внимание на дополнительную.

Упражнение «Ферма»

Все становятся в круг и в зависимости от количества участников делятся на обитателей фермы (коровы, овцы, свиньи и др.), количество каждого вида животных не меньше 3-х. Все расходятся по залу, закрывают глаза (для безопасного перемещения, выставляют перед собой руки) и произнося звуки соответствующего животного ищут свое стадо.

Обсуждение: Легко ли было выполнить упражнение, какие были трудности, к каким методам прибегли?

3. Дать возможность собеседнику высказаться

Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Для отработки умения поддерживать разговор в условиях постоянного его прерывания предлагаем педагогам следующее упражнение.

Упражнение «Сказка»

Педагоги сидят на стульях в кругу, и сочиняют сказку, по очереди произнося по одной, две фразы.

Обсуждение: Легко ли было выполнить упражнение, какие были трудности, почему?

4. Показать понимание чувств собеседника.

5. Информировать о последствиях, что может получиться, если не изменить ситуацию.

6. Обсудить ресурсы родителя. Что Вы можете сделать? Или что из этого варианта Вы могли бы сделать?

7. Уточните, кто будет делать и что именно. Что предлагает педагог со своей стороны.

IV. Подведение итогов

Сделать выводы о состоявшейся беседе, наметить следующую встречу.

Проводим рефлексию семинара.

Упражнение «Рефлексивный светофор»

Три банки пластиковые с крышками трех цветов (красный, желтый и зеленый). Смайлики. Педагоги берут смайлик и помещают его в банку с выбранным цветом крышки.

Зеленый – информация мне нужна, я беру её себе на вооружение и двигаюсь дальше.

Желтый – мне недостаточно полученной информации по данной теме и мне необходимо дополнительные ресурсы, что бы двигаться дальше.

Красный – мне данная информация не нужна, не понятна.

ЛИТЕРАТУРА (Слайд 9)

1. Гладкова Ю. Педагог и семья. /Ю. Гладков. // Дошкольное воспитание. – № 4. – 2008.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Работа с родителями в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2005.

3. Евдокимова С.Е. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: Творческий центр, 2005.

4. Лобанюк С., Агеева Л. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи. – М.: Сфера, 2008.

5. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. – М. ЛИНКА- ПРЕСС, 2007.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

Методическая разработка

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Тема «Эффективные способы взаимодействия воспитателя с родителями»

Педагог-психолог:

Дорогова Марина Владимировна

Г. Лесосибирск 2016г.

Эффективные способы взаимодействия воспитателя с родителями (Слайд 1)

Целевая аудитория: педагоги ДОУ

Цель: Повышение компетентности педагогов в работе с родителями воспитанников.

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов по организации беседы с родителями.
  2. Отработать и закрепить навыки через упражнения.

Материалы: Три банки пластиковые с крышками трех цветов (красный, желтый и зеленый). Смайлики. Призентация.

Ход:

(Слайд 2) Взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс. Основную роль в общении с родителями играют воспитатели. Поэтому они должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.

(Слайд 3) Самыми распространёнными методами работы с родителями являются:

  1. Наглядная информация для родителей
  2. Беседы с родителями
  3. Родительские собрания

Все три метода заслуживают внимание, однако, сегодня мы рассмотрим, на мой взгляд, один из самых сложных методов, метод беседы. (Слайд 4)

Одна из самых значимых сложностей – коммуникативные барьеры (Слайд 5) .

Например:

Виспитатель думает, что мама бепокоиться, что ребенок будет плакать;

Говорит, что позвонит, если ребенок будет плакать;

Мама слышит, что ей будут звонить, когда ребенок заплачет;

Мама думает, что как только ребенок заплачет, мне начнут звонить.

Существуют общие "Правила построения эффективного общения».

В начале беседы необходимо приветствие и установление доверительного отношения, для этого придерживаемся «Правила трех плюсов».

«Правило трех психологических плюсов»: (Слайд 6)

Улыбка

Имя собеседника

Комплимент

Предлагаем педагогам практические упражнения для закрепления «Правила трех плюсов»

Упражнение «Улыбка глаза в глаза»

Педагоги образуют два круга внутренний и внешний, располагаясь парами, лицом друг к другу. В течение 15 секунд смотрим в глаза друг другу, при этом улыбаемся. Через 15 секунд внешний круг передвигается на одного человека вправо, и снова 15 секунд смотрим в глаза партнера, при этом улыбаемся. Упражнение продолжаем до тех пор, пока все не поменяются.

Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение, какие испытывали трудности и почему.

В начале общения с родителями одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Упражнение «Имя»

Обсуждаем, что педагоги знают о происхождении своего имени, что оно обозначает, кто дал им это имя и что оно для них значит.

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук. Важно использовать имя-отчество при приветствии.

Упражнение «Красная дорожка»

Педагоги становятся в две шеренги лицом друг к другу, образуя как бы проход по «Красной дорожке». Один из добровольцев проходит медленно по красной дорожке, перед проходом объявляя, что он умеет что-то делать очень хорошо, замечательно. Задача всех хвалить, проходящего по дорожке, когда он поравняется с ними, желательно не повторяясь в комплементах.

Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение тому, кто шел по дорожке, тем, кто говорил комплементы, какие испытывали трудности и почему.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Сначала нужно рассказать об успехах и только потом тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы (Слайд 7) установления хорошего контакта с собеседником:

Короткая дистанция и удобное расположение между собеседниками.

Упражнение «Черепаха»

Становимся в круг, прижавшись плечами друг к другу, поворачиваемся направо и делаем шаг в центр круга, при этом должны плотно встать друг к другу, руки положить на плечи впереди стоящего. Все одновременно садимся на колени сзади стоящему человеку. Сидя на коленях, начинаем медленно идти.

Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение. Это упражнение на доверие. Если доверяете, то идти легко.

Упражнение «Дистанция»

Педагоги становятся в две шеренги лицом друг к другу на растоянии3-х метров. Одновременно начинают разговаривать с тем, кто стоит напротив о том, как провели выходные. При этом одна шеренга постепенно во время разговора подходит к другой, пока ни встанут лицом друг к другу.

Обсуждение: На каком расстоянии разговаривать было комфортно?

Дистанция (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Жесты

Доминирующие жесты

Если человек пользуется указательным пальцем (показывает на кого-то реального или воображаемого).

Засунутые руки в карманы, при этом большой палец остается снаружи.

Руки, сложенные клином, большие пальцы также остаются снаружи.

Кончики пальцев соединены «домиком».

Крепкое рукопожатие, при котором ладонь лежит поверх ладони собеседника.

Руки, упертые в бока.

Агрессия, нервозность

Сжимает кулаки, собирает ворсинки с одежды, не согласен с тем, что говорит оппонент, он не готов защищать свою позицию, но агрессия есть.

Защита

Поза, в которой «закрывает» руками части тела. Это может быть грудь, горло, живот, половые органы.

Недоверие

- «молитвенно» сложены руки, прикрывает руками рот, нос, потирает пальцами губы, веки.

Неуверенность

Желание опереться на что-то, теребя при этом предмет в руках или играя с ним, регулярно потирает кисть одной руки, притрагивается к карману или манжету, поправляет воротник.

Манипуляторы

Активно жестикулируют, как бы невзначай притрагивается к вашей одежде, плечам.


Подписи к слайдам:

Эффективные способы взаимодействия педагога с родителями

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми (группами, личностями), заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании друг друга. (Философская энциклопедия)

Методы работы с родителями: Наглядная информация для родителей Беседы с родителями Родительские собрания

Беседа – это всегда общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами. Это способ выяснения отношений, объяснений, убеждения друг друга в чем-то. (Энциклопедический словарь)

Коммуникативные барьеры

«Правило трех психологических плюсов »: Улыбка Имя собеседника Комплимент

«Приемы установления контакта с собеседником» Дистанция Жесты Прием присоединения

Основные правила проведения беседы Подготовка к беседе Цель Основные вопросы Вопросы поддерживающие беседу Вступление в контакт с собеседником Улыбка, имя, комплемент (о ребенке) Вопросы поддерживающие беседу III. Беседа Интересующие Вас вопросы Слушать внимательно и доверительно Дать возможность собеседнику высказаться Показать понимание чувств собеседника Информировать о последствиях 6. Обсудить ресурсы родителя 7. Уточните, кто будет делать и что именно IV. Подведение итога встречи

Список использованных источников Гладкова Ю. Педагог и семья. /Ю. Гладков. // Дошкольное воспитание. – № 4. – 2008. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Работа с родителями в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2005. Евдокимова С.Е. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: Творческий центр, 2005. Лобанюк С., Агеева Л. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи. – М.: Сфера, 2008. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. – М. ЛИНКА- ПРЕСС, 2007.

Делать «вставки» в монолог партнёра:

Например: «А не пора ли нам поговорить о деле?»

Или «Давайте вернёмся к цели нашего разговора»

Основные моменты:

  • Дайте собеседнику возможность выговориться
  • Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
  • Резюмируйте наиболее важные высказывания
  • Не прерывайте собеседника
  • Не противоречьте
  • Задавайте вопросы

МБ ДОУ № 9 «Сказка»

Педагог-психолог Дорогова М.В.

Эффективные способы общения

Педагога с родителями

«Правила построения эффективного общения».

Для установления контакта и доверительного отношения в общении необходимо применить «Правило трех плюсов»:

  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

Приемы установления хорошего контакта с собеседником:

  • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  • Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  • Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Основные правила к проведению беседы:

Подготовка к беседе:

  1. Определить цель беседы.

Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

  1. Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать.

Распределите вопросы в порядке их значимости. Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.

  1. Определить вопросы, поддерживающие беседу.

Исходя из потребностей, интересов собеседника.

Вступление в контакт с собеседником.

  1. Вопросы, поддерживающие беседу. Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его
  2. Не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания. Если вы увидите пассивность собеседника: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон, угодили в больное место – постарайтесь сразу исправить ошибку – будьте активно-внимательными.

Как правильно вести беседу.

  1. Как лучше ставить вопросы

Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику

  1. Слушать внимательно и доверительно

Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации

  1. Дать возможность собеседнику высказаться

Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.

  1. Не прерывать высказывания собеседника

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.


Наталья Крючкова
Семинар-практикум «Проектирование педагогического процесса в ДОУ»

Семинар-практикум

Тема: «Проектирование педагогического процесса

Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи семинара:

1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.

3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

4. Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО.

5. Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми.

1. «Проектный метод в деятельности ДОУ». Доклад с использованием презентации.

2. «Роль проектной деятельности в организации патриотического воспитания в детском саду» (из опыта работы по проекту «Поим – моя малая Родина»)

3. «Приобщение родителей к проектной деятельности в ДОУ».

«Проектный метод в деятельности ДОУ»

Доклад с использованием презентации

Подготовила: старш. воспитатель Крючкова Н. П.

Ход семинара.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Дайте определение «Что такое проект?».

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Предлагаю педагогам составить типологию проектов в доу (воспитателям дана классификация проектов, к данной классификации надо подобрать тип проекта) .

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

3. В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

* по составу участников;

8 по целевой установке;

* по тематике;

* по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

* исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.) ;

* ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

* информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п. ;

* творческие – как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

* комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

* межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

* творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

* групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

* индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

* исследовательские, например «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Другими признаками классификации являются:

1. состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.) ;

2. продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год) .

4. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

* развитие познавательных способностей;

* развитие творческого воображения;

* развитие творческого мышления;

* развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;

* активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

* формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

* формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

* развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

* формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

* развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

5. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

* занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

* комплексные блочно-тематические занятия;

* интеграция: частичная или полная;

* метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями) .

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов включают:

Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;

* в каких источниках можно найти информацию;

* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

* с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта - практическая часть.

Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

6. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности

Таким образом: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Рассказать друзьям