Занятие по ручному труду в старшей группе «Сказка в гости к нам пришла».
Занятие по ручному труду в старшей группе "Сказка в гости к нам пришла".
Проблема
: "Как нужно вести себя в лесу".
Игровая мотивация
: "Помочь мальчику заслужить прощение у насекомых и у Гномика".
Цель : активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых ситуаций.
Задачи :
- развивать поисковую деятельность детей:
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; - развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством изобразительной деятельности, ручного труда и дизайна;
- совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
- продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода весны, дополняя его соответствующими элементами, деталями и ассоциациями; - развивать художественный вкус;
- активизировать речь;
- совершенствовать стиль партнерских отношений.
- Чтение рассказов о животных, птицах, насекомых.
- Чтение рассказа В. Бианки «На стадионе Жука»
- Рассматривание альбомов с картинками насекомых. Обратить внимание на красоту окраса крыльев, вспомнить хрупкость строения.
- Рисование насекомых и составление альбома.
- Лепка, аппликация и ручной труд /бросовый материал/
Экскурсии к лесу, прогулки вокруг детского сада и по микрорайону.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем здороваются с гостями. Педагог акцентирует внимание на то, что они пожелали каждому здоровья.
Воспитатель
:
Сегодня у нас необычное занятие, а волшебное. Я предлагаю вам, отправится на сказочную поляну. Закройте все глаза.
(Воспитатель включает музыку, раскрывает ширму и произносит волшебные слова. Дети открывают глаза.)
Воспитатель
:
Жил-был на свете сказочник. Он придумывал очень много сказок, которые всегда хорошо заканчивались. Ему хотелось, чтобы все мальчики и девочки, вырастая, оставались такими же искренними и сердечными, как в детстве. И чтобы в жизни, как и в сказке, добро побеждало зло.
- А правда ли, что большинство сказок заканчиваются тем, что добро побеждает зло?
/ ответы детей, примеры/
- А почему сказочнику очень хотелось, чтобы вырастая, дети оставались добрыми, искренними и сердечными? /ответы детей/.
Воспитатель
:
Дети, никогда не притворяются. Они, на самом деле очень добрые и по настоящему любят. С большим уважением относятся к своим близким, друзьям, животным, птицам, насекомым - ко всему, что нас окружает. Такой человек никогда не будет рвать и топтать все живое, а также мусорить.(снова включается музыка, на ее фоне воспитатель говорит…)
- За высокими горами, за зелеными долами и быстрыми реками, посреди огромного леса стоял домик. В нем жил веселый гномик. Все свое свободное время он проводил в лесу: играл со зверятами, собирал землянику и грибы, а по утрам пел песни с лесными птицами.
Воспитатель
:
Вот он домик, а где же наш гномик?
Гномик
(кукла):
Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости.
Воспитатель
:
У тебя такой вид, как будто что то произошло?
Гномик
:
Да, произошло и я не знаю, как мне поступить. Вот вы, ребята, знаете как нужно вести себя в лесу? /ответы детей/ Молодцы.
- А какое время года наступило? /Весна/
- Какой сейчас месяц? /Апрель/
- Какой месяц был до Апреля? /Март/
- Какой следующий месяц наступит после Апреля? /Май/
- Все растения пробудились от зимнего сна, прилетели перелетные птицы, выползают на встречу солнцу бабочки коробочки. А еще, каких насекомых вы знаете? / дети перечисляют/
А вот их может не быть.
Воспитатель
:
Почему?
Гномик
:
Потому что произошло вот что.
Повадился в наш лес один мальчик. Звали его Игорь. Вел он себя хорошо: не кричал, птиц не пугал, зверей не гонял, цветов не рвал. Вроде бы все в порядке. Да заметил я у него в руках сачок на длинной палке и сразу понял, что Игорь ходит к нам в лес ловить насекомых. И правда, он выискивал красивых бабочек, жучков и кузнечиков и клал их в спичечные коробки. Бедные насекомые так плакали, просились на волю, пытались вырваться из его ужасных рук. Но он ничего не слышал и грубо заталкивал их в коробки, ломая тонкие ножки и сминая нежные крылышки.
Рассердился я на него, потому что не люблю, когда обижают моих маленьких друзей. И решил проучить мальчишку. Достал свою волшебную книгу, нашел заклинание и превратил его в такого маленького, как майский жук. Теперь он сидит в спичечном коробке вместо насекомых.
Воспитатель
:
Жалко мне его.
Гномик
:
Мне то же, но он должен сам испытать, как жить без воздуха в темной коробке. Ребята, представьте, что вы красивые маленькие насекомые и вдруг вас посадили вот в эту маленькую коробочку /показывает спичечный коробок/, что бы вы чувствовали? /тесноту, боль, было бы темно и неприятно, страх, удушье…/
Воспитатель
:
Ребята, я думаю нам обязательно нужно помочь. Посоветуйте Игорю, чем он может заслужить прощение у Гномика и конечно у насекомых.
Он должен попросить прощение у всех.
Он должен пообещать, что больше не будет, плохо относится ко всему живому.
Я думаю… и т.д.
Гномик
:
Спасибо ребята. Я думаю, что Игорь слышал ваши советы и обязательно исправится. Очень надеюсь, что вы никогда так не поступите. Его я конечно расколдую, но мое колдовство произойдет только вечером.
Воспитатель
:
У нас появилось хорошее настроение, давайте потанцуем.
Физкультминутка "Потанцуем"
Гномик
:
Спасибо вам ребята. У меня появилось хорошее настроение. Мне пора бежать домой, но на прощание я хочу подарить вам кусочек сказки. Оживите его в группе и он будет вас всегда радовать /гномик прощается и уходит/.
Воспитатель
:
Закройте все глаза.
Раз, два, три
Домой нас сказка перенеси.
- Вот мы и вернулись. Давайте заглянем в корзинку, интересно, что там?
Воспитатель вместе с детьми выкладывают из корзинки все, что там лежит: овальные заготовки из гофрокартона, разноцветные кусочки из накрахмаленного капрона, зубочистки, спички и разноцветные "макаронные" бабочки.
Воспитатель
:
Мы с вами побывали на сказочной поляне. Вероятно, Гномик подарил вам маленькие полянки, давайте их "оживим". Что вы предлагаете, как будем украшать…
Воспитатель выслушивает мнения детей и предлагает свой способ /объясняет и показывает приемы работы/.
Под музыку, ребята украшают свои "полянки".
Воспитатель
:
Интересное у нас сегодня было путешествие. Что полезного и важного вы сегодня услышали и что запомнили? /ответы детей/
- ребята, а вам ваши полянки ничего не напоминают? /яйцо/. Правильно, а ведь скоро праздник "Пасхи" и наши полянки могут украсить праздничный пасхальный стол. А теперь идите отдыхать. Всем, большое спасибо за работу.
Задачи:
-совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист в разных направлениях, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.
— развивать творческое воображение, художественный вкус.
— воспитывать аккуратность, учить бережно относиться к готовым изделиям.
Цель:
— закрепить приобретенные навыки творческого преобразования предметов.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, игрушка Буратино, аудиозапись с песней ‘Бу-ра-ти-но!’ (из фильма ‘Приключения Буратино’), поднос, чудесный мешочек с сюрпризами.
Предварительная работа:
чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».
Ход занятия.
Дети вместе с воспитателем заходят в группу. Ребята здороваются с гостями.
Вос-ль: — Ребята, а вы любите сюрпризы?
Дети: Да.
Вос-ль: -Я очень люблю сюрпризы. Есть один сказочный герой, который без сюрпризов жить не может. Отгадайте загадку.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный.
На земле и под водой ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?
Дети: Буратино.
Вос-ль: Буратино хотел сделать подарок для своих друзей из сказки, в которой он живет, но у него ничего не получилось. Ой, Буратино, ты где? Ой, вот он, что ж ты спрятался? (Буратино что-то шепчет на ушко, воспитатель кивает годовой)
Вос-ль: Ребята, Буратино просит помочь ему сделать сюрпризы для его друзей. Вы согласны?
Дети: Да.
Вос-ль: (обращается к игрушке Буратино) -А кто у тебя друзья? (Буратино молчит).
Вос-ль: — Ребята, помогите. Как зовут друзей Буратино?
Дети: -Мальвина, Пьеро, Арлекин, пудель Артемон, черепаха Тортила.
Вос-ль:-А кого еще из сказочных персонажей вы знаете?
Дети:- Карабас Барабас, говорящий сверчок, папа Карло, Джузеппе, кот Базилио, лиса Алиса, Дуремар, крыса Шушара.
Вос-ль: (показывает коробочку с сюрпризом) -Вот такой сюрприз мы с вами поможем сделать Буратино.
Игрушку-Буратино воспитатель сажает за стол с детьми.
Вос-ль: (Объяснение работы) – А делается она так.
Сначала надо сделать коробочку: берем лист прямоугольной формы, на нем нарисованы 2 полоски, нужно согнуть по полоскам. Согнули по полоскам, развернули, положили к себе узкой стороной и сгибаем от себя уголочек к уголку пополам и еще раз пополам от себя. Разворачиваем. В верхнем ряду получилось 3 квадратика, крайние из них вырезаем по линии сгиба, остается 1 квадратик – это крышка коробки. От крышки коробочки делаем 2 разреза и еще 2 разреза внизу напротив первых.
Коробочка у нас почти готова, осталось только склеить. Намазываю клеем 2 крайних квадрата около крышки и 2 крайних нижних квадрата.
Делаем это так: отогнуть намазать, отогнуть намазать, склеить один, потом другой, положить друг на друга, нижнии квадратики отогнуть, намазать, склеить все в середину коробочки, получается коробочка.
Вос-ль: — Буратино, ты понял, как делать коробочку? Не устал?
А теперь сюрприз, у нас появляется веселая мордашка из коробочки. Мордашка держится на бумаге сложенной пружинкой. Берем 2 полоски бумаги. 2 кончика склеиваем, сгибаем поочередно то одну, то другую полоску до конца. Получилась двухцветная пружинка. Приклеиваем ко дну коробочки пружинку, а на верхний кончик приклеиваем веселую мордашку. Смотрите, что получилось…..
Вос-ль: — А сейчас это будут делать ребята. Ребята, скажите, что мы делаем вначале коробочку или пружинку?
Дети: -Коробочку, потом пружинку. (Объяснение детей, как они будут выполнять работу).
Вос-ль:-Что-то Буратино устал, давайте разомнем ручки и ножки.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, 2- разогнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать
Надо на носочки встать
Крепче Буратино стой,
Вот он ключик золотой.
Вос-ль: — Садитесь ребята. Молодцы, пальчики надо размять.
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят.
Два медведя, буратино, и веселый Чиполлино,
И котенок и слоненок.
Раз, 2, 3, 4, 5
Помогаем нашей Кате
Все игрушки сосчитать.
Вос-ль: — Сейчас вы будете делать сюрприз самостоятельно. Не забудьте, что ножницами нужно пользоваться аккуратно. А ты Буратино, посиди и посмотри внимательно, ребята работать будут долго, но старательно.
Ребята делают коробочки с сюрпризом, ставят на поднос.
Вос-ль: — Спасибо, ребята! Выручили меня, теперь я подарю своим друзьям подарки, а вам в подарок оставляю сюрпризы. (деревянные яйца для росписи). Буратино уходит.
Задачи:
Образовательные:
- учить делать поделку на основе коробок, прочно соединяя части (многоэтажные дом, дом с балконом и т. д.);
- дополнять поделку деталями, соответствующими образу;
- подвести детей к мысли, что дома имеют одинаковую форму, но разный размер, цвет, оформление.
Развивающие:
- Развивать умение работать коллективно;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать коллективно;
- воспитывать аккуратность в работе;
Предварительная работа:
1. Рассматривание альбома «Город Ядрин»
2. Аппликация Разные дома»
3. Рассматривание картин, иллюстраций с разными домами
4. Проведение сюжетно - ролевых игр «Строим дом», «Строители»
5. Наблюдение за стоящими домом
6. Чтение Л. Яхнин «Сколько братьев у нашего дома»
Используемый материал:
Коробки разных размеров, клей, клеевые кисти, ножницы, салфетки, обои, цветная бумага, картонная основа для подделок «Улица».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришло письмо. Вам интересно, что в этом письме? Тогда давайте его откроем. (Воспитатель открывает письмо и читает его)
- «Злые волшебники разорили и сломали наши дома и теперь нам негде жить. Мы очень просим вас, ребята, помочь нам. Игрушечные человечки».
Воспитатель: Как вы считаете, мы сможем выполнить эту просьбу? (дети соглашаются)
Беседа о предстоящей работе.
Как вы считаете, получатся дома из бумажных коробок. На что похожи коробки? (Ответы детей).
Но прежде чем мы приступим к строительству, давайте вспомним, из каких частей состоит дом? (окна, двери, балкон ). Послушайте загадки…
Кто приходит, кто уходит –
Все ее за ручку водят.
Не на полу, не на полке.
И в дом глядит, и на улицу… (окно)
Я знаю ребята, что у вас умелые руки. А, как известно, «умелые руки не знают скуки»!
А кто строит дома? (строители). Значит, мы сегодня будем строителями.
Разминка:
Строим, строим, строим дом.
По кирпичику кладём.
Чтобы ровным был наш дом,
Руки дружно мы потрем.
А потом еще встряхнём.
Мы присядем, дружно встанем,
Вокруг дома обойдём,
Глубоко сейчас вздохнём.
Тихо все к столу присядем,
И работать станем.
Выбирайте себе коробку-основу для будущего дома. (Дети выбирают коробку и идут к столам ).
Все нужное для строительства у нас лежит на столах, тихонько садитесь и приступайте к работе. Порадуйте красивыми домами: разными – разными, голубыми, красными, высокими и низкими, с балконами, с карнизами, с башнями и арками – порадуйте подарками!
Давайте сделаем разноцветные дома. У нас на столах лежит цветная бумага. Возьмите её и оберните вокруг коробки (показ). Лишнюю бумагу сверку сгибаем по краю и отрезаем. Затем намазываем клеем коробку или бумагу и приклеиваем, плотно прижимая к коробке. Работаем аккуратно! Потом будем делать крышу, и приклеивать окна и двери. Подумайте сначала, каким будет наш дом – одноэтажным или многоэтажным, с балконом или с башенками?
Индивидуальная работа с затрудняющими детьми.
Готовые поделки выставляются на основу «Улица».
Как вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы, мы теперь убедились какие у вас умелые руки. Я надеюсь, что человечкам наши дома понравятся – они имеют одинаковую прямоугольную форму, но разный размер, цвет, оформление. У нас получился целый городок. А вот и наши человечки. Давайте с ними играть.
(Дети обыгрывают постройки)
Итог:
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Какие дома у вас получились? Для кого вы построили дома?
Работа с детьми вне занятий по ручному труду на тему «Композиция в круге»
Цель: Дать представление о технике выполнения композиции в кругу с помощью пластилина и семян.Задачи:
1. Развивать умение изготовлять поделку из природного и бросового материала в кругу; развивать образное мышление; мелкую моторику рук;
2. Активизировать и обогащать словарный запас;
3. Воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, аккуратность.
Материалы: Крышки пластмассовые (от майонеза, мороженного и пр.), семена арбуза, дыни, пластилин.
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя на ковре по кругу.
Воспитатель:
ребята, посмотрите картинку. Что это?
Дети:
Лес.
Воспитатель:
Правильно. Лес – это богатство природы. В лесу нет ничего бесполезного и ничто не пропадает зря. Из сухой травы, веточек, листьев, иголочек птицы вьют гнезда, муравьи строят муравейники, животные выстилают ими норы. А как одним словом можно назвать все то, что мы можем с вами найти в лесу, все то что дарит нам природа.
Дети:
Природный материал.
Воспитатель:
Что можно сделать из природного материала?
Дети:
Много разных поделок.
Воспитатель:
Кроме природного материала, чем еще можно воспользоваться для изготовления поделок?
Дети:
Бумагой, картоном, пуговицами, бусинками…
Воспитатель:
Правильно! Это бросовый материал. Чем отличается бросовый материал от природного?
Дети:
Природный материал – это то, что дает нам природа, а бросовый – это отходы труда человека.
Воспитатель:
Ребята, у меня есть коробочка, а в ней лежат семена, какие, вы узнаете, отгадав загадки.
Он хотя и полосат,
Но однако ж не усат.
Хоть имеет хвостик свой,
Но короткий и сухой.
У него круглы бока,
Как у сдобы-колобка.
И с прадедовских времен
Он любимец всех сластен.
Кто же этот карапуз?
Как ты думаешь?
Дети:
Арбуз.
Воспитатель:
Правильно! А как семена называют у арбуза?
Дети:
Арбузные семечки.
Воспитатель:
Молодцы! Следующая загадка.
Круглая и жёлтая,
Словно солнце яркое.
Самая вкусная,
Сочная и яркая.
Дети:
Дыня.
Воспитатель:
А как называют семена дыни?
Дети:
Дыневые семечки.
Воспитатель:
Правильно – это семена дыни. А еще у меня в коробочке есть вот такие крышки и пластилин. Для чего они нам?
Дети:
Для поделок.
Воспитатель:
Крышки – это природный материал или бросовый?
Дети:
Бросовый.
Воспитатель:
А семена?
Дети:
Природный.
Воспитатель:
Хорошо! А сейчас я хочу вас пригласить к столам, где вы сможете показать, какие чудеса умеете делать из природного и бросового материала.
Мы с вами попробуем сделать композицию в круге - это оригинальная поделка из пластмассовых крышек от майонеза или мороженого в ведерках. Такая работа может служить как декоративной подставкой, так и настенным украшением.
Но для начала разомнем пластилин и наши руки.
Физминутка с пластилином
Объясните, как же так
Получается:
Почему у всех всегда
Превращается
Аккуратненький набор
Пластилиновый
В ком ужасный
Серо-буро-малиновый?
Воспитатель:
Возьмите крышки и внутри тарелки размажьте пластилин тонким слоем, можно брать несколько цветов.
На поверхность пластилина выкладываем узор по кругу из семян.
В центре круга выкладываем цветок.
Возьмите свои работы и покажите, какие замечательные они у вас получились.
Вы действительно умеете творить чудеса! Молодцы!