Доброжелательное отношение друг к другу. Беседа о чутком и доброжелательном отношении друг к другу.Чтение рассказа А

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как известно, дошкольное детство - важный период в развитии детей. Этот период дает множество преимуществ в формировании личности, социализации, а также социально-коммуникативного развития.

В дошкольной образовательной организации дети получают опыт по установлению взаимоотношений со сверстниками детьми младшего и старшего возраста, и взрослыми. Например, очень часто в отношениях между детьми появляются обиды и конфликты, в результате чего есть вероятность изменения социального статуса ребенка и изменения системы отношений со сверстниками в целом, что оказывает влияние на развитие его личности, а также на изменения положения ребенка в группе. Именно поэтому среди детей появляются «звезды», «принятые», «отверженные». Следовательно, важным вопросом становится развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста .

На современном этапе задача развития доброжелательных взаимоотношений рассматривается в рамках социально-коммуникативного развития Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Например, в стандарте отмечается такое психолого-педагогическое условие: педагоги должны уделять внимание формированию положительного и доброжелательного отношения между детьми, а также взаимодействию детей в разных видах деятельности. Можно утверждать из этой формулировки, что изучаемая нами проблема развития доброжелательных взаимоотношений у детей является актуальной и рассматривается на уровне обязательных требований к дошкольному образованию . На основании вышесказанного, считаем важным проанализировать программы дошкольного образования и проследить отраженные в них пункты продиктованные требованиями дошкольного образования, которые относятся к проблеме нашего исследования.

Большинство детских садов г. Кирова работают по программам: «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» (Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.); «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева); «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада» (Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва). Проанализируем образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», представленную в каждой из вышеназванных программ, а в качестве критериев для анализа мы выделили: цель, задачи, содержание работы по социально-коммуникативному развитию с детьми 5-6 лет, с детьми 6-7 (8) лет, методы, приемы и средства. В таблице 1 представлен анализ программ дошкольного образования .

Таблица 1

Анализ программ дошкольного образования

Критерии

Общие и различные черты анализируемых программ

Общее

Различие

В программах «От рождения до школы», «Радуга» и «Детство» создаваемые условия в группе должны быть равными для всех воспитанников

В программах «Детство» и «От рождения до школы» в качестве цели выделяют воспитание гуманного отношения к окружающим.

В программе «От рождения до школы» акцент делается на развитие доброжелательных отношений, в программе «Детство» - на позитивную социализацию, а в «Радуге» на комфортно развивающееся сообщество детей

В программах «Детство» и «Радуга» выделяется задача по воспитанию доброжелательных взаимоотношений у детей.

В программах «Детство» и «От рождения до школы» общие задачи по формированию опыта сотрудничества со взрослыми и сверстниками и воспитания моральных и нравственных качеств

В программе «Радуга» выделяется задача по созданию позитивной атмосферы в группе через организацию добрых традиций: праздников, досугов и пр.

В программе «Детство» отмечается гуманистическая направленность, а в программе «От рождения до школы» - усвоение норм и ценностей»

В программах «Детство» и «От рождения до школы» разное содержание для детей 5-6 и 6-7 лет; Кроме того, в содержании реализуют задачи по формированию нравственных качеств и умению договариваться.

В программах «Детство» и «Радуга» для детей 5-6 лет выделяется формирование доброжелательных взаимоотношений, для детей 6-7 лет задачи решаются при поддержке педагога воспитанников.

Общее для всех программ - развитие совместной деятельности, оценивание каждого члена группы и себя.

В программе «Радуга» общее содержание для детей 5-6 и 6-7 лет, а акцент делается на формирование умения принимать критику.

В программе «От рождения до школы» акцент на формирование качеств: скромность, сочувствие, отзывчивость и пр.

Итак, в анализируемых нами программах «Радуга», «От рождения до школы», «Детство» отмечается важность развития доброжелательных взаимоотношений, а именно: необходимость поддержания атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к людям; формирования уважительного отношения к старшим; развитие дружеских отношений со сверстниками, формирование заботливого отношения к младшим детям. Большое внимание уделяется решению задачи развития доброжелательных взаимоотношений в работах таких исследователей как: Т.Н. Бабаева, Я.Л. Коломинский и др. В этих исследованиях делается акцент на то, что доброжелательные взаимоотношения развиваются у детей через деятельность детей через общение друг с другом. Также в работах отмечается важность того, что педагоги должны поддерживать комфортную психологическую обстановку и создание поучительных ситуаций, позволяющих накапливать опыт взаимоотношений .

Многие исследователи по-разному раскрывают структуру и проявления доброжелательных взаимоотношений, а также средства развития доброжелательных взаимоотношений (см. таб. 2), в связи с этим рассмотрим эти аспекты подробнее.

Таблица 2

Структура доброжелательных взаимоотношений

Исследователь

Структура доброжелательных взаимоотношений

Проявление доброжелательных взаимоотношений

Средства развития доброжелательных взаимоотношений

Гуманистический характер

Признание прав друг друга и подчинение правилам

Отрицательное оценивание своих «плохих» поступков

Проявление позитивных эмоций в поступках

Увлеченность детей друг другом

Вежливость при общении

Отзывчивость на радость и огорчения сверстников

Оказание посильной помощи

Благоприятная, положительная атмосфера

Коммуникативные способности

Способы разрешать конфликты

Т.И. Бабаева

Ю. Василькина

О.М. Гостюхина

Т.И. Ерофеева

О.Н. Ефимова

Я.Л. Коломинский

М.И. Лисина

А.А. Неверова

Н. Царенко

С.Г. Якобсон

Общее число выборов

Таким образом, в структуру доброжелательных взаимоотношений большинство исследователей (семь исследователей из одиннадцати) относят - принятие равных прав сверстников и общих правил и положительно-эмоциональная направленность поведения (шесть исследователей из одиннадцати). Что касается проявлений доброжелательных взаимоотношений, то восемь исследователей из одиннадцати относят к ним - отзывчивость на радость и огорчения сверстников. Как оказалось, не все исследователи в своих работах рассматривают средства развития доброжелательных взаимоотношений, но у четырех исследователей в качестве средства рассматривается благоприятная, положительная атмосфера, кроме этого три исследователя относят к средству - развитые коммуникативные навыки и два исследователя - знание способов разрешения конфликтов .

Во многих исследованиях отмечается важность аспекта развития доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста, но в изученной нами литературе нет общепринятого определения понятия «доброжелательные взаимоотношения», поэтому мы попытались дать его авторское понимание.

Доброжелательное взаимоотношение - это позитивное отношение детей друг к другу, которое предполагает открытость ребенка к окружающим его людям, а также оказание помощи другим детям, даже если их взгляды, мнения и интересы отличаются от его собственных. Доброжелательное взаимоотношение также отражается на развитии чувства эмоциональной привязанности между детьми, вызывая сочувствие и сопереживание детей друг к другу.

Мы полагаем, что важным звеном в развитии доброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками является содержательное общение. Дети старшего дошкольного возраста постоянно общаются в разных видах деятельности, но чаще всего общение и взаимодействие происходит в игре.

На современном этапе, помимо игр в работе с детьми все большую популярность приобретает тренинг. О.Н. Истратова отмечает, что существует глубокая связь между тренингами и детскими играми. Общими чертами между ними являются: установка педагога, правила, характер соперничества, неожиданность результата, важность участия над окончанием игры, но и большой психологический смысл созидательного проживания, ведущий к получению и накоплению опыта .

Г.К. Селевко рассматривает тренинг, как психологическое занятие, проводимое с группой людей, под руководством тренера, в ходе которого осуществляется отработка личностных навыков, направленное на понимание себя и других . В классификацию тренингов входят тренинговые игры, которые включают в себя совокупность:

Ситуационно-ролевые - представляют собой разыгрывание этюдов с разнообразными ролями, иногда с диагностическим значением;

Дидактические - позволяет решить обучающую задачу повышения уровня социально-психологической компетенции;

Творческие - позволяют развить творческую коммуникацию;

Организационно-деятельностные - позволяют участникам выйти за пределы своих представлений о своих умениях;

Деловые - позволяют развить трудовые навыки и умения;

Имитационные - позволяют проиграть (отработать) какие-либо действия в ситуации, отличающейся от реальной .

В настоящее время понятие «тренинг», его организация и проведение раскрыты очень подробно, но «тренинговые игры», как один из методов в тренинге, включающие ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, имитационные игры - изучены недостаточно. Исходя из определений понятия «тренинг» мы попытались раскрыть и охарактеризовать понятие «тренинговая игра».

Тренинговые игры - специально организованные интерактивные игры, проводимые в комфортных, благоприятных условиях, способствующие открытию ее участников друг другу, установлению доброжелательных отношений между ними, благодаря наличию ритуалов приветствия и прощания, отработки различных техник общения и разрешения конфликтов, а также наличию традиций разработанных совместно детьми, объединенными в малые подгруппы с постоянным составом.

Тренинговая игра предоставляет возможность создания комфортного, благоприятного психологического фона, атмосферы раскрепощенности и безопасности. Эти возможности в совокупности со специально организованными педагогическими ситуациями, могут благоприятно влиять на развитие доброжелательных взаимоотношений.

Правильная организация тренинговых игр станет полноценным средством развития доброжелательных отношений. В связи с этим руководителям детских коллективов важно рассмотреть возможность применения тренинговой игры в развитии доброжелательных взаимоотношений детей дошкольного возраста. Поэтому возникает вопрос о том, какие педагогические условия необходимо создавать для плодотворной работы с детьми посредством тренинговых игр для развития доброжелательных взаимоотношений. Раскроем их в таблице 3.

Таблица 3

Педагогические условия организации тренинговых игр

Педагогические условия организации тренинговых игр

Исследователи

Количество выборов

В.С. Агеев

Е.В. Белинская

И.В. Вачков

Т.С. Гуляева

Ю.Н. Емельянов

О.Н. Истратова

Р.Р. Калинина

Е.И. Николаева

ГК. Селевко

Проводить тренинговые игры начиная со старшего дошкольного возраста

Системность, регулярность

Наличие постоянной группы (от 7 до 9 человек)

Правильная пространственная организация

Разнообразие пособий, оборудования

Взрослый - непосредственный участник игры

Получение обратной связи

Выработка единых ритуалов: приветствие, прощание и др.

Климат психологической безопасности

Оказание помощи в установлении взаимоотношений, исключая возникновение «отверженных» детей

Вовлечение всех детей группы в игры

Соблюдение принципов групповой работы

Тренинговые игры должны удовлетворять необходимость ребенка в общении, взаимодействии и проявлении чувств, эмоций социально-приемлемыми способами

Педагог должен исключить порицания и навязывания своей субъективной позиции

Объективность оценки

Тренинговые игры должны познакомить с правилами общения в группе

Тренинговые игры должны давать возможность детям воспользоваться своими знаниями о дружбе, о правилах общения, о взаимопомощи

Таким образом, из количества выбранных большинством исследователей педагогических условий, для плодотворной работы с детьми, необходимо придерживаться следующих: создание условий для эффективной обратной связи; организация комфортного эмоционального фона в группе; соблюдение ряда принципов групповой работы; избегать порицаний и навязывания своей субъективной позиции со стороны всех членов тренинговых игр; наличие постоянной группы (от 7 до 9 человек); вовлечение в деятельность всех детей тренинговой группы; правильная пространственная организация; выработка единых ритуалов: приветствие и прощание; удовлетворение потребности ребенка в общении и проявлении чувств, эмоций .

В заключении хочется отметить, что тренинговая игра является средством всестороннего воспитания и развития детей, в том числе и развития доброжелательных взаимоотношений. Основная особенность тренинговой игры это то, что она представляет собой проекцию мира вокруг ребенка, событий, взаимоотношений людей, позволяя пополнить детский опыт, а затем пользоваться полученными и отработанными навыками в повседневной жизни. В тренинговых играх у ребенка есть возможность сравнить себя с другими детьми, противопоставить себя сверстнику, что переходит во внутренние переживания ребенка. Все это дает возможность развить доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Играем с детьми: укрепляем дружеские отношения. 9 игр для дошкольников. Учимся взаимодействовать друг с другом.

Эта игровая копилка – приложение к статьям Н.М. Бариновой из цикла «Детская психология»:

Играем с детьми: укрепляем дружеские отношения.

Игра 1. «Солнышко дружбу освещает»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается на стене.

Игра 2. «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети, при помощи взрослого называют варианты ласкового имени каждого участника игры, например: Миша, Мишенька, Мишутка, мама, мамочка, мамуля.

Игра 3. «Угадай животное»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Взрослый объявляет детям, что к ним в гости сейчас придут звери. Детям будет нужно догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

Взрослый тихонько договаривается с каждым ребенком том, каких животных они будут изображать. Дети выходят по очереди и изображают животных, остальные угадывают.

Игра 4. «У птички болит крылышко»

Цель:

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Взрослый предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее со словами: «Птичка … (Миша, Лена) хорошая». Затем другие дети тоже «жалеют птичку».

Игра 5. «Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее дети показывают, как они любят друг друга.

Игра 6. Невидимая нить.

Цель: сплочение.

Взрослый от лица игрушки предлагает детям сесть на стульчики. В руках у него клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Игры, направленные на снижение агрессии у детей

Игра 1. «Выбиваем пыль»

Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

Игра 2. «Падающая башня»

Дети по очереди из подушек строят высокую башню. Надо штурмом взять её — (запрыгнуть), издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!».

Игра 3. «Ругаемся овощами»

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска»

Подготовила игры Баринова Наталья Михайловна — один из авторов нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!»

  • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
  • практикующий детский психолог,
  • заведующая психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
  • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
  • победитель конкурса «Педагог-психолог России - 2009»,
  • преподаватель детской психологии в вузе.

Как играет с детьми и родителями Наталья Вы увидите в этих видео. И заодно познакомитесь с двумя замечательными играми, которые укрепляют доверие и доброжелательные отношения взрослого и ребенка и помогают научиться договариваться друг с другом.

Разделы: Работа с дошкольниками

Формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка рассматриваются как главные методы социального и морального воспитания. Такое воспитание направлено на самого себя, на совершенствование и подкрепление своей положительной оценки. Да, действительно, мы оцениваем детей, поощряем, порицаем, соревновательные моменты проскальзывают на занятиях и в играх. Используем игрушки в игре, которые отвлекают детей от непосредственного общения, бывают и “дразнилки”. Конечно же, это всё надо искоренять. В своей практике, я активно придерживаюсь таких принципов, как:

1. Безоценочность.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек.

3. Отсутствие соревновательного начала в играх.

Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность “увидеть” другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие. Исходя из выше сказанного, в своей работе, я использую систему игр для детей 4-6-летнего возраста.

Главной задачей этой системы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. К середине дошкольного возраста уже складываются основные личностные качества ребенка, выявленные индивидуальные особенности нельзя считать окончательно завершенными и закрытыми для изменений. Основной стратегией этого формирования было снятие фиксации на собственном “Я” за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания, существующих в современной дошкольной педагогике, в частности, отказ от оценок, от совместной предметной деятельности и игрушек на первых этапах работы.

В работе я использовала игры в 7 этапов. Участвуют 7 детей: из них четверо благополучные дети, трое с проблемами в нравственном развитии и в отношении к сверстникам.

1-этап. Общение без слов

“Жизнь в лесу”

Я села на пол и рассадила семь детей вокруг себя. “Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы трёмся, друг о друга носами (я показываю, как это делать, подходя к каждому ребёнку), когда хотим спросить

как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показываю), когда хотим сказать, что всё хорошо, кладём свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - трёмся об него головой (показываю). Готовы? Тогда -начали.

“Сейчас -утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра” (дети трутся носами друг о друга). Ваня и Саша не пожелали этого сделать, я их не заставила. “Звери улыбаются друг другу и спрашивают, как дела” (дети хлопают ладонью по ладони другого ребенка). Двое также наблюдают сидя рядом, но в игру не вступают. “Звери, улыбаясь, отвечают, что всё хорошо” (дети кладут свою голову на плечо другого ребенка). Ваня и Саша пока наблюдают, но уже видно, что они хотят присоединиться к игре. Я их приглашаю, отказа нет. “Звери умываются, чистят зубки. Они решили позавтракать вместе. Звери угощают друг друга фруктами и овощами” (дети моют лицо, чистят зубы, протягивают друг другу овощи и фрукты). Проделывают все движения с желанием. Аня проговорила слово “кушай”, я подошла к ней и приложила палец к губам. Она поняла, что нельзя говорить. “Звери, улыбаясь, говорят друг другу спасибо” (дети выражают свою благодарность, трутся головой друг о друга). Забыв, конечно же, правило, трое детей сказало “спасибо”, но тут же потерлись друг о друга головой, при этом они улыбнулись мне и друг другу. “Вдруг подул холодный ветер, закапал дождь, и животные спрятались под большой гриб, прижавшись, друг к другу ” (дети прижались друг к другу, показывая, что им холодно). С этим заданием они справились хорошо. “Выглянуло солнышко, и звери улыбнулись друг другу” (дети трутся носами друг о друга). Это задание им тоже понравилось, и они выполнили с удовольствием. “Звери взялись за руки, и пошли гулять” (дети взялись за руки, но при этом Ваня хотел взять за руку Настю, но та взяла за руку Сашу, и Ваня закричал, и ушел в сторону). Ваня встал в стороне и отвернулся. Но когда я ему улыбнулась и предложила свою руку, мальчик взял её, но с грустью. “Звери весело и радостно танцевали и улыбались друг другу” (дети, не отпуская рук, продолжили танец). Ваня улыбнулся и пошёл танцевать со мной. “Так прошёл солнечный, весёлый день. Звери попрощались, пожелали друг другу спокойной ночи, пошли спать” (дети потерли друг о друга носами и пошли спать, присев на пол, сложили руки под щечку). Задание было выполнено хорошо.

На этом я игру закончила, детям очень понравилось, и они изъявили желание поиграть ещё. Я играла вместе с детьми, при этом показывала образцы игровых действий. Детей не заставляла выполнять действия, но, видя мою улыбку, они присоединялись. В игре не было никаких предметных атрибутов, игрушек. В игре были свои “условные сигналы”, с помощью которых, дети могли обмениваться для коммуникации. Эти “условные сигналы” выражались в физическом контакте.

Главной целью этого этапа было переход к непосредственному общению, что предполагало отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Правило этой игры – запрещение разговоров между детьми. Игра показала, что дети могут привыкнуть к свободному взаимодействию.

2-й этап. Внимание друг к другу

“Общий круг”

Я собираю детей вокруг себя. “Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас” (дети садятся в круг). “А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая; когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед”. Я заглядываю каждому ребенку в глаза по кругу и слегка киваю головой. Когда я “поздоровалась” со всеми

детьми, я дотронулась до плеча своего соседа, предложив ему поздороваться с ребятами.

Из семи детей сложно было лишь Ване, он здоровался хаотично, и не со всеми. Остальные дети не торопясь, выполнили задание.

“Найди своего брата или сестру”

Собрав детей вокруг себя, я говорю: “Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми? И только через несколько дней, они открывают глазки. Давайте поиграем в слепых зверёнышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детёныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята - мяукать, щенки - скулить, телята -мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку”. Я завязываю детям глаза и шёпотом говорю каждому, чей он детёныш и какие звуки он должен издавать. Роли распределила так, чтобы в группе было по 2 детёныша каждого из животных. Дети ползают по полу, “говорят” на своём языке и ищут другого ребёнка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, я развязала им глаза и предложила познакомиться с другими парами детёнышей. Дети ползали по группе и знакомились друг с другом, говоря каждый на своем языке.

Целью этого этапа было формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. В процессе игр слабое внимание было у Саши, т.к. он сосредоточен на себе и своем “Я”. Но, не смотря на это, он отвлекался от такой фиксированности на собственном “Я”. Старался выполнить задание, успешное выполнение которых требует внимания к детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и прочее.

3-й этап. Согласованность движений

“Лепим скульптуры”

Я помогаю детям разделиться на пары, а затем говорю: “Пусть один из вас будет скульптором, а другой -глиной. Глина -очень мягкий и послушный материал. Сейчас я дам каждому скульптору фотографию его будущей скульптуры, не показывайте её партнёру. Внимательно посмотрите на свою фотографию и попробуйте вылепить из своего партнёра точно такую же статую. При этом вы не можете разговаривать, ведь глина не знает языка и не может вас понять”. Я раздала детям фотографии различных статуй и памятников. Выбрала одного ребёнка и начала “лепить” из него скульптуру, предварительно показав всем детям фотографию своего будущего памятника. После этого дети “лепят “ самостоятельно, я следила за игрой и подходила к ребятам, у которых что-то не получалось. Затем дети показали свои скульптуры мне и ребятам. После этого я вновь раздала фотографии, и дети поменялись ролями.

“Составные фигуры” Я рассадила детей вокруг себя и говорю: “Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке наверняка видел слона. А кто не был-видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?” и т.д. Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Я помогаю детям расположиться в правильном порядке. Впереди -хобот. За ним -голова, по бокам -уши и т.д. Когда слон составлен, я предлагаю ему пройтись по группе: каждая часть слона соблюдает очередность. Затем в таком же порядке был изображен кот, собака, лиса. При движении дети имитировали походку, озвучивали животных.

Основная задача этого этапа заключалась в том, чтобы научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. У детей было заметно внимание к сверстникам. Они действовали с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Чувство общности, сплочённость действий. Направленное внимание на другого ребёнка и создало согласованность движений. Единственная проблема наблюдалась в том, что Саша хотел быть головой. Чтобы не нарушить игру, пришлось пойти ему на уступки.

4-й этап. Общие переживания

“Злой дракон”

В начале игры я предлагаю детям стать гномами, живущих в маленьких домиках. Когда дети заняли места в домике-коробке, я говорю им: “В нашей стране -большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там, обнявшись, и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается быстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться”. Я хожу между домами, изображаю дракона, устрашающе вою. Угрожаю, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, перехожу к следующему.

“Скалолазы”

На полу обозначается небольшой круг таким образом, что дети могут поместиться в нём, только крепко прижавшись, друг к другу. Я говорю: “Вы –скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

Мы - скалолазы, до верха дошли,
Ветра проказы нам не страшны.

Запомнили песню? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять только очень тесно прижавшись, друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал”.

Этот этап состоял из игр, направленных на переживание общих эмоций. Совместное переживание эмоциональных состояний - положительных (отрицательных) объединило детей, породило чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом.

5-й этап. Взаимопомощь в игре

“Старенькая бабушка”

Я делю детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина. Улицу рисую мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда, сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

“Живые куклы”

Я разбиваю детей на пары. “Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас - ребенок, а другой - его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин - выполнять ее просьбы и заботиться о ней”. Я предлагаю понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом я предупреждаю, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями. На данном этапе стало возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, я предварительно создала в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Даже агрессивные дети сопереживали друг другу, помогали и поддерживали сверстника.

6-й этап. Добрые слова и пожелания

“Добрые волшебники”

Дети сидят в кругу. Я рассказываю очередную сказку: “В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети. А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?” Выбрала детей быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к заколдованному другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

“Комплименты”

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: “ у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех”. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!”. Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

“Конкурс хвастунов”

Дети сидят в кругу. Я говорю: “Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств”. После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно неважна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Неважен также и масштаб этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости я могу высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, я наградила победителя маленьким призом бумажная медаль “Лучший хвастун”.

После того как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов, в группе преобладает дружелюбная и спокойная атмосфера. Я провела игры специально направленные на словесное выражение своего отношения к другому. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. Активность детей превысила все границы. Столько интересных комплиментов дети высказали в адрес сверстника. Но какие нежные и добрые слова я услышала в свой адрес, это было выше всяких похвал.

7-й этап. Помощь в совместной деятельности

“Закончи рисунки”

Дети сидят в кругу. У каждого - набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Я говорю: “Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам”. Дети начинают рисовать любую картинку, затем по моему хлопку передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, мы обсудили, что в результате получилось, и кто из ребят, что нарисовал на каждом общем рисунке.

“Мастер и подмастерья”

Я делю детей на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные - подмастерья. Я говорю: “В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой - искать нужные цвета, третий - намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги”. Дети начинают работать. После того как работы готовы, устраивается выставка.

“Общая картина”

Я приношу большой лист ватмана и говорю: “Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим, друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!” Дети выполняют работу, я им помогаю. На данном этапе я провела игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети делились со сверстником, помогали ему в процессе совместной деятельности.

Занятия на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Так, например, в игре “Мастер и подмастерья”, где, для того чтобы один мастер выиграл у другого, подмастерья всячески помогали ему (при аппликации - вырезали необходимые детали, лепили отдельные детали, подыскивали элементы нужного размера и цвета). Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план.

Предложенные игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поэтому желательно придерживаться той последовательности, которая представлена выше. Поиграв с детьми в три-четыре игры, я переходила к начальным играм следующих этапов. Я выбирала именно те игры каждого этапа, которые соответствуют нашим возможностям и интересам наших детей. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просили повторить какую-нибудь игру. В таких случаях я игре посвящала первую половину занятия, а новую игру оставляла на вторую половину.

Игры на непосредственное взаимодействие способствовали актуализации эмоциональных связей и чувства общности, что предотвращало возникновение конфликтов по поводу предметов и предметных действий.

Опыт проведения игр показал достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от меня меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от меня ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Предварительный опыт проведения игр и занятий показал, что климат в группе заметно улучшился. По словам родителей, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты.

Игротерапия, направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников. При неблагополучии межличностных отношений ребенка, внутреннем эмоциональном дискомфорте может нарушиться полноценное интеллектуальное развитие его личности, поскольку благополучие отношений ребенка со сверстниками непосредственно определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности и инициативы.

Попытка диагностировать и корректировать уровень общения и взаимоотношений воспитанников дошкольных групп детских садов с помощью игровых методов, как показывает опыт многих исследователей, очень эффективна. Эти методы позволяют выявить основные параметры общения, межличностных отношений и главные мотивы, обусловливающие значение сверстника для ребенка дошкольного возраста.

Данные результаты дают основания внедрять разработанную систему игр и занятий, направленную на нравственное развитие и формирование межличностных отношений во всех группах дошкольного учреждения.

Формирование доброжелательных отношений у дошкольников.

Доброжелательность - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным.

Дружелюбие это:

Дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо.

Это способность видеть и уважать личность в другом человеке.

Это готовность доверять окружающим.

Это умение жить в согласии с людьми разных взглядов и убеждений.

Это желание и умение находить взаимопонимание с окружающими.

К сожалению, рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Педагоги в школах отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится больше, с ними труднее работать. Зачастую, учителя, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют стойкому изменению поведения. Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. И только в детском саду подготавливают детей к успешному обучению в школе. Особое значение в формировании личности дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Поэтому одной из целей дошкольного образования в работе с детьми является формирование доброжелательных отношений.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом.

Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию , к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Я считаю, что у детей нужно формировать не только коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. В воспитании дошкольников необходимо подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему педагоги учат детей рассказывать о своих собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием и настроением. Именно уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого и разделит его переживания. Однако прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Отнюдь не всегда дети сопереживают другим, а высокая оценка собственных достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании умения видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором и строится нравственное отношение к людям . Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Чтобы сформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, необходимо организовать совместную деятельность , так как дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку сверстников.

С возрастом взаимодействия сверстников становятся разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать источником и конфликтных ситуаций. Причин для таких конфликтов не мало. Одна из них состоит в том, что у ребёнка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолётное желание последовать примеру сверстников. Повод для конфликта уже есть: ребёнок долго одевался, в результате все машины разобрали другие дети; или во время постройки ребёнку понадобились именно те кубики, которые в данный момент использует другой ребёнок. Что из этого следует дальше - всем известно. Разумный выход: научить дружелюбно выходить из таких ситуаций. Популярный приём «отдай, если вежливо попросят» не нужно рассматривать как единственно пригодный для случаев. Потому как некоторые дети быстро привыкают к этому и используют его в ущерб другим.

Длительное совместное пребывание детей в группе порождает необходимость считаться друг с другом во множестве бытовых ситуаций.

Задача взрослого состоит в том, чтобы вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта и формировать у детей отрицательное отношение к конфликтным формам поведения. Однако в реальной жизни поступки детей в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определённых правил поведения. Нередко совместные игры и занятия детей кончаются ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что если ребёнок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свой действия. Эта причина - «невнимательность» - закрывает другого, она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор. Прежде всего необходимо формировать нравственные чувства: сострадание, отзывчивость, чуткость, заботливость, дружелюбие и милосердие. Только развив эти чувства, ребёнка можно научить понимать и воспринимать чужие радости и обиды как свои. Отсюда и распространённый метод формирования социальных нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь ребёнка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время игры и после неё способствует к появлению отклика – сострадания, побуждает ребёнка находить правильные способы проявления сочувствия, оказании помощи.

Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желание и действие другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.

Главной задачей игр, направленных на формирование доброжелательных отношений со сверстниками, является привлечение внимания ребенка к другому, и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

При общении со сверстниками у детей формируется чувство общности и желание видеть в сверстнике – друга. Оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие. При взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управляя своим поведением.


Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной «прибавки» к социальному развитию детей. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения с взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.

Однако какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка.

Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково («Каравай» , «Карусели» др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Однако что делать, если ребенок явно демонстрирует какие-либо проблемные формы отношения к сверстникам: если он обижает других, или постоянно обижается сам, или боится сверстников?

Сразу следует сказать, что объяснения, как нужно себя вести, положительные примеры, а тем более наказания за неправильное отношение к сверстникам оказываются малоэффективными для дошкольников (впрочем, как и для взрослых). Дело в том, что отношение к другим выражает глубинные личностные качества человека, которые нельзя произвольно поменять по просьбе родителей. В то же время у дошкольников эти качества еще не являются жестко фиксированными и окончательно сложившимися. Поэтому на данном этапе можно преодолеть негативные тенденции, но делать это надо не требованиями и наказаниями, а организацией собственного опыта ребенка.

Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств считается осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств как в отечественной, так и в зарубежной педагогике является осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания. Однако эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должно стать не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.

В последнее время формирование положительной самооценки , поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на самого себя, на самосовершенствование и подкрепление своей положительной оценки. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования доброжелательных отношений к сверстникам желательно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают на почве обладания игрушками. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные «дразнилки», «обзывалки» и т. д.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому развитие гуманных чувств должно свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику, жесты и пр.

Таким образом, воспитание гуманных отношений должно базироваться на следующих принципах:

Базовые принципы воспитания гуманных отношений

1. Безоценочность. Любая оценка (даже положительная) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлено ограничение высказываний ребенка сверстнику. Минимизация оценочных суждений, использование экспрессивно-мимических или жестовых средств общения может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного начала в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, лучше исключить игры и занятия, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Рассказать друзьям