Совершенствование методов обучения и воспитания, использование новых образовательных технологий. Совершенствование методики преподавания и методов обучени

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Совершенствование методов обучения и воспитания,

использование новых образовательных технологий.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС НОО, определяют цели образования,

как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Цель моей педагогической деятельности - создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.

Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный

процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога.

Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь-учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:

Технология ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет).

Традиционные технические средства заменяю компьютерными, которые делают процесс обучения и воспитания наглядным, способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, повышают интерес учащихся. Например, к уроку русского языка в 3 классе по теме «Все падежи» (урок закрепления и систематизации знаний) подготовила презентацию, на которой дети увидели таблицу с падежами, вспомогательными словами, падежными вопросами, предлогами, текст с ошибками для фронтальной работы, задания по

группам. На уроках математики, русского языка, окружающего мира,литературного чтения использую электронные приложения к учебникам.

Технология индивидуального и группового обучения (работа в группах, парах, индивидуально)




Работа в группе Работа в парах Индивидуальная работа

Индивидуальную работу организую на всех этапах урока, начиная с этапа актуализации знаний и заканчивая рефлексией.

Работа в парах способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

Групповая работа способствует реализации технологии сотрудничества и развитию навыков совместной работы с учебным материалом.

Технология разноуровневого обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности)

Использую три варианта дифференцированного обучения:

    на основе предварительной диагностики характеристик личности;

    уровня овладения общеучебными умениями учащихся;

    внутриклассная дифференциация происходит в зависимости от познавательных интересов к изучению отдельных предметов.

Все задания можно объединить в две группы: первая - учитель дает задание каждому ученику, вторая - ученики сами выбирают предложенные учителем разноуровневые задания.

Во время выполнения задания обучающиеся знают уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, снимается эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения.

Здоровьесберегающие технологии (классные часы о ЗОЖ, уроки здоровья, физкультминутки, динамические паузы, рефлексия)

Применяю зд оровьесберегающие технологии в следующих формах:

    гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение;

    формирование гигиенических навыков обучающихся;

    правильная осанка (поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от

характера выполняемой работы);

    физкультурные минутки на уроках (общеукрепляющая гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук,

упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица)

    физические упражнения и подвижные игры на переменах;

    классные часы, беседы, пропагандирующие здоровый образ жизни;

    подвижные игры на открытом воздухе;

    каждый год принимаю участие с детьми в общешкольном Дне Здоровья;

    ежегодно принимаю участие в месячнике военно-спортивных мероприятий, приуроченный ко Дню Защитника Отечества (А ну-ка, мальчики);

    организую спортивные праздники для родителей и детей;

    при использовании ИКТ соблюдаю требования, прописанные в Санитарных правилах и нормах;

    согласно плану работы по охране труда и здоровья обучающихся провожу инструктажи по технике безопасности.

Технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами)

Провожу систематическую работу с родителями своих учащихся, большое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей.

Выступаю на классных собраниях с вопросами повышения мотивации и интереса

к изучению учащимися отдельных предметов, оказываю психолого-педагогическую поддержку учащихся в образовательном процессе, занимаюсь просветительской деятельностью и диагностической работой, выявляя проблемы обучения и др.

Привлекаю родителей к организации и проведению совместных праздников,

поездок, экскурсий, различных внеклассных мероприятий. Родители не только помогают

изготавливать декорации и костюмы к праздникам, но и участвуют в постановке, являются самыми активными зрителями.

Технология проблемного обучения (учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию на различных этапах урока, определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся).

Технология проектной деятельности (мини-проекты, учебные, творческие и социальные)

Мини-проект по окружающему миру.

Проект по русскому языку «Рассказ о слове» (презентация)

Игровые технологии (уроки и задания в игровой форме, деловые игры, подвижные игры)

«Воспитание детей» - Я не храбр. Лень и дети. Родительское собрание по теме «Отцы и дети. Как сформировать волю? Ребёнок должен на деле почувствовать силу авторитета родителей и педагогов. Что делать? Умение беречь время – важная черта организованного человека. По отношению к упрямым, избалованным детям рекомендуется строгость и твердость.

«Метод проектов в литературе» - Ведущая идея. Команды не соревнуются. Методика работы команд. Продукт. Портфолио. Результат проектной деятельности. Что дает применение таких уроков? Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Проектная Личность деятельность. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

«Активные методы обучения» - Признаки методов активного обучения Проблемность. Активные методы обучения: игровое моделирование. Индивидуализация. Активные методы обучения: обучение с помощью специальных средств. Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Активные методы обучения: обучение на практических примерах и ситуациях.

«Интерактивные методы обучения» - Решает три главные задачи: Разработаны специальные приёмы для интерактива (для работы в парах, группами, коллективно): Учебно-познавательная задача (нр.: узнать, определить…) Коммуникативно-развивающая (нр.: развитие учебных умений) Социально-ориентированная. Карусель Кластер Паучок. Интерактивные методы обучения.

«Метод проектов в обучении» - Подготовка. Предложенный Дж. Границы и трудности использования метода проектов. Заключительный этап. Конструкторский этап. Оценка результатов и процесса. Планирование. Исследование. Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: Характер педагогической деятельности в методе проектов.

«Методы воспитания» - Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. Доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: Классификация методов воспитания И.Г. Щукиной построена на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.

Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции кадров, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений. Новая государственная политика России в области образования акцентирует особое значение проблемы качества профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышения эффективности профессиональной подготовки учащихся через совершенствование

методов обучения

Цаплюк Олег Сергеевич,

Мастер производственного обучения

Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции кадров, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений. Новая государственная политика России в области образования акцентирует особое значение проблемы качества профессионального образования.

Это нашло непосредственное отражение в Программе модернизации российского образования. Суть этих задач состоит в том, чтобы "существенно актуализировать содержание и обеспечить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, активизировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть образовательные учреждения начального профессионального образования к потребностям рынка труда".

С 2008 года в Белгородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуется региональная модель образования, которая предполагает, что каждый выпускник школы должен овладеть основами рабочих профессий. Следовательно, профессиональная подготовка становится неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей школе.

Цель профессиональной подготовки – обеспечение социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений к рынку труда, формирование у них положительной мотивации к получению профессионального образования и профессии.

Материально-техническая база ресурсного центра позволяет осуществлять обучение профессиям на достаточно высоком методическом уровне. Функционируют два кабинета профессиональной подготовки, оснащенных современной техникой. Имеется в наличие все необходимые нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность: акт-разрешение на проведение занятий, правила техники безопасности и т.д. В каждом кабинете имеются средства пожаротушения и аптечка для оказания первой медицинской помощи (Приложение 1)

Анализ анкетирования, проведенного в 2006 г., позволил выявить личную заинтересованность обучающихся в освоении программы профессионального обучения. Дети проявляют заметный интеpec к получению специальности, понимая актуальность сегодняшних противоречий. Это стало толчком для поиска приемов работы, способствующих повышению эффективности профессиональной подготовки учащихся.

В период формирования первичных профессиональных умений и навыков уделяется большое внимание индивидуальному подходу к обучению.

Правильный выбор и применение эффективных методов, дидактических средств обучения являются решающими, в осуществлении этой задачи. Необходимо, чтобы современный выпускник был подготовлен, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной сфере. В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей своей жизни. И эти новые умения должны наращиваться на приобретенные ранее. Такое приращение должно носить постоянный характер, что в корне меняет роль и место образования и обучения в обществе. Во главу угла ставится формирование у человека умения и желания учиться.

Таким образом, обозначились следующие противоречия и пути их решения:

Противоречия

Пути их решения

База знаний, умений и навыков, которую закладывает традиционная школа

Постоянно

меняющиеся

требования,

предъявляемыми

современным

обществом

Организация различных видов деятельности как на уроке, так и на практических занятиях

методика

преподавания

Уникум личности, стремление ребенка быть услышанным и понятым

Создание психологически комфортной атмосферы на уроке, позволяющей выявить творческие и физические задатки и способности личности, способствовать их развитию и проявлению

Штампы в обучении

Стремление школьников естественным образом приблизиться к пониманию реального окружающего мира,

Исследовательская деятельность, направленная на развитие индивидуальных способностей учащихся

Ориентация содержания образования на развитие творческих способностей

Традиционные формы и методы обучения, ориентированные на передачу готовых знаний

Поэтапный анализ техники выполненного действия с последующим осмыслением собственной деятельности на каждом из этапов

Сегодняшняя жизнь школьников

Необходимость подготовки выпускников к взрослой жизни в быстро меняющемся мире

Формирование

мировоззренческих ориентации через развитие личностного потенциала и самосовершенствования учащихся

В основу данного педагогического опыта положены теоретические исследования в области познавательных интересов (Г.И.Щукина), индивидуализации и дифференциации обучения (И. Унт), профессиональной педагогики (С.Я.Батышев), педагогической диагностики (К.Ингенкамп) и современных дидактов по проблеме совершенствования профессионального обучения.

В наследии Г.И. Щукиной (создание теории познавательных интересов школьников) подчеркивается важность позиции ученика в учебном процессе, его мотивация, значимы идеи ученого о взаимообусловленности деятельности учителя и учащихся в учебном процессе. Идеи Г.И.Щукиной важны в контексте личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), так как показывают важность усиления личностного смысла образования для ученика. Познавательный интерес выступает как личностный мотив учения.

Новизна опыта заключается в систематизации накопленного материала, в построении теории и практической деятельности, на основе применения различных методов и приемов профессиональной подготовки

Интеграция выше обозначенных теоретических подходов позволила мне сконструировать свою систему работы по повышению эффективности профессиональной подготовки на основе применения различных методов и приемов

Система работы включает в себя:

1) Исходную, текущую и итоговую диагностику успешности обучения старшеклассников;

2) Организацию деятельности обучающихся через использование различных методов и приемов на занятиях по профессиональной подготовке

3) Создание психолого - педагогических условий для реализации цели;

4) Рефлексия работы мастера и учащихся.

Цель данного опыта - повышения эффективности профессиональной подготовки посредством использования различных приемов и методов на занятиях.

Анализ психолого - педагогической литературы, а так же опыт собственной работы, убедили в том, что повышение повышения эффективности профессиональной подготовки возможно только применяя на уроках различные методы и приемы.

Вытекающие отсюда задачи:

1. Повысить повышения эффективности профессиональной подготовки

2. Создать ситуацию успеха для каждого учащегося;

3. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Средством достижения цели является использование различных методов и приемов на занятиях по профессиональной подготовке.

Успешное проведение занятий с учащимися: зависят от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения.

Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям:

Воспитывающий характер профессионального обучения;

Политехническая направленность профессионального обучения;

Доступность и посильность обучения,

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

Сочетание наглядности с познавательно - творческим, развивающим характером обучения;

Систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений в профессиональном обучении.

Методы профессионального обучения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Определяется своеобразием характера, содержание и организации учебно - производственной деятельности учащихся

Если на уроках теоретического обучения преобладают фронтальные формы, когда преподаватель сообщает более или менее законченный учебный материал всем учащимся группы, в процессе профессионального обучения чаще всего приходится проводить занятий с отдельными подгруппами, звеньями и индивидуально. При выборе методов обучения я исхожу из того, что основными источниками информации во всяком учебном процессе являются слово, т.е. устная и письменная речь, чувственный образ, т.е. наглядность, и практическая деятельность. В связи с этим в своей работе выделю три группы методов профессионального обучения: словесные, наглядные и практические. К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой, устное и письменное инструктирование, производственные семинары.

Применение словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно -технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственною действительность.

Во время рассказа часто использую наглядные пособия, учащимся задаю вопросы для проверки понимания им сообщаемого материала. Мобилизирую их внимания.

В ходе объяснения особенностей трудовой операции первоначально даю анализ ее состава и структуры. Обосновываю назначение и способы выполнения отдельных приёмов, сравниваю изучаемую операцию с уже известными учащимся. В профессиональном обучении опять же в отличие от теоретического рассказ и объяснение чаще всего объединяется. В ходе обучения редко приходится использовать разъяснения, разновидность объяснение, относящегося к отдельным частым вопросам.

Инструктаж - важнейшая форма методического руководства обучением в образовательном учреждении. Инструктаж проводится, как правило, для тех учащихся, которые уже имеют первоначальные знаний и навыки. Я, как мастер инструктирую учащихся для того, чтобы дать указания, как использовать имеющийся у них опыт в новых связях и сочетаниях, обычно приближающихся к реальным условиям. Стремлюсь, чтобы инструктаж имел указания о возможных неполадках в работе механизмов, ошибках в выполнении действий, правил дорожного движения и пр.

По мере обучения инструктаж становиться основной формой методического руководства учащимся с моей стороны и становится все более кратким: даются лишь основные указания, все большее значение приобретает письменный инструктаж, т.е. письменные инструкции, побуждающие учащихся к самостоятельному принятию решений.

Наиболее распространенный вид работы с печатным текстом в ходе выполнения практических заданий и работ. Особенно широкого распространены такие варианты письменного инструктирования, как инструкционные карты, карты - задания, информационные карты и т.д.

При разработке инструкционных материалов учитываю, что они не являются простой памяткой. А служат средством организации познавательной деятельности. При этом чисто текстовые, т.е. словесные инструкции стараюсь заменить картами со схематическими рисунком, схемами, условными (кодовыми) обозначениями. Кроме письменных инструкций широко использую различные виды производственно - технической документации - схемы, технические условия, технологические карты, инструкции по настройке наладке оборудования и т.д.

Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.

В наличие кабинета имеются натуральные наглядные пособия, представляющие различные объекты в естественном виде и изобразительные - в виде чертежей, схем, фотоснимков, моделей, макетов. Некоторые натуральные объекты в учебных целях подвержены предварительной обработке, чтобы ярче и выразительнее представлять наиболее важные стороны и качества. К наглядным пособиям относятся и производственно - технические документы - рабочие чертежи, технологические карты, технические инструкции, схемы, графики, кинофильмы, слайды, DVD-диски. Мной постоянно используются электронные учебники, энциклопедии и мультимедийные самообучающие программы. Использование таких средств развивают у учащихся логическое мышление, умение выделять главное и навыки самостоятельного обучения. Применение в учебном процессе мультимедийных компьютерных технологий повышает интерес к предмету, позволяет организовать самостоятельную работу учащихся и получить навыки самоконтроля; способствует развитию зрительной памяти, тактического мышления и умению оперативно решать ситуационные задачи в различных дорожных условиях, что в конечном итоге ведет к повышению безопасности на дорогах, сохранности материальных ценностей, жизни и здоровья людей. (Приложение 4)

В качестве основного на занятиях для практической подготовки учащихся к выполнению упражнений применяю метод практического показа

Развитие у учащихся способности правильно воспринимать производственно - технические явления и объекты можно только при умении самостоятельного наблюдения.

Задача мастера в этом случае учить их культуре наблюдения, проводя специальные упражнения с использованием наглядных пособий и тренировочных устройств.

Как правило, методы обучения реализуются с помощью различных приемов. Так, метод показа трудовых действий часто применяться с использованием таких приемов, как подготовка учащихся к наблюдению, расчленение трудового процесса, изолированный показ отдельных элементов, замедление темпа рабочих движений, словесное описание и объяснение показываемого, демонстрация наглядных пособий, проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение действий отдельными учащимися.

Среди практических методов профессионального обучения первостепенное значение имеют упражнения. Основа упражнений - целенаправленное и многократно проводимое под руководством мастера повторение изучаемых трудовых действий и приемов, цель которого последовательное их совершенствование в ходе овладения профессиональными навыками и умениями.

Практические упражнения приводят к постепенному формированию профессионального мастерства.

Упражнение в профессиональном обучении проводятся по определенной системе, когда каждое предыдущие упражнение подготавливает выполнение следующего, а следующие способствует усвоению нового и одновременно закрепляет предыдущие. Практика показывает, что начальные шаги в овладении навыком и умением, как правило, сопряжены со значительной затратой энергии, повышенной утомляемостью, поэтому результаты первых упражнений бывают очень неустойчивыми. Чем дальше, тем более согласованными и экономными становятся движения, снижается утомляемость. Прочнее закрепляются усвоенные навыки.

При подготовки водителей находят применение все перечисленные методы производственного обучения. Каждое занятие проводится в определенной последовательности и включает обязательно вводный инструктаж, текущий и заключительный инструктажи.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Применение на занятиях различных методов и приемов дает положительную динамику роста качества знаний учащихся;

2. Использование практических методов и приемов способствует повышению интереса учащихся к профессиональной подготовке, увеличивается количество школьников, желающих получить профессию «Водитель ТС»

Данный опыт прост в применении может быть использован мастером производственного обучения любой школы, но требует от учителя определенной доли профессионализма. Многие приёмы работы могут успешно проводиться с минимальной затратой времени и сил даже начинающего педагога.

4. Библиографический список,

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М, 2003

2. Батышев А.Я. Теория и методика бригадного обучения. - М., 1996.

3. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. - М, 1989.

4. Нечаева Н.В. Методика производственного обучения. - М., 1991.

5. Скакун В.А. Методика производственного обучения. - М., 1994.


Отзыв

на открытое внеклассное мероприятие в 4 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Мы – путешественники!»

проведенный 25.12.2012 г.

Открытое мероприятие полностью отвечает требованиям новых стандартов и демонстрирует систематическую работу учителя по осуществлению деятельностного подхода к обучению.

Структура полностью соответствует логике проведения заявленного типа, так как основной организационной задачей являлось создание условий для закрепления нового материала. Восприятие и осмысление материала по данной теме основано на субъективном опыте учащихся.

Данное занятие проходило в нестандартной форме, в форме деловой игры. Были использованы различные виды деятельности со школьниками: мозговой штурм, защита проекта, заочная экскурсия.

Занятие способствовало формированию умения учащихся планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: ученики, работая в группах, самостоятельно не только готовили свои выступления, но и вырабатывали критерии оценивания своей работы и работы одноклассников.

Самостоятельная работа учащихся при подготовке к данному мероприятию и деятельность в продолжение занятия показала высокий уровень сформированности как предметных, так и метапредметных компетентностей. Учитель создала на уроке широкие возможности для реализации дифференцированного подхода в обучении. Дети самостоятельно определяли для себя сферу интересов и способы их воплощения: поиск, анализ и оформление информации на выбранную тему из различных источников, распределение ролей, создание презентации. При подготовке мини-инсценировок совершенствовалось умение выразительно читать по ролям, определять рамки эпизода и применять на практике («метод вживания») представления о характеристике литературного персонажа, значимых деталях портрета, интерьера, пейзажа.

Большинство заданий направлено на творческих способностей учащихся и требовало от учащихся проявления нестандартного хода их решения. Учитель стимулировал активность учащихся и поддерживал интерес к изучению английского языка на протяжении всего занятия.

Использование компьютерных технологий дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Занятие продемонстрировало увлеченность учеников в творческой деятельности по усвоению учебного материала и в целом достигло всех

Отзыв

на открытый урок в 5 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Мой питомец»,

проведенный 15.10.2016 г.

Ковалевой Э.Р. проведен открытый урок по английскому языку в 5 классе в рамках городского научно-методического семинара «Деятельностные формы обучения иностранному языку». Занятие проведено в нестандартной форме. По форме это урок-путешествие.

Решение образовательных задач соответствует требованиям государственной программы по английскому языку для 5 класса.

Учитель поставила следующие цели и задачи: учиться употреблять английскую лексику по теме «Мой питомец»; развивать у учащихся навыки аудирования, говорения, умения работать с таблицами и схемами; провести исследовательскую работу по теме урока; развитие абстрактного и логического мышления школьников, памяти, внимания; воспитывать уважительное отношение к труду, традициям наших предков.

Отобранное содержание и оборудование мероприятия, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах, способствовали достижению образовательных целей, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, учитель ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо было выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах занятия использовалась компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.

Учитель большое внимание уделяет развитию логического мышления учащихся, установлению причинно-следственных связей. Урок был построено так, чтобы как можно чаще звучал вопрос «почему?» и как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова «потому что», «поэтому».

Применение широкого спектра заданий дифференцированной направленности создавало атмосферу заинтересованности каждого ученика в учебной работе. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.

Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении.

По завершении каждого этапа урока и в конце его проводилась рефлексия, учащихся была предоставлена возможность оценить свои знания, меру участия в занятии, дать осмысленную оценку своих действий.

Отзыв

на открытый урок в 5 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Еда»,

проведенный 19.10. 2016 г.

Цели и задачи урока соответствуют образовательной программе по английскому языку для 5 класса. Урок проведен с применением цифровых образовательных ресурсов и игровых технологий.

В своей работе учитель использует презентацию, составленную в соответствии с планом урока. Урок обобщения знания по данной теме включает в себя большой объем информации. Главной целью учителя является систематизация знаний учащихся. Данная, сложная дидактическая цель достигается путем использования в презентации большого количества иллюстраций, схем, активных гиперссылок.

Кабинет подготовлен к уроку. Подготовлены визуальные материалы, другие дидактические материалы. Учащиеся подготовили свои рабочие места.

Учебная атмосфера способна переключить на предмет «английский язык». Этому способствую материалы, представленные на стендах.

Организационный момент подготавливает детей к восприятию учебного материала, во время оргмомента устанавливается контакт учителя и учеников, создается рабочий настрой на занятие.

Учитель вводит новый материал в коммуникативной форме, использует индуктивный метод. Используется доска, презентация. Семантизация осуществляется с помощью предметной, изобразительной наглядности, истолкования, дефиниции, комментария. Учитель обеспечил усвоение нового материала в конкретных упражнениях, имеющих проблемный характер.

Контроль понимания нового материала был осуществлен с помощью рациональных методических приемов. Удачно использован тест как база для развития внимания, логического мышления.

Реализуя личностный подход в обучении, учитель разделяет класс на рабочие группы в соответствии с психофизиологическими и учебными особенностями учеников. Работа осуществляется по индивидуальным картам-заданиям. Обсуждение результатов работы каждой группы проводится также с использованием слайдов презентации и таблиц. Такой способ обобщения позволяет всем ученикам класса наглядно убедиться в правильности сделанных выводов.

На этапе заключительного обобщения учитель представляет вниманию учащихся интерактивную игру, при помощи которой ученики формируют выводы об полученных на занятии знаниях и умениях.

Отзыв

на открытый урок в 3 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «По дороге в школу»,

проведенный 16.03.2017 г.

Урок, данный в рамках семинара-практикума «Современный урок в контексте требований ФГОС» полностью отвечает требованиям новых образовательных стандартов, демонстрирует наличие системы работы учителя по организации внеклассного чтения учащихся, умелое использование педагогических технологий, позволяющих активизировать самостоятельную творческую и познавательную деятельность семиклассников.

Цели урока, его план были конкретны и побудительны для учеников, содержание урока оптимально, заключало возможность выбора обучающимися форм и средств работы и вариантов представления результатов.

Следует отметить хороший уровень развития общеучебных умений и навыков учащихся, познавательную активность, слаженную работу ученического коллектива в течение всего урока.

Учитель продемонстрировал высокий уровень педагогического мастерства, глубокие знания методики преподавания английского языка, общую эрудицию, чувство такта и демократичность в общении со старшеклассниками, творческий подход к организации деятельности учащихся.

Учителем применял элементов технологии личностно-ориентированного обучения, стремился организовать работу таким образом, чтобы пробудить интерес учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и способностей, активизировать творческую деятельность.

В ходе урока были продемонстрированы эффективные педагогические технологии, позволившие учителю достичь поставленных в начале урока целей, сделать урок результативным, ярким и интересным для учащихся. Богатый дидактический материал разного типа, вида и форм позволил совершенствовать навыки распознавания второстепенных членов предложения, их виды и различные способы выражения, включая трудные случаи различения дополнений и обстоятельств.

Умелое направление и стимулирование деятельности учеников, следование принципам личностно-ориентированного обучения способствовали созданию ситуации успеха для каждого ученика, давали возможность каждому учащемуся быть вовлечённым в учебный процесс урока.

Отзыв

на открытый урок английского языка во 2 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25 г. Димитровграда

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Путешествие в сказочную страну»,

проведённого 15.03.2013 на открытом научно-методическом дне «Особенности содержания обучения иностранному языку в свете новых требований государственных стандартов»

Как сделать процесс обучения доступным, увлекательным, эффективным? Что мы должны сформировать у учащихся, над какими компетенциями работать? На эти вопросы отвечает учитель, готовя каждый свой урок. Это заставляет его искать оптимальные формы, методы, приемы обучения. Думать, знать, уметь – вот составляющие деятельности педагога на подготовительном этапе, без которых творческий процесс немыслим. При этом знания, умения, навыки – средство развития способностей, компетентностей. Именно это продемонстрировала Ковалева Э.Р. на своем открытом мероприятии, которое отличалось динамичностью и насыщенностью.

Ковалева Э.Р. зарекомендовала себя творческим, вдумчивым учителем, урок насыщен интересной и познавательной информацией. Урок отвечает всем современным требованиям. Она свободно владеет новыми информационными технологиями. Учитель использует яркий дидактический материал, мультимедийные средства.

При объяснении нового материала использовались принципы доступности, наглядности, научности. Урок информационно насыщен, логически выстроен. Благодаря тому, что изучение ведется в доступной и занимательной форме, у детей не возникает затруднений.

Во всем чувствуется мастерство педагога, ее опыт и творческий подход. Ковалева Э.Р. разработала дидактически и методически грамотный урок с высоким развивающим потенциалом. Это позволило включить школьников в исследовательскую деятельность. Свои наработки ребята обсуждали в группах, а затем представители групп сменного состава результаты с выводами представляли всему классу, что придавало работе особую атмосферу позитивного, продуктивного сотрудничества, повышало мотивацию. Элементы исследовательской деятельности реализуются в индивидуальной, парной и групповой работе.

Речь самого педагога эмоциональна и выразительна, она умело погружает учащихся в изучение содержания учебного материала по теме урока.

У детей также хорошо развита монологическая речь, они очень активны на уроке Порой поражали высказывания ребят, глубина и нестандартность их суждений. Речь учащихся богата и выразительна. А ведь это результат долгой, кропотливой, ежедневной работы учителя и ее учащихся, их совместных усилий.

Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)

В своей работе с детьми я использую следующие современные технологии:

  1. Здоровьесберегающие. Обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, занятия по ЗОЖ, пальчиковая гимнастика, артикуляционная, дыхательная, зрительная, самомассаж, закаливание, бодрящая гимнастика.
  2. Проектная деятельность. Развитие и обогащение социально - личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия, в проектную деятельность. Работа с целой группой и с подгруппой в исследовательской деятельности, в творческой, в игровой, в информационной деятельности.
  3. Исследовательская деятельность. Формирование у детей способности к исследовательскому типу мышления. Эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты, фиксация результатов опыта, эксперимента, дидактические игры, ситуации, трудовые поручения.
  4. Информационно-коммуникативные технологии. Формировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. В работе с детьми: использование презентаций для занятий, просмотр мультфильмов, фильмов.

В работе педагога: подбор иллюстративного материала к занятиям, оформление стендов, сканирование, интернет, принтер, создание презентации, обмен опытом, оформление документации.

5. Личностно-ориентированная технология. Формирование личности ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, создание личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. Выявление темпов развития ребёнка. Создание условий для творчества личности.

  • Гуманно-личностные: оказание помощи ребёнку с ослабленным здоровьем, в период адаптации.
  • Технология сотрудничества: партнёрство и равенство в системе взаимоотношениях «взрослый-ребёнок» Разработка индивидуальных программ и проектов, занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр.

6. Проблемное обучение. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Создание проблемных ситуаций в НОД, в ходе режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей, в беседах, в игровой деятельности.

7. Игровые технологии. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.

(Технология развивающих игр Б. П. Никитина.) Развитие психических процессов, решение задач с помощью развивающих игр, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.

8. Технология «Триз» . Развитие психических процессов, поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Привитие ребёнку радость творческих открытий. Учить искать своё решение и вывод. Сказки; игровые, бытовые ситуации; художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, дидактические игры, занятия.

9. Технология «Портфолио педагога» . Развитие умения владеть современными технологиями, умение прогнозировать свой результат, создание своего досье успехов, учитывать свои результаты в разнообразных видах деятельности, оценивать свой профессионализм. Создание портфолио педагога.

Здоровьесберегающие технологии. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-профилактическими действиями (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия) , я провожу оздоровительную работу с детьми. Одна из важнейших задач – снижение риска заболеваемости детей. Поэтому большое внимание я уделяю профилактике болезней, укреплению и закаливанию детского организма. Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, занятия по ЗОЖ и др., повышаю результативность воспитательно-образовательного процесса, укрепляю здоровье.

Для всех видов гимнастик я создала картотеку.

Эффективность оздоровительной деятельности зависит от условий и образа жизни семей воспитанников, а также от комплексного подхода к её организации. Поэтому здоровьесберегающую технологию осуществляю в следующих формах:

  • медико-профилактическая - организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по профилактике здоровья, организация профилактических мероприятий, закаливание;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей (развитие физических качеств, формирование правильной осанки.
  • валеологическое просвещение родителей - от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей провожу следующие мероприятия: родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, памятки, буклеты «Пальчиковая гимнастика» , Дыхательная гимнастика», «Как правильно закаливать ребёнка?» , «Профилактика гриппа» , и др.; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – дружная семья» , недели здоровья, проект «Будь здоров!» .

Осваивая инновации, нужно постоянно находиться в активном творческом поиске, осваивать эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментировать и исследовать, стремится повысить результаты своего труда. Для эффективности своей работы я использую разные современные технологии.

Технологию проектирования использую в работе как с детьми, так и с родителями. В работе использовала краткосрочные и долгосрочные проекты: «Раз песчинка, два песчинка…» (познавательно-исследовательский) , «Будь здоров» (для родителей, с целью заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье) .

Также в своей работе использую личностно-ориентированную технологию, которая включает в себя гуманистическое направление, обеспечивает комфортные, конфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка. В своей работе использую также игровые технологии обучения:

  • в качестве занятия или его части (введения, закрепления, упражнения, контроля)
  • в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия
  • в качестве дидактических игр; использую игры-путешествия, игры-развлечения. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. С помощью игровых технологий я развиваю у детей внимание, память, мышление, воображение. Например, такие игры: «Найди такой же» , «Нарисуй как было» .

В своей работе я использую также проблемное обучение детей. Я создаю для детей познавательную задачу, ситуации во всех областях образовательной деятельности, и даю детям находить средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Использую проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности, по сенсорному воспитанию. В результате дети учатся мыслить, рассуждать.

Проблемную ситуацию я создаю с помощью определённых приёмов, методов и средств. Использую, например, такие методические приёмы:

  • Подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения. (например, на прогулке спрашиваю детей: «какое сейчас время года? – зима. А почему зима, как вы узнали, а я думаю, что сейчас лето…» дети начинают сами доказывать, делать выводы.
  • Излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • Побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;
  • Ставлю проблемные задачи. Проблемные задачи, которые ставлю, являются доступными, посильными, интересными.

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра. Игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) , интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай» , «Попробуй, догони» , «Куличи для Маши» и др. Далее включаю игровые ситуации типа «Что катится?» , «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование. Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей. У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы. Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине) , как у него. Или предлагаю игру «Что не так?» , специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови» , «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

На занятиях и вне занятий активно использую развивающие игры Никитиных: «Сложи узор» , «Внимание!» , «Внимание-угадай-ка!» , «Кубики для всех» , «Сложи квадрат» . Дети играют как с фабричными пособиями, так и изготовленными мною.

Так же использую такие игры, как «Блоки Дьенеша» , «Монгольскую игру» , «Колумбово яйцо» , «Танграм» . Дети моей группы с удовольствием занимаются с этими пособиями.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексно использую игровые технологии разной целевой направленности в своей педагогической деятельности, что помогает подготовить ребенка к школе.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их я использую в педагогическом процессе, с их помощью я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Технологии ТРИЗ помогают мне не просто развивать фантазию детей, но и творчество. Использую эту технологию по рисованию нетрадиционными способами. Дети рисуют пальчиками «Снег идёт» , ладошками «Осеннее дерево» , «Солнышко» , паролоном «Рыбки живут в воде» , ватными палочками «Кисть рябины» , отпечатками листьев и др. Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» - эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» годится для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в игрушках, в предметах, ситуациях, размерах, и дети, разделившись на две команды, будут с увлечением придумывать новые решения проблемы. Для развития памяти и наблюдательности использую игру «Проверка памяти» , в которой после кратковременного показа какого-либо рисунка или объекта прошу детей воспроизвести этот объект или ответить на вопросы по его содержанию. Специально для этой цели изготовила набор карточек с простейшими схематическими рисунками, буквами, символами и в начале занятия, особенно на математике выставляю их на доске, предлагаю ребятам запомнить и воспроизвести их на бумаге. В начале года это может быть 4-5 карточек, а к концу года количество можно увеличить. В качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание «Уши, глаза, нос» . Ребята играют в эти игры с интересом и сами, даже не догадываясь, что все это называется ТРИЗ. Просто им интересно, необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Очень любят ребята работать со сказками, изменять их, придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки, сочинять сказки новые и современные. Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных или новых сказок я предлагаю самим ребятам придумать другой конец к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и творчество детей не иссякают. Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.

Для повышения эффективности образовательного процесса использую ИКТ:

  • в подборе иллюстративного материала к НОД, для оформления стендов, группы (сканирование, принтер, презентации, интернет - ресурсы
  • в подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других развлечений
  • в оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволяет не писать отчёты, анализы, планы каждый раз, а достаточно набрать схему один раз и внести необходимые изменения, в использовании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности НОД, выступлений на педсоветах, в использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, в оформлении буклетов, визитной карточки группы, материалов по различным направлениям деятельности, в использовании интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для НОД, расширения кругозора детей.

Основные средства ИКТ, используемые в работе с детьми и родителями: компьютер, принтер, сканер, магнитола, фотоаппарат.

Вся моя работа строится с учетом разноуровневого обучения. Я учитываю способности ребёнка, его темп деятельности, уровень утомляемости. И этому помогают карты индивидуального сопровождения. Карты составлялись с учетом наблюдений за детьми в непосредственно образовательной деятельности, в свободное время и с учетом бесед проводимых с родителями. В нашей работе важно уметь находить подход к каждому ребенку: определить индивидуальные способности, интересоваться заботами и достижениями.

Результатом использования этих методик и технологий стали стабильные положительные достижения физического и личностного развития обучающихся.

Рассказать друзьям