Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников. Проблемная ситуация, её характеристики; типы проблемных ситуаций; способы создания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Гусева Виктория Владимировна
Этапы процесса решения проблемных ситуаций

В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному - познанию окружающего мира и себя в нем. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе, необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания.

Рубинштейн С. Л. Говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса , с противоречия», то есть решение проблемной ситуацией определяется вовлечением личности в мыслительный процесс .

Психологи выделяют три основных, характерных компонента :

1. Неизвестное, новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие. Чем ярче выражено противоречие, тем острее проблема ситуации .

2. Познавательная потребность, побуждающая к интеллектуальной деятельности. Одна из негативных сторон традиционного обучения - угасание интереса к познанию нового. Построенное на сообщении готовых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка то, что заложено природой : потребность мышления, открытость новому, любознательность. В развивающем же обучении - грамотная, своевременная постановка проблемы побуждает каждого включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, выполняя его задания, дети самостоятельно открывают новое для себя знание, делают выводы, обобщения.

3. Творческие возможности и достигнутый уровень знаний. Необходимо учитывать возможности детей анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, т. к. слишком трудное и слишком легкое задание не способствует возникновению проблемной ситуации .

Этапы процесса решения проблемных ситуаций :

1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов :

Что будет входить в наводящие вопросы?

«Что нам надо вспомнить для решения вопроса ,

«Что мы можем использовать, из известного нам, для решения проблемы

2. Процесс решения проблемы . Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы , т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения . Ребенок ищет решения «во внешних условиях» , в различных источниках знаний.

Что такое гипотеза?

Гипотеза - это утверждение, которое требует доказательств, выступает в роли предположений или догадок

решения . Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

4. Рефлексия

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере .

Ситуация : дети узнают, что их друг или он сам заблудился в лесу. Он знает, что найти его смогут только на следующий день. Ночь ему придется провести в лесу одному. Ночи очень холодные, можно простыть и заболеть.

Постановка проблемы : как можно помочь герою не замерзнуть ночью?

1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний : с помощью наводящих вопросов.

Дети перечисляют варианты :

Найти избушку (не нашел)

Зажечь костер (нет спичек)

Надеть все теплые вещи (их мало и все равно холодно)

Сделать шалаш (нет топора)

Накрыться ветками

Лечь в теплые камни (камней в лесу нет)

Бегать, прыгать, быстро шагать (всю ночь не сможешь двигаться, устанешь)

Улечься в ямку, углубление, свернуться калачиком и др. Какие варианты подойдут для нашего героя? (дети отбирают варианты)

2. Решение проблемы : - поиск ответа во внешних условиях. Можно использовать вариант «домашнее задание» - спрашивают у взрослых, узнают из книг, узнают у друзей. Очень важно усвоить и неукоснительно соблюдать : дети не принимают новые знания, если они им не понятны и не вписываются в их систему знаний, в сформированную картину мира. А мы не должны стремиться переубедить и навязать им новые знания. Мы должны внимательно выслушать все возражения, предложения и предположения детей, поощрять их за самостоятельность суждений, активность в обсуждении. Таким образом, приучать детей не бояться говорить, допускать ошибки. Не читать нравоучения, не указывать на промахи, ведь это порождает робость. А боязнь допустить ошибку, сковывает инициативу ребенка в постановке и . Важно, чтобы ребенок почувствовал «вкус» к получению новых неожиданных сведений.

3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения .

Что мы можем сделать, чтобы убедиться в этом?

Надеть теплую кофту

Накрыться «ветками»

Лечь в коробку (проверить защищает ли она от холода)

Свернуться калачиком

Попрыгать.

4. Рефлексия.

Какую задачу мы с вами решали? (как не замерзнуть ночью)

Как мы решили проблему ? (придумали разные способы)

Какой совет можно дать герою? (не ходить одному; брать с собой компас; серьезно готовиться к походу в лес - брать все необходимые вещи спички, фонарь, продукты, теплую одежду и т. д.).

Человек, как считает С. Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.

Таким образом, создавая проблемные ситуации , мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает Алексей Михайлович Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем . Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы », что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития.

Мы не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по «Познанию мира» , но и на математике, развитии речи, конструировании. То есть педагоги должны творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях и во всех других видах деятельности.

Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему , необходимо разделять деятельность педагога и ребенка.

Вопрос к аудитории : Что входит в деятельность педагога при создании проблемы ?

Ответ : деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации , формулировку проблемы , управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Вопрос к аудитории : Что входит в деятельность детей при решении проблемы ?

Ответ : деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации , формулировку проблемы , самостоятельный поиск, подведение итогов.

За основу построения проблемной ситуации можно использовать алгоритм, разработанный Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук.

Шаг № 1 Обсуждение проблемного поля , из которого формируется задача.

Шаг № 2 Формулировка задачи (составляется в занимательной для ребенка форме, вопросы : «Как быть?» , «Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения , поощрение самых необычных).

Шаг № 3 Формулировка противоречия.

Шаг № 4 ИКР (идеальный конечный результат) - Когда сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.

Шаг № 5 Обследование ресурсов объектов для решения противоречия .

Шаг №6 Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения .

Шаг № 7 Рефлексия : «Что делали?» , «Как?» , «Зачем?»

Трудности использования игровых проблемно-практических ситуаций состоит в том , что дети недостаточно готовы к диалогу, к интеллектуально-познавательному общению со взрослыми и сверстниками, а педагог должен овладеть поистине виртуозным мастерством, чтобы опосредовано, без видимой опеки, выполняя определенную игровую роль, направлять поисковую деятельность детей, избегая авторитетного давления на них.

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в познавательном процессе не должно быть случайным.

Каждая проблемно-практическая ситуация имеет свое место и время : определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их решения практических коллизий, отказываясь от репродуктивной деятельности.

Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы через игру научить детей думать, реализовать свои потенциальные возможности, творческие проявления и развитие личности.

Поэтому главным девизом можно взять следующие слова : «Стремись учить не всему, а главному, не сумме знаний, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в потоке»

Ксюша Купцова
Педсовет для воспитателей «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Педагогический совет. Воспитатель : Купцова О. Н.

Тема : «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста ".Цель :

Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности.

Задачи :

1. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций при организации образовательного процесса.

2. Научить использовать методы проблемного обучения на примере проблемных ситуаций .

3. Картотека проблемных ситуаций .

4. Заключение.

Уважаемые коллеги!

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из пунктов описаны планируемые результаты освоения детьми этой программы . Вот некоторые из них :

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире) . Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности) . В случае затруднений обращаться за помощью к взрослому.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы , адекватные возрасту ) . Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем , поставленных как взрослым, так и им самим) ; вне зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем ) . Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе и др.

Возникает вопрос :

"Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? "

Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа : вчера нужен был исполнитель , а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Основным элементом, структурной единицей ключевой компетентности является умение, т. е. освоенный ребенком способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Оно дает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Эффективно формировать такие умения, на мой взгляд, позволяет технология проблемного обучения , направленная в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач. Актуальность использования проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия.

Рубинштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса , с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные , как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Так что же такое проблема ?

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы . Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация , при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т. д.) .

Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников ? Можно указать на следующие :

привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения .

Характерные признаки проблемности образовательной ситуации :

возникает состояние интеллектуального затруднения;

возникает противоречивая ситуация ;

появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении :

1) Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми .

2) Воспитатель ставит проблему , дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3) Ребенок сам ставит проблему , воспитатель помогает ее решить . У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему .

4) Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает . Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно , а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации :

подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации , сопоставление фактов;

постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) ;

постановка проблемных задач .

Этапы процесса решения проблемных ситуаций :

1) Поиск средств анализа, условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний : «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?» , «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы ?».

Например : «Почему баба Яга помогла Иванушке, хотя вначале хотела съесть его? Она добрая или злая?». Воспитатель помогает детям вспомнить добрые и недобрые поступки бабы Яги, проанализировать, кому она помогает, а кого и при каких обстоятельствах – обижает. Это не просто воспроизведение знания , которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. При анализе сказочных произведений педагог стимулирует детей к дискуссии, к высказыванию собственного мнения.

2) Процесс решения проблемы . Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы , т. е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях» , в различных источниках знаний.

Например : дети должны помочь персонажу найти выход в трудной ситуации . «Что должна сделать сестренка, чтобы найти и спасти братца Иванушку? Все ли она делала верно?». Ребенок непроизвольно ставит себя на место персонажа и пытается представить, что бы он сам смог сделать в подобной ситуации .

3) Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Например : дети вместе с персонажами сказок решают трудные загадки : «Как принести воду в решете?» Для этого педагог организует ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лед. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из емкости.

Проблемный метод может быть использован в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его – для решения проблемной ситуации , а может быть организовано проблемное мероприятие , когда используется несколько проблемных форм обучения .

Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения ) .

Он внимательно выслушивает все возражения .

Поощряет самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно : выслушивает все предположения детей, благодарит за активное участие и постепенно подводит к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?»

2. Фрагмент НОД.

1. Так, например, изучая тему «Вода» , педагог сообщает достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды. Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают : «Где же эта вода?» .

Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира. (Чтобы убедиться в этом, надо их отжать через марлю или соковыжималку) .

2. На занятие по математике (ФЭМП) воспитатель : показывает миску с пшеном и спрашивает : «Как узнать, сколько здесь пшена?» Чаще всего дети предлагают взвесить. «Правильно,- говорит воспитатель ,- но у меня нет весов. Как по-другому можно узнать?» На столе стоят стакан, чашка, ложка, блюдце. Воспитатель указывает на них : «Может быть, эти предметы помогут нам?» Скорее всего, дети скажут, что стаканом, чашкой, ложкой можно измерить пшено. Воспитатель объясняет : «Я покажу, как это надо сделать. Давайте попробуем измерить пшено стаканом. Но сначала надо договориться, как мы будем насыпать». Показывает, что стакан можно наполнять до половины, до краев, с «горочкой» . Дети выби-рают один из вариантов, например полный до краев. Воспитатель показывает этот стакан с пшеном и говорит : «Вот наша мерка - полный до краев стакан. Когда мы будем измерять, надо следить за тем, чтобы стакан был полный до краев, потому что мы так договорились». Затем высыпает пшено из стакана в пустую миску или тарелку, лучше всего прозрачную. И чтобы не сбиться со счета, предлагает детям, каждый раз, когда высыпает из стакана пшено ставить предметы для памяти.

После того, как все пшено измерили, воспитатель спрашивает , можно ли узнать, сколько было полных стаканов пшена в миске. Дети предлагают пересчитать предметы, которые они откладывали при измерении. Пересчитав их, выясняется, что в миске три стакана.

Для демонстрации измерения лучше всего использовать прозрачную посуду , чтобы было видно, как в одной посуде количество пшена (воды) уменьшается, а в другой - увеличивается.

Перед измерением фиксирую внимание детей на том, что необходимо договориться о полноте меры, т. е. ее наполняемости. Подчеркиваю, что можно выбрать любую наполняемость (до полоски, с «горочкой» , полстакана). После того как полнота меры определена (договорились, как будем наполнять стакан, ложку, следует строго выполнять это условие. Чтобы у детей не закрепилось неверное представление о том, что крупу (жидкость) можно измерять только стаканом, я показываю детям и другие предметы : чашку, блюдце, ложку - и предлагаю попробовать измерить этими мерками.

3. Картотека проблемных ситуаций .

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций . Надеюсь, что предложенная картотека поможет им в этом.

1. Тема : «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

2. Тема : «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

3. Тема : «Дома» , «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

4. Тема : «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

5. Тема : «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

6. Тема : «Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

7. Тема : «Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

8. Тема : «Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

9. Тема : «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

10. Тема : «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

11. Тема : «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег , а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят?

12. Тема : «Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

13. Тема : «Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

14. Тема : «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

15. Тема : «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

16. Тема : «Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие : Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

17. Тема : «Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

18. Тема : «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

19. Тема : «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

20. Тема : «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

21. Тема : «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

22. Тема : «Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

23. Тема : «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

24. Тема : «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

4. Заключение.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам организацию проблемного обучения через решение проблемных ситуаций с детьми дошкольного возраста .

Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника , коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, с взрослым.

Плюсы проблемного обучения :

Педагог является равноправным партнером;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами открывают новые знания и способы действия;

Дети обсуждают проблему , находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются

Применение проблемного обучения способствует реализации потребности детей в познании, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников .

Лариса Шишатская
Решение проблемных ситуаций, как метод повышения познавательной активности ребёнка

Современные дети живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно мыслить и перед педагогами особенно остро стоит вопрос : "Как сегодня воспитывать ребенка? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание того, что сегодня нам нужна творческая личность с активной жизненной позицией , с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и не запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить, высказать предложение.

Помните известное китайское изречение :

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я ЗНАЮ.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит , видит и делает сам.

Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий, которые надо развивать и формировать задолго до школы. Так как успешность обучения определяется не запасом представлений, приобретённых детьми в дошкольный период (знание букв, умением читать, считать и т. д., а уровнем развития мыслительных операций, наличием у ребенка опыта самостоятельного разрешения проблемных ситуаций .

В практике мы используем различные методы повышения познавательной активности детей : проблемные вопросы , развивающие игры и т. д, но не всегда создаётся ситуация поиска , не даётся возможность раскрыться ребёнку , и дети остаются пассивными наблюдателями, следовательно, возникает необходимость использования решения проблемных ситуаций .

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие творческого мышления, и повышение познавательной активности ребёнка .

Рубенштейн С. Л. говорил : «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса , с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные , как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи , задания или учебной проблемы . Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация , при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает , когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – возникает трудность : не хватает знаний, жизненного опыта.

Уже столкновения с трудностью, невозможностью выполнения предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании. Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта , возбуждает интерес к вопросу, догадке. Активность мышления и интерес дошкольника к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации , даже если проблему ставит воспитатель . Такие ситуации создаются воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств . При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы :

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его

разрешения ;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации ,

сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;

– определяем проблемные теоретические и практические задания (например,

исследовательские);

– ставим проблемные задачи .

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно

воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке : она

активизирует мысль , озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению . Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия : «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса , «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А. М. Матюшкин, – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения .

На втором этапе происходит процесс решения проблемы . Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы , т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа» , идеи решения . На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях» , в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения . Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью , с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение .

Приведём пример : Как принести воду в решете ? Для этого воспитатель организует ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лёд. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из ёмкости. Проблемная ситуация может быть использована в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем проблемную ситуацию . Создавая проблемные ситуации , мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки, т. к. боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем . Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Публикации по теме:

Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности Сообщение из опыта работы: «Экспериментирование в проектной деятельности как метод развития самостоятельности и познавательной активности».

Картотека игровых проблемных ситуаций «Твой друг загрустил. Как ему вернуть хорошее настроение?» «Вы поссорились с другом перед вашим днем рождением.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников» Консультация для педагогов «Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников». Расскажи –.

Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у.

Методические рекомендации «Организация проблемных ситуаций в режимные моменты» Тема: «Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. Тема: «Транспорт» Животные Африки.

ОД по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций «Как сделать соленое тесто» Совместная деятельность по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций: «Как сделать соленое тесто?» Цель: научить детей.

ОД по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций «Сила волшебства» ОД по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций «Сила волшебства» Цель: Формирование у детей субъектной позиции через.

Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности «Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»Актуальность Сегодня.

Проект «Использование проблемных ситуаций в детском саду» Подготовила: воспитатель Маслова Н. Ю "Использование проблемных ситуаций в детском саду". Актуальность данной проблемы. В современных.

Развитие познавательной активности ребёнка-дошкольника в процессе экспериментирования Санкт – Петербургская Академия постдипломного Педагогического образования Института детства Кафедра дошкольного образования Выпускная.

Библиотека изображений:

Пять проблемных ситуаций

    Юле всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить её в другой детский сад, потому что её присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для неё, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая её содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поёт песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая и воспитатели обратились к психологу ДОУ. Оказалось, что дома с её поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа «держит её в ежовых рукавицах». Воспитатели пытались использовать в общении с Юлей только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Её зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречия друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала всё новые и новые капризы ребёнка.

Проблемы и причины ситуации №1

    Повышенная двигательная активность, возбуждённость, нарушение сна;

    Отсутствие единой и приемлемой стратегии между взрослыми.

Пути решения проблем и причин ситуации №1

    Мягкую форму замечаний и запретов воспитателей заменить категоричным, но кратким «нельзя», после чего ребёнку предложить альтернативную форму поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на неё лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Но прежде чем вводить такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованы. И ещё: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.

    Не использовать в общении с гиперактивными детьми только демократический стиль воздействия: долго объясняя им, почему надо поступать тем или иным образом, пытаться делать замечания в мягкой форме. Не использовать в общении с гиперактивными детьми авторитарный подход, где любое действие таких детей сопровождается окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!», зачастую подвергая ребёнка и физическим наказаниям;

    Выбрать единый подход к ребёнку, который окажется приемлемым и для родителей и для педагогов;

    Объяснить родителям, что наказание - очень неэффективный метод воспитания. Оно часто действует на ребёнка совершенно противоположным образом, совсем не так, как мы бы этого хотели: во-первых применение наказания только помогает ребёнку развить большее сопротивление и неповиновение. Во-вторых, ребёнок может научиться успешно избегать чувства вины за плохое поведение, установив для себя такую последовательность, при которой наказание отменяет «преступление». Таким образом, ребёнок, заплатив за свою проказу, волен повторить её в другой раз, так как она не сопровождается чувством вины. А в –третьих, физическое наказание не подавляет насилие, а в большинстве случаев потворствует ему. Наказание одновременно расстраивает ребёнка и предоставляет ему модель для подражания, на основе которой он учится.

В-четвёртых, процесс обучения ребёнка может расстраивать нас. Однако вначале нужно придавать особое значение тому, что обучение-это воспитание. Обучение-это, по существу, регулируемое руководство, которое помогает развить внутренний самоконтроль и результативность. Если оно работает, то требует взаимного уважения и доверия. С другой стороны, наказание требует внешнего контроля над человеком путём применения силы и принуждения. Тот, кто наказывает, редко уважает того, кого наказывает, и редко доверяет ему. Вместо наказания: а) резко выразите свои чувства без нападок на характер; б) сформулируйте свои ожидания; в) покажите ребёнку как загладить вину; г) предоставьте ребёнку выбор; д) предпримите действия.

Чтобы помочь родителям правильно выбрать стиль воспитания необходимо напомнить, что чувствует, испытывает ребёнок, попадая в «зависимое» положение:огромную беспомощность, бесполезность, возмущение, разочарование и злобу. Такая несчастливая правда представляет дилемму для них, как родителей. С одной стороны, дети, несомненно, зависят от нас. Поскольку они маленькие и неопытные, мы должны очень многое делать для них, говорить и показывать им. С другой стороны, зависимость может привести к враждебности. Можно ли как-то свести к минимуму зависимость детей от нас? Есть какие-то способы помочь им стать ответственными людьми, способными жить самостоятельно? Вот некоторые особенные навыки, которые могут помочь детям полагаться на себя, а не на нас:

Чтобы поощрить самостоятельность 1.позвольте детям делать выбор. Это позволяет ребёнку приобрести полезные навыки для принятия своих собственных решений. Наверное очень тяжело быть взрослым, который вынужден принимать решения относительно своей карьеры, образа жизни, семьи, если у него не было хорошего опыта в детстве; 2. Показывайте уважение к усилиям ребёнка. Когда усилия ребёнка уважают, он решается делать работу самостоятельно; 3. Не задавайте слишком много вопросов. Большое количество вопросов может восприниматься как вторжение в личную жизнь. Дети будут рассказывать то, что хотят и когда хотят; 4.не спешите отвечать на вопросы. Когда дети задают вопросы, они заслуживают того, чтобы первыми найти ответы на них;5. Предложите ребёнку искать источник информации вне дома. 6.Не лишайте ребёнка надежды. Вместо того, чтобы готовить ребёнка к разочарованию, дайте ему самому всё выяснить и прочувтствовать

    Использовать тактильный контакт: в детском саду укладывая ребёнка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребёнком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, так как ребёнок, независимо от того, как он себя ведёт должен чувствовать, что его любят и принимают таким, какой он есть; или в школе можно посадить ребёнка рядом с воспитателем (за первый стол), проходя по классу, педагог в этот момент, когда ребёнок начнёт отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий включить внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать нотации.

Проблемная ситуация №2

Лето. Дети на прогулке . Воспитатель сидит на скамейке, в руках у нее красивая кукла. К педагогу подходит Лена. С интересом смотрит на куклу, а потом переводит взгляд на воспитательницу и так продолжается несколько раз. Девочке очень хочется поиграть игрушкой, но она не решается обратиться к воспитательнице, которая смотрит куда-то вдаль. Наконец педагог заметила девочку: «Ну, ЧТО (называет ребенка по фамилии)? Ты мне хочешь что-то сказать? Ну, говори, я жду!» Леночка покраснела, опустила голову, смущенно перебирает подол юбки.

Воспитательница (резко): «Лена, скажи мне: «Дайте, пожалуйста, куклу». Пока ты мне этого не скажешь, я тебе игрушку не дам, и не надейся». Лена переступает с ноги на ногу, но куклу не просит, немного погодя совсем отходит. Потом снова возвращается (соблазн, очевидно, силен), робко посматривает на воспитательницу, но та намеренно не смотрит на девочку. Лена, грустная, идет в противоположный конец площадки и к воспитательнице больше не подходит.

Проблемы и причины ситуации №2

    Как видим, эмоциональная черствость педагога вызывает отрицательные переживания ребенка, в данном случае, например, вовсе необязательные, угнетает его активность, гасит инициативу, желание действовать.

    Отрицательные черты характера девочки: замкнутость, застенчивость, нерешительность, отсутствие умения вступить в контакт с взрослым. Всё это в дальнейшем наложит отпечаток на качество жизни

В контактах педагога с воспитанниками отсутствуют тепло, сердечность, доброта - компоненты, необходимые на первых этапах воспитания гуманных чувств ребенка. Не отдавая детям душевного, сердечного тепла, воспитательница и не получает его от детей, что, безусловно, отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, на развитии чувств воспитанников Наблюдения убеждают в том, что на эмоциональную жизнь дошкольников огромное влияние оказывают переживания самого педагога в процессе его общения с детьми.

Педагоги знают, что и хорошее, бодрое и, наоборот, плохое настроение сразу передается детям. Из-за плохого настроения воспитателя, которое проявляется в грубом тоне голоса, в выражении недовольства на лице, ироничной улыбке, резких движениях, возникает повышенная нервозность, раздражительность детей. Одни ведут себя в течение всего дня агрессивно по отношению к ровесникам и т. д., другие грубят, противоречат воспитателю, демонстрируют свое неуважительное отношение к его требованиям, третьи замыкаются в себе, сторонятся товарищей. Доброе настроение воспитателя (ласковый тон, одобрительный жест, улыбка, подбадривающие слова) способствует возникновению положительных эмоций. Дети активны, радостны, охотно вступают в контакты с ровесниками и взрослыми, с готовностью выполняют поручения и требования воспитателя.

Таким образом, эмоционально-положительное отношение воспитателя к детям, проявление любви и внимания к ним способствуют созданию такого стиля работы, который позволяет оказывать на них большое воспитательное воздействие. От того, как выглядит педагог в глазах своих подопечных, в значительной мере зависит результативность его деятельности. Ведь дети учатся быть доброжелательными, внимательными, чуткими на примере своих воспитателей.

    Личность педагога

2. Взаимодействие с детьми

Цель стратегии воспитателя - указанием, замечанием, советом, одобрением поддержать ребенка, пробудить его лучшие качества, веру в свои силы.

Проблемная ситуация №3.

На игровой площадке дети старшей группы прыгают через скакалку . Оля боится прыгать, волнуется и потому прыгает неловко, все время задевает скакалку. Воспитательница спокойным, уверенным тоном, с улыбкой на лице. Подбадривает девочку: «Ничего, не волнуйся. Главное - не спеши. Я подержу скакалку, а ты прыгай. Вот увидишь, у тебя получится. И ты, конечно, еще раз захочешь прыгнуть». Эти слова придают ребенку силы, Первый удачный прыжок, подбадривающая оценка воспитательницы («Молодец, видишь, как хорошо у тебя получилось!») побуждают Олю к повторным действиям. Девочка с благодарностью и любовью смотрит на свою наставницу.

Очень важно, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что воспитатель считает его хорошим, умным, добрым. В свое время А. С. Макаренко советовал педагогам находить и укреплять в детях положительные черты характера, подмечать их хорошие поступки, поощрять здоровые склонности, добрые порывы души и ни в коем случае не сосредотачивать внимание лишь на отрицательных проявлениях.

Теплое слово воспитателя, шутка, умение выслушать и посоветовать, успокоить, одобрить - все это помогает не только наладить деятельность детей, но и создать доброжелательную атмосферу в группе. Выбирая способы воздействия на детей, воспитатель учитывает возраст, индивидуальные особенности, конкретную ситуацию. В одном случае он обращается к малышу тоном мягким, но не допускающим возражений, в другом - ограничивается замечанием, в третьем - напоминает, как себя вести. Известная гибкость, умение находить нужные средства и способы воздействия на детей, перестраиваться в зависимости от обстоятельств - показатель педагогического мастерства воспитателя.

Проблемная ситуация №4

Дети старшей группы дерутся из- за игрушки.

Воспитатель замечает драку, подходит к дерущимся детям со словами: «Ну что ещё(называет детей по фамилии).Сколько можно терпеть. Опять вы дерётесь. Ну а теперь пеняйте на себя. Сами напросились». Далее берёт обоих детей за ухо и наказывает.

Педагог нарушила следующие пункты основных положений кодекса профессиональной этики педагогических работников ЭКП(этический кодекс педагога) при взаимодействии с ребёнком:

    Личность педагога

Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

2. Взаимодействие с детьми

Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Сначала научите своих воспитанников, потом спрашивайте.

Будьте ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

В любой ситуации попробуйте поставить себя на место ребёнка.

Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым

Пути решения проблемы ситуации №4

Интересный подход к взаимодействию и взаимоотношениям дошкольников предложен гуманистическим направлением американской психологии. Согласно этому подходу гуманные или конгруэнтные отношения между людьми возникают при понимании и принятии переживаний другого. Для этого уже в дошкольном возрасте ребенок должен пройти через три основные позиции в общении со сверстниками: 1) экспрессивную, т.е. уметь выражать свои чувства и настроения; 2) рефлексивную, т.е. научиться слушать и понимать переживания партнера, не оценивая их и не навязывая своих советов, 3) фасилитирующую, т.е. облегчающую общение детей, способствующую правильному выполнению участниками общения своих ролей.

В дошкольном возрасте, когда дети еще не осознают собственных переживаний другого ребенка. В качестве социальных навыков могут также выступать определенные правила поведения, которые вырабатываются в общении детей друг с другом и никак не соотносятся с моральными нормами, принятыми в мире взрослых. Одно из таких правил - «правило предшествующего владения игрушкой», согласно которому ребенок, отнимающий игрушку у сверстника, считает себя вправе делать это на том основании, что раньше он держал эту игрушку в руках, а отдающий молчаливо принимает это право. Согласие «жертвы» Согласие «жертвы»свидетельствует о коммуникативном характере этого акта, о понимании правил общения, в отличие от тех случаев, когда жертва не приемлет права отнимающего и оказывает отчаянное сопротивление. Правило «предшествующего владения игрушкой» действует в общении детей примерно с 2 до 8 лет.

Р. Снайдер приводит следующий пример разрешения типичного конфликта дошкольников - ссоры из-за игрушки. Сначала воспитатель физически разнимает дерущихся детей, отстраняя их друг от друга и как бы показывая, что он к ним одинаково относится. Потом, обращаясь к каждому» из них отдельно, он выражает за него его собственные чувства и желания другого. Например: «Тебе очень хочется играть с этой куклой, она тебе ужасно нравится, тебе приятно держать ее в руках... Но ему, твоему приятелю, еще больше хочется получить эту куклу, потому что он еще не играл с ней...» и пр. Раскрыв обоим детям их переживания, воспитатель предлагает конкретный способ разрешения конфликта, (например; «сначала ты поиграешь, потом он»). После такого рода объяснений со взрослым дети легко усваивают способы, выхода из конфликта и охотно уступают сверстнику привлекательную игрушку. Это свидетельствует о том, что дети изначально наделены альтруизмом и конструктивными способностями. Помочь раскрыться этим качествам может взрослый, но лишь в условиях полного доверия и уважения к ребенку как к самостоятельной личности.

Проблемная ситуация №5

Воспитатель в детском саду в целях воспитания за то, что он ругается матом, запугивает ребёнка: «Ещё раз я услышу от тебя это слово, то отведу к медсестре в кабинет, и она сделает тебе укол в язык»

Если ребенок не справляется с требованиями, в том числе морали и нравственности, его унижают и наказывают. Это вызывает протест и враждебное отношение к воспитателю, поскольку ребенок не может сохранить собственное достоинство. Протест невозможен - он будет направлен против педагога, чье поощрение ребенок хочет получить. Поэтому до поры до времени он таит и копит обиды. Так формируется внутренний конфликт, который отнимает много сил. Чуточку доброты - и эти силы будут направлены на созидание.

Пути решения проблемы ситуации №5

    Самому педагогу и родителям следить за своей речью;

    Разобраться, что кроется за этими ругательствами;

    Объяснить родителям, что:

У детей-дошкольников матерные словечки проскакивают неосознанно. Это значит, что они где-то услышали это слово, им понравилось, и они взяли его в оборот. Всем известно, что малышам свойственно речевое подражание, и употребление бранных слов - не означает, что родители плохо воспитывают свое чадо. А вот с пяти до семи лет, дети прекрасно понимают, что то или иное слово ругательное и осознанно вставляют его в свою речь.

На первых порах лучше проигнорировать тот факт, что ребенок ругается матом. Не стоит хвататься за сердце или устраивать разбор полетов. Ребенок вряд ли сможет определить, что в данный момент времени Вы чем-то огорчены, а вот бурная реакция его очень заинтересует. Равно, как и Ваш смех станет отличным стимулом повторять то, что вызывает у родителей радость.

Еще один действенный способ - спросить ребенка о значении слова, которое он произносит. Скорее всего он вам не сможет ответить на этот вопрос. В этом случае стоит обратить внимание, что непонятные слова лучше не использовать, ведь не известно, что они вообще могут означать. Если же ребенок отлично представляет себе значение бранных слов и намеренно употребляет их в своей речи, то обязательно нужно объяснить ему то, что в обществе и Вашей семье в частности, существуют определенные речевые запреты. Скажите, что такие слова Вам неприятны и вы не хотите их слышать от ребенка. Конечно же, сами следите за своей речью, ведь то, что произносят родители усваивается гораздо быстрее, чем те же слова, но услышанные из уст других людей/детей.

Учитывайте и тот факт, что матерные слова существуют, а значит ребенок рано или поздно все равно их "подцепит". И будет гораздо лучше, если Вы не станете набрасываться на него с нотациями, а попробуете разобраться, что кроется за этими ругательствами - бессмысленное повторение, желание привлечь внимание или утвердиться среди сверстников.

Проблемная ситуация №6

Воспитатель проводил занятие по рисованию. Тема занятия – «Солнышко». Детям предлагалось нарисовать гуашью солнышко. В конце занятия воспитатель провел оценку выполненных работ. Все работы детей были выполнены аккуратно. Дети постарались. А у мальчика Саши рисунок не получился. Воспитатель при всех ребятах сказал: «Ну, а у тебя, Саша, непонятно, что нарисовано». Мальчик опустил голову и заплакал.

Педагог не правильно действовал в данной ситуации. Унизив ребенка при всех детях, воспитатель не способствовал творческому и художественному развитию своего воспитанника. С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. Воспитатель обидел и оттолкнул мальчика от себя.

Пути решения проблемы ситуации №6

При рассматривании и оценке работы детей необходимо:

    Обсуждать с ребенком его рисунок, а не его самого, не его личность.

    Оценивать нужно достижения ребенка относительно личных возможностей с учетом индивидуальных особенностей, а не в сравнении с другими детьми.

    Выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, смысловую и эмоциональную трактовку, композиционное решение, свободу владения изобразительным языком.

    Поддержать, поощрять самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображенному, искренность эмоциональных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментальной изобразительности в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений.

    Важно определять и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска, нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образ, калькирование с оригинала, закрашивание контурных картинок не способствует творческому и художественному развитию ребенка, а приводит к механическому воспроизведению чужих решений.

Коломийчук Елена Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №23
комбинированного вида
Петроградского района Санкт-Петербурга

В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Очень часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления. Ребёнок стремиться мыслить по готовым схемам, предложенным взрослым. Многие дети боятся ошибиться при выполнении того или иного задания.

Использование в работе с детьми методов проблемного обучения положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Под проблемной ситуацией понимается - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Другими словами, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их найти.

Характерные признаки проблемного обучения:

· возникает состояние интеллектуального затруднения;

· возникает противоречивая ситуация;

· появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;

· проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда - в самом начале решения.

Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Цель воспитателя - побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2.Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль воспитателя может быть минимальной - он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методов.

Решение проблемных ситуаций на занятиях получили распространение и в работе с детьми нашей группы.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

Подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

Излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

Ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

Определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

Ставим проблемные задачи.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы - доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Предлагаю несколько проблемных ситуаций:

Проблемные ситуации на выведение следствий

Проблемная ситуация «Что произойдет?..»

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.

Из крана на кухне польется апельсиновый сок?

Из тучи вместо дождя станет падать изюм?

Люди придумают таблетки от сна? и т.п.

Проблемная ситуация «Почему это произошло?»

Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.

Во всем доме погасли все электрические лампочки;

Речка вышла из берегов и затопила луга и т.п.

Проблемные ситуации с использованием приема «мозгового штурма»

Цель: учить искать способы решения проблемных ситуаций с помощью приема «мозгового штурма».

Проблемная ситуация «Архимед»

Педагог предлагает детям проблемные ситуации. Дети должны дать как можно больше вариантов решения этих проблем.

Как без космического корабля слетать на Сатурн?

Как оживить куклу?

Как закрепить детали одежды без ниток?

Как вымыть руки без мыла? и т.п.

Проблемная ситуация «Про часы»

Педагог предлагает детям представить, что грабители похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Детям нужно решить проблему: как можно следить за ходом времени, пока в город не

завезут новые часы? Необходимо предложить несколько способов.

Проблемные ситуации на разрешение противоречий

Цель: учить формулировать и разрешать противоречия.

Проблемная ситуация «Как быть?»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились;

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?

Нужно слепить снеговика, а снега мало;

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как ей выйти из леса. Что делать?

При решении таких творческих заданий необходимо проведение предварительной работы с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации.

Проблемная ситуация «История про Чучело, которое птиц и мышей пугать перестало»

Винни-Пух и Пятачок решили посадить горох. Весь день они трудились и радостные ушли домой. Но на другой день они заметили, что над грядками летают птицы и клюют семена, а ночью мыши съели часть гороха. Задумались Винни-Пух и Пятачок. Как сохранить урожай гороха, если Чучело стоит, но оно уже старое, а птицы и мыши привыкли к нему и перестали бояться. Подумаем вместе с ними. Что делать? Как им помочь? Что нужно сделать с Чучелом, чтобы птицы и мыши стали его бояться?

Проблемные ситуации на применение имеющихся у детей представлений о способах измерения объектов

Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи, применяя имеющиеся знания.

Проблемная ситуация «Как приготовить завтрак для великана?»

Детям необходимо предложить различные способы измерения объема.

Проблемные ситуации на воплощение замыслов

Цель : учить создавать замыслы и выражать идеи в изобразительной деятельности.

Педагог выслушивает все версии, которые совместно обсуждаются, дети зарисовывают идею.

Включение таких приёмов в учебную и игровую деятельность, у детей значительно снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость, возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.

Рассказать друзьям