Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе с использованием икт. — Старайся сам быть доброжелательным к людям

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию на тему «Добрые слова»

Цели: закрепить умение использовать в речи детей вежливые слова, формировать у детей навык устанавливать хорошие,доброжелательные отношения с людьми;закрепить умение внимательно слушать, сосредоточить внимание на самом важном, запоминать основные идеи читаемого произведения.

Воспитатель: Сегодня мы продолжаем с вами говорить о вежливости,о внимательном, заботливом отношении к взрослым, своим товарищам. Скажите, а что значит вести себя вежливо, культурно?

Дети, нужно здороваться и прощаться вежливо. Благодарить, не обижать тех,кто слабее тебя, помогать маме. Как вы думаете, когда можно сказать, что мы ведем себя культурно?

Дети: культурному человеку не нужно напоминать, чтобы он здоровался, помогал маме, он знает правила поведения и выполняет их.

Воспитатель : У вас есть такие друзья или знакомые,которые знают правила и являются вежливыми людьми? Расскажите нам о них.

Воспитатель выслушивает рассказы детей,обсуждает их, анализирует.

Послушайте стихотворение про Машу:

Маша знает слов не мало,

Но одно из них пропало

И оно-то, как на грех

Говорится чаще всех!

Это слово ходит следом.

За подарком, за обедом.

Это слово говорят,

Если Вас благодарят.

Воспитатель: Как вы думаете, какое слово забыла Маша?

Сегодня мы с вами поиграем в слова вежливости. Каждый из вас по очереди (по желанию) назовет вежливые слова и обращения и получит фишку, не повторяя предыдущего. Выиграет тот, кто больше назовет тому, кто набрал наибольшее количество фишек.

Физкультминутка «Вырастаем большими»

И.п.-о.с. Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием.

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу.

На два счета поднялись,

Три, четыре- руки вниз.

Воспитатель: А теперь давайте выучим стихотворение Н.В.Новоторцевой «Добрые слова».

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Парикмахеру, врачу:

«С добрым утром!»- я кричу.

«Добрый день!»- кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Заучивание стихотворения и чтение наизусть 2-3 детьми.

Воспитатель : Прежде чем мы закончим занятие, я вам предлагаю решить вежливые задачки.

Воспитатель : Что бы ты сделал, если бы увидел, что взрослый уронил что -то?

Дети, вы хорошо усвоили добрые слова, не забывайте их.

Цель: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Задачи:

- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);

Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу;

Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;

Конкретизировать знания детей пословиц о дружбе.

Оборудование: слайды, кирпичики и крыша из цветной бумаги для дома, шаблон дерева.

Ход занятия:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель:

Ребята, гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь.

Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад?

Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»

Воспитатель: Давайте, вы сейчас поздороваетесь друг с другом не словами, а своим телом. Когда я хлопну, один раз в ладоши вы пожмите друг другу руки. Два хлопка - дотроньтесь локтями. Три хлопка - спинками.

Игра «Поздороваемся»

(Слайд «Электронное письмо».)

Воспитатель:

Друзья, слышите, нам пришло электронное письмо. Интересно, от кого оно? Хотите узнать? Попробуйте догадаться по этой песенке.

(«Песня Шапокляк».)

Дети: Письмо прислала Шапокляк.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали.

Воспитатель: Посмотрим, что же пишет нам эта дама.

(Слайд «Текст письма».)

Воспитатель зачитывает письмо:

Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город, но и тут я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуйста, найти друзей. Я больше никогда не буду вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.

Воспитатель: Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.

Воспитатель: Давайте и мы построим для неё дом Дружбы. Но кирпичики для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Каждое задание это один кирпичик нашего дома Дружбы.

4 слайд «Картинка – друзья».

1 задание: «Мозговой штурм» - что такое дружба?

Воспитатель: Ребята, а что такое «дружба»? Как вы думаете, с чего начинается дружба?

Дети: С улыбки.

Воспитатель: Вы правы, дружба начинается с улыбки. Точно также как в знакомой нам песне «Улыбка».

Кто помнит эти слова?

Дети поют строчки из песни.

Воспитатель: А с кем бы вам хотелось дружить?

Дети: С тем, кто нравится тебе. С тем, кто делится с тобой. С тем, кто не обижает тебя.

Воспитатель: Что друзья могут делать вместе?

Дети: Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Мы выполнили первое задание и можем заложить первый кирпичик дома Дружбы.

2 задание: Игра «Семья слов».

Обращают внимание на шаблон дерева, в корнях которого написано слово «Дружба».

Воспитатель: Как вы думаете, какое слово хранит это дерево? Я вам его сейчас прочту, ребята. Это слово дружба. У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова, похожие на него.

Дети: Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.

Воспитатель: Молодцы! Мы справились и со вторым заданием и можем заложить еще один кирпичик нашего дома.

3 задание: «Пословицы о дружбе».

Воспитатель: Чтобы получить третий кирпичик, мы должны с вами вспомнить пословицы о дружбе.

Пословицы:

Ссора до добра не доводит.

Нет друга – ищи, а нашел, береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Друзья познаются в беде.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

Воспитатель: Молодцы, вы много знаете пословиц о дружбе! Третий кирпичик ставим.

4 задание: Анализ ситуации.

Воспитатель: Ребята, я расскажу вам один случай, а вы подумайте, так ли поступают настоящие друзья.

Три девочки – Ира, Зина и Лена – дружили. Они вместе играли, смотрели книжки, пели песни. Однажды Ира нечаянно сломала коробку с кормом для птиц. Корм высыпался. Она испугалась и стала быстро убирать его, Лена ей помогала и говорила: “Как же ты так неосторожно? У нас нет другой коробки! Пойдем, скажем Вере Ивановне и попросим починить коробку”. Зина же стояла в стороне и говорила: “Всегда ты, Ирочка, всё ломаешь. Я вот расскажу Вере Ивановне, в чем теперь корм хранить?”

Как вы думаете, кто из девочек настоящий друг? Почему? Как поступают настоящие друзья?

Дети: Всегда помогать и поддерживать своих друзей в трудную минуту.

Воспитатель: Верно, настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту. Вот мы и четвёртый кирпичик заложили.

5 задание: Игра «Кто с кем дружит?»

Воспитатель: Ребята, хочу вам предложить одну игру. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?

С кем дружит:

Добрая Белоснежка (с семью гномами).

Забавный Винни-Пух (с Пятачком).

Карлсон (с Малышом).

Крокодил Гена (с Чебурашкой).

Кай (с Гердой).

Мальвина (с Артемоном).

Воспитатель: Прекрасно! И с этим заданием справились. Ставим пятый кирпичик.

6 задание: Упражнение «Паутинка добрых пожеланий».

Воспитатель: А теперь, друзья, я хочу знать крепкая ли у вас дружба?

У меня есть «клубочек дружбы», свободным концом нити я обмотаю Машину ладошку один раз с добрым пожеланием, а Маша также покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.

- Я желаю тебе быть добрым.

- Я желаю тебе быть честным другом.

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых пожеланий у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

Воспитатель: Мы заложили последний кирпичик.

«Правила дружбы»

Воспитатель: Но вы знаете, ребята, иногда дружба распадается. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы дружба не распалась?

  • Помогать другу.
  • Быть честным.
  • Уступать.
  • Не бояться просить прощения.
  • Не грубить.
  • Не жадничать.
  • Не злиться.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что мы с вами сейчас сделали? Мы составили правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни, соблюдая эти правила, вы никогда не потеряете друга.

Как много трудных заданий мы выполнили, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Благодаря вашим стараниям дом Дружбы получился большим и красивым.

Как вы думаете, ребята, если Шапокляк будет жить в нашем доме, появятся у неё друзья? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Воспитатель переворачивает кирпичики.

Воспитатель: Верно, потому что кирпичики нашего дома – это правила дружбы. И если Шапокляк будет их соблюдать, у неё будет много друзей. Ребята, я желаю вам добрых и верных друзей. Давайте скажем друг другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Вероника Беляева
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию

в старшей группе

Тема: «Дружба»

Образовательная область : социально-коммуникативное развитие

Цель занятия : обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:

Развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру

Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других

Развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения

Формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,

Формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,

Закреплять умение участвовать в совместной игре.

Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.

Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»:

Обобщить знания детей по теме дружба.

Формировать умение из частей составлять единое целое.

Задачи образовательной области: «Развитие речи» :

Закреплять знания пословиц и стихов о дружбе

Задачи образовательной области: «Физическая культура» :

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз

Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :

Совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;

Формировать опыт рисования разного настроения людей.

Оборудование и материалы: кукла Незнайка, магнитофон, аудио-песня «От улыбки» И Шаинского, разрезные картинки, проектор, презентация слайдов, ватман, цветные карандаши.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель предлагает встать детям в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся

Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила Незнайку. Он сидел на крылечке и плакал. Я его спросила: «Почему ты плачешь, Незнайка?». А он сказал, что с ним никто не хочет дружить и он вообще не знает, что такое дружба.

Основная часть

Беседа на тему «Что такое дружба?»

Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг? (ответы детей)

А вы - дружные ребята? (да)

А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)

А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.)

Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)

С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т. д.)

Почему мы называем другом только некоторых людей?

Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?

Рассказы детей.

В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Незнайке, какие мы дружные (дети встают на ковре). Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.

Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответ детей)

А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (ответ детей)

У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Косте. Он обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.

(Дети выполняют задание).

А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (ответ детей)

Ребята, а вы знаете секреты дружбы? Давайте их разгадаем и расскажем Незнайке.

Первый секрет дружбы.

Хотите узнать первый дружбы секрет? (дети: да)

Тогда слушайте песенку.

Звучит песня «От улыбки» И. Шаинского

Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу.

Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка.

Второй секрет дружбы.

Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.

В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.

В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба-дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

7. Друзья познаются в беде.

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу

С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! - отряхиваются.

Третий секрет дружбы.

В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Смотрите ребята, некоторые из вас отбирали детальки пазлов у других. Это правильно? Ответы детей. Но все же вы справились с заданием. Молодцы. А вы еще не догадались, что это за секрет дружбы. Тогда предлагаю решить задачки.

Проблемные ситуации

«Ваня принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня.»

В: Что сделал Ваня? Почему? (ответы детей)

Соблюдай правила.

Не смейся над товарищами.

Не жадничай.

Уступай.

Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).

Кто в нашей группе умеет мирно жить?

Кто умеет мириться?

«Мирилка»:

Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда,

Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.

Хорошие слова? Не забывайте их!

А теперь вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет? Мир.

Четвертый секрет дружбы

В: Ребята, послушайте стихотворение:

Уроки доброты

В доме рядом во дворе

Жили два зверька,

И на радость детворе

Милых два щенка!

Приносили им еду,

Кто и чем богат,

И у деток на виду

Ели всё подряд!

И улыбки у людей,

Стал добрей весь дом,

Было важно для детей

Поиграть с щенком!

Детский возраст и мечты,

Золотые дни,

Но уроки доброты

Помнили они!

В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей). Это доброта.

Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)

Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

Пятый секрет дружбы

В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

– Я вам сейчас расскажу историю. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!

«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.

– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом!»

В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.

Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их:

Доброта

Честность

Рефлексия:

В: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).

Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос).

Заключительная часть

В: Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Рисование (проблемная ситуация)

(Педагог предлагает ребятам изобразить свои эмоции, впечатления, полученные на занятии, на одном ватмане. Цветных карандашей заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.)

Список использованной литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе.

2. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию старших дошкольников.

« Ваши права, дети».

Воспитатель
дошкольного подразделения
ГБОУ СОШ № 2077

г. Москва
Кудряшова Е.Р

Цели. Дать детям знания о гражданских правах и обязанностях. В доступной форме познакомить ребенка с «Конвенцией о правах ребенка». Дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, проживание в семье, право на гражданство.

Задачи :Закрепить понятие « семья».Воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим. Развивать умение детей рассуждать, делать выводы. Закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;продолжать развивать умение работать в группе;воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма

Материалы. Аудиозапись с плачем ребенка, символы (право на имя, право на гражданство, право на проживание в семье…), конвенция о правах ребенка, фотографии детей, генеалогические древа, свидетельства о рождении, манжетки с указанием даты рождения,изображения семьи, герба России, политическая карта мира.

Предварительная работа. Беседа с детьми на тему «Семья», рассматривание фотографий из семейных альбомов, знакомство с генеалогическим деревом, рисование генеалогического древа своей семьи.

Ход занятия.

Звучит аудиозапись с плачем ребенка.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто это плачет?

Дети. Это плачет маленький ребенок.

Воспитатель. Да, с таким плачем рождаются все дети. Посмотрите и скажите - эти новорожденные чем-то отличаются друг от друга?

Дети. Нет, ничем не отличаются.

Воспитатель. Новорожденных детей трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет, есть только манжетки- бирки на руках. Когда вы родились, на вас тоже были такие вот манжетки. На них было написано имя вашей мамы и ваш номер. Вы бы хотели, чтобы вас всю жизнь называли цифрой, которая написана на вашей манжетке?

Ответы детей.

Воспитатель. А как вы считаете, зачем люди придумали имена? У каждого человека есть имя и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому то, мы называем его по имени.

Первое право, которым обладает каждый ребенок- это право иметь имя!

(воспитатель несколько раз повторяет эту фразу и вывешивает на доску символ- «право на имя»)

Когда ребенок рождается, родители выбирают ему имя, в которое вкладывают свои надежды, пожелания. О хорошем человеке говорят - «У него доброе имя». Если предостерегают от плохого, то советуют - « Не губи свое имя». Это значит - не поступай плохо.

Каждое имя что то обозначает. (достаем из сундучка фотографии детей и называем значения имени) .

Физкультминутка. Эй, ребята, встаньте в круг! Вот как много стало рук!

Чьи же руки, подскажите, и ладошки покажите!

А теперь за руки взялись и по кругу пробежались!

Сделали поуже круг, крышу сделали из рук!

Получился дом имен, в этом доме мы живем!

А теперь, ребята, давайте обратимся друг к другу ласково, красиво. (дети, по кругу обращаясь друг к другу, придумывают ласковые имена).

Воспитатель. Молодцы, садимся на свои места….

Когда человек родился, ему дают имя и документ- свидетельство о рождении. Посмотрите - на документе изображен герб нашей страны - значит человек- гражданин России. Вы имеете право не только на имя, но и на гражданство той страны, в которой родились. Вы - граждане России.

Ребенок имеет право на гражданство!

(воспитатель несколько раз повторяет эту фразу и вывешивает на доску символ- « Право на гражданство»)

В свидетельстве о рождении написано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца. Давайте теперь поиграем. Назовемся тем именем, которое у нас будет, когда мы вырастем!

Игра « Когда я буду взрослым или давайте познакомимся».

(дети по очереди встают и называются своим полным именем)

А еще в вашем свидетельстве о рождении записаны ваши родители. Ребята, как вы думаете- это хорошо или плохо- иметь родителей и для чего вам нужны родители?

Ответы детей.

Родители и дети - это семья. Дети имеют право жить в семье. А что такое семья, для чего она нужна? Семья- это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

Вместе- мама, папа, я- называется семья.

По фамилии одной мама, я и папа мой.

Я спросил у муравья- для чего нужна семья?

Просто вместе легче жить, и работать и дружить.

На прошлом занятии мы с вами говорили о генеалогическом древе. Что это такое? Генеалогия- это собрание сведений о происхождении и родстве членов семьи. Вместе с вами мы составляли свое генеалогическое древо.

Это очень хорошо, когда мы помним свои корни- своих родственников – и тех, кто с нами и тех, кто уже умер. Все они - это одна большая семья. Корни дерева - наши бабушки и дедушки, ствол- наши мама и папа- а ветки- дети. Когда вы вырастете большими, у вас будут свои дети, вы нарисуете еще несколько веток - это значит что ваше фамильное дерево будет продолжать расти.

Семья должна быть дружной, заботливой, трудолюбивой, большой.

Вы имеете право жить в семье!

(воспитатель несколько раз повторяет эту фразу и вывешивает на доску символ « Право на проживание в семье»).

Семья – это самое главное в жизни человека, семья- это сложно, но счастливо жить одному невозможно!

Все мы должны знать свои права. 20 ноября 1989 года – 23 года назад многие страны и наша Россия в том числе подписали Конвенцию прав ребенка. Этот документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей. Это выживание, защита, развитие и участия в жизни общества.

Лишь появится ребенок- и начнет дышать едва,

У него уже с пеленок появляются права.

Он имеет право жить, развиваться и дружить!

Иметь просторный добрый дом,

Видеть тихий мирный сон,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить и быть любимым,

Он на свете не один!

Воспитатель . Ребята, посмотрите на карту мира. Как много стран, разных государств! Наша страна называется- Россия. Россия многонациональна, в ней проживают множество людей с разным цветом кожи, глаз и волос, они исповедуют разные религии и все имеют права. Право на гражданство, право говорить на родном языке, и право на ношение национальной одежды.

А какие права вы еще знаете? (ответы детей) .

Воспитатель. Итак, ребята, мы с вами поговорили сегодня о правах ребенка, познакомились с конвенцией прав самых маленьких жителей земли. Вам понравилось занятие? Теперь мы с вами знаем свои права!

Конспект

образовательной деятельности с детьми старшей группы по социально- коммуникативной деятельности

на тему: «В гостях у Кузьмы- пожарного»

Интеграция образовательных областей : "Социально- коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно - эстетическое развитие".

Задачи

Образовательная область "Социально- коммуникативное развитие"

1. Уточнить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, убедить в необходимости соблюдений правил пожарной безопасности.

2. Воспитывать уважение к труду пожарного.

3. Помочь обобщить знания о предметах опасных для жизни и здоровья человека.

4. Формировать представления о полезных и вредных свойствах огня.

5. Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.

Образовательная область "Речевое развитие"

1.Развивать связную речь детей.

2.Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос.

3. Обогащать словарь детей: огнетушитель, насос, пожарный рукав.

активизировать словарь детей: сильные, смелые, закаленные, мужественные, тренированные.

Образовательная область "Физическое развитие"

1. Развивать двигательную активность детей.

2. Развивать физические качества: ловкость, быстроту.

Образовательная область "Художественно- эстетическое развитие"

1.Формировать певческие навыки.

2. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки.

3. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.

4. Формировать интерес к литературным произведениям в виде стихотворного текста, загадок.

Методы и приемы:

Практические: Игры - соревнования, Дид\ игра "Потушим огонь водой".

Наглядные: Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.

Словесные: Беседа по вопросам, поисковые вопросы, ситуативный разговор, отгадывание загадок, чтение стихов.

Игровые: Игровые ситуации.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Презентация по пожарной безопасности; телефон; фонограмма песни "Хочу стать пожарным", фонограмма для игры "Зарождение огня".

Раздаточный: Краски и белая бумага по количеству детей, мяч, каска, стакан, карточки с изображением бытовой техники по количеству детей, разноцветные ленточки по количеству детей.

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Формы организации

1. Двигательная

Игры - соревнования: "Стакан воды"; "Слушай сигнал"

Цель: Развивать физические качества: ловкость, быстроту.

2.Игровая

1. Игра по ТРИЗУ "Огонь- хороший, огонь -плохой".

Цель: Сформировать знания о пользе и вреде огня.

2. Игровые ситуации.

Цель: Создание мотивации.

3.Игра "Доскажи словечко"

Цель: Закрепить знания о мерах предотвращения пожара.

4. Игра "Опасные предметы"

Цель: Закрепить знания о предметах, опасных для жизни и здоровья человека.

3. Коммуникативная

1. Беседа Вопросы,

Цель: Отвечать на вопросы полными предложениями..

2. Беседа о профессии пожарного.

Цель: Воспитывать чувство уважения к труду пожарного.

4.Изобразительная

1. Дид\игра "Потушим огонь водой".

Цель: Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

5. Восприятие художественной литературы и фольклора

1. Чтение отрывка из стихотворения С. Маршака "Пожар".

Цель: Продолжать знакомить с творчеством С. Я. Маршака.

2. Слушание стихов.

Цель: Формировать интерес к литературным произведениям в виде стихотворного текста.

3.Слушание и отгадывание загадок.

Цель: Формировать интерес к литературным произведениям в виде загадок.

6. Музыкальная

1. Пение песни "Хочу стать пожарным"

Цель: Формировать певческие навыки.

2.Игра "Пламя костра"

Цель: Упражнять детей в движениях под музыку.

Логика непосредственно образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемый результат

Воспитатель:

Ребята, послушайте и отгадайте загадку.

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

О чём эта загадка?

Правильно, это - зима.

Ребята, скоро наступит самый волшебный праздник Новый год!

Как вы к нему готовитесь?

Какие украшения готовите?

Чем можно украсить елку?

Все ли игрушки на елке безопасны?

Какие игрушки лучше не вешать на елку?

-Чтобы не случилось беды, дети, нужно соблюдать правила пожарной безопасности.

Послушайте, что может произойти, когда украшают елку:

- Свечи елку украшают-

Огоньки на ней мигают,

Вдруг схватился огонёк

За серебряный флажок.

Разом вспыхнули иголки,

Пять минут - и нету ёлки.

А ведь всех предупреждали, чтоб свечей не зажигали!

Почему такое произошло?

Какие игрушки должны быть на елке?

Послушайте историю, которая случилась с девочкой Леной из стихотворения С.Маршака «Пожар»

Вопросы к детям:

О чём рассказал нам поэт?

Отчего возник пожар?

Кто пришел к девочке на помощь?

Дети отгадывают загадку. Отвечают на вопросы.

Слушают стихотворение.

Дети слушают отрывок из стихотворения С. Маршака "Пожар", отвечают на вопросы.

Сформировано умение слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

Входит Кузьма - пожарный. Вносит плакаты по пожарной безопасности.

Здравствуйте, ребята! Слышал я, вы про меня говорите.

Пришел я к вам узнать, какие правила пожарной безопасности вы знаете.

Посмотрите на экран и запомните правила пожарной безопасности! Соблюдая их, вы никогда не сотворите беды!

-Никогда не берите в руки спички, не играйте с огнём.

- НЕ пользуйтесь самостоятельно электроприборами.

- Ничего не вставляйте в электророзетки.

- Не пользуйтесь самостоятельно газовой плитой.

- Если все- таки случился пожар, звоните "01".

Дети называют правила пожарной безопасности

Дети повторяют правила за Кузьмой. Рассматривают плакаты по пожарной безопасности.

Закреплены знания о причинах возникновения пожара.

Кузьма спрашивает детей:

Какие произведения о пожарных и их помощниках они знают?

Сегодня мы поговорим о труде пожарных.

Что вы об этом знаете? Работа пожарных трудная, тяжелая; при тушении огня они рискуют жизнью. Но их работа очень нужная людям.

Вопросы к детям:

Почему вы считаете, что работа пожарных нужна людям?

Какими должны быть пожарные?

Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми.

Зачем пожарным нужна каска и огнетушитель?

Как называется машина у пожарников?

Отчего происходят пожары?

Дети читают стихи:

"Спешит машина красная не включая фар, на службу на опасную, спешит тушить пожар"; "Мчат пожарные машины в них отважные мужчины, едут быстро на пожар, побеждать огонь и жар"

Отвечают на вопросы.

Сформирован интерес к труду пожарного, раскрыта значимость его труда, сформирован интерес к профессии пожарного.

Обогащение словаря: сильные, смелые, закаленные.

Воспитатель: вы правильно все запомнили.

Сейчас я вам раздам карточки с изображением бытовой техники. Подумайте и обведите красным цветом опасные предметы, которыми нельзя пользоваться в отсутствии родителей.

Проводит игру "Опасные предметы".

Дети выполняют задание.

Закреплены знания о предметах опасных для жизни и здоровья человека.

Уважаемый Кузьма, наши дети знают песню о пожарных "Хочу стать пожарным"

Дети поют песню.

Развит интерес к музыкально- исполнительскому творчеству.

Кузьма: Ребята, профессия пожарных трудная и почетная- они спасают людей и их жилища от огня.

Приглашаю вас на учения пожарных команд, где вы можете проявить себя, как настоящие пожарные.

-"Стакан воды" Объясняет правила: участвуют две команды. По сигналу ведущего, встав цепочкой, передают из рук в руки стакан воды Последний выливает воду в емкость. Та команда, которая наберет воды быстрее, - победитель!

Следующая игра "Слушай сигнал"

Объясняет правила:

По сигналу первый игрок из одной команды надевает каску, проходит через полосу препятствий, возвращается, передает каску следующему. побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Дети соревнуются в играх.

Развита двигательная активность, усвоены правила пожарной безопасности, проявлены ловкость и быстрота в играх- соревнованиях.

Воспитатель:

Огонь красив, он привлекает наше внимание. Он нам нравится.

Сейчас, ребята, я раздам вам разноцветные ленточки. Ленточками под музыку мы будем изображать пламя. Сначала костёр едва тлеет (звучит тихая музыка). Огонь начинает разгораться (музыка звучит громче и быстрее) и превращается в бушующее пламя(музыка громкая в быстром темпе). Постепенно пламя угасает(передаём движениями угасание). Игра закончена.

А как вы думаете огонь хороший или плохой?

Когда огонь- хороший?

Когда огонь- плохой?

Дети рассуждают об огне.

Под музыку выполняют соответствующие движения.

Дети предлагают свои варианты ответов.

Сформировано умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Сформированы знания о пользе и вреде огня.

Воспитатель: На столе лежат листочки, на которых нарисован огонь.

Предлагаю детям закрасить синей краской огонь.

Все мы силы приложили, и пожар мы потушил

Было трудно, тяжело, но умение и ловкость

Нас от бедствия спасло!

Игра "Потушим огонь водой".

Дети берут краски и "тушат огонь водой".

Развит интерес к изобразительной деятельности, закреплено умение тушит огонь водой.

Воспитатель:

Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру "Доскажи словечко".

-"Где взовьётся в небе шар, там везде грозить нам будет злой(пожар )

-"Красный отблеск побежал, кто со спичками(играл )"

Стол и шкаф сгорели разом, Кто сушил белье над (газом )

Кто бросал в огонь при этом незнакомые (предметы )

Дым увидел -не зевай и пожарных(вызывай ).

Раскалился если вдруг электрический утюг,

Что должны вы сделать, детки?

Вынуть вилку из.....(розетки ).

Упал на пол уголёк, деревянный пол зажёг; Не смотри. не жди. не стой,

А залей его.....(водой ).

Дети стоят в кругу. Говорят последнее слово стихотворной строки и передают мяч другому.

Закреплены знания о мерах предотвращения пожара.

Воспитатель:

Если случиться беда - начнется пожар.

Как вы себя поведете?

Что будите делать?

Я вам предлагаю обыграть игровую ситуацию: "Если возник пожар".

Кузьма- пожарный благодарит детей за сообразительность.

Ребенок звонит в пожарную часть, четко объясняет, что случилось, называет домашний адрес, фамилию, имя и выполняет указания диспетчера.

Закреплен алгоритм телефонного разговора о случившейся беде, телефон пожарной службы.

Кузьма - пожарный загадывает детям загадки по пожарной безопасности.

Стоит дом, пятьдесят сестричек в нем. Посоветую я детям - не играйте с домом этим. (спички) .

Красная корова всю солому поела. (огонь ).

В брезентовой куртке и каске,

Забыв про кольчужную бронь,

Решительно и без опаски

Бросается рыцарь в огонь!(пожарный ).

Я мчусь с сиреной на пожар, везу я воду с пеной. Потушим вмиг огонь и жар, мы быстры, словно стрелы.(пожарная машина ).

Дети отгадывают загадки.

Сформированы знания о пожарной безопасности.

Кузьма - пожарный хвалит детей за то, что они хорошо усвоили правила пожарной безопасности, проявили ловкость и быстроту в играх, и вручает детям медали "юным пожарным. " Говорит о том, что теперь Новый год принесет детям только радость. Уходит.

Дети делятся впечатлениями.

Подведен итог.

Список литературы

1.Жукова Р. А. Пожарная безопасность. Нестандартные занятия - В,: ИТД "Корифей". -96с.

2.Журнал "Дошкольное Воспитание" 5- 2006г.-43с.

3.Журнал "Дошкольное Воспитание" 9- 2004г-37с.

4.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности.-Ш.; ТЦ Сфера, 2013.- 64с.

Рассказать друзьям