Пенсия за выслугу лет федеральный закон. Условия назначения пенсии госслужащим

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Навигация по статье

Выплата пенсий госслужащим

Пенсия гос. служащим перечисляется каждый месяц . Пенсионер может выбирать организацию, которая будет доставлять выплату, а также вариант ее получения. Притом, за пенсионера выплату может получать доверенное лицо , в таком случае выплачиваться пенсия будет по доверенности.

Способы доставки пенсии:

  • Почта РФ - возможно получить пенсию на почте по месту регистрации или на дом. В таком случае устанавливается дата ее получения соответственно графику доставки. Если не получать пенсионную выплату в течение полугода, то она приостанавливается, и необходимо написать заявление в ПФР для ее возобновления;
  • Банк - возможно получить пенсию в кассе банка или оформить карту и деньги снимать через банкомат;
  • С помощью организаций , занимающихся доставкой пособий - получить можно пенсию на дом или самому в данной организации. Весь список таких организаций находится в ПФР.

Чтобы выбрать способ доставки или изменить его, надо написать заявление в территориальный орган ПФР, который занимался назначением Вам пенсионных выплат.

Заключение

Пенсия за выслугу лет - это трудовая пенсия, которую необходимо заслужить продолжительной работой. Ее величина определяется тем, сколько продолжалась соответствующая деятельность:

  • При наличии стажа гос. службы не менее 15 лет пенсия назначается в сумме 45% среднего месячного заработка гос. служащего за вычетом и фиксированной выплаты к ней.
  • За каждый год стажа службы больше 15 лет пособие вырастает на 3% среднего месячного заработка , при этом общая сумма пенсии за выработку лет не может быть больше 75% среднего заработка федерального гос. служащего.
  • Пенсия за выработку лет не начисляется в период нахождения на государственной службе, которая дает возможность на данную пенсию.

12 103

Комментарии (81)

Показано 81 из 81
  • data-id="115" data-respond="comment">
    • data-id="116" data-respond="comment">
  • data-id="113" data-respond="comment">
    • data-id="114" data-respond="comment">
  • data-id="405" data-respond="comment">
    • data-id="406" data-respond="comment">
  • data-id="460" data-respond="comment">
    • data-id="461" data-respond="comment">
    • data-id="462" data-respond="comment">
    • data-id="464" data-respond="comment">
    • data-id="471" data-respond="comment">
  • data-id="469" data-respond="comment">
    • data-id="470" data-respond="comment">
  • data-id="735" data-respond="comment">
    • data-id="737" data-respond="comment">
  • data-id="956" data-respond="comment">
    • data-id="1918" data-respond="comment">
  • data-id="1081" data-respond="comment">
  • data-id="1205" data-respond="comment">
    • data-id="1212" data-respond="comment">
    • data-id="1221" data-respond="comment">
    • data-id="1227" data-respond="comment">
    • data-id="3453" data-respond="comment">
  • data-id="1261" data-respond="comment">
  • data-id="1369" data-respond="comment">
    • data-id="1371" data-respond="comment">
  • data-id="1453" data-respond="comment">
  • data-id="1727" data-respond="comment">
  • data-id="1754" data-respond="comment">
  • data-id="1853" data-respond="comment">
    • data-id="3264" data-respond="comment">
  • data-id="1869" data-respond="comment">
  • data-id="2222" data-respond="comment">
  • data-id="2724" data-respond="comment">
    • data-id="3619" data-respond="comment">
  • data-id="2960" data-respond="comment">
  • data-id="2964" data-respond="comment">
  • data-id="2965" data-respond="comment">
  • data-id="3175" data-respond="comment">
    • data-id="3618" data-respond="comment">
  • data-id="3265" data-respond="comment">
    • data-id="3617" data-respond="comment">
    • data-id="7425" data-respond="comment">
  • data-id="3454" data-respond="comment">
    • data-id="3534" data-respond="comment">
    • data-id="3566" data-respond="comment">
    • data-id="3569" data-respond="comment">
    • data-id="3616" data-respond="comment">
    • data-id="7502" data-respond="comment">
    • data-id="8591" data-respond="comment">
    • data-id="3741" data-respond="comment">
    • data-id="4313" data-respond="comment">

Есть перечень лиц, служащих на благо государства и имеющих право получать дополнительные пенсионные возможности. К таким возможностям относится пенсия за выслугу лет. Федеральный Закон 166 даёт понять, кто относится к определённым категориям лиц, как они могут реализовать своё право на получение данного вида начислений и на каких условиях предоставляются такие привилегии.

Понятие пенсии по выслуге лет подразумевает под собой особый вид государственной поддержки, дающий право уйти на заслуженный отдых, не дожидаясь установленного пенсионного возраста. Выслуга лет – это особый вид непрерывного трудового стажа в определённых отраслях производства.

Пенсия за выслугу лет назначается следующим работникам:

  • работники подземелья и горных районов;
  • государственные служащие;
  • работники службы спасения;
  • авиационные рабочие;
  • работники сферы образования;
  • трудящиеся в медицинской отрасли;
  • сотрудники творческих профессий;
  • служащие в морском или речном флоте;
  • военнообязанные граждане.

Для каждой профессии определена своя выслуга лет, согласно которой гражданину может быть присвоен статус пенсионера.

На каких условиях назначается

Есть 3 условия назначения пенсии за выслугу лет:

  1. Работник должен трудиться в определённой сфере производства.
  2. Будущему пенсионеру положено отработать необходимое количество лет.
  3. Окончание трудовой деятельности по причине увольнения.

На заметку! Причиной увольнения с производства может послужить недействительность трудового контракта, ликвидация организации, сокращение штата рабочих или иные причины.

У каждого профессионального работника, относящегося к категории претендующих на особую пенсию, установлен конкретный срок, который он должен отработать в определённой профессии, чтобы выйти на заслуженную пенсию.

В зависимости от профессии, трудовой стаж будет варьироваться от 15 до 25 лет.

Например, у служащих государства минимальная выслуга составляет 15 лет , у остальных зависит от рода занимаемой должности, пола, и может достигать 30 лет .

По каким правилам назначается и оформляется пенсия

Оформление выхода на пенсию за выслугу лет происходит в несколько этапов:

  1. Определение лиц, кому положена пенсия по выслуге лет.
  2. Извещение самого работника, что он имеет право уйти на заслуженный отдых.
  3. Подготовка необходимой документации для подачи заявления на оформление выплат.
  4. Передача документов соответствующим органам, занимающимся пенсионным обеспечением.

Беседой с работником и подготовкой, передачей документации изначально занимаются сотрудники кадрового отдела предприятия.

Если гражданин самостоятельно осуществляет процедуру оформления пенсионных выплат, то ему следует подготовить и подать в территориальный орган следующий пакет документов:

  1. Заявление на назначение пенсии за выслугу лет.
  2. Гражданский личностный документ работника.
  3. Сведения из книжки по трудовой деятельности.
  4. Выписка из бухгалтерии о зарплате за последний год.
  5. Медицинские документы о состоянии здоровья.
  6. Иная документация, требуемая пенсионными инстанциями.

В зависимости от рода трудовой деятельности, у работника могут потребовать дополнительные справки, выписки.

На рассмотрение документов отводится 10 дней.

Выплаты начнут производиться с первого дня того месяца, в котором возникло право на пенсию по выслуге лет. Данный вид государственной поддержки назначается бессрочно.

Как оформить пенсию по выслуге лет самостоятельно, гражданин может узнать у сотрудников кадрового отдела своего предприятия.

Определяем размер пенсионных выплат

Размер пенсионных выплат напрямую будет зависеть от рода занимаемой должности и определённого трудового стажа. Основные факторы, влияющие на размер пенсии за выслугу лет:

  • общее количество отработанных лет;
  • доход за последний год в среднем значении;
  • особый пенсионный коэффициент, влияющий на повышение или понижение размера выплат;
  • дополнительные надбавки;
  • индексирование средних размеров пенсии с учётом инфляционного процесса;
  • налоговые вычеты из пенсионных отчислений.

Все эти факторы существенно отражаются на размере будущей пенсии. А далее расчёт пенсионного пособия будет производиться в зависимости от профессии того, кто имеет право на пенсию за выслугу лет.

Государственные служащие

У лиц, трудящихся на государственную власть, пенсионные выплаты будут производиться в размере 45 % от месячной зарплаты в среднем значении. Для расчёта размера будущей поддержки данной категории служащих берутся такие показатели:

  • размер начислений пособия по выслуге лет;
  • средние показатели зарплаты за месяц;
  • размер основного пособия по старости или инвалидности;
  • выслуга лет.

Для госслужащих выслуженный стаж должен равняться 15 годам.

При этом, с 2018 года действуют новые правила учёта стажа: каждый год к общему стажу суммируется 6 месяцев, пока количество лет не составит 20. Каждый год, с ростом трудового стажа, к 45% от зарплаты будет прибавляться ещё 3%.

Государственные работники женского пола выходят на заслуженный отдых по достижении 56 лет, мужского пола – в 61 год.

Работники образования

Лица, занимающие руководящие или должности среднего звена в образовательной сфере, также имеют право на досрочное причисление к пенсионерам. Выслуженный стаж в данном случае должен составлять не менее 25 лет .

Для расчёта размера выплат берётся в учёт доход за последний год. Для педагогической сферы установлен пенсионный коэффициент, влияющий на сумму начислений.

После наступления права на получение пособия педагогическая практика на этом должна завершиться.

Сотрудники медицины

Работа в сфере медицины делится на сельскую и городскую. В первой выслуга лет составляет 25 лет, во второй – 30 лет. Имеют право на получение пособия следующие работники:

  • специалисты по акушерской практике;
  • врачи различных направлений;
  • медицинские сёстры;
  • лаборанты;
  • работники в сфере судебной медицины.

При расчёте пенсионной компенсации медработникам берётся в учёт индивидуальный коэффициент конкретного специалиста.

Военные служащие

Стаж для выхода на отдых военнослужащим должен равняться 20 годам. Общее количество трудовых лет должно равняться 25 годам, при учёте, что основная часть времени посвящена службе.

При расчёте пенсии за выслугу лет гражданам, служащим в вооружённых войсках, учитываются дополнительные надбавки. В категории служащих входят сотрудники внутренних дел, войск железной дороги или пограничных. Также дополнительные надбавки положены сотрудникам спасательных служб и ведомств, занимающихся разведкой. Для расчёта надбавок установлены индивидуальные коэффициенты.

Важно! Государственная поддержка за выслугу лет суммируется с основной пенсией по старости при достижении соответствующего возраста и выплачивается всё вместе.

Итак, Федеральный Закон «О пенсионных выплатах по выслуге лет» регламентирует порядок оказания мер поддержки трудящемуся населению в определённых профессиях. Такая поддержка даёт право выйти на заслуженный отдых раньше отведённого пенсионерам возраста и получать дополнительные надбавки к основному пенсионному содержанию.

Некоторые категории граждан, которые в силу профессиональной деятельности уходят на заслуженный отдых раньше установленного срока, получают пенсию за выслугу лет. Она выплачивается ежемесячно и является своеобразной компенсацией со стороны государства за особые условия труда и непрерывный стаж работы.

Кому положена пенсия за выслугу лет

Законодательством обозначено, что все граждане при достижении определенного возраста вправе претендовать на ежемесячные выплаты со стороны государства. Некоторые из россиян могут выходить на заслуженный отдых досрочно, если имеют так называемую выслугу лет – определенной продолжительности трудовой стаж, характеризующийся особыми условиями труда. К данной категории относятся:

  • федеральные государственные служащие;
  • космонавты;
  • военнослужащие;
  • работники летно-испытательного состава (ЛИС).

Нормативно-правовое регулирование

Основным законодательным актом, который регулирует вопросы государственного пенсионного обеспечения, является закон № 166-ФЗ, который был принят 15.12.2001, после чего в него не раз вносились изменения и дополнения. Документ определяет права некоторых категорий граждан на получение пенсии, описывает условия, соблюдение которых необходимо для начисления довольствия и ряд других норм. Приложение содержит таблицу, согласно которой можно определить необходимый стаж работы в муниципальных и госорганах, дающий право на получение госпенсии по выслуге лет.

Кроме этого, важно обратить внимание на следующие нормативно-правовые и законодательные акты:

  • указ Президента от 20.09.2010 за номером 1141, уточняющий перечень должностей, которым положена государственная пенсия за выслугу лет при наличии определенного стажа;
  • закон № 400-ФЗ, освещающий вопросы касательно страховой пенсии, вступивший в действие 28.12.2013;
  • закон № 173-ФЗ от 17.12.2001, посвященный трудовым пенсиям;
  • постановление Правительства от 17.10.2009 за номером 818, разъясняющее правила определения суммы среднемесячной зарплаты, используемой для начисления довольствия за выслугу лет;
  • постановление Правительства № 941 от 22.09.1993, где приводится порядок подсчета выслуги для граждан, которые проходили службу в государственной противопожарной службе, органах МВД, учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Условия назначения

Законодательством определены некоторые условия назначения пенсии за выслугу лет. Для каждой категории они имеют свои особенности, но ко всем группам предъявляется общее правило:

  1. Претендент должен трудиться в определенной сфере (отрасли).
  2. Завершение трудовой деятельности должно быть связано с увольнением по состоянию здоровья, из-за ликвидации либо реорганизации предприятия (организации) или при достижении человеком предельного возраста, дающего право на оформление пенсионного довольствия.
  3. Наличие необходимого стажа работы.

Государственным федеральным служащим

Пенсия за выслугу лет государственным служащим оформляется при выполнении следующих условий:

  1. Иметь необходимый стаж работы в госорганах. В 2019 – это 16 лет с последующим увеличением ежегодно на 6 месяцев, пока к 2020 значение не будет равно 20 годам.
  2. Непрерывный стаж перед увольнением – не менее 12 месяцев.
  3. Замещение должности федеральной государственной гражданской службы минимум 12 месяцев.

При общем трудовом стаже свыше 25 лет, семь из которых отданы госслужбе, тоже возможно получение досрочной пенсии.

Работникам педагогического состава

Для граждан, проработавших в педагогической сфере, тоже предусмотрена возможность выхода на заслуженный раньше положенного срока. Для этого необходимо соблюсти некоторые условия:

  1. Иметь стаж продолжительностью минимум 25 лет вне зависимости от возраста.
  2. Проработать в должности, входящей в перечень, приведенный в постановлении Правительства за номером 781 от 29.10 2002 (директора или их заместители по учебным процессам, завучи, воспитатели, преподаватели, учителя, логопеды и др.).
  3. Осуществлять педагогическую деятельность в определенном учебном заведении, список которых приведен в постановлении Правительства за номером 781 от 29.10 2002 (общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, детские сады, ясли и пр.).

Военнослужащим

Критерии, которые дают военнослужащим возможность выйти на пенсию досрочно, отражены в законе № 4468-1 от 12.02.1993. Согласно документу военнослужащие должны выполнить одно из нижеперечисленных условий:

  1. Иметь непрерывный стаж военной службы от 20 лет.
  2. Иметь общий трудовой стаж более 25 лет, причем на долю армейской службы должно выпадать не менее 12,5 лет.

Не распространяется действие закона на лиц, проходящих срочную военную службу по призывы, будучи солдатами, сержантами, матросами или старшинами.

Медицинским работникам

Претендовать на досрочный выход на пенсию может и медицинский персонал, к числу которого относятся врачи, акушерский и младший медперсонал, специалисты в области санитарии, сотрудники лабораторий и судебно-медицинских экспертиз. Основные условия назначения довольствия предъявляются к стажу:

  1. 25 лет при работе в сельской местности.
  2. 30 лет при работе в городе.

При расчете стажа учитывается время нахождения:

  • в срочном отпуске;
  • на больничном, если в это время производились отчисления на обязательное пенсионное страхование;
  • в отпуске по беременности и родам;
  • в отпуске, предоставляемом для ухода за ребенком до 1,5 лет;
  • работа врачом-интерном или стажером.

Не идет к зачету отпуск, оформленный за свой счет, повышение квалификации и обучение в ординатуре, а также работа на прочих должностях на период больше одного месяца. При расчете выслуги может применяться повышающий коэффициент. Так, например, для работников скорой помощи один отработанный год засчитывается за полтора.

Космонавтам

Законом определены следующие условия для лиц, проработавших космонавтами и на смежных должностях:

  1. Выслуга для лиц мужского пола должна составлять 25 лет (20 – при увольнении по болезни), из которых 10 приходятся на работу в летно-испытательных подразделениях.
  2. Выслуга для женщин должна составлять 20 лет (15 – при увольнении по болезни), из которых 10 приходится на работу в летно-испытательных подразделениях.

Работникам летно-испытательного состава

Государственная пенсия за выслугу лет работникам ЛИС оформляется при соблюдении нижеприведенных условий:

  1. Заниматься летными исследованиями и испытаниями авиационной, воздухоплавательной, аэрокосмической и парашютно-десантной техники.
  2. Выслуга от 25 лет (20 – при увольнении по болезни) у мужчин, из которых минимум две третьих времени занимает работа в должности, дающей право на пенсию по выслуге.
  3. Выслуга от 20 лет (15 – при увольнении по болезни) у лиц женского пола, из которых минимум две третьих времени занимает работа в должности.
  4. Установлена страховая пенсия по старости или инвалидности.

В выслугу не учитываются периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации и время военной службы в должностях летного состава.

Как рассчитывается пенсия госслужащим

В законе № 166-ФЗ определен порядок исчисления пенсий госслужащим. Если гражданин отработал 16 лет (по нормам для 2019 года), величина выплаты будет равняться 45% от среднемесячной зарплаты за последние 12 месяцев. За каждый год сверх положенного стажа доплата к пенсии госслужащим за выслугу лет составит 3%, но не более 75% в совокупности. Согласно этим положениям можно вывести следующую формулу:

ГПВЛ = (0,45 × СЗП – СП) + 0,03×СЗП × Ст,

  • ГПВЛ – размер госпенсии за выслугу;
  • СЗП – средняя заработная плата, исчисленная за последние 12 месяцев;
  • СП – сумма пенсионного довольствия по старости (инвалидности);
  • Ст – количество лет стажа свыше положенной нормы (в 2019 – норма составляет 16 лет).

При расчете стажа не берется время нахождения на больничном и отпуск:

  • предоставленный для ухода за ребенком до 1,5 лет;
  • по беременности и родам;
  • оформленный за свой счет.

Для граждан, проживающих в местностях, которые относятся к территории со сложными климатическими условиями, начисление пенсии происходит с применением повышающего коэффициента. Его величина устанавливается Правительством. При выезде на постоянное место жительства в другой регион применяется коэффициент, установленный для данного субъекта, или отменяется вовсе. Индексируются пенсии при централизованном повышении денежного содержания данной категории лиц.

Порядок и правила оформления

Для назначения госпенсии по выслуге лет нужно обращаться в Пенсионный фонд или Многофункциональны центр (МФЦ). Подать заявление можно и посредством всемирной сети на интернет-сайте госуслуг или через личный кабинет на официальном портале ПФР. Военнослужащие и лица, приравненные к ним, обращаются в то силовое ведомство, где они проходили службу – Министерство обороны по чрезвычайным ситуациям, МВД и т. д. Работники госучреждений могут подавать заявление и в кадровую службу предприятия или организации, где они трудятся.

Алгоритм действий прост и состоит из нескольких поэтапных шагов:

  1. Собрать необходимый пакет документов.
  2. Обратиться в соответствующий орган, который занимается начислением пенсионного довольствия.
  3. Оформить заявление на специальном бланке.
  4. Дождаться вынесения решения.

Какие документы нужны

Назначение пенсии возможно только при предъявлении будущим пенсионером определенных документов, свидетельствующих о праве получать довольствие по выслуге. Список бумаг будет отличным от категории заявителя, но общий перечень выглядит так:

  • паспорт гражданина России либо вид на жительство для лиц без гражданства и иностранцев;
  • заявление, составленное по правилам без исправлений и ошибок;
  • выписка из трудовой книжки;
  • справка о полученных выплатах за 12 месяцев;
  • бумаги, свидетельствующие о состоянии здоровья (если нужно);
  • документы, подтверждающие другие важные обстоятельства.

Передать документы можно самому либо через законного представителя, у которого должен быть подтверждающий документ, дающий право на такого рода действия. Отправить собранную документацию можно заказным письмом, воспользовавшись услугами почты. Датой обращения при этом будет считаться день отправки документов, который можно отследить по штампу на конверте. Пенсия назначается с месяца обращения, но не раньше даты возникновения права на получение.

Калькулятор расчета пенсии

Видео

Введение

1.1 Основные этапы становления систем социального обеспечения

1.2 Трудовые пенсии в Российской Федерации

2 Пенсия за выслугу лет

2.1 Понятие пенсии за выслугу лет

2.2 Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лети условия ее назначения

2.3 Размер пенсии за выслугу лет

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль сформировалось в общей системе права относительно недавно.

В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. Нормы системы социальной защиты населения служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике. Это обусловливает их чрезвычайную динамичность.

Общественные отношения по социальному обеспечению по своей экономической природе являются распределительными. Через системы социального обеспечения распределяется весомая доля вало­вого внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно дик­тующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.

Первого декабря 2007 года было вновь реформировано законодательство о государственном пенсионном обеспечении. В частности реформа коснулась порядка и условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет на современном этапе.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Изучить основные этапы становления систем социального обеспечения;

Дать понятие трудовых пенсий в Российской Федерации;

Произвести анализ правового регулирования пенсии за выслугу лет в Российской федерации.

1 Общая характеристика систем социального обеспечения

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуется господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность, санкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.

Определенный интерес представляет опыт становления и эволюция систем социальной поддержки населения на Руси. Как свидетельствует Начальная летопись, с принятием в 988 г. христианства на Руси князь Владимир велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Для тех же, кто не мог дойти до его двора в силу дряхлости и болезни, продукты развозили на телегах, спрашивая, где находятся больные и нищие. В 996 г. князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.

«Русская Правда» Князя Ярослава явилась первым славянским законом, в котором закреплялось подобие социальной программы. Особой заботой о бедных и убогих отличался и Владимир Мономах.

Историки отмечают, что «по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое- продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе- усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви». В качестве доказательства второго направления в становлении системы общественного призрения можно привести Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.

По Указу Царя Федора Алексеевича от 1682 г. в Москве было построено два госпита-ля; те из числа нищенствующих и убогих, которые могли работать, должны были «хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу».

Российское законодательство XIX в. делило нищих на четыре категории:

1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;

2)те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако может работать;

3)те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;

4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

Очевидно, такая «классификация» нуждающихся была необходима для определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

С зарождением капиталистического производства источником существования вместо труда в семейном хозяйстве становится труд на работодателя, который покупает рабочую силу, не гарантируя работнику возможность его обеспечения в случае наступления старости, нетрудоспособности, а его семье- в случае потери кормильца.

Резкое обострение во второй половине XIX в. противоречий между трудом и капиталом, угрожающее социальным взрывом, не позволило капиталистическому государству долго занимать позицию невмешательства в «свободу индивидуума». В ряде капиталистических государств принимаются законы об ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве. В Германии такой закон был принят в 1871 г., в Англии - в 1880 г., в России - в 1903 г. Однако эти законы еще не были законами о социальном обеспечении, поскольку они закрепляли принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный здоровью работника. Для получения возмещения вреда работнику необходимо было доказать суду, что увечье наступило по вине предприятия.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принци-пиально новый этап - социальное обеспечение наемных работников начинает осуще-ствляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его ор-ганизации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка: 15 июня 1883 г. рейхстаг принял закон об обязательном государственном страховании на случай болезни; в июле 1884 г. - закон о страховании от несчастных случаев. Закон от 22 июля 1889 г. ввел обязательное страхование по инвалидности и по старости.

В России закон о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев был издан 23 июня 1912г. Этот закон стал прообразом законов Германии, однако в отличие от них он предусматривал меньший объем полномочий застрахованных. Так, в законе России не содержалось нормы, аналогичной норме германского закона 1883 г., в силу которой по истечении 26 недель болезни назначалась пенсия по инвалидности.

Вслед за законами о государственном социальном страховании на случай болезни, инвалидности, старости, трудового увечья начинают приниматься законы о страховании по безработице. Впервые страхование данного социального риска вводится в 1911г. в Англии.

В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важный этап, когда наряду с государственным и производственным социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

Профессии, которые вносят вклад в развитие страны подразумевают определенные выплаты для граждан, выходящих на пенсию. Право на получение выслуги лет, а также способ ее начисления регламентируется Федеральным Законом 166 от 15 декабря 2001 года.

Пенсия за выслугу лет — это стаж работы на особо тяжелых условиях труда. Под такими профессиями Федеральный Закон 166 подразумевает:

  • военнослужащие;
  • космонавты;
  • летчики-испытатели;
  • научные работники, такие как химики и лаборанты, на государственной службе;
  • шахтеры;
  • государственные служащие;
  • пожарные.

В статье №3 ФЗ 166 говорится о том, что прерогатива получения двойной пенсии преимущественно у военнослужащих, получивших травму и участникам Второй Мировой Войны.

Пенсия за выслугу лет также предоставляется инвалидам. Вследствие утраты кормильца семьи — родителям, женам и детям погибших военных.

Пособие не предусмотрено к выплате дополнительного средства по содержанию в момент прохождения государственной, муниципальной службы, при замещении на должности и в период работы в межгосударственных органах. При увольнении, по уважительным причинам, пенсия за выслугу лет возобновляется,на основе письменного заявления, по регламенту Федерального Закона 166 (статья №7, от 21 июля, 2014 года).

Кому назначается пенсия за выслугу лет?

Основаниями для получения пенсии за выслугу лет для государственных служащих считаются:

  • трудовой стаж более 15 лет;
  • руководящая должность более 1 года.

Еще одно важное условие для получения выслуги это уважительная причина увольнения. К ней относятся прекращение действия контракта, ликвидация организации, сокращение штата, выход на пенсию и другие (Статья 14, глава 3 ФЗ 166).

Военные служащие имеют право претендовать на пенсию за выслугу лет, если служили в армии Российской Федерации, странах СНГ или на территории бывшего СССР. Пенсионный возраст таких работников — 45 лет, а стаж не менее 20 лет.

Космонавты и летчики-испытатели также могут претендовать на пенсию за выслугу лет, при условиях:

  • имеют гражданство Российской Федерации;
  • стаж работы 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины);
  • уважительная причина увольнения с работы.

Размер пенсии за выслугу лет

Размер выплаты пенсии за выслугу определяется по стажу работы. У государственного служащего оклад пенсии составляет 45 процентов от средней месячной заработной платы за последний год. У космонавтов — 55 процентов от оклада на занимаемой должности. Если стаж работы более 15 лет, эта сумма увеличивается на 3 процента ежемесячно.

Ограничения касаются выплаты пенсии до 75 процентов от среднемесячной зарплаты. Таким образом, пенсия за выслугу это доплата к ежемесячному пособию по старости (статья 14 глава 3, ФЗ 166).

Рассказать друзьям