Пенсионный фонд рф на современном этапе развития. Финансовая устойчивость пенсионной системы российской федерации Расходы пенсионного фонда рф

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • Базанова Диляра Имангазиевна , бакалавр, студент
  • Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
  • ДОХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
  • ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
  • ДЕФИЦИТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
  • РАСХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
  • ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2015 ГОДА

В статье рассмотрены основные проблемы пенсионной системы страны, проанализирован бюджет Пенсионного Фонда РФ, сделаны выводы о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда, а также предоставлены возможные варианты решения проблем пенсионной системы.

  • Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной (общенародной) собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства . Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет одну из острейших социально-экономических проблем. .

Проблема нехватки денежных средств в бюджете Пенсионного Фонда для финансирования страховых пенсий текущим пенсионерам обусловлена серьезной демографической ситуацией в стране. Число пенсионеров с каждым годом растет при сокращении работающей части населения, что приводит к нарастанию нагрузки на трудоспособное население. В России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, что говорит о масштабных диспропорциях. Это положение объясняется особенностями российской пенсионной системы, среди которых можно выделить: низкий пенсионный возраст, высокую долю льготников, возможность получения пенсии для работающих пенсионеров . Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит трудящихся в неравные условия, приводит к ситуации, когда лица, независимо от продолжительности срока уплаты взносов и их величины, получают пенсию большего размера в течение более длительного периода .

Значительной проблемой является и теневая занятость. Зарплаты, выдаваемые в конвертах, приводят к недостаточному поступлению страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда.

Повышение количества пенсионеров объясняется и большим количеством досрочных (льготных) пенсионеров, которое также с каждым годом растет. Поэтому, на Пенсионный фонд возлагается большая финансовая нагрузка и по выплате досрочных пенсий лицам, еще не достигшим пенсионного возраста. Все эти «дыры» в пенсионной системе страны ведут к тому, что пенсионеры получают низкие пенсии. Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен . Коэффициент замещения зарплаты пенсией сегодня в среднем равен около 40%, в 2050 году может упасть до 25%.

Пенсионная система России находится в критическом состоянии, и нуждается в эффективных мерах по стабилизации финансового состояния. Для того чтобы дать конечную оценку о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ, следует провести анализ формирования и расходования бюджета Фонда.

В 2012 году доходы Пенсионного Фонда составили 5,890 трлн. руб., в 2013 году – 6,388 трлн. руб., в 2014 году – 6,159 трлн. руб. . Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда за 2014 год составили 83,6 млрд. рублей, из них страховых взносов поступило 33 млрд. рублей, что на 481,7 млрд. рублей меньше, чем в 2013 году. Снижение поступлений страховых взносов на накопительную часть пенсии в 2014 году связано с изменением законодательства об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с которым принято решение о направлении всех страховых взносов по индивидуальному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии .

В большей степени бюджет Пенсионного Фонда формируется за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Безвозмездные поступления составляют почти половину доходов Пенсионного фонда в 2012-2013 гг., а в 2014 гг. доля безвозмездных поступлений уменьшается. Наибольшую долю в составе всех безвозмездных поступлений составляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета (около 99%). Данный факт подтверждает важность государственного финансирования. Если государство в дальнейшем будет уменьшать предоставление межбюджетных трансфертов фонду, то лишь на страховых взносах граждан Пенсионный фонд не выстоит.

Наибольшая доля из всех налоговых и неналоговых доходов – это страховые взносы на обязательное социальное страхование (98–99%). Таким образом, основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда являются страховые взносы на обязательное социальное страхование и межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

В течение 2010-2013 гг. наблюдалась тенденция увеличения доходов Пенсионного Фонда, а в 2014 г. – понижение. По дальнейшим прогнозам, в 2015-2017 гг. ожидается увеличение доходов Пенсионного Фонда (рис.1).

Рис. 1. Динамика доходов Пенсионного фонда в 2010–2017 гг.

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. доходы Пенсионного Фонда выросли на 14%, в 2012 г. – на 12 %, в 2013 г. – на 8,5 %, а в 2014 г. снизились на 4% (рис.2). Повышение доходов в 2010-2013 гг. объясняется ежегодной индексацией заработной платы, что ведет к увеличению суммы страховых взносов. Снижение доходов Фонда в 2014 г. связано с новой пенсионной реформой 2013-2015 гг., так как именно в этот период некоторая часть населения начала заключать договора с негосударственными пенсионными фондами и, следовательно, переводить свои накопления из Пенсионного фонда в соответствующие организации. Другой причиной уменьшения доходов Пенсионного Фонда в 2014 году является снижение страховых поступлений на накопительную часть пенсии и уменьшение безвозмездных поступлений. Ожидается увеличение доходов в 2015 году на 16%, так как в связи с новой пенсионной реформой с Пенсионного Фонда снимается ответственность по выплате накопительной части пенсии, что улучшит его финансовое положение. В 2016-2017 гг. планируется дальнейшее увеличение доходов Пенсионного Фонда, но темпы роста ниже, чем в 2015 году.

Рис. 2. Темп роста доходов Фонда в 2011–2017 гг.

Важно также проанализировать отклонение утвержденных бюджетов от их фактического исполнения. В 2011-2013гг. фактические данные немного превышают показатели на бумаге, но в 2014 в бюджет поступило меньше средств, чем планировалось (таблица 1).

Таблица 1. Доходы бюджета Пенсионного фонда (млрд. руб.)

На основе анализа формирования средств Пенсионного Фонда вытекают следующие выводы. Во-первых, в 2012-2013 году доходы Пенсионного Фонда стабильно росли, что связано с увеличением суммы страховых взносов, а в 2014 году доходы снизились в силу причин, связанных с пенсионной реформой 2015 года, а также с уменьшением безвозмездных поступлений. Во-вторых, в 2015-2017 гг. прогнозируется повышение доходов Пенсионного Фонда по ожиданиям того, что пенсионная реформа 2015 года будет показывать положительные результаты.

Следующий шаг исследования состоит в анализе расходования средств Пенсионного Фонда. В 2012 г. расходы Фонда составили 5,451 трлн. руб., в 2013 г. – 6,378 трлн. руб., в 2014 г. – 6,190 трлн. руб. . Наибольшая доля расходов Фонда приходится на реализацию социальной политики (98%). Наибольший удельный вес в расходах на реализацию социальной политики составляют расходы на пенсионное обеспечение (более 80%).Следующее место в структуре расходов на реализацию социальной политики занимает социальное обеспечение населения (6-7%).

В 2014 году Пенсионный фонд обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения. Пенсии были повышены около 41,5 млн. пенсионеров. В целом за 2014 год пенсии увеличились на 8,6%. На пенсионное обеспечение в 2014 году направлено 5,4 трлн. рублей, что на 161,6 млрд. рублей больше, чем в 2013 году. Материнский (семейный) капитал на 2014 год установлен с ростом на 5% в размере 429 408,5 рублей. Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда за 2014 год составили 22,1 млрд. рублей (в 2013 году – 391,7 млрд. рублей) . Таким образом, в течение 2011-2013 гг. расходы увеличились, в 2014 году, наоборот, понизились. По прогнозам, в 2015-2017 гг. ожидается увеличение расходов (рис.3).

Рис. 3. Динамика расходов Пенсионного фонда в 2010 – 2017 гг.

В 2011 г. расходы выросли на 15,8 %, в 2012 г. – на 10,8%, в 2013 г. – на 17 %. Это объясняется аналогичной ситуацией, что и с доходами Пенсионного Фонда (рис. 4) В связи с инфляцией повышается и прожиточный минимум пенсионера, что ведет к повышению размера пенсий в среднем по стране. Соответственно, растут расходы. В 2014 году расходы Пенсионного Фонда снизились на 3% по причине резкого сокращения расходов по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда в этот период . По прогнозам, в 2015 году ожидается увеличение расходов на 25,5%, так как Пенсионный фонд в 2015 году будет продолжать мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения. Размер страховых пенсий будет исчисляться по новой пенсионной формуле, в связи с чем среднегодовой размер страховой пенсии в 2015 году составит не менее 11 970 рублей, что соответствует 167,2% к прожиточному минимуму пенсионера . Прогнозируется, что в течение 2015 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 600 тысяч человек – с 42,1 млн. человек до 42,7 млн. человек . В 2016-2017 гг. прогнозируется уменьшение темпа роста расходов: в 2016 г. – увеличение на 0,42%, в 2017 г. – увеличение на 5,14% (рис. 4).

Рис. 4. Темп роста расходов Фонда в 2011 – 2017 гг.

Следующим шагом анализа является сравнение утвержденных бюджетов и их фактическое исполнение. В 2011-2013 гг. фактические расходы больше утвержденных в законе, но уже в 2014 г. ситуация изменяется в противоположную (таблица 2).

Таблица 2. Расходы бюджета Пенсионного фонда (млрд. руб.)

На основе анализа расходования средств Пенсионного вытекают следующие выводы. В течение 2010–2013 гг. расходы Пенсионного Фонда увеличивались, что было связано с повышением уровня прожиточного минимума пенсионера, и следовательно, с увеличением размера средней трудовой пенсии по стране. В 2014 году расходы Пенсионного Фонда уменьшились, так как сократились расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда в этот период. По прогнозам, в 2015-2017 гг. расходы Пенсионного Фонда будут увеличиваться, так как мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения будут продолжаться.

Анализ формирования и расходования средств бюджета позволяет сделать заключение о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда. Одной из значительных проблем Пенсионного Фонда является дефицит бюджета. Период 2011-2012 гг. характеризовался профицитом бюджета, но в 2013 г. он резко уменьшился с 439,14 млрд. руб. до 9,84 млрд. руб. В 2014 г. Фонд столкнулся с дефицитом в – 31,06 млрд. руб. Утвержденный бюджет 2015 г. показывает опасную картину с дефицитом бюджета в - 622,98 млрд. руб. (рис. 5). Такая разница в расходах и доходах обусловлена нахождением в Пенсионном Фонде во временном размещении средств пенсионных накоплений, которые в случае вхождения негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений будут переданы в соответствующие негосударственные фонды . По прогнозам, в 2016-2017 гг. ситуация стабилизируется.

Рис. 5. Дефицит/профицит Пенсионного Фонда РФ

Настоящая ситуация показывает, что пенсионная система страны нуждается в эффективном реформировании. Пенсионная реформа 2002 года не привела к положительным результатам. На данный момент проводится масштабная реформа 2015, предоставляющая ответственность гражданам в формировании своей будущей пенсии, а именно выбор, формировать накопительную пенсию или отказаться от нее. В России лишь небольшой процент населения перевел свои средства из Пенсионного Фонда в негосударственные пенсионные фонды. Большая часть осталась в «молчунах» и не заявила о желании формировать индивидуальную накопительную пенсию.

На законодательном уровне обсуждаются разнообразные меры по решению проблем пенсионной системы. Минфин предлагает поэтапно увеличивать пенсионный возраст для мужчин и женщин до 63 лет . В развитых странах высокий пенсионный возраст компенсируется высоким экономическим развитием, высоким качеством жизни, развитой инфраструктурой и довольно хорошей обеспеченностью граждан. В России экономика на стадии спада, низкая конкурентоспособность на мировом рынке, низкий инвестиционный климат, нестабильность экономики, низкий уровень жизни, высокий процент бедности, неразвитая инфраструктура, невысокие зарплаты. В такой обстановке повышение пенсионного возраста не только не приведет к решению проблемы, но разрядит еще больше социальную напряженность.

Проблемы Пенсионного Фонда нельзя решать за счет пенсионеров. Необходимо искать другие способы повышения финансовой устойчивости Фонда. Одним из эффективных решений является радикальное расширение возможностей для инвестирования пенсионных накоплений, в том числе и в иностранные активы.

На сегодняшний день Пенсионный Фонд в основном инвестирует в низкодоходные государственные облигации. Для получения более высокого дохода, есть вариант инвестирования средств Фонда в акции российских высокоприбыльных компаний и зарубежных компаний.

Проведенный анализ подтвердил несовершенства Пенсионного фонда, его зависимость от федерального бюджета и слабую финансовую устойчивость. В России продолжается реформирование пенсионной системы. Несмотря на то, что реформа 2015 г. точно продумана и рассчитана, она не будет иметь положительного эффекта, пока не будет решена демографическая проблема и проблема пассивности населения.

Слабая финансовая устойчивость Пенсионного Фонда связана не только с недоработанной стратегией Пенсионного Фонда. Причины неустойчивости кроятся в недостаточном экономическом развитии страны, в слабом контроле со стороны государства при формировании средств Фонда, в недоработанной нормативно-правовой базе в отношении пенсионного обеспечения, а также в демографической ситуации и пассивном менталитете граждан страны.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 30 июля 2013 г. № 255-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год» // Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  2. Федеральный закон от 14 октября 2014 № 298-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год» // Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  3. Федеральный закон от 5 октября 2015 № 279-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год» // Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  4. В Минтруде впервые публично обсудили увеличение пенсионного возраста/Финансы/Новости Newsru.com. – 22 мая 2015. – Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/22may2015/pensvozrast.html
  5. Иноземцев В. Почему не стоит повышать пенсионный возраст/Экономика/ РосБизнесКонсалтинг. – 10 марта 2015. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/opinions/economics/10/03/2015/54fd44189a7947cadb3d4c62
  6. Калужский М. Л., Сараев А. Р. Экономика Западной Сибири: Омская область. Учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 697 с.
  7. Мониторинг центральных СМИ по пенсионной и социальной тематике. – М.: ПрессИндекс, 2015.
  8. На заседании Правительства России одобрено исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год /Пенсионный Фонд РФ. – 14 мая 2015. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press_center/~2015/05/14/90519
  9. Расходы Пенсионного фонда России в 2015 году составят 9,9% ВВП/Пенсионный Фонд РФ. – 2 декабря 2014. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/kaluga/news/~2014/12/02/29247

Общая сумма дохода, которую по результатам 2016 года Пенсионный фонд России получил от временного размещения средств пенсионных накоплений на депозиты, составила 2,97 млрд рублей, при средневзвешенной доходности размещения на уровне 10,58% годовых. При этом инфляция в России по итогам 2016 года составила 5,4%.

Для сравнения: доходность государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» составила 10,6%, частных управляющих компаний - 13,9%. Доходность за 2016 год по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) в настоящее время на сайте Банка России не опубликована.

Напомним, по закону ПФР имеет право инвестировать (временно размещать) страховые взносы на формирование пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования до момента их передачи в управляющие компании и НПФ в разрешенные законодательством активы.

Доход ПФР в объеме 2,97 млрд рублей сложился из следующих составляющих. Доход от размещения средств резерва по обязательному пенсионному страхованию (РОПС) - 1,4 млрд рублей, доход от размещения текущих средств страховых взносов, а также дополнительных страховых взносов и взносов работодателя - 1,57 млрд рублей.

Всего в 2016 году ПФР провел 17 депозитных аукционов (из них 10 на площадке ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» и 7 на торговой площадке АО «Санкт-Петербургская Валютная Биржа»), по результатам которых было заключено 38 депозитных договоров. Оборот по размещенным ПФР средствам составил более 300 млрд рублей. Ставки по размещенным депозитам находились в пределах от 9,61% до 11,75% годовых.

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год»*.

В бюджете ПФР на 2016 год учтены расходы на выплату пенсий, социальных пособий, материнского капитала. Общий объем расходов бюджета ПФР в 2016 году составит 7 703,9 млрд. рублей (в том числе по распределительной составляющей бюджета - 7 421,6 млрд. рублей). Бюджет ПФР по расходам составит 9,8% ВВП Российской Федерации.

Индексация пенсий

В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию с 1 февраля 2016 года страховых пенсий неработающих пенсионеров на 4%. Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2016 году будет произведена так же с 1 февраля на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 558,93 рублей в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 рубля (в 2015 году - 71,41 рубль).

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 132 рубля, что соответствует 149,2% к прожиточному минимуму пенсионера.

С 1 апреля 2016 года размер социальной пенсии будет проиндексирован на 4%. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 8 562 рубля.

Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и пособий в 2016 году запланированы на уровне 6 539,1 млрд. рублей (это на 104,2 % выше, чем в 2015 году).

Из них расходы на выплату страховой пенсии запланированы в сумме 5 972,9 млрд. рублей. Это на 134,7 млрд. рублей (102,3%) больше, чем запланировано на выплату страховых пенсий на 2015 год (5 838,2 млрд. рублей).

При этом, как и раньше, в 2016 году в России не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. На выплату федеральной социальной доплаты к пенсии для 2,7 млн. человек в бюджете ПФР на 2016 год заложено 44,3 млрд. рублей.

Численность пенсионеров

Прогнозируется, что в течение 2016 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 546 тыс. человек - с 42,7 млн. до 43,2 млн. человек. Увеличение численности получателей пенсии в ПФР по сравнению с 2015 годом связано с естественным ростом численности пенсионеров в РФ.

Основным видом пенсий в России в 2016 году будет страховая пенсия. Численность ее получателей на начало 2016 года составит более 39 млн. человек. Еще свыше 3,5 млн. человек являются получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при этом около 3,1 млн. пенсионеров - получатели социальной пенсии.

Пособия и социальные выплаты

Пенсионный фонд России осуществляет социальные выплаты свыше 15 млн. федеральных льготников: ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и т. д.

В соответствии с бюджетом ПФР, 1 апреля 2016 года размеры ежемесячной денежной выплаты будет проиндексирован на 6,4%. В 2016 году Пенсионный фонд России направит на выплату ЕДВ 419,4 млрд. рублей (на 9,3 млрд рублей больше, чем в 2015 году).

Россияне, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, продолжат получать компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2016 году запланированы на уровне 34,8 млрд. рублей. Неработающим родителям детей-инвалидов и инвалидов с детства Пенсионный фонд России осуществляет ежемесячные выплаты в размере 5 500 или 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2016 году запланированы на уровне 32,1 млрд. рублей.

Материнский капитал
В 2016 году Пенсионный фонд России продолжит выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также выплату средств материнского капитала. В соответствии с бюджетом ПФР, на эти цели в 2016 году будет направлено 304,3 млрд. рублей.

В пределах бюджетных ассигнований на 2016 год учтены средства на предоставление в 2016 году единовременной выплаты в размере 20 тыс. рублей (4,2 млрд рублей исходя их численности 209,4 тыс. человек). На сегодняшний день свыше 6,5 млн. семей в России получили в ПФР сертификат на материнский капитал, более 3,3 млн. из них полностью распорядились его средствами.

Социальные программы

В 2016 году в бюджете Пенсионного фонда России заложен 1,0 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на социальные программы. Субсидии предоставляются на социальные программы, связанные с укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров на принципах софинансирования расходов субъектов РФ.

Предоставление таких субсидий - ежегодная практика Пенсионного фонда России. Основными направлениями субсидий является строительство и ремонт учреждений социального обслуживания, приобретение технологического оборудования и предметов длительного пользования субъектами РФ. Адресная помощь оказывается неработающим пенсионерам на частичное возмещение ущерба в связи с чрезвычайными ситуациями или стихийными бедствиями.

Поступление страховых взносов

Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году прогнозируется на уровне 4 060,35 млрд. рублей. В том числе прогнозируется поступление взносов от самозанятого населения (плательщиков, не производящих выплаты наемным работникам) на уровне 81,58 млрд. рублей, поступления дополнительных страховых взносов за работников, занятых на вредных или опасных производствах (по спискам №1, 2 и т. н. «малым» спискам) - 90,76 млрд. рублей.

Расчет поступлений страховых взносов на ОПС осуществлен на основе прогноза Минэкономиразвития РФ по фонду заработной платы в стране на 2016 год в сумме 19 903 млрд. рублей.

Тариф страховых взносов на ОПС для работодателей, использующих наемный труд, остается прежним: 22%+10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов (в 2016 году - 796 тыс. рублей за год).

По доходам бюджет ПФР на 2016 год сформирован в сумме 7 528,8 млрд. рублей (в том числе по распределительной составляющей бюджета - 7 421,6 млрд. рублей), это на 105,3% больше, чем в 2015 году.

Разница между доходами и расходами бюджета ПФР обусловлена движением средств пенсионных накоплений в части расходов: более 280 млрд. рублей будет передано в негосударственные пенсионные фонды в рамках переходной кампании 2015 года или выплачено пенсионерам и правопреемникам. Доходы по средствам пенсионных накоплений в размере порядка 107 млрд. рублей будут сформированы из дохода от их инвестирования Пенсионным фондом России и управляющими компаниями, дополнительными страховыми взносами участников программы государственного софинансирования пенсии.

* . Принят Государственной Думой РФ 4 декабря 2015 года, одобрен Советом Федерации 9 декабря 2015 года.

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год»*.

В бюджете ПФР на 2016 год учтены расходы на выплату пенсий, социальных пособий, материнского капитала. Общий объем расходов бюджета ПФР в 2016 году составит 7 703,9 млрд. рублей (в том числе по распределительной составляющей бюджета - 7 421,6 млрд. рублей). Бюджет ПФР по расходам составит 9,8% ВВП Российской Федерации.

Индексация пенсий

В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию с 1 февраля 2016 года страховых пенсий неработающих пенсионеров на 4%. Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2016 году будет произведена так же с 1 февраля на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 558,93 рублей в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 рубля (в 2015 году - 71,41 рубль).

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 132 рубля, что соответствует 149,2% к прожиточному минимуму пенсионера.

С 1 апреля 2016 года размер социальной пенсии будет проиндексирован на 4%. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 8 562 рубля.

Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и пособий в 2016 году запланированы на уровне 6 539,1 млрд. рублей (это на 104,2 % выше, чем в 2015 году).

Из них расходы на выплату страховой пенсии запланированы в сумме 5 972,9 млрд. рублей. Это на 134,7 млрд. рублей (102,3%) больше, чем запланировано на выплату страховых пенсий на 2015 год (5 838,2 млрд. рублей).

При этом, как и раньше, в 2016 году в России не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. На выплату федеральной социальной доплаты к пенсии для 2,7 млн. человек в бюджете ПФР на 2016 год заложено 44,3 млрд. рублей.

Численность пенсионеров

Прогнозируется, что в течение 2016 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 546 тыс. человек - с 42,7 млн. до 43,2 млн. человек. Увеличение численности получателей пенсии в ПФР по сравнению с 2015 годом связано с естественным ростом численности пенсионеров в РФ.

Основным видом пенсий в России в 2016 году будет страховая пенсия. Численность ее получателей на начало 2016 года составит более 39 млн. человек. Еще свыше 3,5 млн. человек являются получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при этом около 3,1 млн. пенсионеров - получатели социальной пенсии.

Пособия и социальные выплаты

Пенсионный фонд России осуществляет социальные выплаты свыше 15 млн. федеральных льготников: ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и т. д.

В соответствии с бюджетом ПФР, 1 апреля 2016 года размеры ежемесячной денежной выплаты будет проиндексирован на 6,4%. В 2016 году Пенсионный фонд России направит на выплату ЕДВ 419,4 млрд. рублей (на 9,3 млрд рублей больше, чем в 2015 году).

Россияне, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, продолжат получать компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2016 году запланированы на уровне 34,8 млрд. рублей. Неработающим родителям детей-инвалидов и инвалидов с детства Пенсионный фонд России осуществляет ежемесячные выплаты в размере 5 500 или 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2016 году запланированы на уровне 32,1 млрд. рублей.

Материнский капитал
В 2016 году Пенсионный фонд России продолжит выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также выплату средств материнского капитала. В соответствии с бюджетом ПФР, на эти цели в 2016 году будет направлено 304,3 млрд. рублей.

В пределах бюджетных ассигнований на 2016 год учтены средства на предоставление в 2016 году единовременной выплаты в размере 20 тыс. рублей (4,2 млрд рублей исходя их численности 209,4 тыс. человек). На сегодняшний день свыше 6,5 млн. семей в России получили в ПФР сертификат на материнский капитал, более 3,3 млн. из них полностью распорядились его средствами.

Социальные программы

В 2016 году в бюджете Пенсионного фонда России заложен 1,0 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на социальные программы. Субсидии предоставляются на социальные программы, связанные с укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров на принципах софинансирования расходов субъектов РФ.

Предоставление таких субсидий - ежегодная практика Пенсионного фонда России. Основными направлениями субсидий является строительство и ремонт учреждений социального обслуживания, приобретение технологического оборудования и предметов длительного пользования субъектами РФ. Адресная помощь оказывается неработающим пенсионерам на частичное возмещение ущерба в связи с чрезвычайными ситуациями или стихийными бедствиями.

Поступление страховых взносов

Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году прогнозируется на уровне 4 060,35 млрд. рублей. В том числе прогнозируется поступление взносов от самозанятого населения (плательщиков, не производящих выплаты наемным работникам) на уровне 81,58 млрд. рублей, поступления дополнительных страховых взносов за работников, занятых на вредных или опасных производствах (по спискам №1, 2 и т. н. «малым» спискам) - 90,76 млрд. рублей.

Расчет поступлений страховых взносов на ОПС осуществлен на основе прогноза Минэкономиразвития РФ по фонду заработной платы в стране на 2016 год в сумме 19 903 млрд. рублей.

Тариф страховых взносов на ОПС для работодателей, использующих наемный труд, остается прежним: 22%+10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов (в 2016 году - 796 тыс. рублей за год).

По доходам бюджет ПФР на 2016 год сформирован в сумме 7 528,8 млрд. рублей (в том числе по распределительной составляющей бюджета - 7 421,6 млрд. рублей), это на 105,3% больше, чем в 2015 году.

Разница между доходами и расходами бюджета ПФР обусловлена движением средств пенсионных накоплений в части расходов: более 280 млрд. рублей будет передано в негосударственные пенсионные фонды в рамках переходной кампании 2015 года или выплачено пенсионерам и правопреемникам. Доходы по средствам пенсионных накоплений в размере порядка 107 млрд. рублей будут сформированы из дохода от их инвестирования Пенсионным фондом России и управляющими компаниями, дополнительными страховыми взносами участников программы государственного софинансирования пенсии.

* . Принят Государственной Думой РФ 4 декабря 2015 года, одобрен Советом Федерации 9 декабря 2015 года.

Все свои социально значимые функции ПФР выполняет за счет использования денежных средств, имеющихся в бюджете организации. В связи с этим процедуры его формирования и расходования являются наиболее важной частью работы фонда.

Как происходит принятие бюджета? Каким образом он пополняется и на что тратится? Какие меры предпринимаются в том случае, если доходная часть превышает расходную и наоборот? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Порядок рассмотрения и принятия бюджета

Бюджет пенсионного фонда России проходит согласование в высших законодательных органах власти государства. Используется следующий порядок:

  1. Предварительный проект бюджета направляется в Госдуму Федерального Собрания РФ;
  2. Дума рассматривает его и в случае принятия издает отдельный закон «О бюджете ПФР на …» (он состоит из основных статей и приложений);
  3. Закон подлежит рассмотрению Совета Федерации (Верхняя палата Парламента России), который должен его одобрить, для того чтобы документ вступил в силу.

Тексты всех утвержденных таким образом законов размещаются в открытом доступе, как на сайте самого Пенсионного фонда, так и на сайте Государственной Думы, и впоследствии любой желающий может ознакомиться с их содержанием.

Если после того как бюджет уже был принят, требуется внести в него какие-то изменения (такое случается довольно часто, например, ввиду экономических обстоятельств и т.п.), в Госдуму отправляется проект планируемых изменений. Затем они вносятся аналогичным способом, подобно тому, как описано выше (издается закон, запускается голосование по принятию и т.д.).

Доходы

Бюджет ПФР, утвержденный на 2017 год, составил 8 трлн 363,5 млрд рублей, в 2016 году он был равен 7,625 трлн рублей. Это практически на 500 миллиардов (или 7%) больше, чем в 2015 году. В таблице ниже представлена динамика доходов Пенсионного фонда начиная с 2010 года:

Таблица 1. Структура доходов Пенсионного Фонда России в 2010-2017 гг.

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
4,6
2011
5,25
2012
5,89
2013
6,39
2014
6,16
2015
7,1
2016
7,6
2017
8,36

Источник: данные ПФ РФ, расчет Страхового Портала

Как можно заметить, суммарные доходы постепенно повышались, но при этом не очень значительно, что вполне естественно с учетом инфляции. В 2014 году был небольшой спад, связанный с проведением основных подготовительных мероприятий пенсионной реформы (изменился принцип расчета страховой пенсии на основе новой формулы, ввели т.н. пенсионный коэффициент и т.д.), но в дальнейшем снова наступила стадия роста.

Бюджет пенсионного фонда пополняется благодаря нескольким основным источникам:

  • Доходы от перевода страховых взносов работодателями – 4,13 триллиона рублей (54,2% в общем объеме всех доходов);
  • Передача ПФР денежных средств из федерального бюджета государства:
    • на повышение размера страховых пенсий (за счет их валоризации и индексации) и финансирование льготных пенсий (в частности речь идет о досрочном пенсионном обеспечении) – 2,06 триллиона рублей (27,1%);
    • для покрытия расходов на оказание социальной помощи гражданам: пособия по инвалидности, доплаты к пенсиям, материнский капитал и т.п. – 1,27 триллиона рублей (16,7%);
  • Доходы, связанные с самостоятельным созданием пенсионных накоплений гражданами (через использование управляющих компаний, Центробанка, НПФ и добровольных взносов) – 131,2 миллиарда рублей (1,7%).

Классификация доходов по периодам

Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
1,9
2011
2,8
2012
3,0
2013
3,46
2014
3,69
2015
3,86
2016
4,13
2017
4,42

В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.

Объемы бюджетных средств в период с 2010 по 2017 представлены в таблице ниже:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
2,64
2011
2,4
2012
2,8
2013
2,84
2014
2,41
2015
3,1
2016
3,33
2017
3,34

Линейного роста доходов, как в таблице выше, здесь нет, поскольку размер бюджетных дотаций в каждом из периодов целиком зависел от общего состояния экономики в государстве. Если удавалось найти средства для повышения пенсий, то проводилась их валоризация (переоценка) и индексация, и размер отчислений в бюджет ПФР соответственно увеличивался. В противном же случае сумма вливаний оставалась на прежнем уровне (как в 2013 и в 2017) либо вовсе уменьшалась (2011, 2014).

Объемы самостоятельных накоплений граждан в период с 2010 по 2016 представлены в таблице:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
60*
2011
50*
2012
90*
2013
90*
2014
60*
2015
167,3
2016
131,2

Данные за 2010-2014 года помечены звездочкой, так как являются результатом приблизительного расчета (в официальных годовых отчетах за эти периоды указаны только прямые добровольные взносы граждан, без учета средств переведенных управляющими компаниями, Центробанком, НПФ и т.д.). В целом такая нестабильная динамика и малый объем (всего 1,7%) рассматриваемой статьи доходов объясняется весьма просто – какого-то серьезного доверия к сторонним организациям, занимающимся формированием накопительной пенсии, у граждан России нет, поэтому нести туда свои сбережения никто не торопится. Серьезный рост отчислений в 2015 году связан в большей степени с пенсионной реформой, и, как можно заметить, уже к 2016 году интерес граждан к таким компаниям снова упал.

Расходы

Общее число суммарных расходов ПФР в 2016 увеличилось почти на 160 миллиардов рублей (2,1%) и составило цифру в 7,83 трлн рублей. На 2017 год утвержден бюджет расходов, равный 8,1 трлн рублей. График расходов с 2010 года выглядит следующим образом:

Год
Расходы (трлн рублей)
2010
4,25
2011
4,92
2012
5,45
2013
6,38
2014
6,19
2015
7,67
2016
7,83
2017
8,1

Здесь все довольно стандартно – ожидаемое ежегодное увеличение трат связано с индексацией и повышением размера пенсий и других социальных выплат. Снижение расходов в 2014 году объясняется все той же пенсионной реформой, на финансирование которой средства расходовались еще в декабре 2013 и поэтому вошли в отчетный период прошлого года.

Основными статьями расходов пенсионного фонда в 2016 году стали:

  • Выплата страховых пенсий – 6,01 триллиона рублей (76,9%);
  • Социальные выплаты (речь идет о надбавках и доплатах льготникам, пособиях по уходу за инвалидами и нетрудоспособными гражданами, компенсациях жителям Крайнего Севера, финансировании различных региональных программ и т.п.) – 572 миллиарда рублей (7,3%);
  • Выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.) – 406 миллиардов рублей (5,8 %);
  • Выплата государственных пенсий (выплаты некоторым категориям граждан за выслугу лет – чиновникам, военным, космонавтам, летчикам-испытателям; компенсация вреда, причиненного здоровью человека во время прохождения военной службы) – 413 миллиардов рублей (5,3%);
  • Расходование средств по программе «Материнский капитал» - 365 миллиардов рублей (4,7%).

Классификация расходов по периодам

Выплата страховых (трудовых*) пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
3,7
2011
4,1
2012
4,5
2013
4,8
2014
4,97
2015
5,79
2016
6,01

*До проведения пенсионной реформы в 2015 году основном видом пенсии были трудовые и, соответственно, данный пункт расходов именовался также.

В целом, несмотря на обстоятельства и различные финансовые трудности ПФР с каждым годом увеличивал количество средств, перечисляемых на основную статью расходов организации.

Выплата государственных пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
286
2011
278
2012
291
2013
315
2014
344
2015
512
2016
413

С 2010 по 2014 года показатели по этому пункту трат варьировались примерно в одном диапазоне и составляли весьма незначительную часть от общего объема расходов. Последовавшее после резкое увеличение, а затем снижение финансирования связано с принятием различных законодательных актов, изначально расширивших льготные списки граждан по этой графе, а затем снова их сокративших.

Социальные выплаты в период с 2010 по 2016 составили:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
336
2011
311,9
2012
325,4
2013
401
2014
426
2015
512
2016
572

Высокие (относительно последующих годов) расходы 2010 года были связаны с празднованием 65-летия Победы в ВОВ, к которой ПФР приурочил выплату единовременных денежных пособий ветеранам. Кроме того, в этом же году были досрочно выданы пенсии за январь 2011 из-за наложения большого количества праздничных дней. Впоследствии расходы по данной статье росли линейно, увеличиваясь с каждым отчетным периодом.

Размеры материнского капитала в период с 2010 по 2016 составили:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
98,5
2011
171,3
2012
212,4
2013
237,4
2014
270
2015
329
2016
365

Российских семей, удовлетворяющих критериям, необходимым для оформления сертификата на такую меру господдержки, с каждым годом становилось все больше и больше, и поэтому поднимались расходы на осуществление выплат.

Соотношение доходов и расходов ПФР

График отчетливо показывает, что ведомство старается жить по средствам и не выходить за рамки вверенного ей бюджета. Финансовый дефицит, пик которого пришелся на 2015 год, по сути, является чисто техническим и не свидетельствует о каких-либо проблемах в ведомстве. Связан он главным образом с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные фонды (НПФ). При этом данный перевод по факту осуществляется не из бюджета ПФР, а со счетов управляющих компаний, которым Фонд передает право на распоряжение некоторой частью поступающих взносов на накопительную пенсию.

Итого, пенсионные накопления на сумму около 2 триллионов рублей, находящиеся во временном пользовании управляющих компаний, не отображаются в доходной части бюджета ПФР, однако те средства, что передаются от них в НПФ, вносятся как расходы. В результате образовывается чисто технический дефицит, никак не влияющий на платежеспособность Пенсионного фонда.

Дефициты и профициты бюджета

Как уже было сказано выше, ПФР старается рационально расходовать свой бюджет и не допускать дефицита средств. Если таковой все же случается (например, в 2016 году без учета технических операций по переводу накоплений недостача составила 37,5 миллиардов рублей), то покрытие задолженности обеспечивается за счет переходящих средств бюджета. Это деньги, которые откладывает фонд в те периоды, когда его доходы превышают расходы и, соответственно, остаются излишки средств.

Если образовавшийся дефицит достигает внушительных цифр (как было в 2010, когда он превысил цифру в 1,3 триллиона рублей), ПФР вынужден обращаться к правительству для получения дополнительных средств из государственного бюджета. Однако рассматривая ту же ситуацию 2010 года, можно заметить, что уже в следующем году Пенсионный фонд самостоятельно решил все финансовые проблемы, проведя реструктуризацию доходов и увеличив тариф страховых взносов на 6%.

Рассказать друзьям