Креативные задания. Творческие игры для детей и подростков

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ольга лангуева
Картотека творческих игр и заданий для разных видов деятельности детей

Лангуева Ольга Андреевна

МКДОУ "Ауринко" г. Костомукша

Введение

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны : от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. В зависимости от характера творчества детей , от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся :

Сюжетно-ролевые игры,

Театрализованные,

Конструктивно-строительные,

Дидактические.

Творческое задание – это такая форма организации информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание для самостоятельной творческой деятельности , направленной на реализацию личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. Творческие задания делятся на :

Игры – инсценировки,

Составление творческих пересказов ,

Метод моделирования,

творческое сочинение ,

Математическое творческое задание ,

Лабораторные и практические работы

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые реализуется через организацию различных видов детской деятельности , а именно :

Игровая деятельность ,

Познавательно-исследовательская,

Коммуникативная деятельность ,

Двигательная деятельность ,

Восприятие художественной литературы,

Музыкальная деятельность ,

Изобразительная деятельность ,

Самообслуживание и элементы бытового труда,

Конструктивная деятельности

Подборка творческих игр и заданий для разных видов деятельности детей

Все творческие игры и задания в разных видах деятельности переплетаются друг с другом.

Теперь рассмотрим творческие игры и задания для каждого вида деятельности .

Творческие игры и задания для игровой деятельности

1. «Детский сад»

Ход игры : воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя , Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций

2. «Магазин»

Ход игры : воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

3. «Ресторан»

Ход игры Взрослый предлагает выбрать среди картинок изображения тех предметов посуды, приборов и продуктов, которые нужны для приготовления, например, супа или котлет.

Каждый из играющих выкладывает карточки и рассказывает о процессе приготовления заданного блюда в правильной последовательности. Блюда, предлагаемые ребенку, должны быть ему хорошо знакомы.

4. «День рождения»

Ход игры. Педагог назначает на роль именинника ребенка. Он будет принимать гостей в день рождения.

Гости по очереди дарят ему воображаемые подарки (кукла, мяч, конструктор и т. д.) . Педагог должен обращать внимание на верные действия детей с воображаемыми предметами.

5. «Королевство сказок»

Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть в необычную игру - «Королевство сказок» . Каждый загадывает своего любимого сказочного персонажа. Все герои живут в одном королевстве. Кто-то работает поваром, кто-то продавцом и т. д. Далее выбирается и разыгрывается конкретный эпизод жизни сказочного королевства. Например, один из героев именинник, к нему приходят в гости все остальные; жители королевства на базаре или на воздушном шаре и др.

Дети должны начать взаимодействовать в воображаемых событиях и ролях в этом королевстве. Однако в своих действиях придерживаться характера сказочного героя. Т. е. Буратино должен быть шалуном, Красная шапочка – доверчивой, Золушка – заботливой и доброй.

Творческие игры и задания для познавательно-исследовательской деятельности

1. «Превращения» .

Материал. Картинка с изображением абстрактного элемента, с предметным и сюжетным изображением, в которых этот элемент присутствует; фломастеры.

Ход игры. Игра проводится в форме соревнования : «Кто больше и быстрее найдет «спрятавшийся элемент» в предложенных картинках . Чтобы не запутаться, обводить уже найденные элементы фломастером.

После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти скрытый элемент.

2. «Сделаем узор из цветов»

Ход задания . Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут составлять узор из цветов. Узор может быть составлен из одуванчиков, тюльпанов, нарциссов и многих других цветов. Далее педагог показывает способы вырезывания некоторых (наиболее сложных) цветов и отмечает, что потом их все надо собрать вместе на полянке в красивый узор (демонстрирует «полянки» разной формы ): цветочки могут по-разному сочетаться между собой и могут расти на круглой полянке, квадратной и т. д. Для этого их необходимо приклеить на нее.

По ходу выполнения аппликации воспитатель оказывает помощь ребятам в вырезывании сложных цветов, хвалит за самостоятельно придуманные.

3. «Сходство и различие»

Ход игры. Детям предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия. При выполнении этого задания педагогу следует обратить внимание детей на следующее обязательное условие : необходимо называть сначала сходство, а затем различие.

4. «Волшебный мешочек»

Ход игры. Ребенку предлагается на ощупь (с закрытыми глазами) идентифицировать тот или иной предмет, объяснив при этом, исходя из каких признаков было принято решение.

5. «Что катится?»

Ход игры. Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселую игру-соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и. кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод : «Шарик катится, а кубик - нет» . Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.

Творческие игры и задания для коммуникативной деятельности

1. «Несмеяна»

Вариант 1. Играющие становятся вокруг водящего (Несмеяны) . Каждый из них по очереди старается рассмешить царевну с помощью мимики и жестов (без речи) . Тот, кому это удалось, сам становится Несмеяной.

Вариант 2. Водящий встает в центр между играющими и старается кого-то из них рассмешить. Ему запрещено дотрагиваться до кого-либо и разговаривать.

Каждый водящий водит не более минуты. Если ему не удалось никого рассмешить, ему на помощь дается еще один водящий, и они вместе повторяют попытку.

Если же ребенок добился успеха, он меняется местами с тем, кто рассмеялся.

2. «У врача»

Ход игры : воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями : у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия : Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой.

3. «Тень»

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре - это человек, он «ходит по лесу» : собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок - его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие.

Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм» :! «Темп -это скорость : быстро, медленно, совсем медленно. Ритм - это равномерное повторение определенных звуков : раз-два, тук-тук».

Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре - мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога, другой ребенок - его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

4. «Твоя комната»

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку выбрать нужные ему карточки , расставить их по своим местам в пустой комнате, затем рассказать о своем выборе.

5. «Правильные поступки»

Описание. Взрослый предлагает рассмотреть картинки , дать оценку поступкам героев или разложить на кучки картинки с положительными и отрицательными поступками, объясняя свое решение.

6. «Ласковое слово»

Ход игры. Педагог собирает детей в хоровод со словами :

В хоровод, в хоровод

Здесь собрался народ!

Раз, два, три- начинаешь ты!

Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.

Например :

Сашенька, доброе утро!

Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад (а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т. д.).

После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т. д.

Творческие игры и задания для двигательной деятельности

1. «Передай позу»

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

2. «Веселые обезьянки»

Ход игры. Дети стоят врассыпную - это обезьянки. Лицом к ним - ребенок - посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки» , передразнивая ребенка , точно повторяют все за ним.

3. Игра «Горячий картофель »

Ход игры. Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку » кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку » друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка ) . Вдруг ведущий произносит : «Горячий картофель

Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка » , выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

4. «Море волнуется»

Ход игры. Дети идут по кругу и произносят слова : «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри!» На последнее слово дети останавливаются и «замирают» в позе морского животного. Воспитатель или ребенок пытается отгадать название этих животных.

Творческие игры и задания для восприятия художественной литературы

1. «Придумай продолжение»

Ход игры. Взрослый читает ребенку придуманное им начало рассказа и просит его придумать, что случилось потом и чем закончилась эта история. Поначалу взрослый может направлять мысли ребенка, начиная предложение, а ребенок будет его заканчивать.

Например : «Два друга, Саша и Дима, поспорили о том, кто из них быстрее бегает. Придумай, как они разрешили этот спор, как соревновались, кто из них победил, как вели себя друзья после спора».

Или : «Однажды летом папа и его сыновья пошли в поход. Они шли в основном лесом, и по дороге один из сыновей, Андрейка, отстал и заблудился. Придумай, как и почему это случилось, как Андрейка бродил один по лесу, как его потом разыскали и чем закончился этот поход.

2. «Елочные шары»

Ход игры. Взрослый прикрепляет на елку елочные шары со слогами внутри и предлагает ребенку составить из них слова.

3. «Инсценировки»

Ход игры. Взрослый выбирает доступную по объему и речевому материалу сценку, затем распределяет роли между детьми и в виде вопросов - ответов проводит обсуждение содержания будущего «спектакля» (какие будут декорации и костюмы, какие свойства характера присущи каждому герою, как он должен разговаривать, ходить, вести себя) и небольшие репетиции. В ходе них взрослый показывает детям, как нужно произносить слова (четко, громко, красиво, говорит им, чтобы они смотрели на собе-седника при разговоре, старались держаться естественно, не опускали голову.

На начальном этапе проводится разыгрывание небольших диалогов, можно в стихах, причем каждый «актер» должен знать свои слова наизусть. В этот период ребенок выступает с 1-2 репликами и общается только с одним партнером. Постепенно, по мере тренировки объем слов, реплик и партнеров, с которыми играет ребенок, увеличивается.

4. «Пантомима»

Ход игры. Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают

Творческие игры и задания для музыкальной деятельности

1. «Услышим слово»

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить звук, издаваемый каким-либо предметом : жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской сирены, звон колокольчика, стук молотка, гудок машины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.

2. Танец розы

Ход игры. Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка - розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.

3. Кто на картинке ?

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т. д. Затем по одному передают в пластике заданный образ , остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

4. «Игра с платком»

Предложите ребенку любой из имеющихсяся у вас платков (при желании его можно заменить шарфом) . Попросите с помощью платка, движений, мимики изобразить :

Бабочку

Принцессу

Волшебника

Бабушку

Фокусника и другие

Творческие игры и задания для изобразительной деятельности

1. «Волшебные кляксы»

Ход игры. Перед игрой изготавливают несколько клякс : на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

2. «Придумай животное»

Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.) .

3. «Оживи рисунок»

Ход игры. В каждой клетке рисуют овал (или другую фигуру : прямоугольник, квадрат, треугольник, который затем нужно превратить в какую-либо картинку .

4. «Смешной рисунок»

Ход игры. Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту» , дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д. Все по очереди подходят с завязанными глазамии дорисовывают недостающие детали.

5. «Неизвестное животное»

Ход игры. Каждый играющий на своем листе рисует вверху голову человека, животного, птицы и т. д., затем, загнув листок так, чтобы было видно только кусочек шеи, передает лист соседу. Тот должен продолжить рисунок верхней частью тела и, за-гнув, снова передать листок следующему игроку, который рисует конечности. Таким образом, дорисовываются листы всех играющих, не зная, чья голова или туловище были нарисованы партнером. В конце игры получается коллекция неизвестных, смешных животных.

6. «Три краски» .

Ход упражнения. Детям предлагается взять три краски и изрисовать ими весь лист, как им захочется. После этого педагог спрашивает у каждого ребенка : «На что похож рисунок?» Если возникают трудности в назывании, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Затем педагог просит придумать как можно больше названий к рисунку и сказать вслух.

Творческие игры и задания для самообслуживания и бытового труда

1. Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть картинку , на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т. д.) . Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос : Из чего может быть сделан шкаф? Может у шкафа меняться настроение? Может шкаф болеть? Можно ли взять в друзья шкафы? Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют? Кого из членов семьи шкаф любит больше всего? Помнит шкаф мастера, который его сделал? Подобные вопросы можно задавать о любых вещах . Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т. д.).

2. «Оденем кукол»

Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера .

Дайте ему двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно . Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните : «Большое платье - большой кукле, маленькое - маленькой, большие туфельки - большой кукле, маленькие - маленькой». Чтобы усложнить задание , надо дать трех кукол.

3. «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Ход игры. Педагог начинает фразу, дети продолжают, использую воображение,

фантазию и полученные знания : «Если бы не было учителей, то …» , «Если бы не было врачей, то …» , «Если бы не было дворников, то…» , «Если бы не было водителей, то …» и т. д.

4. «Угадай, что я делаю?»

Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят : «Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.» Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т. д. Дети угадывают действия.

Творческие игры и задания для конструктивной деятельности

1. «Строим дом»

Ход игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку : «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми : одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик . В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

2. «Необычные картины »

Оборудование : поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал : соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона .

Ход игры : на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины , а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину , которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону .

3. «Волшебная дорожка»

Ход игры. Дети сидят в кругу и у каждого ребенка есть разные детали конструктора . Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо такой же формы.

4. «У кого выше»

Ход занятия. Каждый берет по пластине, кидает кубик, берет себе деталь соответствующего цвета. Надо построить башню одного цвета, выше, чем соперник. Т. е., если будут выпадать все время разные цвета , высокой башни не получится.

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

На новогодних каникулах родителям сложно усадить школьников позаниматься. Дети хотят отвлечься от школы и проводить время интересно и необычно. Предлагаем 12 упражнений на творческое мышление из книги «Рисовый штурм» . Попробуйте выполнить задания вместе с ребенком. Интересно, кто из вас быстрее справится? Думайте над каждым вопросом минимум две минуты и не спешите заглядывать в ответы, которые вы найдете в конце статьи.

Задание № 1

Разделите торт на восемь частей, делая не более трех разрезов. Подсказка: для решения нужно изменить свое представление о торте, о его куске и о том, как вообще резать торт. Есть несколько вариантов ответов.

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Задание № 5

Задание № 6

Задание № 7

Задание № 8

Задание № 9

Задание № 10

Задание № 11

Задание № 12

Ответы

Задание № 1

Когда вы отказываетесь от укоренившихся шаблонов, сразу выясняется, что решений множество. Одно из них - разрезать торт пополам и водрузить одну половину на другую. После этого нужно последовательно еще дважды разрезать куски и нагромоздить их друг на друга. Или же можно разделить торт на четыре части, а потом разрезать их горизонтально. Или же можно резать торт так, как показано на рисунках ниже.

Задание № 2

Изображенное животное можно воспринять и как утку, и как кролика. Если нос справа - перед вами кролик; если нос слева - то это утка. В зависимости от того, на что настроитесь, вы увидите или кролика, или утку. Очень трудно видеть обоих животных одновременно.

Задание № 3

На рисунке одновременно изображено лицо мужчины и крыса. Вглядитесь: очки - это уши, нос - мордочка, ухо - задние лапки, а подбородок - хвостик.

Задание № 4

Первая формулировка может быть такой: «Как можно дотянуться до другой веревки?» После этого вы, скорее всего, потратите достаточно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до второй веревки просто невозможно. Если же сформулировать вопрос иначе: «Каким образом я и веревки можем соединиться?» - то это уже приближает к решению.

Привяжите к концу одной веревки какой-нибудь мелкий предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа рукой вторую веревку, подхватите свободной рукой качающуюся.

Задание № 5

Это буква Е. Ее сложно идентифицировать за счет растянутого и жирного шрифта. Некоторые люди обладают способностью видеть в сюрреалистических картинках некие символы. Кажется, что это возникает из ниоткуда, но на самом деле здесь тоже есть своя логика. Такое построение образов называется гипнагогическим. Эту способность можно натренировать: пытаться видеть в привычных образах нечто оригинальное. Интерпретация абстрактных рисунков рождает новые мысли и идеи.

Задание № 6

Спросите: «Как еще можно получить четыре?» или: «Что такое четыре?» - и головоломка разгадана. Уберите спички сверху, справа и снизу - вот вам и ответ (получится римская цифра 4 - IV).

Задание № 7

Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому.

Переверните книгу вверх ногами - тогда все будет правильно.

Задание № 8

В самом задании есть подсказка: стоит одну-две минуты смотреть на рисунок, жук неведомым образом окажется в коробке! А клетчатая стена превратится в пол. Иногда решить какую-то проблему мешает наша поверхностность, к которой приводит спешка. Если несколько минут сесть и подумать над задачей, она может решиться самой собой.

Задание № 9

Варианты ответов: веревка, паутина, пролитый кофе, логотип компании «Макдоналдс». И любой ваш ответ!

Чудо-Юдо

Все игроки берут по листку бумаги и рисуют на нем сверху голову — человека, животного, птицы или любого другого существа. Далее они загибают листок так, чтобы нарисованного не было видно — только кончик шеи и передают рисунок соседу. У каждого участника игры оказывается новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова загибают рисунок и передают соседу. Теперь каждому на новом полученном листке нужно дорисовать конечности. Затем все разворачивают рисунки и веселятся, глядя на то, какие на них изображены существа.

Смешные истории

Всем гостям выдаются чистые листы бумаги и ручки. Ведущий задает вопрос «Когда?», и игроки записывают на листке любой ответ на этот вопрос. Затем игроки загибают листок так, чтобы запись не была видна и передают своим соседям. Каждый раз ведущий задает новые вопросы: «Кто? С кем? Куда пошли? Что делали? Кого встретили?» и так далее – в зависимости от фантазии ведущего. Вопросы могут быть любыми и в любом количестве, чтобы листок был исписан до конца. В конце игры листки собираются и ведущий вслух зачитывает то, что получились. Чаще всего получается смешные истории, например: «В четверг крокодил с банкиром пошли в магазин охотиться и встретили Бабу-Ягу…»

Еще варианты вопросов и ответов:

«Кто? Когда? Где? При каких обстоятельствах? Что делали? Что из этого получилось?» — «Обезьяны однажды вечером в библиотеке при подготовке к празднику играли в карты. В результате все объелись арбузами».

Нелепые ответы

Всем игрокам выдаются ручки и листы бумаги. Каждый игрок в самой верхней части листа пишет любой вопрос, например: «Какие у тебя глаза?». Затем лист загибается так, чтобы текст вопроса не был бы виден, а на самом загибе пишется краткий вопрос (в данном случае — «какие?»). Лист передается по часовой стрелке следующему игроку. Тот отвечает на вопрос, а затем пишет тут же свой (например: «Стеклянные. Где живет медведь?»), загибает лист, подписывает краткий вопрос («где?) и отдает лист дальше. И так до тех пор, пока не кончится бумага. Затем все разворачивают листки (при этом тексты вопросов и ответы на них окажутся с одной стороны листа, а краткие вопросы — на другой) и веселятся, зачитывая вслух нелепые ответы.

Художники

Игроки делятся на две команды. Ведущий вешает большой лист бумаги. Команды выбирают участника, которому нужно будет нарисовать на бумаге то, что скажет ему ведущий (сложность заданий зависит от возраста игроков). Условия: не использовать в рисунке цифры, буквы и слова. Команда игрока, который рисовал, должна отгадать, что это за слово. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Рисуночное письмо

Вариант предыдущего конкурса.

Задача игроков — «написать» с помощью рисунков короткое письмо. Условия те же: не использовать в рисунке цифры, буквы и слова.

Варианты посланий:

  • Позвони мне сегодня в 6 часов
  • Пойдем вечером играть в футбол
  • Приходи в гости на чай с тортом
  • Подари мне на День рождения карандаши

В зависимости от возраста игроков можно придумывать задания самой различной сложности.

Народная сказка

Количество игроков: любое. Ведущий начинает сказку (придумывает первое предложение), а участники последовательно добавляют по одному предложению, придерживаясь сюжета сказки. Кто замешкался – выбывает из игры. А выигрывает тот, у кого самая неиссякаемая фантазия. Ему присуждается звание «Лучший сказочник».

Развивающие задания для младших школьников на занятиях в творческом объединении художественной направленности

Опыт работы педагога дополнительного образования. Методический материал

Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО Центр детского творчества п. Сява, Нижегородской области.

Цикл развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, восприятия, речи, мышления, творческого воображения, активности.
Работать с предложенными заданиями можно в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам изобразительного искусства.
Данный материал можно рекомендовать родителям, которые уделяют внимание развитию детей.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.
Задачи:
- знакомство с ролью, организацией и содержанием развивающих заданий на занятиях в детском творческом объединении.
- развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- создание непринужденной комфортной атмосферы на занятии.

Место и роль развивающих заданий на занятиях творческого объединения «Палитра» художественной направленности

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Поэтому одной из определяющих задач воспитания становится задача формирования и развития творческих способностей детей.
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, которые выражаются не только в имеющихся у человека знаниях, умениях и навыках, но и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. По исследованиям психологов, творческий процесс протекает одинаково как у ученого, совершающего открытия в науке, так и у ребенка, занятого, например, построением из мозаики новой фигуры. Творческая работа детей протекает на уровне субъективной новизны - «открытия для себя». Совершаемые ребенком «открытия для себя» - основа будущей творческой деятельности человека. В основе любой творческой деятельности лежит хорошо развитый интеллект. Важно обеспечить такую организацию учебно-воспитательной работы, при которой наиболее продуктивно развивались бы познавательные психические процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, выявились бы творческие способности детей, индивидуальность каждого ребенка, что, в конечном счете, развивает интеллект ребенка.
В период с 7 до 10 лет активно развиваются творческие возможности ребенка: воображение, творческое мышление, любознательность; формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Ребенок становится более активным, самостоятельным, начинает проявлять интерес к разным явлениям окружающего мира.
У детей младшего школьного возраста наблюдается всплеск творческой активности, тяга к познанию и исследовательской деятельности. Чем разнообразнее содержание деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального опыта, тем разностороннее он развивается.
Поэтому педагогически очень важно не упустить это время и максимально использовать его для выявления и развития способностей каждого ребенка.
Способности развиваются только в деятельности. Безусловно, в кружке художественной направленности нет возможности охватить все стороны развития ребенка в одинаковой степени или учесть все интересы и потенциальные способности каждого ребенка. Однако можно создать условия для развития творческих способностей детей на занятиях кружка и одним из эффективных средств этого являются развивающие задания, включающие в себя игры, т.к. в младшем школьном возрасте игра по-прежнему занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей и является наиболее освоенной ими деятельностью.

Организация развивающих заданий на занятиях

Развивающие задания проводятся от 5 до 10 минут на занятиях кружка. Продолжительность выполнения заданий определяется уровнем развития и подготовленности каждого ребенка и группы в целом.
Учитывая интересы детей, опираясь на свои возможности и умения, педагог определяет задачи конкретного задания и выбирает наиболее целесообразные методы и приемы работы. Возможны варианты усложнения или облегчения заданий. При этом педагог должен четко определять те знания, умения и навыки, которые нужно формировать, основываясь на уже имеющихся.
Задания, приведенные в данной работе, просты, коротки и ясны. Педагог лишь направляет и стимулирует развитие способностей ребенка в нужном направлении.
Развивающие возможности предлагаемых заданий не всегда равноценны, результат не всегда виден сразу, однако большинство из заданий направлены на развитие таких качеств, как любознательность и умение выражать свои мысли, т.е. тех качеств, которые нужны ребенку в дальнейшей жизни.
Очень часто при общении детей и взрослых преимущественно говорят взрослые, однако крайне важно уметь слушать ребенка и вызывать его на разговор. Игры - задания способствует расширению словарного запаса и активизации речевой деятельности ребенка.
Многие задания и упражнения способствуют развитию логического мышления ребенка. Ребенок учится определять, сравнивать, узнавать назначение, устанавливать причинную связь между явлениями.
Постепенно развивается готовность к познанию окружающего мира, умение рассуждать: развивается моторика и координация движений. Дети начинают лучше ориентироваться в окружающей обстановке, лучше сосредотачиваться, их поведение становится более независимым, самостоятельным.
Способность ребенка к восприятию мира будет развиваться, если научить его замечать детали окружающей обстановки. Эта способность очень важна для умственного развития ребенка - ведь любознательного ребенка легко увлечь, если он научился внимательно наблюдать и оценивать явления, происходящие в жизни.
Много заданий связано с использованием изобразительных средств, поскольку изобразительное искусство оказывает сильное воздействие на развитие детского ума. Детские рисунки, как ничто другое, отражают мироощущение ребенка.
Ребята знакомятся с играми, которые все больше и больше увлекают их, дети начинают сами придумывать свои варианты, добавляя к ним новые детали.
Педагогу необходимо совершенствовать игротехнику, которая помогает поддерживать интерес к игре, к выполнению различных заданий.
Необходимо помнить и о способах стимулирования детей: оценить результат выполненного задания; похвалить за оригинальность, нестандартность решения задачи, выделив творческие моменты.
Игра составляет основу развивающих заданий, приоритетными задачами которых являются:
- выявление личностных и творческих особенностей каждого ребенка.
- развитие внимания, восприятия, речи, памяти, мышления, воображения.
- развитие эмоционально-волевой сферы.
- формирование и развитие таких качеств личности, как: самостоятельность, инициативность, творческая активность.
- развитие коммуникативных умений и навыков.
- расширение кругозора ребенка, формирование его интересов и потребностей.

Сущность и особенности развивающих заданий на занятиях творческого объединения

Развивающими задания названы так не случайно, так как при всем своем разнообразии они исходят из общего замысла занятий и обладают характерными особенностями.
1. Задания даются ребенку в различной форме: письменной или устной инструкции, плоского рисунка - и таким образом знакомят детей с разными способами передачи информации.
2. Задания расположены в порядке возрастания сложности, по принципу «от простого - к сложному».
3. Задания имеют широкий диапазон трудностей: от доступных - до сложных. Поэтому они могут возбуждать и поддерживать интерес в течение продолжительного времени.
4. Большинство заданий ориентированы на самостоятельное исполнение, что развивает активность и ответственность ребенка.
5. Алгоритм выполнения заданий обладает достаточной вариативностью, что предоставляет ребенку возможность для выбора самостоятельного решения, для поиска нестандартного подхода к поставленной задаче.
6. Развивающие задания также варьируются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Необходимо ориентироваться на «зону ближайшего развития ребенка», предлагать задания такой степени сложности, которые вызывали бы у ребенка посильное умственное напряжение и способствовали его дальнейшему развитию.
7. Результаты деятельности ребенка выражаются в конкретной, видимой, осязаемой форме: в виде рисунка, узора, решенной задачи.

1 блок «Интеллектуальные игры»

Задачи блока: развитие внимания, восприятия, речи, памяти, мышления
1. Придумай загадку к слову (карандаш, альбом, кисточка, краски)
2. Объясни и истолкуй пословицы, образные выражения, фразы («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Видеть в розовом цвете», «Черный день»)
3. Игры со словами и в слова.
А) «Наборщик»
Составить новые слова из букв предложенного слова (рисунок, композиция, акварель, палитра, смешение и пр.)
Б) «Слоговое лото»
Составить из слогов слова и фразы. (Зо. о. ло. Пер. снег. та. сень. я. вый. при. Гра. ли. чи. те. ле. («Золотая осень», «Первый снег», «Грачи прилетели»)
В) Кроссворд (зашифрованные понятия, термины, ответить на вопросы-загадки и пр.)
Г) Ребусы, шарады, анаграммы, логарифмы. Зашифрованные понятия и термины.
Д) «Цепочка слов»
Каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Пятно-объем-мазок- кисть-точка-акварель-линия и так далее.
Е) «Слово рассыпалось»
Составить из букв слово Рискак (краски), кизэс (эскиз), алаптир (палитра), стал (лист)
З) «Четвертый лишний»
- Синий, зеленый, красный, фиолетовый
- Палитра, иголка, кисть, карандаш.
И) «Повтори и добавь слово»
Назвать слова по заданной теме. Ребенок повторяет уже названные в том же порядке и добавляет свое. Рисунок. Рисунок, кисть. Рисунок, кисть, эскиз, и так далее.
К) «Скажи наоборот»
Подбор слов-антонимов. Яркий - бледный, теплый - холодный, симметрия – ассиметрия.
4. Игра «Хорошо-плохо»
Оценить предметы с разных сторон, выделив положительные и отрицательные свойства и качества предмета, явления. Ластик, карандаш, альбомный лист, гуашь и прочее.
5. «Игра «Сравни предмет»
Найти сходство и различие между предметами, понятиями и явлениями. Цветные карандаши и краски; картина и скульптура; симметрия и ассиметрия.
6. Мозаики - пазлы.
Вскрыть упаковку, запомнить картинку, высыпать элементы, обязательно перемешать их и собрать картинку по памяти.
7. Дидактические игры. Словесные игры-загадки, задачи- предположения.

2 блок «Минуты фантазии»

Задачи блока: развитие творческого воображения, активности.

1. «Представь и услышь»
Представь и расскажи о: высохшей краске, сломанном карандаше.
2. «Представь и нарисуй»
Настроение кисточек, вымытых после работы; любимый цвет, цвет смеха - доброты, злости.
3. «Представь и попробуешь»
Представить и описать вкус: разной краски (акварели или гуаши; голубой и розовой)
4. «Представь и ощутишь запах»
Представить и описать запах: натюрморта.
5. «Вообрази себя»
Представить себя кем-то или чем-то и описать свою жизнь (или нарисовать). Знаменитым художником.
6. «Нарисуй предмет»
Придумать сюжетную картину, связанную с темой занятия, дорисовав предметы из предложенных геометрических фигур.
7. «Модель»
Придумать новую модель: кисточки, альбома и других предметов.
8. «Сочини сказку»
Это задание можно "использовать на любом занятии без учета темы. Педагог предлагает детям:
- придумать название к прочитанным отрывкам;
- придумать продолжение сказки;
- составить сказку наоборот (Сказка о добром волке и злых поросятах);
- придумать сказку на новый лад;
- описать характер героев и пр.

3 блок «Играем вместе»

Задачи блока: развитие внимания, волевых качеств личности, коммуникативных умений и навыков, творчества.
Блок включает перечень заданий, которые конкретизируются с учетом тем занятий.
«Цветные сороконожки» - игра на закрепление знаний о цвете
«Краски» - игра для сплочения детского коллектива
«Три веселых краски» - игра для развития внимания
«Рисуем кота» - игра на закрепление навыков рисования
«На что ЭТО похоже» - игра на развитие воображения и фантазии
«Веселые человечки» - игра на координацию движений
«Нарисуй картинку палочками» - игра на умение выделять форму предмета


Игра «Цветные сороконожки»
Группа детей делиться на две команды. В каждой команде выбираются Художник, Вода, Кисточка, Краски: Красная, Оранжевая, Желтая, Зеленая, Голубая, Синяя, Фиолетовая - «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»
Задача участников игры: под текст ведущего выстроится по порядку, при этом встать затылок друг другу, наклонится, одну руку дать игроку, стоящему сзади (рука идет между ногами), вторую игроку, стоящему впереди, который протягивает свою руку тоже между ногами. Свободными остаются по одной руке у первого и последнего игроков. Таким образом, не размыкая рук, команды должны добраться до кеглей (кубиков) под текст ведущего, затем вернутся на место старта, пройдя путь опять наклонившись. Чья команда придет раньше другой, та является победительницей.
Текст ведущего (читает медленно, чтобы дети успевали выстраиваться):
«Проснувшись рано утром, Художник задумал нарисовать картину, налил Воды…, приготовил Кисточку…, разложил перед собой краски: Красную…, Оранжевую…, Желтую…, Зеленую…, Голубую…, Синюю…, Фиолетовую. Художник приступил к работе (в это время дети бегут к кеглям, обегают их или выстраивают кубики). Нарисовал картину (дети передвигаются к месту старта). Уф – ф. Хороша картина!»


Игра «Краски»
Игра интерпретирована по типу игры «Зоопарк».
Для проведения игры ведущий ставит ребят в круг. Они должны взять друг друга под руки и образовать плотное кольцо.
Условия игры: затейник называет каждому ребенку на ухо какой - нибудь цвет краски: красный, желтый, бледно синий, и так далее, или какую либо краску: гуашь, акварель, масляная и прочее. Затем начинает произносить вслух, игрок услышавший своё слово, должен резко, всем своим весом зависнуть на руках соседей и вырваться из круга. Остальным нужно быть очень внимательными и стараться никого из круга не выпускать. Так проиграть несколько раз. Вся штука заключается в том, что в последний раз только двум участникам ведущий говорит названия красок или цветов, например: одному – фиолетовый, другому – черный, а остальным – красный! Но они об этом не знают!


Игра «На что это похоже?»
Дидактическая задача: развитие воображения и фантазии детей через изображение различных предметов с помощью геометрических фигур.
Игровой материал: карточки со схематичным изображением различных предметов.
Ход игры.
Педагог по очереди показывает детям несколько карточек и предлагает им придумать, на какие игрушки или предметы похожи изображения на карточках. Спрашивая детей, педагог обращает внимание на то, чтобы ответы не повторялись; следует особо отличать оригинальные ответы. По окончании опроса педагог предлагает детям самостоятельно нарисовать из геометрических фигур различные предметы, состоящие из:
- кругов;
- треугольников;
- квадратов;
- треугольников и квадратов;
- треугольников, квадратов и кругов.
Комбинации геометрических фигур могут быть различными.
Дети могут играть, выполняя задания индивидуально или в составе микрогруппы.


Игра «Веселые человечки»
Дидактическая задача: развитие воображения, координация движений, умения соотносить позы человека с их схематическим изображением.
Игровой материал: карточки с изображением человека в различных позах.
Ход игры.
Педагог объясняет правила, согласно которым все дети должны двигаться по комнате, а по команде: «Раз, два, три - замри!», - остановиться. Произнося эти слова, педагог показывает детям одну из карточек с изображением схемы человека в определенной позе (например: ноги вместе, правая рука вниз, левая рука в сторону), дети должны замереть в такой же позе. Игра повторяется несколько раз, но каждый раз с новой карточкой. Вместо отсчета можно использовать музыкальный сигнал (включение фонограммы на магнитофоне).


Игра «Три веселых краски»
Играющие вслед за ведущим читают стихотворение и выполняют соответствующие движения. Повторить несколько раз, ускоряя каждый раз темп.
Три веселых краски (показать одной рукой три пальчика, улыбаясь)
Гуляли по двору (шаг на месте)
Три веселых краски (показать три пальчика)
Затеяли игру:
Делали головками -
Ник - ник - ник, (Повернуть голову в стороны три раза)
Пальчиками ловкими
Чик - чик - чик! (Щелкать пальчиками три раза)
Делали ладошками -
Хлоп - хлоп - хлоп, (хлопать ладошками три раза)
Топали ножками -
Топ - топ - топ! (Топать ножками три раза)
После последнего раза можно закончить так:
Вдруг закапали капли (Хлопки)
Пошел дождь (аплодисменты, переходящие в овации)


Игра «Рисуем кота»
Выбирается игрок, ему завязывают глаза, и он рисует мелом на школьной доске под диктовку.
Нарисуй-ка круг большой,
Сверху маленький такой.
На макушке - ушка два -
Это будет голова!
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов...
(Снимается платок, и участники видят свою фотографию или свое отражение в зеркале)
Ты прекрасней всех котов!!!


Игра «Нарисуй картинку палочками»

Дидактическая задача: развитие умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета посредством их схематического изображения.
Игровой материал: Картинки с изображением различных предметов, набор счетных палочек (несколько наборов), карточки со словесным описанием предметов.
Ход игры.
Педагог раздает детям наборы счетных палочек и показывает несколько картинок. Затем спрашивает, могут ли дети на столе с помощью палочек выложить предметы, которые видят на картинках. Получив утвердительный ответ, педагог предлагает выложить палочками сначала простые формы, а затем более сложные. Учащиеся индивидуально «рисуют» палочками разные группы предметов, соответствующие тематическим циклам занятий. Например, разные растения: куст, дерево, цветок, или домик, пирамидку, корабль.
Педагог может предложить детям выполнить предметы, прослушав их словесное описание, или самим придумать какую-либо композицию из различных предметов.

Результативность развивающих заданий

Результаты, как личные, так и коллективные (групповые), подводятся в конце каждого задания, т.к. основная часть заданий имеет логическую завершенность, и возможность выполнения в ограниченно короткий промежуток времени. Главное - желание ребенка включиться в выполнение задания и добиться определенного результата.
О результатах проводимой работы позволяют судить:
- «продукты» творческой деятельности (рисунки, поделки, решение кроссвордов, задач, ребусов и пр.);
- скорость и качество их выполнения;
- участие детей в творческих конкурсах и игровых, познавательных мероприятиях творческого объединения и Центра детского творчества;
- уровень творческой активности и самостоятельности.
Игровыми результатами можно считать:
- расширение кругозора и приобретение ребенком опыта творческой деятельности, исполнение разных социальных ролей.
- проявление самостоятельности, инициативы, творческой активности.
- на поведенческом уровне - проявление положительной динамики в общении с взрослыми и сверстниками.

Рассказать друзьям