Учебно-методические пособия по патриотическому воспитанию. Учебно-методическое пособие по патриотическому воспитанию

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Методическая разработка

по патриотическому воспитанию

«Патриотическое воспитание как средство нравственного развития детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка…………………………………………..... 3

1.Особенности проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе…………………………………… 5

2.Пути и средства патриотического воспитания как средства нравственного развития у дошкольников…………………………………………. 7

3.Педагогический проект………………………………………….. 16

4.Тематический план мероприятий……………………………….. 20

Заключение…………………………………………………………. 24

Литература …………………………………………………………. 26

Приложение 1………………………………………………………. 27

Приложение 2………………………………………………………. 29

Приложение 3………………………………………………………. 40

Пояснительная записка

Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.

Народная мудрость

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

1. Особенности проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

Патриотическое воспитание традиционно рассматривается как необходимая составная часть образовательного процесса, которая объективно зависит от политических и социально-экономических условий в стране. Поэтому проблема патриотического воспитания – одна из сложнейших в педагогике, что связано с самим понятием патриотического воспитания и его содержанием, определяющим методы, средства, формы работы с детьми.

Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни. В современном понимании оно означает педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках социального культурно-смыслового пространства, которое способствует формированию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к отечественному историко-культурному наследию. В результате такого взаимодействия в ребенке формируются общечеловеческие нравственные, в том числе и патриотические, установки и качества личности. В дальнейшем они проявляются как любовь и гордость за свою Родину, желание нести ответственность за ее настоящее и будущее. При этом патриотическое воспитание предполагает также формирование чувства уважения к представителям других стран и народов, понимание ценности и важности других культур. Особенно важна такая педагогическая работа в ситуации постоянно меняющейся политической, экономической и социальной обстановки, которая характерна для переломных, переходных в развитии каждой страны периодов. Поэтому совершенствование методик патриотического воспитания всегда является актуальной проблемой, и от ее решения зависит выбор путей оптимизации воспитательного процесса, технологий и методик работы с детьми.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного и младшего школьного возраста определяется как осознание себя частью окружающего мира, потребность ребенка участвовать во всех делах на благо окружающих людей и природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства. В более широком понимании, которое относится не только к детям и подрастающему поколению, но и ко всем людям.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Пусть наши воспитанники любят свою страну также сильно, как их педагоги. Пусть верят в нее и в свои силы, пусть учатся нести ответственность за свое и ее будущее. Роли воспитателей в этом процессе никто никогда не сможет умалить. Не потому, что семья сейчас «отходит» на второй план. А потому, что современные родители часто воспринимают окружающий мир через призму трудностей повседневной жизни и не решаются мечтать о чем-то неконкретном, нематериальном. Педагоги наоборот, в большинстве своем из породы оптимистов. Они умеют терпеливо решать конкретные задачи и умеют бороться за свою мечту, за достижение идеальных целей воспитания подрастающего поколения, к которым относятся и цели патриотического воспитания.

2. Пути и средства патриотического воспитания как средства нравственного развития у дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город

Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

Люди берегут и охраняют природу;

Есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты, и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины - Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

Корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

Семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

Счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

3. Педагогический проект

Реализация проекта будет осуществляться через:


  • Построение развивающей предметно-пространственной среды;

  • Обеспечение разнообразия дидактического материала и условий для ознакомления детей с историей родного края;

  • Проведение НОД и других форм организации воспитательно-образовательной деятельности про реализации задач проекта;

  • Организацию экскурсий и посещение достопримечательностей родного края;

  • Вовлечение в процесс родителей

I этап: постановка проблемы, целеполагание

Проблема:

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем!
Но к сожалению, большинство граждан живут по принципу « Ивана не помнящего родства». Мы не можем похвастаться не только знанием истории родного города, но и знанием истории своей собственной семьи, своих предков. В последнее время мы все чаще сталкиваемся с равнодушием, потерей духовности, народных традиций и предпочтением западной культуры, культурных ценностей. Поэтому актуальной становиться проблема воспитания у ребенка с малых лет любви и уважения к самым близким людям-родителям, к своему дому, родному городу. Ведь именно с этого начинается любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. А любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине, месту, где ты родился.
………Основная цель реализации проекта: формирование основ гражданско-патриотического сознания, любви и уважения к родному городу, социально-активной позиции хранителя, защитника и созидателя культуры, традиций и материальных ценностей малой Родины.

Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представляет будущее. Важно, чтобы ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором он постоянно живет. И на этой основе в последующем « вырастет» чувство любви к Родине. Ведь человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление.


  • Вызвать интерес к истории семьи, своего детского сада, своего города, своей страны;

  • Формировать нравственно-патриотические чувства;

  • Обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране;

  • Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.
Задачи:

  • Формировать чувство любви и нежности за малую Родину посредством ознакомления с его историей и культурой;

  • Упорядочить и закрепить информацию о родном городе, области, их символике;

  • Помочь детям осознать индивидуальность, особенность, неповторимость нашего края на основе ознакомления с его достопримечательностями, культурными ценностями;

  • Формировать активную гражданскую позицию, желание сохранять и приумножать ценности: природные, культурные, исторические;

  • Формировать чувство ответственности и гордости за достижения своих земляков;

  • Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.
II этап: разработка проекта.

  • Убедить участников проекта в том, что знания истории нашего города, края расширят кругозор;

  • Создать базу методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированных материалов;

  • Оформить краеведческий уголок с изображением символики города, области, страны;

  • Оформит макет улицы на которой находиться детский сад;

  • Продолжать сотрудничество с музеем и библиотекой;

  • Совместно с детьми составить перспективный план мероприятий по реализации проекта;

  • Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье
III этап предполагает коллективную проектировочную деятельность -совместную с детьми разработку тематического плана мероприятий (приложение №1), его реализацию. Все мероприятия проекта делиться на 6 блоков, последовательно реализующихся в тематическом плане.

Проект

«Мой Край родной»

«Достопримечательности города»

Природа города

«Моя семья»

«Мой город»

«Мой детский сад»

4. Тематический план мероприятий


Сроки

Мероприятия

Сентябрь

-Беседа с детьми на тему «Зеленая аптека нашего города»;

Экскурсия в осенний парк;

Составление гербария растений участка детского сада

Фотовыставка «Я на природе»

Создание экологической тропы на участке детского сада;

НОД « Зеленая аптека Кузбасса»


Октябрь

«Моя семья»

Совместная деятельность детей и родителей: заполнение листа активности «Мое имя»

Беседа на тему: «Где мы отдыхали летом» (выставка фотографий)

Рассказы детей о своем имени, опираясь на лист активности «Мое имя»

Дидактическая игра «Составь свое имя»

Беседа детей о домашних обязанностях. О семейных традициях


Ноябрь

-НОД «Моя семья»;

Рассказы детей о своей семье;

Изготовления панно «Моя семья»

Конкурс чтецов(стихи о маме, сестренке, бабушке, братишке);

Совместная деятельность детей и родителей: заполнение листа активности «Моя родословная»

Выставка семейных творческих работ на тему: «Мое генеалогическое древо»;

Семейный клуб «


декабрь

«Мой детский сад»

Составление схемы «Я иду в свой детский сад»(дорога из дома в детский сад);

Конструирование из бросового материала макета «Детский сад»

Рассказ воспитателя об истории детского сада

Беседа о важности труда всех работающих в детском саду


январь

-Оформление коридора детского сада к празднику;

Занятие «Детский сад - моя вторая семья»

Показ музыкальной сказки для сотрудников детского сада

Концерт для детей младшей группы;

Сюжетно-ролевая игра «детский сад»

Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад»


февраль

«Мой город»

НОД «Мой родной город»

Создание фотовыставки с изображением города;

Экскурсия по улице Ленина;

Вечер чтения «Митькины рассказы: Рождение города»;

Дидактические игры «Так бывает», «Все ли верно»


март

«Мой край родной»

НОД "В этом городе мы родились»

Чтение стихотворения «Здравствуй город мой»

С. Федоринова

Разработка пословиц и поговорок о родном крае;

Дополнение краеведческого уголка о родном крае - герб г. Анжеро-Судженска, герб Кузбасса;

Посев семян цветов для участка детского сада


апрель

«Достопримечательности города, родного края»

Автобусная экскурсия «Памятники нашего города»

Пополнение краеведческого уголка фотографиями «Памятники нашего города»

Пополнение краеведческого уголка фотографиями «Чем славен наш Кузбасс»

Дидактическая игра «Где находиться памятник»

Экскурсия в музей на тему «Чем славен мой город»;

Экскурсия в музей на тему «Чем славен мой Край»

НОД «Что такое музей?»


май

-Музыкально-литературный фестиваль «День победы»

Возложение цветов к памятнику воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны»

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Вечер чтения «Митькины рассказы»: Митькины мечты»;

Выставка рисунков на тему: «Мы склонились низко-низко у подножья обелиска»;

Акция «Цвети и здравствуй город мой» (посадка клумб на территории детского сада);

Интеллектуальная игра «Что, Где? Когда?»

IV этап. Завершение проекта является интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?

Результат:


  • Расширены знаний о семье с помощью создания родословной

  • Создания краеведческого уголка

  • Создания макета детского сада и улицы Ленина

  • Оформление выставки детских работ, стенды, папки альбомов

  • Систематизация знаний детей о родном городе, крае

  • Активное участие родителей в реализации проекта
Презентация:

  • Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? – систематизация знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию

  • Представления проекта на педагогическом совете детского сада

Заключение
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание дошкольников. Детский сад вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической основой патриотического воспитания являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Литература:


  1. Загрутдинова М.А. Использование геральдики/ М.А. Загрутдинова Н. Б. Гавриш // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

  2. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие / Новицкая М.Ю.- М: Дрофа,2010.

  3. Мохонева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста./ М.Д. Мохонева – Москва, 2004.

  4. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Просвещение, 1987. –191с.

  5. Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.: Владос, 1999. –214с.

Приложение 1

Примерное планирование занятий по нравственно-патриотическому воспитанию детей от 4 до 5 лет в детском саду

Задачи: Учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении. Обогащать знания детей о близких им людях, профессиях.

Формы работы: беседы, экскурсии, рассматривание семейных фотографий, чтение стихов.


Месяц

Содержание работы

Цель

Форма работы

Работа с родителями

1

Мой дом, моя семья



Рассматривание семейных фотографий

Попросить родителей принести фотографии своей семьи

2

Экскурсия мой детский сад, моя улица

Знакомство с ближайшим окружением

Экскурсия

Помощь в проведении экскурсии

3

Город, его улицы, дома

Знакомство с большим городом

Беседа

Побывать с детьми на главной площади нашего города и в его исторических местах

4

Все работы хороши - выбирай на вкус

Знакомство с произведением Маяковского. Беседа о профессиях родителей

Чтение произведения, беседа, рассматр. иллюстраций

Беседа с детьми о своей профессии

5

Мой детский сад

Знакомство с устройством детского сада

Беседа специалистов на местах

6

Мой папа лучше всех

Воспитание любви к отцу

Спортивное развлечение, чтение стихов о папе, дедушке

Организовать приход родителей на спортивный праздник

7

Я люблю свою маму

Утренник

Чтение стихов, исполнение песен, игры

Организовать приход родителей на праздник

8

Я, ты, он, она - вместе

Знакомить детей с большим количеством людей в семье, доме, городе

Беседа, игры, чтение Сутеева "Разные колеса"

Фотомонтаж из фотографий родителей

9

Итоговое занятие

Воспитание дружбы и коллективизма

Развлечение, игры, песни, стихи

Попросить родителей сфотографировать игровые моменты детей, собрать альбом

Зинаида Пьянкова

Девиз : Знай, помни, дорожи историей своего города!

Узнай всё о своём крае, его природе, известных людях, люби то,

что тебя окружает, ведь именно здесь твоя Родина.

Наша группа «Семицветик»-

всем тавдинцам шлёт приветик

Ни на каждой он карте отмечен –

Город тот, что зовется Тавда.

Он лесами, цветами увенчан,

В реках-жилах клокочет вода.

Край красивый, богатый и чудный, -

Чистый воздух дурманит, пьяня.

А прислушаться – слышен натужный

Гул таёжный… Родная земля!

Методическое пособие «Тавдинский навигатор». Для детей младшего и старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей. Думаю, что данная тема всегда востребована и актуальна в рамках патриотического воспитания, социально-личностного развития и освоения темы «краеведения». Практическая значимость моего методического пособия в том, что Тавдинский навигатор помогает ребенку по своему желанию выбрать информацию по одной из тем и лучше понять, запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

Пособие «Тавдинский навигатор» проследует по маршрутам: «Улицы нашего города и правила безопасного поведения», «Достопримечательности Тавды» (театр теней). «История моего города» (Символика, почётные люди города и т. д.)», «Тавда – город леса» (времена года, «Животный мир нашего края», «Река Тавда», «Обитатели реки».

Цель пособия: Систематизировать, расширять знания детей о родном городе.

Задачи: Дать детям представление об окружающей действительности в ходе изучения лексических тем, знакомясь с родным городом («Времена года», «Дикие животные», «Деревья», «Рыбы»).

Развивать связную речь, расширять и активизировать словарный запас.

Тавдинский навигатор - это универсальное пособие, результат совместной работы воспитателя, родителей и детей. Это мобильное, яркое, насыщенное, многофункциональное, безопасное, удобное в применении пособие, которое можно использовать во всех видах деятельности.

Пособие является одним из вариантов организации предметно- развивающей среды, настольной, напольной игрой для детей. Развивающие игры просты, реальны и доступны для каждого ребенка. Играть можно как одному ребёнку, так и дружной компанией,

Можно использовать для сюжетно-ролевой игры: «Водители», «Дорога», «Зоопарк», «Магазин», «Рыбная палатка «Ёрш»»,

Для групповых и индивидуальных занятий. Способствует лучшему усвоению лексических тем.

Материал :из которого выполнено пособие разнообразный: ткань, овечья шерсть, ленты, кнопки, крючки, деревья из ламината, витражные краски, «липучки»

Дополнительно к пособию подобраны: Ламинированные картинки дорожных знаков, животных, рыб. картотеки загадок, стихов о дорожных знаках, рыбах, животных, книжки – малышки в виде рыбки. Наборы картинок ко всем блокам.

Мы отправляемся на автобусе с нашим навигатором

Нам с навигатором не скучно

в дороге время коротать

он говорит: «куда нам нужно»

а мы - Тавду лучше узнать


1 блок «Улицы нашего города», «Мой адрес…», «Мой детский сад»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тавды, номер дома, квартиры, телефона, этаж,адрес детского сада, № сада, группу, знать сотрудников детского сада

Улицы нашего города –

Изучать их и любо и дорого

«Собери картинку», «Поставь знак»

Раскрась транспорт

Узнай что и как…

Игры дидактические – умные и практические

В игры эти играть

О Тавде БУДЕМ много знать!




«Транспорт и правила безопасного поведения»

Цель: Закреплять представления детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге. Формировать умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

Картотеки: «Правила дорожного движения», «Правила юного пешехода», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Правила поведения в детском саду», «Правила дружбы», «Пословицы о дружбе».

Загадки, стихи по всем блокам пособия.

Дидактические игры:

* «Где, какие дома»

* «Поставь знак»

* «Какой бывает транспорт»

* «Раскрась транспорт»

* «Собери картинку»

* «Учим знаки светофора»

* «Найди пару»

* «Кому отправим письмо»

* «Кому, что нужно для работы»

* «Хорошо- плохо».

«Транспорт и правила безопасного поведения»

* Картотеки, загадки, стихи, пословицы, правила поведения.

2 блок «Достопримечательности Тавды» (театр теней)

Тавда – это Я! Тавда – это МЫ! Тавда – это лучший город страны!

На площади Победы –памятник Кирову стоит,

Нам надо клумбу украсить – цветы посадить


Театр теней - творческие рассказы детей «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь», «Шутки на полминутки» - говорят животные наших лесов (короткие сценки о животных, птицах)



3 блок «История моего города» – Город мой, любуюсь и горжусь тобой (Символика города, почётные люди города, карта Тавды, области и т. д)

Задачи: Воспитать в детях чувство гордости, уважения и любви к тому месту, где он живёт. Закрепить знания детей об исторических фактах образования города и его улиц. Способствовать закреплению знания герба, флага (города, области, закрепить знания о том,что нарисовано на гербе и что это обозначает. Расширять кругозор детей.

Обучение правильному употреблению относительных прилагательных (Современный, зелёный, благоустроенный, родной, любимый, чистый, красивый, милый, нарядный, чудесный, дорогой, замечательный и др.).

Историю нашего города- изучаем

Много игр мы узнаем

Составь герб, Найди флаг»,

На карте поставь знак,

Подбери слова, узнай по описанию

по фотографиям городские здания.

Много почётных граждан узнаем,

Гордимся мы ими и уважаем

Любим, знаем, познаём

Всё про город, где живём!

Дидактические игры:

* «Найди герб Тавды» …флаг,

* «Составить герб»- разрезная картинка,

* «Мой город»,

* «Кто подберет больше слов о городе»,

* «Узнай по описанию»,

* «Что лишнее?»,

* «Дом, в котором я живу»,

* «Любимые места микрорайона фанерного»,

* Игра - путешествие во времени «Тавда прежде и теперь»,

* «Знатоки»,

* «Мир профессий».

Картотеки: «Очень интересные, разные профессии», «Почётные граждане Тавды и Тавдинского округа»

4 блок «Тавда – город леса» (времена года)»

Цель: Уточнять и расширять представления детей о лесе, о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него. Научить любить, беречь и понимать природу.

Береги природу, «Отгадай –ка»,Знатоки

Время года в Тавде НА ДЕРЕВЕ покажи

Чьи семена, когда это бывает-

И дети, и взрослые увлечённо играют (многое знают)


Дидактические игры:

* «Что было бы, если из леса исчезли…»,

* «Береги природу»,

* «Признаки времён года»,

* «Стрелочку поверни, время года в Тавде покажи»,

* «Что происходит в природе?»,

* «Знатоки»,

* «Чьи семена?»,

* «Детки с какой ветки?»,

* «Когда это бывает?»,

* «Какие бывают леса?»,

* «Найди ошибку»,

* «С какого и какой?»,

* «Назови ласково»,

* «Отгадай-ка»,

* «Назови дерево»,

5 блок «Животный мир нашего края»

Цель: Систематизировать знания детей о животных, уметь из классифицировать, закреплять знание детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания, прививать интерес к миру тавдинской природы. Воспитывать интерес к животному миру.

Лось – символ города

Кто, где живёт?

«Раскрась животное», «Чьи уши, глаза и хвост»,

«Назови ласково», «Отгадай – ка»

Кто как передвигается, узнай – ка!


Дидактические игры:

* «Лось- символ города»,

* «Раскрась животное»,

* «Найди картинку»,

* «Четвертый лишний»,

* «Дикие животные»,

* «Животные нашей области».

* «Кто, где живет?»

* «Вопрос-ответ» (чей хвост, глаза, уши,

* «Назови ласково»

* «Кто где живёт»,

* «Отгадай-ка»,

* «У кого кто?»,

* «Знатоки»,

* «Кто как передвигается?»,

* «Кто кем был?»,

* «Сложи животное»

6 блок: «Река Тавда».

Цель: Совершенствовать знания детей о реке Тавда. Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности во время отдыха на реке. Развивать мышление детей. Закрепить виды водного транспорта.

Река Тавда – красивейшие места

Снова играем

В игры о родном крае:

Чистая река, крутые и пологие берега

Что лишнее, на чём плывём,

Раскрась, назови речной водоём


Дидактические игры:

* «На чем плывем»,

* "Назови части предмета",

* «Из чего сделано?»,

* «Чистая река»,

* «Ч то лишнее?»,

* «Раскрась водный транспорт»,

* «Летает, плавает, бегает, растёт»,

* «Ходят капельки по кругу»

Экспериментирование: «Плавает или тонет»,

7 блок: «Обитатели реки Тавда»

Цель: Уточнять представления о животных – обитателях водоёма о их подводной жизни. Закреплять представления детей о внешнем строении рыбы: есть тело, покрыто чешуёй, есть плавники, рот, глаза. Воспитывать интерес к обитателям реки. Развивать любознательность, внимание.

Сколько рыб в реке Тавде

Какая водиться, на какой глубине

Рыбки – цифры, рыбки – прищепки-

Игры – загадки, игры- защепки.

Поймай рыбку и раскрась-

Щука, окунь, ёрш и карась.


Дидактические игры:


* «Кто, где живёт»,

* «Парочки»,

* «Поймай рыбку»,

* «Ловись рыбка и мала, и велика»,

* «Весёлые рыбки- прищепки»,

* «Рыбки»,

* «Рыбки - цифры»,

* «Кто лишний?»,

* «Раскрась рыбку»,

* «Рыболов»- речевая (Согласование числительных с существительными.)

* Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?»(Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных,

* «Четвертый лишний»,

* «Знатоки»,

* «Один – много»

Пальчиковая игра «Рыбка»

Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»

Динамическая пауза «Разбудим рыбку»

Тематический, краеведческий «Тавдинский навигатор» - это не просто пособие - поделка - это заключительный этап совместной, многогранной деятельности, которую все участники проделали в ходе создания пособия.

Данное пособие успешно используется детьми в повседневной жизни.




Продолжаем публикацию материалов о литературе из читального зала руководителей детского чтения, которая поспособствует работе по воспитанию любви и ответственного отношения к родине у детей.

Предыдущая статья была посвящена художественной литературе, сегодня поговорим о методической литературе – это разработки занятий, сценарии для дошкольников и школьников по патриотическому воспитанию.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.

Сборник содержит планирование работы с детьми, конспекты занятий и развлечений, формы работы по взаимодействию с семьей воспитанников. Практический материал размещен по разделам: "Богатыри - защитники земли Русской", "Герои 1812 года", "Детям о празднике Победы". В пособии даны методические рекомендации для практических работников ДОУ по выстраиванию работы со старшими дошкольниками по теме "Наша армия - защитница отечества". Также здесь вы найдете и рекомендации по чтению художественной литературы в целях патриотического воспитания.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.

В пособии представлены циклы занятий по разным видам детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной. Циклы объединены темами "Русь изначальная", "Все мы вышли из природы", "Россия. Золотой век". Содержание книги способствует развитию творческого потенциала дошкольника и формированию нравственно-этических норм. Книга может быть рекомендована воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям по изодеятельности, логопедам, учителям начальных классов, гувернерам, родителям.

Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

Воспитание осуществляется по трем программам комплексного освоения традиционной отечественной культуры: "Круглый год", "Семейный круг", "Святые наши имена". Цель предлагаемых программ комплекса "Наследие" - восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка; физическое и трудовое воспитание; системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.

В сборнике представлен опыт работы педагогов из различных регионов нашей страны по патриотическому воспитанию старших дошкольников. В пособие вошли конспекты занятий, сценарии праздников, конкурсов, военно-спортивных игр, музыкально-литературных вечеров, а также информация о символике Российской Федерации. Издание предназначено для воспитателей, педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также студентов вузов и колледжей.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).

Этот сборник - удачная попытка представить в одном издании содержание важнейшего направления воспитательной работы в школе - развитие чувства патриотизма у подростков. Целевые программы, разработки интересных мероприятий, творческих дел, развивающих игр и викторин, сценарии вечеров, выступлений агитбригады или театральной студии - весь материал призван помочь в решении одной из самых насущных проблем современного российского общества. Задачи мероприятий: развитие у подрастающего поколения чувства уважения к истории, традициям, культуре россиян, воспитание гордости за героические страницы прошлого, ответственности за настоящее и будущее страны, готовности защищать Отечество и созидать во имя его процветания.

Жиренко, О. Е. Я - гражданин России!: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. - Москва: Вако, 2008. - 160 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Настоящее пособие содержит сценарии классных часов, ориентированных на формирование гражданского самосознания у учащихся 1-4 классов, на расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества и воспитание любви и уважения к Родине. Содержательно классные часы охватывают разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни.
Предлагаемая книга поможет педагогу в многолетнем и тонком деле воспитания достойных граждан России. Издание адресовано классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, социальным педагогам.

Агапова, И. А.Мы - патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Вако, 2008. - 368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Издание содержит сценарии школьных мероприятий, ориентированных на формирование патриотического сознания учащихся, расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества. Содержательно классные часы и познавательные викторины охватывают все стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни, достижения науки и искусства. Пособие будет полезным широкому кругу читателей – классным руководителям, завучам по внеклассной работе, сотрудникам центров детского творчества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Поваров, К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. - Москва: ИЭОПГКО, 2007. - 144 с. - (Обретенное поколение).

Православным педагогам даются рекомендации, как организовать досуг школьников в православных лагерях, клубах, детских и молодёжных организациях. Куда устроится на работу? Вы найдёте конкретные советы, исходящие из уже накопленного опыта, полезные ссылки и телефоны.

Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва: Новое образование, 2011. – 119 с. - (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).

Данный проект акцентирует внимание педагогической общественности, детей и родителей на реконструкцию событий отечественной войны 1812 года, способствует воспитанию чувства гордости, патриотизма за свое отечество. А также, проект оказывает информационную поддержку для распространения и освещение наиболее интересных и эффективных, социально значимых методик, программ, мероприятий, посвящённых подготовке и празднованию 200-летия Победы России в отечественной войне.

Агапова, И. А.Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2002. - 224 с. : цв. ил. - (Внимание: дети!).

Сборник сценариев внеурочных мероприятий (занятий, конкурсов и викторин) для 4-11 классов. Русская природа и традиции, военные достижения и страницы истории, герои России и её символы - таково содержание книги. Авторы сборника: психолог и драматург И.А.Агапова (за сценарии пьес для детей и юношества удостоена звания "Драматург ХХI века") и кандидат педагогических наук, доцент М.А.Давыдова (лауреат конкурса журналистов "Правопорядок и общество" за достойный вклад в формирование подрастающего поколения России).

РАСИНА М.А., библиотекарь отдела методики работы с фондами


Рассказать друзьям