Что такое дискриминация? Примеры расовой, гендерной, религиозной дискриминации. Социальная дискриминация женщин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проблематика социальной дискриминации женщин. Отождествление понятий «насилие» и «дискриминация»

Дискриминация как предмет социологического анализа: постановка проблемы и актуальные направления социальной политики

Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminatio - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: “Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина”.

Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия. Но и в наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия “социальная дискриминация женщины”. Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами. Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов является преодолевание всех форм ущемления прав и интересов женщин, особенно в сфере труда. Сам термин “социальная дискриминация женщин и девочек” сейчас общепризнана.

Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным? Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда - временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним.

При всем плюрализме взглядов на проблему дискриминации женщин нельзя забывать факт исторической значимости: именно Октябрьская революция в России 1917 г. дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, в том числе гражданских и юридических правах, в труде и образовании, в семье.

Но дискриминация “слабого пола” сохранялась и при советском режиме. Партийно-квотная система женского “назначенства” практически освящала ее если не силой закона, то всемогуществом административного приказа. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Им законодательно был закрыт доступ к “тяжелым” и “вредным” производствам, что полностью исключало свободу личного выбора.

Что касается постсоветской Украины, то несмотря на все разговоры и заклинания о ее демократизации, проблема социальной дискриминации женщин приобрела особую, исключительную злободневность в связи с распадом социалистического общественного строя, сменой всего социально-экономического уклада и фактической ликвидации социальных гарантий для семьи, детей, женщин.

Таким образом, для социологического анализа проблемная ситуация заключена в глубоком противоречии, которое сложилось между формальным курсом на демократизацию общества, на претворение в жизнь конституционного принципа “равных прав и возможностей” полов, - с одной стороны, и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их социальных прав в экономической жизни, - с другой. Слово и дело, положение “де-юре” и ситуация “де-факто”, увы, как это часто бывает в российской действительности, находятся в вопиющем противоречии друг к другу.

Вместе с тем в современной науке сложилось традиционное отношение к изучению социальной дискриминации женщин. Во-первых, ее рассматривали как проблему исключительно юридическую. Отсюда правовой подход.

Однако известно, что права, закрепленные юридическими нормами, нередко отличаются от реального их осуществления. Поэтому мировое сообщество в лице правительств 190 государств, принимавших участие в IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине, признавая, что “неравенство между мужчинами и женщинами по-прежнему существует, а основные препятствия сохраняются”, подтвердило свою “приверженность к обеспечению полного осуществления прав человека, женщин и девочек в качестве неотъемлемой, составной и неделимой части всеобщих прав человека и основных свобод” .

Во-вторых, традиционным для исследований социальной дискриминации женщин является психологический подход на уровне микросоциума: анализа семьи. Он ограничивается изучением межличностных отношений в микрогруппе, психологии подавления достоинств и свободы женщины, исходя из разных сексуальных ролей двух полов. При этом в основу анализа кладутся как биологические различия между полами (“биологический пол”) , так и разные культурные представления о поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерная идентичность и гендерные идеалы: мужественность-женственность.

Дискриминационный подход к женщинам как к социальной общности, подчиненной господствующей мужской социальной общности, анализируется в работах зарубежных ученых феминистской ориентации: Рэндалл Коллинз, Матина Хорнер, Каган, Мосс, Барбара Велтер, Маккоби, Джаклин, М. Мид.

И правовой, и философско-психологический подходы дают возможность изучить лишь отдельные аспекты дискриминации женщин как социального явления, как единого целого. Именно социологический подход позволяет познать это явление во всей его полноте и сложности различных социальных связей и взаимозависимостей.

Ни одной социологической работы, посвященной непосредственно процессу или явлению социальной дискриминации женщин, ни в советской, ни в украинской социологии нет. Но наука развивается не на пустом месте. Различные аспекты дискриминации женщин (в доперестроечный период вместо этого понятия обычно использовали его аналог - “ущемление”) изучались главным образом экономистами, юристами, историками, философами и психологами. В связи с этим нельзя не отметить работы профессора Московского университета и преподавателя Высших женских курсов В. М. Хвостова “Женщина накануне новой эпохи” (1905), Н. К, Крупской “Женщина - работница” (1901), А, М, Коллонтай “Социальные основы женского вопроса” (1909), А. Бабеля “Женщина.и социализм” (1905).

В советское время экономические аспекты нарушения прав женщин в сфере труда изучались интенсивно многообразно. Более двух третей всех изданых по “женскому вопросу” до 1993 года научных трудов посвящены именно производственной сфере деятельности женщин, сочетанию их семейных и профессиональных обязанностей. Это работы А, Г, Харчева, С, И, Голода, Е. Новиковой, Б. Языковой, З. Янковой, Л, Кузнецовой, Г. А. Машкиной, Е. В, Груздевой, Э. С. Чертихиной, А. З. Котляр, З. А. Хоткиной, Н. М. Римашевской, Л. С. Ржанициной, Т. П. Сидоровой и многих других.

Правовой подход к анализу ущемления прав женщин в сфере труда и производства дан в работах С. В. Полениной. Философско-культурологический феномен женщины раскрыт в работах Т. Клименковой, О. Ворониной. Если говорить о зарубежных школах изучения положения женщин, о так называемом гендерном направлении исследований, то для западных ученых тема равноправия полов представлена в двух векторах: правовом (как составная часть проблемы прав человека) и психологическом (с точки зрения отношения между полами) . Наиболее капитальным в этом плане является исследование Отто Вейнингера “Пол и характер”.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Уральская государственная юридическая академия

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Дискриминация женщин

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОКИ НЕРАВНОПРАВИЯ 4

2. ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Неравноправие, где и в чем проявляется 10
2.2. Открытие собственного дела как способ избавления от дискриминации 11
13
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН 17
3.1. Современный подход к проблеме 17
3.2. Федеральный закон «О государственных гарантиях 21
равных прав и свобод и равных возможностей
мужчин и женщин в Российской Федерации
ВЫВОД 24
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС 25

"Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы

все они одинаково были подчинены законам".

Жан Леро́н Д’Аламбе́р

– великий французский просветитель.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас слышал о дискриминации по половому (гендерному) признаку, т.е. дискриминации по отношению к женщинам. О дискриминации мужчин мы никогда ничего не слышали.

Почему мы выделяем права женщин в контексте прав человека? Потому что тысячелетиями под правами человека подразумевались права мужчин, а женщины, согласно философской традиции, считались существами второго сорта. Для оправдания разделения ролей, между мужчиной и женщиной, сложился миф о "природном назначении" каждого пола, об особенностях "мужского" и "женского" характера, о "тайне" пола. В его основе лежит строгая соподчиненность в отношениях между полами: мужчина - полноценный человек, субъект истории, женщина - жена мужа своего, объект его власти - власти патриархального рода.

Таким образом, философия заложила основы патриархата, которые в том или ином виде воспроизводились в последующих обществах и культурах. Она создала механизмы, автоматически воспроизводившие систему власти, при которой на вершине социальной пирамиды патриархатного общества всегда оказывался мужчина, и он обладал правом прибегать к насилию ради сохранения власти и поддержания своего авторитета.

В своей работе я проанализирую истоки социальной дискриминации, состояние этого вопроса в мире и в России в частности, разберусь в нормативно-правовых актах затрагивающих эту сторону нашей жизни.

Что несет за собой само понятие? Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminatio - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, а иногда и угрозой для ее безопасности.

1. ИСТОКИ НЕРАВНОПРАВИЯ

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу.

В древние времена женское начало в большинстве культур считалось началом темным, губительным, искушающим. Для большинства традиционных культур искушение - это то, что сбивает с истинного пути. В древнем мире женщина - всегда источник соблазнов. Японская пословица гласит: «Красавица - это меч, разрубающий жизнь». Этой мысли вторит древнееврейский мудрец Екклесиаст: «И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы».

В ветхозаветном обществе, описывающем состояние человека после грехопадения, положение женщины на «вторых ролях». Она практически исключена из общественной жизни и во всем подчинена мужчине. В вопросах взаимоотношений с мужчинами ей, как правило, отводится роль пассивной стороны. Эта традиция сохраняется и в средневековом иудаизме. Так, например, если женщина в традиционных утренних молитвах должна возносить хвалу Господу за то, что Он создал ее по Своей воле, то мужчина за то, что Бог не создал его женщиной. Можно соглашаться или не соглашаться с библейской интерпретацией человеческой истории и смысла взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но факт остается фактом: известное нам древнее традиционное общество - это общество патриархальное, в котором царит женское бесправие...

В других древних культурах, основанием которых стала не монотеистическая традиция иудаизма, положение женщины еще более бесправно. На Древнем Востоке от женщины требовалось абсолютное послушание мужу во всем. Семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог наказать, и наказать довольно жестоко. Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. При этом, что бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности, тогда как он мог все.

Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи, мужчина имел неограниченную власть над членами своей семьи. Несмотря на то, что какие-то права у женщины были, по большому счету она являлась собственностью мужа. Хотя и жена и муж имели право на развод, у мужа эти права были несравнимо шире, а жена обязана была хранить верность супругу и после смерти последнего. Даже овдовев, она не могла заключать договоров, вести денежные дела, ставить свою подпись - все делалось только через опекуна. К людям («авилумам») приравнивались только женщины-жрицы, которые, однако, были строго исключены из семейных отношений.

Ни древняя Греция, ни Древний Рим небыли исключением в плане отношения к женщине. В Греции женщина практически не участвовала в общественной жизни. В греческих полисах (городах-государствах) женщины никогда не имели гражданства (т. е. фактически приравнивались к рабам), не обладали властью распоряжаться имуществом (исключением была Спарта), целиком находясь под опекой мужчин. Опекуном до замужества являлся отец либо ближайший родственник-мужчина, после замужества вся власть переходила к законному супругу. Супружеская измена в Древнем Риме каралась смертью. Естественно, если изменяла женщина.

Аристотель утверждает, что причиной неравенства является качественная разница между полами, которая предполагает большую значимость мужчины, чем женщины. Мужчина не просто сильнее, умнее и т.д., он качественно лучше, поэтому его природа a priori предназначена для того, чтобы властвовать, тогда как природа женщины побуждает ее подчиняться.

Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". Эта цитата известна, по-моему, всем феминисткам нашего столетия и они с удовольствием оперируют ею. Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия, но и в наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия "социальная дискриминация женщины".

Еще долгие столетия женщина не принимала никакого участия в общественно-политической и интеллектуальной жизни.

Всерьез же против положения женщины «босой, беременной и на кухне» начинает восставать лишь сознание европейца конца XVIII - начала XIX века. Хотя существенно - ничего не меняется. Знаменитый кодекс Наполеона выдержан вполне в патриархальном духе: текст кодекса закрепляет верховную власть мужа в семье, в суде не могут быть рассмотрены показания жены в качестве свидетельских, проституция оправдывается как способ сохранения единобрачия и т. д.

На смену крайностям древнего мира, обрекавшего женщину на бесправное существование, пришли крайности феминизма, заразившего женщину стремлением обязательно быть «не хуже» мужчины во всем: одежде, спорте, профессии и т.д. И если во многом такое стремление справедливо и оправдано, то, доведенное до крайности, оно становится абсурдным отрицанием половых различий и, на самом деле, мешает, а не помогает женщине полноценно развиться как личности.

Октябрьская революция в России 1917 г. дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, в том числе гражданских и юридических правах, в труде и образовании, в семье.

Но дискриминация “слабого пола” сохранялась и при советском режиме. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Им законодательно был закрыт доступ к “тяжелым” и “вредным” производствам, что полностью исключало свободу личного выбора.

Многовековое противостояние мужчины и женщины до сих пор не получает своего конечного разрешения.

Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки были провозглашены равные права граждан независимо от пола. Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных понятий о построенном на гендерном факторе разделении домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома. Если посмотреть с позиций сегодняшнего дня, особенно часто видны принципиальные сдвиги в положении женщин, отражающие сближение социальных и экономических ролей мужчин и женщин.

Современная женщина стремится не столько к признанию равной важности мужского и женского, исходящему из фундаментальных, но одинаково важных для жизни человека и общества различий между полами, сколько к признанию полного равенства и равноценности в выполнении традиционно мужских функций, к тому, что критериями современной женственности становятся успех в бизнесе, победа в олимпийских играх, головокружительная карьера в правительстве, а такое занятие, как материнство, становится постыдным, если оно не подкреплено всеми вышеуказанными успехами.

Жизненные приоритеты российской женщины в разные эпохи

Ценности 20-80 гг. ХХ в. Перестройка конец 80-х – середина 90-х гг. ХХ в. Современный период, начало ХХ I в.
Быть кормильцем Быть паритетным кормильцем вместе с мужчиной Часть мужчин потеряли статус кормильца. Одновременно часть женщин стали основными кормильцами семьи Доля семей где основным кормильцем становится женщина, растет по всей стране, включая семьи с одним родителем (одинокое материнство)
Иметь детей Приоритетно Приоритетно, Женщина рожает рано в 19-22 года Приоритетно но наблюдается феномен «отложенного материнства» - дети появляются после 30лет. Рассматривается вариант рождения ребенка без мужа, при условии что не находится «настоящий мужчина»
Иметь семью (мужа

Нормативное понятие о семье: она должна быть, женщина должна жить в семье

Ценность реальных отношений. Женщина не готова поддерживать номинально существующую семью и готова пожертвовать отношениями с мужем ради детей Семья желательна, но если не получается, то лучше родить ребенка
Иметь определенный статус Статус ниже чем у мужчин – основных кормильцев В годы перестройки многие женщины были готовы отказаться от статуса, лишь бы обеспечить семью. В итоге они научились зарабатывать деньги и ценить материальное благополучие Имея определенный статус (заработок, квартиру, машину) женщины не готовы променять его на сидение дома без оплаты.
Отношение к работе Это поколение было влюблено в работу как форму существования Работа это средство выживания Работа - это элемент самореализации и возможность сохранять и поддерживать приемлемый уровень жизни, как для себя, так и для своих детей

Подобная переоценка ценностей не может не сказаться на взаимоотношениях мужчины и женщины, на семье, на воспитании детей. И дело не в том, чтобы общество вернулось к принципу: «дело женщины - вязание», но в том, в конце концов, чтобы в семье, независимо от того, кто из родителей сколько и где работает и сколько получает, ребенок мог бы рассчитывать на настоящую материнскую заботу и отцовское внимание.

Положение женщин словно лакмусовая бумажка выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Осуществляемые преобразования в перспективе открывают новые возможности для ускорения интеграции женщин в сферу экономики, политики и культуры, но могут послужить и источником обострения конфликта между основными ролями женщины: матери, домохозяйки, профессионального работника, экономически независимой и свободно развитой личности.

Сегодня многие женщины обладают высокими деловыми и нравственными качествами, в то время как некоторые современные мужчины, напротив, опускаются до самого беспомощного и унизительного состояния. Роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать и наши женщины - свободные, гордые, талантливые и красивые не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкурировать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности, хотя это, конечно, далеко не всегда хорошо. В последние годы в значительной мере возросла активизация женщин в области предпринимательства, по службе в коммерческих фирмах и органах государственного управления. На сегодняшний день женщинами нашей страны созданы многочисленные общественные организации и фонды, регулярно проводятся всевозможные благотворительные акции, марафоны и фестивали.

2.1. Неравноправие, где и в чем проявляется?

Согласно «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», дискриминация в отношении женщин – это любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое ослабляет или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.

Взгляды российских женщин на то, в каких сферах жизни они имеют равные права с мужчиной, а в каких – нет, в %

Одинаковые права У мужчин прав больше У меня прав больше Затрудняюсь ответить
В возможности получить профессиональное образование 71,8 17,1 0,9 10,3
В возможности трудоустроиться по
профессии
31,7 57,8 1,4 9,2
В возможности вообще трудоустроиться 35,2 52,5 1,3 11,0
По оплате труда 29,3 55,0 1,2 14,4
В отношении к Вам в официальных
органах власти
37,3 23,6 4,6 34,5
В семье 59,0 19,8 11,0 10,2
В возможности отдохнуть в свободное время 53,0 35,5 3,8 7,8
В возможности отдохнуть в период отпуска 63,4 24,5 2,6 9,5
В возможности участвовать в общественной жизни общества 47,4 27,3 3,3 22,0
В возможности участвовать
в политической жизни
24,9 52,7 0,7 21,7

По результатам статистических исследований в России есть всего несколько сфер, в которых, как считает большинство женщин, они имеют равные с мужчинами или даже большие права. Эти сферы следующие: в возможности получить профессиональное образование, в семье, в возможности отдохнуть в период отпуска и в свободное время, а также в возможности участвовать в общественной жизни. При этом есть несколько сфер, по которым большинство женщин однозначно заявляет о нарушении их прав. Нарушение равенства своих прав с мужчиной женщины видят прежде всего в сфере занятости, причем нарушения эти носят достаточно многогранный характер. В первую очередь, это неравенство в возможности трудоустроиться по профессии – мужчины имеют для этого большие возможности. Далее следуют неравенство в оплате труда и дискриминация прав женщин на работу вообще. Отчетливую дискриминацию своих прав большинство женщин видит и в ограничении их доступа к участию в политической жизни, которая, в отличие от участия в общественной жизни, означает реальную возможность использования такого важнейшего ресурса, как власть. То есть в условиях возросшей конкуренции за любые виды ресурсов, являющейся характерной особенностью рыночных отношений, женщины дискриминируются в важнейших из них – в квалифицированном и высокооплачиваемом труде по специальности и в доступе к власти. При этом в условиях угрозы безработицы под вопрос начинает ставиться и сама возможность их трудоустройства, что вынуждает многих женщин мириться с неравенством в оплате труда и невозможностью трудоустроиться по профессии.

2.2. Открытие собственного дела как способ избавления от дискриминации

Для россиянок весьма актуальна проблема продвижения по карьерной лестнице, когда при номинальном равенстве полов создаются незаметные, но труднопреодолимые искусственные барьеры. Проявляется это как в занимаемых должностях, так и в уровне оплаты. Достаточно зайти на любой сайт, посвященный поиску работы, чтобы увидеть – вакансии, на которые рассматриваются исключительно кандидаты-мужчины, встречаются гораздо чаще, чем обратный вариант, и далеко не всегда подобное требование поддается разумному объяснению. Да и размер жалованья прекрасной половины в среднем уступает зарплатам мужчин.

Ощущение женщинами неравенства в сфере занятости в зависимости от
демографического типа семьи, в %

Весьма скромное место занимают российские женщины и в политике, хотя пример многих европейских стран показывает, что дамы прекрасно справляются со своими обязанностями даже на самых высоких государственных постах. В соседней с нами Финляндии, где и президент, и премьер-министр – женщины, качество жизни и уровень благосостояния населения куда выше, нежели в России. Получается, что открытие собственного дела, как ни парадоксально это звучит, для женщин – один из наиболее простых способов избавиться от дискриминационных факторов в профессиональной деятельности и добиться настоящего равноправия. Не удивительно, что женский бизнес растет как на дрожжах.

Россия лидирует в мире по количеству представительниц прекрасного пола, занимающих руководящие посты в бизнесе. Однако, компании, принадлежащие женщинам, в основном относятся к категории малых и средних предприятий. Если же говорить об области их деятельности, то, как правило, это сфера услуг, легкая промышленность, торговля, общественное питание, образование, медицина и финансы. Труднее встретить даму-начальника в таких традиционно "мужских" (и, между прочим, более высокодоходных) отраслях, как "нефтянка", строительство, автомобильная промышленность. Подобное "распределение обязанностей" объясняется, скорее всего, не столько дискриминацией по половому признаку, сколько природной склонностью самих женщин. Врожденная интуиция, толерантность, гибкость и способность вызывать доверие, помноженные на повышенное чувство ответственности, терпение и внимание к деталям, делают их наиболее успешными именно в тех видах бизнеса, где приходится постоянно контактировать с людьми или, как минимум, ориентироваться на их мнение. Зато, банки больше доверяют "сильной половине человечества". Только 22% женщин-предпринимателей получают кредиты на развитие своего бизнеса. Для сравнения: на Западе это показатель достигает 70%. Но, как бы то ни было, сами бизнес-вумен не чувствуют предвзятого отношения к себе со стороны делового сообщества и коллег-мужчин.

По моему мнению, сейчас проявляются две тенденции. С одной стороны, женщинам все же удается проникать в деловые сферы, а с другой, - возник целый слой женщин, которые не только живут на иждивении своих мужей, но даже и не пытаются вникнуть в то, чем занимаются их мужчины.

Что ж, благодаря жесткому отбору женский истеблишмент формируется из самых сильных и целеустремленных. Однако настоящая женская элита появится лишь тогда, когда сами мужчины поймут, что приход женщин в политику и бизнес - непременное условие того, чтобы эти сферы общественной деятельности приобрели наконец более цивилизованный характер.

2.3. Женские общественные организации

Многие женщины не склонны видеть каких-то принципиальных различий между интересами мужчин и женщин, и поэтому, по их мнению, не столь важно, кто их защищает и представляет в органах власти в центре и на местах. С другой стороны, примерно такое же количество россиянок убеждены в том, что представлять и защищать интересы женщин лучше могут сами женщины.

Возможно, согласие опрошенных с противоположными, на первый взгляд, точками зрения обусловлено тем, что на сегодняшний день в обществе не существует эффективных механизмов представительства и защиты интересов женщин. Женщины заинтересованы, прежде всего, в эффективности такого рода деятельности, а кто ее будет реализовывать – для них на данном этапе представляется менее актуальным. Отношение к суждениям о роли женских общественных и политических организаций не зависит ни от семейного положения и сложившихся в семье отношений, ни от статуса женщин в обществе. Влияние на суждения по этому вопросу оказывает лишь уровень благосостояния опрошенных.

Представления о роли женских общественно-политических организаций в зависимости от уровня благосостояния, в %

Суждения Дифференциация доходов
Бедные Низко-
доходные
Средне-
доходные
Высоко-
доходные
Представлять и защищать интересы женщин лучше могут сами женщины. В связи с этим необходимо усиливать влияние женских общественных и политических организаций
Согласны 67,3 66,0 60,2 52,5
Не согласны 8,3 11,2 10,2 14,4
Трудно сказать 24,4 22,8 29,7 33,1
Принципиальных различий между общественно-политическими интересами мужчин и женщин не существует, поэтому неважно, кто эти интересы представляет и защищает. Главное, чтобы это делалось эффективно
Согласны 50,0 56,6 60,2 65,5
Не согласны 16,7 16,5 16,7 12,2
Трудно сказать 33,3 26,9 23,2 22,3

Чем выше уровень благосостояния опрошенных, тем менее они уверены в том, что их интересы способны понять и защитить только женщины, тем терпимее они относятся к общественно-политической деятельности мужчин. Чем ниже уровень доходов у опрошенных женщин, тем более решительно они настроены на то, чтобы их интересы представляли и защищали именно женщины. А для этого, с их точки зрения, надо создавать новые и укреплять уже существующие женские общественные объединения. Следует отметить, однако, что то, чем реально занимаются сегодня эти объединения, зачастую находится вне поля внимания женщин, так же как и сам факт существования многих из них. Несмотря на то, что за последние 10 лет в стране возникло большое количество женских общественных организаций, претендующих на представительство тех или иных интересов женщин, 70,6% россиянок вообще ничего не знают об их существовании в своем городе, крае, области или республике. Среди тех же, кто знает об их деятельности, больше половины полагают, что лично им эти объединения не нужны. И только 8,8% опрошенных относятся к этой деятельности позитивно.

Отношение к женским организациям значительно различается у женщин из разных социальных групп. Наиболее «продвинутые» женщины (образованные, успешные и т. п.) лучше информированы по этому вопросу, и в своем составе имеют несколько большую долю интересующихся подобной деятельностью и непосредственно участвующих в ней. Но, с другой стороны, в этих же группах насчитывается наибольший процент скептиков, заявляющих о том, что они не испытывают никакой необходимости в соответствующих общественных формированиях.

Женские организации, если и действуют, то в основном в крупных индустриальных центрах и мегаполисах. Что же касается малых городов и сел, то опрос выявил закономерность: чем мельче населенный пункт, тем меньше информации у его жительниц о работе подобных организаций. Значительно колеблются эти показатели и в зависимости от региона проживания россиянок.

Информированность о существовании женских организаций
в зависимости от уровня образования и ориентации на успех в карьере, в %

Знают ли
о сущест-
вовании женских организаций
Образование Сделать карьеру (профессиональную, политическую или общественную)
Не-
полное среднее
Среднее Среднее специ-
альное
Незакон-
ченное высшее
Высшее Нали-
чие ученой степени и учеба в аспи-
рантуре
Уже доби
лась
Пока не доби-
лась, но счи-
таю, мне это по силам
Хоте-
лось бы, но вряд ли смогу до-
биться этого
В моих жизнен-
ных планах этого не было
Знают и участвуют 0,6 1,3 1,9 10,5 7,7 0,6 0,9 0,8
Знают и хотели бы участвовать 3,5 4,4 6,5 8,2 5,3 3,8 6,9 5,8 4,0
Знают и обращались к ним с проблемами 1,2 3,6 0,7 2,8 5,3 3,8 2,2 2,4 2,4
Знают, но не нуждаются в них 8,1 15,4 17,5 25,2 24,1 47,4 39,7 21,9 14,2 18,3
Знают, но считают вредными 2,7 1,7 1,3 0,7 0,9 1,3 0,3 1,2 1,9
Не знают 89,2 77,7 72,0 66,9 62,0 31,6 43,6 68,1 75,5 72,5

Довольно много россиянок (24,0%) убеждены в том, что женские организации должны бороться против дискриминации женщин во всех ее формах и проявлениях. Что же касается борьбы за права, то ее считают важной всего 8,0% опрошенных.

Желательные направления работы женских общественных организаций во многом обусловлены причинами неустроенности жизни россиянок.

Ныне существующие женские общественные и политические организации пока не стали важным фактором российской политики и формирующегося гражданского общества. Возможно, это связано с тем, что женским организациям пока не удается аккумулировать и реализовывать интересы различных групп женщин.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН

3.1 Современный подход к проблеме

Нормативные акты всех стран закрепили в своем внутреннем праве принцип равноправия мужчины и женщины. Основой для него послужил запрет дискриминации женщин как один из основополагающих принципов международного права.

Результатом такой борьбы стали международные конвенции, принятые большинством стран мирового сообщества. На сегодняшний день международно-правовая защита женщин осуществляется на основании как договоров об общих правах человека, так и в соответствии с многочисленными специальными соглашениями.

В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года государства - участники обязуются проводить политику ее ликвидации. С этой целью они включают во внутригосударственное право принцип равноправия мужчин и женщин. Государства-участники не только закрепляют данное положение, но и обязуются обеспечить механизм его реализации в существующих нормативных актах. Кроме того, отмене подлежат и обычаи, которые содержат в себе какие-либо положения, устанавливающие дискриминацию женщин. Если изменение законодательства прошло безболезненно, то вот вопрос отмены обычаев, которые складывались веками и являясь частью национальной культуры, и на сегодняшний день - наисложнейший. Например, калым (выкуп за невесту) и сегодня в мусульманских странах обязательная и главная часть свадебного обряда.

Согласно отдельным положениям Конвенции государства обязаны принять все необходимые меры для пресечения любых видов торговли женщинами. Но практика показывает процветание такой доходной статьи бизнеса, как торговля женщинами, несмотря на запрет.

Получив признание на международном уровне, данный документ закрепил международно-правовую норму женского равноправия и в области гражданства. Кроме него, автоматическое наследование гражданства замужней женщины за гражданством мужа закреплено в Конвенции о гражданстве замужней женщины (1959 г.). Данные положения направлены на защиту женщины как гражданина государства, чтобы по возможности уменьшить количество лиц без гражданства и предоставить женщине свободный выбор наравне с мужчинами.

Что касается политических прав женщин, то в 1952 году (Конвенция о политических правах женщин 1952 г.) впервые за женщинами закрепили право избирать и быть избранными, занимать должности на государственной и общественной службе.

Права женщин защищают не только специальные документы, но и международно-правовые акты, в целом посвященные правам человека. Так, Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) признает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда: «вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, без какого бы то ни было различия, в частности женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд».

Внутреннее законодательство РФ и законодательство других стран предоставляют женщинам множество льгот, но все они должны быть подвергнуты специальному анализу относительно того, не ведет ли их предоставление к скрытой дискриминации женщин в той или иной сфере. В настоящее время законы, предоставляющие привилегии женщинам, как и сами эти привилегии, лишают россиянок равных возможностей. Так, к примеру, в главе 11 КЗоТ РФ отмечено, что труд женщины не должен использоваться для тех или иных видов работ, что ограничивает для нее свободный выбор. С точки зрения законодателя предоставляемые работающим женщинам привилегии должны облегчить им процесс рождения и воспитания детей, позволяя при этом работать, если они этого хотят, и должны быть направлены на укрепление их семей, а не должны препятствовать женщине работать во время беременности и при воспитании малолетних детей. Несмотря на то, что дискриминация в отношении женщин в семье - достаточно распространенное явление, любое вторжение государства в личные семейные отношения следует признавать нарушением целого ряда прав индивида, а именно: права на свободу мысли, совести, религии и убеждения.

За многие десятилетия действия международных конвенций и пактов вопрос дискриминации женщин так и не получил своего логического завершения. Права и свободы человека давно уже вышли из внутренней компетенции государства в связи с появлением и закреплением основного принципа международного права - принципа уважения основных прав и свобод человека. Для контроля за соблюдением прав и свобод женщин в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин создан Комитет по ликвидации женской дискриминации. Данный Комитет является выборным органом и состоит из 23 экспертов, которые обладают высокими моральными качествами и соответствующей компетенцией. Эксперты выступают не в качестве представителей государства, а в личном, т.е. не защищают интересы государства, гражданином которого являются, а преследуют единую цель - борьба с дискриминацией женщин в любом государстве совместно с последним, либо без него.

Комитет рассматривает поступающие жалобы и участвует в разрешении этих жалоб при сотрудничестве с государствами. Ежегодно Комитет представляет доклад Генеральной Ассамблее ООН о проделанной работе. В доклад включаются выводы, сделанные экспертами во время работы, рекомендации и положения общего характера, получаемые на основе изучения докладов государств и информации, получаемой от них.

Решением Совета глав государств СНГ в 1993 году создана Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств и утверждено ее положение. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 11 августа 1998 года.

В Уставе ООН содержится норма о правах человека, которая гласит о равных правах мужчины и женщины в участии в главных и вспомогательных органах ООН. Несмотря на то, что права и свободы человека равны по Уставу ООН, в пакте о гражданских и политических правах 1966 г. еще раз подчеркивается: участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте. Данное положение нашло свое отражение и в Конституции РФ 1993 года, где в статье 19 ч. 3 закреплено положение, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы, а также равные возможности для их реализации. Однако на практике дело обстоит несколько иначе - это и проблема трудоустройства женщин, и возможность занятия ими государственных должностей, т.е. до сих пор сохраняет и силу, и действие порочная традиция дискриминации женщин. По-прежнему идет строгое разделение по половому признаку, хотя документов, где закреплено положение о равенстве мужчин и женщин, масса, нормативные акты как внутригосударственные, так и международные не действуют.

8 января 1996 года Правительством РФ утверждена Концепция улучшения положения женщин в РФ, в которой отмечается, что в настоящее время нарушается ряд прав женщин, признавая, таким образом, проблему существования женской дискриминации в нашей стране. В данном документе Правительство поставило перед государством задачи, результатом выполнения которых будет ликвидация дискриминации как явления в целом. Намерение и поставленные задачи весьма благородны, но за пять лет имеются лишь незначительные изменения.

Государства должны законодательно исключить любую возможность дискриминации женщин, но закрепление этого принципа – лишь «вершина айсберга». Необходим механизм реальной гарантии и защиты принципа равноправия полов, начиная с изменения сложившегося стереотипа в обществе о мужском превосходстве и женской несостоятельности.

3.2. Федеральный закон «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации »

Проект Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации" разработан на основании части 3 статьи 19 действующей Конституции Российской Федерации, в которой указано, что "мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". В законопроекте намечаются приоритетные направления деятельности государства и общества по обеспечению равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации.

Во-первых, законопроект определяет основные подходы к формированию эффективной государственной политики в сфере равноправия полов. Законопроект устанавливает обязанности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению равных возможностей для реализации равных прав и свобод мужчин и женщин. В законопроекте намечаются позитивные действия со стороны государства, способные в скорейшие сроки обеспечить достижение фактического равноправия между лицами обоего пола. Особо оговаривается необходимость учета равных возможностей работников обоего пола с семейными обязанностями при отправлении служебных и трудовых обязанностей.

Во-вторых, законопроект определяет обязанности государства и работодателей по соблюдению социально-экономических прав мужчин и женщин. Законопроект устанавливает обязанности всех субъектов права по обеспечению равноправия мужчин и женщин в сфере трудовых отношений, в том числе в случае массового увольнения работников; в сфере социальной защиты; при заключении трудовых договоров; при формировании кадровой политики на предприятиях всех форм собственности. А также обязанности по проведению мониторинга за соблюдением принципа равноправия в социально-экономических отношениях.

В-третьих, законопроект предусматривает обязанности всех субъектов права по практическому обеспечению статьи 19 части 3 Конституции Российской Федерации при осуществлении избирательного права; при поступлении на государственную службу и при ее прохождении, а также при формировании состава руководящих структур государственных органов и органов местного самоуправления.

В-четвертых, законопроект устанавливает механизм обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин. Законопроект фиксирует ответственность высших органов государственной власти и высших должностных лиц государства за реализацию конституционного принципа равных прав и равных возможностей женщин и мужчин. Законопроект предусматривает создание в учреждениях системы федеральных органов исполнительной власти и системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации структурных подразделений (уполномоченных), предметом деятельности которых станет обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в данной системе. Законопроект возлагает решение задач по обеспечению гарантий государственной защиты равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в соответствии с федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Закон предусматривает особую роль общественных организаций, в том числе создаваемых в целях реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, в разработке и осуществлении государственной политики в сфере равноправия.

В-пятых, законопроект устанавливает порядок обжалования фактов дискриминации по мотивам пола и предусматривает необходимость ответственности должностных лиц за нарушение законодательства по вопросам равноправия мужчин и женщин.

Принятие данного законопроекта позволит расширить возможности реализации российскими гражданами - мужчинами и женщинами - всей совокупности их прав и свобод, что предусмотрено Конституцией Российской Федерации и нормами международного права.

Российское государство провозгласило обеспечение равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами принадлежащих им прав и свобод одним из приоритетов государственной политики. И несет конкретные обязательства - и перед своими гражданами, и перед международным сообществом - по их выполнению. Однако пока эти обязательства остаются нереализованными.

Остается пожелать, чтобы законы, обеспечивающие преодоление социальной дискриминации женщин в России, равные права и равные возможности полов, не залеживались в письменных столах депутатов.

ВЫВОД

Большинство нормативно-правовых актов посвященных вопросам о дискриминации женщин не реализуются в должной мере. Органы государственной власти практически игнорируют проблемы дискриминации в целом и проблемы дискриминации по признаку пола в частности. Государством не предпринимаются адекватные меры по устранению такой дискриминации, что является нарушением обязательства государства защищать права человека, в том числе, право на труд. Все это лишний раз показывает, что не достаточно просто разработать нормативно-правовой акт, нужно еще и создать механизмы для его реализации, и дать этим механизмам работать в полную силу. А вот в России почему-то с этим всегда проблемы. Необходимы активные действия, чтобы обеспечить провозглашенное равенство в действительности. Особое внимание к социальной и экономической роли женщин является не только само по себе важным из гуманных соображений, но и непременным условием достижения устойчивого развития и повышения благосостояния в обществе.

Добиться полного равноправия граждан обоего пола? задача трудная и долгая, решение которой потребует усилий многих поколений сторонников паритетной демократии и гендерного равноправия. Но дорогу, как известно, осилит идущий. Знания прав делают нас сильными.

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС:

Хрестоматия по всеобщей истори и государства и права , под ред. З.М.Черниловского; сост. З.М.Садиков. Режим доступа: http://www.lawlibrary.ru/izdanie2272.html

«Территория матриархата». Режим доступа: http://matriarchyarea.narod.ru/ index.htm

РАН «Институт социально-политических исследований». Режим доступа:

http://www.ispr.ru/index.html

Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа
Г.Г.Силласте, Г.Ж.Кожамжарова. Социологические исследования. 1997. № 12. Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/219255.html

Дискриминация женщин: современный подход к проблеме. А.Н. Волобуева, преподаватель кафедры конституционного права Курского государственного технического университета. Режим доступа:

home.sovtest.ru/`advocat-kursk/mates.htm#

Университет Миннесоты. Библиотека по правам человека: Режим доступа: http:// www1.umn.edu/humanrts/russian/instree/Re1cedaw.html

Международное право и национальное законодательство о равноправии женщин. Э.М.Иванова. Права женщин в России: законодательство и практика. 2004. Режим доступа: http://www.womnet.ru/prava/2004/1/12.htm

Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. С.В.Поленина. Москва: Институт государства и права РАН, 2000 Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/polenina/index.htm

Женский информационный центр. Режим доступа: http://www.nasilie.net/home.php?mode=lib_full&id=21&lang=ru

Для начала давай разберемся с терминологией. Дискриминация — это негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к той или иной социальной группе. Сексизм — это дискриминация людей по признаку пола и гендера. Идеология сексизма противопоставляет мужчин и женщин друг другу, наделяя их противоположными качествами. При этом сексизм оправдывает господство мужчин и угнетение женщин. Сексизм в отношении мужчин в этой ситуации невозможен, хотя они пытаются доказать обратное. Но их доводы при ближайшем рассмотрении оказываются несостоятельными. Мы не дискриминируем мужчин. Угнетенный пол — мы, а не они. Давай подробно разберем их возражения по этому поводу.

Только мужчины обязаны служить в армии

Во-первых, нам следует вернуться к самому понятию гендерной дискриминации: если мы говорим о ней, это значит, что именно женщины принуждают мужчин служить в армии. Но это, разумеется, не так. Здесь мужчин дискриминируют другие мужчины — те, кто изначально принял решение об обязательной службе, и те, кто его сейчас поддерживает. Главой военных ведомств РФ никогда не становилась женщина. Первая женщина-заместитель министра обороны вступила в должность в 2010 году — вместе с шестью коллегами-мужчинами. Таким образом, вопрос гендерной дискриминации в отношении обязательной службы снимается: не женщины принуждают мужчин служить. Это во‑первых.

Во-вторых, обязательная служба в армии — это порождение дискриминации женщин, а не мужчин. Почему женщины, как правило, не участвовали в войнах? Не потому, что они на это не способны, а потому, что это было слишком расточительно: женщина — это ценный ресурс, она способна производить новых людей. Гибель многих мужчин ничего не изменит в цикле воспроизводства, гибель одной женщины лишит общество(клан, народ, общину) ресурса, который способен воспроизвести новых воинов и новых производителей. Условно говоря, некая популяция, насчитывающая 50 женских особей репродуктивного возраста и 50 мужских особей, не прекратит свое существование, даже если 49 из 50 мужских особей погибнут: последний оставшийся в состоянии оплодотворить всех. При этом, если погибнут 49 женских особей, придется где-то добывать других, потому что одна женская особь не обеспечит восстановление популяции, не говоря уже о ее росте. Звучит цинично, но именно так к женщинам и относились на протяжении истории человечества — как к ресурсу для воспроизводства новых людей. Именно поэтому женщины были отстранены от военного дела.

Но человечество уже довольно давно не рискует стать исчезающим видом, так почему же сегодня воинская обязанность знакома жительницам только одной страны в мире, все остальные служат добровольно(в том случае, если у них вообще есть право служить в армии)?

Популярное

Нет, не потому, что женщины якобы слабее мужчин и служба в армии для них слишком тяжела: если говорить о чисто физических качествах, то в целом женщины менее сильные, но более выносливые, так что тяготы военного быта не являются противопоказанием. Кроме того, физическая сила вообще не является необходимым качеством для множества военных специальностей. Так в чем же дело, почему женщины не служат в армии?

Дело в том, что связь между социальной позицией и ношением оружия была и остается совершенно прямой: у кого в руках оружие, тот и власть. А власть в патриархате принадлежала мужчинам. Оружие — это новые технологии, это возможность завоевать себе определенные блага, это возможность защитить себя самостоятельно. Женщинам не позволяли брать в руки оружие так же, как не позволяли рабам: это — привилегия господ. Другое дело, что господствующему полу приходилось(и приходится) платить за это определенную цену, и часто эта цена — жизнь. Но здесь возникает вопрос классовой дискриминации: статусные мужчины(крупные военные чины) контролируют и дискриминируют молодых мужчин(призывники и младшие военные чины). Причем тут женщины? Совершенно ни при чем. Ни о какой гендерной дискриминации в ключе воинской повинности не может быть и речи.

Мужчины поражены в репродуктивных правах

Вернее, не просто поражены, репродуктивных прав у мужчин вообще нет: как только женщина беременеет, все права передаются ей одной. Только она вправе решить, сохранять беременность или нет. И если мужчина не хочет быть отцом, ему все равно придется им стать, если женщина того пожелает. Конечно, она не может заставить мужчину воспитывать ребенка, но она может признать его отцовство через суд и потребовать алименты. А если женщина не хочет — она вправе сделать аборт, не спрашивая мнения мужчины. То есть и отцом он стать не может по своему желанию. Ужасно несправедливо! Или нет?

Тут можно вспомнить любимый мужской аргумент про природу, которая создала нас разными и якобы поэтому женщины должны подчиняться мужчинам. Вот обратная сторона медали: природа не наградила вас маткой, все претензии к ней. Но мы, к счастью, не животные, слепо подчиняться природе не обязаны. Репродуктивные права у мужчин есть.

Если мужчина не желает становиться отцом, он может лишить женщину права беременеть — настолько, насколько к этому готов он сам.

Если речь идет о предохранении с помощью презерватива, то надежность этого метода зависит, в первую очередь, от правильного использования, и, как правило, большинство« проколов» обеспечивают неправильно надетые презервативы, неправильно открытые презервативы(рвать упаковку зубами не стоит), просроченные или некачественные презервативы, купленные в попытке сэкономить на предохранении. Но мужчины часто пугаются ситуации, в которой женщина этот самый презерватив как-то повредит и насильно сделает его отцом. Что делать?

Если отцовство настолько нежелательно, что прямо невозможно ни при каких условиях, то выход есть: нужно обратиться к хирургу и сделать вазэктомию — перевязку семявыносящих протоков. Половая функция полностью сохраняется, репродуктивная — нет: сперма никуда не денется, просто сперматозоиды в нее не попадут. Более того, эта операция обратима. Но на всякий случай можно заранее сдать сперму и оплатить ее хранение в замороженном виде — и стать отцом в любой удобный момент. А пока отцом становиться не хочется — вазэктомия дает гарантию в 99%. 1% остается, поскольку иногда семявыносящие протоки самопроизвольно восстанавливаются, но, учитывая, что презерватив даже после операции необходим в качестве защиты от ЗППП — это почти 100% гарантии от зачатия.

Да, операция — это риск. Да, есть шанс, что она станет необратимой. Но женщины точно так же рискуют: ни один способ контрацепции не дает женщине 100% гарантии, и в случае нежелательного зачатия женщине придется делать аборт, который тоже может негативно повлиять на ее репродуктивную функцию. Все честно, права равны. У мужчины есть возможность избежать зачатия почти со стопроцентной гарантией, и если этот метод его не устраивает, то это вопрос личного выбора, и о дискриминации опять не может быть речи: женщина не несет ответственности за то, какой риск он определил для себя более приемлемым — риск нежелательного отцовства или риск операции.

Желанное отцовство мужчине также доступно. Если вдруг мужчина находится в отношениях с женщиной, которая категорически не желает иметь детей, он вправе сделать осознанный выбор, определив, что для него важнее — дети или эта конкретная женщина. И если важнее дети, имеет смысл начать другие отношения. Если же он в принципе не желает зависеть от женщины в этом вопросе, он может оплатить донорство яйцеклеток и услуги суррогатной матери. Если у него не хватает средств — он может усыновить или удочерить ребенка.

Ровно то же самое придется делать женщине, которая хочет стать матерью, но не может найти подходящую кандидатуру на роль отца. Единственное отличие — она может(если ее репродуктивная функция в порядке) родить сама, и это будет условно« бесплатно», в отличие от суррогатного материнства. Но при этом женщина рискует своим здоровьем и даже жизнью, мужчина — нет. Все честно.

Что же касается права голоса мужчины в том случае, когда беременность уже наступила, то его не может быть по одной простой причине: все сопутствующие риски берет на себя женщина, для мужчины рисков нет. Его организм перестал принимать во всем этом участие сразу после эякуляции. Простое сравнение: даже если мужчине очень нужна новая печень, он не вправе требовать от женщины, чтобы она немедленно отдала ему половину своей. Она может, если хочет, но донорство — дело добровольное. Беременность, желанная для мужчины, но нежеланная для женщины, от донорства ничем не отличается: женщине предлагается отдать часть невосполнимых ресурсов своего организма другому человеку и рискнуть собственной жизнью — только потому, что этот другой человек очень хочет ребенка. Если она готова на это, она может согласиться. Если нет — нет. И ни о каком поражении в правах в данном случае не может быть речи, потому что ни у кого нет права распоряжаться жизнью и здоровьем постороннего человека по своему усмотрению.

Мужчины поражены в родительских правах

Бытует мнение, что развод с женщиной автоматически означает для мужчины поражение в родительских правах, поскольку суд якобы« в 90% случаев отдает детей матери». Но для начала нужно разобраться, что значит отдает? Статья 65 Семейного Кодекса Р. Ф. в пункте 2 сообщает нам, что« все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей», а в пункте 3 — что« место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей». И только в том случае, если родители не в состоянии договориться об этом, решение будет принимать суд. И тут мы снова возвращаемся к вопросу: кто и кого дискриминирует?

Семейный кодекс РФ подразумевает, что защита прав и интересов детей возложена на обоих родителей в равной степени без дополнительного определения каких-либо полномочий, но при этом он требует совершенно четкого определения места жительства ребенка — с одним из родителей. При этом интересы ребенка учитываются, и, если ребенок старше 10 лет, он вправе прямо высказать свое мнение — хочет он жить с мамой или с папой. Но он не вправе высказать пожелание жить и с мамой, и с папой, скажем, полгода с одним из родителей и полгода со вторым. Основное место жительства у него может быть только одно. То есть это снова вопрос не к женщинам, а к существующему законодательству.

Но мужчины уверяют, что де-юре они имеют равные права, а де-факто суд в 90% случаев определяет место жительства ребенка с матерью, и дальше только от ее доброй воли зависит, останется ли мужчина для ребенка отцом или станет совершенно посторонним человеком.

Но на самом деле эта статистика учитывает все иски. То есть и те, что подают матери, и те, что подают отцы. Таким образом, в эту статистику входят и те ситуации, когда мужчина никак не участвует в воспитании детей и суд определяет место жительства ребенка с матерью« автоматом» — просто на том основании, что де-факто отца у детей вообще нет. Учитывая, что 70% разведенных отцов в России уклоняются от уплаты алиментов — в этой статистике подобных исков должно быть немало. А вот официальная статистика того, сколько исков, поданных отцами, были удовлетворены(или не удовлетворены), судя по всему, в принципе не ведется — во всяком случае, нам не удалось ее найти. Таким образом, заявление о том, что« 90% отцов поражены в родительских правах», можно назвать полностью несостоятельным: мы понятия не имеем, сколько отцов из этих 90% вообще выразили желание« оставить ребенка у себя» и сколько — готовы были отстаивать это желание, подав встречный иск. И мы понимаем, почему мужчины не стремятся эту статистику вести: внушительная цифра 90% в этом случае значительно уменьшится, говорить о тотальной дискриминации будет сложно.

Таким образом, три кита, на которых держится миф о дискриминации мужчин(воинская обязанность, репродуктивные права и права родителя), при ближайшем рассмотрении тоже оказываются мифами.

Так кто же тут угнетенный пол?

  • ПОЛИТИКА
  • ЭКОНОМИКА
  • ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
  • НАУКА

В статье рассматриваются вопросы дискриминации женщин не только в России, но и за рубежом. Обосновывается необходимость внесения коренных изменений в государственную политику в сфере защиты женщин от дискриминации.

  • Проблема моббинга в системе внутриорганизационных коммуникаций
  • Зарубежный опыт создания эффективных систем стимулирования рабочих
  • Анализ проблемы рекрутирования молодежи в деятельность общественных организаций
  • Потребительское поведение молодежи (на примере г. Белгород)
  • Опыт решения проблемы организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья в НИУ «БелГУ»

Равноправие полов - это главные принцип всех демократических обществ, а также государств, которые направлены на социальную справедливость, уважение прав каждого человека. Но если смотреть на историю, то женщины постоянно отстаивали свои позиции за равноправие и реализацию этого права. Обеспечение женщинам одинаковых возможностей в жизни на правовом уровне зафиксированы, в основном, в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин , Декларации об искоренении насилия в отношении женщин и др.

Тем не менее в наше время можно наблюдать явную и скрытую дискриминацию женского населения. Эта проблема имеет международный характер. Вопреки существованию вполне масштабной законодательной базы, большинство исследователей выделяют, что огромная отрицательная реакция на выдвижение женщин по карьерной лестнице оказывает наличие старомодных гендерных принципов и патриархальных установок в обществе. Ущемление прав зачастую наблюдается в профессиональной сегрегации, то есть в неравном размещении женщин и мужчин в экономике, а также в повышенных запросах, дискриминации при приеме на работу, при профессиональном прогрессе, расхождении в оплате труда, в сексуальном домогательстве на работе, предубеждении, давлении или неуважении руководителей и коллег.

Социальная незащищенность женщин, а также экономическая зависимость делают их намного чувствительными в общественной жизни. Однако не стоит забывать, что женщины являются значительной частью населения планеты и занимают немалую роль в трудовой сфере.

Согласно статистике американки сегодня защищают практически половину всех степеней в точных науках, однако заполняют в данных областях лишь 21% рабочих мест соответственно. К тому же средняя заработная плата женщины-ученого в Соединенных Штатах является лишь 82% от зарплаты ее коллеги мужского пола, а в некоторых отраслях, таких как физика, астрономия, - около 60% . Все это может быть спровоцировано неправильным поведением или натиском со стороны мужского научного состава в процессе обучения женской части в высших учебных заведениях.

Важно выделить такое серьезное обстоятельство для женщины, как тема материнства. Молодые ученые обоих полов, которые не имеют детей, но обладающие научной степенью, в равной степени решают остаться в науке. Однако женщины-ученые, ставшие матерями или планирующие детей, покидают научную сферу в 2 раза чаще, чем ученые мужского пола в подобных ситуациях. Масштабный вопрос - это «выпадение» юных студенток и молодых ученых на стартовых этапах академической карьеры, которое связано, с большим отсутствием ролевых моделей (правдивых успешных примеров женщин, которые сочетают и работу, и дом) успешных женщин на высоких научных должностях. Такие известные миру женщины, как: певица Бейонсе, экс-госсекретарь США Кондолиза Райс и др. поучаствовали в создании ролика в поддержку прав женщин, который назывался Ban Bossy. Данный протест был нацелен против словесного ущемления женщин в бизнесе, а если точнее - против унизительной формы bossy, которая используется к успешным женщинам-руководителям как уменьшительно-ласкательный эквивалент слова «босс» . В России этой лингвистической проблемы не существует, но более приблизительным примером может быть эксплуатирование таких слов, как «директриса» или «училка», по отношению женской части. Акция была призвана уделить внимание обществу на то, как трудно большей части женщин продвигаться вертикально по карьерной лестнице, а также как редко хороший результат в достижении цели воспринимается обществом и мужчинами позитивно.

Вопрос об ущемлении женщин актуален и для Российской Федерации. Основными женскими рабочими сферами в России в основном считаются образование, здравоохранение, социальное обслуживание, гостиничный, а также ресторанный бизнес. К мужским работам относят рыболовство, добычу полезных ископаемых, строительство, промышленность и транспорт. Исходя из статистических данных нам известно, что в ходе обучения, трудовой деятельности и научной карьере 40,4% от общего числа женского населения хотя бы однократно, но все же сталкивались с проявлениями дискриминации. По данным Росстата, женщины преобладают на государственных должностях: 70% российских чиновников - женщины . Они же занимают около 2/3 рабочих мест финансовых организаций: банков, страховых фирм. Тем не менее несмотря на превосходящее количество женщин в Государственной Думе, а также финансовых предприятиях, более значительная часть мужчин находится на руководящих должностях, когда женщины - лишь подчиненные.

Важно отметить, что средняя зарплата у женщин в России - 24721 руб., что на 25,8% ниже заработной платы мужчин - 33303 руб. А также необходимо выделить огромный разрыв между временем обучения и карьерой в науке у женщин. Женщины являются 56% студентами вузов, превалируя в направлениях естественных, гуманитарных, социальных наук, а также в экономике, педагогике, культуре и искусстве. В том числе существует «пропасть» в «бюджете времени». В рабочие дни экономически активная мужская часть отдает работе по 8,5 часов и 1,5 часа в день - домашнему хозяйству, в то время как женщины трудятся 7 часов и уделяют домашним заботам более 3 часов. В Российском индексе научного цитирования, то есть РИНЦ нет поиска и классификации авторов по признаку пола. У нас нет возможности определить количество публикаций, выполненных женщинами, в отличие от его американского аналога Web of Science. Это провоцирует определенные трудности в измерении количественного соотношения публикаций женщин и мужчин.

Проблема ущемления прав женщин в России до сих пор актуальна. Вопреки существованию разного рода социальных программ, нам необходимо признать, что в Российской Федерации все еще имеет недостаток всесторонняя, сбалансированная, а также сформированная государственная политика в области защиты женщин. Без создания и систематического воплощения указанной политики в реальность, действия государственных органов в данной сфере будут носить хаотичный, противоречивый, а также непоследовательный характер, не позволяющий уничтожить истинные причины дискриминации женщин. Фундаментом для этого должно стать переосмысление места и роли женщин в современном обществе.

Список литературы

  1. Хорошун Н. А., Шамаева О. П. Рынок труда и мотивация трудового поведения молодежи / Диагностика и прогнозирование социальных процессов: материалы междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч, Ч. 2. Белгород, 27-28 окт. 2016 г. / Белгор. гос. технолог. ун-т; отв. ред. Н. С. Данакин, В. Ш. Гузаиров, И. В. Шавырина. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2016. - Ч. 2. - С. 14.
  2. Ловкис Е. Все меньше немецких женщин работают полный рабочий день [Электронный ресурс] // Deutsche Welle [Официальный сайт]. 08.03.2010. URL: www.dw.de/все-меньше-немецких-женщин-работают-полный-рабочий день/a-5333145 (дата обращения: 11.08.2014).
  3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [Официальный сайт]. URL: http://www. un.org/ru/documents/declconv/conventions/ cedaw.shtml (дата обращения: 12.08.2014).
  4. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [Официальный сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/declconv/declarations/violence.shtml (дата об- ращения: 12.08.2014).
  5. Вайнман Т. Интерледи: нелегкие пути успешной карьеры [Электронный ресурс] // Deutsche Welle [Официальный сайт]. 29.01.2013. URL: ww.dw.de/интерледи нелегкие пути успешной карьеры/a-16548023 (дата обращения: 11.08.2014).

В российской киноиндустрии, собранные за 2013-2017 годы. Статистика утверждает, что в съёмочных группах отечественных фильмов на одну женщину-продюсера или женщину-сценариста приходилось в среднем четверо мужчин на аналогичных должностях. Ещё меньше доля женщин-режиссёров в кинопроектах за отчётный период (15,9 %), и совсем уж символическая цифра среди операторов (только 2,9 % из них оказались женщинами).

Мы попросили женщин, работающих в российской киноиндустрии, прокомментировать полученные данные, а заодно уточнить, как часто им приходится сталкиваться с проявлениями гендерной дискриминации и что нужно сделать, чтобы женщинам в российском кино доверяли чаще.

Лена Ванина

сценарист

Мужчин режиссёров, сценаристов, операторов, звукорежиссёров во много-много раз больше, чем женщин. Всё-таки в кино женщина до сих пор - это всегда событие. В один момент стало очень много сценаристок, но всё равно основными, определяющими остаются мужчины. Мы же до сих пор слышим фразу: «Ого, слышал, там девушка - оператор» или «Крутой фильм, ещё и девушка сняла». То есть для нас для всех это неожиданно, какая-то штука если и не из ряда вон, то точно удивительная.

Дискриминация, конечно, существует. И существует более-менее на всех уровнях. Если у тебя нет имени и ты девочка, скорее всего, тебе предпочтут мужчину. Если ты девочка и у тебя есть хорошая история, есть шанс, что к тебе захотят приставить мужчину - соавтора, креативного продюсера и т. п. для надёжности, чтобы тебя укрепить. Если вы работаете в группе, то для многих мужчина будет априори главным, а вы - его «соавтором». Даже если вы равны, даже если вы начинали этот проект вместе. Очень часто встречается такое: вы сидите вдвоём, а обращаются к мужчине: «сделаешь», «поправишь», «у тебя тут». А девушка как будто просто личный секретарь, пришла посидеть вместе, чтобы потом внести правки, чтоб мужчина на такие мелочи не тратил время.

Бывает такое же и со стороны журналистов: вот вы в соавторстве сделали проект, но звонят почему-то мужчине и об интервью просят его. Дальше всё зависит от его порядочности, потому что некоторые в этом одиночном интервью начинают вдруг говорить: «Вот, я сделал, я придумал». Дальше случаются неприятные ситуации, когда такие вещи приходится проговаривать. Бывает такое, что у тебя есть проект, ты хочешь делать его одна, ты его придумала, но тебе аккуратно и как бы ненароком начинают впихивать мужчину для надёжности: «А ты уверена, что ты справишься? Может, возьмём кого-то ещё». Ты говоришь: «Ребята, вы охренели? Это мой проект, я его придумала, вам принесла, а вы предлагаете мне взять какого-то мужика, просто чтобы вам легче спалось?» И да, им кажется, что с мужчиной надёжнее.

Например, если есть сценарный проект, в котором нужно придумывать сложную структуру, все уверены, что тут нужен мужчина. «Ну нет, девушка с таким не справится?» - «Почему?» - спрашиваешь ты. И в ответ обычно получаешь что-то вроде: «Э-э, ну-у-у». Я не один раз слышала в индустрии фразы вроде: «Нет, ну девушки, конечно, бывают талантливыми, но…» Дальше ответы разнились, но суть можно и так понять. При этом мужчины не стесняются произносить такие фразы в присутствии тебя, женщины, которая является частью индустрии.

В то же время мужчины любят брать себе в соавторы женщин. Но многие из них совсем не относятся к ним как к равным. Девушку можно взять, переписать, переделать всё, как ты хочешь. Ну, она же не обидится? С мужчиной-коллегой так вроде бы нельзя. А девушка - это такой удобный вспомогательный вариант. Про квоты я не уверена, у нас в стране любые квоты ведут к бюрократии и даже самые хорошие начинания почему-то переворачиваются с ног на голову. Для того, чтобы это поменялось, нужно об этом говорить. Нужно прививать вокруг культуру взаимного уважения. Это же касается не только женщин, а вообще всех «других», в категорию которых до сих пор входит и женщина. Много ли у нас сценаристов и режиссёров среди людей с ограниченными способностями? Неужели мы все думаем, что их там нет?


Полина Ульянец

продюсер

Когда я вижу эту статистику, то в первую очередь думаю о своём окружении коллег, с кем я работала и работаю сейчас. Вокруг меня совсем другое соотношение. Дело в том, что я, наоборот, вижу больше женщин на позициях режиссёра, продюсера или сценариста. Операторское мастерство долгое время считалось мужским занятием, но тенденция меняется, и сейчас есть талантливые операторы-женщины, которые востребованы в своей профессии.

На факультете продюсерского мастерства во ВГИКе нас было поровну, а на параллельных курсах (режиссёрский факультет, звукорежиссура, операторское и сценарное дело) было больше парней. Но к окончанию моей пятилетней учёбы первые курсы заполнялись девушками всё больше и больше.

Лично я не сталкивалась с гендерной дискриминацией, наоборот, лишь однажды был проект, где на всех должностях у нас были женщины, и я искала второго режиссёра именно мужчину, чтобы разбавить нашу компанию. Не нашла.

Я не считаю, что нужно вводить какие-либо квоты, потому что залог любого успешного проекта точно не в гендерном балансе.

Лили Идова

сценаристка

Это просто шокирующие цифры. Конечно, я всегда понимала, что в российской киноиндустрии есть гендерный дисбаланс, но не представляла себе, что всё так плохо. Ведь в России есть прекрасное авторское кино, сделанное женщинами. Я быстро, навскидку, могу назвать примерно столько же российских женщин-режиссёров, сколько американских (хотя американская индустрия по объёму больше раз в сто): Мещанинова, Меликян, Гай Германика, Рената Литвинова, Алёна Званцова, Дуня Смирнова, Алиса Хазанова… Они составляют важную часть «лица» российского кино, но все их фильмы - личные, авторские проекты. По всей видимости, женщинам гораздо труднее пробиться в мейнстрим, просто попасть «на работу» в кино. То есть современные Киры Муратовы есть, а Лиозновой нет.

Это огромная проблема, и квоты тут не помогут. Я вообще не верю в карательные/запретительные меры со стороны государства как двигатель прогресса. А вот налоговые стимулы, специальные фонды, направленные на поддержку фильмов с серьёзным женским участием, может быть, и могли бы сдвинуть индустрию с мёртвой точки. Наверное, ещё помогли бы профессиональные организации, профсоюзы. Сейчас, если не ошибаюсь, в кино серьёзный профсоюз есть только у осветителей. По крайней мере, сценаристов точно никто не представляет.

Я работаю в тандеме со своим мужем, Михаилом Идовым. Иногда это помогает - не думаю, что нам удалось бы относительно безболезненно войти в эту индустрию, если бы наши первые проекты носила к продюсерам я, а не он. Иногда очень мешает - со стороны многим кажется, что он пишет, а я ношу ему кофе и тапочки. Проявляется это обычно в неприятных мелочах: меня всё время «случайно» выкидывают из общей переписки, понятия не имеют, как представлять и писать в титрах и т. д. Например, недавно на одном публичном выступлении нас гениально представили: «Сценарист этого фильма Михаил Идов и его жена Лили, тоже сценарист этого фильма». Так и живём. Тем временем, когда этим летом мы были в Лос-Анджелесе и встречались там с разными агентами и продюсерами, нам все говорили: «Какое счастье, что вы работаете парой, потому что вдвоём вас в нынешней обстановке гораздо проще продать, чем одного белого мужчину».


Елизавета Симбирская

сценарист, продюсер веб-сериала «ЭТО Я»

Женщин на позициях «режиссёр» и «оператор» в российской киноиндустрии действительно сильно меньше, чем мужчин. С продюсерами и сценаристами дело обстоит лучше. Я училась во ВГИКе, на сценарном факультете, и в моей группе было пять мальчиков и порядка пятнадцати девушек. На параллельном режиссёрском факультете было тоже очень много девушек, на продюсерском девушек было больше, чем парней, на операторском было всего несколько девушек, значительно меньше. По моим наблюдениям, с моего курса в кино сейчас работает примерно одинаковое количество мужчин и женщин. То есть из двадцати моих одногруппников кино занимаются четверо мужчин и примерно четыре-пять девушек. Думаю, у группы режиссёрского факультета примерно такая же пропорция, а вот у продюсеров другая, там больше девушек работают по профессии.

Одна из самых популярных теорий, почему в кино больше мужчин, чем женщин, - это специфичность работы. Она имеет право на существование. В этой работе нет нормированного графика, огромные нагрузки, как эмоциональные, так и физические, у режиссёров и операторов частые экспедиции и работа вне дома по восемнадцать часов. Не каждый мужчина и не каждая женщина это выдержит. Но если на мужчину в патриархальном обществе, а мы живём именно в нём, давит позиция «ты должен найти работу и стать успешным», то на женщину плюс к относительно недавно добавившейся установке про работу давит никуда не девшаяся установка «ты должна заботиться о доме и семье». Возможно, поэтому женщинам, у которых дом и семья на первом месте, сложно совмещать кино и личную жизнь. Я не говорю, что нет женщин, успешно с этим справляющихся, но их мало. Мужчинам, наверное, проще в этом смысле. Они либо уходят в работу с головой и не чувствуют невербального осуждения со стороны общества за отсутствие семьи, либо заводят семью, но не принимают активного участия в её жизни, оправдывая это работой, и это так же не осуждается обществом. Безусловно, есть процент мужчин, которым удаётся всё совмещать, но он маленький (и не только в кино, но и в любой другой профессиональной сфере).

Часто возникающий в спорах о гендерном неравенстве в кино аргумент, что режиссёрам-женщинам сложнее на площадке, их могут не уважать мужчины из группы, они сдаются под давлением и уходят из профессии. Женщинам-продюсерам в таком случае должно быть не легче, но тем не менее их больше, чем женщин-режиссёров, согласно графику. Так что я думаю, что женщины не боятся, что их не будут уважать на площадке, и не сдаются. Просто людей, готовых руководить другими и отвечать за деньги, в принципе больше, чем людей, готовых продуцировать смыслы, а режиссёр, сценарист, оператор - это в первую очередь трансляторы смыслов.

Совсем маленькое количество женщин-операторов раньше было связано с тяжестью и неповоротливостью съёмочной техники, но чем дальше развиваются технологии, чем легче и доступнее становятся камеры, тем женщин, мне кажется, в этой профессии будет становиться больше. Но это, я думаю, сильно зависит от того, как воспитывают детей. Каждая девочка хочет стоять перед камерой, потому что главное её оружие - красота внешняя, её этому научили, но редко какая девочка хочет стоять за камерой и рождать красоту сама, об этом родители, журналы, фильмы, книги редко вспоминают. Постоянные разговоры о женщинах в ключе красоты, хитрости, терпения, покорности и о мужчинах в ключе ума, таланта, выносливости, силы - всё это сильно влияет на восприятие действительности и то, какие профессии мы выбираем, как идём по пути этих профессий.

Что касается пренебрежительного отношения ко мне со стороны мужчин по гендерному признаку, я с таким не сталкивалась. Только однажды мы с режиссёром (мужчиной) пришли на первую деловую встречу с партнёром (тоже мужчиной). Я заметила, что мой собеседник в разговоре чаще обращается взглядом, позой к режиссёру, чем ко мне, хотя сидели мы так, что смотреть на меня ему было очевидно удобнее, чем на режиссёра. Меня это удивило. Я подумала, что это совершенно непроизвольное проявление доверия мужчины к мужчине. При этом собеседник работает в женском коллективе и не испытывает по отношению к женщинам негативных эмоций. На последующих наших встречах он уже уделял при разговоре мне такое же внимание, как режиссёру. То есть это была исключительно интуитивная, глубоко запрятанная в сознании реакция - первый разговор идёт между мужчинами.

Я не считаю, что надо вводить какие-то квоты. Любые квоты и искусственные ограничения не приведут к позитивному результату, как мне кажется. Сейчас мир меняется, женщины получают всё больше и больше возможностей для реализации себя. Кино вслед за всеми остальными сферами (финансовой, политической) стало более открыто для женщин. Индустрия, как и любой живой организм, может и должна естественным путём корректировать саму себя, реагируя на социальные изменения. Благодаря нашим разговорам, объяснениям, словам, выступлениям мужчины начнут чаще брать отпуск по уходу за детьми и вести хозяйство, женщины будут хотеть уделять больше внимания работе, перестанут испытывать за это стыд, и те и другие откроют в себе новые грани личности, характера. Уйдёт эта догма, что женщина рождена, чтобы сидеть дома, воспитывать детей и ждать мужа, перестанут вдалбливаться в головы детей идеи гендерного неравенства. Но, как любой эволюционный процесс, этот займёт много времени. Возможно, не одно десятилетие.

Рассказать друзьям