Работа с родителями по программе добрый мир. Опыт преподавания курса «Добрый мир» на примере Мытищинского района

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

КНИГА 1. ПРОГУЛКИ ПО ДНЯМ ТВОРЕНИЯНАШ КРАСИВЫЙ ДОБРЫЙ МИР. ТРОПИНКИ ПРОГУЛКИ. «ЧТО МЫ ВИДИМ НА ПРОГУЛКЕ?» – 4
Мы отправляемся в путешествие – 4
Какие вы счастливые! – 6
Наблюдаем. Наш мир – 7
Обсуждаем-размышляем. Гуляем, смотрим, рисуем «Что мы увидели на прогулке?» – 7ПРОГУЛКА ПЕРВАЯ. «СВЕТ. ДЕНЬ. НОЧЬ» – 8
Путешествие с книгой. Первый день – 8
День первый – 8
Рисуем. Устраиваем выставку рисунков «свет», «ночь», «день» – 10
Да будет свет – 10
Ночь – 11
Играем. Состязания в меткости и силе. День и ночь – 11ПРОГУЛКА ВТОРАЯ. «НЕБО» – 12
Путешествие с книгой. Второй день – 12
День второй – 12
На прогулке. Наблюдаем небо. Рисуем. Обсуждаем – размышляем – 12
Небо – 12
Угадайка «Какой сегодня день?» рисуем. Безоблачный день – 14
Аппликация «облака». Облака – 14
Поём песенку. Рисуем. Облака – 14
Смотрим на небо и размышляем: «На кого похоже моё облако?» – 15
Чудеса – 16
На прогулке. Играем. Облако-коршун – 16
Угадайка. Рисуем. Облако – 16
Наблюдаем. Рисуем. Тучи. Май. Тучки – 17
Поём песенку. Белые кораблики – 18
Сочиняем рассказ. Тучка-путешественница – 19
Рисуем (продолжение рассказа «Тучка-путешественница») – 19
Угадайка «Ветер». Ветер – 19
Поём песенку. Хлопаем. Весёлый ветер – 20
Благодатный дождь – 20
Летний дождь – 21
Рисуем. Радуга – 22
Угадайка «Что это?» – 22
Выставка рисунков «Небо. Тучи. Облака. Радуга» – 23
Угадайка «Голоса природы» – 23
Поём, хлопаем в ладоши, играем. Дождик (весёлый) – 23
Осень – 24
Слушаем музыку и стихотворения. Рисуем грустный дождик. Осень – 24
Осень – 24
Осень – 25
Выставка рисунков «Что мы видели на прогулке?» – 25ПРОГУЛКА ТРЕТЬЯ. «ЗЕМЛЯ. ВОДА. РАСТЕНИЯ» – 26
Путешествие с книгой. Третий день – 26
День третий – 26
Обсуждаем-размышляем. «О воде» – 26
Обсуждаем, рисуем. Земля – 28
Море – 29
Волна. Волна – 29
Ветер по морю гуляет – 29
Выставка рисунков «Море. Волны. Корабли. Паруса» – 29
Играем в фигуры. Море волнуется – 30
Обсуждаем-размышляем. Путешествие воды – 30
Для чего нужна вода? – 32
Рисуем. Обсуждаем-размышляем «Откуда что берётся?» Вода – 32
Лёд и вода – 32
Ледоход – 33
Гроза – 33
Буря – 33
Пища растений – 34
Обсуждаем - размышляем. Угадываем. Рисуем. Дождик-путешественник – 34
Добрые вести – 36
Урожай – 36
Откуда взялся хлеб? – 37
Как человек просит хлеба у Бога – 38
Не будем играться хлебом! – 39
Хлеб – 40
Обсуждаем поговорки «Почему так говорят?» – 40
На прогулке. Наблюдаем. Обсуждаем - размышляем. Какие бывают растения? – 41
Играем, танцуем, кружимся. Яблочко – 41
Яблонька – 42
Клён зелёный – 42
Танцуем. Рисуем. Калинка – 42
Угадайка. Берёза – 42
Нарисуй. Про деревья – 44
Играем. Я берёза – 44
Обсуждаем-размышляем «какие?» цветы – 44
Угадайка. Подснежник – 44
Слушаем музыку и рисуем. Подснежник – 44
Поём, играем на музыкальных инструментах, рисуем. Василёк. Резеда – 46
Играем. Роза, мимоза – 46
Песенки цветов. Роза – 46
Угадайка. «Музыка». Поём песенку колокольчика и звеним, кто на чём сможет. Песеня колокольчика (радостная) – 47
Рисуем печальные колокольчики – 47
Лилия – 48
Фиалка – 48
Слушаем и рисуем то, что растёт в саду. Мой садик – 48
Нарисуй. Милый сад – 50
Играем. Душистый табак – 50
С кем поведёшься, от того и наберёшься – 50
Обсуждаем-размышляем. Золотой луг – 50
Угадываем и рисуем. Тыква на огороде – 52
Играем «Угадайка». Я садовником родился – 52
Слушаем музыку, танцуем вальс цветов – 53
Выставка рисунков «цветы. Деревья. Овощи» – 53ПРОГУЛКА ЧЕТВЕРТАЯ. «СОЛНЦЕ, ЛУНА, ЗВЁЗДЫ» – 54
Путешествие с книгой. Четвертый день – 54
День четвёртый – 54
Поговорка – 54
Послушаем и нарисуем. Солнышко – 54
Угадайка «Для чего?». Солнце – 56
Слушаем стихотворение и рисуем светофор своего настроения. Радость – 56
Играем в фигуры. Здравствуй, солнышко! – 56
Угадай и нарисуй. Солнце и звёзды – 57
Угадайка – 57
Играем в мяч. В перекиды (на солнечной лужайке) – 57
Луна – 58
Танцуем. Светит месяц – 59
Читаем считалочки. Играем в прятки. Вышел месяц из тумана – 59
Звёзды – 59
Созвездия – 60
Угадайка – 60
На прогулке. Наблюдаем за солнышком. Играем в догонялки. Солнце разгорается – 61
Сочиняем сказку. Угадайка – 61ПРОГУЛКА ПЯТАЯ. «ПТИЦЫ. РЫБЫ. НАСЕКОМЫЕ» – 62
Путешествие с книгой. Пятый день – 62
День пятый – 62
Обсуждаем-размышляем «Кого из творений мы видели на прогулке?» рисуем. Весной – 62
Ласточки – 64
Слушаем. Угадываем. Рисуем. Птичка – 64
Птичка – 64
Хлопотливая птичка – 65
Птичка-мать – 66
Умная птичка – 66
Слушаем и угадываем «Что Увидела птичка?» – 67
Играем. Рисуем. Совушка – 67
Угадайка. Садик – 68
Соловейко – 68
Воробей – 69
Слушаем песенки о птицах. Танцуем. Рисуем птиц: кукушку. Ворону, лебедя, жаворонка. Кукушка – 69
Ворона – 70
Слушаем. Жаворонок – 71
На прогулке. Играем в ловишки. Галки-вороны – 71
Играем. Водим хоровод. Чижичек – 71
В леталки – 72
В дятла – 72
Птицы зимой – 73
Птичка – 74
На прогулке наблюдаем за птичками. Играем-состязаемся в ловкости и быстроте. Утки летят – 75
Хлопаем в ладоши. Два чижика – 75
Грачи летят – 75
Читаем и рисуем осенние картинки. Осень – 76
Осень – 77
На прогулке. Играем в молчанку. В сову – 77
Ласточка – 78
На прогулке. Играем. Ласточки-белокрылки. Птицы – 79
Играем в прятки. Считалочки. Сидел петух на палочке – 79
Шла кукушка через сад – 79
Играем в жмурки. Птички и птицелов – 80
Угадайка. Сочиняем и играем в игру
«Что я вижу из окошка?» Улица – 80
Нарисуй. Деревья под снегом – 80
Слушаем. Танцуем, рисуем лебедя. Лебедь – 80
Выставка рисунков «птицы» – 81
Рисуем. Жители моря – 82
Акула – 83
На прогулке. Играем. Рыбаки и рыбки. Ёрш и щука – 83
Играем в прятки. Считалочка «Черепаха хвост поджала» – 83
Рыбка – 84
Выставка рисунков «Рыбы» – 84
Похвала пчеле – 85
Песенка пчелы – 85
Изобрази звуками и красками. Пчёлки на разведках – 85
На прогулке. Наблюдаем за пчёлками. Играем. Пчёлки и медок – 86
Кто пчёлок уважает – 87
На прогулке. Наблюдаем. Читаем, обсуждаем, рисуем. Радость – 87
Бабочка – 88
Божья коровка – 88
Муха – 89
Играем. Поём. Танцуем. Как у наших у ворот – 89
Мухи и паук – 89
Кузнечики – 90
Поём и играем. Песня про кузнечика – 90
Жук – 90
Слушаем и изображаем жужжание жука. Рисуем. Как поёт жук? – 90
На прогулке. Наблюдаем за жуками. Играем. Состязание в меткости и силе. Жук – 91
Жучок-паучок – 92
Комарики-мошки – 92
Комарик – 92
Угадайка – 93
Играем. Водим хоровод. Комар – 93
Выставка рисунков «Пчёлы, комары, бабочки, жуки, кузнечики, мухи, пауки, божии коровки» – 93
Прогулка шестая. «Человек. Животные» – 94
Путешествие с книгой. Шестой день – 94
День шестой – 94
Спор животных – 94
Рисуем лошадь, собаку, кошку. Обсуждаем-размышляем «Для чего?» Заяц и ёж – 96
Рисуем зайца и ежа. Обсуждаем-размышляем. Поговорка «Не ладно скроен...» – 97
Рисуем волка и лису – 97
Прыгаем. Соревнуемся. Зайка прыг, зайка скок – 97
Играем. Водим хоровод. Заинька-попрыгаинька – 98
На горе стояли зайцы – 98
Поём. Зайчик – 98
Выставка рисунков «Зайцы» – 99
Учимся смотреть. Сочиняем стихотворение «Что я вижу из окошка?» – 99
Мышки – 100
Рисуем кошку и мышку – 100
Кто быстрее? Скороговорка – 100
На прогулке. Играем. Ёжик и хомячки – 100
Рисуем ёжиков и хомячков – 101
В прятки. Считалочка «Белка прыгала-скакала» – 101
Белка – 101
Рисуем белку – 101
В салки. Бычок – 102
Рисуем быка, бычка, корову – 102
В фанты. Рота – 102
В мяч. Баранчики – 102
Рисуем баранов. Овечек – 103
В фигуры. Две большие пони – 103
Рисуем пони. Пони – 104
Нарисуй медведя. Играем в салки-догонялки. В медведя – 105
В разрывание цепи. В плетень. Лиса и зайцы. Лиска-лиса и петушки – 106
Умная собака – 106
Кот – 108
Лиса и крот – 109
Слушаем музыку, поём песенку, рисуем зверей. Солнечная песенка – 109
Поём песенку. Лесной олень – 110
Обсуждаем-размышляем. «Какие голоса и движения у животных?» Рисуем – 111
Выставка рисунков «животные» – 111
Прогулка шестая. «Человек» – 112
Путешествие с книгой. Как на земле появились люди – 112
День шестой – 112
Человек – 114
Как устроен человек? – 114
Угадайка «Где находится душа?» – 114
Душа – 115
Части человеческого тела – 115
Части головы, лица – 115
Какие чувства бог дал человеку? – 116
Обсуждаем-размышляем. Пословицы – 116
Обсуждаем-размышляем. Пословицы – 118
Угадайка «Что это?» – 119
Хромой и слепой – 119
Обсуждаем-размышляем. Всюду чудеса живут – 121
Угадайка «Чем отличается?» На стриженую овечку бог теплом пахнул – 121
Играем. Гуси и волк – 121
Угадайка «Какие мы?» – 122
Вглядываемся в своих друзей. Рисуем – 123
Прогулка седьмая. «День отдыха (покоя)» – 124
Путешествие с книгой. Седьмой день – 124
День седьмой – 124
Воскресенье – 124
Угадайка «Почему так говорят?» Поговорка – 124
Угадайка «Творение» – 125
Кто сотворил наш красивый, добрый мир? – 126
Путешествие с книгой. Творец и его творения – 126
Обсуждаем-размышляем «О чём мы узнали в путешествиях?» – 127
Кто сотворил наш мир? – 127
Обсуждаем-размышляем. «Какой он?» Бог – 127
«Где живёт?» Бог повсюду – 128
Бог с человеком – 128
Угадайка «Голоса творений?» Прислушайтесь – 130
Изображаем красками и звуками – 130
Играем в живые картины. Мир - Божиих рук созданье – 132
Угадайка «Назови творения». Божии создания – 133
Аппликация «Прекрасный мир». Прекрасный мир – 133
Угадайка «Как называется дом?» Чудесный дом – 134
Угадайка «Для чего Бог сотворил человека?» Творец – 135
Угадайка «Откуда?» Лето – 136
Что лучше? – 136
Слава Богу – 138
Поём песенку. Чудесная песенка – 138
Обсуждаем - размышляем: «О премудрости Божией. Вода. Воздух. Ветер. Тепло». Где найти Бога? – 139
Посиделки. Составляем рассказы «Что мы можем вспомнить в тишине?» – 140
В тишине – 140
Наблюдаем – 140
Приключение капельки – 142
Играйка-угадайка «Порядок в окружающем мире». Времена года – 144
Угадываем и рисуем. Зима – 144
Играйка -угадайка «Для чего?» Одеяльце – 145
Рисуем. Лепим «Красивая зима» – 146
Угадываем и рисуем. Голубое небо – 146
Рисуем. Делаем аппликации – 146
Угадываем и рисуем. Утро – 147
Рисуем – 148
Угадайка. Отчего умерла гусеница? – 148
Куда исчез лист бумаги? – 149
Рисуем. Обсуждаем-размышляем «Откуда? Куда?» Песня – 151
Маленькие огородники – 151
Угадываем. Рисуем. Сенокос – 152
Летом – 152
Угадайка – 153
Могут ли небо и земля рассказать о Боге? – 154
Играем. Лето – 154
На прогулке. Играем «представь себе» – 156
Славит Бога вся природа – 157
На прогулке. Играем «Логические цепочки» – 157
Обсуждаем размышляем «Как устроен мир так чудесно?» Всюду чудеса живут – 158
Угадайка. Посмотри и ответь – 159
Догадайся. К создателю-творцу мира – 160
Обсуждаем-размышляем «Для чего я расту?» Для чего ты растёшь? – 161
Слушаем музыку. Рисуем «Творения Божии» – 162
Вспоминаем-повторяем – 162
Выставка рисунков «Добрый Божий мир» – 163КНИГА 2. ХОРОШО – ПЛОХОРАССКАЗ ПЕРВЫЙ «ЧТО ХОРОШО И ЧТО ПЛОХО?» – 4
Угадайка. Что такое хорошо и что такое плохо? – 4
Путешествие с книгой. Как Бог научил человека отличать добро от зла – 4
Слушаем песнопение. Как человек просил прощения у Бога? – 8
Совесть подсказала – 8
Стыдно обижать – 8
Главные правила жизни добрых детей – 9
Рисуем. Делаем аппликацию – радуга. «Добрые правила жизни» – 9
Как себя вести в течение дня? – 10
Пословица – 10
Кто виноват? – 10
Поем песенку. Если добрый ты – 11
Угадайка. Что хорошо и что дурно? – 11
Обсуждаем – размышляем «Какими должны быть дети?» – 12
Угадайка – 12
Обсуждаем – размышляем – 12
Рисуем «Дерево добра» – 12
Угадайка «Противоположности» – 13
Добродетели – 13
Благородство – 13
Сочини рассказ – 14
Угадайка «Добрые качества души и добрые дела» – 14
Поговорка – 17
Что есть добро, а что – зло? – 17
Заповедь для самых маленьких о послушании – 17
Выучим поговорку – 17
Поговорка – 18
Отчего зло? – 18
Обсуждаем – размышляем «почему добро не умирает?» – 19
Поговорка – 19
Как Ваня хорошее делал – 19
Запомним – 20
Хорошо, что солнышко светит – 20
Резвая коза – 20
Жучка – 21
Два товарища – 21
Играем. Выручалки – 22
Дружба – 22
Хлопаем в ладоши. Прыгаем. Дружно – 22
Две козы – 23
Два козлика – 23
Обсуждаем – размышляем «Добрые привычки». Добрый совет – 24
Поговорки – 24
Поём. Дорога добра – 24РАССКАЗ ВТОРОЙ «БУДЬ ПОСЛУШНЫМ!» – 26
Путешествие с книгой. Как человек стал непослушным – 26
Обсуждаем – размышляем «Какого человека можно назвать разумным?» – 28
Поговорка – 28
Путешествие с книгой. Послушание Марии – 28
Послушанье – 29
Путешествие с книгой. Непослушный сын – 30
Послушники – 30
Обсуждаем – размышляем «О не послушании» – 31
Кто из мальчиков умнее? – 31
Дерзкая молодая муха – 31
Воробышек и огонь – 32
Три златопёрые рыбки – 32
Непослушный мишутка – 34
Обсуждаем – размышляем «О трудолюбии» – 35
Путешествие с книгой. Мудрый царь – 35
Стрекоза и муравей – 35
Играем в живые картины. Стрекоза и муравей – 37
Обсуждаем – размышляем «Трудолюбие и лень» – 37
Пословица – 37
Настойчивый муравей – 38
Запомни пословицу – 38
Приглашение к труду – 38
Трудолюбивый и ленивый брат – 40
Утренние лучи – 40
Маленький садовник – 41
Играем. Ленты тянутся – 43
Угадайка. Без чего не проживёшь? – 43
Старик – 43
Обсуждаем – размышляем «Доброе дело» – 44
Пословица – 44
Угадайка «Почему?» – 44
Поговорка – 44
Две тучки – 44
Обсуждаем – размышляем «Чем отличаются?» Ленивый и прилежный – 45
Поговорка – 45
Лентяй и солнце – 46
Поём. Антошка – 46
Обсуждаем – размышляем «Когда скучно?» – 47
Пословица – 47
Выставка поделок, рисунков. «Подарки далёким и близким друзьям» – 47РАССКАЗ ТРЕТИЙ «ПОМОГИ!» – 48
Путешествие с книгой. Милосердный человек – 48
Запомни – 48
Матерь Божия – детей защитница – 48
Слушаем песню. Обсуждаем – размышляем. Рисуем. Спаси, Владычице, святую Русь, спаси – 50
Святой Николай милующий – 52
Слушаем песню о святом Николае – 53
Вася – 53
Обсуждаем – размышляем «О моём друге». Божий фонарик – 53
Эгоист – 54
Поём песни о друзьях. Вот что значит настоящий, верный друг. Когда мои друзья со мной – 55
Обсуждаем – размышляем «Наши добрые дела» – 56
Посидим в тишине – 56
В дороге – 57
Подарок – 58
Сказка о пчёлке мохнатке – 58
Три малыша – 59
Обсуждаем-размышляем «О добрых, жадных, щедрых». Сиротка – 60
Любите всех – 61
Угадайка. Красота и доброта – 61
Поговорка – 61
Щедрость – 62
Щедрый человек – 63
Поём песенку. Доброта – 63
Мальчик и орехи – 64
Собака и тень – 64
Моё – 64
Обсуждаем – размышляем – 65
Поговорка – 65
Играем. Жадный рот – 65
Слушаем, поём, маршируем. Вместе весело шагать – 65
Поём песенку. Всё мы делим пополам – 67РАССКАЗ ЧЕТВЕРТЫЙ «НЕ СПОРЬ! ПРОСТИ!» – 68
Путешествие с книгой. Верный Иов – 68
Запомним поговорку – 68
Заповедь о прощении – 68
Обидное слово – 70
Обида – 70
Прощение – 71
Запомним – 71
Бараны – 72
Пословица – 73
Лебедь, Рак и Щука – 73
Ветер и солнце – 74
Поём песенку и рисуем улыбку. Улыбка – 74РАССКАЗ ПЯТЫЙ: «БУДЬ СКРОМНЫМ! НЕ ХВАСТАЙСЯ» – 76
Путешествие с книгой. Скромный и хвастливый – 76
Как на руке мальчика спорили пальчики – 77
На что похожа рука? – 77
Кто самый главный? – 78
Как поспорили части человеческого тела – 79
Галка в чужих перьях – 80
Лягушка и вол – 81
Пылинка и капелька – 82
Море и лес – 83РАССКАЗ ШЕСТОЙ. «НЕ КРАДИ! НЕ ОБМАНЫВАЙ!» – 84
Путешествие с книгой. Важные правила – 84
Лгун – 85
Ложь – 85
Вору – зло, а доброму – добро – 85
Косточки – 86
Играем. Капустка – 87
Обсуждаем – размышляем – 87
Поговорка – 87
Почему ты вчера не искал мои очки? – 88
Как Наташа у лисы хитринку купила – 88
Угадайка – 89
Обсуждаем – размышляем – 89
Почему заплакал Петя – 90
Повторяем. Вспоминаем. Заповеди Божии – 90
Угадайка «Добрые дела» – 91КНИГА 3. СЕМЬЯ. РОДИНА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ. НАШИ МЕНЬШИЕ ДРУЗЬЯРАССКАЗ ПЕРВЫЙ «МОЯ СЕМЬЯ. НАШ РОД» – 4
Мой род – 4
Угадайка. Наш дом – 4
Наша семья – 4
Поём. Родной дом – 5
Путешествие с книгой. Как Бог учил относиться к родителям – 6
Седьмая дочка – 6
Обсуждаем – объясняем. Чем я могу порадовать? – 8
Угадайка «Выбор». Правильно – неправильно – 9
Мама – 9
Нарисуй «моя мама» – 9
Песенка для мамы. Буква «м» – 9
Поём. Песенка о маме – 10
Какая твоя мама? – 11
Поем песню. Хлопаем в ладоши. Солнечный круг – 11
При солнышке тепло, при матери добро – 11
Колыбельная песенка – 13
Отец и сыновья – 13
Поговорка «Добро и зло» – 13
Любовь к родителям – 15
Обсуждаем – размышляем «Любовь родителей». Поговорка – 15
Отец – 16
Играем в ладошки. Дружная семья – 16
Выучим пословицы – 16
Садик – 17
Играем в живые картины. Народная песня – 17
Бабушка – 18
Мамина мама – моя бабушка – 19
Бабушкины руки – 19
Человек родился! – 20
Брат и сестра – 20
Поем колыбельные. Угадываем – играем «В дочки матери». Где жить хорошо? – 23
Поём. Играем в «Дочки-матери» Колыбельная – 23
Куколка, усни – 23
Ты расти-расти, коса – 23
Угадайка «Родственники» – 24
Мой дом, моя семья – 24
Рисуем – 24
На прогулке строим дом. Строим дом – 25
Угадываем. Рисуем. Кто построил добрый дом? – 25
Свой дом – 27
Угадайка «Чей дом?» – 27
Поговорка – 27
Рисуем «Моё родословное древо» – 28
Обсуждаем-размышляем «Как сохранить наш дом?» Наш общий дом – 28
Мы – разные – 29
Играем – прыгаем. Мы по лесенке бежали – 29
Баба и пирожок – 30
Обсуждаем – размышляем «О доброй душе и дружной семье » – 30
Угадайка – 31
Выставка рисунков «Моя семья» – 31РАССКАЗ ВТОРОЙ. «МОЯ РОДИНА» – 32
Родина – 32
Читаем о родине. Рисуем. Поём песенки. Водим хоровод – 32
Родина моя – 32
Москва златоглавая – 33
Родина – 33
С чего начинается родина? – 33
Во поле берёза стояла – 35
Песня о России – 35
Святая Русь – 36
Поём. Русь называют святою – 36
Почему люди защищают свою родину – 37
Защищаем святую Русь – 38
Выставка рисунков «Солдаты отечества. Пограничники. Защитники» – 39
Поём и танцуем. Наш край – 40
Слушаем и рисуем. Как пойду я на быструю реченьку – 41
Край родной – 41
Выставка рисунков «Моя родина» – 41РАССКАЗ ТРЕТИЙ. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» – 42
Христиане – 42
Мать и дети – 44
Храм – 45
Смотрим рисунки. Обсуждаем-размышляем «Кого, что мы видим в церкви?» – 47
Православный храм – 48
Обсуждаем – размышляем. Поговорки – 48
Храм – 49
Рисуем – 50
Храм – 50
Слушаем колокольный звон – 51
Колокола – 51
Церковь Божия – 52
Пишем. Бог – 52
Играем. Звучная буква – 52
Утренняя молитва – 53
Слушаем и рисуем колокола – 53
Крест над храмом – 53
Выставка рисунков, поделок «Какой храм мы увидели на прогулке?» – 54РАССКАЗ ЧЕТВЁРТЫЙ. «НАШИ МЕНЬШИЕ ДРУЗЬЯ» – 56
Путешествие с книгой. Как человек давал имена животным. Не вреди! – 56
Рассказы о святых. Необыкновенная дружба святых людей и диких зверей – 57
Как святой Симеон вылечил змея – 58
Как лев служил святой Татьяне – 58
Кому забава, а кому смерть! – 58
Обсуждаем – размышляем «Чем я могу помочь?». Строим кормушки – 59
Воробей – 59
Ворона – 59
Обсуждаем – размышляем «Кто добрый, кто злой?» – 60
Медведь – 60
Дедушка Мазай и зайцы – 61
Про зайца – 62
Играем в фигуры. Мазай и зайцы – 63
На прогулке. Слушаем голоса природы. Обсуждаем – размышляем. Сочиняем, рисуем – 63
Язык зверей – 63
Угадываем «О чём говорят Божии творения?» Рисуем – 63
Лягушки, синица, сова, кот – 63
Стыдно перед соловушкой – 64
Обсуждаем – размышляем «Как относиться к животным, птицам, растениям?» – 65
Мороз – 65
Обсуждаем – размышляем «Беда. Помощь. Благодарность» – 67
Муравей и голубка – 67
Обсуждаем – размышляем. Поговорка – 67
Обсуждаем – размышляем «Чем помочь?» – 67
Добрый мальчик – 67
Котёнок – 68
Не бойтесь меня! – 69
Соловей в клетке – 69
Угадайка «Почему?» – 69
На воле и в неволе – 69
Птичка в лесу – 69
Чиж – 70
Обсуждаем – размышляем. Поговорка – 70
Слушаем. Рисуем – 70
Сострадание птичек – 70
Почему плачет синичка? – 70
Добрая девочка – 71
Пожалей меня! – 72
Разорённое гнездо – 72
Случай на прогулке – 73
Мой друг – 73
Улитка «Равлик-павлик» – 75
Просьба мотылька – 75
Обсуждаем-размышляем «О чём просит птичка?» Голодная птичка. Покормите птиц – 77
Играем в живые картины. Птичка – 78
Играем в мяч. Курочки летят – 78
Как дымок искал друзей – 79
Рисуем. Весёлая прогулка – 80
Лесной доктор – 80
Поём песенку. Рисуем. Пропала собака – 81
Как ежиха приголубила своих детей – 82
Воронёнок и соловей – 82
Моя мама самая красивая – 83
Обезьяна-мать – 83
Лисица и мышка – 84
Находка (рассказ мальчика) – 84
На прогулке в лесу. Рисуем. Растите, колокольчики! – 84
Счастливый человек – 86
Рисуем. Маленький принц и роза – 86
Слушаем песню. Рисуем. Форели – 87
Мальчик и рыбки – 88
Обсуждаем – размышляем «О доброте. О чудесной дружбе человека и животных» – 89
Играем в мяч. Охотники и зайцы – 89
Коллективное панно «Не обижай творения Божии!» – 90
Люби, жалей – 90
Выставка рисунков «Животные, птички, рыбки – мои меньшие друзья» – 91МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Раздел 1. Общая характеристика программы – 5
Раздел 2. Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования – 11
Программа «Добрый мир. Православная культура для малышей» – 11
▪ 2.1. Пояснительная записка – 11
▪ 2.2. Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей 5-7 лет – 14
▪ 2.3. Интегрированное содержание работы по духовно-нравственному воспитанию при освоении образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования при включении содержательного модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» – 16
▪ ▪ 2.3.1. Задачи психолого-педагогической работы с детьми 5-6, 6-7 лет – 16
▪ ▪ 2.3.2. Принципы отбора содержания модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» с учетом интеграции образовательных областей программы дошкольного образования – 21
▪ 2.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы «Добрый мир. Православная культура» в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – 39
▪ 2.5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей» – 41
Раздел 3. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – 57
Приложения – 137
Приложения 1. Состав пособий комплекта «Добрый мир» – 137
Приложение 2. Задачи образовательных областей, выделенных в тексте Федеральных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в рамках которых возможно дополнение основной образовательной программы содержанием программы «Добрый мир» – 153
Приложение 3. Возрастные особенности детей – 156
Приложение 4. Духовно-нравственное воспитание детей в семье и в условиях конфессионального образования – 168
Приложение 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования – 172
Приложение 6. Структура учебно-методического комплекта «Духовнонравственная культура. Православная культура» для дошкольного и школьного звеньев – 174
Литература для детей – 189
Литература для воспитателя – 194
Программы и методические материалы по воспитанию детей дошкольного возраста – 197

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Занятие на тему:

«Шестой день творения. Человек. Как на земле появились люди»

для воспитанников старшей (подготовительной) группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ №16 «Колосок»

Пушкинского района

Рожко Надежда Григорьевна

Москва 2014

Практико-значимый проект. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Шестой день творения. Человек. Как на земле появились люди». По программе «Добрый мир» . «Православная культура для малышей»

Актуальность

Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных ценностей, а, следовательно, разрушения личности.

Государственная политика в сфере образования направлена на возрождение национальных традиций отечественного образования и воспитания, которые могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества.

Истинное образование, по мнению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, есть становление не только ума, но и сердца. Поэтому образовательное учреждение, «давая знания и помогая юному человеку вырасти умным, сильным и здоровым, одновременно должно научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктами и страстями…»

Это ориентирует педагогов, в том числе и дошкольной ступени образования, на нравственно-духовное становление личности ребенка через приобщение к общечеловеческим ценностям: любовь, добро, милосердие, жертвенность, совесть, честь, единство и братство…

При разработке занятий, решающих подобные цели, в качестве замечательного содержательного материала мы используем программу Шевченко Л.Л. «Добрый мир»

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель

Приобщение детей к истокам православной культуры, духовно нравственным традициям русского народа. Продолжать знакомить с возникновением мира.

Задачи

1. Познакомить детей с основными понятиями Православия.

2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

3.Помочь приобрести элементарный опыт в церковной жизни (обучить простым молитвам, осенению себя крестным знамением, благочестивому поведению в Храме, в обществе).

4. На примерах жития Святых раскрыть нравственные понятия добра, благодарности, милосердия, честности, трудолюбия, послушания.

5.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Методы и приемы

Наглядно-действенный метод:

Показ сказок (педагогами, детьми);

Рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;

Проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдений;

Экскурсий;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:

Бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

Ответов на вопросы педагога, детей;

Проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

Сообщения дополнительного материала воспитателем;

Загадывания и отгадывания загадок;

Рассматривания наглядного материала;

Рассказов детей о своих впечатлениях;

Разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

Организация продуктивной деятельности: лепка (тема «Лепим человека»).

Работа с раздаточным материалом

Формы работы

Игровая: вариативно-информационная (иллюстрация)

Словарная: активизировать словарь (Главные слова. Душа. Тело. Доброта. Послушание)

Предварительная: чтение сказок, притч; беседы по дням творения; прослушивание песен и стихов человеке, о добре.

Подготовительная: подготовка иллюстративного материала. Подбор материала (произведения художественной литературы, детские песенки(диск), занимательные игры).

Список используемой литературы

1. Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.

Методическое пособие.- М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2012.

2. Шевченко Л.Л. « Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга №1. Прогулки по дням творения. / Под редакцией Л.Н. Антоновой.

Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных

образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2011.

3. СД – диск – музыкальное сопровождение занятий. Учебно-методический комплект «Добрый мир». Православная культура для малышей.

Ход занятия

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Под музыку «Прогулки» (№1) дети подходят к столу, открывают книгу, смотрят знакомые картинки и доходят до темы «Прогулка шестая» (с. 95)

Воспитатель:

Что изображено на иллюстрации?

Как Бог сотворил человека?

Что мы видим на рисунке?

Дети:

Бог вдунул в человека святой дух.

Воспитатель:

Мы с вами опять отправляемся в путешествие по страницам нашей замечательной книги «Добрый мир». Первое, что я вам хочу прочитать, это рассказ «Как на земле появились люди» (с.112)

Как Бог сотворил человека?

Как его звали?

Для чего Бог создал Еву?

(Ответы детей)

День шестой

Продолжая свято дело,

Бог создал Адама с Евой.

Их Господь благословил,

Всад Эдемский поселил,

И изрёк слова Творец:

Человек всему венец!

Как звали первых людей?

Где поселил Бог Адама и Еву?

Человек

Чудесный мир был создан Богом,

Ив нем чудесного так много.

Но всех чудесней из века в век

Был создан Богом человек.

Воспитатель:

Сделаем вывод: Человек – это самое лучшее, красивое творение Бога

ВЕНЕЦ

Воспитатель:

Ребята, а кто может рассказать как устроен человек?

(ответы детей)

Воспитатель: Как устроен человек? У человека есть голова, туловище, руки, ноги. Все вместе они составляют тело человека. Тело мы видим. Втеле живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться. Душа находится внутри человека. Благодаря ей, человек может думать, разговаривать, радоваться, плакать, любить. Бог создал человека красивым: разумным, добрым, послушным.

Как вы думаете, а можно ли увидеть душу человека?

Дети:

Нет, она невидима.

Воспитатель:

Для чего нужна душа?

Где находится душа человека?

Дети:

Внутри человека – там, где его доброе сердце, которое всех любит.

Воспитатель:

Как можно узнать что у ребенка добрая душа?

Дети:

Он любит маму, папу, заботится о животных и растениях, не обижает их.

Воспитатель:

А какого человека можно назвать бездушным?

Дети:

Злого.

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру?

Дети садятся полукругом. Их внимание обращает к себе воспитатель.

На столе стоит прозрачная пустая ваза, коробочка с разноцветными камушками.

Упражнение «Наполни душу ребёнка»

Детям показывают разноцветные камешки в коробочках.

Представьте, что эта ваза означает маленького человека, который родился.

Чему мы хотели бы научить ребёнка?

Дети накладывают разноцветные камушки в вазу, проговаривая слова: Я поделюсь с ним…

Вежливость

Доброта

Послушание

Любовь к родителям

Любовь к природе

Добрые поступки

Сочувствие

Забота о ближнем

Радость

Дружба

Бережливость

Мы наполнили душу ….. и получилась яркая богатая душа.

Давайте мы тоже сделаем что-то доброе и прекрасное.

Творческая работа. Лепим человека

А сейчас из яркого пластилина вылепим человека, которого создал Бог. И обозначим красным цветом место, где находится душа человека – сердце.

Музыкальное фоновое сопровождение – С.В. Рахманинов. 2 концерт. Адажио (№28)

Воспитатель: - Человек всему венец! Самое лучшее творение Бога.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Добрый мир»

Направленность: духовно-нравственное развитие

Составитель:

Педагог дополнительного образования:

Читаева София Денисовна

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 8 месяцев

г. Москва

2016

Пояснительная записка

Направленность программы : В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой была разработана программа «Добрый мир», которая строится в соответствии с целью и общими принципами ФГОС. Содержательный модуль реализует задачи возрождения традиционного для России духовно-нравственного воспитания. В процессе освоения программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.

Актуальность : Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».

Педагогическая целесообразность : Процесс формирования личностных качеств ребенка имея сенситивный период развития в дошкольном возрасте, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, поэтому для получения полноценных личностных результатов должна быть преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.

Основная цель программы – развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Программа ориентирована на решение следующих задач :

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традициям России

Приобщение к общечеловеческим ценностям;

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Создание условий творческого развития;

Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития личности

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Отличительные особенности программы:

программа построена с учётом возрастных возможностей детей 5-6 лет.

Детям не только сообщаются готовые знания, но и ставятся проблемные ситуации , в разрешении которых они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии. Программа разработана на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, однако дополнена материалами духовно-нравственного характера.

Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:

Игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста

является игровая;

Информационно – коммуникационные – обеспечивают наглядность,

доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые

возможности получения информации;

Технологии деятельностного метода, развития критического и творческого

мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний, на

основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе,

учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогая развить ему творческий потенциал.

Возраст детей:

Программа ориентирована на детей 5-6 лет

Срок реализации программы: на 1 год, всего 68 занятий.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельная работа,

Основные содержательные компоненты программы:

О религиозной культуре, как о добром и красивом мире творений Божьих;

О нормах устройства отношений в мире, как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе, миру вещей и природы

Ожидаемые результаты:

- Способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий в культурно историческом и социокультурном контексте.

Умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В результате работы по этой программе у детей развиваются базовые моральные качества:

а) любовь к людям (сострадание, желание порадовать близких, видение добра в людях, а не их недостатков) ,

б) стыд (различение в себе добра и зла и т.д)

в) чувство совести (оценка своего поведения и его мотивов, на основе христианских норм)

В качестве критериев оценки личностного развития ребёнка была выделена группа отношений, которые характеризуются понятием духовной культуры «благочестивые» - т.е добрые, заботливые, честные, трудолюбивые. Противоположными им показателями являются: недобрые, эгоистичные, лукавые, ленивые.

Формы контроля могут быть вариативными, включая анализ продуктов творческой деятельности.

В процессе реализации дополнительной образовательной программы дети будут участвовать в выставках, на праздниках детского сада.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Устроение мира. Наш красивый добрый мир

Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники

Итого

64 ч.

Организационные мероприятия, выставочная деятельность, экскурсии, соревнования

и т.д.

Всего:

68 ч.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

Приобретение культорологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

Направлено на:

Создание условий для развития личности ребенка;

Развитие мотивации личности ребенка к наблюдению и творчеству;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям;

Воспитание любви к Родине, семье;

Создание условий для самоанализа, творческой самореализации

личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной

культуры;

Программа состоит из 4 разделов:

  1. «Устроение мира. Наш красивый добрый мир»

Темы разделов: «Свет. День. Ночь», «Небо», «Земля. Вода. Растения», «Солнце, луна, звезды», «Птицы. Рыбы. Насекомые», «Животные», «Человек», «День отдыха».

  1. Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?

Темы разделов: «О послушании. О трудолюбии», «О прощении, упрямстве», «О милосердии, любви, заботе. Помоги!», «О скромности и хвастовстве», «О воровстве, хитрости, о смелости, о совести»

  1. Как устроены отношения в нашей жизни.

Темы разделов: «Семья», «Родина», «Православный храм», «Наши меньшие друзья».

  1. Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники.

Темы разделов: «Рождество Христово», «Пасха», «День ангела».

Календарно – тематический план

№ занятия

Кол – во

часов

Сроки (дата)

планируемые

Вводное занятие, обсуждаем путешествия, хоровод

04.10

Творческая работа. Рисунок «что видно из нашего окошка», чтение рассказа «наш мир»

06.10

Рассказ о прп. Сергии и его семье, благодарность, подарок другу

11.10

Свет. День. Ночь. Рассуждаем откуда свет

13.10

Времена года. Рассказ о празднике Покрове, наблюдаем природные приметы в этот день

18.10

Ночь. Звезды.

20.10

Наблюдаем небо, прогноз погода на завтра

25.10

Хрустальный день, различия дня и вечера,

27.10

Облака. Наблюдаем за формой

1.11

Россия. Родина. Отношение к родине.

Облака над Россией

3.11

Тучи, дождик, радуга. слушаем звуки природы.

8.11

Ветер

10.11

Осень, прислушиваемся к природе

15.11

Осень. Обобщение.

17.11

Вода. Водоемы.

22.11

Превращения воды. Передвижение по воде.

24.11

Земля. Урожай

29.12

Виды растений, жизнь растений, уход за ними

1.12

Защита родины. Богатыри. Рассказ о св. Александре Невском и его семье

6.12

Хлеб. Труд. Бережное отношение к еде. благодарность

8.12

Деревья. Зима. Рассказ о празднике Введение. Послушание.

13.12

Цветы

15.12

Рассказ о св. Николае, милосердие, помощь. Праздник.

20.12

Вальс цветов

22.12

Рассказ о Рождестве. Семья

27.12

Рождество

29.12

Солнце. Луна. Звезды

10.01

Планеты. Созвездия.

12.01

Крещение. Вода. Закрепление.

17.01

Рыбы. Виды рыб и их жилище

19.01

Птицы.

24.01.

Хлопоты птиц, семейство

26.01

31.02

Птичья викторина, забота о птицах

2.02

Перелетные птицы

7.02

Волшебные птицы, птицы в русском творчестве

9.02

Праздник Сретения. Принимаем гостей. Семья. Другие религии.

14.02

Насекомые. Труд, внимательность, жизнерадостность

16.02

21.02

Пчелы

28.02

Бабочки и мухи

2.03

Кузнечики и жуки

7.03

9.03

Умеренность, прощение

14.03

св. Даниил Московский. Родина. Украшение родины. Мудрый и добрый правитель

16.03

Вид животных и их жилища.

21.03

Заяц. Звериные следы

23.03

Мелкие и средние звери.

28.03

Кошки и собаки. Помощь друзьям

30.03

Хитрость и вредность лисы

4.04

Рассказ о празднике Благовещение. Отношение к беременности и рождению младенца. семья

6.04

Крупные звери, язык зверей

11.04

Подготовка к Пасхе

13.04.

Рассказ о празднике Пасха

18.04

Человек. Части тела.

20.04

Душа. 5 чувств

25.04

Забота о животных, ответственность за сохранность природы.

27.04

Сострадание. Дед Мазай.

2.05

Нельзя клеветать друг на друга, нельзя вредить

4.05.

Родина. Победа над врагом Родины

11.05

7 день недели, день покоя

16.05

Времена года, повтор, для чего я расту.

18.05.

Огород. Забота о земле, зверях и людях. Логическая цепочка. Закрепление.

23.05

Именины. Благодарение.

25.05

65-68

Резерв

В течении курса

Материально – техническое обеспечение.

Материально – техническое обеспечение программы дополнительного образования детей «Добрый мир» включает:

магнитная доска, магнитофон; проектор, экран, компьютер, краски, карандаши, мелки, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, природный материал, иллюстрации, игрушки и т.д.

Список использованной литературы:

Учебный курс «Добрый мир».


В МДОУ «Большегрызловский детский сад общеразвивающего вида «Рябинка» с сентября 2012 года проходит апробация УМК «Добрый мир» .

Программа Шевченко Л. Л. «Добрый мир» --- это программа духовно-нравственного образования дошкольников.

В состав комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» входит восемь пособий, включающих комплекс разноплановых материалов, позволяющих осуществлять различные виды деятельности детей: слушание текстов и музыкальных произведений, пение, рисование, игровую, исследовательскую, досуговую деятельность, сочинение сказок, беседы, чтение, угадывание, театрализацию на основе ценностей православной культуры.

Каждый человек с рождения живет в мире отношений: с родителями, воспитателями, друзьями. Для верующего человека все отношения определяются законом Божьим.

От того, как он относится к Богу, зависят его отношения к окружающему миру. Как помочь современным детям в обретении пути?

Наши дети путешествуют по необыкновенным дорогам - добрым маршрутам духовного краеведения, на которых узнают, как устроен мир, знакомятся с добрыми правилами жизни людей, учатся руководствоваться в своих действиях повелениями совести, беречь окружающий мир.

В детском саду кружок «Добрый мир» ведёт Шульгинова Ольга Геннадьевна.

В 2012-2013 уч. году дети старшей группы знакомились с книгой Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей» №1 «Прогулки по дням творения. Устроение мира».

В 2013-2014 уч.году дети подготовительной группы познакомятся с книгами: №2 «Устроение отношений в мире. Хорошо -плохо» , №3 « Как устроены отношения в нашей жизни» , №4«Православные праздники».

Шульгинова Ольга Геннадьевна, 3октября 2012 года, проходила педагогические курсы «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» по подготовке воспитателей к преподаванию духовно-нравственной культуры на основе учебно-методического комплекта Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей» в Московском государственном областном университете на базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия.


С педагогами дошкольных образовательных учреждений Серпуховского муниципального района, на базе которых проходит апробация УМК «Добрый мир», посетила Серпуховский Высоцкий мужской монастырь.

В процессе освоения Программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.

Задачи нравственного воспитания:

1. Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, послушание родителям, любовь к семье, Родине, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбие, стыдливость совершения безнравственных поступков, взаимопомощь, ответственность и забота.
2. Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых.

Задачи умственного воспитания.

1. Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Ознакомление с окружающим миром .
1. Культурологическое ознакомление с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира.

2. Обогащать представления детей о мире творений, рассказывать о целесообразности природных явлений, о чудесном устроении мира.

Формирование экологических представлений.
1. Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.

2. Учить отношению к творениям окружающего мира как друзьям человека. Учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых как наших друзьях меньших.

3. Формировать представление о человеке как любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу.

Формирование словаря.

1. Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры (добро, зло, грех, послушание, стыд, совесть, милосердие, трудолюбие, честность, храм).

2. Обеспечить понимание элементарного объема базовых понятий православной культуры. Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель. Ангел Хранитель. Благодарение. Воскресение Христово. Грех. Добро.
Изобразительная деятельность


  1. В предметном, сюжетном и декоративном рисовании, конструировании, лепке, аппликации -развитие умений художественного отображения красоты и гармонии Божественного творчества.

Музыкальное воспитание

«Рябинка»

Кружок «Добрый мир»

Руководитель: Шульгинова О.Г.

Устроение мира. Прогулки по дням творения. Книга №1

Старшая группа, 2012-2013 уч.год

Прогулка первая. Свет. День. Ночь.

Творческая работа в рабочих тетрадях.

Прогулка вторая. Небо.

Прогулка третья. Земля. Вода. Растения.

Прогулка четвёртая. Солнце. Луна. Звёзды.

Открытое мероприятие для родителей

«Добрый ангел мира»

Май, 2013год



Цель. Познакомить детей с христианским праздником – Днём ангела.

Задачи: расширить представления детей о мире природы как творении Божьем. Расширять представления детей о целесообразности творений окружающего мира. Побуждать детей размышлять. Показать значение библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека. Обеспечить понимание элементарного объёма базовых понятий православной культуры: Бог, Ангел Хранитель, добро, крещение, молитва. Формировать умение работы с материалами творчества, как средствами отображения творений Бога. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической и народной музыки. Формировать у детей нравственные чувств: любви к Родине; доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия. Развивать эмоциональную сферу детей. Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия. Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей» №4 «Православные праздники. Чему мы радуемся?»

Творческая работа детей с участием родителей.

Тема: «Ангел» (поделка из ажурных салфеток)

Ангел в небесах живёт.

Ангел доброе несёт.

Ангела не обижай.

Смотрите также:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона

Одной из важнейших государственных задач современности является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями исконно русской православной культуры. Понимание того, что без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры, высказывается на высоком государственном уровне. Без духовности, которую передавали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не можем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, патриотизме, представления о человеке в целом.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Именно этим целям в общеобразовательной школе посвящен предметный модуль «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного с 1 сентября 2012 г. по поручению президента РФ Д. А. Медведева.

Однако начинать какое-либо воспитание необходимо еще в дошкольном возрасте. Именно в этом возрастном периоде идет активное накопление нравственного опыта, активного познания мира и человеческих отношений, происходит обращение к духовной жизни. Как отмечает С.Куломзина, «в эти годы формируется его духовное подсознание, которое станет почвой и фундаментом свободной мысли и сознательных действий в будущем» 1 . Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает гармоничное формирование его личности, а «отсутствие в образовательном процессе ценностных смыслов дискредитирует трансляцию культурного опыта человечества, сводя образование и обучение к передаче информации и научению, а воспитание — к нравоучению и морализации» 2 . К сожалению, многие родители и педагоги забывают об этом, превращая с раннего детства воспитание лишь в подготовку к учебе в школе.

Министерство образования Московской области плодотворно взаимодействует с Московской епархией Русской Православной Церкви, закрепив сотрудничество договором от 12.11.2001 г. , а с 2002 г. функционирует соответствующий Координационный совет.

Одной из таких программ, реализующих духовно-нравственное воспитание дошкольников, является программа Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей». Она представляет собой содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дополняя ее обязательную часть новой образовательной областью, тем самым обеспечивая достижение духовно-нравственного развития детей, их готовность к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования « Духовно-нравственная культура народов России», а также преемственность решения задач духовно-нравственного образования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования (программа является вводной частью авторской общей программы «Православная культура для 1-11 классов»). Отбор содержания программы произведен с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки от 23.11.2009 г. № 685), федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования нового поколения (2009 г.), «Примерного содержания по предмету «Православная культура» (МО РФ 2002 г.), опыта преподавания православной культуры в 55 регионах РФ. По замыслу автора, в программе «Добрый мир» сохраняется культурологический подход изложения религиозной культуры, она носит культурологический развивающий творческо-игровой проективный характер — маршрут духовного краеведения. Введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни — задача семейного воспитания, невыполнимая в системе светского образования.

Программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (от 5 до 7 лет). Учебно-методический комплект «Добрый мир. Православная культура для малышей» состоит из восьми пособий: 1) Книга 1 «Прогулки по дням творения»; 2) Книга 2 «Хорошо — плохо»; 3) Книга 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья»; 4) Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники»; 5) наглядные материалы; 6) рабочая тетрадь; 7) методическое пособие для учителя (программы, планы, разработки уроков); 8) CD-диск. Музыкальное сопровождение занятий.

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей 3 .

В основе программы лежат фундаментальные положения святоотеческого наследия о закономерностях духовно-нравственного развития личности, о методах и формах духовно-нравственного воспитания в соответствии с возрастными возможностями, о принципах отбора учебного материала, а также исследования научной психолого-педагогической отечественной школы о закономерностях развития и методах воспитания дошкольника, государственные документы в области образования, обобщение практического педагогического опыта духовно-нравственного воспитания и образования в РФ.

Основными содержательными компонентами программы для дошкольников являются знания о религиозной культуре как о добром, красивом мире творений Божиих; о нормах устроения отношений в мире как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе и миру вещей, к миру природы; о ценностях жизни христиан, отразившихся в традициях православных праздников 4 . Соответственно построено и содержание учебников. В книге 1 «Прогулки по дням творения» рассказывается о сотворении мира, проявлении воли Божией о мире и человеке в устроении мироздания. Пособие является базовым в освоении главных понятий православной культуры, которые будут углубляться в следующих книгах. В книге 2 «Хорошо — плохо» углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни — послушание, трудолюбие, любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определяется как зло. В книге 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья» углубляется этическая тема, показываются примеры благочестивой жизни — того, как эти нормы проявляются в устроении повседневных отношений жизни христиан. Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники» рассказывает о счастье жизни христиан, о христианской радости, отразившихся в главных православных праздниках — Рождества и Воскресения Христова, Дне ангела как основании и завершении пути Божественного спасения человека.

По замыслу автора, в программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольника формы совместной с воспитателем групповой и самостоятельной работы: ролевые, сюжетные игры, драматизация, беседа, наблюдение, экспериментирование, обсуждение проблемных ситуаций, конструирование, художественное творчество, музицирование и др. в условиях предметно-развивающей среды (прогулки-путешествия, выставки, спектакли, концерты и т. п.). Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра-путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной 5 .

В детских садах Мытищинского муниципального района работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию организована с сентября 2012 г. и проводится в двух формах: 1) в рамках организованной образовательной деятельности (ООД) как дополнение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования по образовательным областям «Познание. ФЦКМ», «Коммуникация. Развитие речи. Общение», « Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество», « Социально-личностное развитие. Социализация» и др.; 2) в рамках дополнительного образования по выбору родителей (кружковая работа).

В течение года проведения работы по духовно-нравственному воспитанию наметилась следующая тенденция:

на 01.09.2012 г.

на 01.03.2013 г.

на 01.09.2013 г.

Кол-во дошкольных
образовательных
учреждений
внедряющих программу
«Добрый мир»

34 (из 48)

45 (из 48)

48 (из 48)

Реализация в рамках кружковой работы (кол-во ДОУ / кол-во детей)

18 / 391

21 / 467

36 / 1080

Реализация в рамках ООД (кол-во ДОУ / кол-во детей)

16 / 452

24 / 701

12 / 432

Таким образом, количество детей, с которыми ведется работа по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Мытищинского муниципального района в рамках кружковой работы за год увеличилось на 63,8%, а в рамках ООД уменьшилось на 4,5%, переходя в кружковую работу.

Однако следует учитывать, что если кружковая работа предполагает посещение детьми занятий вне основного времени и с согласия родителей, то организованная образовательная деятельность предполагает участие всех детей без исключения в течение дня. Следовательно, в таком случае в программе делается упор на нравственную и другие составляющие, опуская при этом духовную составляющую курса из соображений толерантности по отношению к детям маловоцерковленных или вообще невоцерковленных родителей. Таким образом, к сожалению, задачи духовно-нравственного воспитания в рамках ООД в полной мере не реализуются. Тем не менее, количество детей, посещающих занятия «Добрый мир» в рамках кружковой работы, где духовно-нравственное воспитание реализуется соответственно программе в полной мере, на 1 сентября 2012 г., согласно проведенному мониторингу, составляет 10,4% от всех воспитанников 5-7-летнего возраста ДОУ Мытищинского района, а на 1 сентября 2013 г. — 28,7% соответственно, что на 18,3% больше, чем в прошлом году.

Также следует заметить, что работа по духовно-нравственному воспитанию проводится не исключительно по программе Л. Л. Шевченко. В качестве дополнительных к основной воспитателями используются такие программы, как «Путь в храм», автор А. Г. Уралова; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева; «Философия для детей в сказках и рассказах», автор М. А. Андрианов; «Оберег», автор Е. Г. Боронина; « Байки-побайки» , автор Е. В. Сальникова и другие подобные. Однако их содержание вызывает сомнение в истинном решении задач духовно-нравственного воспитания, подменяя его патриотическим или фольклорным элементом, порой противоречащим православным традициям. Подмена духовно-нравственного воспитания гражданско-патриотическим прослеживается на многих занятиях педагогов.

Базовой характеристикой личности являются понятия «духовность» и «нравственность». Современная светская педагогическая мысль связывает духовность личности с гуманизмом и нравственными ценностями, проявлением «человеческого в человеке», полагая, что «жить по совести — это значит быть личностью духовной» 6 . С точки зрения православного мировоззрения духовность — это «качество личности, способ ее существования, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности» 7 . Духовный человек всегда ощущает свое несоответствие этому идеалу и постоянно стремится совершенствоваться.

Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность — сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. С точки зрения православной педагогической мысли нравственная жизнь неотделима от духовного мира человека, поскольку является способом «практической ориентации поведения личности, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности» 8 . По мнению Л. Л. Шевченко, «христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Это находило отражение в определении задач образования, мировоззренческих установок, составляло основу анализа деятельности и отношений людей» 9 .

Таким образом, целью и объектом духовно-нравственного воспитания, по мнению Т. И. Петраковой, «является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, и от эстетического — целью и объектом которого являются чувства…» 10

Действительно, «если ориентировать подрастающего человека на так называемые общечеловеческие ценности, которые весьма размыты и относительны, где отсутствует определенный идеал, ни о каком развитии подлинной духовности не может быть и речи» 11 .

Тесно связано с духовно-нравственным воспитанием гражданско-патриотическое. Как подчеркнула в своем выступлении на IX Московских областных Рождественских образовательных чтениях Л. Н. Антонова, патриотическое воспитание направлено на формирование социальной активности, ответственности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу, выполнению своего конституционного долга 12 . Все эти качества имеют большое значение для нравственного укрепления личности, поскольку «на основе чувства патриотизма, уважения к национальным святыням укрепляется любовь к Родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества» 13 . Однако гражданско-патриотическое воспитание требует восполнения духовно-нравственным, которое имеет первостепенное значение.

Неверная расстановка акцентов в ряде случаев говорит о некомпетентности педагогов дошкольных учреждений в области духовно-нравственного становления личности ребенка. В связи с этим повышению квалификации уделяется большое внимание. Так, в 2012/13, а также в 2013/14 учебных годах в ДОУ Мытищинского района проводились педсоветы и консультации для педагогов на тему духовно-нравственного воспитания в ДОУ и семье; консультации для родителей на тему «Система духовно-нравственного воспитания в семье». На районном уровне — семинар для педагогов, внедряющих программу «Добрый мир»; круглый стол по проблеме реализации программы «Добрый мир» с участием представителей духовенства Мытищинского благочиния.

Однако, как показала статистика, высококвалифицированных специалистов крайне мало. Несмотря на то что краткосрочное обучение по программе «Добрый мир. Православная культура для малышей» на базе МГОУ прошли 45 педагогов района, этого недостаточно. Педагогу, тесно соприкасающемуся с душой ребенка, необходимы не только соответствующие знания, но и личный глубокий опыт жизни в православной культурной традиции, который приобретается не сразу. Вспомним слова В. А. Сухомлинского, который предъявлял достаточно высокие требования к личности педагога: «Мы должны быть… примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» 14 . Пожалуй, главным для преподавателя православной культуры должно быть осознание необходимости собственного духовного возрастания, когда «определяющим становится сознательный выбор мировоззрения, который обуславливает и мысли человека, и его поступки» 15 , а также ответственный подход к преподаванию данного предмета 16 .

Кроме того, некомпетентными в данной области являются и большинство родителей, воспринимая зачастую данный курс интуитивно и в общих чертах. Условием посещения детьми кружка во многих случаях является уже знакомый родителям педагог, которому можно довериться, а не профессиональный специалист и содержание курса.

Тем не менее, известны и противоположные положительные примеры. Так, в детском саду поселка Пирогово Мытищинского района существует многолетняя традиция проведения подобных занятий с участием священника и творческой инициативой родителей.

Подобные примеры делают необходимым выстраивание последовательной работы педагога с родителями и семьей в целом. Например, может оказаться целесообразным подбор интересных заданий по пройденной теме для совместной домашней работы родителей и детей; организация выставок работ детей для демонстрации родителям; вывешивание информационных содержательных листов (например, «Как определить День ангела ребенка?»), а также информационных листов с темой и целью пройденного занятия. Подобная примерная работа с родителями предлагается автором курса «Добрый мир. Православная культура для малышей» в методическом пособии.

Итак, продолжая анализировать проделанную работу в Мытищинском районе за 2012/13 уч. г. и подводя итоги результатов проведенных диагностик, отметим, что у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы на занятиях формировались культурологические знания и представления о смысле праздников Рождества Христова, Пасхи, Дня ангела; базовые моральные чувства, такие как умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира как гармоничного, красивого творения Божия; различать добрые дела и плохие поступки; находить хорошие качества в друге; различать в себе добро и зло (выделять в себе недолжное); видеть и понимать действия и последствия послушания-непослушания; иметь представления о дружбе, трудолюбии и лени, щедрости и жадности, милосердия и заботы о ближнем; иметь представление о действии прощения, гнева-кротости, скромности-хвастливости, честности и воровства; видеть действия и последствия правды и лжи.

В качестве итоговых мероприятий с детьми проводились конкурсы рисунков «Рождество Христово», «Рождественские кружева», «Зимняя фантазия», «Подари улыбку миру»; конкурсы детских поделок «Ангелочек и Я», «Добрый ангел», ко Дню Матери; районный отборочный тур Международного конкурса декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо 2013»; конкурсы чтецов «Моя страна — моя Россия», «Мир встречает Рождество»; праздники и досуги: «Зимние забавы», «Рождественские колядки», «Крещенские посиделки», «Пасхальная сказка», «Масленичные гуляния»; на районном уровне — конкурсы детского творчества.

Несмотря на существующие трудности, работа в данном направлении продолжает развиваться. При управлении образования Мытищинского муниципального района создана рабочая группа для разработки учебно-тематического планирования, планов-конспектов занятий, анкет-опросников, диагностики уровней усвоения программы. В планах на будущий год:

— проведение круглых столов с участием представителей духовенства Мытищинского благочиния на тему «Актуальные вопросы по преподаванию модуля „Православная культура для малышей“ в рамках реализации программы „Добрый мир“ Л. Л. Шевченко »; «Обогащение знаний педагогов о духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста посредством использования модуля программы „Добрый мир“ Л. Л. Шевченко »;

— районный семинар на тему « Ценностно-содержательная основа модуля „ Духовно-нравственная культура“ (представление педагогов о формировании у детей старшего дошкольного возраста основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор)»;

— организация работы районного методического объединения по реализации программы «Добрый мир» и др.

Еще раз возвращаясь к цели данного курса и содержанию организованной работы Министерства образования Московской области в данном направлении, хочется подчеркнуть, что сегодня очень важно формировать нравственное начало, приобщать подрастающее поколение к духовным и национальным традициям, вовлекать в деятельность по сохранению культуры, обеспечивать тесное взаимодействие семьи и образовательного учреждения. Вслед за протоиереем В.Зеньковским отметим, что духовно развитый человек — это «не тот, кто только понимает, но тот, кто и правильно оценивает, и верно действует» 17 . «Духовно и нравственно развитый ребенок живет с ощущением своей духовной „сопричастности“ к жизни окружающей его действительности, он имеет живой интерес к происходящим событиям, искренние и добрые чувства по отношению к окружающим людям, сердечные устремления к Богу, а также чувство ответственности за свои действия, слова и мысли… При этом ребенок реально проявляет чувство милосердия и сострадания к ближним, поскольку воспринимает их как духовно близких людей» 18 .

Л. И. Мумрикова
канд. пед. наук,
старший преподаватель кафедры
общей педагогики ПСТГУ

Список литературы:

1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч.конф./ Н. М. Борытко, науч. ред. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1. С. 238.

2. Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии IX Московских областных Рождест-венских образовательных чтений http://www..

3. Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. 239 с.

4. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. 194 с.

5. Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 1996. 154 с.

6. Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2007. 192 с.

7. Мумрикова Л. И. Образ учителя Православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. № 2 (25). С. 17-23.

8. Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. № 1-2. С. 6-11.

9. Петракова Т. И. Духовно -нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М., 2004. 96 с.

10. Склярова Т. В. Личностная характеристика

и профессиональная компетентность преподавателя «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы.

М., 2005. С. 684.

11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. 224 с.

12. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2012. 202 с.

13. Шевченко Л. Л. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса. М., 2003. 119 с.

    1 Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2007. С. 38.

    2 Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сборник научных трудов и материалов по итогам научой конференции / Н. М. Борытко, науч. ред. Волгоград, 27-30 сент. 2004: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1. С. 238.

    3 Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2012. С.7.

    4 Там же. С.30.

    5 Там же. С. 8.

    6 Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. № 1-2. С.6-11.

    7 Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 109.

    8 Там же. С. 114.

    9 Шевченко Л. Л. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса. М., 2003. С. 12.

    10 Петракова Т. И. Духовно -нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М., 2004. С. 5.

    11 Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 146.

    12 Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии IX Московских областных Рождественских образовательных чтений http://www..

    13 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. С. 119.

    14 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. С. 22.

    15 Склярова Т. В. Личностная характеристика и профессиональная компетентность преподавателя

    «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы.

    М., 2005. С. 684.

    16 Мумрикова Л. И. Образ учителя Православной культуры: профессиональные, нравственные

    и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. № 2 (25). С. 17-23.

    17 Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 1996. С. 8.

    18 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. С. 104.

Рассказать друзьям