Педагогический совет по правовому воспитанию дошкольников. Педсовет по правовому воспитанию в доу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Педагогический совет «Правовое воспитание дошкольников» Разминка 1.Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка? 2.Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах?

  • Право на жизнь, гражданство, образование;
  • Право на жизнь, семейные связи, образование;
  • Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;
  • Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
  • Органы управления РФ;
  • Органы местного самоуправления;
  • Образовательное учреждение;
  • Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?
  • Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
  • Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей;
  • Родители или лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
  • Родители и органы местного самоуправления.
5.Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?
  • Да, если они получены с согласия родителей;
  • Да, если они получены не в результате правонарушения;
  • Нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители;
  • Нет, ребенок не должен работать.
6. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
  • Учредитель;
  • Органы управления образовательным учреждением;
  • Должностные лица образовательного учреждения;
  • Органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?
  • Заведующий как представитель образовательного учреждения;
  • Заведующий как должностное лицо этого учреждения;
  • Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
  • учредитель образовательного учреждения.
8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
  • Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
  • Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
  • Направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
  • Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Викторина «Права литературных героев»
  • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
  • Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?
  • Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбор места жительства?
  • В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследования?
  • Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?
  • В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
  • Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»?
  • Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван –царевич и серый волк»?
  • Какое право нарушили братья в сказке «Иван - царевич и серый волк»?
  • Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница»?
  • Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на передвижение?
  • Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке?

Просвещение педагогов дошкольного образовательного учреждения по правовому воспитанию начинается с привлечения их внимания к этому серьезному вопросу. Педагоги. детского сада должны позаботиься о том, чтобы дети росли в правовой безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет «Правовое воспитание в ДОУ»

Тема нашего педсовета - «Правовое образование в ДОУ».

Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна не только нам, но и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы используются, вы сможете узнать в ходе педсовета.

С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

С наступлением XXI в. во всем мире эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети -самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации. В России на начало 2006 г. проживало 33, 1 млн детей, что составляло почти четверть населения страны. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Для нашего общества существуют не День и не Год защиты детей, а Время работы над воспитанием поколения, которое должно нас сменить. Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А происходило это так.

В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчеркивалось, что все человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась гораздо позже.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка. Вот как происходило ее принятие.

В июне 1989 г. от побережья Бретани (Франция) курсом Дакар - Форде-Франс - Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились еще 15 юношей и девушек, а на островах Вест-Индии корабль принял на борт еще одну группу молодежи.

Юноши и девушки представляли пять континентов. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка. В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили ее генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 г.

С этого исторического момента о «мировой конституции прав ребенка», как ее называют публицисты, узнало все прогрессивное человечество.

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают

взрослые.

Уважаемые коллеги! Обучая других, учитесь и сами. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае мы не научим других, не обладая знаниями сами.

Итак, вы знакомы с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав человека. Предлагаем небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. К каждому из них предложено четыре варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а, б, в, г) .

РАЗМИНКА

1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

а) 45;

б) 37;

в) 54;

г) 53.

2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать

государства-участники Конвенции ООН о правах ребенка?

а) Право на жизнь, гражданство, образование;

б) право на жизнь, семейные связи, образование;

в) право на жизнь, на свободное выражение своих мыслей, отдых и досуг;

г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

а) Органы управления РФ;

б) органы местного самоуправления;

в) образовательное учреждение;

г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

а) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь

детей, их развитие и защиту;

б) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;

в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;

г) родители и органы местного самоуправления.

5. Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?

а) Да, если они получены с согласия родителей;

б) да, если они получены не в результате правонарушения;

в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;

г) нет, ребенок не должен работать.

6. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

а) Учредитель;

б) органы управления образовательным учреждением;

в) должностные лица образовательного учреждения;

г) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?

а) Заведующий как представитель образовательного учреждения;

б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;

в) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

г) учредитель образовательного учреждения.

8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

а) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

б) в ОУ необходим правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

в) необходимо обеспечить направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

г) необходимо создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Каждый ребенок должен знать свои права, быть юридически грамотным. Воспитатели, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей. В нашем ДОУ ведется работа с детьми и родителями по правовому

К мероприятиям относятся:

Заключение договоров с родителями;

Проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме;

Создание банка данных о семьях воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ;

Оформление наглядно-информационных стендов в группах; анкетирование родителей; проведение консультаций и педсоветов по данной теме; выставки семейных и детских работ. Основной является совместная деятельность взрослого и ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, чувства уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Мы выбираем основные для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. В ДОУ проводятся ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги. Воспитателями

организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению проблемных ситуаций, разработка совместных с воспитателями проектов, создаются условия для продуктивной деятельности (изготавливаются эмблемы, плакаты, проводится их презентация) .

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок проводим осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Предлагаем вам викторину.

ВИКТОРИНА «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая Шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Поросята из сказки «Три поросенка», зайчик из сказки «Ледяная избушка».)

3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)

5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет».)

6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде».)

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие жестокое обращение, хронический недостаток любви в детстве.

Жестокое обращение с детыми: что это такое?

«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребенка физически, это еще и унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошими родителями. Опасное социальное последствие насилия -дальнейшее воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители, но и другие члены семьи, опекуны, попечители, воспитатели и т. д.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия этого.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодически длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие его личности и формирующее патологические черты характера.

К психическим формам насилия относятся:

Открытое неприятие и постоянная критика;

Угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

Замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция;

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и жизни или его развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

Должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

По данным европейских и американских исследований, в последние годы число проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.

Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье:

Неполные или многодетные семьи, семьи с приемными родителями, наличие отчимов или мачех;

Наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

Безработица, постоянные финансовые трудности;

Конфликты между родителями;

Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

Нежеланный ребенок;

Умственные или физические недостатки ребенка;

Трудный ребенок.

Решение ситуаций.

Ситуация 1

Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и. горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Ситуация 2

Таня любила убирать у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама.

Вопросы:

Опишите ситуацию с разных позиций.

Задание 2. «Достойный ответ».

Цель- найти выход из конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники делятся на две команды - «Педагоги» и «Родители». Каждая команда получает карточку, на которой содержится какое-либо высказывание. Поочередно, меняясь ролями, представитель от каждой команды зачитывает фразу -«выпад». Задача соперников - достойно на него ответить.

Карточка № 1. Вы слишком высокого мнения о себе.

Карточка № 2. Почему Вы на всех смотрите волком?

Карточка № 3. У Вас такой страшный взгляд!

Карточка № 4. Вы всегда на всех кричите.

Подведение итогов.

Легко ли было выполнять задание?

Принимали ли Вы близко к сердцу нелестное замечание в адрес своей команды?

Деловая игра

«Знаем ли мы права детей? »

Каждой команде по очереди в течение 30 с будут заданы вопросы. От-вечать надо четко, быстро, громко. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены другой команде.

Вопросы для первой команды

1. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребенка.)

3. Сколько статей включает Конвенция о правах ребенка? (54.)

4. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка? (В 1990 г.)

5. Сколько стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка? (191 страна.)

6. Какая высокоразвитая страна мира пока еще не подписать под Конвенцией? (США.)

7. В каком году принята всеобщая Декларация прав человека? (В 1948 г.)

8. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18 лет.)

9. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей.)

10. Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребенку перелили зараженную кровь? (Право на жизнь.)

11. Какие права были нарушены в ситуации, когда 15-летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести.)

12. Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летную девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола.)

13. Какие права были нарушены в ситуации, когда 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях.)

У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделя-ет человека полной правовой ответственностью. (Согласно ст. 2 все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав.)

Вопросы для второй команды

1. Назовите имя польского писателя, который в 1929 г. выпустил книгу «Право ребенка на уважение». (Я. Корча к.)

2. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью.)

3. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения. (С 3 лет.)

4. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребенка? (Авторитарный.)

5. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя.)

6. Кто должен делать все возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (Государство.)

7. На какие виды делятся права ребенка? (Защита от всех форм жестокого обращения, права на охрану здоровья, на образование, на игру, на сохранение своей индивидуальности.)

8. Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки.)

9. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь.)

10. Почему обитатели двора в сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий Утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушили? (Он не был похож на других. Нарушено право на сохранение индивидуальности.)

11. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища.)

Дополнительный вопрос (на обсуждение 30 с)

Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, используя статьи Конвенции о правах ребенка.

Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам. (Согласно ст. 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок имеет право сохранить связь с обо-ими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)

Дополнительные вопросы

1. Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»? (Лиса, петух.)

2. Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»? (Право на владение личным имуществом.)

3. Какое право нарушили братья в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»? (Право на жизнь и личную неприкосновенность.)

Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршин «Лягушка-путешественница»? (Правом на свободное передвижение.)

4. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на передвижение? (Без ограничений.)

5. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей.)

Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их на-рушать

В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

А. Вознесенский


-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида

Г. Ступино, Московской области, ул. Первомайская, д.20

Педсовет «Правовое воспитание в школе»

Голобурдина Галина Рафаиловна

Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым - просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод, поэтому одним из направлений, осуществляемых школой, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями и педагогами ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы.

Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования.
Применительно к начальной школе чаще употребляется термин «правовое воспитание», так как правовое обучение на этой ступени носит ярко выраженный прикладной характер и решает задачу становления гуманистически ориентированной личности, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами и чувствами собственного достоинства, умеющего отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.

Правовое воспитание воздействует не только на сознание, но и на определенную сторону поведения людей. Сознание и поступки людей находятся в единстве и взаимообусловленности. Поскольку поведение человека в нормальных условиях совершается на основе сознательно принимаемых решений, от уровня сознания, интеллектуального и эмоционального развития человека в решающей степени зависит его поведение. Самосознание также формируется только в процессе активной социальной деятельности. Это позволяет говорить о едином понятии культуры сознания и поведения, культуры человеческих отношений. Можно представить "дом" в три этажа. На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться. Второй этаж обозначает отношение к праву. А третий - поведение и деятельность в ситуациях, имеющих правовое содержание. Как и всякий дом, наш опирается на "фундамент". "Фундаментом" правовой культуры человека выступают его политические и нравственные взгляды и убеждения. От того, насколько добротно сложен фундамент, во многом зависит:

  • качество правовых знаний и умение ими пользоваться;
  • характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности);
  • готовность исполнять правовые нормы, активно содействовать укреплению законности и правопорядка.

Правовая культура человека -- явление уникальное. Ее уникальность заключается в тесной связи основных частей, причем у каждого человека эта связь своеобразна и неповторима. Итак, правовая культура человека -- это основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважения к нему.

Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.

Начиная работу по формированию правовой культуры, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • молодежь необходимо, прежде всего, учить основам демократии, так как она не знакома не только со своими обязанностями, но и правами; не знает, что такое свобода, личность, правовое государство;
  • правовые нормы неотрывны от представлений о добре и зле, о красивом и безобразном, о созидательном и разрушительном. И, следовательно, должна прослеживаться тесная связь правового воспитания с нравственным и эстетическим;
  • о законе нужно говорить увлекательно. Сухая информация не доходит ни до ума, ни до сердца людей. Учитывая возрастные особенности подростков, необходимо использовать различные творческие формы для их правового просвещения.

В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями. Это объясняется двумя основными причинами:

  • необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения
  • и степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.

Работа по данной теме имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина и патриота.

Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в 1 классе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах. Цель правового всеобуча - повышение правовой культуры учащихся коррекционной школы и формирование традиции уважения к закону.

В специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта работа во правовому воспитанию должна быть построена на облегченной основе «от простого к более сложному», с многократным повторением. Учащиеся к концу X класса должны усвоить правовые знания, понимать правила поведения человека в обществе, быть юридически грамотными и применять правовые знания непосредственно в жизненных ситуациях. Ведущей задачей указанной работы является вооружение учащихся правовыми знаниями и навыками, необходимыми для последующей трудовой деятельности.

Знакомить с правовыми нормами и осуществлять воспитательную работу, необходимо начать в младших классах, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться значительно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.

Нравственно-правовое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья не должно ограничиваться беседами, экскурсиями, лекциями, необходимо организовать их деятельность, в которой бы тренировались бы нравственно-правовые навыки и привычки.

Поэтому вся воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целостную систему.

Так, в одну группу можно объединить методы, основное назначение которых заключается в формировании у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях.

В другую группу можно объединить методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально - нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение.

Наконец, в относительно самостоятельную группу методов входят те средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально- нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений. Это - поощрение, соревнование, обсуждение, наказание.

В формировании правильного поведения учащихся коррекционной школы важную роль играют те условия, в которых протекает их жизнь и деятельность - режим, личный пример педагогов и других лиц. Эти условия так же, как и методы, можно отнести к средствам воспитания детей с проблемами здоровья.

Важнейшим требование при подготовке материала и проведения мероприятия являются:

  • доступность содержания предлагаемого материала. Это обеспечивается конкретностью материала, его связью с жизненным опытом детей, использованием примеров, наглядных средств;
  • увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы, использование элементов игры, соревновательности;
  • обеспечение интеллектуальной активности учащихся.

Сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретизация применительно к новым ситуациям, нахождение аналогий, доказательства, оценивание, установление причинны-следственных связей - все это помогает понять смысл, последствия и нравственное содержание поступка;

  • четкость выводов, содержащих рекомендации к социально- нормативному поведению;
  • систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм поведения, в частности следует предлагать учащимся переделать содержание нормативной информации другим лицам, разъяснить ее смысл, использовать ее для контроля и самоконтроля.

Полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала должны подбираться с учетом проступков самих учащихся.

Один классный руководитель не решит проблемы правового характера, поэтому в работу должен включится весь коллектив школы - это учителя-предметники, педагог психолог, соц.педагог, воспитатели ГПД, библиотекарь чтобы работа по формированию правовой культуры велась в школе не эпизодически, а представляла собой систему. Создание подобной системы предполагает несколько этапов:

1. Диагностический , который предполагает изучение состояния вопроса. Позволяет выявить социальный состав семьи, дать характеристику различных групп "трудных" подростков, сделать анализ численного роста и качественного состава правонарушений подростков.

2. Поисковый , позволяет определить пути решения проблемы.

3. Деятельный , предполагающий проанализировать полученные результаты и способы решения проблемы.

Диагностический анализ социального состава семей учащихся школы позволил выявить социальный состав семей, а именно те семьи в которых могут возникать проблемы с воспитанием. Это в основном неблагополучные семьи. Это могут быть и неполные, многодетные и однодетные семьи. Конечно, не всегда они ущербны. Но в однодетной семье (это тоже данные исследований) детям чаще всего присущи эгоизм, равнодушие, стремление любым путем удовлетворить свои потребности и т. д. В свою очередь, по данным криминологов, дети из многодетных семей чаще всего становятся на социально опасный путь поведения, поскольку многодетные семьи чаще всего испытывают материальные затруднения, которые не позволяют в полной мере удовлетворить необходимые, естественные для настоящего времени потребности и интересы детей.

Рассматривая разные показатели неблагополучных семей, следует назвать также тяжелую болезнь или инвалидность родителей. В таких семьях, как правило, внешне конфликты не проявляются, но постепенно происходит утрата влияния родителей на детей.

Проведенная в школе диагностика социального состава семей учащихся позволит получить целостную картину индивидуальной коррекционной работы с учениками и взаимодействие с семьями, выявить детей и подростков, оказавшихся в неблагополучных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию, нуждающихся в материальной помощи, проживающих в семьях группы социального риска.

Диагностические исследования, проведенные в школе с целью выявления групп "трудных" подростков , позволит педагогическому коллективу наметить план работы с каждой группой и отдельно взятым учеником.

Поисковый этап , позволяющий определить пути решения проблемы:

А) первый путь включает в себя осуществление различных форм правовой пропаганды (правовой лекторий, клубы интересных встреч, радио, телевидение, кино, печать) во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

Б) второй путь основывается на повышении правовой культуры учителей и родителей (в институте усовершенствования учителей, а для родителей - правовой всеобуч).

Деятельный этап, определяющий, что основную заботу по правовому воспитанию учащихся должен проявлять педагогический коллектив. Одним из условий повышения эффективности правового воспитания является учет возрастных особенностей школьников. Это предполагает дифференциацию средств правового воспитания.

О д но и з важных напр а влений воспи т ательной работы школы - профилак т ика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества , бе з н адз орности в д е тской среде, а также раннего семейного небл а г о получия.

Перед колл е к т ивом шко л ы стоит сложная задача - попытаться и з менить сознание и пов е дени е учащихся « группы риска» чере з целенаправленное п еда гогич е ское во зд ейс т вие, при котором происхо д ит усиление по ло жит е льны х те н де нций нравственного развития личности, то ес т ь о б е спечить каж д ому нуждающемуся в этом
ребенку педагогич
е скую под д ержку .

Система деятел ь ности п е д а гогич е ского коллектива по педагогической под д ержке учащихся включ ае т в с е бя шесть основны х компон е нтов:

  • выявле ние учащи х ся , склонны х к наруше н ию дисциплины , антисоциальным нормам повед е ни я, отст ающ их в учебе ;
  • опре д е л ени е причин о т клонений в повед е нии и нравственном ра з витии, а также ин д иви д уа ль ных пси хол огических особе н ност ей личнос т и у выявл е нных школьников;
  • составл е ни е пл а на п ед агогич е ской корр е кции личности и устранения причин ее н равств е нной деформации, отклонени й в поведении (опре де л е ние целей пе да гогического во з действия, е г о средств , главны х зв ен ь ев , э тапов, исполнителей);
  • изменение х аракт е ра личны х отношений воспитанников со сверстниками и вз рослыми ;
  • вов л ечени е уч а щи х ся в ра зл ичны е ви д ы по л ожительно- а ктивной соци ально й дея т е льности и обесп е ч е ние успеха в ней;
  • изменени е ус л ов ий с е мейного в оспитания (исходя и з во з можностей школы) с ис поль з овани ем д ля э той цели служб и в е домств системы пр о фил а к т ики .

В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия, КТД . Решая поставленные в области правового воспитания задачи, педагоги должны проводить различные игровые и творческие мероприятия, в которые вовлекать учащихся. Это могут быть: тематическая Недели правовых знаний, КВНы по правовой тематике, устные журналы, диспуты, представления и т.д.

Совсем не д авно вс е пробл е мы в оспитания , обучения, сопровождения р ебенка осущ е с тв ляли только школьные педагоги. Однако вопросы пси хи ч е ского зд оровья, гармоничного развития и адекватной социали за ции ли чн ос т и н е всег д а бывают решаемы учителями.

Иссле д ования , пр овод и м ы е специалис та ми-пси х ологами, пока з ывают, что в н а стоящ ее вр е мя многие д ети обладают не у равн о ве шенной психикой. Причин этому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители думают не о духовном потенциале ребенка, а о том, как его прокормить.

Поэтому в школе должен быть психолого-педагогический консилиум , который обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество психолога и социального педагога с классными руководителями, родителями и учителями-предметниками, ученическими коллективами.

Основной сферой деятельности консилиума является процесс адаптации детей в социуме. Кроме этого, он включает в себя и работу с родителями: индивидуальные консультации , психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с психическими особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного , общения, психологией семейных отношений.

Обязательный компонент деятельности психолого-педагогической консилиума - сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется через консилиумы, мониторинги, конференции, семинары, повышающие уровень знаний учителей о психологии ребенка и способствующие повышению качества работы.

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участник о в образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб и ведомств системы профилактики в работе по этому направлению необходимы мероприятия:

  • участие в рейдах «Всеобуч», помогающих в контроле за выполнением закона «Об образовании», в межведомственных акциях и операциях «Безнадзорник», «Подросток», «Неформал»;
  • дни инспектора, во время которых проводится индивидуальная и коллективная профилактическая работа инспектора ОДН: беседы, консультации родителей, работа с документами, собеседования с классными руководителями учащихся, состоящих на учете, посещение семей совместно с педагогами школы;
  • День профилактики;
  • День здоровья;
  • День защиты детей;
  • Работа по профилактике «вредных» привычек;
  • Профилактика ДТТ. ,

Одной из форм деятельности коллектива по правовому воспитанию является работа уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Основные цели и задачи Уполномоченного являются:

Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;

Оказание помощи законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;

Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;

Обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей, семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.

Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по интересам, которая организуется и проводится в кружках. В коррекционной школе кружковая работа способствует более глубокому всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решить задачу коррекции и компенсации различных дефектов развития. Занятия в кружках способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности.

Важно отметить, что большую роль в профилактической работе играет работа органов самоуправления. Целью развития школьного ученического самоуправления является содействие становлению правовой, демократической самоуправляемой школой, обеспечивающей свободной развитии личности, воспитание гражданственности, формирования социальной активности и ответственности.

Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению Закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних».

Совет призван объединить усилие педагогического коллектива, родительской общественности, социально-психологической службы школы в создании единой системы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе, координировать действие педагогического коллектива с работой районных структур общественных организаций, работающих с детьми и подростками. Совет профилактики является одной из форм профилактической работы с учащимися

Социальным педагогом и психологом с целью профилактики правонарушений должно проводится всестороннее обследование личности подростка «группы риска». По результатам диагностики даются рекомендации педагогам, наставникам и родителям, строится коррекционно-развивающая работа, проводятся профилактические беседы с учащимися, склонными к правонарушениям, а также с учащимися, стоящими на учете.

Основными задачами ШМО классных руководителей являются:

* Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
* Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
* Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
* Координирование планирования. Организация и педагогический анализ воспитательных мероприятий.
* Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.
* Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы в классных коллективах.

Первоначальное правовое обучение учащиеся получают и на уроках. В 1-4 классах это развитие речи и чтение, где говорят о охране окружающей среды, Красной книге, правилах поведения на дороге и в транспорте. В старших классах - это уроки географии и биологии, ОБЖ, обществознание, профессионально-трудовое обучение, этика и психология семейной жизни, где рассматриваются вопросы трудового, семейного, административного законодательства.

Школьная библиотека - это школьный учебный центр, поэтому ни одно мероприятие не должно обходится без ее участия. Библиотека готовит обзор литературы, игры. Проводимые игры должны пробудить интерес к чтению. Библиотекарь должен оказывать посильную информационно методическую помощь. В библиотеке должен быть выделен специализированный тематический комплекс по правовому воспитанию.

Последним звеном в создании системы правового воспитания является рефлексивный этап , когда проводится анализ результатов и корректировка деятельности по формированию правовой культуры школьников

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о необходимости:

Организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры учащихся, расширяя круг знаний о правовых номах и ответственности за их несоблюдение, развития у учащихся гражданской и социальной ответственности;

Работе по профилактике «вредных привычек», правонарушений;

Учитывая контингент наших родителей необходимо продолжить просветительскую работу на родительском лектории и классных родительских собраниях


заведующая

Разделы: Работа с дошкольниками

Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

Форма проведения:

Круглый стол.

Присутствовало:

Педагоги МАДОУ 16 чел.; председатель родительского комитета; члены родительского комитета 7 чел.

Оказание информационно-правовой, методической помощи педагогам, родителям, детям через , тренинги, консультации. Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.

Наглядность:

1. Нормативно-правовые документы о защите прав ребенка:

    Конвенция о правах ребенка от 01.01.2001 г. Декларация прав ребенка от 01.01.2001 г. от 01.01.2001 г. № 1- ФКЗ Семейный кодекс РФ на 01.10.2005 г. Областной закон “О защите прав ребенка” от 23.10.95 года Закон “Об образовании” от 01.01.2001 г. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 03.08.98г.

Предварительная работа:

Проведено ряд консультаций по нормативно-правовой базе защиты прав детей.

Открытые мероприятия “Конституция глазами детей” в подготовительной группе воспитатель; “Путешествие в Простоквашино” (по статьям Конвенции о правах ребенка) в подготовительной группе воспитатель; “Веселые приключения Колобка” во II мл. группе (на основе Декларации прав ребенка) воспитатель

Информационный стенд для родителей по правовой тематике;

Повестка:

Актуальность нравственно-правового воспитания семьи дошкольника и педколлектива.

заведующий МАДОУ № 19 «Теремок»

Деловая игра с педагогами на знание Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека

старший воспитатель

Знакомство с положительным опытом в семье Лавровых.

Заведующий МАДОУ № 19 «Теремок» рассказала об актуальности нравственно – правового воспитания семьи дошкольника и педагогического коллектива (Приложение).

Старший воспитатель провела деловую игру “Открой себя” на знание Декларации о правах ребенка. Решение всех проблемных ситуаций необходимо связать с принципами Декларации о правах ребенка, чтобы взрослые их признали и старались соблюдать права ребенка независимо от его возраста. Старший воспитатель зачитывает проблемную ситуацию, педагоги самостоятельно находят правильный ответ, основанный на принципах Декларации. Был подведен итог о знании Декларации прав ребенка участниками игры. (Приложение)

Председатель родительского комитета МАДОУ № 19 «Теремок» познакомила присутствующих с положительным опытом семьи Лавровых имеющих двоих детей, воспитанников МАДОУ « 19 «Теремок». Были представлены: семейные видеосюжеты, альбомы с фотографиями о семье, генеологическое древо семьи и др. Положительный опыт представленной семьи был одобрен и взят как пример для подражания.

В прениях выступили:

Медицинская сестра, старший воспитатель, музыкальный руководитель

Решение педагогического совета:

Продолжать нравственно-правовое воспитание дошкольников МАДОУ № 19 «Теремок» на формирование гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды, основ российского и международного законодательства среди педагогов

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 1

Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений.

Российское общество переживает важный этап своей истории и ждет серьезных перемен социально-экономической, политической и духовной жизни общества.

Страна находится на пути модернизации социально-экономических и правовых отношений, формирование нового типа правовой системы.

За последние годы в России произошли значительные изменения в оценке роли права в обществе, укрепляется отношение к праву как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном обществе, право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого.

Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах – это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества. Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдения отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и . Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Проблема соблюдения прав детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и семье в нашей стране практически не изучалась, лишь в той или иной мере затрагивались вопросы защиты прав детей, однако в них не отражена специфика дошкольного детства.

В 90-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни, сформировать необходимые для своей защиты стратегии и механизмы.

Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации – советами друзей, соседей, других родителей.

Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому сейчас в трудных социально-экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам маленьких граждан России.

Следовательно, дошкольное образовательное учреждение должно встать на защиту прав и достоинств маленького ребенка. Цель данного педсовета – определить как соблюдаются права детей в дошкольном образовательном учреждении и семье, разработать рекомендации для воспитателей и родителей по защите прав и достоинств маленького ребенка.

Приложение

Информационное письмо

Педагогическая технология

«Открой себя»

Декларация о правах ребенка

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребенка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо и благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, чтобы они признали и старались соблюдать эти права…

Принцип №1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка. Религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающего ребенка или его семьи.

Принцип №2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип №3

Ребенку должно принадлежать с его рождением право на имя и гражданство.

Принцип №4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный и уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище и медиц. обслуживание.

Принцип №5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого развития.

Принцип №6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям представлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип №7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит прежде всего на родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип №8

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли ни в какой форме.

Принцип №9

Ребенка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручать или разрешать работу или занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип №10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе , терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.


Педагогический совет
«Знаем ли мы права детей»
Подготовка к педсовету.
Заведующий детским садом
Выступает с инициативой о проведении работы по защите прав ребенка. Формирует у сотрудников мотивацию ответственного отношения к ее выполнению. Обеспечивает материальную базу - приобретает для изучения различные документы.
Методист
Изучает и анализирует особенности общения педагогов с родителями, проводит анкетирование воспитателей, родителей, подбирает специальную литературу для самообразования педагогов.
Педагог
Работает в тесном контакте с семьей:
- наблюдает за общением детей с родителями (как они встречаются вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка и т.п.);
- проводит с детьми занятия по рисованию на темы "Мой дом, моя семья", Во что я люблю играть дома", "Выходной день в моей семье", " анализирует полученные результаты;
- беседует с родителями, что позволяет получить информацию об их образовании, интересах, желаниях относительно будущего своего ребенка.
Основные международные документы:
Всеобщая декларация прав человека
Декларация прав ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка
Нормативные документы федерального уровня:
Конституция РФ
Гражданский кодекс
Семейный кодекс РФ
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Закон РФ "Об образовании"
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей:
законы, принятые законодательными органами субъектов РФ;
постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.
I часть. Вступительное слово заведующей.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".
О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами?
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
В статье 18 (п. 1) закона "Об образовании" указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.
С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса.
Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.
Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Тот факт, что Россия ратифицировала указанные выше важнейшие документы, говорит о положительной тенденции и даёт основание продумать педагогический аспект проблемы правового воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
Таким образом, к основным задачам ДОУ относятся:
принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
установление контакта со специальными службами защиты детей;
проведение работы по формированию правового сознания родителей, педагогов;
Что для этого необходимо?
Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Во-вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов.
В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт (И.А. Карпенко, В.А. Петровский).
Согласно концепции начального правового воспитания С.А. Козловой, данная проблема может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.
Просвещение взрослых – родителей, педагогов – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу. Далеко не все взрослые понимают, что у ребёнка – дошкольника есть определённые права, которые должны соблюдаться. В первую очередь нужно познакомить взрослых с основополагающими документами, привлечь их к анализу собственного отношения к детям, полезно вспомнить и жизненные ситуации, когда нарушались права взрослых и детей и т.д. Следовательно, прежде всего, необходимо разработать эффективную методику работы с педагогами и родителями. Здесь могут быть использованы как прямая информация, так и создание проблемных ситуаций, чтение законодательных документов с их анализом.
Что же касается детей, то применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно – правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений. Особенность правовых норм – отсутствие эмоциональной окраски и строгие требования к соблюдению этих норм каждым членом общества. Нравственные нормы направлены на регулирование взаимоотношений между людьми. Но нравственные нормы требуют от личности не только формального следования им, но и того, чтобы они, эти нормы, стали привычкой, личностным убеждением. Нельзя, к примеру, заставить человека любить другого, сопереживать и сочувствовать ему. Но можно обязать не вредить здоровью другого, не убивать и т.д. Отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Эти права можно разбить на три блока.
Первый блок - права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д.
Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия и т.д.
Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Это право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание и.т.д.
Итоги анкетирования педагогов и родителей.
Сегодня на педсовете мы постараемся закрепить полученные знания и опыт практической работы.
Для этого нам необходимо разделиться на две команды.
Задание №1.
Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка.
У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели (ст.2)
Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам (ст.9)
Задание №2
Выберите правильный ответ.
Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права
а) таких различий нет (ст.2)
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья
Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
а) педагоги
б) родители (ст.18)
в) члены правительства
На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство (ст.20)
Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных изданиях
б) может мешать образованию и вредить здоровью (ст.32)
в) не соответствуют интересам и склонностям ребенка.
Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:
а) да, если они получены с согласия родителей
б) да, если они получены не в результате правонарушения
в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.
Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дошло до судебного разбирательства:
а) заведующий как представитель ДОУ
б) работник, допустивший нарушение
в) представитель отдела образования
Задание №3
Какие права героев сказок нарушены?
Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?
- право на неприкосновенность жилища
- право на жизнь
2. Какое преступление совершили гуси – лебеди, украв братца? (похищение детей)
3. Каким правом посоветовал воспользоваться сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»?
- право на бесплатное образование
- право на личную неприкосновенность
4. На какой срок и за какой размер оплаты труда поп нанял работника в сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» (На год за три щелчка).
Дети – это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Они радуются и грустят вместе снами. Мы открываем для них этот огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они. Дети растут, меняются. Им нужна наша устойчивость, надежность бытия для защищенности и уверенности.
Кроссворд.
Вопросы
Обладание навыками поведения, отвечающими принятым общественным требованиям.
Мальчик или девочка в раннем возрасте.
Охрана, спасение от чего–то неприятного, опасного.
Международный договор по специальному вопросу.
Постановление Государственной власти или правило, которое признается обязательным.
Ответы:
1 В О С П И Т А Н И Е
2 Р Е Б Ё Н О К
3 З А Щ И Т А
4 К О Н В Е Н Ц И Я
5 З А К О Н
Проанализируйте ситуации, отметьте нарушения прав ребенка.
1.Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!» - «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает мальчик. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!» «А, я не буду!» - протестует внук, - не хочу!
Вопрос: « А у Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них?»
2. «Ира, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем надо напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее! Прекрати болтать ногами…Что за привычка! Не копайся, ешь…!» Вопрос: «Оцените стиль общения с пятилетней девочкой»? «Как Вы думаете, с каким настроением придет ребенок в детский сад?»
"Правовая академия"
Карточка 1
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребенка?
Задание. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции?
1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;
2) право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;
3) право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;
4) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Карточка 2
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?
Задание 1. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
1) Органы управления Российской Федерации;
3) образовательное учреждение;
4) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?
1) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
2) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;
З) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
4) родители и органы местного управления образованием.
Карточка 3
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ "Об образовании"?
Задание 1. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательном учреждении?
1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;
2) органы местного самоуправления;
З) местные органы управления образованием;
4) образовательное учреждение.
Задание 2. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?
1) Учредитель;
2) органы управления образовательным учреждением;
З) должностные лица образовательного учреждения;
4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
Задание 3. Дает ли право закон РФ "Об образовании" участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям) обучающихся?
1) да, только через родительские комитеты;
2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия;
3) да, только через Совет образовательного учреждения;
4) нет.
Задание 4. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;
3) направлять ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Карточка 4
Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия Вам следует совершить?
1) Побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;
2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;
3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.
Карточка 5
Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему ребенку. Имеет ли право представлять интересы ребенка только кто-нибудь из родителей?
1) Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей;
2) да, если назначенный родитель проживает совместно с ребенком;
3) нет, органы опеки обязаны назначить ребенку представителя для защиты его прав;
4) нет, ребенок имеет право на собственное мнение.
Карточка б
Обсуждается тема "Содержание, формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по разъяснению Конвенции оправах ребенка.
Задание. Какие формы пропаганды, разъяснения, информации Вы считаете возможным использовать в работе с детьми?
Карточка 7
Задание. Какие вопросы Вы хотели бы поднять и рассмотреть в первую очередь при обсуждении темы "Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка?
Карточка 8
Задание. Вспомните, приходилось ли Вам сталкиваться в своей работе со случаями жестокого или пренебрежительного обращения с детьми:
какие признаки поведения ребенка или его родителей Вас тогда насторожили?
как Вы себя вели, что чувствовали?
что Вы предприняли?
как, по Вашему мнению, нужно и как не нужно поступать в аналогичных ситуациях?
Ответы к заданиям
Карточка 1
Задание.
Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.
"Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья..." (Конвенция о правах ребенка, ч. 1, СТ. 2).

Карточка 2
Задание 1.
Правильный ответ - четвертый.
"Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности.
Задание 2.
Правильный ответ - второй.
"Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей" (Семейный кодекс РФ, с. 65, п. 2).
Задание З.
Правильный ответ - второй.
"Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им" (Семейный кодекс РФ, с. 60, п. З).

Под доходами подразумевается не только имущество, полученное в дар или в порядке наследования, но и заработок.

Карточка 3
Задание 1.
Правильный ответ - четвертый.
3акон РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся возлагает на образовательное учреждение (ст. 32, п. 4). Речь идет об ответственности образовательного учреждения как юридического лица.
Задание 2.
Правильный ответ - третий.
"Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения" (закон РФ "Об образовании", сто 51, п. 7).
Должностное лицо - служащий государственного учреждения, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия. В дошкольном образовательном учреждении под должностным лицом подразумевается заведующая ДОУ.
Задание З.
Правильный ответ - первый.
В соответствии с законом РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников должно нести образовательное учреждение. Представлять его должен руководитель этого учреждения или иное уполномоченное должностное лицо. Постановление суда будет обращено к образовательному учреждению, а не к конкретным должностным лицам, несущим ответственность за деятельность образовательного учреждения, и не к лицам, непосредственно нарушившим права и свободы воспитанников. Руководитель же образовательного учреждения по результатам решения суда должен принять меры по устранению отмеченных судом нарушений и возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению действиями его работников.
Задание 4.
Правильный ответ - второй.
"Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право... защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением" (закон РФ "Об образовании", сто 52, п. 1).
Закон не указывает на какие-либо ограничения в выборе органов управления образовательным учреждением, в котором родители (законные представители) могли бы участвовать. Они имеют право избирать и быть избранными в представительные или иные органы самоуправления образовательного учреждения в соответствии с установленным в уставе порядком.
Задание 5.
Правильный ответ - четвертый. "Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Учебная нагрузка, режим занятий, организация питания определяется УСТ1ВОМ образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения" (закон РФ "Об образовании", СТ. 51, п. 1).

Карточка 4
Правильный ответ - третий. "Должностные лица организаций и иные
граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка" (Семейный кодекс, СТ.56, п. 3).

Карточка 5
Правильный ответ - третий. "Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей" (Семейный кодекс, ст. 64, п. 2).
Карточка 7
Примерные вопросы для обсуждения те мы "Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка.
1. Назовите причины, которые, с Вашей точки зрения, препятствуют защите прав ребенка в семье.
2. Под влиянием, каких факторов (информации, внушения, наказания в форме юридической ответственности и т.д.) родители способны осознать необходимость изменить свое поведение?
З. Какую связь Вы видите между уважением прав маленького ребенка и обретением им чувства собственного достоинства?
4. Почему собственническое отношение родителей к своему ребенку приводит к тирании?
До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
Как вы понимаете выражение: "Мой дом - моя крепость"?
Как оно связано с правами человека?
Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?
Коллаж «Права детей в картинках и фразах»

Рассказать друзьям