Что такое патриархат: о понятии, истории и современности. Что такое

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

от греч. pater отец и arche начало, власть)

преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата - время разложения первобытного общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАТРИАРХАТ

(patriarchy) "Власть отца". Понятие, особенно тесно связанное с определением Филмера (Filmer), политическая власть есть власть Божественная, произошедшая от Адама и через израильских царей дошедшая до современных королей. Таким образом было обосновано божественное право королей (divine right of kings). Слово "патриархат" используется также феминистками для осуждения практики (как осознанной, так и неосознанной), при которой отцы, сыновья и/или мужчины (вообще) занимают главенствующее положение по отношению к матерям, дочерям и/или женщинам. Всевозможные виды патриархальных обычаев широко распространены даже в обществах, претендующих на осуществление равных возможностей (для мужчин и женщин).

Таки напишу, ибо, судя по откликам, тема не последней важности.

Начну издалека: периодически появляются у меня клиенты - дети авторитарных или просто жестоких родителей. Нормальный запрос: "хочу быть достаточно хорошим для...". То есть, на самом деле, человек приходит не со своей проблемой, а с желанием другого человека.
Первое, что я говорю в таких случаях: авотфиг. Я не работаю с чужими запросами. На первой встрече я всегда проясняю: кто заказчик, кто заинтересованное лицо, кто оплачивает сессии. Не то, чтобы это сильно меняло ход работы, но всегда важно, почему клиент пришел и за чьи деньги.
В случае авторитарных родителей - опять же - стандартная ситуация, что на вопросы типа "А как Вам?", "А что Вы хотите?" человек отвечает "Не знаю", "Не понимаю" и "А как надо?". И месяца два-три уходит как раз на то, чтобы человек откопал в себе хоть что-нибудь, отдаленно напоминающее личность, и услышал ее голос. Пусть тихий, пусть порой сомневающийся и заглушаемый воплями командующих родителей ("мне плевать, что ты хочешь" и "у тебя все равно ничего не получится"), но все-таки хоть какой-нибудь. С ним уже можно работать.
Напоминаю: процесс "до" - два-три месяца, а то и значительно дольше. При этом авторитарные родители ездят по личности человека "всего-то" пятнадцать-двадцать лет.

Патриархальное общество уничтожало самосознание женщин в течение тысячелетий. Очень хорошо то, что происходит с личностью женщины в таком обществе, описал нобелевский лауреат Памук в романе "Красное": Османская империя, средневековье, у женщины умирает муж, за счет которого она существовала (при этом барышня не из последней семьи, дочь очень умного и продвинутого персонажа). Она тут же начинает поиск... правильно, другого мужчины, который придумает, как ей дальше жить. Все, на что она способна, - это просчитать стратегию соблазнения так, чтобы человек и не сорвался, и не "получил свое и сбежал". Она не осознает себя, как нечто отдельное или целостное, - она всего лишь придаток.
Патриархальное общество приучает женщину к месту в иерархии где-то между собакой и лошадью. Она полностью зависит от мужчины, все решения принимает он, все рерсурсы семьи зависят от него. Она принимает одно решение: не принимать никаких решений.
К сожалению, многие женщины в России века двадцать первого пытаются вести себя также, как эта турецкая барышня.

Меня всегда смешила поговорка "муж голова, а жена - шея". Если голова дурная, то никакие бонусы и плюшки шею не спасут - ей будет плохо. И за дурную голову разрубают, ломают и душат как раз шею.
У всех женщин, живущих сейчас в России, за спиной сотни, а то и тысячи лет авторитарного родительства мужского общества, века безответственности, бесправия, безразличия к телесным, физическим и духовным границам. Практически у всех - интериоризированный шовинизм, уверенность в том, что женщина хуже, слабее и глупее мужчины. Легко набить морду обидчику извне. Справиться с раскаленными огромными буквами "ТЫ БЕЗ МУЖЧИНЫ НИЧТО" в собственной голове - практически невозможно без посторонней помощи.
Примеров - бесконечное количество. "Женщина не может быть одна", "Для женщины главное - дети", "Успешные женщины - несчастны", "Либо семья, либо работа" - это пишут и говорят сами женщины, игнорируя все противоречащие примеры.
Именно поэтому порой умницы и красавицы спорят и ссорятся из-за таких мужчин, что волосы дыбом встают. Многовековой страх остаться в одиночестве или умерет старой девой (а в патриархальном обществе женщина без мужа, отца или братьев имеет на выбор четыре профессии: содержантки, проститутки, вдовы на пенсии и нищенки) привязывает женщин к бессмысленным и бесплодным, ограничивающим и унижающих их отношениям.
При этом они еще и пытаются стать этаким угождающим дублем: всегда веселая, всегда красивая, неконфликтная, улыбчивая, всепрощающая, никогда не высказывающая своего мнения, боящаяся оспорить даже самое глупое высказывание своего мужчины (он же боится умных женщин) барышня, которая никогда не устает и всегда хорошо выглядит. Я, когда слышу от старого обрюзгшего мужика, что его жена, которая выглядит на пятнадцать лет моложе него, "уже не то и ее срок прошел" испытываю много чувств. В первую очередь - к самой женщине, которая постоянными компромиссами приучила мужчину, что он - царь и бог в любом виде, а она недостойна его ни при каких обстоятельствах.
Одна из клиенток сказала, что она хотела бы стать для своего мужчины марсианином из романа Бредбери, который превращается в то, что от него хотят видеть. На мой ответ, что он плохо кончил - попал в толпу и попросту разорвался между многочисленными противоречивыми желаниями - она сказала, что ее это не пугает. А ведь стать таким марсианином - личностное самоубийство.
Более того, мужчины сейчас порой сами уже не хотят и не могут нести сто процентов ответственности и принимать все решения (на самом деле это ведь тоже не сахар), они пугаются постоянного угождения и возвеличивания, видят в этом источник проблем и сбегают. А женщина продолжает идти за ними, жалобно спрашивая: "Что я могу сделать, чтобы тебе понравится?", не понимая, что от нее ожидают, что она хотя бы раз попробует сделать то, что понравится ей самой. Это - первый шаг на сложном пути взросления и принятия ответственности.

Феминистки порой и выглядят так ужасно потому, что они - протестующие подростки. Они уже поняли, что "папа не всегда прав", но еще не во всем способны принять ответственность за свои решения, а порой и попросту идут по пути деструкции: частицы "не". "Я не буду готовить!", "Я не буду краситься!", "Я не буду ухаживать за собой!", "Я не буду женственной!", "Я не буду милой!". Здесь еще нет осознания своего "я" - "что я хочу? а чем это может для меня закончиться?" - только протест против. К тому же давно известно, что все, что на самом деле нужно подростку - внимание этого самого папы. Грубо говоря, нет ничего патриархальнее, нежели воинствующая феминистка. За всем, что она делает, стоит "Папа, почему ты меня не любишь?".
Но это хотя бы первый шаг. В Европе, по моим ощущениям, дело уже продвинулось дальше, нежели в Америке или (тут мы вообще в начале пути) России. Там женщины уже позврослели и начали осознавать, что они утащили у мужчин слишком много одеяла и настало время отдавать какую-то часть обратно. В США же, судя по феминистским статьям и законопроектам, барышни пока потрясают отобранным одеялом и радуются, не осознавая, что пытаются построить ту же патриархальную культуру, только наоборот. Ну а в Росии женщины, если продолжить метафору, периодически дергают одеяло, но так пугаются собственной храбрости, что тут же укутывают мужчину по самые уши.

Осознанное родительство и супружество отличается от всех вышеперечисленных вариантов не тем, что женщина (мужчина) готовит или не готовит, убирает или не убирает, работает или не работает. В партнерских отношениях проблемы решаются вместе на основании того, что хочет каждый из участников отношений, а не на основании того, как "надо" и "принято". И внешне эта семья может быть похожа на патриархальную. Но внутренняя атмосфера будет совершенно иной без "жертвенности" и "подчинения обстоятельствам". Это отношения разных - по полу, возрасту, семейной истории и профессиональным навыкам - но равных и уважающих друг друга партнеров.

В общем, какой вывод и о чем было все это "много текста". Патриархальное общество в течение тысяч лет сформировало образ "подчиненной" женщины, который есть в головах даже у очень умных и образованных женщин современности. Терапия этого состояния - на мой взгляд - аналогична той, что ведется с детьми, выросшими с жетскими доминирующими родителями. Просто она более долгая и куда более глубокая. И - вероятно - займет не одну сотню лет, если брать все общество в целом.
Плюсы такой терапии стандартные - человек начинает жить. Не подчиняться, справляться и жертвовать собой, а выбирать, думать и делать так, как он считает нужным. Он обретает самого себя, а ведь на самом деле - это единственное, что у него вообще есть и может быть.

Проверить себя на патриархальную женственность легко: задайте себе несколько вопросов и послушайте внутренние ответы на них: чьи задачи вы решаете в браке? какой у вас образ идеальной жены? насколько вы ему соответствуете и с какими интонациями говорите о своей роли (к примеру "я жена-ехидна - ничего не делаю по дому" - это тоже интериоризированный шовинизм)? знаете ли вы свои плюсы как партнера? какого мужчину предпочитаете видеть рядом с собой? легко ли вам принимать решения или приятней передавать эту функцию кому-нибудь другому? легко ли вам отказаться от своего мнения и желаний, чтобы все были довольны?
и так далее, и тому подобное...

Ответов для этого теста не будет - он открытый. Каждая женщина сама решает, насколько она хочет быть собой и насколько она готова от себя отказаться.

В патриархальном обществе существует разделение на "главу семейства" и прочих домочадцев. Глава семейства - это обыкновенный человек, которому необыкновенно повезло. Его предки по мужской линии обхитрили его предков по женской линии, потому что первыми успели сказать: «Чур, мы главные!». Со временем люди обленились и вместо двух слов "глава семейства" говорят просто "папа". Питерский папа не тратит себя на мелочи. Он думает о судьбах мира и отечества. Ему никто не мешает: все работают, живут, рождаются, умирают. Проходят годы, а папа всё думает. Однажды дети приходят без спроса в папин кабинет и видят: на столе стоит бронзовый бюст, а папы никакого и нет.

Московский папа думает о судьбах своей семьи и детей. Зарабатывает все деньги, какие видит, облагораживает всё, что попадается под руку, устраивает на работу даже самых дальних родственников жены. Когда безработные родственники заканчиваются - берётся за соседей. Если посреди неблагополучного района вы видите благополучный пятиэтажный дом, обнесённый разрисованным ромашками четырёхэтажным забором с колючей проволокой наверху, знайте: это не секретный завод по производству посланий для инопланетных цивилизаций, а дом, в котором живёт патриархальный папа.

В патриархальном обществе детям запрещается проявлять самостоятельность, чтобы ненароком не превзойти главу семейства (он же - "папа") в каком-нибудь умении и тем самым не разрушить его авторитет. Питерские дети, ещё не появившись на свет, уясняют: без папиного разрешения ничего делать нельзя. Поэтому они ничего и не делают. Сидят на кухне, пьют чай, курят в форточку и ждут, пока папа им что-нибудь разрешит. А папа тем временем думает о судьбах мира и отечества.
Московские дети тоже быстро понимают, что без папиного разрешения ничего делать не надо. Но с разрешением-то можно всё! - догадываются они чуть погодя. В надежде получить вожделенное право делать то, что хочется, упорные московские дети разрабатывают презентации, с использованием программы power point, швабры, стиральной машинки и старого проектора для показа диафильмов, но и этого часто бывает недостаточно. К примеру, чтобы пойти на дискотеку, дочке приходится разучить и станцевать перед папой самый сложный акробатический танец (но потом она повторяет его на танцполе и становится королевой клуба). Приобретя полезный опыт защиты проектов перед папой, дети в будущем способны защитить любые свои идеи не только от строгого начальника и вредных завистников, но даже от криворуких доброжелателей.



В патриархальном обществе жена должна бояться мужа своего, чтобы в случае чего он уверенно шел на войну, зная, что раз уж его боится собственная жена, то враги и подавно испугаются. Питерская жена очень боится за своего патриархального мужа. Он же так много думает о судьбах мира и отечества. Не ест, не пьёт! Чтобы сберечь этого мыслителя, жена устраивается на три работы и отправляет детей торговать петрушкой на Сытный рынок. В дом нанимают специальную домработницу с философским образованием, которая не только следит за тем, чтобы папа вовремя ел, но и поддерживает с ним беседы на интересующие его темы.


Московская жена очень боится, что такого хорошего и трудолюбивого мужа у неё уведут. Поэтому всеми силами старается придать ему вид некондиционный и придурковатый. Вырезает из специальных журналов для женщин разработанные специалистами статьи для оглупления мужей и пришпиливает их на зеркало в ванной комнате. Пока муж спит, снимает с вешалки его парадные брюки, подшивает сзади одну брючину так, чтобы казалось, будто она задиралась до самого колена. Наносит на свежекупленный галстук акриловой краской несочетающиеся с рубашкой полосы. В крем для бритья подмешивает синьку. Устраивает пиар-кампанию на тему "как же мне с ним тяжело". Но иногда, перестаравшись, портит всё дело. Узнав, как она, бедняга, мается с этим ужасным человеком, к ней приходят три женщины из комитета по защите женщин. Посчитавшись при помощи детской считалки, члены комиссии решают, кто из них пожертвует собою и возьмёт ужасного человека на перевоспитание насовсем.

Сохранено

В которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью , а отцы в семьях обладают лидирующим положением. Многие патриархальные общества также являются патрилинейными , то есть собственность и общественное положение наследуются в них по отцовской линии.

В истории человечества патриархат проявлялся в общественной, правовой, политической и экономической организации различных культур. Патриархат также оказывает сильное влияние на современное человечество, хотя многие культуры в течение XX века перешли к более эгалитарному общественному устройству .

Определение и употребление понятия [ | ]

Понятие «патриархат» буквально означает «власть отца» и происходит от греч. πατριάρχης - «отец народа» или «вождь народа», «патриарх» , - в свою очередь, образованного от πατριά «происхождение» (от πατήρ - «отец» - и ἄρχω - «правлю». .

Ранее понятие «патриархат» использовалось для обозначения автократической власти мужчины - главы семьи. В современности его употребляют более широко, как обозначение социальных систем, в которых власть находится преимущественно в руках взрослых мужчин .

Общие сведения [ | ]

Патриархат характеризуется, в частности, такими обобщенными в единство признаками, как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки). Особенности этих признаков, позволяют применять понятие патриархат в отношении всех традиционных обществ .

История [ | ]

Существует теория, опирающаяся на статистические данные антропологии , утверждающая, что большинство первобытных обществ охотников и собирателей были относительно эгалитарными . Патриархальные социальные структуры появились значительно позже окончания плейстоценовой эры, вслед за такими социальными и технологическими новшествами, как земледелие и одомашнивание . Исторические исследования, однако, пока не обнаружили конкретного инициирующего события . Тем не менее, философская концепция патриархата поддерживается рядом исследователей. Некоторые учёные считают, что распространение патриархата началось около 6000 лет назад (около 4000 г. до нашей эры), когда сложилось понятие отцовства .

Философская концепция патриархата определяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке , начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин [нейтральность? ] и исключение их из процесса представления и конструирования истории [нейтральность? ] .

Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины - и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу» .

До нас не дошли философские тексты Древнего Египта , но Геродот оставил свидетельства о том, что был поражён отличиями роли египтянок от роли афинянок. Он заметил, что египтянки ходили на рынок и занимались торговлей. В Египте женщина среднего сословия имела право участвовать в местном суде, покупать и продавать недвижимость, наследовать и передавать по завещанию имущество. Женщины также могли получать ссуды и заверять юридические документы .

Однако греческое влияние распространилось с завоеваниями Александра Македонского , который был учеником Аристотеля .

В феминизме [ | ]

Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины - так называемый «выкуп невесты» (калым). У некоторых народов женщина теряла своё имя и называлась по имени мужа (у венгров женщина до сих пор, выходя замуж, берёт не только фамилию, но и имя своего мужа). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика самосожжений вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Malti-Douglas, Fedwa (2007). Encyclopedia of Sex and Gender. Detroit: Macmillan. ISBN 0-02-865960-0 .
  2. Ferguson, Kathy E. Patriarchy // Women"s studies encyclopedia, Volume 2 / Tierney, Helen. - Greenwood Publishing , 1999. - P. 1048. - ISBN 978-0-313-31072-0 .
  3. Green, Fiona Joy. Patriarchal Ideology of Motherhood // Encyclopedia of Motherhood, Volume 1 / O"Reilly, Andrea. - SAGE, 2010. - P. 969. - ISBN 978-1-4129-6846-1 .
  4. πατριάρχης A Greek-English Lexicon , on Perseus
  5. patriarchy , on Oxford Dictionaries
  6. πατριά , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  7. ἄρχω , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  8. Meagher, Michelle. patriarchy // The Concise Encyclopedia of Sociology . - John Wiley & Sons, 2011. - P. 441–442. - ISBN 978-1-4051-8353-6 .
  9. Giddens, Anthony & Griffiths, Simon. Sociology . - 5th. - Polity, 2006. - P. 473. - ISBN 978-0-7456-3379-4 .
  10. Gordon, April A. Transforming capitalism and patriarchy: gender and development in Africa . - Lynne Reiner, 1996. - P. 18. - ISBN 978-1-55587-629-6 .
  11. Patriarchy // Encyclopedia of Women"s Autobiography: K-Z . - Greenwood Publishing Group , 2005. - P. 453. - ISBN 978-0-313-32739-1 .
  12. Hughes, Sarah Shaver & Hughes Brady. Women in Ancient Civilizations // Agricultural and pastoral societies in ancient and classical history / Adas, Michael. - , 2001. - P. 118–119. - ISBN 978-1-56639-832-9 .
  13. Eagly, Alice H. & Wood, Wendy (June 1999). “The Origins of Sex Differences in Human Behavior: Evolved Dispositions Versus Social Roles” . American Psychologist . 54 (6): 408-423.
Под патриархатом в современной научной литературе принято понимать «гендерную власть», выражающуюся в том, что мужчины занимают в обществе доминирующее по отношению к женщинам положение. Патриархат - это характеристка структуры всего общества, а не отношений, например, в отдельных семьях и трудовых коллективах: неравенство полов воспроизводится независимо от личных предпочтений и намерений отдельных мужчин и женщин; оно поддерживается общественными нравами и условиями организации общественной и частной жизни. Патриархатный гендерный порядок приписывает мужчинам и женщинам жестко определенные роли, стандарты поведения, исполнения которых требует от них общество.

Патриархат достаточно многолик: он может существовать как в классическом варианте, так и в более скрытых формах. Классическая форма патриархата преобладает в традиционных обществах, где основой патриархальных отношений выступает большая семья, включающая представителей нескольких поколений.

«Классический патриархат» представляет собой семейный уклад, предполагающий безусловный авторитет отца в семье, сильное влияние родителей на заключение браков, главенство мужа над женой и вторичный статус дочери по сравнению с сыном. В настоящее время такое устройство отношений между полами характерно для большинства мусульманских стран, Индии, сельских областей Китая, некоторых регионов Латинской Америки и пр. Патриархальное общество жестко контролирует сферу сексуальных отношений, предписывая женщине сохранение девственности до брака, ограничивая ее знания о сексе, связывая ее сексуальную жизнь преимущественно с воспроизводством рода, а не с получением удовольствия. Личная свобода выбора молодых мужчин при заключении брака также ограничивается. Статус женщин зависит от социальной позиции их мужей, отцов и братьев. В таком обществе женщины ограничиваются не только в выборе мужа и решении о деторождении, но и в свободе передвижения, общения. Они не должны оспаривать мнение старших и мужчин. Получать образование и работать вне дома женщина может, только получив согласие мужа и старших родственников. Будучи полностью зависимой от окружающих, в случае утраты кормильца женщина остается без средств к существованию, если ее не поддержит другой мужчина или старшие женщины клана. Однако, пока патриархат функционирует «нормально», он защищает и поддерживает тех, кто играет по его правилам, в том числе и самых зависимых своих членов. Итак, распределение власти при патриархате предполагает неравенство по полу и возрасту и жестко закрепленные половые роли.

* Чтобы описать гендерные отношения, связанные с доминированием мужчин над женщинами, мы употребляем два разных термина – «патриархальный» или «патриархатный» – в зависимости от того, о каком конкретно обществе мы говорим. Патриархальное общество – это общество традиционного типа, где преобладают большие многопоколенные семьи, в которых (как и в обществе в целом) не только женщины подчиняются мужчинам, но и младшие безоговорочно подчиняются старшим. «Патриархатными» мы называем более современные общества, где роль традиций невелика, преобладают так называемые супружеские семьи (вместе живут только супруги и их несовершеннолетние дети), влияние старших на младших проблематично, но тем не менее мужчины имеют разные преимущества и обладают над женщинами властью (в той или иной форме).

В реальной жизни отношения мужчин и женщин даже при ярко выраженном патриархате, конечно, не выглядят так,что все мужчины оказываются жестокими угнетателями, а все женщины - бесправными угнетенными. На самом деле картина гораздо сложней. Известная американская исследовательница турецкого происхождения Дениз Кандиоти для описания гендерных отошений в патриархальном обществе предложила понятие «патриархальная сделка». Такая сделка предполагает, что мужчины и женщины, следующие сложившемуся «общественному договору», получают выгоды, используя имеющиеся у них ресурсы. «Патриархальная сделка» - гарантия защиты и безопасности подчиненных, получаемая ими в обмен на безусловное следование предписанным ролям и обслуживание сильных*. Ответственность за организацию жизни сообщества (семьи, клана или общины в целом) в этом случае в целом возлагается на старших мужчин. Подтверждая свое зависимое положение и следуя общественным предписаниям, женщины используют разнообразные стратегии, стремясь усилить свою безопасность и улучшить жизненные шансы. В наиболее «жестких» системах патриархата у женщин практически нет открытых рычагов власти. В менее жестких патриархатных обществах женщины, не имея публичной власти, тем не менее обладают определенной автономией и авторитетом в рамках своих ролей. Соответственно они используют разные стратегии влияния, манипулируя ролями дочерей, матерей, жен, возлюбленных и сексуальных партнерш.

«Классический» патриархат предполагает минимальную автономию женщин или ее полное отсутствие, вторичный статус женщин в патриархальной родительской и супружеской семье. Одновременно господство мужчин в обществе возлагает на них ответственность за благополучие подчиненных (мужчин и женщин). Однако пример мусульманских стран Азии - стран «классического» патриархата (где девочки выдаются замуж родителями, подчиняются не только мужу, но и старшим родственникам) - показывает, что старшие женщины осуществляют контроль над отношениями в семье - во всяком случае, над своими невестками. Их «ресурсом» выступает материнское и супружеское влия-

* Патриархатная сделка может быть проиллюстрирована также механизмами воспроизводства дедовщины в призывной армии.

Ние, которое они оказывают на сыновей и мужей. Старшие женщины выбирают невесту для сына, и в дальнейшем невестка подчиняется свекрови и признает ее власть в семье. Старшие женщины заинтересованы в том, чтобы воспроизводилась их семейная власть, они манипулируют мужьями и сыновьями, препятствуют выделению молодых семей из расширенной семьи. Такие стратегии считаются основой «женского консерватизма». Им противостоят стратегии молодых мужчин, стремящихся отделиться от семьи, а также распространение романтической любви в современном мусульманском мире, которая создает потребность в выделении супружеской пары в «автономную единицу», независимую от старших родственников, и ограничении контроля с их стороны.

Таким образом, патриархат исторически многообразен и изменчив. При капитализме традиционный гендерный порядок начинает разрушаться под воздействием экономических, политических и культурных вызовов. Индустриальное общество формирует женские роли работающей матери, домохозяйки, самостоятельной женщины.

В основе капиталистического устройства индустриального общества лежит определенная гендерная идеология, которая поддерживает представления о естественном предназначении полов. Согласно этим представлениям мужчинам предписывается публичная роль, а женщинам - обязанности в частной сфере. Эта идеология в первой половине XX века в западных обществах поддерживалась различными концепциями - от психоанализа до популярной психологии и массовой культуры. Все они показывали и разъясняли природное женское предназначение, особенности женской психологии, учили женщину, как быть хорошей домохозяйкой, снабжая ее соответствующими предписаниями и рецептами. Одновременно женщине предлагались различные предметы потребления для реализации своей природной женственности и успешного выполнения «женской роли». При этом сохранялось неравенство по признаку пола и подчеркивались различия между мужчинами и женщинами. Однако и эти, казалось бы, незыблемые и вполне функциональные отношения (мужчина зарабатывает деньги, а женщина занимается домохозяйством) были оспорены во второй половине 1960-х годов. Вызовы существующим гендерным границам пришли с разных сторон - со стороны женского, молодежного и левого движения, авангардной культуры, новых инфраструктурных возможностей. Счастливая домохозяйка (а все другие женщины считались либо несчастными, либо неудачливыми, либо не совсем нормальными) оказалась страдающей женщиной, чья жизнь ограничена четырьмя стенами комфортабельного дома. Она страдала от недостатка самостоятельности, невозможности реализовать профессиональные устремления, вторичности своей обслуживающей роли, одиночества, когда вырастали дети, а мужья делали карьеру. Эти проблемы, однако, считались скорее индивидуально-психологическими, чем социальными, и очень долго не признавались как общие для всех неработающих женщин.

И только в 1960-1970-е годы система, поддерживающая такие гендерные нормы, была осмыслена как патриархат. Феминистские исследования показывают, что женщины до поры до времени принимают условия, в которые их ставит патриархат, поскольку получают гарантии безопасности, не несут ответственности за важнейшие сферы жизни и зачастую - как рабы при господине - не осознают своего положения.

Однако патриархат исторически изменчив, гендерное устройство меняется по мере изменения отношений собственности, структуры занятости, форм семейной жизни, сексуальных практик. Во второй половине XX века возросла самостоятельность женщин в выборе жизненного пути и профессии, в создании семьи и принятии решений о деторождении, в способности зарабатывать деньги и делать карьеру. Постепенно патриархат теряет безусловную законность в глазах многих людей и трактуется как нарушение справедливого порядка. В определенном смысле он начинает отступать в историческое прошлое.

Исследователи приходят к выводу, что в конце ХХ века произошел слом основных патриархатных структур в Северной Америке, Латинской Америке (с некоторыми исключениями), в Японии, Корее, государствах Океании, в Восточной Европе и России. Во многих обществах наступила постпатриархатная эпоха. Тем не менее, система гендерного неравенства, при которой зарплата женщин не превышает двух третей мужской зарплаты, сохраняет феномен «стеклянного потолка», ограничивающего возможности профессионально-должностного продвижения женщин (им сложнее повышать квалификацию, ездить в командировки, работать сверхурочно, поскольку на них лежит основная ответственность за организацию семейного быта), продолжает воспроизводиться. Так, мягкие и малозаметные механизмы воспроизводства «стеклянного потолка» связаны, например, с организацией рабочего времени в современном бизнесе (особенно в России), требующей от управляющих и наемных работников находиться на работе вечерами, в выходные дни, а также совместно с коллегами посещать места досуга - бани, бассейны, боулинги, клубы, дачи и рестораны. Женщина либо ограничена в таких возможностях, либо вынуждена приспособиться к так называемому мужскому стилю поведения, испытывая давление со стороны семьи по поводу плохого выполнения домашних обязанностей. Но часто ей либо не предлагают продвижения по службе выше определенного уровня, либо она от него отказывается, считая, что не справится, или из-за того, что не может себе этого позволить. При этом ни руководители, ни сами женщины не видят никакой дискриминации в существующем устройстве. Постпатриархатный порядок ограничивает формирование лидерских навыков у женщин, поскольку «правильная» женственность трудно совместима с требуемыми качествами руководителя - умением рисковать, конкурировать, принимать управленческие решения, нести ответственность за бизнес, а в российском случае - еще и постоянно маневрировать между законом и криминалом. Так срабатывают невидимые механизмы патриархата.

Как же тогда женщина может добиваться своих целей? Увы, в основном через манипулирование. Эта особая женская стратегия вырабатывается в ответ на заведомо неравноправные условия конкуренции. Французский социолог Пьер Бурдье в своей работе «Мужское господство» пишет, что господствующая точка зрения приписывает женщинам такие негативно оцениваемые свойства, как хитрость, интриганство (вспомним Шекспира, Толстого!), которые являются оборотными чертами женского обаяния и сексуальной привлекательности. Очевидно, что и хитрость, и интриганство воспитываются у женщин в контексте подчинения.

Рассказать друзьям