Гендерные различия в отношении к. Половые различия в темпах моторного развития

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Мужчины с Марса, женщины с Венеры» - австралийский нейропсихолог Корделия Файн категорически не согласна с этим популярным высказыванием. Она много лет изучает влияние пола на структуру мозга. В книге «Тестостерон Рекс» Файн на основе целого ряда научных экспериментов остроумно мифы о так называемом «гендерном сознании». В сентябре 2017 года книга получила самую престижную премию для научно-популярной литературы - «Научный Букер».

Миф № 1. Мужчины более склонны к беспорядочным половым связям

В середине XX века британский биолог Ангус Бейтмен провел серию экспериментов на плодовых мушках. Результаты и стали основой для заявления о различиях в процессе эволюции между мужчинами и женщинами.

Бейтмен, подхватив теорию Дарвина о половом отборе, пытался понять механизмы, которые заставляют самцов состязаться, а самок - выбирать между ними. Исследователь провел шесть серий экспериментов, в которых самцы и самки плодовых мушек были заперты вместе в стеклянных контейнерах на 3-4 дня.

Бейтмен пришел к выводу: репродуктивный успех мужских особей возрастает благодаря промискуитету (беспорядочным половым связям), а женский - нет.

Позже эту теорию развил биолог Роберт Трайверс, который указал на неравные затраты женщин и мужчин на воспроизводство потомства. Согласно этой идее, женский пол посвящает этой цели больше сил, поэтому выбирает лучшего самца из возможных. Самцы, соответственно, на производство потомства тратят меньше энергии, поэтому могут чаще отправляться на поиски нового партнера.

Эти теории считались универсальными принципами, пока современные эволюционные биологи Брайан Снайдер и Патриша Говэти не решили перепроверить эксперимент с мушками.

Благодаря компьютерным технологиям и современным статистическим методам исследователи обнаружили ряд проблем. Во-первых, Бейтмен подсчитывал лишь выжившее потомство, оставив без внимания большое количество особей. Во-вторых, Бейтмен сделал вывод о том, что самцы более подвержены промискуитету, основываясь лишь на двух последних сериях эксперимента. Оказывается, что в первых четырех сериях именно самки показали больший репродуктивный успех, причем с большим числом партнеров.

Однако Бейтмен почему-то предпочел не замечать, что и самки, и самцы мушек ведут одинаково беспорядочную половую жизнь.

Более того, в 2012 году в академическом журнале поведенческой экологии опубликовали список из 39 видов животного царства (в том числе и приматов), «у которых женский промискуитет приводит к большему репродуктивному успеху». То есть самки не ждут самцов. Они действуют активно, конкурируют с другими самками за самцов. В животном мире нет единых половых ролей и, соответственно, утверждение, что «мужчины активны, женщины пассивны», полная чепуха.

Миф № 2. Мужчины более плодовиты

Согласно статистическим данным, женщина в «оптимальных» условиях может родить около 15 детей за всю свою жизнь. В среднем женщина в состоянии родить 10-11 детей за всю свою жизнь. Это внушительный уровень рождаемости, который установили женщины из религиозной секты гуттеритов в начале XX века. Однако в отношении мужчин часто замечают: они способны на гораздо большее. Вот что пишет психолог Дэвид Шмитт из университета Брэдли: «Представьте, что за один год один мужчина может произвести на свет ни много ни мало сотню детей, спариваясь с сотней женщин». Так ли это или где-то здесь подвох?

У здоровых пар беременность в результате единственного полового акта возникает примерно в 3% случаев.

Несложно подсчитать, что шанс производить сотни младенцев в год для одного мужчины равен 0,000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 748. Чтобы было понятнее: шанс погибнуть в течение жизни от метеорита равняется 0,000 004.

Чтобы мужчина мог соревноваться с женщиной в производстве детей и зачать более одного ребенка в год, ему придется заниматься сексом не менее чем с 113 женщинами в течение 365 дней. Довольно трудозатратная задача.

Миф № 3. Мужчины полигамны, а женщины моногамны

Эволюционные психологи опровергают, что мужчин интересует лишь секс без обязательств, а женщины предпочитают моногамию. Делая выводы о сексуальной активности женщин и мужчин, люди чаще всего полагаются на их высказывания. . Мужчины и женщины склонны приукрашивать информацию о количестве половых контактов, чтобы вписываться в общественные нормы. Мужчины обычно преувеличивают, женщины, наоборот, занижают цифры.

Согласно Британскому опросу об отношении к сексу со случайной выборкой в 12 тысяч человек, мужчины 16–17 лет в среднем сообщают о большем числе сексуальных партнерш, чем женщины того же возраста. На самом деле на протяжении жизни среднее число партнеров составляет 6 у мужчин и 4 у женщин.

По тем же данным, большинство мужчин и женщин предпочитают отношения сексуальной исключительности (то есть жить с постоянным партнером и дать обещание не заниматься сексом с другими). Согласно статистике, так поступают 80% мужчин и 89% женщин. В старшей подвыборке (35-44 года) разрыв между ними сокращается - 86% мужчин и 92% женщин.

Миф № 4. Женщины меньше хотят секса

Существует исследования, поддерживающие миф о существенных различиях в сексуальных потребностях мужчин и женщин. В одном из них Рассел Кларк и Элейн Хэтфилд использовали привлекательных актеров. Эти актеры (девушки и юноши) гуляли по университетскому городку, подходили к людям противоположного пола, делали им комплимент и задавали один из трех вопросов: «Может, вместе поужинаем?», «Заглянешь ко мне вечером?» или «Хочешь провести со мной ночь?».

Мужчины и женщины в равной степени соглашались на свидания (около 50%). 69% мужчин согласились посетить квартиру женщины и еще больше - провести с ней ночь. Однако очень мало женщин согласились отправиться в квартиру мужчины и ни одна - провести ночь с незнакомцем.

Похожие опросы проводились в Дании и Франции, - со схожими результатами. Однако исследования такого рода нельзя считать корректными. Это всего лишь ролевая игра, и мы не можем знать, сколько женщин согласилось бы на секс после первого свидания. Кроме того, мужчины могли не принять всерьез неправдоподобное сексуальное приглашение со стороны женщины и ответить «Да» просто так или, возможно, решив, что где-то спрятана скрытая камера и это розыгрыш.

Когда подобное исследование проводилось в письменной форме, мужчины гораздо чаще отвечали на предложение секса отказом. Некоторые говорили о том, что это слишком прямолинейно и вызывает подозрения.

Объяснить же женское недоверие к предложению секса довольно просто. Женщины небезосновательно опасаются за свою безопасность или не хотят поощрять навязчивого ухажера. Получается, что в рамках одного исследования мужчины и женщины как бы участвовали в разных экспериментах. Кроме того, в дело вмешивались двойные стандарты современного общества. Первый из них: женщин в соответствии с их сексуальными желаниями делят на «хороших» и «развратных». Мужчин - нет. Еще один двойной стандарт: случайный секс чаще не оправдывает ожидания женщин, чем мужчин: женщины лишь в 11% случаев испытывают оргазм при «случайной встрече».

Если бы была возможность исключить фактор общественного давления, то при обсуждении сексуального контакта гендерный фактор, вероятнее всего, не играл бы существенной роли.

Миф № 5. Мужчины обращают больше внимания на физические параметры сексуального партнера

С репродуктивной точки зрения и мужчины, и женщины в равной степени рассматривают красоту и юность как притягательные качества. Не только мужчины обращают внимание на внешность партнера. Некоторые эволюционные психологи полагают, что женщины ищут случайных сексуальных встреч с мужчинами с хорошей генетикой, а привлекательные лицо и тело являются наглядной рекламой их превосходных генов.

Мужчина, в свою очередь, выбирает женщину не только благодаря ее внешности, но и исходя из ее социального статуса и заработка.

Между 1938 и 2008 годами социальный баланс в человеческом сообществе изменился, традиционные роли мужа-кормильца и жены-домохозяйки стали менее выраженными. Для мужчин теперь важны финансовые перспективы партнерши и ее образование. Кулинарным и хозяйственным способностям они уделяют все меньше внимания.

Согласно данным сайтов интернет-знакомств, женщины могут использовать высокий финансовый доход или хорошее образование как способ завлечь красавца или более молодого партнера. Так что этими уловками сегодня пользуются не только мужчины.

Миф № 6. Мозг мужчин и женщин отличается

Категория пола влияет на наше восприятие мира. Первое, что мы узнаем о ребенке при его рождении, - это пол. Мы указываем пол практически в каждой анкете. В большинстве стран по закону человек может быть либо мужчиной, либо женщиной. Пол встроен в языки мира с помощью местоимений, имен, форм обращения. Есть и социальные маркеры, например, мода. Классический научный взгляд предполагает, что пол диктует не только внешние физические различия, но и влияет на мозг.

Однако формирование мозга - сложный процесс, в котором играют роль множество факторов. Ученые из Тель-Авивского университета, Общества Макса Планка и Цюрихского университета вместе проанализировали 1400 визуализаций человеческого мозга. Сначала они определили около десяти крупнейших гендерных различий. Однако эти различия не были существенными.

Более того, выяснилось, что примерно у одной женщины из пяти мозг больше похож на «мужской», чем у среднестатистического мужчины.

Соответственно, различия в мозге определяются не только полом, но и возрастом, средой и генами. Согласно этому исследованию, от 23% до 53% индивидов обладают мозгом, в котором сочетаются мужские и женские черты (в зависимости от выборок, типов измерений и методов анализа данных). Процент людей, чей мозг был однозначно «женским» или «мужским», очень мал: от 0% до 8%. Получается, что пол - недостаточно сильный фактор, по которому можно судить о мышлении и тем более - о структуре мозга.

Миф № 7. Мужчины более склонны к риску

Рискованное поведение потенциально позволяет достичь желаемой цели, но может привести и к неудаче. Чаще всего склонность к риску приписывают мужчинам (они дерутся, играют в азартные игры, гоняют на машинах). Однако в последнее десятилетие появились факты, указывающие на то, что склонность к риску - это личностная черта, она не зависит от пола.

Элке Вебер, исследователь из Колумбийского университета, опросил несколько сотен американских студентов и выявил, насколько они склонны рисковать в шести разных сферах: азартных играх, финансах, здоровье, отдыхе, общении и этике.

«Склонность к риску не была однозначна, - рассказывал ученый о результатах. - Человек, который с радостью просаживал недельный заработок на скачках, не был более склонен прыгнуть с моста на тарзанке, вкладываться в спекулятивные акции или воровать кабельные каналы, чем человек, который, скорее, спустит долларовые купюры в туалет, чем поставит их на лошадь».

Вебер обнаружил, что люди рискуют ради выгоды, причем как мужчины, так и женщины. Различия в рискованном поведении объясняется прежде всего тем, как люди оценивают свою выгоду в данном конкретном случае. Склонность к риску меняется и в зависимости от возраста.

Кроме того, обычно упускают из вида такие области женского риска, как чирлидерство или способность бросить работу после рождения ребенка (это высокий экономический риск, ведь число разводов приближается к 50% от числа браков). Несколько исследований также обнаружили, что женщины чаще рискуют, когда есть малый шанс выгоды при малых затратах (например, попытаться отдать готовый сценарий в голливудскую студию или позвонить на радио во время рекламной акции).

Миф № 8. Тестостерон - мужской гормон

Нейробиолог Джо Герберт, автор книги «Тестостерон: секс, власть и воля к победе» пишет: «Тестостерон отвечает за очень многое. Его задача - влиять на тело и мозг, развивать сексуальность. Но гормон также заставляет мужчин радоваться риску, состязаться и прибегать к агрессии, чтобы получить желаемое, стремиться к превосходству над другими мужчинами и гневно отражать набеги на свою территорию».

Эндокринолог Ричард Фрэнсис ввел термин «Тестостерон Рекс», чтобы высмеять ошибочное восприятие этого гормона как «суперактиватора», который решает все проблемы.

Тем не менее многие ученые по-прежнему считают, что именно тестостерон влияет на поведение (в частности, на агрессивность) и отличает мужчин и женщин друг от друга.

Он может помочь приспособиться к обстоятельствам: физическим, социальным и возрастным. Гормон влияет на тело и определяет его как мужское или женское. Уровень тестостерона в крови мужчин выше, чем у женщин, всего на 10-15%.

В течение жизни количество тестостерона в крови может быть различным. У одного из шести ведущих спортсменов после международных соревнований уровень гормона ниже нормы. Поэтому количество тестостерона никак не влияет на способность состязаться.

Суть в том, что не гормоны провоцируют поведение человека, а ситуация, в которую он попал, провоцирует их выработку. «Тестостерон свергнут с трона: он становится всего лишь посредником между социальным миром и мозгом. Измените мир, и вы сможете изменить тестостерон - и мозг», - утверждает эндокринолог.

Результаты исследования отставных военных летчиков показали, что тестостерон повышается в годы развода и снижается в годы брака. Уровень тестостерона также зависит от проявления заботы. Ли Геттлер, антрополог из Университета Нотр-Дам, обнаружил, что отцовство снижает уровень тестостерона только у тех мужчин, которые больше проводят времени со своим ребенком. Иными словами, не пониженный тестостерон заставляет мужчин становиться заботливыми отцами, а их забота понижает уровень гормона в крови.

В другом эксперименте было показано, что обладание властью не влияет на тестостерон мужчин, а вот у женщин во властной позиции уровень этого гормона значительно повышается.

В 1970-е годы учёные обнаружили всего четыре параметра, по которым наблюдались небольшие различия между мужчинами и женщинами . Новейшие исследования уточнили эти данные и установили, что гендерных различий в речевых способностях нет . Обнаруживаемые различия в математических способностях , способностях к пространственному восприятию и агрессивном поведении невелики, и существуют данные, указывающие на их зависимость от воздействия гендерных стереотипов .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Гендерные особенности бессонницы - Михаил Полуэктов

    Гендерные особенности возрастной психологии,1 из 2. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция №02.

    Чем мужчины отличаются от женщин? - Научпок

    Основы менеджмента. Типические и гендерные особенности психики.

    Гендерные особенности возрастной психологии, 2 из 2. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция "03.

    Субтитры

Общая информация

Дебаты о существовании и происхождении гендерных различий

Гендерные различия давно представляют область интереса учёных из разных научных областей, а результаты их исследований вызывают живой интерес в СМИ и у широкой публики. Основной вопрос научных дебатов в этой области в том, существуют ли неустранимые гендерные различия, которые могли бы обосновать существующие гендерные роли и, в частности, целесообразность таких мер, как раздельное обучение мальчиков и девочек . В целом накопленные на сегодняшний день научные знания свидетельствуют о том, что представители разных гендеров похожи друг на друга почти во всём, за очень немногочисленными и сравнительно незначительными исключениями . Несмотря на это, гендерным различиям продолжают придавать большое значение как в научной среде, так и за её пределами .

Участники научных дебатов о гендерных различиях разделяются на два основных лагеря: сторонников биологического детерминизма, которые убеждены в тесной связи биологического пола и гендера, и сторонников социального конструктивизма , которые считают, что гендерные различия конструируются обществом . Вопрос о гендерных различиях представители разных лагерей ставят принципиально по-разному. Биологически-ориентированные исследователи часто не задаются вопросом о том, существуют ли гендерные различия как таковые, а по умолчанию исходят из того, что они существуют, и ищут им объяснения. Сторонники социального конструктивизма, в свою очередь, исследуют процессы конструирования гендера в различных социальных контекстах и то, каким образом представления о гендерных различиях используются для создания социальных иерархий .

Многие исследователи согласны в том, что на такие характеристики человека, как когнитивные способности , оказывают влияние и биологические, и социальные факторы. При этом они отмечают, что не все биологические факторы следует понимать как врождённые, поскольку, например, строение и деятельность мозга изменяются под воздействием жизненного опыта .

Проблема предвзятости в распространении научных данных

В научной литературе существует тенденция чаще сообщать и воспроизводить информацию о гендерных различиях, чем о сходствах. Отчасти это обусловлено дизайном многих исследований: когда поиск гендерных различий не является непосредственной целью исследования - например, в исследованиях общих когнитивных процессов - учёные часто изначально включают гендер как переменную просто для того, чтобы исключить вероятность неверной интерпретации итоговых результатов. Если результаты не обнаруживают различий по этой переменной, информация об этом считается несущественной для основных результатов исследования и не включается в итоговые публикации. Если же гендерные различия обнаруживаются, то учёные склонны воспринимать их как помеху, о которой они вынуждены сообщить .

С другой стороны, на сообщение и распространение научных данных о гендерных различиях влияют идеологические установки внутри научного сообщества. Некоторые исследователи отмечают, что в научном сообществе существует предвзятость в отношении публикаций: если исследование обнаруживает хотя бы незначительные гендерные различия, оно с большей вероятностью будет опубликовано, чем десятки исследований, которые таких различий не обнаруживают. Предвзятость в отношении публикаций приводит к тому, что единичное исследование и его результаты за счёт многократного цитирования приобретают статус «истины», что может порождать эффект самоисполняющегося пророчества , влияя на дизайн последующих исследований .

Научные данные о гендерных различиях

Первая серьёзная и сравнительно достоверная работа, обобщающая результаты исследований гендерных различий, - это книга Элеанор Маккоби и Кэрол Джеклин «Психология половых различий» (The Psychology of Sex Differences ), изданная в 1974 году . Маккоби и Джеклин собрали и систематизировали более 2000 научных работ, которые были опубликованы к моменту написания их книги. Они обнаружили отсутствие гендерных различий по большинству проанализированных параметров, включая восприятие различными органами чувств , процессы обучения и запоминания , эмоциональные реакции , внушаемость, самооценку и многие другие. Таким образом, основной результат их обобщающего исследования в том, что гендерные сходства гораздо более значимы, чем гендерные различия. Но, хотя книга Маккоби и Джеклин считается классической и широко цитируется, чаще всего упоминается не их главный вывод, а обнаруженные ими исключения - немногие гендерные различия : в речевых и математических способностях, способностях к пространственному восприятию и агрессивности .

Вскоре после появления книги Маккоби и Джеклин был разработан статистический метод мета-анализа , предназначенный для тщательного и надёжного обобщения результатов больших корпусов исследований одной тематики. Этот метод считается идеальным для систематизации исследований по гендерным различиям, поскольку в этой области проводятся десятки и даже сотни исследований по отдельным вопросам . Результаты мета-анализов уточнили выводы Маккоби и Джеклин. В частности, благодаря более точному статистическому анализу и использованию более крупного и обновлённого корпуса исследований, они показали отсутствие гендерных различий в речевых способностях .

Речевые способности

В 1988 году Дженет Хайд и Марсия Линн провели мета-анализ исследований гендерных различий в речевых способностях, включив корпус исследований, которые проанализировали Маккоби и Джеклин, и дополнив его большой выборкой более новых исследований детей и взрослых. Анализируя отдельно исследования в соответствии с использованным методом тестирования речевых способностей, они обнаружили, что для пяти из восьми тестовых методик величина различия равна или близка к нулю. В целом, обобщая результаты исследований с разными методиками тестирования, они пришли к выводу, что даже небольших различий в речевых способностях между мужчинами и женщинами нет .

Математические способности

Согласно распространённому гендерному стереотипу , мальчики и мужчины более способны к математике , чем девочки и женщины. Научные исследования опровергают это представление. Так, мета-анализ 1990 года, обобщивший исследования с общей численностью участников в более чем три миллиона, показал, что в целом существенных различий в успешности выполнения математических заданий между мальчиками и девочками нет. Незначительные различия в пользу девочек были обнаружены в навыках счёта в младшей и средней школе, в пользу мальчиков - в решении задач в старшей школе, но в то же время было установлено, что обнаруженные небольшие гендерные различия сокращаются с возрастом, при этом мальчики и девочки одинаково хорошо овладевают математическими понятиями . Более новое мета-аналитическое исследование 2005 года установило, что младенцы-девочки и мальчики в возрасте шести месяцев одинаково хорошо справляются с задачами, лежащими в основе формирования математических способностей .

Ещё один популярный стереотип говорит о том, что мальчики чаще демонстрируют выдающиеся способности к математике, тогда как способности девочек скорее средние. Этот стереотип поддержали авторы лонгитюдного исследования математически одарённых детей, проведённого в США в начале 1980-х годов . Математические способности мальчиков и девочек в этом исследовании оценивались по результатам стандартизированного теста SAT-M. При этом другие данные, собранные в ходе исследования, опровергают вывод о выдающихся способностях мальчиков по сравнению с девочками. Девочки - участницы исследования лучше, чем мальчики, справлялись с математическими заданиями в школе. Различий между мальчиками и девочками не было выявлено и в дальнейшей жизни: в университетах они выбирали математические курсы одинаковой сложности и получали по ним одинаковые оценки, а по окончании высшего образования одинаковое количество участников программы получали научные степени. Эти результаты показывают, что, несмотря на различия по тесту SAT-M, девочки и мальчики, участвовавшие в исследовании, осваивали высшую математику в равных количествах и с одинаковой успешностью .

Сравнения результатов математических тестов в разных странах показывают, что в большинстве стран мира девочки и мальчики справляются с математическими заданиями одинаково хорошо. Мальчики показывают более высокие результаты всего в половине стран ОЭСР , а в Исландии девочки показывают значительно более высокие результаты, чем мальчики .

Некоторые авторы связывают такие данные с распространённостью гендерных стереотипов и уровнем гендерного неравенства. В частности, исследователи обнаружили, что в странах с высокими показателями гендерного равенства гендерные различия в математических результатах между мальчиками и девочками исчезают . Многие исследования также показывают, что успешность женщин в математике и выбор профессий, связанных с математикой, определяется влиянием родителей и учителей и тем, насколько они поощряют интерес девочек к математике ; многие женщины считают занятия математикой не соответствующими их гендерной роли и отказываются от них даже тогда, когда проявляют прекрасные способности в этой области .

Способности к пространственному восприятию

В исследованиях способностей к пространственному восприятию используются разнообразные методики тестирования. Многие из них представляют собой, например, задания, связанные с мысленным вращением двух- или трёхмерных объектов. Мета-анализы исследований в этой области показывают наличие гендерных различий с преимуществом в пользу мужчин, которые колеблются в диапазоне от крайне незначительных до умеренно выраженных . При этом мета-анализ исследований пространственного восприятия у детей в возрасте от восьми месяцев до полутора лет показывает, что гендерных различий по способностям к пространственному восприятию в этом возрасте нет .

Некоторые исследователи полагают, что в тех случаях, когда гендерные различия в способностях к пространственному восприятию присутствуют, они объясняются культурным контекстом и различиями в гендерных ролях . В пользу этого объяснения говорит, в частности, сравнительное исследование, проведённое с 1300 представителями двух народов на северо-востоке Индии с общим генетическим происхождением и различающейся социальной организацией. Среди представителей народа, в котором женщины занимают выраженно подчинённое положение, гендерные различия в пространственном восприятии были существенно больше, чем среди представителей народа, в котором женщины пользуются большей автономией . Авторы этого исследования отмечают, что одним из факторов, влияющих на более низкие пространственные способности женщин, может быть эффект угрозы стереотипа (stereotype threat ): если в обществе существует стереотип о том, что женщины неспособны к определённому типу задач, то, когда женщине предлагают задачу такого типа, в результате стресса она действительно справляется с ней хуже . Воздействие угрозы стереотипа на различные стигматизированные группы при тестировании различных способностей также подтверждается множеством других исследований .

Агрессия

Вопреки распространённым стереотипам, научные данные не подтверждают связи агрессивного поведения с уровнем тестостерона в крови . Также, хотя стереотипы предполагают, что женщины чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии, исследования показывают, что в действительности мужчины пользуются ими не меньше, чем женщины .

Существуют исследования, которые показывают влияние гендерных ролей и социального контекста на различия в выражении агрессии. Например, в 1994 году был проведён эксперимент, в котором за счёт сохранения анонимности участников были созданы условия для того, чтобы они не чувствовали себя обязанными вести себя в соответствии с гендерными нормами. Участников разделили на две группы: в одной из них участники в подготовительной фазе должны были сидеть близко к экспериментатору и назвать своё имя, экспериментатор задавал им личные вопросы; во второй группе участники оставались анонимными, находились далеко от экспериментатора и не разговаривали с ним, кроме того, им было сказано, что они - контрольная группа, и их поведение в ходе самого эксперимента не будет оцениваться. В этом эксперименте уровень агрессии измерялся при помощи интерактивной видеоигры , в которой испытуемые сначала защищались, а потом атаковали, сбрасывая бомбы. Участники из первой группы продемонстрировали такие же гендерные различия в агрессии (количестве бомб, сброшенных в атаке), какие обнаруживались в других исследованиях. Во второй группе значимых гендерных различий в агрессивном поведении не было обнаружено .

См. также

Примечания

  1. Бёрн Шон . Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. - СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
  2. Nanda, Serena. Gender Diversity: Crosscultural Variations . - Waveland Pr Inc, 1999. - ISBN 978-1577660743 .
  3. Roscoe, Will. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America . - Palgrave Macmillan, 2000. - ISBN 978-0312224790 .
  4. Oyewumi, Oyeronke. Conceptualizing gender: the eurocentric foundations of feminist concepts and the challenge of African epistemologies // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. - 2002. - Т. 2 .
  5. Halpern, D. Preface to the fourth edition // Sex Differences in Cognitive Abilities: 4th Edition . - Taylor & Francis, 2011. - ISBN 978-1848729414 .
  6. Hyde, J.S. The Gender Similarities Hypothesis // American Psychologist. - 2005. - Т. 60 , № 6 . - С. 581–592 .

Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.

Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т.п. Были проведены исследования:

  • 1) близнецов - по изучению наследственных черт;
  • 2) связанные с гормонально-химическими и физиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительно-пространственным способностям;
  • 3) С. Нолей-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности и нейротизму.

Эволюционную концепцию дифференциации полов В.А. Геодакяна можно отнести к этому же подходу. Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский - в сохранении популяции: мужской пол - это глина, из которой природа лепит образцы, а то, что проверено, становится мрамором - женским полом. В онтогенезе также имеются различия. Здесь уже более изменчивым, пластичным является женский пол, мужской же более ригиден. Половые различия связаны с различной степенью генетической обусловленности признаков у мужчин и женщин. Эта концепция была подтверждена экспериментами на животных, проведенными В.К. Федоровой, Ю.Г. Трошихиной и В.П. Багруновым (1981). Она может объяснить и многие половые различия в сенсомоторных и интеллектуальных функциях. Но реакция специалистов по гендерной психологии на эту концепцию неоднозначна. И.С. Клецина, к примеру, считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение, поскольку психика человека не развивается по законам биологической эволюции, а человек сам создает себе среду развития . Однако, несмотря на критику, концепция В.А. Геодакяна по-прежнему одна из самых популярных в отечественной психологии.

Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.

Одна из наиболее известных в этом подходе - теория социальных ролей Элис Игли. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т.е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемлемыми для мужчин, другие - для женщин. Эта теория очень популярна.

Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом, гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться в самоотчетах (на которых построено большинство личностных шкал) отразить свою личность благоприятным образом. Поэтому результаты лишь подтверждают стереотипы. Модель считает артефактом лишь данные, полученные по личностным шкалам, а не поведенческие показатели, хотя и последние не свободны от влияния гендерных стереотипов.

Американские психологи Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С. Китаямы о "взаимозависимой" и "независимой" я-концепциях у индивидов восточной и западной культуры. На основе этой идеи они создали модель, объясняющую гендерные различия в социальном поведении. По мнению авторов, для американских женщин в целом характерна связь с другими людьми, т.е. "взаимозависимая", а для мужчин - "независимая" я-концепции. Формирование первой происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких людях, и их цели и потребности так же важны, как и собственные.

В независимой я-концепции главным принципом является автономия, отделение от других, а взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и независимости, мужчины стремятся получить власть над другими.

Р. Баумейстер и К. Соммер, в целом принимая эту модель, уточняют ее; мужчины и женщины являются одинаково социальными существами, но эта социальность у них разная. У женщин она диадическая (они вовлечены в небольшое число тесных, близких взаимоотношений), а у мужчин - родоплеменная (они ориентированы и вовлечены в более многочисленные социальные связи). Данные авторы приводят следующие проявления указанной ориентации у мужчин: 1) недостаток интимности, которую успешно реализуют в своих отношениях женщины, мужчины компенсируют стремлением подчеркивать свой статус и власть; 2) получение власти для мужчин означает одновременно и расширение сексуальных контактов, а для женщин - нет: власть не увеличивает их сексуальную привлекательность; 3) мужские сексуальные желания являются более разнообразными, чем женские, т.е. также ориентированы на более широкую, чем у женщин, социальную общность.

Концепция андрогинии Сандры Бэм и Джудит Спенс, речь о которой шла выше, объясняет как наличие, так и отсутствие различий между полами.Д. Спенс и коллеги рассматривали андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой фемининности, а С. Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существование индивидов с гендернотипичными чертами (маскулинных мужчин и фемининных женщин) не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе - андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов; можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики. Мы уже останавливались на том, что идея андрогинии перестала быть популярной, и Бэм отказалась от нее, предложив теорию гендерной схемы.

Концепция токенизма, предложенная Розабет Кентер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, - токенами (символами). В качестве последних, например, выступают 2-3 негра в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужском деловом мире выступают в роли токенов. Отсюда разное восприятие мужчин и женщин в организациях .

Розабет Кентер обнаружила 4 неформальных роли женщин-токенов:

  • 1)"мать" - от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;
  • 2)"соблазнительница" - здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;
  • 3)"игрушка, талисман" - милая, но не деловая женщина, приносящая удачу;
  • 4)"железная леди" - этим токенам приписывается неженская жесткость, и они особенно изолированы от группы.

Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантой в группе, снижают возможности их служебного роста, и изменить эту ситуацию может увеличение их числа в организациях.

Во многих случаях различия между полами объясняются сочетанием биологических и социальных факторов, о чем не раз будет говориться в дальнейшем.

Если не касаться анатомических и гормональных различий, то в чем еще состо­ит разница между мужчиной и женщиной? До сих пор неясно, являются ли характе­рологические особенности полов и их различия в способностях врожденными или приобретенными. Бегли и Кари (Begley and Carey, 1979), изучавшие эту проблему на обезьянах, получили данные, согласно которым можно предположить, что агрес­сивность связана с мужскими гормонами. Однако ни одно из проведенных исследо­ваний не смогло достоверно доказать, что половые различия в уровне агрессивности обусловлены только гормональным влиянием. Агрессивность - не единственная черта, отличающая мужчин от женщин. Описано также много других различий меж­ду полами, большинство из которых связаны со специальными способностями. На­пример, обнаружено, что у мальчиков лучше развиты аналитические способности, а у девочек - моторные и вербальные. Возможно, для этого есть какие-то генети­ческие предпосылки, но вполне вероятно, что в большей мере они вызваны внешни­ми факторами. Ученые сходятся во мнении, что большинство подобных различий между мужчинами и женщинами не обусловлены непосредственно биологическими причинами. Просто мальчики, как правило, играют с машинками и другими механи­ческими игрушками, тогда как девочкам обычно дарят кукол, чтобы они наряжали и причесывали их. Замечено, что матери чаще поют колыбельные дочерям, чем сыно­вьям, больше разговаривают с ними, и это обстоятельство, вероятно, может вызвать лучшее развитие вербальных способностей у девочек по сравнению с мальчиками.

Многие данные свидетельствуют о том, что способности и склонности челове­ка могут развиваться и меняться в процессе обучения и специальной тренировки. Так, изменения в системе образования значительно сократили разрыв между пола­ми в степени развития вербальных, математических и пространственных способно­стей (Deaux, 1985). Многие психологи пришли к заключению, что на основании только половой принадлежности нельзя предсказывать поведение или склонность к тем или иным навыкам (Hyde, 1984; Hyde, Linn, 1988; Matlin, 1987).

Упражнение 12.2

Психолог рассказал журналисту, что девочки-восьмиклассницы получили более низкие оценки за контрольную по математике, чем мальчики того же класса. На основании этого в газетной статье был сделан вывод о том, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия в математических способностях. Теперь, когда вы знаете о факторах половых различий, объясните, в чем некорректность вывода журналиста.

_________________________________________________________________

Эволюция представлений о гендерных ролях

За последние пятьдесят лет представления о мужской и женской ролях стали более гибкими. Традиционно мужественность связывалась с жестокостью, агрессивностью и независимостью. Роль мужчины состояла в том, принимать решения, обеспечивать благополучие семьи и зарабатывать деньги. От женщины же требовались сочувствие, понимание, мягкость, нежность, чувствительность и покорность; ее интересы должны были ограничиваться семьей, хозяйством.

Одной из главных причин изменения половых ролей стал рост числа работающих женщин. Современную женщину уже не может удовлетворить роль исполнительницы воли мужчины, теперь она сама принимает решения, как на работе, так и дома. Исследования показывают, что дочери усваивают полоролевые установки своих матерей. Есть женщины, которые с большей охотой занимались бы детьми и домом, но они вынуждены работать ради заработка, не получая удовлетворения от работы. Естественно, такие женщины придерживаются традиционных взглядов на свою половую роль, и эти взгляды передаются их детям. И наоборот, женщины, увлеченные работой, воспитывают у своих детей менее традиционное, более либеральное отношение к половым ролям.

Икс и Барнс (Ickes and Barnes,1978) на примере студенческой группы влияние полоролевых установок на межполовое общение. Они заметили, что юноши и девушки с традиционными представлениями о половых ролях реже смотрят друг на друга, реже разговаривают друг с другом, меньше улыбаются и меньше жестов при общении по сравнению с теми студентами, полоролевые установки которых более либеральны. Последние охотнее идут на контакт с представителями противоположного пола, более раскованны и свободны в своем поведении. Исследователи обнаружили также, что девушки с традиционными представлениями о женской роли отличаются чрезмерным беспокойством и низкой самооценкой. Точно так же «мужественные» юноши часто бывают беспокойны, неуверенны в себе и невротичны (Unger, Crawford, 1992).

Либерализация полоролевых установок устраняет неловкость и скованность, свойственные ситуации знакомства мужчины и женщины, повышает комформность общения, но она же вызывает и определенные проблемы у женщин. Все больше женщин жалуется на то, что они подвергаются сексуальным домогательствам кол­лег-мужчин. Диапазон этих домогательств варьируется от грязных шуток и сальных замечаний до прямых попыток изнасилования. Однако некоторые психологи счита­ют, что эта проблема существовала всегда, а нынешняя ее актуальность вызвана тем, что женщины, став во многих отношениях свободнее и раскрепощеннее, про­сто готовы открыто обсуждать ее.

«Хорошо, если ты врач, то я - министр здравоохранения.»

Рис. 12.2. Эта дети, вероятно, вырастут свободными от предрассудков.

Работающие замужние женщины (в большей степени матери-одиночки) име­ют дополнительную причину для возникновения стрессов. Такие матери «разрыва­ются» между собственными карьерными устремлениями и ответственностью за до­машнее хозяйство и детей. Стремление все успеть и во всем преуспеть может стать причиной особой разновидности стресса, которая получила название «синдрома де­ловой женщины». И здесь, как считает Макбрайд (McBride, 1990), важными факто­рами являются отношение женщины к работе, морально-психологический климат, в котором ей приходится жить и работать, а также наличие помощи и поддержки со стороны друзей.

Либерализация женской роли не могла не вызвать и потребности в смене муж­ских ролей. Современные мужчины принимают большее участие в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Понимание и принятие изменившихся ролей и полоролевых установок - одно из решающих условий гармонии в отношениях меж­ду мужчиной и женщиной.

Упражнение 12.3.

Определите, каких взглядов на полоролевые отношения - традиционных или либеральных - придерживается или будет в будущем придерживаться каждый из нижеописанных персонажей.

а. Клод сказал жене, что получил новое назначение и что через две недели их семья должна переехать в Либерию. ______________________________

б. Мадонна знает, что мать ненавидит свою работу, но семье трудно прожить на зарплату отца.___________________________________________

в. Джером, студент второго курса колледжа, чувствует себя в компании девушек так же свободно, как и в обществе мужчин.____________________

г. Тельма подала в суд на своего начальника, который предлагал ей провести с ним ночь, обещая за это повышение по службе. __________________________________________________________________

д. Марио специально задерживается на работе до позднего вечера, чтобы дома ему не пришлось возиться с детьми.______________________________

ЛЮБОВЬ

Психологи не столь преуспели в описании любовных переживаний, как поэты. Линдзи, Холл и Томсон (Lindzey, Hall, Thomson, 1975) провели опрос населения и определили любовь как «интенсивную привязанность и симпатию». По опыту вы, наверное, знаете, что это чувство возникает не только между взрослыми людьми противоположного пола. Еще ребенком вы, несомненно, испытывали любовь к своим родителям и, наверное, к своим бабушкам и дедушкам. А может быть, вы любили свою кошку, собаку или другое домашнее животное.

В детстве ваша любовь была эгоистичной: вам необходимо было чувствовать себя любимым, вы скорее требовали любви, а не ждали и уж никак не дарили ее. Так, ребенку необходим телесный контакт с матерью, ему необходимо как она прижимает его к себе, это формирует у него чувство безопасности и защищенности. По мере того как вы становились старше, ваша любовь принимала более зрелые формы. Вы учились понимать чувства и нужды другого, проявлять заботу о нем. Вспомните, как вы впервые испытали тоску, сопереживая своей заболевшей собаке.

Любовь к человеку требует не только понимания, заботы и сопереживания. Она предполагает также доверие, уважение и стремление дать счастье человеку. Зрелая любовь не требует взаимности. Вы можете дарить свою любовь другому, не получая ничего взамен. Воистину, в любви всегда есть чем рисковать! В западной культуре любовь, как правило, сопряжена с собственническим чув­ством. Вы любите кого-то и хотите, чтобы этот человек принадлежал только вам. Стремление к полному обладанию порождает ревность. Но традиции иных культур предполагают совсем другое понимание любви. У некоторых народов существует обычай, предписывающий мужчине предлагать свою жену гостю, выказывая тем самым радушие и гостеприимство. Любопытный факт - мужчины обычно ревнивее женщин. Но все-таки любовь как проявление только собственнического инстинкта в европейской культуре встречается достаточно редко. Если же вам однажды при­дется испытать укол ревности, вспомните слова Маслоу (Maslow, 1970): «Можно наслаждаться картиной, не воруя ее из музея, любоваться розой, не срывая ее с ку­ста, восторгаться младенцем, не похищая его у матери, слушать пение соловья, не сажая его в клетку. Но точно так же можно любоваться и наслаждаться другим че­ловеком, не утверждая над ним своего господства».

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Отметьте, ложно или истинно каждое из приве­денных ниже утверждений.

1.________Родители - первые люди, которые оказывают влияние, на гендерные установки ребенка.

2.________Наблюдение является условием косвенного научения гендерным ролям.

3.________Установки по поводу гендерных ролей являются врожденными.

4.________Гендерные роли одинаковы во всех культурах.

5.________За последние пятьдесят лет гендерные роли не претерпели существенных изменений.

6.________Установки не желающих, но вынужденных работать ради заработка женщин относительно гендерных ролей отличают­ся гибкостью.

7.________Мужчины-студенты, отличающиеся либеральным отношени­ем к половым ролям, чувствуют себя в обществе женщин бо­лее комфортно.

8.________Женщины, испытывающие бремя ответственности за семью и работу, часто страдают синдромом деловой женщины.

9.________Эгоистичная любовь скорее дарящая, нежели требовательная.

10._______Зрелая любовь всегда взаимна.

ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какой путь проходят ваши отношения с человеком противоположного пола? Ганьон и Гринблант описывают три стадии развития гетеросексуальных отношений. Вы легко сможете распознать эти стадии в своих отношения может оказаться иной. Первая из стадий наполнена свиданиями, во время которых формируется чувство взаимного влечения; она называется «стадией влечения». На другой стадии возникает и формируется эмоциональная близость, и она называется «стадией эмоционального сближения». Третья стадия «стадия сексуальной близости». Каждая из вышеназванных стадий может начинаться и развиваться на фоне других, они могут протекать в любой последовательности. Однако зрелые гетеросексуальные отношения обязательно проходят все три стадии.

Влечение

Тесное общение с противоположным полом и формирование пар обычно начинается в подростковом возрасте. В зависимости от моды и местных обычаев подростки встречаются и выбирают себе друзей и подруг на танцах, вечеринках, концертах, в спортивных секциях. Наверняка и в вашей юности было нечто подобное. Вспомните, почему вам нравился тот или иной человек, почему вас влекло к нему? Психологи установили, что в юности человек часто выбирает себе партнера, в чем-то похожего на одного из его старших знакомых кого он любит или которым восхищается.

Пожалуй, самым важным фактором возникновения взаимного влечения является естественная близость. У вас скорее сложатся отношения с человеком который живет неподалеку от вас, с которым вы учитесь или работаете. Нас также привлекают люди, чьи жизненные позиции и манеры поведения схожи с нашими. Берельсон и Штайнер, проведя опрос семейных пар, обнаружили, что люди склонны выбирать себе в партнеры человека той же расы, религии, того же уровня образования, социального класса и даже с таким же прошлым семейным опытом. Так разведенному мужчине скорее понравится разведенная женщина, вдова скорее проникнется к вдовцу, а убежденный холостяк почувствует влечение к женщине, никогда не бывшей замужем. Если два человека придерживаются сходных религиозных воззрений, если они одинаково планируют семейную жизнь и относятся к алкоголю, то их взаимная приязнь и влечение усиливаются. В процессе общения крепнет не только взаимное чувство мужчины и женщины, но все более схожими становятся их личные особенности и индивидуальные способности. Исследования показывают, что по мере совместной жизни муж и жена становятся все более похожими друг на друга. Они усваивают мысли друг друга, взгляд на окружающий мир и даже математические способности (Schwartz, 1988).

Компьютерные программы, разработанные для служб знакомств, написаны с учетом этого наблюдения - наблюдения о том, что люди со сходными установками, принадлежащие к одному социальному классу, имеют больше шансов понравиться друг другу. Обычно, когда человек обращается в службу знакомств, его просят письменно ответить на ряд вопросов, касающихся его социального статуса, свойств характера, жизненных установок. Затем ему предлагается ответить на вопросы о том, каким он видит своего партнера. После этого компьютер сопоставляет анкеты мужчин с анкетами женщин и формирует предполагаемые пары. Система эта хорошо отлажена, но и она может дать сбой. Вообразите себе изумление молодого человека которому в качестве партнерши сосватали сестру! А все потому, что компьютер, по-видимому, не был запрограммирован отсеивать мужчин и женщин, состоящих в близком родстве. Вы можете удивиться: а как же вечное утверждение о том, что сходятся противоположности? Если люди действительно предпочитают иметь в качестве партнера человека сходного происхождения и со сходными взглядами, то откуда же в таком случае возникло и почему так живуче это представление? Несомненно, в народной мудрости есть зерно истины. Довольно часто бывает так, что человек чувствующий себя слабым в чем-то, тянется к человеку, который силен в данной области. Например, застенчивому мужчине может понравиться общительная разговорчивая женщина - своей болтовней она поможет ему преодолеть робость. Точно так же неуверенная в себе женщина потянется к уверенному, решительному мужчине, которому нравится проявлять силу воли и авторитет. Однако хотя в каждой паре партнеры могут быть противоположны друг другу в сильных и слабых сторонах, они, как правило, относятся к одному социальному классу и их взгляды по главным жизненным вопросам совпадают. Есть еще одно, столь же старое мнение о том, что привлекательна только недоступная женщина. Но исследования не дают этому тезису достойного подтверждения. Безусловно, «игра в недотрогу» повышает желанность женщины в глазах мужчины, но излишняя холодность заставляет его отступиться от своих притязаний. Мужчине просто начинает казаться, что он неинтересен этой женщине. Но это не значит, что женщина постоянно должна демонстрировать мужчине свою доступность, достаточно дать понять, что он ей нравится, и она станет для него вдвойне желанней.

Упражнение 12.4

Представьте, что вы поступили на работу в службу знакомств. Ваш предшественник оставил на письменном столе заметки с описанием возможных пар. Выскажите аргументированное мнение по каждой из предложенных пар.

а. Морис Л., 55 лет, разведен, трижды состоял в браке, закончил Гарвардский университет, совладелец юридической фирмы, атеист. Желает познакомить­ся с молодой женщиной. Любит вечеринки, не прочь выпить.

Таня М., 20 лет, образование среднее, служащая в универмаге; в браке не состояла; исповедует религию мормонов. Желает познакомиться с мужчи­ной старше себя. Любит тихие развлечения в кругу близких друзей.

б. Джулио 3., 48 лет, вдовец с тремя маленькими детьми, владеет сетью пра­чечных, иудей. Желает найти женщину с целью создания семьи.

БетаДж., 43 года, вдова, есть дочь-подросток; с тех пор, как потеряла мужа, работает косметологом; еврейка. Ищет мужчину, который позволил бы ей посвятить себя домашнему хозяйству и воспитанию детей.

в. Дуайн Р., 22 года, холостяк, студент старшего курса университета, изучает английскую филологию, католик. Учеба не оставляет ему времени на встре­чи с женщинами. Желает найти умную, интересную собеседницу.

Мария М., 21 год, в браке не состояла, студентка предпоследнего курса уни­верситета, изучает астрономию и историю, католичка. Желает познакомить­ся с молодым человеком, который смог бы стать ее товарищем по учебе и составить компанию в различных университетских мероприятиях.

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.

Рассказать друзьям