Чем опасны несправедливые поощрения и наказание. В каких ситуациях нужна помощь психолога

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

О поощрении и наказании при воспитании детей, так называемом «методе кнута и пряника», психологи спорят испокон веков. Кто-то твердо уверен в том, что при отсутствии этих двух составляющих невозможно полноценное формирование личности. Другие настаивают на том, что наказывать малышей категорически нельзя, чтобы не вырастить из них закомплексованных людей, напрочь лишенных собственного «Я».

Учеными доказано, что наказание в меньшей степени, чем поощрение, приводит к желательному результату. Поведение, основанное на страхе наказания, наименее стойкое и больше подвержено распаду. Кроме того, серы наказания детей без поощрения имеют побочные эффекты, которые полностью перекрывают эффект от его воздействия на поведение человека.

В этой статье вы узнаете о системе поощрения и наказания детей, которые можно использовать в семейном воспитании.

Зачем родители при воспитании ребенка используют наказания?

Родители нередко жалуются: ребенок ничего не делает без угрозы наказания, все только из-под палки. То есть малыш по-настоящему не принимает правил, не отождествляет себя с вашими порядками. Кто виноват? Часто родители считают, что виноват ребенок: он такой непробиваемый, пока не наорешь на него, ничего не добьешься. Даже существует миф, что есть дети, на которых методы поощрения не действуют, без наказания их слушаться не заставишь. Возможно, внешне это так, но это именно те дети, которых научили слушать только крик, а других способов к ним не применяли. Чем больше давления и принуждения вы используете, пытаясь воздействовать на ребенка, тем более неустойчивое поведение вы формируете. Оно моментально развалится в тот момент, когда исчезнет угроза расплаты.

Так зачем же родители используют наказания? Люди привязаны к наказаниям потому, что это общекультурная практика.

Наказание - это популярный аргумент в любых конфликтах, особенно если существует явный дисбаланс в силах участников (как, например, с ребенком). Если кто-то ведет себя неправильно, в первую очередь думают о том, как его наказать. Это касается не только отношений с ребенком, но и других областей: рабочих отношений, личных, даже международных.

В большинстве случаев меры наказания ребенка не работают, но их продолжают применять, часто усиливая. Так происходит закручивание гаек: если не действует строгое замечание, родители начинают кричать, лишать ребенка привилегий, а зачастую и бить.

Наказание, как и поощрение детей в семье имеет свои последствия и определенным образом влияет на дальнейшее поведение ребенка. В данном случае речь идет о любых наказаниях вне зависимости от их формы.

Условия правильного наказания ребенка

Правильное наказание ребенка может сработать, то есть нежелательное поведение прекратится навсегда только при трех условиях:

  • оно должно быть достаточно неприятным, чтобы вызвать значительные эмоции у человека;
  • оно должно произойти во время или сразу же после негативного поступка.

Например, произошло естественное наказание, если ребенок дотронулся до горячего. В момент совершения действия ему поступает негативный сигнал: он дотрагивается до чайника и обжигается. Скорее всего, больше он этого делать не будет;

  • третье условие для того, чтобы наказание сработало, - действие должно быть произведено впервые. Чем более устойчиво поведение, тем меньше работают наказания. Например, если малыш первый раз укусил кого-то и этот кто-то резко закричал на малыша, то это может сработать, и укус не повторится. Однако если малыш уже привык кусаться и получает от этого удовлетворение, то крик и даже шлепки не имеют на такое поведение ни малейшего влияния.

Таким образом устроено классическое взаимодействие родителей с детьми: проступок - наказание - период затишья - тот же проступок - наказание и т. д. Нетрудно заметить, что наказание, в отличие от поощрения, при воспитании детей не слишком влияет на их поведение, потому что проступок повторяется.

Эффективность примененного метода наказания ребенка измеряется в зависимости от вероятности повторения нежелательного поведения ребенка в будущем.

Работают ли меры наказания в семье без поощрения?

Прежде чем наказывать ребенка дошкольного возраста, нужно уяснить для себя, работают ли меры наказания без поощрения.

Наказание практически не работает при сформированном поведении, то есть таком поведении, которое уже давно существует и очень устойчиво. Если вы раз за разом наказываете ребенка за одни и те же действия, будьте уверены: ваши маневры смысла не имеют. Если привыкшего драться ребенка каждый раз за драку отправлять в угол, то это никак не скажется на привычке распускать руки. Эффективность наказания резко падает уже при повторном применении, а потом уменьшается с каждым последующим разом.

Если наказание не повлекло за собой заметных сдвигов в поведении ребенка, его повторение также не даст никакого результата. На деле часто этот факт во внимание не принимается. Родители могут наказывать ребенка за одни и те же действия снова и снова в надежде, что он «наконец поймет», что поведение необходимо менять.

Практический вывод: если меры наказания ребенка в семье не приводят к значительному изменению поведения, стоит задуматься - нужно ли их тиражировать.

Наказание применяется слишком поздно, чтобы как-то повлиять на поведение ребенка. К тому времени, как наказание происходит, ребенок уже успевает получить некое удовлетворение от своего поступка, и это удовлетворение управляет действиями ребенка в дальнейшем. Поведение человека управляется непосредственными последствиями его поведения.

Когда ребенок кричит, он естественным образом выражает свои , сбрасывает возникающее напряжение. Именно удовольствие от получаемого облегчения при сбросе напряжения и управляет его поведением. Сброс негативных эмоций - это и есть то самое удовольствие, которое управляет поведением ребенка. К тому же криком он привлекает к себе внимание окружающих, что на самом деле для него желательно. Прибавьте сюда неумение справляться с эмоциями и автоматически контролировать свой голос и в результате получите часто кричащего ребенка. В данном случае любые формы наказания ребенка без поощрения никак не могут повлиять на его поведение. Они не изменят ни того, что малыш криком сбрасывает напряжение, ни того, что он так привлекает к себе внимание. И уж, конечно, отчитывания никак не научат ребенка справляться с чувствами.

Последствия наказаний ребенка

Последствия наказаний ребенка могут быть самыми негативными.

  1. Наказание порождает скрытое поведение. Например, если ребенка наказывать за то, что он ругается неприличными словами, он учится не избегать употребления нецензурной лексики, а делать это так, чтобы не слышали взрослые.
  2. Наказание ребенка родителями порождает ложь. Действительно, если ругать ребенка за то, что он чего-то не сделал или сделал не так, то он попросту научится обманывать вас, скрывать свои действия, чтобы избегать наказаний.
  3. Поведение, основанное на наказании, держится только до тех пор, пока существует угроза, что человека поймают за неположенными действиями. При отсутствии угрозы то поведение, которого вы добились путем наказания, мгновенно разрушается
  4. Наказание при воспитании ребенка разрушает доверие между малышом и родителями. Это одно из самых неприятных, но очевидных последствий наказания.

Под влиянием наказания у того, кого наказывают, появляются чувства гнева, обиды, вины и даже ненависти. Эти эмоции не способствуют возникновению доверительных отношений с ребенком, а значит, и осознанному желанию вам подражать или уважать вас.

Пока ребенок маленький, очень зависимый, проблемы с доверием не так заметны. Ребенку в сущности некуда пойти, и он в любом случае придет к родителям, как бы они не обижали его. Трещина в отношениях становится заметнее со временем. Это происходит по-разному в разных семьях: часто дети замыкаются, часто ищут себе людей достойных, по их мнению, доверия на стороне, вне семьи. В любом случае контакте родителями постепенно пропадает.

Можно закрыть глаза на то, как чувствует себя ребенок, когда его наказывают.

Вы в любом случае можете просто заставить его действовать по вашим правилам, так или иначе слушаться.

Особенно остро проблема доверия встает тогда, когда ребенок взрослеет. Рычагов влияния на него уже не так много, и вы оказываетесь в ситуации, когда он будет слушать вас, если только сам того захочет. Но если вы всю дорогу игнорировали такую малость, как эмоциональные отношения с ребенком, считали, что главное - послушание, то сотрудничать с вами такой подросший ребенок уже не захочет. А обычно это происходит в подростковом возрасте, когда тысячи родителей готовы отдать любые деньги, лишь бы иметь хоть какое-то влияние на своих детей.

В результате применения методов наказания в семье ребенок переживает целую гамму неприятных чувств: сопротивление, враждебность, обиду.

Такие эмоции не ведут к теплым отношениям между родителями и детьми и плохо сказываются на душевном развитии ребенка. Любой из нас знает, что постоянное пребывание в дурном расположении духа сказывается на восприятии мира, способностях, возможностях человека, его нежелании сотрудничать с тем объектом, который оказался источником негативных чувств. То же самое происходит с детьми.

Случается, так, что цель наказания состоит не в том, чтобы добиться изменений в поведении ребенка, а в том, чтобы упрочить ощущение своей власти над ним. Это одна из причин того, почему наказание так популярно: родители становятся зависимыми от этого метода как от средства сбросить напряжение, неизбежно возникающее в общении с детьми. Нетрудно заметить, что родители часто наказывают детей не потому, что они в самом деле рассчитывают таким способом повлиять на их поведение, а потому, что они таким образом разряжают свое напряжение. Кроме того, они удовлетворяют собственное стремление к власти, которое фрустрируется, когда ребенок не слушается. Например, накричав на ребенка, не получится добиться от него другого поведения, но негативные эмоции родителей могут быть разряжены, родительская сила подтверждена, и временно (для родителей) ситуация облегчается.

Прежде чем прислушаться к советам по поводу того, нужно ли наказывать детей, подумайте, а не является ли наказание стремлением отомстить? Наказывающего в таком случае может вообще не беспокоить, изменится ли поведение ребенка в будущем. Он попросту отыгрывает аффект. При этом расстроенный вид ребенка, его слезы и обида являются тем желательным явлением, которого добивался наказывающий. Это, в свою очередь, является положительным подкреплением (желательным событием) для наказывающего. Например, мать, пережив унижение, гнев и растерянность в результате или непослушания ребенка на детской площадке, может прийти домой и отшлепать его. При этом ее действия главным образом преследуют одну цель - отомстить малышу за причиненный психологический урон. Такая мотивация может и не признаваться женщиной, быть бессознательной и оттого еще более сильной. Мать испытывает удовольствие от демонстрации власти над ребенком, но прикрываться может при этом воспитательными соображениями.

Если вы уверены, что наказывать детей нужно, задайте себе вопрос: «Действительно ли я хочу изменить его поведение?» А возможно, вам просто обидно, что ребенок не слушается, и тогда наказание - просто ваш способ показать, кто здесь главный. В первом случае, если вы хотите изменить поведение ребенка, наказание - очень слабый способ. Так что его применение имеет мало смысла. Если же вы склоняетесь к тому, что ваш ответ - второй, то это должно стать важным сигналом о собственном внутреннем состоянии. В такой ситуации разбираться нужно не с ребенком, а с самим собой.

В целом, следует сказать, что наказанием можно добиться желательного поведения от ребенка, но эффективность такого метода объективно очень ограничена. Это доказано многочисленными научными экспериментами. Побочные последствия наказания многократно перекрывают пользу от его применения

Ниже вы узнаете о правилах поощрения детей в процессе семейного воспитания.

Правила поощрения детей для формирования желательного поведения

Основной метод формирования желательного поведения у ребенка - это поощрение его к желательным действиям. В науке формирование поведения называется положительным подкреплением. Это не только самый мягкий и гуманный, но и самый действенный способ создать необходимое вам поведение ребенка.

Если использовать методы поощрения ребенка, делать правильные и желательные вещи, то желательного поведения будет становиться больше. Поощряя желательное поведение, вы автоматически уменьшаете нежелательное, так как не могут одновременно существовать два противоположных поведения. А если хорошего поведения становится больше, то оно, естественно, вытесняет плохое.

Меры поощрения ребенка работают лучше всего, когда их используют момент совершения действия или сразу после него. То есть поощрять ребенка нужно в самый момент совершения действия, чтобы он понял, что вот именно сейчас он действует правильно. Помимо прямой информации о том, что он поступает правильно, малыш получает положительный эмоциональный опыт, закрепляющий желательное поведение. Он делает нечто - вы хвалите его, и в момент совершения действия он испытывает приятные эмоции. Это закрепляет поведение, и оно с большей вероятностью будет продемонстрировано вновь.

Существует поведение, которое никто не замечает, пока оно не исчезнет. Взрослые привыкли реагировать на неприятности, включаются только тогда, когда идет что-то не так. Некоторые виды поведения детей являются, безусловно, желательными, но никак не отмечаются взрослыми. Родители воспринимают такое поведение как нечто, что происходит в порядке вещей. И в момент такого вот правильного поведения ребенок не получает никаких сигналов от взрослых о том, что он делает хорошо и правильно. Более дальновидная политика - стратегически поощрять незаметное, но очень ценное поведение.

Вот примеры незаметного поведения:

  • ребенок играет самостоятельно;
  • способен сам себя занять, пока взрослые разговаривают или заняты;
  • играет вежливо с другими детьми, аккуратно и там, где нужно;
  • идет рядом с родителями в людном месте, стоит рядом в магазине;
  • аккуратно смотрит предметы в магазине;
  • вежливо просит;
  • слушается с первого раза;
  • старается, когда нужно.

Все эти виды поведения должны обязательно подкрепляться системой поощрения детей. Обращайте внимание на ребенка в тот момент, когда он ведет себя хорошо. Иначе малыш вынудит вас «отдать» ему ваше внимание, привлекая к себе плохим поведением.

Дополнительные плюсы от использования метода поощрения детей в семье /положительного подкрепления:

  • Поощряя ребенка, родители формируют у него внутренний образ успешного человека. Есть большая разница, сформирован ли характер человека преимущественно на замечаниях или он сформировался на основе избирательного одобрения. В первом случае самооценка будет низкой и неустойчивой, а уровень притязаний (то есть того, на что будет претендовать ребенок в своей взрослой жизни), низким.
  • Поощряя ребенка, вы обеспечиваете ему высокую самооценку и высокий уровень жизненных притязаний, то есть уровень того, что вообще ребенок хочет и готов пробовать.
  • Используя метод положительного подкрепления, вы поддерживает положительный эмоциональный фон в отношениях членов семьи.

Похвала как способ поощрения ребенка

Одним из самых эффективных способов поощрения ребенка является похвала. Когда вы хвалите малыша, он понимает, что им довольны, и все делает правильно. Ребенок получает информацию, заключенную в словах и на эмоциональном уровне.

Конкретная похвала дает ребенку информацию о том, что именно он сделал правильно, точно выделяя тот аспект поведения, который вам важен.

В данном случае вы поощряете не только сам факт того, что ребенок по вашей просьбе что-то принес, но и то, что он сделал это сразу после первой просьбы не откладывая.

Похвала - отличный инструмент, который вы можете использовать, когда хотите поощрить ребенка, но важно знать некоторые особенности этого метода.

Старайтесь отдать предпочтение конкретной похвале, чтобы ребенок точно понимал, что именно вам нравится. Как же нужно поощрять ребенка правильно, чтобы похвала возымела успех? Говорите малышу:

  • «Здорово сложил одежду!»
  • «Молодец, что играешь там, где безопасно!»
  • «Отлично, что так быстро идешь!»
  • Старайтесь не забивать эфир общими, не дающими информации похвалами: «Молодец!», «Умница!» и т.д.

Конечно, такая похвала имеет право на существование, но ее не должно быть чересчур много. Подобные слова просто-напросто приедаются, теряют свой вес, ребенок привыкает к ним, и они обесцениваются. При этом если ребенка всегда хвалят, он не имеет возможности ранжировать свои поступки по степени качества и необходимости.

Если все, что ребенок делает, вызывает у родителей одну только реакцию: «Молодец, какой ты у меня умник!», то ребенок на самом деле получает мало информации о нем самом, о нужности его поступков.

Например, если, желая похвалить ребенка, который аккуратно ест, вы скажете просто: «Молодец!», это вовсе не плохо, но в ваших словах заключено довольно мало информации. А если вы скажете ребенку: «Отлично, что стараешься есть аккуратно, вокруг тебя очень чистый стол!», ребенок получит гораздо больше информации о том, что:

  • он действует правильно, кладет еду, куда надо, ест правильно;
  • стараться что-то делать тоже вообще-то хорошо;
  • сохраняет чистый стол, и это нравится маме.

Не делайте похвалу единственным методом поощрения ребенка. Вследствие того что ребенка хвалят за все подряд, он привыкает к этому и становится слишком зависим от похвалы. Тогда единственным мотивом совершения хороших поступков становится не собственное удовольствие от совершения действий, а внешняя похвала. Ребенок полностью становится зависим от мнения тех, кто его хвалит. Самооценка малыша при этом остается хрупкой, несмотря на обилие похвалы. Похвала - это всегда оценка, а если ребенок ощущает постоянную оценку, то он может жить в бессознательном страхе в конечном итоге не оправдать возложенных на него ожиданий и не получить желаемой похвалы.

Традиционно, когда хотят поощрить ребенка, хвалят его. Похвала нужна, безусловно, но это далеко не единственный способ поддержать ребенка.

Как правильно поощрять ребенка: описание поведения

Всегда описывайте поведение малыша. Это одна из самых мощных форм поощрения желательного поведения ребенка. Этот метод практически не имеет ограничений в использовании и очень эффективен. Применяя его, вы описываете то поведение, которое хотели бы видеть чаще.

Желая поощрить ребенка одеваться самостоятельно, вы можете сказать: «Я вижу, ты уже безо всякой помощи надел носки!»

Если вы увидели, что малыш сложил свои игрушки, скажите ему: «Я вижу, что после твоей работы все кубики оказались на месте и книжки сложены на полку». Это тоже пример приема описания для поощрения действий ребенка.

Не используйте метод поощрения, если вы на самом деле НЕ хотите, чтобы действие продолжалось. Не стоит говорить ребенку: «Маме помогаешь, всю посуду в шкаф поставил!», если вы на самом деле не хотите, чтобы малыш возился с посудой.

Метод описания действительно работает, поэтому используйте его в тех случаях, когда вы хотите, чтобы какое-то поведение продолжалось и повторялось чаще.

Закономерность этого правила работает и в обратном направлении: когда взрослые много внимания уделяют плохому поведению, бесконечно обсуждают его между собой, вовлекают в беседу все новых людей (например, знакомых и соседей), отчитывают малыша за него - этого поведения становится все больше. В этом случае само внимание взрослых является положительным подкреплением для плохого поведения ребенка. Такое часто происходит, если ребенок ругается грубыми словами, ведет себя агрессивно или капризничает. Родители начинают везде и со всеми это поведение обсуждать, уделяют ему огромное внимание, и оно растет, как снежный ком.

При подведении итогов вы можете сказать ребенку, который сражается с мелкими пуговками на рубашке, пытаясь застегнуть их: «Молодец, что стараешься, даже когда сложно. Вот это я называю настойчивостью!»

Этот прием поощрения детей работает отлично и помогает сформировать у малыша положительный образ себя. Именно от того, каким станет этот образ, в огромной степени зависит то, что ребенок будет делать впоследствии.

Мера поощрения ребенка в семье: «Я-сообщения»

Чтобы подкрепить поведение ребенка, вы можете использовать сообщения о своих чувствах, так называемые «Я-сообщения».

Чувства родителей являются мощным мотиватором для детей. Для того чтобы сообщить о своих эмоциях, используйте прямые высказывания.

Нюанс этой меры поощрения ребенка в семье состоит в том, что, если её использовать слишком часто и сделать по существу главным методом поощрения, вы рискуете навязать ребенку ответственность за свое состояние, внушить малышу, что за ваше настроение ответственен именно он. То есть сделать чувства родителей центром внимания ребенка!

При умеренном уместном использовании «Я-сообщения» о своих чувствах могут стать одним из самых действенных методов поощрения при воспитании ребенка. Кроме этого, сообщая о своем состоянии, вы даете ребенку понять, как его поступки влияют на других. Это для малыша ценная информация о мире и взаимоотношениях людей.

Как можно поощрять ребенка в семье: невербальные виды похвалы

И ещё один эффективный метод, как можно поощрять ребенка, это использовать невербальные похвалы. Ободряющая улыбка, ласковый жест, аплодисменты, одобрительные возгласы - все это отличный способ дать ребенку понять, что вы положительно относитесь к его действиям.

У этого метода есть дополнительное преимущество - его оперативность. Метод этот также можно использовать непосредственно в момент совершения желательного действия. Например, если вы считаете полезным научить ребенка идти с вами за руку в шумном месте - используйте легкие поглаживания ручки малыша, когда ведете его. Вы делаете нечто приятное малышу в тот момент, когда желательное поведение реализуется, - ребенок спокойно идет с вами за руку. В следующий раз малыш охотно протянет руку, если вы его попросите об этом.

При поощрении ребенка дома используйте условные подкрепления - некие символы, обозначения того, что в данный момент ребенок действует правильно. Сами по себе условные подкрепления практически не имеют ценности, они работают только как символ, знак того, что сделано что-то правильно. Систему условных подкреплений хорошо использовать, если вы хотите научить ребенка какому-то навыку, ввести нечто в привычку. Например, вы хотите, чтобы малыш чистил самостоятельно зубы или складывал в шкаф игрушки.

Условными обозначениями могут быть небольшие картонные фигурки, наклейки и т.д.

Важный момент состоит в том, чтобы давать обозначение только после совершения действия и не принуждать ребенка это делать в обмен на вознаграждение. Малыш не должен знать заранее о сюрпризе и тем более торговаться с родителями по поводу его содержания. Если ребенок пытается это делать, не поддерживайте такое поведение, не идите на условия малыша. В противном случае процессом формирования поведения будет занят ребенок, а не родитель. Известная шутка на эту тему состоит в том, что родители - простейшие существа, управлять которыми может любой ребенок.

Условные подкрепления уже не требуются, когда действие вошло в привычку.

Как видите, поощрять ребенка в семье совсем несложно, а эффект от похвалы может быть больше, чем от наказаний.

Статья прочитана 4 179 раз(a).

Задачи:

  • Повышение психологической компетентности родителей
  • Знакомство родителей с принципами использования поощрений и наказаний;
  • Способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы для развития ребенка;
  • Профилактика отклонений в поведении детей.

Программа рассчитана на родителей детей от 3-х до 10 лет, а так же их близких родственников.

Формы работы: мини-лекции, групповые упражнения, самостоятельная работа; вопросы к слушателям; ситуации для анализа.

Подготовительная работа: анкетирование родителей (Приложение 1)

Оборудование: магнитофон, ватманы, маркеры, аудиокассета с релаксационной музыкой.

Оформление кабинета

  • Если ребенок чувствует поддержку, он учится быть уверенным в себе

<Рис.1>.

  • Если он живет в атмосфере враждебности, он учится драться


<Рис. 2>.

  • Если ребенок чувствует одобрение, он учится уважать себя


<Рис. 3>.

2. Рисунки детей.

Ход встречи

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу.

Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время прийти на очередное заседание нашего клуба. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему как наказание детей. У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.

Давайте вспомним наши правила работы в группе:

  1. Доверительный стиль общения.
  2. Общение по принципу “здесь и теперь” (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
  3. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
  4. Активность, постоянное участие в работе.
  5. Недопустимость непосредственных оценок человека.

Приветствие (знакомство группы):

Каждый участник называет свое имя и характеризует себя, как родителя, тремя прилагательными.

Психолог: В наши дни среди педагогов, и среди родителей (если посмотреть на результаты анкетирования (Приложение 2) ) бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний.

Давайте начнем нашу встречу, попытавшись ответить на следующие вопросы:

  • Какие наказания и поощрения применялись в ваших родительских семьях?
  • Как вы к ним относились в детстве?
  • Как вы к ним относитесь сейчас?
  • Какие из них оказали на вас наибольшее воздействие?

Человек усваивает 10% того, что слышит, 50 % – того, что видит, 70% – того, что сам проговаривает, 90 % – того, что сам делает. Используя этот принцип давайте приступим к следующей части нашей встречи.

Групповое обсуждение темы “Влияние наказаний на поведение ребенка”.

Члены группы делятся на две подгруппы:

1-я подгруппа – сторонники наказаний; 2-я – противники.

Члены малых групп записывают на большом листе бумаги аргументы. Первая группа записывает аргументы “за” наказания, вторая - “против”.

Есть ли допустимые и недопустимые физические наказания? Или все запрещены?

Психолог: Телесные наказания – недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно теряет свою педагогическую функцию.

Наказание – это не действие со стороны взрослого, а то, что происходит с наказываемым ребенком, то, что он при этом переживает. Цель “не топить” ребенка, а спасти через прощение.

Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.

Обсуждение ситуаций.

1. А сейчас давайте обсудим такую ситуацию:

Ситуация 1 – бить (читает психолог).

Пятилетний мальчик подбежал к девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: “Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!”.

Правильно ли поступил родитель? Почему ребенок не может понять, почему нельзя драться? Каким способом воспользовалась мать, пытаясь доказать сыну его неправоту и добиться от него послушания? Что чувствовал ребенок?

Следующие ситуации пронумерованы и написаны на листочках. Родители по очереди выбирают листок, знакомят с текстом остальных и озвучивают предложенные вопрос. Родители делятся на 2 группы: “РОДИТЕЛЬ”, “РЕБЕНОК”, и отвечают дополнительно на следующие вопросы: “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).

После обсуждения способа наказания относят его к эффективным или бесполезным методам воспитания ребенка. Результаты заносятся в таблицу на стенде (Приложение 3) .

Ситуация 2 – обзывать, угрожать.

“Где ты был, я тебя спрашиваю?! Опять с тунеядцем Витькой?! Поговори еще, поговори, врун. Еще раз увижу чьи-то следы на ковре – ты у меня получишь!”

Ситуация 3 – назначать “наряды вне очереди”.

Диалог матери с ребенком:

– Сережа, почему ты опоздал?

– Мам, мы лепили огромного снеговика.

– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

– Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.

Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? “Наряды вне очереди” прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).

Ситуация 4 – высказать неодобрение.

Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань. Села на стул возле мальчика и сказала: “Ты поступил плохо. Я огорчена твоим поступком”.

Наказала ли мама ребенка? Каким способом воспользовалась она для оценки его поступка?

(Специалисты называют этот способ наказания прямым неодобрением. Оценивая, мы внушаем ребенку: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. В этом случае ребенок либо принимает навязываемую роль, либо не принимает роль хулигана, предателя и борется. Как? Так, как нам этого не хочется.)

Есть ли разница в следующих высказываниях: “Ты плохой” и “Ты сделал плохо”?

Психолог предлагает родителям заменить варианты предложенного высказывания на правильный:

– Ты жестокий – …

– Ты грязнуля – …

Психолог дает понятие о приемах и способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков “Я-высказывание” и “Ты-высказывание”.

“Ты-высказывание” содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”, “Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека. На такие высказывания ребенок обычно отвечает обидой, защитой.

“Я-высказывание” характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации без оценочной характеристики поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, мы оставляем за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослых. “Я-высказывание” – это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения (“Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?”).

Практические упражнения. Тренировка в построении “Я – высказывания”.

“Ты – высказывание” может говорить ведущий (психолог).

Проблема Ты – сообщение Я – сообщение
Сын (дочь) не может выучить стих. О чем ты только думаешь?
Неужели тебе трудно запомнить?
Ты меня в могилу сведешь …
Давай вместе разберемся…
Я надеюсь, что у тебя при старании все получится …
Ребенок грубо ответил Вам на замечание. Когда ты научишься разговаривать с родителями?
Ты вечно дерзишь!
Мне больно это слышать.
Я думаю, что ты просто поторопился.
На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне.
Плохое поведение Ты всегда ужасно себя ведешь! Меня обижает такое поведение.
Ты умеешь быть другим, поэтому в следующий раз будь более сдержан.

Родители обсуждают предложенные диалоги.

Ситуация 5 (не на карточке) – строить Я-сообщение.

Вы который раз зовете дочь к столу обедать. Она отвечает: “Сейчас”, – и продолжает заниматься своим делом. Вы начинаете сердиться.

Какими будут ваши слова? Выберете варианты ответа, который оказался бы более эффективным на ваш взгляд, обоснуйте:

– Да сколько же раз тебе надо говорить!

– Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже!

– Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 6 – отменить ритуал.

Каждый раз на прогулке Маша стала есть снег. Мама перепробовала много разных способов отучить девочку, но ничего не помогало. Однажды маме в голову пришла идея.

– Маша, есть снег нельзя.

– Почему?

– У тебя будет болеть горло.

– Ну и что?

– Раз снек такой вкусный я не буду печь сегодня твой любимый яблочный пирог.

Как вам понравилась идея мамы?

Лишить ребенка чего-то приятного, ожидаемого – более эффективное наказание. Нужно всегда иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, ели он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их если случится проступок действительно ощутимый. Однако, не угрожайте их отменой по пустякам. Например: прогулки, поход в цирк, чтение книг на ночь, просмотр мультфильмов – все это может стать ритуалом для ребенка.

После обсуждения предложенных ситуаций психолог знакомит родителей с памяткой “Если ребенок провинился” (Приложение 4) .

Конечно, эти советы, проверенные практикой, не могут быть восприняты всеми однозначно как руководство к действию и с помощью собственного опыта могут быть изменены. Текст памятки должен быть у каждого родителя. Сначала психолог предлагает самостоятельно ознакомиться с памяткой. Затем организует обсуждение:

  • Каких правил вы придерживаетесь в практике и советуете применять другим, т.к. их использование имело успех?
  • С какими правилами не согласны?
  • Какое из правил вы видите впервые и решили его применить?

Ситуация 7 – наказывать спустя время.

Ребенок что-то испортил, стащил или напакостил. Родители узнают об этом спустя 3-4 недели. Как вы поступите: накажите или простите?

Родители с авторитарным стилем воспитания особенно важно указать на то, что запоздалые наказания напоминают ребенку неприятное прошлое, не дают стать другим. В подобных случаях лучше не наказывать, а простить, поскольку есть риск задержки душевного развития. Ведь даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности совершения правонарушения.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие способы поощрения вы знаете и используете в воспитание детей?
  • Как вы думаете, за что нужно благодарить, хвалить ребенка?
  • Чего надо опасаться во время похвалы?
    В похвале всегда есть элемент оценки: “Молодец, ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая!”, “Ты такой храбрый!”
  • Чем плоха оценка-похвала?

Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок начинает понимать: где похвала там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы – ждать, искать ее. В-третьих, он может заподозрить, что вы неискренны. Пример:

Сын: Не получаются у меня эти буквы!

Мама: Что ты, ты прекрасно их написал!

Сын: Неправда, ты нарочно так говоришь, что бы я ни расстраивался.

Лучше просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения “я”, “мне”, вместо “ты” (“Я-сообщения”).

  • Покупка какой-нибудь вещи – самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший?

Психолог: Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.

Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

Упражнение “Кулачок”

Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

  1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
  2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
  3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
  4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

Памятки для родителей:

Последствия детских наказаний (Приложение 6) .

Что вместо наказания? (советы психолога) (Приложение 7) .

Заключительный этап.

Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка?

Психолог: Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе.

Поэтому одно из главных правил – использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

И если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет.

Неверно поступают родители, отменяющие в порядке наказания ранее данные ребенку обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно иногда отсрочить на некоторое время обещанный.

Что же касается телесных наказаний – то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.

Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Но, ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся. Нельзя использовать в качестве наказания лишение детей еды, прогулок.

“Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности”, - подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. А. С. Макаренко советует родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. Помните, что дети не должны постоянно находиться под страхом вашего гнева и наказания.

Рефлексия результатов встречи:

  • Что было самым важным для вас в течение сегодняшней встречи?
  • Измените ли вы что-то в своем поведении?
  • Какие вопросы Вы хотели бы обсудить в рамках этой темы?

Литература:

  1. Журнал “Психолог в детском саду”/ О поощрении и наказании (из опыта проведения родительского собрания). Автор Резепина Е. А .. 2005, № 3, 80 с.
  2. Журнал “Дошкольная педагогика”/ Психологическая поддержка компетентности семьи в вопроса воспитания и детско-родительских отношений. Лебедева Н. Б. октябрь 2008 г., 55 с.
  3. Журнал “Обруч”/ Мама всегда права. Кузьмишина Т. 2007 № 5, 12с.

Многие родители зачастую задумываются, как правильно воспитать ребенка. Для того чтобы этот процесс происходил правильно, необходимо знать основные принципы поощрения и наказания. В идеале ни одна из сторон воспитания не должна доминировать над другой. Грамотное сочетание – ключ к правильному развитию ребенка.

Основные принципы наказания

В современных реалиях почти все родители стремятся уйти от примитивных форм поведения при осуществлении наказания. Многие родители вообще отказываются от мер наказания, что является неправильным. Наказание должно нести пользу ребенку. Для этого существует ряд правил:

  • Ни физическое, ни психическое здоровье ребенка не должно пострадать во время наказания;
  • Не занимайтесь «профилактикой». Если вы не уверены, что нужно наказать – не делайте этого;
  • После одного проступка должно следовать одно наказание;
  • Наказание не должно быть запоздалым;
  • Ребенок не должен бояться наказания и гнева, он должен переживать о том, что огорчил родителей;
  • Ни в коем случае нельзя унижать ребенка;
  • Если ребенок уже получил наказание, не вспоминайте больше о его проступке;
  • Необходимо сдерживать свои эмоции во время наказания;
  • Трудотерапия – это не наказание. Иначе потом ребенок будет относиться к работе как к наказанию;
  • Нельзя наказывать ребенка во время его болезни; после пробуждения или перед сном; во время принятия пищи; во время обучения или игры; после душевных переживаний или физических травм; при неудачной попытке сделать что-то правильно.

Основные принципы поощрения

Для того, чтобы правильно поощрить ребенка, необходимо помнить, что поощрение может быть и полезным, и вредным. В целях избегания ошибок при воспитании, следуют усвоить несколько правил:

  1. Похвала не должны быть преувеличенной. Главное – искренность. Правильно построенная похвала должна направить ребенка на размышления: так он сможет осознать свои способности.
  2. Одобрять нужно поступок ребенка, не затрагивая весь комплекс умений и личность ребенка.
  3. Нельзя хвалить за то, что ребенок должен делать в естественном порядке (например, правильное социальное поведение).
  4. Одобрение не должно переходить в финансовое русло. Так, ребенок будет не искренен, его стремления будут направлены на зарабатывание денег.
  5. В многодетных семьях важно помнить, что поощрение одного ребенка может вызвать зависть у других.
  6. Недопустимо создавать из поощрения культ еды, иначе возможно развитие чрезмерного отношения к еде.
  7. Поощрение должно следовать непосредственно после хорошего поступка, а не гарантироваться до него.

Многие мамы и папы задумываются о том, каким должно быть поощрение и наказание детей в семье, ведь они – это отражение самих родителей. Поэтому, дорогие мамы и папы стремитесь своим примером быть наилучшим образцом для подражания.

При наказании ребенка, родители должны обзавестись терпением и выдержкой. Итак, помните:


Непозволительные наказания


Что такое поощрение?

Более действенным методом воспитательного средства является поощрение, которое может быть и полезным, и вредным. Наказание является остановкой плохих поступков, а поощрение направляет на хорошие действия и закрепляет их. Рассмотрим некоторые наиболее важные моменты в технике поощрения:


По утверждениям специалистов наказание должно носить обучающее действие. Нередко наказание влечет за собой тревогу, вражду и желание уклониться от него в следующий раз. Вследствие этого психологи выступают не за безнаказанность, а за гуманное отношение во всем:


Когда ребят наказывать не стоит? Если малыш неправ или совершил оплошность, объясните ему, что это неправильно и как необходимо поступать в этом случае. Карапузики должны знать о хороших и плохих действиях. Слово — лучшее оружие в воспитании. Поэтому наберитесь терпеливости, снисходительности в воспитании крох и любите их со всеми оплошностями и ошибками. Пусть у детей будет счастливое будущее, и они станут хорошими людьми.

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Золотые правила наказания и поощрения детей

Золотые правила наказания и поощрения детей.

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Учить ребёнка добру взрослым следует прежде всего на своём личном примере. А что касается плохого, то опять же ребёнок должен видеть как относятся к этому плохому взрослые.

Можно иногда за что-то похвалить, но не надо хвалить часто. Надо чтобы ребёнок ценил похвалу.

Наказывать надо редко, только за плохие или опасные вещи. Только если простых объяснений не достаточно.

Смотря какой ребёнок.. Для одно и строгий взгляд уже наказание, а на другого повлияешь разве что тем что в угол поставишь или посидишь на стул, подумать над своим поведением.

Методы поощрения и наказания могут быть как дополнительными методами воздействия.

Основной метод - это личный пример. Кто хочет что-то от ребёнка тот пусть прежде всего начинает требовать с себя.

Словесный метод и игровой метод тоже важны. С детьми надо общаться, играть, заниматься творческой деятельностью и тому подобное.

НАКАЗАНИЕ.

Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. В этом разделе я уделю внимание тем ситуациям, в которых ребенок получает либо незаслуженное, либо наказание «непонятно за что».

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.

4. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

5. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

6. Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит. Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете. Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

ПООЩРЕНИЕ.

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

1. Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Важным элементом воспитания ребенка является не только наказание, но и поощрение. А хвалить надо уметь. Если вы по любому поводу и без него будете хвалить ребенка - этот способ со временем утратит свою эффективность. Родителям стоит знать об этом.

В первую очередь ребенка необходимо поощрять за его работу, за те полезные действия, которые он выполнил. Конечно же стоит ему говорить и о том что он самых хороший, любимый и умный - но не часто.

4. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

5. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

6. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Главный вывод: Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия по ПДД «Помни: правила ГАИ - это правила твои» Тема: «Помни: правила ГАИ – это правила твои». Задачи: Закрепить правила движения по улицам; переход через улицу; значение сигналов светофора;.

В нашей стране День Матери совсем ещё молодой праздник (ему всего 18 лет, но при этом очень популярный. Думаю секрет его популярности в.

Акция "Золотые слова" В нашем детском саду" Солнышко"г. Новошахтинска проходит ежегодная акция "Золотой ключик к сердцу ребенка". Направлена.

Информационно-познавательный творческий проект для детей второй младшей группы «Золотые краски осени!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой.

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о правилах поведения на улице, обозначении дорожных знаков. Задачи: обобщить знания детей.

Рассказать друзьям