Возрастные особенности организма женщин зрелого возраста. Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека Супружеские отношения как источник стресса для женщин старше сорока

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ульяновский государственный университет

Особенности возрастной адаптации женщин второго периода зрелости

Освяник О.А., Давидян Л.Ю.

Ульяновск

Средний возраст человека определяется не только физиологическими изменениями, которые происходят в его организме, но и психологическими новообразованиями, которые неминуемо возникают под влиянием, как внутренних процессов, так и внешних факторов. Поскольку происходящие в этом возрастном периоде процессы весьма специфичны, они зачастую требуют от человека умения быстро перестроиться и приспособиться к изменившимся условиям социального порядка.

Исходя из того, что второй период зрелости хронологически расположен между первой взрослостью и старостью, когда происходят кардинальные изменения на всех уровнях организации человека, он может рассматриваться как критический. Особенности возрастного развития в период поздней взрослости и субъективное переживание ожидания выхода на пенсию, способствует формированию психологической симптоматики предпенсионного кризиса. Переживание этого периода как кризиса проявляется в снижении уровня субъективного благополучия по отношению к различным аспектам жизнедеятельности. При этом повышение уровневых характеристик субъективного благополучия при продолжении профессиональной деятельности после наступления пенсионного возраста носит временный характер .

Критической точкой мотивационного кризиса в этот период, по мнению Э. Фромма , является потеря человеком центрального жизненного мотива - смысла жизни, преданного посвящения себя чему-то или кому-то .

Однако необходимо отметить, что каждый пол по-разному переживает этот возрастной период. В связи с этим важно рассматривать половые особенности возрастных изменений в возрасте 40-60 лет.

У женщин во втором периоде зрелости наступает климактерический период и вместе с социально-психологической адаптацией у нее наступает еще и физиологическая адаптация, что отягощает протекание первой. Резкие социальное или жизненное изменения в любой из этих сфер могут вызвать мотивационный кризис женщины, связанный с ослаблением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой. В то же время мотивационный кризис может быть обусловлен не только критическими событиями в жизни человека, но и ситуациями появившегося выбора в личной или профессиональной жизни .

С возрастом у женщин происходят изменения отношений к себе, жизни, ценностных ориентаций и других особенностей личности. Для оценки изменений социально-психологических особенностей женщин, происходящих с возрастом, мы провели лонгитюдное исследование социально-психологичеких особенностей женщин. Исследование проводилось на базе женской консультации МСЧ УАЗ г. Ульяновска. Первый замер был сделан в 1998 году и в нем принимало участие 97 женщин 30-39 лет. Повторное исследование проводилось в 2011 году, но в нем смогли принять участие лишь 87 женщин. Для чистоты исследования мы проводили сравнительный анализ ответов этих 87 женщин. Были использованы следующие методики: тест «Незаконченное предложение» Сакса-Леви и тест Ценностные ориентации Рокича.

В ходе диагностики по методике «Незаконченные предложения» (табл.1) выявилось, что у женщин не поменялись отношение по шкалам «отношение к подчиненным», «отношение к вышестоящим лицам». Скорее всего, то связно с незначительными изменениями в карьере женщин (все женщины продолжали работать на период повторного опроса). Отношение к отцу и матери стало терпимее и позитивнее, скорее всего это объясняется тем, что в данном возрасте женщины уже став матерями стали больше понимать поведение собственных родителей. Отношение к себе стало тоже менее критично, женщины стали принимать себя больше и чаще оправдывать свое поведение.

Отношение к будущему стало более реалистично, однако у многих женщин можно констатировать отсутствие мечты. У незамужних женщин мечты связаны с замужеством или устройств личной жизни (89%). Отношение к прошлому стало нейтральнее, женщины произвели переоценку ценностей и оценивают его с более толерантных позиций. Однако 13,8 % женщин не поменяли своего мнения по отношению к прошлому.

Нереализованные возможности стали прагматичнее и более материальные, чем было при первом замере. У женщин так же улучшилось и отношение к сотрудникам. Женщины стали более терпимы и позитивнее в высказываниях. Нейтральнее стали отношения с друзьями. Женщины стали более независимы и самодостаточны.

У женщин второго периода зрелости усиливается когнитивный компонент умозаключений Скорее всего это объясняется тем, что у женщин уже достаточно знаний о себе для своей объективной оценке. Эмоциональный компонент становится более сдержанным и свернута к категорическим характеристикам.

Таблица 1

Результаты лонгитюдного исследования по тесту «Незаконченные предложения» (n=87)

Группы предложений

Отношение к отцу

Отношение к себе

Нереализованные возможности

Отношение к подчиненным

Отношение к будущему

Отношение к вышестоящим лицам

Страхи и опасения

Отношение к друзьям

Отношение к своему прошлому

Отношение к лицам противоположного пола

Сексуальные отношение

Отношения к семье

Отношение к сотрудникам

Отношение к матери

Чувство вины

p<0,05 показатель достоверности различия с контролем

Уменьшилось выраженность страхов и опасений, женщины стали более уверены в себе и терпимее к своим недостаткам. У 5,7% женщин страхи вообще кардинально поменялись.

Однако необходимо заметить, что у опрошенных женщин ухудшились отношения к лицам противоположного пола и сексуальные отношения, это может объясняться разочарованиями в личной жизни и разводами, которые произошли у 28,7% женщин за прошедший период. Причем ухудшение сексуальных отношений у 92% женщин, их которых лишь 31,5% женщин находились в разводе. Однако важно заметить, что не поменялось отношение к семье. Для большинства женщин семья это они и их дети, иногда их внуки, которых женщины уже ждут с нетерпением. Мы можем видеть как поменялись акценты в семейной жизни: с сексуальных отношений к материнству. возрастной переживание взрослость психологический

Муж характеризуется как необходимая часть семьи, семья без мужа воспринимается данной аудиторией как «неправильная», «неполноценная». Однако у женщин 40-60 лет муж редко занимает в жизни основное место. Опрошенные сами отмечают разницу между собственными семьями и воспринимаемыми «семьями прошлого» в отношении к мужчине: он утрачивает роль «опоры», «главы». При этом такое воспринимаемое изменение роли мужчины в семье оценивается негативно, вызывает сожаление.

Забота о пожилых родителях тоже выступает необходимостью, несмотря на то, что опрошенные предпочитают проживать отдельно от «старшего поколения». В своей заботе о родителях женщины видят возвращение когда-то полученной заботы, выполнение долга. Забота о состарившихся родителях важна и как пример для собственных детей, дает надежду на то, что и в собственной старости, они будут окружены заботой.

Ребенок для российской женщины - обязательная часть социальной самореализации, это своего рода экзамен на право быть полноценной женщиной и приниматься с уважением окружающими. Именно мать является носителем семейных отношений, главной распорядительницей быта, хранительницей очага. Дети сохраняют теплые отношения с родителями до глубокой зрелости, и вмешательство матери в дела взрослых детей не считается неделикатным.

Суть Я-концепции становится самоактуализация в пределах принятых нравственных норм и ценностей. Женщина становится более привержена традициям. Личностные конструкты прошли свою проверку реальностью и те, что выдержали эту проверку стали доминирующими. Однако у женщин присутствует некая напряженность «нереализованных возможностей» и тоска по «потерянному времени». Это в свою очередь нагнетает усилия женщины в направлении действий, противоречащих как общесоциальным правилам, так и концептуальным личностным нормам.

Женщина продолжает ориентироваться на тот Я-образ который она выделяла 10 лет назад. Однако число частных самооценок сокращается и самооценка приобретает обобщенный характер.

Однако позитивное или негативное отношение к себе может рассматриваться как результат соответствующего когнитивного программирования, отражающего мысли женщины о себе, ее установки на самовосприятие (особенно это касается внешности и веса). Эмоции могут выражаться здесь как результат эмпирической проверки личностных когниций.

Самооценка женщин ранней зрелости имеет преимущественно прагматическую направленность (все еще будет в будущем и только хорошее чаще), в то время как в зрелом возрасте она меняется и отражает актуальные самопроявления человека и выполняет корректирующую функцию («время собирать камни»). Спустя 12 лет женщина пересматривает свои личностные и профессиональные достижения, таким образом, происходит коррекция ее Я-кнцепции, ретроспективная самооценка меняется вместе с выводами о своем поведении и своей деятельности.

Таким образом, за 12 лет женщины стали толерантнее к себе, своему прошлому и будущему, своим страхам и опасениям, своим родителям, но более категоричны у них стали суждения о личной жизни и сексуальной неудовлетворенности. Для них меньше стал важен муж и более важны дети. Они стали вести более замкнутый образ жизни и меньше встречаться с друзьями. Часть женщин просто растеряли друзей и эту нишу заполнили родственники. Многие свои нереализованные возможности уже перестали быть ценными и женщины стали более прагматичными. Причем так же следует заметить, что 35,6% вообще не оказались заинтересованы в собственной динамике и отказались от сравнительной информации.

Проведя количественный сравнительный анализ мы можем видеть что наибольшие изменения у женщин произошли по шкалам: «сексуальное отношение» (6,69), «отношение к матери» (4,90), «отношение к отцу» (4,60), «отношение к себе» (4,43), «отношение к своему прошлому» (3,79), «страхи и опасения» (2,68), «чувство вины» (2,06), «отношение к сотрудникам» (1,78). Меньше всего произошли изменения по шкалам: «отношение к вышестоящим лицам» (0,2), «отношение к семье» (0,23), «отношение к подчиненным» (0,27).

Таблица 2

Динамика инструментальных ценностей у женщин (n=87)

Инструментальные ценности

Дина-мика

Аккуратность

Воспитанность

Высокие запросы

Жизнерадостность

Исполнительность

Независимость

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Образованность

Ответственность

Рационализм

Самоконтроль

Смелость в отстаивании своего мнения

Чуткость

Терпимость

Широта взглядов

Твердая воля

Честность

Эффективность в делах

p<0,05 показатель достоверности различия с контролем

Таким образом, мы можем констатировать как качественные, так и количественные изменения в показателях отношений женщин к выделенным параметрам.

Анализ инструментальных ценностей (таб. 2) так же показал возрастную динамику. В возрасте 30-39 лет для женщин были важны: высокие запросы, терпимость, жизнерадостность, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и других, то теперь этот список меняется: терпимость, жизнерадостность, рационализм, образование, чуткость. Если в молодом возрасте для женщин менее важно было: эффективность в делах, широта взглядов, твердая воля и чуткость, то во второй половине взрослости для женщины уже не важны: высокие запросы, непримиримость к себе и другим, смелость в отстаивании своих взглядов, честность и исполнительность.

Анализ оценок показывает, что наибольшие изменения произошли в ценностях: высокие запросы (ранг 17.8, прежний - 1.2), непримиримость к себе и другим(ранг 17.2, прежний - 5.4), эффективность в делах (ранг 6.6., прежний 17.7), исполнительность (ранг 13.4, прежний - 4.3), рационализм (ранг 3.8, прежний 2.1) и чуткость(ранг 13.6, прежний -5.7). Меньше всего изменениям подверглись такие ценности как терпимость (ранг 1.8, прежний - 2.1), самоконтроль (ранг 7.8, прежний - 8.3), жизнерадостность (ранг 2.6, прежний - 3.1) и твердая воля (ранг 12.8, прежний - 15.9).

При анализе терминальных ценностей (таб.3) мы можем видеть что если раньше для молодых женщин было важно: интересная работа, счастье других, жизненная мудрость и здоровье, то теперь наиболее ценными являются: здоровье, материально обеспеченная жизнь, познание, общественное признание и жизненная мудрость.

Если в молодости не уделялось внимание таким ценностям как материально обеспеченная жизнь, познание и развитие, то в зрелом возрасте уже не важны такие ценности как: удовольствие, свобода и счастье других.

Наибольшие изменения в терминальных ценностях произошли по таким ценностям как материальное обеспечение (ранг 1.9, прежний - 17.6), познание (ранг 2.1 - прежний 16.4), счастье других (ранг 14.2, прежний 2.4) и общественное признание (ранг 3.2, прежний -12.2).

Таблица 3

Динамика терминальных ценностей женщин (n=87)

Терминальные ценности

Динамика

Активная деятельная жизнь

Жизненная мудрость

Здоровье

Интересная работа

Красота природы и искусства

Материально обеспеченная жизнь

Наличие хороших и верных друзей

Общественное признание

Познание

Продуктивная жизнь

Развитие

Счастливая семейная жизнь

Счастье других

Творчество

Уверенность в себе

Удовольствия

p<0,05 показатель достоверности различия с контролем

Меньше всего изменилась значимость таких ценностей как продуктивная жизнь (ранг 11.4, прежний 11.2), красота природы и искусства (ранг 16.7, прежний 17.2), развитие (ранг 13.9, прежний 14.6), жизненная мудрость (ранг 4.1, прежний 3.5), счастливая семейная жизнь (ранг 6.9, прежний 7.7) и уверенность в себе (ранг 7.9, прежний 8.7).

Систематизируя группы ценностей по блокам (таб.3), мы можем видеть что максимальное изменения произошли в группе индивидуальных ценностей, а наименьше изменения в группе ценности общения и абстрактные ценности.

Суммарные изменения ценностных ориентация

Ценности

Входная диагностика

Выходная диагностика

Динамика

Этические ценности

Ценности общения

Ценности дела

Индивидуалистические ценности

Ценности принятия других людей

Конкретные ценности

Абстрактные ценности

Ценности профессиональной самореализации

Ценности личной жизни

У женщин второго периода взрослости на ведущие позиции вышли конкретные ценности и ценности общения, в отличии от их предпочтений в более молодом возрасте когда важными были ценности профессиональной самореализации и личной жизни. Менее важными с возрастом стали такие группы как абстрактные ценности и ценности дела то время как в молодом возрасте для них не были важны индивидуалистические и этические ценности.

Таким образом, мы можем констатировать возрастные изменения женщин как в смыслосодержащей сфере, так и в сфере ценностей и отношений. Женщина становится мудрее, терпимее, толерантнее, переживает неудачи и обиды слабее и живет скорее в прошлое -настоящем чем в будущем. Для них менее важной становится групповая оценка и групповое признание. В возрасте 40-60 лет женщины более самодостаточны и относятся нейтрально к смене окружающей среды, но тяжело переживают расставания с семьей и родней. Они готовы к увеличению социально-ролевого репертуара, и совмещению работы с семьей, т.к. они не готовы полностью полагаться на супруга в экономическом благополучия семьи.

Литература

1. Скрыль В.Н. Особенности проявления нормативного кризиса развития женщин в период поздней взрослости. Автореф…к..псих.н., Санкт-Петербург, 2009.

2. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.

3. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека/ под. Ред. А.А.Реана. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 651 с.

4. Лучшие Психологические тесты для профориентации и профотбора. отв.ред. А.Ф.Кудряшова, Петразаводск, «Психея», 1992. 318 с.

5. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000. С. 25 - 29.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие "жизненные перспективы личности" и характеристика психологических особенностей периода взрослости. Поиск путей самоактуализации. Обоснование методов и описание процедуры исследования предпенсионного возраста, анализ полученных результатов.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2010

    Периодизация возрастного развития. Период раннего и дошкольного возраста. Школьный и юношеский периоды. Акмеологический период развития – период взрослости. Геронтогенез. Потенциалы возрастного развития. Предмет и задачи дифференциальной психологии.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2008

    Характеристика психологической природы и структуры восприятия времени. Теоретические подходы к определению понятия "время". Анализ субъективного психологического восприятия времени в период средней и поздней взрослости как ресурса, имеющегося у человека.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2014

    Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения. Теоретический анализ проблемы тревожности и аддиктивного поведения в возрасте поздней зрелости. Влияние курения на психику, понятие болезни отмены. Поздний период в жизни человека.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Периодизация возрастного развития. Период раннего и дошкольного возраста. Школьный и юношеский периоды. Акмеологический период развития–период взрослости. Геронтогенез. Потенциалы возрастного развития. Френсис Гальтон: "наследственность гения".

    курсовая работа , добавлен 25.12.2007

    Развитие психических функций человека. Взрослость как психологический период. Психофизиологическая эволюция взрослого человека. Особенности возрастного изменения развития личности в период взрослости. Функционирование сенсорно-перцептивной сферы.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2012

    Характеристика развития личности взрослого человека. Психофизиологические изменения и проблемы периода средней взрослости. Психологические факторы кризиса. Эффект кумулятивности. Влияние особенностей профессиональной деятельности на формирование личности.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Теоретическое исследование психологических и физиологических изменений в организме пожилого человека. Изучение и анализ психологических особенностей и задач развития людей пожилого возраста. Состояние поздней взрослости и самосознание старого человека.

    реферат , добавлен 23.04.2011

    Основные психологические качества личности водителя. Причины и последствия автомобильной аварии личности в период взрослости. Разработка коррекционно-развивающей программы по снижению переживания ситуации автомобильной аварии, оценка её эффективности.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2017

    Проблема изучения материнства в отечественной и зарубежной психологии. Основные особенности ценностно-смысловой сферы, ценностно-смысловая сфера в период ранней взрослости. Исследование терминальных ценностей в экспериментальной группе по тесту Рокича.

Общие идентификационные побуждения, отмеченные выше, проявляются и в возрастных когортах, но приобретают специфическую для возрастных групп окраску. <...>

Молодые люди до 20 лет. <...>

Молодежь преимущественно идентифицирует себя с семьей, ценностями советского общества (следствие школьного и семейного воспитания) и группами повседневного общения. <...>

Наряду со свойственными возрасту доминирующей идентификацией с семьей и намного слабее с группами сверстников, явно доминируют воспитанные с детства советские модели формирования социальной идентичности. Молодые люди гордятся принадлежностью к своему народу, им близки ветераны Отечественной войны и войны в Афганистане, великих строек. Более чем в других возрастных когортах, представлена романтическая идентификация с человечеством. Вместе с тем, молодежь еще не испытывает воздействия национально-демократических движений или бурного оживления интереса к религии, что существенно более сказывается на идентификационных тенденциях в группе 40 -49лет (различия в 3 - 5 раз). <...>

Возрастная группа 20-24 года. Согласно теориям об изменении социально-психологических характеристик с возрастом в этот период расширяется сфера мотивации, молодые люди приобретаю профессию, начинают продвигаться к успешному освоению социальных ролей. Именно этим можно объяснить резкое усиление идентификации с категорией «специалист в своем деле» (2 - 3 ранг вместо 4 -5-го в группе до 20 лет). Из этого, правда, не следует четкой профессиональной ориентации, но, как минимум - стремление занять прочное место в системе социальных позиций. Вместе с тем остается доминанта идентификации с родительской семьей, «советская идентичность», и резко ослабевает солидарность с «кружком, компанией» в пользу более широкой социальной общности - по месту жительства. Появляется стремление «быть хозяином», то есть самостоятельно

контролировать условия жизнедеятельности. В данной когорте более половины из наиболее выраженных идентификаций равнозначны, еще не сформировались в жесткую иерархию. <...>

Возраст 25-29 лет. Возраст, когда строится семья. Молодые родители начинают ощущать ответственность не только за себя, но и за своих детей. В этом возрасте люди активно включаются в трудовую деятельность. Здесь происходит профессиональная адаптация (особенно это касается молодых людей, недавно окончивших вузы и техникумы). Исследованиями в мировой социологии труда установлено, что в этом возрастном интервале кривая профессиональной мобильности резко растет вверх, а к 30 годам резко замедляется. Как будто этот отрезок времени в жизни людей дан им для окончательного профессионального самоопределения. Наиболее характерной чертой для этой возрастной группы является стремление сделать карьеру. <...> Вместе с тем, в этой возрастной группе наибольший процент выражающих потребительский интерес в отношении государства [Левада Ю. А., 1991). Последнее, на наш взгляд, можно объяснить большой силой потребностей обустроить свою семью.

Естественно, что если наиболее характерной чертой этой возрастной группы является стремление сделать карьеру, то многие идентифицируют себя со «специалистами в своем деле» - 24,8% , а также с людьми, «занимающими видное положение» - 23,3%. Это самый высокий процент по сравнению с другими возрастными группами. <...>

Возрастная группа 30-39 лет. Возраст расцвета физических и духовных сил, наибольшей продуктивности. Известный советский демограф Б. Ц. Урланис подсчитал, что наибольший вклад в общественное благосостояние вносит возрастная группа 30 - 39 лет (Урланис Б. Ц., 1970).

В связи с рассмотрением данных по этой возрастной группе интересными представляются результаты опроса, проведенного среди читателей журнала «Свободная мысль» (Н. Наумова). Цель


исследования - выяснить особенности индивидуального преодоления кризисной ситуации (Наумова Н. Ф., 1990, 8). Оказывается, в наше сложное время наиболее распространенным элементом универсального мироощущения для данной возрастной группы 30 -39 лет является «самоирония». В чем же здесь дело? Представители этого поколения, в большинстве относительно других когорт, определяют сейчас политику страны, ее облик. Им часто приходится вести себя гибко, с определенной долей скептицизма. Надо сказать, что для нас неожиданным было то, что советская идентичность - «горжусь, что я со-376

ветский человек» -■ оказалась самой высокой именно в этой возрастной группе, как и в когорте 40 - 49 лет,-21,7%. Возможно, что эти люди больше, чем кто-либо переживают ответственность за разрыв социальных и экономических связей между народами бывшего СССР.

Ведущий идентификационный «синдром» составляют идентификации второго (после родительства) плана - ощущение своей общественной полезности (специалист), причастности к народу («советским») и чувство хозяина в своем доме-синдром самоутверждения в жизни. При этом в данной группе наблюдается относительно устойчивая «трехуровневая» иерархия доминирующих идентификаций.

В возрастной группе 30 -39 лет есть семья. Как родители, они отдают значительную часть времени и много душевных сил своим детям. Из данных ВЦИОМ видно, что самая сильная идентификация - «горжусь, что являюсь отцом (матерью) своих детей» - 52,2%. Надо заметить, что этот показатель идентификации оказывается самым высоким и по сравнению с другими возрастными группами-25,3%, за которым следует профессиональный идентификатор - «специалист в своем деле» -24,3%. <...>

Возраст 40-49 лет. В этом возрасте человек полон сил, продолжает работать, некоторые продвигаются по служебной лестнице. По исследованию Н. Наумовой, для этой возрастной группы наиболее распространенным элементом универсального кризисного мироощущения является «стойкость» (Наумова Н. Ф., 1990, 9). Почему именно данное качество?

Нужно вспомнить, что люди в данном возрасте - это дети или войны, или тяжелого послевоенного времени, имеющие богатый опыт лишений. Для этой возрастной группы наиболее значимыми показателями идентификации после «семьи» являются идентичность со «специалистом в своем деле» - 25,9% и «советским человеком» - 23,4%.

В этой возрастной группе очень сильно чувство сопричастности к судьбам своего народа, его лучшим представителям. Это видно по высоким значениям таких показателей идентификации, как «горжусь, что я советский человек» (тот же ранг, что и для профессиональной идентичности) и «хозяин на своей земле» - 24,8%. Хотим обратить внимание на то, что пожилые люди чаще, чем молодые обращаются к вере - 12,8%. Названные показатели идентификации для этой возрастной группы остаются относительно высокими и по сравнению с аналогичными для других групп. Так, «горжусь, что я являюсь хозяином на своей земле составляет 27,1% (самый высокий среди всех других возрастных групп)

и «верующим человеком» -20,1%. Отношение к вере в сравнении с группой старше 60 лет здесь, однако, еще не входит в комплекс наиболее значимых идентификаций. Многие из этой возрастной группы добились высокого положения на работе, поэтому у них в сравнении с другими особо выделяются два объекта идентификации: «работник своего предприятия» - 37,8% и «человек, занимающий видное положение» - 30%. <...>

Возраст 50-59 лет. Хотя в этом возрасте человек продолжает работать, но многие переходят от более успешных ролей к менее заметным. Идентифицируют ли себя в этом возрасте с пожилыми? Как мы знаем из исследования Р. Кюлена, на вопрос: «Когда человек становится старым?» люди отвечают по-разному. Последнее было связано с их социальным положением. Вероятно, ответ на такой вопрос определяется также личной позицией, доминантой по критерию «оптимист» - «пессимист» и состоянием здоровья.

Представители этой когорты родились в 30-х, начале 40-х годов. Это тоже дети войны. Они были воспитаны в системе «советских» и патриотических ценностей. Некоторых из этого поколения (часть интеллигенции) называют сейчас «шестидесятниками», большую часть - консерваторами. Поэтому неслучайно, по данным Н. Наумовой, оказалось, что для этой группы основным элементом мироощущения выступает «смирение, принятие вечных ценностей» (Наумова Н. Ф., 1990, 19). Вместе с тем здесь равно высокое значение приобретает идентичность но критерию «удержать контроль над жизненной ситуацией» (чувства хозяина) с прежней идентификацией с советским человеком. Только в этой возрастной когорте религиозная идентичность уравнивается с другими значимыми идентичностями. <...>

Возрастная группа после 60 лет. Наступает «осень жизни», ухудшается здоровье. Трудная пора в жизни человека. В развитых индустриальных странах мира угасает традиция относиться к старым людям с почтением и должным вниманием, как это принято в традиционных обществах и сохранилось на Востоке.

Средняя продолжительность жизни россиян в 1990 г. составляла 63,8 года у мужчин и 74,3 года у женщин. <...> Люди в этом возрасте, как принято говорить, задумываются о «своей душе». Видимо поэтому для них на одно из первых мест, наряду с устоявшейся идентичностью «советский человек» выходит идентификация с «верующим человеком» - 18,9%. <...> самая старшая возрастная группа склонна так же, как и предыдущая, идентифицировать себя с лучшими людьми своего поколения: «участниками великих строек, стахановцами, целинниками» - 35,7%.

В одном существенном плане 60-летние и старше напоминают молодых. В группе 20 - 24 лет


идентификационная тенденция еще не сложилась, а к старости она размывается: в этой группе можно выделить 4 относительно различающихся ранговых порядка идентичностей. <...>

ВЫВОДЫ

На период 1990 г. идентификационные тенденции, которые мы стремились выявить в связи с особенностями возрастных различий доминирующих мотиваций жизнедеятельности, можно суммировать следующим образом.

1. Скорее всего социальные изменения на данный момент еще не затрагивают существенным образом ранее сложившиеся социально-групповые идентичности и солидарности с крупными общностями, авторитетными в массовом сознании до начала периода перестройки.

2. Возможно, что тенденции к идентификации с первичными группами (семья, друзья) и мотивации обрести и сохранить контроль над условиями жизни есть определенная реакция на кризисную ситуацию в обществе.

3. Когортные различия в идентификациях вполне отражают типические особенности стадий жизненного цикла общекультурных особенностей общества. Наряду с отмеченными в анализе по различным возрастным группам особенностям можно заключить, что наиболее «простая» структура иерархических идентификаций складывается в возрасте 30 -39 лет.

На период обследования в этой когорте доминирует родитель-ство, затем с большим «отрывом» идентификации по критерию профессиональной зрелости, принадлежности к уграчиваемой общности «советский человек», самоутверждение опять же в кругу семьи («хозяин в своем доме» и «сын или дочь своих родителей). Этот господствующий синдром можно определить как стремление к двунаправленной идентичности - «моя семья есть часть моего народа», что подкрепляется третьим по значимости идентификационным стремлением по формуле «сын/дочь своего народа» + «житель своего города/села». Эта слитность себя самого как полезного члена общества (профессионала), своей семьи с судьбами народа - наиболее характерный для активного возраста тип социально-идентификационной структуры.

Также примечательна структура идентификационных иерархий в группе молодых (20 -24 года) и старшего поколения (за 60 лет). В обоих случаях она заметно размыта. В первом-по причине несформированности, во втором - вследствие ломки ранее сложившихся иерархий и неопределенности нынешних.

Современные психологи любят упоминать факт кризиса возраста у мужчин от сорока до пятидесяти лет. Между тем у женщин этот период протекает ничуть не легче. Просто представительницы женского пола более терпеливы и привыкли держать в себе свои сложности психологического плана. Их беспокоят мысли о надвигающейся старости, одиночестве, болезнях и проблемах финансового характера. Психология женщины после 40 лет - это особый мир, чтобы разобраться в котором, потребуется не один час времени.

Распространенные психологические проблемы у женщин бальзаковского возраста

Большинство людей (не только женщин, но и мужчин), перейдя определенную возрастную черту, начинают подводить своеобразный итог собственной жизни. Они думают о том, как бы сложилась их жизнь, поступи они на другой факультет или выбери иного партнера. Для того чтобы не допустить развития депрессивных и тревожных расстройств, лучше вообще не допускать подобных мыслей. Советы психологов женщинам от 40 до 50 лет можно свести к одной простой фразе: не допускать неконструктивных мыслей.

Чем больше человек рефлексирует, при этом возлагая на себя вину за так и не произошедшие события, тем больше у него шансов погрязнуть в мире иллюзий. Женщинам такое самоедство особенно свойственно. Мужчины обычно легче относятся к собственному поведению и не склонны, в отличие от женщин 40 лет (хотя эта черта свойственная представительницам прекрасного пола любого возраста), заниматься самоедством и размышлять, как бы сложилась жизнь, поступи они иначе.

Менопауза и гормональные изменения, связанные с ней

Нельзя игнорировать влияние на психику физического самочувствия. Поведение и психология женщин после 40 лет тесно связаны с гормональным угасанием. Менопауза чаще всего приходится на возраст 45 лет. В этот момент начинается резкое старение: даже при самом дорогом и качественном косметологическом уходе не удается сохранить моложавый вид.

Такой процесс связан с тем, что яичники прекращают вырабатывать эстрогены и прочие половые гормоны в достаточном количестве. В этот период у женщин 40-50 лет часто развиваются эндокринные заболевания. Может нарушиться функционирование щитовидной железы, развиться сахарный диабет. Это вполне нормальное явление. Чтобы сохранить хорошее состояние здоровья, надо правильно питаться, заниматься спортом и раз в полгода проходить полное обследование организма.

Типичные психологические кризисы для женщин 40-45 лет

Чаще всего волнения и чаяния по поводу своей якобы неудавшейся жизни касаются следующих сфер:

  • отношения с супругом или любовником;
  • отношения с собственными детьми;
  • изменения во внешности;
  • проблемы с состоянием здоровья;
  • изменившееся отношение коллег по работе.

Русские женщины 40 лет довольно разительно отличаются от своих сверстниц, проживающих за рубежом. Образ жизни "коня на скаку остановит и в горящую избу войдет" не может не сказаться на состоянии здоровья и психики. Сорок лет, по мировым меркам, это самый расцвет сил. А женщины 30-40 лет в нашей стране почти всегда чувствуют себя измученными, уставшими от жизни и пожилыми. Это вполне объяснимо: чаще всего воспитание не закладывает в девочек здоровый эгоизм. Это приводит к тому, что женщина пытается "вывезти" на себе все: и содержание чистоты в квартире, и воспитание детей, и поддержание сексуального вида для супруга, и зарабатывание денег. Спустя десятилетие такой жизни почти все представительницы прекрасного пола выгорают как психологически, так и физически.

Работа и карьера для женщин после сорока

Возможность реализовать себя на карьерной ниве - важная часть жизни любого человека. В психологии эта сфера человеческой жизни называется "ресурс карьеры". Женщины 40 лет почти всегда достигают некоторых успехов. Учителя становятся завучами, менеджеры - начальниками отделов, трудящиеся в государственных структурах также идут на повышение.

Разумеется, руководящих должностей на всех не хватит. Психология женщин после 40 лет такова, что они, работая много лет в одной организации, рассчитывают на признание своих заслуг. Оно должно выражаться в повышении оклада или получении престижной должности. Как ясно любому человеку, реальность такова, что около 60 % скромных работников умственного или физического труда так и останутся на своих местах. Это в лучшем случае: кризис в стране вынуждает работодателей проводить сокращения без острой на то необходимости.

Как бороться со стрессом, связанным с отношениями на работе?

Советы психологов касательно того, как научиться мириться со своим карьерным положением, все сводятся к одному: понять, что почти ничего не зависит от личности и профессиональных качеств. Разумеется, это не повод выполнять свои служебные обязанности спустя рукава.

Женщины отличаются от мужчин более серьезным подходом к обязанностям. Они ответственны и скрупулезны. Истории о блондинках, которые на рабочем месте думают только о флирте, - всего лишь миф. Психология женщины в 40 лет - яркое тому подтверждение. Среди женщин этого возраста руководителей среднего звена больше, чем мужчин. Если образование или стечение обстоятельств не позволяют занять подобную должность, то следует отвлечься и посвятить себя какой-то иной сфере в жизни.

Внешность и проблемы с ней, спровоцированные старением

Внешность и ее увядание - один из самых болезненных вопросов для женщины в 40 лет. Мужчины обращают внимание на молодых девушек, глупо отрицать этот факт.

Вот советы психологов, как реабилитировать свое мироощущение и чувство собственной привлекательности:

  • Не сравнивать себя с подругами и окружающими женщинами, у каждой есть свои сильные и слабые стороны. Постоянно думать об этом неконструктивно.
  • Не пытаться молодиться, самозабвенно колоть в ткани лица препараты или пытаться носить одежду, которая была сшита для подростков - со стороны такое поведение не вызывает уважения.
  • Проконсультироваться у стилиста или почитать статьи о том, какие тона и фасоны одежды в моде для женщин старше сорока.
  • Регулярно делать физические упражнения дома или посещать тренажерный зал. Спорт поможет не только сохранить мышечную ткань в тонусе и не набрать лишний вес, но и чувствовать себя бодрой и работоспособной.

Как научиться принимать факт увядания красоты

Женщины должны принять для себя тот неизбежный факт, что люди не властны над временем. Стареют все. Стоит взглянуть на звезд сцены и кино: кто-то стареет достойно, благородно - словно дорогое вино, которое с годами становится лишь лучше. А кто-то пытается молодиться, и это вызывает смесь удивления с жалостью.

Чем быстрее женщина примет для себя этот факт, тем лучше. Какая женщина в 40 лет не задумывается об уходящей свежести и снижении внимания со стороны сильного пола? Эти мысли посещают каждую, даже если она сама от себя их тщательно скрывает. Лучше принять факт старения как должное, в противном случае со временем этот кризис выльется в невроз.

Состояние здоровья и связанные с этим психологические сложности

У людей старше сорока лет неминуемо появляются те или иные болезни. Даже если женщина придерживалась здорового образа жизни, старалась правильно питаться, регулярно посещала спортзал, у нее могут быть обнаружены небольшие патологии, которые не угрожают жизни, но могут причинять тот или иной дискомфорт.

Не стоит этого бояться. Чем чаще проводить плановые обследования, сдавать анализы, тем больше вероятность, что болезнь будет отслежена на ранней стадии. Тогда не составит особого труда ее вылечить либо провести некие меры по устранению неприятных симптомов.

Раз в полгода надо сдавать биохимический и общий анализы крови. Это можно сделать платно в частных лабораториях либо бесплатно в любой поликлинике. Редко кто знает, что дисбаланс в психологическом состоянии, тревожность и проблемы со сном, пигментация кожи могут быть спровоцированы отклонениями в функционировании внутренних органов.

Например, заболевания печени часто сопровождаются кожным зудом и нарушением пищеварения, а панкреатит - ухудшением сна и нарушением выработки инсулина (что грозит перепадами настроения, повышенным аппетитом и прочими "прелестями"). В норме у женщин после 40 лет не должно быть выявлено серьезных диагнозов, которые могли бы сильно повлиять на внешность и самочувствие. Но ради подстраховки лучше лишний раз сдать анализы и убедиться: здоровью и жизни ничего не угрожает.

Отношения с собственными детьми как причина психологического кризиса у женщин старше сорока

"Маленькие детки - маленькие бедки", - как гласит известная пословица. В нашей стране было принято рожать как можно раньше. Сейчас, к счастью, эта тенденция сходит на нет. У современных женщин 40-45 лет, как правило, есть дети подросткового возраста или старше. Отношения с ними - это часто настоящее испытание для психики матери.

Стоит принять тот факт, что ребенок - отдельный человек со своим мировоззрением. Если семья помогла ему получить образование, то он волен строить свою жизнь так, как считает нужным. Если у женщины есть болезненная связь со своим ребенком, то стоит ее разорвать. Очень часто этот кризис длится годами. Для того чтобы выйти из порочного круга, нужна помощь психолога или психотерапевта.

Супружеские отношения как источник стресса для женщин старше сорока

Почти всех женщин в возрасте от 40 до 50 лет поджидает кризис семейной жизни. Люди меняются. Надо понимать, что и у мужчин в эти годы наступает переоценка ценностей. Часто это играет роковую роль в конкретно взятом браке.

Женщина должна с уважением принимать решения партнера. Советы психолога сводятся к одному: у каждого человека есть свои личные границы, и их надо уважать. Слияние с партнером - это путь к потере самоуважения и распаду брака. Чем больше женщина проявляет "липкость" к своему супругу, пытается диктовать ему условия совместного проживания и поведения, тем больше у него будет образовываться неприязнь и даже ненависть к ней. Но и слишком мягкую, податливую женщину партнер уважать не сможет. За годы, прожитые вместе, надо нащупать золотую середину в поведении с мужчиной.

Как наладить отношения с супругом после долгих лет брака

Советы психолога по сохранению взаимоуважения в браке:

  • Не надо унижаться и пытаться сохранить партнера любой ценой - цените себя, свое время и личное пространство.
  • Если супруг настаивает на разводе или завел отношения на стороне - следует дать ему полную свободу действий, мысленно попрощаться с ним, а самой погрузиться в свои хобби и, возможно, завести новые знакомства.
  • Надо стараться жить собственной яркой и наполненной жизнью - путешествовать, посещать выставки и фестивали, встречаться с друзьями по тематическим интересам (делать это даже в том случае, если супруг не разделяет женские увлечения, ведь это - личные границы каждой женщины, и она способна распорядиться ими так, как считает нужным сама).
  • Нельзя строить свою жизнь только вокруг интересов мужа и детей, это прямой путь к потере уважения со стороны домочадцев. У женщины в любом возрасте должны быть собственные увлечения, свой собственный стержень, который позволит ей всегда сохранять спокойствие.

Согласно возрастной классификации у взрослых людей выделяют четыре периода: зрелый возраст (делится на два периода), пожилой возраст, старший возраст, долгожители.

I – первый период зрелости: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины;

второй период зрелости: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины;

II – пожилой возраст: 61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины;

III – старший возраст: 75-90 лет;

IV – долгожители: старше 90 лет.

Каждый возрастной период характеризуется отдельными изменениями в организме.

В 18-20 лет в основном заканчивается биологическое формирование организма, окостенение скелета, замедляется (а порой заканчивается) рост тела в длину, увеличивается вес тела за счёт мышечной массы, создаются благоприятные возможности для развития силы и выносливости. В социальном плане этот период характерен тем, что люди вступают в самостоятельную жизнь, приобретают профессии, начинают работать и служить в армии, складывается их семейная жизнь, изменяется быт и т.д.

В последующий период происходит стабилизация функциональных возможностей организма, а после 30-35 лет постепенно проявляются процессы их угасания (инволюция). Так, первому периоду зрелого возраста присущи наивысшие значения физической подготовленности и функциональной тренированности, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней среды, наименьшие показатели заболеваемости. Однако, уже начиная с 30-ти лет, происходит снижение функциональной тренированности по ряду показателей. В частности, в 30-39 лет функциональная тренированность в среднем составляет 85-90% от уровня 20-29-летних, в 40-49 лет – 75-80%, в 50-59 лет – 65-70%, в 60-69 лет – 55-60%.

В пожилом возрасте наблюдаются значительные изменения в функционировании нервной системы : нарушается баланс процессов торможения и возбуждения, а также их интенсивность, что выражается в затруднении формирования новых двигательных навыков, ухудшении точности движений.

В сердечно-сосудистой системе отмечается ослабление сократительной функции миокарда, снижение эластичности кровеносных сосудов, ухудшение снабжения кровью сердца и других органов, появление признаков возрастной гипертонии.

В дыхательной системе происходит ухудшение эластичности лёгочной ткани, ослабление дыхательных мышц, ограничение подвижности грудной клетки, уменьшение лёгочной вентиляции.

В опорно-двигательном аппарате изменения касаются мышц и связок, которые теряют свою эластичность. По этой причине при неправильном использовании упражнений могут происходить разрывы мышечных волокон и связок. Появляется атрофия мышц, они становятся дряблыми, уменьшаются в объёме. В суставном аппарате отмечаются значительные нарушения: суживаются суставные полости, разрыхляется костная ткань. Кости конечностей становятся непрочными, ломкими, появляются деформации позвоночника и конечностей.

По мере старения изменяется обмен веществ , который становится менее интенсивным в связи с замедлением окислительных процессов. Ослабевают функции кишечника, нарушается пищеварение. Снижается сопротивляемость организма, ухудшается адаптация к нагрузкам, увеличиваются периоды врабатывания и восстановления.

Всё это приводит к снижению функциональной тренированности и физической подготовленности, о чём, в частности, свидетельствует отрицательная динамика в показателях физических качеств.

Так, первые признаки снижения силы (как и её максимальное проявление) отмечаются уже в первом периоде зрелости. Резкое её падение характерно после 50-ти лет.

Выносливость начинает постепенно снижаться в 30-50 лет, после 50-ти лет отмечается её резкий спад.

Быстрота начинает снижаться в период 22-50-ти лет.

Координация – в 30-50 лет.

Гибкость идёт на спад у мужчин после 20-ти лет, у женщин – после 25-ти лет.

Причины ухудшения физических возможностей обусловлены внешними и внутренними факторами .

Снижение функциональной тренированности обусловлено:

Ограничением двигательной активности функций отдельных систем организма;

Нарушением регуляции функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмена веществ;

Снижением аэробной и анаэробной производительности;

Замедлением восстановительных процессов;

Нарушением экономичности работы организма в целом.

Снижение физической подготовленности обусловлено:

- силы : по причине уменьшения мышечной массы, а также содержания воды, кальция, калия в мышечной ткани, что приводит к потере эластичности мышц;

- выносливости : по причине нарушений функций кислородтранспортной системы;

- быстроты : по причине снижения мышечной силы, функций энергообеспечивающих систем, нарушения координации в ЦНС;

- координации : по причине ухудшения подвижности нервных процессов;

- гибкости : по причине негативных изменений в опорно-двигательном аппарате.

Однако следует иметь в виду, что паспортный (фактический) и биологический (функциональный) возраста не всегда совпадают, так же как и продолжительность жизни. Это зависит от многих факторов: генетической предрасположенности, условий жизни и состояния здоровья, условий труда, уровня физического развития, способности организма противостоять неблагоприятным условиям труда, быта, а также стрессам, болезням и т.п.



Рассказать друзьям