Традиции воспитания детей в россии и за рубежом: сходства и отличия. Развитие идей социального воспитания за рубежом Педагогические идеи древнего рима

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все родители на нашей огромной планете, без всякого сомнения, испытывают огромное чувство любви к своим детям. Однако в каждой стране папы и мамы воспитывают чад по-разному. На этот процесс оказывает огромное влияние образ жизни людей того или иного государства, а также существующие национальные традиции. Чем же отличается воспитание детей в разных странах мира?

Этнопедиатрия

Быть родителем - это самое важное и почетное занятие в жизни каждого человека. Однако ребенок - это не только радость, но и постоянные хлопоты, которые связаны с уходом за ним и с воспитанием. У разных народов существуют различные подходы к формированию личности маленького человека. Воспитание детей в разных странах мира имеет свои педагогические методики, которые каждая нация считает единственно верными.

Для изучения всех этих различий не так давно была создана целая наука - этнопедагогика. Ее выводы, вероятно, смогут привести к лучшему пониманию природы человека и выработке оптимального способа воспитания.

Успокаивание

Младенцы всего мира нередко заходятся криком. Это момент, когда серьезную проверку проходит не столько психика пап и мам, сколько их связи с культурными корнями. То, что дети много плачут в первые месяцы своей жизни - нормально для новорожденных любой нации. На крик ребенка в странах Западной Европы мать откликается примерно через одну минуту. Женщина возьмет свое чадо на руки и попытается его успокоить. Если ребенок появился на свет в той стране, где все еще сохраняются первобытные цивилизации собирателей и охотников, то плакать он будет так же часто, как и все остальные новорожденные, но вдвое меньше по времени. Мать откликнется на его крик уже через десять секунд и поднесет к груди. Кормят детей у таких народностей вне всякого расписания и без соблюдения режима. В некоторых конголезских племенах существует своеобразное разделение труда. Здесь малышей кормят и пестуют несколько определенных женщин.

Сегодня к плачу ребенка относятся несколько иначе. За младенцем признается его право требования внимания. Первые полгода жизни своим криком он дает знать о том, что хочет, чтобы к нему проявили любовь и заботу, взяли на руки и т. д.

Отстранение от груди

И в этом вопросе не существует единого подхода. Так, многие матери Гонконга отрывают детей от груди уже в шесть недель, чтобы пойти на работу. В Америке грудью кормят только несколько месяцев. Однако матери некоторых народов продолжают давать своим детям грудь и в том возрасте, когда они уже вышли за рамки младенчества.

Укладывание

Мечта всех родителей - спокойный ночной сон их ребенка. Как же добиться его? И здесь существуют кардинально различные мнения, учитывающие воспитание детей в разных странах мира. Так, в западных руководствах и справочниках даются рекомендации о том, что малышу не стоит спать в дневные часы. Только в таком случае к вечеру он устанет и угомонится. В других странах такой задачи у родителей нет. Например, мексиканские укладывают детей днем спать в подвесных гамаках, а на ночь берут в свои кровати.

Развитие

Особенности воспитания детей в разных странах нашей планеты могут существенно отличаться друг от друга. Однако вне зависимости от культуры и народных обычаев развитие ребенка будет ускорено только в случае постоянных занятий с ним. Но такого мнения придерживаются не все родители. Например, в Дании и Голландии считают, что отдых для малыша намного важнее, чем усилия по развитию интеллекта. В Конго и вовсе не принято разговаривать с новорожденным. Матери этой страны полагают, что главное дело их младенцев - спать. В связи с тем, что воспитание детей в разных странах столь различно, существуют и значительные перепады в двигательном и речевом развитии малышей в зависимости от принадлежности их к той или иной культуре и расе.

К примеру, данные ЮНИСЕФ свидетельствуют об эффективном методе воспитания, принятом у одного из нигерийских народов - йоруба. Здесь малыши первые три-пять месяцев своей жизни проводят в положении сидя. Для этого их укладывают между подушками или устраивают в специальных отверстиях в земле. Девяносто процентов таких детей уже в двух летнем возрасте способны сами умыться, а тридцать девять процентов - вымыть за собой тарелку.

Да, традиции воспитания детей в разных странах значительно отличаются друг от друга. Но какую бы тактику ни избрали родители, их чадо все равно будет плакать и смеяться, научится ходить и говорить, ведь развитие любого ребенка является непрерывным, постепенным и естественным процессом.

Разнообразие систем воспитания

Как сделать из ребенка личность? Этот вопрос стоит перед всеми родителями нашей планеты. Однако не существует единого пособия, позволяющего решить данную задачу. Именно поэтому каждая семья должна выбрать правильную систему воспитания своего малыша. И эта задача очень важна, так как в детском возрасте происходит формирование модели поведения и характера маленького человека.

Ошибки, допущенные в воспитательном процессе, в дальнейшем могут обойтись очень и очень дорого. Конечно, каждый ребенок по-своему индивидуален, и только родители смогут подобрать для него наиболее эффективную методов. А для этого важно ознакомиться, как проходит воспитание детей в разных странах, и выбрать для себя самое лучшее.

Германская система

Каковы особенности воспитания детей в разных странах мира? Начнем рассмотрение этого вопроса с немецких педагогических методик. Как известно, основное отличие этой нации кроется в бережливости, пунктуальности и организованности. Все эти качества немецкие родители прививают своим малышам с самого раннего возраста.

Семьи в Германии возникают поздно. В брак немцы вступают до тридцати лет, однако совсем не спешат заводить детей. Супруги осознают ответственность данного шага и стремятся еще до рождения первенца создать прочную материальную основу.

Детские сады в Германии работают неполный день. Без помощи няни родителям не обойтись. А на это нужны деньги, причем немалые. Бабушки в этой стране с внуками не сидят. Они предпочитают жить своей жизнью. Мамы же, как правило, строят карьеру, а рождение ребенка может негативно сказаться на получении очередной должности.

Однако, решив завести ребенка, немцы подходят к этому весьма скрупулезно. Они меняют жилье на более просторное. Заранее идут и поиски няни-педиатра. С самого рождения дети в германских семьях приучаются к строгому режиму. Спать их укладывают около восьми вечера. Просмотр телевизора жестко регламентируют. Проводится подготовка к детскому саду. Для этого существуют к игровые группы, куда дети ходят вместе со своими мамами. Здесь они учатся общению со сверстниками. В детском саду немецких малышей не обучают грамоте и счету. Им прививают дисциплину и рассказывают, как играть по всем правилам. В дошкольном учреждении ребенок имеет право выбрать для себя любое занятие. Это может быть езда на велосипеде или игра в специальной комнате.

Читать и писать ребенок учится в начальной школе. Здесь прививают любовь к знаниям, проводя уроки в игровой форме. Родители приучают школьника планировать свои ежедневные дела, ведя для этого специальный дневник. В этом возрасте у детей появляется и первая копилка. Ребенка стараются приучить к управлению своим бюджетом.

Японская система

Примеры воспитания детей в разных странах нашей необъятной планеты могут иметь значительные различия. Так, в отличие от Германии, японским детям до пяти-шести лет разрешено практически все. Они могут обрисовывать стены фломастерами, выкапывать из горшков цветы и т. д. Что бы малыш ни сделал, отношение к нему будет терпеливое и доброжелательное. Японцы считают, что в раннем детстве кроха должен сполна насладиться жизнью. Одновременно детям прививают хорошие манеры, приучают к вежливости и осознанию того, что они являются частью всего общества.

С приходом школьного возраста отношение к ребенку меняется. Родители обращаются с ним со всей строгостью. В 15 лет, по мнению жителей страны Восходящего солнца, человек должен быть полностью самостоятельным.

Японцы никогда не повышают на своих детей голос. Они не читают им длительных и нудных нотаций. Самым большим наказанием для ребенка является тот момент, когда он остается один, и никто не хочет с ним разговаривать. Этот педагогический метод действует очень сильно, так как японских детей приучают общаться, дружить и находиться в коллективе. Им постоянно внушают, что в одиночку человек не сможет справиться со всеми хитросплетениями судьбы.

У японских детей имеется сильная связь с родителями. Объяснение этому факту кроется в поведении мам, которые не стремятся утвердить свой авторитет шантажом и угрозами, а первыми идут на примирение. Только косвенно женщина показывает, насколько она огорчена проступком своего чада.

Американская система

Как же в США происходит воспитание ребенка? В разных странах мира (в Германии, Японии, да и во многих других) строгих наказаний педагогические методы не предусматривают. Однако только американские дети настолько хорошо знают свои обязанности и права, что могут обратиться в суд, чтобы призвать к ответу своих родителей. И это неудивительно, ведь в данной стране частью процесса воспитания является разъяснение свобод ребенка.

Характерной чертой американского стиля является привычка посещать любые мероприятия со своими детьми. И все это потому, что услуги няни по карману в этой стране далеко не каждому. Однако дома у каждого ребенка есть своя комната, где он должен спать отдельно от родителей. Ни папа, ни мама не станут бегать к нему по любому поводу, потакая всем капризам. По мнению психологов, такой недостаток внимания приводит к тому, что в более зрелом возрасте человек становится замкнутым и нервным.

Очень серьезно в Америке относятся к наказаниям. Если родители лишают ребенка возможности играть в компьютерную игру или отправиться на прогулку, то они должны разъяснить причину своего поведения.

Детские сады американские малыши посещают очень редко. Многие родители полагают, что, отдав свое чадо в такое учреждение, они лишат его детства. Дома же матери редко занимаются со своими малышами. В результате они идут в школу, не умея ни читать, ни писать.

Разумеется, свобода в воспитательном процессе способствует появлению творческих и самостоятельных личностей. Однако дисциплинированные работники в этой стране - большая редкость.

Французская система

В этом государстве серьезно развито раннее воспитание ребенка. В разных странах, как мы уже видели, это происходит по-разному, но во Франции для детей дошкольного возраста издается много пособий и книг, а также открыто большое количество образовательных учреждений. Воспитание детей от 1 до 2 лет для французских мам особенно важно. Они рано выходят на работу и хотят, чтобы к двухлетнему возрасту их ребенок был максимально самостоятельным.

Французские родители относятся к своим детям довольно мягко. Часто они закрывают глаза на их шалости, а вот за хорошее поведение награждают. Если мама все же наказывает своего ребенка, то она обязательно объяснит причину такого решения, чтобы оно не казалось необоснованным.

Маленькие французы с детства учатся быть вежливыми и соблюдать все режимы и правила. При этом все в их жизни зависит только от решения родителей.

Российская система

Большие отличия имеет воспитание детей в разных странах мира. Россия обладает собственными педагогическими методиками, которые зачастую отличаются от тех, которыми руководствуются родители в других государствах нашей планеты. У нас, в отличие от Японии, всегда бытовало мнение о том, что ребенка нужно начинать учить еще тогда, когда его можно уложить поперек лавки. Другими словами, прививать ему общественные правила и нормы с самых малых лет. Однако сегодня в России претерпели некоторые изменения. Наша педагогика прошла путь от авторитарной до гуманистической.

Немаловажное значение имеет воспитание детей от 1,5 до 2 лет. Это период совершенствования ранее приобретенных навыков и осознания своего места в окружающем мире. Кроме того, это возраст четкого проявления характера малыша.

Ученые установили тот факт, что практически 90% информации об окружающем его мире ребенок получает в первые три года своей жизни. Он очень подвижен и всем интересуется. Родители России стремятся не мешать ему в этом. В порядке вещей и приучение малыша к самостоятельности. Многие мамы не стремятся поднимать своего ребенка при первом же падении. Он должен преодолевать трудности сам.

Возраст от 1,5 до 2 лет наиболее активный. Однако, несмотря на свою подвижность, малыши вовсе не отличаются ловкостью. Не проходит и пяти минут, как они обязательно куда-нибудь да влезут. Российская система педагогики рекомендует не ругать маленьких исследователей и быть терпимыми к их шалостям.

Воспитание детей 3 лет затрагивает период формирования личности. Такие малыши требуют огромного внимания и терпения. Следующие несколько лет жизни - это годы, когда складываются основные черты характера маленького человека, а также происходит формирование представления о норме поведения в обществе. Все это скажется на поступках ребенка в его будущей взрослой жизни.

Воспитание детей 3 лет потребует от родителей большого самообладания. В этот период педагоги рекомендуют терпеливо и спокойно разъяснять малышу о том, почему папу и маму не устраивает его поведение. При этом следует заострять особое внимание на том, что проступок ребенка сильно огорчает родителей, а затем переключить внимание с конфликта на что-либо интересное. Российские педагоги рекомендуют не унижать и не бить малыша. Он должен почувствовать себя на равных со своими родителями.

Цель воспитания ребенка в России - становление творческой и гармонически развитой личности. Конечно, для нашего общества считается нормальным, если отец или мать повысят на свое чадо голос. Они могут даже отшлепать малыша за тот или иной проступок. Однако все российские родители стремятся оградить своего ребенка от негативного опыта и переживаний.

В нашей стране работает целая сеть дошкольных учреждений. Здесь дети учатся навыкам общения со сверстниками, письму и чтению. Уделяется внимание физическому и психическому развитию ребенка. Все это делается посредством спортивных занятий и групповых игр.

Для российского воспитания традиционной чертой является развитие творческих способностей детей, а также выявление их одаренности. Для этого в детских садах проводятся занятия по рисованию, пению, лепке, танцам и т. д. Принято сравнивать успехи детей, вызывая в малышах чувство соперничества.

В начальной школе России обеспечивается целостное развитие и становление личности ребенка. Кроме того, воспитание детей направлено на формирование желания и умения учиться.

В начальной школе все предметы подобраны таким образом, чтобы у ребенка складывалось правильное представление о труде и человеке, обществе и природе. Для более полного и гармоничного развития личности проводятся факультативные занятия по иностранным языкам, физической подготовке и т. д.

Прежде всего, детское воспитание за рубежом более либеральное, но есть множество и других интересных нюансов.
Оказывается, за границей мамы и папы реже спорят с врачами, доказывая им страшный вред прививок. И не так усердно добиваются советов по лечению детей в соцсетях, как это бывает у нас. А кроме того, они делают массу непонятных для нас вещей, что вообще выглядит как-то подозрительно. Ознакомимся с перечнем особенностей воспитания детей из разных стран.
1. Заботятся об эмоциональном комфорте и отдыхе ребенка
Тенденция записать чадо в музыкальную школу, спортивную секцию, к двум репетиторам по языкам и еще в два кружка и студию «для души» не характерна для многих европейских родителей. В Баварии считают, что семилетка перегружен, когда посещает кроме вполне «расслабленной» школы, лишенной домашних заданий, хоть какую-нибудь спортивную секцию один раз в неделю. В Голландии мамы и папы в качестве своих воспитательных приоритетов выбирают полноценный отдых и приятную среду. И только 10% голландцев, описывая детей, пользовались словом «умный», словно им не важен интеллект своего трехлетки. Российской маме даже трудно поверить!
К ним присоединяются финны, позволяющие школьникам после каждых 45 минут учебы выходить на улицу и играть, вместо усердного изучения каких-либо полезных наук. У нас такое можно представить только, если введут ЕГЭ по умению играть в салочки.
2. Разрешают детям пользоваться настоящим ножом
Представьте себе, немцы не издеваются над детьми, вручив им пластиковый ножик и требуя нарезать помидоры. Пятилетний Ганс, орудующий стальным ножом, – не редкость в немецкой кухне. И это странно для типичных российских родителей, которые оборудовали все розетки в квартире пластиковыми заглушками, обстригли когти все кошкам и установили специальные насадки на двери, чтобы никто не смог прищемить пальцы. Исследования норвежского ученого Элен Сандсетер свидетельствуют: чем больше родители позволяют детям рисковать, тем осознанней они относятся к опасностям и в итоге получают меньше травм.
3. Серьезно слушают мнения маленького человека
В Скандинавии культурный контекст обязательно подразумевает равенство взрослых и детей. В Швеции давно уже приняли закон, запрещающий телесные наказания, и он успешно применяется. Совершенно очевидно, что скандинавы выбирают либеральный стиль в общении со своими детьми, а любые проявления авторитаризма им категорически не нравятся.
4. Сидят с детьми в кафе до позднего часа
В Италии и Испании, когда российские туристы уже возвращаются после ночных развлекательных программ, местные жители могут только отправляться на ужин. Они садятся вокруг столика «небольшой» компанией: человек семнадцать примерно. Все галдят, размахивают руками, дети носятся толпами, официанты флегматично расставляют тарелки. Российские туристы пытаются объяснить себе этот феномен длинной сиестой и жарким климатом, который мешает пообедать в нормальное для нас время, а не ночью, когда приличные люди могут только разочек прокрасться к холодильнику.
Однако дело не в этом: итальянцам важны межличностные стороны развития малыша. Им не понять, как можно уложить детей спать в семь вечера. Ведь тогда они пропустят традиционный дедушкин тост, содержательную беседу дяди Марио с тетушкой Инес или речь отца о сельскохозяйственных нуждах региона.
5. Развивают общительность
Американские психологи выявляли различия в социализации между детьми из Польши, Чили, США и Южной Кореи. Самыми эмоциональными и общительными оказались жители Штатов. Мамы из США чаще стремились увлечь малышей стимулирующей деятельностью, больше им улыбались, не давая погрузиться в философские раздумья. Наверное, имеет смысл в российских роддомах обращать внимание молодых мам не только на правильное надевание подгузника с чепчиком, но и на общение с ребенком.
Нашей редакции интересно ваше мнение о перечисленных отличиях в воспитании российских детей и иностранцев. Пишите нам! Может быть, вы захотите дополнить этот список чем-либо интересным, что можно было бы и нам перенять от заграничных родителей.

Глава 1 О чем спорили и спорят по вопросам семейного воспитания у нас и за рубежом. Мои встречи с Бенджамином Споком

1. Кто защитит ребенка?

Минуло много лет с тех пор, как Организация Объединенных Наций приняла «Декларацию прав ребенка» – документ, направленный на защиту детей от голода, эпидемических заболеваний, эксплуатации.

Как же значительны, необыкновенно важны действенные меры, направленные на защиту прав ребенка, какую весомость обретают слова, напоминающие человечеству о том, что мир детства может и должен быть прекрасным, как необходимо знать каждому природу этого мира и отдавать все свои помыслы, усилия воспитанию в детях добра, разума, красоты! А между тем у ребенка, как сказал в свое время замечательный польский педагог Януш Корчак, есть только одно реальное право – право на смерть. Миллионы приговоренных к медленной гибели детей. Приговоренных чернобыльскими и другими катастрофами, неизлечимыми болезнями, загрязненной средой!

Миллионы детей, страдающих от национальных распрей, от неправедной борьбы, в которую все больше и больше втягивается человечество, – как спасти их?

В это трудное время особенно важной становится роль воспитателя, ибо помочь детям может только тот, кто войдет в детские души, кто согреет их сердца, кто защитит от социальных и других невзгод. Какой же должна быть личность современного воспитателя?

Еще раз подчеркну: философский разговор о семейном воспитании я начал с личности воспитателя еще и потому, что в нашей стране принижалась роль личности – и ребенка, и родителей. Вы не встретите ни одной книги, где бы раскрывалась личность отца или матери, их духовный мир, культура и отношение к общечеловеческим ценностям.

Возможно, исключением является «Книга для родителей» Антона Макаренко. Но если вы раскроете академическое издание четвертого тома его сочинений, который всецело посвящен проблемам семейного воспитания, то вы сможете прочесть, что основная тема «Книги для родителей» – «советская семья как коллектив». Заметьте, не личности ребенка и не личностям родителей посвящается это произведение, а коллективу. Я выступаю против точки зрения Макаренко, утверждавшего, что не личность, а коллектив является главным воспитателем личности ребенка. Позволю себе сразу оговориться: решительно отбрасывая доктрину коллективизма, я все же отношусь к Макаренко как к великому педагогу, создавшему, подобно Этьену Кабэ и Роберту Оуэну, еще одну педагогическую утопию: утопию «демократического авторитаризма».

Чтобы ответить на многие вопросы личностного воспитания, деятельности и позиции педагогов и родителей, я расскажу о трех значительных педагогах – Бенджамине Споке, Константине Ушинском и Антоне Макаренко.

2. Стержень воспитания – любовь к детям и детству

Характеры воспитателей могут быть разными, а стержень один – любовь к детям, доверие и уважение к человеческому достоинству, любовь к свободе и бережное отношение к демократизму межличностных отношений.

Сразу хочу отметить, что педагогический опыт каждого родителя в чем-то велик и не уступает по значимости тем обобщениям, которые содержатся в сочинениях крупных педагогов. Когда Спок настаивал: «Родители, больше доверяйте себе, пользуйтесь той мудростью воспитания, которую нажили ваши дедушки и бабушки, вы сами, ваше окружение», – он тем самым подчеркивал, что родители обладают достаточным знанием, чтобы хорошо воспитывать своих детей. А просчеты в воспитании детей получаются от нерешительности и растерянности родителей и оттого, что они попадают в стрессовые ситуации, оттого, что их преследуют беды социальной неустроенности, конформизм и пресловутая авторитарность. Ратуя за человечность воспитания, я не могу упускать из виду и проблему гражданственности, которая в настоящее время особенно проявляется в интересе родителей к таким сложным явлениям, как политика и война, национальные распри и общественная активность семей, социальных общностей, регионов, рынок и экологические народные беды.

Когда бастующие горняки Кузбасса говорят, что они больше не рабы, они тем самым осуществляют гражданское воспитание в своих семьях и подают детям великий пример смелости и демократизма.

Когда металлурги Урала требуют срочного решения экологических проблем, они поступают по-граждански, ибо думают не только о себе и о своем поколении, но и о будущих семьях, будущих поколениях.

Когда в школах дети и учителя бунтуют против авторитаризма, низкой оплаты и плохих условий труда, в семьях идет процесс гражданского воспитания, который должна поддержать общественность. У меня могут спросить; а как же согласуется такая установка на бунт, стачки и митинги с философией Свободы и Любви, с христианским воспитанием смиренномудрия и самоукорения?

Отвечаю: Свобода и Любовь есть Бог, ратующий за справедливость, доброе отношение к обездоленным, за красоту человеческих поступков, за бескорыстное служение людям. Сын Человеческий дал нам пример беззаветной любви к людям. Когда отцы семейств и матери своих детей перестают быть рабами, они приближаются к Богу, ибо не гордыня ими овладевает, а готовность идти на крест, готовность жертвовать собой во благо своих детей и будущих поколений.

Из истории педагогической мысли я выбрал трех педагогов, которые, на мой взгляд, смело шли на крест во имя великой педагогики Свободы и Любви. Ушинский и Спок шли, защищая Свободу и Любовь, Макаренко, как это ни странно, – отрицая общечеловеческие ценности. И в этом единстве приятия и отрицания есть вечная борьба Добра и Зла, Любви и Нелюбви, Свободы и Рабства. Это единство всегда в наших душах, в душе каждого родителя, каким бы он совершенным ни был. Вот почему я отважился на критическую оценку столь замечательных педагогических личностей.

3. О высоте личности педагога

Высоту личности педагога определяет мера гражданственности, дар слышать диалог своей эпохи, как заметил M. M. Бахтин, или, точнее, слышать свою эпоху как великий диалог. Улавливать в ней не только резонансы голосов прошлого, но и слышать голос будущего. Раскрывать мысль как великое противоречие и мучиться неразрешенностью жизненных конфликтов. Бескорыстно служить великим идеям справедливого устройства мира и бесконечно верить им.

Такой мерой невольно измеряешь замечательного американского врача и педагога Бенджамина Спока, чьи книги в нашей стране за последнюю четверть двадцатого века были изданы миллионными тиражами. Поскольку я и мой сын принимали непосредственное участие в подготовке изданий Б. Спока, мне небезынтересно было выяснить причины столь громадной популярности американского педагога. Мои выводы могут оказаться неожиданными, но я смею утверждать, что Спок покорил наших родителей широтой своей свободолюбивой души, искренней любовью к людям и к детям, своей уникальной личностью, лишенной какого бы то ни было педантизма, занудства или высокомерного нравоучительства.

Как бы две важнейшие доминанты в Бенджамине Споке. Одна связана с политикой и философией – здесь он яростный противник войны и защитник самой высокой социальной справедливости. Другая обусловлена профессиональной деятельностью, соединившей в себе искусство медицины и искусство воспитывать.

Основой этих двух доминант, в этом я сегодня абсолютно убежден, являются такие общечеловеческие ценности, как Любовь и Свобода. Признаюсь: источником моей постоянной энергии являются дети, больше того – международные детские и педагогические движения, которые имели место в США и Англии, Германии и Швейцарии, Швеции и Норвегии, Польше и Венгрии, Дании и Италии, да и во многих других странах, постоянно принимавших участие в международных детских фестивалях в Артеке. В середине 70-х годов я отправился на такой фестиваль, куда был приглашен Бенджамин Спок; я хотел увидеть его в общении с детьми, обстоятельнее познакомиться с его взглядами на воспитание, приблизиться к пониманию его педагогической философии.

В том, что содержанием личности во многом определяются и педагогические взгляды, я никогда не сомневался. Точнее, личностный аспект в педагогике крайне важен, поскольку накладывает определенный отпечаток на весь педагогический мир того или иного мыслителя в этой области. Перебирая в памяти всех больших педагогов, я невольно для себя делил их (в сугубо личностном плане) на два типа. Первый: Оуэн, Ушинский, Дистервег, Макаренко. Здесь я сталкивался с характером неистовым – горящие, как у пророка, глаза, нервы, подобные тросам; могучая энергия рождает могучие формулы: если характер создается обстоятельствами, значит, надо изменить среду (Оуэн); если педагог дышит энергией – детская самодеятельность неизбежно развивается (Дистервег); только счастливый человек может воспитать счастливого человека: разорвитесь на части, но станьте счастливыми, иначе вы не сможете воспитывать детей (Макаренко). В этом характере, казалось мне, преобладают мажорные интонации. И весь дух личности – реформаторский, бескомпромиссный. Другой тип, по моим предположениям, не являлся полной противоположностью первому, но здесь нежность души педагога как-то смягчала тональность учительских исканий. Здесь больше ориентации на отношение к личности ребенка, здесь доброта в той изысканно-трепетной тонкости, которая и рождает интимность прикосновения, свойственную людям легко ранимым, мучительно сомневающимся. Здесь подлинно гражданская страстность рождается как великое откровение через собственную муку, боль, очищение.

Из книги Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы автора Максимов Андрей Маркович

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ, в которой автор поет гимн уточняющим вопросам, а также рассказывает о том, что делать, если собеседник недоговаривает или даже врет А что делать, если собеседник недоговаривает?Собеседник недоговаривает всегда.Почему?Да потому что недоговаривает-то

Из книги Нить Ариадны, или Путешествие по лабиринтам психики автора Зуева Елена

Глава 3. За кулисами семейного театра

Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

Из книги Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие автора Посысоев Николай Николаевич

1. Типы семейного воспитания Вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

6. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания В процессе работы с семьей психолога или социального педагога возникает необходимость выявить и проанализировать истинные мотивы, побуждающие родителей реализовывать тот или иной тип поведения по

Из книги Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря автора Кашкаров Андрей Петрович

Глава 6. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

4. Стиль семейного воспитания Клинические данные показывают, что основным источником причинности подростковой и юношеской наркомании является семья, создающая предпосылки для формирования у подростка генерализованной неудовлетворенности либо оказавшаяся

Из книги Семейная педагогика автора Азаров Юрий Петрович

Глава 2. Организация семейного чтения Новое видение обыденности это уже талант (расхожее

Из книги Картина мира в представлении спецслужб от мистики до осмысления автора Ратников Борис Константинович

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 МЕТОДИКА АНАЛИЗА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (АСВ) Правила пользования опросником АСВ. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. После чтения инструкции необходимо убедиться, что опрашиваемые ее правильно поняли.Обработка

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

Часть I Философия семейного воспитания – педагогика Любви и

Из книги Мышление наоборот автора Дониус Уильям

Глава 2 Проблемы народности и культуры семейного воспитания в трудах К. Д. Ушинского 1. Только личность способна воспитать личностьЭта формула принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому. Против нее и поныне выступают приверженцы макаренковской педагогики. Мне бы

Из книги Мать и дитя. Первый год вместе. Путь к обретению телесной и душевной близости автора Оксанен Екатерина

Из книги автора

Из книги автора

За рубежом

Из книги автора

Когда полушария спорят Дисгармония между правым и левым полушариями выражается во внутреннем противоречии, которое можно выразить вопросом: что будет лучше для нас? В таких конфликтах обычно выигрывает левое полушарие, поскольку именно оно отвечает за ежедневное

Из книги автора

Глава 1. С ног на голову. Шок от встречи По интенсивности разнообразных переживаний и по степени сосредоточенности на главном деле первый месяц жизни с ребенком напоминает высадку космического корабля на незнакомую планету, где экипажу нужно освоить новую землю,

В первобытном обществе воспитание зарождается как целенаправленный процесс формирования личности и передачи опыта от старших поколений к младшим. Появляются старейшие для обучения детей. Существуют обряды инициации (вхождение во взрослую жизнь), дома молодежи – прообраз современных образовательных учреждений.

Основные характеристики образовательного процесса: наглядность, равенство, разделение по полу и возрасту.

В Древней Греции и Риме основные педагогические идеи, касающиеся содержания, цели образования возникли в трудах Платона (государство и общество должны заботиться о воспитании подрастающего поколения; основная забота должна быть не о завоевании новых территорий, а о воспитании, т. к. от этого зависит процветание в дальнейшем). Аристотель и Демокрит поднимали вопрос о значимости семейного (дома) и общественного воспитания (в образовательном учреждении).

Этот вопрос решался вплоть до 20 в. В Европе до сих единого мнения нет. Аристотель и Демокрит говорили о важности и того, и другого.

Квинтилиан: «Каждый ребенок должен учиться в ОУ, но до 4-6 лет должен находиться в семье».

Дальнейшее развитие идеи античных философов получили в Средние века. Меняется цель воспитания (в античности – воспитание гармоничного, добропорядочного, нравственного человека; в Средние века – познание Бога, воспитание религиозного человека).

Появляются гуманистические идеи, ставшие основополагающими в эпоху Возрождения.

Альбин Алкуин открывает собственные школы, где учили всех без исключения детей. Говорил о возвращении афинских традиций воспитания, все ограничивать религиозным воспитанием нельзя. Предлагал включать чтение религиозных текстов, мифы. Выступал за реализацию индивидуального подхода, против физических наказаний. Использовал метод Сократовской беседы (дискуссия).

Продолжает решаться проблема, что важнее: семейное или общественное воспитание. В Средние века – их сочетание. Пример домашнего воспитания:

1. Рыцарство – ребенок (мальчик) по достижении 6 лет отправлялся в семью более высокого сословия до 22 лет. Разрыв с семьей, запреты встреч с родителями, следовательно – нарушение социализации.



2. Ученичество – для ремесленников. Мальчик 5-6 лет отправлялся в ученики к ремесленнику. Сначала ученик, затем подмастерье и мастер.

Общественное воспитание в Средние века – большое количество учебных заведений – церковно-приходские школы, соборные и кафедральные школы, цеховые школы, университеты.

В эпоху Возрождения кардинальным образом меняется цель воспитания – всестороннее гармоничное развитие личности. Актуальна проблема семейного и общественного воспитания. Томас Мор «Утопия», Кампанелла «Город солнца». Описывается общество, где воспитанием детей занимается все обществою

17-18 вв – Просвещение.

Более значимые идеи, касающиеся социального воспитания, возникают в Западной Европе в 18-19 вв: соотношение семейного и общественного воспитания.

Руссо: на формирование человека влияют 3 фактора: ближайшие люди, природа и государство.

Локк: не отрицал значимость семейного воспитания, т. к. именно оно позволит учитывать индивидуальные особенности, следовательно – основная задача родителей – найти наставника. С другой стороны, не отрицал и общественное воспитание. Мы можем изменить общество через воспитание в ОУ.

В 19 в. Появляется идея о развитии новых направлений и течений в педагогике с целью решения новых социальных проблем, воспитания нового человека для нового общества. Социальная педагогика (П. Наторп), экспериментальная педагогика (Бене, Лай, Торндайк), теория свободного воспитания (Элен Кей, Я. Корчак, Штейнер, М. Монтессори), теория трудовой школы (Кершерштейнер), педагогика прагматизма (Килкпатрик, Дьюи).

Причина возникновения социальной педагогики – урбанизация: др. нормы и ценности, нет контроля со стороны взрослых. Проблемы: организация досуга, рождение социальных сирот, безнадзорные дети.

Для гармоничного развития необходимо сочетание семейного и общественного воспитания.

Социальный педагог – посредник между семьей и школой (некоторым семьям необходим помощник).

Типы соц. Воспитания (в зависимости от развития воли человека):

1 домашнее – человек безволен, сиюминутные потребности.

2 школьное

3 свободное самовоспитание – дальнейшее самосовершенствование

Социальная педагогика Пауля Наторпа

Свой труд «Социальная педагогика» издал в 1898 г. Дает определение понятию социальная педагогика – это наука, которая исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа; наука, которая решает проблемы воспитания и образования подрастающего поколения в широком социально-филосовском контексте.

Основа его социальной педагогики: человек становится человеком только благодаря человеческому общению. Основой общественного воспитания Наторп считал семейное воспитание. Только семья в состоянии обеспечить индивидуализацию образования и всей общественной жизни ребенка, необходимую для дальнейшего развития, что невозможно достичь в условиях казенного воспитания и механического обучения. Каждый ребенок должен свободно развиваться в соответствии со своими возможностями и способностями, но это не означает одинаковость. Поэтому предлагал в дошкольном возрасте отдавать предпочтение семейному воспитанию, а затем отдавать ребенка в специальную школу. Такая школа должна быть единой для всех слоев населения, которая будет способствовать ликвидации классовых противоречий.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 18 минут

А А

В каждом уголке планеты родители любят своих детей одинаково сильно. Но воспитание осуществляется в каждой стране по-своему, в соответствии с менталитетом, образом жизни и традициями. Чем же отличаются основные принципы воспитания малышей в разных странах?

Америка. Семья – это святое!

Для любого жителя Америки семья – это святое. Никакого разделения на мужские и женские обязанности. Папы успевают уделить время и женам, и детишкам, и не только по выходным дням.

Особенности воспитания детей в Америке

Америка. Особенности менталитета

Италия. Ребенок – дар небес!

Итальянская семья – это, прежде всего, клан. Даже самый дальний, самый никчемный родственник – это член семьи, которого семья не бросит.

Особенности воспитания детей в Италии

Италия. Особенности менталитета

  • Учитывая, что дети не знают слова «нельзя» и вообще не знакомы с какими-то запретами, вырастают они людьми абсолютно раскрепощенными и артистичными.
  • Итальянцы считаются самым страстным и обаятельным народом.
  • Они не терпят критики и не меняют своих привычек.
  • Итальянцев все устраивает в своей жизни и стране, которую они сами считают благословенной.

Франция. С мамой – до первой седины

Семья во Франции крепкая и незыблемая. Настолько, что дети даже после тридцати лет не спешат покидать родителей. Поэтому есть доля правды во французской инфантильности и безынициативности. Конечно, французские мамы не привязаны к детям с утра до ночи – они успевают уделить время и ребенку, и мужу, и работе, и личным делам.

Особенности воспитания детей во Франции

Франция. Особенности менталитета

Россия. Кнут и пряник

Российская семья, как правило, всегда озабочена вопросом жилья и вопросом денег. Отец – кормилец и добытчик. Он не участвует в делах по дому и не вытирает сопли хнычущим детям. Мама пытается сохранить рабочее место все три года декретного отпуска. Но обычно не выдерживает и выходит на работу раньше – либо от нехватки денег, либо из соображений психического равновесия.

Особенности воспитания детей в России

Россия. Особенности менталитета

Особенности русского менталитета прекрасно выражены всем известными афоризмами:

  • Кто не с нами – тот против нас.
  • Зачем упускать то, что само плывет в руки?
  • Все вокруг колхозное, все вокруг мое.
  • Бьет – значит, любит.
  • Религия – опиум для народа.
  • Вот приедет барин, и нас рассудит.

Загадочная и таинственная русская душа подчас непонятна даже самим русским.

  • Душевные и сердечные, смелые до сумасшествия, хлебосольные и дерзкие, за словом в карман не лезут.
  • Русские ценят простор и свободу, легко отвешивают подзатыльники детям и тут же целуют их, прижимая к своей груди.
  • Русские совестливы, участливы и, одновременно, суровы и непреклонны.
  • Основа русского менталитета – это чувства, свобода, молитва и созерцание.

Китай. Приучение к труду с пеленок

Основные черты китайской семьи – сплоченность, второстепенная роль женщины в доме и непререкаемый авторитет старших. Учитывая перенаселенность страны, семья в Китае не может себе позволить более одного малыша. Исходя из данной ситуации, дети растут капризными и избалованными. Но только до определенного возраста. Начиная с детского сада, все поблажки прекращаются, и начинается воспитание жесткого характера.

Особенности воспитания детей в Китае

Китай. Особенности менталитета

  • Основы китайского общества – это скромность и покорность женщины, уважение к главе семьи, строгое воспитание детей.
  • Детей растят, как будущих тружеников, которые должны быть готовы к тяжелой многочасовой работе.
  • В повседневной жизни китайцев бессменно присутствует религия, соблюдение древних традиций и вера в то, что бездеятельность – символ разрушения.
  • Основные качества китайцев – упорство, патриотизм, дисциплинированность, терпение и сплоченность.

Какие мы разные!

В каждой стране – свои традиции и свои принципы воспитания детей. Английские родители заводят малышей в возрасте около сорока лет, пользуются услугами нянь и растят из детей будущих победителей всеми доступными методами. Кубинцы детей купают в любви, с легкостью спихивают бабушкам и позволяют вести себя настолько раскрепощенно, как того желает ребенок. Немецкие чада закутаны только в нарядные одежки, защищены даже от родителей, им все позволено, и гуляют они в любую погоду. В Южной Корее дети до семи лет – это ангелы, которых наказывать запрещено, а в Израиле за крик на ребенка можно попасть в тюрьму. Но какие бы ни были традиции воспитания в той или иной стране, всех родителей объединяет одно – любовь к детям .



Рассказать друзьям