Ребенок идет в детский сад советы. Распространенные ошибки родителей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Скоро наступит лето. Для кого-то оно станет последним, проведенным с родителями, ведь впереди первый коллектив – детский сад. И хотя самих малышей ожидает множество приятных дней, новых знакомств, веселых игр и первых привязанностей, у мам душа не на месте. Насколько легко адаптируется ребенок к детскому саду, не будет ли скучать по дому? А главное – можно ли помочь ему заранее, подготовив его к предстоящим переменам?

Идеальный возраст для сада

Кто-то считает, что малыш ясельного возраста (1,5 – 2 года) адаптируется намного быстрее и легче. Кроха быстро привыкает к воспитательнице, считая ее второй мамой, да и взрослые переживания и горечь от расставания с родителями в силу возраста ему пока не грозят. Другие уверены, что лучше подождать до 3 лет – ведь именно в этом возрасте дети не только умеют играть в совместные игры, но и получают от дружбы огромное удовольствие. Родители уже не могут обеспечить им необходимый уровень коммуникации, а потребность в новых знакомствах и общих играх со сверстниками сильно возрастает.

Необходимые навыки

Времена, когда каждому родителю вручался список — перечень необходимых навыков, потихоньку отходят в прошлое. Если раньше такие требования, как:

  • отказ от памперсов;
  • умение проситься в туалет;
  • самостоятельный прием пищи;
  • самостоятельное одевание и раздевание

были необходимы, то сейчас условия меняются. В большинстве заведений работники берутся приучить ребенка к самообслуживанию в краткие сроки. Еще одно важное условие – устанавливание режима дня, соответствующего расписанию детского сада. Если у родителей получается подготовить малыша заранее – это замечательно, однако если процесс идет туго – не стоит переживать. Дети, не уверенно владеющие этими навыками, в коллективе осваивают их намного быстрее, да и режим быстро входит в норму. Намного важнее психологическая подготовка.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Характер и психологические особенности каждого ребенка имеют намного большее значение, чем навыки самообслуживания и даже возраст будущего детсадовца. Будет ли ребенку комфортно в новом коллективе, легко ли он расстанется с мамой и как быстро адаптируется, зависит только от степени его готовности к жизни в коллективе.

  • Расставание. Малыш, моментально забывающий обо всем на свете, завидев компанию других детей на площадке и подолгу остающийся с родственниками, вызывает меньше тревог, чем маленький хвостик, начинающий беспокоиться, как только мама отходит дальше, чем на метр. Подготовкой такого ребенка придется заняться заранее, начав отлучаться из дома на короткие, а потом и на более длительные периоды.
  • Закаливание. Всем известно, что в саду начинается одна бесконечная болезнь, переходящая из простуды в ветрянку и потом обратно в простуду. Не стоит преждевременно сдаваться перед неизбежным. Лето – прекрасный период для закаливания и поднятия иммунитета. Теплые месяцы, проведенные на даче или на берегу моря, помогут дать отпор болезням, главное – забыть о тепличных условиях. Позвольте малышу вдоволь набегаться босиком, накупаться в водоемах и наестся свежих фруктов. Тотальный запрет на холодное питье и сквозняки придется смягчить, в противном случае, именно эти факторы могут стать причиной частых заболеваний.
  • Общение. Далеко не все дети умеют быстро находить общий язык со сверстниками. Малыши, как и мы, могут стесняться, и конечно, не все являются прирожденными лидерами, умеющими собрать вокруг себя других детей. Научите ребенка первым завязывать знакомство, представляться и предлагать вступить в игру. А вот пускать на самотек имеющиеся трудности в общение не стоит – коллектив в детском саду слишком велик, и существует риск, что малыш просто не сумеет проявить достаточно смелости и самостоятельности, чтобы включиться в общение.
  • Открытость. Важно успеть научить ребенка доверять старшим и открывать им все свои обиды и тайны. Малыш должен знать, что при необходимости он может обратиться за помощью к старшему – воспитателю. Доверять необходимо и родителям, а значит, еще до поступления в садик требуется научить ребенка каждый вечер делиться с мамой или папой всеми переживаниями за день – обидами, радостями, страхами и горестями.

Существуют ли дети, которым противопоказан детский сад?

«Несадовский» ребенок — конечно же, не миф. Такие дети, действительно, существуют. У них поднимается температура при каждом посещении дошкольного заведения, они замыкаются в себе и тихо страдают до самого прихода родителей, тяжело встают по утрам и теряют аппетит. Обычная для сверстников адаптация, длящаяся не более трех месяцев, у них затягивается – ребенок не столько привыкает к новым условиям, сколько терпит их. В таком случае, сад придется отложить до следующего года, а в подготовку малыша включить посещение психолога и поработать еще и с родителями. Ведь часто ребенок впитывает именно материнскую тревогу и страхи.

Текст: Вера Гюлер

12:00 - обед

Многим родителям переход на такой распорядок дня кажется сложным. Если у мамы много дел по дому, то у нее нет времени следить за каждой минутой и правильно распределять время. Однако если ребенок будет знаком с таким распорядком - для него уже не составит труда следовать ему в детском саду, а значит, и дискомфорта жизнь в садике будет вызывать значительно меньше.

Больше всего проблем у детей в детском саду вызывает послеобеденный сон . Приходя с прогулки, дети совсем не готовы ложиться спать - им хочется продолжить игру или общение. Поэтому до похода в сад, приучайте малыша ко сну в послеобеденное время. Обсудите также, что если он не хочет спать, в это время он должен просто тихо лежать в кроватке. Ведь на самом деле, воспитательницы не следят пристально за тем, спит ребенок или нет - им нужно, чтобы дети были в кровати. Очень много сложностей будет вызывать ребенок, если посреди тихого часа он будет отказываться лежать в кровати и капризничать.

Учите фантазировать

Побольше играйте с малышом, учите его придумывать интересные сюжеты и вливаться в игру. Таким образом, вовлекая в игру остальных детей, он сможет легко найти друзей, а время, проведенное в садике, для него не будет скучной рутиной.

К сожалению, современные дети почти разучились придумывать истории . Они манипулируют игрушками без фантазии, используя их исключительно так, как это было задумано: катают машинку просто так, собирают кубики, а не строят замок. Если вы покажете ребенку, какой мир можно создатьс помощью игрушек - вы увлечете его и способствуете развитию его воображения. Играйте с малышом в больничку, стройте домики для кукол, а с помощью машинки тушите пожары. Развитие фантазии и эмоциональности также будут способствовать скорейшей адаптации вашего малыша.

Кстати говоря, игру вы сможете использовать в качестве знакомства с детским садом. Играя в детский садик , вы расскажете о том, как там себя вести, что детки там делают и кто такая воспитательница. Создайте свой детский садик, где ребенок будет воспитателем. Все игрушки станут детьми, за которыми ребенок должен будет следить, воспитывать, вовремя кормить и укладывать спать. Если ребенку понравится эта игра, и он увлечется ею, то поход в настоящий садик для него будет праздником.

Дисциплина для малыша

Немаловажно постепенно готовить ребенка к тем занятиям , которые будут в детском садике. Например, ребенок должен быть усидчивым и уметь слушать. Читайте ему стихи, постепенно увеличивая время чтения. Разумеется, на первых порах, малыш будет отвлекаться после первой же минуты чтения, однако благодаря терпению и упорности, вы достигнете нужных результатов.

Также учите малыша повторять движения за вами - это ему пригодиться на уроках физкультуры. Прыгайте вместе с ним, крутитесь на месте, машите руками и так далее. Чтобы ребенку было интереснее, имитируйте движения животных, например «попрыгаем как кузнечик», «Полетаем как птичка» и тому подобное.

Чтобы ребенок не терялся в новой атмосфере, учите его быть самостоятельным . Во-первых , если вы уже скоро собираетесь отправлять малыша в детский сад - пора приучать его к горшку и снимать подгузник. Ко времени похода в детский сад ребенок должен сам уметь садиться на горшок.

Также нужно, чтобы ребенок умел сам одеваться, обуваться и кушать. Учите его, как пользоваться ложкой и как вести себя за столом. Не забывайте, что детский сад работает по определенному графику, и если в первое время воспитатели будут уделять особое внимание вашему малышу, то потом он уже должен будет сам быстро кушать. Если он будет отвлекаться, играть за столом - он останется голодным, ведь время обеда и ужина в садике ограничено распорядком дня.

Поэтому, чтобы малыш быстрее учился самостоятельности, начинайте приучать его как можно раньше: выходя на прогулку, пусть он сам попробует одеться и обуться. Помогайте ему, только если у него возникают трудности. Не стоит спешить одеть ребенка, ведь так вы лишаете его возможности научиться делать это самостоятельно.

Перед отправкой в садик очень важно позаботиться о состоянии здоровья малыша. Не секрет, что в детском саду ребенок встречается с большим количеством детей, и он может заразиться от них ОРВИ и другими вирусами. Иммунитет ребенка еще не до конца сформировался и не готов ко всем разновидностям вируса или инфекции. Поэтому он будет практически беззащитным перед новой для него болезнью.

Поэтому старайтесь закалять ребенка и сталкивать его иммунитет с трудностями. Разумеется, это не значит специально заражать малыша простудой, чтобы он больше не болел, но беречь малыша от любого ветерка и кашля - это значит снижать его иммунитет специально. Не кутайте ребенка, не закрывайте дома в прохладную погоду. Чем больше вы бережете ваше чадо, тем больше он будет болеть в детском саду, так как его организм будет совершенно не приспособлен к новым условиям жизни. Больше дышите воздухом, одевайте малыша по погоде, не закутывайте его в сорок одежек, если на улице солнце. Можно даже начать обливания или записаться в бассейн. В общем, старайтесь, чтобы ребенок вел здоровый образ жизни.

Первый раз в… детский сад

Итак, если все вышеперечисленные рекомендации вы выполняли, значит к первому походу в сад ваш ребенок абсолютно готов: он самостоятелен, не боится людей, умеет правильно вести себя и прекрасно понимает, что такое детский сад и зачем туда ходить.

Лучше всего первый поход в садик осуществлять перед началом учебного года , например, в конце августа. В таком случае ребенок привыкнет к расписанию и к воспитателям и ему будет легче влиться в рабочий ритм. Очень плохая идея отдавать ребенка в садик в холодное время года. Зимой и осенью дети наиболее часто болеют, а значит, неподготовленный организм вашего малыша столкнется с самой настоящей «вирусной атакой». Обучение в садике, как и в любом образовательно учреждении начинается в сентябре и заканчивается в мае.

Как бы хорошо вы не подготовили ребенка, вы должны быть готовы к слезам расставания и капризам ребенка. Ведь одно дело жить дома, пускай даже по графику детского сада, а совсем другое - оказаться среди незнакомых детей с взрослой тетей во главе. Поэтому ребенок вполне может отказаться идти в детский сад, он может плакать и капризничать, замкнуться в себе и тому подобное.

Хотя, конечно, все дети по-разному реагируют на первый поход в детский сад. Некоторые очень быстро вливаются в коллектив и не чувствуют никакого дискомфорта, другие же могу прорыдать весь день в ожидании мамы. Кто-то будет бегать за воспитательницей, требуя внимания к себе, а кот-то сядет в угол со своей игрушкой и откажется с кем-либо общаться.

Стоит быть готовым и к тому, что после посещения садика, ваш ребенок будет иначе себя вести и дома . Он может стать агрессивным, капризным и нервным. Это объясняется стрессовой ситуацией. Такое поведение носит чисто защитный характер и с ним тоже можно бороться.

Во-первых , как можно больше времени проводите с ребенком. Читайте ему книжки, играйте в спокойные игры, обнимайте и общайтесь с ним. Он должен чувствовать, что родители не бросают его, когда отводят в садик и все равно останутся с ним, никуда не исчезнут.

Во-вторых , сведите к минимуму нагрузку на нервную систему малыша, ограничьте просмотр телевизора, не играйте в очень активные игры, не водите ребенка в гости, где будет громко и шумно. Защитным механизмом ребенка может стать регрессия - то есть он может вести себя как младенец, мочиться в штанишки отказываться кушать самостоятельно и самостоятельно одеваться. Не ругайте его за такой «инфантилизм», поймите, что в этот период ребенок не может понять, что с ним происходит, поэтому ищет пути спасения.

В зависимости от того, как вы сможете помочь малышу привыкнуть к новым условиям, а также в зависимости от его черт характера и темперамента, процесс адаптации может варьироваться от одного до двух месяцев . В случае если малыш так и не научился общаться с другими людьми или обладает слабым здоровьем, он может привыкать к детскому садику более полугода.

Как облегчить период адаптации?

В первую очередь, обратите внимание на себя и на свое поведение . Если вы сами против того, что ваш малыш посещает детский сад, но у вас нет другого выхода - ребенок очень долго будет привыкать к садику. Он будет чувствовать ваши эмоции и испытывать то же самое. Если вам не нравится детский сад или воспитательница, то будьте уверены, что ваш ребенок тоже будет со страхом, и недовольством каждый день отправляться туда. Но если вы с энтузиазмом думаете о детском садике, как о возможности для ребенка социализироваться, научиться новому и подготовиться к школе, то ребенок тоже с удовольствием будет не только туда ходить, но и принимать активное участие в занятиях.

Сейчас, с приходом в образовательный процесс такого понятия, как «индивидуальный подход» , все воспитатели и учителя стараются подобрать ключик к каждому ребенку. Именно поэтому, нужно пообщаться с воспитателем и рассказать о привычках и любимых играх своего малыша. Таким образом, воспитателю будет проще найти с ним общий язык.

Если вы думаете о детском садике, как о возможности научиться новому и подготовиться к школе, то ребенок тоже с удовольствием будет туда ходить.

В период адаптации к детскому садику, вы также можете составить индивидуальный график посещения детского садика. Вы можете водить ребенка в садик только на определённое время, а когда он привыкнет к графику, оставлять его подольше. Таким образом, ребенок не будет испытывать дискомфорт, оставаясь на целый день и скучая по маме.

Если ребенок даже на короткий срок боится расставаться с мамой - учитесь правильно прощаться . Не затягивайте прощание, ведь это может вылиться потоком слез, и в итоге вы вместе пойдете домой. Четко скажите ему, что уходите на определённое время и вернетесь к нему, например, до обеда, когда они с детками будут гулять во дворе. Тогда малышу будет понятнее, когда вас ждать и может, он не будет волноваться.

Обязательно нужно мотивировать малыша перед походом в садик. Это могут быть новые друзья, которых он нашел в группе или любимая игрушка. Если в садике есть живой уголок, то ребенку будет интересно наблюдать за животными, поэтому он с удовольствием будет бежать в детский сад.

Вернитесь к игре в детский садик . Пусть ребенок покажет вам, как проходят занятия в саду на примере игрушек и кукол. Таким образом, вы увидите, как там себя чувствует ваше чадо, есть ли у него друзья и как к нему относится воспитатель. Такая игра очень помогает ребенку, если у него до сих пор остались какие-то страхи или любые другие скрытые эмоции.

Ребенок должен ходить в садик постоянно . Не позволяйте ему не идти сегодня, потому что «не хочу» или «лень». Даже если ребенок шмыгает носом - это все равно не должно служить причиной для прогула. Чем чаще он будет посещать сад, тем быстрее к нему привыкнет. Не ходить в детский сад можно только, если ребенок серьезно заболел и у него температура.

Обсуждая с ребенком его жизнь в детском садике, никогда не позволяйте себе критиковать воспитательницу или нелицеприятно выражаться о детях - ребенок должен уважать как детей, так и воспитательницу, в противном случае, его жизнь в коллективе значительно усложнится. Хвалите его за самостоятельность, демонстрируйте свою гордость за сына своим знакомым. Пусть он знает, что делает вас счастливой тем, что ходит в сад.

В случае же, если ребенок долгое время, несмотря на все ваши усилия, не может привыкнуть к детскому садику, причина может быть в неверном выборе садика или воспитателя . Вполне возможно, воспитатель просто не нашел общий язык с малышом. Не исключено, что поменяв садик, адаптация пройдет очень быстро и успешно.

Памятка для родителей при поступлении ребенка в детский сад.

1. Прежде всего, убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2. В доме необходимо создать спокойную обстановку, с пониманием относиться к эмоциональному напряжению, активным движениям и т.д… Следует пораньше укладывать малыша на ночной сон после теплой ванны. Общение с ребенком в этот период должно быть особенно ласковым.

3. Родителям заранее надо рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем дети туда ходят, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребенком беседы: «Детский сад – это такой красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, кроватки, маленькие раковинки для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе будет очень интересно и весело…».

4. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – скоро он сможет туда ходить. В присутствии малыша расскажите родственникам и знакомым о большой удаче – его приняли в детский садик.

5. Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени; просить, а не отнимать игрушки. А так же проявлять внимание и сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать); отзываться на просьбу сверстника, помогать ему; называть по имени и отчеству воспитателей группы, знать свое имя, бережно относиться к вещам и игрушкам. В игре доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам, играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми пользоваться игрушками.

6. Приучайте ребенка к режиму. Очень важно оздоровить ребенка. За 1-2 мес. пройти мед. осмотр, сдать необходимые анализы. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше времени проводил на свежем воздухе (не менее 4-х ч. зимой и весь световой день летом). Постоянно проводите массаж, гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребенка протертую пищу.

7. Собираясь в детский сад, с воспитателем группы, куда поступил ребенок, необходимо познакомиться заранее. Сообщить ему, каким ласковым словом (именем) называют дома ребенка, рассказать о его привычках, особенностях поведения и других подробностях домашней жизни.

Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в дет. саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма и вызывают излишнюю нервозность.

8. Если у ребенка к моменту поступления в детский сад сохранилась привычки к укачиванию или сосание соски, отучать необходимо постепенно: сначала дома, потом в детском саду, договорившись с воспитателем.

Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или др. пустячки, с которыми он не расстается. Это поможет ребенку легче и безболезненно привыкнуть к ДОУ.

9. Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – ему будет проще отпустить вас.

10. Помните, что на привыкание ребенка в детском саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации малыша.

11. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он построит взаимоотношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по имени. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Толе и т.д. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

12. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

13. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени – компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения его настроения.

14. Научите ребенка управляться с одеждой самостоятельно. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек или пуговиц, ботинки на липучках. Шапку и шарф лучше заменить на шапку-шлем – и шею не дует, и надевать проще. Вместо рубашек приготовьте водолазки, вместо кофт – свитера. Вообщем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.

Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не только имя и фамилию, но и условный символ (цветок, бабочка и т.д.), познакомьте с ним малыша, чтобы он легко узнал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды ребенка так, чтобы она была доступна малышу, и чтобы он сам мог самостоятельно после прогулки вешать туда свою одежду. Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте, направляйте его, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания, убирает свои вещи на место.

Перед сном поставьте рядом с кроваткой стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь к тому, чтобы ребенок знал название одежды и правильно указывал на нее. Когда ребенок одевается и раздевается, будьте рядом с ним, поощряйте, используя игровые приемы. При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных повторений. Предоставьте ребенку возможность овладевать необходимыми навыками, в том числе и культурно-гигиеническими.

15. Обучайте ребенка здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употребляя слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенных местах, аккуратно пользоваться туалетом, не выходить из-за стола не окончив еды, говорить «спасибо» и т.д. Необходимо помнить, что родители образец для поведения - что делают родители, то делают и дети!

Приготовьте «приданное для ребенка».

Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в первое время, он может брать с собой из дома в детский сад игрушку, которой покажет, где его кроватка, стол, какие игрушки в группе, познакомить с детьми.

Кроме того необходимо приготовить для детского сада следующее:

Сменную обувь (тапочки или туфельки на каблучке с удобной застежкой);

2 носовых платка;

Расческу;

Два комплекта нижнего белья;

Сменную одежду на случай, если ребенок нечаянно испачкается;

Пакет для испачканной одежды;

Запасная одежда находится в мешке на вешалке в шкафчике ребенка.

Кажется, еще недавно вас забирали из роддома с тихо сопящим кульком на руках, но вот уже пришла пора отводить малыша в детский сад, а вам – возвращать себе статус работающей дамы. Впрочем, даже если вы не работаете и можете посвящать время малышу и дальше, все же есть смысл отдать его в дошкольное учреждение. И на это существует несколько важных причин:

  1. Малыш научится правильно вести себя в коллективе. Ведь ему рано или поздно предстоит пойти в школу, и если у него нет подобных навыков, ему будет сложнее строить общение с одноклассниками. Конечно, если малыш не ходит в садик, то он все равно общается с другими детьми – например, на детской площадке. Но это не совсем то, что нужно (хотя и такая практика важна, она помогает заводить новые знакомства). Ведь на игровой площадке ребенок проводит не так много времени, а значит, обретет меньше опыта и навыков общения. К тому же в садике есть не только дети, но и взрослые. А уметь общаться с ними тоже важно для будущего первоклассника. В школе ему придется выстраивать отношения с учителями и подчиняться им. В детском садике малыш сможет постичь самые разные стороны межличностного общения: научится строить диалог, находить копромиссы, понимать других людей и учитывать их интересы, правильно доносить свое мнение до окружающих.
  2. Ребенок сможет закрепить и усовершенствовать разные бытовые навыки и, возможно, освоить новые. В коллективе это происходит быстрее, чем наедине с мамой.
  3. Малыш получит новые знания, сможет . Ведь в садике предлагается столько интересных занятий!
  4. Ну и, наконец, в дошкольном учреждении существует особый распорядок дня, а значит, и в дальнейшем ребенку будет проще соблюдать режим.

Но когда ребенок идет в детский сад, его мама может столкнуться с разнообразными сложностями. Даже если родители подготовили малыша к тому, что он будет много времени проводить в коллективе (а это нужно обязательно сделать, и начинать за несколько месяцев до того, как чадо переступит порог дошкольного учреждения), и он рад тому, что обретет новых друзей и получит много впечатлений, спустя день или несколько (или даже пару недель) он может закапризничать. Например, ребенок отказывается идти в сад и не поддается ни на какие уговоры. Не следует пугаться и мгновенно забирать малыша на . Все объясняется тем, что ребенок должен адаптироваться. Посудите сами: совсем недавно он все время проводил с мамой, а теперь ее нет рядом. К тому же, даже если вы объясняли ему, как себя следует вести в коллективе, одно дело слушать это в теории, а совсем другое – постигать на практике. Малыш может растеряться. А растерянность – спровоцировать стресс. К тому же он может решить, что мама больше его не любит, поэтому отдала в чужие руки. А если еще он видит и растерянность других детей, для которых такая обстановка тоже нова, это вселяет в него . Чтобы этого не произошло, маме следует поступить следующим образом:

  • Сначала не отдавать малыша в садик на полный день, а несколько раз прийти вместе с ним, погулять с другими детьми, познакомиться с воспитателями. Посетить учреждение нужно будет не только днем, но и вечером, чтобы ребенок посмотрел, как остальных детей забирают домой их родители и усвоил: за ним мама тоже будет приходить, не оставит на произвол судьбы.
  • Затем можно будет оставлять малыша в садике до утренней прогулки. Но при этом маме тоже нужно будет там присутствовать. После прогулки ребенка забирают домой. Важно приходить в садик чуть позже остальных, чтобы малыш не увидел, как капризничают другие детки, когда их мамы уходят, и не испугался. Такую практику нужно будет продолжать неделю.
  • На следующей неделе все будет так же, как и на предыдущей, но с одним изменением: вы приводите ребенка в садик, уходите, и возвращаетесь за ним после утренней прогулки. Обедает малыш тоже в садике, при вас.
  • В следующие две недели малыш уже может спать в дошкольном учреждении днем. А потом вы за ним приходите и ведете домой. И лишь потом уже его можно пробовать оставлять в садике на полный день.

Многие мамочки задаются вопросом: когда лучше идти в сад? Оптимальный возраст – 4 годика. Именно в этом возрасте детки активно тянутся к общению и к играм со сверстниками. Но если вам необходимо раньше выйти на работу, то и в 3 годика можно отдать ребенка в садик. В этом возрасте малыш способен проводить некоторое время без мамы, имеет некоторые бытовые навыки, испытывает интерес к общению и новым знакомствам. А вот если отдать ребенка в дошкольное учреждение раньше, то ему будет гораздо сложнее приспособиться. Скорее всего, он еще не будет испытывать особой потребности в общении с другими ребятами, он может бояться чужих взрослых людей, к тому же ему пока трудно понять, почему он вынужден проводить время без любимой мамы.

Получение путевки в детский сад

Получение путевки в детский сад - важный момент, чтобы ваш малыш пошел в детский сад в желаемое вами время. Для этого нужно обратиться в районную комиссию – чем раньше, тем лучше. Ведь если вы сделаете это слишком поздно, то ваш ребенок может получить путевку позднее, чем вам бы хотелось. Группы на последующий учебный год комплектуют с первого марта по первое июня, но это не значит, что бесполезно приходить в комиссию в другое время: при наличии свободных мест можно получить путевку. Другое дело, что их может не оказаться. Раз в год производится перепись, и очередь продвигается.

В районную комиссию нужно прийти лично одному из родителей, взяв с собой паспорт и свидетельство о рождении малыша. Если вам полагаются льготы, то нужно будет принести справки, подтверждающие ваше право на это. Если вы не можете явиться лично, то можете позвонить. Но потом все равно нужно будет прийти с документами, иначе как будет понятно, что звонили именно вы?

Районная комиссия сама распределяет детей по садикам, то есть вы не можете выбирать. Но что делать, если вы по какой-то причине хотите отдать ребенка в другое учреждение дошкольного воспитания? Между родителями бытует такая практика как обмен путевками в детский сад. Сейчас в Интернете существуют целые сайты, где можно найти желающих поменяться.

Период привыкания к детскому садику — еще один сложный этап взросления в жизни ребенка. Помочь малышу привыкнуть к новому месту и новым людям, организовать для него мягкий вариант адаптации к саду — важная задача каждого внимательного родителя.

Почему возникает проблема?

Все люди разные и дети тоже. Кто-то быстро привыкает к детскому садику, спокойно машет маме по утрам и бежит в группу играть. А кто-то неделями плачет в раздевалке, не отпуская маму на работу, надрывая сердце и себе, и ей.

Адаптация может выражаться не только в нежелании ребенка идти в детский сад. Некоторые дети начинают хуже спать ночью, кто-то беспричинно плачет или капризничает, у кого-то может пропасть аппетит или испортиться характер.

Дорогие родители, будьте терпеливы! Нервная система ребенка переживает стресс, и вам нужно набраться сил и помочь ребенку пережить этот сложный период.

Уровни детской адаптации: как быстро малыш привыкнет к садику?

По своей способности адаптироваться к новой ситуации дети делятся на разные группы. Как вы понимаете, быстрее всех жизнь наладится у детей с высокой способностью к адаптации. Уже за несколько недель ребенок привыкнет к новому образу жизни и спокойной будет идти в детский сад без слез.

Дети со средним уровнем адаптации будут привыкать подольше. Им может потребоваться около месяца или двух на то, чтобы приспособиться к изменениям. Таким детям нужна помощь родителей и близких родственников.

Есть и дети с низкой способностью к адаптации. Здесь уже все будет сложнее. Неважно, в чем причина — в воспитании или особенностях организации нервной системы — таким детям нужно много времени, чтобы справиться со стрессом и привыкнуть к изменениям в жизни.

Как помочь ребенку безболезненно адаптироваться в саду?

Помощь родителей должна быть всесторонней. Чтобы приучить ребенка к садику, нужно будет оказать ему и психологическую поддержку, и многому научить, и поиграть, и даже кое-где схитрить.

Подготовка к детскому саду

Если вы решили, что ваш ребенок пойдет в детский садик, готовиться к этому событию придется сильно заранее. И мы не говорим о ранней записи в садик, что, конечно, тоже актуально в наше время. Вам нужно будет настраивать ребенка на то, что он пойдет в детский сад, с самого раннего возраста.

Учите ребенка самостоятельности

Даже отправляясь в сад в 2 года, ваш ребенок должен иметь определенные навыки самообслуживания. В саду дети обычно сами едят ложкой, ходят на горшок и одеваются.

Няня и воспитатель, конечно, смогут ему помочь, но ребенок будет чувствовать себя намного увереннее, если не будет на каждом шагу ощущать зависимость от других взрослых. Да и на фоне ровесников хотелось бы выглядеть наилучшим образом.

Живите по режиму

Уточните режим дня, по которому дети живут в саду, и поддерживайте его дома. Учитывайте все моменты — подъем, принятие пищи, расписание прогулок и сон. Тогда для вашего ребенка режимные моменты в саду будут вполне привычны.

Познакомьте с «садовским» питанием

Постарайтесь узнать меню в вашем садике и готовьте иногда те блюда, которые малыш будет там есть. Чем больше привычных моментов будет в саду, тем комфортнее ребенок будет себя там чувствовать.

Поддерживайте авторитет детского сада

Никогда не говорите «Вот пойдешь в сад, там тебя научат дисциплине» или «Вот узнаешь в садике, как наказывают непослушных детей». Расскажите, что в садике дети играют, участвуют в праздниках, гуляют и учатся. Почитайте книжки, в которых главные герои ходят в детский сад.

Социализируйте малыша

Приучайте ребенка оставаться не только с мамой, но и с другими родственниками и друзьями. Он должен знать, что и с другими родственниками можно быть в полной безопасности.

Как облегчить крохе период адаптации?

Помочь вашему малышу адаптироваться к саду без слез помогут следующие нехитрые рекомендации:

Снизьте накал страстей

Уберите все, что может перевозбуждать нервную систему ребенка. Поменьше мультиков, побольше прогулок и домашних игр с родителями.

Давайте время на «переключение»

Обязательно дайте возможность ребенку «перестроиться» после садика. Погуляйте подольше, пообщайтесь. Обязательно подробно расспрашивайте малыша о том, что происходило за день.

Приучайте к саду постепенно

Поначалу приводите ребенка в сад на пару часов. Постепенно удлиняйте время пребывания. Не торопитесь, пусть малыш привыкнет.

Выбирайте для посещения сада максимально комфортную «экипировку»

Подберите для садика удобную одежду и обувь. Проверьте заранее, что ребенок успешно справляется с застежкам, и одежда не стесняет движений.

Помогите наладить контакт с «коллективом»

Подскажите ребенку, как он мог бы подружиться с другими детьми. Придумайте с ним вместе новую игру, которую он бы мог предложить, дайте с собой интересную игрушку, чтобы он мог поиграть с ребятами.

Постарайтесь наладить контакт с воспитателем

Она видит вашего ребенка днем и сможет вам подсказать, все ли в порядке.

И кстати — никогда не обсуждайте воспитателя или других сотрудников сада при ребенке. Он не должен сомневаться в окружающих его взрослых.

Игры и маленькие хитрости

Ну как без этого? На что только не пойдешь, лишь бы ребенку было хорошо. Главное, чтобы все ваши хитрости были только честными. Никогда не обманывайте ребенка!

Смените «провожающего»

Очень часто дети сильно плачут при прощании с мамой. Попросите провожать его в садик кого-то из других членов семьи. С папой или старшей сестрой прощание может быть намного более позитивным.

Поиграйте «в садик»

В 3 года дети уже вполне хорошо разговаривают и могут очень хорошо передать вам все свои переживания и сомнения в процессе игры. Пусть игрушки идут в садик. Воспроизведите все — от утренних сборов до вечерней прогулки.

Дайте ребенку побыть и детсадовцем, и воспитателем. Вы сможете не только узнать, как он себя чувствует в садике, но и проиграть какие-то сложные для него ситуации и найти решение.

«Долгие проводы - лишние слезы»

Не спешите сразу убегать утром из раздевалки. Понаблюдайте за ребенком, когда он вас не видит. Очень может быть, что он перестает плакать сразу же после вашего ухода. А вы переживали весь день.

Общайтесь с родителями других малышей

Подружитесь с родителями детишек, которые ходят в группу с вашим чадом. Если у ребенка появится хороший друг, ему будет намного спокойнее в саду.

Что делать, если кроха так и смог привыкнуть к саду?

К сожалению, бывает и так. Существуют дети, которые очень тяжело переносят привыкание к детскому саду. Проходят недели и месяцы, а адаптироваться к новому месту у них так и не получается.

Как правило, это те ребята, которые привыкли все время быть с мамой. Обычно они и кушать умеют сами, и одеваться, и лепить из пластилина, а вот остаться в садике без мамы им очень тяжело.

Как помочь малышу, которому крайне сложно адаптироваться?

Так, какие действия предпринять по отношению к крохе, если он сильно плачет, идя в сад?

В первую очередь мама должна обратиться к своим чувствам. Очень часто такой ребенок не ощущает в матери уверенности в том, что ему действительно нужно в садик. Потому что такие мамы сами переживают расставание ничуть не меньше, чем ребенок.

Взвесьте все и возьмите себя в руки. Вы должны принять решение, научиться сдерживать свои эмоции при расставании, каким бы грустным вам не казался этот момент, и попытаться приучить кроху к саду еще раз.

Кардинально измените сборы в сад

Пусть утром включается веселая музыка, в садик вы отправитесь другим маршрутом и может быть даже вдвоем с папой, а отводит в группу малыша не мама, с которой так привычно плакать.

Обратитесь за консультацией к детскому психологу и педиатру

Вполне возможно, что снять излишнее перевозбуждение помогут успокаивающие капельки (маме они тоже пригодятся), а в процессе психологической игры вы найдете основную причину страхом ребенка.

Позвольте малышу взять в сад что-то напоминающее ему о доме

Дайте ребенку с собой что-то из дома, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Договоритесь с воспитателем, чтобы положить в шкафчик фотографию родителей, а в кроватку на дневной сон принести наволочку из дома.

Сообщайте ребенку, во сколько вернетесь за ним в сад

Обязательно говорите, когда вы придете забирать малыша. Чтобы он не боялся остаться в саду надолго, оставьте в шкафчике какую-то свою вещь, которая вам вскорости понадобится — заколку, ручку или другой предмет.

Изредка позволяйте совершать «прогулы»

А если не помогло и это?

Очень редко, но все же встречаются дети, которых педиатры называют «несадовскими». Если вам кажется, что вы не можете приучить ребенка к садику, не считайте это своей виной.

Может быть причина тому особенности психики ребенка, а может характер. В любом случае ищите другие варианты окружить своего ребенка товарищами, дать ему соответственное развитие и досуг.

А может быть, просто ребенок еще не созрел для детского сада. Попробуйте еще раз попозже. Кстати, некоторые психологи считают, что в более старшем возрасте малыши адаптируются к садику гораздо легче.

Рассказать друзьям