Ребенку 2 года и разговаривает. Без видимых причин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Первые слова ребенок произносит в возрасте около года, и родители ожидают, что к двухлетию у малыша обогатится словарный запас, сформируется связная речь из предложений в 2-4 слова. Но так складывается не всегда, и если в 2 года малыш не разговаривает, рекомендуется не пускать дело на самотек. Необходимо выявить причины и начать активные занятия.

Как развивается речь

Развитие речи ребёнка происходит в несколько этапов:

  • довербальный (от рождения до годика), во время которого младенец прислушивается к речи близких, следит за артикуляцией, пытается воспроизводить услышанные звуки, включается в диалог (с полугодовалого возраста);
  • возникновение речи (с годика до трех лет), когда у ребёнка формируется связь между словами и объектами, действиями, признаками, которые они обозначают, в этом возрасте он учится свободно понимать речь и отвечать предложениями;
  • развитие речевого общения (от 3 до 7 лет), на этом этапе осваиваются абстрактные понятия, расширяется словарный запас.

С первых дней жизни ребенка родителям и другим родственникам следует говорить с ним не сюсюкая, не коверкая слова. Артикуляция должна быть четкой, малышу важно видеть и запоминать, как движутся губы, язык при произношении слов.

Как распознать проблему

Почему важно внимательно следить, как развивается речь малыша? Это один из маркеров, помогающих своевременно диагностировать проблемы в его развитии.

Обязательно проконсультируйтесь с врачами, если:

  • новорожденный не реагирует на громкие звуки и материнский голос;
  • в 2-4 месяца младенец не отвечает улыбкой и поворотом головы при контактах с близкими людьми, не гулит ;
  • в 9-12 месяцев не лепечет или малоактивен в вербальном общении;
  • в возрасте старше года не умеет произносить слоги, не может указать на названный предмет или картинку;
  • в 1,5 года не отзывается на свое имя, не в состоянии произносить простые слова;
  • в 2 года полностью отсутствует речь либо она невнятная и односложная;
  • в 3 года словарный состав включает менее тридцати слов, ребенок путает окончания.

Важно на раннем этапе выявить патологию и начать лечение, либо скорректировать программу обучения малыша речевым навыкам, если причина задержки речевого развития не требует медицинского вмешательства.

Причины задержки развития речи

В число неврологических проблем входят:

  • недоразвитие либо поражение мозга и/или ЦНС в ходе внутриутробного развития, в процессе либо после родов;
  • хронические заболевания матери, вредные привычки;
  • длительный токсикоз, угроза выкидыша у матери;
  • гипоксия плода;

  • употребление матерью во время беременности и лактации противопоказанных лекарств, в том числе антибиотиков;
  • родовая травма;
  • недоношенность или переношенность;
  • инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы младенца.

Физиологические причины. К ним относится:

  • врожденные либо приобретенные проблемы со слухом;
  • недоразвитие речевого аппарата (недостаточное развитие лицевых и челюстных мышц служит причиной нарушения артикуляции).

Задержка интеллектуального развития. На темпах развития ребёнка, в том числе на становлении речи, сказываются генетические патологии.

Генетическая предрасположенность. За речевую деятельность отвечают определенные клетки нервной системы, по наследству может передаться склонность к их медленному росту.

Аутизм. Нарушение развития головного мозга так же оборачивается задержкой речи, отказом ребенка от общения.

Если здоровый, физически развитый ребенок в 2 года еще не разговаривает либо очень плохо говорит, причины имеют социальный характер:

  • родители не уделяют времени малышу, не общаются с ним;
  • из-за гиперопеки у ребёнка отсутствует потребность в речевом общении – ему достаточно показать жестом на желаемое или начать капризничать;
  • неблагоприятная обстановка, стрессы, испуг;
  • госпитализация в отрыве от мамы;
  • билингвизм (использование двух и более языков в семье);
  • негативное отношение к речи из-за упрямства и независимости характера, почему ребенок «из принципа» не реагирует на попытки взрослых заставить его говорить, повторять слова или отвечать на вопросы;
  • накопление словарного запаса – такие дети молчат до 2-3 лет, а затем сразу начинают говорить развернутыми предложениями.

Действия родителей

Что делать, если вас беспокоит отсутствие внятной речи у ребёнка в 2-2,5 года? В первую очередь обратитесь к врачам, чтобы исключить физиологические и неврологические причины.

В случае, когда с физическим здоровьем ребёнка все благополучно, постарайтесь создать благоприятные условия для того, чтобы малыш стал активнее разговаривать. Неврологи и логопеды отмечают, что современные дети в среднем позже начинают хорошо говорить по сравнению с поколением, родившимся 10-15 лет назад. Поэтому можно просто подождать, пока малыш не станет немного постарше.

Почему многие сегодняшние дети в 2 года плохо говорят? Это происходит из-за того, что родители стали меньше разговаривать с малышами, занимают их развивающими играми на компьютере, мультиками.

Если у вас есть желание научить своего ребёнка хорошо говорить, потребуется:

  • обойтись без акустического фона в квартире в виде включенного телевизора или радио;
  • ограничить время на просмотр малышом мультиков и игры на компьютере;
  • больше общаться с малышом;
  • делать с ним специальные логопедические упражнения;
  • поставить ребёнка в такие условия, чтобы ему требовалось использовать вербальное общение;
  • развивать мелкую моторику.

Комплексный подход позволит научить малыша связной речи, наладить дикцию, если он плохо выговаривает слова.

Работаем пальчиками

Давно установлено существование связи между работой пальцами рук и развитием речи малыша. Ребенок раньше начнет говорить, если с полугодовалого возраста развивать его мелкую моторику. Ему необходимо трогать предметы с различной фактурой, перебирать крупные бусины или пуговицы, делать колбаски и шарики из пластилина, завязывать шнурочки или узелки и т.д. – подбирайте занятия, соответствующие возрасту малыша.

Хочешь получить? Попроси!

Если малыш плохо говорит, ему необходимо как можно больше практиковаться. Заставляйте ребёнка вербализировать свои просьбы и пожелания – рекомендуется делать вид, что не понимаете его жестов и мимики. Помогайте ему расширить словарный запас, всегда старайтесь вывести на диалог.

Обучающие методики

Научить ребёнка хорошо говорить помогут уроки, которые родителя должны проводить ежедневно:

  • Игры с картинками. Выберите несколько красочных иллюстраций и каждый день показывайте их малышу. Указывайте на объекты, которые изображены на картинках, и четко произносите их названия («это – кошка», «это – домик»). Потом просите повторить слова или спрашивайте «что это?», показывая на картинку. Но не настаивайте на непременном ответе – излишний нажим на ребенка может обернуться отказом от общения.
  • Кукольные спектакли. Используя пальчиковых кукол, подготовьте короткие инсценировки с понятными для малыша словами. Следите, чтобы при показах текст был одинаковым. Иногда «забывайте» слова, чтобы вызвать у малыша желание подсказать.
  • Использование стихов, песен, потешек. Выучите или читайте крохе простые веселые стихи, лучше всего такие, где предусмотрен диалог. Задача – спровоцировать малыша отвечать или вставлять «забытые» слова. Больше читайте и пойте песенки – крохе важно слушать речь с правильным произношением слов.

Обучающие мультфильмы и игры

В Интернете и на прилавках магазинов можно найти ярки, музыкальные игры и мультфильмы, которые помогут научить малыша произносить звуки и слова, расширить его словарный запас. Но не надо делать из видео- и компьютерного материала основную обучающую базу для ребенка, который не хочет говорить – это лишь вспомогательный инструмент.

Упражнения для развития речевого аппарата

С малышом старше года полезно делать артикуляционную гимнастику, особенно если он плохо разговаривает:

  • губы складывают трубочкой и дуют – сначала слабо, потом сильно;
  • высовывают язык и водят им из стороны в сторону;
  • помыв ручки, берутся за высунутый язык обеими руками и тянут его вниз (помогает растянуть короткую уздечку);
  • цокают языком, меняя темп;

  • проводят кончиком языка по небу вперед, к зубам, а затем быстро прячут язычок;
  • надувают щеки и резко выпускают воздух через губы, сложенные трубочкой;
  • стараются достать нос кончиком языка;
  • чистым пальчиком несколько раз быстро-быстро проводят по губам сверху вниз, сопровождая действие голосом (должно получиться «брррр»), потом это же действие повторяют с кончиком расслабленного языка (поможет адаптировать язык к произношению звука «р»).

Новые впечатления

Важно не просто выполнять упражнения и научить малыша, который пока плохо разговаривает, правильно произносить большое количество слов. Необходимо вызвать в нем желание вербально общаться – в этом случае он станет охотно осваивать сложные речевые конструкции, активно пополнять словарный запас.

Для этого знакомьте ребенка с новыми для него местами и объектами, участвуйте в мероприятиях, о которых ему захочется рассказать. И старайтесь как можно больше общаться с малышом.

Когда ребенок начинает произносить первые звуки, у родителей появляется ощущение непередаваемого счастья. Надеются, что у него все будет хорошо. К сожалению, не всегда желания бывают реальностью, и по мере взросления появляются проблемы с речью. Она может быть несвязной, произносятся лишь некоторые звуки, малыш не разговаривает вообще. Почему ребенок в 2 года не разговаривает, а лишь мычит, указывает на видимые предметы пальцем? Физиологические ли тому причины или может неправильное воспитание, разберемся в ситуации, обрисовав имеющиеся причины.

Симптомы задержки развития речи у малыша

Когда ребенок не говорит в 2 года, но все схватывает на лету, у него развит интеллект, активно общается с родителями, окружающими людьми, обычно родители не бьют тревогу. Напрасно. Это явление называется экспрессивной речью. В логопедии и педиатрии выделяются несколько причин, которые объединены в группы: физиологические, психологические и социальные.

Физиологические

Изменения в наследственности, внутренние отклонения развития организма.

  1. В роду были родственники с задержкой речи, то есть начали произносить первые звуки поздно.
  2. Нарушение развития органов артикуляции – короткая уздечка языка, пониженный тонус лицевых мышц, врожденные патологии неба, языка, губ.
  3. Не развитость слуховых органов: тугоухость, отсутствие слуха.
  4. Расстройства нервной системы.
  5. Аутизм.
  6. Перенесенные травмы.

Психологические

Причины характеризуются психологической обстановкой в семье.

  1. На ребенка не обращают внимания.
  2. Родители находятся в постоянной ссоре, не разговаривают друг с другом.
  3. Ссоры, драки происходит на глазах малолетнего.
  4. Вредные привычки мамы или папы, или совместные.
  5. Воспитывают мать или отец одиночки.

Социальные

Причины связаны с внешними факторами, действующими на малыша:

  1. Постоянное сюсюканье, коверканье слов родителями. Ребенок не может понять правильность и смысл произношения слов.
  2. Отсутствие мотивации к разговору. Мама с папой обычно все выполняют за него. Чувствуя опеку, чрезмерную заботу, малыш не стремится к разговорам.
  3. Зависимость родителей от работы. Обычно такие родители мало проводят времени с ребенком, сидят за компьютером, планшетом, телевизором и не общаются с чадом. Ребенок говорить вообще не сможет.
  4. Двуязычие – мама, папа говорят на разных языках. Пытаясь понять смысл слов и их произношение ребенку становится трудно. Он замыкается в себе, перестает участвовать в беседе.
  5. Излишнее давление – нельзя требовать, нужно только подталкивать его к разговорам.

Не стоит откладывать поход к врачу, так как проблема в дальнейшем только усугубляется. Придется обращаться за помощью к специалистам.

Норма речевого развития в детском возрасте

Как определить правильно ли формируется речь у малыша? У ребенка за речь отвечает несколько органов, единого речевого органа нет. Слова формируются с помощью: дыхательной системы, жевательных и глотательных рефлексов. Прежде всего за речь отвечает определенный отдел головного мозга.

Этапы становления детской речи:

  1. 0 — 10 месяцев. Обычно младенец напоминает родителям, что голоден, нужно сменить памперс при помощи определенных сигналов: агуканье, гуление, крик. С возрастом, прислушиваясь к словам взрослых, он начинает произносить слоги. Часто это первые буквы словоформ. Например, слово мама, произносится как «ма» и т. д.
  2. 10 месяцев — 2 года. У ребенка появляются эмоции, он понимает фразы, сказанные взрослыми, но отвечает жестами. Ему свойственно звукоподражание. Например, слово конфетка, может быть заменено на «ляльку». Часто мама, чтобы облегчить малышу задачу, придумывает сокращенные названия предметам, животным, следуя из своего детства (машина – би-би и т. д.).
  3. 2 года и старше. В 2-3 года ребенок может соединять слова, превращать их в смысловую конструкцию. Его запас должен быть не менее 300 слов.

Практически в каждом кабинете педиатра на стене висят стенды, на которых расписаны нормы языкового развития младенца. С каждым месяцем, при посещении врача, он задает вопросы маме о том, какие звуки произносит малыш. Такое необходимо, чтобы заранее определить имеется ли патологии речевых особенностей.

Важно! У девочек развитие идет быстрее. Дочери всегда, начиная с раннего возраста, пытаются подражать матери в поведении и в разговорах. У мальчиков первыми словами чаще всего бывают слова, обозначающие действие.

Признаки «молчунов»

Определяют задержку в речи по некоторым симптомам, их должна знать каждая заботливая мама:

  1. У малыша отсутствует реакция на слова, жесты матери.
  2. В возрасте от 2 месяцев младенец пассивно ведет себя, не оказывает внимания на окружающее.
  3. Отсутствие речевых возгласов в возрасте до 1 года.
  4. В год он не произносит даже слоги, не реагирует на просьбу показать тот или иной предмет.
  5. Когда в 1 год 6 месяцев маленький не может сказать слово мама.
  6. В 2 года ребенок не может составить простые словосочетания, произносит слова неправильно, ему легче показать предмет рукой, нежели сказать, как он называется.
  7. Старше 3 лет дети не могут составить простые предложения, часто слово не произносят полностью, съедают окончания. Их речь не разборчива.

При таких проявлениях нужно обратиться к врачу за квалифицированной помощью. А поможет в этом логопед. Раннее обнаружение проблемы позволит вам быстрее установить причину и начать лечение.

Как помочь малышу научиться разговаривать в раннем возрасте

До обращения к врачу заботливые родители должны заниматься со своим чадом. Для этого существуют не очень хлопотные занятия и игры:

  1. Развивающие картинки. Вырежьте из газет, журналов, картинки с изображением животных, транспорта, окружающих предметов и т. д. На усмотрение родителей. Можно купить развивающие карточки в магазине детских игрушек. Ребенок должен достать картинку и назвать, что на ней изображено. Если затрудняется, сами назовите. Потом опустите картинку в общую кучку и снова попросите вытянуть изображение. Если попалась та же карточка, то малыш должен вспомнить, что вы говорили и как назвали.
  2. Купите азбуку для маленьких детей. В таких имеются маленькие четверостишья, которые легко воспринимаются детьми. Обычно они направлены на ассоциативную память. Дети хорошо запоминают их.
  3. Спрашивайте у ребенка кто, как говорит? Например, показав петуха, малыш должен прокукарекать и т. д. Можно также спросить какие звуки произносят предметы: едет машина, работает звонок.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев и рук, которая отвечает за работу головного мозга в области речи.

Таких обучающих игр очень много. Эффект зависит от того, начнет ли ваш малыш произносить слова, которые вы просите от него. Проводить такие игры и упражнения нужно каждый день. Вспоминайте пройденный материал.

Если ребёнок в 2 года не разговаривает - это может сигнализировать о возможной задержке речевого развития. А когда ребёнок не говорит в 3 года - явный признак её наличия. Что означает отставание от установленных норм развития речи.

Отличие от других детей состоит в том, что малыш начинает говорить, только намного позже. Это отражается на формировании психики ребёнка и затрудняет его общение с другими. В связи с чем нарушаются также познавательные процессы.

Предпосылками развития речи служат потребности в эмоциональном общении с родителями и другими взрослыми.

Речь является одним из важных компонентов общего развития ребёнка. Такие психические процессы, как память, внимание, мышление и воображение напрямую связаны с пониманием речи окружающих. Почему впоследствии и требуется много усилий. Ведь необходимо наверстать упущенное время, пока малыш не говорил. Тяжёлым последствием считается возникновение умственной задержки.

Для своевременной коррекции задержки речи важно понимать особенности её развития.

Этапы формирования речи

  1. Довербальный период. Начинается с момента рождения и длится до 6–10 месяцев. Проявляется в виде крика, лепета либо гуления. Таким образом, он заявляет другим о своих потребностях. О том, что голоден, что больно, страшно, мокро, холодно либо жарко и т. д. До 5 месяцев речь, обращённая нему, вызывает эмоциональную реакцию в виде «комплекса оживления». В этом возрасте они активно слушают разговор взрослых. И хоть ещё не умеют сами говорить, но к концу этого периода уже понимают от 50 до 100 слов. Могут пытаться выговаривать простые слоги, такие как «ма», «па» и т. д.
  2. Этап возникновения речи. Начинается в 8–10 месяцев и продолжается до двух лет. В этот период малыш начинает понимать, что звуки можно комбинировать. А эти комбинации использовать для удовлетворения своих потребностей. Например, позвать маму, сказав: «ма-ма»… А также они уже жестами могут отвечать на вопросы. С помощью интонации научаются выражать эмоции, такие как злость, радость или страх.
  3. Этап развития речевого общения. Начинается в два года и длится до 6–7 лет. Малыш проделал громадный путь для того, чтобы распознавать речь и уметь её применять в общении. В этом возрасте уже появляются первые слова. Возможно, даже словосочетаний из двух — четырёх слов. Он отлично понимает, что ему говорят и способен выполнять поручения. Овладев словарным запасом примерно в 300 слов, он в состоянии указывать на предметы, которые ему называют.

Таблица нормального развития речи

Возраст Форма речи
1–2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2– 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4–5 мес Попытки повторения слов за взрослым
8 месяцев – 1 год 2 мес Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1 год 6 мес – 2 года 2 мес Объединяет по 2-4 слова в предложения
1 год 9 мес – 2 года 6 мес Начинается период вопроса: «что это?»
2 года 4 мес – 3 года 6 мес Пытается строить предложения с использованием чисел
2 года 6 мес – 3 года 5 мес Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)

Таблица необходимого словарного запаса

Подробно о том, как развить словарный запас у дошкольников, вы можете узнать из статьи по .

Если ваш малыш не говорит, или разговаривает плохо, следует выяснить причины задержки речи. Можно обратиться к специалистам, таким как логопед, психолог, детский невролог, психотерапевт и отоларинголог. Они помогут найти факторы, повлиявшие на то, что ребёнок не разговаривает в 2 либо 3 года. А также устранить их для того, чтобы поспособствовать речевому развитию.

Причины задержки речи

Физиологические

  • Генетика. Процесс созревания нервных клеток, которые отвечают за речевую деятельность, очень медленный. Такая незрелость нервной системы передаётся по наследству. Это означает, что кто-то из близких родственников ребёнка также не спешил присоединяться к разговорам.
  • Порой малыш не разговаривает по причине общего нарушения нервной системы. Проявляется как один из симптомов на фоне интеллектуальной задержки и двигательной недостаточности.
  • Нарушение слуха. Речь может формироваться только с помощью воспроизведения услышанного. Ребёнок не понимает, как звучат слова. Отсутствие слуха может быть врождённым. Порой возникает вследствие травм слухового канала или перенесённого тяжёлого заболевания.
  • Заболевания мозга либо его поражения. Возникают по причине перенесённых инфекционных заболеваний в пренатальном периоде и в течение первого года жизни. Вследствие травм, особенно в процессе родов. А также при гипоксии.
  • Малыш может плохо говорить, потому что у него слабо развиты мышцы лица, в частности, рта.
  • А также если у него врождённые аномалии языка, губ, нёба либо лицевых мышц («волчья пасть», «заячья губа»…).
  • Психические заболевания. При задержке умственного развития характерным признаком является отставание речевой деятельности. При аутизме у малыша нет потребности общения с другими, все внимание направлено внутрь себя. Поэтому речь может быть очень запоздалой.

Социальные

  • Невостребованность речи. Когда родители не уделяют ребёнку внимания, не разговаривают с ним. Соответственно у него не формируется потребность в выражении эмоций либо требований удовлетворять его запросы.
  • Гиперопека. Точно так же не формируется потребность в выражении. Почему малыш и не говорит. Родители сами не дают такой возможности. Они угадывают его желания, предвосхищают их. Из-за такой сверхопеки у него нет потребности что-то понимать, в чём-то пытаться разобраться. За него это сделает другой.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия. Они могут привести к заболеваниям психики, нарушениям эмоциональной сферы. И соответственно к задержке речевого развития.
  • Негативизм. Обычно возникает, если родители слишком много усилий прилагают для того, чтобы малыш заговорил. Заставляют повторить сказанное ими слово, ругают при отказе, упрашивают либо наказывают. Если ребёнок в три года говорил, хоть и плохо, то со временем перестанет вообще. Отказ выражается пассивно, в игнорировании просьбы. Либо активно отвергается. Сложность в том, что малыш отказывается не только повторять, когда просят. Но и вообще не говорит в любых ситуациях.
  • Отвлечение гаджетами. Чрезмерное увлечение телевизором, компьютерными играми или постоянный просмотр мультиков негативно сказывается на организме в целом. Вплоть до развития аутизма. Взрослым порой удобно, что дитя отвлеклось, но последствия не заставят себя ждать.
  • Билингвизм. Когда в семье присутствуют носители разных языков, малышу приходится трудно. Ему требуется больше времени, чтобы научиться понимать обоих взрослых. Есть риск того, что будет совмещать в одном предложении слова разных языков. Но со временем всё нормализуется и сможет разговаривать на каждом из них.

Психологические

  • Испуг. Ребёнок может перестать разговаривать вследствие перенесённого стресса либо страха. Порой нарушения проявляются в заикании, порой дети замолкают вообще.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Если ребёнок в два или три года является свидетелем рукоприкладства или частых скандалов, то это может повлиять на его психическое развитие. От постоянно проживаемого стресса может произойти задержка речевого развития.

Алалия

Почему ещё ребёнок не говорит, или разговаривает плохо, так это при возникновении патологии нервной системы, которая приводит к речевому недоразвитию. Называется алалия. Её сложно диагностировать, но если выявить на ранних сроках, возможно подкорректировать.

Существует сенсорная алалия и моторная. При сенсорной малыш не воспринимает речь, он не может отделить слова друг от друга. Порой можно заметить, как говорит последнюю фразу, сказанную другим, или повторяет вопрос. Это называется эхолалия и порой присутствует при аутизме. Речь других звучит фоном, соответственно для мозга не поступает достаточное количество информации. Почему и возникает со временем задержка умственного развития.

При моторной алалии различают 3 степени, в зависимости от поражения мозга:

  1. Ребёнок не говорит до трёх лет, но потом начинается период, когда разговаривает обрывками слов, как будто «глотая» окончания.
  2. Если малыш понимает о чём идёт речь, то сам не в состоянии поставить язык или губы в нужное положение, чтобы повторить.
  3. Может делать ошибки в неправильной перестановке слогов местами, использовать неверный падеж. Обычно сопровождается неразвитой моторикой, им сложно даются простые движения. Страдает мышление и память.

Алалии возникают при травмах или опухолях мозга. При патологии центральной нервной системы и тяжёлых родах. А также если возник резус-конфликт с матерью. Почему и важно показать малыша специалистам, если он не разговаривает и присутствует хоть одна вышеупомянутая причина. Они смогут не только назначить коррекцию и лечение. А также отличить обычную темповую задержку речи от тяжёлой патологии речевого развития.

Что делать родителям, если их малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:

  • Для того чтобы развивать речь малыша, важно придерживаться чёткого режима дня. Это означает, что должно присутствовать правильное питание, чередование сна и отдыха. Это будет способствовать его полноценному развитию и здоровью. В бодром состоянии и в хорошем расположении духа он будет активнее и легче идти на контакт. И соответственно делать первые шаги в речевом развитии.
  • Чаще разговаривайте с грудничком и ребёнком постарше. Обращайтесь к нему, рассказывайте об окружающем мире, о себе. Делитесь переживаниями или радостными моментами. Это будет не только развивать его речь, но и учить пониманию себя и своих реакций. А также создавать более близкую и глубокую связь в отношениях. Такой малыш будет расти, ощущая внимание и принятие близких, что будет способствовать его нормальной самооценке и собственной значимости для других.
  • Если малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо – проводите больше времени вместе, качественно и активно. Устраивайте чаще совместный отдых на природе или вместе занимайтесь домашними делами. Принимая участие в помощи взрослым, ребёнок будет стараться быть похожим на них, что очень мотивирует развивать речевые способности.
  • Играйте в различные игры с ним, направленные на развитие. Всяческие лёгкие пазлы, карточки с животными либо предметами будут пополнять его словарный запас и стимулировать повторять за вами верное произношение. Главное, не давите на него, не заставляйте, чтобы избежать негативизма. Увлечённый игрой, он сам будет пытаться выговаривать слова.
  • Предлагайте окончить вашу фразу. Подходит в тех случаях, когда ребёнок понимает, но ему нет смысла говорить о своих желаниях, потому что взрослый их предугадывает. К примеру, «Сегодня после сна мы пойдём…», «Ты хочешь скушать…». Это также помогает распознавать свои потребности и понимать, что родители прислушиваются к его мнению и желаниям.
  • Мелкая моторика играет очень значимую роль в активизации речевого центра. Можно делать вместе поделки из теста или пластилина. Продаётся кинетический песок, который может увлечь даже взрослых. Пусть перебирает крупу и макаронные изделия. Подготовьте пространство и одежду, чтобы порисовать пальчиковыми красками. Развивают моторику и сосредотачивают внимание различные шнуровки, когда карапуз пытается продеть кончик в дырочку. Рассыпьте в миску разноцветных пуговиц и бусинок. Расскажите про их размеры по отношению друг к другу и формы.
  • Читайте сказки, рассказывайте стишки, потешки и частушки. Это развивает, пополняет словарный запас двух или трёхлетнего ребёнка. И что немаловажно, создаёт радостное настроение. А колыбельные песенки расслабляют и вызывают ощущение комфорта и безопасности.
  • Если малыш плохо говорит, посещайте чаще детские площадки, парки и игровые центры. Когда он заиграется с малышом, который уже говорит, то будет пробовать копировать его, делать как он. Это родители привыкли понимать и угадывать потребности своего ребёнка без слов. А незнакомые люди, тем более детки будут провоцировать скорейшее подключение речевого центра.
  • Если «молчуну» уже три года, а он почти не говорит, то психологи рекомендуют отдать его в садик. В компании таких же дошкольников он сможет разговориться. Главное, подготовить его к саду. Объяснить воспитателям, что малыш пока не говорит и что не следует давить на него или требовать. И со временем, пройдя адаптацию к новым условиям, карапуз сам проявит желание делать как остальные детки.

Подробно о том, как развивать речь у дошкольников, вы можете узнать из статьи по . А также вам могут быть полезны упражнения по развитию речи, в статье по .

Чем раньше вы начнёте коррекционную работу, тем проще вашему малышу будет заговорить. В 2015 году психологи и логопеды одного из ДОУ Москвы проводили исследования с детьми трёхлетнего возраста, у которых были задержки в речевом развитии. Родители этих десятерых малышей придерживались вышеупомянутых рекомендаций. В основном задача была делать подделки и прочее для развития мелкой моторки. А также много читать книг, стихов и потешек. Через год 9 из 10 детишек догнали по речевому развитию своих одногодок.

Первые словосочетания и слова, которые произносятся ребёнком, способны вызвать особый трепет у родителя. С этого времени они начинают убеждать себя, что их ребёнок в скором времени сможет полноценно разговаривать большими фразами. Но такое происходит крайне редко.

Иногда происходит такое, что даже двухлетний малыш не способен нормально разговаривать, а выдаёт окружающим лишь какие-то непонятные звуки. Что делать, если малыш не говорит в двухлетнем возрасте? Как научить?

При всём этом ребёнок способен лишь мычать либо даже кричать, показывая на нужный ему предмет рукой. В тот момент у родителей происходит паника и непонимание такой проблемы у малыша. Они сразу задаются вопросом о том, стоит ли вести ребёнка на приём к лечащему специалисту. В каких случаях хватит того, что родитель просто подождёт – и в скором малыш сможет научиться разговаривать самостоятельно?

Главные этапы развития речи у малыша

От того, насколько малыш сможет свободно использовать свой родной язык, можно судить об уровне его умственных способностей и общем развитии , а также об успешности во взрослом возрасте. Именно по этой причине стоит развивать речь младенца с самого раннего возраста, следя за правильностью и грамотностью произношения (в соответствии с возрастом) и скоростью расширения словарного запаса у малыша. При этом родители не должны тратить время впустую, действуя при этом совершенно вслепую. С самого начала им нужно определить, какие этапы в развитии речи имеются у ребёнка.

Этапы развития речевых функций у малыша

Первый из них развивается с самого рождения и заканчивается в год. Такой этап развития малыша можно назвать довербальным . До возраста в три месяца ребёнок способен лишь воспринимать окружающие его звуки, а также голоса и речь близких для него людей. Но уже в это время у него развита потребность в активном общении.

Чем чаще будет происходить разговор родителей и ребёнка, тем быстрее у него разовьётся потенциал к переходу на следующий этап развития речи. При всём этом произносить слова нужно исключительно нежно, ласково, с улыбкой на лице . Это очень важно для закладки будущей дикции малыша.

К возрасту 6 месяцев ребёнок начинает активно осваивать искусство диалога. С самого начала он начинает активно произносить слова и слоги, которые способен понять только он. С их помощью он способен показывать на те предметы, которые необходимы ему для игры и увлекательной деятельности. По-своему называет ребёнок и близких для него людей, а со временем и некоторые действия. Родители обязаны не переходить на язык своего малыша, а стараться называть окружающие предметы правильно.

От одного года и до трёх лет происходит этап развития , когда начинает активно развиваться речь. Ребёнок старается научиться составлять из слогов полноценные слова и понимать их полное значение. В это время ему уже не обязательно видеть тот предмет, который он попросил у взрослого. Он способен самостоятельно назвать нужную ему вещь. На этом этапе развития он может быстро отвечать на вопросы взрослых людей, так как в это время он уже понимает смысл полного предложения.

В возрасте с трёх до семи лет малышу нужно пройти этап, который обозначен развитием речевого общения. В это время родной язык малыш начинает активно осваивать самостоятельно посредством игр и познания окружающего его мира.

Взрослые должны помнить о том, что на этом этапе развития речевых функций они должны грамотно оперировать словами и предложениями , стараться ответить на вопросы, которые может активно задавать малыш.

При всём этом разъяснения должны проходить не однозначно, а красноречиво, с большим количеством примеров.

Если родители приложили максимум усилий к правильному развитию ребёнка, то в ближайшем будущем он сможет отблагодарить их хорошей успеваемостью и отметками по всем предметам в школе.

Диагностика трудностей в речевой функции

На каждом из этапов формирования правильной речи взрослые люди обязаны внимательно наблюдать за поведением и характером ребёнка. Так, проведение ранней диагностики и выявление проблемы станет первым шагом на пути к выздоровлению малыша. Что должно насторожить маму и папу? Они обязаны начать тревожится лишь тогда, когда:

Каждый вышеописанный способ считается серьёзным поводом для обращения родителей к особому врачу. Это поможет исключить особую патологию либо осуществить её своевременное лечение.

Неврологические проблемы

Бывает, что двухлетний малыш не разговаривает, вытягивается из себя обрывки звуков, мычит и лишь указывает пальцем на интересующий его предмет. Такая ситуация может являться следствием неврологической болезни. Отмахиваться от проблемы и ждать, что всё разрешится само собой, не нужно. Чем быстрее родители приведут своего ребёнка на приём к лечащему специалисту и начнут лечение заболевания, тем это будет лучше для самого ребёнка.

Почему ребёнок не разговаривает в 2 года?

Речь у малышей формируется и развивается со временем . С самого начала происходит артикуляция и укрепление главных мышц. Это воздействует на подготовку речевого аппарата к выполнению своих прямых функций. Только после его полного укрепления малыш пытается начать общение с близкими для него людьми, используя в это время простые звуки, и пытается внимательно изучить произнесённые слова.

От одного года до полутора активный запас слов у малыша начинает быстро расширяться. Для второго года жизни ребёнка характерен своеобразный лингвистический прорыв. В этот промежуток времени то число слов, которые говорит ребёнок, увеличивается для него с каждым днём.

Если малыш не может разговаривать, когда ему исполнилось два года, то причины такого процесса чаще всего кроются в его развитии . К ним могут относиться:

  1. Особые проблемы со слуховым аппаратом. Данная патология способна привести к задержке в интеллектуальном развитии ребёнка и, конечно же, отрицательно сказаться на общей речи. Малыш, у которого имеется глухота либо полностью нет слуха, не может разговаривать нормально. Такие проблемы могут иметь либо врождённый характер, либо приобретённый. При этом именно они станут причиной того, что двухлетний ребёнок не может полноценно разговаривать. Но если в три года малыш не произносит слов, несмотря на то что какой-то промежуток времени его речь полностью соответствовала нормам произношения, то взрослые обязаны сводить своего малыша на осмотр к врачу- отоларингологу.
  2. Нарушения в процессе артикуляции и недоразвитость в речевом аппарате. Это может стать одной из причин того, что малыш в возрасте два года перестанет нормально разговаривать. слаборазвитые мышцы челюстей и лица приводят к особым трудностям локализации окружающих звуков. Данная патология способна быстро развиться в случае отлучения от груди слишком рано либо при наличии короткой уздечки под языком ребёнка. О процессах нарушения в артикуляции может говорить сильное слюнотечение, регулярно открытый рот и развитый рвотный рефлекс, который способна вызвать твёрдая пища. Такая патология чаще всего приводит к тому, что в два года ребёнок не может разговаривать.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему малыш не может разговаривать в возрасте два года, не имея при этом совершенно никаких отклонениями в здоровье? Возможно в роду есть близкие, которые в этом возрасте также не спешили учиться произносить слова и выговаривать словосочетания. Причина этого преобладает в незрелости нервной системы ребёнка, что ведёт к замедлению процесса развития и роста клеток, которые активно отвечают за речевую деятельность малыша.
  4. Задержка в развитии в интеллектуальном плане. На нормальную речь ребёнка, без капли сомнения, способна повлиять генетическая патология, а также метаболические эффекты и синдром Дауна. Плохо влияют на процесс освоения родного языка и другие вирусные болезни, которые были перенесены ещё в утробе у матери.

Ребёнку 2 года. Не разговаривает. Что делать?

Большинство родителей сразу начинают беспокоиться и паниковать, когда их ребёнок, несмотря на то что ему уже исполнилось два года, не разговаривает как остальные дети. Что предпринимать в таких ситуациях? В первую очередь стоит устранить патологию развития слухового аппарата. Иногда случается так, что до возраста двух лет взрослые и не думают о том, что у ребёнка имеются особые проблемы. Следует также пойти к лечащему специалисту для осмотра на психологические заболевания малыша.

Как должны вести себя взрослые?

Конечно, если малыш в возрасте двух с половиной лет ещё не разговаривает, то можно подождать некоторое время . Но некоторые родители предпочитают, чтобы их ребёнок начал разговаривать так же как и соседский. Для этого стоит создать как можно благоприятные условия.

Малыш начинает производить озвучку всего происходящего вокруг лишь тогда, когда для этого будут установлены определённые условия , к примеру:

  1. Внимание со стороны родителей.
  2. Выключение телевизора, компьютера и других звуковых устройств.

При этом родители не должны предугадывать желание малыша и выполнять его лишь по одному взгляду. Нужно создать специальные условия, когда ребёнок будет вынужден попросить о чём-то у взрослых людей, а родитель в это время должен делать вид, что он не понимает намёков.

Развитие мелкой моторики у малыша

Ещё Павлов отметит использование мышечных ощущений, которые идут от речевого органа к коре головного мозга. Такое же происходит и у малыша , который начинает активно разговаривать, подражая мимике матери. После возраста в семь месяцев эта способность у малышей начинает быстро ослабевать. Именно по этой причине в дальнейшем стоит применять и другие методики. Специалисты отмечают, что совместно с речевым развитием совпадает и процесс развития пальцев на руках. Именно поэтому их моторику стоит развивать, чтобы обеспечить скорейшее развитие языка.

В полтора года задания должны уже быть более сложного уровня. Ребёнка нужно занимать процессом застегивания пуговиц либо завязывания узелков на одежде и ткани.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поднимаю очень важную тему для мам малышей... Ребенок не говорит в 2 года — это нормально?

Почему эта тема такая важная? Потому что на этот счет есть очень много противоречивых мнений. Начиная от соседок, у которых Вася заговорил в 4 года... Заканчивая неврологами, которые считают, что в 2 года ребенок должен говорить предложениями.

Дело в том, что отсутствие речи — это только верхушка айсберга. Само по себе отсутствие речи в этом возрасте — не так страшно (хотя тоже неприятно). Проблема в том, что задержка речевого развития может быть одним из проявлений серьезных нарушений.

Большинство мам, к сожалению, не знает, на что нужно обратить внимание. Я сама этого не знала, пока не столкнулась с некоторыми проблемами. Да, вполне возможно, что через год ваш карапуз и правда резко заговорит. Но возможен и другой исход... Что же делать?

Эта статья — вовсе не для того, чтобы каждый сам себе ставил диагноз. И не для того, чтоб запугать родителей молчунов. Я напишу о тревожных звоночках, с которыми надо идти к специалисту. Потому что я хочу, чтобы все мамы это знали!

Где таится опасность?

В нашем обществе очень популярны следующие идеи:

  • мальчики начинают говорить позже;
  • все дети разные, нельзя всех мерить одними стандартами;
  • неврологи вечно придираются и всех запугивают;
  • Вася заговорил в 4 года, а сейчас — академик.

В каждом утверждении есть доля истины. Но вместе они оказывают очень вредное влияние. Мамы расслабляются, пускают ситуацию на самотек... И дальше получается — как повезет. Кто-то действительно начинает прекрасно разговаривать в 4 года... А кто-то не начинает, приходит к неврологу и слышит: «Где же вы раньше были?!»

Многие мамы уверены, что ребенка с отклонениями в развитии сразу видно. Что он ведет себя вызывающе неадекватно. Что он напоминает человека с тяжелой формой аутизма. И конечно, их собственный сын — не такой.

Во многих случаях задержка речевого развития в 2 года — это действительно не страшно. Но если вовремя не выявить патологию, с каждым годом может становиться все хуже и хуже. Даже такие тяжелые нарушения, как аутизм, в 2 года могут быть совсем незаметны. Но именно в этом возрасте грамотная коррекция наиболее эффективна.

Тревожные звоночки

Надо сразу объявить, что есть задержка речевого развития (ЗРР), а есть — задержка психо-речевого развития (ЗПРР). В первом случае малыш отстает от ровесников только в развитии речи. В других сферах ребенок развивается просто замечательно. Как правило, такой малыш отлично общается с окружающими при помощи жестов и звуков. Все понимает, контактен, сообразителен... Просто молчалив.

Если же вы замечаете, что дело не только в речи... Ситуация значительно серьезнее. Однако, и тут все может выправиться к 4-5 годам.

На что обратить внимание:

  1. Малыш плохо понимает речь. В 2 года — это ненормально. Он может не говорить, но если вы замечаете, что двухлетке тяжело воспринимать слова на слух, если он часто путает бытовые слова... Идите к специалисту.
  2. Малыш не выполняет просьбы. Вообще. Не показывает по просьбе ни собачек, ни машину, ни маму, ни коляску. Не приносит по просьбе предметы.
  3. У ребенка нет указательного жеста. Совсем нет! Он ничего не показывает, даже без просьб. В норме указательный жест появляется до года. Если появился чуть позже года — тоже не беда. Но если — только после 1,5 лет... К специалисту.
  4. Также плохой звоночек — если малыш не умеет просить. В этом возрасте дети прекрасно понимают, кто поможет им достать желаемое. Берут маму за руку, ведут в нужное место, указывают пальцем на заветный объект и смотрят на маму. Даже годовалые карапузы способны просить. Указывать на предмет и смотреть на кого-то из взрослых. Если же дитя только подходит к желаемому и орет, не вступая ни с кем в контакт... Это плохо.
  5. Также должна насторожить плохая мелкая моторика (не собирает пирамидки и т.п.), неуклюжесть, неуверенная ходьба.
  6. Плохо, если ребенок не умеет делиться радостью, не приносит маме что-то интересное.
  7. Плохо, если малыш не смотрит на реакцию мамы, если происходит что-то необычное.
  8. Плохой звоночек — малыш с удовольствием повторяет большие абстрактные слова (или целые фразы!), но не использует речь в жизни. Например, может ходить и повторять не к месту слова стихов или песен, но не освоил самую основу — «мама», «папа», «дай», «кашка», «бух» и т.п.
  9. Маму должны насторожить странные движения малыша перед глазами, стереотипные игры. Например, ребенок целыми днями закрывает и открывает дверь по многу раз. Это очень размытый пункт, так как имеются ввиду навязчивые движения.
  10. Обратите внимание, может ли малыш поддержать простейшую ролевую игру? Кормить куклу из ложечки? Мыть и укладывать спать? Здоровые дети обычно способны на такие игры в 1 год.
  11. Отзывается ли ребенок на свое имя?
  12. Легко ли вам со своим малышом? Если вы возьмете несколько игрушек и устроите мини-спектакль, используя простую речь — ему будет интересно? Хоть на минуту? Если нет — это может указывать на сложности восприятия речи.
  13. Вас должны насторожить взмахи руками, как крылышками, при выражении эмоций. Хождение на носочках. Тремор рук и подбородка. Раскачивания. И подобные неврологические нарушения.

Я описала самые яркие тревожные «звоночки». Однозначно, здесь — не все. Некоторое может заметить только специалист — по тому, как малыш воспринимает новую информацию. Как анализирует задания. Как и куда смотрит во время обучения. Насколько осознанный контакт глазами.

Поэтому даже если ничего из вышеописанного у ребенка нет — все-таки лучше сходить к хорошему неврологу.

К кому пойти?

В первую очередь желательно посетить невропатолога. И лучше, если это будет доверенный специалист, а не врач в поликлинике. А еще лучше — сходить к нескольким разным специалистам. Потому что знаю на своем опыте: в 2 года мало, кто готов поставить диагноз. И мнения разных врачей могут сильно отличаться.

Но вам надо определить только одно: есть ли что-то еще, кроме задержки речи? Если же вы видите, что ситуация непростая, то мой вам совет: не гонитесь за диагнозом.

До 3-4 лет врачи имеют право официально ставить только ЗРР или ЗПРР. Считается, что к 3 годам может многое изменится. И специалисты могут только предполагать проблему.

Но это не значит, что надо спокойно сидеть дома и ждать 3 лет. Так как до 3 лет проще всего повлиять на нарушения развития...

Поэтому, если вы убедились, что у малыша действительно есть задержка — лучше найти хорошего логопеда или дефектолога. И просто интенсивно заниматься.

Что делать?

Предположим, вы сходили к нескольким специалистам, и все сказали вам, что с малышом нужно заниматься. Что теперь?

Как заниматься? Это — отдельная большая тема. Есть несколько способов:

  • просто создать ребенку хорошую речевую среду. Превратиться в «радио». Это хорошо для деток с простым ЗРР;
  • купить или скачать в интернете книжки по развитию речи. Брать оттуда упражнения — и регулярно заниматься;
  • если ситуация посложнее — найдите хорошего логопеда-дефектолога. Пусть он приезжает к вам раз в месяц, учит вас и составляет программу занятий. Это не так уж дорого... Но это гораздо эффективнее «самостоятельного плавания»! Мы сейчас так и делаем;
  • найти какой-то коррекционный центр и ходить туда на регулярные групповые занятия;
  • регулярно звать к себе специалиста на дом. Не раз в месяц, а несколько раз в неделю. Хороший способ, но очень дорогой;
  • отдать малыша в логопедический сад. Или в любой другой сад для детей с вашей формой нарушений.

Напоследок

Еще несколько небольших советов:

  • Старайтесь не нервничать по этой теме. В большинстве случаев задержки развития — это не страшно. Особенно при грамотных занятиях.
  • Старайтесь эмоционально не вовлекаться в слова специалистов. Мыслите трезво, перепроверяйте информацию. Там, где один сказал — «аутизм», другой может сказать, что все почти нормально.
  • Если сами подозреваете какие-то проблемы — изучайте тему. Читайте разные книги. Иногда это помогает увидеть какие-то нюансы. Однако, если все неврологи уверены, что проблемы вы себе сами выдумали... Вероятно, они правы;
  • В поисках специалистов ищите отзывы на форумах;
  • Если малыш плохо понимает речь — проверьте слух. Ребенок может слышать звук мультфильмов или шорох пакетов...Но у него может быть снижено восприятие особых частот. Это невозможно определить самостоятельно.
  • Не слушайте соседок, «опытных» мам на детской площадке, бабушек... Да, Вася заговорил в 4 года. Но ответственность за вашего ребенка несете только вы.
  • Если эта тема затянула вас... Сходите к психологу.

Также мне нравится использовать "Школу годовасика ". Там есть программа и для двух лет , но нам с сыном пока надо работать по «годовасику».

Я желаю вам и вашим детям здоровья. До новых встреч!

Рассказать друзьям