Как отучить подростка от компьютерных игр. Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 70-80-е годы ХХ века не было компьютеров и мобильных телефонов, но и спортивных и творческих секций было немного, да и позволить заниматься в них ребенку мог далеко не каждый родительский карман. Однако нам кажется, что мы тогда были совсем другими детьми: возможно более общительными, более открытыми, более самостоятельными и целеустремленными. Мы днями гоняли большущей компанией по двору, строили и штурмовали снежные крепости, собственными руками делали себе игрушки, читали под одеялом с фонариком книжки...

Скажите, а вы видели этой зимой, такой замечательной и снежной, хотя бы одного снеговика или снежную крепость? Я — нет... А весной или летом прыгающих в резиночку или классики девочек?...

Сейчас детям доступно практически все: любые развивающие игры и игрушки, книги, фильмы, всевозможные спортивные, музыкальные и творческие секции и кружки. Однако многие дети (даже при условии финансовой обеспеченности родителей) не желают в этих секциях и кружках заниматься, их не выгонишь гулять на улицу, они живут в собственном мире компьютерных игр, социальных сетей и чатов...

В чем же дело? Как и чем же заинтересовать любимое чадо?

Рецепт № 1: с ребенком необходимо общаться

Компьютерные игры — это своеобразный уход от реальной жизни, повседневных проблем, это некий параллельный мир, в котором можно жить, не умирая, быть героем или злодеем, строить и завоевывать целые цивилизации, где можно поговорить по душам в чатах и социальных сетях.

Ребенку не хватает в реальной жизни элементарного общения и понимания его личных проблем, идей, потерь, успехов и мечтаний. В школе учителя, к сожалению, с детьми почти не разговаривают, а только задают кучи домашних заданий, спрашивают их и ругают за невыполнение.

Дети — такие же люди, как и взрослые. Как нам необходима помощь, поддержка, совет, беседа, так и им тоже.

Попробуйте хотя бы раз, вернувшись с работы домой, повести себя нестандартно. К примеру, у сына-подростка можно спросить совета, какую лучше всего тактику применить при разговоре с начальником, а с дочерью посоветуйтесь, какой костюм (галстук) или платье выбрать для корпоративного мероприятия. Они большие эксперты в подобных делах. Только не спорьте с ними, а просто примите их совет.

Начните сначала сами делиться с детьми проблемами и радостями, и тогда дети станут больше доверять и тоже начнут рассказывать про все-все на свете. Освободитесь от привычки их за все ругать и критиковать, а если не согласны, то обязательно выслушивайте точку зрения ребенка, а потом приводите доводы в защиту своей. Аксиомы из разряда "так будет, потому что я так сказал(а)" — тут не подходят. Только диалог на равных, но с авторитетом вас как взрослого, с приведением примеров из семейной истории, из книг, политики и т.д. и т.п. Пожалуйста, разговаривайте со своими детьми!

Придумайте некие заседания тайного семейного совета, на котором за круглым столом вся семья будет обсуждать вопросы за день или за неделю, решать конфликты. Подайте ребенку лишь идею подобного коллегиального органа, а название, регламент заседаний он с удовольствием додумает сам, сам же будет вести протокол...

В одном из подмосковных детских лагерей, в котором мне довелось работать, ребята каждое утро и вечер проводят так называемые общие сборы. На утренних сборах планируются дела на день, идет награждение участников и победителей вчерашних мероприятий. На вечерних сборах, которые иногда проходят в форме "свечек", подводятся итоги дня. Дети всегда могут высказать вслух свой восторг, дать оценку происходящему, друг другу в глаза высказать свое недовольство или, наоборот, поблагодарить. Они учатся слушать друг друга, вместе или один на один (в присутствии взрослого) всегда готовы решить конфликтную ситуацию. И у них это получается. Они превращают "свечки" из приятно-таинственного завершения дня в очень тонкий психологический тренинг. Взрослые постоянно общаются с детьми, дети постоянно общаются между собой, учатся слушать, а самое главное — слышать и быть услышанными. И это в равной степени относится как к детям 7-11 лет, так к подросткам 12-17 лет.

Как показывает опыт проведения таких "свечек", в результате прохождения игр и тренингов на лидерство и сплочение, занятий по актерскому мастерству, дети начинают лучше понимать друг друга и взрослых, становятся общительнее, добрее и терпимее друг к другу, у них появляются навыки работы в команде, они не бояться высказывать свое мнение, брать на себя ответственность. Отношения сотрудничества, которые устанавливаются в лагере, переносятся потом и в школу и семью. Но их необходимо поддерживать, иначе ребенок может еще больше замкнуться и даже ожесточиться.

Поэтому, уважаемые родители, общайтесь со своими детьми как можно больше, делитесь с ними сокровенным, будьте с ними предельно искренними. И тогда ребенку не понадобиться параллельный мир, в каком бы заманчивом виде он не представал. В виде компьютерной игрушки или в каком-то другом обличье. Он будет относиться к компьютерной игрушке именно как к игрушке, в которую можно иногда поиграть в свободное время или в качестве поощрения за хорошую учебу (быть может, даже вместе с родителями — почему нет, если это игра в цивилизацию или интересный квест). Поверьте, ребенок будет играть совсем недолго, так как у него уже появятся более важные дела и интересы.

Рецепт № 2: ребенка необходимо заинтересовать своим примером

Наверняка вы можете вспомнить пару примеров из собственного детства, когда внезапно захотелось чем-то увлечься.

Снова приходит в качестве примера опыт работы все в том же детском лагере. Вспомните свое детство. Кем являлся для вас в лагере действительно хороший вожатый? Авторитетом. Круглосуточное общение с детьми, игры, разговоры, участие в самых разнообразных конкурсах и шоу. Вместе с вожатыми — студентами 18-25 лет дети познают новое, начинают интересоваться самыми обычными (как, например, футбол, изобразительное искусство, вокал, гитара) или совсем необычными (пои, геокешинг, тестопластика и гончарное дело, китайский язык и фэн-шуй) видами спорта и творчества. Вожатый как авторитетный взрослый не только своим примером стимулирует интерес к тому или иному занятию, но и объясняет смысл и полезность каждого увлечения, возможность его практического применения в жизни.

Вы можете себе представить, чтобы школьник, причем далеко не отличник учебы, с удовольствием на летних каникулах занимался на кафедре русского языка и литературы? А это возможно, дети сами записываются на эту кафедру, потому что вожатая, ведущая эту дисциплину, их заинтересовала. И детям просто интересно с ней общаться. А кроме того она замечательный преподаватель русской словесности.

Если вы сами еще не занимаетесь спортом, эстрадным вокалом, изготовлением открыток из бисера, фотографией — срочно записывайтесь на соответствующие курсы! Не знаете куда именно? Замечательно — попросите совета у своего ребенка и идите заниматься вместе с ним!! Да, именно вместе!

Если вы сами не интересуетесь ничем, кроме своей работы, как сможете стать для ребенка примером?! И не говорите, что жутко устаете на работе и поэтому необходима банка пива, пульт от телека и полный покой. Активный отдых — самый лучший отдых! Кстати, во многих детских центрах и при детских лагерях проводятся различные мастерские и мастер-классы в выходные дни, где могут принимать участие как дети, так и взрослые.

Катайтесь вместе с детьми на лыжах, коньках, роликах, стреляйте из лука и арбалета, займитесь конным спортом или керлингом, учите вместе старославянский или древний язык майя.

Вспомните, о чем мечтали в детстве, но так и не осуществили эту мечту. Идите в кружок моделирования, вышивки, игры на ударных инструментах. Играйте дома и на даче в твистер, монополию, домино, бегите быстрее всей семьей во двор лепить снеговика или пускать в ручейках бумажные кораблики! И приглашайте всех соседей, пока они не пришли в себя от вашего шокирующего предложения! Купите настольный хоккей и присоединяйтесь к Олимпийским играм, составьте свою турнирную таблицу — это ужасно интересно!

Кстати, даже самые обычные морской бой и крестики-нолики вполне могут входить в перечень олимпийских дисциплин.. И обязательно назначьте призы всем участникам и главный приз победителю. Пусть это будут значки или небольшие игрушки, а главным призом — фирменный бабушкин пирог. Вы увидите, как это будет стимулировать всех игроков, причем как детей, так и взрослых.

Устраивайте семейные праздники с викторинами и пикниками, празднуйте всем двором Масленицу , День всех влюбленных, 23 февраля и 8 марта. Мы, к примеру, 5 лет всем двором и друзьями выходим в ближайший лес на пикник на Масленицу: с горой блинов и чаем в термосах. Мы прыгаем через костер, устраиваем конкурсы и проводим ритуал сожжения чучела. Проводим и конкурс на лучшее чучело — готовимся еще дома заранее.

Конечно, переключить ребенка от компьютера за один день не получится. Вам придется приложить некоторые усилия и в первую очередь перебороть свои собственные привычки, злость, лень, нежелание меняться.

Меняйтесь сами, дорогие родители, и ваши дети будут меняться вместе с вами.

Обсуждение

Чем отвлечь ребенка от компьютерных игр?
Компьютерные игры - это своеобразный уход из реальной жизни, от детских и взрослых проблем, это некий параллельный мир, в котором можно жить, не умирая, быть героем или злодеем.
Но можно плавно вывести ребенка из этого мира не отрывая от монитора!
Не создавая конфликтов!
Достаточно просто подарить ему шестиструнную гитару и связаться с преподавателем, который дает уроки игры на гитаре по скайпу.

Результат будет заметен уже после 2-х уроков. Ваш ребенок полностью отвлечется от виртуального мира и будет вовлечен в мир гармонии и искусства играя на гитаре.

Дистанционное обучение игре на гитаре по Skype - это удобно, дешево и быстро.

Преимущества уроков игры на гитаре по Skype:

* Не требуется приглашать на дом преподавателя или куда-то ездить.
* Стоимость урока в 3 раза ниже чем у репетитора работающего с выездом на дом.
* Постоянная связь с преподавателем через интеренет, при возникновении дополнительных вопросов.

Экспресс - курс игры на гитаре по скайпу (логин: skoval-gitar)

Занимаемся 1 раз в неделю! (по 30 минут)
Всего 15-20 занятий (3-4 месяца - это зависит от Вашего стремления) и Вы уже легко сможете самостоятельно исполнять свои любимые песни.
Уроки игры на гитаре для взрослых и детей от 10-ти лет.

Учебная литература - бесплатно!
Индивидуальная программа.
Камертон и Метроном - бесплатно!

Звоните в Skype: skoval-gitar
* Если у Вас еще нет скайпа Вам необходимо зарегистрироваться и скачать Skype - наберите запрос в Яндексе!

Добрый день!
Снимаем сюжет на Первом канале. Нужен Ребенок + 9, который имеет доступ, а возможно, уже зависимость от современных гаджетов (компьютер, телефон, планшет) и его родители.
Снимаем дома, на улице, в зависимости от истории героев.

Вы знаете, и все равно от компьютера и PSP никуда не деться. Представьте себе ребенка первоклассника - второклассника и работающих вдвоем его родителей. Бабушки нет. Самое большое, что им (родителям) доступно - забрать быстро чадо из школы, привезти домой и снова на работу, оставив его одного дома - да, с массой наставлений о поведении в быту, выполнении уроков, едой и... компьютером. Его единственным развлечением в ожидании вас после выполнения уроков будет именно эта техника, потому что выпустить ребенка на улицу в этом возрасте одного вы не рискнете, а чем ему еще заниматься? Читать книги в этом возрасте еще не каждому ребенку по силам, смотреть ТВ быстро надоедает, занять себя сам он может тем, что ему более доступно и интересно - ПК. И это 5 дней в неделю, весь учебный год. И даже рад порой, что есть у него хоть это занятие, в нашем детстве мы просто сидели под замком... поймите, я совсем не за то, чтобы дети сутками просиживали за ПК. Внимательное отношение к ребенку и интерес к его жизни - это наша родительская обязанность вообще, и не как средство замены компьютерных игр. Одно другому не мешает. Компьютер имеет развивающее значение, кстати. Нужно просто стараться беречь глаза своего чада. В современном мире цифровых технологий оставаться в стороне от этих цифровых технологий - нонсенс.

А можно развернуть интерес ребенка в сторону "полезного" использования компьютера. Наш ребенок любит фотографию, и особенно фотографировать зверюшек и цветы, а в школе это никак не выразишь, и на оценки это хобби не влияет. А выразить-то хочется... И выход нашелся - это возможность создавать сайт - свой собственный о том, что интересно. Первые шаги нашего ребенка - [ссылка-1] Посмотрите, может стоит попробовать?

Комментировать статью "Чем отвлечь ребенка от компьютерных игр?"

Конференция "Раннее развитие". Раздел: -- посиделки (как отвлечь ребенка от мультиков). моя дочка смотрит много. гораздо больше, чем в среднем по конференции:) причем смена деятельности у нее сейчас идет в основном - на компьютерные игры:) вот сейчас у нее...

Отвлекается и не делает уроки. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 10 до 13. Хотя знает, что запускать игры даже не надо. Зависнуть может даже без отвлекающих факторов, задумается, то напевать начнет что-то)...

У сегодняшних мальчишек обозначилось новое затягивающее пристрастие – компьютер. Именно этот агрегат сделался причиной отказа детей от уличных игр, от реального общения с друзьями и родителями, от спорта и много другого. Виртуальные удовольствия заменяют им «прятки» и «салки», без которых не могли представить свое ребячество их родители, а социальные сети дают неизмеримое количество сведении. Именно поэтому ребятишки начинают пропускать школу, грубиянить родителям. Но для массы родителей...

Зависимость от компьютерных игр Активное развитие интернет технологий и глобальная информатизация привели к появлению компьютеров практически в каждой семье. В связи с этим ученые фиксируют пропорциональное увеличение агрессивности, снижение физической активности и появление психологической зависимости от компьютеров у разных людей. Зависимость от компьютерных игр стала одной из главных тем для обсуждения среди специалистов. Согласно объективным исследованиям, выявлены...

В середине октября 2014 года компания Burton, крупнейший производитель сноубордов, запускает детский проект Риглет Парк, главная задача которого – познакомить малышей и их родителей с зимним современным видом спорта - сноубордингом. Детский сноубординг с каждым годом становится все популярнее. Он приучает ребенка к спорту, развивает координацию, отвлекает от компьютера. Малышам становится интересно проводить время на свежем воздухе. Компания Burton имеет большой опыт в развитии сноубординга...

И меня бы сильно настрожило сочетание замкнутости и скрытности и агрессивных компьютерных игр часами каждый день. А мы должны помогать отвлечь. А как его отвлечешь, если его ничего не интересует. Девушка, когда только появилась, от компа...

Компьютерная зависимость? Девочке 8 лет, 2 класс. Всегда компьютер был очень строго ограничен. Как спасти ребенка от плохих отношений с мамой и отвлечь от эл. девайсов? Дети конечно разные, кто-то индифферентно относится к интернету, играм и пр, но если...

Ваш ребенок зависим от компьютерных игр? Ира стала понемногу заменять ему повседневные радости и встречи с друзьями, и Вы не знаете, как вернуть внимание сына? Только ввыйдя из школы, он ищет возможность сразу поиграть на телефоне, а дома забывает сделать уроки, потому что игра в контрстрайк заставляет его забыть о реальной жизни? Что же случилось с ребенком и как вылечить его от пагубной зависимости, читайте по ссылке ниже.

КАК ОТОРВАТЬ РЕБЕНКА ОТ КОМПЬЮТЕРА И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР? Это какое-то наваждение: забывая обо всем на свете, Ваш ребенок зависает в Интернете. Ребенка нужно срочно спасать! Говоря ребенку о вреде компьютера, мы обычно ссылаемся о влиянии на здоровье или ругаем юного пользователя за не выполненные уроки. Но основной вред, который наносят многочасовые войны с космическими монстрами, заключается в компьютерной зависимости, которая в детском возрасте легко возникает, но от которой очень тяжело...

Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

Стала наблюдать зависимость от компьютерных игр. Приняли решение оградить ребенка от игр. Как сделать это лучше? 1. Поставить пароли на компьютерах 2. Убрать компьютеры из дома из видимости ребенка полностью (т.е. родителям пользоваться только тогда, когда...

Информация из первых уст! СКОРО: победитель литературного конкурса "Вот моя школа" Васин Александр, 10 лет, будет вести свой блог непосредственно со смены. Он получил путевку в детский творческий лагерь "Созвездия" абсолютно бесплатно, победив в конкурсе отзывов о школе. У Вас будет уникальная возможность проследить глазами ребенка за всем, что происходит в лагере: интересные занятия в Звездной академии, творческие конкурсы, скалодром, бассейн и многое другое. Все предстанет перед вашими...

Наша семья очень любит играть в настольные игры. У нас уже скопилась большая коллекция игр - как для детей, так и для взрослых. А началось все, когда старшему сыну было 4,5 года, он начал интересоваться компьютерными играми. Я срочно стала искать альтернативу и тогда в конференции кто-то посоветовал настольные игры. На тот момент я даже не знача, что есть ТАКИЕ игры. Я то помнила только ходилки и Монополию. Первыми нашими играми стали Каркассон Средневековье, Блокус - это я купила для сына, а...

Вместе с вожатыми - студентами 18-25 лет дети познают новое, начинают интересоваться самыми обычными (как, например, футбол, изо, вокал, гитара) или совсем необычными (пои, геокешинг, тестопластика и гончарное дело, китайский язык и фэншуй) видами спорта и творчества. Вожатый как авторитетный взрослый не только своим примером показывает интерес к тому или иному занятию, а также объясняет смысл и полезность каждого предмета, возможность его практического применения в жизни. И самое главное...

Чем же заинтересовать ребенка, чтобы он днями и ночами не играл в компьютерные игры, PSP и мобильник? Почти все современные родители сталкиваются с данной проблемой. В 70-80-е годы не было компьютеров и мобильных телефонов, но и спортивных и творческих секций было не много, да и позволить заниматься в них мог далеко не каждый родительский карман. Однако нам кажется, что мы тогда были совсем другими детьми… более общительными, более открытыми, более самостоятельными и целеустремленными. Мы...

Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности: I. Ролевые компьютерные игры. Общаться стали меньше, тк он постоянно в компьютере, отвлечь нельзя - в ответ агрессия.

Девочки, мальчику 5 лет, решила подобрать ему несколько интересных и познавательных компьютерных игр. Налицо вред от компьютера, который отвлекает ребенка от учебы.

Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго. Папины игры Мама и папа по-разному играют с ребенком. Отвлеченная, философская, очень серьезная пани Кёрша с работы.

Раздел: Жена и муж (вместо секса компьютерная игра что делать). Должны быть интересы и помимо ребенка. Тем более что ребенок еще мелкий и не так много времени отнимает. 19.12.2002 18:29:43, Скарлетт.

Я тут столкнулась с ситуацией, что воспитатель не скрывал того, что оставила моего ребенка одного в помещении, вышла с другим мальчиком в холл поиграть, так как мой в эту игру не умеет играть и мешал воспитателю и тому мальчику.

Компьютеры за пару последних десятилетий по-настоящему захватили мир. Мерцающие экраны телевизоров, компьютеров, ноутбуков, телефонов и планшетов окружают нас повсюду – это реалии, и от них даже при всем желании никуда не деться. В непростом положении оказались современные родители: к стандартной проблеме «отцов и детей» прибавилось абсолютное непонимание мира, в котором живут современные подростки. Да, они так же общаются, ходят в школу и влюбляются, и всё же – они кардинально другие. Больше знают, и их осведомленность в некоторых вопросах порой даже пугает. Меньше гуляют и почти не читают книги. Зачем? Для общения есть социальные сети, а ответ на любой вопрос дадут поисковики. Как понять своего ребенка, так внезапно ставшего подростком? Где грань между действительно необходимым и опасным количеством времени, которое занимает компьютер в его жизни? На эти и другие вопросы, волнующие родителей детей-подростков, мы и постараемся ответить в данной статье.

Компьютер в жизни подростка

Подросток сидит за компьютером (ноутбуком или планшетом) – не правда ли, знакомая и даже банальная картина? Однако если вы видите своего ребенка уткнувшимся в экран постоянно, это начинает по-настоящему пугать.

Давайте разберемся, почему же нынешние подростки так много времени проводят за компьютером. Возраст 13-16 лет – один из самых сложных в жизни человека. Вчерашний ребенок отдаляется от родителей, становясь всё более самостоятельным. Он начинает жить своей, отдельной жизнью. Жить без родителей подростку пока рановато, поэтому выходом становятся частые встречи с друзьями и/или побег в виртуальную реальность. И пусть общение там является поверхностным, для многих молодых девушек и парней оно становится основным окном в мир, дает возможность раскрепоститься и почувствовать себя более значимым. Психологи считают возраст 15 лет пиковым в отношении интернет-общения; впоследствии (теоретически) происходит постепенное угасание интереса к нему.

Скажем так: беспокоиться и контролировать время, проведенное ребенком за компьютером нужно обязательно. Подросток – это еще не взрослый человек, и ответственность за его здоровье несут именно родители. Вы должны дозировать количество экранного времени в жизни своего ребенка. Кроме того, необходимо объяснить ему об основных правилах поведения в Сети: осторожности в общении с незнакомцами, нежелательности сообщения личных сведений даже в приватной переписке. Если подросток очень любит играть на компьютере, ваша задача – проследить, в какие именно игры. Жестокие и кровавые необходимо пресекать на корню. Вообще родителям желательно как можно раньше объяснить подростку, что компьютер необходим в первую очередь для решения рабочих вопросов, а не для игры.

Веские основания для тревоги появляются тогда, когда ребенок становится по-настоящему зависим от веб-общения или компьютерных игр. Он сидит у монитора часами, хочет всё время быть «онлайн» и почти не общается с домашними. В таком случае родителям следует разобраться в причинах, толкнувших подростка в экранный мир и предпринять меры по «вытаскиванию» его оттуда.

Влияние компьютера на здоровье и психику подростков

Современные технологии вошли в каждый дом, и компьютеры в наше время являются неотъемлемой частью жизни. Однако не стоит забывать, что любой вид техники – это лишь средство, и только от нас зависит, будет ли оно приносить пользу или медленно разрушать наше здоровье и психику. В отношении детей и подростков всё в руках их родителей.

Компьютер, несомненно, влияет на подростков, что имеет как плюсы, так и минусы. Несмотря на тревоги родителей, в увлеченности молодых людей и девушек виртуальным миром есть следующие положительные стороны:

1) Интеллектуальное развитие . Разумный подход к использованию компьютера и Интернета позволяет получать огромное количество полезной информации, которая может пригодиться в учебе и реальной жизни. Современные подростки по сравнению с их родителями знают намного больше, хотя эти знания и можно назвать довольно поверхностными.

2) Возможность раскрепоститься . В Интернете подросток, имеющий проблемы с социальной адаптацией, получает возможность стать другим, раскрыться, найти друзей и даже любовь. Ощутив себя интересной личностью, пусть и в суррогатном общении, он может обрести большую уверенность в себе в реальном мире.

И всё же отрицательное влияние компьютера на детей и подростков очевидно. Бесконтрольное количество времени, проводимого у монитора, имеет следующие минусы:

1) Проблемы с концентрацией внимания . Частая смена ярких картинок на экране монитора вполне ожидаемо вызывает рассеянность и ухудшение способности сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности. Причем неважно, о ком идет речь – дошкольнике, школьнике или даже студенте. Эдвард Свинг из Государственного университета Айовы провел исследование концентрации внимания детей, смотревших телевизор или игравших в видеоигры менее чем 2 часа в день (рекомендованные Американской академией педиатрии (AAP)) с теми, кто тратил на это времени больше двух часов:

В этом же исследовании была замечена следующая закономерность: школьники средних классов в среднем проводили у телевизора или компьютера 4,26 часа ежедневно, а студенты – уже 4,82 часа.

Профессор педиатрии Димитри Кристакис из Университета Вашингтона указывает на тревожный факт:

«Расстройство гиперактивного дефицита внимания (ADHD) сегодня встречается в 10 раз чаще, чем всего лишь 20 лет назад».

2) Ухудшение зрения . И в этом отношении всё очевидно – глаза современных школьников адаптируются к разглядыванию мерцающей картинки на близком расстоянии. Глазные мышцы практически не работают. Близорукость молодеет с каждым годом, и глупо отрицать взаимосвязь этого факта с популяризацией компьютеров, телефонов и планшетов.

3) Снижение эмоциональности, стандартизация мышления . Компьютер при всей сложности своего устройства – машина. Он выдает человеку четкие, логичные и отнюдь не творческие решения. Ни одна игра, никакое общение в соц.сетях не может передать всех тонкостей, свойственных многогранности мира и личности человека.

Заведующий отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков Анатолий Григорьевич Мазур в интервью известному отечественному психологу Татьяне Львовне Шишовой высказал следующее мнение:

«Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше».

4) Риск возникновения игромании или интернет-зависимости . Чем раньше у ребенка появляется компьютер, телефон или планшет, тем больше вероятность привыкания и формирования устойчивость привязанности к электронным гаджетам. Наиболее тяжелые формы зависимости могут даже потребовать специализированного лечения.

5) Проблемы с учебой, трата всего свободного времени на компьютер . Этот аспект частого пребывания подростка в виртуальном пространстве невозможно отрицать. Компьютер очень затягивает, а уж молодых людей с несформированной психикой – тем более. Результатом становится желание проводить у монитора всё больше и больше времени, отсутствие интереса и мотивации к учебе.

Конечно, желательно, чтобы собственный компьютер появился у ребенка как можно позже. Чем старше человек, тем меньше вероятность того, что он станет зависимым от Интернета и компьютерных игр. Если же ваш ребенок-подросток уже давно «на ты» со всеми современными цифровыми устройствами, не забывайте о том, что именно вы должны стоять на страже его здоровья и следить, чтобы компьютер использовался не как игрушка, а как полезное техническое устройство.

Зависимость от компьютера у подростков

Подростки, обладающие «пограничной» психикой, наиболее восприимчивы к разного рода воздействиям и зависимостям. Почему же именно компьютер становится для детей и подростков столь притягательным? Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Российской медицинской академии постдипломного образования, президент Фонда социальной и психической помощи семье и детям Юрий Степанович Шевченко отвечает на этот вопрос следующим образом:

«Прежде всего, он (компьютер) дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр – от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. <…> Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути, так сказать, «радостного взросления».

Если родители не стремятся оградить отпрыска от губительного влияния планшета и ноутбука, проводят большую часть своего времени на работе и считают, что компьютеры несут подрастающему поколению только пользу, результат будет закономерен. В группе риска – подростки, имеющие сложности в реальном общении. Ваш ребенок застенчив или, напротив, дерзок и находится со сверстниками в состоянии постоянной «холодной войны»? Тогда компьютер может стать для него главным способом коммуникации с окружающим миром.

Что делать, если вы подозреваете компьютерную (интернет) зависимость у ребенка? Отключение Интернета в данной ситуации – не выход, так вы только вызовете у подростка озлобленность и отдалите его от себя. Специальные программы, обещающие «родительский контроль», тоже далеко не панацея, ведь нынешние подростки очень быстро учатся их обходить.

Если речь идет о настоящей зависимости, скорее всего, ребенку сможет помочь только специалист, а конкретно – психолог. Но чаще всего проблема еще не столь запущена и может быть решена в рамках семьи. Договоритесь с подростком о том, сколько времени он будет проводить у монитора. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше, ведь с возрастом устанавливать ограничения будет всё сложнее. Старайтесь проводить больше времени всей семьей: никакая работа не может быть важнее, чем собственные дети.

Как отучить подростка от компьютера?

Всё чаще родители спрашивают, как отучить подростка от компьютера. В первую очередь, нужно задать самим себе другой вопрос – когда ваш ребенок был «упущен» и почему он начал проводить так много времени у мерцающего экрана? Уверения в важности современных технологий в учебе и необходимости приучения детей к компьютеру с малых лет являются совершенно необоснованными. Телевидение, компьютерные игры и Интернет всегда становятся средством, компенсирующим дефицит чего-либо в жизни подростка. И вот с этим дефицитом-то и следует бороться.

Но что же делать, если ребенок уже плотно «подсел» на электронные гаджеты и не представляет своей жизни без любимых игр или соц.сетей? Как подростка оторвать от компьютера? К сожалению, это невозможно сделать как по мановению волшебной палочки. «Иммунитет» от пристрастия к кибермании формируется в семье. Если родители сами склонны проводить свободное от работы время у телевизора или за компьютером, странно будет ожидать от подростка, что он будет вести активный образ жизни, заниматься спортом и поддерживать замечательные отношения с друзьями в реальной жизни. Начинать в воспитании как самых маленьких детей, так и подростков следует, прежде всего, с самих себя. Конечно, не самый приятный совет, зато правдивый. Станьте такими родителями, которым хочется подражать. Это не панацея от компьютерной зависимости подростка, но важный вклад в формирование его представлений о реальности.

Родителям, ведущим активную жизнь (работа, спорт, встречи с родственниками и друзьями), казалось бы, не на кого пенять. Как отвлечь подростка от компьютера в таком случае? Постарайтесь мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку найти интересное занятие, не связанное с «затянувшей» его игрой или соц.сетью. Возможно, подросток достаточно интеллектуален, чтобы заняться, например, созданием собственных сайтов или изучить какую-либо сложную программу (например, Фотошоп или программу для создания видеороликов). Всячески стимулируйте выход своего ребенка в реальную жизнь: молодой девушке будет приятно получить в подарок от родителей абонемент в фитнес-клуб, а юноше – в тренажерный зал. Концерты, тренинги, спортивные секции – вот замечательные способы отвлечь подростка от тяги к электронным гаджетам.

О влиянии компьютера на человека, а в особенности, на неокрепшую психику подростка говорить можно много. Но нельзя и отрицать тот факт, что современные технологии стали по-настоящему незаменимы, и пути назад у нас нет. Другой вопрос, как мы и наши дети будем использовать достижения современной цивилизации – себе во благо или же напротив, превращаясь в придаток умной машины.

Мы не можем собрать вещи и увезти своего ребенка в какую-нибудь глушь, где нет компьютера и Интернета. Запреты, крики, выдирание проводов – «методы» борьбы, абсолютно неэффективные в отношении подростков. Лишь создание теплого микроклимата в семье и культивация настоящих, а не экранных ценностей может сохранить целостность формирующейся личности. Любите своего ребенка, дарите ему свое время и внимание, подавайте положительный пример, живя активно и весело – и тогда компьютер в вашем доме не станет камнем преткновения. Желаем вашим детям-подросткам яркой юности, в которой живое общение будет всегда преобладать над получаемым через экран монитора!

С точки зрения детей - родители настоящие тираны. Что бы ты ни делал, всему ты посвящаешь слишком много времени. Гуляешь долго, компьютер и телевизор - вообще первые враги. И невдомек детишкам, что родители обеспокоены не тем, что ребенок играет в компьютер, а тем, что играет ВСЕ ВРЕМЯ. Как легко и без истерик отучить его от этого?

Доступ запрещен
По мнению ученых, чрезмерное общение с телевизором или компьютером влечет за собой множество страшных болезней, которые могут развиться у ребенка. Среди них ухудшение зрения, неврологические и психические проблемы и многое другое. Американские ученые рекомендуют проводить за компьютером не более двух часов в день. Российские медики более суровы - до трех лет и телевизор, и компьютер строго запрещены, а затем до семнадцатилетнего возраста, оба «ящика» разрешены по час-два в день. Но для большинства родителей компьютер и телевизор все-таки остаются проблемой, потому что рекомендации врачей их чада напрочь игнорируют. «Все время играет! Ничего не нужно!» - жалуются родители. Впрочем, психологи склонны винить в детских пристрастиях самих родителей. Подобное происходит только потому, что на телевизор и компьютер родители благополучно переложили свои воспитательные функции. И радикальными запретами в духе «Я тебе сказала!» проблемы не решить. Ограничения на просмотр должны быть законом, уважение к которому воспитывается с самых малых лет. Если раньше, когда ваш ребенок был совсем крохой, вам было проще включить ему мультики, чем почитать сказку или поиграть, то теперь не стоит удивляться, что, повзрослев, он стал все сильнее сближаться с «ящиком» и отдаляться от вас.
Что делать?
Понимать изначально, что ребенку нужно посвящать время. Если вместе с ним гулять, постоянно подкидывать ему интересные хобби, вроде рисования, лепки, музыки или спорта, малыш сможет переключиться на реальный мир. Затем рекомендуется пообщаться с ним на тему вреда, который причиняют телевизор и компьютер. Причем не только физического. Например, можно попробовать убедить ребенка, что делать что-то руками гораздо лучше, ведь это можно потрогать, это может получиться красивым, это можно показать окружающим. А компьютерная игра, будь она даже самой красивой и навороченной, всего лишь временное развлечение, которым можно изредка побаловаться. Специалисты рекомендуют быть мягким в этом разговоре и включать «родительский авторитет» только в самом крайнем случае. И особо отмечают, что речь идет не о полном запрете, а о расстановке приоритетов. О том, чтобы воспитать в ребенке понимание разницы между реальной и виртуальной жизнью.
Я московский озорной…
С улицей все гораздо сложнее. Потому что именно она представляется альтернативой компьютерным играм и просмотрам телепередач. Но если ребенок «блуда» и постоянно пропадает невесть где, родители тоже начинают беспокоиться. Здесь проблема лежит далеко не в «разгульном» образе жизни вашего чада. А, во-первых, в безопасности ребенка, во-вторых, в его пунктуальности и, в-третьих, в авторитете родителей. Ведь каждый родитель перед тем как выпустить ребенка на прогулку, обязательно оговаривает время. И если юнец считает возможным не предупредить о том, что задерживается, у старшего поколения намечаются явные проблемы с воспитанием в нем пунктуальности и ответственности. Если хочется погулять еще, необходимо предупредить об этом. Родители либо разрешат, либо нет. К такой дисциплине приучать необходимо с самых первых дней, когда ребенок начинает гулять еще с мамой или кем-то из старших: домой надо идти во столько, во сколько было запланировано, и не поддаваться на уговоры ребенка, который еще не доиграл. Когда ваше чадо начинает гулять самостоятельно, научите его планировать свое время и пользоваться часами. Небольшие недорогие наручные часики не повредят. Желательно чтобы они были противоударными. В крайнем случае, мама, зовущая ребенка домой, тоже подходит.
Обсудите с малышом «маршрут» его путешествия, познакомьтесь с ребятами из компании, с которой он гуляет, напоминайте о правилах поведения на дороге и правила поведения с незнакомыми людьми. Лучше всего, если вы сможете постоянно поддерживать прямую связь с ребенком. Недорогой сотовый телефон также сможет подойти, а заодно и заменит часы. Делать это рекомендуется твердо и ненавязчиво, чтобы постоянные напоминания не вызывали раздражения и, как правило, обратной реакции.
Дисциплинированность и уважение к родительскому мнению - не только основа детского послушания, но и залог здоровья и безопасности. Но внедрять их следует не драконовскими, а либеральными методами. Ребенок должен понимать, что данные ограничения - это закон, а не наказание.

У современных детей полно соблазнов - телевизор, виртуальные игры, всяческие 3D и 7D кинотеатры. Это все заменяет им реальность и создаёт много сложностей в развитии. Большинство родителей порой чувствуют беспомощность и не знают как отучить ребёнка от компьютера.

Причины

Для начала попробуем рассмотреть причины, по которым возникает эта зависимость и каковы последствия, к которым она приводит:

  • Может возникать при неудовлетворённости окружающим миром. У детей высокая потребность в самовыражении. И не всегда они умеют направить свою энергию в продуктивную реализацию себя и своих мыслей. Они легко могут подпадать под влияние и увлекаться. В игре им хорошо, они там сильные и успешные. Ведь в крайнем случае можно вернуться и переиграть. Со временем игровой мир меняет их мировоззрение и вытесняет реальность. Последствиями служит то, что в реальности они испытывают сложности в общении со сверстниками и ощущают себя слабыми.
  • Напряжённая атмосфера в семье толкает их на побег в виртуальный мир. Сложные отношения с родителями или друзьями - для ребёнка это колоссальный стресс. Он нуждается в месте, где сможет расслабиться и забыть о проблемах. Социальные сети или игры помогают им самоизолироваться от окружающей и сложной для них действительности.

Последствия

Последствия психологического характера

  • Со временем ребёнок становится раздражительным, агрессивным, очень быстро устаёт. Пропадают ощущения радости, беззаботности и прелести детства.
  • Может возникать мнимое превосходство над другими. Как полярность их реальной очень низкой самооценки.
  • Наблюдаются нарушения сна.
  • Теряется интерес к другим занятиям и людям.
  • Даже если в данный момент ребёнок не за компьютером он всеми мыслями погружен в игру. Он размышляет о том, какой уровень его ожидает, что он дальше будет делать…
  • При угрозе, что любимую игрушку отберут или выключат, может ощущать панику или проживать депрессивные состояния.

Физические заболевания

  • При длительном контакте с экраном монитора ухудшается зрение, возникает синдром «сухого глаза».
  • Проявляется искривление позвоночника, и соответственно нарушение осанки.
  • При нарушении питания могут возникать запоры или диарея.
  • Малоподвижный образ жизни вполне может спровоцировать ожирение.
  • Дети с компьютерной зависимостью страдают хронической усталостью.

Влияние компьютерной реальности на неокрепшую психику ребёнка достаточно существенны, более подробно вы можете ознакомится с последствиями в предыдущей . И более подробно о влияние такой зависимости на здоровье ребёнка в другой .

Признаки зависимости

  • Когда родители зовут, а ребёнок выражает нежелание отвлекаться от компьютера.
  • Становится раздражительным, если всё-таки отвлекли или забрали электронную игрушку.
  • Не может точно сказать, через сколько освободится или закончит игру.
  • Забывает об учёбе, других увлечениях, друзьях. Пренебрегает отношениями с другими.
  • Ест только за компьютером.
  • Ощущает эмоциональный подъём в основном во время игр в виртуальной реальности. Может даже испытывать эйфорию.

Стадии зависимости

Существуют стадии развития привязанности к виртуальной реальности:

  1. Стадия лёгкой увлечённости. Носит ситуационный характер. Игра пока не составляет список ценностей, но при этом уже хочется повторить действия, благодаря которым испытал удовольствие. Вследствие этого ребёнок начинает играть все чаще, уже не случайным образом попадая к монитору.
  2. Стадия увлечённости. В это время формируется новая потребность, которой прежде не было в системе ценностей ребёнка - виртуальная реальность. Процесс игры уже носит систематический характер. Активно может предпринимать действия для того, чтобы всегда был доступ к компьютеру.
  3. Стадия зависимости. Становится раздражительным и вспыльчивым. Меняется ценностная система. Могут играть совместно с другими игроками по сети, конкурируя таким образом. В таком случае поддерживается связь с социумом и маловероятно, что удастся уйти от реальности. А могут самоизолироваться. Тогда нарушается взаимодействие с окружающим миром. Игра для них становится базовой потребностью. Психика начинает отражать виртуальную реальность. Если отбирают компьютер – могут возникнуть депрессия. Порой приводит к патологиям, вплоть до .
  4. Стадия привязанности. Начинает проявляться угасание в игровой потребности. Полностью отказаться от компьютера ещё невозможно, но при этом играет намного реже. Эта стадия может никогда и не завершиться. При выходе новой игры зависимость может активизироваться, а после её прохождения снова угасать.

Итак, как отвлечь ребёнка от компьютера, если он успел познакомиться с виртуальной реальностью или телепередачами, что в общем-то схоже?


Будьте готовы к тому, что это длительный процесс. Он требует много энергии и внутренних ресурсов. И прежде всего вашей готовности меняться и вкладываться в процесс воспитания. Ребёнок в силу своей несамостоятельности не может устроить свой досуг правильно, он выбирает пути наименьшего сопротивления — садиться за гаджеты. Поэтому обеспечить здоровый досуг, в том числе и личным примером, — обязанность родителей.

Положительный пример родителей играет важную роль. Ведь как отвлечь ребёнка от компьютера, если вы сами постоянно проводите время за монитором или имеете другие вредные привычки? Совместный активный образ жизни поможет добиться результатов.

Если ребёнок не реагирует на ваши предложения и замечания, и предыдущие рекомендации не помогли – в таком случае стоит обратиться к специалисту. Речь идёт о серьёзной зависимости, с которой сложно справиться в одиночку. Психологи и психотерапевты помогут с помощью коррекционных методик преодолеть такой сложный период вашей жизни и жизни ребёнка.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Обычно компьютерная зависимость у детей возникает в 10-16 лет. И в этом нет ничего удивительного – подростковая психика еще недостаточно устойчива. Однако медицинская статистика неутешительна – среди игроманов все чаще можно встретить младших школьников и даже дошколят.

Сегодня мы поговорим о том, как избавить ребенка от компьютерной зависимости, разберемся в источниках ее возникновения и узнаем советы специалистов по ее профилактике.

Тема чрезмерного увлечения компьютером становится актуальнее с каждым днем. Например, недавно произошла громкая трагедия: девятиклассник убил мать и успел тяжело ранить отца только за то, что они запретили ему сидеть за компьютером.

По словам психолога, беседовавшего с юным игроманом, у подростка сформировалась игровая зависимость. Он практически утратил связь с реальностью и считал свои поступки продолжением игры. Психическое расстройство усугубилось тем, что ребенок постоянно играл в жестокие «стрелялки» (шутеры).

Опровергнуть или подтвердить наличие у ребенка этого заболевания можно только после консультации у психолога. Однако и в домашних условиях родители могут обратить внимание на явные симптомы зависимости.

  1. Ребенок сидит за монитором более трех часов в день, не учитывая выполнение домашних заданий.
  2. Подростку нужно, чтобы компьютер работал в фоновом режиме. Поэтому ребенок включает его сразу после пробуждения, возвращения с занятий.
  3. Любые попытки взрослых ограничить время, проводимое за экраном, часто заканчиваются ссорами, скандалами и острыми конфликтами с подростком.
  4. У школьников резко снижается количество социальных контактов, поскольку общение происходит в мессенджерах, соцсетях.
  5. Дети не способны занять себя в отсутствие гаджетов. Настольные игры, книги и другие развлечения им попросту не интересны.
  6. Зачастую ребенок пренебрегает домашними обязанностями, уроками в пользу еще одного сеанса игры.
  7. Практически все взаимодействие со сверстниками сводится к обсуждению новинок игровой индустрии, компьютерной техники.

Читайте также: Что делать, если у вас стеснительный ребенок?

Основные типы компьютерной зависимости у детей

Перед тем как рассуждать о способах решения проблемы и выслушивать советы психологов, нужно понять, какой именно вид зависимости существует у вашего ребенка.

По мнению специалистов, нездоровое увлечение компьютером бывает двух основных типов.

  1. Игровая зависимость у детей (кибераддикция) проявляется в нездоровом влечении к компьютерным игрушкам. Подросток может часами сидеть за монитором, забывая про учебу и даже прием пищи. Кибераддикция, в свою очередь, бывает двух видов:
    • увлеченность неролевыми играми (аркады, головоломки, на быстроту реакции), когда ребенок радуется прохождению игры или получению максимального количества очков;
    • зависимость от ролевых игрушек, когда дети играют за определенных героев, целиком погружаясь в виртуальность.
  2. Сетеголизм (зависимость от Интернета) наблюдается у школьников, испытывающих сложности во взаимоотношениях с ровесниками. Подросток проводит все свободное время (до 14-15 часов в сутки) на форумах, в чатах и соцсетях. Он общается, скачивает музыку и фильмы, заводит виртуальные знакомства. Явные признаки – постоянная проверка электронной почты, неодолимое желание выйти в сеть с компьютера, планшета или телефона.

Чем опасна компьютерная зависимость для детского здоровья?

Самое очевидное последствие постоянного пребывания за монитором – это нарушение зрения. По данным Министерства здравоохранения РФ, среди сегодняшних подростков широко распространен «компьютерный зрительный синдром», среди симптомов которого – резь в глазах, слезоточивость и постоянные головные боли.

Однако проблем со здоровьем из-за компьютера возникает гораздо больше. По мнению авторитетного английского психолога Эрика Сигмана, компьютерная зависимость у детей может вызвать:

  • ожирение, поскольку дети, уставившись в экран, не гуляют, не играют, а механически поедают то, что лежит у них в тарелке;
  • ослабление иммунитета, а значит, подверженность простудным и инфекционным заболеваниям;
  • проблемы с памятью, концентрацией внимания, и, как следствие, трудности с учебой;
  • бессонницу;
  • аутизм.

Читайте также: Что делать, если ваш ребенок врет, и как отучить его лгать?


Влияние компьютера на психику ребенка

  • Ребенок реже контактирует со сверстниками, происходит замена реальной жизни на виртуальную. Это, в свою очередь, усиливает увлечение компьютером – время, проведенное без него, кажется потерянным зря.
  • На фоне социальной дезадаптации у некоторых школьников появляется неоправданная агрессия, жесткость и прочие антисоциальные поступки.
  • Педагоги уверены, что чрезмерная увлеченность компьютером приводит к снижению грамотности. Дети пишут с ошибками, так как уже привыкли к автопроверке орфографии.

Советы психолога по избавлению от компьютерной зависимости

Не можете отучить детей от бесконечных игр и общения в соцсетях? Прежде всего, необходимо понять, что стало причиной появления этой вредной привычки. Среди ее источников – неуверенность в себе, сложные взаимоотношения с домочадцами, неумение выстроить отношения с одноклассниками. Родителям в подобных ситуациях необходимо поддержать подростка и помочь разобраться с неприятностями.

  1. Первый шаг – признать всей семьей существование зависимости и выработать меры по борьбе с ней. Сразу предупреждаем, что лечение сетеголизма и кибераддикции – долгий и очень кропотливый труд.
  2. Не стесняйтесь обратиться к психологу или психотерапевту. Во-первых, специалист подтвердит или опровергнет ваши подозрения, во-вторых, он со стороны увидит ситуацию, выяснит причину зависимости и назначит лечение.
  3. Не следует критиковать, ругать, а тем более физически наказывать детей. Подобные действия только усугубят проблему и отдалят подростка от родителей, вынудив его еще больше замкнуться во внутреннем мире.
  4. Сблизиться с детьми поможет неподдельный интерес к их увлечению. Это повысит доверие к взрослым, а значит, подростки с большей охотой станут делиться своими эмоциями и с большей вероятностью будут следовать родительским советам.
  5. Пустоту, которая появится после отказа от игр, нужно заполнить другим увлечением. Это могут быть спортивные или творческие занятия, чтение книг, клуб по интересам.
Рассказать друзьям