Весенние музыкальные игры для детей в доу. Музыкальные игры для дошкольников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и при этом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Левина Р.Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: “При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов”.

Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. “ Формирование узловых образований , - отмечает далее Р.Е. Левина,- позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта” (т.е. коррекции речевого недоразвития).

СЛОВАРЬ:

Слуховое внимание - умение определять на слух звучание и его направление.

Фонема - звук, умение различать каждый звук в слове.

Фонематический слух - способность различать и узнавать фонемы в словах ([д], [о], [м]), понимать

Смысл слов.

Фонематическое восприятие - умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит - [к`] - мягий, согласный звук, [и] - гласный звук, [т] - твёрдый, согласный звук; первый звук - [к`], второй - [и], третий - [т].

Дети 5-7 лет могут :

  1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).
  2. Делить слова на слоги.
  3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  4. Придумывать слова на заданный звук, слог.
  5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).

6. Анализировать звуковой состав слова.

  1. Давать характеристику звуков:

Гласный звук, обозначаем красной фишкой;

Твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;

Мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.

8. Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол . В предложении 4 слова.

Первое слово - карандаш;

Второе слово - упал;

Третье слово - под (короткое слово);

Четвёртое слово - стол.

9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».

Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности:

1.Формирование фонематического слуха:

  • развитие навыка узнавания неречевых звуков;
  • различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
  • различение слов близких по звуковому составу;
  • дифференциация фонем;
  • дифференциация слогов.

2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение отдельных звуков;
  • различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой - звонкий, твёрдый - мягкий);
  • построение моделей (схем).

Игра «Будь внимательным!».

Цель : Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р]:

л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.

Игра «Назови картинки».

Цель : Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.

Игра «Придумай слово».

Цель : Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.

Игра «Назови первый звук в слове».

Цель : Учить выделять первый звук в слове.

Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот - [К], иголка - [И].

Игра «Назови последний звук в слове».

Цель : Учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом - [М], слон - [н].

Игра «Прохлопай слово».

Цель : Учить делить слова на слоги.

Прохлопай слово и назови количество слогов в слове

(можно потом с усложнением - назови каждый слог в слове). Например: собака - 3 слога.

Правило : сколько гласных звуков столько и слогов.

Игра «Найди пару».

Цель : Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Ребёнку предлагаются парные картинки: коза - коса, мишка - мышка, мак - рак, дом - дым, миска - мишка, люк - лук, галка - галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.

Игра «Найди слово».

Цель : Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].

Игра «Разложить картинки».

Цель : Учить дифференцировать звуки в словах.

Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] - [Ш], [З] - [З`].

Игра «Добавлялки».

Цель : Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и т. д.

Игра «Определи место звука в слове».

Цель : Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Определить, где «живёт» заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Кому подойдёт квартира?».

Цель : Научить определять количество звуков в слове.

У детей - картинки различных животных. Взрослый показывает домик. Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное), затем - назвать каждый звук отдельно.

Игра «Цепочка слов».

Цель : Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.

Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр - рыба - арбуз - зонт и т.д.

Игра «Отгадай слово».

Цель : Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.

Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Назови слово».

Цель : Учить называть слова с определённым количеством слогов.

Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша), с 3 (молоко, булочка).

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира , а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина, и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или в симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. "Марш деревянных кубиков", "Полька цветных карандашей" или "Скрипучее рондо" - такие пьесы увлекут не только малышей.

Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь... А как ночь звучит? Переливается бархатно - черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть "разговор двух кузнечиков", "хор планет", "танец травинок", "марш муравьев"? Кажется невероятным, но можем, и легко.

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики "разговаривают" друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой раскажут, как осенью грустно шуршат листья под ногами. Стоит только прислушаться - и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, а в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным листиком.

Сам педагогический процесс "омузыкаливания" бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох, звон) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще не доступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формирования и образования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: "Это моя музыка!"

Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания. Построение подобных композиций составляет лишь одну из форм активного музицирования детей. Дети творят свою музыку на том уровне выразительности, который можно назвать первично универсальным, открывая для себя известные элементарные интонации.

Мы не можем, не имеем права ожидать от детей мелодий, произведений, похожих на музыкальные шедевры. У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на нее лишь в незначительной степени распространяются наши понятия о прекрасном.

У нее есть главный смысл – прикладной, она помогает детям изучать и исследовать мир, а также формировать свое к нему отношение средствами музыкально – дидактической игры.

Импровизация, которая в своей сути есть игра, основанная на варьировании, преображении, пересочинении, более всего соответствует детской модели познания мира. Импровизационное обучение имеет не только чисто музыкальный смысл, его значение гораздо шире и затрагивает сферу формирования внутренних качеств личности.

Одновременно творческое музицирование как музыкально - эстетическая игра не может не стремиться к неким качественным характеристикам. Как определить качество музицирования с детьми, которые мало что умеют? Что способно выступить в данном случае эталоном оценки? Можно попытаться выразить качество через предельно обобщенное условие: самое простейшее (пусть это будут два звука на барабане) должно быть одухотворено и организованно . В этих словах заключена вся философия творческой работы с детьми.

Игры звуками - это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу "плохо или хорошо" ты что-то сделал. Игры звуками - это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям :

Изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них

Бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных

Инструментов (орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного

Аппарата);

Приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;

Исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков

Игры на инструментах;

Развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного.

С точки зрения методики игры звуками основываются на принципах элементарной импровизации, фактически и являясь ею.

Ключевая фраза "сыграй, как ТЫ хочешь" запускает весь механизм этой импровизации.

Целесообразная последовательность действий педагога в словах, побуждающих детей к определенным действиям:

1. "Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные" (работа со всей группой одновременно).

2. "Сыграй музыку на инструменте - как ты хочешь" (свободные индивидуальные соло по кругу, спонтанная комбинаторика).

3. "Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь" - ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди.

4. "Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них "музыку дождя", "песню ветра", "танец ежика", солнечный свет", "маленькую ледяную симфонию", "твое сегодняшнее настроение", "радостную мысль".

Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций типа "кап-кап", "тик-тик", имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом, к постепенному увеличению степени опосредствования ассоциативной связи.

5. "Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение" - здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.

6. "Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь" - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса (более свободная комбинаторика, обусловленная необходимостью реагировать на действия партнера).

Игры звуками, являясь первичной формой импровизации, базируются на нескольких фундаментальных принципах :

Формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к

Игровому материалу, который создает фундамент для творчества;

Коллективно-распределительный характер элементарной импровизации,

Позволяющий принимать в ней участие каждому;

Простота и доступность.

Поиск, свободные образные ассоциации и свободное комбинирование составляют механизм детской импровизации.

Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои "орудия" - детские музыкальные инструменты, с помощью которых учатся данному виду деятельности. Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают орфовские штабшпили - металлофоны и ксилофоны со съемными пластинами, созданные специально для детей. Эти инструменты откликаются на малейшее прикосновение чудесными звуками: по ним можно играть палочками, подушечками и косточками пальцев, просто щелчками и даже кулачками.

Условиями простоты, доступности и вариативности отвечают также и шумовые инструменты. Внешняя привлекательность и необычность инструмента - главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструмента, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются главными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще ему нужен инструмент. Одновременно существует и связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребенка (безотносительно к его возрасту), чем ниже общий уровень развития его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начинать его музыкальное обучение.

Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности детей ритм выступает как ее фундоментальная основа, то и первыми инструментами детей становятся шумовые во всем их богатстве и разнообразии. К тому же преждевременное использование сложного инструмента может тормозить естественное развитие музыкальности детей. Для них будут упущены навсегда многие возможности, которые открываются только с помощью простейших инструментов.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковы тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, тон-блоки, маракасы, ручные барабаны и тарелки и т.д.

"Шумовой этап" в обучении не бывает коротким, его невозможно завершить в течение нескольких занятий. Это связано с тем, что с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей постепенно осуществляется прохождение ряда важных этапов, что требует времени.

Так, формирование метроритмического чувства занимает несколько лет, и все это время шумовой инструмент будет лучшим помощником педагога. Полноценная работа над тонкостью, чуткостью тембрового слуха, подготовка его к более сложному слуховому познанию также не ограничивается знакомством с инструментами в течение одного - двух занятий.

Что касается развития первичных навыков элементарной импровизации в играх звуками, то и здесь только шумовые инструменты могут прийти на смену звучащим жестам. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определенного смысла (дождь, часы, гром, ручей и т.д.). Позже дети способны устанавливать и опосредственную связь между звучанием и моделируемым звуковым образом (хор планет, музыка звезд, песенка светлячка и т.п.).

Детские музыкальные инструменты на самом первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова . Музыкальными игрушками , которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождается звуки, не боясь, что сломают инструмент. А если и сломают, то смогут сделать подобный, из незатейливых подсобных материалов.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. Внашей современной жизни для звукотворчества возможностей неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться все:

Различная бумага (целафан, пергамент, газета, гофре и пр.).

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки различной толщины, брусочки.

Коробочки из разных материалов(картонные, пластмассовые, металлические,

Баночки от йогурта, от шоколадных яиц)

Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.

Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них,

Различная крупа, камешки, ракушки.

Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, гайки).

Металлические банки разных размеров.

Стеклянные бутылки и фужеры.

Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.

- И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!

Речевые упражнения представляют собой очень эффективную форму творческой работы с детьми . В ее основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Ритмизованная и омузыкаленная инструментами речь является чудесной музыкой.

Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух одна из основ слуха музыкального.

Из своего самого первого опыта ребенок черпает и учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относится: темп (агогика), ритм, регистр, темп, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, штрихи, динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма.

Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса. Ее можно определить как музыкально - педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется. В музыкально-речевых пьесах удачно могут сочетаться речь, музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства, звукоподражания.

Основой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Для речевого музицирования с дошкольниками вовсе не годятся изысканно-утонченные стихи, даже если они об игрушках, капельках или осенних листьях. Символический смысл таких стихов детям просто не понятен, поэтому их использование, как правило, интересно более педагогу, чем детям.

Речевые упражнения служат основой для постижения богатства и разнообразия ритмов и интонаций, воспитания интонационного, полиритмического и полифонического слуха, подготовки голосового аппарата к пению; дают представления о первичных музыкальных структурах и способах развертывания форм, фактуре; служат надежным мостиком для самостоятельных действий детей в импровизациях.. Они прекрасно поддаются систематизации, распределению по уровню сложности, являясь незаменимой по педагогической ценности формой работы с детьми.

Тексты в речевых упражнениях выполняют поддерживающую и обучающую функцию, помогая прояснить и интуитивно осознать семантику выразительных средств. Хороший, сразу заинтересовывающий детей текст, является лучшей предпосылкой для плодоряяя2орного мяяяязицирования. При выборе текста следует принимать во внимание как содержательную, так и звуко - ритмическую сторону. Из опыта многих педагогов известно, с каким воодушевлением дети воспринимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские, чепуховые рифмы (эне-бене-раба, мисли-масли- компа-тели, хоккери-доккери) с удовольствием ими принимаются и музыкально обрабатываются. Об этом, в частности, очень подробно писал К.Чуковский в книге "От двух до пяти", посвященной формированию и развитию детской речи. Интересную мысль о естественной природе такой игры высказал музыковед М.Харлап: "Между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуками. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки ».

Именно поэтому речевое музицирование начинается с игр фонемами, фонемными слогами - этот огромный арсенал звуковых средств, с первых же занятий образует активный "инструментальный" словарь ребенка для импровизаций.

Предварительный просмотр:

Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Особая легкость для детей работы с речевыми ритмами кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм.

Речевой канон доступен даже дошкольникам, способствуя формированию распределенного дифференцированного внимания.

Формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения.

Язык жестов, телесно – пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово. Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению координации между вербальным и невербальным общением.

А какое увлекательное занятие - танцевать стихи! Вот, например текст, в размере три четверти дети импровизированно танцуют, а один – два ребенка сопровождают их танец импровизацией на металлофонах.

Снег так искрится зимой и блестит,

Сотнями искорок ярко горит!

Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности, способствуя индивидуальной интерпретации образа, эмоциональному самовыражению. Она превращает речевую пьесу в театрализованную игру, вплотную приближая речевое музицирование к импровизированному театру. Общность выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и легкость речевого импровизирования являются основой для творческих действий детей.

Поиск пластического сопровождения текста - является способом эмоционального вовлечения ребенка в процесс обучения.

Пластическое отображение текста создает особое «мотивационное

пространство», в котором каждый ребенок оказывается сотворцом. Не стоит именно «придумывать» движения к тексту, напрягая голову.

Пластическое отображение текста – это, как правило, спонтанная жестовая импровизация, она самоценна как творческий феномен.

В специальном заучивании сочиненного педагогом двигательного сопровождения текста очень мало смысла, каким бы ни казалось оно совершенным.

Простейшим движением и в то же время таким же простейшим пластическим отображением текста станет использование при декламации звучащих жестов. Любое детское стихотворение вначале необходимо продекламировать метрично, сопровождая его хлопками или шлепками.

Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного и тембрового слуха. Под интонационным слухом подразумевается способность слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребенок постепенно черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. Каждая речевая модель подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом), тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шепотом. «Прощупывание» образа в различных интерпретациях текста есть естественный и логичный путь к постижению глубины и разнообразия интонаций.

Такая разнообразная работа с одной моделью позволяет не понятийно, а практически и в очень доступной форме представить детям выразительные возможности музыкальных средств, взаимосвязь всех свойств звука в музыкальной интонации. Это самый верный путь к постижению интонационного смысла музыки.

Одной из художественных форм речевого музицирования является ритмодекламация – ритмическое произнесение текста на фоне звучащей музыки.

В ритмодекламации как форме, жестко фиксированной автором, места для детского творчества совсем не много. Есть лишь возможность поэкспериментировать с речевыми интонациями и динамикой голоса. При этом следует иметь в виду, что ритмодекламация на фоне живой музыки (фортепиано) всегда более эффективна, чем на основе фонограммы, которая отчуждает ребенка от слушания звука в сочетании с речью.

Способы и приемы, с помощью которых речевое музицирование становится творческим, поскольку разучивание придуманной педагогом речевой пьесы или ритмодекламации на фоне им же придуманной музыки таковым не является по своей сути.

Главный смысл творческого поиска в речевом музицировании заключается в ритмическом варьировании текста, его тембровом и фактурном оформлении, строительстве формы – от простого повторения фразы до имитационно – полифонических пьес. Возможны многие варианты: «Фруктовое рондо», «Игрушечный канон».

Дети постепенно учатся технике конструирования речевых пьес – элементарной устной композиции. Например, предложенный стихотворный текст(4 строчки) каждая творческая группа пробует ритмизовать по-своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Затем дети могут добавить к своей «заготовке» шумовой аккомпанемент. Иногда в творческий процесс может вмешаться педагог, подсказывая, что с каким – нибудь движением их пьеса будет выразительней. Группы продолжают поиск, одни могут взять ксилофоны, другие - развивать форму за счет фактуры, придумывая аккомпанемент.

Несколько вариационных «репетиций» перед показом завершают творческий процесс, который занимает одно занятие. Импровизированный концерт групп друг для друга является обязательным моментом обучения. Дети с необыкновенным вниманием будут следить и сравнивают свою пьесу с интерпретацией товарищей, их не надо будет уговаривать смотреть и слушать.

В конце занятия должно пройти обсуждение, что у кого было сделано интересно. Ошибок не бывает. Педагог получит полную информацию о результатах своей деятельности, реальной музыкальной компетентности каждого из детей, развитии их творческих навыков, способности к импровизации, умении сотрудничать, не проводя при этом никаких опросов, тестирования и диагностики.

Речевые упражнения – наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация – это словесная фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с быстротой реакции, активностью восприятия.

В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

«Ветер и эхо»

(Шуточная речевая пьеса с элементами канона и речевого двухголосия).

Педагог предлагает детям сначала скопировать его речь как эхо, затем постепенно к декламации добавляется звуковая имитация ветра и слова, получается речевое двухголосие. Игру можно развивать как шуточный диалог с разными интонациями. Так, во второй части пьесы дети произносят слова с шуточно – грозной интонацией.

Речевая пьеса после разучивания может идти как игра: дети стоят в зале с закрытыми глазами врассыпную и «разговаривают» с педагогом, «ветер» между ними двигается и звучит в нужное время. В конце игры ребенок – ветер старается «осалить» как можно больше детей.

«Солнечный дождь»

(ритмодекламация)

В модели детям представляется возможность поискать интонации и более подходящие инструменты для звукоподражания. Можно эту модель декламировать двумя «полухорами».

1. Солнечный дождь по земле пробежал –

Каждый листок серебром засверкал.

2. Радуга в небе весеннем стоит,

Будто перо у Жар-птицы горит.

Солнечный дождь, солнечный дождь,

Как хорошо, что ты, дождик, идешь!


Лидия Климова
Игры со звуками

Картотека игр на развитие фонематического слуха и восприятия (для родителей и воспитателей) .

«Игры со звуками »

1. Развитие неречевого слуха.

Шумящие коробочки

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки . В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов : взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.

Чудо-звуки

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков : шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки - какие похожи , чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков , затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке : зимой - скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной - капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон : машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи - это опоры вашего малыша в жизни.

Что как звучит

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам , пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе : «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку. Более сложный вариант - узнавание звуков без опоры на зрение . Ребенок отвечает на вопросы : «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки

«Прохлопай, как я»

Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара.

Ребенок его повторяет.

Варианты игры :

Ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу) ;

Ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

Ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

«Красный – зелёный»

Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение : «БАНАН» , а затем чётко произносит звукосочетания :

«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ» .

Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.

«Какое слово лишнее?»

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных :

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ,

БУДКА – БУКВА– БУДКА – БУДКА;

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ;

КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА.

«Самое короткое слово»

Взрослый произносит три слова, а ребенок говорит, какое слово самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ

СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА

ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

«Играем в рифмы»

Цель : развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию :

Игра «Добрый слон» .

Жил на свете добрый слон, сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,

Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,

Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,

Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,

Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет) .

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

Игры со звуками и словами .

«Поймай звук »

Взрослый предлагает «поймать» (хлопнуть в ладоши, если ребенок услышит заданный звук . Рекомендуется выделять заданный звук из ряда других звуков , слогов, слов.

«Отбери картинки»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук , например звук [м] .

«Будь внимателен»

Взрослый произносит несколько слов, например : санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с] .

«Отгадай загадку»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке . Например :

Мягкие лапки,

А в лапках царапки (кот)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки (стол) .

«Цепочка из слов»

Взрослый называет слово (например, лес) . Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука . Например : лес- сок-кот-тапки.

«Квартирка звука »

Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части : начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове : начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.

«Разложи картинки»

Ребенку предлагают разложить картинки на две группы : в одну положить те картинки, в названии которых первый звук твердый , в другую - с

начальным мягким звуком .

«Внимательные глазки»

Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук ,

определить его место в слове.

«Подбери словечки»

Ребенку предлагают придумать и назвать слова, в названии которых есть заданный звук . Например, звук [к] - кот , молоко, корова, потолок и т. п.

«Отгадай и назови звуки »

Взрослый называет слияния звуков , слогов, слов. Например : иуа, ап, ма, кот и т. п. Ребенку определяет последовательность и количество звуков в слоге (слове) .

«Назови по порядку слоги»

Взрослый произносит слово, ребенок говорит : какой слог 1-й, какой – 2-й. Например : САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС) . Произнося слова по слогам, ребенок на каждый слог делает хлопок в ладоши.

«Флажки»

Взрослый называет звук . Ребёнок, определяя, какой этот звук : гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок

Игра «Какой слог лишний?»

Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний» . Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва,.)

«А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах ?

Шуба, кошка, мышь (звук ш ) . Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

«Отбей слоги мячом»

Взрослый говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.

«Отгадай слово по первым буквам»

Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок, сколько звуков в слове . Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове , соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось.

"Сколько звуков

Взрослый произносит слова (один, два или три гласных звука : а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал .

«Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове .

Елена Приходько
Музыкальные игры для старшего дошкольного возраста

Музыкальные игры. Старший дошкольный возраст

«Мишки и пчелы»

Цель: Развивать эмоции, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.

Ход игры: Дети – мишки встают в круг. В центре круга стоят 3-4 ребенка. Это «пчелы».

Дети- мишки, взявшись за руки, идут по кругу и поют, «пчелы» показывают движения.

На высокой кочке Дети соединяют руки над головой.

Стоит большая бочка Округляют руки перед грудью, показывая бочку.

Пчелы бочку стерегут, Вращают перед грудью указательными пальцами.

Мишкам меду не дают. Грозят пальцем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мишек будем догонять! Хлопают в ладоши. Топают ногами, поставив руки на пояс.

Мишки убегают, «пчелы» стараются «ужалить».

«Паучок и мушки»

Цель: Развивать эмоции, выразительность движений. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход игры: Двое детей-«паучков» берутся за обе руки и поднимают их («ловушка»). Остальные дети-«мухи» берутся за руки и проходят через «ловушку» под песню.

Жил на свете паучок, быстроногий старичок.

Паучку нужна сноровка, сети он раскинет ловко –

И висит ловушка, берегитесь, мушки!

«Ловушка» захлопывается с окончанием пения. Пойманный ребенок встает в круг, берет за руки детей-«паучков» и поднимает вместе с ними руки вверх. Игра повторяется, только «мухи» двигаются «змейкой» через «ловушку». С каждым повторением игры «ловушка» становится все больше. Побеждают дети, которые останутся не пойманными.

«Заяц и лис»

Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение выразительно выполнять движения в соответствии с текстом песни.

Ход игры: Дети встают парами в колонну, повернувшись лицом в одну сторону. С одной колонны прыгает «заяц», с другой – стоит «лис». Дети поют песню, выполняя движения.

Стой, зайчонок, не беги Дети грозят пальцем.

По тропинке узенькой, Вытягивают вперед прямые руки, приблизив их

друг к другу («тропинка»).

Лучше ты побереги Грозят пальцем.

Хвостик свой кургузенький руками прикрывают «хвостик».

Заяц встает позади колонны. С другой стороны

крадется «лис».

Лис крадется вдоль тропы – по очереди выставляют руки вперед, раздвинув

пальцы, как когти.

Вряд ли ищет он грибы - покачивают головой, руки на поясе.

Щелк-щелк, топ-топ-топ. Щелкают пальцами (2 раза, притопывают (3раза)

«Лис» встает рядом с зайцем. Они образуют

последнюю пару.

Ты, зайчонок, не зевай, Грозят пальцем,

А от лиса убегай! бегут на месте.

Дети берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». На проигрыш «заяц» и «лис» проходят через «ворота» и встают впереди всех. Они поворачиваются друг к другу спиной.

Раз, два, три! Беги! Хлопают в ладоши. «Лис» обегает колонну с одной

стороны, «заяц» - с другой. Вернувшись на то же место

ребенок становится победителем.

«Найди щенка»

Цель: Развитие динамического слуха в сочетании с выразительным пением.

Игровой материал: маленькая фигурка щенка.

Ход игры: Дети сидят, образуя полукруг. Педагог вместе с детьми выбирает водящего, который закрывает глаза. Дети протягивают сомкнутые ладошки педагогу, кому-то он в ладошки прячет щенка (по принципу игры «Колечко»).

Дети зовут водящего: Вот щенок наш убежал, спрятался за бочки.

Во дворе их много так, не найти его никак.

Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи!

Мы не будем помогать, будем песню распевать!

Водящий подставляет каждому ребенку обе ладошки, в которые дети поочередно вкладывают закрытые свои. При этом дети тише или громче поют знакомую песенку, и по ее динамическому звучанию водящий пытается найти щенка.

«Колобок»

Цель: Развивать динамический слух в сочетании с чистотой интонирования в пении. Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.

Музыкальный материал: любая знакомая детям песня, которую можно петь без музыкального сопровождения.

Игровой материал: игровое поле, молоточек и несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елочку.

Ход игры: Педагог расставляет все фигурки на игровом поле в любом порядке. Дети рассматривают фигурки, а затем вместе с педагогом выбирают водящего, который отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут «колобок» и зовут водящего:

Укатился колобок, колобок – румяный бок.

Как же нам его найти, к деду с бабкой привести?

Ну-ка, Лена, по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобочек отыщи.

Дети поют любую знакомую песенку, а водящий в это время берет молоточек и водит им по игровому полю от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, дети поют тихо, если близко – громко.

«Воротики»

Цель: Развивать у детей умение воспринимать ритмическое разнообразие (долгие, короткие звуки) посредством движений под музыку. Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.

Музыкальный материал: «Марш» И. Дунаевского из к/ф «Веселые ребята», «Полька» С. Рахманинов – 2-я часть.

Движения, используемые в игре: энергичный шаг на полной стопе и легкий бег на носочках.

Ход игры: Дети делятся на первые-вторые номера или «ромашки, колокольчики». Дети с одинаковыми номерами становятся парами, образуя круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами. Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом. С окончанием звучания музыки (в паузе между музыкальными фрагментами) педагог или ребенок-ведущий дает команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».

Под звучание польки, не названные, номера легким бегом пробегают в «воротики», образованные названными номерами. Далее игра повторяется сначала, но «воротики» могут образовывать другие номера.

«Жмурка»

Цель: Развивать у детей восприятие смены темпа в музыке и точной реакции на нее посредством движения.

Ход игры: Дети выбирают «жмурку». Звучит медленная музыка, дети становятся на одно колено (спина прямая, жмурка ходит между ними. Под звучание быстрой музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, который «спит». С окончанием музыки «жмурка» ловит детей. Если «жмурка» догоняет кого-то, то они меняются ролями.

«Игра с Мишкой»

Цель: Передавать характер песни, действовать в соответствии с ее содержанием.

Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.

Ход игры: Дети стоят свободной группой, на противоположной стороне «спит» Мишка (ребенок). Дети идут к Мишке и поют:

По тропинке, по дорожке мы к берлоге подойдем.

Мы похлопаем в ладошки и немного подождем.

Мишка просыпается, протягивается. Он поет, обращаясь то к одному, то к другому ребенку: Кто здесь хлопал? Кто здесь топал?

Дети: Нет, не я. Нет, не я!

Мишка: Ты здесь хлопал? Ты здесь топал? Догоню вас я! Р-р-р…

В конце игры Мишка догоняет детей.

«Белые гуси»

Ход игры: Дети, свободно группируясь, идут по комнате и поют:

Белые гуси к ручейку идут, белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга, крикнули гуси: «Га-га-га!»

Окончив песню, останавливаются. Ведущий говорит:

Из леса, из лесочка вышла хитрая лиса!

На встречу выходит Лиса и говорит:

Гуси, гуси, я вас съем!

Гуси: Подожди, лиса, не кушай,

Нашу песенку послушай! Га-га-га! (поют).

Лиса: надоело мне вас слушать, я сейчас вас буду кушать!

Дети-гуси убегают на свои места, лиса их ловит.

«Ребята и медведь»

Цель: Развивать образность и выразительность движений, исполнять движения в соответствии с содержанием текста песни, передавая характерные черты игрового образа.

Ход игры: Для игры выбирается Медведь, который садится в стороне и делает вид, что спит в своей берлоге.

Дружно за руки возьмемся, в лес зеленый мы пойдем. Дети идут гулять в лес.

По полянке мы пройдемся, песню весело споем!

Нагибайся, погляди-ка, что краснеет под кустом? Останавливаются,

собирают землянику.

Ты не прячься, земляника, все равно тебя найдем.

Комары звенят над нами, комары кусают в лоб.

Мы воюем с комарами, мы в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп! Хлопают в ладоши.

С окончанием пения Медведь просыпается, выходит из берлоги, говорит:

Кто это поет? Спать мне не дает?

Дети быстро присаживаются, сидят, не шевелясь.

Медведь: Нет, нету никого возле дома моего.

Пойду опять в берлогу спать!

Медведь уходит, а дети повторяют песню. С окончанием пения снова появляется Медведь: Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает?

Дети быстро присаживаются, прячась от Медведя, Если кто-нибудь зашевелится, Медведь берет того за руку и говорит:

Вот кто здесь гулял, кто мне спать мешал.

Пойманного Медведь уводит в свою берлогу. Дети подходят к Медведю, просят его:

Медведюшка, не тащи, медведюшка, отпусти!

Медведь: Так и быть, не потащу! Так и быть, отпущу! Пусть только спляшет!

Дети вместе с Медведем пляшут под веселую народную мелодию.

«Кто скорее найдет свой кружок»

Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение различать контрастные части музыки, развивать танцевальное творчество.

Ход игры: Дети располагаются в два круга. Мальчики вокруг – Петуха, девочки вокруг – Лисы. Звучит любая народная мелодия, под первую часть музыки – Лиса и Петух играют на музыкальных инструментах (Лиса - на трещотках, Петух – на бубне, дети, взявшись за руки, топающим шагом двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети хлопают в ладоши, Лиса и Петух пляшут, используя русские народные плясовые движения. На третью часть музыки дети пляшут врассыпную, затем присаживаются на корточки, закрыв глаза. Лиса и Петух тихонько занимают новое место в зале. С окончанием музыки дети должны найти свой кружок и взяться за руки.

«Кот и Мыши»

Цель: Развивать образность и выразительность движений, исполнять движения в соответствии с содержанием текста песни, передавая характерные черты игрового образа.

Ход игры: Ребенок-Кот стоит в центре, дети двигаются на носочках вокруг «кота», изображая мышат, поют:

1. Тише мыши, тише мыши! Кот сидит на нашей крыше!

Старый кот, толстый кот громко песенку поет!

Кот поет: Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу! Всех поймяу!

Дети: 2. Он, хитро прищурив глаз, стережет, наверно нас!

Старый кот, толстый кот громко песенку поет…

Кот поет припев.

Дети: Но сегодня, Васька злой, не поймаешь, ни одной.

Не поймаешь, не поймаешь, не поймаешь ни одной!

В конце игры Кот ловит «мышей».

«Пчела»

Цель: Развивать песенное творчество детей, вызывать интерес к сочинению мелодий разных по настроению, добиваться выразительных песенных импровизаций.

Ход игры:

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и поют:

«Целый день спешит пчела, у нее с утра дела.

На полянку за медком, а потом в пчелиный дом»

Дети останавливаются, обращаются к «пчеле»:

«Пчелка, пчелка, пожужжи, о себе нам расскажи,

Пчелка, пчелка пожужжи о себе нам расскажи»

По окончании песни Пчела исполняет песенную импровизацию. Участники игры должны определить словами настроение песенки. Ведущим игроком становится тот, кто подберет наиболее точные определения.

«С кем дружит зайчонок?»

Цель: Формировать у детей слуховые ощущения фразы, ее начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры, развивать чувство ритма.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом друг к другу (в руках у детей музыкальные инструменты). Педагог держит зайчонка в руках и со словами идет по кругу с внешней стороны.

Зайка – верный, добрый друг, к нам пришел играть он в круг.

С кем он дружит, назовите, никого не пропустите.

В конце первого предложения педагог останавливается напротив кого-нибудь из детей и лапкой зайчонка дотрагивается до одного игрока. Остальные называют его имя (например, «с Сашей»). Ребенок отстукивает на инструменте ритм, дети его повторяют. На второе предложение по кругу с игрушкой идет «Саша» и лапкой зайчонка дотрагивается до одного из игроков. Дети называют имя этого участника игры и т. д.

Подборка игр, которые помогут малышу в игровой форме выучить различные звуки и усовершенствовать свою речь.

«Главный звук»

Прочитайте ребенку стихотворение или скороговорку. При этом старайтесь выделить основной звук. Например, можно использовать стихотворения Маршака:

Гриб растет среди дорожки, -
Голова на тонкой ножке.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

«Магазин»

Поиграйте с ребенком в магазин. Пусть он будет покупателем. Придя в магазин, малыш должен назвать первый звук товара, который он хочет купить. Например, заказывая морковку, ребенок должен сказать «М-м».

Запрещенные звуки

Данная игра поможет ребенку научиться выделять звуки в слове. Также вырабатывается умение играть по правилам. Договоритесь с малышом, что какой-то звук будет у вас запрещенным. Например, К. Взрослый показывает ребенку предмет или картинку, спрашивая, что на ней нарисовано. Малыш должен ответить, при этом запретный звук нельзя называть. На начальном этапе пусть запрещенный звук у вас находится в начале слова, потом в конце.

Кто плывет по волнам?

Тим и Том

Игра на различение твердых и мягких звуков. Нарисуйте с ребенком двух человечков. Одного зовут Тим, а другого Том. Том – худой, высокий, «твердый», а Тим – кругленький, маленький, «мягкий». Покажите малышу Тома и скажите от его имени:

Привет! Меня зовут Том. Мое имя начинается твердо. Т-т-т. Я люблю пить Томатный Сок, играть в Морской Бой.

Теперь покажите другого человечка.

А я Тим. Мое имя начинается мягко. Ть-ть-ть. Я люблю все, звучит мягко: кушать Тефтели, играть в Мяч, Рисовать.

И вот однажды Тим и Том решили пойти в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: Рюкзак или Сумку?

Что им еще понадобится в походе? Консервы, сахар, ложки, бинокль, палатка, компас и т.д. Предложите ребенку разобрать вещи, которые понесет Тим. А что будет нести Том?

Можно не только ходить в поход, а идти в лес собирать различные грибы и ягоды (лисички, землянику), ходить на рыбалку или просто в магазин за покупками.

«Позовем звук»

Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Скажите ребенку, что его игрушки разбежались. Чтобы их найти, предложите позвать звук, потянув ударный.

Ми-и-ишка!

Строим домик

Нарисуйте домик для звуков. Например, возьмите слово «рак» – рисуем три квадратика (комнаты). Предложите ребенку расселить слово по комнатам. Медленно произносите звук и выкладывайте на квадратик карточки.

Р, А, К.

Сложность у ребенка может вызвать средний звук. Удивитесь:

Разве в нашем домике живет «РК»? Нет. Ра-а-ак – тянем звук.

Кто здесь живет?

Рисуем опять домики, но из четырех комнат. Скажите малышу, что в нашем доме хотят поселиться разные звери, но не все они поместятся в нем. Для кого же предназначен этот дом? Даем варианты: КОТ, ЛИСА, ЖИРАФ. Чтобы ребенку было понятнее, нарисуйте еще домики с тремя и пятью комнатами, попросив кроху расселить всех жителей.

Усложняя игру, предложите ребенку находить ударный звук – тянем его долго и раскрашиваем соответствующий квадратик в домике.

Стройка

На стройку со склада машина привезла различные материалы: цемент, песок, стекло, глину, кирпичи. Пусть ребенок будет шофером. Делаем карточки с квадратиками. Количество квадратов должно соответствовать звукам в каждом слове. На каждой карточке заштрихован ударный звук. Это и будут необходимые стройматериалы. Попросите шофера:

Отвези кирпичи.

Задача ребенку – отыскать нужную карточку.

Звуковое лото

Такое лото есть готовое в магазине, а можно его изготовить самостоятельно. Для этого вам понадобятся карточки с изображением растений, животных, транспорта и т.д. и буквы алфавита. Каждому игроку раздаем по карточки с изображениями. Ведущий показывает букву и спрашивает:

У кого есть слово на эту букву?

Загружаем грузы

Возьмите две грузовые машины. На одной прикрепите «К», на другой «М» - это будут марки машины. Ваши грузовые машины должны погрузить груз и отвезти в магазин. В машину «М» грузим карточки, начинающиеся на эту букву, в «К» - аналогично.

Измени ударение

Попробуйте поэкспериментировать с ударениями в словах. Спросите малыша:

Как тебя зовут?

МашА. МАша.

Что ты кушаешь?

КашУ. КАшу.

Укротитель

Возьмите карточки, на которых написаны печатными буквами названия различных диких животных. Предложите ребенку стать укротителем. Для этого нужно поставить ударение (накрыть ударную гласную фишкой) в слове. Например, в слове БИЗОН кладем фишку на букву О. Если ударение поставлено неверно, животное «прячется» или «убегает».

Повтори за мной

Хорошо играть с ребенком и в такую игру, вы четко говорите ребенку какой-нибудь звук вместе с коротким стишком. Например:

А-А-А- Аня гладила кота

Ча-Ча-Ча - Эта чашка горяча

Са-Са-Са - Прилетела к нам оса

Вариантов таких стишков можно придумать великое множество, они очень легко запоминаются, что повышает словарный запас ребенка. А если их сопровождать несложными движениями руками, то получится еще и упражнение для развития мелкой моторики.

Вам понравились игры? Возможно, вы посоветуете еще какие-то игры со звуками?

Рассказать друзьям