Наблюдения за собакой кнопкой. «Многообразие осенних листьев»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Задачи:

1. Закрепить умение узнавать домашних животных и их детенышей.

2. Познакомить с внешним видом щенка (на голове широкие ушки, мордочка, на мордочке глаза, нос, рот, туловище большое, заканчивается хвостиком, короткие ноги заканчивается лапками, щенок покрыт мягкой пушистой шерсткой).

3. Познакомить с его повадками (лакает, лает, визжит, рычит, скулит, виляет хвостиком, когда радуется, любит играть).

4. Воспитывать в детях доброжелательные отношения к животным.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова и выражения: лакает, рычит, лает, визжит, виляет, продолговатые туловище, мягкая, пушистая шерстка.

Структура занятий

I Вводная часть

а) указание

б) игровой прием (дидактическая игра)

в) прием неожиданного появления

II Основная часть - наблюдение

а) указание;

б) вопросы;

в) прием приближение детей к объекту;

г) игровой прием.

III Заключительная часть

а) вопросы к детям (обобщающего характера)

б) загадывание загадок

в) анализ (поощрение)

Конспект занятия

В.: Дети, сядьте правильно (ноги поставьте вместе, руки положите перед собой)

Дидактическая игра: «Узнай, чья мама»

В.: Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай, чья мама». Я буду показывать всем картинки с изображением животных, а вы будете называть, кто их детенышей.

Показываю иллюстрации с изображением козы, коровы, лошади, кошки, собаки.

Последней показываю иллюстрацию с изображением собаки.

В.:Дети, а на этой картинке кого вы видите?

Д.: Собаку.

В.:А кто ее детеныши?

Д.: Щенок.

В.:А вы хотите рассмотреть щенка? (ответы детей)

Выбегает щенок.

В.: Посмотрите, ребята, вот и щенка! Какой он? (ответы детей)

В.: Давайте его рассмотрим. Посмотрите, наш щенок повернулся и смотрит на Настю. Что повернул щенок?

Д.: Голову.

В.: Какая голова у щенка? (обвожу по контору голову)

Д.: Круглая.

В.: Артур какая голова у щенка?

Д.: Круглая.

В.: А чем слушает щенок?

Д.: Ушками.

В.: Посмотрите, какие у щенка ушки?

Д.: Широкие.

В.: Правильно, широкие, как блинчики висят.

(активизировать детей)

В.: Агата, какие ушки у щенка? (широкие)

В.: Илья, какие у щенка ушки? (широкие)

В.: Дети, а это у щенка мордочка? (обвожу границы мордочки)

В.: Что, ребята я показываю?

Д.: Мордочку.

В.: Давайте все вместе скажем мордочка.

В.: Покажи, Имилия, мордочку у щенка. (Воспитательный момент: «Не бойся, он не кусается и т.п.)

В.: Саша, что показала Имилия? (мордочку)

В.: Ребята, наш щенок смотрит на Арину. А чем он на нее смотрит?

Д.: Глазками.

В.: Да, щенок смотрит на Арину глазками. А какие глазки у щенка?

Д.: Круглые, черные.

(активизация детей)

В.: А что еще есть у щенка на мордочке?

Д.: Рот, нос.

В.: Где находится у щенка глаза, рот, нос?

Д.: На мордочке.

В.: А это у щенка туловище (показываю). Оно большое, толстенькое. Дети, а чем виляет щенок, когда радуется?

Д.: Хвостиком.

В.: Расскажи Алина, какой хвостик у щенка (длинный или кроткий)?

Короткий.

В.: Правильно, хвостик короткий и загнут колечком. А на чем стоит щенок?

Д.: На ножках.

В.: Посмотрите, сколько ног у щенка?

В.: Ноги у щенка заканчивается лапками (показываю). Чем заканчиваются ноги у щенка?

Д.: Лапками.

В.: Скажите, а чем покрыт щенок?

Д.: Шерсткой.

В.: Правильно, щенок покрыт шерсткой. Он, как и все животные, любит ласку, любит, когда его гладят. Я сейчас поглажу нашего щенка, а вы посмотрите: глажу я щенка от головы к хвостику, чтобы ему не было больно. А сейчас я подойду к вам, и каждый из вас погладит щенка, как я показывала, а потом расскажите, какая у него шерстка.

Д.: Шерстка у него хорошая, наш щенок хороший.

В.: Дети, наш щенок очень любит играть

Игра со щенком

В.: Посмотрите, как он весело играет. Он радуется: весело, звонко лает, виляет хвостиком.

Ребята, когда щенок играет, он не только бегает, но и прыгает. Давайте покажем, как прыгает щенок.

Физминутка

В.: Ребята, наш щенок, наверное проголодался. Давайте дадим ему молоко. (кормление щенка). Посмотрите как щенок лакает молоко: высунет язычок, подтянет молочко и спрячет язычок. Покажите, как он это делает.

Что так делает щенок?

Д.: Лакает молоко.

В.: А теперь дадим ему мясо. Что делает щенок?

Д.: Ест мясо.

В.: А что он сейчас делает?

Д.: Облизывается.

В.: Собаки всегда после еды облизываются. Они очень чистоплотные… Ребята, щенку было очень с нами хорошо- он поиграл, поел. А сейчас отпустим его к его маме- собаке.

Итог занятия

В.: Дети, а сейчас я загадываю вам загадку:

«Гладишь- ласкается,

Дразнишь- кусается.»

Д.: Щенок.

Закрепление пройденного

В.: Кого же мы сегодня рассматривали на занятии?

Какой был щенок?

Что он у нас делал?

Поощрение детей за хорошие ответы на занятии.

Занятие окончено.

После занятия предлагаю детям помыть руки с мылом.

Заключительным этапом исследования стало наблюдение за обитающими в микрорайоне школы №74 собаками; оно проводилось для практической проверки утверждений об их поведении, высказываемых жителями и сравнения прочитанных данных о собаках с действительностью. Наблюдение осуществлялось в воскресение рано утром, около 7 часов, когда собаки достаточно активны, и не прячутся от людей. В ходе наблюдения были сделаны фотографии собак, которые можно увидеть в Приложении № 2. Кроме того, часть данных была получена при встречах с собаками, происходящих почти каждое утро на школьном дворе. Некоторые сведения выяснились в ходе бесед с вахтёрами и учителями, родителями учащихся. Так же использовались летние случайные наблюдения за особенностями поведения собак, замеченные во время отработки на пришкольном участке.

Мы можем с большой долей уверенности заявить, что в микрорайоне постоянно обитает около 10 - 15 разных особей бродячих собак. Статистика является не совсем достоверной в связи с тем, что некоторые особи в зимний период, когда проводилось исследование, могли находиться в различных укрытиях, защищающих их от неблагоприятных факторов среды.

Как правило, они держатся поодиночке. Часто на дворе школы встречается группа из 3 - 4 собак. Наблюдая за ними несколько дней мы выяснили, что состав этой группы постоянный, то есть особи в ней каждый раз одни и те же. Большой стаи собаки в микрорайоне не образуют. Микрорайон можно условно поделить на несколько территорий, обычно одна территория соответствует одному двору. На каждой из них насчитывается 3 - 5 собак, постоянно там обитающих.

Существуют скопления собак возле продуктового ларька рядом с автобусной остановкой «Рембыттехника» напротив школы и выше по улице, возле теплотрассы. Это объясняется тем, что у ларька расположена постоянная точка прикорма животных. Именно там жители микрорайона обычно оставляют им еду. На теплотрассе собаки греются в осенние и зимние месяцы. Кроме того, собаки предпочитают держаться возле мусорных контейнеров, хлебных ларьков и обувной мастерской. Около мастерской держатся те собаки, которые вскармливались там, когда были щенками.

Часто собак можно наблюдать прямо на школьном крыльце, откуда их через некоторое время сгоняет дворник, чтобы никого из детей не укусили. При этом животное не трогают, а только пугают. Обычно слов и приближающегося человека хватает, чтобы собака покинула территорию школы.

Во время наблюдений не было замечено ни одного случая нападения собаки на человека. Иногда они проявляют агрессивное настроение - бросаются под ноги и лают. Родителей очень беспокоит такое поведение животных. Мы становились очевидцами этой картины неоднократно. В других случаях мы наблюдали за позами и взглядами собак, которые сопровождают школьников после учебных занятий и сделали вывод, что животные вовсе не нападают, а ждут от человека помощи и сочувствия. Скорее всего, они чуют запах из школьной столовой и просят еду.

Несмотря на это, собаки часто вызывают у детей страх. Нам говорили, что иногда животные не выпускают из школы первоклассников после уроков. Выглядит это примерно так: на крыльце или по двору школы бегают несколько собак, которые сразу кидаются с лаем ко всем выходящим на улицу. Причина та же - еда. Наиболее активно собаки подбегают к детям, которые держат на виду пирожок или сосиску в тесте.

На основании этого мы даём ученикам и их родителям рекомендацию не употреблять пищу на улице, не носить еду в руках. Если ребёнок не доел выпечку в столовой, лучше завернуть её в небольшой полиэтиленовый пакет и положить в ранец. Собаки, как правило, не интересуются теми людьми, у кого нечего попросить. Кроме того, родители младших школьников должны научить ребёнка правильно вести себя при встрече с бездомными животными, не провоцировать их на агрессию, не подкармливать и не играть с ними.

Собаки нашего микрорайона - типичные нахлебники. Они не боятся людей и рассчитывают на то, что их будут подкармливать. За неделю, возле мусорных контейнеров нами было обнаружено только 2 собаки, но ни разу не замечено, что они роются в мусоре, все остальные собаки были замечены во дворах, на остановке и у подъездов, в большинстве случаев они привлекали к себе внимание прохожих, бегая вокруг людей и заглядывая в глаза. При неагрессивном поведении они тем не менее ведут себя уверенно и привычно, требуя еду как должное, что многим жителям не приятно. Мы абсолютно уверены, что жители сами виноваты в таком поведении собак. Постоянно подкармливая животных, люди сами формируют у них привычку попрошайничать, вырабатывают рефлексы. Так, собаки интересуются уже не только теми, у кого есть на виду что-то съестное, но и людьми с пакетами и сумками. Это происходит от наблюдательности собачьих и привычки многих жителей по пути из продуктового магазина доставать что-то из пакета для собак.

«Собака - друг человека» - Зачем нам нужны собаки? Борзая. Шпиц быстро и легко обучается, дружелюбен и общителен. Богат Ермошка - есть собака да кошка. Хотя на сегодняшний день чау - преимущественно собака-компаньон. Человек одомашнил собаку очень давно. Стал бы я бешеную за хвост дергать! Дог. Все ребята считают собак друзьями человека и охранниками дома.

«Породы собак» - Желателен полный комплект из 42 зубов. Собственно, отсюда и возникло название породы - бульдог. Челюсти сильные, с безупречным ножницеобразным прикусом. Породы собак. Далматинца- достаточно крупная, сильная и выносливая собака, способная преодолевать большие расстояния. Такса Бульдог Пудель. Далматинец.

«Собака и человек» - Персидская кошка. Самцы вида называются быками, детёныши - телятами. Разведением коров занимается скотоводство. Незрячие люди использовали собак-поводырей для своей защиты в путешествиях. Овца. Разводится для получения мяса, молока и кож. Домашняя кошка. Кошка. Cобака-ассистент. Проверь себя. Собачий нюх спас жизни многих людей.

«Электронные средства наблюдения» - Задачи, решаемые с помощью ЭО и ТВ средств. Измерение углов и расстояний, прицеливание и целеуказание. Средства противодействия оптической технике. Учебный вопрос №2. Учебный вопрос №3. В качестве приемников излучения применяют термоэлемент, термистор, пироэлектрический приемник и болометр. Особенности устройства и принцип действия современных тепловизионных средств наблюдения.

«Собаки и кошки» - Заболевание выражается в повышении температуры, рвоте, зловонном поносе. В кашу добавляют 3-5 г сырого мяса. Через 3-4 дня коровье молоко заменяют жидкими молочными кашами. Но собаки могут заболеть! На 1 л коровьего молока добавляют 1 яйцо. Котят, питающихся молоком матери, с 20-го дня подкармливают подогретым коровьим молоком.

«Собаки» - Люди вывели множество пород собак. Одни помогают людям пасти скот, другие охотиться. Глазами историка. Использованные ресурсы. Третьи – охраняют добро, четвёртые спасают людей. По приданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Глазами зоолога. Легенды о собаках. Различные племена Эфиопии верили в существование Бога в образе собаки.


Сентябрь прогулка 1 «Наблюдение за собакой» Цели

СЕНТЯБРЬ Прогулка 1

«Наблюдение за собакой»

Цели: формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Ход наблюдения :

Как выглядит собака?

Где она живет?

Чем питается?

Кто ухаживает за собакой?

Сторожит собака дом,
Без ружья, одна притом!
В холод, ветер, дождь, мороз
Служит верно людям пёс.
У собаки чуткий слух
И отличный, тонкий нюх.

Собака - преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 2

«Наблюдение за собаками»

Цели: расширять представления о породах собак; воспитывать заботливое отношение к животным.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы. Какую пользу собаки оказывают людям?

Каких только собак не бывает: служебные, охотничьи, декоративные. И все они верно служат человеку. Овчарки помогают пограничникам охранять границу, стерегут отары овец. Лайки помогают охотникам выслеживать зверя в лесу. Декоративных собак - пуделей, болонок и др. держат дома, потому что они красивы и умны.

Это - пес сторожевой,

Он может лаять как живой.

Но он не лает потому,

Что мы понравились ему.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 3

«Наблюдение за птицами» (внешние особенности)

Цель: дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей), закрепить умение детей узнавать птиц по внешнему виду.

Ход наблюдения :

Внешний вид птиц: есть голова, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом, тело покрыто перьями.

Летит над полем птичка

Чирик-чик-чик

А что несет синичка?

Чирик-чик-чик

Несет она травинку.

Чирик-чик-чик

Несет травинку птичка

Чирик-чик-чик.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 4

«Наблюдение за птицами» (передвижение птиц )

Цель: дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей), закрепить умение узнавать птиц по внешнему виду; формировать знания детей - как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы).

Ход наблюдения:

Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев.

Маленькая птичка

Прилетела к нам

Маленькой птичке

Зернышек я дам

Маленькая птичка

Зернышки клюет,

Маленькая птичка

Песенки поет.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 5

« Наблюдение за цветником»

Цель: формировать представления детей о том, что цветы - живые, они растут и изменяются; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какими стали цветы на клумбе?

Почему они завяли?

Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)

СЕНТЯБРЬ Прогулка 6

«Огород»

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы: Какое сейчас время года? Как вы догадались?

А знаете, куда мы сейчас пойдем? Что растет в огороде?

Как можно назвать все это одним словом? Где растут овощи?

Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил из них обед. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

СЕНТЯБРЬ Прогулка 7

«Наблюдение за шиповником»

Цели : закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Если вы когда-нибудь были в осеннем лесу, то, наверняка, видели кусты с необычными ягодами. Это шиповник. В народе его называют “дикой розой”.

Шиповник - это колючий кустарник. Листья сложные, состоящие из остропильчатых листочков. Цветки крупные и душистые состоящие лепестков розового, красного, белого или жёлтого цвета. Плоды - мясистые ягоды жёлтой, красной или чёрно-бурой окраски, содержащие в себе целебные свойства.

Среди цветов малокровных,

Теряющих к осени краски,

Пылает поздний шиповник,

Шипящий, закатно - красный

Шумят деревья за моим окном.
Для нас они - деревья как деревья,
А для других - укромный, мирный дом.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 8

«Наблюдение за листопадом»

Цели: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему осень называют золотой?

Какое явление называют листопадом?

Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Листья падают, летят

И шуршат, и шелестят,

В капюшонах застревают

И в кармашках у ребят.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 9

«Наблюдение за автомобилями»

Цели:

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улицам города. Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы.

Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.)

Какие функции выполняет та или иная машина?

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком.

Они перевозят различные грузы -

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

За эту работу мы их полюбили,

Они называются... (автомобили).

СЕНТЯБРЬ Прогулка 10

«Наблюдение за пожарной машиной»

Цели: расширять знания о роли машин и их механизмах; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему весь транспорт про пускает вперед машины с сиренами?

Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?

Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница?

Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов.

Машина с воем мчится:

«Всем, всем посторонится,

На помощь я спешу туда,

Где дым и пламя, где – беда!»

СЕНТЯБРЬ Прогулка 11

«Наблюдение за автобусом»

Цели: расширять знания о роли машин; закрепить умение детей различать и называть автобус; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Рассмотреть стоящий поблизости автобус.

Автобусы везут людей на работу, в магазин (если он далеко), в автобусе пассажир покупает билет у кондуктора. В автобусе можно ехать как сидя, так и стоя. Для сидячих пассажиров около окон расположены ряд кресел. Для тех кто, кто стоит, имеются перекладины-поручни, чтобы можно было держаться за них и не упасть во время движения.

АВТОБУС

Точно, вовремя и ловко

Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, -

Пассажиры вы теперь.

Всё! Приехали! Ура!

Выходите, вам пора!

Пассажирка юных лет,

Предъявите ваш билет!

СЕНТЯБРЬ Прогулка 12

«Наблюдение за троллейбусом»

Цели: расширять знания о роли машин в жизни людей; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Рассмотреть стоящий поблизости троллейбус. У троллейбуса есть специальные крепления которыми он держится за провода - дуги. Этими дугами троллейбус цепляется за провода, и через них к его двигателю поступает электрический ток. Троллейбусы, как и автобусы, везут людей на работу, в магазин (если он далеко), в троллейбусе пассажир покупает билет у кондуктора.

ТРОЛЛЕЙБУС

Я троллейбус, транспорт умный,

Быстрый и почти бесшумный.

Я по рельсам не стучу,

Я колесами кручу,

Без бензина обхожусь,

Я весь день для вас тружусь.

Вот беда! Отключен свет, -

Мне без света хода нет.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 13

« Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); закрепить умения детей различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Миновало лето, Осень наступила.

На полях и в рощах Пусто и уныло.

Птички улетели, Стали дни короче.

Солнышка не видно, Темны-темны ночи.

Воспитатель рассказывает детям о приметах.

Сентябрь - зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «златоцветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Сентябрь - первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».

СЕНТЯБРЬ Прогулка 14

«Наблюдение за погодой»

Цели: обращать внимание на то, как изменилась природа; закрепить умение сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

С. Маршак

Воспитатель предлагает ответить на вопросы.

Какие произошли в природе изменения?

Какое стало небо?

Как часто светит солнце?

Идет ли дождь?

СЕНТЯБРЬ Прогулка 15

«Наблюдение за состоянием погоды (туман)»

Цели: формировать представление о природном явлении - тумане; закрепить умение детей наблюдению за сезонными явлениями; подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Ход наблюдения:

Из-за тумана

Не видать поляны,

Не видать реки,

Не видать руки.

Как найти свой дом -

Дым да дым кругом!

Туман - явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 16

Цель: Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. Рассказать о различиях летнего солнца и осеннего солнца (греет меньше, становится холодно).

Ход наблюдения:

- Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят, да ягнят,

Еще маленьких ребят!

СЕНТЯБРЬ Прогулка 17

Цель:

Ход наблюдения:

Дуют ветры буйные,

Ходят тучи темные,

Воспитатель задает детям вопросы.

Что изменилось в огороде?

СЕНТЯБРЬ Прогулка 18

Цели

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

Для чего нужны фары?

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех по утрам

Отвозить на работу.

(Шофер)

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове - важные

Срочные грузы:

Кирпич и железо,

Дрова и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

Повсюду нужна

СЕНТЯБРЬ Прогулка 19

Цели:

Ход наблюдения:

Какая у него сумка?

Что в ней лежит?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него

Сегодня много писем

В сумке на боку

Из Ташкента,

Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 20

Цели:

Ход наблюдения:

Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

ОКТЯБРЬ Прогулка 1

«Наблюдение за перелетными птицами»

Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения:

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель задает детям вопросы: Какие птицы улетают в теплые края? Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

ОКТЯБРЬ Прогулка 2

«Наблюдение за вороной»

Цели: расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы. Как выглядит ворона?

Чем она питается?

Зимующая или перелетная эта птица?

Как ворона кричит?

Ворона - крупная птица. Голова, клюв, горло крылья хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках где всегда есть чем поживиться, ведь ворона - птица всеядная. Кричит она «кар-кар».

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

ОКТЯБРЬ Прогулка 3

«Наблюдение за воробьем»

Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы: Как выглядит воробей? Чем он питается?

Как передвигается? Как поет?

Воробей - маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло - черные, а вот голова серая. Воробей - "проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привьrчкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

- Киньте крошек воробью -

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень -

Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!

ОКТЯБРЬ Прогулка 4

«Наблюдение за голубем»

Цель: закрепить умение детей узнавать птиц по внешнему виду; формировать представление детей о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных птиц; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Голубь – птица величиной с ворону. Может близко подлететь к человеку. Голуби ходят по земле, крыше, летают. Питается голубь семенами растений, хлебными крошками, когда зимой холодно клюют ягоды с деревьев.

Вот семечки!

Вот хлеба крошки!

Не бойтесь!

Клюйте из ладошки!

Воспитатель задает детям вопросы.

Какая птица больше - голубь или воробей?

Как передвигается голубь?

Как кричат голубь?

ОКТЯБРЬ Прогулка 5

«Наблюдение за

черноплодной рябиной»

Цель: познакомить с черноплодной рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее осенний наряд; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Черноплодная рябина – кустарник. Листья простые, цельные, обратно-яйцевидные. Край городчато-зубчатый. Верхняя часть листа кожистая, блестящая, тёмно-зелёная; нижняя - слабоопушённая с белесоватым оттенком.

Цветки небольшие, белые или слегка розоватые. Плоды шаровидные, реже сдавленно-округлые, чёрные или чёрно-пурпурные, блестящие.

Цветёт в мае-июне, примерно через две недели после распускания листьев, цветение продолжается 12-16 дней. Плоды созревают в конце августа - начале сентября.

ОКТЯБРЬ Прогулка 6

«Наблюдение за боярышником»

Цель: дать представление о деревьях; показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья); знакомить с характерными особенностями ели; воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения:

Боярышник - высокий кустарник или небольшое дерево. Крона плотная, округлая, шаровидная или яйцевидная, нередко асимметричная. Кора ствола коричневая или серая, неравномерно ребристая. Ветки крепкие, прямые. Листья расположены спирально, яйцевидные. Соцветия расположены на концах коротких боковых побегов текущего года.

Плоды боярышников бывают шаровидными, грушевидными, вытянутыми; с одной или несколькими крупными, очень прочными косточками. Окраска плодов зависит от вида и сорта, она может быть бледной оранжево-жёлтой, красной, ярко-оранжевой, реже почти чёрной.

Ах! Какой боярышник!

Посажу-ка рядышком

Я к нему смородинку,

Чтобы не скучал...

У нее на пальчиках -

Ягодки, как родинки,

А листочки бабушка

Добавляет в чай...

ОКТЯБРЬ Прогулка 7

«Наблюдение за липой»

Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями липы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Липы – крупные листопадные деревья, которые широко используются в современном строительстве. Все виды лип имеют красивую, густую крону. Листья липы простые, острозубчатые по краю и остроконечные. Помимо своих декоративных качеств липы ценятся за обильные, душистые, желтые цветки. Цветение липы наступает обычно в июле. Цветки липы обладают рядом целебных свойств. Плоды липы – односемянные орешки.

Корневая система лип мощная, глубокая.

Растения долговечны и устойчивы. Кроме того, липа – медонос; липовый мед считается одним из самых лучших.

Листья-сердечки и с крылышком плод -

Липа на пасеке нашей растёт,

стройная липа,

тенистая липа...

В соты стекается липовый мёд.

ОКТЯБРЬ Прогулка 8

«Многообразие осенних листьев»

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрывать понятие листопад; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья – все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание, как один листик летит к земле, другой кружится и медленно ложится на землю. Листья легкие, поэтому они медленно летят.

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

М.Ивенсен

ОКТЯБРЬ Прогулка 9

«Наблюдение за погодой»

Цели : продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома

Ноябрь - последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».

ОКТЯБРЬ Прогулка 10

«Наблюдение за солнцем» (роль солнца)

Цель: формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце; рассказать о различиях летнего солнца и осеннего солнца (греет меньше, становится холодно); развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Солнце греет - на улице тепло. Солнце реже появляется на небе; с каждым днем становится все холоднее.

- Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят, да ягнят,

Еще маленьких ребят!

ОКТЯБРЬ Прогулка 11

«Наблюдение за ветром» (внешние проявления ветра)

Цель: показать природное явление – ветер; закрепить умение определять ветряную погоду по внешним проявлениям (качаются деревья, вертушки крутятся); развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Основное содержание: Погода ветряная – деревья качаются, ветки и листья нагибаются по направлению ветра. Дует ветер, вертушки крутятся по ветру. Можно определить направление ветра.

Шарики воздушные,

Ветерку послушные!

Ветер дунул и летят.

Пусть летят, куда хотят!

ОКТЯБРЬ Прогулка 12

«Наблюдение за дождем» (внешние признаки дождя)

Цель: познакомить детей с внешними признаками наличия дождя; показать простейшие связи между явлениями в природе; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Дождь может быть теплый и холодный. После дождя все кругом мокрое. Идет дождь - появляются лужи. Капли дождя стучат по крышам.

Словно шарики живые,

Пляшут капли дождевые,

Пляшут, хороводятся:

Капля с каплей водятся,

В одной луже сходятся!

ОКТЯБРЬ Прогулка13

«Наблюдение за проезжающим транспортом»

Цель:

Ход наблюдения:

При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую ма­шину, стоящую возле кухни, отметить ее основные части и назначе­ние - привозит продукты в детский сад.

Понаблюдать за про­езжающим автотранспортом. Машины какие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, их назначение. Какие грузы перевозят грузо­вые машины? Какие машины вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.) А еще существуют специальные машины. Предложить детям их назвать. («Ско­рая», пожарная, милицейская, машина для поливки улиц.) Рассказать об их назначении. Спросить, у кого папа работает водителем.

На улице нашей машины, машины ­

Машины-малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат грузовые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

У каждой машины дела и заботы

Машины выходят с утра на работу.

ОКТЯБРЬ Прогулка 14

«Наблюдение за проезжей частью»

Цель: закрепить знания о проезжей части дороги - шоссе; отметить большое разнообразие машин, их названия; формировать представление о правилах дорожного движения.

Ход наблюдения:

Вместе с детьми понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детский сад и дома могут находиться рядом с большой дорогой. Это - шоссе.

Как река, проспект широк,

Здесь плывет машин поток.

Спросить детей, какие машины есть на шоссе. Грузовые и легко­вые - их назначение. Обратить внимание детей на то, что водители строго соблюдают правила дорожного движения. При гололеде ма­шины передвигаются медленно из соображения безопасности.

ОКТЯБРЬ Прогулка15

«Наблюдение за транспортом»

Цель:

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие виды машин вы знаете? (Легковые, грузовые, автокраны, лесовоз, автобус.)

Чем легковые машины отличаются от грузовых? (На легковых машинах и автобусах перевозят людей, а на грузовых разные грузы.)

В чем сходство легковых и грузовых машин? (У них есть фары, руль, мотор, сиденье, колеса передние и задние.)

Едем, едем мы ДОМОЙ

На машине легковой.

ОКТЯБРЬ Прогулка16

«Легковой автомобиль»

Цель: расширять знания о транспорте; формировать представление о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Вместе с детьми понаблюдать за движением автомобилей.

Легковой автомобиль небольшого размера и весит значительно меньше других машин отсюда и название – легковой. Он напоминает небольшой железный домик на четырёх колесах с окнами и дверями. Форма и размер машины зависят от её модели.

Легковой автомобиль

По дороге мчится.

А за ним густая пыль

Тучею клубится.

ОКТЯБРЬ Прогулка 17

«Наблюдение за осенними работами на огороде»

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Дуют ветры буйные,

Ходят тучи темные,

Не видать в них света белого,

Не видать в них солнца красного.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как изменились погода, природа?

Что изменилось в огороде?

Когда наступают холода, как вы одеваетесь?

Как вы думаете, что будет с клубникой с наступлением холодов, замерзнет ли она?

Чтобы клубника не только не замерзла, но и не вымерзла, а летом порадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать клубнику опилом, а сверху накрыть грядку прозрачной пленкой.

ОКТЯБРЬ Прогулка 18

«Наблюдение за трудом шофера»

Цели : продолжать формировать представление детей о труде шофера; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)

Для чего нужны фары?

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех по утрам

Отвозить на работу.

(Шофер)

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове - важные

Срочные грузы:

Кирпич и железо,

Дрова и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

ОКТЯБРЬ Прогулка 19

«Наблюдение за трудом почтальона»

Цели: закреплять конкретные представления о сезонных изменениях в природе; формировать представления о труде почтальона; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

Для чего нужна такая профессия?

Какая у него сумка?

Что в ней лежит?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой "5" на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него

Сегодня много писем

В сумке на боку

Из Ташкента,

Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

ОКТЯБРЬ Прогулка 20

«Наблюдение за работой дворника»

Цели: продолжать воспитывать уважение к труду взрослых; воспитывать желание приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям.

Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

НОЯБРЬ Прогулка 1

«Наблюдение за трудом шофера»

Цели : продолжать формировать представление детей о труде шофера; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)

Для чего нужны фары?

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех по утрам

Отвозить на работу.(Шофер)

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове - важные

Срочные грузы:

Кирпич и железо,

Дрова и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

Повсюду нужна.

НОЯБРЬ Прогулка 2

«Наблюдение за трудом почтальона»

Цели: закреплять конкретные представления о сезонных изменениях в природе; формировать представления о труде почтальона; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

Для чего нужна такая профессия?

Какая у него сумка?

Что в ней лежит?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой "5" на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него

Сегодня много писем

В сумке на боку

Из Ташкента,

Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

НОЯБРЬ Прогулка 3

«Наблюдение за работой дворника»

Цели: продолжать воспитывать уважение к труду взрослых; воспитывать желание приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям.

Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

НОЯБРЬ Прогулка 4

«Наблюдение за сорокой»

Цели: формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках; закрепить умение детей узнавать птиц по внешнему виду; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу:

Может быть, меня за это

И зовут лесной газетой.

Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» - потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее. Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.

НОЯБРЬ Прогулка 5

«Наблюдение за птицами» (лапки)

Цель: уточнить представление о наличии лап у птиц и их функции; закрепить умение детей узнавать птиц по внешнему виду; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе крошки на моей ладошке.

Я знаю, сколько лап у кошки, собаки. А сколько лап у птиц? (Две.) С помощью лап птицы прыгают, ходят, сидят, добывают корм. Разные птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи и синички скачут. Вы заметили, что у птиц четыре пальца впереди, а один - сбоку, на концах пальцев - когти (длинные, крючком). Когда птицы сидят на ветках деревьев, они цепляются за них когтями. Когда ищут семечки, ЯГОДКИ, травинки, птички коготками разгребают землю или придерживают травинки, а клювом клюют.

НОЯБРЬ Прогулка 6

«Наблюдение за птицами»

Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы: Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас се­рый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.) Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чири­кает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».) Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насе­комых, комаров и мошек.)

Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше (иногда на деревьях). Воробьи прыгают - как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.

НОЯБРЬ Прогулка 7

«Наблюдение за кошкой»

Цель: расширять знания о домашних животных; воспитывать любовь к природе

Ход наблюдения:

Вы, конечно, знаете, что у кошки шерсть пушистая, лапки мягкие, на лапках - «царапки» - острые ко­готки, уши широко расставленные, а глаза - большие, зеленые, ясные и внимательные. Есть у киски и усы, и длинный хвост. Они любят мясо, рыбу, печенку, хотя с удо­вольствием лакомятся и сметаной, и молочком. Кошки - ловкие, удачливые охотники, обладающие выдержкой и хитростью.

Рыжий кот осенними

Листьями шуршит,

Возле стога с сеном

Мышек сторожит.

Тихо притаился

Он в траве густой

И с кустами слился

Шубкой золотой.

НОЯБРЬ Прогулка 8

«Наблюдение за рябиной»

Цель: закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения:

Рябина - высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима - морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.

Вот и прихватило ягоды рябины первым морозцем, они стали вкусными и мягкими. Любят рябину звери и птицы. Медведь, если найдет ее в лесу, увешанную гроздьями ягод, ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится ее плодами; нравятся ягоды рябины и лесным великанам - лосям. Они дотягиваются до самой верхушки дерева, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее coчныe сладкие ягоды. Клюют птицы быстро, роняя очень много ягод на землю, затем улетают дальше. Рябина спасает от голода многих птиц.

Уже клич отзвенел журавлиный,

Давно уж осыпался сад,

А яркие гроздья рябины

Все также, свисая, горят.

НОЯБРЬ Прогулка 9

«Что нам подарила осень»

Цель: Закрепить знания детей о растительном мире, уточнить, что где растет; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Предложить посмотреть детям вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т.д.) Назвать 3-4 плода, их величину и цвет.

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы осень спросим:

Что в подарок принесла?

Е.Благинина

НОЯБРЬ Прогулка 10

«Наблюдение за карагачем»

Цели: закреплять умения детей отыскивать знакомые деревья по одному - двум признакам; знакомить с особенностями дерева - кустарника, по которым ее легко выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения:

Крагач - лиственное дерево, высокое с глубокотрещиноватой корой и шарообразной темно-зеленой кроной. Неравнобокие у основания, крупные, плотные, листья снизу покрыты жесткими волосками. В мае - июне созревают и буреют овальные голые крылатки. Красноватые орешки расположены ближе к их верхним частям.

Он лучшее украшение парков и садов. Древесина используется для изготовления фанеры и идет на шпалы.

Карагач имеет широкую сферу применения. Как известно карагач - это твердая и плотная порода дерева. Это свойство древесины является одним из основных при выборе дерева для строительной индустрии. Карагач обладает очень хорошей гибкостью, что позволяет применять его при изготовлении мебели.

Я на пятом этаже, лежу на кровати,

А патлатый карагач, шлёт привет крылатый,

До шестого этажа, дотянулись ветки,

И в окошко мне глядят, стучат по соседски.

ЭЙ, пора тебе вставать, занося ленивая,

Разбудило вороньё, свора ой крикливая,

Я к окошку подошла, кыш, кричу проклятые,

Карагач мне прошептал, слова непонятные.

Ну а зорька высоко, жаром пышет солнце,

Карагач мне тень создал, прикрыл он оконце,

Так и дружим по соседски, я ворон пугаю,

А он пышный и здоровый, от жары спасает.

НОЯБРЬ Прогулка 11

«Наблюдение за снежной ягодой»

Цель: расширять представления детей о кустарниках; воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения:

Перед снегопадом, когда с деревьев облетают листья, в городских садах становятся заметными какие-то кустики, сплошь осыпанные гроздьями белых ягод. Кажется, выпали хлопья снега и не тают.

Выглянуло солнце - кусты так и засверкали. Если сорвать ягодку, она на ощупь окажется мягкой и упругой, как из пенопласта. Плоды снежноягодников несъедобны, но не ядовиты. Сажают этот кустарничек исключительно в декоративных целях. Называется «снежная ягода». Растение неприхотливое. Особенно красив снежноягодник в преддверии зимы.

Снежная ягода, белая звонница.

Осень бульвар застигает в цветении.

Полная ветвь пенопластовых шариков.

Радужный отзвук и фон увядания.

НОЯБРЬ Прогулка 13

«Наблюдение за ветром» (влияние ветра на одежду людей)

Цель: закрепить умение детей определять ветряную погоду по внешним проявлениям (люди одеваются тепло – холодный ветер, люди одеваются легко – теплый ветер); развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Дует легкий ветерок: ласкает наши щечки. Дует порывистый, холодный ветер – щечкам морозно. В зависимости от ветра люди одеваются в теплую одежду или в легкую одежду.

Ветрено, ветрено, ветрено!

Вся земля проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету.

НОЯБРЬ Прогулка 12

«Наблюдение за солнцем» (значение солнца в жизни растений)

Цель: формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце; помочь установить связь между летним световым днем и осенним световым днем, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Солнце греет - на улице тепло. Солнце реже появляется на небе; с каждым днем становится все холоднее. Траве не хватает тепла, она начинает сохнуть. Капельки воды блестят на солнце.

Солнце улыбается – Золотые лучики.

Солнышко качается на кудрявой тучке.

Солнышко бросает золотые мячики.

В лужицах ныряют солнечные зайчики.

НОЯБРЬ Прогулка 14

«Наблюдение за дождем» (влияние дождя на жизнь и одежду людей)

Цель: показать, что осенний дождь может быть разным (коротким – длинным); помочь детям понять простейшие связи между явлениями природы и жизнедеятельностью людей; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Человек бежит по луже, и брызги разлетаются в разные стороны. Во время дождя люди идут под зонтами.

Мы дождинки! Мы – слезинки!

В туче-матушке прижились.

Наши кругленькие спинки

В мокрых каплях схоронились!

Над землею мы летаем,

Вместе с громом распеваем.

НОЯБРЬ Прогулка 15

«Наблюдение за водой» (изменение состояния воды)

Цель: Дать элементарные представления о свойствах воды. Обозначить зависимость состояния воды от температуры окружающей среды.

Ход наблюдения:

Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода – прозрачная, грязная вода – непрозрачная. Стало холодно – вода замерзла, на лужах образовался лед.

Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком,

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

Мороз и холод поиграл

И реки в лёд все заковал.

НОЯБРЬ Прогулка 16

«Наблюдение за скорой помощью»

Цели: закрепить умения детей различать автомобили по их назначению; формировать интерес к профессии водителя, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Если кому-то срочно нужен врач, мы набираем «03» и вызываем скорую помощь, Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по указанному адресу. Чтобы быстрее добраться до места и не опоздать могут проезжать на красный свет светофора. На крыше расположена синяя лампочка – проблесковый маячок, а других машин и пешеходов предупреждает включенная сирена. Они как будто говорят «Пропустите нас, пожалуйста, мы очень спешим!»

Машина быстро мчится

"Везу больного я в больницу,

И всех, кто вызовет меня,

К врачам доставлю быстро я!"

НОЯБРЬ Прогулка 17

«Наблюдение за грузовым автомобилем»

Цель: закрепить умения детей различать части машины (кузов, кабина, колеса, руль); формировать интерес к профессии водителя; закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения:

Грузовой автомобиль – это машина силач. По размерам он больше легкового автомобиля. Колёса у грузовиков больше и мощнее, чем у других машин. Часто у таких машин не 4 колеса, а 6, 8 и более.

Стонет новый грузовик,

Он к работе не привык.

Он к работе не приучен,

Он заплакан и замучен.

Не грусти грузовичок,

Ты не первый новичёк.

По большим дорогам ездить

Интересно, если вместе.

НОЯБРЬ Прогулка 18

«Наблюдение за пешеходами»

Цель: расширять знания о транспорте; формировать представление о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Вместе с детьми понаблюдать за движением автомобилей и пешеходов. Обратить внимание детей на то, что не только водители строго соблюдают правила дорожного, но есть и правила для пешеходов. Обратить внимание детей на знаки для пешеходов (светофор)

Три друга пешехода в любое время года.

Красный свет - твой первый друг -

Деловито строгий.

Если он зажёгся вдруг -

Нет пути дороги.

Жёлтый свет - твой друг второй

Даёт совет толковый:

Стой! Внимание утрой!

Жди сигналов новых!

Третий друг тебе мигнул

Своим зелёным светом:

Проходи! Угрозы нет!

Я порукой в этом!

При переходе площадей,

Проспектов, улиц и дорог

Советы этих трёх друзей

Прими и выполни их в срок.

НОЯБРЬ Прогулка 19

«Наблюдение за такси»

Цели: закрепить умения детей различать автомобили по их назначению; формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.

Ход наблюдения:

Если люди спешат пм на помощь приходит такси. Это легковая машина со специальным рисунком «шашечками» (квадратики в 2-а ряда), она быстро доставляет людей куда им надо

ТАКСИ

Видишь шашечки - такси!

Ты таксиста попроси, -

Он тебя вполне свободно

Довезет куда угодно.

Прокатиться так приятно,

Но однако не бесплатно!

Было весело в пути,

Так по счетчику плати!

Специалисты, изучающие поведение животных, утверждают, что наблюдая за кормлением собаки, можно понять много нового о ее психике и поведении.

В итальянской лаборатории Canis Sapiens, сотрудники которой занимаются изучением поведения собак, провели исследование, чтобы выяснить, могут ли наблюдения собаки за действиями своего хозяина повлиять на ее выбор количества корма, и понимают ли собаки разницу между большой и маленькой порциями.

В исследовании приняли участие 54 собаки разных пород (22 кобеля и 32 суки), которые участвовали в трех экспериментах.

В первом тесте изучалась способность собаки самостоятельно выбирать между большим и маленьким количеством одного и того же корма.

Во втором испытании хозяин собаки показывал ей, что он отдает предпочтение миске с малым количеством еды.

В комнату, где находились привязанная собака и ее хозяин, экспериментатор приносил и ставил на пол две миски с кормом. Владелец собаки подходил к той миске, где корма было меньше, брал в руку гранулы и говорил убеждающим тоном: «Прекрасный корм, как приятно пахнет». Затем он должен был вернуться, сесть на стул, отпустить собаку с поводка и не смотреть в ее сторону.

Таким образом, собака не воспринимала подсказку хозяина, как обязательную к выполнению команду.

В третьем эксперименте собака должна была выбрать между двумя мисками с равным небольшим количеством еды. Перед этим ее хозяин произвольно выбирал одну из мисок и показывал на нее своему питомцу.

Для того чтобы собаки были достаточно мотивированы для выбора корма, некоторое время перед тестами их не кормили. Ход каждого эксперимента снимали на видеокамеру и затем анализировали поведение животных.

В первом эксперименте каждая собака уверенно выбрала миску с большим количеством еды. Таким образом было доказано, что все собаки различают большие и маленькие порции.

Зато во втором тесте, когда владелец указывал на миску с меньшим количеством корма, большинство собак последовали его выбору.

Также и в третьем опыте, все без исключения животные предпочли подойти к миске, на которую указал хозяин.

Результаты исследования показали, что большинство собак следует выбору человека даже в ущерб себе, несмотря на то, что отличают «большее» от «меньшего».

В природе стайные животные (какими и являются собаки) очень часто копируют поведение опытного и сильного вожака стаи (в данном случае — своего хозяина).

Это исследование в очередной раз подтверждает, что собаки в значительной степени привыкли полагаться на вожака стаи (хозяина) и очень доверяют сигнальным жестам людей, даже если человек делает «неправильные» подсказки. Псы не только ищут помощи у человека при решении какой-либо задачи, но зачастую делегируют принятие решения своему хозяину, даже если это оказывается в ущерб их интересам.

Интересно, что более тренированные и психологически развитые собаки были в меньшей степени склонны следовать подсказке хозяина. Они полагались на свой опыт и предпочитали самостоятельно принимать решение в пользу большой порции.

Во многих службах от собаки требуется способность к принятию самостоятельных решений. Кроме того, хорошо обученные собаки показывают больший уровень гибкости и адаптации в новых ситуациях, потому что они привыкли обучаться новому.

Если итальянские ученые выясняли, насколько собаки подчиняются выбору хозяина, то их американские коллеги преследовали другую цель. Они решили узнать, насколько собаки послушны. Ученые ставили собаку в ситуацию, когда она могла «незаметно» стащить вкусный кусочек, и оценивали, воспользуется ли она удобным моментом.

Группа исследователей под руководством Шеннона Канди из колледжа Худ штата Мэриленд изучала поведение 40 собак .

На глазах собаки экспериментатор (незнакомый животному) прятал вкусный корм в два контейнера, один из которых был оснащен колокольчиком. Собака внимательно наблюдала за всеми манипуляциями человека и слышала, что один из контейнеров громко звенит, каждый раз, когда его трогают.

Рассказать друзьям