Святки краткое содержание. История России

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как провести время между самыми радостными зимними праздниками, что такое Святки и как их принято отмечать.

Зимняя череда праздников не оставляет скуке и унынию ни малейшего шанса, весь декабрь проходит в круговерти подготовки и покупок подарков, затем с бокалом шампанского мы весело встречаем смену года, дальше — Рождество, потом — Старый новый год, далее — Крещение, а там и до весны вроде уже не так далеко.

У наших предков существовала целая традиция отмечания особого зимнего периода — Святок. В это время было очень важно чтить память ушедших и узнавать будущее с помощью гадания. Самое интересное и важное о Святках.

Русская традиция Святок

В русской традиции было принято называть словом “Святки” целый месяц — с 19 декабря, когда отмечался Николин день, или празднование Николы зимнего, до 19 января — Крещения. Само значение слова связано в первую очередь с культом Солнца (солнечный день начинает снова прибывать) и культом предков. Борьба холода и тепла, тьмы и света обязательно заканчивалась победой добра и жизни — этому сюжету и посвящались большинство действий периода.

Существует мнение, что в дохристианской Руси Святки были посвящены торжеству Святовита — одной из испостасей верховного бога неба, Белбога. Некоторые исследователи считают, что слово происходит от старославянского “святки” — “души предков”.

Неделя от Рождества до Васильева дня — Старого Нового года — это “святые вечера”, наполненные добром и светом, а вторая половина вплоть до Крещения — “страшные вечера”, когда миром правят разгулявшиеся силы зла.

Церковная традиция праздников

По православным обычаям этот период ощутимо короче — Святкам отводится всего 12 дней между Рождеством и Крещением. В церковном календаре эти дни посвящены евангельским событиям: рождению Христа и его последующему крещению в реке Иордан. В эти дни нельзя венчаться. Праздничными эти дни были официально признаны еще на Втором Туронском Соборе 567 года.

Обычаи Святок

В эти дни было принято совершать множество действий — и веселого, шутливого и даже хулиганского характера, и вполне серьезного, наподобие магических обрядов на благополучие семьи и рода в новом году. Предки знали и как правильно поминать ушедших, и как гадать на богатство, любовь и процветание. Все действия проводились в темное время суток — хотя, учитывая долготу дня, это вполне логично.

Посещение с подарками друзей и нуждающихся

В первые дни праздников всегда было принято посещать друзей и близких, дарить подарки — в память о тех дарах, что принесли Младенцу волхвы. Традиционно считалось правильным проявлять милосердие: вспоминать о бедных и больных, помогать детским домам или приютам, пациентам больниц и заключенным. Даже цари практически во всех христианских странах, переодевшись простолюдинами, посещали тюрьмы, больницы и раздавали милостыню и подарки.

Угощение на Святки

Один из основных и обязательных моментов святочных торжеств — общесемейная трапеза, для которой непременно готовилось нечетное количество блюд. На стол было принято ставить кутью — сладкую кашу из риса или замоченных зерен пшеницы, сбитень, ореховое печенье, блины и овсяный кисель с травами и пряностями. Обязательно ставили и дополнительные приборы для тех членов семьи, которые ушли в мир иной в прошедшем году.

Ряженые и колядки

С древних времен славяне практиковали обычай рядиться, оборачиваться в кого-либо, надевать на себя личины кого-то другого — “окруты”, “скураты”. Распространение христианства не слишком повлияло на эту традицию, несмотря на официальный запрет церкви.

Колядующие в костюмах — “славящие” — пели песни и гимны, переходя в Сочельник — канун Рождества — от дома к дому, а хозяева угощали их обрядовой пищей и сладостями, после чего все обменивались пожеланиями добра. Особенно любили эту замечательную традицию дети и подростки.

Ритуальные песни и игры Святок

Помимо колядок, пелись щедровки — песни с пожеланиями щедрости Бога к хозяевам дома и христославы — из названия понятно, что это религиозные песнопения. Эти песни можно было исполнять только в период Святок. Это светлая сторона праздников.

Темная, оборотническая, заключалась в играх и песнях другого характера. Для этих обрядов использовались совершенно другие костюмы, маски и образы — ряжение считалось делом опасным и греховным, переодетый человек словно бы одалживал свое тело и голос духам предков и древним богам. Поэтому в Крещение нужно было обязательно смыть с себя следы празднования в крещенской воде, которая считается святой.

Молодежь устраивала шумные сборища — часто не самого безобидного характера, порой случались весьма фривольные и во многом циничные игры и шутки, нередкими были и драки по ничтожному поводу, в том числе известные кулачные бои и “стенка на стенку”.

Гадание на Святки

К гаданию можно относиться как угодно — церковная традиция жестко порицает подобные вещи, но наши предки очень охотно использовали некоторые способы заглянуть в будущее. Особенно популярным гадание было среди девушек — узнавали, удастся ли выйти замуж в течение года, будет ли муж богатым и ласковым, каким будет здоровье всех членов семьи.

Гадание на зеркале

Этот способ известен всем по поэме Ивана Жуковского “Светлана”.

В любой день Святок вечером, взяв с собой зеркало, свечу и полотенце, нужно зайти в пустую комнату в одиночестве. Сосредоточившись, поставить все на стол и сесть напротив зеркала со словами “Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать”. Дальше нужно просто смотреть пристально в зеркало, стараясь ни о чем не думать. Через какое-то время пламя свечи начнет трепетать, а зеркало слегка потускнеет.

В этот момент нужно будет сразу протереть его полотенцем — жених обязательно покажется за плечом вашего отражения. Его желательно рассмотреть, чтобы признать впоследствии при встрече, а потом крикнуть: “Чур с этого места”. Если хватит духу не сделать этого, то жених, по слухам, усядется за стол и выложит из кармана какую-нибудь ювелирную вещицу. Тут уже без вариантов нужно говорить “чур!” — то есть закрывать гадание словом-ключом, призывающим помощь духов предков. Утверждается, что именно такой подарок вы получите в будущем именно от этого человека. После гадания выходить из комнаты спиной вперед, обязательно умыть лицо и руки в проточной воде.

Гадание на воске

Подходит для всей семьи. Зажечь несколько свечей на столе, по очереди брать одну из них и капать расплавленный воск в тазик с водой. Затем смотреть, что за фигура получается на тени — она-то и предскажет будущее. При трактовании включить фантазию — как правило, лучше всего “дар предсказательства” работает у детей.

Гадание на пепле

Разрезать бумагу на небольшие квадраты. Сжигать над пламенем свечи и разглядывать пепел точно так же, как в предыдущем случае, — что за фигурка будет получаться на тени.

Гадание по словам

В полночь девушки большой компанией выходят на улицу и подслушивают слова прохожих по очереди. Именно они и помогут узнать будущее. Лучше всего проводить обряд, соблюдая молчание, — если вовсю веселиться и разговаривать между собой, можно прослушать что-то важное. Пожелание на эти дни — если вдруг вам встретится стайка молчаливых девушек, скажите что-нибудь приятное и хорошее. Вам ничего не стоит, а у кого-то, возможно, сбудется одно из самых заветных желаний.

Гадание на вещах

Очень популярный способ гадания. Все собравшиеся отдают по одной какой-то вещи — лучше продумать этот вопрос заранее и выбрать предметы с внятной и позитивной символикой. Кольца, серьги, браслеты, маленьких куколок, ленты, пишущие ручки, монеты, маленькие пирожные, бумажки с хорошими пожеланиями — все это складывается под полотенце. Затем наугад вынимают каждый себе по предмету — и по нему определяют свою ближайшую судьбу.

Что такое Святки? Это святые дни, точнее, целый комплекс зимнего периода, который состоит из 12 праздничных дат. Как говорят, он длится «от звезды до воды». То есть начинается в то время, когда в канун Рождества появляется первая звезда, и продолжается до освящения воды на Крещение. С древних времен очень много традиций и обычаев связано с таким периодом, как Святки. Когда начинаются гуляния, какие есть традиции и обычаи, как гадают в это время? Все ответы на вопросы представлены в статье. Мы не только подробнее рассмотрим, что такое Святки, но также узнаем немного истории относительно этого магического периода.

История появления Святок

Традиция святить дни между двумя величайшими религиозными праздниками была установлена в 5 веке. Как это произошло? Как начали отмечать Святки? Праздник Богоявления в церкви стали широко отмечаться еще в 4 веке, а происходило это 6 января. Посвящен этот день был трем евангельским событиям: Рождеству Христа, поклонению волхвов, Крещению Христа. Однако к концу 4 века в некоторых церквях на Востоке Рождество начали отмечать 25 декабря, отдельно от Богоявления. В результате в 451 году разрешили раздельное празднование этой даты в рамках христианской церкви, но установили официально для всех 12 святых дней в период между Рождеством (Богоявлением) и Крещением. Вот так появились Святки. отмечается не всеми в январе, а вот об этом особенном периоде известно практически каждому.

Магическая сила периода

Для каждого человека это время ассоциируется с разными традициями. Что такое Святки для людей верующих? Это в первую очередь посещение храмов, соблюдение поста, возможность очиститься, избавиться от грехов. А что такое Святки для большинства людей? Это веселый и бурный период, связанный с обрядами, ритуалами, гуляниями. По поверьям, во время Святок уходит старый солнечный год, а новый открывается. Именно в эти дни активируется, непонятные и загадочные события происходят постоянно. Считается, что души умерших людей находятся рядом с живыми в такое время, как Святки. Когда начинаются стартуют гадания, ритуалы, способные предсказать будущее, приоткрыть завесу над неизвестным.

Традиции празднования

В старину в самый первый день Святок разжигали костер и поддерживали его до окончания периода. Даже сегодня в некоторых сельских поселениях люди с удовольствием поддерживают традиции предков. В этот же вечер все переодевались в праздничные наряды, пели, плясали, ходили по домам с колядками. Считалось, что такие обряды подарят хозяевам дома в будущем году хороший урожай и процветание, поэтому колядующие могли входить в любой дом без стука. Кому же хочется жить бедно?

Еще есть традиция не выметать сор из дома с сочельника и до 14 января, а потом весь мусор необходимо сжечь за один раз. Особое внимание в этот период уделялось снам. Считалось, что рождественские Святки - это время пророческих видений.

Немного о праздничных днях

Рождество с колядками и нарядами было немного описано выше, но нельзя не сказать, чем ознаменованы другие дни периода. Например, 8 января следовало почитать рожениц и повивальных бабок. Это логично - Христос только что появился на свет, значит, нужно отдать должное всем женщинам, которые рожают детей, и тем, которые тоже причастны к этому действу.

11 января чтили память младенцев, убитых Иродом. Церковь скорбела о 14 000 мучеников, которых убили по приказу царя, желавшего уничтожить Иисуса.

16 января было принято обращаться за помощью и поддержкой к домовому. Люли были уверены, что именно в этот день злые ведьмы портят домашний скот, а помочь способен только маленький бородатый домовой.

Заканчиваются Святки 19 января, в праздник Крещения. На водоемах и по сей день делают прорубь в форме креста, затем ее освящает священник, а после все желающие могут искупаться там.

Гадания на суженого на Святки

В этот период, как мы уже сказали, многие были не прочь обратиться к темным силам, чтобы узнать ответы на интересующие вопросы. Особенно часто собирались вместе молодые девушки и гадали на суженого, хотя можно было это делать и в одиночку дома. Рассмотрим самые популярные гадания на суженого на Святки.

Приобретаем колоду карт

Это гадание нужно проводить в ночь перед Рождеством. Девушке следует перед отходом ко сну вытащить из колоды и положить карту под свою подушку. Этой ночью, как и всегда, дама должна выглядеть отлично. Поэтому перед сном надо причесаться, умыться, даже нанести После этого следует от души обратиться к высшим силам, попросить их, чтобы этой ночью в ваши грезы пришел суженый. Теперь можно ложиться спать. Считается, что тот человек, которого вы увидите в ночных грезах, и станет вашей судьбой.

Лук поможет узнать имя

Данное гадание особо будет полезно тем представительницам прекрасного пола, у которых есть несколько кандидатов на роль суженого, но вот выбрать среди них самого лучшего сложно. Для этого надо взять столько луковиц, сколько у вас есть ухажеров, и подписать их или обозначить каким-либо образом, чтобы каждый овощ «был в ответе» за определенного мужчину. В первый день Святок поместите луковицы в воду и ждите, пока не прорастет первая из них. Как только это случилось, смотрите на подпись. Чье имя значится на этом овоще, тот человек и будет суженым. Гадание имеет огромную силу и значимость, так как весь процесс происходит в волшебное святочное время, значит, достоверность гадания очень высока.

Петух поведает будущее

Этот способ подходит для тех девушек, которые любят гадать не в одиночку, а в компании, причем делать это можно в любой из святочных вечеров, хотя, конечно, желательно на Рождество. Итак, всем представительницам прекрасного пола, желающим узнать о будущем суженом, следует собраться вместе в одном доме и «пересчитаться». Затем нужно рассыпать на полу пшеницу или любую другую крупу, которой вы кормите свою птицу. В полночь петуха надо «позвать» в дом. Теперь осталось только внимательно наблюдать за ним. Если он проголодался и склевал абсолютно все зерна, то наденет свадебное платье в этом году та девушка, которая рассыпала еду на полу. Если птица насытилась, а некоторое количество зернвшек еще осталось, то в брак вступит та, номер которой соответствует числу поглощенных птицей зерен. А вот если петух не голоден и вовсе не ест, то придется повторить гадание на следующий год, так как никому из присутствующих наряд невесты в этом году не надеть.

Гадаем при помощи волос

Этот способ подойдет тем девушкам, которые уже встречаются с парнем и строят планы на будущее, но вот что-то им не дает покоя, какое-то сомнение живет в сердце. Лучше погадать на Святки и быть спокойной за свою судьбу. Вот только заранее запаситесь волоском с головы своего жениха. Итак, возьмите неглубокую миску, налейте в нее воды, добавьте сюда же по щепотке золы, сахара и соли. Тщательно все перемешайте и отставьте на некоторое время в сторону, чтобы жидкость «успокоилась». Как только это произошло, положите в воду волосок суженого и свой. Теперь спрячьте емкость от посторонних глаз до самого утра, а потом интерпретируйте результат. Если волосинки не только рядом, а даже переплелись, то быть вам невестой этого молодого человека. Если же они в воде далеко друг от друга, то не зря вы беспокоились, отношениям не суждено развиваться далее.

Гадайте, веселитесь в этот период, создавайте свои и обычаи!


Первый-то братец -
Рождество Христово.
Второй-то братец -
Крещенье Господне.
Третий-то братец -
Василий Кесарийский.

Святки - период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества (25 декабря / 7 января) до Крещения (6/19 января), и включали в себя Васильев день (1/14 января).
Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в эти дни на земле появляются души умерших, а нечисть становится особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы размыта. Представления о «плохом времени» нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине Святок; первая половина Святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, гаданиями, с помощью которых старались обеспечить благополучие на весь год, защититься от бед и несчастий, выяснить свою судьбу.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми, они были в северных и среднерусских губерниях Европейской России, а также в Сибири.

В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Отмечать Святки собирались обычно в вечернее и ночное время: когда «сядет в угол чернец», то есть наступит темнота. Развлечений у молодежи на Святках было много: обход дворов с праздничными поздравлениями, ряженье, участие в игрищах, проходивших практически каждый вечер, гадания - «испрашивания судьбы» и др.
Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались Святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали, как правило, в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник.
Девушки и парни небольшими группами отправлялись по Дворам «кликать коляду», то есть петь особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах «колядками», в других - «овсенями», «виноградьем». Колядующие подходили к дому, становились под окно, вызывая хозяев на крыльцо: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» Появление хозяев для колядующих было знаком, что можно начинать песню:

Виноградье красно, зелено!
Еще ходят же ребята колядовщики.
Виноградье красно, зелено!
Еще ищут же ребята государева двора,
Государев-то дворец середи Москвы стоит,
Середи Москвы стоит, середь ярманки,
А вокруг его двора стоит железный тын,
А на каждой тынинке по маковке,
Что по маковке и по золоту кресту.
А сам-то государь как светел месяц взошел,
А сама-то государыня как утрення заря,
Малы детоньки часты звездочки.
Сам-то государь на крылечко выходил,
На крылечко выходил и по рублику дарил,
А сама-то государыня по полтине дарила,
Малы деточки по копеечке.

В пожеланиях колядовщиков изображалась яркая, сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства. Крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конёв», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила»:

Куда конь хвостом,
Туда жито кустом.
Куда коза рогом,
Туда сено стогом.
Сколько дубочков -
Столько сыночков.
Сколько осиночек -
Столько свиночек.
Сколько свечек - Столько овечек.

Колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа:

Тетушка, матушка!
Хлебца кусочек,
Лучинки пучочек,
Кокурочку с дырочкой,
Пирожка с начиночкой,
Поросячью ножку
Да жарену лепешку.
Не подашь лепешки -
Разобью окошки.
Не подашь пирога -
Коровку за рога.

Однако песни-угрозы исполнялись редко. Крестьяне считали, что если поскупиться, то в наступающем году «в избе не будет никакого проку».
Таким образом, обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами: молодежь «дарила» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали пирогами, оладьями, колбасами, пивом, деньгами, печеньем в виде коровок, лошадок, овечек, которое специально выпекали для колядующих. Крестьяне говорили: «Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков». Вечером группы девушек и парней собирались вместе и устраивали пиршество.
Колядование, доставлявшее молодежи столько радости в святочные дни, считается древним обрядом, известным не только русским, но и другим славянским народам. Приход колядующих в древности воспринимался как приход из иного мира умерших предков к своим потомкам, а одаривание их - как приношение в надежде на помощь и защиту в наступающем году. В XIX - начале XX века колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, однако, был уже утрачен.
В рождественское утро начинался обрядовый обход крестьянских дворов - славление Христа.

Утром его совершали подростки, а за ними, уже к вечеру, шли отдельно парни и девушки или те и другие вместе. Они несли на длинном шесте звезду, сделанную из деревянного широкого обода с длинными лучами из тонких палочек и оклеенную цветной бумагой и фольгой. В народной традиции славление Христа осмыслялось как шествие волхвов к колыбели Иисуса, ведомых звездой, взошедшей над Вифлеемом. Этот обряд вошел в народный быт из православной традиции; вероятно, он начал проводиться со второй половины XVII века, то есть со времен царя Алексея Михайловича. Парни и девушки подходили к дому и громко кричали: «Надо ли Рождество прославить?» Славильщиков полагалось пригласить в избу, где они пели для хозяев ирмос «Христос рождается, весь мир поклоняется», тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш» и кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает». После этого исполнялись так называемые рацеи, в которых пересказывались рождественские события, описанные в канонических и апокрифических Евангелиях прославлялись Христос и Дева Мария, звучало поздравление хозяевам дома с Рождеством. Потом славильщики отправлялись в следующий дом, где их уже ждали.

Ф. В. Сычков. Девушка зимой. 1912. Масло С. Ю. Судейкин. Ряженые. Середина 1910-х Ряженые-«супруги». Фото. I960. Деревня Климово, Горьковская обл.
А. П. Рябушкин. Гадание девушек на Святках. 1885 В. М. Максимов. Бабушкины сказки. 1867

К числу любимых развлечений молодежи на Святках относилось ряженье - игровое переодевание с использованием масок. Парни обычно превращались в «страшных наряжонок»: в животных, нечистую силу, покойников; надевали маски, сделанные из бересты, кожи, бумаги, ткани, а при отсутствии масок лица замазывали сажей, мукой, приделывали бороды из льна, пеньки, шерсти. Они шли от одной избы к другой, с шумом врывались в них, не спрашивая разрешения хозяев, нарушали покой и порядок, плясали, пели «срамные» песни.


Для девушек такое поведение оставалось запретным. Они рядились «баскими наряжонками», а также цыганками, турчанками, господами, свадебниками. Если парни обходили каждый двор, пугая честной народ, то ряженые девушки посещали только те дома, где жили парни - потенциальные женихи.


«Баские наряжонки» совершали свой обход, как правило, в первую половину Святок, считавшуюся полной святости и чистоты. Свое название этот обряд получил от диалектного слова «баский» - красивый. Девушки вытаскивали из сундуков свои самые лучшие наряды, доставали все украшения: цепочки, янтари, бусы, косники, брошки, кольца, серьги. Поверх всего надевали праздничные шубки, дорогие шерстяные шали. Затем закрывали лица платками, полотенцами, кружевами, чтобы их нельзя было узнать. В таком виде девушки отправлялись по дворам. Подойдя к дому, они становились под окном и «припевали» парню, жившему в этом доме, невесту. Обычно это была девушка, которая нравилась парню и у которой с ним складывалась брачная пара. Девушки в песне нахваливали свою подругу, рассказывали о том, какой она будет хорошей женой. Иногда девушки своей песней старались оказать давление на тех родителей, которым задуманный детьми брак был не по душе. Мать парня, прослушав песню, одаривала девушек пирогами. Затем девушек приглашали в дом, где они веселили хозяев, исполняя кадриль, лансье и запретные для них мужские пляски - «Русского», «Барыню». Обойдя дома, «баские наряжонки» заглядывали на посиделки, часто в соседние деревни. Их встречали плясовыми или игровыми песнями, радовались их прибытию, просили признаться, кто скрывается под маской. Девушки вели себя довольно раскованно, шутили над парнями, предлагали им взять себя в жены, расхваливали себя: «Я девка дюже хороша, платьев у меня много». «Баская наряжонка» могла взять парня за руку и ходить с ним, слегка приплясывая, по избе под такую песню:

Стойте, стойте, росшетитесь,
Дайте молодцу пройти,
Да дайте девицу взять,
У которой без белива лицо беленькое,
У которой без румян щечки аленькие,
Что походочка его да у сердечка моего,
У сердечка моего да у ретивенького,
Поцелую я дружка, да дружка миленького.

Парни пытались «облапить» «наряжонок», шутили над ними, часто очень скабрезно, но святочный этикет запрещал обижать девушек, сдергивать с их лиц маски.
Во многих деревнях России на Святки девушки наряжались цыганами и цыганками, а в казачьих станицах Урала и Дона - турчанками. Костюм, манера поведения, речь девушек, превратившихся на время в «чужих», пародийно обыгрывали существующие стереотипы. «Цыганки» были одеты в широкие юбки, яркие кофты, пестрые платки, а «цыгане» - в широкие штаны, красные рубахи, картузы; «турчанки» надевали на себя множество украшений, заматывали голову наподобие чалмы платками. «Чужие» пели на непонятном языке, плясали под «оркестр», составленный из печных заслонок, ложек, трещоток: «Калапаты-кара-паты, кырымыры кылы». Цыганки предсказывали счастливую судьбу: «Давай погадаю по суженому, по ряженому, счастливой будешь! Золотая ты ручка! Ай, счастливая будешь! Аи, любимая будешь!» Хвалили хозяйку: «Ух добрая, ух красивая! Ух хорошая, товстожопая; ух товстоногая!», выпрашивали подаяние: «Дай сахарку-то, сметанки-то, чайку-то!» Если хозяйка скупилась, то на нее выливался целый поток угроз и насмешек. Наигравшись, девушки отправлялись в следующий дом.
Довольно широко, особенно в Центральной России, был распространен обычай обходить дома и посиделки, нарядившись господами. Бойкие девушки рядились в «барина»: надевали рубаху, штаны, жилетку, картуз, подрисовывали черные усы. «Барыни» были в нарядных платьях, обязательно в шляпках, украшенных бусами, лентами, перьями, в перчатках, с сумочками и зонтиками на длинной ручке. Каждому «барину» полагалась своя «барыня». Пары «господ» одна за другой важно выходили на улицу, а за ними, распевая плясовые песни, шли остальные девушки. Процессия обходила дома и все посиделки, которые были в деревне. В посиделочную избу входили с песнями или частушками. Например, в Рязанской губернии пели:

Разойдитесь, народ,
По сторонушки,
Моя барыня пройдет
По соломушке!
Ах, барин мой,
Что чуфарисси?
Тебя девки не любят,
А ты хвалисся.
В саду пташки поют,
Перелётывают,
Мою барыню целуют,
Перевёртывают.

«Господ» везде принимали с почетом: сажали в передний угол, предлагали им чай и сладости.
На Русском Севере и в Центральной России девушки на Святки ходили «свадьбой». Одна из девушек становилась «женихом», другая - «невестой». «Жених» надевал мужской праздничный костюм, на его статус указывало полотенце, повязанное вокруг талии, ширинка - небольшой платочек, прикрепленный к шапке, букетик искусственных цветов с ленточками или какой-нибудь другой знак, принятый в данной местности. «Невеста» была в нарядной рубахе и шелковом сарафане, ее голову прикрывали вуалью из марли или украшали искусственными цветами. «Красота» жениха подчеркивалась нарисованными углем усами и пышными кудрями из льняной кудели, «красота» невесты - накрашенными губами, бровями, наведенными сажей, множеством мушек на лице. Остальные девушки исполняли роли других свадебных чинов - дружки, поддружья, свашек, тысяцкого. Свадебное шествие по деревне открывал «дружка», который пропахивал дорогу веником, как и полагалось на настоящей свадьбе. Подойдя к тому или иному дому, участники процессии кричали: «Свадьба идет!» Хозяева выходили на крыльцо и приглашали «свадебников» в дом. Гостей сажали за стол, на который ставили еду, принесенную самими «свадебниками» или приготовленную хозяевами, и начинался «свадебный пир». Молодым пели величания, кричали «горько». Однако гулянье было недолгим - «свадьбе» предстояло обойти еще много домов. Вариантов хождения «свадьбой» было множество: в некоторых деревнях «жениха» и «невесту» возили по деревне на санях, «невеста» изображала свадебный плач, припевки пели не свадебные, а «шутейные», девушки закрывали лица полотенцами и т. д.
Обход дворов девушками, ряженными «баскими наряжонками», цыганками, господами, свадебниками, мог проводиться и в другие дни: в Филипповское заговенье (14/27 ноября) - перед Рождественским (Филипповским) постом, на Масленицу, в Петров день (29 июня / 12 июля), в Покров (1/14 октября), в день Кузьмы и Демьяна (1/14 ноября), в конце посиделочного сезона. Обходные церемонии развлекали девушек и укрепляли их союз. Кроме того, девушки могли познакомиться с родней будущего жениха, посмотреть его дом, показать себя будущей свекрови, что было очень важно перед наступавшим после Крещения свадебным сезоном. После обхода своей и соседних деревень парни и девушки обычно собирались на игрище, где веселились почти всю ночь.

Есть в христианской традиции особый праздник – отмечают его в период начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня включительно 19 января.

На период Святок приходятся три праздника — Сочельник (6 января), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января). Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, формы которых могут быть различными. А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.

Об истоках традиций

История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.

Что делать на Святки

Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения – ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам.

К Святкам, 6 января, заканчивается . В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику , который отмечают 7 января.

В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились.

7 января празднуют Рождество и включают в застолье мясные блюда. Подробнее о том, что подают на стол в Сочельник и на Рождество читайте .

Л. Соломаткин. «Славильщицы», 1868 г.

Как отмечают Святки православные

Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения — первые три дня Рождества (включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество), а также в канун и первый день старого Нового года (ночь с 13 на 14 января); канун Крещения.

Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок , славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив – требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.

Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое».

Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обрядхристославление . Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда (чаще всего это были дети либо молодежь) ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка – символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками.

Традиции Святок включают также церемонию посевания . Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей.

Ольга Кваша. Колядки. 1976 г.

В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи.

Чем угощают во время Рождественских Святок

Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении – скорее, еда была символом праздника. На стол подавали и , а также традиционную (в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник) — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна (пшеницы, ячменя, пшена) с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром – напитком из сухофруктов, подслащенным медом.

Январь – время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное – из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.

Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка – его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу.

Надежда Полуян-Внукова. Рождественский вечер

Как украшают дома

В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи – их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.

В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.

Константин Маковский. «Святочные гадания», 1890-ые

Святочные гадания

Церковь не одобряет святочные гадания. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой

В пору Святок было принято гадать о будущем . То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении – приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего – в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье.

Окончание Святок 19 января

Заканчивались Рождественские Святки в день – 19 января (другие названия — Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду – для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках – как вольных, так и невольных.

В ожидании Крестного хода на Богоявление. 1898 г. Автор неизвестен

Как отмечают праздник католики

Католической церковью этот период именуется Рождественским временем. Он длится от сочельника Рождества (вечер 24 декабря) до дня Крещения Господня (первое воскресенье после торжества Богоявления). Основу такого времени составляет Октава Рождества: она состоит из 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы.

Весь этот период считается очень торжественным: духовенство появляется на литургиях в кипенно-белых праздничных облачениях. В последний день Святок – 6 января – католики устраивают Карнавал. Его кульминация обычно приходится на три дня, предваряющие Великий пост. И хотя сроки этих торжеств строго регламентированы церковным календарем, по сути празднества тесно связаны с язычеством – с проводами зимушки-зимы и встречей долгожданной весны.

Святки - основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья.

По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий - узнать о будущем урожае.

Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор


В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное - рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные - колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.

Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»

Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

СОВРЕМЕННЫЕ СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

Святки – особенное время. В старину на Руси не было такого понятия, как отпуск (особенно у крестьян). Летом много работы в поле, на огороде… Не до отдыха. Поэтому зимние праздники можно считать своеобразным отпуском. Веселились наши предки на славу: пятую точку не просиживали перед телеком и компом, а гуляли, танцевали, пели да застолья устраивали. И ожирением, между прочим, не страдали: откуда ему взяться после лихой-то пляски.))

А девицы по ночам на суженых гадали… И в наше время святочные гадания не забыты. Только многие из них трудно осуществить. Например, гадания на курах, на лошадях или у стога соломы.

Поэтому любителям предсказаний предлагаю современные варианты. Загадывать можно не только на суженого, а просто задать любой вопрос, предполагающий положительный либо отрицательный ответы. Самые верные гадания – в крещенскую ночь, но можно и в любую другую от Рождества до Крещения.

*Гадание под окошком. В полночь садитесь под окошко и скажите: «Суженый, ряженый! Проезжай мимо моего окошка!» Если после этих слов подокном проедет дорогая иномарка – семейная жизнь будет счастливой и веселой. Если старенькая развалюха или дешевое авто – придется в тяжких трудах наживать семейный достаток. А если никто не проедет – потерпите до следующего года.

*Гадание на автомобиле (стрёмное!). В старину так гадали на лошадях. В полночь попробуйте проехать или припарковаться в узком месте. Если ничего не зацепите – все сбудется.

*Гадание в интернете. Придумайте пост, который, скорее всего, вызовет дискуссию (при этом о своем загадайте). Выложите его в полночь в своей любимой соц.сети. Если первым откликнется мужчина – все сбудется, а если женщина – придется очень постараться, чтобы сбылось. Никто не прокомментирует – ждите следующего года.

*Гадание на телефоне. Аналогично предыдущему. В полночь наберите любой неизвестный номер, мысленно задав свой вопрос. В зависимости от того, кто ответит: мужчина, женщина, или вообще не поднимут – будет ответом и вам.

Возможно, ответы вас разочаруют, не понравятся – поклонитесь на восток и скажите: «Спасибо!» Ничего не сбудется.

Рассказать друзьям