История женского нижнего белья в россии. Что скрывалось под одеждой у советских людей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Античная цивилизация не знала, пардон, трусов. Ее наследники европейцы пришли к идее нижнего белья непростым путем - совершенствуя не одежду, а обувь римлян.

Когда пытаешься вообразить, как чувствовали себя в повседневной жизни люди далеких веков, надо всегда иметь в виду, что их физическое, «тактильное» самоощущение было совершенно непохоже на наше. К примеру, если древние египтяне знали хотя бы набедренную повязку, то греки и римляне, создавшие нашу цивилизацию, вообще не имели нижнего белья.

Верхняя одежда несла на себе знаки моды и социальных различий, а нижняя рубашка не предназначалась для посторонних глаз. Ни греческий хитон, ни римская туника даже близко не напоминали нижнее белье в современном смысле этого слова, хотя частично и выполняли его функцию. Казалось бы, что может быть естественнее, чем положить какую-то преграду между своей наготой и верхним облачением, создать специальный предмет одежды. Куда проще, чем додуматься до теоремы Пифагора или построить водопровод. Но дело не в изобретательности как таковой, а в потребностях культуры и тех границах, которые культура кладет изобретательности.

Лифчик и трусики, почти неотличимые от современных бикини, украшают римлянок, изображенных на мозаике IV столетия из сицилийской виллы Армерина. Для них использовались обычные полосы ткани или кожи, которые повязывались вокруг груди и сплющивали ее, а отнюдь не подчеркивали ее формы. Однако это - специальная униформа для спортивных состязаний (такие же трусы носили некоторые гладиаторы).

У иудеев, к примеру, только первосвященник надевал под хитон трусы, да и то лишь во время богослужения в храме. Филон Александрийский объяснял: «Это прикрытие для срама, который негоже обнажать перед жертвенником». Что же - на людях человек в те времена заголялся с легкостью? Конечно нет: когда заговорщики в римском сенате убивали Юлия Цезаря, последним стремлением диктатора было так прикрыться, чтобы пристойно упасть. Задача не из легких, ибо тога не могла этого гарантировать. Факт остается фактом: обычно человек античности ходил без нижнего белья.

Средиземноморская цивилизация почему-то не знала концепции штанов и ходили буквально с голой попой . На персидском Востоке носили широкие шаровары-анаксириды, на кельтском Западе - облегающие браки (из этого слова, кстати, родились и «брюки»), но все они воспринимались как варварство. Лишь постепенно, начиная со II века, мода на штаны проникает в Римскую империю, хотя законодательно с ней боролись вплоть до V века. Однако брюки - верхняя одежда, даже если под них ничего иного не поддевали. И уж разумеется, вплоть до рубежа XIX века это была исключительно мужская одежда. А как же женщины? На подобные вопросы исследователю очень трудно отвечать, и не из-за ханжества, а потому что свидетельств очень мало: о таком не пишут, а изобразительный материал, который рассказывает о верхней одежде куда больше, чем письменный, бессилен поведать нам о белье именно в силу его «нижнего» характера.

Вернемся, однако, к штанам. Браки завоевали средневековую Европу. Иногда мода повелевала скрывать их, иногда - выставлять напоказ (слово «трусы» тоже произошло от обозначения брюк, trousers, длина их была то до щиколоток, то до колен. Но в любом случае из века в век под них ничего другого не поддевали - никаких, говоря по-русски, подштанников. Нижним бельем по-прежнему была длинная рубаха, шемиз. Это в ней, в знак унижения, явился в 1077 году в Каноссу император Генрих VI просить прощения у папы Григория VII. Это в них в 1347 году магистраты Кале вышли из города в знак капитуляции перед Эдуардом III. Что и увековечено в знаменитой скульптуре Огюста Родена «Граждане Кале».

В XII веке бесформенная одежда стала постепенно сменяться облегающей. Дорогие ткани, из которых ее шили, стало необходимо предохранять от контакта с грязным телом (мылись-то по-прежнему довольно редко). Только в XIV столетии возникает слово, нет, целая революционная концепция mutande - «того, что должно сменяться». Новая мода появляется в Италии, где кельтско-германские браки никогда не обладали полной монополией. Кстати, из Италии же пришел и покрой штанов, отличный от брак - первоначально это была одежда персонажа комедии дель арте Панталоне.

Но главное, прикрывание ног в Италии шло, если угодно, в противоположном направлении - снизу вверх. Римский башмак, кальцеум, становился все выше и в конце концов превратился в нечто вроде колготок, называвшихся кальцонес. Из одной французской миниатюры XIV века становится ясно, что кальцонес могли оставаться своего рода чулками, но именно они дали толчок для создания того, что мы назвали бы трусами. Когда в точности появилось нижнее белье, сказать трудно в силу уже описанных причин. Некоторые исследователи считают, что около 1150 года, однако доказательств этому нет.

Первое, весьма неясное письменное свидетельство принадлежит автору XIV века Франко Сакетти, который издевается над теми, кто «засовывает свои зады в крохотный чулок (кальцетто)».

Есть также несколько письменных средневековых источников, свидетельствующих о существовании приспособлений для поддержки женской груди, однако там на эту тему написано весьма расплывчато. Врач французского короля Филиппа Справедливого и его преемника Людовика Х Анри де Мондевиль (Henri de Mondeville) писал в своей «Хирургии» в 1312-1320 годах: «Некоторые женщины … вставляют в свои платья два мешочка по размеру и форме грудей, которые плотно к нему прилегают. Каждое утро они вставляют их [груди] в эти мешочки, которые при возможности закрепляют подходящей по цвету лентой».

Эти «мешочки» выполняли ту же функцию, что и древние перевязи - они поддерживали слишком большие груди. А Конрад Штолле (Konrad Stolle) (немецкий священник, викарий церкви Святого Северина) в своей «Тюрингенско-Эрфуртской хронике» 1480 года жаловался на «рубашки с мешками, в которые они вкладывают свои груди». Похоже, эти рубашки возымели противоположный эффект, поскольку свое описание священник заканчивает словами «все это непристойно».

Неизвестный автор 15-го века из южной Германии определенно имел в виду попытку увеличения видимости груди, когда писал в своей сатирической поэме: «Многие женщины надевают два мешка для грудей, когда выходят гулять по улицам, чтобы все молодые люди, смотрящие на них, могли лицезреть их прекрасные груди. Но груди те слишком велики, они похожи на плотно набитые мешки, поэтому в городе никто о их больших бюстах не судачит». Как мы видим, средневековые бюстгальтеры вызывали неоднозначную реакцию.

Мы не знаем, все ли женщины в средние века носили «мешки для грудей», но некоторые делали это точно. И если в обществе было принято носить перевязи, чтобы скрывать грудь, то жалобы и сатирические высказывания по поводу ее выпячивания говорят о том, что в целом к бюстгальтерам отношение было неодобрительное.

А изобразительное подтверждение существованию нижнего белья мы имеем лишь от середины XV века. В пьемонтском Кастелло делла Манта сохранилась фреска «Фонтан Молодости», изображающая раздевающихся старцев и одевающихся юношей. И мы наконец можем в подробностях рассмотреть, из чего состояла тогдашняя нижняя одежда. Наличие трусов не подлежит никакому сомнению!

В конце XVI века они проникли из Италии во Францию, а оттуда под французским названием "брэ" распространились по Европе. Кажется, женские трусы вошли в обиход гораздо позднее мужских: в Англии, к примеру, они окончательно утвердились не ранее конца XVIII века.

Благодаря недавним археологическим находкам в австрийском восточном Тироле, мы лучше себе представляем, что было у женщин из средневековья под платьями.

Замок Ленгберг, первые записи о котором датированы 1190 годом, в 15-м веке перестроили в представительный дворец, добавив туда второй этаж. Во время реконструкции в 2008 году под полом одной из комнат замка был найден сундук, который забыли там во время строительства в 15-м веке.

Поскольку под полом было сухо, содержимое прекрасно сохранились. Четыре фрагмента белья из сундука очень сильно напоминают современные бюстгальтеры.

Доказательством этого стали четко выраженные чашки лифчика, что резко отличает это белье от античных перевязей Древней Греции и Рима.

Видео-история бюстгальтеров за несколько минут:

Считается, что женщины начали носить трусы и панталоны лишь в самом конце 18-го века. Найденная в Ленгберге пара отлично сохранившихся полотняных трусов вызвала новые вопросы: мужские они или женские?

Найденные в замке трусы того типа, что начали шить в конце 14-го и в 15-м веке, когда мужчины стали носить штаны из двух половин - по штанине для каждой ноги, отказавшись от покроя из цельного куска ткани, разрезанного вдоль и сшитого посередине между ног. С их появлением уже не нужно было заполнять при помощи брэ пространство между двумя штанинами. У найденных в замке трусов слегка суженный книзу покрой, а на концах имеются лямки. Их три раза чинили, ставя льняные заплатки, которые сейчас накрывают одна другую.

На картинах, гравюрах, в книжных иллюстрациях на религиозные и бытовые темы мужчины показаны только в таком белье: небольшой кусок ткани, прикрывающий ягодицы и переднюю часть, и узкие лямки, которые завязываются бантиком по бокам. Когда в трусах изображаются женщины, то это всегда представляется в контексте «перевернутого вверх тормашками мира». Брюки и трусы с кальсонами всегда считались символом мужской силы, а носившие их женщины были драчливыми женами, пытавшимися узурпировать власть своих мужей, либо дамами низкого нравственного поведения.

К примеру, книжная иллюстрация немецкого перевода «О знаменитых женщинах» Джованни Боккаччо, который был опубликован в 1474 году, показывает царицу Семирамиду и двух ее придворных дам в трусах. Но там есть подпись: «Семирамида, женщина, бывшая когда-то женой царя Нина, переодетая в мальчика, своего сына», а также «Считается, что она отдавалась многим мужчинам. Среди ее любовников был и ее собственный сын Ниний».

В 16-м столетии некоторые итальянские женщины носили панталоны. Элеонора Толедская (1522-1562) носила одну пару в 1561 году, а спустя полвека уже много пар было изготовлено для Марии Медичи (1573-1642), бывшей в то время новой королевой Франции. Но кое-кто все равно неодобрительно смотрел на дам в панталонах. Пьетро Бертелли (Pietro Bertelli) в своем цикле «Костюмы разных народов» 1594 года показывает в панталонах только венецианскую куртизанку.

С другой стороны, англичанин Файнс Морисон (Fynes Moryson), путешествовавший в период с 1591 по 1595 годы по странам Европы, так писал об итальянских дамах: «Городские девственницы, и особенно благородные женщины … во многих местах носят под своими платьями шелковые или льняные бриджи». Но он пишет и о другом: «Я видел куртизанок … одетых как мужчины, облаченных в ярко-красные или светлые камзолы и бриджи». Похоже, что некоторые женщины в Голландии также носили панталоны, потому что Морисон рассказывает нам: «Некоторые женщины постарше, будучи не в силах переносить лютый мороз, надевают снизу штаны из льна или шелка».

На посмертном изображении Елизаветы I, сделанном в 1603 году, она в корсете и панталонах. Кроме того, есть упоминание о том, что у Елизаветы было «шесть пар полотняных двойных штанин из тонкой голландской ткани», сшитых в 1587 году. Что это было - панталоны или чулки? Но почему бы королеве Англии не взять себе за правило открыто носить панталоны, как это делала королева Франции? Кто бы осмелился задавать ей вопросы по поводу выбора нижнего белья?

Конечно, это не значит, что все женщины средневековья или начала современности носили бюстгальтеры и панталоны. Но некоторые носили. Если учесть, что ленгбергские «мешки для грудей» были найдены в замке, можно предположить, что наибольшее распространение они получили среди представительниц высшего класса, либо среди женщин, которых не очень волновали общественные нормы.

Как же люди в это время купались?

В основном голышом. Но в XVIII веке голышом могли позволить себе купаться уже только простолюдинки. Настоящие же леди купались при полном параде: в платьях, мало чем отличавшихся от повседневных, с корсажем, кринолином, в плотном нижнем белье, чулках, туфельках и даже чепце на голове. Они шились из такой ткани, которая при намокании не становилась прозрачной. В кайму подола специально вшивали грузики, не дававшие ему задираться.

Тут правда тоже возможны были варианты. Скажем, при дворе Людовика XIV дамы и кавалеры купались в нижнем белье, что приводило в недоумение испанцев - в Испании было немыслимым увидеть даже краешек ноги женщины, не то что созерцать женщину в намокшей белой сорочке.

В XVIII столетии эта тенденция сохранилась - представители аристократии входили в воду в своих париках, чепцах и в рубашках. Впрочем, они и домашние водные процедуры принимали в нижнем белье.

Когда дамы выходили на берег, купальные платья буквально облепляли их фигуры, делая доступными каждому взгляду женские прелести. Истинные джентльмены не желали терпеть подобное издевательство над нравственностью, а дамы из-за таких «подробностей» предпочитали отдельные пляжи и даже специальные купальные машины - сарайчики на колесиках, которые можно было ввозить прямо в воду вместе с купальщицей.

В отдельных случаях это были целые купальные дома, и даже дворцы как "купальная кабина" короля Альфонса XIII Испанского:

В середине 19 века, после изобретения и распространения железной дороги для многих в Европе стало доступным посещение морских побережий. Вопрос простого и практичного костюма стал актуален как никогда, но радикальное решение его потребовало еще более полувека работы над смягчением требований церкви и общественной морали.

"Купальный костюм", принятый в 1858 году (слева)

Из купального костюма исчезало все больше и больше лишних деталей, платья становились легче, а некоторые смельчаки и вовсе стали позволять себе плескаться в реках и морях босиком.

"Совместное купание. Франция. 1860-е гг (справа)

Джентльменам в те времена также полагалось соблюдать приличия, поэтому оголяться больше, чем до трико, считалось моветоном. Однако во Франции нравы были куда свободнее. Там для мужчин появился специальный полосатый обтягивающий купальный костюм.

Купальщики образца 1870-х:

Видео-история купальников за 125 лет:

В 1860-е годы произошел первый «распад» женского купального наряда: он разделился на жакет и длинные панталоны. Со временем их заменили широкие штаны из легкой ткани и такие же легкие блузы. Правда, отказаться от обязательного кепи на голову тогда так и не осмелились.

Купальный костюм для подростка, 1883 год (слева)

К началу XX века купальный костюм становится проще и демократичнее, а главное - короче. Исчезают оборки, окончательно уходят в прошлое «купальные чулки» и прочие приспособления для «сохранения благонравия».

Стоит отметить, что новый всплеск развития пляжной моды был спровоцирован развитием водных видов спорта. Впереди планеты всей шли - точнее, гребли - мужчины-пловцы, компенсировавшие свое обнаженное бессты дство отличным телосложением. Именно благодаря им в обиход вошли сначала шорты, а затем и вызывающе облегающие треугольные плавки из красного ситца.

Пастель "Пляж красоты" на почтовой открытке 1909 года (справа)

С началом 20 века пляжная революция стала набирать обороты. Несмотря на многочисленные запреты оголять части тела в общественных местах, купальные костюмы все равно неумолимо уменьшались в размерах.

Но как самостоятельный элемент гардероба купальник появился только в начале XX века, после того как австралийка Анетт Келлерман в 1907 году сшила купальный костюм на основе мужского трико, облегающий тело и обнажавший шею, ноги и руки. Костюм предназначался для водного водевиля «Ныряющая Венера», ставшего прообразом современного синхронного плавания.

Это посчитали непристойностью. Костюм Келлерман настолько потряс общественность, что она была осуждена как нарушительница общественной морали и подверглась аресту.

И немудрено: ведь правила поведения на пляже предписывали дамам закрывать не только туловище, но и все остальные части тела, включая руки, ноги и шею. Прогрессивная пловчиха нашла выход как продолжить выступления, пришив к купальнику... длинные рукава, чулки и воротник!

Купальник 1920-х годов

С появлением простых купальников в 1920-е годы в моду вошёл загар, а спорт из развлечения стал обязательным условием развития человеческой личности. Пышные формы, бледность и отсутствие мускулов стали восприниматься, как болезненные признаки. Тренированное тело «требовало», чтобы его показывали.

В итоге купальные костюмы преодолели "запретную черту" и поднялись... выше колена! А чтобы удержать дам хотя бы в этих рамках, к публичным пляжам приставляли специального человека с линейкой (реже - полицейского). Его обязанностью было измерить, насколько выше колена заканчивается юбка. Если костюм девушки обнажал больше голой кожи, чем полагалось по правилам (в разное время - от 5 до 15 см), ее изгоняли с пляжа и даже заставляли платить штраф.

Измерение пляжным полицейским вышины юбки над коленом, Вашингтон, 1922:

Кажется, девушка попала на штраф - правила запрещали зазор более 6 дюймов...

История изменения нижнего белья уже тогда интересовала людей, и даже устраивались специальные "сравнительные показы".

:

В конце 20-х годов дефиле в купальных костюмах стало обязательной частью практически всех конкурсов красоты. Первопроходцем здесь была пуританская вроде-бы Америка, причем с самого первого конкурса, состоявшегося 8 сентября 1921 года.


Купальные костюмы именно тогда начинают изготавливать из трикотажа, потому что он лучше держит форму. В то же время на бедрах появляется аксессуар, который станет чуть ли не более важным, чем сам купальник. Дизайнеры заимствуют идею парео, глядя на островитянок. Они причудливо завязывают легкую ткань на бедрах или груди. Парео - это не только юбка, но и платок, который дополняет купальный костюм. В некоторых случаях этим словом называют маленькое платье из хлопка, в котором самые стильные девушки того времени принимали солнечные ванны.

Вплоть до середины XX века купальный костюм оставался довольно строгим и закрывал большую часть тела.

Общая либерализация взглядов в послевоенные годы привела к тому, что купальный костюм становился всё более свободным и открытым. Начиная со второй половины XX века постепенно почти повсеместно вошли в моду бикини (купальник, разделенный на верх и низ).

Почти 10 лет эта модель находилась в опале — её осуждали за то, что она, по мнению Ватикана, «открывает в девушке все, кроме девичьей фамилии ее матери».

Создатель этой модели купальника дизайнер Луи Реар из Франции столкнулся с противодействием властей (презентацию пришлось провести в бассейне) и даже... с саботажем моделей! Ему пришлось долго искать девушку, которая бы рискнула надеть столь открытый наряд. В итоге первой "моделью" стала танцовщица из казино.

Триумфальное шествие этой модели купальника началось с большой любви молоденькой и фантастически популярной тогда Бриджит Бордо, к прогулкам в бикини по пляжам Сен-Тропе, и с выходом фильма с ней же в главной роли «И Бог создал женщину» (1956), где очаровательная Бриджит показала, насколько соблазнительной и желанной можно быть в подобном «опальном» купальнике.

С тех пор бикини прочно обосновались на пляжах мира, а заодно в спорте - например, в пляжном волейболе и бодибилдинге, танцах-сальсе.

История изобретения бикини:

Дальнейшая эволюция купального костюма привела к появлению в 60-х так называемых монокини (совершенно неверно называть монокини обычный слитный купальник, это намного более откровенный тип одежды, прикрывающий только нижнюю часть и оставляющих грудь полностью обнажённой) от дизайнера Руди Гернрайха. В некоторых случаях и без того нескромный наряд уменьшился до полного минимализма - символических тесемочек, не закрывающих в общем-то ничего — микрокини (в которых используются лишь очень узкие полоски ткани) и стрингов, которые также изобрел Руди Гернрайх).

А нижнее белье еще очень долго останется не подверженным моде, не обсуждаемым, «невыразимым».

Идея о том, что оно может быть предназначенным для посторонних глаз, сексуальным, проникает в приличное общество только в годы "сексуальной революции" в начале 1960-х годов. Что интересно - как раз после появления более или менее эффективных противозачаточных средств.

Но это уже совсем другая история;-)

В наши дни, спустя сто лет от описанных выше штрафов, ситуация с запретами на пляжах диаметрально изменилась. Теперь штрафуют за излишне закрытое тело!


В 2007-м году ливанским дизайнером Ахедой Занетти изобретен т.н. буркини, купальник для мусульманок, оставляющий открытыми только лицо и кисти рук. Название состоит из слов «бурка» (паранджа, хиджаб) и «бикини». Не будем рассматривать здесь причины по которым в обиходе мусульманок появилась одежда, полностью закрывающая лицо и тело, отметим лишь что еще в 14 веке проезжавший ближний восток Марко Поло не заметил такой странный обычай. Хотя скажем странную обувь у китаянок он не забыл описать в своей знаменитой «Книге о разнообразии мира»!

Более того, некоторые мусульманки практикуют даже ношение «фейскини» - специально разработанного китайскими врачами купального костюма для людей с аллергией на солнечные лучи (да, есть и такая аллергия!) - он оставляет открытыми только глаза.

В 2016-м году во Франции, а позднее и в некоторых других государствах, в связи с возмущением терактами исламистов и поведением мусульманских мигрантов, демонстративно носящими свою этническую одежду даже на пляжах, снова были приняты законы, регулирующие ношение одежды в общественных местах. Согласно им, на пляжи и в бассейны запрещен вход людям, которые "не носят соответствующую одежду, отвечающую принципам морали и секуляризма, а также правилам безопасности и охраны здоровья".

Кроме того, в некоторых европейских странах запрещено в любом общественном месте публично демонстрировать принадлежность к той или иной религии. Это касается ношения хиджабов, крупных крестов поверх одежды, тюрбанов, паранджи и т.п. вещей и касается всех, кроме священнослужителей.

К примеру, в постановлении мэрии Канн говорилось: "Сейчас, когда Франция и церкви стали мишенью для террористических нападений, появление на пляже в одежде, нарочито подчеркивающей религиозную принадлежность, может увеличить риск нарушений общественного порядка". С момента введения запрета за его нарушение было оштрафовано множество женщин. В Каннах, например, штраф составляет 38 евро.

Однако, благодаря политкорректности, на практике штрафуют просто всех подряд кто присутствует на пляже не в купальных костюмах - например за одетую тунику против загара. На приведенном снимке видно как четверо полицейских окружили женщину, лежавшую на пляже не в буркини, а в тунике с длинным рукавом, черных легинсах и хиджабе, и один из полицейских выписывает штрафную квитанцию.

То ли ещё будет?

Молодая женщина неторопливо встала с постели, замоталась в простынь и вышла покурить на лоджию. Сладко сделала затяжку, облокотилась на подоконник и замерла, сигарета повисла на губах: к дому подходил муж. Увидев свою жену, он приветливо помахал рукой., она улыбнувшись в ответ дежурной улыбкой и прыгнула в комнату с горящей сигаретой во рту:
- Муж! Одевайся! - Крикнула она мужчине, которого оставила в постели.
Они бросились искать в комнате свою одежду. Вечерело, углы комнаты уже скрывала темнота, - как в классическом анекдоте, - подумала женщина.
Через три минуты, пройдя мимо незнамомца (наверное к кому-то приходил), муж уже стоял на пороге своей квартиры.
- Кисичка! - Раскинул он свои объятья, - я так скучал!
Она хихикала и кокетливо отбивалась от него:
- Хоть помойся с дороги.
- Давай вдвоем, а, Кися? - Муж принялся расстегивать ее халатик...

2.
Вера Павловна ждала гостей. Муж позвонил, что немного задержится на работе, а она была уже в парадно-выходном, оставались некоторые мелочи: нужно разложить салфетки каждому из гостей с их инициалами, Вера Павловна вышивала их сама, поставить таблички с именами около тарелочек, чтобы гости не искали свои места. Она была хозяйкой отменной: умела готовить такое количество блюд, что на каждое торжество меню практически не повторялось. Ей нравилось, когда ей говорили: ""Верочка, ну Вы, как всегда!"
Она никогда не ставила бокалы для белого вина, если к столу подавали только красное, она никогда не заменяла коньячную рюмку стопкой для водки. В квартире у нее была идеальная чистота, как в музее, страшно было сесть и нарушить стерильность.
Была Вера Павловна уравновешена и сохраняла спокойствие в любой ситуации.
Мужа своего она называла по имени-отчеству: "Роман Васильевич" не только при гостях, но и дома, наедине, и это умиляло их друзей.
Роман Васильевич был всегда учтив, обходителен, умел говорить комплименты и делал их, жене часто дарил цветы, и очень ее любил.
Все друзья считали их идеальной парой, ставили друг другу в пример и старались им подражать.
Вера Павловна раскладывала столовые приборы, она делала это с любовью, зрительно отмеряя одинаковое расстояние между ними. В это время она размышляла, чем занять гостей.
"Для затравки разговора, Роман Васильевич расскажет два-три новых анекдота, непременно о медицине, потому что, большинство из гостей - медики, она и сама санитарный врач. Потом нужно будет перевести тему на последнюю новость, о том, что в дебрях Амазонки нашли палочку совершенно неизвестного нам вируса..."
Раздался звонок в дверь.
"Странно, - подумала Вера Павловна, - вроде бы рановато, хотя...
Она заглянула в глазок входной двери, это был Роман Васильевич.
- Какой ты молодец, а то мне без тебя пришлось бы тяжеловато! Иди обмойся и переоденься, поторопись, пожалуйста, они вот-вот придут.
Роман Васильевич поцеловал жену и пошел в свою комнату.
Детей у них не было и в своей трехкомнатной квартире они сделали две отдельные спальни и старались не заходить друг к другу без особой надобности.
"Нужно, чтобы он надел непременно голубую рубашку, под мое платье, вон с тем галстуком." - Подумала Вера Петровна и зашла в спальню мужа.
Он в это время расстегивал брюки, собираясь их снять.
- Извини, Роман Васильевич, мне нужно тебе сказать несколько слов, но ты не останавливайся, времени совсем не осталось.
Она открыла рот, чтобы сказать ему о рубашке, но слова застряли у нее в горле, глаза широко открылись, глядя куда-то ниже пояса.
Он удивленно посмотрел вниз и увидел на себе Машкины панталоны. От растерянности он сказал глупую в этой ситуации фразу:
- Ну, вот так, как-то...
- Ага, - кивнула Верочка, не сводя глаз с панталонов. Они были даже не женскими, а какими-то бабскими, неопределенного цвета от времени и грязи, по серому полю смутно угадывались мелкие цветочки.
Время шло, а супруги не могли произнести ни слова, а только стояли и смотрели на эти грязные панталоны.
Они очнулись только тогда, когда позвонили в дверь. Муж стал стаскивать с себя брюки, но Вера Павловна остановила его:
- Не успеешь, надевай снова, - сказала она и поспешила из комнаты.
Уже из прихожей послышался приветливы голос хозяйки дома:
- Виктор Иванович! - Мы так рады, так рады! Ах, а это мне? - Воскликнула она, принимая цветы. - Это замечательно, что Вы немного пораньше, еще никого нет, и мы с Романом Васильевичем с удовольствием с Вами пообщаемся.- Роман Васильевич, ну где же ты? Смотри,кто к нам пришел?!
Муж вышел к гостю несколько сконфуженный.
- А чего это ты такой кислый? - Спросил гость, - или не рад мне?
Что ты, что ты, - уже улыбаясь ответил Роман Васильевич, - пойдем, пока никого нет, мы с тобой апперативчику...
Гости пришли почти все вместе, не в их правилах было и приходить раньше и опаздывать. Вечер шел, как по нотам. Роман Васильевич начал рассказывать анекдоты, потом, Вера Павловна осторожно завела разговор на подготовленную заранее тему.
Супруги были в ударе, вечер шел на "ура", но Вера Павловна и подавая закуски и развлекая гостей, все время думала о злополучных панталонах. Если бы Роман Васильевич успел бы их снять, может быть она его и простила. Ей очень не хотелось портить так красиво налаженную собственную жизнь, но панталоны были на нем, и каждый раз, когда Верочка смотрела на мужа, она видела его не в брюках, а в панталонах.
Сначала это ее бесило, она представляла себе старую седую, толстую и неухоженную женщину, а ее муж говорит ей комплименты и целует в щеку, дальше этого воображение Веры Павловны не шло, просто отказывалось идти. Но потом эти панталоны начали ее забавлять. Когда один из гостей с жаром говорил, что в малоразвитых странах очень высока детская смертность не просто от плохого медицинского обслуживания, а элементарно - от недоедания, Вера Павловна тихонько хихикнула. Потом громче, потом ее смех стал истеричным, она смеялась так, как никогда с самого детства.
Наутро Вера Павловна собрала вещи и ушла. Навсегда.

Огромные советские бюстгальтеры, женские панталоны с начёсом, зелено-розовые трико, строгие мужские кальсоны. Женских трусики, к которым пришивали чулки, чтобы сделать колготки. Немецкие комбинации, в которых советские женщины ходили по улицам, как в платьях...

Советское нижнее белье или «неглиже» — это то, что скрывалось от чужих глаз; то, чего не должны были видеть посторонние. Человек в нижнем белье был самим собой. Таким, каким его могли увидеть только очень близкие люди. Поэтому история советского нижнего белья — это очень честная, искренняя история. История в жанре водевиля, временами фильма ужасов, но в целом, ностальгическая трагикомедия.

Поностальгируем?...

Новая экономическая политика и новое нижнее бельё

С началом ​НЭПа вновь открылись частные мастерские, закрытые после революции, и некоторые советские женщины могли позволить себе великолепное нижнее белье. «Мосбелье», «Москвошвея» и «Ленинградодежда» выпускали нарядные корсеты, комбинации, майки и кокетливые женские трусики из натурального шелка, часто цветные, по моделям из заграничных журналов. Такого разнообразия нижнего белья в СССР не было больше никогда.

Бельем и одеждой тогда занимались Александр Родченко, скульптор Вера Мухина, Александра Экстер, Варвара Степанова, в общем, передовые художники того времени. Некоторые женщины могли носить чулки, каких не было в Париже. «Совершенно потрясающие фильдеперсовые чулки со специально вырезанными цветами, чтобы под коленкой просвечивалось тело » (художник по костюмам Виктория Севрюкова).

Когда в доме №12 на столичной Петровке открылось ателье «Москвошвея», вдоль улицы не могла проехать ни одна машина, так много было прекрасно одетых дам, желающих быть ещё прекраснее. За огромными стеклянными витринами разыгрывались целые спектакли. Утром просыпались живые манекены и на глазах у изумленной публики переодевались из ночного белья в повседневное, потом облачались в разные нарядные платья, а к вечеру снова раздевались.

Лиля Брик. 1924

Однако, этот праздник изящества и торжество красоты прекратилось довольно быстро.

Двадцатые годы. Время унисекса

В конце двадцатых годов свернулся НЭП, а вместе с ним и разделение полов. Женщина стала носить универсальную одежду, в которой удобно и отрадно строить коммунизм.

Дамы сняли невероятно изящные, туго зашнурованные корсеты, в которых можно эффектно падать в обморок от романтических чувств, и разом надели грубые сатиновые трусы и футболки, в которых нужно ударно работать на благо Союза.

Массово выпускались четыре вида кальсон, хлопковые сорочки, хлопковые трусы, сатиновые футболки — вот и всё. С цветами было ещё проще: практичные, единые для всех синий, черный и белый.

Советская верхушка, конечно, всё ещё могла позволить себе заграничное или качественное отечественное бельё, сшитое в ателье НКВД.

Но Иосиф Сталин носил солдатские кальсоны, а после его смерти не нашлось ни единой пары целого белья.

Его окружение, впрочем, имело другие вкусы. Например, у Льва Мехлиса, подписавшего тысячи расстрелянных приговоров, под френчем скрывались вискозные шелковые трикотажные кальсоны цвета свежей лососины импортного производства.

Ближайший соратник Сталина Лазарь Каганович носил нарочито старорежимное нижнее белье из тончайшей шелковой чесучи с костяными перламутровыми пуговицами.

Глава НКВД Лаврентий Берия любил белоснежные (как у бывших дворян) подштанники из тончайшего батиста.

Художник того времени ​Александр Дейнека изображает женщин, облаченных в практичные спортивные одежды.

Советские люди на его картинах представляют собой большой физкультурный парада духа и тела. Впрочем, зрелище это напоминает крестный ход, когда толпа в едином порыве следует к цели с портретами вождей, знаменами и символикой. Тут не до кокетства. Адольф Гитлер, кстати, тоже любил физкультурные парады и бесполую униформу. В этом они с товарищем Сталиным были похожи.

Но отечественным женщинам всё равно хотелось иметь пару соблазнительных чулок, которые почти никто не выпускал.
Народная артистка РСФСР Ольга Аросева вспоминала, что они покупали красный стрептоцид, разводили его, мазали ноги, которые приобретали оранжево-бежевый оттенок, гримом рисовали черные швы и стрелки - и так ходили с голыми ногами до поздней осени.

Хорошее белье имелось только у советской верхушки. В 1937 году сотрудники НКВД арестовали ​маршала Тухачевского и его молодую интеллигентную жену Нину, которую расстреляли после пяти лет ссылки, оставив от её жизни небольшой фибровый чемоданчик. Много лет спустя, её дальние родственники принесли его художнику по костюмам Виктории Севрюковой.

«Я не понимала, что человек мог взять в момент ареста. Я представляла ватник, теплые панталоны. И потрясение мое было абсолютным, потому что я достала комплект невероятной красоты французского белья » (художник во костюмам Виктория Севрюкова).

Это были шелковые трусы, усыпанная маленькими розочками ночная рубашка и комбинация с брюссельскими кружевами. Всё это было новеньким, потому что заключенным в лагерях выдавали совсем другое белье.

Его назвали по фамилии Ежова, руководителя НКВД, ежовским бельём. Как рассказывает Виктория Севрюкова, белье для заключенных шилось специально с припуском 0,5 см для того, чтобы там заводились вши — враги народа должны были страдать по полной программе. Хотя, есть версия, что припуск оставался для того, чтобы вещь можно было «расшить» или «ушить», если будет необходимость, так как шили все эти страшные вещи одного размера.

Сороковые годы. «Сделано в СССР»

В сороковые годы появился стандарт, согласно которому у женщины было только три размера груди: 1,2,3. Если размер был нулевым или больше третьего - то была катастрофа. Большие советские лифчики шили специально в ателье за такие же большие деньги. Модель бюстгальтера была всего одна, и то без выточки.

Из простых и грустных чулок, наши отечественные женщины сами делали колготки — просто пришивали чулки к трусам.

Говорят, что французский актер Ив Монтан, посетивший Москву был сильно удивлен двумя вещами. Во-первых, красотой москвичек, а во-вторых, тем, что они носят под одеждой: панталоны, зеленые трико, штаны с начесом, грубые лифчики. Он купил несколько таких комплектов с надписью «Сделано в СССР» и продемонстрировал взыскательной публике на выставке в Париже.

А потом, якобы, Советское Правительство обиделось на «антисоветчика» Ива Монтана, запретив ему приезжать в нашу страну. Впрочем, к этой истории не стоит относиться слишком серьезно, за давностью лет она прилично обросла легендами. Ив Монтан действительно покупал советское белье на промышленной выставке и потом показывал его друзьям, однако, вряд ли этот показ был столь резонансным, и уж тем более не повлек за собой международного скандала. А в список «запрещенных к упоминанию в эфире» Монтан попал только в 1968 году, когда осудил ввод советских войск в Чехословакию.

Послевоенное бельё

Уже после войны в 50-е «белья становилось больше и лучше». Хитом того времени стала элегантная комбинация. Её носили поголовно почти все. Под платья, вместо пижамы, днём и ночью.

В это время в белье впервые после НЭПа вернулся цвет — не только пастельные оттенки, но даже черный и красный. Панталоны на пуговках постепенно заменили трусами с продернутой резинкой.
Женщины после войны стали искать возможности узнать что-нибудь о западной моде, хотя это было трудно.

Шёл 1957 год...

В Москве проходит международный фестиваль молодежи и студентов СССР, и молодые советские девушки понимают, что были лишены чего-то важного.

Всё это важное было в избытке за железным занавесом. Где достать такую красоту в СССР — непонятно.
Но, вдруг на помощь советским красавицам приходит единственная чиновница в правительстве.
Екатерина Алексеевна Фурцева на очередном заседании Политбюро заявляет: «Каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер» .

После этого в Черемушках открывается фабрика (существует до сих пор), где, впервые за долгое время шьют качественное советское женское белье. Конечно, не такое прекрасное эротичное и разнообразное, как во Франции, но уже хоть что-то.

Ох, уж эта заграница! Шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые

В конце 60-х появились комбинации из Германии. Они сильно отличались от советских и качеством и внешним видом. Купить их было не просто, только по блату и за дорого.

Неискушенные советские женщины не носили их как немки под одеждой, а ходили по улицам. Ведь они были необыкновенные, изящные, как из сказки, которую советские женщины не видели наяву.

В 70-е годы фарцовщики стали продавать чешские колготки и немецкие комбинации по спекулятивным, так сказать, ценам. Купить такое могла только настоящая модница.

Большинство женщин носили шерстяные чулки с подтяжками. Зимой для тепла и для того, чтобы колготки не сползали, надевали панталоны или большие трусы. Сложно сказать, что это выглядело эротично.

Леонид Ильич Брежнев

И вдруг, в 80-е появляется настоящая сенсация: повсеместные отечественные капроновые колготки!

Они практически не тянулись, но женщины любили их и такими. Порвать капроновые колготки было большим горем и печалью. У советской женщины был специальный пластмассовый крючок для поднятия петель на капроне, если «пошла зацепка».

Даже сильно рваные они почти не выбрасывались, а служили в качестве ковриков для ног, мочалок, мешочка для хранения лука, хитроумных приспособлений для сбора яблок, мешков для конфет и много чего еще.

Лихие девяностые

И вот, наконец, перестройка… На рынок хлынули тонны китайского цветного, дурно сшитого белья. Розовое, зеленое, с дешевым кружевом, пошло-прозрачным ситцем «в тех самых местах», с черной сеточкой, в черный горошек, красное «эротическое» в кружевной цветочек — это стало продаваться везде.

Женское нижнее белье появилось в России как смелый эксперимент и заимствование немецкой моды. Начав стремительно развиваться в XVIII веке, оно было практически остановлено политическим курсом XX века и снова набрало обороты только после падения коммунизма.

Давайте посмотрим, какие сюрпризы преподносила российским модницам история нижнего женского белья.

Корсеты: рай и ад для российских женщин

В России корсеты появились с легкой руки Петра I. В то время в Европе царила мода Екатерины Медичи, согласно которой объем талии дамы высшего общества должен был укладываться в 33 сантиметра. Российский император был возмущен «костлявыми» фигурами немецких фрейлин. Но в противоречивости своей натуры все же привез корсеты в Россию и потребовал в обязательном порядке носить их при дворе.

Император не учел, что европейские девочки начинали носить корсет с раннего детства (сохранились даже крошечные корсеты для двухлетних малышек) и успевали к нему привыкнуть. Русским же барышням с их пышными формами было тяжело с непривычки утянуть себя в подобную упряжь.

В итоге на балу, наряженные по европейской моде в корсеты и шлейфы, с высокими прическами и в башмаках на каблуке, модницы не могли не то что танцевать, но даже толком присесть.

Первые корсеты имели зигзагообразную шнуровку. Из-за этого затягивание их происходило следующим образом: пока помощница дергала шнурок корсета из стороны в сторону, женщина крепко держалась за столбик кровати. Без этой предосторожности модница просто не устояла бы на ногах. Более поздние модели имели уже классическую перекрестную шнуровку, доставлявшую женщинам меньше неудобств. Но привычка держаться за столбик во время одевания корсета пережила не одно поколение.

Корсет просуществовал более ста лет, пока на смену ему не пришло трико, одеваемое под платье. Оно могло быть лишь белое или телесное, любые яркие цвета считались уделом дам легкого поведения.

Однако эластичное трико тут же лишило женщин осиной талии и высокой привлекательной груди. Даже модные тогда платья с разрезом до бедра не спасли положение, и вскоре корсет снова утвердился в женском гардеробе.

Эволюция корсета: разделяй и властвуй!

В 1903-м году во Франции происходит историческое разделение корсета на две части - верхнюю для бюста и нижнюю для талии (позднее превратившуюся в пояс для чулок). Автором новинки стала врач-гигиенист Гош Саро. Благодаря ей в моду вошли платья без классического корсета, где его роль выполнял широкий пояс, подпирающий грудь.

«Бесспинный лифчик» изобрела американка Мери Фелпс Джекобс. Девушка собрала модель из портняжных лент и пары носовых платков и тут же запатентовала под названием Caresse Crosby. Позднее патент был выкуплен крупной компанией за 15 тысяч долларов.

Панталоны это и моя особая слабость. Возможно от того что именно с них началось мое знакомство с женскими интимными запахами, но именно в них меня женщины возбуждают особенно.
В тот очень далекий вечер 53-х летняя тетя Ира искупавшись пошла спать, а свои байковые теплые панталоны голубоватого цвета оставила в тазике что бы потом постирать.
Когда я их развернул и посмотрел на место между ногами, подумал еще немного, стошнит. Но когда почувствовал пронизывающий запах исходящий от влажностей, которые были похожи на разжиженную манную кашицу, внутри почему-то все заиграло. Непонятно для чего она в летнее время ходит в своих панталонах, но именно это позволило её ароматам остаться и сохраниться внутри. Запах от жижи из её распаренной сики исходил такой жутко-возбуждающий, что это место хотелось обнюхивать и даже попробовать лизнуть языком.
В тот памятный вечер я забрав эти панталоны в постель, обнюхивал и высасывал все чем они пропитались. Блин, с таким кайфом я высасывал и лизал её выделения, как будто приятнее ничего не встречал. И вот что самое странное. Любой даже пацан подтвердит, обычно, что б возбудиться, стараемся представить и думать о телке и её сике в трусах. А вот с наличием трусов все совсем по-другому. Писечный запах любых выделений настолько сильно окучивает мозг и все тело вплоть до конца, что возбуждение откуда-то само появляется. Что бы побыстрей возбудиться, пытался представлять, как эти трусы терлись между ногами о сику, но обворожительный запах каким-то образом автоматически подавляет абсолютно все мысли. Короче, возбужденным был до самого утра и от кайфа впервые неоднократно несколько раз обкончался.
Попадаются мне и сейчас панталоны у разных знакомых, но редко. В основном у пожилых и старушек. Очень часто даже теща ходит в своих панталонах. Есть подозрение, что она даже знает о моем увлечении. Наверно и её возбуждает, что я нюхаю и вылизываю, что там у неё натекает. Иначе бы стирала их сразу вместе с остальным бельем. Нет же. Все постирает, а их как специально оставит нестираными на несколько дней. Не могла же за три года не заметить, что выделения и даже пятна с этих мест исчезают, практически не требуя стирки. Поначалу предполагал и стыдился, но быстро привык. К тому же она ко мне относится с каким-то кокетством, не совсем как к мужу своей дочери.
А так обычно у женщин попадаются простые трусы треугольником. Редко типа шортиков, причем запах у них сохраняется острей и приятнее. Ужасно не терплю стринги и всякое-такое от чего женщины сходят сума. Даже если в них ходят по несколько дней и не подмывают себя, все равно запаха и выделений на них всегда недостаточно. А вот панталоны, это действительно супер. Засунув в такие голову полностью, гарантированы возбуждающие сны до утра как в футляре наполненном секс. ароматами. Оргазм за оргазмом, почти как во время детских поллюций.

Рассказать друзьям