Гигиена кожи детей как фактор здоровья сообщение. Гигиенические требования к уходу за кожей ребёнка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Соприкасаясь непосредственно с окружающей средой, кожа выполняет многообразные и очень важные функции: она выступает в роли органа чувств (рецепторная функция), защищает внутренние органы от воздействий внешней среды (защитная функция), путем расширения или сужения сосудов и выделения пота регулирует теплоотдачу (терморегулирующая функция), участвует в газообмене (дыхательная функция), в обмене веществ и т.д.

Кожа ребенка ранима и чувствительна к неблагоприятным воздействиям, причем, чем младше ребенок, тем несовершеннее функции кожи. У маленьких детей недостаточно развиты теплорегулирующая и выделительная функции кожи, сравнительно легко возникают аллергические кожные реакции. Потовые железы не закончили своего развития, поэтому потеря воды и минеральных веществ через кожу у детей в раннем возрасте в 2-3 раза больше, чем у взрослых. Для сохранения водного и солевого равновесия организм ребенка нуждается в строгом соблюдении режима питания и питья. У детей хорошо развита всасывательная функция кожи, которую необходимо учитывать при нанесении ребенку лечебных или косметических мазей и кремов, строго соблюдая возрастную дозировку. Дыхательная функция кожи играет в жизнедеятельности детского организма гораздо большую роль, чем у взрослого. У малышей очень несовершенны защитные возможности кожи. Трещины и ссадины у них на коже могут явиться воротами для любой инфекции. Однако кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью по сравнению с кожей взрослого; заживление ран у детей идет значительно быстрее. Важной функцией кожи является образование в ней витамина D.

У детей раннего возраста при оценке состояния кожи используют два основных показателя: эластичность и тургор. Эластичность кожи определяют по кожной складке на животе. Если собранная в складку кожа быстро расправляется – эластичность нормальная, если складка не расправляется, то эластичность кожи нарушена. Такое нарушение может наблюдаться при обезвоживании организма из-за быстрой потери воды, например при желудочно-кишечных заболеваниях.

Тургором кожи обозначается сопротивление, которое ощущается при сдавливании кожи и подкожной клетчатки. Определяется тургор на внутренней поверхности бедер. Наиболее часто он ослабевает при острых и хронических расстройствах питания.

Большое значение имеет соблюдение гигиены кожи в профилактике не только кожных, но и других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Прежде всего необходимо соблюдение чистоты и здорового состояния кожных покровов.

Особое значение имеет гигиена кожи детей первого года жизни, когда она особенно уязвима для самых разнообразных неблагоприятных воздействий. Для ухода за кожей грудного ребенка надо иметь специальную ванну для купания, мягкую мочалку, детское мыло, растворы марганцевокислого калия и борной кислоты, стерильное минеральное или растительное масло, вату, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.

Ребенка можно купать после отпадения пуповины. В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежна и ранима, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с шести месяцев его можно купать через день, после года – два раза в неделю, а после трех лет – один раз в неделю и обязательно ежедневно подмывать и обмывать ноги.

До полного заживления пупочной ранки ребенка купают в кипяченой воде или в слабом (бледно-розовом) растворе марганцевокислого калия. Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду, температура которой 36-37 °С. Температура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни должна быть 22 °С, затем 20 °С. Тело ребенка осторожно погружают в воду, головку кладут на предплечье.

В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, обмывает тело ребенка водой (с мылом малыша купают не каждый день, а 2-3 раза в неделю). Во время купания надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка обмыто, голову и лицо промывают чистой кипяченой водой, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1-2 °С ниже температуры воды в ванной.

После купания тело ребенка осторожно обсушивают мягкой простыней, а кожные складки смазывают жиром. Ногти на пальцах рук и ног обрезают ножницами, протертыми спиртом. Нос при необходимости прочищают ватными жгутиками, смоченными растительным или вазелиновым маслом. После купания ванночку следует тщательно промыть и просушить. Стирать в ванночке белье запрещается.

По утрам в первые месяцы жизни ребенка лицо и руки его обмывают ватными тампонами, смоченными в кипяченой воде; каждый глаз протирают особым тампоном. С пяти-шести месяцев ребенка можно умывать без помощи тампонов, водой комнатной температуры.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок все время находился в чистой и сухой одежде и пеленках. После акта дефекации ребенка следует подмыть теплой проточной водой (температура 36-37 °С), обсушить осторожным прикладыванием мягкого полотенца или простынки и завернуть в чистое, сухое белье. Ежедневно надо смазывать вазелиновым или подсолнечным маслом те места, где легко образуется опрелость. Применять присыпки не рекомендуется, так как, скатываясь в комочки, они сами нередко вызывают раздражение кожи.

Для предупреждения образования опрелостей в тех местах, куда попадает срыгиваемая пища, следует прокладывать небольшую пеленку, сложенную в виде салфетки, концы которой закладываются за головку. Это предохраняет кожу и белье ребенка от срыгиваемых им масс. После каждого срыгивания салфетку надо менять.

Со второго года жизни детям начинают прививать гигиенические навыки по уходу за своим телом: правильно умываться, мыть руки перед едой и при всяком их загрязнении (после игры с песком, общения с животными, после посещения туалета и т.д.), причесываться. Ребенку коротко стригут ногти, следят за их чистотой.

Обслуживающий персонал детского учреждения должен ежедневно осматривать тело ребенка и обращать внимание на появление на коже даже небольшого покраснения или незначительной сыпи. В каждом таком случае малыша следует показать врачу. Если на коже ребенка имеются мелкие травмы (трещины, царапины, заусеницы, ссадины), их надо немедленно промыть кипяченой водой и смазать йодной настойкой или бриллиантовой зеленью, кровоточащие ранки промыть дезинфицирующим раствором и заклеить лейкопластырем.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается правильный уход за кожей, ногтями, волосами?

2. Какие мероприятия необходимы для профилактики опрелостей и потницы у детей грудного и раннего возраста?

Для того, чтобы кожа грудного ребенка оставалась чистой и здоровой, за ней необходим определенный уход. Однако этот уход должен иметь свои границы: о детской коже нужно заботиться правильно, так, чтобы не повредить ее чрезмерными заботами и неправильными мероприятиями.

После первого купания (теплой мыльной водой или обтиранием спиртом 20°) для удаления vernix caseosa и после перевязки пуповины детей нельзя купать до зарсстания пупочной раны. Этот период длится до конца первой или начала второй недели жизни. В течение этого периода возможные остатки vernix caseosa удаляют обтиранием растительным маслом (оливковым, миндальным, касторовым). Загрязненные мочой и испражнениями места очищаются влажной тканью и затем также смазываются растительным маслом.

Ежедневные купания, которые начинаются после зарастания пупка, длятся по 5 минут. Температура воды должна быть 35 — 37°С, а комнаты — выше 20°. После шестого месяца температуру воды можно снизить до 29 — 35°С. Весьма важно, чтобы мыло было жирным, нейтральным, ни в коем случае не щелочным. Для грудных и маленьких детей домашние мыла вообще непригодны и употреблять их не следует; то же самое нужно сказать и о медицинских мылах.

После каждого купания кожу нужно очень внимательно вытирать досуха, в особенности в складках. Несоблюдение этого правила часто и быстро приводит к опрелостям. После купания мыло следует удалять окончательно путем ополаскивания чистой водой.

Если после купания кожа ребенка остается гладкой и мягкой, то она не нуждается ни в каком смазывании и присыпках. Если нужно припудрить кожу, то это следует делать осторожно и легко, чтобы не допускать накопления пудры в складках, чтобы не оставалось ее в воздухе, которым дышит ребенок. Как уже было упомянуто, органические присыпки бродят и разлагаются; неорганические (тальк) — образуют с мочой своеобразный пластырь, который также раздражает. Поэтому лучше не пудрить нормальную кожу здорового ребенка.

«Кожные болезни в детском возрасте»,
П. Попхристов

Правила гигиены кожи охватывают также вопрос о тканях, в которые одевают и пеленают детей, а также и способ их ношения. К коже грудного ребенка должны прикасаться мягкие бумажные, неокрашенные белые пеленки и одежда. Шерстяные одежда и пеленки обычно раздражают кожу. Пеленки могут быть источником раздражения кожи не только в связи с загрязнением их калом, мочой…


У детей в течение первых двух недель жизни могут наблюдаться — некоторые как исключение, а другие сравнительно часто — различные кожные болезни, которые встречаются и у более старших детей, и у взрослых. Известно также, что некоторые кожные заболеваниям особенности врожденные дефекты, деформации, дисплазии, невусы и невусные болезни, могут начаться еще с первых двух недель жизни…


Волосяной покров Большая часть кожи новорожденного покрыта нежными волосками, пушком (lanugo), которые выпадают до рождения или в течение первой недели жизни; надолго или навсегда сохраняются редко (аномалия). Голова может быть покрыта толстыми (чаще темными) волосами, доходящими до лба. Наличие таких волос, которые впоследствие выпадают и заменяются другими, а также и отсутствие волосяного покрова на голове…


Эти пятна также не являются патологическим феноменом и имеют тенденцию к регрессу. Наиболее часто наблюдаются в крестцовой области, реже в области лопаток или на ягодицах. Только у представителей желтой расы встречаются на лице. Представляют собой более или менее темные синеватого цвета пятна, лишенные волосяного покрова и инфильтрата. Не исчезают при надавливании пальцем. Они состоят из…


В течение первых дней жизни язык новорожденного в известной степени обложен. По-видимому, это состояние связано с началом молочного кормления и имеет тенденцию к исчезновению, когда ребенку начинают давать воду. Не следует оставшиеся молочные частицы принимать за монилиаз. В связи с сосанием tuberculum labiale на верхней губе и кожа вокруг него могут отекать и шелушиться. Эти…


Кожа густо покрыта пушком. Верхние слои кожи прозрачны, просвечивают многочисленные мелкие кровеносные сосуды. Если появится erythema neonatorum, то она у недоношенных длится дольше. В первые дни кожа красная, но на 2 — 3-й день часто получает желтоватый оттенок (желтуха новорожденного). Подкожный жировой слой выражен очень слабо. Яичек в мошонке часто нет. Малые половые губы у…


Под воздействием фолликулярного гормона между 7-м эмбриональным месяцем и днем рождения плоский эпителий влагалища развивается быстро. С началом внеутробной жизни эпителий выделяется в виде белой слизи (colpitis desquamativa). Поэтому у девочек между 5-м и 7-м днем жизни иногда из влагалища выделяется слизистая, серозная, беловатая жидкость, напоминающая вагинальное выделение у беременных и у девушек в период…


У новорожденных мальчиков можно наблюдать одностороннее или двустороннее опухание мошонки вследствие накопления жидкости между обоими листками tunica vaginalis яичка или семенного канатика. Опухоль иногда имеет довольно значительные размеры. Пункция не обязательна, а иногда может быть и опасной. Обычно жидкость резорбируется спонтанно, иногда быстро, в других случаях весьма медленно. Если не получится рассасывания опухоли до конца…


Уже во внутриутробной жизни в связи с развитием эпидермиса кожа плода шелушится, и отторгнувшиеся эпителиальные клетки входят в состав vernix caseosa. Настоящее шелушение эпителия происходит на 3 — 5й день жизни, когда от кожи отторгаются нежные сероватые чешуйки. Обычно это физиологическое шелушение длится две недели, но может продолжится и 30 и даже 60 дней. В…


У новорожденных особенно часто наблюдается склонность к отекам на всей коже или на отдельных местах кожи — в области половых органов (мошонка), на руках, ногах. Обычно эти отеки имеют быстро преходящий и безобидный характер, но часто сопровождаются задержкой натрия и хлора, или же являются выражением некоторых серьезных и тяжелых общих заболеваний. У недоношенных отеки наблюдаются…


Кожа не только служит защитной оболочкой человеческого организма, но и активно взаимодействует с внешней средой. В частности, она в первую очередь принимает на себя удар со стороны множества раздражителей - химических, физических и инфекционных, многие из которых способны вызвать многочисленные паталогические процессы как на самой коже, так и внутри организма. Также зачастую эпителиальный покров является первым индикатором, сигнализирующим о том, что с нашим здоровьем что-то не так. Поэтому содержание кожи в чистоте - один из главных пунктов в комплексе гигиенических процедур.

Функции кожи

В течение всей жизни человека эпителиальный покров выполняет множество функций, направленных на сохранение здоровья и жизнедеятельности организма:

  1. Защитная.
  2. Терморегуляционная.
  3. Секреторная.
  4. Резорбционная.
  5. Дыхательная.
  6. Участие в общем процессе обмена веществ.
  7. Выступление в качестве органа чувств.

Защитная функция

Кожа предохраняет организм от разноплановых негативных влияний внешней среды, которые могут нанести как механический, так и вирусный вред внутренним органам.

Терморегуляционная функция

Кожа в значительной степени реагирует на температурные изменения: на холоде сосуды ее сужаются, и теплоотдача снижается, при жаре же они расширяются, начинается потоотделение и активное излучение организмом излишнего тепла.

Секреторная и резорбционная функции

При секреторной функции происходит выделение излишней жидкости в сочетании с работой сальных и потовых желез, а при резорбционной, наоборот, - впитывание недостающего количества воды для поддержания естественного баланса организма.

Дыхательная функция

Хоть человек и получает подавляющее количество О 2 через дыхательные пути, однако кожа тоже участвует в системе насыщения кислородом - с ее помощью активизируются газообменные процессы.

Кожа как орган чувств

Кожа реагирует на прикосновения, боль, тепло и холод и посредством нервных окончаний передает информацию в мозг. А уже на основании результатов ее обработки человек моделирует систему своего поведения в той или иной ситуации.

Для того, чтобы все вышеперечисленные функции осуществлялись в стабильном режиме, во избежание сбоев в организме необходим тщательный уход за кожей. Гигиена кожи, а точнее, ее правила, имеет как некоторые особенности для разных возрастов, так и некоторые общие пункты.

Общие правила

В результате загрязнения и повреждений заработать множественные заболевания может не только кожа, но и весь организм в целом. В связи с этим и детям, и взрослым рекомендуется соблюдать некоторые общие правила гигиены кожи:

Ежедневные умывания и принятие душа;

Использование мягких или ph-нейтральных гигиенических средств (детское мыло, гели, влажные салфетки, пенки);

Регулярная смена нижнего белья и предметов одежды, имеющих непосредственный контакт с кожей;

При возникновении шелушений необходимо смазывать кожу увлажняющим кремом или специальной мазью;

Недопустимо механическое удаление гнойников, прыщей, наросшей корочки на местах ранок и царапин;

Регулярное употребление растительной и молочной пищи, витаминов;

Избегайте источников, вызывающих аллергические высыпания на коже (еда, напитки, шерсть животных, одежда из ненатуральных материалов);

При контакте кожи с неизвестными растениями, химическими реактивами по возможности сразу же промойте место соприкосновения;

Не допускайте обморожений и обветривания кожи;

Регулярно мойте руки с мылом;

После водных процедур вытирайтесь досуха;

По возможности пользуйтесь сменной обувью в помещениях, избегайте потливости или переохлаждения ног;

Ежедневные прогулки на свежем воздухе продолжительностью минимум 20-30 минут;

Умеренное принятие солнечных ванн либо кварцевание.

Как видите, стандартная гигиена кожи - это выполнение достаточно простого свода правил, о которых не следует забывать ни ребенку, ни взрослому. Однако кожа этих двух возрастных категорий все же имеет некоторые различия, а, значит, и свои нюансы по уходу.

Различия между кожей взрослого и ребенка

Кожный покров ребенка до 7-8 лет более подвержен аллергическим реакциям, он слишком тонкий и нежный, в отличие от взрослого. В нем содержится больше жировых клеток и крови. Некоторые функции детской кожи еще в полной мере не отлажены, однако после 9 лет начинает проявляться некоторая стабильность в работе потовых и сальных желез.

Чем старше становится человек, тем скорее кожа начинает увядать. С годами она менее эластична, не так обильно наполнена кровью, работа желез замедляется или прекращается вовсе. Верхний эпителий сохнет, за счет чего начинают прорезаться морщины, появляются пигментные пятна.

В связи с этим гигиена кожи ребенка имеет некоторые особенности, обратить внимание на которые необходимо еще в раннем возрасте.

Правила гигиены для ребенка

Ухаживать за кожей детей необходимо, начиная с самых первых недель его жизни. Вряд ли стоит объяснять, что на этих этапах у него еще нет достаточного иммунитета, а все функции организма только-только начинают развиваться.

Гигиена кожи новорожденного должна выполняться очень тщательно и деликатно. Ее осуществляют в соответствии с некоторыми нижеперечисленными условиями:

Ежевечерние купания;

Применение сертифицированных косметических средств для новорожденных, в составе которых отсутствуют раздражающие кожу и слизистые оболочки вещества;

В составе косметики должны отсутствовать: феноксиэтанол, гидроксид натрия, этиленоксид, лаурилсульфаты, различные консерванты;

При купании возможно использование натуральных растительных экстрактов или небольшое количество фитомасел;

При сильных загрязнениях допустимо применение детских лосьонов;

Использование молочка для защиты от солнца во время прогулок на открытом воздухе;

Устранение сухости кожи при помощи детского крема или масла;

Регулярная смена подгузников, испачканных пеленок и одежды;

Использование мягких губок, салфеток, ватных палочек и тампонов, по возможности не оставляющих ворсинок;

Тщательное отслеживание реакций организма малыша на окружающие факторы (возникновение зуда, аллергических реакций, покраснений, опрелостей).

Гигиена кожи для уже подросшего ребенка должна стать привычным пунктом в распорядке дня. Необходимо объяснить малышу, к чему может привести несоблюдение элементарных правил. Чем раньше ваше чадо начнет понимать полезность этих привычек, тем проще родителям будет в будущем - исчезнет необходимость постоянного контроля за тем, например, помыл ли ребенок руки.

Особенности гигиены кожи взрослого

Личная гигиена кожи взрослого человека точно так же имеет некоторые особенности, которые нельзя обойти вниманием:

Ванну можно принимать 1-2 раза в неделю при ежедневном ополаскивании под душем;

По возможности во время душа старайтесь не использовать мыло, особенно антибактериальное - состав нынешних средств таков, что они способны устранить не только вредные микроорганизмы, но и полезные;

И мужчинам и женщинам в равной степени, независимо от типа кожи, следует использовать увлажняющие и питательные кремы, лосьоны;

Умываться лучше всего водой комнатной температуры;

Помните, что контрастный душ чрезвычайно полезен - он сохраняет тонус кожи, ее эластичность и подтянутость;

Глубокую чистку лица с применением косметических средств рекомендуется проводить раз в неделю, при проблемной коже - два раза;

Бриться будет легче, если перед процедурой ополоснуть лицо горячей водой;

Затупившиеся станки для бритья не только малоэффективны, но и способны травмировать кожу, вырывая волоски;

Не пренебрегайте плаванием в речке, озере или море, однако следите за тем, чтобы вода была комфортной температуры, а купание не было запрещено;

Все кремы, маски и прочие ухаживающие и несмываемые средства наносятся только на чистую кожу без косметики.

Гигиена кожного покрова головы

Отдельное внимание стоит уделить такому вопросу, как гигиена кожи и волос. Практически у всех людей (за редким исключением) на голове имеется волосяной покров различной степени густоты. Чтобы кожа головы не страдала, а шевелюра имела здоровый вид, необходимо ухаживать за ними не меньше, чем за покровом на остальном теле:

Регулярно и правильно расчесывать волосы;

Использовать в щадящем режиме бигуди, плойки, фены;

Применять специальные шампуни, маски, бальзамы, масла;

Лучше всего мыть волосы раз в неделю;

Ликвидировать перхоть при первых ее проявлениях;

По возможности избегать химической завивки и окрашиваний с использованием аммиачных средств.

К сожалению, в обыденной жизни мы не всегда уделяем достаточного количества внимания такому аспекту, как гигиена кожи человека. Зачастую забывается, что основное предназначение этих правил - не красота и сохранение молодости, а повышение качества жизнедеятельности и длительности жизни.

У детей хорошо развита всасывательная функция кожи, которую необходимо учитывать при нанесении ребенку лечебных или косметических мазей и кремов, строго соблюдая возрастную дозировку. Дыхательная функция кожи играет в жизнедеятельности детского организма гораздо большую роль, чем у взрослого. У малышей очень несовершенны защитные возможности кожи. Трещины и ссадины у них на коже могут явиться воротами для любой инфекции.

У детей раннего возраста при оценке состояния кожи используют два основных показателя: эластичность и тургор. Эластичность кожи определяют по кожной складке на животе. Если собранная в складку кожа быстро расправляется - эластичность нормальная, если складка не расправляется, то эластичность кожи нарушена. Такое нарушение может наблюдаться при обезвоживании организма из-за быстрой потери воды, например при желудочно-кишечных заболеваниях.

Тургором кожи обозначается сопротивление, которое ощущается при сдавливании кожи и подкожной клетчатки. Определяется тургор на внутренней поверхности бедер. Наиболее часто он ослабевает при острых и хронических расстройствах питания.

Большое значение имеет соблюдение гигиены кожи в профилактике не только кожных, но и других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Прежде всего необходимо соблюдение чистоты и здорового состояния кожных покровов. Особое значение имеет гигиена кожи детей первого года жизни, когда она особенно уязвима для самых разнообразных неблагоприятных воздействий. Для ухода за кожей грудного ребенка надо иметь специальную ванну для купания, мягкую мочалку, детское мыло, растворы марганцевокислого калия и борной кислоты, стерильное минеральное или растительное масло, вату, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.

Ребенка можно купать после отпадения пуповины. В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежна и ранима, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с шести месяцев его можно купать через день, после года - два раза в неделю, а после трех лет - один раз в неделю и обязательно ежедневно подмывать и обмывать ноги.

До полного заживления пупочной ранки ребенка купают в кипяченой воде или в слабом (бледно-розовом) растворе марганцовокислого калия. Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду, температура которой 36-37°С. Температура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни должна быть 22°С, затем 20°С. Тело ребенка осторожно погружают в воду, головку кладут на предплечье.

В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, обмывает тело ребенка водой (с мылом малыша купают не каждый день, а 2-3 раза в неделю). Во время купания надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка обмыто, голову и лицо промывают чистой кипяченой водой, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1-2°С ниже температуры воды в ванной.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок все время находился в чистой и сухой одежде и пеленках. После акта дефекации ребенка следует подмыть теплой проточной водой (температура 36-37°С), обсушить осторожным прикладыванием мягкого полотенца или простынки и завернуть в чистое, сухое белье. Ежедневно надо смазывать вазелиновым или подсолнечным маслом те места, где легко образуется опрелость. Применять присыпки не рекомендуется, так как, скатываясь в комочки, они сами нередко вызывают раздражение кожи. Для предупреждения образования опрелостей в тех местах, куда попадает срыгиваемая пища, следует прокладывать небольшую пеленку, сложенную в виде салфетки, концы которой закладываются за головку. Это предохраняет кожу и белье ребенка от срыгиваемых им масс. После каждого срыгивания салфетку надо менять.

Обслуживающий персонал детского учреждения должен ежедневно осматривать тело ребенка и обращать внимание на появление на коже даже небольшого покраснения или незначительной сыпи. В каждом таком случае малыша следует показать врачу. Если на коже ребенка имеются мелкие травмы (трещины, царапины, заусеницы, ссадины), их надо немедленно промыть кипяченой водой и смазать йодной настойкой или бриллиантовой зеленью, кровоточащие ранки промыть дезинфицирующим раствором и заклеить лейкопластырем.

Особенности и гигиена опорно- двигательного

аппарата ребенка

Скелет ребенка в процессе роста и развития подвергается сложным преобразованиям. Внутриутробно окостенение скелета происходит довольно поздно, и при рождении в нем еще много хрящевой ткани, особенно в позвоночнике, запястьях, костях таза. Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Поэтому кости ребенка легкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием давления или при систематическом неправильном положении тела. К 2 годам их строение уже в значительной степени приближается к строению костей взрослого.

Позвоночник у новорожденного выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. Они появляются позднее, по мере роста ребенка и формирования новых функций:

Удержание головы - шейный лордоз - в 2 месяца,

Сидение - грудной изгиб - в 6 месяцев,

Ходьба - поясничный лордоз - после года.

Хотя к 3-4 годам и появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, а поясничной - лишь к 12 годам. Позвоночник ребенка отличается очень большой гибкостью. Неблагоприятные внешние воздействия, длительно сохраняющаяся неправильная поза легко могут вызвать его искривления. Таз у детей до 3 лет состоит почти целиком из хрящевой ткани.

Ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезываются в определенные сроки. У здоровых детей обычно передние резцы появляются в 6-8 месяцев, боковые резцы - в 8-12 месяцев, первые моляры (четвертые пары зубов сверху и снизу) - в 12-16 месяцев, клыки (третьи пары) - в 16-20 месяцев, вторые моляры (пятые пары) - в 20-30 месяцев. Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5-6 лет.

Сроки прорезывания молочных зубов и их смены на постоянные во многом зависят от состояния организма, поступления и обмена минеральных веществ, индивидуальных (наследственных) особенностей. Значительная задержка прорезывания зубов заставляет задуматься о латентном (вялом) течении рахита или отклонениях в формировании костной ткани организма, обусловленных каким-либо заболеванием.

Мышцы новорожденного и ребенка грудного возраста составляют около 25% массы его тела, т. е. почти наполовину меньше, чем у взрослого. Новорожденный обладает только хаотичной двигательной активностью. Координированные мышечные движения проявляются вначале у мышц шеи, что выражается в удерживании головы; затем при соответствующих условиях формируется хватательная функция кисти, которой предшествует развитие мышц плеча и предплечья; позже наблюдаются координированные движения туловища и нижних конечностей. Мышцы у ребенка слабые; постепенно их сила увеличивается в большей степени у мальчиков. Становлению координации и силы мышц в значительной степени способствуют гимнастика и массаж, которые нужно проводить со второго месяца жизни ребенка.

Становление костно-мышечной системы, интенсивно растущей и совершенствующейся на протяжении всего дошкольного детства, в значительной мере зависит от поступления необходимых для формирования костной и мышечной ткани питательных веществ (прежде всего белков, солей кальция и фосфора, витамина D). Вторым существенным условием ее оптимального развития является рациональный режим статических и динамических нагрузок, обеспечение достаточной двигательной активности. Для его соблюдения необходима правильная организация бодрствования, включающая наряду с физическими упражнениями достаточную возможность для подвижных игр.

Особенности и гигиена органов дыхания и

Система органов дыхания ребенка имеет значительные особенности. Нос меньше и короче, носовые ходы уже, особенно у детей грудного возраста, слизистая оболочка богата кровеносными сосудами - все это приводит к легкому возникновению отека и нарушения носового дыхания. Глотка у детей раннего возраста узкая, а слуховая евстахиева труба короткая и широкая. Ее отверстие расположено ниже и ближе к носовым ходам, чем у старших детей и взрослых, поэтому проникновение инфекции из носоглотки в слуховую трубу происходит очень легко.

Гортань у детей первого года жизни имеет воронкообразную форму, она относительно длиннее, чем у более старших детей, ее слизистая оболочка и голосовые связки нежны, богаты кровеносными сосудами и лимфоидной тканью. Такое строение обусловливает частое развитие отека гортани (крупа) в этом возрасте. На втором году жизни форма гортани постепенно меняется, но остальные особенности сохраняются на всем протяжении раннего детства. Все особенности анатомического строения гортани присущи и трахее. Здесь также легко развиваются воспалительные процессы и велика опасность отека.

Бронхи у детей узки, хрящи мягки и податливы. Слизистая оболочка сухая, но богата кровеносными сосудами, что также способствует развитию воспалительных явлений и отека. Легкие в раннем возрасте богаты соединительной тканью, обильно снабжены кровеносными сосудами; капилляры и лимфатические сосуды широкие, эластическая ткань развита слабо. Однако они менее воздушны и эластичны, более плотны и полнокровны, что облегчает легкое возникновение и развитие воспалительного процесса. Плевра в грудном возрасте тонка, плевральная полость легко растяжима. Диафрагма расположена относительно выше, чем у взрослого. В раннем детском возрасте сокращение диафрагмы слабое. Все условия, затрудняющие ее движения (метеоризм, увеличение печени), ухудшают вентиляцию легких.

Грудная клетка у грудного ребенка выпуклая, относительно короткая; ребра расположены горизонтально и под прямым углом к позвоночнику. Поскольку в первые месяцы жизни легкие больше грудной клетки, вентиляция недостаточно полная, затруднен полный выдох. На втором году жизни интенсивно изменяются форма грудной клетки и положение ребер, они переходят из горизонтального в косое положение, таким образом облегчаются дыхательные движения и вентиляция легких.

Дыхательная мускулатура у малышей развита слабо. Упругость легочной ткани выше, а растяжимость ниже, чем у взрослых и детей школьного возраста, относительно малый диаметр бронхов создает в дыхательных путях дополнительное сопротивление. Таким образом, чем моложе ребенок, тем большую работу выполняет он для обеспечения вентиляции легких.

Повышенный обмен веществ у детей обусловливает высокую потребность в кислороде, между тем особенности легких и грудной клетки во многом ограничивают глубину дыхания. Интенсивность газового обмена обеспечивается увеличением частоты, дыхания. Наибольшее число дыханий в минуту отмечается после рождения - 50-60, что иногда называют «физиологической одышкой» новорожденного, затем оно снижается с увеличением возраста. Так, у детей 1-2 лет оно находится в пределах 30-35, 5-6 лет - около 25, 10 лет - 18-20, у взрослых - 15-16.

В профилактике воспалительных заболеваний органов дыхания большое значение имеет соблюдение режима дня, занятия физкультурой, закаливание, лечение болезней, ослабляющих детский организм (таких, как малокровие, рахит, гипотрофия). Активный двигательный режим, достаточно свободная одежда, не стесняющая движения грудной клетки, дыхательные упражнения в комплексе утренней гимнастики, физкультурные занятия, массаж и пассивная гимнастика у грудных детей, хорошая вентиляция помещений стимулируют воздухообмен и кровоток в легких, способствуя таким образом профилактике воспалительных явлений.

Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание - через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается.

Дыхание через рот у детей чаще всего возникает при хроническом насморке, появлении в носоглотке аденоидов - разрастания лимфатической ткани на ее задней стенке. Нарушение носового дыхания отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка: он бледнеет, становится вялым, легко утомляется, плохо спит, страдает головными болями, физическое и психическое развитие его замедляется. Такого ребенка надо срочно показать врачу. Если причиной неправильного дыхания являются аденоиды, их удаляют. После операции состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме.

Особенности и гигиена органов пищеварения в детском возрасте

Дополнительные зрительные нагрузки - просмотр диафильмов, видео - и телепередач, компьютерные игры - в значительной степени влияют на состояние зрения. Для охраны зрения в дошкольных учреждениях необходимо выполнять гигиенические требования к организации просмотра диапозитивных фильмов и телевизионных передач.

Диапозитивные фильмы должны по содержанию соответствовать возрасту детей. Количество кадров в фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25-30, средних - 35-40 и старших - 45-50. Детям 3-5 лет можно показать один-два диапозитивных фильма в течение 12-15 мин, старшим (6-7 лет) - два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20-25 мин.

Экраны для показа диафильмов должны быть белыми (можно использовать белое полотно или ватманскую бумагу). Лучше всего иметь специальный экран ЭПП-1 или ЭПП-2 с коэффициентом отражения, равным 0,8. Центр экрана должен располагаться на уровне глаз дошкольников, сидящих на стульях (1-1,2 м от пола). Так как яркость освещения экрана зависит от срока службы лампы в фильмоскопе, то надо следить, чтобы он не превышал 20-30 часов, т. е. 40-50 сеансов.

Первый ряд стульев располагают от экрана на расстоянии, равном двойной его ширине, последний - не более 4 м от экрана.

Телевизор устанавливают на столике высотой 1-1,2 м над полом, добиваются хорошего качества изображения. Стулья расставляют так, чтобы первый их ряд стоял не ближе 2 м, последний - не дальше 5 м от экрана. В промежутке между первым и последним рядами устанавливают ряды стульев по 4-5 в каждом, на них удобно можно рассадить одну группу детей.

Продолжительность телевизионной передачи для детей четырех-пяти лет - не более 20 мин, для детей 6-7 лет - не более 30 мин.

В дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами во избежание отражения солнечных бликов на экране. В помещении, кроме светящегося экрана, необходимо иметь дополнительное освещение, естественное или искусственное, источник которого расположен вне поля зрения детей. Это дополнительное освещение снижает утомление глаз при просмотре телевизионных передач.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Для организации правильного режима необходимо строить его в зависимости от ритмичности физиологических процессов. Известно, что живые механизмы обладают «внутренними часами», способными измерять время. На их основе вырабатываются биологические околосуточные («циркадные») и околомесячные ритмы, которые обусловлены колебаниями обменных процессов, связанных с цикличностью воздействий среды и регулирующим влиянием нервной системы.

В течение суток с определенной закономерностью изменяются температура тела, деятельность органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой и других систем. Особенно чувствительна к изменениям внешней и внутренней среды нервная система. Одной из основных причин нарушения суточного ритма является истощение клеток мозга и необходимость предохранения их от разрушения путем периодического сна. У взрослых и более старших детей главное время сна совпадает с темным временем суток, когда резко уменьшается количество возбуждающих мозг сигналов.

У детей раннего возраста нервные процессы истощаются особенно легко, и для них естественны более продолжительный сон и чередование его с бодрствованием в дневное время. В процессе жизнедеятельности ребенка на основе ритмичности физиологических функций вырабатываются и условные рефлексы на время. Построение режима с учетом биологических ритмов способствует активной жизнедеятельности органов и тканей, а также всего организма в целом, сохранению энергии и сил, росту и развитию ребенка.

На протяжении раннего и дошкольного возраста в соответствии с изменениями длительности бодрствования, сна и перерывов между кормлениями, режим меняется несколько раз. Где бы ни находился ребенок (дома в семье, в детском учреждении любого типа, одновозрастной или смешанной группе, в изоляторе или больнице), он должен жить по режиму, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям и состоянию здоровья. Правильный ритм режимных моментов охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на характер бодрствования и качество сна.

Бодрствование ребенка связано с активным состоянием клеток головного мозга, находящихся в активном взаимодействии с окружающей средой. Центральная нервная система детей раннего и дошкольного возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Длительность периода бодрствования у маленького ребенка определяется пределом работоспособности нервной системы. Для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон ребенка. Сон характеризуется разлитым торможением в клетках головного мозга, ослаблением восприимчивости органов чувств (слуха, зрения, осязания) и реакций на внешние раздражители, снижением двигательной активности.

Бодрствование и сон - взаимосвязанные состояния нервной системы: полноценный сон обеспечивает активное бодрствование и в то же время сон возможен только после достаточно длительного и продуктивного бодрствования («хороший сон надо заработать»).

Соблюдение режима имеет большое значение для здоровья и оптимального развития ребенка, однако в отдельных случаях от него возможны отступления, продиктованные потребностями конкретного ребенка в конкретной ситуации. Например, если поведение ребенка свидетельствует об утомлении, его следует уложить раньше спать; если ребенок крепко спит, целесообразно дать ему выспаться, а не будить «по режиму». Если такие отступления от режима часты, это свидетельствует о несоответствии

режима индивидуальным особенностям ребенка (возможно, он нуждается в уменьшении кратности дневного сна или удлинении периода бодрствования).

Гигиеническая организация сна в дошкольных учреждениях.

Детям в дошкольном учреждении необходимо обеспечить оп­тимальную для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение. Новорожденный ребенок спит большую часть суток, однако сон его еще неустойчив и беспорядочен. На втором месяце жизни бодрствование становится более длительным, а в 2-3 месяца может продолжаться до 1,5 ч. К году его продолжительность удлиняется до 3 ч, к 3 годам - до 5,5-6 часов.

Дети старшего дошкольного возраста с устойчивой здоровой нервной системой нередко отказываются от дневного сна (не засыпают при укладывании). В таких случаях нецелесообразно настаивать на пребывании ребенка в постели, надо предоставить ему возможность спокойного отдыха с каким-либо тихим занятием по вкусу.

Укладывают детей постепенно, не спеша, примерно в течение 25-30 мин. Младших, ослабленных, тех, кто проснулся раньше, укладывают первыми, более старших, крепких, вставших последними укладывают вслед за ними. Во время засыпания детей не должно быть громких разговоров, резких звуков. Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь тихой, ласковой.

Гигиеническая организация бодрствования детей.

Если полноценный, правильно организованный сон необходим ребенку для защиты нервных клеток от переутомления и восстановления работоспособности организма в целом, то период бодрствования - время, когда удовлетворяются его основные физиологические и психологические потребности. От того, как организовано бодрствование, в значительной степени зависит, насколько продуктивным будет ребенок в своей деятельности и насколько успешным будет его развитие. Важное значение имеют гигиенические условия среды, в которой находится ребенок во время бодрствования: достаточная освещенность, низкий уровень шума, свежий воздух, соответствие мебели, оборудования, игрушек его возрасту и уровню развития; не менее важен адекватный физиологическим потребностям ребенка ритм кормлений, чередование занятий и гигиенических процессов.

Важное условие бодрствования в любом возрасте - активность ребенка. Обеспечение достаточной двигательной активности - необходимое условие, повышающее эффективность обучения и оздоровления. Потребность ребенка в движениях при пребывании в детском коллективе не может быть обеспечена только занятиями гимнастикой, зарядкой и музыкальными занятиями.

Для движения необходимы простор, стимуляция со стороны взрослых. В группе обязательно должно быть предусмотрено место и для отдыха с подвижными играми, чтобы ребенок во время самостоятельной деятельности мог побегать, попрыгать, залезть куда-то, посидеть и даже полежать.

Искусственное ограничение движений недопустимо. Наоборот, если ребенок не двигается достаточно активно, то у персонала должна возникать тревога за его самочувствие.

Очень существенна правильная организация занятий, их длительность. Занятия, помимо обучающей функции, вносят разнообразие в деятельность детей, развивают их любознательность, повышают эмоциональный настрой. Однако они могут вызвать утомление и негативную реакцию у ребенка. Поэтому обязательным условием проведения занятий должно быть строгое соблюдение их длительности, допустимой нагрузки, внимание к эмоциональной реакции ребенка. Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности и жизненный опыт.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, УКРЕПЛЕНИЕ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ,

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА

Систематические физические упражнения способствуют развитию всех органов и систем, и в первую очередь двигательного аппарата детей, повышают мышечный тонус ребенка, улучшают темп, силу, координацию движений и общую выносливость. Интенсивная активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца - органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма кислородом и питательными веществами.

Под влиянием занятий физкультурой возрастает регуляция сосудистого тонуса, увеличивается количество циркулирующей крови, усиливается кровоток, уменьшаются застойные явления в органах и тканях, повышается содержание гемоглобина и эритроцитов, усиливается иммунологическая активность крови и тканей. Возрастание глубины дыхания, улучшение вентиляции легких активирует окислительно-восстановительные процессы в организме. Физические

упражнения способствуют улучшению обмена веществ, особенно в органах опорно-двигательного аппарата ребенка. Большое значение имеют лечебная гимнастика и массаж в нормализации функционального состояния высшей нервной деятельности больного ребенка, в повышении его эмоционального тонуса. С первых месяцев жизни над кроваткой ребенка подвешивают яркие игрушки, которые он может захватывать руками, на полу манежа раскладывают различные интересные предметы. Стремясь дотянуться до них, ребенок быстрее приобретает умение переворачиваться со спинки на живот и обратно, ползать, садиться. Большое значение для правильного развития его мускулатуры и двигательного аппарата имеют массаж, пассивная и активная гимнастика .

Гимнастика рекомендуется детям всех возрастов, тогда как общий массаж здоровым детям делают до полутора лет жизни. Массаж - один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает регулирующее влияние на функции сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем, воздействует на рецепторный аппарат поверхностных и глубокорасположенных тканей, улучшает обмен веществ. Стимуляция чувствительных рецепторов кожи способствует созреванию нервной системы, улучшает тонус организма.

Массаж для детей раннего возраста всегда сочетается с физическими упражнениями. Объем активных движений в раннем возрасте относительно небольшой - массаж стимулирует их развитие.

После 2 лет ребенок учится подниматься и спускаться по наклонной плоскости, перелезать через препятствия, бросать мяч, в 2,5-3 года стремится бегать, после 3 лет - прыгать. В его комплекс упражнений вводятся элементы бега и прыжки. Чтобы избежать переутомления одной группы мышц, не следует повторять упражнения более 5-6 раз. Нельзя также делать пассивные упражнения при повышенном тонусе мышц ребенка (например, при физиологической гипертонии мышц в первые два месяца жизни), в таких случаях возможны только массаж и рефлекторные упражнения. После 2-2,5 лет занятия проводятся с речевым сопровождением. Важно, чтобы ребенок полностью понимал речь взрослого. С целью повышения его интереса к упражнениям и уменьшения усталости комплекс упражнений периодически меняется.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях проводится в соответствии с Типовой программой по физической культуре в детском саду. Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития детей на каждом году жизни и направлена на укрепление здоровья и совершенствование функциональных возможностей детского организма.

Физкультурные занятия состоят из трех частей: непродолжительной вводной, подготавливающей организм; основной,

включающей подвижные игры и упражнения в основных движениях; заключительной, в результате которой организм возвращается в исходное состояние. Упражнения и подвижные игры подбирают с учетом воздействия на группы мышц, участвующих в сохранении правильного положения туловища, головы, плечевого пояса.

Разнообразное спортивное оборудование : гимнастические стенки, заборчики для лазанья, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и др. - позволяет детям быстрее усвоить нужные движения, делает занятия более увлекательными. Желательно часть оборудования разместить в группах и чтобы дети имели к нему свободный доступ. Однако все рекомендованное спортивное оборудование в групповой комнате разместить нельзя, физкультурные занятия лучше проводить в специально оборудованных помещениях (спортивных залах), площадь которых не менее 3 м2 на ребенка.

Для проведения массажа и физкультуры важное значение имеют температурные условия окружающего воздуха. Температура в помещении должна быть не ниже 20°С, с открытым окном - 20-22°С. В теплое время года занятия по развитию движений следует проводить на воздухе, летом на воздухе в тени при 20-22°С. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений: дети занимаются в майках, трусах, носках и тапочках (чешках). После массажа и физкультуры прогулка разрешается зимой не раньше, чем через 30 мин.

Начиная с четвертого года жизни помимо физкультурных занятий проводят утреннюю гимнастику. Продолжительность зарядки - 6-8 мин.

Утренней гимнастике в системе физкультурных занятий ребенка придается важнейшее значение.

В грудном возрасте гимнастические упражнения строго ин­дивидуальны. Они всегда выполняются при активном участии взрослого, с учетом возрастных особенностей, сезона и состояния здоровья ребенка. Утренняя гимнастика у детей старшего ясельного возраста, а также у дошкольников и особенно школьников - групповое мероприятие. Здесь необходим лишь предварительный отбор детей и наблюдение за общей реакцией во время выполнения упражнений и после него. Комплекс утренней гимнастики должен составляться в соответствии с возрастом и включать упражнения, тренирующие основные крупные мышечные группы ног, плечевого пояса, спины, живота.

Закаливание.

Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.).

Из всех факторов внешней среды наиболее длительное, по существу непрерывное воздействие на организм оказывает воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Приспосабливаясь к сложному воздействию всех перечисленных внешних условий, организм способен уменьшить или увеличить свои теплопотери благодаря увеличению или уменьшению количества крови, притекающей к кожным покровам. Больший или меньший приток крови к коже в свою очередь обусловлен способностью кожных капилляров сужаться или расширяться в просвете (диаметре).

Соприкасаясь непосредственно с окружающей средой, кожа выполняет многообразные и очень важные функции: она выступает в роли органа чувств (рецепторная функция), защищает внутренние органы от воздействий внешней среды (защитная функция), путем расширения или сужения сосудов и выделения пота регулирует теплоотдачу (терморегулирующая функция), участвует в газообмене (дыхательная функция), в обмене веществ и т. д.

Кожа ребенка ранима и чувствительна к неблагоприятным воздействиям, причем, чем младше ребенок, тем несовершеннее функции кожи. У маленьких детей недостаточно развиты теплорегулирующая и выделительная функции кожи, сравнительно легко возникают аллергические кожные реакции. Потовые железы не закончили своего развития, поэтому потеря воды и минеральных веществ через кожу у детей в раннем возрасте в 2-3 раза больше, чем у взрослых. Для сохранения водного и солевого равновесия организм ребенка нуждается в строгом соблюдении режима питания и питья.

У детей хорошо развита всасывательная функция кожи, которую необходимо учитывать при нанесении ребенку лечебных или косметических мазей и кремов, строго соблюдая возрастную дозировку. Дыхательная функция кожи играет в жизнедеятельности детского организма гораздо большую роль, чем у взрослого. У малышей очень несовершенны защитные возможности кожи. Трещины и ссадины у них на коже могут явиться воротами для любой инфекции.

У детей раннего возраста при оценке состояния кожи используют два основных показателя: эластичность и тургор. Эластичность кожи определяют по кожной складке на животе. Если собранная в складку кожа быстро расправляется - эластичность нормальная, если складка не расправляется, то эластичность кожи нарушена. Такое нарушение может наблюдаться при обезвоживании организма из-за быстрой потери воды, например при желудочно-кишечных заболеваниях.

Тургором кожи обозначается сопротивление, которое ощущается при сдавливании кожи и подкожной клетчатки. Определяется тургор на внутренней поверхности бедер. Наиболее часто он ослабевает при острых и хронических расстройствах питания.

Большое значение имеет соблюдение гигиены кожи в профилактике не только кожных, но и других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Прежде всего необходимо соблюдение чистоты и здорового состояния кожных покровов. Особое значение имеет гигиена кожи детей первого года жизни, когда она особенно уязвима для самых разнообразных неблагоприятных воздействий. Для ухода за кожей грудного ребенка надо иметь специальную ванну для купания, мягкую мочалку, детское мыло, растворы марганцевокислого калия и борной кислоты, стерильное минеральное или растительное масло, вату, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.

Ребенка можно купать после отпадения пуповины. В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежна и ранима, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с шести месяцев его можно купать через день, после года - два раза в неделю, а после трех лет - один раз в неделю и обязательно ежедневно подмывать и обмывать ноги.

До полного заживления пупочной ранки ребенка купают в кипяченой воде или в слабом (бледно-розовом) растворе марганцовокислого калия. Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду, температура которой 36-37°С. Температура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни должна быть 22°С, затем 20°С. Тело ребенка осторожно погружают в воду, головку кладут на предплечье.

В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, обмывает тело ребенка водой (с мылом малыша купают не каждый день, а 2-3 раза в неделю). Во время купания надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка обмыто, голову и лицо промывают чистой кипяченой водой, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1-2°С ниже температуры воды в ванной.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок все время находился в чистой и сухой одежде и пеленках. После акта дефекации ребенка следует подмыть теплой проточной водой (температура 36-37°С), обсушить осторожным прикладыванием мягкого полотенца или простынки и завернуть в чистое, сухое белье. Ежедневно надо смазывать вазелиновым или подсолнечным маслом те места, где легко образуется опрелость. Применять присыпки не рекомендуется, так как, скатываясь в комочки, они сами нередко вызывают раздражение кожи. Для предупреждения образования опрелостей в тех местах, куда попадает срыгиваемая пища, следует прокладывать небольшую пеленку, сложенную в виде салфетки, концы которой закладываются за головку. Это предохраняет кожу и белье ребенка от срыгиваемых им масс. После каждого срыгивания салфетку надо менять.

Обслуживающий персонал детского учреждения должен ежедневно осматривать тело ребенка и обращать внимание на появление на коже даже небольшого покраснения или незначительной сыпи. В каждом таком случае малыша следует показать врачу. Если на коже ребенка имеются мелкие травмы (трещины, царапины, заусеницы, ссадины), их надо немедленно промыть кипяченой водой и смазать йодной настойкой или бриллиантовой зеленью, кровоточащие ранки промыть дезинфицирующим раствором и заклеить лейкопластырем.

Рассказать друзьям