Проект «Березка русская моя». Актуальность Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Лесная сказка»

Пушкинского муниципального района

Экологическо-патриотический проект

для детей старшей группы

« Русская береза-символ Родины моей »

Тип проекта :

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители

Вид проекта : краткосрочный (2 недели)

Подготовила:

Семенюк Н.Н.

воспитатель старшей группы

Актуальность проекта:

Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело - мир освещать; второе - крик утешать; третье - больных исцелять; четвертое - чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Цель:

Приобщение детей к традиционной отечественной культуре, воспитание любви к Родине, формированиезаботливого и бережного отношения к природе.

Задачи:

1.Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, показать, что береза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что береза и Россия - неразделимые понятия;

2.Расширить знания детей о берёзе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту

3.Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

4.Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Участники проекта:

дети старшей группы;

воспитатели и родители.

Тип проекта : познавательно - исследовательский

Вид проекта : краткосрочный (2 недели).

Предполагаемые результаты:

  • Углубленные знания и представления детей о березе.
  • Сформированное представления о жизни растения, его развитии и значении.
  • Развитие у детей активности, творческого потенциала.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность, в условиях семьи и детского сада.

Этапы работы над проектом:

Интегративные области развития воспитанников

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Подготовительный этап

  • Подготовить наглядный дидактический, демонстрационный материал.
  • Подобрать атрибуты, игры для самостоятельной игровой деятельности.
  • Приготовить методическую, научную и художественную литературу,
  • Приобрести иллюстрированный материал по теме «Береза»
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
  • Составить план мероприятий.
  • Подготовить конспект целевой прогулки по экологической тропе детского сада.
  • Подготовить конспект открытого мероприятия по теме: «Русская береза-символ Родины моей»

Основной этап

Намеченные мероприятия

Задачи

Совместная деятельность с детьми

Познавательное развитие

Выбор березки на территории детского сада.

Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

Рассматривание иллюстраций и книг по теме: «Береза»

Рассматривание поделок из берёзы.

Исследование бересты под лупой.

Дидактические игры: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова - приятели», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом».

Развивать познавательную сферу и проведение действий, направленных на познание, для гармоничного развития детей. Помочь приобрести опыт взаимодействия с природой.

Речевое развитие

Л. И.Горошкина «Березка»;

В. А. Злоказова «Росла Березка у дороги на Силач…»;

Н. И. Птухина «Ода березке»;

Г. Н. Рахимов «Три березки под окном».

Заучивание стихотворений о березе:

С. Есенин «Белая береза».

Рассматривание с обсуждениями картин русских художников таких как:

Иван Иванович Шишкин

«Березовая роща»

Саврасов Алексей Кондратьевич

«Грачи прилетели»

Куинджи Архип Иванович

«Березовая роща»

Развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх, на занятиях

Активизировать речь детей словами: чечевички, береста, расширяя и уточняя знания детей обсоставляющей части дерева. Развивать память, мышление, воображение.

Дидактическая игра «Назови, какая?»
(Дети поочереди придумывают красивые определения для березки, называют ее ласково.)

Беседа на тему:

«Использование берёзы»

* в медицине;

* в народном хозяйстве.

Побуждать желание детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, стремиться к речевому общению между собой.

Художественно-эстетическое развитие

Рисунок: «Белоствольная красавица»

Аппликация: «Береза» в технике рваной аппликации.

Коллективная картина: «Березовая роща»

Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать дерево и передавать характерные особенности средствами рисунка.

Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках

Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.

Закреплять навыки коллективной работы - умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Физическое развитие

Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков»,

«Венок»(из березы).

На прогулке хороводная подвижная игра «Солнышко - ведрышко»

Физкультминутки: «Мы березу посадили», «Наступило утро».

Вызвать желание совершенствовать свои физические качества, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: "Что я знаю о берёзе", "Берёза жить помогает", «Где растет береза» «Белоствольная красавица», «О березе и её коре», «Береза-лекарь», «Береза-символ России».

Помочь усвоить правила поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.

Углубить представления детей о березе, об условиях, необходимых для ее жизни. Воспитывать любовь к своей Родине и желание беречь её.

Подготовка и проведение сюжетно - ролевой игры ««Я, защитник природы»»;

Игры-задания: «Узнай по форме»; «Время-года ».

Вызвать интерес детей к развёртыванию сюжетно-ролевых, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов изготовленных своими руками. Развивать творческий потенциал, способность совместно со сверстниками развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с мнениями сверстников.

Воспитывать умения работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Работа с родителями

1. Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

2.Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.

3. Помощь в оформлении:

альбома «Люблю русскую красавицу»;

Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, участвовать в жизни ДОУ, помочь детям углубить знания о березе,увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее.

Заключение.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дошкольники отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке и к природе в целом.

Литература:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

2.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой

М.А. Васильевой

3.Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М.: Эксмо,2005.

4.Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы., М. Лабиринт,1993.

  1. Горобец Ю.И., Симонов А.А., "Береза", Просвещение,1998;
    6.Поликарпова Татьяна "Две березы на холме", Детская литература, 2003;
    7. Интернет ресурсы.

Наталья Сергеева
Проект «Люблю берёзку русскую» старшая группа

Актуальность

Сохранить природу планеты - это актуальная проблема в современном мире. Защита окружающей среды - задача не только государства, но и каждого человека. Мы должны донести до детей значимость природы для людей. В городских условиях довольно трудно наблюдать и знакомиться с деревьями, в частности с берёзкой , поэтому важно организовать близкое общение с берёзкой - русской белоствольной красавицей. Музыка помогает связать образ берёзки с окружающей нас природой, с нашей Родиной.

Цель проекта

Воспитание у детей чувства любви к родному краю, близости к природе.

Задачи проекта

1. Воспитывать у детей интерес к берёзке – неотъемлемой черте русского пейзажа .

2. Формировать бережное и заботливое отношение к берёзке – символу нашей родины.

Участники проекта

Дети старшей группы .

Воспитатель Троян Л. И.

Музыкальный руководитель Сергеева Н. А.

Тип проекта , длительность

Информационно – практический, краткосрочный.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Подготовительный этап

1. Знакомство детей с целями и задачами проекта .

2. Выявление знаний о берёзке – символе русской природы .

3. Подбор литературных и музыкальных произведений о берёзке .

4. Разработка занятий : «Русская краса – зелёная коса» ,

«Мы вокруг берёзки встанем в хоровод » ,

5. Подготовка развлечения «Люблю березку русскую » .

Основной этап

1. Проведение занятий : «Русская краса – зелёная коса» ,

«Мы вокруг берёзки встанем в хоровод » .

2. Проведение игр, хороводов на прогулке : «Напои берёзку » , «Укрась берёзку » . Хороводы : «Берёзка » , муз. Е. Архиповой, «Ай да берёзка » , муз. Т. Попатенко, «Во поле берёза стояла » , русская народная мелодия .

3. Проведение занятий художественно – эстетической направленности «Рисуем берёзку в зеленом уборе » .

4. Просмотр познавательных видеоматериалов о берёзке .

Заключительный этап

1. Проведение развлечения «Люблю берёзку русскую » .

2. Выставка детских рисунков «Во поле берёза стояла » .

Предполагаемый результат

1. Сформированность любви к русской берёзке как символу русской народной культуры .

2. Развитие музыкально – творческих способностей детей.

3. Развитие художественно – изобразительного творчества дошкольников.

Публикации по теме:

«Люблю берёзку русскую». Познавательно-исследовательский проект Актуальность проекта. В наше время экологическое воспитание дошкольников самая главная проблема. Если детям не объяснить, не научить их.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю берёзку русскую» Актуальность: Я в своей работе с детьми остановилась на выборе о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о.

Конспект открытой познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Люблю берёзку русскую…» Цель: Формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе с применением технологии ТРИЗ. Задачи: Развивать познавательный.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Люблю березку русскую» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса Возрастная группа: средняя группа Тема: «Символы России».

Формирование любви к Родине через любовь к природе России - одно из средств воспитания юных патриотов. Наша группа имеет красивое название-"Березка".

Конспект занятия «Люблю березку русскую» Цель: расширять представление детей об образе березы посредством мелодекломации и художественного творчества. Задачи приоритетной образовательной.

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: «Люблю березку русскую» Цель: Воспитывать любовь к родной природе посредством расширения.

Ольга Ветлова (Головинова)

Проектная деятельность «Люблю березку русскую »

Ветлова О. В. ,воспитатель СП «Детский сад «Ручеек» ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево Самарская обл.

Рассматривая деревья в парке, дети спросили :

Почему береза называется березой ?

Какую роль играет береза в жизни человека ?

Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили приобрести знания из различных источников :

в) воспользоваться материалами интернета

Затем проанализировать полученные факты, высказывать собственные суждения.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников.

Актуальность.

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе. Он действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Дети, которые ощущают природу : дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Проблема.

Недостаточные знания детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели

Участники проекта .

Дети старшей группы, их родители, воспитатели группы, специалисты ДОУ.

По количеству участников : групповой (старшая группа)

Предмет исследования : берёза.

Суть проекта заключается в том , чтобы во время прогулок по территории детского сада, в лес с родителями дети могли больше узнать о березах : найти березу вблизи участка , следить за изменениями в ее жизни; обсуждать наблюдаемое : какое настроение у дерева, от чего оно зависит, как дерево заботится о детях. В процессе наблюдений дети рисуют, сочиняют сказки, участвуют в играх, слушают музыку, танцуют.

Дети получают представление о том, в каких красках, образах, мелодиях воплощается береза , почему это дерево так почитаемо на Руси.

Цель взрослого в работе над проектом : формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Цель детей в работе над проектом :

Приобрести знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

Задачи взрослого в работе над проектом :

1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека

2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.

3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.

4. Развивать у детей познавательную активность.

5. Активизировать и обогащать словарь.

6. Воспитывать любовь к русской природе , бережного к ней отношения .

Задачи детей в работе над проектом :

1. Приобрести знания о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о её значении в жизни человека : оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

2. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой

Предполагаемый результат :

Сформированное представление у детей : о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.

Подготовительный этап :

Подготовить природный материал для деятельности детей;

Подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, грамзаписи, дидактические игры и др. ;

Сделать ширму о лечебных свойствах березы «Целебное лукошко» .

Провести с детьми цикл наблюдений за березой , обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов;

На основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие мероприятия, расширяющие представления детей о березе ;

Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки из бересты , придумать сказку о березе .

Реализация проекта

1. Образовательная область «Познание» :

* Беседа «Красота природы бесценна»

Цель : дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» .

Цель : углубить представление о взаимосвязях живой и неживой

природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» .

Цель : познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке , сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки » . Воспитывать любовь к русской берёзе , бережное к ней отношение .

Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»

Цель : подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

«Люблю берёзку русскую » .

Цель : продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке .

* Д/и : «Найди листок березы » , «Закончи фразу» , «Подбери «слова- приятели» », «С кем дружит береза , «Что сначала, что потом»

* Выбор березки на территории детского сада.

* Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы .

* Разгадывание кроссвордов.

* Исследование бересты под лупой .

Образовательной областью «Физическая культура»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу » .

2. Подвижные игры : «Беги к березе » , «Кто больше соберет грибов подберезовиков » , «Венок» (из березы , «Кто быстрее соберет березовые почки » .

Образовательная область «Чтение художественной литературы» ::

Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила» ;

Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую… »

Чтение рассказа Е. Тимошенко «Елочки-метелочки» .

Образовательной областью «Художественное творчество» :

Рисование – «Люблю березку русскую » , «Березовая роща » ;

Аппликация – «Веточка березы » ;

Ручной труд – «Белая береза » ;

Хороводы – «Во поле береза стояла » , «Береза белоствольная » ;

Рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна» , И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» ;

Образовательной область «Музыка»

1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Ай, да берёзка” музыка Т. Попатенко

4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

4. Совместная деятельность с детьми и родителями :

Циклические наблюдения за березой ;

Составление творческих рассказов «Сказка о березе » ,

Изготовление альбомов «Березонька »

Бесед за круглым столом «Целебное лукошко» .

5. Итог :

Оформление альбома «Березонька » с детскими рисунками и сказками;

Развлечение для детей «Праздник русской березки » ;

Выставка поделок из бересты «Папа, мама, я – творим чудеса» .

Записано педагогом Ветловой Ольгой Владимировной со слов детей.

Пройдя все этапы исследования, дети пришли к выводу :

Я теперь понимаю насколько ценно дерево береза . – сказала Саша Е.

Я знаю о целебных свойствах березы . Мы с бабушкой пили чай с березовыми почками от простуды . – сказала Даша Е.

Из березы делали и делают игрушки. Я папе помогал делать из березы паровозик . – сказал Коля О.

Я рассматривала с помощью лупы бересту и видела мелкие отверстия (чечевички) через которые береза дышит . - сказала Полина Е.

По итогам работы было отмечено :

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к дереву березе .

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую » .

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение :

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы , отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке , потому что она красива и целебна.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности ДОУ» .

2. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги» .

3. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. –М. АРКТИ, 2003.

4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.

5. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки : словарик школьника. –СПб. Издательскитй дом «Литера» , 2007.

6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2006.

7. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний. Детская душа раскрывается в общении с природой. Помочь ребенку увидеть своеобразие и жизнь растений, понимать красоту родной природы, знать культуру русского народа – стало целью проекта.

Цель: русской культуре, посредством экологического воспитания.

  • Воспитывать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к родной природе.
  • Развивать познавательный интерес , творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом - береза.
  • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Активизация желаний искать разрешение проблемной ситуации. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Участники: Дети , педагоги, родители, музыкальный руководитель.

Вид проекта: Творческо-исследовательский.

Длительность: Долгосрочный.

Этапы работы:

Подготовительный.

  • Определение объекта изучения.
  • Сбор информации, подбор художественного слова и музыки.
  • Диагностика.

Основной - исследовательский.

  • Вхождение в игровую ситуацию.
  • Наблюдение за березой.
  • Изучение роста, развития и ухода за деревом. Объединение детей в рабочие группы.

Заключительный.

  • Презентация проекта "Полезное дерево".
  • Развлечение "Троицин день".

Схема работы по проекту "Русская берёза"

Разделы программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность Хоровод: "Во поле берёзка стояла...". Дидактическая игра: " Такой листок лети ко мне", "Собери целое дерево", "Деревья и кустарники", "С какого дерева листок".

Кубики "Деревья".

Познавательное развитие Тематическое занятие: "Берёза - символ России".

Комплексное занятие: "Берёзовая береста и её использование".

Интегрированное занятие "Родное дерево обогреет и вылечит".

Экскурсия в ботанический сад.

Развитие речи Творческое рассказывание: "Где растет берёза".

Прослушивание и заучивание стихотворения "Где растет берёза".

Рассматривание картины.

Экскурсия в парк.

Беседа: "Что я знаю о берёзе".

Разучивание пословиц, поговорок.

Разгадывание кроссвордов.

Изобразительная деятельность Занятие - рисование.

Тема: "Кудрявая берёза", "Золотая берёза".

3анятие - конструирование.

Тема: "Объемное деревце", "Фенечки из бересты", "Макет - берёзовая роща".

3анятие - лепка.

Тема: " Берёза с подберёзовиками", "Зимняя берёза".

Экология 3анятие. Тема: "Ареал произрастания", "Берёза в симбиозе с животным и растительным миром", "Дальневосточная желтая берёза".

Ведение дневника наблюдения за берёзой.

Изготовление гербария.

Художественная литература Чтение рассказа.

Заучивание стихотворения: "Белая береза под моим окном:"

Загадывание загадок. Чтение пословиц, поговорок

Музыка Слушание грамзаписи.

Заучивание песен.

Хоровод: "Во поле береза стояла:"

Работа с родителями Родительское собрание. Доклад "Приобщение к русской культуре".

Консультация "Расскажи детям об исконно русской культуре".

Прогулка в лес, парк.

Совместное развлечение "Троицин день".

Папка передвижка "Читайте вместе с детьми о березе (загадки,стихи:)".

"Зеленая аптека".

Мастер класс "Берестушка"

Здоровье и физическое развитие Физкультурное развлечение "Осенний марафон"

Туристические походы с родителями в лес (рощу).

Эстафета "Будь здоров".

Этапы работы над проектом "Русская берёза"

Мероприятия Этапы Дата проведения
Путешествие в летний лес (рощу) Цель: расширять знания о деревьях, воспитывать интерес. 1 Август
Беседа: "берёза в симбиозе с животным и растительным миром"

Цель: дать детям научные знания.

2 Сентябрь - ноябрь
Занятие "Русская берёза - как национальный символ русского народа" Цель: познакомить детей с художественными произведениями. 3 Октябрь
Экскурсия в музей имени Арсеньева. Тема: "Применение берёзы в старину, предметы обихода". 4 Декабрь
Познавательная беседа на тему: "Берёза строить и жить помогает".

Цель: познакомить детей с применением берёзы в наши дни.

5 Январь
Детская продуктивная деятельность. Цель: развивать у детей способность к созданию выразительного образа. 6 Октябрь - апрель
Прогулки в зимний парк. "Как зимуют деревья". 7 Январь
Вернисажи детских работ.

Цель: развивать у детей творческую деятельность.

8 Декабрь - май
Развлечение "Троицин день". 9 Июнь

Конспект занятия

Тема: "Спасем Березку"

Игровая мотивация: Рассказать детям как можно помочь лесу (берёзе).

Цель: Активизация мышления, речи в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

  • Развивать поисковую деятельность детей:
    • способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы;
    • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
  • Познакомить детей с внешним видом берёзы, подвести детей к выводу, что она растет в определенной среде.
  • Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы, умение видеть, слышать.
  • Формировать желание бережного отношения к растениям.
  • Поддерживать интерес к звучащему слову, способствовать словотворчеству.
  • Развивать диалогическую речь.

Развивающая среда: иллюстрации, макет.

Ход занятия

Введение в игровую ситуацию.

В группу входит девочка (Имя). Девочка (Имя): "Здравствуйте, ребята! Я вчера была в роще и видела, как погибает молодая берёзка. Она мне сказала, что ей тяжело расти в грязной роще. Она может погибнуть. Как ей помочь я не знаю?"

Уточнение проблемы. Постановка задачи.

Воспитатель: "Ребята, поможем девочке (Имя)". Ответы детей.

Начнем сегодня мы с разминки. Поразмышляем не спеша! Нас ждет игра, "Четвертый лишний!"

Задание: Детям раздаются карточки, на которых нарисованы растения, ребёнок должен назвать лишнего представителя, объяснить свой выбор.

Карточки:

  • Береза, липа, дуб, водоросль, ива;
  • Груздь, подберезовик, лисичка, боровик, зонтик;
  • Куст смородины, вишня, виноград, мяч.

Поэтапное решение проблемы.

Воспитатель: "Дети, что нужно березке, чтобы она чувствовала себя хорошо?"

Дети: Чистый воздух, вода, солнечный свет, температура.

Воспитатель: В России растет дерево - берёза.... (рассказ).

Физ. минутка: "Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише... Деревцо всё выше, выше!"

Работа с карточками.

"Что ты знаешь о берёзе?"

  • строение (корень, ствол, ветки, листья, семена),
  • место произрастания (по всей территории России),
  • виды берёз,
  • условия произрастания (свет, тепло, вода).

Воспитатель предлагает рассмотреть (слайды) картины с берёзами. Дети читают стихотворение.

Поэтапное решение проблемы.

Воспитатель: "Дети, как необходимо помочь берёзе? Что мы будем делать? Какие у вас есть варианты, предложения? Как нам узнать?"

Рисование берёзовой рощи: рисование ствола, веток, листьев, семян.

Мастер - класс

Тема: Кукла " Берестушка".

Цель: Приобщать детей к традициям русского народа, познакомить с изготовлением и обрядового значения куклы берестушки.


Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании
| проект | проекты домов | русская | русскай | береза | белая береза | детский | детский сад | Страничка методиста | Проект Русская береза Детский сад

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а берёзой. Берёзу называли "дерево четырёх дел". Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утешать, третье дело - больных исцелять, четвёртое - чмстоту соблюдать. Цели пректа - знакомство с берёзой как символом, национальным деревом России, развитие познавательных интересов, формирование представлений у детей о жизни растения, воспитание экологически грамотного поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Березка русская моя»

Актуальность:

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".

Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.

Проблема:

Недостаточные знания детей о березе, как символе России.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Цель: ознакомление старших дошкольников с березой как символом России.

Задачи:

Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;

Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;

Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

Формы работы:

Деятельность педагога:

Беседы;

Познавательные рассказы воспитателя;

ООД;

Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки) ;

Использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.) ;

Музыкальная.

Деятельность детей:

Экспериментирование;

Речевые игры, описательные рассказы;

Дидактические игры с предметными картинками;

Игра по модели строения дерева;

Подвижные игры;

Игры с мячом;

Художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)

Музыкальная

Взаимодействие с родителями воспитанников:

Практические задания;

Совместные мероприятия

Подготовительный и аналитический этапы – сентябрь.

Основной этап - октябрь – апрель.

Презентационный этап – май.

На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.

Утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.

Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Велся активный сбор информации в литературе и интернете.

Основной этап работы

Октябрь.

Трудовой десант.

ООД

Тема: «Береза – символ России».

Экскурсия в осенний парк «Встреча с русской красавицей»

Слушание «Ах, ты, береза», русская народная мелодия, обработка Раухверга.

Заготовление берёзовых пеньков и спилов.

Дать знания о символе славянского культа России - березе; познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой; приобщить к русской народной культуре; расширять словарный запас детей; воспитывать любовь к Родине.

Расширять представления о предметах и явлениях природы; описывать характерные особенности знакомых растений; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.

Развивать словарный запас по определению характера музыкального произведения. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус.

Ноябрь.

"Березовая рапсодия" - изготовление панно на срезе березы.

Экспериментирование «Рассматривание бересты под лупой»

Хоровод «В золоте березонька», слова и музыка Г. Вихарева.

Учить детей создавать объёмные композиции; совершенствовать изобразительную технику; развивать композиционные умения.

Дать детям представление о том, что белый цвет коры - это бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.

Стимулировать формирование музыкальных способностей. Содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Декабрь.

Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»

Экспериментирование «Какой стороной дышат листья? »

Формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать чуткость к художественному слову.

Учить ставить самостоятельно поисковую задачу, выдвигать предположения; выяснить с детьми, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Январь.

Наблюдение за берёзой на прогулке.

Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка

Экспериментирование «Влияние света и температуры на жизнь растений»

Продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Расширять представление детей о системе потребностей живых организмов в оптимальной температуре, свете, об общей зависимости их состояния от соответствия условии среды.

Февраль.

ООД

Тема: «Домашний доктор»

К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.

Экспериментирование «Вода в жизни растений»

Пение без сопровождения русской народной песни «Во поле березонька стояла».

Формировать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; развивать познавательную активность, мышление, внимание; воспитывать интерес к природе.

Развивать интерес детей к познавательной литературе; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказы.

Расширять представление о потребности растения в воде.

Закрепить умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно.

Март.

Памятка «Береги зелёного друга»

Альбом «Люблю русскую красавицу»

П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения

Экспериментирование «Жизненный цикл растений»

Распространение экологических знаний среди родителей.

Углубление представлений детей о берёзе; расширение кругозора дошкольника; воспитание любви к природе.

Развивать умение внимательно слушать стихотворение; формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; воспитывать любовь к природе.

Расширять представление об основных фазах жизненного цикла растений.

Апрель.

ООД

Тема: «Символика нашей России»

Наблюдение за цветущей берёзой на прогулке.

Консультация «Берёзкины слёзы»

Вернисаж детских рисунков «Белая берёза»

Хоровод «Ай, да, березка! », музыка Т. Потапенко.

Расширять представления детей об особенностях географического положения России, познакомить детей с символикой России; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; повторить знания о символическом значении цвета российского флага; развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, копье) ; воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.

Уточнить представления о последовательности роста и развития растения; развивать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением.

Расширение экологических знаний среди родителей.

Вызвать интерес к созданию выразительного образа берёзы; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей берёзы; развивать чувство цвета.

Продукт проекта:

Мини-музей "Берёза-Берегиня" (созданный совместно с детьми и родителями) : панно на срезе берёзы, альбом «Люблю русскую красавицу», изделия из бересты, литература о берёзе, картины;

Вернисаж детских рисунков «Белая берёза».


Рассказать друзьям