Славянская письменность и культура. День славянской письменности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

День славянской письменности – это праздник в честь святых Кирилла и Мефодия. Отмечается он 24 мая перед днем филолога. Так что русским филологам есть, что отмечать целых два дня подряд. Конечно, есть еще другие виды филологий, но день славянской письменности отмечается людьми, связанными со славянскими языками. Сам праздник начали сначала праздновать болгары еще в 19 веке как день славянской письменности (святые были канонизированы значительно раньше).

Как появился этот праздник

Так, этот праздник также может быть характерен для украинских, белорусских и ряда других филологов постсоветского пространства. В Украине этот день также отмечается. Причем здесь святые Кирилл и Мефодий? Дело в том, что они завезли на Киевскую Русь два вида азбук – глаголицу и кириллицу. Они были монахами, жизнь свою проводили в строгом посте и являлись интеллигенцией того времени. В Киевской Руси прижилась вторая азбука – кириллица, которая используется в несколько видоизмененной форме даже до сих пор. Просветительская деятельность святых продолжалась на протяжении 20 лет. И такого небольшого отрезка времени хватило для того, чтобы влиять на ход истории и сейчас.

А прошло с того времени уже больше 1100 лет. Азбука появилась на территории нашей страны в 863 году. Славянская азбука была по сути переделанной греческой. В этих изменениях действительно был толк, так как греческий алфавит не очень хорошо передавал фонетику славянского языка. Вместе с этим святые Кирилл и Мефодий занимались переводом богослужебных текстов на славянский язык. Собственно, это одна из причин, почему они были названы святыми.

Как отмечают этот день

День памяти этих святых празднует Православная Церковь, а день славянской письменности – это его светский аналог. Славянский язык одним из самых главных в то время после крещения Руси. Вместе с греческим и латинским он использовался в любой богослужебной литературе. Как отмечают этот праздник? Торжество происходит в двух вариантах – светском и церковном. В первом случае особого празднества нет. Люди как шли на работу, так и будут идти. Некоторые находят способ остаться дома, но это не связано непосредственно с праздником. Если подойти к начальнику и сказать, что нужно отметить день святых Кирилла и Мефодия, то он будет очень сильно возмущен.
Намного интереснее проходит церковный вариант празднования этого дня. Люди рано утром идут на Божественную литургию, посвященную этим святым. Служба в этот день имеет свои уникальные черты. Поются специализированные тропари, кондаки, посвященные святым Кириллу и Мефодию. В конце литургии очень часто читается молебен и говорится проповедь на тему праздника. После этого люди идут заниматься своими делами, как в обычный день. Многие люди не знают об этом празднике вообще, даже филологи.

Украинский аналог праздника

9 ноября отмечается день памяти преподобного Нестора летописца. Несмотря на то, что в Украине день славянской письменности утвержден официально, еще есть день украинской письменности и языка, отмечаемый в день памяти этого святого. Он был установлен по приказу тогдашнего Президента Украины Леонида Кучмы в 1997 году. И касается это торжество конкретно украинской письменности. Раньше считалось, что она является просто диалектом российского языка.

Но сейчас, ни для кого не секрет, что это полноценный язык со своими правилами, пусть и очень похожими на российский. Вообще, украинский язык значительно легче для изучения, чем русский. Это хорошо чувствуют иностранцы. Так, в языке нашего соседа нет такого большого количества исключений из правил, коих много в российском языке. Украина – это молодое государство, которое очень активно изучает свою письменность. Проводится огромное количество исследований, археологических раскопок, направленных на изучение истории этого языка, формирования определенных слов, синтаксических и грамматических конструкций. И успехи за 23 года независимости делаются достаточно неплохие на этом поприще. Хотя попытки изучения украинского языка были еще и ранее.

Только тогда они проводились под мнением, что исследуются малороссийские диалекты. Хотя по факту, в каждой области этой страны есть свои особенности, что свидетельствует о том, что это полноценный язык. Да и принят он официально. Ладно, сейчас речь идет не про Украину, а про Россию. Следовательно, давайте поговорим о праздновании этого дня в нашей стране.

История праздника в России

Началось празднования дня святых Кирилла и Мефодия в 1863 году, когда Синод РПЦ принял соответствующее решение. Было назначено в качестве даты 11 мая, что по нашему стилю равняется 24 мая. Продолжалась история развития праздника очень долго. Так, следующим знаменательным событием было 1100-летие представления этих святых, даровавших нам письменность. Собственно, в этот день было постановление, что нужно организовать праздник славянской письменности и культуры (это официальное его название. В народе же говорят более просто – день славянской письменности).
Приблизительно в то время, как Советский Союз распался, Президиум Верховного Совета РСФСР сказал, чтобы каждый год был проведен праздник славянской письменности и культуры. И каждый год он отмечается в другом городе России. Только в 1989 и 1990 году эпицентрами празднования этого дня были Киев и Минск. Но с 2010 года все торжества, связанные с этим днем всегда будут проводиться в Москве.

24 мая чествуют святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке славянскую азбуку

В церквях прошли торжественные службы и крестный ход. В храме Христа Спасителя Божественную литургию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сегодня же празднуется его тезоименитство – день памяти святого покровителя.

По всей стране запланировано множество праздничных мероприятий. По традиции, сложившейся за последние несколько лет, всероссийский концерт пройдёт во всех регионах страны от Владивостока до Калининграда, начало – одновременно в 13:00 по московскому времени. Основное торжество состоится на Красной площади в Москве, с прямыми включениями из Новосибирска, Калининграда и Казани.

В праздничном концерте на Красной площади в составе Большого сводного московского хора примут участие детские и молодёжные академические хоровые коллективы – в общей сложности около двух тысяч человек. Прозвучат популярные детские песни - в этом году праздник посвящён азбуке и букварю. Кроме того, в Год кино в России решено включить в программу песни из известных художественных и анимационных фильмов.

Перед началом концерта с приветственным словом выступил Патриарх Кирилл.

«Становится традицией в этот день – День памяти святых Кирилла и Мефодия, которые заложили основу нашей литературе, языку, а значит и письменности, – встречаться на Красной площади», - отметил глава РПЦ.

По его словам, создателям кириллицы удалось соединить культурное и духовное просвещение, а ведь «истинное образование – это создание образа, а образ человека включает в себя как интеллектуальную составляющую, так и духовную». Владыка пожелал всем, и в первую очередь первоклассникам, которые сегодня удостоились особого чествования, «пройти по этим ступеням образования таким образом, чтобы достичь самой большой высоты, в которой концентрируется интеллектуальное и духовное, земное и Небесное».

К поздравлениям Патриарха присоединилась вице-премьер правительства Ольга Голодец.

«Мы собрались все на Красной площади, и это стало доброй традицией. Мы даём старт празднику, который празднует вся страна и все люди в мире, которые пользуются кириллицей… Это великий праздник, который объединяет культуру очень многих народов», – сказала она.

Вместе с главой РПЦ она вручила подарки первоклашкам, которые уже освоили азбуку. Голодец также заметила, что в этот день отмечаются именины мальчиков и мужчин с именем Кирилл, поздравила Патриарха с днём тезоименитства и пожелала ему «многая лета».

По данным организаторов, на Красной площади собрались около 10 тыс. человек и это несмотря на то, что праздник выпал на будний день. Время от времени накрапывает дождь, но гостей это ничуть не смущает.

День славянской письменности и культуры приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия - просветителей славян. Жившие в IX веке в Греции проповедники создали первый славянский алфавит. Кириллическая азбука стала основой для письменности на белорусском, болгарском, македонском, русском, сербском, украинском, черногорском языках.

Почитание памяти Кирилла и Мефодия восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии ещё в X-XI веках. Впервые в Российской империи этот праздник широко отмечался в 1863 году - в год 1000-летия обретения азбуки. Он был возрождён в Российской Федерации в 1991 году, а с 2010 года центром праздничных торжеств стала Москва. Помимо России, 24 мая отмечают в Болгарии, Белоруссии, Македонии, России, на Украине и в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике. В Чехии и Словакии этот праздник проводят 5 июля.

«Особенность Дня славянской письменности и культуры заключается в том, что он, наверное, как никакой другой праздник объединяет общество, государство и Церковь», - отметил ранее на пресс-конференции в ТАСС глава синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

День славянской письменности и культуры является ежегодным праздником, который принято отмечать 24 мая. Уникальная особенность этой даты определяется тем, что она имеет значимость для различных сфер деятельности человека: творчества, просвещения, культуры, науки, искусства. Особо почитается этот день и в христианстве. Дата призвана прославлять благородную деятельность учителей славянских, которые вошли в историю под именами Мефодия и Кирилла. Святые равноапостольные братья-монахи создали славянскую азбуку, которая стала основой для письменности многих стран.

История праздника

История этого дня восходит к X-XI столетиям. Отправной точкой традиции, которая является церковной и связана с чествованием святых, является Болгария, хотя сами миссионеры были из греческой семьи. По старому стилю дата выпадает на 11 мая. Она прославляет деятельность просветителей, которых часто называют Солунскими братьями. Святыми их признали еще в конце XI века, но сам праздник стали отмечать только с XII столетия. Иногда имена просветителей чествуются и индивидуально. День святого Мефодия приходится на 19 апреля, а святого Кирилла – на 27 февраля.

Надо отметить, что это даты их смерти. Общее торжество впервые стало отмечаться болгарской церковью. В эпоху Ренессанса в этот день стали прославлять созданную братьями азбуку. Дата была призвана подчеркнуть национальное самоопределение, независимость, расцвет культуры и просвещения. Но со временем праздник приобрел значимость и в других государствах.

Он получил определенное распространение в городах Румынии и России. В древние времена дату отмечали все славянские народы. Но политические обстоятельства привели к утрате значимости этого события. Только в XIX веке дата была наконец-то возрождена. 24 мая 1863 года было принято решение о создании праздника, подчеркивающего значимость миссии Мефодия и Кирилла.

День славянской письменности и культуры отмечается в память двух просветителей - Кирилла и Мефодия. Братья внесли огромный вклад в развитие славянского общества, его культуры. Письменность, созданная ими в IX веке, позволила запечатлеть лучшие страницы российской истории, биографии великих людей. Размноженные знания, наработанные за многие века славянским народом, способствовали распространению грамотности. Социализация в мировой цивилизации позволила ему занять соответствующее место среди других наций.

Когда отмечают

День славянской письменности и культуры ежегодно отмечается 24 мая, и 2019 год - не исключение. 30 января 1991 года Постановлением Президиума Верховного Совета РФ № 568-1 он получил статус государственного праздника России.

Кто празднует

Дату отмечают лингвисты, представители прогрессивной общественности и религиозных организаций, ученые-славянисты, работники культуры.

История праздника

В России праздник письменности впервые официально отпраздновали в 1863 году, когда было принято постановление о чествовании памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая. Официальный статус получен в 1991 году. Сегодня День славянской письменности и культуры - единственный праздник в РФ, который соединяет в себе светские и религиозные мероприятия.

Братья Кирилл и Мефодий родились в знатной семье византийского военачальника. Оба были грамотными и образованными людьми своего времени. Старший брат Мефодий в начале своей жизни посвятил себя военному делу, но гуманитарные наклонности и тяга к знаниям привели его в монастырь. Младший из братьев - Кирилл - с детства отличался филологическими наклонностями. Он определил для себя стезю просветителя и целенаправленно шел к ней. Получив сан священника, вел библиотечную деятельность в соборе Святой Софии и преподавал философские науки.

Заслуга братьев состоит в том, что они создали славянскую азбуку, разработали методику славянских словосочетаний. Ими было переведено несколько священных книг, что способствовало ведению и распространению богослужения на понятном для славян языке.

Кирилл и Мефодий обладали глубокими знаниями в греческой и восточной культурах. Обобщая их опыт в области письма, на основе славянских писаний братья создали первый славянский алфавит. Он стал большим импульсом для развития культуры и просвещения в славянских государствах. Письменность позволила развить русское книжное дело и литературу.

Значение вклада братьев-просветителей в распространение письменности, а вместе с ней и религиозных знаний, было высоко оценено служителями церкви. Братья получили статус святых после своей смерти и собственный праздничный день.

Проблема возникновения кириллицы в наш дни не только не решена, но и, как это ни странно, загнана в угол, из которого ей трудно будет выбраться. Если раньше подавляющее большинство славистов считало кириллицу первой славянской письменностью, созданной трудом святого равноапостольного Кирилла (совместно с его братом Мефодием), то теперь слависты полагают, что Кирилл создал глаголицу, которая, однако, не получила широкого распространения (ограничившись южными славянами и частью западных), тогда как кириллицу создал кто-то из его учеников (и нет никаких мнений, кто же именно), и это последнее изобретение оказалось самым удачным.

Кроме того, в 70-е годы была открыта так называемая Софийская азбука, чисто греческая и по последовательности букв, и по их составу, но с добавлением трех славянских букв. Наконец, была обнаружена азбука с гораздо меньшим, примерно на десяток, числом букв греческого происхождения или общих между кириллицей и греческим алфавитом, азбука так называемой Велесовой книги, или велесовица. Получается, что примерно в одно и то же время сосуществовали три славянские азбуки (Софийская, кириллица и велесовица) помимо глаголицы, так что чисто теоретически святому Кириллу можно приписать создание любой из них. Тогда по определению эта азбука будет считаться наиболее ранней славянской письменностью, тогда как происхождение всех остальных окажется покрыто глубоким мраком. Это положение академической науки, прямо скажем, внушает пессимизм.

У меня взгляды иные. Я давно уже отошел от академических канонов и занимаюсь исследованием надписей на камнях, многие из которых имеют палеолитическое происхождение. На них имеются надписи, которые я и читаю. В основном это надписи на протокириллице - той письменности, которая существовала много десятков и сотен тысяч лет назад. Мне теперь становится абсолютно ясно, почему надписи на камнях как не привлекали, так и не привлекают внимания академической науки: достаточно одного древнего камня с протокирилловской надписью, как все споры о том, существовала ли письменность у славян до Кирилла, должны будут кануть в Лету. Письменность эта не только существовала, но и явилась фундаментом всей индоевропейской письменности, всем индоевропейским алфавитам. И кириллица оказалась лишь одним из них.

Рис. 1. Фигурка, найденная в 1889 году в Нампе, штат Айдахо, США

Наиболее древняя надпись. В 1889 году под городом Нампа, штат Айдахо, США, была найдена маленькая человеческая фигурка из глины с глубины примерно 90 м, рис. 1 (1, с. 13). Точный возраст находки определить трудно, но она явно пришла из среднего палеолита. На ней я прочитал надписи (2, с. 3-5). По этим надписям теперь я составил алфавит, рис. 2.

Рис. 2. Алфавит по древнейшим надписям на глиняной фигурке человека из Нампы

Алфавит содержит 21 букву и 4 знака руницы (ВЫ, КЪ, ЛИ и ПЪ). Возможно, он содержал бы больше букв, если бы удалось прочитать на нем и другие надписи, помимо тех, которые прочитал я. А в зависимости от употребляемых слов можно видеть и разную частоту употребленных букв, от нуля (Б, Г, Д, З, П, Ф, Ч, Щ, Ъ, Ь, Э) и единицы (Й, Л, Ц, Ш, Ю, Я), до двух (В, У), трех (Н, Т), четырех (Е), пяти (К, С), шести (Ж), семи (Х), восьми (И, О), десяти (Ы), двадцати (Р), двадцати четырех (М) и двадцати семи (А). Таким образом, можно представить себе, как выглядели буквы древнейшей протокириллицы.

Что касается графики букв, то она очень разнообразна не только по размерам, толщине и наклону, но и по начертанию. Так, буква А имеет десяток вариантов графемы А, и 17 вариантов графемы. Очень разнообразны и графемы других букв.

Алфавит протокириллицы среднего палеолита. Следующая фигурка из вулканического туфа, оцениваемая в 200 тысяч лет до начала верхнего палеолита, то есть более, чем в 230 тысяч лет (на мой взгляд, цифра несколько завышенная), была найдена в Берехат Рам (Израиль).

Рис. 3. Фигурка из Берехат Рама, Израиль

В 1981 году была сделана находка, как будто свидетельствующая о том, что самый ранний из известных сейчас символических предметов был сделан на Ближнем Востоке не менее чем за 200 тысяч лет до того, как в Европе началась эпоха Верхнего палеолита. На стоянке Берехат Рам (Израиль) в слое, датированном по потокам вулканической лавы между 800 и 233 тысячи лет тому назад, была найдена заготовка для антропоморфной статуэтки из окатанного вулканического туфа, на которой были намечены голова, шея, плечи, руки и бюст. Я уже писал о ней (3). В тексте — 83 слова, что необычно много для такой древней надписи. Они организованы в 10 предложений, по 8,3 слова на предложение. На первом месте — побудительные предложения типа РАЗИ В САМЫЙ НИЗ, их 4. Далее следуют назывные предложения типа ТОЛЬКО ЖИР или МАСТЕРСКАЯ ХРАМА МАКОЖИ, РОДЫ РУНОВЫ РУСИ РУНОВОЙ. Затем идут составные глагольные сказуемые типа: СИМ ЖИРОМ УМНОЖИТ ЖУТЬ ЗИМНЯ ХЛЕВА, и т.д. Естественно, что в таком богатом тексте должны быть представлены почти все буквы протокириллицы. Результат представлен на рис. 4.

В отличие от предыдущей азбуки здесь представлены почти все буквы. Их 26, что на 5 превышает предыдущую азбуку, то есть, тут имеются буквы Б, Г, Д, З, П и Ь, отсутствующие в ней, но зато отсутствует буква Ц, которая в ней присутствовала. Буквы Ч, Щ, Ъ и Э в ней отсутствуют, вероятно, потому, что не встретились соответствующие слова. Зато остальные буквы представлены весьма широко.

Рис. 4. Азбука надписей фигурки из Берехат Рам, Израиль

Форма букв. Форма букв протокириллицы среднего палеолита очень близка к современной. Мы видим здесь буква А и а, Б и б, В и в, Г, Д и д, Е и е, Ж, З, И, Й, К, Л и л, М, Н (заметим, что среди них затесалась и парочка графем N), О, П, Р, С, Т и т, причем даже Т с поворотом на 1800, У, Х, Щ, Ы, Ь, Ю, Я. Все буквы вполне узнаваемы, и если бы мы из них написали современные тексты, нам бы в голову не пришло, что этим буквам более двухсот тысяч лет. Несмотря на нехватку 4-5 букв, которые отсутствуют, как я полагаю, просто из-за отсутствия в тексте соответствующих слов, можно не сомневаться, что и остальные буквы, напоминающие сегодняшние, когда-то тоже присутствовали.

Вывод. Протокириллица возникла не в позднем средневековье, то есть, не в IX веке, как предполагали многие исследователи. Возникла она не в античности, не в эпоху железа, и даже не в эпоху бронзы, когда, как полагает академическая наука, возникла письменность вообще. А возникла она в каменном веке. Но опять-таки, не в неолите, не в мезолите, и даже не в верхнем палеолите, то есть, даже не за 30 тысяч лет до нашей эры. А гораздо раньше, в среднем палеолите, более ста тысяч лет назад (более точную цифру назвать затруднительно). И притом, как можно полагать, даже не в Евразии, а на соседнем с ней Американском континенте. И заселение Евразии производилось уже цивилизованным кроманьонцем, умевшим читать и писать, и даже буквами.

Рассказать друзьям