Загадки про школьные принадлежности. Загадки про канцелярские товары

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Собрать портфель, используя будет очень увлекательно для вас и ваших будущих первоклассников. На развивающих занятиях при подготовке к школе детям понравятся такие школьные загадки.

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
(Ручка)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш)

Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс.
(Парта)

Сидят за ней ученики
Лежат на ней учебники,
Тетради, ручки, карта-
Не просто стол, а (парта)

Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней
(Книга)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга)

По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чиста страница.
(Школьная доска)

Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(Линейка)

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет
И большущий пароход!
(Карандаш)

Он признался ножу:
- Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог.
(Карандаш)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь)

Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток.
(Тетрадь)

Для меня резинка, братцы, лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко - нет кота!
С ней хорошую картинку не создать!
Так во всю ругал резинку…
(Карандаш)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(Цветные карандаши)

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)

По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук!
(Счеты)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски)

Замарашка, озорница
Вдруг уселась на страницу.
Из-за этой баловницы
Получил я единицу.
(Клякса)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?…
(Мел)

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)

Пишут им ученики,
Отвечая у доски.
(Мел)

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
(Циркуль)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)

***
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится…
(Ластик)

Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин -
У меня есть…(Пластилин)

Я большой, я ученик!
В ранце у меня…
(Дневник)

Я готов к учебным стартам,
Скоро сяду я за…
(Парту)

Углы рисую и квадратики
Я на уроке…
(Математики)

И понимает каждый школьник,
Что очень нужен мне…
(Угольник)

Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь…
(Линейка)

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -…
(Пенал)

Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…
(Бумага)

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)

По алфавиту
В строгом порядке -
Сорок фамилий
В толстой тетрадке.
Справа от них
Разлинованы клетки,
Чтоб не сбежали
Ваши отметки. (Классный журнал)

Программное содержание:

Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении. Дать знания о свойствах бумаги, делать опыты с детьми с бумагой. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес. Развивать творчество, навыки конструирования.

Предварительная работа:

Знакомство с бумагой, рассматривание предметов из бумаги, делать опыты с бумагой. Рисование на бумаге карандашами, красками, фломастерами, конструирование из бумаги. Письмо на дощечках из глины. Знакомство со словами папирус, береста, пергамент, глина, рассказать о рецепте бумаги.

Использовать загадки, стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”, пословицы, песню о бумажном кораблике, танец с бумажными поделками.

“История бумаги”
(Путешествие в прошлое)

Вход детей с бумажными изделиями.

Танец “Бумажная страна” (муз. “Маленькая страна”)

(положили игрушки на стол и сели)

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

“Я белая, как снег, дружу с карандашом, Где он пройдет, там заметку кладет”

Ребята: Бумага!

Воспитатель: Правильно. Люди очень любят бумагу, даже сочинили о ней стихотворение. С. Михалков “Лист бумаги”

1 ребенок:

Простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронута рука.

2 ребенок:

Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?

3 ребенок:

Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его, заполнив пустоту.

4 ребенок:

И синим, будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым.

Воспитатель:

Давайте на нашей бумаге
Нарисуем рисунок по стихотворению

Звучит музыка

(под музыку заходит Буратино) (муз. Буратино)

Буратино: (плачет)

Воспитатель: Ты что Буратино плачет?

Буратино: Я спокойно шел в школу, меня какой-то мальчик толкнул прямо в грязь, я упал и испачкал свою курточку и испортил книгу, которую мне купил папа Карло!

Ребята, помогите мне их постирать.

1 ребенок: Буратино, ты что, тебе нельзя стирать курточку и книгу.

2 ребенок: Они сделаны из бумаги.

3 ребенок: Если постирать, курточка и книга испортится

4 ребенок: Они намокнут, помнутся и порвутся.

Буратино: Что такое бумага? Какая она?

Игра “Покажи и назови бумагу”

Дети: Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.

Воспитатель: Бумага вообще-то, она непрочная. Давайте вспомним свойства бумаги.

Дети: Мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит...

Воспитатель: Бумага-материал универсальный. Из нее делают не только книгу и твою курточку, Буратино.

Дети: Газеты, журналы, тетради, книги, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду... Ее используют в строительстве и обувной промышленности.

Воспитатель: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

Буратино: Когда и как появился материал под названием – бумага. И из чего его делают?

Воспитатель: Интересный вопрос ты задал Буратино. Не побывав там, где придумали бумагу, ты не поймешь, как она к нам пришла. Я придумала! Тебе и нашим ребятам будет очень интересно попасть в прошлое и увидеть все своими глазами.

Буратино: В прошлое можно попасть только в сказках.

Воспитатель: Действительно, в сказках. Сказка нам и поможет. В прошлое мы полетим на ковре-самолете, который мне подарил знакомый Джин. (Садится на.ковер)

Воспитатель: Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма. Сейчас мы приземлимся в Египте.

(Появляется Египтяночка под музыку)

Египтяночка: Здравствуйте, дети! Я знаю, зачем вы пришли в прошлое. Идемте! Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой, (дает дощечки) Напишите на таких дощечках свое имя, мне на память.

(Дети пишут свое имя на плитах)

Затем на берегах Нила-реки, мы нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезаем на тонкие полоски и укладываем их друг на друга, смазываем клеем, проглаживаем деревянной гладилкой, сушим на солнце и свертываем в трубку. Длина такой книги 100 шагов.

(Показывает папирус)

В Пергами придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали?

(Показывает картину телят и овец)

Дети: Из шкур телят и овец.

Египтяночка: Стоил пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. На что она была похожа?

Дети: Книга напоминала сундук.

Воспитатель: Спасибо вам большое за интересный рассказ, до свидания. Летим дальше.

(Дети садятся на ковер)

Воспитатель: Наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Как вы думаете, чем писали?

Дети: Процарапывали костяным или железным писалом.

Воспитатель: Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу нам необходимо отправиться на бумажную фабрику в Китай.

(Под музыку выходит китаец)

Китаец: Здравствуйте! На бумажную фабрику привозят бревна. А вы знаете, какие деревья используются для бумаги?

Дети: Сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина.

Китаец: (картинки) На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков.

Дети: Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют.

Китаец: Правильно! Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

Что добавляют, чтобы бумага была белой, гладкой, плотной?

Дети: Серу, соду, известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.

Китаец: Из чего состоит бумага?

Дети: Из мелких растительных волокон, которые связаны между собой.

Китаец: Давайте сейчас возьмем и порвем лист бумаги.

Если порвать бумагу вдоль волокон, то лист рвется ровно, а теперь поперек волокон – рвется не ровно.

(Дети делают опыт)

Воспитатель: Спасибо! Но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания! Сели на ковер самолет, полетели в свое время.

Буратино: Смотрите, там внизу корабль потерпел крушение.

Воспитатель: Давайте мы им поможем. Сделаем из бумаги лодочку и им бросим, тогда капитан и его команда спасутся

(Дети делают лодочку)

Песня “Бумажные кораблики”

Воспитатель: Вот и прилетели в детский сад, садитесь на стульчики. Спасибо тебе Буратино, что ты пришел к нам. Вот тебе новая курточка и новая книга. Учись хорошо.

Буратино: Спасибо ребята! До свидания!

Воспитатель: Ну, а мы ребята подарим нашим гостям поделки, которые принесли. Они сделаны из бумаги.

ЛИСТ БУМАГИ
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесешь:
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

Прощеньем ляжешь ты на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнет тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?

Нет, ждет тебя удел иной!
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.

И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!

Сергей Михалков

ИСТОРИЯ БУМАГИ.
Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова ”бумуг”, что значит хлопок. Вероятно, что впервые широкое ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине 13 века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаги, которая в то время употреблялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.
Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Однако бумагу начали производить в Китае ещё раньше.
Заслуга Цай Луня состоит в том, что он, будучи образованным человеком, обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги и впервые открыл основной технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Метод Цай Луня позволил использовать для производства бумаги любое растительное сырьё и отходы; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.
Однако в Китае основным сырьём для производства бумаги были лубяные волокна шелковицы или тутового дерева. С них срезалась кора, которая после этого замачивалась в воде, а потом разделялась на грубый внешний слой и на более мягкий внутренний. Первый слой шёл на изготовление бумаги низшего сорта, а второй – для более тонких и дорогих видов бумаги. Рассортированные таким образом волокна дуба в течение нескольких часов подвергались варке в открытых чанах с золой или с известковом молоком. Сваренный луб промывался водой, обрабатывался в ступке или укладывался на деревянные чурбаны либо каменные плиты, где он подвергался ударам молотка с особой насечкой до тех пор, пока не распадался на отдельные волокна.
Измельчённая масса помещалась в черпальный чан, в которой разбавлялась водой и проклеивалась растительными соками или крахмальным клейстером. Для осаждения клея на волокна использовали кислые растительные соки, например сок незрелого винограда. Отлив листа осуществлялся при помощи черпальной формы, обтянутой снизу шёлковой или джутовой тканью либо имеющей сетку из тонких бамбуковых палочек. Отлитому листу бумаги давали слегка подсохнуть на форме, а затем с помощью специальной щетки или палочки его снимали и раскладывали для сушки на солнце на деревянном гладкополированном помосте.
Благодаря простоте производства, разнообразию сырьевых материалов и дешевизне ручного труда, бумага в Китае делалось самого разнообразного назначения.
Первым центром развития бумажного производства на Ближнем Востоке был город Самарканд. Это производство начало развиваться в середине 8 века, после того как в 751 году в решающем сражении арабы победили китайцев и от пленных мастеров переняли опыт производства бумаги и вскоре его усовершенствовали.
В Европу искусство производства бумаги перешло от арабов в 11-12 веках сначала в Испанию, Италию, Францию, а позже и в другие страны. Итальянцы внесли ряд существенных изменений в процесс изготовления бумаги: изобрели способ нанесения на бумагу водяных знаков, применили для её проклейки животный клей и вместо арабской мельницы применили толчею, которая обеспечивала подготовку более качественной бумажной массы.
В России бумагу начали делать значительно позже. Имеются сведения, что бумага собственного производства в России появилась в середине 16 века при Иване Грозном. Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Пётр Первый. Такие его преобразования, как замена сложной старославянской азбуки на более простую, схожую с латинской, выпуск с 1703 года первой русской газеты и большого числа книг по различным вопросам науки и техники, требовали много бумаги. Для поощрения бумажного производства в России он запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу. По указу Петра было построено несколько бумажных предприятий под Москвой, Петербургом.
Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена русскими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 году пущена в работу на Петергофской бумажной фабрике

Интересное о бумаге. "Искусством может стать даже чистый лист бумаги"

Самые интересные факты о бумаге
-Некоторые люди ставят под вопрос гениальность изобретения бумаги. Ведь миллионы лет осы строят свои жилища из настоящей бумаги, пережеввывая древесину. Людям оставалось разве что повторить этот процесс.
-Известно, что ни один лист бумаги невозможно сложить пополам больше семи pаз. Но шесть лет назад, одна американская школьница провела целое научное исследование по поводу сворачивания бумаги.
Эта девочка-математик умудрилась сложить лист бумаги пополам... 12 раз. Больше никому в мире сделать этого не удаётся до сих пор.
-Средний американец тратит около 300 кг бумаги в год, европеец около 75 кг бумаги, а средний африканец использует менее 1 килограмма бумаги в год. Россиянин выглядит скромнее европейца, но расточительнее африканца - 25 кг бумаги в год используется средним жителем нашей страны.
-Одна из самых дорогих бумажек в мире - это пожелтевший кусочек лощеной бумаги, меню для пассажиров 3-го класса Титаника. Меню было поднято с легендарного судна, лежащего на дне океана. Этот лист бумаги был продан на аукционе за 45.000$
-Сейчас во всём мире набирает популярность новое изобретение - электронная бумага. Это портативный носитель информации, дисплей на котором можно читать тексты и просматривать изображения. Считается, что в будущем - газеты и журналы будут выходить именно на электронной бумаге.
-Экологи выяснили: чиновники, юристы и финансисты по расходу писчей бумаги бьют все рекорды. Один такой работник за год исписывает (в пересчёте на деревья) - целых 17 хвойных стволов.
-Статистика: В России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.
-Оказывается, порезаться бумагой проще простого, ведь бумажный лист не толще бритвенного лезвия - всего 100 микромиллиметров.
-В лагуне Венеции ежегодно вырастает около 500 тысяч тонн водорслей. И по просьбе властей, которые не знали как с этими водослями бороться, одна фирма начала выпускать специальную бумагу под названием "Альгакарта". Это была бумага из водорослей (кстати, она гораздо прочнее обычной) пользуется большой популярностью у туристов в Венеции. И многие открытки там изготавливаются из такой необычной бумаги.
-Бумага не только съедобна, но и обладает такой энергетической ценностью, как картофель! Бумага на 85 % состоит из целлюлозы, которая сама по себе является сложным углеводом. Белков в ней нет, а вот глюкоза имеется. Так что содержимое бумажника пригодится даже на необитаемом острове:)
-500 тысяч тонн бумажных отходов образуется только в Москве за один год.
Массу для производства бумаги делают из деревьев хвойных пород (так как они содержат до 60% целлюлозы). Тонна газетной бумаги стоит - 15.000 рублей
-Интересно, что страны-лидеры по производству бумаги больше всех её и потребляют. На первом месте стоит США, на втором - Китай, на третьем - Япония.
-Екатерина II 240 лет назад подумала и решила, что бумагу можно использовать в денежных отношениях. Именно тогда, по указу императрицы появились первые бумажные деньги.
-Кстати, как только на листе бумаге появляются дата и подпись - он становится документом.

В «День белого листа» можно:
Рассказать историю возникновение бумаги, о ее прошлом, настоящее и будущее бумаги.
Показать презентацию.
Выполнить с детьми поделку в технике Оригами.
Почитать стихи о бумаге, есть прекрасные стихи об оригами.
Выполнить большого объема коллективный рисунок на куске обоев. В рисунке можно вместо кисти использовать комочек бумаги.
Разгадать загадки кляксографии.
Можно сконструировать одежду из бумаги и устроить показ мод.

Веселого и интерестого Вам дня!

Программное содержание. Формировать представления де­тей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Развивать память, внима­ние, мышление, речь. Воспитывать интерес к познанию окру­жающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

Оборудование. Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги.

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Я белая, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага.)

2. Беседа о бумаге

Для чего нужна бумага?

Как вы думаете, бумага была всегда?

На чем писали древние люди? (На камнях.) Воспитатель показывает бересту.

Удобен ли был такой способ письма? Люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем тек­ста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, - бумага. Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Где ее изготавливают? (На бумажной фаб­рике, целлюлозно-бумажном комбинате.)

– Вспомните, пожалуйста, где применяется бумага?

Привычная нам бумага появилась в Китае во II веке.

Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Дети. Чтобы меньше пришлось рубить деревьев. А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют)

Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.

3. Экспериментальная деятельность

Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лаборато­рию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага - гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, про­водя обследовательские действия и опыты с бумагой рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.

Дети приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги: мнет­ся, рвется, можно резать, непрочная, намокает.

Физминутка.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

4. Практическая часть.

Предлагаю сделать стаканчик из бумаги и понаблюдать, как скоро вода просочится через бумагу.

Подводим итоги, что плотная бумага дольше держит воду.

5. Подводим итоги занятия. Что узнали нового? Что вам запомнилось?

Воспитатель МДОУ д/с «Черемушки»

г. Балашова Саратовской области

Жижина Ирина Владимировна

Конспект НОД «Удивительная бумага»

Цель. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги.

Программные задачи: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы. Формировать умение работать индивидуально, в малых подгруппах. Развивать свободного общения со взрослыми и детьми. Продолжать развивать у детей речь, словесно – логическое мышление, внимание, воображение, образное восприятие. Активизировать словарь: лаборатория, научный руководитель, вдоль, поперек и др. Развивать мелкую моторику рук. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.

Образовательная область: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Оборудование: разные виды бумаги: бумажные салфетки, туалетная бумага, деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатаются на бумаге, старые газеты, небольшой тазик, кувшин с водой, поднос с матовой и глянцевой бумагой, цветные карандаши или фломастеры, совместно выполненный рисунок, бумажные поделки, урна.

Полоски альбомной бумаги, картона, салфетки, фольги, ножницы – (на каждого ребёнка); емкости с водой, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и песком для безопасности, свеча, лупа, растительное масло, лимон, ватные палочки, схемы- карточки, дидактическая игра «На что это похоже?»,карточки с геометрическими фигурами.

Предварительная работа: рассматривание разного вида бумаги, проведение бесед на темы “Как бумага в наш дом приходит”, “Что можно сделать из бумаги”, выявление основных свойств и качеств бумаги, знакомство с историей история возникновения бумаги, чтение стихотворений и загадывание загадок о бумаге, дидактическая игра «На что это похоже?», изготовление снежинок, поделок из бумаги (из картонного конуса, цилиндра; из цветной бумаги, оригами, открыток, самолёты и т.д.).

Ход НОД:

    Игровой момент.

Воспитатель: Ребята, если вы отгадайте загадки, то узнаете, о чем сегодня мы с вами будем беседовать.

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (Бумага)

Я бела, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага)

Вы правильно отгадали загадки. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Совершенно верно, о бумаге.

Давайте с вами вспомним стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”.

1 ребенок .

Простой бумаги свежий лист
Ты бел как мел. Не смят и чист
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?

Нет, ждет тебя удел иной
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу
Его заполнив пустоту.
И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!

2 ребенок .

Я предлагаю вам поиграть в дид. игру.

    Дидактическая игра «На что это похоже?», карточки с изображением геометрических фигур, цветные карандаши или фломастеры для каждого ребёнка.

Раздать и рассмотреть карточки с изображением геометрических фигур(у всех детей разные карточки), выяснить на что похоже изображение на карточке,

Дорисуйте изображение на карточке, так, чтобы было всем понятно что это.

Дети показывают свои выполненные работы.

Как вы нарисовали! Молодцы! Ребята, какой вывод можно сделать, что на бумаге можно рисовать.

3. Беседа с детьми, просмотр мультфильма

А для каких целей используется бумага?

Вы правильно ответили, что деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатают на бумаге. Бумажными обоями оклеивают стены квартир . (Слайд № 2)

Вывод: С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журнал, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки или собираем макулатуру. (Слад № 3)

А как вы думаете, из чего делают бумагу?

Правильно, из древесины.

- Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.

Давайте посмотрим, как бумагу делают на производстве.

Просмотр отрывка мультфильма “Фиксики” под названием “Бумага” (изготовление бумаги на производстве).

- А из чего еще можно изготовить бумагу?

Также бумагу можно изготовлять из соломы, из лоскутов ткани, из льна, риса, хлопка. (Слад № 4)

Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем небольшую разминку

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь в лабораторию успели.

4. Экспериментальная деятельность

Воспитатель: Сегодня мы будем работать в лаборатории. Что такое лаборатория? Правильно, это место, где проводятся исследования, наблюдения.

Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной. (Слайд № 7)

Я буду научным руководителем, который будет ответственным за эксперименты с бумагой, а вы, ребята – научные сотрудники. Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научный руководитель будет вам давать советы, подсказывать.

Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лабораторию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага - гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, проводя обследовательские действия и опыты с бумагой, рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.

А теперь подойдите к своим столам, посмотрите и скажите, что нам понадобится для работы?

Посмотрите, перед вами лежит бумага. Давайте вспомним и назовем некоторые свойства бумаги. (Какая она? Рассмотрите ее. Что вы можете сказать? (Слад № 5)

Да, бумага может быть разной не только по цвету, но и по качеству. Чтобы в этом убедиться, проведите пальчиком по листу бумаги и найдите гладкую бумагу, а теперь шероховатую.

Проведите пальчиком по этому листу бумаги. Какая она на ощупь? Как бархат. Как можно назвать эту бумагу? Правильно, бархатная.

Вот так выглядит современная бумага. (Слайд № 6)

А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют)

Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.

    «Бумага режется» (схема «ножницы»)

Ребята, давайте узнаем режется бумага или нет. С ножницами мы работаем аккуратно, так как они острые, можно порезаться.

Перед вами два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко.

При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще чем бумага. Бумага режется по лёгкости в зависимости от толщины.

    «Бумага мнётся» (схема «мятая бумага»)

Сначала смять бумагу потом картон.

Вывод: Чем толще бумага тем она труднее мнётся.

    «Бумага рвётся» (схема «рваная бумага»)

Вывод: картон толще чем бумага. Бумага рвётся по лёгкости в зависимости от толщины.

    «Бумага намокает» (схема «капля воды»)

Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги.

Что произошло, как скоро вода просочится через бумагу. Подводим итоги, что плотная бумага дольше держит воду.

Вывод: тонкая бумага намокла быстрей и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

    «Бумага впитывает масло» (схема «растительное масло»)

Намочить ватку в масле и оставить след на бумаге. Что произошло?

Вывод: масло пропитывает бумагу.

    «Бумага издаёт звук» (схема «нота»)

Предложить взять разноцветную бумагу и выполнить движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.

Вывод: при смятии трении бумага издаёт звук.

    «Бумага летает» (схема «ветер»)

Полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером (дети делают веер) (Слайд № 9)

    «Можно делать поделки» (схема «оригами») , чтобы получился ветерок.

Вывод: полоски фольги очень лёгкие, поэтому, когда дует, ветер они разлетаются.

9.«Бумага горит» (схема «спички»)

Поджечь разные виды бумаги. Вывод: Бумага горит.

А теперь возьмите лист бумаги и попробуйте разорвать его вдоль.

10. Опыт “Вдоль и поперек” (Слайд № 8)

Как рвется бумага? А теперь поперек? Где легче рвется бумага вдоль или поперек? Вы правильно заметили, что бумагу легче порвать с одной стороны, чем с другой стороны.

Вывод : порвать бумагу поперек волокон труднее, чем вдоль них.

Возьмите лупы и рассмотрите место, где вы порвали бумагу. Что вы видите?

Вы правильно заметили, виднеются тончайшие, как волос, волокна. Это говорит о том, что бумагу делала машина.

На некоторых заводах, перерабатывая старую бумагу, которая называется макулатурой, люди сберегают леса от вырубки.

Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Дети: Чтобы меньше пришлось рубить деревьев

Итак, немножко отдохнём и закрепим свойства и качества бумаги.

5.Физкультминутка

Мы бумагой машем, машем,

Мы бумагу мнём, мнём, мнём,

Мы бумагу трём, трём, трём,

А сейчас её разгладим

А потом её порвём.

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

6. Игра найди предметы из бумаги (дети стоят в кругу).

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас я ее вам прочитаю:

«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, отыщите ее. Спасибо вам огромное заранее, надеюсь Вы спасёте мою коллекцию! »

Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.

У нас в группе есть что – нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете сделано из бумаги и вернуться в круг. (Дети рассказывают, почему считают что данный предмет сделан из бумаги).

(Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в помещении).

Давайте я сейчас назову вид бумаги, а вы мне показывайте образец.

Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (Салфетка, газета, открытка, фотография, картонная коробка, глянцевая, копировальная, ватман, обойная, тетрадная, журнальная, альбом, календарь цветок из гофрированной бумаги и т. д)

Таким образом, воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

7. Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила».

1. Для проведения опыта нам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды лист бумаги.

2.Обмакнём спичку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и напишем (нарисуем) что – нибудь на бумаге этой спичкой.

3. Когда чернила высохнут, нагреем бумагу над свечой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова (или рисунок).

Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила» дома с родителями, результат принести в группу и показать детям.

    Выводы исследований (опираясь на схемы):

Подводим итоги НОД. Что узнали нового? Что вам запомнилось?

Ответы детей (Слайд № 10)

1.Бумага бывает по своему строению толстая и тонкая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4.Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5. Из бумаги можно сделать поделки.

6. При смятии бумага издаёт звук.

7. Бумага разлетается при ветре.

8.Бумага впитывает масло.

9.Бумага горит.

Все сегодня работали дружно и быстро. В следующий раз мы изготовим из бумаги различные поделки.

Рассказать друзьям