Замещающая семья как особая форма устройства детей-сирот. Профессиональное родительство консультация на тему Семейная воспитательная группа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многим кажется, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных, но это не так. Замещающий родитель должен многое знать и уметь, он должен постоянно учиться и совершенствовать свои навыки воспитателя. Отсюда возникло осо­знание необходимости сопровождать семью с момента принятия решения о создании за­мещающей семьи и на протяжении всего времени размещения ребенка в семье, оказы­вать помощь, способствовать тому, чтобы воспитатель менялся и обретал новые навыки по мере взросления ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессиональное родительство»

Многим кажется, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных, но это не так. Замещающий родитель должен многое знать и уметь, он должен постоянно учиться и совершенствовать свои навыки воспитателя. Отсюда возникло осознание необходимости сопровождать семью с момента принятия решения о создании замещающей семьи и на протяжении всего времени размещения ребенка в семье, оказывать помощь, способствовать тому, чтобы воспитатель менялся и обретал новые навыки по мере взросления ребенка.

Организация профессиональной замещающей заботы предполагает предварительное обучение. Однако, как показывает практика, не все замещающие родители готовы справляться с конкретными проблемами приемных детей, даже, если они знали об этом в теории. После того, как они взяли в семью ребенка, им крайне необходима поддержка и квалифицированная помощь многих специалистов. Им также необходимо общение с другими подобными семьями, обмен опытом, обсуждение сложных вопросов, возникающих при взаимодействии с приемными детьми. Кроме того, поскольку замещающий родитель, прошедший обучение, становится профессиональным родителем, как в любой профессии ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию.

Приемный родитель – это не просто родитель, это профессионал. Важно, чтобы замещающие родители были готовы к сотрудничеству со специалистами, были открыты для обсуждения проблем, могли перестроить свой жизненный уклад соответственно нуждам ребенка.

Родители должны обладать соответствующими знаниями и умениями, для чего они и проходят подготовку и обучение до принятия ребенка в семью.

Родители должны знать:

Законодательство по проблемам защиты детства;

Нормативно-правовые акты организации и деятельности принимающей семьи;

Структуру учреждений защиты детства и место принимающей семьи в системе этих учреждений;

Основы педагогики, возрастной психологии, педиатрии;

Основы анатомии и возрастной физиологии;

Особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Особенности образа жизни семей группы риска и специфику развития в них детей.

Родители должны уметь:

Осуществлять уход за детьми;

Организовывать совместный быт и досуг;

Создавать развивающую среду;

Создавать эмоционально благоприятную семейную обстановку;

Строить отношения с ребенком, имеющим различные проблемы в развитии (депривационные расстройства, интеллектуальные нарушения, шизофрения, психопатия, невроз, посттравматический стресс, педагогическая и социальная запущенность и пр.), а также строить отношения со специалистами и представителями государства;

Эффективно воздействовать на личность ребенка с целью ее гармонизации;

Реализовывать эффективный стиль воспитания;

Реагировать на вербальные и невербальные знаки при общении с членами семьи, иметь навык активного слушания, оказывать психологическую поддержку.

Кроме этого, на успешность приемных родителей наиболее благоприятно влияют следующие факторы:

Умение родителей справляться с обычными проблемами детей без паники и экстремальных дисциплинарных мер;

Понимание родителями сути психологических причин, лежащих в основе проблемного поведения ребенка;

Отсутствие у родителей строгих и формальных религиозных ориентаций.

Особое значение имеют: ответственность и эмоциональная уравновешенность личности; физическое здоровье и достаточная энергичность, чтобы справляться с уходом за ребенком; способность к формированию и сохранению нормальных взаимоотношений с окружающими; коммуникабельность, способность к разрешению конфликтов. Родители должны обладать достаточными финансовыми возможностями, чтобы нести дополнительные расходы по содержанию ребенка в семье. Замещающая семья должна иметь возможность существовать на собственные доходы, не полагаясь на государственные выплаты.

Замещающим родителям необходимо обладать способностью выполнять обязанности по воспитанию принимаемых в семью детей, сохраняя при этом хорошие взаимоотношения с членами своей семьи, с окружающими людьми.


Свиридов Александр Николаевич,кандидат педагогических наук, профессор педагогикиФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»,г. Барнаул[email protected]

Социальнопедагогические факторы успешности замещающего родительства

Аннотация.В статье описаны результатыэкспериментального исследования факторов успешности родителей замещающих семей. Базой исследования явились родители ‬участники летних выездных школ замещающих семей краевых центров психологомедикосоциального сопровождения. Выявлены достоверные различияуспешных и неуспешных родителей замещающих семей. Так, для успешных родителей их родительство ‬способ самореализации, для неуспешных родителей их самореализация лежит вне функции«родительство».Ключевые слова:социальнопедагогическая деятельность, технология, профилактика, психоактивные вещества, девиантное поведение,«группа риска».Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Исследование социальнопедагогических факторов успешности замещающего родительства проводилось на базе летних выездных школ замещающих семей, организованных КГБОУ «Крутихинский центр психологомедикосоциального сопровождения», КГБОУ «Рубцовский центр психологомедикосоциального сопровождения» совместно с Детским Фондом «Виктория» (Москва).

В эксперименте приняло участие 67 замещающих семей, из них 73 родителя и 98 детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Обследование проводилась на принципе добровольности. Диагностика детей осуществлялась в присутствии родителей и с их согласия.Гипотеза эмпирического исследования базировалась на предположениях, что:имеются различия между успешными и неуспешными замещающими родителями, что выражается в том, что люди, имеющие опыт воспитания кровных детей и вырастившие их, эффективнее воспитывают проблемных приемных детей с признаками девиантного поведения;успешные замещающие родители отличаются от неуспешных личностными характеристиками, способствующими эффективности воспитания в замещающей семье как малой группе и главном факторе социализации детей, а именно: толерантностью, демократичностью, адекватной требовательностью, гибкостью установок, потребностью в принадлежности к семье, самоконтролем, критичным отношением кнеудачам, позитивным опытом воспитания кровных детей, лидерскими качествами и осознанным отношением к родительству как механизму своей личностной самореализации;успешные и неуспешные замещающие родители используют разные стратегии и тактики влияния на детей, в том числе разные системы наказания и поощрения, которые проистекают от моделей социального опыта и поведения родителей.Теоретикометодологическую основу исследования составили положения субъектсубъектного подхода, продекларированного вновых ФГОС общего образования (2009‬2010), гуманистического и субъектнодеятельностного подходов (С. Л. Рубинштейн, А. Л. Журавлев, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий).Концептуальными основаниями данного исследования явились: культурноисторическая концепция Л.С. Выготского, согласно которой развитие ребенка предопределяется социальной ситуацией;теория Дж. Боулби, описывающая условия формирования привязанности между ребенком и взрослым;теоретические представления о роли семьи в социализации ребенка (Ч.Х.Кули; А.А. Люблинская, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, В.С.Мухина, Д.Б. Эльконин);теория отношений и малых групп (Б.Д. Парыгин, А.А. Бодалев, А.Л. Журавлев).В соответствии с гипотезойбыл использован следующий комплекс методик эмпирического исследования:

1.Проективная методика Handтест Э. Вагнер, адаптированная Т.Н. Курбатовой.

2.Шкала самооценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера‬Ю.Л. Ханина.

3.Тест незаконченных предложений для родителей и детей (авторский вариант).

4.Опросник дляописания системы наказания и поощрения Е.И. Николаевой (детский и взрослый варианты).

5.Рисунок реальной и идеальной (желаемой) семьи (Методика Э.Г. Эйдемиллера для детей).

6.Проективные методики ДДЧ и «Несуществующее животное».Диагностические процедуры дали необходимый и достаточный материал для сравнительного анализа результатов обследованиядетей успешных и неуспешных замещающих родителей. Анализ полученных в результате диагностики данных позволяет выявить следующие социальнопедагогические факторы успешности:Качественный анализ показал отсутствие коррелятивной связи успешности замещающих родителей от возраста родителей.Не выявлено различие замещающих родителей по параметру «место работы». Примерно треть замещающих родителей единственным местом работысчитают свою семью, так как именно воспитание приемных детей полагают местом работы, заключая договор с отделом образования или детским домом (опекой).Неуспешные замещающие родители берут на воспитаниедетей в возрасте 7‬16 лет, при этом имеют и большее число собственных детей этого возраста, то есть, имея собственных детей до 16 лет, берут не малышей, а подростков.Успешные приемные родители собственных детей уже вырастили и предпочитают брать детей в возрасте до 6‬7лет.Выявлены следующиепсихологические особенности замещающих родителей, предопределяющие «успешное родительство»:а)успешные замещающие родители значимо отличаются от неуспешных по параметрам: доброта ‬открытость,терпимость, подозрительность ‬доверчивость;б)эмоциональное состояние успешных родителей выявило отсутствие отклонений по показателям: агрессивность, личностная дезадаптация, уход от реальности, наличие психопатологии. Обнаружены достоверные различия по параметру «эмоциональная отзывчивость» у успешных замещающих родителей по сравнению с другими группами. Данные шкалы самооценки Ч.Д. Спилбергера‬Ю.Л. Ханина «Диагностика психических состояний и свойств личности» свидетельствуют о том, что наиболее тревожными (реактивная тревожность) в момент обследования оказались неуспешные замещающие родители по сравнению с другими группами родителей. Достоверные различия выявлены по результатам «Анкеты описания социального и экономического статуса семьи». Практически у 30% успешных замещающих родителей отсутствуют трудности (то есть они считают, что возникающие проблемы между ними и их приемными детьми решаемы и не требуют вмешательства со стороны). В то же время100% неуспешных родителей имеют проблемы и считают, что возникающие проблемы нельзя решить только в рамках семьи. Более половины проблем у неуспешных родителей связаны с поведением приемных детей, причем именно приемным детям приписывались причины неразрешимости конфликтных ситуаций.Показательны высказывания неуспешных родителей относительно проблем, с которыми они сталкиваются привоспитании детей:с одной стороны, это реальные проблемы, типичные для детей, оказавшихся без опеки родителей («воровство», «ложь, «сексуальная озабоченность», «нельзя оставить без присмотра», «побеги из дома»);с другой стороны, это претензии родителей кдетям («приемный ребенок не ладит с другими детьми», «постоянно испытывает чувство голода», «не хочет трудиться, учиться»).Анализ данных, полученных с помощью «Методики незаконченных предложений», выявил значимые различия в группах успешных и неуспешных замещающих родителей при продолжении фразы«По сравнению с большинством других семей...». Менее половины (48,7%) неуспешных замещающих родителей считают свою семью дружной, счастливой, с достатком, тогда как 81% успешных замещающих родителей довольны своими семьями. Это свидетельствует о проявлении позитивной групповой идентификации в группе успешных замещающихродителей и ее отсутствии у неуспешных.Также значимые различия получены в распределении ответов на утверждение: «Если ребенок провинился, то родитель…». Подавляющая же часть успешных замещающих родителей считает, что сначала необходимо выяснять причины, а уж потом, если необходимо, наказывать.

Статистически значимые различия обнаружились при продолжении утверждения: «Я нервничаю, когда...».Основнаяпричина переживаний неуспешных замещающих родителей заключается в невыполнении требований и нарушении правил детьми. В данном случае дети становятся фактором неуспешности семьи, по мнениюродителей.В целоманализ «Методики незаконченных предложений», в котором оценивалось отношение замещающих родителей к себе как к родителям и семье, показал, что для успешных родителей их родительство ‬способ самореализации. Для неуспешных родителей их самореализация лежитвне функции‬«родительство».Важнейшим аспектом воспитания детей в семье является поощрение и наказание. Неуспешные замещающие родители в большем числе настаивают на том, что наказание делается для того, чтобы вызывать у ребенка обиду, разочарование или чувство вины. Опрос детей подтвердил тот факт, что неуспешные родители предпочитали наказывать каждую ошибку ребенка, тогда как успешные родители гибко использовали систему наказания и поощрения. Успешные родители используютпоощрение и наказание для управления конфликтной ситуацией, а также коррекции деструктивного поведения ребенка и поддержания конструктивного. Неожиданным в рамках гипотезы стал фактор,который условно можно назвать «число человек в приемной семье». На нашей выборке успешность родительства связана с меньшим числом членов замещающей семьи.Таким образом, социальнопедагогический анализ свидетельствует о том, что успешность замещающей семьи определяется:личностным вкладом родителей в воспитание ребенка и общение с ним;их эмоциональной устойчивостью;ограниченным числом членов семьи (поскольку приемный ребенокподросток требует много внимания);отсутствием психоневрологической патологии у детей;низкой агрессивностью замещающего родителя;независимостью результата социализации и воспитаниядетей от дохода в семье.Необходимо отметить, что выводы нашего исследования совпадают срезультатами исследования проблемы в трудах Л. А. Беловой и Е.И. Николаевой, О.Г.Япаровой .На материале нашего исследования можно выявить четыре группы ведущих факторов, влияющих на успешность замещающего родительства:Фактор 1. Социальные характеристики: число членов семьи, числособственных, кровных выращенных до совершеннолетия детей, число дошкольников, число подростков.Фактор 2. Взаимодействие в семье: детскородительские отношения, позитивный опыт воспитания кровных детей, адекватность применения методов поощрения и наказания, отношение к своему родительству как механизму самореализации.Фактор 3. Взаимодействие с социумом.ПМС Центры сопровождения,учреждения социальной защиты, учреждения образования и др.Фактор 4. Личностные характеристики родителей: самоконтроль, сниженная агрессивность, потребность в принадлежности к группе (семье), эмоциональная устойчивость, спокойное отношение к ошибкам, социальная толерантность.Социальнопедагогические факторы успешного замещающего родительства графически представлены на рисунке. Социальнопедагогические факторы успешного замещающего родительства

Проведенное исследование дает основание для научной интерпретации с учетомпозиций гипотезы: Феномен социальнопедагогической общности замещающей семьи как малой социальной группы и первейшего фактора социализации ребенка проявляется:в постоянном проживании ребенка в замещающей семье не менее двух лет;при сохранении у родителей потребности считать приемного ребенка членом своей семьи; взгляд успешных родителей на проблемы взаимной адаптации как разрешаемые;идентификация ребенка с замещающей семьей. Успешное замещающее родительствоЧисло людей в семьеЧисло выросших детейЧисло дошкольниковЧисло подростковФактор 1. Социальные характеристикиСамоконтрольТерпимостьОтношение к родительству как к самореализацииОткрытость, доступностьЭмоциональная устойчивостьГибкость установокПотребность в принадлежности к группе (семье)Фактор 4. Личностные характеристики родителей Сниженная агрессивностьСпокойное отношение к ошибкамдетейДетскородительские отношенияОпыт воспитания родных детей Адекватные методы поощрения и наказанияФактор 2. Взаимодействие в семьеФактор 3. Взаимодействие с социумом ПМС Центры сопровожденияи др.Выявленные факторы можно считать обоснованными критериями успешного замещающегородительства.Такие социальные факторы как тип семьи и тип брачных отношений (полная, неполная, одинокий человек; есть официальная регистрация или нет, наличие развода), а также доход семьи не являются значимыми при оценке успешности социализации приемного ребенка. В обобщенномвиде сравнительный анализ успешных и неуспешных замещающих родителей представлен в таблице.

Сравнительный анализ успешных и неуспешных замещающих родителей

Критерии сравнительного анализаУспешные родителиНеуспешные родители1Наличие кровных взрослых детей68%45%2Возрастные предпочтения при выборе приемных детейДошкольники (0‬7 лет)86%Дети и подростки (7‬16 лет) 95%3Личностные характеристикизамещающихродителейОткрытость, эмоциональная устойчивость, ответственность, гибкость, самоконтроль, потребность в принадлежности к группе (семье)Доминирование, потребность контролировать и критиковать, чрезмернаяответственность(порождающей тревожность), подозрительность, склонностьтяжело переживать неудачи, ригидность, зависимостьот внешних факторов4Отношение к ошибкам детейЭмоционально устойчивы, неагрессивны и настроены на сотрудничество и партнерские отношения с детьмиТрудно переживают нарушение детьми правил, воспринимаютпроступки детей как личное оскорбление, мстительны, подозрительны, ожидание от ребенка плохого поведения5Опыт собственного детстваПоложительный опыт в детстве относительно применения к ним их родителями наказания и поощренияНегативный опыт в детстве относительно применения к ним их родителями наказания и поощрения6Предпочтение в методах воспитания детейЧаще используют поощрения, реже ‬наказания;из методов воздействияпредпочитают: договариваться с детьми, создавать ситуации успеха, быть личным примеромПредпочитают контроль и наказание как способ воспитаниядетей7Самодостаточность замещающей семьи30%семей сами разрешают возникающие проблемы между ними и их приемными детьми и не требуют вмешательства со стороны100% родителей имеют проблемы и считают, что возникающие проблемы нельзя решить только врамках семьи8Удовлетворенность родителей положением в замещающей семье81%48,7%

Неуспешным замещающим родителям свойственна общая характеристика: неустойчивость стиля воспитания. Под таким воспитанием понимается резкая смена стиля, приемов от очень строгого к либеральному илиот значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его замещающими родителями.Неустойчивость стиля родительского воспитания содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность к конфликтности или проявлению у детей и подростков девиаций (отклонений) характера.Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.Возможнодостаточное количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера подростков имеют следующие устойчивые сочетания:Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.Доминирующая гиперпротекция. Ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же времялишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных (возбудимых, реактивных) подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные (эмоциональные) реакции. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожномнительной (психастенической) акцентуации личности.Результаты настоящего исследования могут быть использованы при проектировании и разработке содержания занятий «Школ замещающих родителей» , групп «Семейной академии» для кандидатов в замещающие родители, а также в работе по повышению имиджа и престижности замещающих семей.

Ссылки на источники1.БеловаЛ. А. Восприятие приемными детьми отношений в замещающей семье// Высшее образование сегодня. ‬2010.‬№ 3.‬С. 88‬90.2.ЯпароваО.Г.,Николаева Е. И. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях// Вопросы психологии. ‬2007. ‬№ 6.‬С. 37‬43.3.СвиридовА.Н. Преемственность при переходе на новые образовательные стандарты: критериальный подход // Alma mater (Вестник высшей школы). ‬2012.‬№ 4. ‬С. 65‬74.

Aleksandr Sviridov,Candidate of Pedagogical Sciences, Professor,Federal state budgetary educational institution of higher professional education ‮Altai State Pedagogical Academy , [email protected] of success alternative parentingAbstract. Description of the results of the pilot study of the factors of success of parents of surrogate families. Database of research were the parents of the summer visiting schools substitute families the provincial centres for psychological, medical and social support. Revealed significant differences of successful and unsuccessful parents substitute families. So, for a successful parent parenthood is a way to selfrealization, to parents of their unsuccessful selfrealizationis out of function"parenthood".Key words:sociopedagogical activity, technology, prevention, drugs, deviant behavior, "risk group".

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Тема 2.

Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей.

Понятие о мотивации приемных родителей.

Задачи:

Осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения и принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Лекция (c использованием материалов «Виртуальной школы приемных родителей», авторы к.п.н. Ослон В.Н., к.ю.н. Пименов В.А., Селящева Л.Н., М., 2011г.).

Если вы решили принять ребенка в семью, то ответьте себе на вопрос: зачем Вы это делаете? Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что вами движет и в какой степени, полностью ли Вашим является такое решение. Бывали случаи, когда путем приема люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться, спастись от скуки, заработать деньги. Кто-то прибегал к приему в надежде стать "не хуже других", обеспечить себя под старость заботой благодарных детей или даже поправить свое жилищное положение. Но ребенок - это личность, он не может быть средством в решении чужих проблем, ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счет - аморально. Прием ребенка в семью должен быть только взаимовыгодным и обязательно продиктованным желанием помочь ребенку, лишенному родительской заботы.

Нередко можно слышать, что появление ребенка может помочь сохранить распадающуюся семью. Это миф. Теплый семейный климат, готовность членов семьи поддержать друг друга в трудные моменты - едва ли не главные факторы для успешного приема; ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки. Семейная жизнь, давшая трещины, может от этих дополнительных нагрузок разлететься вдребезги.

Довольно часто родители, пережившие утрату, считают, что приемный ребенок может заменить погибшего. Как не жаль, но это не так. Каждый ребенок - это отдельная личность и не может повторить кого-либо, ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время, чтобы пережить утрату, переболеть, успокоиться, а главное - нужно понять, что это будет другой ребенок, другая жизнь.

Не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Трезвый расчет не помешает. Задумайтесь о возможностях и ресурсах своего здоровья, о том, кто сможет вас поддержать в трудный момент.

Вы принимаете ребенка в семью, поэтому очень важно, чтобы Вы все вместе старались справиться с теми проблемами, которые обязательно возникнут во время приема. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после приема.

Успех зависит от готовности принять ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не тратить силы на борьбу с негативными чертами.

Оцените свою готовность достойно встретить традиционную настороженность окружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьте посоветоваться со своими близкими и узнать, как те относятся к вашему решению. Важно, чтобы они поддержали эту идею.

Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребенка. Справитесь ли вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно отдать его назад, перевоспитать и сделать из него "нормального ребенка"? Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не "застревать" на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?

Ответы на эти вопросы либо придадут вам уверенности в правильности принимаемого решения, либо, наоборот, помогут от него вовремя отказаться.

Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна должным образом воспитать ребенка, в противном случае такая мера, как лишение родительских прав, просто бы не имела места. Бесспорно также, что воспитание чужого ребенка (по сравнению с кровным), сопряжено с большим количеством трудностей. Учет только правовых требований к кандидатам в усыновители и опекуны является недостаточным для полноценного развития ребенка в замещающей семье огромное значение имеют стиль отношений в семье, личностные качества кандидатов. Именно эти параметры во многом являются определяющими для всей дальнейшей судьбы замещающей семьи, так как от этого зависит общая атмосфера в доме, стиль взаимоотношений взрослых и детей, а, следовательно, длительность отношений, прочность или же возможность распада семьи.

Личностные качества замещающих родителей

На формирование личности премного ребенка значительное влияние оказывают личностные качества замещающих родителей. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Например, наличие у родителей таких качеств, как сенситивность (повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать близко к сердцу) и гиперсоциализация (повышенное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов), приводит к развитию у ребенка невроза. Негативно сказывается на развитии ребенка и наличие у родителей таких качеств, как подозрительность, недоверчивость, упрямство, ригидность мышления, тревожность, неуверенность в себе, недостаточная эмоциональная отзывчивость и другие.

Согласно исследованиям детского психиатра А.И. Захарова, благополучно приемный ребенок развивается у замещающих родителей, обладающих следующими качествами:

- эмпатичность (способность к сопереживанию) – позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать;

- открытость родителя в общении с ребенком – формирует между ними доверительные отношения;

- эмоциональность родителя – позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя;

- коммуникативность – обеспечивает межличностную связь, удовлетворяющую родителя и ребенка;

- уравновешенность – способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка;

- ответственность – включает представления об ответственном и безответственном поведении родителя, распределение ответственности между супругами в семье, контроль своего поведения как родителя в связи с происходящими событиями;

- гибкость – позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации;

- прогностичность – способность родителей предвидеть перспективы дальнейшего развития ребенка и выстраивать взаимодействие с их учетом;

- адекватная самооценка и уверенность в себе – исключает самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантирует самостоятельное принятие своих проблем;

- способность к развитию и изменению – может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

Приоритетность семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определена международной Конвенцией о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года, в тексте которой сказано: "ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". Это положение нормы международного права закреплено в ст. 123 Семейного кодекса РФ. Однако реализовать данное требование закона достаточно сложно, поскольку усыновление, принятие под опеку и другие формы семейного устройства детей-сирот предполагают волеизъявление граждан, желающих принять на воспитание чужого ребёнка. К сожалению, нравственные нормы, определяющие обязанность всех родственников заботиться об осиротевших детях, утратили свою силу с размыванием, ослаблением родственных связей. Таким образом, даже ближайшие родственники нередко отказываются принять в свою семью оставшихся без родительского попечения племянников, внуков и т.д. Нельзя, конечно, не принимать во внимание тот факт, что материальное положение многих российских семей таково, что исключает возможность принятия на воспитание ребёнка, тем более что предусмотренные законом выплаты не покрывают реальных затрат на его содержание.

Организация выявления и учёта детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, а также информирование, привлечение, подготовка потенциальных усыновителей, опекунов и попечителей, с другой стороны, - это два важнейших направления работы органов опеки и попечительства по решению проблемы устройства в семью детей, по каким-либо причинам, оставшимся без родительского попечения. Кроме того, после устройства детей в семью специалистам нередко приходится оказывать помощь для более легкой адаптации ребёнка к новому окружению.

Сегодня много говорят о детском сиротстве в целом и о том, как можно справиться с этой проблемой на государственном уровне. Каждый, наверное, понимает, что именно семья является самым эффективным способом решения проблемы ребёнка - сироты. Если нет возможности сохранить для ребёнка кровную семью, необходима система замещающих семей. В них дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все культурные ценности, семейные традиции. Став взрослыми, сумеют создать собственные семьи по образу и подобию той, в которой они воспитывались.

Замещающая семья - это форма семейного устройства детей вне кровной семьи. Специалисты называют замещающей любую семью, которая взяла на воспитание ребёнка из сиротского учреждения, вне зависимости от формы устройства: усыновление, опека, приемная или патронатная семья.

При создании любой замещающей семьи Семейный кодекс РФ предусматривает общий перечень требований. В замещающую семью могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, с учётом этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родному языку, возможностью обеспечения преемственности в воспитании и образовании. При устройстве детей старше 10 лет необходимо их письменное согласие. Кандидаты на создание замещающей семьи должны быть совершеннолетними дееспособными гражданами и соответствовать требованиям к здоровью и моральному облику, установленным в ст. 146 и ст. 127 Семейного кодекса РФ. Думается, что эти требования следует рассматривать как общие для любой формы устройства ребёнка.

В соответствии с п. 1 ст. 124 Семейного кодекса усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общие требования к оформлению усыновления описаны в главе 19 Семейного кодекса.

Законодатель разделяет усыновление российскими гражданами и гражданами других государств. Усыновление российскими гражданами осуществляется в соответствии с российским законодательством.

Организационную функцию при решении различных вопросов (прежде всего правовых), возникающих при осуществлении процедуры усыновления, выполняют органы опеки и попечительства либо уполномоченные на то учреждения.

Усыновление призвано закрепить сложившиеся между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к отношениям между родителями и родными детьми, а в правовом отношении усыновленный ребёнок полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. Биологические родители, соответственно, с момента усыновления утрачивают свои родительские права и обязанности полностью, а усыновители приобретают всю полноту родительских обязанностей и прав, предусмотренных российским законодательством. Ребёнок же приобретает любящую семью, впитывает в себя семейные традиции и культурные ценности, что в будущем служит почвой для создания собственной семьи. Но на усыновление решаются немногие. Это большая моральная ответственность и серьёзные материальные обязательства. Ежегодно только 1-2 ребёнка приобретают такую семью.

В России государство всесторонне поддерживает замещающие семьи. Одна из граней поддержки, безусловно, является материальная. Согласно Федеральному закону РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ приёмным родителям, организовавшим приемную семью на договорных основаниях выплачиваются следующие виды пособий(2014г.):

· единовременное пособие при передаче детей в приёмную семью (13 087 руб. 61 коп);

· пособие на содержание детей - 40% от заработной платы усыновителя в отчётном периоде;

· денежные компенсации затрат на приёмного ребёнка, произведенных в отчётном периоде;

· зарплата приёмного родителя (ее размер зависит от региона проживания приемной семьи).

Таким образом, замещающая семья в отношении приёмного ребёнка выполняет многообразные функции (развивающую, обучающую, воспитывающую, социализирующую, реабилитирующую) и призвана решать задачи восполнения недостатка его эмоциональной, сенсорной, социальной информации, ликвидации его отставания в развитии от сверстников и нуждается в активной поддержке и стимулировании государства.

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Усыновление - оптимальная форма воспитания детей-сирот. Усыновление открывает наилучшие перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей. При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых,делающих все возможное для его полноценного развития.Усыновление - основанный на судебном решении акт, в силу которого между усыновителями и усыновленными возникают такие же права и обязанности,как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.

Опека - тоже достаточно распространенная форма. Ее преимущества заключаются в том, что не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми. Решение об установлении опеки принимают местные исполнительные и распорядительные органы по представлению управлений (отделов) образования по месту проживания кандидатов в опекуны либо по месту проживания ребенка.

Детский дом семейного типа (ДДСТ) имеет статус государственного учреждения. Его деятельность регламентируется "Положением о детском доме семейного типа". ДДСТ создается решением местных исполнительных и распорядительных органов. Семейная пара или одинокая женщина принимают на воспитание в семью до 10 детей. Государство забоится о создании благоприятных жилищных условиях для ДДСТ, выплачивает денежное пособие на содержание приемных детей. Кроме того, один из родителей или оба (по желанию) зачисляются на оплачиваемую работу в должности родителя-воспитателя. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж.

Приемная семья - относительно новая, но очень перспективная форма устройства осиротевших детей, создание и деятельность которой регламентируется "Положением о приемной семье", утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.10.1999 №1678 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 05.02.2014 №100). Согласно этому документу на воспитание в приемную семью передаются от одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом детей, над которыми установлена опека (попечительство) одним из супругов. Один из родителей принимается на работу отделом образования на должность приемного родителя (возможно совмещение должности приемного родителя с другой работой). Приемному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Приемная семья не может быть создана, если принимаемый на воспитание ребенок является близким родственником приемных родителей (братом, сестой, внуком, внучкой).

Замещающие семьи - не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приемных семей, детских домов семейного типа.

Почему детям нужно воспитываться в замещающих семьях?

Для нормального развития и формирования личности ребенку неообходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают ее как личность, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами.

Маленькому ребенку в первую очередь нужна мать или человек, полностью ее заменяющий. Психические потребности ребенка любого возраста лучше всего удовлятворяет хорошая семейная обстановка.

Семья предоставляет ребенку оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь

Ребенок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.

Кто может быть замещающими родителями?

Замещающими родителями могут быть совершеннолетние лица, за исключением:

Лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

Лиц, в судебном порядке лишенные родительских прав или ограниченных в родительских правах;

Лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

Бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

Лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка.

Какие дети передаются на воспитание в замещающие семьи?

На воспитание под опеку, в приемную семью, детский дом семейного типа передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

Дети, родители которых умерли;

Дети, родители которых неизвестны;

Дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;

Дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

Дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых:

Умерли;

Лишены родительских прав;

Дали согласие на усыновление ребенка;

Признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;

Неизвестны.

Рассказать друзьям