В рассматриваемой ситуации организация должна признать в налоговом учете доход от реализации на дату поступления денежных средств от покупателей драгоценных изделий. Владимир Порошин: Организация скупочной точки в ювелирном магазине

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В условиях снижения покупательской активности ювелирные магазины ищут новые формы привлечения покупателей. Одной из таких форм является организация в магазине скупки ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий. Большой популярностью также пользуется более привлекательная для клиентов услуга — trade-in, т.е. система взаимозачета. Когда клиент решает приобрести новое ювелирное изделие, сотрудники ювелирного магазина оценивают его старое изделие и высчитывают, сколько ему останется заплатить за новое.

Мне как консультанту часто задают вопросы такого рода:

— Хотим открыть в торговой точке обменный фонд, т.е. обмен лома на готовое изделие с доплатой за работу. Изделия на обмен будут привлекаться у сторонних производителей по договору подряда. Имеем ли мы право предоставлять такие услуги физическим лицам?

— Скупку можно осуществлять по бланкам строгой отчетности или можно по договорам скупки?

— Надо ли подавать списки клиентов по скупке в налоговую инспекцию?

— Если по давальческой схеме сдаешь в лом старые изделия с прилавка, нужно ли составлять акт по ним для отчетности?

— Мы дополнительно занимаемся скупкой и обменом старых ювелирных изделий на новые. Необходимо ли нам заполнять анкеты на физических лиц, сдающих лом золота?

— Если мы принимаем золото на обмен, нужно ли сдавать отчетность?

Попробую ответить на эти вопросы.

Продажа нового ювелирного изделия с зачетом стоимости старого, обмен старого ювелирного изделия на новое все равно рассматривается как скупка.

Для всей такой деятельности нужны следующие коды ОКВЭД (напоминаю, что с июля 2016 года кодировка видов экономической деятельности осуществляется по новому классификатору):

Старые коды Новые коды
52.48.22 — Розничная торговля ювелирными изделиями 47.77.2 — Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах
51.52.23 — Оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами (скупка) 46.72.23 — Торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами (скупка)
51.56.3 — Оптовая торговля драгоценными камнями (скупка) 46.76.4 — Торговля оптовая драгоценными камнями (скупка)
36.22.5 — Производство ювелирных изделий (размещение заказов на изготовление из собственных материалов) 32.12.5 — Производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней (размещение заказов на изготовление из собственных материалов)

Для налоговой инспекции объяснение: основной вид деятельности — розничная торговля, в том числе изделиями, изготовленными на стороннем производстве по вашему заказу из ваших материалов, которые вы скупили у населения в качестве сырья для производства.

Вид деятельности «розничная торговля» автоматически предполагает приобретение оптовых партий ювелирных изделий с целью последующей розничной продажи. Естественно, такое приобретение — не отдельный вид деятельности.

Вид деятельности «изготовление ювелирных изделий» автоматически предполагает покупку сырья и реализацию готовой продукции.

Скупка ювелирных изделий и лома таких изделий подразумевает два кода экономической деятельности: оптовую торговлю золотом и оптовую торговлю драгоценными камнями. Это разъяснение в свое время дала Пробирная палата.

Многие не понимают, почему скупка одного изделия является оптовой, а не розничной куплей-продажей. Это распространенное заблуждение, что опт от розницы отличается количеством продаваемых изделий.

В соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Т.е. главное отличие опта от розницы — не количество, а предназначение приобретаемых изделий: для дальнейшей предпринимательской деятельности — опт, для личного потребления — розница.

Скупка — это не розница, даже если скупили только одно изделие. Цель скупки — использование скупленных ценностей для последующего извлечения прибыли. Т.е. это — опт. Ювелирное изделие изготовлено из драгоценных металлов и драгоценных камней, значит, скупка — это опт и драгоценными металлами, и драгоценными камнями.

Правила скупки утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 №444.

Выдержки из Правил скупки:

3. Скупщик должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем и системой охраны помещений, обеспечивать в соответствии с установленными требованиями оформление, учет, хранение скупаемых ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков, а также выполнять обязательные требования государственных стандартов, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и других правил и норм.

4. Для проведения операций по приему и опробованию ценностей скупщик должен иметь:

а) весовое и иное соответствующее оборудование, а также необходимые инструменты;

б) реактивы, необходимые для определения наименования и пробы драгоценных металлов в изделиях и ломе.

5. Организация — скупщик должна иметь экспертов, обладающих соответствующей квалификацией в вопросах экспертизы и оценки ценностей. Индивидуальный предприниматель — скупщик должен иметь необходимую квалификацию в вопросах экспертизы и оценки ценностей.

Реактивы по вашему заказу сделают в вашей территориальной инспекции пробирного надзора (могут попросить представить в качестве сырья для реактивов ваше золото). А для экспертов есть специальные курсы (для товароведов скупок и ломбардов).

В соответствии с п. 13 Правил скупки скупщик заполняет квитанцию, в которой указываются:

а) наименование организации или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя — скупщика;

б) фамилия и инициалы сдатчика с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;

в) наименование изделия, частей изделия и их количество, описание оттисков именника (для дореволюционных изделий — оттиска именника мастера) и пробирного клейма (для импортных изделий — оттиска импортного клейма);

г) наименование драгоценных металлов, проба, масса, договорная цена за грамм и стоимость;

д) наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, стоимость;

е) общая масса изделия;

ж) сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.

С точки зрения финмониторинга предусмотренных квитанцией сведений о сдатчике недостаточно для его идентификации. При скупке совершается операция «скупка, купля-продажа драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий», подпадающая под действие Закона 115-ФЗ. Вы должны идентифицировать своего клиента. Т.к. это не розничная продажа ювелирных изделий, лимита идентификации нет, т.е. идентифицировать должны в любом случае.

Чтобы скупочная квитанция выступала еще и в качестве анкеты (чтобы не делать анкету дополнительно), нужно в квитанцию включить сведения, необходимые для идентификации в соответствии с Законом 115-ФЗ:

— фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

— гражданство;

— дата рождения;

— реквизиты документа, удостоверяющего личность (паспорта, заграничного паспорта, военного билета, паспорта иностранного гражданина и т.п.): наименование, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется);

— данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

— сведения о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом;

— адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

— идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

— контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты и т.п.).

При включении в скупочную квитанцию перечисленных идентификационных сведений о клиенте в правилах внутреннего контроля можно записать, что в качестве анкеты выступает скупочная квитанция.

На практике работа по заполнению такой квитанции усложняется незначительно, приемщик из паспорта клиента должен взять чуть больше информации. Также в квитанции можно предусмотреть графу, чтобы клиент сам расписался, что он не является иностранным публичным лицом.

Размещение заказов на изготовление ювелирных изделий из собственных материалов требует кода на изготовление с соответствующим пояснением. Этот вид деятельности подразумевает приобретение сырья (драгоценных металлов и драгоценных камней), размещение заказа по договору подряда, реализацию готовой продукции. Если бы сырье приобреталось где-то на стороне (естественно, легально), например, слитки в банке, гранулы у оптовиков, то собственную скупку можно было бы не организовывать. Но раз сырье приобретается у населения, нужны коды на скупку. Естественно, при наличии скупки можно покупать и банковский металл.

При этом, в связи с изменениями в законодательстве о драгоценных металлах (41-ФЗ), скупленный лом до запуска в производство должен пройти аффинаж. Это может сделать магазин, направив переработчику на давальческой основе; переработчики концентрируют аналогичный лом от многих сдатчиков и отправляют на аффинажный завод; далее аффинированный металл направляется на ювелирный завод. Это может сделать ювелирный завод, централизованно направляя на аффинаж металл от разных заказчиков. Такое распределение обязанностей лучше оговорить в договоре.

В качестве давальческого сырья магазин может использовать собственные непродающиеся или бракованные изделия. Эти изделия магазин может списать в неликвиды или в лом и использовать для размещения заказа на ювелирном заводе. Если эти изделия были изготовлены не тем ювелирным заводом, на котором размещается новый заказ, то они также должны пройти аффинаж.

Реализовать готовую продукцию можно тоже разными способами: через свой магазин — это чистая розница, либо продать другим, тогда магазину понадобится еще и код ОКВЭД на оптовую торговлю.

По поводу налогообложения: при осуществлении скупки, размещении заказов на изготовление ювелирных изделий из скупленного сырья, розничной продаже изготовленных ювелирных изделий через свой магазин этот магазин остается на ЕНВД. Почитайте письма Минфина про ЕНВД при скупке и рознице (http://dmetconsult.ru/dokumenty, раздел «Скупка»): предпринимательская деятельность, связанная с розничной реализацией через сеть магазинов ювелирных изделий, изготовленных силами третьих лиц (ювелирными заводами и индивидуальными предпринимателями) из давальческого сырья продавца при соблюдении приведенных выше норм законодательства, может быть признана розничной торговлей и переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

Поясню еще раз: давальческая схема производства и торговля в розницу — ЕНВД, давальческая схема производства и торговля оптом (оптовая реализация скупленных ценностей или изготовленных ювелирных изделий) — УСН.

Попутно отмечу, что никаких списков клиентов скупки в налоговую инспекцию подавать не нужно.

Виды деятельности для розничного магазина (скупка, размещение заказов) потребуют еще и формирования статотчетности по форме 2-ДМ. Форма утверждена Постановлением Росстата №88 14.11.2007. Постановление можно скачать: http://dmetconsult.ru/dokumenty (раздел Госкомстат).

Скупку ценностей (в пересчете на чистоту) отражаете в статотчете как приход; в качестве расхода отражаете и потери аффинажного завода, и расход подрядчика на изготовление ювелирных изделий (готовая продукция и потери) на основании его отчетов. Остатки — это и у себя скупленный лом, и остатки вашего металла у переработчика (на аффинажном заводе), и остатки вашего металла на ювелирном заводе.

Движение готовых ювелирных изделий в торговле в статотчетности не отражается.

Таким образом, для законного совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями и перемещения указанных ценностей по всей цепочке: физическое лицо — скупочная точка — аффинажное предприятие — ювелирный завод — розничный магазин — физическое лицо, необходимо все вышесказанное. Вы можете организовать в торговой точке работу по обмену старых изделий на новые (с доплатой или без) с учетом соблюдения описанных нюансов законодательства.

Предприниматели вправе не вести бухучет, однако если ИП все таки отражает операции в бухгалтерском учете то порядок отражения операций аналогичен ООО.

Если ООО или ИП приобретает у лом цветных металлов, с целью дальнейшего обмена, то применяется счет 41 «Товары».

Дебет 41 Кредит 60 – оприходован лом, Дебет 60 Кредит 50 оплата.

По договору мены организация или ИП передает контрагенту в собственность одну готовую продукцию в обмен на другую. При этом обе стороны договора являются одновременно и продавцом, и покупателем. Бухгалтерские проводки приведены в 4-ой рекомендации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Бухучет

Сергей Разгулин , заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Статья: Торговля ювелирными изделиями

В целях защиты прав изготовителей и потребителей ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней оборот такого специфического товара контролируется государством. О чем следует помнить продавцам ювелирных изделий – в статье.

Скупать ювелирные изделия можно только в особом порядке

Ювелирные изделия можно приобрести у организаций и индивидуальных предпринимателей либо путем скупки у населения.

Если товар приобретают у организации или индивидуального предпринимателя , фирме-покупателю продавец выписывает товарную накладную по форме № ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132). Также может быть выставлен счет-фактура (если контрагент – плательщик НДС). Дополнительно скажем, что на основании этого документа уплаченный поставщику налог на добавленную стоимость фирма сможет принять к вычету. Конечно, при соблюдении всех условий, предусмотренных статьями , Налогового кодекса РФ.

Если ювелирный магазин скупает изделия у населения , необходимо руководствоваться Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (далее – Правила скупки). Их утвердило Правительство РФ постановлением от 7 июня 2001 г. № 444 .*

Отметим, что при покупке изделий у населения выдают квитанцию. Ее оформляют в двух экземплярах. После выплаты сдатчику причитающейся суммы ему передается первый экземпляр квитанции со штампом «оплачено». Следует отметить, что форма квитанции на принимаемые скупкой ценности у граждан не утверждена, поэтому фирме следует утвердить ее самостоятельно. При этом в документе должны присутствовать следующие данные:
1) наименование организации или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя – скупщика;
2) фамилия и инициалы сдатчика, данные документа, удостоверяющего его личность;
3) наименование изделия, частей изделия и их количество, описание оттисков именника (для дореволюционных изделий – оттиска именника мастера) и пробирного клейма (для импортных изделий – оттиска импортного клейма);
4) наименование драгоценных металлов, проба, масса, договорная цена за грамм и стоимость;
5) наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, а также стоимость, в том числе в отношении:
– бриллиантов крупных (от одного карата и выше), средних (от 0,30 до 0,99 карата), изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов – также их размерновесовой группы, группы цвета и чистоты;
– алмазов огранки типа «Роза», бриллиантов мелких (до 0,29 карата) и бриллиантов упрощенной огранки – также их группы цвета и чистоты;
– жемчуга природного и культивированного – количества жемчужин и их массы;
6) общая масса изделия;
7) сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.

Бухгалтерский учет и оценка ювелирных изделий

Необходимо помнить, что ювелирные изделия подлежат специальному учету и относятся к ценностям, которые не могут заменять друг друга.

Именно поэтому для списания таких активов их следует оценивать по себестоимости каждой единицы* (см. п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 5/01). Напомним, что это Положение было утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н .

Продукция, подлежащая обмену, предполагается равноценной. Конкретная цена продукции может быть указана в договоре. Если же продукция не равноценна, одна из сторон доплачивает другой разницу. Такие правила предусмотрены в Гражданского кодекса РФ.

Елена Попова

Поступление по договору мены

Если товары поступают по договору мены, то их фактической себестоимостью считается стоимость активов, которые организация передает взамен. Стоимость переданных активов определите по цене обычной реализации (без учета НДС). Если стоимость передаваемых активов определить невозможно, то полученные товары оприходуйте по цене их возможного приобретения (без НДС). Такие правила установлены в пункте 10 ПБУ 5/01.

В фактическую себестоимость товаров, приобретенных по договору мены, кроме стоимости полученного товара, могут также включаться другие расходы, связанные с приобретением (транспортные, комиссии посредникам и т. д.) ).

Пример отражения в бухучете поступления товаров по договору мены*

ООО «Торговая фирма "Гермес"» и ЗАО «Альфа» заключили договор мены. 28 марта «Альфа» получила от «Гермеса» 1000 банок краски. 2 апреля в обмен на них «Альфа» отгрузила в адрес «Гермеса» 50 т металла. Металл, который «Альфа» передала в обмен на краску, ранее планировалось использовать в собственном производстве, поэтому он был учтен на счете 10 «Материалы». Краску, полученную от «Гермеса», «Альфа» планирует продать, поэтому учитывает ее в качестве товара на счете 41 по фактической себестоимости (без использования счетов 15 и 16).

Балансовая стоимость одной тонны металла – 1800 руб., а его рыночная цена – 2360 руб., в том числе НДС (18%) – 360 руб. Рыночная цена одной банки краски составляет 118 руб., в том числе НДС (18%) – 18 руб.

Контрагенты признали обмен равноценным, а стоимость товаров соответствующей рыночному уровню. В счете-фактуре, который «Гермес» передал «Альфе», указано:
– стоимость краски без учета НДС – 100 000 руб. ((118 руб./шт. – 18 руб./шт.) ? 1000 шт.);
– сумма НДС – 18 000 руб. (100 000 руб. ? 18%).

Особые условия перехода права собственности на товары в договоре не прописаны, поэтому право собственности переходит к сторонам сделки после того, как обе организации передадут друг другу обмениваемое имущество.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете такие проводки.

Дебет 002
– 118 000 руб. – оприходована краска, на которую к организации не перешло право собственности.

Дебет 62 Кредит 91-1
– 118 000 руб. (2360 руб./т? 50 т) – отражена выручка от реализации металла;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. ((2360 руб./т – 360 руб./т) ? 50 т? 18%) – начислен НДС с выручки от реализации металла;

Дебет 91-2 Кредит 10
– 90 000 руб. (1800 руб./т? 50 т) – списана себестоимость металла;

Кредит 002
– 118 000 руб. – списана с забалансового учета краска, перешедшая в собственность «Альфы»;

Дебет 41 Кредит 60
– 100 000 руб. ((118 руб./шт. – 18 руб./шт.) ? 1000 шт.) – оприходована краска по фактической себестоимости, равной рыночной цене металла (за вычетом НДС);

Дебет 19 Кредит 60
– 18 000 руб. – отражена сумма НДС, указанная в счете-фактуре «Гермеса»;

Дебет 60 Кредит 62
– 118 000 руб. – зачтена задолженность по договору мены;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 16 200 руб. (1800 руб./т? 50 т? 18%) – принят к вычету НДС исходя из балансовой стоимости переданного металла;

Дебет 91-2 Кредит 19
– 1800 руб. (18 000 руб. – 16 200 руб.) – списан невозмещаемый НДС;

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 360 руб. (1800 руб. ? 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство по НДС, который нельзя принять к вычету.

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

СКУПКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ - РЕГУЛИРОВАНИЕ, УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ ККТ

На практике в большинстве семей всегда найдется пара-тройка сломанных ювелирных украшений, которые "лежат" без дела. Если желания или возможности их ремонтировать нет, то можно отнести их в скупку.
Поскольку скупочная деятельность имеет свои особенности, то в настоящем материале мы поговорим о ее регулировании, а также рассмотрим вопросы бухгалтерского и налогового учета у профессиональных скупщиков, ведущих бизнес в форме организаций.

Регулирование скупочной деятельности

Вначале отметим, что в силу статьи 1 Федерального закона от 26.03.1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
На бытовом уровне с драгоценными металлами мы сталкиваемся в основном в ювелирных изделиях, в том числе и в тех, которые, по тем или иным причинам, не могут использоваться по их прямому назначению. Чтобы они не "валялись" без дела, мы несем их в скупку и получаем за них деньги.

Для справки: порядок отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным изделиям, установлен Приказом Роскомдрагмета от 30.10.1996 г. N 146 "О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным".

Государство не запрещает организациям принимать у граждан ювелирные изделия из драгоценных металлов, но обязывает при этом применять Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 г. N 444 (далее - Правила N 444).
Названные Правила N 444 устанавливают порядок скупки организациями независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями (далее - скупщик) у граждан (далее - сдатчик) находящихся в их собственности ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.
Согласно пункту 3 Правил N 444 скупщик должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем и системой охраны помещений, обеспечивать в соответствии с установленными требованиями оформление, учет, хранение скупаемых ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков, а также выполнять обязательные требования государственных стандартов, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и других правил и норм.

Деятельность любого предприятия осуществляется в рамках законодательства и регулируется правовыми актами, а скупающие компании находятся под особо пристальным вниманием. Работа компаний по скупке лома, содержащего драгоценные металлы, лицензируется и контролируется, а нормативы существуют фактически для каждого шага. Скупающие компании руководствуются законом «О защите прав потребителей» и утвержденными «Правилами скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе», или постановлением «О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов", или и тем, и другим сразу.

На данный момент актуально постановление Правительства РФ от 08.05.2002, регулирующее процесс скупки драгоценного лома у населения. До этого правила скупки утверждались на государственном уровне в 1994 году, когда скупка радиодеталей, плат, транзисторов и ювелирного лома переживала свой пик, купить лом можно было у откровенных бандитов, да и продать им же. Бизнес был сильно криминализирован, что потребовало повышенного внимания не только административных, но и уголовных органов. Все скупающие компании были обязаны получить лицензии по единому образцу независимо от форм собственности. Министерство Финансов РФ ставило на учет оборот таких компаний, а также процессы оформления, оценки и отправки скупленного драгоценного лома на переработку. Постановление от 1994 года стало основой для последующих редакций.

Скупка лома, содержащего золото, серебро, платину и другие драгоценные металлы, а так же черные и цветные металлы, должна осуществляться только официальными компаниями или зарегистрированными как ИП частными лицами. Все компании, занимающиеся заготовкой (сбором), хранением и реализацией лома и отходов драгметаллов должны вставать на учет в инспекции пробирного надзора. Аффинаж (производство) драгоценных металлов из лома могут осуществлять только специализированные заводы - их список так же утвержден на правительственном уровне, вся остальная аффинажная деятельность незаконна. Скупающие компании занимаются только первичной обработкой - сортировкой, резкой и измельчением вторичного сырья, что не считается производством и под закон об аффинаже не попадает.

Скупка лома должна производиться компанией с арендованным или приобретенным в собственность необходимым помещением, инвентарем, инструментами, химическими реактивами в случае необходимости и охранной системой. Нормативным актам должны соответствовать все пункты от оформления приемки до продажи на переработку, каждое действие должно быть документально зафиксировано. Компания должна выполнять требования СанПиН, соблюдать противопожарные и экологические нормы, что должно подтверждаться соответствующими документами. У скупающей организации должны быть эксперты-оценщики соответствующей квалификации, подтвержденной сертификатом.

Для компаний, занимающихся скупкой лома только черных и цветных металлов, схема работы в рамках закона примерно та же самая за вычетом моментов, относящихся к приему лома с содержанием драгметаллов. Они должны получать лицензию на осуществление деятельности по скупке, хранению, переработке и продаже у природоохранных государственных организаций.

Скупающая компания не должна принимать: драгоценные металлы в виде самородков или аффинированных слитков, ювелирные полуфабрикаты, изделия для зубопротезного производства кроме коронок, изделия производственно-технического назначения от частных лиц, ордена и медали кроме памятных и юбилейных, любое оружие, изделия, изъятые из гражданского оборота. Запрещено принимать сырье, содержащее драгоценные, цветные и черные металлы без документов, удостоверяющих личность сдатчика, и у лиц, не достигших совершеннолетия. Скупщик несет ответственность за правильную оценку принимаемого сырья.

Совершение сделок с нарушением законодательства попадает под статью «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга». Проверить работу компании по скупке драгоценных металлов могут органы федерального пробирного надзора в рамках закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», правда, это касается больше ломбардов, а не пунктов приема вторсырья.

Мы рады сообщить, что наша компания соблюдает все законодательные нормы. Вы можете продать компьютерные и печатные платы, радиодетали, электронный и ювелирный лом нашей компании с уверенностью, что все будет принято, оценено и оформлено на том высоком уровне, какого требуют законы.

"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2007, N 3

Бухгалтерский учет продажи ювелирных изделий имеет отличительные особенности, которые обусловлены спецификой товара, а также процессом реализации.

Продукция ювелирной промышленности может реализовываться через магазины розничной торговли, также по договору комиссии. При учете продажи ювелирных изделий возникают особенности в возврате товара покупателям.

Ювелирные изделия - особый товар. Их оборот контролируется государством с целью защиты прав изготовителей ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, потребителей, а также государственных интересов в этой сфере.

Торговля ювелирными изделиями имеет свою специфику:

  1. Количественный учет ведется в двух разрезах: количества (штуки) и веса (граммы).
  2. Товар одного артикула (при одинаковых параметрах) может различаться по весу и по размеру. Фактически в случае розничной торговли каждое ювелирное изделие уникально.
  3. Ювелирные изделия имеют большое количество параметров (вид, металл, проба, вид камня, вес камня, вид огранки и т.д.), что делает трудоемким описание номенклатурных позиций.

В период СССР специальный научно-исследовательский институт разрабатывал правила учета и нормативы для ювелирной отрасли. Вплоть до 1991 г. предприятия-изготовители самостоятельно устанавливали цены на изделия из драгметаллов с использованием драгоценных камней. Составлялся акт-калькуляция, в котором значились: ценность камней, масса благородного металла, уровень ювелирного мастерства, а также производственные затраты и налог с оборота.

Эти параметры указывались на этикетке, которую вместе с пломбой прикрепляли к украшению ниткой.

В настоящее время ювелирные изделия из драгоценных металлов, реализуемые в розничной торговле, должны соответствовать требованиям, установленным ОСТ 117-32-95 "Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия" (введен 1 января 1996 г.). Особенности торговли этим видом продукции изложены в разд. VII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (далее - Правил N 55).

Организации и индивидуальные предприниматели, решившие заниматься реализацией золотых изделий, должны встать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию, в соответствии с Инструкцией о порядке ведения специального учета, утвержденной Приказом Минфина России от 16 июня 2003 г. N 51н.

Основное требование, предъявляемое к торговле ювелирными изделиями, заключается в наличии на них оттиска пробирного клейма (пробы). Для ювелирной продукции российских предприятий необходимо также еще и наличие именника производителя. Ограненные бриллианты и изумруды продают только при наличии сертификата на каждый камень или партию.

Изделия из драгоценных металлов и камней, выставленные для продажи, группируют по их назначению и навешивают на каждое из них опломбированные ярлыки, а также снабжают индивидуальной упаковкой. На ярлыках указывают наименование изделия и его изготовителя, вид драгоценного металла, артикул, пробу, массу, вид и характеристики вставок из драгоценных камней, цену изделия, а также цену за 1 грамм изделия без вставок.

Покупатель ювелирной продукции может потребовать взвешивания товара, которое производится на специальных весах. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и реквизиты продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара и подпись лица, непосредственно продавшего изделие. На приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.

Ювелирные изделия для дальнейшей перепродажи приобретают непосредственно у производителей и перепродавцов. Продавец выписывает накладную, а если он является плательщиком НДС, то еще и счет-фактуру на данные изделия, на основании которых их приходует покупатель.

Фактическую стоимость ювелирных изделий и антиквариата формируют с учетом требований ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". Отличительной особенностью торговли этими изделиями является метод списания себестоимости. Из-за уникальности каждого изделия используется метод списания по себестоимости каждой единицы (п. 17 ПБУ 5/01).

Пример 1 . Ювелирный магазин ЗАО "Золотой Орел" в феврале 2007 г. приобрел у ОАО "СапфирМ" золотые кольца с драгоценными камнями в количестве 7 штук. Доставка колец в магазин осуществляется ОАО "СапфирМ" и входит в стоимость товара.

Торговая наценка на кольца установлена в размере 50%. В течение марта 2007 г. было продано 4 кольца (по артикулам). В соответствии с учетной политикой ювелирного магазина ЗАО "Золотой Орел" учет товаров ведется по фактической стоимости их приобретения, то есть по покупной стоимости без применения счета 42 "Торговая наценка". Информация о поступивших на предприятие ювелирных изделиях приведена в таблице 1.

Таблица 1

Ведомость аналитического учета поступивших ювелирных изделий по счету 41 "Товары"

Артикул Наименование Количество,
шт.
Цена,
руб.
Сумма,
руб.
НДС, 18% Всего
с НДС
17082 Кольцо
с рубином
1 4 000 4 000 720 4 720
17045 Кольцо
с рубином
1 4 100 4 100 738 4 838
17036 Кольцо
с изумрудом
1 4 180 4 180 752-40 4 932-40
16453 Кольцо
с изумрудом
1 4 120 4 120 741-60 4 861-60
16454 Кольцо
с изумрудом
1 3 800 3 800 684 4 484
17042 Кольцо
с изумрудом
1 3 750 3 750 675 4 425
17453 Кольцо
с изумрудом
1 4 050 4 050 729 4 779
Итого 7 - 28 000 5 040 33 040

На основании данных, представленных в таблице 1, приведем расчет цены реализации приобретенных ювелирных изделий. Расчет представим в виде данных, сведенных в аналитическую таблицу 2.

Таблица 2

Ведомость учета реализованной ювелирной продукции на счете 90 "Продажи"

В бухгалтерском учете ЗАО "Золотой Орел" приобретение и реализация ювелирных изделий были отражены следующим образом:

  1. Оприходованы золотые кольца:

дебет 41 "Товары"

Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 28 000 руб.

  1. Учтен НДС по приобретенным ювелирным изделиям:

дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям"

Кредит 60 5040 руб.

  1. С расчетного счета оплачена стоимость приобретенных золотых колец:

Кредит 51 "Расчетные счета" 33 040 руб.

  1. Принят к вычету из бюджета НДС по приобретенным золотым изделиям:

дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам"

Кредит 19 5040 руб.

  1. Отражена выручка от продажи золотых колец:

дебет 50 "Касса"

Кредит 90 "Продажи", субсчет "Выручка" 23 970 руб.

  1. Списаны реализованные золотые кольца по покупной стоимости единицы товара:

дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж"

Кредит 41 15 980 руб.

  1. Начислен НДС с выручки от продажи ювелирных изделий:

дебет 90, субсчет "НДС"

Кредит 68 4314-60 руб.

Кредит 99 "Прибыли и убытки" 3675-40 руб.

Ювелирные магазины могут приобретать ювелирные изделия, а также лом таких изделий у населения. Приобретение у физических лиц ювелирных изделий относится к скупочной деятельности, которая регулируется Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444.

Золотые украшения принимаются в скупку независимо от наличия на них именников изготовителей и проб, а памятные и юбилейные (именные) медали - при предъявлении сдатчиком соответствующих удостоверений на право владения ими. Это предусмотрено в п. 7 Правил N 444. При покупке изделий у населения выдаются квитанции. Порядок их оформления установлен в п. п. 12 и 13 указанных Правил.

Правилами N 55 установлено, что ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, предназначенные для продажи, должны быть заклеймены государственным пробирным клеймом. Изделия представляются на опробование и клеймение в государственные инспекции пробирного надзора их изготовителями, включая организации, осуществляющие реставрацию, а ввезенные на территорию Российской Федерации для продажи - организацией или индивидуальным предпринимателем, которые ввезли эти изделия.

Приемка приобретенных у населения ювелирных изделий отражается в учете так же, как и покупка аналогичных товаров у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Поскольку физические лица не являются плательщиками НДС, "входной" НДС в случае скупки у них ювелирных изделий не отражается.

Ювелирные магазины могут не приобретать ювелирные изделия в собственность, а принимать их на комиссию.

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней принимаются на комиссию в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569. Их прием оформляют унифицированными формами документов, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. В этом случае выручкой магазина считается комиссионное вознаграждение.

Остальная сумма, полученная от покупателей, причитается собственнику - лицу, сдавшему ювелирные изделия на комиссию (комитенту).

Пример 2 . Бочарова Е.Г. передала золотые часы магазину ООО "Золотой" по договору комиссии, в соответствии с которым они должны быть реализованы по цене не ниже 15 000 руб., а комиссионное вознаграждение магазина составит 10% от продажной цены украшений. Магазин "Золотой" реализовал украшение за 17 300 руб.

В бухгалтерском учете магазина были составлены следующие проводки:

  1. Приняты на комиссию золотые часы:
дебет 004 "Товары, принятые на комиссию" 15 000 руб.
  1. Отражена выручка от продажи сданных на комиссию золотых часов:

Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
субсчет "Расчеты с комитентом" 16 300 руб.

  1. Списаны проданные золотые часы, принятые на комиссию от Бочаровой Е.Г.:
кредит 004 15 000 руб.
  1. Отражено комиссионное вознаграждение магазина:

дебет 76, субсчет "Расчеты с комитентом"

Кредит 90, субсчет "Выручка" (16 300 x 10%) 1630 руб.

  1. Из кассы выданы денежные средства Бочаровой Е.Г. за проданные золотые часы:

Кредит 76, субсчет "Расчеты с комитентом"
(16 300 - 1630) 14 670 руб.

  1. Начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения:

дебет 90, субсчет "НДС"

Кредит 68 (1630 x 18/118) 248-64 руб.

  1. Определен финансовый результат (прибыль):

дебет 90, субсчет "Прибыль/убыток от продаж"

Кредит 99 1381-36 руб.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Перечню товаров длительного пользования продукция ювелирной промышленности не относится к товарам, на которые изготовитель обязан устанавливать гарантийный срок. Изготовитель лишь имеет право устанавливать гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка он обязан удовлетворить требования покупателя, установленные в ст. 18 данного Закона.

В соответствии с п. 31 Правил N 55, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем в разумный срок, но в пределах двух лет со дня покупки. Также это можно сделать в пределах более длительного срока, установленного в соответствии с федеральным законом или договором.

Если обнаруженные недостатки товара нельзя устранить, покупатель может по своему выбору потребовать его замены товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного ремонта или возврата уплаченной суммы.

Продавец ювелирных изделий обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. При возникновении спора о причинах недостатков магазин обязан провести независимую экспертизу товара за свой счет.

В соответствии с п. 9 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, изделия из драгоценных металлов, изделия с драгоценными камнями, изделия из драгоценных металлов со вставками из драгоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни, не имеющие недостатков, не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, то есть если покупатель решит вернуть ювелирное изделие просто потому, что его не устраивает размер или фасон, то магазин может ему отказать.

Рассказать друзьям