Психология подростка. Еще не подросток: самое спокойное время в жизни мальчика Психология детей 11 12 лет

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ребенок вступает в сложный как в физическом, так и в эмоциональном плане период. Происходят изменения тела, формируются взрослые черты, перестраивается обмен веществ, что приводит к эмоциональной неустойчивости, ранимости. Родителям нужно проявить много терпения и понимания в этот период к своим детям.

Вступление в период ранней фазы полового созревание напросто для самого ребенка. Изменения тела, некоторая неуклюжесть и угловатость приводит к тому, что ребенок испытывает комплексы. Отсюда зажатость, стеснение, изменение поведения, и даже вспышки гнева и агрессии. В этом возрасте дети отдаляются от родителей, становятся все более самостоятельными. Однако, даже не признавая этого, в 11 лет дети все еще нуждаются в поддержке, одобрении и советах родителей.

В этом возрасте активно развивается мышление, интеллектуальные способности, логика абстрактное мышление. Дети вполне могут планировать свои дела и просчитывать поступки, понимают вытекающие из них последствия. Сейчас для детей важно социальное взаимодействие, на первое место уже выходит не учеба успехи в ней, а мнение о ребенке его способностях со стороны коллектива и окружающих. Постепенно проявляется и интерес к противоположному полу, хотя пока еще контакты более активны с детьми своего пола.

Особенности воспитания детей в 11 лет

Сейчас ребенку важно общественное одобрение и его трудолюбие на пике.

В этом возрасте важно прививать любовь к труду и помощь ближним, развивать таланты, кулинарные способности, страсть к рукоделию. В воспитании девочки прежде всего нужно уделить внимание вопросам бытового характера - необходимости посильной помощи взрослым, подержания порядка и ухода за младшими, животными. Не менее важно воспитание высоких нравственных качеств девочки. В этом возрасте приходит время поговорить о половом воспитании, интимной близости и последствиях необдуманных шагов. Важно стать девочке другом, чтобы она могла доверять вам самые деликатные и серьезные тайны.

Мальчики несколько отстают в развитии от девочек на этапе полового созревания. Поэтому, они в этом возрасте еще могут быть увлечены машинкам и играми, в то время как девочки уже задумываются о любви. Однако, важно знать как правильно воспитывать мальчика 11 лет, чтобы заложить в нем высокие моральные качества - ответственность, заботу о близких и более слабых, верность и честность. Родителям нужно знать, что основа воспитания - это собственный положительный пример отношений в семье, между друзьями коллегами. Дети копируют наше с вами поведение и отношение к миру.

Психология 11-летних детей

Особенности психологии детей в этом возрасте - изменения внешности, совпадающие с измерениями характера. Порой дети сами не могут понять, что с ним происходит, от неуверенности в себе и внутренних переживаний может возникать агрессия, жестокость. Во многом, психология мальчика 11 лет отличается от девочки, так как сроки их развития не синхронны. У девочек в этот период отмечается нервозность, плаксивость и обидчивость, связанная с изменениями внешности. В то время как мальчики в этом возрасте добавляют масла в огонь, дразня девочек, и обращая внимания на внешность, прилепляя обидные прозвища.

В этом возрасте начинается стремление к самостоятельности, принятию взрослых решений, но нужно понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 11 лет или его ровесница-девочка. Дети такого возраста уже легко могут оставаться одни дома, присматривая за младшими и выполняя несложную домашнюю работу. Помимо самостоятельного выполнения уроков, общения в соцсети, прогулок и прочего, дети должны полностью себя обслуживать - постирать и погладить свои вещи, приготовить себе несложную еду, полностью сами соблюдать гигиену тела и волос, оказать себе первую помощь при мелких травмах или порезах.

Симптомы кризиса у одиннадцатилетних детей

В периоде примерно после 10 лет, формируется особый возрастной кризис. Он возникает в силу внутренних и внешних изменений, которые формируют особое напряжение нервной системы, что выливается в изменение поведения, отношений с родными и друзьями. Часто, переходный возраст у мальчиков в 11 лет проявляется проблемами в учебе, непослушанием, скандалами и ссорами с родителями. Не отстают в этом возрасте и девочки, их поведение тоже оставляет желать лучшего, они стараются доказать свою взрослость путем капризов и истерик. В итоге, это приводит к напряженности отношений с родителями. Такой период нужно пережить, максимально тактично и деликатно относясь к ребенку, став его другом и завоевав его доверие. Тогда вам будет проще понять, что происходит.

Можно сказать, что к девятилетнему возрасту ребенок окончательно распрощался с ролью малыша, он вырос и повзрослел. Развитие ребенка в 9 лет и далее относится к подростковому периоду, когда активно формируется личность, и стремительно происходят физиологические изменения в организме. Развитие ребенка в 9 лет характерно тем, что он стал не только более уравновешенным, но и ответственным, он хорошо разбирается во многих вопросах и больше понимает. Развитие ребенка 11 лет характерно тем, что подросток активно начинает изъяснять и отстаивать собственную точку зрения, его мнение превалирует над мнением окружающих и кажется единственно верным. Также развиваясь, ребенок 12 лет «отвоевывает» личное пространство и самоутверждается. Чтобы развитие ребенка в 10 лет и на протяжении всего подросткового периода проходило безболезненно и правильно, родителям стоит понимать изменения, происходящие в организме и сознании их ребенка и уметь своевременно к ним адаптироваться.

Физиологическое развитие подростка

Несмотря на раннее развитие современного молодого поколения, все же период полового созревания принято относить к 10-13 годам. Физиологическое развитие ребенка в 9 лет обычно протекает без каких-либо ярко выраженных метаморфоз. А вот ребенок 10-12 лет обычно уже вступает в стадию подростковых изменений, которые затрагивают не только организм, но характер и самосознание. У некоторых детей данный период проходит безболезненно, другие же переживают массу волнений и трудностей. Так как избежать данной «перестройки организма», запрограммированной природой, не удастся, важно быть осведомленным о ее особенностях. Ведь многие дети не могут понять своего состояния и происходящего и поэтому на данном этапе помощь должны оказать родители.

  • Развитие ребенка 10 лет. Десятилетний ребенок только вступает в подростковый период. У девочек физиологические изменения в организме происходят обычно раньше и быстрее, чем у мальчиков. В большинстве случаев гормональная перестройка сопровождается резкой сменой эмоций, возникновением выраженного интереса к противоположному полу, активным формированием межполовых отношений. С началом полового созревания в кровь усиленно поступает половой гормон.
  • Развитие ребенка 11 лет. Примерно к 11 годам девочки начинают прибавлять в массе тела, тогда как у мальчиков пока не наблюдается существенных изменений в весе. Нередко в этом возрасте проявляются и первые признаки личностный изменений, ребенок становится вспыльчивым, отдаляется от родителей.
  • Развитие ребенка 12 лет. Происходит развитие вторичных половых признаков и перераспределение жира на теле. У мальчиков резко увеличивается размер яичек, происходит ломка голоса, появляются волосы в интимных зонах, случаются ночные поллюции. У девочек также появляется волосяной покров в интимной зоне, растет грудь, очерчивается фигура. Главным авторитетом для ребенка в этом возрасте являются сверстники, у подростков снижается интерес к учебе, могут меняться ценности и увлечения. Ребенок может присоединиться к молодежной субкультуре. Этот возрастной период является подготовительным этапом к общественно-половым отношениям, поэтому родителям следует обсуждать волнующие подростка темы и просто непринужденно беседовать о семейных, межличностных и половых отношениях.
  • Развитие ребенка 13 лет. В этот период происходит так называемый скачок роста, когда подросток быстро вытягивается. Продолжается увеличение массы тела, мальчики могут весить от 38 до 50 кг, а девочки 43-52 кг. У мальчиков происходит наращивание мышечной массы, а у девочек продолжает формироваться женская фигура.

Что могут сделать родители, для правильного развития ребенка 10 лет и на протяжении всего подросткового возраста? Во-первых, со стороны родителей требуется понимание и соблюдение дружеского тона общения. Нужно продолжать беседовать с ребенком, причем не читать нотаций, а вести диалог, разговаривая тогда, когда ребенок открыт к общению. Важно не только обсуждать различия между мужчинами и женщинами и обговаривать нюансы межполовых отношений, но и показывать ребенку различные аспекты социальных отношений. Не стесняйте обсуждать с ребенком и сексуальные аспекты, импульсы и влечение, помогая ему разобраться в себе. Если ребенок не желает выходить на откровенные разговоры, можно предлагать ему качественную литературу и фильмы на данную тематику. Родителям важно понимать, что в этот период ребенок активно познает себя и пытается выстроить новые отношения с окружающими, следует помочь ему найти гармонию между собственным и общественным.

Психологическое развитие ребенка 10 лет и 11-13 лет

К десяти годам ребенок выглядит действительно повзрослевшим, а к 12-13 годам практически полностью заканчивается формирование личности ребенка. В этот период важно сохранить связь между родителями и детьми, так как она именно в это время наиболее слабая и хрупкая, ведь ребенок готов слушать кого угодно, только не родителей.

Для развития ребенка 10 лет характерно повышение коммуникабельности и самостоятельности. Ребенок легко заводит знакомства, уютно чувствует себя в компании сверстников, проводит много времени с друзьями. Все попытки сократить общение ребенка будут восприняты с негодованием, поэтому запреты здесь не помогут. Свои просьбы и пожелания выражайте не в ультимативной форме, а в виде дружеских советов или констатации факта.

Для правильного психологического развития ребенка 11 лет необходимо ему предоставить большую степень свободы. К примеру, можно отправить его в хороший пионерский лагерь, здесь он может безопасно отдохнуть без родительского контроля.

Психологическое развитие ребенка 12 лет характеризуется отдалением от родителей, подросток пытается «огородиться» от окружающих. В этот период важно ослабить контроль, но ни в коем случае не убирать его. Разговаривать с ребенком следует методом ведения переговоров и достижения компромиссов.

Развитие ребенка 13 лет относится к периоду большей психологической стабильности, у подростка уже сформированы основные ценности и взгляды на жизнь, он имеет собственные убеждения и готов считаться с мнением близких. Понимая особенности развития ребенка 13 лет, родителям важно относиться к нему, как к равному, учитывая его мнение и пожелания, но все же продолжайте соблюдать правила, заведенные в семье и воспитывать ребенка.

Психологические особенности детей 11-12 лет.

Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости.

Изменившиеся условия обучения детей 11-12 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов. Период 11-12 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. [

Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. к концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в 5-ом классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учащихся.

От того, как проходит начальный этап обучения, во многом зависит и успешность перехода подростков к качественно иной учебной мотивации. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения (это и отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания на уроках, конфликты).

Так как ведущей деятельностью учащихся 5-х классов является общение, то наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками, на эмоциональное состояние ребенка начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами. Даже в школу, как показывают опросы, они ходят, в первую очередь, ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют смысл лишь, когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если же в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный ученик может специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям».

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика.

Путь, по которому пойдет становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап.

Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.

В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Сопровождающему легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение.

В возрасте 11-12 лет для ребенка резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.

В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике.

Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» он еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» («Мы - группа») составляют сверстники.

Он начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность ребенку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний.

Отроки стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления.

Однако рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве., он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему отстаивать свое право быть личностью.

Рассказать друзьям