Ценность семьи глазами молодежи. Семья глазами подростка Взгляды современной молодежи на брак и семью

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Семья глазами современных юношей и девушек.

Эту тема выбрана не случайно, вопросы семьи, взаимоотношений мужчины и женщины, воспитания и благополучия детей актуальны сейчас и будут актуальна всегда. В современном мире актуальность выбранной темы обусловлена большим количеством разводов, особенно среди молодых людей. Важностью быть готовым к созданию семьи, нести ответственность и уметь заботиться о своих супругах и детях и материально и психологически.

Цель исследования : изучение и выявление сходств и различий в видении своей будущей семьи современных юношей и девушек.

Я думаю, причина большого количества разводов состоит в неготовности молодого поколения к созданию семьи. Научная и теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование посвящено очень важному жизненному явлению – представлению и готовности к семейной жизни современных юношей и девушек.

Участники исследования: юноши и девушки в возрасте 16-18 лет, учащиеся 10 и 11 классов.

Молодые люди, принявшие участие в социально-психологическом исследовании – это люди, находящиеся на границе подросткового и юношеского возрастов. Подростковый и юношеский возраст - стадия вхождения во взрослую жизнь. Вступив в юность, молодой человек завершает период взрослостью, когда он сам определяет для себя свою судьбу и свой путь.

Прежде чем перейти к опросу о будущей семье, я решила узнать, какова ситуация и взаимоотношения в сегодняшних семьях респондентов. 46% - считают, что в их семье отличные взаимоотношения, у 52% - хорошие, а 2% - считают их удовлетворительными. Также в ходе анкетирования, я предложила ответить на такой вопрос как, хотят ли они такие же отношения в своей будущей семье? 58% - ответили да, а 42% - не хотели бы.

Для того чтобы узнать, как у молодых людей расставлены приоритеты в вопросе о создании семьи, в анкеты был задан вопрос о распределении ценностей. Для большинства в приоритете оказалась семейная жизнь – 96%. Воспитание детей- 82%. Успешная профессиональная деятельность – 78%. Достижение материального благополучия – 76%. Развитие своих способностей – 62%. Познание себя – 47%.

Главными причинами и условиями для вступления в брак являются: для д евушек любовь, воспитание детей, физическая и духовная совместимость, продолжение рода, узаконивание отношений с любимым человеком; для ю ношей т ак же любовь, взаимопонимание, уверенность в партнере, продолжение рода, создание крепкой дружной семьи.

Необходимыми условиями для счастливого брака являются - на первом месте у девушек взаимная любовь, далее общие интересы и взаимное уважение, общие дети, материальный достаток. У юношей: взаимная любовь, материальный достаток, общие дети, схожие взгляды на жизнь. Лично для меня, удивило, что всего 1 девушка и 2 юношей считают, что важным для вступления в брак является материальная самостоятельность молодых. И только 3 девушки и 5 юношей считаю важными хорошие взаимоотношения с родителями супруга!

Уважительной причиной для развода, по мнению молодежи, может стать для девушек: измена, предательство, тирания, избиение, плохое отношение к детям, неуважение. Среди юношей: измена, обман, ссоры.

Необходимые качества для девушек, которыми должен обладать избранник - хороший характер, образованность, ум, интеллигентность, умение вести себя в обществе, быть из хорошей семьи, материальный достаток, престижная профессия, привлекательная внешность.

Для юношей: привлекательная внешность, стройная фигура, умение вести домашнее хозяйство, хороший характер, материальный достаток, образованность, ум, нравиться вашим родителям.

Многие специалисты: врачи, педагоги, психологи сходятся во мнении, что современные молодые люди и подростки склонны к погружению в себя, абстрагированию от окружающего мира, от знакомств, от живого общения, что ведет к замкнутости и потери интереса к жизни, к познанию чего-либо нового. А вместе с тем исчезает традиционная семья. Для нового поколения, когда оно вырастет, психологические проблемы создания семьи будут еще более острыми.

Из всего этого мы можем сделать вывод о том, что современные молодые люди хотят иметь семью, воспитывать детей, понимают какие необходимы условия для счастливого брака, но не имеют четких представлений о том, какие качества важны при выборе супруга, что прежде чем вступит в брак необходимо иметь собственные доходы, очень важно прислушиваться и уважать мнение родителей, при чем как своих, так и своей половинки.

В заключении хочется сказать, что счастливый брак, это не непостижимая высота. Все дело в нравах, отношении к окружающим. Нужно знать, что брак и создание семьи, это возможно самый главный шаг в жизни человека.

УДК 314.6+316.752 К.А. Ружинская, Е.С. Цыганенко, О.Е. Пантелеева ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ В статье рассматриваются ценностные ориентиры современной молодежи. Определена роль института семьи и брака в процессе социализации личности. На основе анализа общественного мнения зафиксирована динамика ценности семьи для различных возрастных групп населения и исторических периодов. Выявлены факторы, оказывающие негативное воздействие на формирование отношения молодежи к семейной жизни. Рассмотрена роль государства в создании условий для закрепления ценности семьи у молодых людей. Ключевые слова: молодежь, молодые люди, семья, брак, ценности. Молодежь, как катализатор в цепочке повседневных событий, способна идти наперекор биологическим ритмам, законам природы и чужим убеждениям. К сожалению, ухватить от жизни все – невозможно, поэтому, приходится расставлять приоритеты. Самостоятельность на любом этапе развития являлась ведущим качеством личности, которое выражалось, прежде всего, в ответственности за себя и своих близких. Безусловно, в некоторых вопросах молодежь является серьезной и ответственной, чаще – наивной и инфантильной. Главное, это не бояться совершать ошибки, из которых впоследствии формируется жизненный опыт. Но, как бы то ни было, интересно отметить, что именно семья закладывает основы будущего жизненного опыта и моделей поведения молодёжи . Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос «Идеальная семья для Вас – это…». Опрос наглядно показывает представления молодых людей о семейной жизни. Молодежь в возрасте от 18 до 25 лет считает идеальной такую семью, в которой царит взаимопонимание, поддержка и уважение, несмотря на возникающие финансовые трудности. Также, молодым людям важна самостоятельность и обособленность от других родственников в ведении семейных дел. Кроме того, важно, чтобы интересы семьи в целом стояли выше частных интересов каждого ее члена. Идеальная семья в представлении молодежи от 25 до 34 лет практически не отличается от предыдущей возрастной группы. Единственное отличие, состоит в том, что в данной возрастной категории молодые люди больше предпочитают равноправие, нежели наличие единого лидера в семье. Как видно, идеальная семья уже не ассоциируется с высоким уровнем материального дохода, как это было в 2012 году, когда 17% россиян считали материальные блага залогом идеальных семейных отношений. Сегодня, 87% респондентов не пугают финансовые проблемы, главное, чтобы в семье было взаимопонимание, поддержка и уважение, а патриархальный тип семьи является пережитком прошлого. Данный формат взаимоотношений в семье поддерживают 52% россиян. Свое отношение молодые супруги поменяли и к вмешательству в их личную жизнь со стороны родственников. Так, в 2016 году отказываются от советов и помощи семьи 58% респондентов, что на 7% меньше, чем в 2012 . Популярность к регистрации официальных браков снижается. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2014 году зафиксировано 1225985 регистраций браков, а в 2015 году – 1161068, что на 64917 меньше. С разводами дела обстоят лучше, ведь в 2014 году их зафиксировано 693730, а в 2015 – 611646, что на 82084 меньше, чем в прошлом году. Возможно, это связано с увеличением пошлины, которая могла снизить 1 количество обращений в суд с просьбой о разводе . В современных условиях развития общества, где однополые браки становятся нормой - актуально говорить о ценностной ориентации семьи. Безусловно, главными ценностями в семье являются любовь, поддержка, комфорт, и дети. Существующая на данный момент © Ружинская К.А., Цыганенко Е.С., Пантелеева О.Е., 2016 г.

высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева

Кафедра истории и гуманитарных наук

Контрольная работа по социологии

Отношение современной молодежи к семье и браку

                  Выполнил: студент гр. ИЭЗУ-01

                  Шнитова Ю. В.

                Проверил : Гаврин Д.А.

Красноярск, 2012 г.

Введение

Тема «Отношение студенческой молодежи к браку» выбрана не случайно. Учитывая курс, который государства выбрало на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, изучение отношения молодежи к браку и семьи представляет огромный интерес.

Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.

В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад.

В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.

Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи.

Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.

  1. Семья как социальный институт общества

    1.1 Понятия «семья», «брак», «гражданский брак» и брачно-семейные отношения

Выявление содержательной стороны отношения современной молодежи к семейной жизни предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых понятий, как «семья», «брак», «функции семьи», а также рассмотрения феномена «гражданского брака».

Существует много подходов к интерпретации термина «семья». Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами» 1 . В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» 2 .

В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально- психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

«Семья - это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений» 3 .

«Брак и семья – два наиважнейших в нашей жизни понятия, определений которых очень и очень много. В зависимости от культуры того или иного места эти понятия могут различаться, но ясно одно – семья и брак в главном своем значении подразумевают под собой тесные взаимоотношения, в большинстве случаев конечной целью которых является рождение ребенка» 4 . Почему в главном своем значении? Потому что супруги также могут и не проживать друг с другом, и, тем не менее, находиться в браке, или же семья может существовать, даже если по работе одному из супругов надо надолго уехать. Брак, на протяжении истории своего существования, прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать». Но при всем разнообразии взаимоотношений людей брачные союзы можно легко классифицировать (Схема 1.1).

Схема 1.1 Типология брака

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю. Семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей.

    1.2 Готовность молодых людей к семейной жизни

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, существует вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Совместимость молодых людей, вступающих в брак, является важным условием для создания стабильной и благополучной семьи 5 .

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяется так же готовность молодежи к браку. Это система социально- психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1) Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2) Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3) Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4) Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, пониманию эмоционального мира партнера.

5) Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6) Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е.С.Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность, а также, сексуальную» 6 .

Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (обязательное среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания, возраст), экономическую самостоятельность, здоровье. Развитое нравственное сознание юношей и девушек – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Оно проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте общения с ними. Развитое нравственное сознание предполагает наличие минимума правовых знаний о семье, знакомство с основами семейного законодательства, а именно: права и обязанности супругов, родителей, детей, правовые нормы, регулирующие отношения в браке и семье. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятным с медицинской точки зрения возрастом вступления в брак для женщины является 20-22 года, для мужчины – 23-28 лет, т.к. организм мужчины достигает полной зрелости позже женского. Этот возраст благоприятен для рождения здоровых детей. К этому времени многими молодыми людьми приобретается профессия, появляется определенная экономическая самостоятельность. С демографической точки зрения важно увеличить время для рождения нескольких детей, поскольку после 30 лет не каждая женщина отважится родить второго или третьего ребенка.

«Психологическая готовность к созданию семьи предполагает наличие навыков общения с людьми, единство или схожесть взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности» 7 . Культура общения складывается на протяжении всей предшествующей вступлению в брак жизни молодых людей. Многие юноши и девушки, безусловно, владеют ею и знают, что это – умение выслушать друг друга, вникнуть в содержание разговора, организовать содержательный досуг. Правила общения требуют бережного, уважительного отношения к девушке, женщине. Считается, что если человек до 16 лет не научился элементарным правилам поведения в обществе, то ему придется нелегко во взаимоотношениях с любимым. Единство как схожесть взглядов на мир и семейную жизнь является психологическим фундаментом семьи. На нем строится психологический климат семьи, формируется психологическая совместимость супругов. Разобщенность этих взглядов нередко является причиной развода. Немаловажна и устойчивость характера и чувств молодых людей. Объективная оценка своего характера, понимание особенностей характера будущего супруга, эмоциональная сдержанность во многом способствуют созданию благоприятного психологического климата. Особенно важны терпимость и справедливость в оценке поступков членов семьи. Важно также почувствовать состояние другого человека, предвидеть его эмоциональную реакцию. Конечно, свойства характера на момент заключения брака являются важным, но далеко не решающим фактором стабильности семьи. Дело в том, что в ходе семейной жизни происходит (при обоюдном желании, разумеется) приспособление, адаптация супругов друг к другу, освоение ими супружеских и родительских ролей. Возможность такой адаптации дает пластичность, гибкость нервной системы человека, его психики. Человек может компенсировать недостаточное развитие у себя черт характера интенсивным развитием других; например, у нерешительного человека чаще всего интенсивно развивается привязанность к людям. Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве.

Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

.

2. Отношение современной молодежи к семье и браку

Вопросы вступления в брак и создания семьи всегда актуальны среди молодежи. Семья – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Однако в современное время ценностное отношение к семье и браку меняется, особенно среди молодежи.

    2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений

В настоящее время одно из главных мест в социологических и демографических исследованиях занимает проблема ценности семьи, поскольку именно она является главным агентом социализации подрастающего поколения, формируя первичные ценностные ориентации и установки молодежи, дает чувство единства, безопасности, обеспечивает эмоциональную и материальную поддержку членам семьи.

«Ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением» 8 . По сути, ценность - не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.

Семья является приоритетной ценностью любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее. Изучение представлений современной молодежи о своей будущей семье наиболее актуально в связи с тем, что именно молодежь оказывается наиболее чувствительной и восприимчивой к происходящим социальным переменам государства.

Юношеский возраст – это период жизненного и профессионального самоопределения личности. Этот период жизни человека характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом.

Семейные ценности молодежи складываются в определенную систему, имеющую три основных направления:

Социально-структурные ориентации и планы;

Планы и ориентации на определенный образ жизни в семье;

Деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов, в том числе, семье.

Они являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

В целом, семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью. Сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодого российского населения не приветствуется. Главными ценностями семейной жизни большинство молодых россиян традиционно считает детей и эмоционально-духовную близость брачных партнеров.

«Семейно-брачные ценности личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно- потребностной сферой и системой личностных смыслов» 9 . Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации, с другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления. По своему функциональному значению семейные ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека.

Подавляющее большинство юношей и девушек считают, что партнер по браку должен иметь равный образовательный статус, и только незначительная часть девушек готовы к тому, что партнер по браку будет более образован, чем они сами. Но большая часть считает, что это не имеет значения, лишь бы был достойный и интересный человек. Примерно такие же представления существуют у молодежи относительно равенства партнеров в культурном уровне.

Что касается материального статуса, молодежь демонстрирует достаточно традиционные, стереотипные взгляды: мужчины видят себя, прежде всего, добытчиками, ответственными за материальное благополучие семьи, а девушки – хранительницами домашнего очага.

Две трети девушек считают, что будущий партнер по браку должен быть более обеспечен, чем они сами, другие считают, что по материальному статусу они должны быть равны. Мнения юношей по этому вопросу более дифференцированы. Большая часть их считает, что материальный уровень партнеров не имеет значения для брачно-семейных отношений или он должен быть равным.

При выборе форм брачно-семейных отношений более половины юношей и девушек выбирают зарегистрированный брак, треть предпочитает незарегистрированное сожительство – гражданский брак и лишь незначительная часть предпочитает жить в одиночестве. Девушки указывают и другие варианты развития отношений с партнером: первоначальное проживание в гражданском браке с последующей регистрацией отношений. Юноши также считают, что выбор формы брачно-семейных отношений зависит от жизненных обстоятельств. С точки зрения юношей и девушек гражданский брак гарантирует большую свободу отношений, меньше обязательств и ответственности, дает возможность разойтись без лишних проблем и в то же время обеспечивает возможность лучше узнать друг друга.

Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака большая часть девушек и юношей видят в большей уверенности, стабильности, надежности, ответственности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей.

Большой интерес представляют мнения молодых россиян о родительской семье, ее главных ценностях и материальном достатке. Их совокупность позволяет с достаточной определенностью прогнозировать будущее семейно-брачное поведение молодежи. По данным исследований, 28% юношей и девушек считают родительскую семью образцом для себя. Вместе с тем значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские. Это неудивительно, поскольку современная молодежь живет в совершенно других условиях и значительная часть родительских ценностей перестает быть актуальной для нее. Характерно, что наиболее радикально настроены девушки, юноши имеют более традиционные взгляды на семью и ее ценность.

Таким образом, семья представляет для современной молодежи важную жизненную ценность. Представления молодежи о семье вариативны и в большей степени связаны с психологическими аспектами брачно-семейных отношений, чем социально-бытовой ее направленностью.

В современных условиях тотальных социальных изменений, социального прогресса и демократизации отношений полов актуальной становится психолого-педагогическая проблема формирования и развития в юношеском возрасте ценностно-ориентационной системы представлений личности о семье, так как именно этот период развития личности характеризуется необходимостью осмысления полученного социального и интимного опыта, знаний, приобретенных в процессе взаимодействия с окружающим миром.

    1. Влияние родителей на отношение молодежи к семье

В воспитании будущего семьянина огромная роль принадлежит семье. Семья является первичным институтом социализации подрастающего поколения, передачи опыта семейной жизни; ее воспитательное воздействие на ребенка трудно переоценить. Для ребенка, его нравственного, психического развития семья выступает как социальная среда самого ближайшего окружения. В семье ребенок получает первоначальные знания о мире, здесь формируется его характер, потребности, интересы, нравственные идеалы и убеждения, основы гуманистических и альтруистических чувств, в ней он усваивает моральные ценности, социальные нормы, формирует мироощущение и отношение к другим людям. Непосредственный опыт родительской семьи определяет во многом процесс личностного самоопределения, сложившиеся установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни.

Поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семье и браке, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу.

«Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, материально-бытовые условия, личностные качества родителей, характер отношений в семье, духовно-нравственные интересы ее членов. Особую значимость приобретает внутренняя атмосфера семьи» 10
и т.д.................

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

УДК 94(47+57)+321

Отношение современной молодежи к семье и браку

Табейкина Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье говорится о необходимости подготовки современной молодежи к семейной жизни, что требует выработку и проявление определенных качеств.

Ключевые слова: Семья, молодежь, брак, судьба, ответственность, самооценка.

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, существует вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Совместимость молодых людей, вступающих в брак, является важным условием для создания стабильной и благополучной семьи.

Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям.

Список литературы

  1. Неудачина И.Г. Современная российская семья: гендерный анализ Екатеринбург, 2003.
  2. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества.\\ Cоциологические исследования, 2004, №7
  3. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор семьи. // Общественные науки и современность, 2008, № 3.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Семья глазами современного старшеклассника

Введение

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции юного гражданина. Воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.

Проблема сохранения семейных ценностей и возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

В 2012 году уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил тему «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым. Как отметил Уполномоченный, современная семья испытывает кризис, под которым подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Это свидетельствуют о том, что школа должна уделять больше внимания подготовке учащихся к семейной жизни. Поэтому воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит благополучие не только их будущих семей, но и общества в целом.

Современная молодежь является «мобильной» частью общества, которая легко может адаптироваться к происходящим социальным переменам в государстве. Проходя этап своего становления, молодые люди находятся в условиях, где происходит формирование социальных отношений и утрата старых ценностей, поэтому изучение мнений современной молодежи о своей будущей семье, понимание того, какими ценностями, руководствуются молодые люди в современном обществе, является актуальным. Этой теме мы посвятили данное исследование.

Цель исследования:

Выявить основные семейные ценности современной молодежи и создать образ идеальной семьи по результатам исследования.

В ходе работы были выделены следующие задачи:

1. Выяснить, важен ли для молодежи официальный брак;

2. Выявить возможные причины вступления в официальный брак;

3. Узнать, какой смысл молодые люди вкладывают в понятие «семья»;

4. Узнать, что нужно молодежи для того, чтобы создать семью;

5. Выяснить, какие семейные ценности наиболее важны для молодежи;

Объектом исследования явились учащиеся старших классов МБОУ «СОШ №22»

Предметом исследования являются семейные ценности молодежи.

Моя гипотеза: я предполагаю, что любовь, доверие и взаимоуважение, составляющие основу семейных ценностей с давних времен, актуальны и в современном обществе.

1.Теоретическая часть

семья анкетирование ученик

1.1 Что такое семья?

У слова семья существует несколько, схожих между собой, определений, мы возьмем такое:

Семья -- основанная на браке, кровном родстве или усыновлении малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья как социальный институт оформилась тысячелетия назад и претерпела в ходе развития человеческого общества существенные изменения. На смену патриархальной семье, где основная власть принадлежит главе семейства - отцу, а роль женщины сводится только к рождению и воспитанию детей, приходит семья партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства и воспитание детей. В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. Разрушается многопоколенная семья, где представители 2-3 поколений ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт. Типичной в современном обществе является нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары с детьми.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

1.2 Функции семьи

Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества:

· Репродуктивная функция семьи - биологическое воспроизводство населения и удовлетворение потребности в детях;

· Воспитательная функция семьи - формирование личности ребенка, передача детям взрослыми членами семьи накопленного социального опыта;

· Хозяйственно-бытовая функция семьи - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

· Экономическая - материальная поддержка детей и нетрудоспособных членов семьи;

· Эмоциональная - психологическая поддержка членов семьи;

· Духовно - нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

· Социально - статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи;

· Функция первичного социального контроля - ответственность за поведение, деятельность членов семьи в обществе;

· Досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение членов семьи.

1.3 Проблемы, возникающие в семье

Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений, так как семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами.

Первая проблема, которая затрагивает семейные отношения - это принятие каждого члена семьи как человека, который чем-то обязан другим членам. Что указывает на отсутствие настоящего уважения и благодарности за все, что дают родные люди, не требуя ничего взамен.

Другая проблема в семейных отношениях -- нехватка времени друг для друга. Работа и личная жизнь занимают у людей столько времени, что его почти не остается на семью. Это приводит к серьезным эмоциональным проблемам.

Увеличивается количество разводов. За последние тридцать лет количество разводов в России возросло в шесть раз, ежегодно распадается каждый третий брак.

Еще одна проблема - кризис родительства, т.е. невыполнение отцом или матерью своих родительских обязанностей, отказ от детей. Ежегодно в нашей стране свыше 700 тыс. детей остаются в неполной семье.

Все чаще встречаются «гражданские браки» (сожительства), которые приводят к снятию с себя обязательств. В такой семье кроме юридических проблем у ребенка может развиться неуверенность в стабильности семьи.

Растущая эмансипация женщин, все более активное их участие в общественной жизни создают большие трудности в выполнении предписанной им природой обязанности быть матерью. В этом заключается основное противоречие современной семьи. С ним связано такое явление как отказ части женщин заводить детей, заниматься их воспитанием.

Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах (приготовление обеда, уборка квартиры и т.п.). Исследования показывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, появляется ощущение общности.

1.4 Семейные ценности

В современный период в российском обществе идет смена социальных и духовных ценностей, ментальных основ жизнедеятельности людей. Глубокие изменения социокультурной реальности находят свое отражение в трансформации современной российской семьи, в семейных ценностях.

Семейные ценности -- совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

На выработку представлений об идеале семьи, о желаемом характере и стиле семейных отношений большое влияние оказывает мировоззрение. Молодые люди учатся, много читают, приобщаются к культурным ценностям, посещают театры, кино. Все это оказывает воздействие на формирование определенного стереотипа поведения, нравственных оценок и эмоций. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, и выяснить представления молодежи о будущей семье.

2. Практическая часть

Основным практическим инструментом в исследовании я выбрала анкетирование, так как данный метод сбора информации наиболее нагляден. Участниками исследования стали учащиеся 9,10,11 классов. Общая сумма респондентов составила 52 человека.

1. Желание молодежи вступать в официальный брак.

Первой задачей исследования было выяснить, важен ли для молодежи официальный брак. Для проведения опроса молодые люди были разделены по половому признаку. На вопрос о желании респондентов вступать в официальный брак девушки единодушно ответили «Да», в то время как 18% парней предпочли бы не узаконивать свои отношения. (Приложение №1)

2. Причины вступления в брак.

Одной из задач исследования было выявить возможные причины вступления в официальный брак. Для этого респондентам была предложена анкета с 5 вариантами ответа. По ее результатам, такой мотив как "любовь", остается основным при вступлении в брак, его выбрали 58% респондентов. На втором месте стоит "желание создать семью", 23%. На третье место молодые люди поставили «расчет» , 9%. (Приложение №2)

3. Значение слова семья для современного старшеклассника.

Также необходимо было выяснить, какой смысл вкладывают молодые люди в понятие «семья». Для проведения исследования была составлена анкета, в которой опрошенные должны были выбрать одно из нескольких определений к слову семья, наиболее близкое для них. Респонденты были разделены по возрастному признаку. Для многих девятиклассников (45%) семья - это личное пространство человека, где его поддерживают и любят. 33% считают, что семья - это люди разных поколений, связанные кровным и духовным родством. И 22% - смысл жизни каждого человека. Для десятиклассников же семья - это взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт. На втором месте - «Ответственность и забота друг о друге, детях» ,33%. «Личное пространство человека, где его поддерживают и любят» у десятиклассников, в отличие от 9-классников, заняло лишь 3 место. А вот у 11-классников первое место заняло определение семьи как смысла жизни каждого человека. Второе и третье место разделили «союз двух любящих и уважающих друг друга людей» и «взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт». (Приложение №3)

4. Желание старшеклассников иметь семью, похожую на родительскую.

5. Достаточное условие для создания семьи.

Также в ходе исследования нужно было узнать, что необходимо молодежи для того, чтобы создать семью.

Опрос показал, что почти половине респондентов для создания семьи необходимо наличие собственного жилья, 27% опрошенных считают, что достаточно иметь работу и постоянный доход, 15 % опрошенных отмечают необходимым условием наличие высшего образования. (Приложение №5)

6. Выявление семейных ценностей.

Задачей исследования также являлось выяснить, какие ценности семейной жизни дороже остальных для молодежи. Для этого респондентам был предложен список семейных ценностей, которые необходимо было проранжировать. Участники были распределены на две группы по половому признаку.

При ранжировании в системе семейных ценностей респонденты поставили на первое место «любовь», причем и девушки и молодые люди были единодушны. На втором месте оказались «поддержка, забота и взаимопонимание». У девушек «дети» занимают третье место, а у юношей они стоят лишь на четвертом месте, для них важнее материальная обеспеченность. На последнее место молодежь ставит «Преемственность поколений», это подтверждает тенденцию нуклеаризации. (Приложение №6)

7. Распределение семейных традиций.

В ходе анкетирования респондентам был задан открытый вопрос: "Какие семейные традиции имеют для Вас первостепенное значение?"

Большое количество опрошенных (38%) отметили такую семейную традицию, как "праздники в кругу семьи и подготовка к ним", второе место заняла категория "совместный отдых", на третье место молодежь поставила "регулярные встречи с родственниками", рождение детей имеет значение лишь для 4% опрошенных. (Приложение №7)

Семья всегда являлась и является одной из важнейших и неотъемлемых ценностей в жизни человека. В последнее время жизненные приоритеты кардинально меняются, в том числе и семейные ценности.

Данное исследование показало, что старшеклассники в большинстве своем нацелены на официальный брак в будущем, правда респонденты считают необходимым сначала обзавестись собственным жильем, работой и постоянным доходом. Это говорит о том, что материальные блага все больше выступают на первый план.

Среди причин вступления в брак большинство респондентов выбрали «любовь» и «желание создать семью», на третьем месте оказался «расчет» (9%).

В ходе исследования респондентам был задан открытый вопрос о том, что такое семья. Для девятиклассников семья - это личное пространство, где их поддерживают и любят. Десятиклассники же характеризуют семью взаимопониманием, общностью интересов и стиля жизни, комфортом. А одиннадцатиклассники видят семью смыслом жизни каждого человека. Расхождения в трактовках понятия «семья», возможно, объясняются тем, что девятиклассники все еще исполняют социальную роль детей в семье, в то время как одиннадцатиклассники уже нацелены на создание собственной семьи. Значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские.

В системе семейных ценностей любовь по-прежнему занимает первое место, так же молодежь в семье ценит поддержку, заботу и взаимопонимание. «Преемственность поколений» занимает последнее место, наблюдается тенденция к утрате родственных связей.

Среди главных семейных традиций большое количество респондентов отметили праздники в кругу семьи, а так же совместный отдых и встречи с родственниками.

Таким образом, гипотеза полностью подтвердилась. По результатам проведенного исследования можно заключить, что старшеклассники видят идеальную семью следующим образом: официально зарегистрированная супружеская семья, члены которой любят и уважают друг друга, имеют образование и работу, вместе проводят праздники и организовывают совместный досуг. Это семья, в которой царят поддержка, забота, взаимопонимание и эмоционально-психологический комфорт.

Список литературы

1. Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). - СПб.: Наука, 2003. - 328 с.

2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. СПб., 1998. - 273 с.

3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. - 312 с.

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304 с.

5. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. - 367 с.

6. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1998. - 298 с.

7. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / Тугариновские чтения. Серия "Мыслители", выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 87 с.

8. Человек и образование в современной России. Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб, 1998. - 146 с.

Приложения

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Современная семья в ходе происходящих перемен в государстве и мире. Проблемы молодой семьи, выводы на базе данных социологического опроса. Изучение отношения молодёжи к гражданскому браку. Ценностное содержание семейных функций, кризис семейных ценностей.

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Общее понятие, структура, основные функции, типы семьи и семейных взаимоотношений. Феномен семьи и проблемы ее существования. Перспектива отмирания семьи и кризис ценностей семейного образа жизни. Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Рассмотрение теоретических основ молодой семьи как объекта социальной работы. Понятие анкетного опроса как метода сбора социологической информации. Анализ данных проведенного среди студентов исследования с целью выявления специфики идеальной семьи.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2014

    Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Социальная роль мужчины и женщины в современном институте семьи. Особенности проблем, появляющихся в семье. Причины краха семейных отношений в современном обществе. Пути решения семейных проблем.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Сущность и отличительные признаки семьи, необходимость ее создания, взгляды мужчин и женщин на ее роль и значение. Кризис института семьи и главная причина острого неблагополучия в семейных отношениях. Особенности социологии и современные формы семьи.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Изучение функционирования семьи как социального института и малой группы. Анализ структуры и функций семьи. Характеристика брачно-семейных отношений и образцов семейного поведения, характерных для различных социальных групп. Кризис семьи и её будущее.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2011

    Характеристика сущности, форм и типов семьи - группы людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Трансформация семьи и динамика семейных отношений. Важнейшие функции семьи.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Социальные проблемы семьи и семейно-брачных отношений. Проблемы семьи, имеющей детей, склонных к употреблению наркотических веществ. Семейные причины приобщения детей к наркотикам. Анализ семейных причин наркотизации.

    реферат , добавлен 15.01.2003

    Значение семьи и карьеры для личностного роста женщины. Репрезентативное социологическое исследование актуальных ценностей и практик материнства, роли материнства в семейных ценностях, возможностей и путей сочетания материнской и профессиональной ролей.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Определение понятия семьи и ее основных функций в воспитании ребенка и становлении его личности. Обобщение главных причин распада семей в современном российском обществе. Исследование влияния ухода одного из родителей из семьи на дальнейшую судьбу детей.

Рассказать друзьям