Здоровый образ жизни в группе продленного дня. Организация учебно – воспитательной работы по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся в рамках ГПД

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Методические приёмы и здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!
(Сократ)

Работа воспитателя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому воспитателю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Вот десять «золотых» правил здоровьесбережения:
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Следуя концепции здоровьесберегающего образования в программу работы с группой продленного дня включены следующие направления:
1. здоровьесберегающее обучение (построение воспитательного часа и самоподготовки на здоровье сберегающей основе);
2. активизация физической деятельности;
3. соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
4. пропаганда здорового образа жизни.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната является:
1. введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых воспитательных занятий;
2. обязательное ритмичное чередование на воспитательных занятиях, физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка, в течение всего времени;
4. рационализация питания детей, на основе создания меню-раскладок адаптированного к конституциональным особенностям обучающихся;
5. организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем, психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом;
6. повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.
Согласно общешкольной программы в школе-интернате стало традиционное проведение «Дней здоровья», воспитательные часы, диспуты, круглые столы. Например, «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы от доктора Айболита», «Вредные привычки», сбалансированное разовое питание, уроки физкультуры, ЛФК, ритмики, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе, экскурсионные поездки и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Формы и методы работы в ГПД:
влажная уборка учебного кабинета, проветривание помещения;
выполнение учащимися гигиенических процедур;
практические занятия по самообслуживанию;
индивидуальные, групповые, коллективные беседы о здоровом образе жизни;
санитарно-просветительная работа с учащихся медицинским персоналом;

Прогулки на свежем воздухе;
подвижные игры на свежем воздухе;
экскурсионные поездки на природу;
посещение музеев, выставок;
занятия в спортивном кружке «Спорт»;
занятия в туристско-краеведческом кружке «Мы все люди с гор»;
дни и недели здоровья;
коллективные школьные дела;
оформление наглядности: стенгазеты, стенды и т.п.;
встречи с людьми, ведущими здоровый образ жизни;
инструктажи для учащихся по правилам безопасного поведения;
игры, классные часы, практикумы по отработке навыков безопасного поведения;
чтение художественной литературы, просмотр телепередач по тематике «Здоровый образ жизни».
В организации проведения воспитательных часов и самоподготовок учитываю:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. ;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной и воспитательной деятельности;
4) способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;
5) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение воспитателя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
6) позы обучающихся, чередование поз;
7) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на воспитательном часе и самоподготовке – их место, содержание и продолжительность;
8) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) повышения этой мотивации;
9) наличие в содержательной части воспитательного часа вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
10) психологический климат на уроке;
11) наличие на воспитательном часе и самоподготовке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце воспитательного часа и самоподготовки обращаю внимание на следующее:
1) плотность воспитательного часа или самоподготовки, т.е. количество времени, затраченного воспитанниками на учебную работу;
2) момент наступления утомления воспитанников и снижения их учебной активности.
3) темп и особенности окончания воспитательного часа или самоподготовки.
При работе с детьми необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, понимание его индивидуальных особенностей и поиск соответствующих методов воспитания. Поэтому очень важно работать в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса - родителями, учителями, медработниками, кружководами, логопедами, дефектологами,
При работе с детьми стараюсь создать комфортный психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдать санитарно- гигиенических требования такие как, проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз в период подготовки домашнего задания.
Человек должен овладеть искусством вести здоровый образ жизни.
Для сохранения здоровья учу детей соблюдать режим дня. Режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учебная), прием пищи. Многим требуется проявлять волю и твердый характер, чтобы соблюдать его. Однако режим придает жизни четкий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности. Если установленный жизненный ритм соблюдается, то он способствует укреплению здоровья, повышению уровня умственной и физической работоспособности, позволяет успешно справляться с учебными нагрузками, воспитывается организованность, воля, сознательная дисциплина.
Формирование здорового образа жизни школьников – это личная гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятий физическими упражнениями и спортом. В беседах рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых, отказаться от вредных привычек. Рациональное питание необходимо человеку в связи с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможна только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей. Поэтому добиваюсь чтобы воспитанники мыли руки до и после еды (личные салфетки и мыло), пользовались чистой посудой, слежу за количеством и качеством пищи, необходимо тщательно пережевывать пищу, не отвлекаться и не разговаривать во время еды. Эту воспитательную работу провожу на воспитательских часах.
После завершения уроков в школе принимая детей в группу продленного дня, обязательно интересуюсь причинами отсутствия ребенка, самочувствием и настроением детей, знакомлю их с планом дальнейших действий.
Во время прогулки дети активно двигаются. Движение как форма физиологической активности играет важную роль в развитии психики и интеллекта ребенка.
Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий.
Во время прогулок на свежем воздухе устраиваем спортивные игры и соревнования. Эти игры развивают силу, ловкость, волевые качества, выносливость, стойкость, дисциплинированность. Учат дружбе и товарищескому отношению, как к своим одноклассникам, так и к другим детям школы-интернат. При благоприятной погоде проводим дыхательную гимнастику, несложные физкультурные упражнения, упражнения на внимание.
Помимо игр на свежем воздухе организую прогулки-экскурсии. Благодаря смене обстановки, новизне такая прогулка-экскурсия становится интересной детям. Они с удовольствием наблюдают за живой и неживой природой. Осторожно передвигаясь, дети стремятся как можно ближе подойти к наблюдаемому объекту: шмелю, бабочке, скворцу, воробью - рассмотреть его и сфотографировать. Такое занятие на природе мы называем «фотоохотой». Задача воспитанника - увидеть, как можно больше интересных объектов. Распускающиеся листья на деревьях и кустарниках, цветы на яблонях и вишнях - все это вызывает в детях неподдельный восторг и интерес к окружающей природе, побуждает их к бережному отношению к ней.
Во время прогулки на свежем воздухе проводим наблюдения за окружающим миром в течение 15-20 минут. При этом расширяется кругозор воспитанников, развивается речь, познавательный интерес. По возможности используем на прогулке спортивный инвентарь (мячи, кегли, флажки, скакалки), с ними игра становится интереснее, привлекательнее, способствует укреплению осанки и развитию координации движений, ловкости, силы, выносливости.
Игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.
В игровой форме развиваются познавательные способности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, соперникам, сплачивается детский коллектив, формируются навыки коллективных дел. Даю возможность детям и приучаю самостоятельно организовывать собственную деятельность, наблюдая, чтобы воспитанники не несли вред собственному здоровью.
После прогулки дети готовятся к обеду.
Рациональное питание необходимо человеку в связи с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможна только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей. Поэтому добиваюсь чтобы воспитанники мыли руки до и после еды, пользовались чистой посудой, слежу за количеством и качеством пищи, необходимостью тщательного пережевывания пищи, чтобы не отвлекались и не разговаривали во время еды. По окончании обеда дети знают, что им необходимо убрать за собой посуду, дежурным - вытереть со столов крошки, мальчикам - поставить стульчики на место.
Во время самоподготовки провожу оздоровительные минутки, для того, чтобы учащиеся не уставали и могли работать в полную силу. Физкультминутки провожу иногда с музыкальным сопровождением. Время начала физкультминутки выбираю в соответствии с состоянием учащихся, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление (часто отвлекаются, разговаривают). Провожу упражнения направленные на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, ног и упражнения для глаз. В течение самоподготовки проводится 1-2 физкультминутки.
Перед проведением физкультминутки проветриваю класс.
В своей работе использую следующие виды физминуток:
1. оздоровительно-гигиенические;
2. двигательно-речевые;
3. подражательные;
4. физкультурно-спортивные.
Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Успешность профессиональной деятельности воспитателя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять, помимо результативности коррекционной работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение воспитателя к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
Технология сохранения и стимулирования здоровья - гимнастика пальчиковая. Развитие мелкой моторики рук – играет роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у детей особое внимание обращаю на тренировку их пальцев, а это позитивно влияет и на развитие интеллекта. Например, плетение из резинок различных узоров, браслетов, «фенечек» и т.п.
Особой популярностью пользуется сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, имеет психологический терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.
На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Коррекцию поведения реализуется через сюжетно-ролевые игры. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.
В туристско-краеведческом кружке ребята получают знания, умения и навыки в пешеходном туризме. Основная цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения; создание условий для развития творческого потенциала, самореализации, социальной адаптации и укрепления здоровья обучающихся.
В экскурсионных поездках ребята знакомятся с памятниками архитектуры, истории, природы или важными достопримечательностями Краснодарского края. Сегодня этот вид туризма считается самым востребованным среди всех других направлений.
Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научат их заботиться о себе.
Правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья, как педагогов, так и обучающихся.
Наша задача, чтобы выпускник школы-интерната обладал навыкам управления здоровьем в собственной жизни, чтобы после завершения образования он имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области имени дважды Героя Советского Союза Н. М. Скоморохова»
Тема: «Путешествие в страну вредных и полезных привычек»
Воспитатель группы продленного дня
Карандина Галина Ивановна
Красноармейск 2016г.
Целевой компонент часа общения:
Цель:
Подведение учащихся к пониманию ответственности за свою жизнь и здоровье.
Формирование основных правил здорового образа жизни, способствующих сохранению, укреплению здоровья.
Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, желание и умение противостоять вредным привычкам, стремление пропагандировать ЗОЖ.
Задачи:
Ознакомление с основными понятиями: «здоровье», «привычка», «полезные привычки», «вредные привычки».
Формирование необходимых знаний по правильному образу жизни.
Нацеливание учащихся на ответственное отношение к своему здоровью.
Поддержание и стимулирование коллективного поиска способов сохранения здоровья.
Организационно - деятельностный компонент:
Дата: _____ Время: 14.00
Место: классная комната.
Участники: учащиеся 2-4 классов.
Гости: школьный врач.
Место часа общения в воспитательном процессе класса и школы: одно из запланированных мероприятий ОЗОЖ.
Оборудование и оформление: ватманы, маркеры.
Содержательный компонент часа общения
Основное содержание:
I Организационная часть.– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный час общения. Мы отправимся в страну…а вот какую …нам подскажет мультфильм.
Демонстрация мультфильма о мальчиках «Ох» и «Ах». http://mults.info/mults/?id=260
Обсуждение.
- Как вы думаете, в какую страну? (Ответы детей.)
- Я вам немного помогу. Подумайте, почему так по-разному жили мальчики? (Они были разные.)
- Какие же они разные, если в конце мультфильма, их образ жизни стал похожим. Значит, что у них было разное? (Привычки. Образ жизни.)- И мы отправимся, в какую страну? (В страну вредных и полезных привычек).
3.Четкое определение темы часа общения.
Воспитатель прикрепляет плакат с темой часа общения.
Тема: «Путешествие в страну вредных и полезных привычек».
II Приобретение билетов в страну вредных привычек.1.Вредные привычки.
1.Определение вредных привычек и их классификация.
-Чтобы сесть в автобусы, а мы на них отправимся в путешествие, надо купить билет. Для этого вы должны заполнить его «Напишите на нем свои вредные привычки. А если у вас таких нет, то известные вам вредные привычки».
- Прочитайте их. (Ответы детей.)
- Ох, сколько у нас разных вредных привычек.
-Давайте построимся в шеренгу и рассчитаемся на 1-4. Запомните своё число.
- Наши автобусы имеют названия вредных привычек. Автобус № 1. Проходят в него первые номера. Ваш автобус называется «Отсутствие режима дня».
- Автобус № 2. Проходят в него вторые номера. Ваш автобус называется «Курение».
- Автобус № 3. Проходят в него третьи номера. Ваш автобус называется «Алкоголизм».
- Автобус № 4. Проходят в него четвертые номера. Ваш автобус называется « «Мелкие (небольшие)» вредные привычки».
2. Поездка. (Звучит музыка. Дети совершают круг по классу, держась друг за друга). http://muzyaka.com/song/37093. Определение остановок и правил работы на них.
На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Вопросы по теме:
1 остановка.
Почему данные привычки называют вредными?
Надо ли избавляться от них? Почему?
2остановка.
Найдите выход из ситуации:
А) Мальчик постоянно везде опаздывает;
Б) Надо активно работать на уроке, но почему-то хочется спать?
В) Петя Иванов считает себя взрослым и научился курить.
3 остановка.
Г) Сосед дядя Витя пьет и скандалит в семье.
Д) Таня любит грызть ногти.
Е) Юра не может отжиматься от пола, прыгать на скакалке, прыгать в длину с места.
4 остановка.
Какие качества человека помогут избавиться от вредных привычек?
Что (или кто) поможет избавиться от вредных привычек?
4.Выполнение заданий на остановках.
5.Презентация результатов.
- Ребята, расскажите, что нового вы узнали?
6.Дополнение воспитателя, психолога, школьного врача.
- Послушаем, какие дополнения нам сделают по этим вопросам взрослые.
7.Торжественное уничтожение билетов с вредными привычками.
- Вредные привычки приносят нам вред. Давайте их уничтожим.
III Полезные привычки.- Назовите полезные привычки.
-Сейчас поговорим о режиме дня, так как эта полезная привычка включает и все остальные привычки.
-Вспомните, что такое режим дня.
-Послушайте стихи о режиме дня.
1 ученик
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
Часы даны не для красы.
Диктуют время нам часы.
2 ученик
Часы ведут секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
За часом час, за годом год –
Часы всегда идут вперед.
Все надо делать по часам,
Тогда доволен будешь сам.
С часами дружба хороша.
Работай, отдыхай.
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать.
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
«Хороший был денек!»
(С.Баруздин)
- А сейчас вспомним, каким должен быть режим дня школьника. Презентация.
Слайды 7-20, сопровождаются чтением стихотворений-подписей:
1.Утром зазвонил будильник
Мне будильник ни к чему,
Потому, что без звоночка
Встать так рано я могу!
2.Занимаюсь я зарядкой,По утрам, по вечерам.Со здоровьем всё в порядке,Что советую я Вам.А потом пойду в присядку,Потанцую на ковре.Так я делаю зарядку,Рано утром на заре.Головой вращаю смело,Поклонюсь Вам до земли.Дух здоровый, крепче тело,С добрым утром - земляки!
3.Волшебная водичкаНа розовое личико,Ручеек из сказкиНа носик и на глазки,Брызги из кадушкиНа щечки и на ушки,Дождичек из лейкиНа лобик и на шейку.Ливень с теплой тучкиНа маленькие ручки.Вот какой чистюля!
Целуй меня, мамуля!
4.Съели завтрак, попрощались,
Быстро в школу собирались.
Здравствуй школа! Здравствуй класс!
Ждёт учительница нас.
5.Утром, по дороге в школу,
Свежим воздухом дышу,
Жду подружку я у дома,
Вместе с ней теперь иду.
Мы немного поболтаем,
Посмеёмся ведь тогда
Нам дорога в школу длиннойНе наскучит никогда.
6. За звонком звенит звонок,
Точно в срок идёт урок,
Нужно очень много знать,
Чтоб полезным в жизни стать.
Чтобы грамотнее стать…Надо книжки почитатьИ задачи все решить,Чтоб пятёрку получить!
7. До свиданья, школьный дом!
Завтра снова мы придём!
Чтобы успеть сделать заданные на дом уроки, помочь в работе по дому, почитать, погулять, самостоятельно позаниматься физическими упражнениями или любимым видом спорта – в секции, нужно уметь правильно распределить время.
8.Полдник съели, погуляли,
Поработали опять:
Из портфеля мы достали
Свой учебник и тетрадь.
9.В магазин мы сходим сами,
пол в квартире подметём.
Чтобы легче было маме,
Мы поможем ей во всём.
10. Ждёт зубной порошок и журчит водица:
«Не забудь, мой дружок, перед сном умыться!»
Пусть приходит крепкий сон.
Всем на свете нужен он.
11.
Чай попить и спать - в кровать,Завтра рано мне вставать!
12. Нам ножки сегодня сказали:«Мы так сегодня устали,мы столько сегодня прыгали,что больше совсем не хотим,чтобы нами опять дрыгали.Мы хотим полежать, отдохнуть,чтобы завтра снова пуститься в путь».
И ручки сказали:«Мы тоже очень устали,мы одевали, кормили и мылии ещё рисовали.Вы знаете, как мы устали?» И каждый пальчик сказал:«Я тоже устал!Я тоже трудился, я помогал!И ложку держать, и глаза умывать!Дайте теперь нам поспать!»И ушки вдруг зашептали:«И мы тоже устали!Мы целый день всех внимательно слушали.Мы столько узнали… Мы были бы рады,если б поспали!»И глазки сказали:«Ох, а мы как устали!Так устали, что аж защипали!Мы столько сегодня видели,а теперь хотим мы поспать,давайте нас закрывать!»
-1657354632960IV Рефлексия «Полезные привычки»
Изготовление коллажа.
- По небу ходят тучи и светит солнце. Давайте сделаем так, чтобы солнце на земле засияло ярко-ярко. Напишем на лучах солнца, почему надо иметь хорошие привычки, что нам дает их соблюдение.
- Прочитаем их.
- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
А на память о нашем сегодняшнем путешествии, я хочу вручить каждому из вас маленький подарок. (Благодарность за участие)
Коллективное исполнение песни “Улыбка” https://www.youtube.com/watch?v=cEiB8Kzg_5k


Приложенные файлы

Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

В течение последних лет наметилась тенденция к ухудшению состояния здоровья детей: увеличилось количество детей, страдающих хроническими, соматическими и нервно-психическими заболеваниями, наблюдается нарастание экологически детерминированных синдромов, перинатальной патологии.

Ухудшение состояние здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного и реабилитационного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости, предотвращение формирования хронической патологии и детской инвалидности.

В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоения норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности. Ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовиться осуществлять активную деятельность, формировать сове здоровье. Здоровьесбережение –это организация самого процесса обучения и воспитания, комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Культура здоровья - это совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека. Создание традиций ЗОЖ – это то, что должно лежать в основе валеологическая работы в образовательных учреждениях, и то, что к чему нужно стремиться в конечном итоге.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера: рекомендации по ЗОЖ насаждаются детям чаще в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, так же сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил ЗОЖ требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно использовать разнообразные методические приёмы: личный пример педагога, объяснения и показ, сюжетный задания, индивидуальная работа, игровые образы, наводящие вопросы, книги различной тематики, рисование сюжетов и организация инсценировок по теме, поощрения деятельности, рекомендации родителям по вопросам валеологии.

Условия, созданные в образовательном учреждении, способствую реализации задач физического развития и для необходимого формирования движений и обеспечения оптимального здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии в валеологическом воспитании ОУ: двигательные разрядки во время сидячих занятий, динамические паузы во время перемен, подвижные игры малой и средней активности на прогулке на воздухе, спортивные и народные игры в группе продлённого дня, валеологические занятия по здоровому образу жизни и безопасности, дыхательная гимнастика, точечный массаж, валеологические досуги и праздники, гимнастика для глаз, технологии коррекции поведения.

Играя в двигательно-дидактические и валеологические игры, воспитанники закрепляют пройденный материал и решают проблемные ситуации. Дети получают определённую сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, закрепляют гигиенические навыки, формируют мотивацию на здоровый образ жизни и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения, развивают логическое мышление, воспитывают стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.

Виды, задачи и необходимые условия для валеологического образования ребенка.

Виды деятельности

Физиологическая и воспитательная задача

Необходимые условия

Двигательные разрядки, динамические паузы

Удовлетворение потребности в движении. Воспитание ловкости, координации движения, гибкости.

Музыкальное сопровождение

Подвижные, спортивные и народные игры в группе продлённого дня

Формирование умения двигаться соответствии с окружающими, в соответствии с правилами игры.

Правила игры, атрибуты к играм

Валеологические занятия по ЗОЖ и безопасности

Формировать устойчивую привычку к ЗОЖ.

Дыхательная гимнастика, точечный массаж

Укрепление мускулатуры дыхательной системы. Воспитание привычку правильного дыхания.

Проветренное помещение, свежий воздух

Гимнастика для глаз

Укрепление наружных и внутренних мышц глаз. Воспитание соблюдения правил гигиены глаз, профилактика переутомления.

Метка на стекле

Технологии коррекции поведения

Формирование знаний об общепринятых нормах поведения

Настольные, дидактические игры и пособия, детская литература

Валеологические досуги и праздники

Снижение двигательного и психоэмоционального напряжения детей. Воспитание осознания выбора здорового образа жизни.

Настольные, дидактические игры и пособия, детская литература, атрибуты к играм

Важным показателем сформированности ценностного отношения выступает реальное поведение школьника в повседневной жизни. Полученные ребёнком, знания и представления о себе, своём здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволяет найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

В результате работы по формированию ценностного отношения к здоровье сбережению дети должны знать и уметь:

    основы здорового образа жизни;

    сознательно относиться к своему здоровью и использовать доступные способы его укрепления;

    ежедневная двигательная активность на воздухе;

    осуществлять контроль за своим самочувствием;

    самостоятельно организовывать двигательную деятельность, игры-соревнования, использую свой двигательный опыт;

    стремиться к улучшению физиологических показателей организма.

За время совместной работы в данном направлении произошла положительная динамика в уровне здоровья и развития у школьников:

Снижение заболеваемости на 10% и повышение посещаемости ОУ;

- сформированность ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.

Снижение нервно-психического напряжения и улучшение психоэмоционального состояния детского коллектива;

Повышение качества обучения, повышение внимания, ответственности, трудолюбия.

Внеклассное мероприятие в ГПД

«Здоровый образ жизни»

Методическая разработка

воспитателя группы продленного дня МОУ СОШ № 59

Цель: Формирование у детей желания вести здоровый образ жизни.

Задачи:

Раскрыть понятие здоровый образ жизни

Показать важность режима дня в формировании здорового образа жизни.

Определить принципы здорового питания, закаливания организма и занятий спортом.

Способствовать укреплению здоровья детей через физические минутки.

Воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Этапы занятия:

1.Вступительная часть. Определение понятия здоровый образ жизни.

Основная часть занятия:

Раскрытие понятия здоровый образ жизни (создание игровой ситуации «путешествие»)

Личная гигиена

Правильное питание

Режим дня

Занятия спортом

Закаливание

Итоговая часть

Ход занятия:

1 . Вступительная часть .

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье.

Какого человека называют здоровым? (Сильного, крепкого, он не болеет)

Чтобы быть здоровым необходимо вести здоровый образ жизни

По каким признакам мы узнаем, что человек ведет здоровый образ жизни?

(Человек занимается спортом, не имеет вредных привычек, соблюдает режим дня, не болеет, правильно питается)

Поговорим о некоторых составляющих здорового образа жизни человека
и сегодня мы с вами выработаем правила, соблюдение которых поможет нам сохранить и укрепить свое здоровье.

2. Создание игровой ситуации “путешествие”.

Давайте представим, что мы с вами туристы и отправляемся в увлекательное путешествие по Стране Здоровья. Все путешественники по утрам выполняют правила личной гигиены.

Какие правила они выполняют? (Умываются и чистят зубы!)

Правильно ребята! Наша первая остановка называется

« Личная гигиена»

Гигиена - мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья.
- Оказывается, гигиену нужно соблюдать везде и всегда. Но сегодня мы с вами поговорим о гигиене тела человека.

Почему необходимы водные процедуры? (Вода очищает наше тело)

Какую часть тела нужно мыть чаще других? (Руки )

С чем это связано?
А для того, чтобы проверить, знаете ли вы правила ухода за кожей, вы возьмите чистые листы бумаги, положите одну из ладошек на листок и обведите руку на бумагу. Затем на каждом нарисованном пальчике напишите правила ухода за кожей рук, т. е. вы должны вспомнить не меньше 5 правил. Приступайте к выполнению задания.

Если ребята вспомнят и напишут правила на каждом пальчике то, на ладошке можно нарисовать улыбающуюся мордочку.
- Как правильно мыть руки? Почему руки надо мыть с мылом?

Все путешественники встают рано утром и делают зарядку.

В - Кто из вас, ребята, делает по утрам зарядку?

Д - Мы все делаем зарядку!

В - Сейчас мы с вами все вместе проведем физкультминутку.

Оздоровительная минутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим

До лужайки добежим.

(бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(прыжки на обеих ногах)
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
(Наклон вперед, руками коснуться пола.)
Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

(Выпрямиться, поднять руки вверх.)

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочкам побежим.
(Бег на носочках.)
Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(ходьба на месте ).

Остановка “ Здоровое питание”

В - Мы с вами рано встали, умылись, сделали зарядку и продолжаем наш поход. Остановка – “Здоровое питание” - нам пора подкрепиться.

В - Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

Д - Чтобы жить, чтобы была сила.

В - Чем питается человек?

Д - Мясом, молочными продуктами, хлебом, овощами, фруктами, рыбой.

В - Отличается ли пища человека от пищи животного?

Д – Да отличается.

В – Сколько раз необходимо есть?

Д – Не менее 3 раз.

В – Самый важный прием пищи – утренний.

Из каких продуктов состоял ваш сегодняшний завтрак? (врачи рекомендуют на завтрак есть молочные блюда, омлет, чай с бутербродом )

В - Всякая ли пища бывает полезна?

Д - Не все продукты, которыми питается человек, бывают полезными.

В - Приведите примеры.

Д - Сладкое очень плохо влияет на организм.

Игра “ Полезное – неполезное”

Из списка продуктов выберите полезные и вредные продукты, запишите в 2 столбика.

Рыба, жирное мясо, кефир, чипсы, геркулес, пепси, подсолнечное масло, фанта, морковь, торты, капуста, сникерс, яблоки, шоколад, груши, сало.

Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Доктор Пилюлькин из Цветочного города прислал нам письмо, в котором дает советы здорового питания:

Воздерживайтесь от жирной пищи.

Остерегайтесь очень острого и соленого.

Сладостей тысячи, а здоровье одно.

Овощи и фрукты - полезные продукты.

Остановка “ Режим дня”

Употребления полезных продуктов недостаточно, для сохранения здоровья. Очень важно вовремя питаться. И не только питаться, но и учиться, работать и отдыхать. Сохранить свое здоровье помогает режим дня.

Режим - это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. Поэтому следующая наша остановка называется “ режим дня”

Посмотрите на этот плакат (вывешивается плакат “Режим дня”). Я советую вам придерживаться такого распорядка (режима) дня.

Дети “по цепочке” читают записи на плакате.

Скажите, кто из вас соблюдает режим дня? Чей режим дня похож на этот?

А сейчас я предлагаю вам заполнить анкету, которая позволит нам узнать, что вы знаете о режиме дня. Вы согласны?

Анкета “ Режим дня”

1. Нужно ли просыпаться каждый день в одно и то же время? 1.Да. 2. Нет.

2.Нужно ли завтракать в одно и то же время? 1.Да. 2. Нет.

3.Нужно ли ложиться спать в одно и то же время? 1.Да. 2. Нет.

4.Нужно ли делать уроки в одно и то же время? 1.Да. 2. Нет.

5.Можно ли нарушать свой режим дня? 1.Да. 2. Нет.

- Если получилось больше плюсов, то у вас правильный режим дня, если больше минусов, то вам нужно изменить свой режим дня, чтобы сохранить свое здоровье.

Остановка “ Спортивная”

В Человек, ведущий здоровый образ жизни, в режиме дня обязательно выделяет время для занятий физкультурой и спортом. Мы попали с вами на спортивную площадку. Ребята вы любите физкультуру?

В - Ведь еще один наш помощник в сохранении здоровья - это движение. Нужно чтобы каждый из вас делал по утрам зарядку, больше ходил пешком, играл в подвижные игры, не пропускал без причины уроки физкультуры, катался на коньках и лыжах. Ведь все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым.

Игра “ Волшебное слово”

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру “ Волшебное слово”. Встаньте свободно, я буду называть упражнения, которые вы должны будете выполнить. Вы выполняете упражнения в том случае, если я произнесу волшебное слово “пожалуйста”.

Руки вперед, руки вверх, присесть, встать, наклониться, попрыгать, промаршировать.

Остановка “ Свежим воздухом дышать”

Все мы должны помнить, что каждый из вас должен как можно больше бывать на свежем воздухе и заниматься закаливанием своего организма. Мы с вами прибыли на станцию “ Свежим воздухом дышать”. Одним из важных мероприятий по укреплению здоровья является закаливание.

Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас во век не одолеет.
Только помните друзья:
Крепким стать нельзя мгновенно -
Закаляйтесь постепенно!

Релаксационная оздоровительная минутка

СОТВОРИ СОЛНЦЕ В СЕБЕ”

В природе есть солнышко, оно всем светит, и всех любит, и всех греет. Давайте сотворим солнышко в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь, звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звездочка становится огромной, как солнце, оно несет тепло всем-всем. Покажите, какой стала ваша звездочка.

3. Итог занятия.

Наше путешествие подошло к концу, давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

Пожелание

Я желаю вам, ребята,

Быть здоровыми всегда.

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться -

Каждый раз перед едой,

Прежде, чем за стол садиться,

Руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь -

Это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите

По возможности всегда,

На прогулки в лес ходите,

Он вам силы даст, друзья!

Я открыла вам секреты,

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить!

Рассказать друзьям