Схемы и таблицы рисования на световом столе. Педагогический опыт в использовании светового стола для здоровьясбережения детей доу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рисование песком на световых столах для детей - один из способов развития ребенка вовлекая в игровой процесс. Рисование песком позволяет расширить границы «дозволенного», а световой стол – насладиться процессом в любое время года.

С первых минут своей жизни ребенок познает окружающую действительность и свое место в ней с помощью тактильных ощущений. Именно поэтому, только научившись передвигаться, юные исследователи стремятся все потрогать и попробовать на вкус. Рисование песком – психолого-педагогическая методика, которая станет базой для формирования памяти, мыслительной и речевой деятельности детей. А рисование цветным песком позволит параллельно с мыслительной деятельностью контролировать психологические аспекты развития детей.

Световой стол (планшет) для рисования песком - что это такое?

Прежде чем приступить к методике рисования песком на световых столах для детей, нужно понять, что представляет собой это приспособление.

Стол или планшет – это ящик для рисования песком. Он может быть выполнен из таких материалов:

  • Дерево;
  • Фанера;
  • Пластик;

Приспособления продаются в виде стола или планшета . Главное их отличие – наличие или отсутствие ножек. Если ребенку еще нет трех лет, то рисование песком для него должно проходить на полу. Малыш не должен стоять на стуле, ведь, увлеченный игрой, он может оттуда упасть. Значит, вам нужно приобрести планшет.

Стол (приспособление на ножках) подойдет детям, перешагнувшим трехлетний рубеж. Специальные телескопические опоры регулируются по высоте. Поэтому стол может «расти» вместе с малышом. Лучший вариант для сомневающихся родителей – съемные ножки. Благодаря этой функции стол быстро превращается в планшет.

Психологи рекомендуют применять экраны с подсветкой, которые имеют прямоугольную форму. Прямоугольник не сдерживает формат рисунка. Дети легко определяют центральную часть композиции. Эта форма помогает создавать различные симметричные, геометрические фигуры.

Приспособление имеет бортики, которые не позволят материалу высыпаться. Добавляет удобства в использовании «наполнение» стола. К нему относится такая «начинка»:

  • Отсек для хранения остатков сыпучего материала;
  • Небьющееся матовое стекло (полимерный материал);
  • Подсветка, состоящая из светодиодной ленты;
  • Кварцевый песок.

Для рисования подходит материал любого цвета. Однако лучшим вариантом считаются светлые, почти белые тона.

Польза для ребенка и развитие способностей

Рисование для детей – лучший способ реализации их фантазий, внутреннего мира. Понаблюдайте за маленькими детьми. Они всегда вдохновенно выводят линии на бумаге, не задумываясь о том, насколько красив их шедевр. Для них важен сам процесс.

Рисование песком позволяет расширить границы «дозволенного». А специальное приспособление – насладиться процессом в любое время года. Заканчиваются ли на этом преимущества рисования цветным песком или их значительно больше?

  • Возможность рисовать дома. Ни дождь, ни снежные заносы не страшны юным художникам.
  • Снижение напряженности. Неспешные движения рук, пересыпающих сыпучий материал, успокаивают ребенка, заставляют забыть обо всех неприятностях. Малыш избавляется от нервного напряжения, учится спокойным и размеренным движениям.
  • Формирование творческой личности. Малышу подвластны любые формы, конструкции. Ребенок имеет возможность использовать в рисовании всю руку, начиная от указательного пальца и заканчивая ребром ладони. С помощью песка ребенок воссоздает не только конкретные, но и абстрактные понятия: ветер, холод, любовь. Он развивает фантазию. То, что взрослыми кажется незамысловатыми кривыми линиями, у юного художника вызывает ассоциации с важными для него понятиями.
  • Развитие мелкой моторики рук. Пока педагоги устраивают детям занятия с множеством специально подобранных упражнений, ваш творец будет просто рисовать. При этом совершенно неважно, будет ли его шедевр иметь сюжет или художественность. Пересыпая песчинки из одной руки в другую, рассыпая их, чертя пальчиком полосы на стекле, ребенок задействует все нужные для развития точки на руках и пальчиках.
  • Приобретение хорошего настроения. Даже если кроха начал рисовать в плохом настроении, «сеанс песочного искусства» обеспечит ему положительные эмоции. Он успокоится, увлечется важным для него делом, проникнется глубиной сюжета, придуманного самостоятельно или с помощью взрослых.

Правила использования светового стола

Рисование песком на стекле – занятие увлекательное. Чтобы такое веселое времяпрепровождение было удобным и комфортным для всех участников творческого процесса, нужно соблюдать ряд правил.

  • Рабочей зоной ящика для «песочного рисования» служит стекло. Оно крепкое. Однако даже такой прочный полимерный материал нужно беречь. Не стоит оставлять на нем большие или тяжелые вещи, игрушки или формочки. Не используйте предметы, которые царапают поверхность, ведь они могут повредить ручки юного дарования.
  • Песок электризуется. Такая его способность несет угрозу здоровью малыша. Чтобы избежать столь нежелательных последствий материала для творчества, протирайте поверхность стекла материалом с антисептиком.
  • Грязь. Наличие мусора в материале приведет к появлению маленьких насекомых, которые помешают творчеству и нарушат правила гигиены. Не допустить таких нарушений просто: просеивайте песок через мелкое сито. Если этой важной работой займется юный художник, вы сможете привить ему и трудовые навыки.
  • Комки. При работе с песком для детей важна сыпучесть материала. Однако чем дольше он используется, тем больше в нем появляется маленьких комочков. Такое препятствие не позволяет хорошо рисовать. Вернуть материалу прежнюю сыпучесть поможет мытье. Затем песчинки высушивают в духовке.

Влияние цвета подсветки стола на ребенка

Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении, что цвет играет большую роль в развитии личности. Более того, цветовые оттенки могут изменить настроение малыша, устранить тревожность, усталость и апатию. Полезное рисование на стеклышках имеет еще одно важное достоинство: оно воздействует на психику малыша цветом.

Для достижения нужной цели используют рисование цветным песком или разноцветную подсветку.

Дадим краткую характеристику цветам, выбор которых позволит вам грамотно воздействовать на психику детей.

  • Красный. Сила, лидерство. Обилие красного цвета вызывает агрессию, поэтом использовать его нужно крайне дозировано.
  • Оранжевый. Оптимизм, радость, хорошее настроение и аппетит. Избавляет от депрессии и усталости.
  • Желтый. Сосредоточенность, концентрация. Помогает справиться с неуверенностью в себе и нерешительностью.
  • Зеленый. Быстро устраняет раздражение, способствует глубокому полноценному сну.
  • Голубой. Помогает обрести гармонию, особенно в семейных отношениях.
  • Фиолетовый. Стабилизирует душевный дисбаланс, помогает устранить душевные проблемы.

Игры с песком на световом столе – список упражнений

Знакомя юного гения с новым устройством для необычного искусства, расскажите ему и о способах и приемах рисования. Объясните значение всех приспособлений и материалов: кистей, подноса, контейнера, сита. Для совсем маленьких детей игры с песком на световом столе лучше начать с занимательной истории или сказки. Не забудьте включить музыкальное сопровождение.

Приведем примеры самых простых и эффективных упражнений, которые помогут детям освоить увлекательную технику песочного рисования.

Подготовительное упражнение

Техника рисования песком предусматривает умение наносить правильные линии. Поэтому начать занятия нужно с упражнения, которое научит малышей правильно насыпать материал на стекло.

Рассмотрим, как научиться рисовать песком, нанося правильные линии нужных форм.

  • Ребенок набирает песчинки в кулачок;
  • Опускает руку на стекло;
  • Медленно разжимая кулак, «рисует» линии.

Объясните ребенку, что чем ниже будет находиться над стеклом кулак с песком, тем толще получится линия. Из высоко поднятой руки на стол «опустится» почти прозрачная, но широкая линия. Техника рисования на песке для детей заключается в умении изображать линии разных формаций: зигзаги, спирали, широкие, узкие или прозрачные. Уже нанесенные линии можно корректировать.

Рисуем «Буквы»

Рисование песком предусматривает умение «писать». Красивые заглавные или прописные буквы будут под силу школьникам. Можно использовать как печатный, так рукописный вариант.

Рисуем «Солнышко»

Следующий шаг к познанию «песочного искусства» – рисунки. Самым простым изображением является солнышко. С него юные художники начинают оттачивать свое мастерство.

  • Поднимаем горсть песка на 20 см от стола;
  • Высыпаем его на стекло, не двигая руку;
  • Отскакивающие песчинки «нарисуют» круг;
  • Разравниваем материал от центра, засыпая солнце;
  • Быстрыми движениями слева-направо формируем фон вокруг солнца.

Постоянно занимаясь песочным рисованием, ребенок совершенствует свои навыки, приобретет неповторимый стиль. Пусть его рисунки будут далеки от идеала. Зато они помогут ему проявить творчество, индивидуальность, снимут напряжение и придадут уверенности в своих силах.

Световой стол отличное решение для игр с песком и другими сыпучими и «грязными» материалами.

Мы вместе с родными подарили световой стол-песочницу Софийке на трехлетие. Сегодня немного расскажу о нашем столике и покажу несколько простых игр со световым столом.

Световой стол-песочница

Мы остановили свой выбор на глубоком световом столе-песочнице. Его несомненный плюс – глубокие бортики, которые минимизирует падение песка на пол.

Глубина светового стола – ЗЗ см.

Еще один важный для нас фактор – телескопические ножки, позволяющие регулировать высоту столика. Дети растут, и столик будет расти вместе с ними, что позволяет активно использовать его не один год.

Давайте разберемся зачем нужен световой стол-песочница, и какие игры можно с ним придумать.

Рисование песком

Основное назначение столика – рисование песком. Для этих целей подойдет мелкий и мягкий песочек. Вместо песка можно использовать манку (но она немного пылит).

  1. Песок дарит маленьким пальчикам новые ощущения и отлично развивает мелкую моторику. Ребенок просеивает песочек между пальчиков, собирает его в кучку, разравнивает, пересыпает.
  1. Во время игр с песком ребенок расслабляется, снимает напряжение. Все потому, что песок – живой материал. Рисование песком может снять даже эмоциональные зажимы у ребенка.
  1. Рисование песком развивает фантазию и воображение ребенка. Тут нет страха чистого листа. Можно рисовать, «стирать» и рисовать снова, без страха совершить ошибку.

Сочетание живого песочка с яркой подсветкой – настоящее волшебство, которое завораживает деток.

Если детки постарше могут долго заниматься рисованием и созданием своих песочных картин, то у малышей интерес проходит быстро. Когда наша Соня играет за столиком в компании старших деток, она повторяет за ними и увлекается надолго. А одно много рисовать не будет.

На помощь нам приходят ролевые игры. Благодаря световому столу – Софийкины выдумки заиграли новыми красками.

Ролевые игры на световом столе

Световой стол необъятно расширяет возможности ролевых игр. Все игры, в которые любят играть ваши дети – можно перенести на световой стол. Я покажу несколько наших самых простых вариантов.

Герои для ролевых игр могут быть любые, а основа разная.

1.Манка

Насыпаем на световой планшет манку (песок), добавляем детали из лего-конструктора (заборчик, кормушки, деревца), выбираем любимых героев и играем.

Можно устроить ферму, зоопарк, или играть жителями звериного города. Пусть ходят друг другу в гости, вместе играют, гуляют. Для Сони в игре главное наличие зверя мамы и зверя Сони. А дальше она придумает любой сюжет.

2. Кинетический песок

Кинетический песок сам по себе приятный и интересный материал для игры, а на световом столе – вдвойне. Из него можно сделать огород, проложить дороги для машин, выстроить домики для героев игры. Детальнее наши мири из кинетического песка я покажу в следующий раз, пока задам только направление для ваших игр.

3. Окрашенная крупа

Цветной рис актуален и на световом столе. Во-первых, его невероятно приятно перебирать и пересыпать. Рис также легко становится основой в создании мира, для ролевых игр. Рис может выполнять роль снежка, роль речки, песка. Соня любит рисовать на цветном рисе.

Игры на развитие мелкой моторики

Все сенсорные коробки, которые вы устраиваете для своего малыша – можно перенести на световой стол. Если ребенок еще маленький – у стола можно открутить ножки и использовать его как планшет, играя прямо на полу.

В статье ниже большой обзор наших сенсорных игр. Практически все они легко переносятся на световой стол, за исключением игр с водой.

А вот еще идея – рисуем букву на световом столе (на песке, на рисе), а ребенок обводит её пальчиком (пробегает по букве маленьким зверьком, или проезжает по ней на машинке).

Световой стол и бумага

Кроме сенсорных игр с сыпучими материалами световой стол можно использовать для игр на листе бумаге. На свету бумага просвечивается, что дает огромный простор для творчества. На фото одна из идей, как можно использовать бумагу – выкладываем с ребенком дорожки из прозрачных камушков для аквариума.

В отдельной статье я покажу еще варианты на тему: как подружить световой стол с бумагой.

Световой стол - полупрозрачная матовая поверхность, за которой находится источник света, известен не одно десятилетие. Хирурги смотрят снимки на световой вертикальной поверхности, художники-мультипликаторы и художники комиксов на световом столе переводят изображения, на монтажном световом столе монтируют фильмы, фотографы просматривают негативные и позитивные фотопленки.

Световой стол пригодился и для песочной анимации - в обоих случаях: и когда снимают анимационный фильм, и когда художник рисует перед зрителем «вживую».

Прежде всего хочется отметить, что все упражнения и приёмы рисования, рассмотренные далее, можно осуществить на любой горизонтальной тёмной гладкой поверхности (например, на обычном полированном столе светлым песком, мелкой солью или манкой - это тоже будет техникой порошка.

1


Крупный жёлтый песок.


Мелкий песок, которым я рисую.


Мелкий песок цвета топлёного молока, очень светлый.


Мелкая поваренная соль.


Манка.


Зарисовка, выполненная на полированном столе песком, которым я рисую обычно на моём световом столе.

7


На световом столе рисунок получается более контрастным и имеет больше полутонов.

Если вы все же решили иметь дома световой стол, есть три варианта: 1) купить готовый (есть много предложений в Интернете); 2) соорудить такой стол самостоятельно; 3) сделать его под заказ.

Технические характеристики устройства тоже весьма разнообразны: от простого, положенного на книжки стекла с подставленной вниз лампой (желательно соорудить бортики по краю стекла) и до сложной конструкции с программируемыми светодиодами, как в моих световых столах для путешествий.



Можно выбрать золотую середину и не усложнять задачу.

Пожелания для светового стола.

Соотношение сторон 16 X 9 - этот формат наиболее популярен и используется в телевизионной и проекционной технике. Большинство телевизоров сегодня имеют картинку именно таких пропорций.

Бортики со всех сторон должны быть не ниже 3 см, чтобы не высыпался песок. Справа и слева (там, где лежит песок во время работы) - лучше 5-7 см. Бортик со стороны художника - не выше 3 см, чтобы его высота не мешала рисовать детали на первом плане.

Справа и слева - пространство для песка не шире 15 см. Если песок рассыпан тонким слоем, его неудобно набирать в горсть, а это важный момент при рисовании на скорость.

Плоскость, на которой лежит песок, должна быть на одном уровне с плоскостью, на которой происходит процесс рисования. Во многих конструкциях, которые предлагаются к продаже, для песка делают справа и слева лотки-углубления - в этом случае некоторые приёмы рисования просто невозможно использовать (об этом речь пойдёт ниже).

Для поверхности, на которой вы будете рисовать, лучше всего подойдет матовый (молочный) пластик толщиной 4-5 мм. Более тонкий будет сильно прогибаться, более толстый излишне утяжелит общий вес стола.

Конструкция должна быть устойчивой. Когда стол шатается, тогда неудобно работать и картинка на экране прыгает (если изображение с видеокамеры над столом выведено на экран).

Цвет подсветки может быть любым, в зависимости от вашего вкуса и задач.

Что надо знать о песке.

Материалом может служить любой песок. Его нужно просеять через мелкое сито, затем, если это необходимо, промыть. Промыть песок можно в ведре. Одну порцию песка, необходимую для рисования (это примерно 3-5 кг), насыпать в ведро, залить водой до верха. Рукой (ложкой, лопаткой) песок интенсивно помешивают. Пыль и грязь растворятся в воде. Лёгкие частички всплывут. Воду осторожно слить. Процедуру повторять до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Сушить песок можно на противне в духовке (если нужно срочно), просто в комнате, на подоконнике на солнце или на батарее отопления в широкой ёмкости.

Песок из строительного магазина, как правило, сильно загрязнён и содержит примеси. Песок с пляжа - намного чище. Он уже промыт речной водой. Можно взять карьерный песок, из пустыни и т. д. или купить специальный цветной песок в магазине.

Но каждый песок по-своему уникален и имеет свои особенные свойства: размер песчинок, их цвет и массу. От этих свойств зависит, как песок проявляет себя в процессе рисования. При разных задачах можно брать разные виды песка.

Чем мельче песок, тем больше полутонов можно добиться в рисунке. Тёмный песок более контрастный. Белым песком (или мелкой солью) можно рисовать зимние пейзажи. Крупным песком - рисунки с крупными деталями.

Хранить запасы песка удобно в пластиковых бутылках, а песок, которым постоянно рисуешь (и возишь с собой), - в мешочках из плотной ткани. Если песок остаётся всегда дома, нет необходимости постоянно пересыпать его в мешочки и ёмкости. Он может лежать на рабочей поверхности светового стола, но в этом случае желательно предохранять его от пыли - закрывать сверху крышкой или прикрывать тканью.

Рисование на скорость перед зрителем и рисование для записи на видео дли монтажа (или просто длительный рисунок) будут отличаться. При рисовании на скорость исключается обилие деталей и полутонов, а также использование кистей и других предметов (по возможности). Но все рассмотренные приёмы помогут вам работать в любой технике.

Немного об инструментах.

При длительном рисунке можно рисовать только руками, а можно использовать кисти, палочки и другие предметы, которые сочтёте необходимыми. Для мелких деталей можно применять деревянные палочки (зубочистки или бамбуковые шампуры) - дерево не поцарапает пластик. При рисовании длительных полутоновых рисунков я использую разные кисти и палочки. Также при рисовании применяются любые предметы, которые могут дать фактуру. Об этом мы поговорим позже. На выступлениях перед зрителями, при рисовании на скорость, для мелких деталей я использую ногти (например, когда рисую блики в глазах). Длина ногтей должна быть не более 2 мм.

Для сбора песка после рисования пригодится широкая кисть - вымести песок из уголков стола.
Прежде чем приступить к рисованию и высыпать просеянный песок на поверхность, необходимо побрызгать поверхность светового стола (пластик) антистатиком и пару минут подождать, пока он высохнет. Это нужно для того, чтобы песок свободно перемещался по поверхности, не прилипал к ней из-за статического напряжения. Процедуру необходимо периодически повторять. Чем больше вы рисуете, тем чаще нужно будет брызгать поверхность. Возможно, раз в несколько дней.

Приемы и упражнения.

Сыплем песок из кулачка.


Насыпаем линии. Чем ниже рука, тем точнее и тоньше может быть линия. Попробуем разные варианты (прямые линии, зигзаги, спирали и т. д.) с разной скоростью рисования. Получаем узкие, широкие линии, а также прозрачные и непрозрачные - это зависит от разной толщины слоя песка, насыпанного на стол. Чем выше рука и чем быстрее мы насыпаем линию, тем она прозрачнее и шире.

В зависимости от свойств определённого песка, линии ложатся по-разному - темнее в центре или по краю и т. д.


С помощью только этого приёма можно, например, нарисовать цветы.


Чтобы обогатить такие линии, можно расставлять в нужных местах акценты с помощью тонких линий, нарисованных краешком ногтя.



15


Насыпанные линии можно корректировать.

16

Упражнение «Лист».

Насыпаем силуэт кленового листа и линии по направлению прожилок. Затем нам нужно уточнить край листа так, чтобы он был чётким и красивым. Для этого кончиком пальца или боковой частью первой фаланги любого пальца проводим у края линии так, чтобы часть песка сдвигалась в сторону рисунка.


Краешком ногтя проводим тонкие линии по рисунку прожилок. На кончике черешка ставим точку кончиком пальца. Получился красивый листочек.


Иногда нужно провести тонкую чёткую прямую или извилистую линию. Для этого по насыпанной из кулачка линии проводим двумя пальцами, сложенными «домиком».


В этом случае линия получается одной толщины по всей длине. Чтобы получить подобную линию несколько большей толщины, нужно сложить пальцы немного по-другому. Но принцип остаётся тот же: для получения линии одинаковой толщины по всей длине нужно, чтобы пальцы упирались друг в друга.

Упражнение «Текст».

Пробуем писать текст.

21


При необходимости корректируем края букв.

Упражнение «Яичница-глазунья».

Закрепляем приём - рисуем яичницу-глазунью.


За счёт толщины слоя получаем более светлые и более тёмные участки. На заключительном этапе рисуем блики - получаем объём и блеск! Блик можно нарисовать ногтем. Точки и кружочки. На уже нарисованных линиях пальчиком ставим точки.


Если пальчиком не только дотронуться до песочного слоя, но и покружить по часовой стрелке (или против), получаются кружочки.

24


Часть песка, которая остаётся под пальцем, можно передвинуть к краю или сформировать из неё собственную тень, которая даёт объём.

Упражнение «Солнышко».

Из горсти с высоты примерно 20 см сыплем песок, не передвигая руку.

Песчинки из центра будут отскакивать, образуя круг.



Иногда он не получается идеально ровным.

В этом случае мы можем поправить его край изнутри пальцем.


Чем выше будет находиться рука над столом, тем больший диаметр круга получится.
Засыпаем фон. Фон можно засыпать разными приёмами - всё зависит от задачи.

1. Слева направо от края быстрым движением перемещаем песок по поверхности стола. Затем - справа налево. .

28


Это можно сделать только в том случае, если на вашем световом столе поле для песка находится на одном уровне с плоскостью пластика, на котором вы рисуете. Если песок лежите в лотке - насыпьте его на плоскость с краю и попробуйте этот и три следующих приёма.

2. Совершаем те же движения, но по спирали. Рисуем космическое пространство - добавляем планеты и их траектории тонкими линиями.

29


30


3. Рисуем горы. Слева направо (и/или наоборот) перемещаем песок быстрым движением по траектории зигзага.


Если амплитуда зигзага небольшая - получается пустыня с барханами.



Сверху корректируем край. Иногда нужно не просто скорректировать край, а убрать часть песка так, чтобы его не скапливалось много по контуру. Для этого проводим движение плоскостью пальца, как бы отсекая и отодвигая лишнее.


4. Заполняем пространство на небе тем же приёмом.

5. На поле светового стола с высоты более 40 см рассыпаем песок тонким слоем.


Быстро перемещая руку слева направо и справа налево. При этом песок просыпается между пальцами.


Можно добиться разной плотности слоя. Этот прием применяется, когда нужно насыпать тон на уже сделанную картинку для перехода к следующей, например, для добавления деталей или для создания равномерно засыпанного фона.

Рисуем по засыпанному фону. Здесь есть бесконечное множество вариантов; кончиком пальца, ногтем, плоскостью пальца, ребром ладони, ладонью, кулачком, а также предметами: тонкими и толстыми кистями, визитной карточкой, палочками. Начинаем пробовать. Засыпаем быстрыми движениями фон.

Проводим в любых направлениях линии, полосы плоскостью ладони, ребром ладони, кончиками пальцев, краешками ногтей, подушечками пальцев и т. д. Стараемся почувствовать песок на ощупь - насколько приятный это материал.

37


Попробуйте сделать это с закрытыми глазами.

Упражнение «Осьминог».

Засыпаем фон. Рисуем щупальца осьминога, его голову.


Уже известным нам приемом «кружочки» рисуем глаза, на щупальцах ставим точки - присоски.

39


Добавляем около головы пузырики.

Рисуем воду.

Первый вариант - четырьмя (или даже пятью) пальцами проводим волнистые параллельные линии.


Второй вариант - краешками ногтей рисуем горизонтальные чёрточки от дальнего плана к переднему.

42

Рисуем облака.

На чистом поле присыпаем песком небольшие участки и кулачком рисуем облака - правой рукой делаем движения против часовой стрелки и двигаемся вправо, левой рукой - по часовой стрелке и двигаемся влево.


Рисуем мелкие детали по чистому фону.

Этот приём необходим при рисовании лица (глаза, нос, губы), а также мелких деталей различных объектов. Двумя пальцами, большим и указательным, практически касаясь поверхности стола, вырисовываем нужный элемент. Например, рисуем чайку.

Губы.

Рисуем фактуру различными предметами.

Используя различные предметы, можно получить разную фактуру. Разные кисти дают разную толщину линии и разные отпечатки.


48


Такой кистью можно рисовать, например, волосы.

Песочная анимация имеет широкий спектр применения в работе с детьми: помогает снять стресс, понять ребенка, раскрыть его художественные способности, развивать мелкую моторику. Основные приемы рисования песком просты, и освоить их может любой дошкольник.

В традиционном рисовании используются кисти, карандаши, фломастеры и пр. Здесь же главный инструмент художника - его собственные руки.

Для начала ребенку необходимо научиться держать материал в кулаке и высыпать его в необходимом количестве. Попросите его взять щепоть песка и повернуть руку так, чтобы он сыпался тонкой струйкой. Покажите, что контролировать его можно, сжимая и разжимая ладонь. Важно - руки ребенка должны быть абсолютно сухими.

Затем изучите вместе, как выглядит тонкий и толстый слой на световом столе. Большая кучка выглядит темной и не пропускает свет. А там, где песка мало - свет яркий. Предложите ребенку пофантазировать, что можно изобразить, используя много и мало материала.

Насыпание и заполнение пространства

Песок зажимается в кулаке и распределяется на столе. Можно кидать его горстями - тогда поверхность будет заполняться неравномерно. Если пропускать песок сквозь пальцы, двигая руку из стороны в сторону, можно добиться одинаковой плотности рисунка.

Так же насыпом изображаются линии. Они могут быть различными: прямыми, зигзагами, спиралями. При их изображении имеют значения два фактора: положение руки (чем ниже - тем линия точнее и тоньше) и скорость (чем быстрее - тем прозрачнее). Предложите ребенку нарисовать различные линии, то поднимая, то опуская руку, двигая ее с различной скоростью. Так создавать фигуры - треугольник, круг, квадрат и т.д., и простейшие рисунки.

От качества песка зависит, как будут ложиться линии - темнее по краю или в центре.

Кулак

Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пустое пространство - пятно. Таким образом можно создавать основу под фигуры животных или людей, лица, крупные предметы. Так же такой техникой можно изображать предметы с легкой структурой - облака или пену.

Ладонь

С помощью ладони разравнивается слой песка, стирается предыдущий рисунок, создаются крупные световые пятна. Можно и просто оставить след ладони и превратить его в забавную зверюшку. Ладонью с расставленными пальцами можно изобразить сразу несколько параллельных световых линий - например, изображая нотный стан, струны, провода.

Ребро большого пальца

Используется для создания толстых световых линий, изображения предметов с меняющимися размерами. Ширина рисунка регулируется площадью прижимания пальца к поверхности. Так можно нарисовать, например, луну, кита, различных животных.

Рисование пальцами

Здесь могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Обычно дети начинают с использования указательных - так привычнее. Но для развития мозговой деятельности важно задействовать все.

Рисуя пальцами, можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество различных точек, изображая огоньки, свет, звездочки. Пальцами так же рисуются параллельные детали - к примеру, крылья бабочки, листья цветка. Параллельное рисование позволяет активно задействовать оба полушария головного мозга.

Не позволяйте ребенку остановиться на привычном рисовании одним указательным - ведь задействование всех пальчиков позволяет активно развивать объемное мышление.

С помощью пальчиков можно корректировать линии, добиваться большей четкости рисунка.

Щепоть

Способ рисования, который напоминает процедуры «соления». Ребенок набирает в щепоть песок и засыпает им нужные участки. Этим он создает оттенки и полутона. Эта методика подходит для детей от пяти лет - когда они смогут понимать, что такое тень и полутень.

Отсечение лишнего

Часто, когда рисунок уже готов, фон вокруг него представляет собой невразумительное зрелище. Решается вопрос просто - ребром ладони «отсекается» лишнее и сметается со световой доски. Этот же способ можно использовать, изучая доли, части и работая с цифрами.

Освоив основные техники с ребенком, педагог сможет переходить к созданию полноценных картинок и изучению художественных приемов.

Наталья Тимошкина

Но прежде я решила попробовать самостоятельно обучиться технике рисования песком по книге немецкого психолога Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке . Практические рекомендации» . Эта книга знакомит с различными методиками рисования на песке , которые открывают широкие возможности для развития творческих возможностей как детей, так и взрослых. Я хотела бы показать некоторые техники изображения .

1. Рисования Кулаком


2. Рисование ладонью


3. Ребром большого пальца


4. Рисование щепотью


5. Рисование мизинцами


6. Одновременное использование нескольких пальцев


7. Симметрично двумя руками.


8. Отсечение лишнего


9. Насыпание из кулачка


10. Рисование пальцем


Еще у нас появилась коробочка с различными материалами для рисования :ситечки, сделанные из баночки из под йогурта, кондитерские шприцы, массажные мячи, трафареты,



Вот как мы их используем кондитерский шприц.


Такой след оставляют массажные мячики.


С помощью ситечка распределяем равномерно песок по поверхности для будущего рисунка.


А это рисунки с использованием трафаретов.




Прежде чем приступить к рисованию я рассказываю и показываю сказку, а потом даю возможность самостоятельно рисовать детям. О одной песочной сказке я расскажу в следующий раз.

Рассказать друзьям