Профессиональные и личностные качества вожатого. Придумываем название отряда

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

9 октября, в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации «Программа развития деятельности студенческих объединений» и приказа 1561 «О реализации в РГСУ Мероприятия 2.1 «Студенческий педагогический отряд» в ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» прошел цикл круглых столов, посвященных деятельности вожатых. В ходе намеченных мероприятий, обсуждались основные трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам.

Доклады участников круглого стола очертили границы действительно актуальных вопросов, связанных с деятельностью вожатых. В качестве докладчиков выступали: Тотоева Фатима (Каким должен быть вожатый?), Губарькова Дарья (Вожатые ДОЛ «Робин Гуд»), Смородина Яна (Опыт Всероссийских детских центров по организации досуга детей), Сударушкин Данила (Вожатый ДОЛ «Океан»), Исаева Лилия (Вожатское дело - «ожидание - реальность») и Кацукова Дарья (Эмоциональное выгорание вожатого: что делать?). Участники пришли к общему мнению, что необходимо расширять участие студентов РГСУ разных направлений подготовки в педагогические отряды ВУЗа, что, таким образом, позволит сформировать базовые жизненные компетенции личности и будет способствовать самореализации выпускников в профессии.

В свою очередь, на территории РГСУ проходило специальные обучающие тренинги, включавшие в себя такие модули как: «Нормативно правовое обеспечение деятельности вожатых в детских оздоровительных и профильных лагерях», «Основы воспитательной системы и работы детских оздоровительных и профильных лагерей», Организационно-методические аспекты работы вожатого в детском оздоровительном и профильном лагерях».

Одной из важных частей реализуемой программы стали выезды в УРМЦ «Алмаз», основной тематикой которых стали интерактивные и деловые игры, направленные на подготовку вожатых к работе в профильных и оздоровительных лагерях, а также организации и подготовке мероприятий специально для детей. Вожатые, очень актуальна на сегодняшний день тема, ведь для создания конкурентоспособного педагогического отряда чрезвычайно важны новые подходы в образовании.











Отличия между воспитателем (учителем) и вожатым

Вначале я бы рассмотрел вопросы терминологии с исторической и этимологической точек зрения...
Вожатый от слова "вожак" - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия).
Учитель от слова "учить" - человек учащий (учить - тоже способ действия).Синоним слова Педагог.
Педагог - ((др. греч.) раб, следящий за детьми) в современном понимании - человек отвечающий за образование ребенка. Педагог - это зрелый, опытный человек. Педагогам платят гораздо больше, чем вожатым!
Первое отличие Обучение и Образование
Обучение -это процесс по передачи навыков, умении от старшего поколения младшему.
Образование -(или просвещение по старо-русски) - процесс направленный на формирование современного человека (в старину: направленного на формирование человека по образу Божьему), на текущий момент - желаемому образу (образцу).
(Я просто хочу сказать, что образование и обучение не есть одно и тоже (обучение есть одна из интеграционных составляющих образования).)
Это все что касается лексической точки зрения
Следующее отличие.
Я заметил что, существуют же "Школы вожатых" и "Школы педагогов".
Таким образом, есть разница в подходах воспитания детей между учителем в школе и вожатым в лагере. Разница во всем. И методы работы разные, и пед. коллективы разные, и задачи по работе с детьми разные, мотивации и ожидания тоже разные.
Вожатый и школьный учитель - действительно вещи редко совместимые. Вожатый должен действительно любить детей, иначе теряется сам смысл летнего детского отдыха. А большинство учителей, не понимают и иногда и ненавидят детей. Существуют, конечно, в лагере и хорошие воспитатели из состава учителей, но их единицы
Вожатство и учительство - это определение методик работы (способов действия). Но исключаю (и даже пару раз был свидетелем), того, как несмотря на классно-урочную систему человек на должности учителя использовал "вожатство" для обучения предмету, и наоборот, человек работающий на должности вожатого использовал "учительство" для обеспечение досуга ребят (и в том и другом случае это было достаточно успешно). Хотя, вынужден признать, что ни большинство учителей, ни большинство вожатых хорошо не владеют методиками друг друга, для того, чтобы успешно их применять в своей работе.
Таким образом, человек работающий с детьми ДОЛЖЕН быть педагогом (иначе не зачем ему с детьми работать).
Самое большое преимущество вожатого - так это то, что ребенок не видит в нас того самого учителя, которого зачастую, они если не боятся, то относятся как к "взрослому". Вожатый для детей в первую очередь друг, к которому можно обратиться за советом, какой-то помощью, а потом уже преподаватель, хотя субординация естественно соблюдается. Вожатый в лагере- это настоящий товарищ, который тебе всегда поможет советом и поддержит тебя в любую минуту радости или печали.
Дети приезжают в лагерь веселится, развлекаться, отрываться, а мы будущие вожатые должны им помочь в этом и при этом уберечь их от неприятностей!!!

Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый это старший товарищ, к которому можно придти за советом или помощью и обязательно её от него получить.

Качества вожатого. Каким должен быть вожатый.

Посредственный руководитель излагает.
Хороший – объясняет.
Выдающийся – показывает.
Великий – вдохновляет.
В. Уорд

1. Дисциплинированность и ответственность
2. Работоспособность и организованность, трудолюбие
3. Тактичность, вежливость, культура общения
4. Умение держать себя в обществе
5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки
6. Здоровье, привычка к активному образу жизни
7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь
8. Разносторонняя образованность
9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод др. людей
10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость
11. Знание практической психилогии, этики
12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу
13. Уважение к администрации лагеря, к персоналу
14. Творческое отношение к деятельности в лагере
15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации
16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству
17. Сознательность, вежливость, аккуратность
18. Эмоциональная устойчивость
19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере
20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах
21. Инициативность, самостоятельность
22. Соблюдение демократических принципов
23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде
24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельность, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

Какие темы запрещены для разговоров с детьми?
- Выяснение отношений между педагогами.
- Обсуждение детей.
- Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.
- Решение вопросов личного характера.

Личностные и профессиональные качества вожатого

Как понравиться детям

Первая задача вожатого - понравиться детям. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего попытайтесь выяснить что для вас означает "понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Так как все мы разные, то и "нравиться детям" будем по-разному. В любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

У этой задачи есть свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Есть пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

1. ваш внешний вид,

2. выражение вашего лица,

5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:

* не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.

Второй этап: "произвести второе впечатление".

Задумайтесь о том, чем вы могли бы быть интересны детям. Например:

* чем интересным вы занимались в жизни?

* какие есть способности и таланты?

* за что вас уважают и любят ваши друзья?

* о чем увлекательном вы можете рассказать?

* чему необычайному вы можете научить?

Дети к вам будут присматриваться, будут вас оценивать, высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте все, чем вы могли бы быть интересны окружающим. Для этого не надо обладать какими-то сверхспособностями. Понравиться детям можно и без них. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку "Смок Белью", коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство, будут вас уважать.

Личностные качества вожатого

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой.

Вожатый должен быть:

1. Доброжелательный. Каждый ребёнок в отряде должен быть уверенным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми. Надо уходить от конфликта всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

2. Внимательный и тактичный. Ребёнка очень легко обидеть недостатком внимания. Каждый ребенок в отряде должен считать вас своим вожатым. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.

4. Справедливый. Тут нужно не забывать, что у ребенка всегда есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.

6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.

7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

8. Забота о детях (особенно о маленьких). На 21 день вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:

* Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.

* Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).

* Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.

* Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда-то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).

* Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.

* Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - это вовсе не значит, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

ВОЖАТЫЙ КАК РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛИДЕР

ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

1.Определение понятия «вожатый».

2.Профессиональные и личностные качества вожатого.

3.Истоки вожатства.

Литература:

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. – 1983, С.78.

2.Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис-12.Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

3.Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис-9. Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

4.Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1/Под ред. Н.П.Кузина. М.: Педагогика, 1980. С.259-260.

1.Определение понятия «вожатый».

Студентам, которые уже работали в детских оздоровительных центрах, было предложено задание, исходя из собственных взглядов и анализа предшествующей работы в лагере, дать своё определение понятию «вожатый»:

«Вожатый – это хороший друг и товарищ для детей. Он поможет в любой ситуации и отнесется к вам со всей душой:

Это лидер;

Организатор детского отдыха;

Друг и помощник детей;

- «ящик» с советами и играми;

- «жилетка», в которую можно поплакаться;

Добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель;

Остроумный и симпатичный;

Человек, способный найти взаимопонимание с детьми.

Вожатый – это состояние души!».

Слово «вожатый» означает «ведущий за собой», т.е. лидер. Он, во-первых, обладатель притягательной для детей социально- и личностно-значимой идеи, во-вторых, ему присущ магнетизм личности, что проявляется в умении увлечь ребят перспективой интересной жизни, интересными делами; в третьих, это трибун, обладающий силой убеждения, и сам убеждённый в правильности того пути, по которому ведет за собой.

Вожатый по призванию – это особый лидер и особый вожак. Это означает, что вожатый сам всегда немного ребенок. Вожатый – это тот, кто является своим в мире детей, то есть романтик, фантазёр, выдумщик, заводила. У него «внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». Ему мир не кажется скучным, серым, он умеет и смеет мечтать, он помнит, каким сам был в детстве, он тот взрослый, который сумел совершить невозможное для многих – не расстаться с детством во взрослой жизни. Да при этом еще заглянувший в будущее, в то будущее, в котором его питомцы будут жить как в своем настоящем, а потому и знающий не только, как вести за собой, но и куда вести.

У слова «вожатый» - есть и такое толкование. Оно точно отражает назначение и место, и специфику вожатства с точки зрения личностно-ориентированной педагогики. Растущему человеку на разных возрастных этапах его развития очень нужны надёжные «проводники по дорогам жизненного самоопределения». Для школьников таким «проводником», наряду с другими участниками педагогического процесса, и должен стать вожатый. Вожатый по призванию становится уникальным «проводником» ребенка по миру детства, реально помогающим ему жить в ситуации «здесь и сейчас».

Вожатые бывают разные. Есть вожатые – профессионалы , т. Е есть такая педагогическая профессия «вожатый». Их можно условно выделить в особую группу – профессиональные педагоги-вожатые. Прекрасно, если профессионализм и призвание сочетаются в одном человеке.

Есть вожатые непрофессионалы, то есть профессионально они занимаются другими видами деятельности: производством, наукой, культурой, управлением – и, кроме того, как бы по совместительству (по велению сердца или по призванию) становятся еще и вожатыми. Они выезжают с ребятами в летние и зимние лагеря, организуют их досуг по месту жительства или во внеурочное время в школах, домах детского творчества, учреждениях дополнительного образования. Назовем их вожатыми-добровольцами .

Есть еще сезонные вожатые . Это те, кто свой отпуск всегда приурочиваю к школьным каникулам, чтобы стать вожатыми летних и зимних детских лагерей. Это вожатые – организаторы сезонного детского отдыха, тоже входящие в группу вожатых-добровольцев.

Есть вожатые – «направленцы». Это те, кого направляют для работы с детьми от организаций, учреждений. В этой категории вожатых, люди, как правило, долго не задерживаются. Если вожатское дело оказалось не по душе «направленцу» или он не стал душой вожатского дела, то сроком отбытия служебной командировки все дело и ограничивается.

Словарь русского языка определяет слово «вожатый – проводник, указывающий дорогу, а так же вожак, т.е. тот, кто водит за собой кого-то. Во втором значении – руководитель какой-нибудь организации, общественного движения, течения (комсомольский вожак, руководитель пионерского отряда или дружины (Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. – 1983, С.78).

Профессиональные и личностные качества вожатого.

Личность вожатого, его способности, профессиональные (деловые) качества имеют при этом решающее значение. Какими же способностями должен обладать руководитель временного детского коллектива? Л.И.Уманский выделяет специфические организаторские способности , которые необходимы для работы с детьми и подразделяет их на три группы:

1.Организационное чутьё.

2.Эмоционально-волевая воздейственность.

3.Склонность к организационной деятельности.

В первую группу входят три составляющих:

1.Психологическая избирательность – способность быстро и глубоко вникать в психику другого человека, умело изменять тон и форму общения, применять средства и методы воздействия адекватно ситуации.(Правильная оценка состояния ребёнка, понимание его душевной и физической боли, радость за достигнутые результаты ребенка).

2.Практически – психологический ум – способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности. (Умелая расстановка ребят при подготовке коллективных дел, распределение обязанностей между членами отряда, умение подбирать интересные игры и задания).

3.Психологический такт – умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя. Выбирать и реализовывать на практике тип и конкретную форму общения с детьми в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности каждого члена отряда.

При этом: справедливость, чуткость, выдержанность, объективность, проявляемые в условиях любой ситуации, - это те качества, которые дети ценят больше всего.

Во вторую группу (эмоционально-волевая воздейственность) входят общественная энергичность, требовательность и критичность.

1)Общественная энергичность понимается, как способность заражать в процессе общения своей энергией других людей, используя самые разнообразные педагогические и психологические средства, приёмы воздействия и методы влияния на них.

2)Требовательность – характеризуется постоянством и реальностью проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учётом складывающейся ситуации.

Если вожатый выдвигает какие-либо требования в адрес ребёнка, он должен их постоянно подкреплять последующими действиями: контролировать их соблюдение, анализировать причины нарушения и, если этого требует ситуация, применить меры воздействия к нарушителю. Но в тоже время, прежде чем выдвигать требования, он должен оценить конкретную ситуацию и реальность их выполнения в сложившихся условиях. Требования должны быть выполнимыми и разумными.

3)Критичность – способность анализировать и максимально возможно объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей. При этом вожатому важно оставаться доброжелательным, искренним, проявлять объективность в своих суждениях и поступках.

В третью группу специфических организаторских способностей (склонность к организаторской деятельности) входят:

Самостоятельное включение в деятельность;

Быстрое вхождение в роль организатора;

Умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

В последние годы, даже среди представителей научного мира, бытует мнение о том, что в детском оздоровительном центре ребёнок должен только отдыхать. Воспитать его за столь короткий срок невозможно. Однако, педагогический опыт исследователей и организаторов детского движения говорит об обратном, что зачастую пребывание в детском оздоровительном лагере в корне меняет характер поведения ребёнка, структуру его интересов, увлечений, стремлений. Воспитывают не только специально подготовленные мероприятия, но, в первую очередь, социальная среда, нравственный климат, в которых пребывает ребёнок, система ценностей, прививаемая в детских группах. Способы и формы межличностного общения также несут в себе определенный воспитательный эффект.

Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его отряде, какие моральные нормы, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или напротив, к утверждению в отряде вседозволенности, подавлению сильными слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д.

Поэтому очень важно добиваться того, чтобы с подъёма и до отбоя в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки.

Истоки вожатства.

В любом явлении жизни есть период его предыстории, некие начала – когда явление ещё не существует как массовое, но уже сложились предпосылки и есть единичные случаи, которые показывают, что совсем скоро это явление заявит о себе в полный голос. Был такой период и в истории вожатства.

В 1885 году Христианский союз молодых людей (Англия), одно из самых первых молодёжных объединений, организовал первый в мире лагерь для молодёжи. Конечно это ещё не вожатство, но произошел первый его прецедент по сути, ведь речь шла о социальной работе с детьми, отделёнными, хоть и временно, от школы и семьи.

В дальнейшем нашлись люди, раньше других осознавшие, что мир ребёнка – это не только семья и школа, что есть ещё двор, улица, где детям зачастую самостоятельно приходится решать тем или иным способом свои проблемы. К числу таких людей по праву можно отнести Стефана Теофиловича Шацкого, русского педагога начала 20 века. «…в основу нашей работы должно быть положено изучение у детей инстинктов исследования, инстинкта работы и движения, инстинкта выявления себя и инстинкта подражательности. Материалом для этого изучения может служить литература, личные воспоминания, наблюдения и исследования. И метод работы должен быть тот же, что и у детей. Мы должны упражняться, постепенно втягиваться в эту работу, скопившийся материал подвергать анализу, а в результате – познать детей. Нередко нашу работу с детьми мы строим на том, что мы сами умеем, не считаясь с потребностью детей, мы подделываемся под детей: развлекаем их, забавляем, занимаем кое-чем. Обыкновенно это оправдывается тем, что лучше ребёнку сидеть в светлом помещении, чем бегать по улицам. Но это ещё вопрос, так как учреждение часто обезличивает, в то время как улица все же удовлетворяет его потребности».

Позиция С.Т.Шацкого – позиция вожатого, то есть воспитателя особого рода. Вожатый – прежде всего – практик, у которого слово не расходится с делом. Поэтому С.Т.Шацкий вместе с А.У.Зеленко организовал общество «Сеттльмент» («Культурный посёлок»), а позднее – общество «Детский труд и отдых», в состав которого вошли детский сад, экспериментальная начальная школа, ремесленные мастерские и клуб для подростков. В 1911 г. вместе с женой С.Т.Шацкий создаёт летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь», в основу деятельности которой были положены принципы самообслуживания и самоуправления.

Дальнейшая предыстория вожатства связана с именем сера Роберта Бадена-Пауэлла.

В самом начале века в Англии жил человек, ставший её героем во время войны в Южной Африке. Он был хорошим командиром и старался обучить своих солдат всему, что нужно знать разведчику: как не заблудиться в поле и в лесу; как построить шалаш и сварить обед на костре, как оставлять на тропе знаки, понятные друзьям и не понятные врагу; как не покидать товарища в беде, и ещё многому-многому другому. Звали его Роберт Баден-Паулл, он стал впоследствии основоположником скаутского движения и так определил движение бойскаутов (мальчиков-разведчиков): «… это игра в трапперов и пионеров, по крайней мере, по внешнему виду. Но привлекательность игры, захватывая мальчиков, побуждает их в то же время производить такую работу и такие упражнения, которые имеют для них воспитательную ценность». «Школа даёт задания, но не формирует характер, - пишет он. – Образование и воспитание – разные вещи. Надо занять молодёжь чем-то полезным в воспитательном отношении и в то же время привлекательным для неё. Надо отставить маршировку, ружейные приёмы и проповеди. Следует ввести в практику походы, разведку, лагерь, дежурство у костра, спорт и романтику приключений. Почему не использовать обаяние рыцарских подвигов служения, защиты и помощи? Мальчиков привлекает героизм, романтика приключений, и этим-то надо воспользоваться в целях воспитания».

Последователями Бадена-Пауэлла были: Олег Иванович Пантюхов, родоначальник скаутского движения в России, Григорий Алексеевич Захарченко, преподаватель Александровского юнкерского училища в Москве штабротмистр и Василий Григорьевич Янчевецкий, преподатель латинского языка 1-й Петербургской гимназии, автор популярных в своё время исторических повестей для молодёжи: «Чин-гис-хан», «Батый» и «К последнему морю». В своей брошюре «Что можно сделать для петербургских детей» он писал: «Сотни тысяч петербургских детей живут в неблагоприятных условиях. Они живут над засыпанными болотами. Поэтому необходимо вывозить их из Петербурга и давать возможность удобнее и больше быть на чистом воздухе… Дети мечтают о лагерной жизни, ради которой они даже бегут в Америку. Надо в окрестностях Петербурга устроить лагеря, заняв ребят игрой по книге Бадена-Пауэлла». «…надо открыть разнообразные детские клубы, где ребята могли бы заниматься под руководством взрослых, которые не стесняли бы их инициативу…»

Говоря о предыстории вожатства, нельзя не сказать об Иннокентии Николаевиче Жукове, педагоге и наставнике скаутов в России. В 1922 году он по предложению Народного комиссариата просвещения разработал программы для массового развёртывания пионерского движения. Его называли «старшим другом пионеров России».

Пионервожатым первого пионерского отряда, созданного весной 1922 года в Москве, на Красной Пресне, стал бывший скаут-мастер Михаил Стремяков.

Таким образом, как не выбросишь слова из песни, так и истории вожатского дела не выбросишь его истоков, а именно – системы «скаутинг», придуманной Р.Баденом-Пауэллом, и пионердвижения, придуманного Н.К.Крупской. Она виртуозно переосмыслила конструктивные находки скаутизма для создания системы пионердвижения в Стране Советов. Естественно, необходимо изучать технологические приёмы обобщения и переработки педагогического опыта, использованные Надеждой Константиновной и позволившие сохранить те педагогические находки, которые имелись в системе «Скаутинг», поставив их на службу воспитательной работы с детьми своего времени.

В результате пионерская организация достаточно долго оставалась действительно притягательной для детей и весьма результативной с точки зрения достижения задач, ради которых была организована. Нет смысла игнорировать данный опыт. Полезней творчески использовать его с учётом сегодняшних реалий для решения задач воспитания детей и подростков. Из истории педагогики и детского движения стоит извлекать конструктивные решения, а не выплёскивать вместе с водой и ребёнка, боясь показаться несовременными или быть неправильно понятыми.

Вожатый, в интересующей нас социально-педагогическом смысле появился в истории детского движения с момента появления пионерии в первые годы советской власти.

Первыми вожатыми Страны Советов были молодые рабочие-производственники, направляемые комсомолом для работы с детьми. Комсомольцы-производственники создавали отряды юных пионеров преимущественно там, где были комсомольские ячейки (типографии, фабрики, заводы). Существовала потребность пополнения рядов комсомола после гражданской войны более зрелой и грамотной молодёжью для работы с подростками 12-14 лет. Социальное положение детей и молодёжи на производстве, ограниченное число пионерских отрядов – всё это требовало специфических форм подготовки первых вожатых в овладении опытом красных скаут-мастеров.

Богатый опыт деятельности вожатых накоплен во всесоюзных лагерях «Артек», «Орлёнок», «Зубрёнок» и других. Вожатых, прошедших эту школу, отличает особый стиль управления жизнедеятельностью детей: жизнелюбие. Задор, социальная инициативность. Для них характерна преданность своему вожатскому делу, воспринимаемому уже скорее как образ жизни, нежели как профессиональная деятельность.

В практике вожатства прошлых лет имелись серьёзные недостатки. Профессиональная подготовка вожатых, осуществляемая в одно время в вузах на так называемых, пионерфаках, была больше общепедагогической, нежели специфически вожатской. Постепенно профессиональное вожатство всё больше становилось промежуточным этапом в профессиональном росте практического педагога. А вожатые-волонтёры из числа комсомольцев-производственников становились всё более редким явлением.

В период перестройки (90-е годы прошлого века) вожатый на некоторый период оказался формально не востребованным обществом, вставшим на путь кардинальной перестройки и на время забывшем о приоритетах воспитания. Его подготовкой в централизованном порядке никто не занимался. Только в некоторых вузах готовили студентов к педагогической практике в летних оздоровительных учреждениях. Вожатый исчез и из школы.

Рассказать друзьям