Общение со взрослыми и сверстниками. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Возможности общения дошкольников со взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи. М.И. Лисина выделила две новые формы общения в дошкольном детстве, общим для которых является их внеситуативный характер (выход за пределы непосредственной наглядной ситуации общения). Основное средство внеситуативного общения - речь. В трех-четырехлетнем возрасте на смену деловому сотрудничеству приходит познавательная форма общения. Разворачивается внеситуативно - познавательное общение. Ведущий мотив этой формы общения - познание. Оно включено в процесс совместного со взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс «теоретическою» сотрудничества. Ребенок задает множество вопросов - о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Теперь взрослый воспринимается ребенком прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому - нуждается в уважении. Актуальность этой потребности проявляется в феномене повышенной обидчивости, свойственной детям этого возраста. В шести-семилетнем возрасте происходит переход к новой, высшей для дошкольного детства форме общения - внеситуативно-личностной. Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья. И в то же время он воспринимается как особая, целостная личность. Личностное общение углубляет познание ребенком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, конечно, к ценностям близких людей. Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Поведенчески эта потребность обнаруживает себя, в частности, в феномене большого количества жалоб детей друг на друга. В этот период жалобы детей друг на друга выполняют специфическую функцию. Они связаны с активно идущим процессом усвоения бытовых правил и правил взаимоотношений. Поведение сверстников выделяется в сознании ребенка раньше, чем собственное поведение, и тем более само правило. Когда Петя сообщает воспитательнице: «А Витя рисует на столе!», это не значит, что он жаждет подвергнуть Витю осуждению или наказанию. Скорее, он хочет убедиться, что, действительно, на столе рисовать нельзя, и, кроме того, сообщить, что ему-то, Пете, это правило известно. Жалоба - это косвенная просьба подтвердить или отвергнуть то, что он для себя выделил как правило, его обязательность, это форма знакомства с правилами.


Возникновение внеситуативно-личностной формы общения связано с высшими для дошкольника уровнями развития сюжетно-ролевой игры, в результате которых ребенок обращает больше внимания и лучше понимает взаимоотношения в своей семье, ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми. Развитие общения ребенка со сверстниками. Уже на третьем году жизни наблюдается резкое увеличение субъектных действий по отношению к сверстникам - обращение с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Первоначально налаживанию контакта между партнерами, организации и развитию игры двух-трехлеток способствуют взаимные и поочередные подражательные действия.

Как правило, имитируется изобретенное, необычное действие с предметом (сесть на коврик и стучать ногами; подбежать к зеркалу, заглянуть и высунуть язык, забавно пищать и т.п.). Ребенок, действия которого стали объектом подражания, внимательно следит за действиями подражающих, предпринимает попытки модифицировать свой образец, чтобы другим стало еще интереснее. В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка, прежде всего, участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные характерологические черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В четырех-пятилетнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своего рода зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. Сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает опредметить собственные качества. Наконец, к 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Ребенок начинает воспринимать и себя, и другого, сверстника, как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение. Основной продукт общения со сверстником - аффективно-когнитивный образ самого себя и другого.

Какие личные особенности ребенка-партнера имеют значение для его успеха в дружеских отношениях? Это в основном стиль общения ребенка со своими товарищами: мягкость, внимание, эмоциональная отзывчивость, уравновешенность. Также важны объективные условия, способствующие частым встречам и общим делам детей: проживание по соседству, посещение одной группы детского сада, одинаковые спортивные занятия и пр.

В раннем возрасте, особенно в первой половине, ребенок остается зависимой от взрослого. Благодаря общению с мамой и близкими людьми она овладевает нормативным поведением. В этот период мотивы его поведения не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка формируется постепенно под влиянием взрослых, поэтому она не может сразу усвоить отношение к людям и вещам, которого от нее ожидают.

Решающее значение для развития речи имеет в раннем возрасте изменение форм общения ребенка со взрослыми, которая происходит в связи с овладением предметной деятельностью. Бессловесные формы руководства ребенком (показа действий, управление движениями, похвала жестами и мимикой) недостаточны для обучения ее приемов и правил использования предметов. Интерес к предметам, их свойств и действий с ними побуждает малыша постоянно обращаться к взрослым. Однако для этого необходимо овладеть речевым общением.

Обычно это зависит от содержания общения взрослых с ребенком, требований, которые они ей предъявляют. Лишенные общения дети заметно отстают в развитии речи. Однако если взрослые в общении с ней пытаются угадывать и исполнять каждое его желание за первым жестом, ребенок может долго обходиться без речи. Хорошо, когда взрослые побуждают малыша говорить понятно, четко, насколько это возможно, оформлять словами свои желания и только после этого выполняют их.

Потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение со взрослым по поводу предметной деятельности, в которой создаются основы для усвоения слов, их связь с образами предметов и явлений окружающего мира.

Ситуативно-деловое общение зарождается во второй половине младенческого периода и сохраняется до 3-х лет. Оно происходит на фоне практического взаимодействия с взрослым и включено в предметную деятельность. В этом процессе дети испытывают все большую потребность в соучастии в действиях взрослых. При таком сотрудничества они получают доброжелательное внимание, соучастие в практических действиях. Благодаря личным контактам замечания и указания взрослого приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций к специфическим, а затем и к культурно-фиксированных действий с предметами. Эта форма общения имеет ситуативный характер, то есть касается определенного места и времени.

В 1-1,5-летних малышей содержание контактов со сверстниками остается таким, как и у новорожденных. Ровесники их привлекают прежде всего объективными качествами (внешность, поведение). Совместные действия в них возникают очень редко и быстро прекращаются. Дети еще не могут согласовывать свои желания и не учитывают интересы друг друга.

Перелом в отношениях со сверстниками наступает в 1,5 года: развиваются инициативные действия с целью интерес собой сверстников, чувствительное отношение к ним. До 2-х лет возникает первая (эмоционально-практическая) форма общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место после потребности в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Смысл ее заключается в ожидании от сверстника соучастия в шалостях, забавах, стремлении к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселых криков, забавных движений и является раскованным и непосредственным. Детей привлекает сам процесс совместных действий, выполнение которых является целью деятельности малыша, а результат не имеет никакого значения. Мотивы такого общения заключаются в самовыражения детей. Несмотря на то малыш стремится подражать ровесника и испытывают интерес к нему, его образ еще очень нечеткий, потому что их совместные действия этажные.

Общение малышей с товарищами является эпизодическим, они долго играют сами. Для установления контактов используют действия, которыми овладели в общении со взрослыми (жесты, позы, мимику). Эмоции детей очень глубокие и интенсивные. Участие в предметно-действующих операциях способствует установлению контактов.

Итак, одновременно с изменениями отношений со взрослыми на 3-м году жизни у ребенка возникает интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Постепенно развиваясь и обогащаясь, общение со сверстниками превращается в настоящую социальное взаимодействие, в результате чего происходит создание маленьких детских обществ с собственными законами и правилами жизни.

У младенца среди разнообразных контактов с ровесниками наиболее часто возникают непосредственные эмоциональные, отражающие широкий спектр переживаний: удовольствие от новых впечатлений, доставляемых другим ребенком, заражение общим весельем, опасение и досада от неосторожных движений. В 12 мес. впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус - берут в рот пальчики другого. Младенцы часто не ограничиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой.

1. К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая.

Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. Для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

2. В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.

3. Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается у старших дошкольников, в основном четко намечается тенденция к ее развитию.

Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения - речь.

Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается.

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми.

Существует несколько стилей общения педагога с детьми: авторитарный, демократический, попустительский, гипер-опека, либеральный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный.

Авторитарный стиль воспитания - это стиль, при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного выполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.

Гипер-опека – это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку надежную защиту, на самом деле, так же как и первый, ограничивает

его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.

Попустительский стиль - взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается представленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).

Демократический стиль - этот стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

При выборе стиля педагогу необходимо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше. Иными словами - сколько детей, столько и стилей воспитания. Ребенок имеет «Я» - реальное и «Я» - потенциальное (в форме желаний, мечты, приписывания себе качеств персонажей сказок, фильмов, рас сказов). Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений; в устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже в случаях отрицательных поступков.

Технология педагогического общения.

Технология педагогического общения направлена на организацию определенных этапов.

1. Формирование у ребенка потребности в общении, побуждение его к деловым, личностным, познавательным ви дам общения.

М.И. Лисина, исследуя эту проблему в отношении детей, выделила четыре формы общения взрослого с ребенком: непосредственно-эмоциональное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное. При этом необходимо учитывать благо приятный или неблагоприятный варианты развития личности ребенка (застенчивый, тревожный, замкнутый, агрессивный и т.п.).

2. Ориентировка в целях, ситуациях общения.

Педагоги откликаются на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, в случае невозможности их осуществления спокойно и доброжелательно объясняют причину. Необходимо формировать потребность творчески реализовать цели общения, создавать ситуацию самостоятельного планирования, контроля, самооценки результата своей деятельности. Создание условий перехода от постановки и определения цели деятельности к творческому характеру жизнедеятельности детей обеспечивает развитие механизмов саморегуляции, самопроектирования деятельности.

3. Ориентировка в личности собеседника, товарища, партнера.

Взрослый способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, личные вещи, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности). Важно воспитывать у детей уважение и терпение к сверстникам и взрослым независимо от социального

происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувствам других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. В целом педагогическая позиция взрослого способствует развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, что немаловажно при общении.

4. Планирование содержания своего общения.

Взрослый помогает ребенку выбрать ту или иную деятельность. В практике зачастую педагогическое взаимодействие построено на прямом указании: что делать, как делать, когда и даже с кем. Педагог должен предоставлять детям возможность самостоятельного выбора деятельности, нахождения средств и способов для реализации цели, обучать приемам саморегуляции.

Педагогическая поддержка направлена на достижение ребенком успеха. Включаясь в трудные для него задания, взрослый создает ситуации, вызывающие интеллектуальную, эмоциональную активность детей, способствующие самостоятельной реализации нормативно-регулирующей функции общения.

5. Корректирование направления, стиля, метода общения.

Необходимо учить детей общаться. В детском коллективе создаются условия для того, чтобы у детей формировались представления о правилах взаимодействия с другим чело веком, отношение к выполнению этих требований. Для этого нужно использовать сюжетно-ролевые игры, этюды, разнообразные формы игровой терапии.

Известно, что любая ситуация в системе образования организуется взрослым и взрослый всегда является – явным или неявным – её участником. В этом смысле взрослый представляет собой устойчивую характеристику любой образовательной ситуации, которая определяется и конкретными обстоятельствами времени и места, и особенностями личности взрослого. Следовательно, эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать (или не сделать) эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка.

Важно подчеркнуть: при работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ребенком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Один из разработчиков такого подхода – Эрик Эриксон подчеркивал: на различных возрастных этапах пред ребенком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несет ответственность за решение базовых, жизненных задач, которые определяют судьбу ребенка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы.

Таким образом, образовательная работа с детьми предъявляет к взрослому особые требования. С одной стороны, взрослый выступает в роли посредника между культурой и ребенком и предлагает тому различные образцы культуры. С другой – выступает посредником между ребенком и культурой: поддерживая его инициативу, пытается приспособить культуру к ребенку.

Особенность образовательной работы с детьми заключается в том, что попадая в детский коллектив, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать её максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.

По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.

С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально - практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период - расцвета ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше - на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

О ФОРМАХ ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ.

  • «Ничто не приносит столько вреда при воспитании детей, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».

Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок - благополучным или нет - зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между ее членами.

Я уважаю и принимаю желания других людей независимо от того, согласен я с ними или нет, понимаю я их причину или нет.

В результате я излучаю и получаю все больше внимания и любви.

О формах общения взрослых с детьми. Особенно, когда речь идет о формировании правильного отношения, например, к своему здоровью у ребенка, необходимо рассказать более подробно, т.к. способы « прямого» воздействия не дают эффекта.

Одним из способов непосредственного воздействия – является использование ребенком любимых игрушек. У детей часто формируется неадекватная связь между образом, словом и состоянием.

Поэтому воздействие взрослого должно препятствовать таким связям. Однако, взрослые должны помнить, что ребенок не имеет достаточных знаний, чтобы принять просьбу взрослых, их указания. Когда же во взаимодействии ребенка с взрослым – участвует его любимая игрушка (кукла, животные, и т. д.), то последняя чаще всего и становится главным действующим лицом.

Следуя правилам игры, ребенок должен помогать игрушке (кукле) осуществлять все нужные действия: например, вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, правильно принимать пищу. Одеваться на прогулку, вовремя ложиться спать, убирать со стола и др. Это должно найти свое отражение в дидактических играх.

ТЕМА: Я И МОЕ НАСТРОЕНИЕ.

Настроение- это общее эмоциональное состояние. Окрашивающее в течении значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное.

Настроение всегда зависит от каких-либо причин. Следует уметь в них разбираться. Установлено, что настроение самым тесным образом связано с общим физическим или психологическим самочувствием человека в данный период времени.

Ребенок, настроенный оптимистически, с удовольствием играет, с большим желанием вступает в общение с другими людьми. Человек, находящийся в приподнятом настроении, более привлекателен для окружающих, чем тот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимися людьми любой человек общается с большим удовольствием, чем с людьми, у которых недоброе лицо.

Настроение детей можно исследовать по их рисункам. Даем ребенку лист бумаги и коробку цветных карандашей. Просим нарисовать то, что им больше всего хочется нарисовать в данное время.

КАК УЛУЧШИТЬ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ?

  1. Игра « Я – хороший»
  2. Игра « Мой любимый герой»
  3. Игра « Приятное воспоминание»
  4. Подвижные игры на улице
  5. Игра « Угадай настроение»

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Общение с детьми у взрослых очень часто сводится к минимуму, что полностью исключает полноценное воспитание. Почему так происходит? Городская суета, груда дел, работа отнимают у родителей много времени и сил, так что детям остается совсем немного внимания. А то время, что родители посвящают детям, тратится зачастую не на построение доверительных отношений, а на выполнение назидательной функции, включающей определенный набор морали, постулатов, догм. Все эти наставления родители выдают своим чадам на автомате, ошибочно полагая, что таким образом выполняют свой родительский долг.

Зачастую родители не умеют со своими детьми разговаривать. Если родителей воспитывали в строгости, то они будут считать, что детей должно быть видно, однако не слышно, другие же родители просто избегают конфликтов. Отсутствие общения с детьми в семье может выступить разрушительным моментом в развитии нормальных отношений. Дети могут ощутить себя в изоляции, что спровоцирует их замкнуться, стать раздражительными, они перестанут справляться с проблемами. Важно понять, что разговаривая с детьми на различные темы, вы развиваете отношения между вами, делая их чуточку счастливее, а также снимая излишнюю напряженность.

Верный путь к эффективному общению – это удостоверится, что независимо от возраста и проблемы, малыш любого возраста поговорит с вами на любую тему.

Общение ребенка со взрослыми

Если вы хотите вырастить гармонично-развитую личность, то общение с ребенком необходимо начинать еще во время беременности. Разговаривать необходимо с самого начала беременности, однако более эффективным и систематическим общение должно стать с момента начала шевеления малыша.

Ребенок замечательно воспринимает звуки и голоса, обращенные к нему, привыкает к ним и впоследствии узнает. Далее, психическое развитие малыша продолжается в общении с мамой после рождения. Если бы малыш с рождения был лишен общения, то он не стал бы нравственно и культурно развитым, цивилизованным гражданином. Дети в процессе общения развиваются, приобретают поведенческие и психические качества. Малыш дошкольного возраста не может прочитать интересующие его в книге вопросы, поэтому он изо всех сил тянется общаться с взрослыми.

Общение ребенка со взрослыми должно решить такую задачу: раскрыть мир для малыша и показать все лучшее, а также отрицательное, что имеется у человечества. Только взрослый откроет малышу все разнообразие эмоций, восприятия, речи. Взрослый облегчает у ребенка понимание социальных норм, своим поведением подкрепляет соответствующее поведение, а также помогает малышу подчиниться социальным влияниям. Без внимания, любви, понимания близких взрослых, малыш не станет полноценной личностью. Это внимание малыш должен получить в семье, поскольку семья первая, с кем он начинает свое общение. Именно в семье закладываются все основы общения, которые в дальнейшем малыш будет развивать.

Общение с детьми дошкольного возраста

Важный и наиболее сильный источник переживаний дошкольника — это взаимоотношения с другими детьми. Когда родители относятся к своему чаду с любовью, нежностью, признают его права, то малыш испытывает эмоциональное благополучие: чувство защищенности и уверенности. Эмоциональное благополучие влияет на нормальное развитие личности ребенка, вырабатывает у него положительные качества, доброжелательное отношение к другим людям.

Общение с детьми дошкольного возраста зависит напрямую от отношения, демонстрируемого взрослыми. Через подражание в общении, малыш осваивает способы взаимодействия с людьми. Стремясь усвоить способы взаимодействия, получить похвалу малыш с горячностью погружается в общение. Одновременно с этим, стремясь утвердить свою самостоятельность, дошкольник обособляется, демонстрируя личное стремление, например, на своем настоять: «Я буду это делать!», «Я так сказал!». Малыш не может умело управлять своими эмоциями, которые толкают его к отождествлению себя с другими.

Общение с дошкольниками постепенно приобретает внеситуативный характер. Значительно расширяются возможности благодаря речевому развитию общения с окружающими.

Формы общения детей со взрослыми существует две — внеситуативные (познавательная и личностная). К четырем годам развивается внеситуативно-познавательная форма. Для этой формы характерна потребность в уважении взрослого и наличие познавательных мотивов. К концу старшего дошкольного возраста возникает форма общения внеситуативно-личностная, которая определяет потребности в сопереживании, во взаимопонимании и личностные мотивы общения. Речь выступает главным средством при внеситуативных формах общения. Внеситуативно-личностное общение малыша со взрослым представляет большое значение для развития личности. В процессе этого общения малыш сознательно усваивает правила и нормы поведения, что формирует моральное сознание. Через личностное общение малыши видят себя со стороны, что позволяет развиваться и самоконтролю.

Личностное общение дошкольников позволяет различать роли взрослых – врача, воспитателя, педагога, и в соответствии с этим строить отношения.

Развитие общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте постоянно нуждается в доброжелательном тоне, положительной оценке взрослого. В присутствии взрослого правильное поведение — первый этап морального развития малыша. Постепенно потребность вести себя по определенным правилам приобретает смысл для малыша в присутствии взрослого.

Развитие общения ребенка со взрослым нуждается в доверительном и доброжелательный тоне. Смысл происходящего состоит в том, чтобы дошкольник обрел чувство ответственности за свое поведение. Дошкольник испытывает ненасыщаемую потребность в поддержке взрослых и оценке своей деятельности.

Общение с детьми дошкольного возраста включает оказание эмоциональной поддержки. В свою очередь пренебрежение, невнимание, неуважительное отношение взрослого, способны привести к потере уверенности у малышей.

Эффективное общение с детьми – это уважение, доверие, любовь, непреклонность в определенных вопросах в поддержании родительского авторитета.

Методы общения с детьми не должны включать формальность, крики, приказы, оскорбления, нервозность. Родители часто совершают ошибки, отдавая предпочтение приказам и командам, угрозам, предупреждениям. Например, «вставай немедленно», «замолчи сейчас же», «чтобы я этого не видела», «прекрати плакать», «не прекратишь – возьму ремень». Категорическую форму малыш воспринимает, как нежелание родителя вникнуть в детскую проблему, ощущает неуважение к себе.

Достаточно суровые и резкие слова вызывают в душе несформировавшейся личности ощущение брошенности и бесправия. В ответ родители получают упрямство, сопротивление, грубость. Все угрозы несут бессмысленность, если ребенок остро переживает свою проблему, загоняющую его еще в больший тупик.

Частое повторение угроз, приказов вызывает привыкание, и малыши перестают реагировать на такое воспитание. Что же делать родителям?

Дети с трудностями в общении требуют к себе особого внимания. Такие малыши не переносят критику, обвинения. Обидные фразы и нападения, типа «опять все сделал не так», «зря я на тебя надеялась», «все из-за тебя», вызывают бурю эмоций и негодования в душе малыша. Он отреагирует озлоблением, нападением (словесным), либо же унынием, разочарованием, подавленностью, полностью разочаровавшись во взрослых и в себе. Если к малышу взрослые в системе относятся плохо, то у него формируется . Он начинает относить себя к безвольному или неудачнику. приводит к новым проблемам в семье.

Общение родителей с детьми

Недопустимо использование насмешек и прозвищ в отношении дошкольников. Такие замечания, как «ну ты, плакса-вакса», «ты просто дубина», «ты не мужчина», только оттолкнут малыша и разуверят в себе. После такого отношения малыши обижаются и защищаются такими словами: «а сам какой?», «ну и пусть дубина», «ну и буду таким!»

Сочувствие к дошкольнику должно быть не на словах, а на деле. Не нужно говорить такие фразы «успокойся, это такая ерунда», «перемелется – мука будет», «не обращай внимания».

Дети с трудностями в общении не переносят нудных нотаций типа «пора запомнить, что перед едой следует мыть руки», «слушай всегда отца», «отвлекаешься — делаешь ошибки». После таких нотаций ребенок отвечает: «хватит», «я знаю». В результате у него возникает психологическая глухота.

Любите малыша таким, какой он есть, всегда уважайте его, поскольку он как и вы — такая же личность. Не влезайте назойливо ему в душу. Лучше внимательно выслушайте, постарайтесь понять, что у него на душе. Трудно удержаться от вопросов, но спрашивайте разумно.

Не отшучивайтесь от проблем чада. Избегайте скучной морализации: «ты должен так делать», «необходимо уважать старших». Такие тоскливые фразы ничего нового не дают и поведение от них не меняется. Малыш ощущает вину, давление авторитета, скуку, а зачастую все вместе. Моральные устои, а также нравственное поведение дают не слова, а сама атмосфера в доме, а также поведение взрослых.

Не будьте прямолинейны в советах: «я бы дал сдачи», «пойди и извинись». Зачастую малыши к таким советам не прислушиваются. Советуя что-либо чаду, тем самым напоминаете, что он мал, неопытен и авторитарная позиция взрослого только раздражает.

Особенности общения родителей с детьми включает проявление доверия. Не говорите: «это все из-за тебя», «опять подрался», «вижу тебя насквозь». Частое повторение таких фраз приводит дошкольника в ярость.

Стиль общения с детьми

Общение должно сплотить семью, а многие родители не догадываются, что они выбрали неправильный стиль общения со своим чадом. Навредить малышу может не только враждебная настроенность родителей, но и их либерализм.

Существуют следующие стили общения с детьми:

  • попустительство или вседозволенность (как правило при таком стиле малыш получает желаемое посредством истерик и капризов: «хочу», «дай»). Ребёнка в этом винить нельзя, он не знает другого стиля общения. В итоге он неспособен вырасти зрелым человеком, поскольку он не понимает слова «надо». В школе и саду такой ребёнок упрям, конфликтен и эгоистичен;
  • отчужденность, когда родители не слышат, не видят, или не хотят слышать и видеть своих чад;
  • гиперопека, когда родители неосознанно лишают ребенка любой самостоятельности (психологической, моральной, физической, социальной), а также развития;
  • диктаторство — этот стиль подразумевает жесткость, грубость, игнорирование, неуважение всякой инициативы ребенка, а также его желаний; при диктаторстве родители прибегают к физическим наказаниям;
  • уважение – этот стиль проявляется в любви и уважении к ребенку с самого раннего возраста; родители поощряют индивидуальность ребенка, разговаривают на интересные для него темы, направляют свое чадо, предоставляя свободу выбора.

Общение воспитателя с детьми

Профессиональная деятельность воспитателя без педагогического общения невозможна. Общение воспитателя с детьми представляет собой систему взаимодействия с целью оказания воспитательного воздействия, а также формирования и целесообразных взаимоотношений, создания благоприятного микроклимата для психического развития. Воспитатель должен стремиться сделать педагогическое общение с детьми наиболее эффективно, что будет способствовать психическому развитию малышей. Для достижения этого педагогу следует знать, чего от общения ждут его воспитанники, а также учитывать меняющуюся потребность на протяжении детского возраста.

Общение воспитателя с детьми подготавливает появление более новых, сложных видов деятельности. Содержание и форма педагогического общения воспитателя определяются конкретными задачами, решаемыми в процессе руководства деятельностью малышей.

Эффективность педагогического общения во многом зависит от умения воспитателя учесть возрастные, а также индивидуальные особенности детей. Воспитатель выбирает формы воздействия для общения с детьми разного темперамента, а также возраста. К самым маленьким воспитатель зачастую выражает особую теплоту, а также применяет ласковые формы обращения, которые малыши привыкли слышать в семье. Заинтересованность и чуткость педагог выражает в работе к более старшим детям. Однако в этом случае для оптимального характера взаимоотношений необходимо умение и пошутить, а при необходимости разговаривать строго и серьезно.

К прямым относят воздействия, которые напрямую обращены к воспитаннику, а так же касаются его поведения или взаимоотношений (показ, объяснение, указание, порицание, одобрение). К косвенным относят воздействия через других лиц. Эффективными в работе с детьми косвенными воздействиями являются воздействия игрового общения.

Общение детей со сверстниками

Дошкольный мир ребенка не ограничивается семьей. Очень значимыми людьми для ребенка становятся дети. По мере взросления у дошкольника будут появляться важные контакты, а также конфликты со сверстниками. Нет такой группы детского сада, где бы ни развернулся сложный сценарий межличностных отношений. Дошкольники помогают друг другу, ссорятся, обижаются, мирятся, ревнуют, дружат, делают пакости.

Взаимоотношения остро переживаются детьми и зачастую наполнены разнообразными эмоциями. Воспитатели и родители нередко не подозревают о гамме чувств, которую переживают дети, и конечно, особого значения не придают детским обидам, дружбе, ссорам. Опыт первых отношений выступает фундаментом, на котором будет базироваться дальнейшее развитие личности. Первый опыт определяет отношение к другим, и не всегда он положительный. У большинства малышей закрепляется к окружающим негативное отношение, которое имеет отдаленные печальные последствия. Задачей взрослых является вовремя обнаружить проблемы в межличностных отношениях и помочь преодолеть их ребенку. Помощь взрослых базируется на понимании причин, которые лежат в основе межличностных отношений детей. Внутренние причины провоцируют устойчивый конфликт детей со сверстниками, заставляют ощутить себя одинокими. Такое чувство относят к самому тяжелому, деструктивному переживанию.

Выявленный своевременно внутренний конфликт требует не только внимания от взрослых, но и наблюдательности, знания психологических особенностей, а также закономерностей развития общения.

Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном детстве осуществляется переход к внеситуативным формам общения, т.е. выходящим за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Ребенок становится способным общаться по поводу различных предметов и явлений, отсутствующих в иоле восприятия.

М. И. Лисиной выделены две формы общения со взрослыми в дошкольном возрасте: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (табл. 8.2).

Внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми складывается в первой половине дошкольного возраста (3-4 года). Она связана не с практическим сотрудничеством со взрослым, а с "теоретическим". Дошкольники начинают задавать взрослым большое количество вопросов, что обусловлено их возрастающими познавательными потребностями. Своими вопросами "почему?", "зачем?", "как?" дошкольники стремятся выявить различные стороны явлений, установить связи между ними. Вопросы характеризуются беспорядочностью и разнообразием: "Почему деревья шумят?", "Куда течет вода в реке?", "Откуда идет дождь?", "Что такое солнце?" и т.д. Ведущим мотивом внеситуативно-познавательной формы общения является познавательный, а взрослый выступает как источник познания об окружающей действительности. Главным средством этой формы общения являются речевые операции, поскольку они позволяют выйти за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Для внеситуативно-познавательной формы общения является характерным стремление дошкольника к уважению его взрослым, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности детей к замечаниям, интенсивное эмоциональное реагирование на них.

Таблица 8.2

Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте

Форма общения

Примерный срок появления в онтогенезе

Место общения в системе общей деятельности ребенка

Ведущая потребность в общении

Ведущий мотив общения

Основные средства общения

Значение формы общения в психическом развитии

Внеситуативно-познавательная

Общение на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении

Познавательный: взрослый как эрудит, источник знаний о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире

Первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления

Внеситуативно-личностная

Общение на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира и в форме самостоятельных эпизодов

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами

Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, переход к дискурсивному мышлению, создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению

К концу дошкольного возраста складывается высший уровень развития общения для дошкольного возраста – внеситуативноличностная форма общения. Она отличается от внеситуативно-познавательной формы тем, что ее содержанием является мир людей, находящийся вне предметов. Дети говорят о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Ведущим мотивом является личностный. Взрослый, являющийся главным побудителем общения, выступает как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами. Внеситуативно-личностное общение не является стороной какой-либо другой деятельности, а представляет собой самостоятельную ценность. Для детей характерно желание заслужить доброжелательное внимание и уважение взрослого, его взаимопонимание и сопереживание. Средством общения также являются речевые операции. Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым выполняет важную роль для сознательного усвоения детьми норм и правил поведения, для развития самосознания и самоконтроля, для дифференцированного выстраивания отношений со взрослыми в зависимости от их социальных ролей.

В дошкольном возрасте значительно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого ребенок реализует нормы и ценности, усвоенные в общении со взрослыми. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становится важным для дошкольника.

Практический пример

В экспериментальном исследовании Л. Б. Митевой, проведенном под руководством М. И. Лисиной, доказано, что общение ребенка со взрослым опережает по уровню своего развития общение ребенка со сверстником. Возрастная динамика показывает, что чем младше ребенок, тем больше у него разрыв между уровнем общения со взрослым и со сверстником, к концу дошкольного возраста уровень общения детей в обеих сферах несколько сближается, но при этом общение со взрослым по основным параметрам опережает соответствующие показатели общения сверстников. Это свидетельствует о том, что общение со взрослым, задавая "зону ближайшего развития", ведет за собой общение сверстников.

Выделяют три основных вида мотивов общения дошкольников со сверстниками :

  • деловой мотив, под воздействием которого дошкольник побуждает сверстника к общению в качестве партнера по практическому взаимодействию, у обоих возникают положительные эмоциональные состояния от самого процесса совместной деятельности;
  • личностный мотив, который проявляется в феномене "невидимого зеркала", т.е. дошкольник видит в действиях сверстника отношение к самому себе и почти не замечает в нем все остальное;
  • познавательный мотив, под воздействием которого осуществляется общение со сверстником как с равным ребенку партнером, что можно использовать для развития познания и самопознания.

В дошкольном возрасте действуют все три вида мотивов: положение ведущих в три-четыре года занимают деловые с четко определившимися личностными; в четыре-пять лет – деловые и личностные при доминировании первых; в пять-шесть лет – деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении деловых и личностных и при тесном переплетении личностных и познавательных; в шесть-семь лет – деловые и личностные.

М. И. Лисиной и А. Г. Рузской были выделены особенности общения дошкольников со сверстниками, существенно отличающиеся от его общения со взрослым (рис. 8.2):

  • большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий, что обусловлено обширным функциональным составом общения сверстников и многообразием коммуникативных задач;
  • интенсивная эмоциональная насыщенность, которая выражается в большом количестве экспрессивно-мимических проявлений и эмоциональной направленности действий по отношению к сверстнику;
  • нестандартность и нерегламентированность общения детей, раскованность и ненормированность действий, использование непредсказуемых и нестандартных средств общения;
  • доминирование инициативных действий над ответными, что проявляется в неспособности продолжить и развить диалог, который может распадаться из-за отсутствия ответной реакции и вызывать конфликты.

Рис. 8.2.

Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.

Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна в возрасте от двух до четырех лет. При такой форме общения ребенок прежде всего ждет от сверстника соучастия в своих играх и стремится к самовыражению. Для дошкольника достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его забавам и, действуя с ним, поддерживал и усиливал общее веселье. Любой участник такого эмоционально-практического общения стремится к привлечению внимания к себе и получению эмоционального отклика партнера. В сверстнике дети воспринимают только отношение к себе, а действия, желания, настроения партнера по общению чаще всего не замечают. Эмоционально-практическое общение по содержанию и средствам является ситуативным: оно полностью зависит от конкретной ситуации взаимодействия и от практических действий сверстника. Появление привлекательного предмета в ситуации общения младших дошкольников может нарушить взаимодействие детей: они переключают свое внимание на этот предмет, могут начать драться из-за него. Основными средствами такого общения являются локомоции или экспрессивно-мимические движения. После трех лет в общении дети все больше пользуются речью, однако она остается очень ситуативной и может являться средством общения только при зрительном контакте и выразительных движениях.

Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до старшего дошкольного возраста. После четырех лет у дошкольников (особенно тех, кто ходит в детский сад) привлекательность сверстника как партнера по общению начинает превосходить привлекательность взрослого и выполнять все большую роль в их жизни. Наряду с этим сюжетно-ролевая игра начинает приобретать коллективный характер – детям больше нравится играть вместе, а не по одному. Общение с другими в сюжетно-ролевой игре осуществляется на двух уровнях: на уровне игровых взаимоотношений и на уровне реальных отношений, которые существуют за рамками игрового сюжета (дети договариваются о распределении игровых ролей, обсуждают условия игры, дают оценку и осуществляют контроль за действиями других и пр.). Совместная игровая деятельность постоянно предполагает переход с одного уровня на другой.

Основным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста является деловое сотрудничество. В процессе ситуативно-делового общения дети заняты общим делом, им необходимо согласовывать свои действия с другими партнерами и учитывать их активность для получения общего результата. Такое взаимодействие можно назвать сотрудничеством, потребность в котором становится очень значимой для общения детей. Помимо потребности в сотрудничестве также ярко проявляется потребность в признании и уважении сверстника. В общении дошкольников со сверстниками начинают проявляться элементы конкурентности и соревновательности. Среди средств общения на данном этапе начинают доминировать речевые средства.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается внеситуативно-деловая форма общения, значительно возрастает число внеситуативных контактов. На этом этапе можно выделить "чистое общение", не связанное с конкретными предметами и действиями с ними. Дошкольники могут на протяжении достаточно длительного времени общаться, не выполняя при этом никаких практических действий. Тем не менее, несмотря на усиливающуюся тенденцию к внеситуативности, общение детей в старшем дошкольном возрасте осуществляется на фоне совместной деятельности, т.е. общей игры, рисования, лепки и др. Конкурентность и соревновательность сохраняются во взаимоотношениях детей. Между старшими дошкольниками возникает умение видеть в партнере по общению не только его ситуативные характеристики, но и определенные внеситуативные, психологические аспекты его личности – желания, интересы, настроения.

К концу дошкольного возраста формируются устойчивые избирательные привязанности между детьми, возникают первые предпосылки дружеских отношений. Старшие дошкольники объединяются в небольшие группы (по два-три человека) и выражают отчетливое предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста возрастает дифференциация в детском коллективе: одни дошкольники становятся популярными, предпочитаемыми, а другие отвергаемыми. На статус ребенка в группе сверстников влияет большое количество факторов, наиболее значимым из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного, являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.

Рассказать друзьям