Проект ко дню пожилого человека "родные люди".

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рыжова Татьяна Геннадьевна Учитель-логопед первая квалификационная категория МБ ДОУ «Детский сад № 59» комбинированного вида г.Новокузнецк

Цель: Формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Образовательные цели: формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и анализ мультфильма «Встречайте бабушку»; активизировать и обогащать словарь по теме «День пожилого человека»; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.

Коррекционно-развивающие цели: развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы речи; разви­вать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Воспитательные цели: привлечь внимание детей к празднику «Международный день пожилого человека». Помочь понять детям, что забота о близких пожилых людях должна быть постоянной.

Оборудование: ИКТ – мультимедиа, мультфильм «Встречайте бабушку», мнемотаблица.

Предварительная работа: составление рассказа о бабушке и дедушке, разучивание стихов, изготовление поздравительных открыток.

Организационный момент

Логопед читает стихотворение

КАК У НАШЕЙ БАБУШКИ

Как у нашей бабушки

Хороши оладушки!

Уселись мы рядком,

Поливаем их медком,

Запиваем молоком.

Я бабуленьку родную

Очень крепко поцелую,

Ведь бабуленька моя

Очень-очень добрая.

Татьяна Бойко

Логопед. О ком это стихотворение?

Дети. О бабушке.

Логопед. Бабушка - это человек какой?

Дети. В возрасте, старенький.

Логопед. Такого человека называют пожилым. Скажите, у вас в семье есть пожилые люди?

Дети. Есть бабушка и дедушка.

Логопед. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Встречайте бабушку», а потом будем с вами беседовать.

Просмотр мультфильма (8 мин)

Логопед задает вопросы детям

Логопед. Кто приехал в гости к семье?

Логопед. Как встретила семья бабушку?

Логопед. Чем позже заняты были мама и папа?

Логопед. Что бабушка делала на кухне и кто ей в этом помогал?

Логопед. Что приготовила бабушка с внуком?

Логопед. Что принесли в комнату мама и папа?

Логопед. Что поставили на стол?

Логопед. Кого не хватало за столом?

Логопед. Какими стали родители и мальчик?

Логопед. Кто пришел к ним в гости?

Логопед. Как встречали бабушку?

Логопед. Куда направилась вся семья и зачем?

Закрепления навыка грамматически правильного оформления высказывания

Назови ласково

Бабушка – бабуля;

Кузя - Кузенька;

Пирог – пирожок;

Самовар – самоварчик;

Стол – столик;

Чашки – чашечки;

Сахар – сахарок.

Сосчитай 1,2,5

Гость, семья, бабушка, мальчик.

Подбери родственное слово

Бабушка – бабуля, бабуличка, бабушкин.

Гость – гостить, гостинец, гостиница.

Внук – внучек, правнук.

Семья – семейный, семя, семьи.

Развитие общей моторики, координации речи, темпа и ритма движений

С бабушкою вместе мы гулять идем, Ходьба по кругу

Змейкой по листочкам ножками пройдем, Ходьба змейкой

Перепрыгнем через лужи 1,2,3, Прыжки под счет

Ни кого на свете лучше не найти. Обнять соседа

Рыжова Т.Г.

Пересказ мультфильма с опорой на мнемотаблицу по цепочки:

«Мнемотехники»: Бабушка, семья, кухня, стол, стул, дверь

Подведение итогов:

Логопед. Что нового вы сегодня узнали?

Логопед. Кто такие пожилые люди?

Логопед. Как нужно встречать родных,пожилых людей?

Беседа ко Дню пожилого человека

Тема: «Уважай старость»

Цели:

    воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;

    прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;

    формировать нравственные качества личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.

Воспитатель:

1 октября - Международный день пожилых людей - относительно новый праздник. Он возник в конце XX века. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Скандинавских странах Европы, затем в Америке, а с конца 80-х годов - во всем мире. Окончательно Международный день пожилых людей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Казахстане - в 1992 году. И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кого мы уважаем и любим

ученик:

Люди пожилые,
Сердцем молодые,
Сколько повидали
Вы путей, дорог.
Горячо любили
И детей растили,
И надеждой жили:

Меньше бы тревог!
Люди пожилые,
Матушка Россия
Вас не баловала
Легкою судьбой.
Дай вам Бог покоя,
Чтобы над рекою
Солнце озаряло
Купол голубой.
Люди пожилые
Вы во всем такие:
Отдаете душу,
Опыт и любовь
Дорогому дому,
Миру молодому
И всему, что сердце
Вспоминает вновь.
Люди пожилые,
Пусть года былые
Будут вам опорой,
Дети - все поймут.
И поклон вам низкий
От родных и близких
И от всей Отчизны
За бесценный труд!

Воспитатель:

День пожилого человека для казахстанцев особый праздник. С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и её жителям. Никогда не забудем мы того, что сделано руками людей старшего поколения. Они возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, добросовестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.
Время не стоит на месте. Всё быстрее ритм нашей жизни, всё больше с годами волнений, неотложных дел… Но забота о наших стариках, пожилых людях – то, о чём нельзя забывать ни на минуту. Поддержать, обустроить быт, оказать реальную помощь – вот одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Но и это лишь небольшая частичка нашего неоплатного долга перед людьми старшего поколения.
Большое складывается из мелочей. Уступить место в автобусе, помочь перейти через дорогу, выразить простое человеческое внимание – и разглаживаются морщинки у глаз, светлее становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека. Они помогают нам и тогда, когда мы становимся взрослыми. В их добрых и сильных сердцах черпаем мы поддержку и понимание, терпение и любовь, энергию и вдохновение. Огромное спасибо им за это!

А давайте попробуем предположить, почему же День пожилого человека отмечается в октябре. Какие будут версии?

Ученик. Осень! Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. Наверное, не случайно праздник пришелся на такое время – пик золотой осени. Возраст зрелых, мудрых людей часто называют осенью жизни. Ведь в жизни людей наступает пора, когда бурные годы весны, молодости остались чуть позади. Она красивая и величавая, мудрая и спокойная. В толковом словаре написано: «Пожилой – начинающий стареть…» Только начинающий! Один мудрец сказал: «Молодость подобна жаворонку, который имеет свои утренние песни. Старость подобна соловью, у неё свои вечерние песни». Поэтому каждый возраст хорош по-своему.

ученик:

Меняет цвет природа,
Меняется погода,
И солнцу золотому,
Идут дожди вослед,
А за теплом - ненастье,
За горем будет счастье,
И молодость на старость,
Меняет человек.
Так жизнь идет по кругу,
Года спешат друг к другу,
Но радостью, надеждой
Наполнен год и век.

Воспитатель: Время наступления старости условно. Мужчин и женщин в возрасте от 55-60 до 75 лет считают пожилыми, с 75 лет - старыми, с 90 лет - долгожителями. Предполагается, что видовая продолжительность жизни человека равна 92-95 годам.

Хотя в истории известно немало фактов долгожительства: «Всех дней жизни Адамовой было 930 лет, и он умер. Всех дней Ноевых было 950 лет и он умер. Всех же дней Мафусаила было 930 лет, и он умер» - говорится в Священном Писании. Это данные, имеющие отношение к библейским персонажам. Там старость, как и жизнь, была длительной и нам не понятной полностью. О ней можно долго говорить и тем более писать. Но ведь Святое Писание не сбрасывали с неба, его писали простые смертные, жившие на земле и, несомненно, умершие в возрасте, в котором по – обыкновению умирают и сейчас современные люди. Люд, которые живут значительно меньше библейских героев! Человек в 70 – 80 лет – это уже теперь глубокий старик.

Давайте задумаемся об этом и на несколько минут представим себя на месте постаревшего человека.

ученик:

Какая жизнь у старика –

Конечно же, паршивая:

И пенсия невелика,

И одежонка вшивая,

И детям на него плевать,

И белый свет - с копеечку…

Но нужно ж как – то доживать,

Хоть с краю, на скамеечке!

А ведь была у старика

Когда – то жизнь хорошая,

Любили девки казака

И вороные лошади;

И от зари, и до зари

Не знало тело устали –

А вот теперь (ну хоть умри!)

Все тропки перепутались…

Теперь достаточно клочка –

Уж лучше и не спрашивай! –

Земли…

Раздумья старика

Подкашивают заживо:

Куда несётся этот мир.

С компьютером и плеером?

И овевает внук – вампир

Мечту кровавым веером…

Какая жизнь у старика?

Как ни суди, но прошлая!

У богача, у бедняка –

Нет ничего хорошего!

Воспитатель.
Мы живём с вами в веке технического прогресса. Люди увлечены своей карьерой, стремятся заработать побольше денег и стать успешными в этой жизни. Мы стремимся идти в ногу со временем, следим за развитием современных технологий, и в этой гонке не всегда успеваем обратить своё внимание на тех, кто рядом и, возможно, нуждается в нашей помощи.

Берегите старых людей,
Для веселых весенних ветвей
Корни более чем родня...
Берегите старых людей,
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них -
Гул атак,
Годы тяжких трудов,
И битв...
Но у старости -
Ломок шаг,
И неровен дыханья ритм.
Но у старости -
Силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас...
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению

Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения;

Объяснить детям, что такое старость.

Развивающие:

Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения; мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;

Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

Развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность.

Словарь: родственники, старость, старый человек, пожилой человек.

Предварительная работа

1. Разучивание с детьми стихотворений о бабушке и дедушке.

2. Наблюдение дома: чем занята бабушка дома, как она заботится обо всех членах семьи.

3. Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику».

4. Просмотр мультфильмов по данной теме.

5. Рассматривание семейных фотографий с пожилыми членами семьи, а так же семейных видеоархивов.

Перспективный план работы по данной теме в подготовительной группе:

Занятия с детьми

Темы индивидуальных и групповых бесед

Чтение

Игры, труд

Работа с родителями

1. Развитие речевого общения: «Бабушка пришла в гости»:

2. Рисование: «Бабушкин портрет»;

3. Дизайн: «Бабушкин платок».

4. Художественное рукоделие : Изготовление подарков для пожилых людей.

5. Аппликация: «Открытка для дедушки».

1. Беседа «Я и родители»

2. Инд. беседа «Как я помогаю бабушке?»;

3. Беседа «Учусь сочувствовать»;

4. Беседа «Чем можно порадовать бабушку и дедушку?»

5. Беседа «Дедушкины заботы».

6. Беседа «Бабушкины хлопоты».

1. «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой;

2. «Бабушкины руки». Сказка

из книги для детей

«В гости к празднику»;

3. «Волшебное слово» В. Осеевой;

4. Заучивание стихотворений: «Дедуля»

Т. Боковой, «Бабушкины руки» Льва Квитко;

1. Разыгрывание игровых ситуаций «Вежливая просьба»;

2. Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»;

3. Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации с использованием различных видов театра.

1 .Видео семейного архива;

2. Фотографии пожилых членов семьи;

семейного отдыха, совместных досугов.

3. Изготовление «Книжек-малышек».

4. Мероприятие «Посиделки с бабушками».

Конспект занятия

ЗАДАЧИ. ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ ВРЕМЯ

1. Организационный момент.

Дети в центральной части группы, на ковре.

Воспитатель показывает детям книжку-малышку с рисунками-иллюстрациями, сделанными детьми в прошлом учебном году (портреты мам, бабушек, рисунков семьи).

Ребята, сегодня я перебирала книги на нашей полочке и нашла вот такую книгу, где есть иллюстрации. А на обложке написано «Стихи»!

Как вы думаете, какие стихи тут могут быть?

Воспитатель перелистывает страницы, показывая детям иллюстрации, предлагает вспомнить соответствующее стихотворение.

Дети вспоминают и читают недавно разученные стихотворения: «Бабушкины руки» Льва Квитко и «Дедуля» Татьяны Боковой и др.

См. приложение

Актуализация темы занятия.

Создание рабочего настроя у детей.

Развитие памяти и выразительной литературной речи детей при прочтении стихотворений.

(2 минуты)

2. Вводная беседа.

Ребята, скажите о ком эти стихотворения? (Эти стихотворения о родственниках, о бабушке и о дедушке).

Бабушки и дедушки – это наши доб­рые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас, старше ваших мам и пап, и мы должны забо­титься о них.

Как вы уже все догадались, сегодня мы поговорим о ваших любимых бабушках и дедушках.

Воспитание у детей гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым.

(1 минута)

3. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

А поможет нам «Мяч-говорун»

Молодой дедушка - … (старый дедушка, пожилой)

Веселая бабушка - …

Быстрый дедушка -…

Добрая бабушка - ….

Высокий дедушка - …

Любимая бабушка -…

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Воспитатель перелистывает книжку-малышку. Из нее выпадают карточки…

Развитие у детей логического мышления.

Совершенствовать представления детей о смысловой стороне слова, обогащать речь детей антонимами.

(1 минута)

4. Работа в компаниях над пословицами.

Что это может быть? Обсуждение с детьми. В ходе, которого делают вывод о том, что для прочтения текста на карточках, нужно объединиться в 3 компании (по разрезным карточкам). См. приложение

Дети берут по одной карточке (пазлу), образуют три компании, соединяют пазлы и получают предложения.

Почему объединились вместе?

Когда вы соединили пазлы, что получилось? (предложение, фраза, слова и т. д.)

ПОСЛОВИЦЫ:

1) «Не смейся над старым, и сам будешь стар».

2) «Юн – с игрушками, а стар – с подушками».

3) «Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».

Это, ребята, не просто предложения, это пословицы – народная мудрость.

Дети читают получившиеся пословицы.

Кто знает, что они обозначают?

Дается время на обсуждение в компаниях, справившиеся компании показывают готовность.

Каждая из компаний объясняет свою точку зрения двум другим компаниям. Идет обсуждение.

Все ли согласны? – Есть ли что дополнить?

Как вы думаете, а подходят эти пословицы для нашей книжки-малышки?

Какая пословица к какому рисунку больше всего подходит?

Рассуждения детей.

Учить работать детей в микрогруппе, договариваться между собой.

Способствовать сплочению коллектива детей, умению слышать и слушать друг друга.

Закрепить навыки чтения у детей, стремление говорить грамматически правильно.

Учить объяснять смысл пословиц, рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

5. Физкультминутка, сопровождающаяся соответствующими движениями.

«Моя семья».

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять -

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

Сменить статического положения детей, формирование правильной осанки.

Учить соотносить действие со словом.

(1 минута)

6. Беседа.

А у меня для вас загадка! Из какой сказки сейчас я прочитаю отрывок.

Воспитатель читает отрывок «Бабушкины руки».

Мы сегодня с вами говорили о пословицах. Есть еще одна пословица, слышали наверно «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».

Какой «урок» можно извлечь из этой сказки?

(варианты ответов детей)

В нашей стране каждый год проходит праздник - День Пожилого человека. В это день всем дедушкам и бабушкам принято говорить добрые слова, оказывать помощь, заботиться о них.

Воспитывать нравственные основы, умение проявлять доброту, внимание, заботу к старшим.

Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека.

7. Игра «Волшебная конфета».

У меня есть сюрприз! Показывает закрытую коробку. Трясет ее. Дети на слух пытаются угадать, что внутри.

Дети, на самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем пожилым людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостнее и счастливее. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем пожилым людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания детей:

· Пусть они избавятся от болезней;

· Пусть никогда не умирают;

· Пусть у всех будет дом;

· Пусть все хорошо живут;

· Пусть у всех будет обед;

· И др.

Развивать чувство эмпатии.

Воспитывать чувство благодарности.

Способствовать развитию связной речи детей.

(3 минуты)

8. Свободное рисование «Мои бабушка и дедушка».

Какие замечательные пожелания! Как сделать так, чтобы эти добрые пожелания могли услышать или прочитать как можно больше людей? (варианты ответов детей)

Воспитатель предлагает нарисовать портреты своих дедушек и бабушек, подписать свои добрые пожелания, а так же пословицы, с которыми они познакомились на занятии.

Эти портреты будут размещены в общественных местах и пассажирском транспорте нашего города.

Дети самостоятельно выбирают материал для рисования (акварель , карандаши, восковые мелки, фломастеры и др.)

9. Пальчиковая гимнастика.

Ребята, но перед тем как рисовать, вам надо потренировать свои ручки. Выполняется пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - я!

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя.

А вот и вся моя семья.

Развивать творческие способности у воспитанников.

Развивать в детях наблюдательность.

Учить рисовать человека, соблюдая пропорции.

Воспитывать умение работать разными материалами.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

(1 минута)

10. Домашнее задание

Ребята, я вам предлагаю сделать 1 домашнее задание: Нарисуйте руки бабушки и пусть ваши родители помогут вам записать всё, что бабушка делает за день.

Закрепить у детей полученные на занятии знания.

(1 минута)

Приложение 1.

«Дедуля».

Татьяна Бокова

На работе его уважают,

Он начальник, сказать не боюсь,

Но с работы домой приезжает,

и начальником я становлюсь.

Я к нему забираюсь на плечи,

Я его примеряю очки

И ещё об него каждый вечер

Тренирую свои кулачки.

Ходит дедушка лёгкой походкой,

Всех быстрее съедает обед,

На лице ни усов, ни бородки...

Ну, какой же мой дедушка дед?!

Помогает мне делать уроки

Да играет с детьми во дворе

И нечаянно так, ненароком

Он в любой побеждает игре.

Но когда я его огорчаю,

Если стыдно ему за меня,

Я со страхом в душе замечаю,

Как сутулится деда спина,

Как морщинки сплетаются в сети,

В волосах седины - белый мел.

И готов я отдать всё на свете,

Чтобы дедушка мой не болел!

«Бабушкины руки».

Лев Квитко

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то моют,

То что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки.

Ласкают нежно так.

Проворные, - смотрите, -

Готовы день-деньской

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой.

Настанет вечер - тени

Сплетают на стене

И сказки сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят -

И тут замолкнет вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

«Бабушка»

А. Барто

У мамы - работа,

У папы - работа.

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома - всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

"Да ты не спеши!

Ну что там стряслось у тебя,

расскажи?"

Я говорю, а бабушка

не перебивает.

По крупинкам гречку

сидит перебирает...

Нам хорошо вот так вдвоем,

и дом без бабушки - не дом.

«Деда - непоседа»

Татьяна Бокова

Как заходит про семью

Где-нибудь беседа,

Непременно я пою

Песенку про деда.

У кого-то дед - атлет

Или летчик смелый,

Но ТАКОГО деда нет

Во Вселенной целой.

Заболел однажды дед

Думаете - стонет?

Врач пришёл, а деда нет,

Он на стадионе.

Ни к чему его жалеть

И лечить в больницах,

Чтобы деду поболеть -

Стадион сгодится.

Всё умеет делать дед!

Должен я признаться,

Непоседе много лет,

А дают пятнадцать.

Я хочу таким же стать,

Я учусь у деда!

Чтоб меня могли назвать:

"Мальчик-непоседа"!

Приложение 2.

Фрагменты из книги "В ГОСТИ К ПРАЗДНИКУ"

"Бабушкины руки"

Сегодня у вас будет необычное домашнее задание, - сказал учитель. – Завтра выходной, но вы должны встать рано и записать все, что бабушкины руки сделают за день. А потом нарисовать их.

Мы будем, как шпионы! – крикнул кто-то.

Главное, не пропустите ни одного бабушкиного дела, - улыбнулся учитель.

Утром в выходной Надя попросила бабушку положить руки на лист бумаги и обвела их. Бабушкины руки были старенькие с узловатыми пальцами. Надя посмотрела на свои тоненькие розовые пальчики и подумала:

«В бабушкиных руках нет ничего красивого. Почему учитель не попросил нарисовать руки какой-нибудь артистки или хотя бы мои?»

Весь выходной бабушка готовила, стирала, гладила и мыла. У Нади рука устала записывать все бабушкины дела. Это были скучные дела, и внучка попросила:

Ба, спой мне или поиграй на фортепьяно. Помнишь, ты на дедушкином дне рождения играла.

Некогда, внученька, надо еще твои туфли почистить и портфель собрать, - улыбнулась бабушка.

Выходной был испорчен. Зато в понедельник учитель похвалил девочку:

Молодец, Надюша, ты написала больше всех. Прочитай нам, что делает твоя бабушка в выходной день.

Надя начала громко и выразительно прочла:

Моя бабушка приготовила завтрак, погладила мое платье в голубой горошек и заплела в косички голубые бантики. Потом она налила мне какао и положила оладушки. Она помыла посуду и обернула учебники и тетради в новые чистые обложки.

Послышались смешки, и кто-то крикнул:

В каком классе учится твоя бабушка?

Она, оказывается, до сих пор носит косички с бантиками, - заметил другой.

Надя покраснела, но продолжала:

Бабушка заправила кровать и аккуратно рассадила моих кукол на покрывало.

Я люблю, чтобы днем мои куклы сидели на кровати.

Бабушка, а в куклы играет, - засмеялись ребята.

Тихо, дети, продолжай Надя, - попросил учитель.

Бабушка подточила цветные карандаши, потому что у нас сегодня рисование.

Дети снова засмеялись, а учитель сказал:

Хорошо, Надя! У твоей бабушки, действительно, много дел, если она делает и твои дела тоже.

Домой Надя пришла расстроенная и с порога заявила:

Это нечестно, бабушка. Ты забрала себе все мои дела. С сегодняшнего дня я свои дела буду делать сама.

Бабушка ничего не ответила, только грустно вздохнула. Надя положила портфель и решила пришить к пальто оторвавшуюся пуговицу. Она исколола пальцы и запутала нитки, но пуговицу не пришила. Расстроенная Надя разогрела сама себе ужин, но котлетка подгорела, а любимая тарелка разбилась, когда девочка хотела ее помыть.

Первый раз в жизни Надя легла спать с не готовыми уроками. Она так устала, что не смогла решить задачу. Перед сном Надя посмотрела на бабушкины руки и спросила:

Бабушка, твои руки совсем старые, а делают все быстро и хорошо. Наверное, они знают какой-то секрет?

Конечно, знают, внученька, но сказать не могут. Давай поменяемся с тобой руками, и тогда ты тоже узнаешь этот секрет, - ответила бабушка.

Что ты, бабушка. Это невозможно, - улыбнулась Надя, а про себя подумала, что ей не хотелось бы обменять свои изящные розовые ручки на темные морщинистые руки бабушки.

В эту ночь Надя спала беспокойно и проснулась на час раньше обычного. Не нежась в постели, она быстро вскочила и вдруг с ужасом увидела, что у нее морщинистые бабушкины руки. Девочка приготовилась заплакать, но тут же подумала, что плакать ей некогда. Надо умыться, приготовить всем завтрак, почистить папино пальто, дописать домашнее задание по русскому языку и сделать еще множество других дел.

Надя даже подумать не успевала, что надо сделать, а ее руки уже проворно выполняли одно дело за другим.

Но когда руки хотели положить в портфель недовязанный носок со спицами, чтобы довязать его на перемене, Надя воспротивилась.

На перемене руки должны отдыхать!

Мы не любим сидеть без дела, Наденька! - откликнулись руки.

Нет, вам иногда нужно отдыхать, - повторила Надя.

Внученька, пора вставать, - услышала Надя ласковый бабушкин голос и проснулась.

На столе ее ждал вкусный завтрак, а в портфеле лежала тетрадь с выполненным упражнением. Надя покраснела, потом взяла бабушкины руки в свои и прижала их к себе.

Бабушка, у тебя самые лучшие руки на свете. Я хочу, чтобы мои руки стали такими же. С сегодняшнего дня я будут помогать тебе во всех делах.

Приложение 3.

Лариса Зимина

Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить?

Хотите - верьте – хотите – нет, но дело было так…

На одной планете дети не слушались своих бабушек и дедушек. Когда родители уходили на работу, они оставляли своих детей с бабушками и дедушками. Бабушки и дедушки очень любили своих внуков и внучек и старались им угодить, повкуснее их накормить, вовремя спать уложить, почитать стихи им, сказки, встретить со школы, проверить уроки, сводить на кружки и в спортивные секции, но детям совсем не нравилась такая опека и забота.

Дети начинали вредничать и капризничать, и если они выходили гулять – то убегали от бабушек, бродили по лужам, залазили в грязь и выбегали на проезжую часть. Когда приходили домой, не хотели мыть руки, когда садились за стол – привередничали и не хотели кушать то, что им приготовили бабушки, спать днём они тоже не хотели. Дети не хотели ни писать, ни читать – им надо было только прыгать бегать, играть да сидеть за компьютером. Не могли сладить со своими внучатами старенькие бабушки и дедушки. К вечеру дети упрашивали бабушек и дедушек не рассказывать родителям о том, как они вели себя днём.

Однажды на эту планету прилетел доктор Непослушайкин и, увидев, как дети вели себя, он пожалел дедушек и бабушек. Доктор взмахнул своей шляпой и все бабушки и дедушки с этой планеты исчезли.

Дети остались одни. Как же ребятишки вначале обрадовались своей самостоятельности. С этого времени, когда родители уходили на работу, дети оставались дома одни и делали всё, что хотели. Без присмотра взрослых они целыми днями носились по улице, даже не вспомнив, что надо делать уроки. Некоторые, очень шустрые дети были не внимательные и попадали в дорожно-транспортные происшествия. Многие из детей, когда прибегали домой, даже не помыв руки, бежали к холодильнику, чтобы перекусить, а потом садились играть в компьютер или смотреть телевизор.

Вечером возвращались с работы родители, и вместо того, чтобы отдохнуть – шли на кухню, готовить ужин, стирали, гладили – им даже некогда было проверить, как их дочки и сыночки сделали домашние задания, как приготовились к школе. Те родители, у которых были маленькие дети, которые ещё не ходили в детский садик – вынуждены были взять отпуска по уходу за малышами. Время бежало быстро, и после ужина надо было ложиться спать, чтобы завтра рано встать и пойти на работу. Дети шли в школу с неподготовленными уроками и конечно, стали хуже учиться.

Между тем, дедушки и бабушки оказавшись в шляпе, попали на огромный красивый остров с пальмами и кипарисами около моря. На острове были все удобства, у каждого старичка и старушки было своя комната. Стоило им о чем-то подумать, чего-то пожелать – всё у них появлялось, как по щучьему веленью. Пожилых людей опекали, за ними ухаживали, им предлагались развлекательные программы, их водили в походы и в театры, показывали фильмы на любой вкус. Всё у них было хорошо, но в глазах у них всё равно была грустинка – они соскучились по своим семьям, по своим озорникам-внучатам, по своим дочкам и сыночкам.

А тем временем, дома очень не хватало бабушек и дедушек. Ребятишкам стало очень стыдно за своё поведение, и они решили пойти на поиски бабушек и дедушек, чтобы попросить у них прощения и попросить их вернуться домой.

В самом начале они подняли все справочники и географические карты, все записные книжки, перезвонили всем родственникам и знакомым, но нигде не могли найти своих бабушек и дедушек. Многие искали их по Интернету и Интерполу, но и их поиски ни к чему не привели. Вдруг, маленькая Ирочка вспомнила про доктора Непослушайкина, после которого исчезли все старики и все отправились на поиски загадочного доктора. Они побывали в каждом уголке Земли, прошли, проехали, пролетели тысячи километров, пока не попали в далёкую загадочную страну, где жил доктор Непослушайкин. Дети стали умолять доктора вернуть им бабушек и дедушек, но доктор сказал: «Я даю вам время, подумать о своём поведении и если вы дадите мне честное слово, что не будете капризничать, будете слушаться и помогать своим бабушкам и дедушкам, будете уделять им больше внимания, никогда не будете им грубить и докажите свою любовь к ним делами – то я верну их домой.

В течение месяца дети старались вести себя хорошо - они приходя со школы, они самостоятельно делали уроки, наводили порядок дома, читали много книжек и во всём помогали своим родителям и младшим сестрёнкам и братишкам. Они так старались, что доктор Непослушайкин раньше времени приподнял свою шляпу, и старики оказались у себя дома, загоревшие и отдохнувшие.

Как же все были рады их возвращению! В честь их возвращения в городе устроили грандиозный праздник с салютами и фейерверками, с угощениями и праздничным концертом, устроенным детьми. Бабушки и дедушки даже заплакали от такого внимания родственников. На этом празднике все поклялись доктору Непослушайкину, что никогда-никогда в жизни не обидят стариков и друг друга, что всегда будут помогать друг другу во всём – всём - всём…

Приложение 4. Пазлы – пословицы.

Приложение 5. Рисунки детей.

Проект «День пожилого человека».

Актуальность

Проект направлен на воспитание у детей чувства уважения и любви к старшему поколению.

Цель проекта: формирование у детей отзывчивого и уважительного отношения к пожилым людям.

Задачи проекта:

Воспитанники:
1. Закреплять представления об эмоциональных состояниях людей, характере взаимоотношений. Учить прислушиваться к старшим и их переживаниям, эмоциональным состояниям («Бабушка огорчена», «Дедушка рад», «Им весело», «Они переживают» и т. д.)

2. Воспитывать доброжелательное отношение и уважение к близким.

3. Расширять содержание художественной деятельности, поощрять интерес к изображению человека (портрет).

Родители:

Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада.
Участники проекта: воспитанники подготовительных групп, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дедушки и бабушки детей.

Тип проекта: творческий.

Срок реализации проекта : 2 недели.

Ожидаемый результат:

Дети, способные проявлять доброту, отзывчивость и другие положительные качества к пожилым людям. Понимающие их эмоциональные состояния, с развитой эмпатией.

Дети, умеющие передавать в портрете черты мимику, настроение, характер взрослого.

Реализация проекта.

Подготовительный этап:

Педагогу-психологу:

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2.Подготовка презентаций «День добра и уважения. Международный день пожилых людей», «Как создать открытку-подарок для пожилых людей»,«Наши любимые дедушки и бабушки», «Наша дружная семья».

3. Написание сценария к развлечению «День добра и уважения. Международный день пожилых людей»

Воспитателям:

  1. Подобрать художественную литературу.
  2. Подбор картинок и иллюстраций для рассматривания.

Родителям:

  1. Выучить с детьми стихи «Про бабушку» Елена Дюк, «Мой дед».

Основной этап реализации проекта:

Познавательная деятельность.

  1. Беседы с детьми на темы: «Оказание помощи пожилым людям», «За что я люблю дедушку и бабушку».
  2. Просмотр презентаций «Наши любимые дедушки и бабушки», «Наша дружная семья», «Как сделать открытку для пожилого человека».

Художественно – эстетическая деятельность.

  1. Чтение художественной литературы «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» в пересказе А. Н. Толстог о, «Сивка-бурка» в пересказе А. Н. Толстог о, «Дочь и падчерица» РНС и др.
  2. Развлечение "День добра и уважения. Международный день пожилых людей"
  3. Использование этюдов, игр, ситуаций для выражения эмоций.

Художественно- продуктивная деятельность.

  1. Изготовление открыток.
  2. Рисование портретов бабушек и дедушек.
  3. Заполнение табелей для дедушек и бабушек.

Взаимодействие с родителями

  1. Активное участие в играх, конкурсе, хороводах.
  2. Заучивание стихов.
  3. Изготовление презентаций совместно с детьми о дедушке с бабушкой.

Заключительный этап:

  1. Развлечение совместно с родителями, бабушками и дедушками «День добра и уважения. Международный день пожилых людей»
  2. Посещение дедушками и бабушками выставки рисунков.
  3. Вручение подарочных открыток детьми своим родственникам.

Отчет.

Актуальность:

В настоящее время наблюдается отсутствие тесного контакта детей со старшим семейнымпоколением. Это приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.Для этого необходимо расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.

Проблема : имеют ли дети знания о своей семье?

Мы поставили перед собой цель :формировать нравственно – патриотические чувства дошкольников по отношению к старшему поколению. Для достижения цели мы решали следующие задачи:
1. Расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.

2. Развитие творческих способностей.

4. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким, пожилым людям);

5. Совершенствование навыков культуры поведения.

6. Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками;

Ожидаемый результат:

Дети знают и называют имена и отчества своих дедушек и бабушек.

Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.

Проявляют уважительное отношение к пожилым людям, помогают им.

Понимают, что бабушка и дедушка – это родители мамы и папы, прабабушки и прадедушки – это родители дедушки и бабушки.

Поставленные задачи решали через разнообразные виды деятельности.

В ходе беседы с воспитанниками на темы: «Оказание помощи пожилым людям», «За что я люблю своих дедушку и бабушку»мы расширили и систематизировали их представления о том, какую помощь дети оказывают взрослым дома, на улице, на даче и т. д. Дети рассказали о своих дедушках и бабушках, чем они любят заниматься. Какие вкусные пирожки пекут бабушки, и как они бабушкам в этом помогают. Дети рассказали, как с дедушками играютв игры, смотрят фотоальбомы, читают книжки, гуляют на улице. Таким образом,мы видим, как в семьях наших воспитанников укрепляется связь между поколениями.

После очередной беседы Егор и Стасрассказали детям, что их родители нашли в интернете информацию о ежегодном дне пожилых людей, который отмечается в России 1 октября. Тогда дети предложили устроить у себя в группе такой же праздник для дедушек и бабушек. Тут же Камилла М. предложила изготовить поздравительные открытки, в которых будут отражаться любовь и уважение к своим близким. Дети обратились за информацией к родителям, которые нашли презентацию«Как сделать открытку для пожилого человека». Она помогла детям определиться в оформлении открытки своим бабушкам и дедушкам.

В ходе проекта были просмотрены и озвучены презентации подготовленные детьми и их родителями:«Наши любимые дедушки и бабушки» и«Наша дружная семья», что способствовалорасширению представлений детей о других семьях и их традициях.

В группе детям читались произведения «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» В пересказе А. Н. Толстог о, «Сивка-бурка» В пересказе А. Н. Толстог о, «Дочь и падчерица» РНС. «Кукушка» нанайская народная сказка. После прочтения этих произведений дети стали уважительно относиться к родителям, бабушкам и дедушкам.

Воспитатели предложили детям нарисовать портретыихбабушек и дедушек и оформить выставку портретов. Таким образом, у воспитанников развивалось творческое воображение, графические навыки, умение организовать свою деятельность.

В подготовке праздника участвовал музыкальный руководитель Ольга Васильевна. Она разучила с детьми песни,веселые игры, и оказала помощь при проведении развлечения.

Родители к развлечениювместе с детьми подготовили загадки, стихи, игры.

Заключительным этапом стало развлечение «День добра и уважения. Международный день пожилых людей», в котором приняли активное участие родители, дедушки и бабушки.

В конце праздника дети подарили свои изготовленные открытки дедушкам и бабушкам.

Результат реализации проекта. В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети, родители, дедушки и бабушки приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Интернет – ресурсы:

Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье. Основной целью диалога ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

На протяжении веков сохранялись и передавались от поколения к поколению традиции воспитания малолетних детей. Но развитие индустриального общества повлекло за собой существенные изменения в культуре семейного воспитания, приобретение нового опыта “делегирования полномочий детскому саду” хватило, чтобы родители утратили многие ценные традиции народного воспитания. В возраст бабушек и дедушек входит поколение, воспитанное в детском саду, плохо помнящее традиции (а иногда непонимающие смысл этого слова). Педагогический коллектив нашего детского сада задумался о том, как возродить традиции родительской педагогики, не отказавшись от достижений общественного дошкольного воспитания. Проект “Родные люди” – это один из шагов по сближению двух институтов воспитания семьи и детского сада, привлечению к вопросам воспитания дошкольников представителей разных поколений.

Участниками проекта являются дети подготовительной группы, бабушки, дедушки, воспитатели и специалисты детского сада.

Неделя “Родные люди” проводится в детском саду в канун дня пожилых людей.

Цель проекта: Вовлечение жизненного опыта бабушек и дедушек в образовательный процесс открытого образовательного пространства “детский сад–семья”

1 день. Понедельник.

Дети по просьбе воспитателя приносят в детский сад семейные фотографии и фотоальбомы, рассматривают фотографии, рассказывают друзьям о своих близких и родных людях: как их зовут, чем они занимаются, какие у них увлечения, как любят проводить свободное время. Воспитатель выясняет у детей, кто в их семье самый старший по возрасту? (бабушки и дедушки). Педагог говорит детям о том, что существует праздник “День пожилого человека”. Вопросы к детям: кого мы можем назвать пожилыми людьми? Почему? Как нужно себя вести с пожилыми людьми? И т.д.

Во вторую половину дня в группе работает “Детская мастерилочка” дети готовят подарки бабушкам и дедушкам.

2 день. Вторник.

В детском саду организуется выставка “Бабушкин сундучок”. Игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек.

Дети готовят своими руками пригласительные билеты для своих бабушек и дедушек на праздник. “А без бабушки и дедушки – это что же за семья”.

3 день. Среда.

День игры: “Во что играли наши бабушки” (заранее детям дается задание узнать в какие игры играли их дедушки и бабушки. Воспитатель из собранного материала готовит картотеку игр) Ребенку предоставляется возможность самому познакомить своих товарищей с правилами игры и организовать. (При затруднении на помощь приходит воспитатель)

Перечень предложенных игр: (“уголки”, “лапта”, “жмурки”, “глухие телефончики”, “краски”, “цепи кованные” и др.)

Во вторую половину дня в группе работает “Детская мастерилочка”.

4 день. Четверг.

Воспитатель напоминает детям, что до праздничной встречи с бабушками и дедушками остался один день, необходимо украсить зал. Дети высказывают свои предложения по оформлению зала. Одним из моментов оформления может стать стенд из портретов, нарисованных малышами “Мои любимые, мои родные”.

5 день. Пятница.

В детском саду праздник

“А без бабушки и дедушки – это что же за семья”

Звучит песня “Родительский дом”. Гости занимают места в украшенном зале.

Ведущая приветствует бабушек и дедушек стихами:

Проводится игра “Светик-семицветик” (гости разбирают цветок по лепесткам, на каждом из которых написаны вопросы)

1. – Изъявляете ли Вы желание помочь своим детям в воспитании внуков?

– Бывают ли трения между поколениями?

– Говорите ли Вы иногда своим детям: “Сами еще в няньках нуждаетесь, а ребенка воспитывать взялись”?

– или: “У них и жалости-то к ребенку нет, а не то чтобы его воспитывать!”

– Как Вы думаете, какие могут быть последствия таких фраз.

– В чем по Вашему мнению должна проявляться мудрость в отношениях со взрослыми детьми (теща и зять; свекровь и невестка).

– Какой смысл тонко схвачен пословицей “Дети до венца, а внуки до конца”

– Балуете ли Вы своих внуков?

Как Вы реагируете на просьбы и вопросы своих внуков?

– Выступаете ли Вы в роли “адвокатов” ребенка, если он в чем-то провинился?

– Расскажите, как Вы знакомите внуков с окружающим миром?

– Даете ли Вы “историческое” образование внукам? (т.е. рассказываете ли им историю своей семьи, показываете семейные реликвии; рассказываете сказки, знакомите с пословицами поговорками, песнями стихами, игрушками).

– В чем заключается искусство быть дедом?

– Какие домашние дела Вы делаете вместе с внуками?

После беседы, в зал приглашаются дети. Дети вбегают в зал змейкой под веселую музыку.

Песня “Семья”

Говорят, что на женщинах земля держится. К нашим бабушкам эти слова имеют прямое отношение. Уважения и признательности достойны бабушки за бескорыстный труд, любовь к нам.

Дети читают стихи.

Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке,
Рассказывали бабушки:
“У нас одни пятерки”.

Друг друга поздравляли.
Друг другу жали руки.
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки.

Ходит в школу на собранье,
Варит бабушка бульон,
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.

Если бабушка сказала:
То не трогай, то не смей,
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.

Бабушка – хранительница семейного очага, а дедушка опора большой семьи. Взрослый, умудренный жизненным опытом мужчина, всегда найдет правильный ответ на любой вопрос, научит своих внуков мужским делам. С дедушкой всегда весело и интересно можно провести время.

Дети читают стихи

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я стараться
На него во всем равняться.

Дети исполняют песню “Бабушка рядышком с дедушкой”

Игра “Узнай внука” (Дети стоят в кругу, в центр круга приглашается один из гостей, с завязанными глазами ему предстоит найти своего внука или внучку)

Конкурс “Бабушка рядышком с дедушкой”

Приглашаются несколько пар участников конкурса. Участники представляются по имени отчеству и говорят, кто их пригласил на праздник. (необходимо заранее приготовить эмблемы с именами участников).

В жюри можно пригласить специалистов детского сада.

1. Конкурс “Эмблема нашей семьи” (нарисовать эмблему можно дома)

Бабушка, дедушка и внуки представляют эмблему и рассказывают о своей семье.

2. Конкурс “Народная мудрость”

Команды участников по очереди представляют пословицы и поговорки о воспитании.

3. Конкурс “Стрельба из лука”

На охоту выходят дедушки и внуки. Мишенью служит обыкновенное ведро, а луком обычный репчатый лук. Ведро – мишень устанавливаем на расстоянии 5 метров, на каждую команду по 10 луковиц. Побеждает та команда, в ведре которой окажется больше луковиц.

4. Конкурс “Разгадай ребус”

Каждой команде предлагается по 5 ребусов. Побеждает команда, разгадавшая большое количество ребусов.

5. Конкурс “Сварим суп”

Дедушка и внуки приносят по одному овощи, лежащие на столе у одной стороны зала бабушке, которая за столом у другой стороны зала должна их быстро почистить и порезать.

6. Конкурс “Секрет”

(Воспитатель и музыкальный руководитель записывают на аудио кассету рассказы детей о своей семье, о бабушке и дедушке) Внуки хранят секрет и не рассказывают о нем взрослым. Участники конкурса должны отгадать о ком идет речь в рассказе, проще говоря, узнать себя и свою семью.

Все участники конкурса награждаются призами и подарками. Дети дарят подарки своим бабушкам и дедушкам.

Праздник заканчивается чаепитием.

Рассказать друзьям