Подготовка выпускников приемных семей к самостоятельной жизни. Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Подготовка воспитанников детского дома

к самостоятельной жизни

Т.В. Гольцвардт

г.Осинники, Кемеровская область

Проблема подготовки выпускников детских домов к самостоятельной жизни давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. Многочисленные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы: какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в детском доме, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе. Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами обеспечения жильем, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы. Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом. Каждое образовательное учреждение для детей-сирот ищет свой вариант решения этой проблемы. Наше образовательное учреждение не является исключением, ведь именно готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель деятельности детского дома. Педагогический коллектив МКОУ «Детский дом», проанализировав проблемы постинтернатной адаптации своих выпускников и степень их успешности, принял решение о внесении изменений в организацию воспитательной работы учреждения, в частности – более качественной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Программа подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни «Школа выпускника» составлена с целью создания условий для становления социально востребованной личности, способной к самореализации в изменяющихся социально-экономических условиях.

Достижение поставленной цели обеспечивается через решение следующих задач :

1. оказывать социальную и психологическую помощь выпускникам детского дома на начальном этапе их самостоятельной жизни;

2. защищать права и интересы выпускников;

3. оказывать помощь в получении образования, профессии, последующем трудоустройстве;

4. содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников.

Программа предназначена для работы с воспитанниками детского дома, обучающимися в 8-9 классах и рассчитана на два года.

Главная идея Программы состоит в том, что преодоление трудностей и проблем, стоящих перед выпускником в плане его социализации, профессионально-трудовой реабилитации и всестороннего развития личности, осуществляется при постоянной разумной поддержке педагогов детского дома, но с опорой на самостоятельность и стремление выпускника справиться с жизненными проблемами собственными силами.

В программе были определены следующие курсы:

    «Школа правовых знаний»;

    «Школа экономики»;

    «Школа самопознания и самоопределения»;

    «Школа здоровья»;

    «Школа молодого хозяина»;

    «Школа подготовки к выбору профессии».

Данные направления позволяют комплексно простроить работу всех специалистов детского дома по сопровождению выпускников.

Проблема адаптации детей-сирот продолжает стоять все так же остро, как и десятки лет назад. Это происходит по многим причинам, одна из которых низкий уровень правовой осведомленности. В связи с этим выпускники детского дома попадают в сложную ситуацию: теряют жилье, не могут устроиться на работу, отстоять свое право на льготы и пособия. Лишь небольшое количество выпускников детских домов находят себе место в жизни. В связи с этим основной целью «Школы правовых знаний» является повышение правовой компетенции выпускников, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в решении сложных жизненных ситуаций, правовая помощь.

В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноценным членом общества, что экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Экономическое образование особенно важно для детей – воспитанников детских домов. Умение планировать бюджет и распоряжаться карманными деньгами, которое у домашнего ребенка воспитывается на примере мамы и папы, у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется. Повзрослевшие воспитанники не знают, как сделать элементарный поход в ЖКХ, домоуправление, в любую организацию. Они не умеют сделать элементарную покупку. Отсутствие жизненного опыта у детей является очень серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни, поэтому возникает необходимость дать им практические знания по курсу товарно-денежных отношений в стенах детского дома. Целью экономического образования является развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.

Медицинское сопровождение выпускников одно из необходимых направлений деятельности в рамках Программы. Оно предполагает оказание первой медицинской помощи, помощь в осуществлении взаимодействия с медицинскими учреждениями города, области, консультативную помощь по вопросам здоровья.

Задачи «Школы выпускника»:

    Формировать навыки здорового образа жизни.

    Научить детей заботиться о своем физическом здоровье, навыкам физической культуры, неприятия отрицательных образцов поведения.

    формировать потребность в ЗОЖ, повышать престижность и ценность здоровья, как фактора жизнестойкости, успешности, активного долголетия.

Старший школьный и подростковый возраст – последний период пребывания детей в детском доме. Поэтому именно в этот период возникает потребность в разработке программы для формирования навыков ведения домашнего хозяйства. Проблема эта крайне остра. Детдомовец живет на полном государственном обеспечении. Его кормят, одевают, обучают в школе. Дети живут в среде себе подобных и совершенно не представляют себе реалии современной жизни. Главная беда в том, что они не видят нормальной семьи, где есть папа и мама, не видят, как строится иерархия семьи, как строятся взаимоотношения членов семьи, как распределяются обязанности среди них. Мальчики - детдомовцы не имеют перед собой мужского примера и вырастают, не умея делать в семье элементарную мужскую работу, а девочки – женскую. Выпускаясь из детского дома в самостоятельную жизнь, дети подобны улитке без раковины и абсолютно беззащитны.

Цель «Школы молодого хозяина» создание условий для формирования теоретических и практических навыков к самостоятельной жизни в социуме.

В жизни каждого воспитанника детского дома наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос выбора профессии является одним из центральных, т.к. он задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Поэтому очень важно оказать выпускнику, стоящему на пороге профессионального выбора, реальную помощь и поддержку, сориентировать на самостоятельную оценку своих личностных и профессиональных намерений и возможностей, т.е. обеспечить сопровождение его профессионального самоопределения.

Целью «Школы подготовки к выбору профессии» является содействие формированию профессионального самоопределения, осознанного отношения к выбору будущей профессии.

Апробирование данной программы началось в 2015-2016 учебном году и предполагает корректировку по мере выявления проблем в плане подготовки детей к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации.

Мы считаем, что результатом работы должно явиться снижение количества затруднений, связанных с профессиональной сферой. В ходе реализации программы выпускник должен научиться объективно оценивать явления, происходящие в обществе, адекватно воспринимать возникающие социальные проблемы и решать их в соответствии со своими правами и обязанностями, нормами отношений, сложившимися в социуме, быть устойчивым к неблагоприятным социальным воздействиям и занять активную позицию в решении социальных проблем, быть готовым к социальным действиям, саморазвитию, то есть успешно адаптироваться в современном обществе.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.» Тяпугина Светлана Михайловна ГКУ «Детский дом 2 «Золотой ключик» с.розовка Минераловодского района Для тех, кто провёл свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её. Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Объясняется это тем, что в учреждении позиция ребенка-сироты носила в значительной мере «объектный» характер, о нем заботились, его обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этого же ребенка нормативно становится «субъектным». Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускнику детского дома фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить, и организовать свое жизненное пространство, поскольку отсутствуют преемственность, опыт для подражания. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи: 1. перейти на самостоятельное жизнеобеспечение; 2. выстроить границы своего нового жизненного пространства. Особенности психического развития, по мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников детских домов, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Искажения в общении со взрослыми лишают детей-сирот важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к нему. Большое значение для формирования личности

2 воспитанников детского дома имеют стремления, желания, надежды, т.е. отношение к своему будущему. Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее. Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир. Вопросы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни давно привлекали внимание общества. Вокруг этой проблемы сталкивались различные точки зрения, философские концепции, моральные и религиозные принципы. Однако она до сих пор остаётся недостаточно решенной даже в рамках школьного воспитания и обучения. Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками детских домов учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается. Однако следует отметить, что в настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни. Недостаточно полно раскрыт механизм данного процесса, разработаны условия, формы и методы педагогического воздействия на процесс подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. Имеющиеся в этом направлении работы не предполагают изменения структуры данных учреждений, преодоления их специфической изолированности от окружающей социальной среды. Выше изложенное позволяет констатировать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к подготовке подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни, с одной стороны, консерватизмом и инертностью системы социально-педагогических учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы, механизмов реализации педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, с другой стороны. На основании выявленных противоречий, путей и способов их разрешения определена следующая цель.

3 Цель: создание условий для подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме. Эффективность подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме будет успешной при соблюдении следующих условий: 1. создание специально организованной социально-педагогической среды в семейно-родственных группах; 2. осуществление медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом этапе развития; 3. внедрение разнообразных форм и методов совместной деятельности, направленной на формирование родственных взаимоотношений; 4. формирование правильного представления о семье, ее функциях и взаимоотношениях в семье. Задачи: 1. Развивать различные формы устройства детей в семьи (приёмная, гостевая, опека, попечительство) 2. Попытаться восстановить, либо компенсировать утраченные семейные связи. 3. Укреплять родственные взаимоотношения, как основу для привития навыков самостоятельной семейной жизни. 4. Готовить воспитанников к самостоятельной жизни, созданию в будущем своей благополучной семьи. 5. Создавать условия для подготовки воспитанников к трудовой деятельности. Организовывать профориентационную работу. 6. Выявить особенности личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 7. Разработать модель службы сопровождения развития воспитанников в условиях детского дома. 8. Обосновать и раскрыть роль семейно-родственных групп как эффективной среды в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. 9. Выявить содержание, формы и виды совместной деятельности в формировании родственных взаимоотношений. Особенности психического развития, по мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников детских домов, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Искажения в общении со взрослыми лишают детей-сирот важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к нему.

4 Большое значение для формирования личности воспитанников детского дома имеют стремления, желания, надежды, т.е. отношение к своему будущему. Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее. Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир. В настоящее время во многих учреждениях разрабатываются и реализуются различные программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Они направлены на формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, самоопределение, овладение полоролевым поведением и т.д. Такие программы социальной адаптации выпускников детских домов включают довольно разнообразное содержание: обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в доме, умение пользоваться разными инфраструктурами, навыкам экономического поведения и т.п. Особым видом работы является подготовка выпускников к созданию собственной семьи и семейной жизни. Готовность к самостоятельной жизни и деятельности выпускников детских домов включает совокупность следующих элементов: 1. социальная готовность (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу); 2. трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности); 3. морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка); 4. физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности)

5 Условия жизнедеятельности в детском доме должны быть приближены к семейным. В нашем детском доме воспитанники распределены по семейным группам. Каждая группа имеет свой отдельный жилой блок по типу семейной квартиры, оснащенной всем необходимым: мебелью, бытовой техникой и бытовыми приборами. Такая среда обитания позволяет детям легко адаптироваться к проживанию в детском доме и сохранить семейные традиции и отношения. В детском доме необходимо проводить большую работу по охране и укреплению психического и физического здоровья воспитанников. Провожу комплекс занятий на различные темы, способствующие адаптации и интеграции в дальнейшей жизни, подготовке к семейной жизни. - «Пользование инфраструктурами», включающий знакомство с государственными учреждениями, эти знания дают возможность определить, куда необходимо обратиться в нужный момент, как за полнить ту или иную квитанцию, бланк, где и как оплатить счета и Др.; - «Навыки семейной жизни», включающий домоводство, усвоение санитарногигиенических норм и правил, вопросы семейных, половых отношений и т.д.; - «Правоведение», включающий различные юридические экономические, финансовые вопросы, знакомство с кодексами Российской Федерации, с правами и обязанностями гражданина России; - «Умение пользоваться деньгами». Воспитанники старше четырнадцати лет оформлены в Центре занятости работают в летний период в строительной бригаде детского дома, получают за свою работу заработную плату и могут распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Для достижения цели в своей группе детского дома разработала план мероприятий, где согласно возрасту детей проводятся беседы, игры, лекции, встречи, экскурсии. Например, темы бесед: «Семья и семейные ценности», «Семья в моей жизни», «Смысл семьи стремление к счастью», «Как сохранить любовь в семье», «Моя семья мое богатство», «Вступая во "взрослую" жизнь», «Кем быть, каким быть», «Новый взгляд молодых» и другие беседы. Выпускникам детского дома тяжело дается не столько сам процесс обучения, сколько процесс становления личности. Они практически бескомпромиссны, поэтому возникают сложности в общении со сверстниками, преподавателями, органами милиции, с другими социальными структурами. Проводятся встречи с людьми разных профессий, организуется посещение профессиональных училищ, лицеев, вузов. В сотрудничестве с психологом

6 районного центра занятости населения проводится тестирование будущих выпускников и профориентационная работа. Реальный жизненный опыт воспитанники детского дома приобретают также благодаря участию в разнообразных видах деятельности. Посещая многочисленные кружки и секции, каждый ребенок имеет возможность найти себе увлекательное занятие, проявить потенциальные возможности. В результате он приобретает не только полезные практические умения и навыки, но и овладевает элементами коммуникативной деятельности, научается адекватно вести себя в общественных местах, общаться со взрослыми и сверстниками. Расширению представлений подростков о будущей профессии способствует посещение «Дней открытых дверей» в средних специальных учебных заведениях. Демонстрация диапазона профессионального выбора, ориентация на формирование индивидуального стиля трудовой деятельности позволяет будущему выпускнику более осознано сделать выбор будущей профессии. Параллельно проводится учебно-воспитательная деятельность по социализации выпускников, направленная на освоение ими новых социальных ролей (семьянин, труженик, гражданин), подготовка их к будущей семейной жизни. В детском доме широко осуществляется комплексная реабилитационная работа с подростками и выпускниками, не достигшими социальной и личностной зрелости (по результатам диагностического обследования). Социальные педагоги уделяют особое внимание обеспечению защиты прав и интересов выпускников детских сиротских учреждений в обществе. Воспитатели, социальный педагог, администрация детского дома поддерживают тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности бывших воспитанников. При необходимости они участвуют в работе психологической, медицинской и социальной служб по оказанию консультативной помощи выпускникам в решении их проблем. Особое внимание уделяется контролю над соблюдением охранных законодательных и нормативных документов в отношении выпускников детского дома и оказанию экстренной помощи выпускникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Ежегодно социальный педагог или представители администрации детского дома посещают выпускников предыдущего года выпуска и проживающих самостоятельно с целью изучения степени социальной адаптированное выпускника в обществе. При посещении выпускников по адресу регистрации применяется метод беседы.

7 При оценке результативности беседы делаются выводы о том, в какой степени выпускник состоялся как гражданин общества (пали-чие работы, отношение к труду, стремление повысить свой уровень и т.д.) и как семьянин (наличие семьи, бытовые условия, материальное обеспечение, отношения с родными и т.д.). По итогам таких посещении проводится малый педагогический совет с воспитателями этих выпускников и службой сопровождения, где отмечаются элементы адаптации и дезадаптации данного выпускника, разрабатывается план конкретной помощи (при необходимости), иногда с привлечением районных государственных структур, вырабатываются рекомендации по социализации других воспитанников с учетом выявленных отрицательных моментов. В целом результаты обследования выпускников детского дома доказали эффективность такого рода целенаправленной систематической работы. Одноразовые мероприятия не могут обеспечить целостной подготовки выпускника к самостоятельной жизни, только комплексная работа но социализации и профориентация дает положительный результат, тем не менее выпускник некоторое время вес же нуждается в социально-психологи чес ко и поддержке, особенно в ситуациях поиска решения жизненно важных проблем. Список литературы: 1. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. М.: Издательский центр «Академия», с. 2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова- Славская. М., с. 3. Авдеева, Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте / Н. Авдеева // Дошкольное воспитание С, 5. -С, 7. -С Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства / Ю. П. Азаров. М.: Издво Московского психолого-социального института, с. 5. Айзенк, Г. Ю. Структура личности: Пер. с англ. / Г. Ю. Айзенк. СПб.: Ювента, с.


Агентство по управлению социальными службами Государственное краевое образовательное учреждение для детей, нуждающихся а психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального

Вопросы образования, профориентации, занятости, охраны труда, здоровья обучающихся и их социальной защиты, Уставом техникума и настоящим Положением. 1.5. Работа Службы строится на трех аспектах: научный

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум

Раздел 4.2.1. План работы социальной службы на 2016-2017 учебный год Цель работы создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных,

ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психолого- педагогической службе ГБОУ Школа 2065 1. Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба в своей работе руководствуется: конституцией РФ; конвенцией ООН о правах

Министерство образования и науки Камчатского края Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «КАМЧАТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» (КГПОАУ «Камчатский политехнический

Психологическая служба в Хивской школе Основные функции и направления работы Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует

Утверждаю Директор МБОУ «Лицей 17» С. И. Харченко Приказ 187 от 31 августа 2017 года План работы педагога-психолога МБОУ «Лицей 17» на 2017 2018 учебный год Перспективно-календарный план работы педагога-психолога

УТВЕРЖДЕНО: приказом ГКУ СО КК «Кореновский реабилитационный центр» от «12»января 2015г. 18 Перечень социальных услуг, предоставляемых государственным учреждением социального обслуживания Краснодарского

«УТВЕРЖДАЮ» директор детского дома 1 «Колосок» с. Нижняя Александровка /Е.А. Гетманская/ 2015 г. План работы Службы постинтернатного сопровождения выпускников государственного казенного образовательного

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Братский педагогический колледж» ; ^УТВЕРЖ ДАЮ Д и р е к ^ ^ Ш О У ИО «БПК» У /;0арилона Г.М. \«7-Г>> 201 _ г. ^

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский дорожный техникум» (ГБПОУ

Замещающая семья в системе образования: современные аспекты сопровождения и развития Губанова Ольга Александровна, ГУО «Средняя школа 3 г. Пинска», педагог психолог тел: +375296927248 электронный адрес:

«Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребѐнка, детских домах и интернатах)

Муниципальное общеобразовательное учреждение Новкинская основная общеобразовательная школа Положение о социально-психологической службе УТВЕРЖДАЮ Директор школы Н.В. Сазанова Приказ _287_ от 02.09.2013_

Тематика обращений замещающих родителей на Телефон Доверия Комлева О.В., Малетина Т.А. Телефон Доверия один из наиболее доступных видов психологической помощи. Цель деятельности Телефона Доверия оказание

ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 21 ОАО «РЖД» 1.Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба является структурным подразделением школы интерната 21 ОАО «РЖД», находящимся

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТВЕРСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 1» ПРИНЯТО: Педагогическим советом ГКОУ «Тверская школа-интернат 1» протокол 4 от 28.02.2017 г УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната

Дать родителям минимум психологических знаний, необходимых для того, чтобы помочь их детям успешно обучаться; обеспечивать руководство колледжа комплексной психологической информацией, необходимой для

2.2.6. Психологическая коррекция разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися, осуществление этой программы, контроль за ее выполнением. 3. Ответственность педагога-психолога

Негосударственное образовательное учреждение «Частная Школа «Дипломат» ПРИНЯТО: решением педагогического совета Протокол / от «; /» o J 2«-в года Негосударственное образовательное учреждение «Частная школа

УТВЕРЖДАЮ Директор муниципальное автономное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение гимназия 13» Л.П. Юдина Приказ 1/66-П «02» сентября 2013 г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации психолого-педагогического

Утверждаю Директор МБОУ гимназия 9 В.Н. Мигун Согласовано Заместитель директора по ВР МБОУ гимназия 9 Кузнецова Л.П. Перспективный план работы социального педагога 2013 2014 учебный год. Цель - содействие

1. Общие положения 1.1 Психологическая служба один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы. 1.2 Психологическая служба школы имеет подчинение: по административной линии директору

Согласовано на заседании Управляющего Совета МОУ Школа с.аксарка Протокол J? cfjf.m./s" Положение о социально-психологическо! 1. Общие положения СПС работает в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка,

План работы психолого -педагогического консилиума (ППК) на 2016-2017 учебный год Цель: создание целостной системы сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями

Министерство образования Московской области Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы» Отдел постинтернатного

Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ Знаменская СОШ 1 за 2015/2016 учебный год. Цели работы: 1.Обеспечение сохранности психического здоровья учащихся. 2.Создание благоприятных социально-психологических

Развивающая среда как условие успешной социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Известно, что никакое, даже самое лучшее воспитательное учреждение не может заменить

ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе МОУ «Лицей 13» г. Петрозаводска I. Общие положения 1.1.Социально-психологическая служба (далее СПС) лицея является компонентом системы образования и социальной

Положение о психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС - центре) ГАОУ «Гимназия «1 г. Назрань» I. Общие положения. 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании

Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов,

Деятельность социально-психологической службы В целях качественного осуществления образовательного процесса в гимназии создана социальнопсихологическая служба (социальный педагог, два педагога-психолога).

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя 2.1. Деятельность классного руководителя целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава и плана работы школы, иных локальных

Основина Л.И., г. Екатеринбург ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ Для подавляющего большинства подростков выбор профессии - первое наиболее важное жизненное решение. Его

Программа благотворительного фонда «Открывая горизонты»: «Служба сопровождения воспитанников и выпускников детских домов», г. Новосибирск Программа реализуется в партнерстве с с благотворительным фондом

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Проблема психологической культуры человека, формирования ее основ у детей дошкольного возраста является на сегодняшний

1. Общие положения. 1.1. Социально-психологическое сопровождение один из вспомогательных компонентов целостной системы образовательной деятельности в МБОУ ООШ п. Ушаково. 1.2.Деятельность социально-психологического

Согласовано Утверждаю Педагогический совет Директор ГБОУ ГБОУ Школа 1508 Школа 1508 Протокол от «15» января 2019 г. 5 В.Э.Меламуд «15» января 2019 г. ПОЛОЖЕНИЕ о службе социально-психолого-педагогического

3.3.2. Психолого-педагогические условия реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Непременным условием реализации требований

Оказание консультативной помощи органам опеки и попечительства в осуществлении полномочий по координации деятельности психолого-педагогических служб образовательных учреждений территориального образования,

2 2.2. Принцип закрытости информации, т.е. «не навреди». Он предполагает строгое соблюдение участниками СПС этических принципов. Конкретизация и обнаружение противоречий и трудностей развития не должны

Приложение 1 к приказу 127 от 29.08.2016г. План работы ПМПк на 2016 2017 учебный год Муниципального общеобразовательного учреждения Прибрежненская средняя школа Цель: создание целостной системы сопровождения,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа 2» 630063, г.новосибирск 63, ул. Чехова, 271 тел. 262-48-13 Принято: Педагогическим советом

Областное казенное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении «Клюквинская санаторная школа-интернат» Курского района Курской области Принята на заседании Педагогического

1 2 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Семейный центр, созданный на базе государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторный детский

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ МГДМЦ им. Петра Великого Н.А. Сусов 20 г. ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе ГБОУ МГДМЦ имени Петра Великого I. Общие положения. 1.1. Настоящее положение определяет

Положение о социально-психолого-педагогической службе (СППС) МБОУ города Иркутска гимназии 3 1. Общие положения. 1.1. Служба социально-психолого-педагогического сопровождения (далее Служба СППС) является

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ МБОУ «ООШ 33» Программа коррекционной работы (ПКР) в ОУ предусматривает работу в 3-х направлениях: 1.Работа с детьми с ОВЗ. 2.Работа с одарёнными детьми. 3.Работа со слабоуспевающими

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Коваленко В.А. ГКОУ «Детский дом», г. Орск Будущее детей-сирот и детей,

Модель развития и сопровождения приёмной семьи, детского дома семейного типа Шаргородская Алеся Станиславовна ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района» педагог-психолог тел.8-01632-7-21-28

Выступление на городском методическом объединении: «Особенности работы социального педагога с неблагополучными семьями» Социальный педагог МБОУ СОШ 16 Саркисян Анаида Юрьевна «Особенности работы социального

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни Вандышевой Марины Александровны Государственное казенное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «ДЕТСКИЙ ДОМ 15 «НАДЕЖДА»

1 Пояснительная записка Программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8-9 классов. Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься

Положение о Службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей различных категорий. Общие положения. 1.1 Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот

С. В. Лактионова УДК37.0 С. В. Лактионова ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ Статистические данные свидетельствуют, что в последние годы в России непрерывно увеличивается количество

2.1 Цель и задачи Цель создание условий для гармоничного развития самостоятельной личности, охватывающих интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический и гражданский рост личности, способной

1 2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления и показатели эффективности постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей,

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога Евлашкиной Н.М. на 0-0 учебный год Цель: создание условий для гармоничного развития детей в процессе школьного обучения, психолого-педагогическое сопровождение ребенка

«СОГЛАСОВАНО» Директор МБОУ «СОШ«ЦО«Кудрово» Соловьев И.Ю. 20 г. ПЛАН РАБОТЫ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА - ГУЩИНОЙ В.Н. Ознакомлена Гущина В.Н. Подпись Дата Цели: 1. Создание системы психолого-педагогического

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Браженская средняя общеобразовательная школа» Принято: Утверждаю: Школьный методсовет Директор МБОУ «Браженская СОШ» протокол Л.И. Лебедева от 2011г

ПРИНЯТО: на педагогическом совете протокол 1 от 29.08.2015г. УТВЕРЖДАЮ: Директор школы С.Д.Кесаева Приказ от 11.09.2015г. 150 Положение о службе социально-психолого-педагогического сопровождения 1. Общие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КАБАРДИНО БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кабардино - Балкарский гуманитарно - технический

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 22» Мероприятия по адаптации и социализации детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы "Понимание и поддержка"

Перспективный план работы на 2015-2016 учебный год педагога-а МБОУ МДДШМВ Основная цель ОУ: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных

1. Существует противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни и отсутствием единого государственного документа (стандарта), определяющего объем знаний и умений, необходимых выпускникам детских домов для успешной социальной адаптации. 2. На современном этапе развития общества выдвигаются новые требования к развитию личности, ее самоопределению. В приоритеты выходит социальная компетентность. 3. Контингент воспитанников детского дома представляет собой особую категорию детей, испытавших на себе влияние травмирующих факторов, что способствовало деформации их психического и, в некоторых случаях, физического развития. 4. Условия вне семейного воспитания не являются естественными и влекут за собой искажение представлений о реалиях жизни, что существенно затрудняет социализацию воспитанников. Актуальность


Предполагает обеспечение преемственности, системности, взаимосвязи, а так же целостности процесса воспитания и развития детей в условиях детского дома; является основой для организации работы службы развития и воспитания детского дома; Позволяет дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни, подобрать оптимальные условия для реализации целей и выполнения миссии детского дома. Назначение Программы


1.Требования, предъявляемые государством и обществом к современному самостоятельному человеку. 2. Проблемы социализации выпускников детского дома. Анализ причин, затрудняющих интеграцию в общество выпускников детского дома. 3. Особенности контингента воспитанников детского дома. 4. Цели и задачи подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. 5. Направления подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Разделы программы. 6. Ожидаемый результат подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. 7. Мониторинг эффективности деятельности по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Структура Программы


«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»,- сказано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Социальный заказ


1. Отсутствие жилья, неспособность сохранить имеющееся жилье. 2. Проблемы в трудоустройстве, связанные с низким уровнем профессионального образования, невостребованностью полученной профессии на рынке тру-да. 3. Отсутствие активной экономической позиции, ориентация на государственное обеспечение (получение пособий). 4. Трудности в установлении новых социальных контактов, отчуждение. 5. Трудности включения в трудовой коллектив (конфликты на рабочем месте, не соблюдение правил трудового распорядка, несамостоятельность). 6. Повышенная внушаемость, некритическая доверчивость, подверженность манипулятивным психологическим воздействиям, в результате чего выпускники становятся жертвами обмана, попадают в асоциальные группы, совершают правонарушения. 7. Неудачи в создании собственной семьи, связанные с личностной незрелостью, отсутствием опыта проживания в семье. 8. Склонность к формированию аддиктивных форм поведения. Проблемы социализации выпускников детского дома


1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер; 2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; 3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни; 4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями. Трудности социализации детей- сирот


Уровень когнитивного развития воспитанников недостаточный для успешного освоения ими образовательных программ, обучаемость детей снижена. Для многих воспитанников характерно недостаточное развитие эмоционально- волевой сферы, волевой регуляция своего поведения и настроения. Характерными особенностями личности воспитанников является не-адекватная самооценка, неспособности оценивать свои личностные качества, недостаточно высокий общий уровень принятия себя, уверенности в себе, тревожность. Нарушения в сфере общения, проявляющиеся в неготовности устанавливать продуктивные контакты, агрессивности, неадекватных формах поведения в конфликтных ситуациях. Отсутствие стремления к независимости, пассивность, низкий уровень готовности к выбору своего места в жизни. Выпускники детского дома чувствуют себя недостаточно готовыми к самостоятельной жизни. Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детского дома, сформированности социальных ценностей. Особенности воспитанников детского дома


Цель Программы - создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и успешной интеграции в общество после выпуска из детского дома. Задачи: 1. Создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников. 2. Обеспечение реализации Программ, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. 3. Расширение социального пространства воспитанников. Цели и задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни




Принцип «замещающей семьи»; Позиция воспитателя; Отношения в группе; Учет возрастных интересов, удовлетворение потребностей воспитанников; Организация деятельности с учетом основных мотивов в каждом возрастном периоде. Организация жизнедеятельности воспитанников




Обучение детей в различных образовательных учреждениях, посещение кружков вне стен детского дома, посещение гостевых и родственных семей; участие детского дома в различных мероприятиях (городских, областных, школьных и пр.). контакты с социумом через установление отношений с социальными партнерами. Открытая среда воспитательной системы


Модель выпускника Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни Социальные роли Компетентность Я – гражданин (Я - в обществе) Компетентность в сфере социально-правовых отношений Я – работник (Я в трудовой жизни) Компетентность в сфере трудовых и профессиональных отношений Я – хозяин (Я – дома)Компетентность в социально-бытовой сфере Я – семьянин (Я в семье)Компетентность в сфере семейных отношений Я – творец (Я - в свободное время)Компетентность в досуговой сфере Я – личность (Я отвечаю за себя)Личностная компетентность Я – здоров (Я отвечаю за свое здоровье) Культура здорового образа жизни Я - общаюсь (Я - в мире людей)Коммуникативная компетентность


1. Программа социализации воспитанников дошкольного возраста в условиях детского дома; 2. Программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Ступени» (для воспитанников школьного и старшего возраста). Программы, направленные на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни


Ступени освоения программы, основанные на возрастной периодизации: 1 ступень – младший школьный возраст – 7-10 лет; 2 ступень – средний школьный возраст – лет; 3 ступень – подростковый возраст – 15 – 17 лет. Программа «Ступени»


Направление подготовки Формы организации подготовки Режим подготовки Социально-трудовая подготовка и профориентация Занятия по Программе социально-трудовой подготовки воспитанников детского дома 1 занятие в неделю Клуб «Хозяюшка»1 занятие в неделю Клуб выпускников 1 занятие в месяц Режимные моменты (дежурство, санитарно-гигиенические процедуры) По режиму дня Общественно-полезный руд (генеральные уборки, сельскохозяйственный труд) 1 раз в неделю Программа «Наш дом»В период каникул Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Занятия по Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 занятие в неделю Клуб любителей игры 1 занятие в месяц Туристический клуб «Путник»По плану Режимные моменты (зарядка, организованные прогулки)По режиму Социально-нравственная подготовка Занятия по Программе духовно-нравственного воспитания личности гражданина 1 занятие в неделю Клуб «Вологжанин»1 занятие в месяц Клуб «Читай-ка»2 раза в месяц Клуб общения 2 раза в месяц Художественно-эстетическое развитие Занятия по Программе музыкального воспитания детей и подростков в условиях детского дома По расписанию занятий Занятия по Программе «Ручной труд»По расписанию занятий Направления подготовки воспитанников к самостоятельной жизни


Программа социально-трудовой подготовки воспитанников детского дома; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа духовно-нравственного воспитания; Программа музыкального воспитания детей и подростков в условиях детского дома; Программа «Ручной труд». Содержание программ, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни


Регламентированные Виды деятельности детей регламент Занятия (воспитательные часы), как специально организованная форма обучения Календарно-тематическое планирование Инструктивно-практические занятия Режим дня Коллективные творческие дела Календарь событий детского дома Дополнительное образование Сетка занятости воспитанников нерегламентированные Взаимодействие с социумом Занятия по интересам Групповые дела Свободное время Формы организации воспитанников




Месяц Праздники концерты Тематические недели Конкурсы в детском доме Городские акции, проекты Конкурсы, фестивали Собрания воспитанников сентябрь До свидания, лето! Уют и порядок в группе-семье. «Цветущий город». Конкурс цветочных композиций и букетов. «Рубцовская осень». «Святые земли Вологодской». 1. Итоги летнего отдыха, 2. Правила проживания в детском доме, 3. Планирование на год. октябрь День Учителя. Концерты к дню пожилого человека. Неделя малой Родины. Цветник в группе.Кросс нации. Общегородской субботник. «Вологодские дворики». Ферапонтовские чтения. 1. Итоги учебной деятельности, 2. Итоги конкурсов. ноябрь Неделя Книги.Оформление читательских уголков. «Вологда – здоровый город». «Веселые дети» Мини-футбол. декабрь Новогодняя шоу- программа. Новогоднее оформление групп. «Новогодняя игрушка для центральной елки» «Букет зимы суровой». «Подарок Деду Морозу». 1. Итоги учебной деятельности 3. План на зимние каникулы. январь Неделя здоровья и спорта. На самую здоровую группу. Лыжня России. «Школа выживания» «Рождество Христово – вечной жизни свет» февраль День защитника Отечества. Конкурс бережливых. «Подарок солдату»«Дорога без опасности». «Моя семья» март 8 Марта. День рождения детского дома. Неделя профориентации. Портфолио группы. «Азимут надежды»Малые Димитриевские чтения. «Азимут надежды» 1. Итоги учебной деятельности 2. Итоги конкурсов. апрель Неделя права Проекты «Цветущее чудо» у детского дома. Двухмесячник по благоустройству территории. «Покровские встречи». «Природа и творчество». май Поздравление ветеранов. Выездные концерты. Самый красивый участок на территории детского дома «Подарок ветерану» «Цветущий город» Славные сыны и дочери государства Российского 1. Итоги учебной деятельности за год. 2. Итоги конкурсов. 3. План летнего отдыха июнь День выпускника. «Наш зеленый дом». «Город детства» Календарь событий детского дома


Направления социального партнерства: 1. Обучение воспитанников в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования. 2. Проведение совместных занятий в клубах по интересам. 3. Обеспечение условий для развития воспитанников: использование возможностей учреждений культуры, физкультурно-оздоровительных учреждений. 4. Обеспечение условий для оздоровления, отдыха и занятости воспитанников в каникулярный период. 5. Обеспечение дополнительной подготовки воспитанников к итоговой аттестации. 6. Обеспечение дополнительных условий для самоопределения и самореализации воспитанников. 7. обеспечение дополнительных условий для профессиональных проб воспитанников. 8. Профилактика правонарушений воспитанников. 9. Информационное обеспечение деятельности детского дома. Расширение социального пространства воспитанников


Мониторинг уровня образовательной подготовки; Мониторинг сформированности учебных навыков; Мониторинг здоровья и уровня культуры ЗОЖ; Мониторинг развития личности воспитанников; Мониторинг социальной адаптации воспитанников; Мониторинг готовности к самостоятельной жизни; Мониторинг развития группы. Оценка эффективности Программы

Социальная адаптация – важнейший фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников.

Одним из ведущих направлений в работе нашего детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Сегодня особенно важно не только показать и помочь выпускнику в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, активность и предприимчивость, умение самостоятельно разрешать возникающие проблемы.

Известно, что большинство выпускников детских учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться с взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Наш детский дом работает над проблемой социально-трудовой адаптации воспитанников. Основные задачи, стоящие перед коллективом детского дома в процессе этой работы – это социальная адаптация воспитанников, восстановление их социального статуса, утраченных, либо невоспитанных социальных навыков, подготовка к самоопределению и полноценной жизни, подготовка выпускников к организации и ведению быта, воспитание граждан России.

Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни возможен при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы воздействия на воспитанников, складывающейся из нескольких звеньев: воспитательные мероприятия, трудовые занятия, кружковая работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Воспитатели детского дома и инструктора по труду в повседневной жизни и на специальных занятиях формируют у детей необходимые навыки самообслуживания: учат их умению приготовить пищу, ухаживать за обувью, одеждой, соблюдение личной гигиены и внешнего вида, ведению домашнего хозяйства. Дети полностью осуществляют уборку своих комнат, заботятся о создании уюта, с помощью взрослых по-своему оформляют интерьер. В каждой группе проводятся уроки этикета. Начиная, с 3-х летнего возраста, дети учатся вести себя за столом, в гостях, на улице, встречать гостей.

В более старшем возрасте, знакомятся с правилами пользования магазином, учатся самостоятельно делать покупки.

При поездках на рынок в сопровождении воспитателя дети сами выбирают себе

одежду.

Трудовое воспитание начинается с дошкольного возраста. Каждый ребенок имеет поручение: поливает цветы, протирает пыль, моет пол, расставляет книги, пользуется бытовой техникой. В швейной мастерской (в основном девочки, начиная с 9-летнего возраста) учатся штопать, гладить, пришивать пуговицы, класть заплаты, работать на швейных машинах.

В столярной мастерской мальчики своими руками заготавливают черенки к садово-огородным инструментам, разделочные доски для кухни, сувениры. Под руководством инструктора дети осуществляют мелкий ремонт мебели в группах.

С мая нынешнего года дети принимали непосредственное участие в выращивании гусят в детском доме. В порядке очередности они за ними ухаживали: кормили, пасли их, сопровождали на реку и обратно. Ежегодно с 1-го июня у нас работает лагерь труда и отдыха, где воспитанники работают на огороде, трудятся на ремонте своих квартир. Регулярно проводятся дни по благоустройству дома и территории детского дома.

Мы учим детей быть экономными, рассчитывать свой бюджет, даем основы экономических знаний. Они регулярно получают средства на карманные расходы. С детьми 7-9 классов проводятся занятия «Основы домашней экономики».

Одной из важнейших задач нашей работы при подготовке детей к самостоятельной жизни является социально-правовая защита детей. Наша цель – помочь детям подготовиться к жизни в обществе, принимать законы, нормы общежития.

С этой целью с учащимися 8-9 классов у нас проводятся занятия «Уроки правовых знаний», на которых знакомим детей с их правами и льготами, которые государство им представило при выборе жизненного пути. Воспитанники, особенно будущие выпускники 9-11 классов должны твердо запомнить наличие у каждого из них статьи о закреплении ими предоставления жилой площади, а также ориентируем их на то, в какие учреждения им необходимо обратиться в каждом отдельном случае за помощью. Задолго до входа из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного типа заявлений.

Из цикла бесед «Ты и закон» выпускники получают необходимые для них знания о норме права и юридической ответственности за правонарушения, о правах человека и гражданина, о праве собственности, трудовом праве, уголовном праве, уголовном праве и преступлении. Дети знакомятся с юридическими документами, помогающими им в будущем защищать свои права. Каждый из детей знает свои права на жилую площадь, получают пенсии.

Акцент в профориентационной работе Красивского детского дома делятся на возможность быстрого достижения экономической самостоятельности через выбранную профессию. Для достижения этой цели в детском доме согласно возрасту детей проводятся беседы, лекции, встречи, экскурсии. Например, такие темы бесед, как «Поговорим о выборе профессии», «Вступая во взрослую жизнь», «Кем быть, каким быть» и т. д. Проводится анкетирование «Выбор профессии. Цель в жизни». По желанию детей проводим экскурсии – посещение тех профессиональных училищ, куда они хотят пойти учиться.

Мы поддерживаем тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности бывших воспитанников. Особое внимание уделяется контролю над соблюдением охранных законодательных и нормативных документов в отношении выпускников детского дома и оказанию помощи выпускникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. И к нам обращаются бывшие воспитанники. В основном, конечно, с просьбой о помощи в получении жилья, и, несмотря на сроки, прошедшие со дня выпуска, мы помогаем им, оказываем посильную помощь и следим за их дальнейшей судьбой.

Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны осваивать больший объем содержания социальной адаптации, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни: не рассчитывая на поддержку родителей, они должны уметь использовать внутренние ресурсы, творчески реализовывать жизненные планы. И помочь им в этом можем мы, взрослые, педагоги.


Рассказать друзьям