Новый год. Новый год в Израиле: особенности празднования, традиции и интересные факты Израиль на новый год

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Приближается Новый год, еще один виток в завораживающем калейдоскопе нашей жизни. Позади остались счастливые и печальные моменты, достижения и неудачи, надежды и заботы, тревоги и ожидания… А что впереди? Будущее хочется видеть радужным и безоблачным. Как и мы, еврейский народ празднует наступление Нового года. Но значение праздника и его посыл разительно отличается от .

Из данной статьи Вы непременно узнаете, когда будет отмечаться еврейский Новый год в 2017 году , а также мы поведаем Вам об интересных фактах и традициях Нового года, который отмечают иудеи.

Когда праздник Рош Ха-Шана в 2017 году?

Еврейский Новый год ежегодно отмечается евреями всего мира. Это знаменательное торжество носит название Рош Ха-Шана и является символическим днем, который и начинает отсчет иудейского года. В 2017 году этот великий для евреев праздник отмечается 21 сентября, в четверг.

А начинается празднование с 20 сентября и длится по 22 сентября. Примечательно, что каждый год дни Рош Ха-Шана «плавают» и не имеют точных сроков и твердых дат.

Мы привыкли к исчислению времени по григорианскому календарю, но у евреев все совсем не так. Они живут по и Рош Ха-Шана в грядущем году будет ознаменовать наступление 5778 года.

Евреи отмечают Рош Ха-Шана в первый и во второй день месяца Тишрей – иудейский месяц, который начинается точно в полнолуние. Хотя, на самом деле, праздник берет свое начало еще на закате 29 Элула (последний еврейский месяц перед Новым годом Рош Ха-Шана), а оканчивается торжество на закате 1 тишрея.

Итак, дни праздника Рош Ха-Шана на ближайшие годы:

  • В 2017 году — наступит 5778 Рош Ха-Шана – 21 сентября (с вечера 20 сентября по вечер 22 сентября, со среды по пятницу).
  • В 2018 году – наступит 5779 Рош Ха-Шана – 10 сентября (с вечера 9 сентября по вечер 11 сентября, с воскресенья по вторник).
  • В 2019 году – наступит 5780 Рош Ха-Шана – 30 сентября (с вечера 29 сентября по вечер 1 октября, с воскресенья по вторник).
  • В 2020 году – наступит 5781 Рош Ха-Шана – 19 сентября (с вечера 18 сентября по вечер 20 сентября, с пятницы по воскресенье).
  • В 2021 году — наступит 5782 Рош Ха-Шана – 7 сентября (с вечера 6 сентября по вечер 8 сентября, с понедельника по среду).
  • В 2022 году — наступит 5783 Рош Ха-Шана – 26 сентября (с вечера 25 сентября по вечер 27 сентября, с воскресенья по вторник).

Суть праздника

Рош Ха-Шана является символом сотворения Всевышним нашего мира, а, точнее, шестого дня, того самого дня, когда наш Бог создал первого человека и нарек его Адамом. Рош Ха-Шана символизирует исток нового года и исход года, который подходит к своему завершению.

С давних времен считалось, что именно в Рош Ха-Шана Господь Бог записывает центральные события, которые должны произойти с людьми в будущем году, в Книгу Жизни. Иными словами, именно в канун еврейского Нового года предопределяется судьба человечества на весь год вперед. Это время Суда Господнего над людьми. На небесах в этот день решается – кто будет жить в достатке ли, или же в лишениях, а кому суждено умереть.

И молитвенные службы, которые обязательно проводятся в этот час, преисполнены покаяния и восхваления, они должны повлиять на вердикт Творца. Богослужения в Рош Ха-Шана призваны направить мысли каждого человека на самоанализ и искреннюю исповедь перед Богом и самим собой. Тем не менее, именно вера в то, что Вездесущий Творец желает своим детям лишь добра, и превращает Рош Ха-Шана в настоящий праздник.

Звук шофара

Есть у евреев чудесное поверье – в Рош Ха-Шана каждый должен услышать звук бараньего рога – шофара – и тогда жизнь их сложится счастливо. Весь будущий год каждого человека, чье ухо уловило глас шофара, будут преследовать удача, здоровье, лад в семье и на работе.

Помимо народной приметы, есть у народа израильского и религиозное значение звуку шофара – он служит напоминанием каждому о том, что пришло время пробудиться, отринуть от непотребного, вернуться к Богу, творить добрые дела.

Традиции и обычаи Рош Ха-Шана

В течение целого Элула евреи готовятся к празднику, вознося молитвы и проговаривая слова покаяния. По утрам трубят в шофар.

На протяжении двух дней Рош Ха-Шана иудеи ходят в синагогу, слушают молитвы, молятся сами. А во второй половине первого дня принято ходить на водоем и бросать в проточную воду крошки хлеба – они символизируют человеческие грехи. На улицах, тут и там, слышатся слова приветствия и пожелания счастливого года: «Шана Това!».

Рош Ха-Шана является семейным праздником. Невозможно представить еврейский Новый год без душевных посиделок за столом, звуков шофара и, конечно, не обойдется этот праздник без милых душе и сердцу подарков. Естественно, каждый человек хочет, чтобы жизнь их была «мягкой и сладкой», именно поэтому, на столе в великий праздник должны стоять блюда, являющиеся символом и пожеланием счастливого и «полного» года:

  • баранья голова, чтобы всегда находиться не «в хвосте», а «во главе»;
  • рыба, как символ плодородия;
  • морковь, порезанная кружочками, как напоминание о золотых монетках;
  • фрукты и овощи, как признак обильного, богатого урожая;
  • сладкую халу с изюмом, чтобы весь год был здоровым, «сладким», «полным»;
  • кусочки яблок в меду, чтобы год был счастливым.

Не стоит забывать, что все запреты и ограничения, применяемые к шаббату, не могут быть нарушены даже в Рош Ха-Шана. Однако позволяется приготовление пищи при некоторых обстоятельствах, невзирая на шаббат.

В Израиле Новый год имеет три даты празднования. Европейский Новый год приходится в ночь с 31 декабря на 1 января. Жители Израиля не широко отмечают этот праздник. Более масштабно они справляют иудейский Новый год (Рош Ха-Шана), который проходит в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю (выпадает на сентябрь или октябрь). В 15-й день еврейского месяца шват празднуется Ту би-Шват - Новый год деревьев, который прославляет их плодородие.

Новый год 1 января

Традиции празднования европейского Нового года распространены среди диаспоры выходцев из стран СНГ, русскоязычных туристов, части коренных жителей с христианским вероисповеданием.

Дух праздника можно прочувствовать в крупных городах - Тель-Авиве, Хайфе, Нетании. В историческом центре Тель-Авива - Старом Яффо - в преддверии торжества на площадях появляются нарядные елки и новогодние базары, на которых можно приобрести игрушки, декорации, сувениры, подарки.

Коренные израильтяне уважают традиции диаспор, которые проживают на территории страны. В новогоднюю ночь по телевизору транслируется обращение президента. Магазины к праздникам заполняются деликатесами, устраивают скидки и распродажи.

Жители страны, которые отмечают Новый год 1 января, проводят его за торжественным ужином с родными или друзьями, ходят в бары или рестораны. В полночь, под бой курантов, они откупоривают бутылку шампанского, загадывают желание и поздравляют друг друга. Затем начинают веселиться под музыку. Гуляния до утра в Израиле не распространены, поскольку 1 января в этой стране - рабочий день.

В период зимних праздников улицы и площади крупных городов украшаются новогодними деревьями (в Израиле привычные ели и сосны заменяет араукария), мерцающими гирляндами. Витрины торговых центров декорируются праздничными композициями. На оживленных улицах разгуливают весельчаки в костюмах Дедов Морозов.

Выходцы из стран бывшего Советского Союза заранее готовятся к Новому году. Они украшают свои дома, закупают в магазинах деликатесы к праздничному столу. В новогоднем меню можно увидеть разные закуски, салаты, блины, нарезки. Семьи часто собираются во дворе и жарят шашлыки. Из алкогольных напитков популярно вино, шампанское, пиво.

По традиции детям приносит подарки Дед Мороз со своей спутницей - Снегурочкой. Они оставляют их под елкой. Дети заранее пишут им письма, в которых рассказывают о своих желаниях и мечтах. Взрослые дарят друг другу символические сувениры, дорогой алкоголь, бытовую технику, ювелирные украшения.

Города и курорты

Новогодние праздники в Израиле пройдут в особой атмосфере тепла и комфорта.

Весело и ярко провести зимний отпуск можно в крупных городах: Тель-Авиве, Хайфе, Нетании, Герцлии, Эйлате, Бат-Яме. В них сосредоточены развлекательные заведения, бары и рестораны для русскоязычных жителей и гостей страны. В новогоднюю ночь можно насладиться выступлениями популярных музыкальных коллективов, ансамблей классической музыки, диджеев местной и зарубежной эстрады. Для детской аудитории проводятся утренники с участием Деда Мороза, Снегурочки, сказочных героев, конкурсами и подарками.

В период новогодних праздников среди туристов популярны паломнические туры, которые включают посещение святых мест, древних монастырей и храмов. Для русскоязычных паломников тур начинается с Русской Духовной Миссии, которая официально представляет в Израиле Русскую Православную Церковь. Далее они посещают святые места в Иерусалиме, Тверии, Хайфе, Нетании, Яффо, Лидде, Назарете. Наиболее посещаемые святыни в Иерусалиме - Елеонская гора, храм Вознесения на Елеонской горе, Елеонский женский монастырь, гробница Божией Матери, гробница Царя Давида, Гефсиманский сад, гора Сион, храм Святой Марии Магдалины.

Экзотическим отдыхом в Израиле станет отдых в сельскохозяйственных коммунах - кибуцах. В них путешественники смогут ознакомиться с традициями и обычаями коренного населения, принять участие в сборке урожая, побывать в коровниках и загонах для овец, посмотреть на процесс изготовления оливкового масла.

Город Эйн-Бокек, который расположен на побережье Мертвого моря, предлагает посетителям санаторно-курортный отдых. На территории курорта расположено 15 отелей и клиники, в которых можно пройти консультации врачей, реабилитационное лечение и спа-процедуры. Воздух на побережье Мертвого моря содержит оптимальную концентрацию брома, что подходит для естественной климатотерапии.

Круглогодичной популярностью среди туристов пользуется курорт Эйлат, который расположен на побережье Красного моря и отделен от остальной части Израиля пустыней Негев. Здесь находится заповедник «Коралловый берег» - идеальное место для дайвинга. Детям и взрослым будет интересно посетить дельфинарий, океанариум и подводную обсерваторию. Обсерватория расположена на глубине 6 метров и имеет смотровую площадку, на которой можно наблюдать за морскими обитателями рифов в естественных условиях. Любителям экстрима принесет удовольствие джип-сафари по пустыне, скалолазание, катание на горных велосипедах и квадроциклах.

Все о смысле, традициях и днях наступления 5778 года по еврейскому календарю в Израиле и в мире в статье Шломо Громана, профессора университета Бар-Илан:

Название, смысл и даты праздника

Еврейский Новый год Рош ха-Шана (רֹאשׁ הַשָּׁנָה‏‎), точное произношение на иврите «рош hа-шанА», на идише «рошешОнэ»; здесь и далее ударение в словах отмечено заглавными буквами) отмечают 1-го и 2-го числа иудейского месяца тишрей (тишри). В 2017 году его празднование начинается вечером в среду, 20 сентября, и завершается вечером в пятницу, 22 сентября .

Поскольку в этом году второй день Рош ха-Шана плавно перетекает в шабат, учреждения, многие магазины и другие предприятия, а также общественный транспорт не функционируют трое суток подряд, вплоть до вечера субботы, 23 сентября . В отличие от шабата, в праздник разрешено приготовление пищи, но только предназначенной для съедания в ближайшие часы.

«Рош ха-Шана» дословно означает «голова года». Подобно тому как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош ха-Шана зависит, каким будет для него наступающий год.

Рош ха-Шана празднуется два дня, хотя Тора предписывает соблюдать его только 1 тишрея: «И в седьмом месяце , в первый день месяца будет у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, в этот день трубите в шофар» (Ваикра/Левит 23:23-25; Бемидбар/Числа 29:1-6).

Как известно, в диаспоре (вне Израиля) все праздники празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в Стране Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Сангедрина (Синедриона), когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца 29 элуля считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 тишрея или 30 элуля и следует ли начинать праздник. Во избежание сомнений постановили праздновать Рош ха-Шана два дня.

Когда был сотворен мир?

Какому из шести дней сотворения мира соответствует Рош ха-Шана, начало года? Оказывается, не первому дню, в который были сотворены небо и земля, а шестому, когда был создан человек. В этот день сотворение мира было завершено и начался первый год его полноценного существования.

«И сказал Бог: сделаем человека, и пусть он властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всей землей» (Берешит/Бытие 1:26).

Почему Тора говорит «сделаем» — во множественном числе? Разве не Бог в одиночку создал человека? На этот вопрос есть разные ответы, один из них таков: множественным числом глагола «сделаем» Бог обращается к самому человеку, который тем самым становится участником в Божественном сотворении его же личности.

Бог как будто говорит Адаму (и тем самым каждому человеку): «Если ты хочешь, если ты приложишь усилия, если ты постараешься, то мы вместе — ты и Я — сделаем из тебя человека». Таким образом, сразу при сотворении мира на человека была возложена личная ответственность за то, чтобы он был Человеком. И каждый праздник Рош ха-Шана — напоминание ему об этом.

Предтеча Йом-Кипура (Судного дня)

Установление 1 тишрея религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано и с тем, что в этот день Бог судит весь мир. В эти дни, учит иудейская традиция, Он записывает в Книгу Жизни главные события, которые произойдут с людьми в грядущем году. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник. С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния – «ямИм нораИм» («дни трепета» или «дни раскаяния»), заканчивающиеся Йом-Кипуром — днем всепрощения, искупления. У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Богослужения в эти дни призваны повлиять на решение Творца. Лишь после Йом-Кипура Божественный вердикт утверждается — «скрепляется печатью». Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Бога, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош ха-Шана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги.

«Ташлих» – выбрасывание грехов в воду

Слова пророка Михи: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты бросишь в пучину морскую все грехи наши» (Миха 7:18-19) легли в основу обряда «ташлИх» («выбрасывание»).

После полудня в первый день Рош ха-Шана (или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, родника или моря, встряхивают полы одежды, «вытряхивая» грехи, и произносят вышеприведенный стих, а также другие принятые в данной ситуации тексты и покаянные гимны и молитвы.

Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу и «вечноглядящее око». Обряд ташлих сам по себе не очищает человека, но символизирует его намерение укрепиться на пути покаяния в наступающем году.

Как поздравляем, как справляем

Самый простой способ поздравить с еврейским новым годом, не требующий знания иврита, – сказать «шанА товА» («год добрый»). Если ваши знакомые владеют идишем, их обрадует приветствие «а гут ёр», означающее то же самое.

После молитвы «Маарив» в первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни: «ле-шанА товА тикатЭву ве-тэхатЭму» («Да будете вы записаны на добрый год, и запись сия да будет скреплена печатью»). В этот день дарят подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.

Что едим

Стремясь призвать в свой дом радость и счастье, в Рош ха-Шана едят яблоки с медом, различные сладости. Также на столе стоят блюда из рыбы — символа плодородия и размножения; баранья голова — символ главенствования, «чтоб нам быть головой, а не хвостом»; гранат — «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате»; кружочки моркови, напоминающие золотые монеты; много других овощей и фруктов — в знак надежды на обильный урожай. В начале праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую сладкую халу с изюмом), над которым было произнесено благословение, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Существует и обычай есть яблоки с медом, говоря: «Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, дать нам хороший и сладкий год».

Кислое, горькое и острое есть не принято. Орехов в Рош ха-Шана не едят, потому что гематрия (числовое значение) букв этого слова на иврите равна гематрии слова «грех».

Особенности праздничных молитв и благословений

Сборник еврейских праздничных молитв называется «махзОр», (круговорот, цикл). Среди молитв на Рош ха-Шана есть обычные, читаемые и в другие дни, например «Шма, Исраэль» и «Амида», текст которых модифицируется в соответствии с праздником. Но большую часть молитвенника составляют «пиюты» — поэтические произведения, написанные различными еврейскими авторами за последние 2000 лет.

Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, содержат десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего все, и десять текстов, в которых упоминается шофар (специально обработанный бараний рог) — один из главных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.

Трубление в шофар

Одно из библейских названий Рош ха-Шана — «день трубных звуков». Важнейшая заповедь праздника – слушать, как трубят в шофар (непосредственно, а не как звук, транслируемый с помощью электроники), что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной.

Голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик души, обращенный к небесному Отцу, пробуждает человека к тшуве (раскаянию). Слушать звуки шофара принято стоя. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы «Мусаф» запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре.

Звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Богом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения. Шофар — напоминание о том баране, которого принес Авраам в жертву вместо сына своего Ицхака. Наше поколение само по себе, может, и не устояло бы на суде, но наши предки и наши потомки защищают нас, и мы обращаем к Богу слова: «Вспомни заслуги праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова — и окажи нам милость ради того, что мы несем Твое Имя, и ради праведного Машиаха Твоего». Таким образом, шофар помогает нам устоять на Суде, пробуждает наши внутренние силы и дает нам защиту.

Точное время начала праздника и конца шабата

В канун первого дня Рош ха-Шана принято зажигать свечи. При этом произносят два благословения:

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ашЕр кидшАну бе-мицвотАв ве-цивАну леhадлИк нэр шель йом hа-зикарОн. АмЭн»(«Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Дня памяти. Аминь»)

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ше-hэхьЯну ве-киймАну ве-hигиАну ла-змАн hа-зЭ. АмЭн» («Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, Который позволил нам дожить до этого времени. Аминь»)

Время зажигания праздничных свечей и исхода шабата 20/23 сентября в Москве – 18.16/исход – 19.21.

Рассказать друзьям