Бежал из зимнего дворца в женском платье. Платье Керенского и штурм Зимнего: мифы и правда об Октябрьской революции

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Григорий Шегаль. «Бегство Керенского из Гатчины». 1938

Итак, в год 100-летия "Великой русской революции", как теперь принято это событие называть, продолжим собирать экспонаты для виртуального музея революции/контрреволюции 1917-1991 годов.
После , который на целое столетие, и даже уже дольше, стал одеянием революционеров (Ленина, Сталина, Мао, Чан Кай Ши, Дэн Сяопина, Пол Пота, Че Гевары, трёх Кимов...), перейдём к "экспонату номер два", другой одежде Александра Фёдоровича. Которую он, вдобавок, никогда в реальной жизни не носил... но, тем не менее, она прочно вошла в исторический миф о нём и о революции 25 Октября. И в историю искусства (живописи, включая карикатуру, и кино). И в историческую символику...
Конечно, речь идёт про знаменитое "женское платье" Керенского, то ли сестры милосердия, то ли горничной, в которое он переоделся, чтобы сбежать от большевиков. В реальности отыскать этот наряд, увы, невозможно, ибо его и не было никогда, но для виртуального музея он подойдёт в самый раз. Что ж, проследим рождение этой прекрасной по красоте и символичности революционной легенды.
Как же обстояло дело в действительности? Зимний дворец накануне штурма Керенский покинул в своей обычной одежде, то есть всё в том же полувоенном френче. Американское посольство даже предоставило главе российского правительства дипломатическую машину со звёздно-полосатым флагом, для его большей безопасности. На ней он и выехал из Зимнего дворца. Встречные офицеры, по его словам, как обычно, отдавали главковерху честь, он отвечал им тем же...
А вот со вторым бегством Керенского, уже из Гатчинского дворца, дело обстояло немного интереснее. Обстановка вокруг премьера там сложилась нестерпимая: в Гатчину для переговоров приехал большевик Павел Дыбенко. Генерал Пётр Краснов (тот самый, будущий союзник Гитлера, повешенный по приговору советского суда в 1947 году) стал последней надеждой Керенского. Краснов вспоминал: "Утром 1 ноября вернулись переговорщики и с ними толпа матросов. Наше перемирие было принято, подписано представителем матросов Дыбенко, который и сам пожаловал к нам. Громадного роста, красавец-мужчина с вьющимися чёрными кудрями, чёрными усами и юной бородкой, с большими тёмными глазами, белолицый, румяный, заразительно веселый, сверкающий белыми зубами, с готовой шуткой на смеющемся рте, физически силач, позирующий на благородство, он очаровал в несколько минут не только казаков, но и многих офицеров.
- Давайте нам Керенского, а мы вам Ленина предоставим, хотите, ухо на ухо поменяем! - говорил он, смеясь.
Казаки верили ему. Они пришли ко мне и сказали, что требуют обмена Керенского на Ленина, которого они тут же у дворца повесят."


"Фирменная" одежда Керенского в 1917 году - полувоенный френч

В своих показаниях после ареста в 1917 году генерал Краснов рассказывал о дальнейшем так:
"1 ноября меня потребовал верховный главнокомандующий (Керенский). Он был очень взволнован и нервен.
– Генерал, – сказал он, – вы меня предали... Тут ваши казаки определённо говорят, что они меня арестуют и выдадут матросам...
– Да, – отвечал я, – разговоры об этом идут, и я знаю, что сочувствия к вам нигде нет.
– Но и офицеры говорят то же.
– Да, офицеры особенно недовольны вами.
– Что же мне делать? Приходится покончить с собой.
– Если вы честный человек, вы поедете сейчас в Петроград с белым флагом и явитесь в Революционный комитет, где переговорите как глава правительства.
– Да, я это сделаю, генерал.
– Я дам вам охрану и попрошу, чтобы с вами поехал матрос.
– Нет, только не матрос. Вы знаете, что здесь Дыбенко?
– Я не знаю, кто такой Дыбенко.
– Это – мой враг.
– Ну, что же делать? Раз ведёте большую игру, то надо и ответ дать.
– Да, только я уеду ночью.
– Зачем? Это будет бегство. Поезжайте спокойно и открыто; чтобы все видели, что вы не бежите.
– Да, хорошо. Только дайте мне конвой надёжный.
– Хорошо. Я пошёл вызвать казака 10-го Донского казачьего полка Русакова и приказал назначить 8 казаков для окарауливания верховного главнокомандующего. Через полчаса пришли казаки и сказали, что Керенского нет, что он бежал. Я поднял тревогу и приказал его отыскать, полагая, что он не мог бежать из Гатчины и скрывается где-либо здесь же".
В Ставку генералу Духонину Краснов отослал в тот день телеграмму: "Приказал арестовать главковерха; он успел скрыться". Позднее, в мемуарах, Краснов попытался приукрасить своё поведение в этот день, якобы никакого предательства с его стороны не было, и он сказал премьеру: "Как ни велика вина ваша перед Россией, я не считаю себя вправе судить вас. За полчаса времени я вам ручаюсь". И дал тому возможность сбежать...
Сам Керенский уверенно писал о предательстве Краснова, а о своём бегстве рассказывал так (выделение моё): "Я не считаю ещё себя вправе подробно рассказать мой уход из Гатчинского Дворца. Большевики ещё у власти – люди ещё живы... Я ушёл из Дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушёл, не зная ещё за минуту, что пойду. Пошёл нелепо переодетый под носом у врагов и предателей. Я ещё шёл по улицам Гатчины, когда началось преследование. Шёл вместе с теми, кто меня спас, но кого я никогда раньше не знал и видел в первый раз в жизни. В эти минуты они проявили выдержку, смелость и самоотвержение незабываемые."
Во что же реально переоделся Александр Фёдорович в Гатчинском дворце 1 ноября 1917 года? Павел Милюков со слов Краснова уточнял, что Керенский ушёл из дворца «в матросской куртке и синих очках». Один из его адъютантов мичман Кованько рассказывал позднее подробности этих минут. Керенский сказал своим адъютантам, что он решил застрелиться, чтобы не попасть в руки большевиков. Но у него больная рука, и он боится, что не убьёт себя, а только покалечит. Поэтому он просит их бросить жребий, кто из них его застрелит. Жребий пал на Кованько. "А надо сказать, что этот Кованько был очень артистичным малым: и сострить мог, и скаламбурить к месту. Тут он и говорит Керенскому: "Что же это мы в самом деле раскисли?!" Схватил шофёрскую меховую куртку (тогда ведь были открытые машины), напялил синие очки на Александра Федоровича, фуражку". Автопортрет самого Керенского: «Я преобразился в весьма нелепого матроса, рукава бушлата которого были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля. Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шофёрские очки».
Однако фраза "пошёл нелепо переодетый", опубликованная в мемуарном очерке в 1926 году, дорого обошлась позднее Александру Фёдоровичу. (Я помню, как в советской школе начала 80-х читал её в учебнике истории). Она очень помогла распространению знаменитого мифа.
К 1927 году легенда о "женском платье" главковерха была уже готова. Она отразилась на плакате художника Василия Пшеничникова (1882-1957) из Ассоциации художников революционной России (АХРР), созданном к 10-летию революции. На нём Керенский изображён в неопределённом женском платье красного цвета. Но это пока ещё не платье сестры милосердия или горничной.


Василий Пшеничников. Плакат, 1927. Подпись: "БЕГСТВО КЕРЕНСКОГО ИЗ ГАТЧИНЫ. Керенский решил всеми силами подавить революцию. Последняя надежда оставалась у него на казаков. Но и казаки не поддержали Керенского. Член военно-революционного комитета тов. Дыбенко, приехавший в штаб Керенского, в Гатчину, созвал митинг, на котором решено было арестовать Керенского и отправить его в Петроград. За 10 минут до ареста, 14 ноября, около 3-х часов дня, Керенский, переодевшись женщиной и воспользовавшись волнением во дворце, бежал от возмущённых казаков и солдат".

А в среде белой эмиграции легенда о "бегстве Керенского из Зимнего дворца в женском платье" родилась ещё раньше. Адвокат Николай Карабчевский писал: «Костюмироваться по маскарадному Керенский вообще любил, и был на это мастер.
Как мне в свое время передавали, он однажды в масленицу явился в квартиру одного думца, где собрались гости, в облачении древнего римлянина времён республики, с мечом в руках. Все нашли, что в шлеме, из-под которого торчали его характерно-растопыренные уши, и с мечом в руках, на своих тонких ногах, он весьма удачно выразил стойкую храбрость русского революционера.
Позднее ему пришлось маскироваться уже не по случаю масленицы.
Поцарствовав недолго в рабочей куртке, во имя углубления революции, и затем в походной форме потешного „главнокомандующего“, он бежал из Зимнего дворца, как утверждали, в платье и в головной косынке сестры милосердия, что при его брито-бесцветной физиономии дало ему возможность благополучно скрыться. В каком костюме он впоследствии удирал от большевиков заграницу, мне в точности не известно".
В 1937 году легенда поднялась на новую ступеньку, она вошла в "Краткий курс истории ВКП(б)"! Там говорилось про его бегство из Гатчины: «что касается Керенского, то он, переодетый в женское платье, успел скрыться».
К 20-летию Октября, в 1937-1938 годах советский художник Григорий Шегаль (1889-1956) создал картину «Бегство Керенского из Гатчины», на которой напуганный Керенский торопливо переодевается в одежду сестры милосердия в одной из дворцовых комнат; репродукцию картины стали довольно часто помещать в советские учебники.
Отметился в творении легенды и Борис Ефимов:

Борис Ефимов. Карикатура на А. Ф. Керенского

В 1957 году, к 40-летию революции, к мифу о женском платье главковерха приложили руку известные советские карикатуристы Кукрыниксы. Они создали картину "Последний выход Керенского".


Кукрыниксы. "Последний выход Керенского". 1957-1958

Ну, а в фильме "Посланники вечности" (1970) легенда сделала последний шаг: Керенский в женском платье бежал уже не из Гатчины, а из Зимнего дворца (впрочем, то же самое утверждал Карабчевский ещё в 1920-х годах).
В телефильме "Шантаж" из серии "Следствие ведут Знатоки" (дело №6, 1972) старорежимная барыня Антонина Валерьяновна Прахова успокаивала своего молодого сообщника, безымянного Шантажиста (роль А. Джигарханяна), что в случае чего он уйдёт от милицейской засады, "как ушёл Александр Фёдорович".
– Какой Александр Фёдорович?
– Да Керенский.
– А как он ушёл?
– В женском платье. Надо знать отечественную историю!
В фильме "Корона Российской империи" (1971) актриса Людмила Гурченко распевала "куплеты шансонетки" на стихи Роберта Рождественского, среди которых был и такой:
Между прочим, сам Керенский за кордон,
Перебрался в платье женском, миль пардон,
Сбросив женскую одежду и корсет
Мне высказывал надежды тет-а-тет.
– Извините, мсье Керенский, чем стареть
Может лучше за Россию умереть?
Ради чести и престижа, не шучу.
Он смеется:
– Что я, рыжий? Не хочу!

Этих куплетов Александр Фёдорович, на своё счастье, уже не услышал (он скончался в 1970 году), но про саму легенду, разумеется, знал. В 1966 году, общаясь с советским журналистом Генрихом Боровиком, беседу с ним начал с эмоционального заявления: «Господин Боровик, ну скажите у себя в Москве! Там же есть серьёзные люди! Ну, пусть перестанут писать, будто я бежал из Зимнего дворца в женском платье! Не было этого! И не бежал я, а, согласно нашему общему решению, уехал навстречу нашим войскам, которые всё не прибывали и не прибывали из Гатчины на подмогу Временному правительству! Уехал на своём автомобиле и в своём обычном полувоенном костюме… Меня многие видели, я не особенно и скрывался-то. Солдаты, даже красные, если узнавали меня, отдавали мне честь!.. При чём тут женское платье?!»
Г. Боровик рассказывал: "Видимо, эта неправда жгла ему сердце и через 50 лет.
– Александр Фёдорович, но это же не большевики придумали, – ответил я. – Об этом впервые написал младший брат начальника юнкерской школы, которая должна была оборонять Зимний…
– Да они ж меня все ненавидели и ненавидят! – взорвался Керенский. – Они ж монархисты… Вы знаете, как они меня называли? «Александра Фёдоровна»! Они намекали на то, что я якобы спал на кровати императрицы Александры Фёдоровны. А я, клянусь Богом, там не спал!".
Кстати, "Александрой Фёдоровной" по имени последней императрицы Керенского называли не только монархисты. У Маяковского в поэме "Хорошо" один из большевиков говорит:
Быть
Керенскому
биту и ободрану!
Уж мы
подымем
с царёвой кровати
эту
самую
Александру Федоровну.

Ну, и в завершение обзора этого, повторю, прекрасного, с моей точки зрения, исторического мифа, пара небольших личных воспоминаний в тему.
Году в 1979-м учительница рассказывала школьникам, в числе которых был и я, такую историческую байку. Будто бы в детстве, когда юный Саша Керенский и Володя Ульянов жили в Симбирске, а их отцы были коллегами-педагогами, маленький Саша приходил на ёлку к Ульяновым. И переодевался при этом в маскарадный костюм девочки...
И второе: около 1990 года помню карикатуру из тогдашней неформальной (оппозиционной) печати, из газеты "Новая жизнь". На рисунке Александр Фёдорович Керенский демонстрировал Михаилу Сергеевичу Горбачёву женское платье...


Б. Матвеева. Керенский. 1989

Полная энциклопедия наших заблуждений Мазуркевич Сергей Александрович

Керенский. Переодевался ли он в женское платье?

Деятельность Александра Федоровича Керенского, главы Временного правительства России в 1917 году, историки оценивают по-разному. В большей части эти оценки негативные. Один из современников писал о Керенском: «Душа Керенского была ушиблена той ролью, которую история ему - случайному маленькому человеку - навязала». Жаль, конечно, что на месте Керенского не оказалось более решительного человека, который бы смог противостоять большевикам. Но что было, то было, и кто знает, как могло бы быть по-другому.

Перейдем к нашему мифу. Как считает подавляющее большинство наших соотечественников, Керенский бежал из Зимнего дворца, переодевшись в одеяние медсестры, напялив на себя дамскую юбку. Однако так ли было на самом деле?

Находясь в эмиграции, Керенский сильно возмущался байками о том, что он сбежал, переодевшись в женскую одежду. На самом деле такого переодевания не было. Узнав о том, что на улицах, прилегающих к Зимнему, стоят красные патрули, Керенский выехал на фронт навстречу войскам. Ехал он вовсе не в женской одежде, а в полувоенном френче и галифе, которые всегда носил с тех пор, как стал военным министром. На некоторых постах красногвардейцы даже отдавали ему честь и вытягивались по стойке смирно.

Но следует отметить, что история с переодеванием все же была. Когда не удалось наступление на Петроград генерала Краснова, казаки собирались выдать Керенского, если большевики пообещают отпустить их на Дон. Вот здесь Керенскому и пришлось переодеться, но опять же не в женское платье, а в матросскую одежду. Хоть он и выглядел нелепо в матросском бушлате с короткими рукавами, коричневых штиблетах, тесной бескозырке и с огромными очками на носу, но никто из казаков не признал Керенского в подобном наряде. Так ему удалось скрыться.

Что же касается женского платья, то в нем Керенский, наверное, выглядел бы очень интересно, если учитывать, что у него в то время была рыжая борода.

После того как Керенскому удалось провести казаков, он сорок дней скрывался подобно Ленину в Разливе. Кстати, это не одно совпадение в жизни двух творцов революции. Керенский родился также 22 апреля, также в Симбирске, да и учился в той же гимназии, где и Ленин. Но на этом совпадения заканчиваются: после большевистского переворота Ленин, как известно, стал строить новую Россию, а Керенский в июне 1918 года отправился в эмиграцию. Кстати, для того, чтобы покинуть Россию, ему пришлось еще раз переодеться, на этот раз в сербского офицера.

Некоторые исследователи приписывают Керенскому чуть ли не «комплекс Наполеона» на том основании, что он закладывал руку за жилет. Однако причина этого в ином. Керенскому когда-то сломали кисть. Поскольку она не восстанавливалась, то носить ее надо было на перевязке. А Александр Федорович не хотел, чтобы его называли «раненой уткой», и потому закладывал руку за жилет.

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Керенский. Переодевался ли он в женское платье? Деятельность Александра Федоровича Керенского, главы Временного правительства России в 1917 году, историки оценивают по-разному. В большей части эти оценки негативные. Один из современников писал о Керенском: «Душа

автора Францев Евгений

37. Я не куплю тебе это платье, т. к. оно дорогое Намерение: если ты хочешь, чтобы я уговорила тебя, то конечно…Переопределение: да, оно довольно солидное, и поэтому мы его и купим.Разделение: давай я расскажу, чем оно мне понравилось, а потом ты сам решишь.Объединение:

Из книги 100 возражений. мужчина и женщина автора Францев Евгений

78. Я не разрешу тебе одеть это платье, т. к. оно очень откровенное Намерение: если ты хочешь, чтобы я производила правильное впечатление, то разрешишь.Переопределение: да, эффектней, чем другие, и поэтому…Разделение: давай именно в этот раз я пойду в нем, а потом сам будешь

Из книги 100 возражений. бизнес и продажи автора Францев Евгений

87. Я не куплю это платье, т. к. оно не подходит под туфли Намерение: Вы хотите чтобы, оно сочеталось с Вашим гардеробом? Может, другие туфли…Переопределение: да, оно подходит не под каждый стиль. И поэтому…Разделение: но примерить Вы его можете, возможно,

Из книги 200 интимных вопросов гинекологу автора Почепецкая Ольга

Женское бесплодие Бесплодие - это отсутствие беременности в течение 12 месяцев половой жизни без применения контрацепции.Женское бесплодие более многогранно, чем мужское. Ведь женский организм не только должен произвести полноценную яйцеклетку, но и создать условия

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Женщина в голубом платье 1905. Национальная картинная галерея Армении, ЕреванИзыскано-декоративные картины Борисова-Мусатова начала 1900-х годов явились событием в русском искусстве. Стало очевидным, что в художественную культуру вошел замечательный

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

КЕРЕНСКИЙ, Александр Федорович (1881–1970), председатель Временного правительства 172 Неужели русское свободное государство есть государство взбунтовавшихся рабов? <…> У меня нет прежней уверенности, что перед нами не взбунтовавшиеся рабы, а сознательные граждане,

автора Францев Евгений

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

автора Пост Пегги

ВАШ ВНЕШНИЙ ОБЛИК. ВАШЕ ПЛАТЬЕ Одежда, в которой вы придете на собеседование, как и весь ваш внешний вид, сразу же произведут определенное впечатление на потенциального работодателя. Поэтому стоит, видимо, потратиться на хороший костюм, специально предназначенный для

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

ПЛАТЬЕ НЕВЕСТЫ Ни вдове, ни разведенной женщине на втором бракосочетании не следует покрывать лицо вуалью, поскольку вуаль является символом девственности. Белое подвенечное платье, символизирующее чистоту, это другое дело, однако поскольку второй брак ни в коей мере не

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович (1881-1970), председатель Временного правительства 53 Всем, всем, всем.Заголовок воззвания от 27 авг. 1917 г. в связи с корниловским выступлением После октября 1917 г. «Всем, всем, всем» – частый оборот в воззваниях советского правительства. Обращение

В летописи Октябрьской Революции есть одна забавная ветка мифологического характера, которая была растиражирована даже в картинах маститых художников и в кинофильмах. Речь о том, что министр-председатель Керенский сбежал из Зимнего в женском платье. Одна версия гласила, что он утёк из дворца в платье медсестры, вторая - горничной.

Судя по мемуарам, в эмиграции Керенский больше всего обижался именно на это :
[...] По воспоминаниям журналиста Г. Боровика, встречавшегося с Керенским в 1966-м, эта версия «жгла ему сердце и через 50 лет», и первой сказанной им при встрече фразой было: «Господин Боровик, ну скажите там в Москве - есть же у вас умные люди! Ну не бежал я из Зимнего дворца в женском платье!»

В реальности, насколько я помню опубликованные свидетельства, он уехал из Зимнего в машине американского посольства под их же флагом. По одной версии (Керенского), американцы сами дали ему машину для выезда. По версии же посольских американцев, его адьютанты захватили машину и не дали убрать с неё американский флаг. Так он под ним и выехал из Петрограда, для надёжности.

Ниже - три картины с мифологической версией, которые я нашёл.


Первые две больших картины - платья медсестры (эта версия была основной).

Кукрыниксы "Последний выход Керенского" (1957)

Григорий Шегаль "Бегство Керенского" (1938)

И карикатура Бориса Ефимова. Тут платье непонятно какое. Но точно не медсестры.

Если есть ещё художественные версии - дополняйте в комментах:)

7 ноября 1917 года в Петрограде произошло вооружённое восстание, организованное усилиями партии большевиков. В тот же вечер был захвачен Зимний дворец, где находилось последнее пристанище Временного правительства. Власть перешла в руки большевиков.

Октябрьская революция стала самым значимым событием в истории СССР, и 7 ноября до самого распада СССР считалось главным праздником советской страны. Столь пристальное внимание к революции породило своеобразную мифологию вокруг этого события: штурм Зимнего, выстрелы "Авроры", переодетый женщиной Керенский, но далеко не все из этих мифов и легенд имеют отношение к реальности. Лайф выяснил, что в истории революции правда, а что - позднейшие мифы и легенды.

Единство партии по поводу восстания

Советская пропаганда достаточно упорно создавала миф о единстве коммунистической партии. Партия - монолит, никаких шатаний в ней не положено. Однако эта практика зародилась только в начале 30-х годов, когда Сталин разгромил внутрипартийные фракции и обновил состав партии. Но в ленинские времена в партии было немало фракций и мнений, зачастую отличавшихся от мнения вождя.

Ни о каком единстве партии по вопросу вооружённого захвата власти не приходится говорить. Поначалу Ленин со своей идеей немедленного вооружённого выступления был в меньшинстве. Члены ЦК были настолько шокированы письмами Ленина о немедленной подготовке революции, что предпочли сжечь их, чтобы не показывать остальным партийным организациям.

Резко против восстания выступали Зиновьев и Каменев, считавшие, что власть можно будет взять мирным путём, колебался даже Троцкий, который выступал за восстание, но считал его преждевременным. Ленину с огромным трудом удалось преодолеть сопротивление ЦК по этому вопросу, ему даже впервые пришлось угрожать выходом из партии, чтобы остальные члены ЦК всё же поддержали его идею о немедленном восстании. Ленину удалось окончательно продавить курс на вооружённое восстание только в начале октября.

Первый блин комом

Советская пропаганда не жалела сил для освещения Октябрьской революции, однако гораздо менее успешную попытку захвата власти, произведённую в июле, старалась оставить в тени. События, ныне известные как Июльское восстание, в советское время позиционировались как "зверский расстрел Временным правительством безоружных демонстрантов".

На самом деле речь шла о первой попытке вооружённого захвата власти. Усилиями наиболее радикальных большевиков были распропагандированы несколько полков петроградского гарнизона, а также матросы Балтийского флота. В назначенный день они должны были соединиться с анархистами в крупную демонстрацию, захватить Таврический дворец и объявить о переходе власти в руки Советов.

В последний момент лидеры большевиков поняли, что выступление организовано слишком слабо и, вероятнее всего, завершится неудачей, но они уже не могли остановить распропагандированную ими и анархистами массу солдат и моряков, которые, прибыв ко дворцу, арестовали министра земледелия эсера Чернова. Однако большая часть петроградского гарнизона оказалась лояльной Временному правительству, прибывшие казаки разогнали демонстрантов, которые после короткой перестрелки разбежались. Ленин и Зиновьев бежали из города, вся большевистская пресса была запрещена, большая часть лидеров партии оказалась под арестом. Вина за неудавшееся выступление была возложена на руководителей Военной организации ЦК РСДРПб, которые курировали партийную работу с солдатами.

Ошибки Июльского восстания были учтены в подготовке Октябрьского. На этот раз была выбрана не тактика массовых демонстраций, а точечные захваты ключевых стратегических пунктов: телеграфы, мосты, вокзалы и т.д.

Штурм Зимнего дворца

В годы Первой мировой войны Зимний дворец был переоборудован под госпиталь для раненых солдат. Летом 1917 года его облюбовало для своих заседаний Временное правительство. Зимний был исключительно символическим центром временной власти и был захвачен в последнюю очередь.

Штурм Зимнего - это, конечно, серьёзное преувеличение позднейшей советской пропаганды, превратившей его в самое значимое символическое событие революции. Полноценного штурма на самом деле не было, а сама ситуация больше напоминала комедию.

С одной стороны, Временное правительство совершенно не позаботилось об обороне. Зимний защищали несколько десятков юнкеров, батальон женщин-ударниц и группа офицеров-инвалидов. Казаки, уже спасшие временную власть в июльские дни, на этот раз не хотели участвовать в обороне, считая Керенского предателем, поскольку он собственноручно выпустил всех арестованных большевиков и раздал им оружие, опасаясь военного переворота со стороны Корнилова. Тем не менее их удалось уговорить прибыть на защиту Зимнего - с условием, что им предоставят пулемёты и броневики. Не дождавшись обещанного, казаки плюнули на режим и ушли из дворца.

Преступная глупость и дезорганизованность дошли до такой степени, что никто даже не позаботился о подвозе боеприпасов и продовольствия, из-за чего защитники Зимнего остались без еды. В связи с этим значительная часть защитников также покинула его накануне штурма. Для броневиков не привезли бензин.

С другой стороны, и сами большевики, вопреки героическим мифам позднего времени, отнюдь не горели желанием штурмовать Зимний даже в столь благоприятных условиях. Большая часть петроградского гарнизона оказалась равнодушной к большевистским призывам и осталась в стороне от событий. Хотя "на бумаге" у большевиков в городе были десятки тысяч человек, в действительности они располагали лишь несколькими сотнями наиболее активных.

Поглазеть на революцию собралось множество зевак и прохожих. Всем хотелось посмотреть, как же происходит свержение власти. Чтобы продемонстрировать свою решительность, обе стороны изредка неприцельно стреляли в направлении друг друга из винтовок.

Обе стороны ждали: защитники - подхода с фронта лояльных войск, которые прогонят смутьянов, большевики - прибытия из Гельсингфорса (Хельсинки) крупного отряда моряков, которые были теми ещё бузотерами и должны были вдохновить нерешительных активистов, собравшихся на площади.

После прибытия моряков холостой выстрел с крейсера "Аврора" (который также должен был послужить средством психологического давления на защитников дворца) послужил началом к штурму, который провалился. Беспорядочная толпа матросов и солдат, бежавших по направлению к воротам, моментально рассеивалась, едва заслышав ответные выстрелы из дворца. Несколько волн атаковавших рассыпалось под несильным огнём обороняющихся.

Столь нелепая атака успокоила защитников дворца, решивших, что они справятся даже своими незначительными силами. Кроме того, из-за хаотичной путаницы (оборонявшимся мучительно не хватало офицеров) большая часть женщин - защитниц Зимнего попала в руки большевиков из-за неудачной вылазки.

После этого Зимний был обстрелян из Петропавловской крепости, однако снаряды попали мимо: по утверждениям большевиков, артиллеристы сознательно промахивались.

В ночь на 8 ноября начался новый штурм. Большевики обнаружили, что оборонявшиеся забыли запереть ворота с обратной стороны дворца. В брешь устремились сотни. Собственно, это и был штурм. Моряки и солдаты толпами врывались в коридоры и помещения Зимнего и разоружали всех, кто подворачивался под руку. Серьёзного сопротивления защитники не оказывали, и через некоторое время весь дворец был заполнен как большевиками, так и просто зеваками, наблюдавшими за историческими событиями и не упустившими случая стянуть какие-нибудь ценности из дворца.

Керенский и женское платье

В советское время был создан и тщательно закреплён государственной пропагандой миф о побеге Керенского из Зимнего дворца (иногда - из Гатчины) в женском платье, под видом медсестры (в другом варианте - горничной). Советскими художниками даже было нарисовано несколько картин на тему переодеваний Керенского в женское платье, которые услужливо размещались в школьных учебниках истории, чтобы получше запечатлеть образ.

Это привело к тому, что и до сих пор огромное количество людей искренне убеждены, что Керенский бежал под видом женщины. Но это не так. Из Зимнего Керенский выехал в своей обычной одежде (френче, ставшем его фирменным символом) на дипломатической машине американского посольства, причём в мемуарах он утверждал, что солдаты узнали его и даже отдали честь. А из Гатчины после неудачной попытки похода на Петроград Керенский бежал, переодевшись матросом.

Также стоит отметить, что даже чисто теоретически переодевание в женщину в тех условиях куда более сомнительно, чем в матроса. Одинокую сестру милосердия или горничную разгулявшиеся матросы вполне могли зажать в углу, тогда как одежда матроса почти гарантировала отсутствие пристального интереса.

Живя в эмиграции, Керенский очень переживал из-за этих бездоказательных утверждений про платье. Когда первому за полвека советскому журналисту удалось встретиться с уже очень старым Керенским, первое, о чём он его попросил: передать всем в Советском Союзе, что он не переодевался в женское платье.

Попытка Керенского вернуть власть

Широко распространено мнение, что Керенский после переворота сразу же бежал из страны, но это не так. В действительности он предпринимал активные попытки вернуть власть в первые дни после свержения. Из Зимнего дворца он бежал в Гатчину, где находились казаки атамана Краснова - последняя военная сила, лояльности которой он мог добиться.

Краснову удалось мобилизовать несколько сотен казаков и юнкеров, общей численностью не более пары тысяч человек. На большее Керенский, предавший армию и ненавидимый всеми военными, не мог рассчитывать, даже попытки Верховного главнокомандующего Духонина выделить Керенскому помощь натолкнулись на открытый саботаж: военные демонстративно отказывались поддержать Керенского и заявляли о нейтралитете.

Отряды Краснова смогли без боя овладеть Гатчиной и Царским Селом, однако большевики уже провели в столице экстренную мобилизацию всех сторонников и располагали гораздо большими силами. Попытки наступления на Пулковском направлении провалились из-за немногочисленности атакующих. Краснов, не получив обещанных Керенским подкреплений от военных, отступил в Гатчину. Большевики вступили с казаками в переговоры, по итогам которых пообещали в обмен на прекращение сопротивления пропустить их на Дон и не включать в состав правительства Ленина и Троцкого, взамен на это казаки соглашались на арест Керенского.

Однако Керенский к тому моменту уже бежал, а большевики очевидно не собирались выполнять большую часть договорённостей. Впрочем, казаков они действительно отпустили.

Керенский некоторое время ещё пытался заручиться поддержкой различных антибольшевистских сил, но никто не горел желанием работать с дискредитировавшим себя диктатором. Сначала Керенского отказались принимать в казачьих землях, потом не допустили в правительство Комуча в Сибири, в итоге он окончательно уехал из России летом 1918 года.

Почему большевикам удалось взять власть

В советские времена на это был один ответ: потому что большевиков поддержал народ. Разумеется, это чисто пропагандистское клише, не имеющее отношения к действительности. Конечно, у большевиков была некоторая поддержка в крупных промышленных городах, но она была и у меньшевиков, и у эсеров, и даже большая, чем у большевиков. Однако ни меньшевики, ни эсеры не ставили своей целью вооружённый захват власти.

В конце сентября - начале октября 1917 года Ленину удалось окончательно продавить в партии курс на немедленное восстание. Силы большевиков были невелики, и, будь на месте Керенского более адекватный руководитель, Октябрьское восстание ждала бы судьба разгромленного Июльского. Тем более что никакого секрета в подготовке вооружённого восстания не было и весь город знал о нём, включая Керенского.

Однако Керенский был настолько влюблён в себя и очарован своей собственной харизмой, что уверовал в свою исключительность и полагал, что, если большевики и попытаются свергнуть его, он с лёгкостью разобьёт их, как он сделал это три месяца назад.

Но он не учёл, что в июле ещё сохранялись какие-то остатки армии, на которые он мог опереться. Однако после того, как он подавил так толком и не начавшийся "мятеж главнокомандующего Корнилова", причём ради этого выпустив из тюрем и вооружив большевиков, он лишился всякой поддержки справа и из центра. Армия фактически прекратила своё существование, она больше никому не подчинялась, а Керенского ненавидели всё ещё оставшиеся в армии офицеры. Казаки также сочли предательством, что Керенский задействовал большевиков против Корнилова, а ведь казаки проливали свою кровь, чтобы подавить их восстание.

Лишившись поддержки справа, Керенский не получил её и слева. Левые силы стремительно радикализовались после корниловского военного выступления в августе, и их уже не удовлетворяла пустая болтовня Керенского.

Сложилась уникальная ситуация, когда власть буквально лежала на земле и взять её мог кто угодно. А то, что её в итоге взяли большевики, свидетельствует о том, что лишь у них было такое принципиальное намерение и была разработана программа захвата власти.

Рассказать друзьям